Академик совершил блестящую научную карьеру ошибка

Слайд 1
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Употребление грамматических форм имен

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
 
 Употребление грамматических форм имен существительных и прилагательных

существительных и прилагательных


Слайд 2
ПОВТОРИМ
Исправьте смысловые ошибки.
Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.
Задача

ПОВТОРИМИсправьте смысловые ошибки.Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.Задача каждого – стараться не делать поступков, за

каждого – стараться не делать поступков, за которые потом

будет стыдно.
Академик совершил блестящую научную карьеру.
В последнем соревновании этот спортсмен

покорил все рекорды.


Слайд 3
ПОВТОРИМ
Исправьте случаи нарушения лексической сочетаемости.
Отыскивая дорогу домой, мы

ПОВТОРИМИсправьте случаи нарушения лексической сочетаемости.Отыскивая дорогу домой, мы завернули за угол леса.Приобрести уважение новых одноклассников

завернули за угол леса.
Приобрести уважение новых одноклассников было нелегко.
Мужчина

воскликнул визгливым баском.
Только через год у Анны удалась возможность увидеться

с семьей.
Я не принимала активной роли в споре.
Мы сделали самые низкие цены.
Я полностью согласна с мнением социологического опроса.
Несмотря на трудности, мы верили в неминуемую победу.
Наставления отца не имели для мальчика никакой роли.


Слайд 4
ПОВТОРИМ
Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
Напрасно он проливал

ПОВТОРИМИсправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.Напрасно он проливал крокодильи слезы.Материнские слова отложили отпечаток на его

крокодильи слезы.
Материнские слова отложили отпечаток на его жизни.
Чтобы сбить

соперников с толку, они пропустили ложный слух.
Он мечтал играть главную

скрипку и дома, и на работе.
О долго скитался и все же вернулся в свой пенат.


Слайд 5
Морфологические нормы русского литературного языка – это правила

Морфологические нормы русского литературного языка – это правила образования и употребления форм различных частей речи.

образования и употребления форм различных частей речи.


Слайд 6
Употребление грамматических форм имен существительных
Родовая принадлежность имен существительных

Употребление грамматических форм имен существительныхРодовая принадлежность имен существительных определяется по особенностям окончаний при склонении.	Затруднения в

определяется по особенностям окончаний при склонении.

Затруднения в определении рода

имени существительного возникают, если мы сталкиваемся в речи с
аббревиатурами;
— существительными

с суффиксами субъективной оценки
иноязычными словами;
словами, имеющими родовые варианты.


Слайд 7
Употребление грамматических форм имен существительных
Родовая принадлежность большинства аббревиатур

Употребление грамматических форм имен существительныхРодовая принадлежность большинства аббревиатур определятся по роду стержневого слова, например:ВЦИОМ известил

определятся по роду стержневого слова, например:
ВЦИОМ известил общественность (ВЦИОМ

– Всероссийский центр изучения общественного мнения).

Но у некоторых аббревиатур род

определяется. как у обычных существительных — по внешним, формальным признакам
Вуз объявил дополнительный набор обучающихся по некоторым специальностям


Слайд 8
Употребление грамматических форм имен существительных
Род существительных с суффиксами

Употребление грамматических форм имен существительныхРод существительных с суффиксами субъективной оценки, которые помогают нам выразить свое

субъективной оценки, которые помогают нам выразить свое отношение к

предмету разговора, определяется по роду тех слов, от которых они

образованы
Жалкая мелочишка
Старое пальтишко
Гениальный умище


Слайд 9
Употребление грамматических форм имен существительных
Можно ли существительное ДОМ

Употребление грамматических форм имен существительныхМожно ли существительное ДОМ изменить так, чтобы, оставаясь в форме именительного

изменить так, чтобы, оставаясь в форме именительного падежа и

сохраняя мужской род, оно приобрело окончания –А, –Е, -О?


Слайд 10
Употребление грамматических форм имен существительных
ДОМ – домишкО, домищЕ,

Употребление грамматических форм имен существительных	ДОМ – домишкО, домищЕ, доминА

доминА


Слайд 11
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:2) к м.р. относятся названия

слова, необходимо знать:

2) к м.р. относятся названия лиц мужского

пола, названия животных, ветров, языков, некоторых предметов: испанский идальго, мой

импресарио, белоснежный фламинго, разрушительный торнадо, литературный хинди, черный кофе, досадный пенальти;
географические названия, если они соотносятся с существительными мужского рода: солнечный Дели, гостеприимный Тбилиси.


Слайд 12
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:2) к ж.р. относятся наименования

слова, необходимо знать:

2) к ж.р. относятся наименования лиц женского

пола, некоторых животных, географические названия (если они соотносятся с существительными

ж.р.) и названия некоторых неодушевленных предметов: строгая мадам, красивая леди, бурная Миссисипи, свежая салями, широкая авеню, опасная цеце, соленая иваси.


Слайд 13
Употребление грамматических форм имен существительных
Чтобы определить род заимствованного

Употребление грамматических форм имен существительныхЧтобы определить род заимствованного слова, необходимо знать:3) к ср.р. Относятся обычно

слова, необходимо знать:

3) к ср.р. Относятся обычно существительные, обозначающие

различные неодушевленные предметы: клетчатое кашне, какао выпито, новое шоссе.
К общему

роду — существительные, которые могут называть как лиц мужского, так и лиц женского пола: случайный визави – приятная визави.


Слайд 14
Употребление грамматических форм имен существительных
Иногда при определении родовой

Употребление грамматических форм имен существительныхИногда при определении родовой принадлежности слова мы можем столкнуться со случаями

принадлежности слова мы можем столкнуться со случаями колебания в

роде, когда склоняемое существительное имеет две родовые формы.
Закрытая ставня –

покосившийся ставень
Чистая манжета – кружевной манжет
Новая банкнота – утерян банкнот
Смешная жирафа – жираф обедал


Слайд 15
Употребление грамматических форм имен существительных
Если существительное мужского рода,

Употребление грамматических форм имен существительныхЕсли существительное мужского рода, обозначающее профессию или род занятий, называет лицо

обозначающее профессию или род занятий, называет лицо женского пола,

то глагол-сказуемое согласуется с ним в ж.р., а прилагательное-определение –

в м.р.
Молодой исследователь увлеченно рассказывала о результатах своей работы.
Опытный хирург Ковалева успешно провела операцию.


Слайд 16
Употребление грамматических форм имен существительных
При образовании форм числа

Употребление грамматических форм имен существительныхПри образовании форм числа имен существительных можно столкнуться с рядом трудностей:можно

имен существительных можно столкнуться с рядом трудностей:
можно неправильно образовать

форму числа;
нередко ошибкой является сам факт образования форм числа;
можно неправильно

употребить форму числа, если от многозначных существительных образуются две формы множественного числа.
Дно – донья или дны?
Кочерга – кочерги или кочерёги?
Учитель – учители или учителя?


Слайд 17
Употребление грамматических форм имен существительных
Образование и употребление падежных

Употребление грамматических форм имен существительныхОбразование и употребление падежных форм имен существительных осложняется наличием вариантов.Варианты существуют

форм имен существительных осложняется наличием вариантов.
Варианты существуют в формах

родительного падежа единственного числа существительных м.р., причем варианты эти различаются

по значению. Они характерны в основном для вещественных и отвлеченных существительных.
Если речь идет о каком-то количестве вещества (или об отсутствии количества), включая случаи указания на часть целого, то следует использовать форму с окончанием –У(Ю): банка меду, ни грамма сахару, выпить чаю.
В остальных случаях употребляется обычная в родительном падеже форма с окончанием –А(Я): запах меда, производство сахара, вкус чая.


Слайд 18
Употребление грамматических форм имен существительных
В форме предложного падежа

Употребление грамматических форм имен существительныхВ форме предложного падежа единственного числа существительного м.р. в сочетании с

единственного числа существительного м.р. в сочетании с предлогами В

и НА имеет окончания –У(Ю) и –Е. Падежные формы на

–У(Ю) употребляются, когда они выступают в роли обстоятельства места, времени или образа действия, например: гулять в лесу, потерять в снегу, говорить на ходу.
Формы с окончанием –Е используются в тех случаях , когда существительные имеют объектное значение и употребляются в функции дополнения, например: роль в «Горячем снеге» Ю. Бондарева, в «Лесе» А. Островского


Слайд 19
Употребление грамматических форм имен существительных
Если падежные формы не

Употребление грамматических форм имен существительныхЕсли падежные формы не различаются значением, то они различаются стилевой принадлежностью.

различаются значением, то они различаются стилевой принадлежностью. Так, основная

форма предложного падежа, имеющая окончание –Е, является нейтральной, поэтому используется

во всех сферах общения, реже она имеет книжный характер (На дубе появились первые листья. Студент Пирогов находился в академическом отпуске).
Вариативная форма с окончанием –У(Ю) употребляется, как правило, в неофициальном общении и носит разговорный или профессиональный характер (с понедельника я в отпуску; лаки в спирту).


