Анализ басни ошибка чижа дмитриева

Ошибка Чижа.

Чтобы ответить на вопрос по этой басне, видимо нужно принять во внимание, что русский поэт, баснописец, государственный деятель, член Российской академии Иван Иванович Дмитриев, написал эту басню в 1826 году.

Дмитриев известен своими короткими баснями-четверостишиями и в четырёх строках умел выражать основную суть басни.

Очевидно, что мораль басни «Ошибка чижа» можно выразить русской пословицей: «Всяк сверчок знай свой шесток». То есть, каждый человек должен понимать своё место в обществе и не проявлять непомерных амбиций, не соответствующих его чину и положению.

Как писать стихи

  • Библиотека стихов
    • 18 век
    • 19 век
    • 20 век
    • Баллады
    • Басни
    • Думы
    • Оды
    • Поэмы
    • Сонеты
    • Элегии
    • Эпиграммы
  • Анализ стихотворений
  • Рейтинги
  • Справочник
    • Поэтические приёмы
    • Рифма
    • Размеры, метры, стопы
    • Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры
    • Требования к слогу поэта
  • Поэтический бэкграунд
    • Биографии
    • География поэзии
    • Пародии, переделки, стишки из детства
    • Поэтический календарь
    • Секреты поэзии классиков
    • Статьи – ещё несколько слов о поэзии

Pishi-stihi.ru »
Иван Дмитриев

«Ошибка Чижа» И. Дмитриев

Чиж, в птичник залетя, прельстился им как раем.
Раздолье! пьет и ест одно он с Попугаем.
Но долго ль? Нет! Скворец там заклевал его. –
Опасно выходить из круга своего.

<1826>

Читайте и другие: Басни ✑

  • «Природа – сфинкс. И тем она верней…» Ф. Тютчев
  • «К *** (Я помню чудное мгновенье…)» А. Пушкин
  • «Ласточки пропали…» А. Фет
  • «Берёза» П. Вяземский
  • «Белый ангел» К. Бальмонт

pishi-stihi.ru — сегодня поговорим о стихах

Анализ басни Дмитриева «Три льва»
И.И. Дмитриев был госслужащим, а когда ушел в отставку, полностью посвятил себя литературному творчеству. Тогда из-под его пера появилось много прекрасных произведений. Басню «Три Льва» Иван Иванович написал в 1805 году. Она свидетельствует о том, что автору не были чужды общественно-политические проблемы.
Тема анализируемой басни – смерть царя зверей и выборы нового владыки из трех его наследников. Авто показывает, что хорош тот царь, который любит свой народ, ведь такой владыка сделает все, чтобы люди жили счастливо, в достатке.
Басня начинается рассказом о печальном событии: скончался царь зверей. Рассказывая о его смерти, автор дает бывшему обладателю короны краткую характеристику: «лев сильный». При этом баснописец не говорит, любил ли его народ. У льва было три сына, и народ собрался на совет, чтобы выбрать нового царя. Как видим, Иван Иванович ненавязчиво выражает позитивное отношение к демократии – режиму, при котором решения принимает народ, а не ограниченный круг лиц.
Каждому наследнику престола было дано слово. Старший обещал, что сделает народ «наперсником Беллоны». Беллона – древнеримская богиня войны. Наперсник – устарелое слово, которым обозначали чьего-либо любимца, который пользовался особым доверием. Таким образом, старший сын Льва обещал, что поведет народ по тропе войны и получит множество побед.
Средний сын пообещал обогатить людей. И только младший сказал, что будет любить народ. При этом И. Дмитриев обращает внимание на невинный взор Льва, намекая так на его чистые и честные помыслы. Народ без раздумий выбрал царем третьего сына.
Анализируемая басня состоит из трех смысловых частей. Сначала Иван Иванович рассказывает о смерти Льва. Потом он кратко воспроизводит выборы нового правителя львиного царства. В этой части трое кандидатов рассказывают, что они готовы сделать для народа. В конце басни рассказывается, что выборы завершаются в пользу младшего сына. Морали в произведении нет. Как и во многих баснях, И.И. Дмитриев оставляет читателю право самостоятельно сделать выводы, обдумать описанную ситуацию.
Стихотворный размер басни И.И. Дмитриева «Три Льва» – четырехстопный ямб. Строки в произведении объединены перекрестной и параллельной рифмовкой. Рифмовка непоследовательна, но это не нарушает общий ритм.
Басня лаконичная, внимание в ней обращено на события, которые происходят очень динамично. Автор не отвлекается на лишние детали, не вводит в текст несюжетные элементы, например портрет. Не удивительно, что художественных средств «Трех Львах» очень мало. В тексте есть несколько эпитетов: «Лев сильный», «невинный взор». В виде метафоры оформлены слова старшего брата: «Я сделаю народ наперсником Беллоны».
Чтобы акцентировать внимание на главных деталях, баснеписец использовал инверсию: «Лев сильный… скончался», «народ советовать собрался», «сказал меньшой», «и тут же наречен владыкой всем собором».
Басня И.И. Дмитриева «Три Льва» прекрасно выражает взгляды автора на политику и общество.

Анализ басни Дмитриева «Два веера»
Басню «Два веера» И.И. Дмитриев написал в 1805 г. В этот период, он был отстранен от службы, поэтому полностью посвятил себя литературной деятельности. Иван Иванович был постоянным гостем на вечерах, которые устраивала элита. Он знал изнанку светской жизни. Не удивительно, что в указанной басне он разоблачил черту, присущую многим дамам-кокеткам.

