Анализ басни ошибка михалков

Басня «Ошибка» – рассказ о том, что происходит с людьми, которые стараются победить свои страхи и себя самого путем присваивания неких внешних устрашающих образов, забыв о том, что их проблему может решить лишь глубокая переоценка внутреннего мира и постановка новых приоритетов.

Басня «Ошибка»

Прибежал как-то Заяц к Журавлю.
— Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста, зубы!
— Да они у тебя хорошие!
— Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!
— Зачем тебе клыки?
— Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать,
пусть она от меня побегает!
Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!
— Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. — Побегу Лису искать!
Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю — дрожит, трясется от страха.
— Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки!
— А эти чем плохи?
— Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие
побольше есть?
— Не поможет! — ответил Журавль. — Ошибся я, Косой! Надо было тебе
сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!…

Мораль басни Михалкова «Ошибка»

Мораль басни «Ошибка» довольно-таки проста и понятна каждому читателю: чтобы достичь внутреннего спокойствия и избавиться от вечных глубинных страхов, надо «копать» изнутри, меняя сам очаг, наполненный боязнью и трусостью. Никакая внешняя придуманная атрибутика здесь не помощник, ведь за храброй маской все равно не спрятать трясущуюся полуобморочную основу, изнемогающую от своих же слабостей и нерешительных действий.

Анализ басни «Ошибка»

В басне «Ошибка» Михалков с помощью «говорящих» образов трусливого Зайца, мудрого Журавля и Лисы (охотника за ушастыми) раскрывает достаточно распространенные персоналии в социальном мире. До смерти запуганный Лисой, обреченный на постоянную борьбу за выживание, мелкий Заяц хочет избавиться от мучительных страхов, заменив свои зубы на львиные клыки, которые, по его мнению, должны напугать рыжего обидчика. Однако попытка напугать своим новым образом так и остается не оправданной, ведь, изменив внешность, Заяц забыл о самом главном – избавится от страхов внутри себя.

Согласитесь, нередко мы сами также пытаемся казаться более властными и независимыми, облачаясь в определенный образ, однако результат не оставляет ни малейшего шанса на успех, ведь сердце не обманешь. Оно будет первым, кто подведет своей трусостью в самый неподходящий момент. Важно помнить: желая победить себя, начинать надо с самого корня проблемы, тогда не придется прятаться ни за какие внешние признаки силы и храбрости.

Читайте все басни Михалкова

Прибежал как-то Заяц к Журавлю.
— Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста,
зубы!
— Да они у тебя хорошие!
— Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!
— Зачем тебе клыки?
— Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от
меня побегает!
Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных
клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!
— Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. — Побегу
Лису искать!
Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов
выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю —
дрожит, трясется от страха.
— Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки!
— А эти чем плохи?
— Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие
побольше есть?
— Не поможет! — ответил Журавль. — Ошибся я, Косой! Надо было тебе
сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!…

Анализ басни «Ошибка» Михалкова

Сергей Владимирович Михалков в своем творчестве возродил жанр аллегории, басни. «Ошибка» впервые увидела свет на страницах журнала «Октябрь».