Слайд 20
Употребление грамматических форм имен существительных
Некоторые существительные м.р. во

Употребление грамматических форм имен существительныхНекоторые существительные м.р. во множественном числе имеют вариантные формы в именительном

множественном числе имеют вариантные формы в именительном падеже:
1) имена

существительные, формы которых различаются по значению, представляющие собой падежные формы

омонимов.
Боевые ордена – рыцарские ордены
Школьные лагеря – противоборствующие лагери
Яркие тона – тоны сердца
Художественные образы — старинные образа
Созревшие хлеба – испечь хлебы
Пропуски уроков – выдать пропуска
Корпусы часов – корпуса зданий


Слайд 21
Употребление грамматических форм имен существительных
2) имена существительные, имеющие

Употребление грамматических форм имен существительных2) имена существительные, имеющие формы различные по своей стилевой принадлежности, среди

формы различные по своей стилевой принадлежности, среди которых выделяются

равноправные варианты
Прожекторы – прожектора, тракторы- трактора,
инструкторы – инструктора
и допустимые варианты

, когда форма с окончанием –Ы(И) используется в книжной речи, а с окончанием –А(Я) , также являющаяся литературной, предпочтительнее в разговорной речи.
Договоры-договора, слесари-слесаря, редакторы- редактора


Слайд 22
Употребление грамматических форм имен существительных
Кроме перечисленных встречаются также

Употребление грамматических форм имен существительныхКроме перечисленных встречаются также устаревшие варианты и те, которые встречаются в

устаревшие варианты и те, которые встречаются в профессиональной речи
Лекари

– лекаря (устар.)
Вызовы – вызова (мед.)


Слайд 23
Употребление грамматических форм имен существительных
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Интеллигентная семья продаст двух

Употребление грамматических форм имен существительныхОБЪЯВЛЕНИЕИнтеллигентная семья продаст двух фортепьянов, пять польт, одну роялю. Мешаются в калидоре.

фортепьянов, пять польт, одну роялю. Мешаются в калидоре.


Слайд 24
Употребление грамматических форм имен существительных
В форме родительного падежа

Употребление грамматических форм имен существительныхВ форме родительного падежа множественного числа существительные м.р., называющие лицо по

множественного числа существительные м.р., называющие лицо по национальности или

роду воинской службы, единицы измерения, отдельные предметы, включая парные, а

также плоды, могут иметь нулевое окончание.
Культура татар, англичан, молдаван
Не видно солдат, гусар
Сто ватт, ампер, пара чулок
Пара ботинок, сапог, килограмм яблок
Либо окончание –ОВ(ЕВ), например:
Земля монголов, якутов
Фотографии капитанов, полковников
Много километров
Сотни байтов
Продажа брелоков
Упаковка носков
Килограмм томатов, бананов, апельсинов.


Слайд 25
Употребление грамматических форм имен существительных
Существительные, обозначающие лицо по

Употребление грамматических форм имен существительныхСуществительные, обозначающие лицо по роду воинской службы, в форме род.п. мн.ч.

роду воинской службы, в форме род.п. мн.ч. имеют
окончание –ОВ(ЕВ),

если называют отдельных лиц, например: несколько гусаров, трое гренадеров
— нулевое

окончание, если сочетаются со словами, называющими воинское звание, например: эскадрон гусар, отряд драгун.


Слайд 26
Употребление грамматических форм имен существительных
Образование форм род. пад.

Употребление грамматических форм имен существительныхОбразование форм род. пад. мн.ч. существительных ж.р. тоже может вызвать затрудненияУдарное

мн.ч. существительных ж.р. тоже может вызвать затруднения

Ударное окончание –ЕЙ

(свечей, долей, статей) и безударное –ЕЙ (мощностей, отраслей, пригорошней).

Нулевое окончание

( участие бегуний, запах оладий (на –ья), покупка вафель, туфель, серёг; не пробовать вишен, организация таможен, но встреча барышень, околицы деревень)


Слайд 27
Употребление грамматических форм имен существительных
Существительные ср.р в форме

Употребление грамматических форм имен существительныхСуществительные ср.р в форме род.п. мн.ч. могут иметь нулевое окончание, например:Урожай

род.п. мн.ч. могут иметь нулевое окончание, например:
Урожай яблок
Нет мест
Много

ремесел
Вышивка полотенец
Набор блюдец

или окончание –ЕЙ, например:
Приклады ружей
Упражнение для коленей


Слайд 28
Употребление грамматических форм имен существительных
Когда мы вынуждены просклонять

Употребление грамматических форм имен существительныхКогда мы вынуждены просклонять имена существительные, имеющие форму только мн.ч., то

имена существительные, имеющие форму только мн.ч., то должны иметь

в виду, что здесь возможны окончание -ОВ(ЕВ): дождаться заморозков, выборов,

купить чипсов, не носить лохмотьев;
-ЕЙ: двое граблей, работник яслей, герои трудовых будней;
нулевое окончание: не носить шорт, поесть макарон, ждать каникул.


Слайд 29
Употребление грамматических форм имен существительных
В каком предложении содержится

Употребление грамматических форм имен существительныхВ каком предложении содержится ошибочно образованная форма имени существительного? Объясните, чем

ошибочно образованная форма имени существительного? Объясните, чем вызвано появление

таких форм. Можно ли эту форму употребить в другом контексте?

Её дебютом на большой сцене стала роль в «Вишневом саду» А. Чехова
На миру и смерть красна.
Важные разговоры не ведутся на ходу.
В лесу было сумрачно и неуютно.


Слайд 30
Употребление грамматических форм имен существительных
Исправьте ошибки, допущенные при

Употребление грамматических форм имен существительныхИсправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении форм числа имен существительных.Каждому

образовании и употреблении форм числа имен существительных.
Каждому необходимо следить

за своей речью и манерами поведения.
В победе заинтересован только высший

круг общества.
По моей команде сдайте оружия!
Подросткам нужно знать о том, как строить правильное отношение со сверстниками.
Будь осторожен, не наступи на зубы граблей.
Не надо делать разниц в отношении к старшим и младшим.
Дворник подметал во дворе опавшие осенние листы деревьев.


Слайд 31
Употребление грамматических форм имен существительных
Подберите подходящие к данным

Употребление грамматических форм имен существительныхПодберите подходящие к данным существительным определения:Пенальти, кофе, шампунь, дружище, ООН, атташе,

существительным определения:
Пенальти, кофе, шампунь, дружище, ООН, атташе, зайчишка, конфетти,

бедняга, МИД, жалюзи, грязища. какаду, СМИ, крем-брюле, сирота, пони, авеню,

фрау, салями


Слайд 32
Прочитайте рецепт приготовления торта.
Фруктовый торт «Приятный сюрприз»
Приготовление: 1

Прочитайте рецепт приготовления торта.Фруктовый торт «Приятный сюрприз»Приготовление: 1 стакан сахар… взбейте с 6 яичными белками

стакан сахар… взбейте с 6 яичными белками до образования

густой однородной массы, постепенно добавляя понемногу 1 стакан муки. Выложите

тесто на смазанную маслом форму и выпекайте в разогретой духовке. Точно так же приготовьте вторую порцию теста, всыпав в него пару пригорош… изюм… . Полученные бисквиты остудите и аккуратно разрежьте вдоль ножом. Каждый бисквитный пласт смажьте кремом, положите приготовленные фрукт и ягоды, разделив пласт на несколько равных дол… и заполнив каждую отдельным сортом фруктов. Верхний слой торта украсьте взбитыми сливками и фруктами.
Крем: взбейте до однородной массы 400 грамм… сливочного масла с таким же количеством сгущенного молока.
Подготовка фруктов: по 200 грамм… яблок…, банан…, абрикос…, апельсин…, виш… или череш… очистите от кожуры и косточек и разрежьте на тонкие маленькие ломтики.


Слайд 33
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Морфологические нормы касаются прежде

Употребление грамматических форм имен прилагательныхМорфологические нормы касаются прежде всего полных и кратких имен прилагательных, которые

всего полных и кратких имен прилагательных, которые отличаются друг

от друга
значением,
грамматическими признаками,
стилистическими особенностями.
Полные формы имен прилагательных обозначают абсолютный

и постоянный признак, а краткие — относительный и характерный для определенного промежутка времени.
Дон – глубокая река.
Для купания малышей река глубока.


Слайд 34
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Поскольку полная и краткая

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПоскольку полная и краткая форма имен прилагательных различаются по смыслу, необходимо

форма имен прилагательных различаются по смыслу, необходимо следить за

правильностью их употребления в речи.
Ученики 11П класса способные к точным

наукам, а 10П — к гуманитарным. (Следует употребить прилагательное способны).
Наш класс уже пять лет хорошо знакомый с творчеством этого художника.(Следует употребить прилагательное знаком).


Слайд 35
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Стилистическое отличие полной и

Употребление грамматических форм имен прилагательныхСтилистическое отличие полной и краткой форм имен прилагательных заключается в книжном

краткой форм имен прилагательных заключается в книжном характере кр.ф.