Тема басни И.И. Дмитриева «Два веера» – кокетливость, жеманство, противопоставленные строгости и скромности девушек. Автор разоблачает поведение девушек, высмеивая излишнее кокетство и восхваляя скромность.
Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует образы Вееров, лежащих на столе в гостиной. Баснописец говорит, что не знает, кому они принадлежали, но он сразу заметил разницу этих вещей: один веер был «в блестках, нов, красив», другой – «изломан весь». Как, не странно гордился собой изломанный Веер. Он говорил, что служил красавице, да так, что «нет кости целой». Оказывается, этим Веером девушка «отбивалась» от ухаживаний «молодчиков». Веер считал, что такое поведение его хозяйки Ветраны говорит о ее постоянстве.
Новый и блестящий веер немногословный. Он учтиво сказал, кому принадлежит, внимательно выслушал соседа и лишь потом коротко ответил на его горделивые речи. Новенький Веер сказал, что поведение Ветраны – не что иное, как кокетство и жеманство. Его же хозяйке Розалии «довольно бросить взгляд, и все учтивы к ней». Видно, что и этот веер гордится девушкой, но не хвастается. Кстати, имена девушек красноречивы: Ветрана ассоциируется с ветреностью, Розалия – со скромностью.
Басня И.И. Дмитриева построена в виде диалога двух Вееров, в который автор не вмешивается. Тем не менее, в разговоре Вееров отображено отношение автора к двум типам девушек. Иван Иванович позволяет себе лишь кратко описать героев произведения. Их портреты готовят читателя к восприятию дальнейшего разговора. Анализируемую басню можно поделить на смысловые части: описание Вееров, лежащих в гостиной; разговор между ними, заключительная фраза новенького Веера. Традиционно басня заканчивается моралью, но в этом произведении поучительной концовки нет, однако последняя фраза настолько красноречива, что выводы напрашиваются сами.
Оригинальному раскрытию темы басни И.И. Дмитриева «Два веера» способствуют художественные средства. Автор использовал много эпитетов: один веер «нов», «красив», другой «изломан» (эти же эпитеты создают антитезу), «хвастлив»; спросил «горделиво», «речь смелая». Также в тексте есть метафоры: «не кости целой», «подлетит молодчик», « довольно бросить взгляд».
Живости беседе Вееров придает интонация: в басне использованы вопросительные, восклицательные предложения. Есть риторический вопрос: «Не лучше ли, ее кокетства и жеманства?». Он адресован не так ко второму вееру, как к читателю, заменяет мораль.
Басня «Два Веера» легко, непринужденно, но оригинально раскрывает тему, актуальную не только для эпохи И.И. Дмитриева, но и для нашего времени.

Анализ басни Дмитриева «Нищий и собака»
В 1803 году И.И. Дмитриев написал басню «Нищий и Собака». На момент создания произведения он уже пять лет был в отставке. Баснописец жил в небольшом домике в Москве и оттачивал свое литературное мастерство. Анализируемая басня показывает, что труды Ивана Ивановича не были напрасными, ведь в миниатюрном произведении он сумел показать вечно актуальную проблему.
Тема басни И. Дмитриева – разговор бедняка с собакой, раздумья о наружности людей и их внутреннем мире. Автор доказывает, что нельзя доверять первому впечатлению, ведь оно часто обманчиво: «иной как зверь, а добр, тот ласков, а кусает».
Сюжет произведения прост. Автор рассказывает, как в боярский двор вошел старик с сумкой. Собака начала лаять на гостя. Он же, вежливо обратился к животному, как к человеку. Нищий попросил умилосердиться над ним, ведь он уже сутки не ел. Чтобы показать, как сильно мужчина хотел есть, И.И. Дмитриев использовал гиперболу: «сутки уж не ел… от глада умираю». Собака же отвечает, что лает для того, чтобы ее хозяева накормили нежданного гостя. Так баснописец показал, что не всегда следует доверять только своим домыслам. Наружность не всегда отображает то, что в сердце.
Автор не дает детальной характеристики героям произведения. Он не пытается навязать читателю свое мнение. Но нетрудно понять, что И. Дмитриев не оценивает людей по материальному состоянию. Не зря он не злоупотребляет словом «нищий» или синонимами к нему. Речь собаки Иван Иванович смягчает посредством частицы «то»: затем-то я и лаю». Так он намекает, что в аллегорическом образе животного он воплотил ласкового человека, обладающего трезвым рассудком и здравым смыслом.
Басня-миниатюра И. Дмитриева «Собака и нищий», несмотря на небольшой объем, состоит из нескольких смысловых частей: рассказ о старике, который вошел в боярский двор; диалог собаки и нищего; мораль. Формально басня состоит из восьмистишья и двустишия. Для объединения строк Иван Иванович использовал разные виды рифмовки: перекрестную, кольцевую и параллельную. Стихотворный размер – трехстопный ямб.
Художественных средств в анализируемом произведении немного. Но простота не делает его беднее, наоборот, таким образом, на первый план выступает глубокий смысл басни. В первой строке И. Дмитриев использовал банальный эпитет «большой», обозначая им боярский двор. Эта деталь намекает на то, что хозяева двора – богатые люди. Мораль построена на антитезе: «Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает». В последних строках есть также и эпитеты «добр» и «ласков». Имена прилагательные использованы в краткой форме. Так автор не только сохраняет ритмический рисунок, но и приближает произведение к фольклору.
Привлекает внимание и синтаксическое строение басни И.И. Дмитриева «Нищий и Собака». Например, в ней много инверсий: «большой боярский двор собака стерегла», «собака лаять начала», «наружность иногда обманчива бывает». Инверсия помогает акцентировать внимание на главных моментах.

Анализ басни Дмитриева «Отец с сыном»
1805 год стал плодотворным периодом творческой деятельности И.И. Дмитриева. В это время баснописец создал произведения, которые позволили «низкому» жанру занять достойное место в отечественной литературе. До этого басни называли «литературными безделками». Произведение «Отец с сыном» вышло из-под пера Ивана Ивановича в том же 1805 г.
Тема анализируемой басни – разговор отца и сына о пути к счастью. И.И. Дмитриев утверждает, что добиться счастья можно двумя путями: честным трудом и интригами. Человек волен выбирать, на какой путь ему ступить.
Внимание в произведении акцентировано на ключевой проблеме, автор не отвлекается от него, поэтому не подает даже портреты героев. Начинается басня вопросом сына, адресованного отцу. Юноше интересно, как можно добиться счастья. Отец сразу же ответил, что лучшая дорога – труд на благо родины и сограждан. Причем служить им следует не только «телом», но и умом. Батюшка призывает свою кровинку взять в руки перо и книгу.
Сыну первый совет не очень понравился, ведь трудиться так, как подсказал отец очень тяжело. Он спросил: «как легче бы?» Ответ последовал незамедлительно: достаточно умело плести интриги, «втираться жабой и ужом» к тем, кто стоит при власти при дворе. Юноша лишь воскликнул: «А это низко!» Батюшка же ответил, что так многим удается.
Басня «Отец с сыном» по смыслу состоит из нескольких частей: вопрос сына о счастье и два противоположных ответа отца. Как и во многих других баснях Ивана Ивановича, в анализируемом произведении нет морали. Но это лишь формально, ведь содержание само подталкивает читателя к размышлениям о проблеме счастья и путях его достижения.
Строки басни И.И. Дмитриева объединены кольцевой рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Ритмическая организация четкая и стройная, придает тексту динамизма.
Несмотря на небольшой размер басни «Отец с сыном», в ней много художественных средств. Тропы помогают автору оригинально раскрыть тему, сделать идейное звучание более выразительным. В тексте есть метафоры («телом и умом трудиться», «кто при дворе фортуной вознесется»), сравнение («втираться жабой и ужом»), эпитеты (дорога «лучшая», «это тяжело»), антитеза («Ах, это тяжело! как легче бы?»). Тропы достаточно банальные, но в этой басни они кажутся оригинальными.
Чтобы максимально сократить текст, не потеряв глубокого смысла, И.И. Дмитриев использовал эллипсис: «А тот ему в ответ» (говорит); «как легче бы» (добиться). Также особенностью синтаксического строения басни является инверсия: «… как счастия добиться», «… так просто… быть глупцом». Привлекает внимание интонация басни.
Посредством нее автор отразил эмоции и даже темперамент героев. Пламенные восклицательные реплики сына, кажется, противопоставляются размеренной речи отца. В разговоре видно пыл юности и холодный рассудок зрелого человека. Только одну фразу мужчина восклицает, видимо так он намекает, что нельзя уподобляться глупцам: «Ну, так просто… быть глупцом!».

