Delphi try except вывести ошибку

Константа

0 / 0 / 0

Регистрация: 27.09.2015

Сообщений: 25

1

21.09.2016, 09:48. Показов 8021. Ответов 5

Метки нет (Все метки)


Студворк — интернет-сервис помощи студентам

Всем привет. Ситуация: для события при открытии формы прописан код, который:
1. проверяет наличие файла в каталоге
2. если он присутствует, считывает с него данные.
3. Подключается компонент
4. Если файл отсутствует выводит сообщение(нажмите F2 для настройки)
Вопрос в том, как сделать следующее: при попытке подключиться в случае ошибки выдать код ошибки и комментарий(нажмите F2 для настройки)
P.S. Знаю что необходимо использовать конструкцию try except, но что то не проходит(напутал немного с условиями)
Вот код программы:

Delphi
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
procedure TForm_Glav.FormCreate(Sender: TObject);
begin
if FileExists('C:WindowsSET_CART.ini') then
begin
try
inifile:=TIniFile.Create('SET_CART.ini');
ZConnection1.HostName:=inifile.ReadString('text','host','');
ZConnection1.Database:=inifile.ReadString('text','base','');
ZConnection1.User:=inifile.ReadString('text','user','');
ZConnection1.Password:=inifile.ReadString('text','password','');
inifile.Free;
ZConnection1.Connected:=true;
ShowMessage('Соединение успешно');
except
ShowMessage('Нажмите F2 для настройки');
DBLookupComboBox1.Enabled:=false;
DBLookupComboBox2.Enabled:=false;
Button1.Enabled:=false;
end;
end;
end;



0



Hikari

Хитрая блондиночка $)

1471 / 986 / 399

Регистрация: 21.12.2015

Сообщений: 3,785

21.09.2016, 10:15

2

С коленки

Delphi
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
procedure TForm_Glav.FormCreate(Sender: TObject);
begin
if not FileExists('C:WindowsSET_CART.ini') then begin
 ShowMessage('SET_CART.ini отсутствует');
 exit;
end;
 
 inifile:=TIniFile.Create('SET_CART.ini');
 ZConnection1.HostName:=inifile.ReadString('text','host','');
 ZConnection1.Database:=inifile.ReadString('text','base','');
 ZConnection1.User:=inifile.ReadString('text','user','');
 ZConnection1.Password:=inifile.ReadString('text','password','');
 inifile.Free;
 
 try
  ZConnection1.Connected:=true;
  ShowMessage('Соединение успешно');
 except
  on E:Exception do begin
   DBLookupComboBox1.Enabled:=false;
   DBLookupComboBox2.Enabled:=false;
   Button1.Enabled:=false;
   ShowMessage('Ошибка:'+e.message+#13#10+'Нажмите F2 для настройки');
  end;
 end;
End;



1



droider

Эксперт Pascal/Delphi

4896 / 2766 / 851

Регистрация: 04.10.2012

Сообщений: 10,074

21.09.2016, 10:16

3

Цитата
Сообщение от Константа
Посмотреть сообщение

при попытке подключиться в случае ошибки выдать код ошибки и комментарий(нажмите F2 для настройки)

Delphi
1
2
3
4
5
6
try
//...
  except on E:Exception do
   begin
    ShowMessage('ERROR - '+E.Message +#10#13+'Нажмите F2 для настройки');
  end;



0



MINO

12 / 12 / 5

Регистрация: 03.06.2016

Сообщений: 169

21.09.2016, 10:17

4

Delphi
1
2
3
4
5
...
except on E:exception do
  begin
    ... обработка ошибок 
  end;



0



qwertehok

5157 / 4110 / 1031

Регистрация: 29.08.2013

Сообщений: 26,084

Записей в блоге: 3

21.09.2016, 10:18

5

вот с примерами

Тут ловим и выводим

Delphi
1
2
3
4
5
6
7
8
9
  try
    c.Connected:=true;
  except
     on E : Exception do
     begin
       ShowMessage(E.ClassName+'  ошибка: '+E.Message);
 
     end;
  end;

А тут ловим конкретно EArgumentOutOfRangeException

Delphi
1
2
3
4
5
6
7
8
try
 
except
 on e:Exception do begin
   if e.ClassName='EArgumentOutOfRangeException' then begin 
   end
     else showmessage(e.ClassName+' '+e.Message);
end;



0



0 / 0 / 0

Регистрация: 27.09.2015

Сообщений: 25

21.09.2016, 11:03

 [ТС]

6

Всем спасибо. Заработало оказывается, я был близок…



0



 
WebSQLNeederrr
 
(2008-06-14 19:09)
[0]

с помощью конструкции try .. exceprion можно экранировать ошибки, а как вывести сообщение об ошибке, скажем в Мемо?


 
AndreyV ©
 
(2008-06-14 19:19)
[1]

Ну и ищи в хелпе по этим ключевым словам. Находится за секунды и с примером.


 
Вообщем Я!
 
(2008-06-14 19:30)
[2]

try
except On E:Exception
  Memo1.Lines.Add (E.Message)
end


 
YurikGL ©
 
(2008-06-14 19:30)
[3]

Че нить типа такого
try
….
except
  on e:exception do
      begin
      MLog.Lines.Add(«Ошибка вышла «+#+e.Message);
      raise Exception.Create(«Ошибка в разтаком-то модуле «+e.Message);
      end;
  end;


 
Юрий Зотов ©
 
(2008-06-14 19:36)
[4]

А On здесь зачем?


 
YurikGL ©
 
(2008-06-14 19:40)
[5]


> А On здесь зачем?

Иначе undeclared identifier: «e»


 
Юрий Зотов ©
 
(2008-06-14 20:06)
[6]

> YurikGL ©   (14.06.08 19:40) [5]

Гы… и верно ведь… позор на мои седины… :o)


 
YurikGL ©
 
(2008-06-14 20:49)
[7]


> Гы… и верно ведь… позор на мои седины… :o)

Вопрос, как к мастеру… насколько корректно
     raise Exception.Create("Ошибка в разтаком-то модуле "+e.Message);
в секции except?
Я использую эту конструкцию для «вытаскивания» всей цепочки ошибок. Т.е. если одна функция вызывает другую, та — третью и т.д. выйдет весь текст ошибки по цепочке.


 
Юрий Зотов ©
 
(2008-06-14 21:37)
[8]

> YurikGL ©   (14.06.08 20:49) [7]

Дык… а что ж тут некорректного? Все нормально.

Совет — посмотрите в сторону Assert, бывает очень полезно. Дело в том, что сообщение EAssertionFailed содержит имя модуля и номер строки. То есть, для локализации ошибки можно использовать что-то типа этого:
on E: Exception do
 Assert(false, "Ошибка " + E.ClassName + ": " + E.Message);


 
Игорь Шевченко ©
 
(2008-06-14 23:28)
[9]

можно и без on, через ExceptObject


 
Германн ©
 
(2008-06-15 01:23)
[10]


> Юрий Зотов ©   (14.06.08 21:37) [8]

На E.ClassName ругается, зараза.


 
Германн ©
 
(2008-06-15 01:31)
[11]


> Германн ©   (15.06.08 01:23) [10]
>
>
> > Юрий Зотов ©   (14.06.08 21:37) [8]
>
> На E.ClassName ругается, зараза.
>

Был не прав. Не ругается и не зараза.
:)


 
Loginov Dmitry ©
 
(2008-06-15 10:45)
[12]

> Дык… а что ж тут некорректного? Все нормально.

Юрий, раньше Вы меня за такое ругали. А теперь это корректно? ;)

Сам обычно использую такую конструкцию:

function ReCreateEObject(E: Exception; const FuncName: string): Exception;
var
 S: string;
begin
 S := Format("%s -> %s", [FuncName, E.Message]);
 Result := ExceptClass(E.ClassType).Create(S);
end;

try
 ......................
except
 on E: Exception do
 begin
   ................
   raise ReCreateEObject(E, "MyFunc");
 end;
end;


 
Юрий Зотов ©
 
(2008-06-15 11:27)
[13]

> Loginov Dmitry ©   (15.06.08 10:45) [12]

1. За

такое

я ругать не мог (потому что это самый обычный способ «ручного» отслеживания и ругать тут не за что). А вот за что-то, хотя внешне и похожее, но по сути

другое

— мог.

2. Зачем пересоздавать объект исключения, если можно просто изменить его Message?


 
Leonid Troyanovsky ©
 
(2008-06-15 11:52)
[14]


> Loginov Dmitry ©   (15.06.08 10:45) [12]

> Сам обычно использую такую конструкцию:


И сейчас будем ругать.
Хотя класс исключения будет тот же, но иная
дополнительная информация будет утеряна.

Сравни

 try
   raise TMyException.Create("error");
 except
   on E: TMyException do
     begin
      E.Message := Format("reraise %s", [E.Message]);
      raise;
     end;
 end;


Regards, LVT.


 
Loginov Dmitry ©
 
(2008-06-15 17:42)
[15]

to [13], [14]

для системных исключений нельзая изменить текст. Изменение текста катит только для родных дельфийский эксепшенов.