и нейтральном, иногда разговорном характере полн. ф.

Сравните: Никита общителен, открыт,

быстро и легко вступает в контакт со сверстниками.
Ваш сын открытый и общительный человек, у него много друзей среди сверстников.


Слайд 36
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При использовании полных и

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри использовании полных и кратких прилагательных мы должны соблюдать несколько простых

кратких прилагательных мы должны соблюдать несколько простых правил:
Полную и

краткую формы имен прилагательных нельзя употреблять как однородные члены предложения.

(Староста класса серьезна, дисциплинированна и очень ответственная)
В разговоре об обыденных вещах, например о погоде, желательно использовать конструкции с полными прилагательными. (Утро было теплое и безветренное)
В письменной же речи отдавайте предпочтение кратким формам.
Зачастую писатели и поэты намеренно употребляют такие формы, чтобы придать тексту оттенок книжности, высокого стиля: Свободны, горды, полудики, Природы верные жрецы. (К. Батюшков)


Слайд 37
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При образовании кр.ф. м.р.

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри образовании кр.ф. м.р. От прилагательных на -енный мы сталкиваемся с

От прилагательных на -енный мы сталкиваемся с вариативными формами.
Величественен

– величествен,
воинственен – воинствен.
В современном русском языке оба варианта считаются

литературными, однако в настоящее время форма на –ен используется чаще как более «экономная». Форма на –енен больше характерна для книжной речи и применяется в случаях, когда тексту нужно придать особую торжественность.


Слайд 38
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Прилагательные, заканчивающиеся на ударный

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПрилагательные, заканчивающиеся на ударный –Енный, образуют к.ф. м.р. только на –енен,

–Енный, образуют к.ф. м.р. только на –енен, кроме соврЕменный

(современен) и блажЕнный (блаженен).
Обыкновенный – обыкновенен
Сокровенный — сокровенен


Слайд 39
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Морфологические нормы регулируют также

Употребление грамматических форм имен прилагательныхМорфологические нормы регулируют также образование и употребление форм степеней сравнения имен

образование и употребление форм степеней сравнения имен прилагательных.
В литературном

языке недопустимо соединять в одном прилагательном элементы форм простой и

сложной степеней сравнения, причем это правило действительно как для сравнительной, так и для превосходной степеней сравнения.
Подготовка к юбилею города в последние недели стала более активнее.
Самое ярчайшее выступление на праздничном концерте – композиция танцевальной студии «Андромеда».


Слайд 40
Употребление грамматических форм имен прилагательных
При образовании и употреблении

Употребление грамматических форм имен прилагательныхПри образовании и употреблении форм простой сравнительной степени имен прилагательных моут

форм простой сравнительной степени имен прилагательных моут возникнуть затруднения.

Мы не всегда знаем, какой из трех суффиксов выбрать.
Чаще всего

форма простой сравнительной степени образуется при помощи суффикса –ЕЕ или его варианта –ЕЙ, больше характерного для разговорной речи: красивее, слабее, длиннее.

Не применяйте грубые просторечные
формы красивше, слабже, длиньше.


Слайд 41
Употребление грамматических форм имен прилагательных
Реже используется суффикс –Е:

Употребление грамматических форм имен прилагательныхРеже используется суффикс –Е: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.Не применяйте в

бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
Не применяйте в речи разговорные

формы
бойчее, звончее, бойчее, ловчее и грубые просторечные формы слаже,

хлеще.
Всего несколько слов образуется с помощью
суффикса –ШЕ: дальше, тоньше, старше.
Прилагательные маленький, хорошй, плохой обладают формами простой сравнительной степени, полученными от другой основы: меньше, лучше, хуже.
Некоторые прилагательные и вовсе не способны к образованию простой сравнительной степени сравнения (гордый, боевой).


Слайд 42
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Помимо своей главной функции определять

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхПомимо своей главной функции определять предмет, называя его существенные признаки, в художественной

предмет, называя его существенные признаки, в художественной литературе, публицистике,

рекламе прилагательные выступают в роли образных определений, или эпитетов.

Эпитеты

придают речи художественную выразительность, поэтическую яркость.


Слайд 43
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
А знаете ли вы, что

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхА знаете ли вы, что у слова МУЗЫКА 280 эпитетов, у слова

у слова МУЗЫКА 280 эпитетов, у слова ЯЗЫК –

324, у слова лицо – 591.
(Из «Словаря эпитетов русского

литературного языка» К. Горбачевича и Е. Хабло)


Слайд 44
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Найдите эпитеты:

Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий,

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхНайдите эпитеты:Огонь очистительный,Огонь роковой,Красивый, властительный,Блестящий, живой!Бесшумный в мерцанье церковной свечи,Многошумный в пожаре,Глухой

живой!
Бесшумный в мерцанье церковной свечи,
Многошумный в пожаре,
Глухой для мольбы,

многоликий,
Многоцветный при гибели зданий,
Проворный, веселый и страстный,
Так победно-прекрасный…

(К. Бальмонт)


Слайд 45
Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных
Дополните ряд эпитетов своими примерами:

Лицо

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательныхДополните ряд эпитетов своими примерами:Лицо – одухотворенное, живое, …Глаза – колючие, колдовские,

– одухотворенное, живое, …
Глаза – колючие, колдовские, …
Голос –

задорный, ледяной, …
Утро – радостное, черемуховое, …
Походка – легкая, горделивая,


Грамматические нормы современного русского языка

    12

  • Далее ⇒

Упражнение № 15.

Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Спор этот впоследствии вызвал пристальное внимание исследователей.

2. В ходе процесса представители господина Михайлова заявили ходатайство о пересмотре видеозаписи заседания окружкома.

3. В построении всех известных зарубежных рынков государственные кредиты играют немалое значение.

4. Говорили о необходимости увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в России.

5. Для полноценного лечения необходимы новые лечебные центры, обустроенные современным оборудованием.

6. Здесь ветеранам всегда окажут нужную заботу.

7. Все остальные выставили глубокое сомнение, что он изменится.

8. Победа в конкурсе чревата вам главным призом.

9. Еще одна задача была поставлена и успешно осуществлена организаторами.

10. Книга пользуется у читателей огромным интересом.

Упражнение № 16.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте контаминационные конструкции. Сделайте необходимую правку.

1. Открылся центр профилактики правонарушений, его сотрудники будут оказывать консультации подросткам.

2. Чтобы обеспечить себя от преследований, нужно казаться беззаботным, а это всегда сбивает с толку.

3. Главное наследство, которое она переняла от отца, – знаменитая фамилия.

4. Чаще всего при этом я испытываю другие мысли.

5. Граждане, остающиеся на позиции подданных, не принимают активной роли в политической жизни.

6. Эта территория снискала в последнее время какие только есть лавры по своей криминальности.

7. Эти слова не играли никакого значения в его прогнозах перед выборами.

8. Вам известно, как происходили тогда обстоятельства?

9. Не было возможности предпринимать такие меры, которых от нас ждали.

10. Мы сделали самые низкие цены.

Упражнение № 17.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, внесите в предложения необходимые изменения.

1. Я не делаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь мешать жить.

2. И мы должны идти по тому же пути развития, только стараясь избегать тех ошибок, в которые впадали европейские народы вследствие ложного понимания прогресса.

3. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.

4. Что за желание брать на себя обязанности, о которых никто не просил, и производить советы тем, кто их слушать не будет?

5. Экскурсии полезны для развития кругозора.

6. Этот обогреватель удовлетворяет всем потребностям покупателя.

7. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды.

8. Многое зависит от личности, которая занимает этот пост, и от того, как она владеет им.

9. Наша работа носит различные направления.

10. К этой рубрике мы питаем особенный трепет.

Упражнение № 18.

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, внесите в предложения необходимые изменения.

1. Кто же виноват в том, что продукты так дороги? Первым делом надо удешевить их стоимость.

2. Сегодня уже никто не спорит, даже самые отъявленные реформаторы, что десятилетие российских преобразований в экономике прошло бездарно.

3. Таня приняла все в сердце, испытав при этом чувство стыда за свое беспросветное благополучие.

4. В третьей книге писателя происходит еще один важный этап.

5. Программа кандидата – это 65 страниц убористого текста, охватывающего практически все аспекты жизни страны.

6. Академик совершил блестящую научную карьеру.

7. Подробно углубляться на этом мы сейчас не будем.

8. Они и не подозревали, что очень скоро потерпят аварию.

9. Солдат думал, что, если донесет, ему пощадят жизнь.

10. Традиционно завод выпускал военную технику, но мог выполнять и другую продукцию.

Упражнение № 19.

При необходимости исправьте предложения, устраняя повторение однокоренных слов или употребление слов, не вносящих нового значения. Проанализируйте ошибки.

1. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

2. Корабли приближались все ближе и ближе к берегу.

3. Строители внезапно и неожиданно ускорили темпы строительства и теперь строят даже в выходные дни.

4. Новая техника помогает сделать более легким трудоемкий труд рабочих.

5. Для достижения намеченной цели пришлось объединить воедино все усилия.