Басня написана не позднее 1963 года. Ее автору в это время исполнилось 50 лет, он признанный корифей детской поэзии, многолетний активист Союза писателей и член Комиссии по вручению Сталинских премий. Выпала ему и честь стать автором гимна страны. Поэт счастливо женат, его сыновья – будущие знаменитые кинорежиссеры. В жанровом отношении – басня в прозе. Действующие персонажи, как и положено, животные. Здесь они очеловечены и выступают в привычных (во всяком случае, Заяц и Лиса) для себя ролях. Произведение построено на динамичном диалоге и действии. Уже в первой строке Заяц врывается к Журавлю. Традиционные для басенного творчества обращения и суффиксы: дорогой, Журавушка, Косой (это именование еще и дань фольклорной традиции). А косым он кажется из-за расположения выпуклых глаз – по бокам головы. Поэтому иногда не видит, что происходит у него под носом. Разговор двух персонажей также вполне типичен для сказок о животных: вставь мне львиные клыки. Клюв журавля, видимо, делает его похожим на стоматолога. Интересно, что в его арсенале есть искусственные (не натуральные!) львиные зубы, наверно, потому, что дело происходит явно в средней полосе России. «Улыбнулся Журавль»: юмористический, труднопредставимый момент. Оказывается, Заяц решил ухватить назойливую Лису за бок теми самыми безотказными клыками. Хотя, конечно, у Лисы возможен сердечный приступ только при одном взгляде на них в обрамлении заячьей морды. Однако храбрым они трусишку не сделали. Герой покинул поле боя с Лисой. Но Заяц не унимается и мечтает об оружии посолиднее. Видимо, клыках динозавра или, на худой конец, моржа. Журавлю же ясно главное: зайцу требуется отважное, хищное сердце льва, прежде всего. Поэтому он отказывает лопоухому герою в очередном протезировании. В общем, недаром существует выражение «заячья душа». Лексика живая, колоритная, с обилием обращений, вводных конструкций: пожалуйста, может. Комичная изобразительность слова: Жу-жу-ра-равушка. Рефрены, повторы. Идиома: бросился наутек, трясется от страха. Забавный эпизод – взгляд Зайца на себя в зеркало, которому он показывает новенькие зубы. Множество восклицаний, вопросы.

На примере истории «Ошибка» С. Михалков преподает детям урок воспитания характера, а не поиска легких путей.

  • Следующий стих → Сергей Михалков — Муха и пчела
  • Предыдущий стих → Сергей Михалков — Ромашка и роза

Читать стих поэта Сергей Михалков — Ошибка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

НОД по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе.

Воспитатель: Моисеенко И.В.

«Чтение басни С.Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций».

Цель: формировать умение отличать басню от других жанров художественной литературы, понимать ее нравственное значение и смысл.

Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне, формировать представления о С.Михалкове как о баснописце, продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

Ход деятельности

— Ребята, мы каждый день с вами читаем сказки и рассказы. Напомните, в чем их отличие друг от друга? (Ответы детей.)

— Хорошо, молодцы. А сегодня мы с вами почитаем басню. Кто-нибудь знает, что называют басней? (Басня – короткий рассказ в стихах или прозе, всегда нравоучительный. Действующими лицами обычно являются животные.) Самым известным баснописцем является Иван Андреевич Крылов. Все мы знакомы с его баснями «Квартет», «Зеркало и мартышка», «Ворона и лисица», «Слон и Моська» и др.

Михалков Сергей Владимирович тоже написал много басен. Сегодня мы познакомимся с его творчеством, прочитав басню «Ошибка». Слушайте внимательно, а потом скажите, каких людей высмеивает в басне поэт.

Чтение басни «Ошибка».

— Кто главные герои басни? Каким словом можно охарактеризовать зайца? (трусливый) О чем он думал, когда просил львиные клыки? Получил ли заяц то, что хотел. Почему?

— Иногда о человеке говорят: «Эх, заячья душа!» Что означает это выражение? Сможете ли вы сами назвать какие-либо выражения, которые указывают на боязнь, трусливость?

Душа в пятки ушла; дрожит, как осиновый лист; несется без задних ног. (с обсуждением каждого выражения)

Физминутка «Зайцы»:

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек.
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали,
На носочках поскакали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

— Продолжим наш разговор за столом.

Дети садятся за стол. Перед ними бумага и карандаши.

Чтобы лучше нам запомнилась басня, давайте нарисуем к ней иллюстрацию: заяц с клыками убегает от лисы.

Обсуждаем, как выглядит заяц и лиса.

— Но перед тем как начать рисовать, мы подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим, 
Мы морковку трем, трем. 
Мы капусту солим, солим, 
Мы капусту мнем, мнем. 

Дети рисуют.

Итог.

— Ребята, давайте вспомним, что такое басня. Как называлась басня, которую мы прочитали? Почему она так называется? Что высмеивает наша басня? Какие пословицы и поговорки вы запомнили про трусливость?

