Анахронизм как речевая ошибка презентация

ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ

ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ

Речь хорошая: Выразительность Логичность точность уместность чистота богатство

Речь хорошая: Выразительность Логичность точность уместность чистота богатство

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление слова в несвойственном ему значении Нарушение лексической сочетаемости Лишнее слово

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление слова в несвойственном ему значении Нарушение лексической сочетаемости Лишнее слово (плеоназм) Тавтология Неуместное повторение слов

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Двусмысленность при употреблении местоимений Синтаксическая бедность Нарушение порядка слов Нарушение видо-временных

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Двусмысленность при употреблении местоимений Синтаксическая бедность Нарушение порядка слов Нарушение видо-временных отношений глаголов Стилистическая неуместность

Употребление слова в несвойственном ему значении. • Эта ошибка связана с непониманием значения слова.

Употребление слова в несвойственном ему значении. • Эта ошибка связана с непониманием значения слова. Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников — передвижников. (Слово вернисаж означает торжественное открытие художественной выставки).

Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией

Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией их употребления. Нарушает правила сочетаемости такая ошибка, как анахронизм — употребление в одном контексте слов разных эпох.

Употребление слова иной стилистической окраски. Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый,

Употребление слова иной стилистической окраски. Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый, высоко, лететь. Но есть и такие, употребление которых уместно только в разговорной речи, в бытовом общении: доходяга, ругаться. Существует и группа «благородных» слов, употребляемых в книжной речи: предстоит, общность, блистательный. Слова, имеющие различную стилевую окраску, могут случайно оказаться рядом, и тогда получится что-нибудь вроде: В нашей деревне возвели новый свинарник. Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.

 • Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько означает «немного,

• Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько означает «немного, чуть-чуть» , поэтому не сочетается с прилагательным праведный: невозможно быть чуть-чуть справедливым или слегка добрым). • Раскольников сидел в баре (правильно: в трактире, в распивочной). • В городе Калинове царила коррупция (правильно: процветало взяточничество).

Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого: Памятный

Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого: Памятный сувенир (сувенир – это подарок на память); Местные аборигены (аборигены — это местные жители); Жестикулировать руками (жестикулироватьделать движения руками).

Неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная

Неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, успех победы, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, на самом переднем фронте, городской градоначальник, первый лидер, тоска по ностальгии, передняя авансцена, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, совместное сотрудничество, полное фиаско, сто рублей денег, прейскурант цен.

Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, зарасти

Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, зарасти зарослями.

Речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли. Для героини свобода

Речевая недостаточность — случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли. Для героини свобода — жить так, как хочется (не хватает слов это возможность). В нашем городе появилось немало талантливых музыкантов на духовых инструментах (пропущено слово играющих).

Смешение паронимов. Паронимы - это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно

Смешение паронимов. Паронимы — это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого: дипломат-дипломант, одеть-надеть, главный — заглавный. Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «облечь кого-нибудь в одежду» : одеть ребёнка, одежду мы надеваем: надеть пальто, надеть на сына шапку).

Ошибки при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма

Ошибки при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него вставить. Однако это простое правило часто нарушается: • Замена компонента фразеологизма: Львиная часть урожая была потеряна (правильно: львиная доля). • Неоправданное сокращение фразеологизма: Подготовка абитуриентов желает лучшего (правильно: оставляет желать лучшего).

 • Смешение двух фразеологизмов: Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы (правильно: пели

• Смешение двух фразеологизмов: Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы (правильно: пели дифирамбы). • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски (выражение лыка не вяжет употребляется по отношению к очень пьяному человеку, поэтому правильно: которые плохо знали русский язык). • Стилистическая неуместность использования фразеологизма: Командир приказал сматывать удочки (правильно: приказал отступать, приказал уходить).

Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в

Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе и падеже. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. Нарушение этого правила может привести к абсурдности, комизму высказывания: Эту селедку передала мне продавщица Люба. Ввиду жары она уже припахивала (местоимение следует заменить словом рыба).