6. Памятный монумент воздвигнут на поклонной горе.

7. Индейцы – коренные аборигены Америки.

8. Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

9. Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.

10. Заброшенная деревня оказалась поселением чеченского населения.

Упражнение № 20.

Найдите примеры речевой избыточности.

1. На предприятиях стали появляться свободные вакансии.

2. В прошлом году состоялась первая премьера этого спектакля.

3. На этот день ростовские шахтеры перенесли свою забастовку, ранее запланированную на 10 марта.

4. Потянулись недели томительной двусмысленной неясности.

5. Но места для отступления назад у главнокомандующего не было.

6. Золотые слова, произнесенные в ту минуту царем, подписаны Репиным внизу.

7. Ртутная эпопея, о которой сообщили газеты вчера, получила новое продолжение.

8. Коррупция и продажность чиновников развалили страну.

9. Цена этого выбора чрезвычайно высока: или Россия на долгие годы и десятилетия утонет в гнилом болоте псевдореформ, или найдет свой путь в третье тысячелетие.

10. В своей автобиографии Раневская писала о своих друзьях, учителях, о своем одиночестве.

Упражнение № 21.

Определите тип речевой избыточности в предложенных примерах. Сделайте стилистическую правку.

Долгие и продолжительные аплодисменты. Информационное сообщение. Памятный сувенир. Интенсивные продолжительные тропические ливни. Незащищенные ладони рук. Первый дебют начинающего актера. Он был патриотом своей родины. Магазин букинистической книги. Текст статьи отредактирован редактором. Необходимо беречь каждую минуту времени. Старый ветеран предприятия. Хронометраж времени. План требует корректив и поправок. Развитие общения и коммуникации. Сверх запланированной нормы рабочие сдали торгующим организациям 20% сверхплановой продукции. Незаконные бандформирования. Сатирическая карикатура. Прейскурант цен. Выступающий оратор. Оплата платежей. Автобиография жизни. Коллега по профессии. Мемориал памяти. Демобилизоваться из армии. Народный фольклор. Перспектива на будущее. Показывать высокие показатели. Дешевые цены.

Упражнение № 22.

Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.

2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений.

3. Такая (такое) (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась (оказалось) преждевременной.

4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице.

5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом.

6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители.

7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек.

8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.

9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех.

10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались.

11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

Упражнение № 23.

Определите значение паронимов. Проиллюстрируйте примерами. Охарактеризуйте пути возникновения паронимов: а) случайное созвучие разнокоренных слов, б) словообразовательные процессы в кругу однокоренных слов.

1. Абонент-абонемент, континент-контингент, объективный-объективи-стский, реальный-реалистичный, соседний-соседский, невежда-невежа, процесс-процессия, здравица-здравница.

2. Практик-практикант, дипломат-дипломант, политичный-политический, идеальный-идеалистический, понятный-понятливый, экономия-экономика, деловой-деловитый, романист-романтик, пристроить-перестроить, смешение-смещение, человечество-человечность, незабвенный-незабываемый.

3. Адресат-адресант, фабрикант-фабрикат, материальный-материалистический, праздный-праздничный, обидный-обидчивый, индеец-индиец, претендент-прецедент, факт-фактор, прошение-прощение, поступок-проступок, несоизмеримый-неизмеримый, сытый-сытный, приукрасить-перекрасить.

Упражнение № 25.

Замените приведенные ниже слова устойчивыми выражениями.

Навсегда, заискивать, замолчать, пешком, красноречив, пустомеля, угодничать, разоблачать, помалкивать, ротозейничать, плакать, наживаться, отчаиваться, препятствовать, изводить, самоустраняться, умереть.

Упражнение № 26.

Определите значение фразеологизмов. Устно или письменно разделите предложенные устойчивые сочетания слов на группы: 1) эмоционально-экспрессивно окрашенные и 2) стилистически нейтральные.

Шаг за шагом, в самый раз, прикусить язык, на склоне лет, сходить с рук, на вес золота, не собрать костей, читать между строк, разделать под орех, час пик, аредовы веки, шевелить мозгами, сойти с ума, семи пядей во лбу, поддаваться на удочку, на первый взгляд, высосать из пальца, положение хуже губернаторского, от большого ума, синий чулок, хоть в петлю лезь!, вопрос жизни и смерти, единым фронтом, косая сажень в плечах, не мудрствуя лукаво, бельмо на глазу, камня на камне не оставить, нечист на руку, легок на помине, наломать дров, бросать слова на ветер, лебединая песня, развесить уши, на ходу подметки рвет, на широкую ногу, по наитию, семимильными шагами, лить пули, путеводная звезда, наступать на пятки, вносить свою лепту, мухи не обидит.

Упражнение № 27.

К данным устойчивым выражениям подберите антонимы. Обращайтесь к справочному материалу.

Без царя в голове, биться как рыба об лед, бить отбой, восходящая звезда, голубая кровь, дать ход, денег куры не клюют, денежный мешок, дело в шляпе, держать себя в руках, днем с огнем, заячья душа, держать себя в руках, играть первую скрипку, как из-под земли вырос, как по маслу, наставлять на ум, на заре жизни, не в своей тарелке, опустить крылья, рукой подать, себе на уме, сорить деньгами, упустить из виду, у черта на куличках, хозяин своего слова.

Материал для справок: ветер свистит в карманах, выйти из себя, дело табак, держать в уме, дрожать над каждой копейкой, душа на распашку, за тридевять земель, как рыба в воде, как сквозь землю провалился, как сыр в масле катается, на закате дней, семи пядей во лбу , не робкого десятка, ни гроша за душой, под самым носом, положить под сукно, последняя спица в колеснице, расправить крылья, семь пятниц на неделе, сбивать с пути, со скрипом, стоять на своем, угасшее светило, хоть пруд пруди, на каждом шагу, черная кость.

Упражнение № 28.

Объясните значение и, если это возможно, этимологию фразеологических выражений. Устно или письменно распределите их по трем группам: фольклор, мифология древнего мира, история.

Кануть в Лету, муки Тантала, валаамова ослица, одним миром мазаны, ариаднина нить, козел отпущения, аредовы веки, альфа и омега, прокрустово ложе, камень преткновения, рядиться в тогу, между Сциллой и Харибдой, от аза до ижицы, за тридевять земель, при царе Горохе, провалиться в тартарары, казанская сирота, пиррова победа, ахиллесова пята, кричать во всю Ивановскую, Троянский конь, положить в долгий ящик, вавилонское столпотворение, рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, коломенская верста, филькина грамота, искать жар-птицу, поднять на щит, перейти Рубикон, молочные реки и кисельные берега, метать громы и молнии, Дамоклов меч, гордиев узел, перековать мечи на орала, парфянская стрела, иерихонская труба, умыть руки.

Грамматические нормы современного русского языка

Грамматические нормы – это правила употребления морфологических норм и синтаксических конструкций.

Употребление грамматических форм имен существительных

Род несклоняемых существительных.

1. Большинство существительных иноязычного происхождения, обозначающих неодушевленные предметы, относится к среднему роду (бра, пальто, шоссе), кроме исключений: сирокко — м.р., бенгали, пушту, хинди – м.р.; кольраби, салями – ж.р. и некоторые другие.

2. Существительные, обозначающие животных, птиц, насекомых и т. д., относятся к мужскому роду вне зависимости от пола (маленький пони, подвижный шимпанзе). Исключение составляют: колибри, иваси, цеце – ж.р. и некоторые другие существительные, относящиеся к женскому роду. Применительно к самке животного такие существительные функционируют как существительные женского рода (кенгуру бежала).

3. Существительные, обозначающие лиц, могут быть и женского (опытная крупье, старая леди), и мужского рода (опытный крупье, мой визави) в зависимости от пола обозначаемого лица.

4. Названия средств массовой информации и географические названия имеют тот грамматический род, которым обладает родовое наименование: Эри (озеро – средний род), “Ньюс Уик” (журнал – мужской род).

5. Род сложносокращенных слов (аббревиатур) определяется по главному слову: МГУ (Московский государственный университет – мужской род), ООН (Организация объединенных наций – женский род).

6. Род сложных имен существительных определяется следующим образом: если первая часть слова не изменяется, то род определяется по второй части: в плащ-палатке – женский род, из царь-пушки – женский род, в луна-парке –мужской род. Если склоняются обе части, то род определяется по первому слову: самолет-амфибия – мужской род, школа-студия – женский род.

7. Форму мужского рода сохраняют существительные, обозначающие профессию, звание, должность лица независимо от пола: опытный хирург Иванова, молодой доцент Петрова.

Особенности употребления падежных окончаний имен существительных

8. Существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа могут иметь окончания –а(-я) и –у(-ю). Выбор на –у (-ю) предпочтителен:

· когда есть указание на некоторое количество, то есть части от целого, вес (кусок сыру, чашка чаю);

· при наличии переходного глагола (поешь супу);

· у собирательных и отвлеченных существительных (много народу, наговорить вздору);

· после предлогов из, от, с, до, без (от роду, не до смеху, без умолку);

· Наблюдается тенденция преимущественного использования формы на –а (–я): тонна сахара, посев гороха. Формы на –у (-ю) убывают, кроме того, в отличие от форм на –а(-я) они стилистически несколько снижены.