Михалков С. «Ошибка»

Жанр: басня

Читайте краткое содержание других басен Сергея Михалкова:
«Грибы»
«Зеркало»

Главные герои басни «Ошибка» и их характеристика

  1. Заяц. Трусливый и глупый. Думал, что обладая клыками льва, станет храбрым как лев.
  2. Журавль. Лесной стоматолог. Умный и печальный.

План пересказа басни «Ошибка»

  1. Необычная просьба
  2. Замена клыков
  3. Встреча с лисой
  4. Страх зайца
  5. Не клыки, а сердце

Мораль басни «Ошибка»
Как труса не вооружай, храбрецом не станет.

Отзыв на басню «Ошибка»
Мне очень нравится эта басня, в которой автор рассказал о трусливом зайце. Заяц был труслив от природы и как бы он не хотел стать грозным с помощью огромных клыков, у него бы это не получилось. Ведь мало иметь большие зубы, надо иметь храброе сердце. Ведь побеждает в бою не сила, а храбрость.

Пословицы к басне «Ошибка»
Волков бояться — в лес не ходить.
Победит тот, кто не дрогнет.
Победа — спутник смелых и умелых.
С победой не знаться, если бояться.
Будь храбрым и будешь сильным.

Читать краткое содержание, краткий пересказ басни «Ошибка»
Прибежал раз заяц к журавлю и стал просить заменить его зубы на львиные клыки. Удивился журавль, зачем это зайцу понадобилось.
Объяснил косой, что надоело ему лису бояться, а с львиными клыками он сам ее напугать сможет.
Сжалился журавль над зайцем, вставил ему львиные клыки. Довольный заяц побежал лису искать. А та сама ему навстречу идет.
Увидел заяц лису, перепугался, назад к журавлю бежит. Просит другие клыки, побольше. Вздохнул журавль и ответил, что надо зайцу не клыки вставить, а сердце львиное.

Анализ и мораль басни — Ошибка. Русский язык и литература

Басня Ошибка читать

Прибежал как-то Заяц к Журавлю.
— Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста,
зубы!
— Да они у тебя хорошие!
— Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!
— Зачем тебе клыки?
— Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от
меня побегает!
Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных
клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!
— Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. — Побегу
Лису искать!
Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов
выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю —
дрожит, трясется от страха.
— Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки!
— А эти чем плохи?
— Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие
побольше есть?
— Не поможет! — ответил Журавль. — Ошибся я, Косой! Надо было тебе
сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!…

Мораль басни Ошибка

Мораль раскрывается в следующих строках:

Надо было тебе
сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!…

Анализ басни

Если храброго серда нет, то никакие клыки не помогут:

Герои басни Михалкова

  • заяц — решил отпор лисе дать
  • журавль — помогает зайцу
  • лиса — гоняет косого

Все басни

Содержание:

  • Басня «Ошибка»
  • Мораль басни «Ошибка»
  • Анализ басни «Ошибка»

Басня «Ошибка»

Прибежал как-то Заяц к Журавлю.

— Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста, зубы!

— Да они у тебя хорошие!

— Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!

— Зачем тебе клыки?

— Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от

меня побегает!

Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных

клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!

— Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. — Побегу

Лису искать!

Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов

выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю —

дрожит, трясется от страха.

— Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки!

— А эти чем плохи?

— Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие

побольше есть?

— Не поможет! — ответил Журавль. — Ошибся я, Косой! Надо было тебе

сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!…

Мораль басни «Ошибка»

Только заменив заячье сердце на львиное, заяц перестанет бояться рыжую плутовку.

Анализ басни «Ошибка»

Надоело заяцу прятаться от лисы.

Обратился он к журавлю, чтобы вставить львиные клыки.

Заяц решил, что с ними он перестанет бояться лисы.

Улыбнулся журавль,исполнил заячью просьбу и поставил два львиных клыка.

Но при виде лисы, задрожал косой и бросился проч.

Имея трусливое сердце, никакие клыки не смогут помочь.