Неоправданное повторение слова Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает человечество

Неоправданное повторение слова Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает человечество опомниться. Неоправданного повторения слов можно избежать, используя местоименные замены, синонимы, родовые или видовые наименования предметов.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Я тогда не смог вовремя извиниться, хотя знаю, что

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Я тогда не смог вовремя извиниться, хотя знаю, что был не прав.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. Мысль развивается на продолжении всего текста. 2. Он пристально слушал мой

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. Мысль развивается на продолжении всего текста. 2. Он пристально слушал мой рассказ. 3. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами. Употребление слова в несвойственном ему значении.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень удачно. 2. А.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень удачно. 2. А. С. Грибоедов был еще и автором шикарного вальса. 3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки. . Стилистическая неуместность

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. Он рассказал автобиографию своей жизни. 2. Поэт испытывал сильную ностальгию по

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. Он рассказал автобиографию своей жизни. 2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине. 3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры. 4. Мы дорожим каждой минутой времени. Употребление лишних слов

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. 2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям. Синтаксическая бедность

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Отредактируйте предложения: 1. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 2. Столяр

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Отредактируйте предложения: 1. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 2. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 3. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. Нарушение порядка слов

Слайд 2
«Неясность слова есть
неизменный признак
неясности мысли» Л.Н.Толстой.

(Типология речевых ошибок.)
Урок русского языка в 11 классе


Слайд 3
Типология
речевых ошибок
Лексические

Типология  речевых ошибокЛексические  ошибкиГрамматические  ошибкиЛогические ошибки

ошибки
Грамматические
ошибки
Логические
ошибки


Слайд 4
Паронимы
( от греч.Para – возле +onyma – имя

Паронимы( от греч.Para – возле +onyma – имя ).Однокоренные слова, близкие

).
Однокоренные слова, близкие по звучанию,но разные по значению или

частично совпадающие в своём значении.

Слово для доклада представили
директору.


Слайд 5
Анахронизм
— внеисторические употребления слов.
Наташа Ростова стремительно

Анахронизм- внеисторические употребления слов.Наташа Ростова стремительно  пробежала по холлу.

пробежала по холлу.


Слайд 6
Тавтология
повторение в одном предложении
одинаковых или однокоренных слов.
Это

Тавтологияповторение в одном предложении одинаковых или однокоренных слов.Это письмо адресовано по адресу руководителя проекта.

письмо адресовано по адресу
руководителя проекта.


Слайд 7
Плеоназм
— языковое излишество.
Нужно взаимно помогать

Плеоназм- языковое излишество.Нужно взаимно помогать   друг другу.

друг другу.


Слайд 8
Канцеляризмы
это слова, характерные
для стиля деловых бумаг.
Семья Ростовых

Канцеляризмыэто слова, характерные для стиля деловых бумаг.Семья Ростовых проживала    в Отрадном.

проживала
в Отрадном.


Скачать материал

Виды речевых ошибок Презентацию подготовила Демидова О.Н.,
учитель русского...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 372 человека из 65 регионов

  • Сейчас обучается 42 человека из 22 регионов

  • Сейчас обучается 112 человек из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды речевых ошибок Презентацию подготовила Демидова О.Н.,
учитель русского...

    1 слайд

    Виды речевых ошибок

    Презентацию подготовила Демидова О.Н.,
    учитель русского языка и литературы
    © МОУ Некоузская средняя общеобразовательная школа

  • Цель работыРасширить представление учащихся о понятии «Речевая ошибка» («рече...

    2 слайд

    Цель работы
    Расширить представление учащихся о понятии «Речевая ошибка» («речевой недочёт»)
    Представить различные виды речевых ошибок
    Предупредить появление речевых ошибок в работах учащихся

  • Понятие «речевая ошибка»Речевая ошибка - это неправильный выбор слова или неу...

    3 слайд

    Понятие «речевая ошибка»
    Речевая ошибка — это неправильный выбор слова или неуместное применение его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях.