9. В предложном падеже единственного числа имен существительных возможны окончания –у(-ю) или –е. Варианты с окончанием на –у(ю) распространены лишь в сочетаниях с предлогами в и за при обозначении места, реже – состояния или времени действия: в шкафу, на берегу, в жару, в цвету, в году. Заметна общая тенденция к сокращению круга слов, принимающих окончание –у(-ю). Такие слова, как правило, употребляются в устойчивых сочетаниях. В словах, допускающих свободное варьирование окончания –е и –у (бал, вал, ветер, грунт, жир, дуб, зоб, зуб, квас, крюк, круг, мыс, отпуск, пар, пир, суп, стог, слой, спирт, хлеб, холм, холод, цех, чай, чан, шкаф шелк), варианты на –е употребляются в письменной речи, а варианты на –у имеют разговорную или просторечную окраску.

10. В именительном падеже множественного числа существительные могут иметь окончания –ы(-и), -а(-я). В ситуациях официального общения нормативной для современного русского литературного языка признана норма на –ы(-и): инспекторы, секторы, слесари, лекторы, офицеры, договоры.

11. Формы на –а(-я) уместны для существительных, обозначающих лиц по профессии и утративших книжный характер: директора, доктора, профессора. Необходимо запомнить группу слов, в которых закрепилось окончание -ы(-и), а если в речи встречается вариант с окончанием –а(-я), то он носит ярко выраженную просторечную окраску, то есть выходит за рамки литературного языка:

Кремы, торты, полисы, порты, аэропорты, шоферы, офицеры, ректоры, плоскости, запчасти, возрасты, ведомости, выборы, выговоры, выпуски, вырезы, выходы, гербы, госпитали, гробы, громы, грунты, инспекторы, конструкторы.

12. Имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют или нулевое окончание, или окончание –ов(грузин, но греков). Некоторые слова этой группы могут иметь вариантные окончания: нулевое в разговорном стиле и –ов в книжно-письменных стилях (грамм – граммов, килограмм – килограммов, апельсин — апельсинов). Нулевое окончание имеют существительные, обозначающие:

· национальность с основой на н или р: болгар, грузин, осетин, татар, турок, но калмыков, монголов, узбеков, таджиков;

· устаревшие воинские профессии: гренадер, гусар, драгун, кадет, кирасир, но при указании количества: шесть уланов, десять гусаров;

· парные предметы: много валенок, эполетов, погон, чулок, манжет, но носков, очков.

Следует запомнить также формы следующих слов:

много дел, мест, каникул, плеч, макарон, хором, шаровар, яблок, барж, карат, нянь, простынь, сапог, святынь, но: консервов, мемуаров, подмостков, ананасов, бананов, брелоков, гренков, джинсов, коррективов, критериев, помидоров, рекрутов, рельсов.

13. Подавляющее большинство существительных среднего рода, оканчивающихся в именительном падеже единственного числа на –ье, принимают в родительном падеже множественного числа окончание –ий: размышленье – размышлений.

Вариантные формы допускаются у слов:

ущельев – ущелий, верховьев – верховий, низовьев – низовий, угодьев – угодий, копьев – копий, будней – буден, граблей – грабель, двойней – двоен, яслей – ясель (разг.).

Сохранили прежнюю форму слова:

платьев, устьев, подмастерьев, лохмотьев, отребьев.

Склонение некоторых имен и фамилий

14. Иностранные имена склоняются независимо от того, употребляются ли они отдельно или вместе с фамилией: романы Жюля Верна, памяти Индиры Ганди.

15. Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам: с Джорджем Бушем – с Барбарой Буш, к Евгению Поляку – к Анне Поляк.

16. Украинские фамилии на –о в русском языке не склоняются: с писателем Короленко.

17. Славянские и романские фамилии на –а склоняются: фильмы Александра Митты, о Джульетте Мазине.

18. Иностранные фамилии на –ов и –ин имеют в родительном падеже окончание –омЧарльзом Дарвином, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание –ым : академиком Павловым, летчиком Чкаловым.

Упражнение № 30.

Определите род несклоняемых имен существительных, согласуя с ними прилагательные и причастия в именительном падеже единственного числа. При затруднении определения рода несклоняемых иноязычных существительных обращайтесь к словарю.

Военн… атташе, правительственн… коммюнике, маршрутн… такси, трамвайн… депо, великолепн… шоссе, горяч… какао, черн… кофе, авторитетн… жюри, известн… маэстро, заключенн… пари, нов… бра, маленьк… колибри, юн… мисс, удачн… интервью, утренн… “Таймс”, летн… Сочи, австралийск… кенгуру, прыгающ… шимпанзе, стар… какаду.

Упражнение № 31.

Определив род сложносокращенных имен существительных, допишите пропущенные окончания.

Таганрогск… роно, РТС закончил… ремонт техники, вуз объявил… прием, ТГПИ открыл… новые факультеты, МИД заявил… протест, ГЭС пущен…, МХАТ начал… новый сезон, ГИБДД изменил… систему дорожных знаков, ЖЭК вывесил… объявление, ТАСС сообщил… программу полета, нов… АТС, ВДНХ реорганизован…, ЗАГС открыт…, НИИ открыл…сь(ся) недавно.

Упражнение № 32.

Определите род имен существительных. Свой выбор обоснуйте.

1. Гоголевский ревизор – сам… знаменит… инкогнито в русской литературе.

2. Виски подавал…сь(ся) всем гостям без исключения.

3. Маленьк… пони делал… первые несмелые шаги.

4. Широк… авеню в тот час, когда машины не создают пробок, привлека… множество лихих водителей.

5. От хинди, официально принят… в Индии, урду отличается числом арабских и персидских заимствований и арабской графикой.

6. У нее был… чудесн… сопрано, но она потеряла свой восхититель-ный голос, когда однажды попыталась взять сам… верхн… соль.

7. Он написал настолько ужасн… резюме, что ему, конечно, отказали в работе.

8. На названия тотемных животных всегда накладывал…сь(ся) абсолютн… табу.

9. Исход матча определил… красивейш… пенальти.

10. При посадке самолета прав… шасси не вышл…

11. В понендельник на сайте компании появил…сь(ся) интересн… Интернет-программа .

12. Неизлечим… СПИД поверг… тогда в ужас все человечество.

13. Нов… шкаф-купе оказал…сь(ся) вместительнее нового.

14. ЛДПР предложил… своего кандидата на выборы губернатора.

15. Давно доказано, что сам… эффективн… пиар – это скрытый.

16. США объявил… Ираку нефтян… эмбарго.

17. Белорусск…ФСБ обещал… возместить ущерб всем пострадавшим во время акции протеста.

18. НАСА заказал… России космический модуль “Заря”.

19. Стараниями адвоката обвиняемый был представлен в суде в качестве невинн… жертвы случая.

Упражнение № 33.

Выберите форму имени существительного. Отметьте вариантные формы.

1. Он здесь без (года, году) неделя. Мы с нетерпением ждали (года, году) окончания школы.

2. Этот вопрос вот так с (хода, ходу) и не решить. Мы обычно не замечаем (хода, ходу) времени.

3. Ребенок и (часа, часу) не может посидеть спокойно. Не прошло и (часа, часу), как мой друг вернулся. Это случилось около (часа, часу) дня.

4. Этого (шага, шагу) я от него не ожидал. Он и (шага, шагу) не ступит, не посоветовавшись с адвокатом.

5. В академическом (часе, часу) 45 минут. Он работал допоздна и возвращался всегда в первом (часе, часу) ночи.

6. Стол стоял очень неудобно, в темном (угле, углу). В прямом (угле, углу) 90 градусов.

7. В грамматическом (строе, строю) алтайских языков еще много неясного. Он был небольшого роста, поэтому в (строе, строю) стоял последним.

Упражнение № 34.

Раскройте скобки, правильно расставляя ударения и выбирая окончания у имен существительных.

Заграничные (паспорт), коллективные (договор), опытные (доктор), предстоящие (выбор), молодые (офицер), приехавшие (лектор), известные (профессор), вновь назначенные (директор), искусные (повар), праздничные (торт), новые (сорт) пшеницы, внимательные (инспектор), сторожевые (катер), секретные (бункер), прошлогодние (выбор), личные (пропуск).

Упражнение № 35.

Выберите форму родительного падежа множественного числа имен существительных. Отметьте вариантные формы. Дайте стилистическую характеристику вариантов.

1. (Монголы) отличает узкий разрез глаз и широкое лицо.

2. В лагере (партизаны) все готовились к ночлегу, дежурные проверяли запас (патроны).

3. Взвод (солдаты) маршировал на плацу. Топот их (сапоги) раздавался по всей округе.

4. От сильного удара поезд сошел с (рельсы).

5. Табор (цыгане) раскинулся у реки.