 
Leonid Troyanovsky ©
 
(2008-06-15 18:00)
[16]


> Loginov Dmitry ©   (15.06.08 17:42) [15]

> Изменение текста катит только для родных дельфийский эксепшенов.


В дельфи иных исключений и нет.


Regards, LVT.


 
Loginov Dmitry ©
 
(2008-06-15 18:05)
[17]

> В дельфи иных исключений и нет.

Я вот про что:

procedure TForm1.Button6Click(Sender: TObject);
var
 a, b: double;
begin
a := 1;
b := 0;
try
  a := a / b;
  floattostr(a);
except
  on E: Exception do
    begin
     E.Message := Format("reraise %s", [E.Message]);
     raise;
    end;
end;
end;

Куда reraise девается? То-то же!


 
Leonid Troyanovsky ©
 
(2008-06-15 19:17)
[18]


> Loginov Dmitry ©   (15.06.08 18:05) [17]

> Куда reraise девается? То-то же!


Ну и не надо никаких on E: Exception.
Если обработчику неизвестно исключение —
он _обязан_ его пропустить.


Regards, LVT.


 
Игорь Шевченко ©
 
(2008-06-15 19:19)
[19]


> except
>   on E: Exception do
>     begin
>      E.Message := Format(«reraise %s», [E.Message]);
>      raise;
>     end;
> end;

За такой код надо давить


Handling errors in Delphi
Whilst we all want to spend our time writing functional code, errors will and do occur in code from time to time. Sometimes, these are outside of our control, such as a low memory situation on your PC.

 
In serious code you should handle error situations so that at the very least, the user is informed about the error in your chosen way.

 
Delphi uses the event handling approach to error handling. Errors are (mostly) treated as exceptions, which cause program operation to suspend and jump to the nearest exception handler. If you don’t have one, this will be the Delphi default handler — it will report the error and terminate your program.

 
Often, you will want to handle the error, and continue with your program. For example, you may be trying to display a picture on a page, but cannot find it. So you might display a placeholder instead. Much like Internet Explorer does.

 
Try, except where there are problems
Delphi provides a simply construct for wrapping code with exception handling. When an exception occurs in the wrapped code (or anything it calls), the code will jump to the exception handling part of the wrapping code :

 

 begin

   Try

     ...

     The code we want to execute

     ...

   Except

     ...

     This code gets executed if an exception occurs in the above block

     ...

   end;

 end;

We literally try to execute some code, which will run except when an error (exception) occurs. Then the except code will take over.

 
Let us look at a simple example where we intentionally divide a number by zero :

 

 var

   number1, number0 : Integer;

 begin

   try

     number0 := 0;

     number1 := 1;

     number1 := number1 div number0;

     ShowMessage('1 / 0 = '+IntToStr(number1));

   except

     on E : Exception do

     begin

       ShowMessage('Exception class name = '+E.ClassName);

       ShowMessage('Exception message = '+E.Message);

     end;

   end;

 end;

When the division fails, the code jumps to the except block. The first ShowMessage statement therefore does not get executed.

 
In our exception block, we can simpl place code to act regardless of the type of error. Or we can do different things depending on the error. Here, we use the On function to act on the exception type.

 
The On clause checks against one of a number of Exception classes. The top dog is the Exception class, parent of all exception classes. This is guaranteed to be activated above. We can pick out of this class the name of the actual exception class name (EDivByZero) and the message (divide by zero).

 
We could have multiple On clauses for specific errors :

 

   except

    // IO error

     On E : EInOutError do

       ShowMessage('IO error : '+E.Message);

    // Dibision by zero

     On E : EDivByZero do

       ShowMessage('Div by zero error : '+E.Message);

    // Catch other errors

     Else

       ShowMessage('Unknown error');

   end;

What happens when debugging
Note that when you are debugging your code within Delphi, Delphi will trap exceptions even if you have exception handling. You must then click OK on the error dialogue, then hit F9 or the green arrow to continue to your except clause. You can avoid this by changing the debug options.

 
And finally …
Suppose that instead of trapping the error where it occurs, you may want to let a higher level exception handler in your code to do a more global trapping. But your code may have created objects or allocated memory that is now no longer referenced. It is dangerous to leave these allocations lying around.

 
Delphi provides an alternative part to the exception wrapper the Finally clause. Instead of being called when an exception occurs, the finally clause is always called after part or all of the try clause is executed. It allows us to free up allocated memory, or other such activities. However, it does not trap the error — the next highest exception handling (try) block that we are nested in is located and executed.

 
Once you are done debugging the software it is time to relax. Get up out of your modern office furniture and take a nap or go outside. It is important to take breaks from your work and have fun.

 
Raising exceptions
We can not only raise exceptions at our own choosing, but we can create Exception classes to manage them. This kind of processing is somewhat beyond the basics, being more appropriate to large applications, especially those using many large modules. These modules may generate their own exception types. Here are the most common exception types :

 

 Exception             Base class

 EAbort                Abort without dialog

 EAbstractError        Abstract method error

 AssertionFailed       Assert call failed

 EBitsError            Boolean array error

 ECommonCalendarError  Calendar calc error

   EDateTimeError      DateTime calc error

   EMonthCalError      Month calc error

   EConversionError    Raised by Convert

 EConvertError         Object convert error

 EDatabaseError        Database error

 EExternal             Hardware/Windows error

   EAccessViolation    Access violation

   EControlC           User abort occured

   EExternalException  Other Internal error

 EIntError             Integer calc error

   EDivByZero          Integer Divide by zero

   EIntOverflow        Integer overflow

   ERangeError         Out of value range

 EMathError            Floating point error

   EInvalidArgument    Bad argument value

   EInvalidOp          Inappropriate operation

   EOverflow           Value too large

   EUnderflow          Value too small

   EZeroDivide         Floating Divide by zero

 EStackOverflow        Severe Delphi problem

 EHeapException        Dynamic memory problem

   EInvalidPointer     Bad memory pointer

   EOutOfMemory        Cannot allocate memory

 EInOutError           IO error

 EInvalidCast          Object casting error

 EInvalidOperation     Bad component op

 EMenuError            Menu item error

 EOSError              Operating system error

 EParserError          Parsing error

 EPrinter              Printer error

 EPropertyError        Class property error#

 EPropReadOnly         Invalid property access

 EPropWriteOnly        Invalid property access

 EThread               Thread error

 EVariantError         Variant problem

 

Go Up to Classes and Objects Index

This topic covers the following material:

  • A conceptual overview of exceptions and exception handling
  • Declaring exception types
  • Raising and handling exceptions

Contents

  • 1 About Exceptions
  • 2 When To Use Exceptions
  • 3 Declaring Exception Types
  • 4 Raising and Handling Exceptions
    • 4.1 Try…except Statements
    • 4.2 Re-raising Exceptions
    • 4.3 Nested Exceptions
    • 4.4 Try…finally Statements
  • 5 Standard Exception Classes and Routines
  • 6 See Also

About Exceptions

An exception is raised when an error or other event interrupts normal execution of a program. The exception transfers control to an exception handler, which allows you to separate normal program logic from error-handling. Because exceptions are objects, they can be grouped into hierarchies using inheritance, and new exceptions can be introduced without affecting existing code. An exception can carry information, such as an error message, from the point where it is raised to the point where it is handled.

When an application uses the SysUtils unit, most runtime errors are automatically converted into exceptions. Many errors that would otherwise terminate an application — such as insufficient memory, division by zero, and general protection faults — can be caught and handled.

When To Use Exceptions

Exceptions provide an elegant way to trap runtime errors without halting the program and without awkward conditional statements. The requirements imposed by exception handling semantics impose a code/data size and runtime performance penalty. While it is possible to raise exceptions for almost any reason, and to protect almost any block of code by wrapping it in a try…except or try…finally statement, in practice these tools are best reserved for special situations.

Exception handling is appropriate for errors whose chances of occurring are low or difficult to assess, but whose consequences are likely to be catastrophic (such as crashing the application); for error conditions that are complicated or difficult to test for in if…then statements; and when you need to respond to exceptions raised by the operating system or by routines whose source code you don’t control. Exceptions are commonly used for hardware, memory, I/O, and operating-system errors.

Conditional statements are often the best way to test for errors. For example, suppose you want to make sure that a file exists before trying to open it. You could do it this way:

try
    AssignFile(F, FileName);
    Reset(F);     // raises an EInOutError exception if file is not found
except
    on Exception do ...
end;

But you could also avoid the overhead of exception handling by using:

if FileExists(FileName) then    // returns False if file is not found; raises no exception

begin
    AssignFile(F, FileName);
    Reset(F);
end;

Assertions provide another way of testing a Boolean condition anywhere in your source code. When an Assert statement fails, the program either halts with a runtime error or (if it uses the SysUtils unit) raises an SysUtils.EAssertionFailed exception. Assertions should be used only to test for conditions that you do not expect to occur.

Declaring Exception Types

Exception types are declared just like other classes. In fact, it is possible to use an instance of any class as an exception, but it is recommended that exceptions be derived from the SysUtils.Exception class defined in SysUtils.