  • Виды речевых ошибокНеумение сформулировать собственную мысль.
Повтор слов.
Не...

    4 слайд

    Виды речевых ошибок
    Неумение сформулировать собственную мысль.
    Повтор слов.
    Неточное словоупотребление.
    Многословие, неуместное употребление слова.
    Нарушение лексической сочетаемости.
    Использование разностилевой лексики.

  • Виды речевых ошибок (продолжение)Неумение цитировать, грамотно привести слова...

    5 слайд

    Виды речевых ошибок (продолжение)
    Неумение цитировать, грамотно привести слова из текста.
    Ошибки при построении ряда однородных членов.
    Неправильное использование противительных союзов.
    Использование штампов.
    Смешение паронимов.

  • Неумение сформулировать собственную мысль.Примеры.
(Проблема главного героя -...

    6 слайд

    Неумение сформулировать собственную мысль.
    Примеры.
    (Проблема главного героя — это любовь к животным, это не проблема, а его достоинство, которым не каждый человек может похвастаться)

  • Повтор слов (тавтология).Примеры:
  (Любой человек должен стремиться оставать...

    7 слайд

    Повтор слов (тавтология).
    Примеры:
    (Любой человек должен стремиться оставаться самим собой в любой ситуации, уважая при этом интересы и ценности окружающих)
    (Но мы не должны забывать, что мы часть природы, что мы существуем лишь за счёт природы. Мы должны беречь её, беречь ещё и потому, что она прекрасна.)

  • Неточное словоупотреблениеПримеры:
(Свою роль в добивании флоры и фауны играю...

    8 слайд

    Неточное словоупотребление
    Примеры:
    (Свою роль в добивании флоры и фауны играют и браконьеры)
    (Автор в данном тексте соблюдал позицию живой природы)
    (Красота природы приносит вдохновение. Вот именно это вдохновение и опустило ружьё мальчика)

  • Многословие, неуместное употребление слова.Примеры:
(В оригинале этот рассказ...

    9 слайд

    Многословие, неуместное употребление слова.
    Примеры:
    (В оригинале этот рассказ очень хорош и поучителен)
    (Автор данного текста хотел нам передать свою любовь к животным, к прелестям природы)
    (Весь текст пронизан восторгом и одновременно изумлением перед этим событием)

  • Нарушение лексической сочетаемостиПримеры:
(Что может принести большее удовол...

    10 слайд

    Нарушение лексической сочетаемости
    Примеры:
    (Что может принести большее удовольствие, чем истинно душевное наслаждение?)
    (Автор через этот рассказ даёт нам мысль, что всё на земле имеет свою красоту)
    (Автор пытается показать читателю свою позицию)

  • Использование разностилевой лексикиПримеры:
(Дикие животные имеют склонность...

    11 слайд

    Использование разностилевой лексики
    Примеры:
    (Дикие животные имеют склонность к уничтожению домашнего скота)
    (Конечно, убив двух зайцев, он бы не истребил весь их вид, но он бы принес бессмысленные жертвы)
    (С любовью описывая зайцев, автор показывает своё позитивное отношение к проблеме)

  • Использование штамповПримеры:
(Но всё же он сумел остаться в этой сложной сит...

    12 слайд

    Использование штампов
    Примеры:
    (Но всё же он сумел остаться в этой сложной ситуации человеком, личностью с большой буквы. В глазах отца сын был не трусом, а героем нашего времени, которых, к сожалению, в наше время практически не осталось)

  • Неумение цитировать, грамотно привести слова из текстаПримеры:
(Он испытывает...

    13 слайд

    Неумение цитировать, грамотно привести слова из текста
    Примеры:
    (Он испытывает восторг. Его переполняют чувства. «Впервые в жизни я с упоением наблюдал за диковинным зрелищем»)

  • Ошибки при построении ряда однородных членов (плеоназм).Примеры:
(Любите, цен...