6. Для приготовления кетчупа необходимо много первосортных (помидоры).

7. Тройка вороных уносила от купеческих (хоромы) жениха и невесту.

8. На складе магазина огромный запас (чулки) и (носки).

9. Все армейские чины, кроме (генералы) и (маршалы) носят брюки без (лампасы).

10. Ни один новогодний стол не обходится без (мандарины).

11. В итальянской кухне используется много разных сортов (макароны).

Упражнение № 36.

Поставьте существительные в скобках в форму родительного падежа множественного числа.

1. В городе было отреставрировано пять (колокольня).

2. До острова оставалось не менее пятнадцати (миля).

3. На стрельбах надо было поразить не так много (мишень), как мы ожидали.

4. За этот месяц священником было отслужено немало (обедня).

5. Компания планирует построить несколько (пекарня) к новому году.

6. Не много (пустыня) образовалось таким необычным образом, как эта.

7. Войдя в комнату, она увидела множество (свеча).

8. Сладкий вкус спелых (абрикосы) напоминал о летнем зное.

9. На рынке часто попадались пирамидки из красивых, блестящих (баклажаны).

10. На память нам подарили несколько ярких (брелок).

11. Подсолнухи занимали тридцать (гектар) земли.

12. Он всех принимал одинаково радушно: (русский), (грузин), (казах), (англичанин), (киприот).

13. В молодости ее мать была без ума от (гусар).

14. Она устала от бесконечных шумных (дебаты).

15. Без (комментарий) этот текст непонятен.

16. Возможно, (критерии) истины не существует

Упражнение № 37.

Поставьте имена собственные в нужный падеж.

1. Серпилин так до сих пор и не написал Сталину о (Гринько).

2. Тогда несовершеннолетнему (Нестор Иванович Махно) смертный приговор заменили бессрочной каторгой.

3. Состоялась встреча депутата (Ирина Хакамада) с избирателями.

4. Многие яркие воспоминания его детства связаны со сказками братьев (Гримм).

5. На балу присутствовали лорд и леди (Гамильтон), муж и жена (Буш) и супруги (Кент).

6. Знаменитым братьям (Томас) и (Генрих) (Манн) были посвящены последние лекции.

7. Наши современники плохо знакомы с творчеством (Расул Гамзатов).

8. Только недавно я прочла много интересного о (Шота Руставели).

9. Мы отправились в гости к (Юрий Шевчук) и (Наталья Шевчук).

Употребление грамматических форм имен прилагательных

1. Только качественные прилагательные могут иметь наряду с полной формой (светлый) краткую (светел). Краткие прилагательные обозначают временный признак, а полные – постоянный (ср.:он хитер – он хитрый, она смела – она смелая).

2. В русском языке краткие прилагательные обычно употребляются в роли сказуемого: Выводы автора ясны и точны.

3. Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: должен, намерен, обязан, рад, готов, способен (к чему-то), склонен (к чему-то).

4. При вежливом обращении на “вы” возможна или краткая форма (вы умны), или полная, согласованная в роде с реальным полом лица, к которому обращена речь (вы добрая, вы такой старательный). Форма (вы добрые) в обращении к одному лицу звучит как явное просторечие.

5. Большинство имен прилагательных в современном русском литературном языке имеет краткую форму на –ен, а не –енен: бедственный – бедствен, бессмысленный – бессмыслен.

6. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени (типа более интереснее) не соответствует нормам литературного языка.

7. Следует избегать плеонастического сочетания слова “самый” с превосходной степенью имени прилагательного типа “самый способнейший студент”, “самое ближайшее время”.

8. При полной форме имени прилагательного, употребленной в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме могут: он болен ангиной. Неверно: он больной ангиной.

Упражнение № 38.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением в речи имен прилагательных.

1. Самым главнейшим из государств европейцев в Восточном Средиземноморье считалось Иерусалимское королевство.

2. Нанятые за плату работники оказывались более выгоднее собственных зависимых крестьян.

3. Нет ничего на свете более прекраснее человеческой души, подарившей миру частицу себя.

4. Посмотрим на человека, плывущего по течению: жизнь его скудная, бедная не только материально, но и духовно.

5. Александр Македонский был одаренный красотой, даром богов; глаза его были кротки и ясные, кожа чрезвычайно бела.

6. Во многих отношениях Голландия тогда была очень прекрасной, даже уникальной страной в Западной Европе.

7. В этот период в Европе многие крестьяне были освобожденные от личной зависимости.

Упражнение № 39.

Поставьте прилагательные в форму сравнительной степени. Объясните невозможность образования простой формы сравнительной степени.

1. Сегодня он чувствовал себя даже (больной), чем вчера.

2. В своей жизни она не встречала человека (великий), чем этот поэт, и одновременно (жестокий).

3. Такой исход операции казался ему еще (возможный) чем две недели назад.

4. Весь его вид становился день ото дня (гордый).

5. По мере того как человек приближался, его черты казались все (знакомые).

6. С годами у него развился (критический) взгляд на жизнь, чем в юности.

7. В связи с обстоятельствами он предпочел (ранний) отъезд, чем ожидал.

8. Их последующие выяснения отношений становились все (бурные).

Упражнение № 40.

Объясните, в каком значении следующие прилагательные могут иметь формы сравнительной и превосходной степеней, а в каком – нет.

Бедный, видный, глухой, живой, косой, кривой, мертвый, правый, густой, худой.

Упражнение № 41.

Выберите один из данных в скобках вариантов, обоснуйте свой выбор, обращая внимание на стилистическую характеристику прилагательных.

Татьяна Петровна, Вы (такая добрая, такие добрые)! Почему Вы, Николай, (так одинок, так одиноки). Неужели Вы, Илья, (не рад, не рады)? Вы, Ольга, (гордая, гордые).


    12

  • Далее ⇒




1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление грамматических форм имен существительных и прилагательных

2. ПОВТОРИМ

Исправьте смысловые ошибки.
Молодая березовая дубрава зеленела за
околицей.
Задача каждого – стараться не делать
поступков, за которые потом будет
стыдно.
Академик совершил блестящую научную
карьеру.
В последнем соревновании этот спортсмен
покорил все рекорды.

3. ПОВТОРИМ

Исправьте случаи нарушения лексической сочетаемости.
Отыскивая дорогу домой, мы завернули за угол леса.
Приобрести уважение новых одноклассников было
нелегко.
Мужчина воскликнул визгливым баском.
Только через год у Анны удалась возможность увидеться
с семьей.
Я не принимала активной роли в споре.
Мы сделали самые низкие цены.
Я полностью согласна с мнением социологического
опроса.
Несмотря на трудности, мы верили в неминуемую победу.
Наставления отца не имели для мальчика никакой роли.

4. ПОВТОРИМ

Исправьте ошибки в употреблении фразеологических
оборотов.
Напрасно он проливал крокодильи слезы.
Материнские слова отложили отпечаток на его
жизни.
Чтобы сбить соперников с толку, они пропустили
ложный слух.
Он мечтал играть главную скрипку и дома, и на
работе.
О долго скитался и все же вернулся в свой пенат.

5.

Морфологические нормы русского
литературного языка – это
правила образования и
употребления форм различных
частей речи.

6. Употребление грамматических форм имен существительных

Родовая принадлежность имен существительных
определяется по особенностям окончаний при
склонении.
Затруднения в определении рода имени
существительного возникают, если мы сталкиваемся в
речи с
— аббревиатурами;
— существительными с суффиксами субъективной оценки
— иноязычными словами;
— словами, имеющими родовые варианты.

7. Употребление грамматических форм имен существительных

Родовая принадлежность большинства аббревиатур
определятся по роду стержневого слова, например:
ВЦИОМ известил общественность (ВЦИОМ –
Всероссийский центр изучения общественного мнения).
Но у некоторых аббревиатур род определяется. как у
обычных существительных — по внешним,
формальным признакам
Вуз объявил дополнительный набор обучающихся по
некоторым специальностям

8. Употребление грамматических форм имен существительных

Род существительных с суффиксами
субъективной оценки, которые помогают нам
выразить свое отношение к предмету
разговора, определяется по роду тех слов, от
которых они образованы
Жалкая мелочишка
Старое пальтишко
Гениальный умище

9. Употребление грамматических форм имен существительных

Можно ли существительное
ДОМ изменить так,
чтобы, оставаясь в
форме именительного
падежа и сохраняя
мужской род, оно
приобрело окончания –А,
–Е, -О?

10. Употребление грамматических форм имен существительных

ДОМ – домишкО,
домищЕ, доминА

11. Употребление грамматических форм имен существительных

Чтобы определить род заимствованного слова,
необходимо знать:
2) к м.р. относятся названия лиц мужского пола,
названия животных, ветров, языков,
некоторых предметов: испанский идальго, мой
импресарио, белоснежный фламинго,
разрушительный торнадо, литературный
хинди, черный кофе, досадный пенальти;
географические названия, если они соотносятся с
существительными мужского рода: солнечный
Дели, гостеприимный Тбилиси.