Анализ басни Дмитриева «Бык и корова»
Басня «Бык и Корова» – образец зрелого творчества И.И. Дмитриева. Она была написана в 1810 году. Тогда автор уже вернулся на госслужбу, но литературной деятельности также уделял достаточно внимания. Вспомним, что в 1799 г. Иван Иванович ушел в отставку, после чего до 1806 г. занимался только творчеством, шлифуя умение владеть художественным словом. И.И. Дмитриев – мастер басен миниатюр и анализируемое произведение является доказательством этого.
Тема басни И.И. Дмитриева «Бык и Корова» – несправедливые насмешки Коровы. Иван Иванович показывает, что нужно уважать честный труд другого. Мораль произведения можно выразить известной фразой: «Хорошо смеется тот, кто смеется последний».
Начинается басня словами Коровы, обращенными к Быку. Героиня посмеивается над ним, потому что его «судьба… на труд всегдашний осудила». Как видим, тяжелый труд Корова воспринимает, как какое-то наказание, как нечто унизительное, поэтому и характеризует трудягу: «жалок ты». Бык сначала ничего не отвечает Корове.
Утром он видит, как насмешницу ведут на убой, чтобы вознести на алтарь богам. Теперь Бык смеется над ней, говоря: «Ты к алтарям идешь, а я — опять на пашню». С иронией он называет Корову красавицей и это делает его, казалось бы, безобидную фразу еще обиднее. В басне используются восточные мотивы. Известно, что корова – священное животное в Индии. Эта деталь придает смыслу басни оригинальности.
Композиция произведения И.И. Дмитриева проста. Оно состоит из двустишия и катрена. Такая организация соответствует содержанию. В первой строфе читательское внимание обращено на слова Коровы, во второй – на колкую фразу Быка. Лаконичную басню можно также условно разделить на смысловые части: колкость Коровы, ответ Быка.
Строки анализируемого произведения объединены параллельной и перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Кстати, И.И. Дмитриев чаще всего использует в своих произведениях именно ямб. Он придает строкам легкость и непринужденность.
Басня «Бык и Корова» небольшая, поэтому неудивительно, что ней очень мало художественных средств. В двустишии использованы эпитеты («жалок ты», «труд всегдашний») и метафору «судьба тебя на труд всегдашний осудила». Краткая метафора дает возможность охарактеризовать жизнь быка одной строкой. Ключевую роль во второй строфе играет антитеза «ты к алтарям идешь, а я – опять на пашню».
Как и в других баснях в «Быке и Корове» использована инверсия, которая помогает акцентировать внимание на самом главном, не добавляя лишние детали: «как жалок ты», «ты к алтарям идешь», «судьба тебя на труд всегдашний осудила». В последней строфе также использован эллипсис: «а я – опять на пашню».
Таким образом, в басне И.И. Дмитриева «Бык и Корова» поднимается извечная проблема насмешек над простыми трудягами. Автор раскрывает ее оригинально, разоблачая человеческие пороки посредством образов Быка и Коровы и незатейливой ситуации.

БАСНИ

ОТЕЦ С СЫНОМ

— «Скажите, батюшка, как счастия добиться?» —
Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ:
«Дороги лучшей нет,
Как телом и умом трудиться,
Служа отечеству, согражданам своим,
И чаще быть с пером и книгой,
Когда быть дельными хотим».
— «Ах, это тяжело! как легче бы?» — «Интригой,
Втираться жабой и ужом
К тому, кто при дворе фортуной вознесется…»
— «А это низко!» — «Ну, так просто… быть глупцом:
И этак многим удается».<1805>

НИЩИЙ И СОБАКА

Большой боярский двор Собака стерегла.
Увидя старика, входящего с сумою,
Собака лаять начала.
«Умилосердись надо мною! —
С боязнью, по́шептом бедняк ее молил. —
Я сутки уж не ел… от глада умираю!»
— «Затем-то я и лаю, —
Собака говорит, — чтоб ты накормлен был».