    14 слайд

    Ошибки при построении ряда однородных членов (плеоназм).
    Примеры:
    (Любите, цените и уважайте природу. Не делайте из нее средство выживания и существования)
    (Автор хотел показать проблему отношения человека к животному миру и природе)
    (Автор ярко раскрыл это в своем рассказе и на своем примере)

  • Неправильное использование противительных союзовПримеры
(В лесах живут животн...

    15 слайд

    Неправильное использование противительных союзов
    Примеры
    (В лесах живут животные, птицы и даже насекомые, которые тоже хотят жить, а в реках плещутся рыбки разных пород. Но со временем эта красота «утихает». А во всем виноваты только люди…)

  • Смешение паронимовПримеры:
Роман «Евгений Онегин» является любимым дитем фант...

    16 слайд

    Смешение паронимов
    Примеры:
    Роман «Евгений Онегин» является любимым дитем фантазии Пушкина (вместо детищем)
    Им двигает чувство патриотизма (вместо движет)
    Что же подвинуло Наташу Ростову на этот безрассудный поступок? (вместо подвигло)

  • ВыводыЛексическое богатство языка требует внимательного отношения к выбору сл...

    17 слайд

    Выводы
    Лексическое богатство языка требует внимательного отношения к выбору слова при оформлении высказывания.
    Выбор конкретного слова зависит от контекста, стиля высказывания.

  • Литература«Русский язык». Методическая газета для учителей-словесников. -2008...

    18 слайд

    Литература
    «Русский язык». Методическая газета для учителей-словесников. -2008,№1, с.3
    «Русский язык». Методическая газета для учителей-словесников.-2008,№9,
    с. 29
    Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Тесты. Русский язык. 10-11 классы —М.:Дрофа,2005.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 298 207 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 13.12.2015
  • 551
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 13.12.2015
  • 3490
  • 13
  • 13.12.2015
  • 1517
  • 3
  • 13.12.2015
  • 733
  • 0
  • 13.12.2015
  • 1471
  • 13

Рейтинг:
4 из 5

  • 13.12.2015
  • 11310
  • 7
  • 13.12.2015
  • 2406
  • 2

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Слайд 1

Презентация подготовлена преподавателем Клеменчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Слайд 2

Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.

Слайд 3

ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Несоответствие высказывания теме. Как предупредить эти ошибки? Вначале необходимо сформулировать основную мысль высказывания и доказывать именно эту мысль. Следует продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему. Не следует привлекать материал, не связанный непосредственно с темой.

Слайд 4

Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений. ошибки в датах; смешение эпох, авторов, названий произведений; искажение в цитировании; искажение фактов, описанных в произведениях. Нарушение последовательности высказывания:

Слайд 5

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря. ________________________________________________ Речевые недочеты подразделяют на лексические ; морфологические; и синтаксические .

Слайд 6

Характеристика типичных лексических ошибок 1. Употребление слова в не свойственном ему значении: «Чацкий не одинок: у него много сообщников». 2. Смешение слов-паронимов: «Онегин ведет праздничный образ жизни». 3. Употребление лишних слов (плеоназмы): «Наступил темный мрак». 4. Лексические анахронизмы (употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи): «Чацкий поехал в командировку за границу». 5. Двусмысленность из-за использования омонимов и многозначных слов: «Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».

Слайд 7

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая . Соединение слов бывает невозможно из-за: смысловой несовместимости (обедать потолок); грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями); ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).

Слайд 8

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме непроизносимых согласных; ложное удвоение согласных; пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь; ошибки в написании окончаний различных частей речи; ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов; ошибки в переносе слов.

Слайд 9

Типичные пунктуационные ошибки: Пропуск запятой. Быть всегда там __ где труднее всего. Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым. Но политика была временной __ и надо было налаживать обеспечение города. Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи. Употребление лишнего знака.

Слайд 10

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге.» Ошибки в употреблении числа существительных: «По асфальтам побежали ручьи.» Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).» Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.» Ошибки в употреблении местоимений: «В ихнем селе не было садов.» Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.» Ошибки в употреблении форм глагола: «Мы игрались в саду.» это всякого рода отступления от норм образования и употребления форм слов.