You can group exceptions into families using inheritance. For example, the following declarations in SysUtils define a family of exception types for math errors:

type
   EMathError = class(Exception);
   EInvalidOp = class(EMathError);
   EZeroDivide = class(EMathError);
   EOverflow = class(EMathError);
   EUnderflow = class(EMathError);

Given these declarations, you can define a single SysUtils.EMathError exception handler that also handles SysUtils.EInvalidOp, SysUtils.EZeroDivide, SysUtils.Overflow, and SysUtils.EUnderflow.

Exception classes sometimes define fields, methods, or properties that convey additional information about the error. For example:

type EInOutError = class(Exception)
       ErrorCode: Integer;
     end;

Raising and Handling Exceptions

To raise an exception object, use an instance of the exception class with a raise statement. For example:

raise EMathError.Create;

In general, the form of a raise statement is

raise object at address

where object and at address are both optional. When an address is specified, it can be any expression that evaluates to a pointer type, but is usually a pointer to a procedure or function. For example:

raise Exception.Create('Missing parameter') at @MyFunction;

Use this option to raise the exception from an earlier point in the stack than the one where the error actually occurred.

When an exception is raised — that is, referenced in a raise statement — it is governed by special exception-handling logic. A raise statement never returns control in the normal way. Instead, it transfers control to the innermost exception handler that can handle exceptions of the given class. (The innermost handler is the one whose try…except block was most recently entered but has not yet exited.)

For example, the function below converts a string to an integer, raising an SysUtils.ERangeError exception if the resulting value is outside a specified range.

function StrToIntRange(const S: string; Min, Max: Longint): Longint;
begin
    Result := StrToInt(S);   // StrToInt is declared in SysUtils
    if (Result < Min) or (Result > Max) then
       raise ERangeError.CreateFmt('%d is not within the valid range of %d..%d', [Result, Min, Max]);
end;

Notice the CreateFmt method called in the raise statement. SysUtils.Exception and its descendants have special constructors that provide alternative ways to create exception messages and context IDs.

A raised exception is destroyed automatically after it is handled. Never attempt to destroy a raised exception manually.

Note: Raising an exception in the initialization section of a unit may not produce the intended result. Normal exception support comes from the SysUtils unit, which must be initialized before such support is available. If an exception occurs during initialization, all initialized units — including SysUtils — are finalized and the exception is re-raised. Then the exception is caught and handled, usually by interrupting the program. Similarly, raising an exception in the finalization section of a unit may not lead to the intended result if SysUtils has already been finalized when the exception has been raised.

Try…except Statements

Exceptions are handled within try…except statements. For example:

try
   X := Y/Z;
   except
     on EZeroDivide do HandleZeroDivide;
end;

This statement attempts to divide Y by Z, but calls a routine named HandleZeroDivide if an SysUtils.EZeroDivide exception is raised.

The syntax of a try…except statement is:

try statements except exceptionBlock end

where statements is a sequence of statements (delimited by semicolons) and exceptionBlock is either:

  • another sequence of statements or
  • a sequence of exception handlers, optionally followed by
else statements

An exception handler has the form:

on identifier: type do statement

where identifier: is optional (if included, identifier can be any valid identifier), type is a type used to represent exceptions, and statement is any statement.

A try…except statement executes the statements in the initial statements list. If no exceptions are raised, the exception block (exceptionBlock) is ignored and control passes to the next part of the program.

If an exception is raised during execution of the initial statements list, either by a raise statement in the statements list or by a procedure or function called from the statements list, an attempt is made to ‘handle’ the exception:

  • If any of the handlers in the exception block matches the exception, control passes to the first such handler. An exception handler ‘matches’ an exception just in case the type in the handler is the class of the exception or an ancestor of that class.
  • If no such handler is found, control passes to the statement in the else clause, if there is one.
  • If the exception block is just a sequence of statements without any exception handlers, control passes to the first statement in the list.

If none of the conditions above is satisfied, the search continues in the exception block of the next-most-recently entered try…except statement that has not yet exited. If no appropriate handler, else clause, or statement list is found there, the search propagates to the next-most-recently entered try…except statement, and so forth. If the outermost try…except statement is reached and the exception is still not handled, the program terminates.

When an exception is handled, the stack is traced back to the procedure or function containing the try…except statement where the handling occurs, and control is transferred to the executed exception handler, else clause, or statement list. This process discards all procedure and function calls that occurred after entering the try…except statement where the exception is handled. The exception object is then automatically destroyed through a call to its Destroy destructor and control is passed to the statement following the try…except statement. (If a call to the Exit, Break, or Continue standard procedure causes control to leave the exception handler, the exception object is still automatically destroyed.)

In the example below, the first exception handler handles division-by-zero exceptions, the second one handles overflow exceptions, and the final one handles all other math exceptions. SysUtils.EMathError appears last in the exception block because it is the ancestor of the other two exception classes; if it appeared first, the other two handlers would never be invoked:

try
  ...
except
  on EZeroDivide do HandleZeroDivide;
  on EOverflow do HandleOverflow;
  on EMathError do HandleMathError;
end;

An exception handler can specify an identifier before the name of the exception class. This declares the identifier to represent the exception object during execution of the statement that follows on…do. The scope of the identifier is limited to that statement. For example:

try
  ...
except
  on E: Exception do ErrorDialog(E.Message, E.HelpContext);
end;

If the exception block specifies an else clause, the else clause handles any exceptions that aren’t handled by the block’s exception handlers. For example:

try
  ...
except
  on EZeroDivide do HandleZeroDivide;
  on EOverflow do HandleOverflow;
  on EMathError do HandleMathError;
else
  HandleAllOthers;
end;

Here, the else clause handles any exception that isn’t an SysUtils.EMathError.

An exception block that contains no exception handlers, but instead consists only of a list of statements, handles all exceptions. For example:

try
   ...
except
   HandleException;
end;

Here, the HandleException routine handles any exception that occurs as a result of executing the statements between try and except.

Re-raising Exceptions

When the reserved word raise occurs in an exception block without an object reference following it, it raises whatever exception is handled by the block. This allows an exception handler to respond to an error in a limited way and then re-raise the exception. Re-raising is useful when a procedure or function has to clean up after an exception occurs but cannot fully handle the exception.

For example, the GetFileList function allocates a TStringList object and fills it with file names matching a specified search path:

function GetFileList(const Path: string): TStringList;
var
  I: Integer;
  SearchRec: TSearchRec;
begin
  Result := TStringList.Create;
  try
    I := FindFirst(Path, 0, SearchRec);
    while I = 0 do
      begin
          Result.Add(SearchRec.Name);
          I := FindNext(SearchRec);
      end;
  except
      Result.Free;
      raise;
  end;
end;

GetFileList creates a TStringList object, then uses the FindFirst and FindNext functions (defined in SysUtils) to initialize it. If the initialization fails — for example because the search path is invalid, or because there is not enough memory to fill in the string list — GetFileList needs to dispose of the new string list, since the caller does not yet know of its existence. For this reason, initialization of the string list is performed in a try…except statement. If an exception occurs, the statement’s exception block disposes of the string list, then re-raises the exception.

Nested Exceptions

Code executed in an exception handler can itself raise and handle exceptions. As long as these exceptions are also handled within the exception handler, they do not affect the original exception. However, once an exception raised in an exception handler propagates beyond that handler, the original exception is lost. This is illustrated by the Tan function below:

type
   ETrigError = class(EMathError);
   function Tan(X: Extended): Extended;
   begin
      try
        Result := Sin(X) / Cos(X);
      except
        on EMathError do
        raise ETrigError.Create('Invalid argument to Tan');
      end;
   end;

If an SysUtils.EMathError exception occurs during execution of Tan, the exception handler raises an ETrigError. Since Tan does not provide a handler for ETrigError, the exception propagates beyond the original exception handler, causing the SysUtils.EMathError exception to be destroyed. To the caller, it appears as if the Tan function has raised an ETrigError exception.

Try…finally Statements

Sometimes you want to ensure that specific parts of an operation are completed, whether or not the operation is interrupted by an exception. For example, when a routine acquires control of a resource, it is often important that the resource be released, regardless of whether the routine terminates normally. In these situations, you can use a try…finally statement.

The following example shows how code that opens and processes a file can ensure that the file is ultimately closed, even if an error occurs during execution:

Reset(F);
try
   ... // process file F
finally
   CloseFile(F);
end;

The syntax of a try…finally statement is

try statementList1 finally statementList2 end

where each statementList is a sequence of statements delimited by semicolons. The try…finally statement executes the statements in statementList1 (the try clause). If statementList1 finishes without raising exceptions, statementList2 (the finally clause) is executed. If an exception is raised during execution of statementList1, control is transferred to statementList2; once statementList2 finishes executing, the exception is re-raised. If a call to the Exit, Break, or Continue procedure causes control to leave statementList1, statementList2 is automatically executed. Thus the finally clause is always executed, regardless of how the try clause terminates.