Наружность иногда обманчива бывает:
Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.<1803>

БЫК И КОРОВА

«Как жалок ты! — Быку Корова говорила.—
Судьба тебя на труд всегдашний осудила».
Наутро повели Корову на убой,
К закланию богам. Бык, вспомни речь вчерашню,
«Гордись, красавица, — сказал, — своей судьбой:
Ты к алтарям идешь, а я — опять на пашню».<1810>

ТРИ ЛЬВА

Его величество, Лев сильный, царь зверей,
Скончался.
Народ советовать собрался,
Кого б из трех его детей
Признать наследником короны,
«Меня! — сын старший говорил. —
Я сделаю народ наперсником Беллоны».
— «А я обогащу», — середний подхватил.
«А я б его любил», —
Сказал меньшой с невинным взором.
И тут же наречен владыкой всем собором.<1805>

 ДВА ВЕЕРА

В гостиной на столе два Веера лежали;
Не знаю я, кому они принадлежали,
А знаю, что один был в блестках, нов, красив;
Другой изломан весь и очень тем хвастлив.
«Чей Веер?» — он спросил соседа горделиво.
«Такой-то», — сей ему ответствует учтиво.
«А я, — сказал хвастун, — красавице служу,
И как же ей служу! Смотри: нет кости целой!
Лишь чуть к ней подлетит молодчик с речью смелой,
А я его и хлоп! короче, я скажу
Без всякого, поверь мне, чванства
И прочим не в укор,
Что каждый мой махор
Есть доказательство Ветраны постоянства».
— «Не лучше ли, ее кокетства и жеманства? —
Сосед ему сказал: — Розалии моей
Довольно бросить взгляд, и все учтивы к ней».<1805>

МУХА

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

Анализ басни Дмитриева «Муха»
Русский автор Иван Дмитриев работал в разных жанрах литературы. Особого внимания заслуживают его басни. И хотя, по мнению Александра Пушкина, они не могли сравниться с баснями Ивана Крылова, зато отличались особой лиричностью и деликатностью.
Дмитриев описывает ситуацию в басне, уделяя внимание художественным деталям. Мораль всегда доступна и взывает к лучшим качествам человека. Большинство басен Дмитриева — переводы произведений французских баснописцев. Но эти переводы всегда художественные, обогащенные поэтичным даром Дмитриева.Басня «Муха» относится к коротеньким басням автора с четко очерченной моралью. Ключевое словосочетание произведения «мы пахали» стало крылатым и до сих пор используется в нашем лексиконе.По некоторым сведениям, эта басня является переводом басни француза Пьера Вилье, которая восходит к античности.
Сюжет басни прост. Бык после тяжкого трудового дня возвращался домой. На его рогах восседала муха. Автор умалчивает, когда именно она туда села: пахал еще тогда бык или уже возвращался домой. На пути им встречается другая муха. Она интересуется у соплеменницы на рогах, откуда та возвращается. На что первая муха горделиво отвечает: «Мы пахали»
Автор высмеивает высокомерие на примере чванливой мухи, которая заслуги быка ловко приписала и себе самой.Описанная ситуация в басне, к сожалению, оказалась вполне типичной и в реальной жизни. Поэтому она прижилась в народе. Нередко бывает так, что человек, не принимающий участия в деле, причисляет себя к тем, кто непосредственно что-то делал. Заменяя местоимения «он», «она» или «они» на громкое «мы», люди приписывают себе чужие заслуги. Именно так делает муха, говоря, что «мы пахали». Когда в лучшем случае она просто сидела на рогах, пока бык пахал.
В басне «Муха» есть антитеза: трудолюбие и лень.На то, что бык является тружеником указывают слова «с плугом», «по трудах». Герой не ленился и потратил почти все силы на свою работу, поэтому домой уже «тащился» и от большой усталости даже не заметил мухи на рогах.Муха в басне олицетворяет ленивого высокомерного человека, который хвалится чужими достижениями.
Пафосный ответ мухи стал своеобразной идиомой и прижился в народе. И не только во времена Дмитриева, но и в наше время басня остается актуальной. Некоторые люди все так же не стыдятся присваивать себе заслуги других. Ведь проще солгать, формально присоединиться к чужому делу, чем реально что-то сделать.
Басня Ивана Дмитриева «Муха» приобрела популярность, как в России, так и в странах зарубежья. Известно, что она была переведена на немецкий язык двумя авторами.

Источник: http://dmitriev.lit-info.ru/dmitriev/stihi/stih-85.htm

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451788-material-k-uroku-rodnoj-literatury-v-7-klasse

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 28.02.2019 09:00

Сочинить стихи о лете уровень 6 класс

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 02.03.2019 02:30

Вчем заключается противоречивость образа анны карениной? ? , надо

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 04.03.2019 08:50

Остветьсе на вопрос.. почему гринева и машу пощадил огонь крестьянской войны?

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 20:10

:мої враження від оповідання жага до життя

Ответов: 2

У тебя есть свой ответ?

Мораль басни Ошибка Чижа…

Вопросы по другим предметам:

Категория

Литература, 08.03.2021 20:38

Категория

Русский язык, 08.03.2021 20:39

Категория

Категория

Литература, 08.03.2021 20:39

Категория

Обществознание, 08.03.2021 20:39

Категория

Категория

Математика, 08.03.2021 20:39

Категория

Алгебра, 08.03.2021 20:39

Категория

Информатика, 08.03.2021 20:39

Категория

Математика, 08.03.2021 20:40

Категория

Українська література, 08.03.2021 20:40

Категория

Математика, 08.03.2021 20:40

Категория

География, 08.03.2021 20:40

Категория

География, 08.03.2021 20:40

Категория

Русский язык, 08.03.2021 20:40

Категория

Литература, 08.03.2021 20:40

Категория

Алгебра, 08.03.2021 20:40

Категория

Литература, 08.03.2021 20:40

Категория

Математика, 08.03.2021 20:40

Категория

Английский язык, 08.03.2021 20:41

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

В чем состоит мораль басни Дмитриева «Ошибка чижа»?

Прочитайте басню Дмитриева «Ошибка чижа». В чем мораль басни, что ею хотел сказать автор.

Чиж, в птичник залетя, прельстился им как раем.

Раздолье! пьет и ест одно он с Попугаем.

Но долго ль? Нет! Скворец там заклевал его. —

Опасно выходить из круга своего.

1 ответ:



1



0

Ошибка Чижа.

Чтобы ответить на вопрос по этой басне, видимо нужно принять во внимание, что русский поэт, баснописец, государственный деятель, член Российской академии Иван Иванович Дмитриев, написал эту басню в 1826 году.

Дмитриев известен своими короткими баснями-четверостишиями и в четырёх строках умел выражать основную суть басни.

Очевидно, что мораль басни «Ошибка чижа» можно выразить русской пословицей: «Всяк сверчок знай свой шесток». То есть, каждый человек должен понимать своё место в обществе и не проявлять непомерных амбиций, не соответствующих его чину и положению.

Читайте также

Человеческие пороки, описанные в басне до сих пор присуще людям. есть известное выражение «Рука руку моет», очень похоже. Человеку все равно каким талантом обладает другой, если он ему незнаком и ничего полезного от от него не взял. То есть ты мне, я тебе. В этом мораль басни, если на пути встретится подобный Филину чиновник, то ничего от него не добьешься.

yABnNwdLxZLjyTfvO8s8nykGsuwsAesy.png

Таких много: Лебедь, рак и щука. Волк и ягненок. Щука и кот. Крестьянин и работник. Слон на воеводстве. Лев и комар. Скворец. Орел и пчела.