Собственно, о морали басни Сергея Михалкова с коротким названием «Ошибка», гадать нет необходимости, поскольку в конце басни эта «мораль» уже написана самим автором. Смысл морали заключается в том, что Заяц не верно определил орган организма, который способен добавить живому земному существу храбрости и смелости. Заяц решил, что смелость заключена в органах устрашения, то есть, например, в львиных клыках. Поэтому он и попросил Журавля-стоматолога заменить его короткие зубы на львиные клыки. Однако, один вид Лисы, возникшей на пути «вооружённого» клыками Зайца, поверг его в традиционное бегство, поскольку трусливое сердце Зайца осталось тем же, что и было до приобретения клыков. А именно сердце является руководителем поступков.

Довольно актуальная басня для сегодняшнего дня.

система выбрала этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[552K]

4 года назад 

Мораль этой басни Михалкова я бы сформулировала так: никакие внешние атрибуты не в состоянии изменить натуру, природу живого существа. Если заяц — трус, то ничто в мире не сделает его храбрым, потому что глубоко в груди у него бьется маленькое трусливое сердце. Басня учит нас быть собой, не одевать и не присваивать себе чужую личину.

__

И еще важное дополнение: даже с трусливым сердцем при определенных навыках (ум, хитрость, ловкость и т.п.) можно нормально жить. Просто нужно иметь достаточно здравого смысла и жизненного опыта, чтобы оценить свои способности/преимуще­ства и подстроиться под существующие условия.

Ninaa­rc
[486K]

2 года назад 

В басне Михалкова «Ошибка» повествуется о трусливом зайце, который устал бояться лису. И решил он принять устрашающий образ — поставить себе клыки, дабы её испугать. Журавль клыки ему смастерил, хотя и удивился такой прихоти зайца.

Львиные клыки зайчику не помогли — увидев лису он бросился бежать от неё без оглядки. А все потому, что никакие клыки не смогут помочь, если сердечко трусливое.

Автор показывает нам, что бороться со своими страхами следует не путем внешних устрашающих признаков, а работой над собой. Только переоценка своего внутреннего мира и определение новых установок позволяют преодолеть глубинные страхи. Здесь внешняя атрибутика не поможет — свои слабости нужно искать внутри, а затем их искоренять.

Мораль басни заключается в том, что никакие внешние признаки храбрости и силы не помогут, если не избавиться от своих внутренних слабостей: трусости и нерешительности.

Стрым­брым
[374K]

4 года назад 

В этой басне Сергея Михалкова, излагается поучительная история о трусливом зайце.

Надоело зайцу лисы бояться и он попросил лесного стоматолога Журавля, поставить ему клыки льва.

Кода журавль поставил поставил зайцу львиные клыки, тот отправился искать лису, но увидев всё-же испугался и бросился наутёк. Прибежал к журавлю и просит заменить клыки на большие. Но журавль объяснил зайцу, что это не поможет. Мол, надо было тебе сердце заменить, вместо заячьего поставить львиное.

Мораль басни — чтобы зайца сделать храбрым, ему надо не львиные клыки, а львиное сердце.

Знаете ответ?

Михалков С. «Ошибка»

Жанр: басня

Читайте краткое содержание других басен Сергея Михалкова:
«Грибы»
«Зеркало»

Главные герои басни «Ошибка» и их характеристика

  1. Заяц. Трусливый и глупый. Думал, что обладая клыками льва, станет храбрым как лев.
  2. Журавль. Лесной стоматолог. Умный и печальный.

План пересказа басни «Ошибка»

  1. Необычная просьба
  2. Замена клыков
  3. Встреча с лисой
  4. Страх зайца
  5. Не клыки, а сердце

Мораль басни «Ошибка»
Как труса не вооружай, храбрецом не станет.

Отзыв на басню «Ошибка»
Мне очень нравится эта басня, в которой автор рассказал о трусливом зайце. Заяц был труслив от природы и как бы он не хотел стать грозным с помощью огромных клыков, у него бы это не получилось. Ведь мало иметь большие зубы, надо иметь храброе сердце. Ведь побеждает в бою не сила, а храбрость.