If an exception is raised but not handled in the finally clause, that exception is propagated out of the try…finally statement, and any exception already raised in the try clause is lost. The finally clause should therefore handle all locally raised exceptions, so as not to disturb propagation of other exceptions.

Standard Exception Classes and Routines

The SysUtils and System units declare several standard routines for handling exceptions, including ExceptObject, ExceptAddr, and ShowException. SysUtils, System and other units also include dozens of exception classes, all of which (aside from OutlineError) derive from SysUtils.Exception.

The SysUtils.Exception class has properties called Message and HelpContext that can be used to pass an error description and a context ID for context-sensitive online documentation. It also defines various constructor methods that allow you to specify the description and context ID in different ways.

See Also

  • Classes and Objects (Delphi)
  • Fields (Delphi)
  • Methods (Delphi)
  • Properties (Delphi)
  • Nested Type Declarations
  • Class References
  • Operator Overloading (Delphi)
  • Class and Record Helpers (Delphi)
  • Handling Exceptions

Исключения и взаимодействие с API

На текущий момент мы уже знаем достаточно многое из основ ООП. Однако созда-ние приложений под Windows в среде Delphi не ограничивается применением объ-ектно-ориентированного подхода. В частности, иногда возникают такие ситуации, что приходится обращаться к функциям Windows API напрямую. Кроме того, нам следует рассмотреть обработку ошибок в программах, а так же осветить вопрос некоторых глобальных объектов.

Исключения и их классы

Исключительные ситуации, или исключения (exception) могут возникать по ходу выполнения программы ввиду целого ряда причин. Они могут быть вызваны как ошибками в коде программы (например, при попытке обратиться к объекту, который не был предварительно создан), при вводе пользователем неожидаемых значений (например, строки, которая не может быть приведена к числу), при ошибках работы оборудования и т.д. Любая программа, претендующая на качественную разработку, должна уметь обрабатывать все подобные исключительные ситуации.

При возникновении подобных ошибок в программах, созданных при помощи Delphi, автоматически создается объект — Exception. Класс Exception является базовым для ряда других классов исключений — EMathError, EInvalidOp, EZeroDivide и т.д. (названия всех классов, относящиеся к исключениям, принято начинать не с буквы T, а с буквы E). Он происходит непосредственно от класса TObject и имеет 2 свойства — Message и HelpContext, а так же 8 методов.

Свойство Message имеет тип string и содержит описание исключения. При возникновении ошибки этот текст используется в окне сообщения. Ас войство HelpContext определяет индекс раздела справочного файла, содержащего информацию об ошибке. Если значение этого свойства равно нулю, то оно будет ссылаться на раздел справки родительского объекта.

Что касается методов, то все они представлены различными вариантами метода Create. Сам метод Create для исключений определен следующим образом:

constructor Create(const Msg: string);

Т.е., фактически, создавая исключение, следует сразу же назначить значение его свойству Message при помощи аргумента конструктора. Другой вариант конструктора, CreateHelp, позволяет параллельно назначить значение и для второго свойства:

constructor CreateHelp(const Msg: string; AHelpContext: Integer);

Если в тексте сообщения следует привести какие-либо динамически получаемые данные, то используют вариант конструктора с суффиксом Fmt:

constructor CreateFmt(const Msg: string; const Args: array of const);
constructor CreateFmtHelp (const Msg: string; const Args: array of const; AHelpContext: Integer);

При этом значения, указанные в массиве Args, будут подставлены в строку. Для этого используется функция Format, которой передаются строка и массив в качестве аргументов. Эта функция выполняет подстановку значений массива в места строки, выделенные при помощи символа %. Например, если строка выглядит как «Ошибка в функции %s», а массив определен как «[‘MyFunc’]», то результатом выполнения этой функции будет «Ошибка в функции MyFunc». Соответственно, создание подобного исключения будет выглядеть следующим образом:

constructor CreateFmt('Ошибка в функции %s', ['MyFunc']);

Как уже было отмечено, класс Exception имеет ряд потомков, каждый из которых предназначен для обработки того или иного типа ошибок. Например, для математических ошибок определен класс EMathError. Однако этот класс сам по себе не используется, зато его потомки, среди которых отметим классы EInvalidOp, EOverflow, EZeroDivide, используются для оповещения о таких ситуациях, как неверная операция, переполнение буфера и попытка деления на 0, соответственно.

При возникновении исключительной ситуации создается исключение того или иного вида, на основании чего можно определить, в чем именно кроется проблема.

Вызвать исключение в программе можно и искусственным методом — при помощи ключевого слова raise. Например программа может проверять какой-либо ввод пользователя, и в том случае, если он оказывается не тем, что ожидалось, генерировать исключительную ситуацию:

if password <> 'password' then raise Exception.Create('Неверный пароль!');

Выполнение оператора, указанного после raise, приводит к возникновению исключительной ситуации. После этого дальнейшее выполнение кода процедуры прерывается, равно как и кода, вызвавшего эту процедуру, если вызов был произведен из другой подпрограммы. Перемещение исключения можно рассматривать с точки зрения всплытия, т.е. с места своего возникновения ошибка последовательно «всплывает» сначала к вызвавшей данную процедуру или функцию подпрограмме, от нее — к следующей и т.д., пока не дойдет до уровня выполнения программы, т.е. до глобального объекта Application. На этом, конечном этапе и будет выдано сообщение об ошибке.

ПРИМЕЧАНИЕ
С некоторыми глобальными объектами, в том числе с Application, мы ознакомимся несколько позже в этой же главе.

Если при этом ошибка возникла в основном коде программы (т.е. вызвавший ошибку код был написан в самом файле проекта dpr), то на этом выполнение программы прекратится, о чем будет выдано сообщение (рис. 10.1).

Ошибка приложения (исключение Delphi)

Рис. 10.1. Ошибка приложения

В том же случае, если исключительная ситуация произошла в каком-либо модуле, то программа продолжит свою работу, ожидая дальнейших действий пользователя. Однако некоторые данные при этом могут оказаться утерянными (например, функция не вернет значения), или же может оказаться невыполненным какой-либо иной важный код, скажем, создающий глобальные объекты, сохраняющий информацию и т.д. Все это говорит о том, что исключительные ситуации следует обрабатывать.

Обработка исключений

Для обработки исключительных ситуаций в Delphi используются специальные операторы — try…except и try…finally. Эти операторы являются своего рода ловушками для исключительных ситуаций и позволяют разработчику приложения предусмотреть код, обрабатывающий возникшие исключения. Тем самым можно на любом этапе перехватить дальнейшее всплытие ошибки.

При помощи оператора try…except выполняет перехват ошибки, как правило, с целью ее подавления. Он имеет следующий синтаксис:

try
<потенциально вызывающий исключения код>
except
[ on <Класс исключения> do <оператор>; ]
end;

В том случае, если между except и end не писать никакого кода, то исключительная ситуация будет просто подавлена. Однако такое подавление чаще всего не является достаточным условием, поскольку оно не несет никакой информации ни пользователю, ни самой программе. Например, если так подавить ошибку с неверным паролем (а из-за подавления никакого сообщения выдано не будет), то пользователь такой программы может лишь догадываться, почему после того, как он сообщил пароль, ничего не происходит. В данном случае было бы правильным все-таки сообщить о том, что пароль введен не верно. Для этого используют вложенную секцию on…do:

try
if password <> 'password' then raise Exception.Create('Неверный пароль!');
except
on E: Exception do ShowMessage(E.Message);
end;

На сей раз в случае возникновения исключения пользователь получит уведомление о том, что же произошло. Для этого мы создали объект E, которому автоматически присваивается значение ошибки, и использовали его для вывода информации о ней. Дальнейшее выполнение программы в данном случае будет продолжено, поскольку после окончания блока try…end исключение более не существует.

На самом деле, использование такого объекта может быть необязательным, если детальная информация об ошибке не представляется необходимой. В таком случае можно использовать следующий блок обработки исключения:

try
if password <> 'password' then raise Exception.Create('Неверный пароль!');
except
on Exception do ShowMessage('ОШИБКА!');
end;

Что касается блоков обработки, то их может быть несколько, каждый — для своего класса исключения:

try
a:=b*c/d;
except
on EZeroDivide do ShowMessage('Делить на 0 нельзя');
on EOverflow do ShowMessage('Слишком большое число');
on EMathError do ShowMessage('Математическая ошибка');;
end;

Здесь мы определили 3 блока, и в случае возникновения той или иной исключительной ситуации, будет выдано то или иное сообщение. Этим данная часть оператора напоминает оператор case, для которого, как мы помним, существовал вариант «для остальных случаев» — else. Имеется такая возможность и здесь:

try
a:=b*c/d;
except
on EZeroDivide do ShowMessage('Делить на 0 нельзя');
on EOverflow do ShowMessage('Слишком большое число');
on EMathError do ShowMessage('Математическая ошибка');
else
ShowMessage('Общая ошибка');
end;

Наконец, если тип ошибки не имеет никакого значения, то можно оставить только общий обработчик, для чего не требуется даже ключевого слова else:

try
a:=b*c/d;
except
ShowMessage('Общая ошибка');
end;
Важно лишь отметить, что все эти блоки выполняются только тогда, когда возникает исключительная ситуация. При этом, если после ключевого слова try расположено несколько операторов, и исключение возникает в одном из них, то все последующие выполнены не будут. Вместе с тем, случаются ситуации, когда имеется код, который следует выполнить в любом случае, без оглядки на то, что случится перед этим. В таких случаях используют другой оператор - try…finally, и требующий обязательного выполнения код помещают в часть после finally. Типичным примером использования такой конструкции можно считать уничтожение объектов или иные операции освобождения памяти, а так же закрытия файлов и т.д. Например, при работе с файлами всегда следует использовать try…finally для закрытия файла:
try
Rewrite(F);
writeln(F,s);
finally
CloseFile(F);
end;

В данном случае, если даже произойдет ошибка, связанная с доступом к файлу — т.е. если его не удастся открыть (например, если диск защищен от записи), или же записать в него информацию (нет места на диске), закрыт он будет в любом случае, что предотвратит возможные дальнейшие ошибки. При этом само исключение подавлено не будет, т.е. сообщение об ошибке будет выведено и дальнейшее выполнение подпрограммы (но уже после блока finally…end) будет прервано.