Наверное четверть его басен начинается с морали. Жанром не возбраняется.

Басня А.Е.Измайлова небольшая по содержанию. В центре сюжета находится обычная лестница, верхняя ступенька которой загордилась, что она находиться сверху. И вот лестницу переворачивают и та же самая ступенька переместилась вниз. Аллегорический смысл басни «Лестница» в том, что если вместо ступенек представить людей, а лестницу сделать социальной, то таким же образом любой человек оказавшийся наверху может в одно мгновение оказаться на дне. Подобно Наполеону, который так же упоминается в басни.

Мораль Басни А.Е.Измайлова «Лестница»: не задавайся и не гордись своим положением, через минуту причин для гордыни может не стать.

В басне «Обоз» представлена самая наверное распространенная в жизни ситуация, когда один человек что-то делает, а другой ему дает советы, как сделать лучше. Причем советуют обычно явные дилетанты, которые имеют только поверхностное представление о выполняемой работе и не представляющие себе всех подводных камней. В итоге, когда такой советчик надоедает и ему предлагают сделать работу самому, оказывается, что работа-то ему и не по силам. Так и в басне Крылова старая опытная лошадь аккуратно спускается под гору, понимая, что тяжелый воз может понести и тогда его не остановишь, но молодая, всячески понося мастера, бросается вперед и оказывается в канаве. Мораль: не ругай работу другого, не попробовав сделать ее сам, не суди о работе профессионала будучи любителем и не лезь под горячую руку с советами.

Текст басни «Обоз» И.А. Крылов:

В общем тому же, что и поговорка «сколько волка ни корми — он все в лес смотрит». А именно тому, что волк всегда остается волком, и даже если он «навьючит овечью шкуру», «пустится в переговоры», ему верить нельзя ни единому слову при каких обстоятельствах, и в отношении него годится единственный вариант —

Zh6gIuygRy2kdjoJvnLdJPPjysBWVDm.png

(Речь не в последнюю очередь о волках в человеческом обличье).

Анализ басни Дмитриева «Три льва»
И.И. Дмитриев был госслужащим, а когда ушел в отставку, полностью посвятил себя литературному творчеству. Тогда из-под его пера появилось много прекрасных произведений. Басню «Три Льва» Иван Иванович написал в 1805 году. Она свидетельствует о том, что автору не были чужды общественно-политические проблемы.
Тема анализируемой басни – смерть царя зверей и выборы нового владыки из трех его наследников. Авто показывает, что хорош тот царь, который любит свой народ, ведь такой владыка сделает все, чтобы люди жили счастливо, в достатке.
Басня начинается рассказом о печальном событии: скончался царь зверей. Рассказывая о его смерти, автор дает бывшему обладателю короны краткую характеристику: «лев сильный». При этом баснописец не говорит, любил ли его народ. У льва было три сына, и народ собрался на совет, чтобы выбрать нового царя. Как видим, Иван Иванович ненавязчиво выражает позитивное отношение к демократии – режиму, при котором решения принимает народ, а не ограниченный круг лиц.
Каждому наследнику престола было дано слово. Старший обещал, что сделает народ «наперсником Беллоны». Беллона – древнеримская богиня войны. Наперсник – устарелое слово, которым обозначали чьего-либо любимца, который пользовался особым доверием. Таким образом, старший сын Льва обещал, что поведет народ по тропе войны и получит множество побед.
Средний сын пообещал обогатить людей. И только младший сказал, что будет любить народ. При этом И. Дмитриев обращает внимание на невинный взор Льва, намекая так на его чистые и честные помыслы. Народ без раздумий выбрал царем третьего сына.
Анализируемая басня состоит из трех смысловых частей. Сначала Иван Иванович рассказывает о смерти Льва. Потом он кратко воспроизводит выборы нового правителя львиного царства. В этой части трое кандидатов рассказывают, что они готовы сделать для народа. В конце басни рассказывается, что выборы завершаются в пользу младшего сына. Морали в произведении нет. Как и во многих баснях, И.И. Дмитриев оставляет читателю право самостоятельно сделать выводы, обдумать описанную ситуацию.
Стихотворный размер басни И.И. Дмитриева «Три Льва» – четырехстопный ямб. Строки в произведении объединены перекрестной и параллельной рифмовкой. Рифмовка непоследовательна, но это не нарушает общий ритм.
Басня лаконичная, внимание в ней обращено на события, которые происходят очень динамично. Автор не отвлекается на лишние детали, не вводит в текст несюжетные элементы, например портрет. Не удивительно, что художественных средств «Трех Львах» очень мало. В тексте есть несколько эпитетов: «Лев сильный», «невинный взор». В виде метафоры оформлены слова старшего брата: «Я сделаю народ наперсником Беллоны».
Чтобы акцентировать внимание на главных деталях, баснеписец использовал инверсию: «Лев сильный… скончался», «народ советовать собрался», «сказал меньшой», «и тут же наречен владыкой всем собором».
Басня И.И. Дмитриева «Три Льва» прекрасно выражает взгляды автора на политику и общество.

Анализ басни Дмитриева «Два веера»
Басню «Два веера» И.И. Дмитриев написал в 1805 г. В этот период, он был отстранен от службы, поэтому полностью посвятил себя литературной деятельности. Иван Иванович был постоянным гостем на вечерах, которые устраивала элита. Он знал изнанку светской жизни. Не удивительно, что в указанной басне он разоблачил черту, присущую многим дамам-кокеткам.