12. Употребление грамматических форм имен существительных

Чтобы определить род заимствованного слова,
необходимо знать:
2) к ж.р. относятся наименования лиц женского
пола, некоторых животных, географические
названия (если они соотносятся с
существительными ж.р.) и названия
некоторых неодушевленных предметов:
строгая мадам, красивая леди, бурная
Миссисипи, свежая салями, широкая авеню,
опасная цеце, соленая иваси.

13. Употребление грамматических форм имен существительных

Чтобы определить род заимствованного слова,
необходимо знать:
3) к ср.р. Относятся обычно существительные,
обозначающие различные неодушевленные
предметы: клетчатое кашне, какао выпито,
новое шоссе.
К общему роду — существительные, которые
могут называть как лиц мужского, так и лиц
женского пола: случайный визави – приятная
визави.

14. Употребление грамматических форм имен существительных

Иногда при определении родовой
принадлежности слова мы можем столкнуться
со случаями колебания в роде, когда
склоняемое существительное имеет две
родовые формы.
Закрытая ставня – покосившийся ставень
Чистая манжета – кружевной манжет
Новая банкнота – утерян банкнот
Смешная жирафа – жираф обедал

15. Употребление грамматических форм имен существительных

Если существительное мужского рода,
обозначающее профессию или род занятий,
называет лицо женского пола, то глаголсказуемое согласуется с ним в ж.р., а
прилагательное-определение – в м.р.
Молодой исследователь увлеченно
рассказывала о результатах своей
работы.
Опытный хирург Ковалева успешно провела
операцию.

16. Употребление грамматических форм имен существительных

При образовании форм числа имен существительных можно
столкнуться с рядом трудностей:
— можно неправильно образовать форму числа;
— нередко ошибкой является сам факт образования форм
числа;
— можно неправильно употребить форму числа, если от
многозначных существительных образуются две
формы множественного числа.
Дно – донья или дны?
Кочерга – кочерги или кочерёги?
Учитель – учители или учителя?

17. Употребление грамматических форм имен существительных

Образование и употребление падежных форм имен
существительных осложняется наличием вариантов.
Варианты существуют в формах родительного падежа
единственного числа существительных м.р., причем
варианты эти различаются по значению. Они характерны в
основном для вещественных и отвлеченных
существительных.
Если речь идет о каком-то количестве вещества (или об
отсутствии количества), включая случаи указания на часть
целого, то следует использовать форму с окончанием –
У(Ю): банка меду, ни грамма сахару, выпить чаю.
В остальных случаях употребляется обычная в родительном
падеже форма с окончанием –А(Я): запах меда,
производство сахара, вкус чая.

18. Употребление грамматических форм имен существительных

В форме предложного падежа единственного числа
существительного м.р. в сочетании с предлогами В и НА
имеет окончания –У(Ю) и –Е. Падежные формы на –У(Ю)
употребляются, когда они выступают в роли
обстоятельства места, времени или образа действия,
например: гулять в лесу, потерять в снегу, говорить на
ходу.
Формы с окончанием –Е используются в тех случаях , когда
существительные имеют объектное значение и
употребляются в функции дополнения, например: роль в
«Горячем снеге» Ю. Бондарева, в «Лесе» А. Островского

19. Употребление грамматических форм имен существительных

Если падежные формы не различаются значением,
то они различаются стилевой принадлежностью.
Так, основная форма предложного падежа,
имеющая окончание –Е, является нейтральной,
поэтому используется во всех сферах общения,
реже она имеет книжный характер (На дубе
появились первые листья. Студент Пирогов
находился в академическом отпуске).
Вариативная форма с окончанием –У(Ю)
употребляется, как правило, в неофициальном
общении и носит разговорный или
профессиональный характер (с понедельника я в
отпуску; лаки в спирту).

20. Употребление грамматических форм имен существительных

Некоторые существительные м.р. во
множественном числе имеют вариантные
формы в именительном падеже:
1) имена существительные, формы которых
различаются по значению, представляющие
собой падежные формы омонимов.
Боевые ордена – рыцарские ордены
Школьные лагеря – противоборствующие лагери
Яркие тона – тоны сердца
Художественные образы — старинные образа
Созревшие хлеба – испечь хлебы
Пропуски уроков – выдать пропуска
Корпусы часов – корпуса зданий

21. Употребление грамматических форм имен существительных

2) имена существительные, имеющие формы
различные по своей стилевой принадлежности,
среди которых выделяются равноправные
варианты
Прожекторы – прожектора, тракторы- трактора,
инструкторы – инструктора
и допустимые варианты , когда форма с окончанием –
Ы(И) используется в книжной речи, а с окончанием
–А(Я) , также являющаяся литературной,
предпочтительнее в разговорной речи.
Договоры-договора, слесари-слесаря, редакторыредактора

22. Употребление грамматических форм имен существительных

Кроме перечисленных встречаются также
устаревшие варианты и те, которые
встречаются в профессиональной речи
Лекари – лекаря (устар.)
Вызовы – вызова (мед.)

23. Употребление грамматических форм имен существительных

ОБЪЯВЛЕНИЕ
Интеллигентная семья продаст
двух фортепьянов, пять польт,
одну роялю. Мешаются в
калидоре.

24. Употребление грамматических форм имен существительных

В форме родительного падежа множественного числа
существительные м.р., называющие лицо по национальности
или роду воинской службы, единицы измерения, отдельные
предметы, включая парные, а также плоды, могут иметь
нулевое окончание.
Культура татар, англичан, молдаван
Не видно солдат, гусар
Сто ватт, ампер, пара чулок
Пара ботинок, сапог, килограмм яблок
Либо окончание –ОВ(ЕВ), например:
Земля монголов, якутов
Фотографии капитанов, полковников
Много километров
Сотни байтов
Продажа брелоков
Упаковка носков
Килограмм томатов, бананов, апельсинов.

25. Употребление грамматических форм имен существительных

Существительные, обозначающие лицо по
роду воинской службы, в форме род.п.
мн.ч. имеют
— окончание –ОВ(ЕВ), если называют
отдельных лиц, например: несколько
гусаров, трое гренадеров
— нулевое окончание, если сочетаются со
словами, называющими воинское звание,
например: эскадрон гусар, отряд драгун.

26. Употребление грамматических форм имен существительных

Образование форм род. пад. мн.ч.
существительных ж.р. тоже может вызвать
затруднения
Ударное окончание –ЕЙ (свечей, долей, статей) и
безударное –ЕЙ (мощностей, отраслей,
пригорошней).
Нулевое окончание ( участие бегуний, запах
оладий (на –ья), покупка вафель, туфель, серёг;
не пробовать вишен, организация таможен, но
встреча барышень, околицы деревень)

27. Употребление грамматических форм имен существительных

Существительные ср.р в форме род.п. мн.ч. могут
иметь нулевое окончание, например:
Урожай яблок
Нет мест
Много ремесел
Вышивка полотенец
Набор блюдец
или окончание –ЕЙ, например:
Приклады ружей
Упражнение для коленей

28. Употребление грамматических форм имен существительных

Когда мы вынуждены просклонять имена
существительные, имеющие форму только
мн.ч., то должны иметь в виду, что здесь
возможны окончание -ОВ(ЕВ): дождаться
заморозков, выборов, купить чипсов, не носить
лохмотьев;
-ЕЙ: двое граблей, работник яслей, герои трудовых
будней;
нулевое окончание: не носить шорт, поесть
макарон, ждать каникул.

29. Употребление грамматических форм имен существительных

В каком предложении содержится ошибочно
образованная форма имени существительного?
Объясните, чем вызвано появление таких форм.
Можно ли эту форму употребить в другом
контексте?
• Её дебютом на большой сцене стала роль в
«Вишневом саду» А. Чехова
• На миру и смерть красна.
• Важные разговоры не ведутся на ходу.
• В лесу было сумрачно и неуютно.

30. Употребление грамматических форм имен существительных

Исправьте ошибки, допущенные при образовании и
употреблении форм числа имен существительных.
• Каждому необходимо следить за своей речью и
манерами поведения.
• В победе заинтересован только высший круг
общества.
• По моей команде сдайте оружия!
• Подросткам нужно знать о том, как строить
правильное отношение со сверстниками.
• Будь осторожен, не наступи на зубы граблей.
• Не надо делать разниц в отношении к старшим и
младшим.
• Дворник подметал во дворе опавшие осенние листы
деревьев.

31. Употребление грамматических форм имен существительных

Подберите подходящие к данным
существительным определения:
Пенальти, кофе, шампунь, дружище, ООН,
атташе, зайчишка, конфетти, бедняга,
МИД, жалюзи, грязища. какаду, СМИ,
крем-брюле, сирота, пони, авеню, фрау,
салями

32. Прочитайте рецепт приготовления торта.