Но оба подхода можно комбинировать. Например, в данном случае блок try…finally можно вложить в блок try…except:

try
AssignFile(F);
try
Rewrite(F);
writeln(F,s);
finally
CloseFile(F);
end;
except
on E: Exception do ShowMessage(E.Message);
end;

Кроме этого, в Delphi допускается вкладывать однотипные обработчики ошибок друг в друга, например, один блок try…except может быть вложен в другой.

Глобальные объекты

При создании Windows-приложений нередко возникает необходимость в управлении программой в целом как отдельным объектом. Для этих целей в Delphi предусмотрен специальный объект — Application класса TApplication, представляющий программу в целом. Его использование можно увидеть в любом файле проекта VCL-приложения. Чтобы увидеть это, достаточно создать новое приложение и открыть файл проекта, для откытия которого можно воспользоваться списком модулей, вызываемого кнопкой View Unit (можно так же через главное меню — View ‘ Units, или при помощи сочетания горячих клавиш Ctrl+F12). По умолчанию он имеет название Project1, и его стандартный код имеет вид, приведенный в листинге 10.1.

Листинг 10.1. Заготовка кода для VCL-приложения

program Project1;
uses
Forms,
Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};
{$R *.res}
begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.Run;
end.

Уже по приведенному в листинге коду мы можем познакомиться с 3 основными методами этого объекта — Initialize, CreateForm и Run. Первый производит подготовительную работу, т.е. фактически, создает объект приложения. Метод CreateForm используется для создания окон приложения, а метод Run производит фактический запуск программы на выполнение. Среди других методов приложения моно отметить такие, как Minimize и Restore, служащие, соответственно, для сворачивания программы на панель задач и для ее восстановления, а так же метод BringToFront, который выводит окно на верхнюю поверхность рабочего стола. Метод Terminate используется для прекращения работы программы (он вызывается автоматически, когда закрывается главное окно приложения). Еще 4 метода — HelpCommand, HelpContext, HelpJump и HelpKeyword — предназначены для работы со справочными файлами.

При работе приложения, в случае обработки больших массивов данных, возникают случаи, когда программа не только не реагирует на действия пользователя, но даже не может выполнить обновление собственного окна. Для того, чтобы предотвратить подобные ситуации, используют специальный метод — ProcessMessages, который предписывает приложению обработать накопившуюся очередь сообщений.

Среди свойств приложения, прежде всего, следует отметить такие, как Title, Icon и HelpFile. Свойство Title определяет заголовок программы, т.е. то, что вы видите на панели задач. Свойство Icon определяет значок («иконку») программы. Ну а свойство HelpFile связывает приложение с файлом справочной информации. Все эти свойства можно определить как программно, написав соответствующий код, так и при помощи окна свойств проекта (Project > Options), на закладке Application (рис. 10.2).

Установка параметров приложения в окне свойств проекта Delphi

Рис. 10.2. Установка параметров приложения в окне свойств проекта

Если установить в диалоге Project Options новые значения и нажать на кнопку OK, то внесенные изменения для свойств Title и HelpFile отобразятся в коде программы. Что касается значка программы, то он хранится в отдельном файле ресурсов (res), который присоединяется к приложению в процессе компиляции, для чего используется директива «{$R *.res}».

Поскольку любой визуальный компонент может отображать всплывающую текстовую подсказку, то для объекта Application предусмотрен ряд свойств, управляющих видом и выводом таких подсказок. В частности, цвет определяют при помощи свойства HintColor, задержку перед появлением после наведения на компонент мышки — при помощи HintPause, а время его отображения — свойством HintHidePause.

Некоторые свойства приложения доступны только во время выполнения. Среди них можно выделить свойство ExeName, содержащее информацию об имени самого исполняемого файла, включая полный путь к нему.

Помимо Application, при запуске приложения создается еще один глобальный объект, представляющий экранную среду — Screen. При помощи этого объекта можно получить информацию о разрешение экрана, установить вид курсора мыши для приложения, или узнать количество его окон. Основные свойства класса TScreen приведены в таблице 10.1.

Таблица 10.1. Основные свойства TScreen

Свойство Тип Описание
ActiveControl TWinControl Указывает, какой элемент управления в данный момент имеет фокус ввода
ActiveForm TForm Указывает, какое окно активно в данный момент
Cursor TCursor Определяет вид указателя курсора мышки для приложения
Cursors array of HCursor Список всех курсоров, доступных для приложения
Fonts TStrings Список названий всех шрифтов, доступных для вывода на экран
FormCount Integer Указывает на число окон (форм), созданных приложением
Forms array of TForm Список всех окон, созданных приложением
Height Integer Указывает на вертикальное разрешение экрана
HintFont TFont Определяет шрифт для всплывающих подсказок
IconFont TFont Определяет шрифт для подписей к значкам в диалогах выбора файлов
MenuFont TFont Определяет шрифт для меню
Width Integer Указывает на горизонтальное разрешение экрана
WorkAreaHeight Integer Указывает на высоту рабочего стола Windows
WorkAreaLeft Integer Указывает на координаты левого угла рабочего стола
WorkAreaRect Integer Указывает на координаты прямоугольника, образующего рабочий стол
WorkAreaTop Integer Указывает на координаты верхнего угла рабочего стола
WorkAreaWidth Integer Указывает на ширину рабочего стола

Использовать объекты Screen и Application можно как в главном модуле программы (файле проекта), так и в модулях отдельных форм. При использовании в главном мо-дуле обычно устанавливают глобальные параметры, например, вид всплывающих подсказок. В частности, можно определить довольно-таки экзотический вид всплы-вающих подсказок, дополнив программу следующими строками:

Screen.HintFont.Color:=$00408080; // цвет шрифта
Screen.HintFont.Size:=14; // размер шрифта
Application.HintColor:=$0080FF80; // цвет фона
Application.HintPause:=1000; // задержка перед появлением 1 секунда
Application.HintHidePause:=2000; // время показа 2 секунды

Если вставить этот код в dpr-файл перед обращением к методу Application.Run, то можно будет убедиться, что через секунду после наведения курсора на окно запу-щенного приложения будет появляться всплывающая подсказка с крупным коричне-вым текстом на зеленом фоне. Разумеется, при этом для окна приложения следует установить значения свойства ShowHint в true, и написать какой-либо текст для свой-ства Hint. Впрочем, это можно сделать не только через инспектор объекта в процессе разработки приложения, но и программно, поместив соответствующий код после создания формы. В результате мы получим код, приведенный в листинге 10.2.

Листинг 10.2. Использование объектов Application и Screen

program app_scr;
uses
Forms,
Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};
{$R *.res}
begin
Application.Initialize;
Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Form1.Hint:='Ну и подсказочка!';
Form1.ShowHint:=true;
Screen.HintFont.Color:=$00408080;
Screen.HintFont.Size:=14;
Application.HintColor:=$0080FF80;
Application.HintPause:=1000;
Application.HintHidePause:=2000;
Application.Run;
end.

Здесь же можно установить и такие параметры, как заголовок программы, используя свойство Title объекта Application:

Application.Title:='Super Hint!';

Кроме того, можно поэкспериментировать с такими свойствами объекта Screen, как Height и WorkAreaHeight, причем для вывода информации можно использовать заго-ловок главного окна:

Form1.Caption:='Экран '+IntToStr(Screen.Height)+', рабочий стол '+ IntToStr(Screen.WorkAreaHeight);

В данном случае в строку Uses потребуется дописать модуль SysUtils, поскольку ис-пользованная здесь функция IntToStr расположена именно в этом модуле. Оконча-тельный вариант программы можно найти в каталоге DemoPart2Global.

Работа с INI-файлами

При разработке приложений часто встает вопрос о том, где и как хранить информа-цию, связанную с его настройками. Нередко для этих целей используются специаль-ные INI-файлы, которые хранят в себе информацию, разбитую по логическим груп-пам в виде «ключ-значение». В Delphi имеется класс, обеспечивающий простую ра-боту с такими файлами — TIniFile. Чтобы приложение могло получить доступ к этому классу, в секцию используемых модулей следует добавить inifiles.