Тема басни И.И. Дмитриева «Два веера» – кокетливость, жеманство, противопоставленные строгости и скромности девушек. Автор разоблачает поведение девушек, высмеивая излишнее кокетство и восхваляя скромность.
Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует образы Вееров, лежащих на столе в гостиной. Баснописец говорит, что не знает, кому они принадлежали, но он сразу заметил разницу этих вещей: один веер был «в блестках, нов, красив», другой – «изломан весь». Как, не странно гордился собой изломанный Веер. Он говорил, что служил красавице, да так, что «нет кости целой». Оказывается, этим Веером девушка «отбивалась» от ухаживаний «молодчиков». Веер считал, что такое поведение его хозяйки Ветраны говорит о ее постоянстве.
Новый и блестящий веер немногословный. Он учтиво сказал, кому принадлежит, внимательно выслушал соседа и лишь потом коротко ответил на его горделивые речи. Новенький Веер сказал, что поведение Ветраны – не что иное, как кокетство и жеманство. Его же хозяйке Розалии «довольно бросить взгляд, и все учтивы к ней». Видно, что и этот веер гордится девушкой, но не хвастается. Кстати, имена девушек красноречивы: Ветрана ассоциируется с ветреностью, Розалия – со скромностью.
Басня И.И. Дмитриева построена в виде диалога двух Вееров, в который автор не вмешивается. Тем не менее, в разговоре Вееров отображено отношение автора к двум типам девушек. Иван Иванович позволяет себе лишь кратко описать героев произведения. Их портреты готовят читателя к восприятию дальнейшего разговора. Анализируемую басню можно поделить на смысловые части: описание Вееров, лежащих в гостиной; разговор между ними, заключительная фраза новенького Веера. Традиционно басня заканчивается моралью, но в этом произведении поучительной концовки нет, однако последняя фраза настолько красноречива, что выводы напрашиваются сами.
Оригинальному раскрытию темы басни И.И. Дмитриева «Два веера» способствуют художественные средства. Автор использовал много эпитетов: один веер «нов», «красив», другой «изломан» (эти же эпитеты создают антитезу), «хвастлив»; спросил «горделиво», «речь смелая». Также в тексте есть метафоры: «не кости целой», «подлетит молодчик», « довольно бросить взгляд».
Живости беседе Вееров придает интонация: в басне использованы вопросительные, восклицательные предложения. Есть риторический вопрос: «Не лучше ли, ее кокетства и жеманства?». Он адресован не так ко второму вееру, как к читателю, заменяет мораль.
Басня «Два Веера» легко, непринужденно, но оригинально раскрывает тему, актуальную не только для эпохи И.И. Дмитриева, но и для нашего времени.

Анализ басни Дмитриева «Нищий и собака»
В 1803 году И.И. Дмитриев написал басню «Нищий и Собака». На момент создания произведения он уже пять лет был в отставке. Баснописец жил в небольшом домике в Москве и оттачивал свое литературное мастерство. Анализируемая басня показывает, что труды Ивана Ивановича не были напрасными, ведь в миниатюрном произведении он сумел показать вечно актуальную проблему.
Тема басни И. Дмитриева – разговор бедняка с собакой, раздумья о наружности людей и их внутреннем мире. Автор доказывает, что нельзя доверять первому впечатлению, ведь оно часто обманчиво: «иной как зверь, а добр, тот ласков, а кусает».
Сюжет произведения прост. Автор рассказывает, как в боярский двор вошел старик с сумкой. Собака начала лаять на гостя. Он же, вежливо обратился к животному, как к человеку. Нищий попросил умилосердиться над ним, ведь он уже сутки не ел. Чтобы показать, как сильно мужчина хотел есть, И.И. Дмитриев использовал гиперболу: «сутки уж не ел… от глада умираю». Собака же отвечает, что лает для того, чтобы ее хозяева накормили нежданного гостя. Так баснописец показал, что не всегда следует доверять только своим домыслам. Наружность не всегда отображает то, что в сердце.
Автор не дает детальной характеристики героям произведения. Он не пытается навязать читателю свое мнение. Но нетрудно понять, что И. Дмитриев не оценивает людей по материальному состоянию. Не зря он не злоупотребляет словом «нищий» или синонимами к нему. Речь собаки Иван Иванович смягчает посредством частицы «то»: затем-то я и лаю». Так он намекает, что в аллегорическом образе животного он воплотил ласкового человека, обладающего трезвым рассудком и здравым смыслом.
Басня-миниатюра И. Дмитриева «Собака и нищий», несмотря на небольшой объем, состоит из нескольких смысловых частей: рассказ о старике, который вошел в боярский двор; диалог собаки и нищего; мораль. Формально басня состоит из восьмистишья и двустишия. Для объединения строк Иван Иванович использовал разные виды рифмовки: перекрестную, кольцевую и параллельную. Стихотворный размер – трехстопный ямб.
Художественных средств в анализируемом произведении немного. Но простота не делает его беднее, наоборот, таким образом, на первый план выступает глубокий смысл басни. В первой строке И. Дмитриев использовал банальный эпитет «большой», обозначая им боярский двор. Эта деталь намекает на то, что хозяева двора – богатые люди. Мораль построена на антитезе: «Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает». В последних строках есть также и эпитеты «добр» и «ласков». Имена прилагательные использованы в краткой форме. Так автор не только сохраняет ритмический рисунок, но и приближает произведение к фольклору.
Привлекает внимание и синтаксическое строение басни И.И. Дмитриева «Нищий и Собака». Например, в ней много инверсий: «большой боярский двор собака стерегла», «собака лаять начала», «наружность иногда обманчива бывает». Инверсия помогает акцентировать внимание на главных моментах.