Фруктовый торт «Приятный сюрприз»
Приготовление: 1 стакан сахар… взбейте с 6 яичными белками
до образования густой однородной массы, постепенно
добавляя понемногу 1 стакан муки. Выложите тесто на
смазанную маслом форму и выпекайте в разогретой духовке.
Точно так же приготовьте вторую порцию теста, всыпав в него
пару пригорош… изюм… . Полученные бисквиты остудите и
аккуратно разрежьте вдоль ножом. Каждый бисквитный пласт
смажьте кремом, положите приготовленные фрукт и ягоды,
разделив пласт на несколько равных дол… и заполнив каждую
отдельным сортом фруктов. Верхний слой торта украсьте
взбитыми сливками и фруктами.
Крем: взбейте до однородной массы 400 грамм… сливочного
масла с таким же количеством сгущенного молока.
Подготовка фруктов: по 200 грамм… яблок…, банан…,
абрикос…, апельсин…, виш… или череш… очистите от
кожуры и косточек и разрежьте на тонкие маленькие ломтики.

33. Употребление грамматических форм имен прилагательных

Морфологические нормы касаются прежде всего
полных и кратких имен прилагательных, которые
отличаются друг от друга
значением,
грамматическими признаками,
стилистическими особенностями.
Полные формы имен прилагательных обозначают
абсолютный и постоянный признак, а краткие относительный и характерный для определенного
промежутка времени.
Дон – глубокая река.
Для купания малышей река глубока.

34. Употребление грамматических форм имен прилагательных

Поскольку полная и краткая форма имен
прилагательных различаются по смыслу,
необходимо следить за правильностью их
употребления в речи.
Ученики 11П класса способные к точным наукам,
а 10П — к гуманитарным. (Следует употребить
прилагательное способны).
Наш класс уже пять лет хорошо знакомый с
творчеством этого художника.(Следует
употребить прилагательное знаком).

35. Употребление грамматических форм имен прилагательных

Стилистическое отличие полной и краткой форм
имен прилагательных заключается в книжном
характере кр.ф. и нейтральном, иногда
разговорном характере полн. ф.
Сравните: Никита общителен, открыт, быстро и
легко вступает в контакт со сверстниками.
Ваш сын открытый и общительный человек, у
него много друзей среди сверстников.

36. Употребление грамматических форм имен прилагательных

При использовании полных и кратких прилагательных мы
должны соблюдать несколько простых правил:
— Полную и краткую формы имен прилагательных нельзя
употреблять как однородные члены предложения.
(Староста класса серьезна, дисциплинированна и очень
ответственная)
— В разговоре об обыденных вещах, например о погоде,
желательно использовать конструкции с полными
прилагательными. (Утро было теплое и безветренное)
В письменной же речи отдавайте предпочтение кратким
формам.
Зачастую писатели и поэты намеренно употребляют такие
формы, чтобы придать тексту оттенок книжности,
высокого стиля: Свободны, горды, полудики, Природы
верные жрецы. (К. Батюшков)

37. Употребление грамматических форм имен прилагательных

При образовании кр.ф. м.р. От прилагательных
на -енный мы сталкиваемся с вариативными
формами.
Величественен – величествен,
воинственен – воинствен.
В современном русском языке оба варианта
считаются литературными, однако в настоящее
время форма на –ен используется чаще как
более «экономная». Форма на –енен больше
характерна для книжной речи и применяется в
случаях, когда тексту нужно придать особую
торжественность.

38. Употребление грамматических форм имен прилагательных

Прилагательные, заканчивающиеся на
ударный –Енный, образуют к.ф. м.р. только
на –енен, кроме соврЕменный (современен)
и блажЕнный (блаженен).
Обыкновенный – обыкновенен
Сокровенный — сокровенен

39. Употребление грамматических форм имен прилагательных

Морфологические нормы регулируют также
образование и употребление форм степеней
сравнения имен прилагательных.
В литературном языке недопустимо соединять в
одном прилагательном элементы форм простой и
сложной степеней сравнения, причем это правило
действительно как для сравнительной, так и для
превосходной степеней сравнения.
Подготовка к юбилею города в последние недели
стала более активнее.
Самое ярчайшее выступление на праздничном
концерте – композиция танцевальной студии
«Андромеда».

40. Употребление грамматических форм имен прилагательных

При образовании и употреблении форм простой
сравнительной степени имен прилагательных
моут возникнуть затруднения. Мы не всегда
знаем, какой из трех суффиксов выбрать.
Чаще всего форма простой сравнительной степени
образуется при помощи суффикса –ЕЕ или его
варианта –ЕЙ, больше характерного для
разговорной речи: красивее, слабее, длиннее.
Не применяйте грубые просторечные
формы красивше, слабже, длиньше.

41. Употребление грамматических форм имен прилагательных

Реже используется суффикс –Е: бойче, звонче, ловче,
слаще, хлёстче.
Не применяйте в речи разговорные формы
бойчее, звончее, бойчее, ловчее и грубые
просторечные формы слаже, хлеще.
Всего несколько слов образуется с помощью
суффикса –ШЕ: дальше, тоньше, старше.
Прилагательные маленький, хорошй, плохой обладают
формами простой сравнительной степени,
полученными от другой основы: меньше, лучше,
хуже.
Некоторые прилагательные и вовсе не способны к
образованию простой сравнительной степени
сравнения (гордый, боевой).

42. Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных

Помимо своей главной функции определять
предмет, называя его существенные признаки,
в художественной литературе, публицистике,
рекламе прилагательные выступают в роли
образных определений, или эпитетов.
Эпитеты придают речи художественную
выразительность, поэтическую яркость.

43. Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных

А знаете ли вы, что у слова МУЗЫКА 280
эпитетов, у слова ЯЗЫК – 324, у слова
лицо – 591.
(Из «Словаря эпитетов русского
литературного языка» К. Горбачевича и
Е. Хабло)

44. Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных

Найдите эпитеты:
Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой!
Бесшумный в мерцанье церковной свечи,
Многошумный в пожаре,
Глухой для мольбы, многоликий,
Многоцветный при гибели зданий,
Проворный, веселый и страстный,
Так победно-прекрасный…
(К. Бальмонт)

45. Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных

Дополните ряд эпитетов своими примерами:
Лицо – одухотворенное, живое, …
Глаза – колючие, колдовские, …
Голос – задорный, ледяной, …
Утро – радостное, черемуховое, …
Походка – легкая, горделивая, …

Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от chernatnikolaioy302t

  1. Ответ

    Ответ дан
    Sasha45n

    1. В своей автобиографии я рассказываю о том, что родился…

    1. Ответ

      Ответ дан
      chernatnikolaioy302t

      Только не забывай, что «своей» тоже надо убрать так, как автобиография и так твоя)

Самые новые вопросы

Julia2101

Математика — 3 года назад

Решите уравнения:
а) 15 4 ∕19 + x + 3 17∕19 = 21 2∕19;
б) 6,7x — 5,21 = 9,54

na2005stud

Информатика — 3 года назад

Помогите решить задачи на паскаль.1)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти произведение всех элементов массива.2)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти сумму четных элементов массива.3)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива.4)
дан массив случайных чисел (количество элементов
вводите с клавиатуры). найти максимальный элемент массива среди элементов,
кратных 3.

Оксаночка1233

География — 3 года назад

Почему япония — лидер по выплавке стали?

Анимешка2

Математика — 3 года назад

Чему равно: 1*(умножить)х?     0*х?

laraizotova

Русский язык — 3 года назад

В каком из предложений пропущена одна (только одна!) запятая?1.она снова умолкла, точно некий внутренний голос приказал ей замолчать и посмотрела в зал. 2.и он понял: вот что неожиданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. 3.и оба мы немножко удовлетворим свое любопытство.4.впрочем, он и сам только еле передвигал ноги, а тело его совсем застыло и было холодное, как камень. 5.по небу потянулись облака, и луна померкла. 

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1) Сегодня благодаря деятельности поисковых экспедиций многие из утерянных артефактов обретают второе рождение.
2) В романе М. Ю. Лермонтова «Герое нашего времени» показана судьба несчастного человека.
3) Зная язык другого народа, легче усваиваются обычаи этого народа.
4) Все, кто так или иначе связан с железной дорогой, — люди по преимуществу уравновешенные и неторопливые.
5) Историческая геология устанавливает не только события, которые происходили миллионы лет назад, но и изучает их последовательность.
6) С утра до утра шёл не переставая мелкий дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь.
7) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.
8) Картину «Лужайка» Винсент Ван Гог закончил в 1887 году.
9) «Известия» опубликовала интересную статью.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. А — 9. Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в роде и числе («Известия» опубликовалИ).
  2. Б — 3. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны относиться к одному лицу (верно: «Зная язык другого народа, легче усвоить обычаи этого народа.».).
  3. В — 7. Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) (ПО завершениИ).
  4. Г — 5. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (не только устанавливет события…, но и изучает их последовательность).
  5. Д — 2. Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (в романе «ГероЙ нашего времени»).

Ответ: 93752

  • Академик агаджанян ошибки медицины исправляет физиология
  • Ак барс ошибка проверки адресов
  • Ак барс ошибка 4405
  • Ак барс банк код ошибки 6
  • Айчек глюкометр выдает ошибку