Пословицы к басне «Ошибка»
Волков бояться — в лес не ходить.
Победит тот, кто не дрогнет.
Победа — спутник смелых и умелых.
С победой не знаться, если бояться.
Будь храбрым и будешь сильным.

Читать краткое содержание, краткий пересказ басни «Ошибка»
Прибежал раз заяц к журавлю и стал просить заменить его зубы на львиные клыки. Удивился журавль, зачем это зайцу понадобилось.
Объяснил косой, что надоело ему лису бояться, а с львиными клыками он сам ее напугать сможет.
Сжалился журавль над зайцем, вставил ему львиные клыки. Довольный заяц побежал лису искать. А та сама ему навстречу идет.
Увидел заяц лису, перепугался, назад к журавлю бежит. Просит другие клыки, побольше. Вздохнул журавль и ответил, что надо зайцу не клыки вставить, а сердце львиное.

Образовательная
система:
 
«Гармония»

Класс: 1

Учебный
предмет:
 
литературное  чтение

Тема: Чтение и
анализ басни С. Михалкова «Ошибка»

Цель: формирование
умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения.

Задачи:

1.      Формировать
умение анализировать басню и оценивать поступки героев; формировать умение
выделять особенности литературного жанра — басня; совершенствовать умение
анализировать  содержание басни;  формировать умение целостного и дифференцированного
восприятия слов; развивать навык составления плана по содержанию басни  и
называние ее частей; формулировать основную мысль текста.

2.      Создавать
условия для формирования и развития УУД.

3.      Воспитывать
интерес к произведениям литературного чтения.

Планируемые
результаты:

Предметные:

1.      Полноценное
восприятие текста басни.

2.      Знание
жанра басни.

3.      Опыт
прогнозирование содержания текста басни до чтения.

4.      Умение
анализировать литературное произведение и оценивать поступки героев; умение
выделять особенности литературного жанра — басня; совершенствовать умение
анализировать  содержание басни; умение целостного и дифференцированного
восприятия слов.

5.      Высказывать
свое отношение к содержанию басни.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Умение
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

1. Умение
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

2. Умение
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3. Умение
ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:

1. Умение
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);

2. Умение
слушать и понимать речь других.

Личностные:

1. Умение
оценивать собственную деятельность на уроке;

2. Воспитание
уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:
презентация

Образовательные
ресурсы (используемая литература):

План
урока:

1.
Организация начала урока.

1.1 Приветствие

1.2. Проверка
готовности к уроку.

1.3. Рабочий
настрой.

2.
Актуализация знаний.

3.
Целеполагание

4.
Открытие новых знаний или Вхождение в новое знание  

4.1.Работа с
иллюстрацией

4.2.Расшифровка
слов

4.3.Работа с
названием басни

4.4. Чтение по
слогам и целыми словами

5.
Введение знаний в опыт (первичное закрепление)

5.1. Чтение по
цепочке

5.2. Составление
плана басни

5.3.Беседа по прочитанному
содержанию басни

6.
Самостоятельное применение знаний

6.1 Чтение по
ролям

6.2 Работа с
пословицами

5.
Подведение итогов. Рефлексия.

Ход
урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УД

1.
Организация начала урока.

1.1 Приветствие.

1.2.
Проверка готовности к уроку.

1.3.
Рабочий настрой.

Методы:
беседа, предъявление учебных требований


Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее занятие проведу у вас я.  Меня зовут  Анна
Александровна.


Проверьте, чтобы у вас на столах был учебник. Садитесь, обратите на
правильную посадку.

Прозвенел звонок.

Начинаем мы урок.

Вы друг другу
улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

…Будьте вы активными,

Будьте лучше всех.

И тогда вас на уроке

Непременно ждёт
успех!

2.
Актуализация знаний.

Методы:
беседа, метод стимулирование занимательным материалом, ситуация успеха


Сегодня на уроке мы будем читать…,

САНБЯ
(переставьте буквы и прочитайте слово)

— Что вы
знаете о басне?