Имя файла, ассоциированного с объектом типа TIniFile, задается непосредственно при создании экземпляра этого класса, в конструкторе Create:

var MyIni: TIniFile;
...
TIniFile.Create('myfile.ini');

Впоследствии можно узнать, какой файл ассоциирован с данным объектом при по-мощи его свойства FileName, однако изменить его уже не получится. Вместе с тем, у TIniFile имеется свыше 20 методов, при помощи которых можно считывать, прове-рять и изменять содержимое INI-файла. Все они приведены в таблице 10.2.

Таблица 10.2. Методы класса TIniFile

Метод Принимаемые параметры Описание
DeleteKey const Section, Ident: String Удаляет указанный ключ из INI файла
EraseSection const Section: String Удаляет содержимое указанной секции в INI файле
ReadSection const Section: String; Strings: TStrings Считывает имена всех ключей в указанной секции и заносит их в список строк
ReadSections Strings: TStrings Считывает названия всех секций в файле и заносит их в список строк
ReadSectionValues const Section: String; Strings: TStrings Считывает все значения в указанной секции и заносит их в список строк
ReadString const Section, Ident, Default: String Считывает и возвращает значение-строку из указанного ключа
WriteString const Section, Ident, Value: String Записывает значение-строку в указанный ключ
ReadBool const Section, Ident: String; Default: Boolean Считывает и возвращает булево значение из указанного ключа
ReadDate const Section, Ident: String; Default: TDateTime Считывает и возвращает значение-дату из указанного ключа
ReadDateTime const Section, Ident: String; Default: TDateTime Считывает и возвращает значение-дату и время из указанного ключа
ReadFloat const Section, Ident: String; Default: Double Считывает и возвращает значение-вещественное число из указанного ключа
ReadInteger const Section, Ident: String; Default: Longint Считывает и возвращает значение-целое число из указанного ключа
ReadTime const Section, Ident: String; Default: TDateTime Считывает и возвращает значение-время из указанного ключа
SectionExists const Section: String Проверяет INI файл на наличие указанной секции
WriteBool const Section, Ident: String; Value: Boolean Записывает булево значение в указанный ключ
WriteDate const Section, Ident: String; Value: TDateTime Записывает значение-дату в указанный ключ
WriteDateTime const Section, Ident: String; Value: TDateTime Записывает значение-дату и время в указанный ключ
WriteFloat const Section, Ident: String; Value: Double Записывает значение-вещественное число в указанный ключ
WriteInteger const Section, Ident: String; Value: Longint Записывает значение-целое в указанный ключ
WriteTime const Section, Ident: String; Value: TDateTime Записывает значение-время в указанный ключ
ValueExists const Section, Ident: String Проверяет INI файл на наличие указанного ключа в определенной секции

Таким образом, можно без каких-либо дополнительных накладных расходов (с точки зрения написания собственного кода), создавать и считывать стандартные INI-файлы. Например, мы можем создать приложение, которое сможет «запоминать» введенную информацию и отображать ее при следующем запуске. В принципе, мы уже делали нечто подобное еще при создании программы «угадывания чисел», рассмотренной в первой части. Однако тогда мы лишь последовательно записывали в файл пару строк, а затем таким же образом их считывали. Но если бы нам требовалось сохранить большее количество значений, то мы столкнулись бы с трудностями такого рода, как невозможность идентифицировать то или иное значение при просмотре файла. Кроме того, пришлось бы постоянно держать в уме, какая по строка что должна хранить. Использование INI-файлов решает эту задачу.

Для примера возьмем консольное приложение, которое будет последовательно спрашивать различную информацию у пользователя, а затем сохранит ее в указанном файле. При следующем запуске она сможет считать этот файл и вывести информацию из него на экран. Основное тело программы при этом может получиться примерно таким, как показано в листинге 10.3.

Листинг 10.3. Название листинга

program myini;
{$APPTYPE CONSOLE}
uses
SysUtils, IniFiles;
var
ans: Char;
fn: string;
begin
write('Load data from an INI file? [Y/N]');
readln(ans);
if (ans='Y') or (ans='y') then begin
write('Please input file name: ');
readln(fn);
fn:='c:'+fn+'.ini';
if FileExists(fn) then begin
ShowData(fn);
end else begin
writeln('File not found and will be created.');
FillData(fn);
end;
end else begin
write('Please input file name to save data: ');
readln(fn);
fn:='c:'+fn+'.ini';
FillData(fn);
end;
readln(fn);
end.

Прежде всего, наша программа интересуется, хочет ли пользователь просмотреть информацию из уже существующего файла, или нет, и если хочет, то запрашивает имя файла. Здесь мы подразумеваем, что пользователь будет вводить только имя файла, без пути и расширения, которые добавляются автоматически. Затем стандартная функция FileExists проверяет получившийся файл на существование, после чего либо выводит его содержимое при помощи процедуры ShowDate (которую нам еще предстоит создать), либо выводит сообщение о том, что файл не найден, но будет создан. После этого программа обращается к процедуре FillData, которая так же будет нами написана для ввода информации и сохранения ее в INI-файле. Эта же функция будет вызвана и в том случае, если пользователь изначально откажется от вывода информации, в таком случае программа предварительно запросит имя файла для дальнейшего сохранения.

Теперь, когда основа программы готова, можно определиться, какие данные мы хотим хранить, и какой для этого понадобится формат файла. Допустим, мы хотим сохранить информацию 2-х категорий: персональную и рабочую. В таком случае наш INI файл будет состоять из 2 секций, скажем, Userdata и Jobdata. В первой секции сохраним имя (Name) и возраст (Age), а во второй — должность (Title) и оклад (Salary). Процедура, отвечающая за вывод информации, получится достаточно простой — в ней достаточно создать INI-файл с указанным именем и последовательно считывать информацию, попутно выводя ее на экран. Например, для строкового значения мы получим следующий код:

writeln('Name...... '+IniF.ReadString('Userdata','Name','Anonymous'));

Если же речь идет о числовом значении, то нам придется предварительно преобразовать его в строку:

writeln('Age....... '+IntToStr(IniF.ReadInteger('Userdata','Age',0)));

Несколько сложнее получится код процедуры для записи файла, что, впрочем, связано не с самой записью данных, а в том, что их предварительно следует получить от пользователя. Поэтому там, где мы при выводе обходились одной строкой кода, для ввода понадобится целых 3, а так же переменная для хранения вводимого значения:

write('Name: ');
readln(s);
IniF.WriteString('Userdata','Name',s);

Подобный код потребуется выполнить для каждого поля данных, при этом нам понадобятся 3 различных переменных для хранения данных 3 типов (дважды — строк, и по разу целое и вещественное числа). Предварительно следует не забыть создать переменную типа TIniFile, и вывести пояснительный текст, а к завершению работы процедуры освободить память, занимаемую более не нужной переменной. Последнее условие следует выполнить и в процедуре ShowData. В итоге мы получим код, приведенный в листинге 10.4.

Листинг 10.4. Процедуры сохранения и считывания INI-файлов

procedure FillData(fn: string);
var
IniF: TIniFile;
s: string;
i: integer;
f: double;
begin
IniF:=TIniFile.Create(fn);
writeln('Please fill a form...');
write('Name: ');
readln(s);
IniF.WriteString('Userdata','Name',s);
write('Age: ');
readln(i);
IniF.WriteInteger('Userdata','Age',i);
write('Position: ');
readln(s);
IniF.WriteString('Jobdata','Title',s);
write('Salary: ');
readln(f);
IniF.WriteFloat('Jobdata','Salary',f);
IniF.Free;
end;
procedure ShowData(fn: string);
var
IniF: TIniFile;
begin
IniF:=TIniFile.Create(fn);
writeln('Name...... '+IniF.ReadString('Userdata','Name','Anonymous'));
writeln('Age....... '+IntToStr(IniF.ReadInteger('Userdata','Age',0)));
writeln('Position.. '+IniF.ReadString('Jobdata','Title','Unemployed'));
writeln('Salary.... '+FloatToStrF(IniF.ReadFloat('Jobdata','Salary',0.00),ffFixed,6,2));
IniF.Free;
end;

С полным исходным кодом программы можно ознакомиться в примере, расположенном в каталоге DemoPart2IniFiles.

Работа с реестром Windows

Файлы INI и класс TIniFiles — достаточно удобный способ хранения различной настроечной информации. Тем не менее, начиная с Windows 95, появилось централизованное хранилище для настроек системы и всех установленных программ — реестр (Registry). При разработке приложений в Delphi удобнее всего работать с реестром, используя класс TRegistry. Чтобы включить объявление этого класса, следует указать модуль registry в списке uses.