Слайд 11

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Необоснованный пропуск членов предложения: «Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.» Нарушение согласования между членами предложения: «В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.» Неправильное употребление предлогов: « Через шум мотора не было слышно крика.» «Он порвал об борт машины новую рубашку.» Неверное управление слов: «Гоголь описывает о похождениях Чичикова.» «Согласно приказа.»

Слайд 12

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Подлежащее или дополнение занимают не своё место: «Негодование народа всё усиливалось против поработителей». Определение занимает не свойственное ему место: «Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали». Обстоятельство занимает не свойственное ему место: « Всем классом ходили мы в лес за цветами весной». Неправильная расстановка частей составного союза: « Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».

Слайд 13

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построениях предложений с однородными членами: а) ошибки в однородных составных сказуемых «Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.» б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм «Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия, дышат ненавистью к существующему строю.» в) неправильное употребление союза И, показывающего законченность перечисления «Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду, спас ребенка.» г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми «Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах.»

Слайд 14

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построении сложносочиненных предложений: а) при неудачном соединении разнородных простых предложений «Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.» б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И «Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.» в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов «Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»

Слайд 15

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении: «Когда ночь была спокойна, но люди не спали.» б) употребляется лишний союз: «У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.» в) в главном предложении отсутствует указательное слово: «Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.» г) неправильно употребляется союз и союзное слово: «Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.» д ) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот: «Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»


1


Типы речевых ошибок


2


Речевая ошибка — ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте


3


Употребление слова в несвойственном ему значении 1.Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2.Мысль развивается на продолжении всего текста.


4


1.Мы были очарованы прекрасной игрой актеров. 2.Мысль развивается на протяжении всего текста.


5


Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 1.Мое отношение к этой проблеме не поменялось. 2. Были приняты эффектные меры.


6


1.Мое отношение к этой проблеме не изменилось. 2. Были приняты эффективные меры.


7


Неразличение синонимичных слов 1.В конечном предложении автор применяет градацию. 2.Старик трудился поставить телегу на колеса.


8


1.В последнем предложении автор применяет градацию. 2.Старик старался поставить телегу на колеса.


9


Употребление слов иной стилевой окраски 1.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 2.Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний. 3.Читатель захлебывается во множестве примеров.


10


1.Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло. 2.Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний. 3.Читатель утопает во множестве примеров.


11


Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов 1.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2.Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».


12


1.Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2.Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».


13


Неоправданное употребление просторечных слов 1.Таким людям всегда удается объегорить других. 2.Петя шел взади. 3.На вратаре майка, напяленная на рубашку.


14


1.Таким людям всегда удается обмануть других. 2.Петя шел сзади. 3.На вратаре майка, одетая на рубашку.


15


Нарушение лексической сочетаемости 1.Автор увеличивает впечатление. 2.Автор использует художественные особенности. 3.У девочки были коричневые глаза. 4.Дешевые цены.


16


1.Автор усиливает впечатление. 2.Автор использует художественные средства. 3.У девочки были карие глаза. 4.Низкие цены.


17


Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 1.Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. 2.Молодой юноша, очень прекрасный.


18


1.Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов. 2.Это был прекрасный юноша.


19


Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 1.В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 2.В рамках исторического развития русского общества развивается и «личность человека.»


20


1.В этом рассказе повествуется о реальных событиях. 2.В рамках исторической эволюции русского общества развивается «личность человека».


21


Неоправданное повторение слов 1.Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 2.Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».


22


1.Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного. 2.Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».


23


Бедность и однообразие синтаксических конструкций 1.Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 2.Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.


24


1.Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу. 2.Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.


25


Неудачное употребление местоимений 1.Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. 2.Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.


26


1.Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю. 2.Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

  • Анасси особый друг ошибка
  • Аналитическое выравнивание ошибка аппроксимации
  • Анархизм как речевая ошибка
  • Аналитический этап лабораторных исследований ошибки
  • Аналитика ошибок телеграмм канал