1.     
короткая поучительная история;

2.     

писатели часто используют пословицы;

3.     

герои не только люди, но и животные;

4.      — есть
нравоучение…

— Чему
учат басни (на примере прочитанных)?

Обобщение:

Басня — краткий
рассказ, стихотворение, которое носит нравоучительный характер. В конце басни
содержится краткая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные,
растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей
.

Пр2

П2

3.
Целеполагание

Методы: беседа, использование игр и игровых форм организации
учебной деятельности, планирование деятельности учащимися.

— Какова тема сегодняшнего урока? (басни.) 

— Итак,
какую цель поставим для работы сегодня? (Чтение и анализ басни С. Михалкова
«Ошибка»)

— Как вы
думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Что
сейчас делали на данном этапе урока?


Ребята, сейчас мы с вами спланировали свою деятельность.

-Но
чтобы воплотить все планы вы должны хорошо работать.

Р1

4.
Открытие новых знаний или Вхождение в новое знание 

4.1.Работа
с иллюстрацией

4.2.Отгадывание
загадок.

4.3.Работа
с названием басни

4.4.
Чтение по слогам и целыми словами

Методы:
беседа; стимулирование занимательным содержанием; метод поощрения и
порицания; работа с презентацией. 


Ребята, откройте учебник на стр.101 рассмотрите иллюстрацию.

-Что
необычного вы заметили?

-Как
думаете, как это заяц оказался в такой ситуации?

-Послушайте
загадки. Отгадки, которых и будут главными героями басни.

Бегает быстро

И прыгает
ловко,

Скачет то в
белом, то в сером

Пальтишке,

Всех
приглашает покушать

Морковки

Этот ушастый,
пугливый … (Зайчишка)

Гуляет
в рыжей шубке,
Хитрит и скалит зубки.(Лиса)

Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.

(журавль)


Прочитайте название басни. Что такое ошибка?

-Кто
может ошибаться?

В
тексте нам встретятся длинные и трудные слова.

— Потренируемся
читать их безошибочно сначала по слогам, затем целиком.

— На стр.99 вы найдете задание:
-Прочитать сначала плавно по слогам, затем целыми словами.

жу-ра-вуш-ка –
журавушка

Рас-счи-тать-ся –
рассчитаться

У-лыб-нул-ся –
улыбнулся

Ис-кус-ствен-ны-е –
искусственные

На-сто-я-щи-е –
настоящие

Вос-клик-нул –
воскликнул

-Ниже находить еще
одно задание, где нужно
первый
раз читай так, как пишем, второй – как говорим.

ПОЖАЛУЙСТА


Прочитайте самостоятельно басню в полголоса.

— Кто из
героев басни вам понравился? Почему?

К1,К2

Л1,Л2

П1,П3

Пр3

П2

Пр1,Пр5


Встаньте, давайте выполним физминутку.


Повторяйте слова и упражнения за мной.

Раз —
подняться, потянуться,

Два —
согнуться, разогнуться,

Три – в
ладони три хлопка,

Головою
три кивка.

На
четыре – руки шире,

Пять —
руками помахать,

Шесть —
на место тихо сесть.

— Сядьте
правильно, проверьте посадку.

5.
Введение знаний в опыт (первичное закрепление)

5.1.
Чтение по цепочке

5.2.
Составление плана басни

5.3.Беседа
по прочитанному содержанию басни

Методы:
беседа, работа с книгой, стимулирование занимательным содержанием; метод
поощрения и порицания;

-Давайте
прочитаем басню по цепочке.


Сколько частей в этой басне? (3)

— К
какой части эта иллюстрация? (ко второй)

-Какую
иллюстрацию вы бы нарисовали к первой части? К третьей? У нас получился план
в картинках.

-Озаглавьте
каждую часть басни.

  1. Заяц
    просит помощь.
  1. Встреча
    Зайца и Лисы
  1. Совет
    Журавля.