Анализ басни Дмитриева «Отец с сыном»
1805 год стал плодотворным периодом творческой деятельности И.И. Дмитриева. В это время баснописец создал произведения, которые позволили «низкому» жанру занять достойное место в отечественной литературе. До этого басни называли «литературными безделками». Произведение «Отец с сыном» вышло из-под пера Ивана Ивановича в том же 1805 г.
Тема анализируемой басни – разговор отца и сына о пути к счастью. И.И. Дмитриев утверждает, что добиться счастья можно двумя путями: честным трудом и интригами. Человек волен выбирать, на какой путь ему ступить.
Внимание в произведении акцентировано на ключевой проблеме, автор не отвлекается от него, поэтому не подает даже портреты героев. Начинается басня вопросом сына, адресованного отцу. Юноше интересно, как можно добиться счастья. Отец сразу же ответил, что лучшая дорога – труд на благо родины и сограждан. Причем служить им следует не только «телом», но и умом. Батюшка призывает свою кровинку взять в руки перо и книгу.
Сыну первый совет не очень понравился, ведь трудиться так, как подсказал отец очень тяжело. Он спросил: «как легче бы?» Ответ последовал незамедлительно: достаточно умело плести интриги, «втираться жабой и ужом» к тем, кто стоит при власти при дворе. Юноша лишь воскликнул: «А это низко!» Батюшка же ответил, что так многим удается.
Басня «Отец с сыном» по смыслу состоит из нескольких частей: вопрос сына о счастье и два противоположных ответа отца. Как и во многих других баснях Ивана Ивановича, в анализируемом произведении нет морали. Но это лишь формально, ведь содержание само подталкивает читателя к размышлениям о проблеме счастья и путях его достижения.
Строки басни И.И. Дмитриева объединены кольцевой рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Ритмическая организация четкая и стройная, придает тексту динамизма.
Несмотря на небольшой размер басни «Отец с сыном», в ней много художественных средств. Тропы помогают автору оригинально раскрыть тему, сделать идейное звучание более выразительным. В тексте есть метафоры («телом и умом трудиться», «кто при дворе фортуной вознесется»), сравнение («втираться жабой и ужом»), эпитеты (дорога «лучшая», «это тяжело»), антитеза («Ах, это тяжело! как легче бы?»). Тропы достаточно банальные, но в этой басни они кажутся оригинальными.
Чтобы максимально сократить текст, не потеряв глубокого смысла, И.И. Дмитриев использовал эллипсис: «А тот ему в ответ» (говорит); «как легче бы» (добиться). Также особенностью синтаксического строения басни является инверсия: «… как счастия добиться», «… так просто… быть глупцом». Привлекает внимание интонация басни.
Посредством нее автор отразил эмоции и даже темперамент героев. Пламенные восклицательные реплики сына, кажется, противопоставляются размеренной речи отца. В разговоре видно пыл юности и холодный рассудок зрелого человека. Только одну фразу мужчина восклицает, видимо так он намекает, что нельзя уподобляться глупцам: «Ну, так просто… быть глупцом!».

Анализ басни Дмитриева «Бык и корова»
Басня «Бык и Корова» – образец зрелого творчества И.И. Дмитриева. Она была написана в 1810 году. Тогда автор уже вернулся на госслужбу, но литературной деятельности также уделял достаточно внимания. Вспомним, что в 1799 г. Иван Иванович ушел в отставку, после чего до 1806 г. занимался только творчеством, шлифуя умение владеть художественным словом. И.И. Дмитриев – мастер басен миниатюр и анализируемое произведение является доказательством этого.
Тема басни И.И. Дмитриева «Бык и Корова» – несправедливые насмешки Коровы. Иван Иванович показывает, что нужно уважать честный труд другого. Мораль произведения можно выразить известной фразой: «Хорошо смеется тот, кто смеется последний».
Начинается басня словами Коровы, обращенными к Быку. Героиня посмеивается над ним, потому что его «судьба… на труд всегдашний осудила». Как видим, тяжелый труд Корова воспринимает, как какое-то наказание, как нечто унизительное, поэтому и характеризует трудягу: «жалок ты». Бык сначала ничего не отвечает Корове.
Утром он видит, как насмешницу ведут на убой, чтобы вознести на алтарь богам. Теперь Бык смеется над ней, говоря: «Ты к алтарям идешь, а я — опять на пашню». С иронией он называет Корову красавицей и это делает его, казалось бы, безобидную фразу еще обиднее. В басне используются восточные мотивы. Известно, что корова – священное животное в Индии. Эта деталь придает смыслу басни оригинальности.
Композиция произведения И.И. Дмитриева проста. Оно состоит из двустишия и катрена. Такая организация соответствует содержанию. В первой строфе читательское внимание обращено на слова Коровы, во второй – на колкую фразу Быка. Лаконичную басню можно также условно разделить на смысловые части: колкость Коровы, ответ Быка.
Строки анализируемого произведения объединены параллельной и перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Кстати, И.И. Дмитриев чаще всего использует в своих произведениях именно ямб. Он придает строкам легкость и непринужденность.
Басня «Бык и Корова» небольшая, поэтому неудивительно, что ней очень мало художественных средств. В двустишии использованы эпитеты («жалок ты», «труд всегдашний») и метафору «судьба тебя на труд всегдашний осудила». Краткая метафора дает возможность охарактеризовать жизнь быка одной строкой. Ключевую роль во второй строфе играет антитеза «ты к алтарям идешь, а я – опять на пашню».
Как и в других баснях в «Быке и Корове» использована инверсия, которая помогает акцентировать внимание на самом главном, не добавляя лишние детали: «как жалок ты», «ты к алтарям идешь», «судьба тебя на труд всегдашний осудила». В последней строфе также использован эллипсис: «а я – опять на пашню».
Таким образом, в басне И.И. Дмитриева «Бык и Корова» поднимается извечная проблема насмешек над простыми трудягами. Автор раскрывает ее оригинально, разоблачая человеческие пороки посредством образов Быка и Коровы и незатейливой ситуации.

БАСНИ

ОТЕЦ С СЫНОМ

— «Скажите, батюшка, как счастия добиться?» —
Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ:
«Дороги лучшей нет,
Как телом и умом трудиться,
Служа отечеству, согражданам своим,
И чаще быть с пером и книгой,
Когда быть дельными хотим».
— «Ах, это тяжело! как легче бы?» — «Интригой,
Втираться жабой и ужом
К тому, кто при дворе фортуной вознесется…»
— «А это низко!» — «Ну, так просто… быть глупцом:
И этак многим удается».<1805>

НИЩИЙ И СОБАКА

Большой боярский двор Собака стерегла.
Увидя старика, входящего с сумою,
Собака лаять начала.
«Умилосердись надо мною! —
С боязнью, по́шептом бедняк ее молил. —
Я сутки уж не ел… от глада умираю!»
— «Затем-то я и лаю, —
Собака говорит, — чтоб ты накормлен был».