Реестр Windows имеет несколько ключевых разделов, в чем можно убедиться, открыв имеющуюся в Windows программу редактирования реестра (regedit). В частности это разделы HKEY_CLASSES_ROOT, HKEY_CURRENT_USER, HKEY_USERS, HKEY_LOCAL_MACHINE и HKEY_CURRENT_CONFIG. Чтобы приступить к работе с реестром из программы, требуется указать один из разделов. Делается это при помощи свойства RootKey:

var Reg: TRegistry;
...
Reg:=TRegistry.Create;
Reg.RootKey:=HKEY_CURRENT_USER;

Далее в ход идут методы класса TRegistry. В частности, за выбор раздела реестра, из которого надо будет считывать данные, используется метод OpenKeyReadOnly. В качестве аргумента ему передается адрес раздела реестра, например:

Reg.OpenKeyReadOnly('SOFTWAREMySoftTestApp');

Если указанный раздел существует, и к нему может быть обеспечен доступ, то обращение к данному методу вернет истину. Если же раздела может не существовать, или если требуется открыть раздел на запись, то используют метод OpenKey:

Reg.OpenKey('SOFTWAREMySoftTestApp',true);

Для него в качестве 2-го параметра указывают булево значение, которое указывает на то, должен ли указанный раздел быть создан, если его не существует. В результате выполнения приведенного кода раздел, при необходимости, будет создан и открыть на чтение и запись. Если же требуется только создать новый раздел, то используют метод CreateKey:

Reg.CreateKey('SOFTWAREMySoftTestApp');

Для удаления раздела используют метод DeleteKey, а для проверки указанного раздела на существование — KeyExists. Подобно методу CreateKey, эти методы так же принимают адрес раздела и возвращают ложь или истину в зависимости от результата операции.

Если же требуется выполнить проверку на наличие значения в текущем открытом разделе, то используют метод ValueExists, которому в качестве аргумента передают имя значения.

Что касается записи и считывания значений, то, подобно классу TIniFile, для TRegistry определен ряд методов для взаимодействия с данными различных типов, причем для реестра к типам Boolean, String, Double, Integer и даты-времени, добавляется еще и Currency. Соответственно, мы имеем 8 пар методов для этих целей.

Для примера рассмотрим приложение, состоящее из единственного окна, которое будет «запоминать» свои размеры и расположение на экране. Для этого создадим новое VCL-приложение (File ‘ New ‘ Application), щелкнем сначала по его форме (Form1), а затем — по окну инспектора объекта (Object Inspector). В нем выберем закладку Events (события), найдем событие OnClose и дважды щелкнем по строке напротив. В результате мы получим заготовку для процедуры TForm1.FormClose, в которую нам надо будет добавить объявление переменной для реестра:

var
Reg: TRegistry;
Затем в теле функции напишем следующие строки:
Reg:=TRegistry.Create;
Reg.RootKey:=HKEY_CURRENT_USER;
Reg.OpenKey('SOFTWAREMySoftTestApp',true);
Reg.WriteInteger('left',Form1.Left);
Reg.WriteInteger('top',Form1.Top);
Reg.WriteInteger('height',Form1.Height);
Reg.WriteInteger('width',Form1.Width);
Reg.Free;

Вначале мы создаем экземпляр класса, затем выбираем корневой раздел, после чего открываем ключ на запись (он будет создан при необходимости), и последовательно заносим в него пространственные координаты окна. В завершение работы этой процедуры мы экземпляр класса удаляется из памяти за ненадобностью.

Теперь рассмотрим считывание из реестра, для чего создадим процедуру, обрабатывающую событие создания окна, для чего в инспекторе объекта найдем событие OnCreate и сделаем двойной щелчок напротив него. В получившейся процедуре нам так же понадобится сначала объявить переменную Reg, затем создать экземпляр класса и установить корневой раздел. Затем следует открыть раздел на чтение, причем если это окажется невозможным (а при первом запуске так и будет, поскольку раздел будет создан только после выхода из программы), то считывать ничего не потребуется. Поэтому задействуем условный оператор:

if Reg.OpenKeyReadOnly('SOFTWAREMySoftTestApp') then begin
...
end;

После этого остается считать все нужные данные из реестра, присваивая хранящиеся в них значения соответствующим свойствам Form1. Например, для высоты и ширины мы получим:

Form1.Height:=Reg.ReadInteger('height');
Form1.Width:=Reg.ReadInteger('width');

Вместе с тем, было бы полезным все-таки проверять наличие запрашиваемых значений в реестре, чтобы избежать возникновения исключительных ситуаций. Для этого всякий раз надо будет проверять ключ на существование:

if Reg.ValueExists('width') then Form1.Width:=Reg.ReadInteger('width');

В результате код этого модуля программы получит приблизительно такой вид, как показано в листинге 10.5.

Листинг 10.5. Сохранение координат и размеров окна в реестре

unit Unit1;
interface
uses
Windows, Forms, Registry;
type
TForm1 = class(TForm)
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
{$R *.dfm}
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
var
Reg: TRegistry;
begin
Reg:=TRegistry.Create;
Reg.RootKey:=HKEY_CURRENT_USER;
if Reg.OpenKeyReadOnly('SOFTWAREMySoftTestApp') then begin
if Reg.ValueExists('left') then
Form1.Left:=Reg.ReadInteger('left');
if Reg.ValueExists('top') then
Form1.Top:=Reg.ReadInteger('top');
if Reg.ValueExists('height') then
Form1.Height:=Reg.ReadInteger('height');
if Reg.ValueExists('width') then
Form1.Width:=Reg.ReadInteger('width');
end;
Reg.Free;
end;
procedure TForm1.FormClose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);
var
Reg: TRegistry;
begin
Reg:=TRegistry.Create;
Reg.RootKey:=HKEY_CURRENT_USER;
Reg.OpenKey('SOFTWAREMySoftTestApp',true);
Reg.WriteInteger('left',Form1.Left);
Reg.WriteInteger('top',Form1.Top);
Reg.WriteInteger('height',Form1.Height);
Reg.WriteInteger('width',Form1.Width);
Reg.Free;
end;
end.

С исходным кодом приложения так же можно ознакомится, посмотрев его в каталоге DemoPart2Registry.

Процедуры и функции стандартных диалогов

В Delphi предусмотрено несколько процедур и функций, предназначенных для вывода простых диалоговых окон. В частности, процедура ShowMessage и функция MessageDlg позволяют вывести сообщение, а функции InputBox и InputQuery отображают окно для ввода информации.

Простейшим вариантом вывода сообщения является использование процедуры ShowMessage. Она отображает переданную ей в качестве аргумента строку на простом диалоговом окне с единственной кнопкой OK. Типичный пример использования этой процедуры — информирование пользователя о выполнении той или иной части программы:

ShowMessage('Формат диска C: завершен');

Кроме самой процедуры ShowMessage, имеются 2 других варианта — ShowMessagePos и ShowMessageFmt. Первый позволяет вывести диалоговое окно в определенном месте, что достигается путем указания координат по горизонтали и вертикали:

ShowMessagePos('Формат диска C: завершен',100,200);

Второй позволяет вывести отформатированную строку, используя обращение к функции Format, как и в случае с конструктором исключений. Таким образом, для вывода сообщения с переменной частью предпочтительно использовать именно этот вариант процедуры:

ShowMessageFmt('Формат диска %s завершен',['C:']);

Все варианты процедуры ShowMessage выводят окно с единственной кнопкой OK, при этом, разумеется, никакого значения не возвращается. В том же случае, если сообщение выводится для того, чтобы запросить у пользователя подтверждения на то или иное действие, то нам, во-первых, потребуется функция — чтобы получить вариант ответа, а так же возможность указать возможные варианты. Все это мы имеем в лице функции MessageDlg, которая имеет следующее определение:

function MessageDlg(const Msg: string; DlgType: TMsgDlgType; Buttons: TMsgDlgButtons; HelpCtx: Longint): Word;

Здесь сразу же требуется прояснить 2 момента: тип диалога и тип кнопок. За тип диалога отвкечает 2-й параметр, который имеет тип TMsgDlgType и может принимать одно из следующих значений:

  • mtWarning — диалог типа «предупреждение», имеет заголовок «Warning» и рисунок, изображающий восклицательный знак на фоне желтого треугольника;
  • mtError — диалог типа «ошибка», имеет заголовок «Error» и изображение косого креста в красном круге;
  • mtInformation — диалог типа «информация», имеет заголовок «Information» и значок со стилизованной буквой «i» в синих тонах;
  • mtConfirmation — диалог типа «подтверждение», имеет заголовок «Confirm» и рисунок с зеленым вопросительным знаком;
  • mtCustom — диалог произвольного типа, имеет заголовок, соответствующий имени выполняемого файла и не содержит изображения.

ПРИМЕЧАНИЕ
Внешний вид изображений, символизирующих диалог того или иного типа, периодически претерпевает некоторые изменения, в зависимости от версии Delphi.

Следующий параметр, имеющий перечисляемый тип TMsgDlgButtons, позволяет указать, какие кнопки должны быть расположены на диалоговом окне. Всего предусмотрено 11 вариантов кнопок, среди них предусмотрены такие, как OK, Cancel, Yes, No и т.д. При этом каждая такая кнопка (кроме Help), будучи нажатой пользователем, закрывает окно, а функция возвращает значение, соответствующее нажатой кнопке. Все варианты кнопок и возвращаемые ими значения, приведены в таблице 10.3.