Наружность иногда обманчива бывает:
Иной как зверь, а добр; тот ласков, а кусает.<1803>

БЫК И КОРОВА

«Как жалок ты! — Быку Корова говорила.—
Судьба тебя на труд всегдашний осудила».
Наутро повели Корову на убой,
К закланию богам. Бык, вспомни речь вчерашню,
«Гордись, красавица, — сказал, — своей судьбой:
Ты к алтарям идешь, а я — опять на пашню».<1810>

ТРИ ЛЬВА

Его величество, Лев сильный, царь зверей,
Скончался.
Народ советовать собрался,
Кого б из трех его детей
Признать наследником короны,
«Меня! — сын старший говорил. —
Я сделаю народ наперсником Беллоны».
— «А я обогащу», — середний подхватил.
«А я б его любил», —
Сказал меньшой с невинным взором.
И тут же наречен владыкой всем собором.<1805>

 ДВА ВЕЕРА

В гостиной на столе два Веера лежали;
Не знаю я, кому они принадлежали,
А знаю, что один был в блестках, нов, красив;
Другой изломан весь и очень тем хвастлив.
«Чей Веер?» — он спросил соседа горделиво.
«Такой-то», — сей ему ответствует учтиво.
«А я, — сказал хвастун, — красавице служу,
И как же ей служу! Смотри: нет кости целой!
Лишь чуть к ней подлетит молодчик с речью смелой,
А я его и хлоп! короче, я скажу
Без всякого, поверь мне, чванства
И прочим не в укор,
Что каждый мой махор
Есть доказательство Ветраны постоянства».
— «Не лучше ли, ее кокетства и жеманства? —
Сосед ему сказал: — Розалии моей
Довольно бросить взгляд, и все учтивы к ней».<1805>

МУХА

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

Анализ басни Дмитриева «Муха»
Русский автор Иван Дмитриев работал в разных жанрах литературы. Особого внимания заслуживают его басни. И хотя, по мнению Александра Пушкина, они не могли сравниться с баснями Ивана Крылова, зато отличались особой лиричностью и деликатностью.
Дмитриев описывает ситуацию в басне, уделяя внимание художественным деталям. Мораль всегда доступна и взывает к лучшим качествам человека. Большинство басен Дмитриева — переводы произведений французских баснописцев. Но эти переводы всегда художественные, обогащенные поэтичным даром Дмитриева.Басня «Муха» относится к коротеньким басням автора с четко очерченной моралью. Ключевое словосочетание произведения «мы пахали» стало крылатым и до сих пор используется в нашем лексиконе.По некоторым сведениям, эта басня является переводом басни француза Пьера Вилье, которая восходит к античности.
Сюжет басни прост. Бык после тяжкого трудового дня возвращался домой. На его рогах восседала муха. Автор умалчивает, когда именно она туда села: пахал еще тогда бык или уже возвращался домой. На пути им встречается другая муха. Она интересуется у соплеменницы на рогах, откуда та возвращается. На что первая муха горделиво отвечает: «Мы пахали»
Автор высмеивает высокомерие на примере чванливой мухи, которая заслуги быка ловко приписала и себе самой.Описанная ситуация в басне, к сожалению, оказалась вполне типичной и в реальной жизни. Поэтому она прижилась в народе. Нередко бывает так, что человек, не принимающий участия в деле, причисляет себя к тем, кто непосредственно что-то делал. Заменяя местоимения «он», «она» или «они» на громкое «мы», люди приписывают себе чужие заслуги. Именно так делает муха, говоря, что «мы пахали». Когда в лучшем случае она просто сидела на рогах, пока бык пахал.
В басне «Муха» есть антитеза: трудолюбие и лень.На то, что бык является тружеником указывают слова «с плугом», «по трудах». Герой не ленился и потратил почти все силы на свою работу, поэтому домой уже «тащился» и от большой усталости даже не заметил мухи на рогах.Муха в басне олицетворяет ленивого высокомерного человека, который хвалится чужими достижениями.
Пафосный ответ мухи стал своеобразной идиомой и прижился в народе. И не только во времена Дмитриева, но и в наше время басня остается актуальной. Некоторые люди все так же не стыдятся присваивать себе заслуги других. Ведь проще солгать, формально присоединиться к чужому делу, чем реально что-то сделать.
Басня Ивана Дмитриева «Муха» приобрела популярность, как в России, так и в странах зарубежья. Известно, что она была переведена на немецкий язык двумя авторами.

Источник: http://dmitriev.lit-info.ru/dmitriev/stihi/stih-85.htm

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/451788-material-k-uroku-rodnoj-literatury-v-7-klasse

«Ошибка Чижа»
Чиж, в птичник залетя, прельстился им как раем.
Раздолье! пьет и ест одно он с Попугаем.
Но долго ль? Нет! Скворец там заклевал его. —
Опасно выходить из круга своего.
Автор басни: И.И.Дмитриев

«Орел и Змея»
Орел из области громов
Спустился отдохнуть на луг среди цветов.
И встретил там Змею, ползущую по праху.
Завистливая тварь
Шипит и на Орла кидается с размаху.
Что ж делает пернатых царь?
Бросает гордый взгляд и к солнцу возлетает.
Так гений своему хулителю отмщает.
Автор басни: И.И.Дмитриев

«Башмак, мерка равенства»
«Да что ты, долгий, возмечтал?
Я за себя и сам, брат, стану»,—
Грудцою наскоча, вскричал
Какой-то карлик великану.
— «Твои, мои — права одни!
Не спорю, что равны они, —
Тот отвечает без задору, —
Но мой башмак тебе не впору».
Автор басни: И.И.Дмитриев

«Отец с сыном»
— «Скажите, батюшка, как счастия добиться?» —
Сын спрашивал отца. А тот ему в ответ:
«Дороги лучшей нет,
Как телом и умом трудиться,
Служа отечеству, согражданам своим,
И чаще быть с пером и книгой,
Когда быть дельными хотим».
— «Ах, это тяжело! как легче бы?» — «Интригой,
Втираться жабой и ужом
К тому, кто при дворе фортуной вознесется…»
— «А это низко!» — «Ну, так просто… быть глупцом:
И этак многим удается».
Автор басни: И.И.Дмитриев

«Слон и Мышь»
Как ни велик и силен Слон,
Однако же и он
Поиман мудростью людскою:
Превосходительный тяжелою стопою
Ступил по хворосту — и провалился в ров.
Чрез час потом и Мышь подверглась той же доле.
Но Мышке там простор; она, не тратя слов,
Пошла карабкаться и выпрыгнула в поле;
А великан мой, став по нужде философ,
Не могши в западне ниже пошевелиться:
«Увы! — кричит. — К чему ведет нас толщина?
Что в росте? Мелочным не страх и провалиться,
И Мышка в западне свободнее Слона!»
Автор басни: И.И.Дмитриев

  • Анализ базы 1с на наличие ошибок
  • Анализ английского текста на ошибки
  • Анализ html кода на наличие ошибок
  • Анаграмма к слову ошибка
  • Анабиоз сон разума ошибка physx