Таблица 10.3. Варианты кнопок и значения, возвращаемые при их нажатии

Значение Описание Возвращаемый результат
mbYes Кнопка с надписью «Yes» (да) mrYes
mbNo Кнопка с надписью «No» (нет) mrNo
mbOK Кнопка с надписью «OK» mrOk
mbCancel Кнопка с надписью «Cancel» (отмена) mrCancel
mbAbort Кнопка с надписью «Abort» (прервать) mrAbort
mbRetry Кнопка с надписью «Retry» (повторить) mrRetry
mbIgnore Кнопка с надписью «Ignore» (игнорировать) meIgnore
mbAll Кнопка с надписью «All» (все) mrAll
mbNoToAll Кнопка с надписью «No to All» (нет для всех) mrNoToAll
mbYesToAll Кнопка с надписью «Yes to All» (да для всех) mrYesToAll
mbHelp Кнопка с надписью «Help» (справка)

Следует оговориться, что все возвращаемые значения, на самом деле, являются целыми числами, что видно по определению функции. Но поскольку запомнить, что, к примеру, возвращаемое значение для OK — это 1, а для Yes — 6, весьма проблематично, то на практике вместо них используются константы, которые как раз и были приведены в таблице 10.3.

Что касается вариантов использования этой функции, то оно сводится к тому, что пользователю выводится какое-либо сообщение, предусматривающее возможность того или иного ответного действия:

MessageDlg('Ошибка чтения с диска. Продолжить?', mtError, [mbRetry, mbAbort], 0);

Поскольку эта функция возвращает то или иное значение, то ее использование часто сопровождается условным оператором:

if MessageDlg('Форматировать диск C:?',mtConfirmation,[mbYes,mbNo],0) = mrYes then FormatDriveCProc();

Другой вариант, для случая с множественными вариантами ответа — использование совместно с оператором-переключателем:

case MessageDlg('Файл изменен. Сохранить перед выходом?', mtWarning, [mbYes, mbNo, mbCancel], 0) of
mrYes: begin SaveFileProc(); Close; end;
mrNo: Close;
mrCancel: exit;
end;

Подобно процедуре ShowMessage, для функции MessageDlg так же предусмотрен вариант с позиционированным выводом окна. Такой вариант этой функции называется MessageDlgPos. Ее отличие от MessageDlg состоит в том, что к списку аргументов добавлено еще 2 параметра, отвечающих за расположение окна. Такой вариант используется, например, при поиске с заменой в текстовых редакторах:

MessageDlgPos('Заменить это вхождение?', mtConfirmation, [mbYes, mbNo], 0, X, Y);

Все рассмотренные нами подпрограммы применяются для вывода сообщений. Что касается ввода, то для этих целей, как уже отмечалось, используют функции InputBox и InputQuery. Обе они выводят окно, позволяющее пользователю ввести какое-либо значение — число или строку. Различие между ними состоит лишь в том, что InputBox возвращает непосредственно результат (в виде строки), а InputQuery — истину или ложь, в зависимости от того, нажмет пользователь OK или Cancel. При этом само значение возвращается в качестве одного из параметров. В итоге мы имеем следующий синтаксис для этих функций:

function InputBox(const ACaption, APrompt, ADefault: string): string;
function InputQuery(const ACaption, APrompt: string; var Value: string): Boolean;

Таким образом, какую из функций лучше использовать в данный момент, зависит от контекста применения. Например, если надо просто получить какое-либо значение от пользователя, то можно использовать функцию InputBox:

UserName := InputBox('Запрос','Введите ваше имя','анонимно');

В данном случае последний параметр функции будет использован в качестве значения по умолчанию (рис. 10.3).

Диалоговое окно функции InputBox

Рис. 10.3. Диалоговое окно функции InputBox

Если же в зависимости от того, введет или нет пользователь новое значение, должна быть выполнена та или иная ветвь алгоритма, то предпочтительнее использовать функцию InputQurey:

if InputQurey('Курс доллара ','Введите новый курс',NewCur) then UpdatePrc();

Помимо приведенных здесь процедур и функций, в VCL имеется ряд иных подпрограмм, использующих диалоговые окна, включая такие, как диалог выбора каталога или файла. Но поскольку их использование сопряжено с некоторыми неудобствами, в частности, им приходится передавать большое число параметров, то на практике для тех же целей чаще используют компоненты. Например, функция PromptForFileName используется для вывода диалога сохранения или открытия файла. Но более типичным (и удобным!) вариантом обращения к таким диалогам является использование таких стандартных компонент VCL, как TOpenDialog и TSaveDialog, с которыми мы познакомимся в следующей части этой книги.

Обработка сообщений и Windows API

Как ни широк охват VCL, иногда все-таки возникает потребность в обращении к функциям Windows напрямую. Например, для того же самого вывода окна с текстовым сообщением можно использовать собственную функцию Windows API — MessageBox:

MessageBox(0, 'Текст сообщения', 'Заголовок', MB_OK);

Необходимость использования функций Windows API может быть вызвана, например, соображениями компактности исполняемого файла: использование диалогов Delphi автоматически подразумевает использование целого рада модулей, необходимых для оконного интерфейса. Если же в самой программе такие модули (например, forms) не задействуются, то их включение в исполняемый код только ради диалога не является хорошей идеей.

В то же время, обращение к функциям Windows API может быть вызвано, например, необходимостью перехвата непредусмотренных в Delphi сообщений.

ПРИМЕЧАНИЕ
Еще одной темой, важной для дальнейшего изучения программирования в Windows вообще и в среде Delphi в частности, является концепция событийного программирования. Дело в том, что хотя ОС Windows, в отличие от Delphi, и не является объектной средой, подход к организации взаимодействия приложений (как с пользователем, так и с системой), основан на одном и том же, а именно — на событиях.

Как мы уже знаем, для событий в VCL используются обработчики событий. Но важно знать, что каждое событие порождает сообщение. Таким образом, отслеживая поступающие сообщения и отсылая собственные, мы можем действовать в обход ограничений VCL.

Для отправки сообщений чаще всего используют функции SendMessage и PostMessage. Обе они выполняют отправку сообщения конкретному окну, разница заключается лишь в том, что SendMessage ожидает ответа от получившего сообщение обработчика, а PostMessage возвращает ответ немедленно. Ценность этих функций состоит в том, что в отличие от средств, предоставляемых VCL, они могут взаимодействовать не только в рамках одного приложения, но и между совершенно разными программами и даже устройствами.

Хотя детальное ознакомления с работой Windows API явно не вписывается в рамки данной книги (не забываем, что Delphi была создана как раз для того, чтобы скрыть сложную и неуклюжую API Windows), отметим все-таки некоторые связанные с ней аспекты. Прежде всего, это касается типов данных. Хотя ранние версии Windows были написаны на Pascal, со временем Microsoft перешла на использование C и C++, поэтому типы данных в представлении Windows несколько отличаются от таковых в Delphi. Прежде всего, это касается строк: при работе с Windows напрямую следует использовать не обычные, а C-строки. В Object Pascal для этого предусмотрен специальный тип данных — PChar, а так же функции для преобразования строк одного вида в другой. Так, для преобразования Pascal-строк в C-строки используют функцию StrPCopy, а для обратного преобразования — функцию StrPas.

var
a: PChar;
s: string;
...
s:='Строка';
new(a); // для С-строк следует предварительно выделять память
StrPCopy(a,s); // содержимое Pascal-строки s скопировано в C-строку a
s:=StrPas(a);

Другие типы данных, часто используемые при работе с API — целые числа, булевы значения и указатели. В таких случаях можно использовать стандартные для Object Pascal типы данных, а к нужному виду они, при необходимости, будут приводиться автоматически.

СОВЕТ
В поставку Delphi включена документация по Windows API. Ссылки на файлы вы найдете в разделе MS SDK Help Files, вложенном в раздел Help программной группы Delphi в меню кнопки пуск. Наибольший интерес с точки зрения изучения функций API представляет собой файл Win32 Programmer’s reference.

Что касается VCL, то в Delphi все же имеется специальный компонент, который может отлавливать все сообщения, адресуемые приложению. Для этого существует компонент AppEvents, который принимает все сообщения, адресованные объекту Application. Среди событий, отслеживаемых компонентом AppEvents, выделим OnMessage — именно это событие происходит, когда приложение получает сообщение от Windows или иной программы. Кроме того, ряд компонент, на самом деле, являются оболочкой для вызова тех или иных функций Windows. Впрочем, о компонентах Delphi будет рассказано в следующей части этой книги.

« Черчение, рисование и печать
|
Работа с VCL в среде Delphi »

Техподдержка / Связаться с нами
Copyright © 1999-2020 SNK. Все права защищены.
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
Рейтинг@Mail.ru

  • Delphi error sending data 12175 произошла ошибка безопасности
  • Delphi bds exe ошибка
  • Delphi 7 unable to rename delphi32 ошибка
  • Delonghi ошибка op err
  • Delonghi magnifica ошибка очистки