— К кому
прибежал Заяц?
— О чём он попросил журавля? Прочтите эти слова.
— Зачем Зайцу клыки?
— Как он хотел рассчитаться с лисой? Прочтите.
— Чьи клыки Журавль поставил Зайцу?
— Как заяц стал выглядеть?
— Понравились ли Зайцу клыки?
— Как вы это поняли? Прочтите.

— Кого он побежал искать?
— Что сделал Заяц, когда увидел лису? (Убежал)
— Почему он убежал?
— Как вы поняли, что заяц испугался? Прочтите.

— О чём опять просит Заяц Журавля?
— Что ответил журавль зайцу?
— А почему львиное, а не другого зверя?

— Какова же мораль басни. Прочтите эти слова.
— Как вы понимаете смысл этих слов.
— Что автор хотел сказать этими словами?
— А вы согласны с автором?
— Почему басня названа “Ошибка”?
— Кто ошибся?
— В чём ошибся журавль?

Обобщение:

Мораль
басни в том, что зайцу ничего не поможет, если он боится.

Пр1

П3

ПР4

Пр5

Пр4

П2

6. Самостоятельное
применение знаний

6.1
Чтение по ролям

6.2
Работа с пословицами

Методы:
работа с книгой, беседа, работа с презентацией

Сколько
ролей в басне? (две и слова автора)

— Эту
басню, вы будете читать по ролям.

Слова
зайки …

Слова
Журавля …

Слова
автора …

— Опре­де­ли­те,
какая по­сло­ви­ца не под­хо­дит к со­дер­жа­нию дан­ной басни? Почему?

Трусливому
зайке и пенек — волк.

Пуганая
ворона и куста боится.

Боязливому
и своя тень страшна.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Л1,Л2

П3

Пр1

Пр4


Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе
солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете
тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло!
Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с
солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное
тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!


Посмотрите глазами налево, направо, вверх, вниз, на кончик носика. И еще раз

7.
Подведение итогов. Рефлексия.

Методы:
беседа; поощрение и порицания

— Итак,
с каким жанром литературы мы работали на уроке? (с басней)


Вспомним, что мы знали о басне?

— Какое
качество высмеивает автор?

— Чему
научила басня?

Обобщение:

— Не
нужно быть трусливым, надо быть храбрым в любой ситуации.

Закончите
предложения
:

Я понял…

Я
запомню…

Я не
согласен был…

— Как вы
считаете, кого можно похвалить за активную работу на уроке и пожать ему руку?

Л1,Л2

НОД по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе.

Воспитатель: Моисеенко И.В.

«Чтение басни С.Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций».

Цель: формировать умение отличать басню от других жанров художественной литературы, понимать ее нравственное значение и смысл.

Задачи: учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне, формировать представления о С.Михалкове как о баснописце, продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

Ход деятельности

— Ребята, мы каждый день с вами читаем сказки и рассказы. Напомните, в чем их отличие друг от друга? (Ответы детей.)

— Хорошо, молодцы. А сегодня мы с вами почитаем басню. Кто-нибудь знает, что называют басней? (Басня – короткий рассказ в стихах или прозе, всегда нравоучительный. Действующими лицами обычно являются животные.) Самым известным баснописцем является Иван Андреевич Крылов. Все мы знакомы с его баснями «Квартет», «Зеркало и мартышка», «Ворона и лисица», «Слон и Моська» и др.

Михалков Сергей Владимирович тоже написал много басен. Сегодня мы познакомимся с его творчеством, прочитав басню «Ошибка». Слушайте внимательно, а потом скажите, каких людей высмеивает в басне поэт.

Чтение басни «Ошибка».

— Кто главные герои басни? Каким словом можно охарактеризовать зайца? (трусливый) О чем он думал, когда просил львиные клыки? Получил ли заяц то, что хотел. Почему?

— Иногда о человеке говорят: «Эх, заячья душа!» Что означает это выражение? Сможете ли вы сами назвать какие-либо выражения, которые указывают на боязнь, трусливость?

Душа в пятки ушла; дрожит, как осиновый лист; несется без задних ног. (с обсуждением каждого выражения)

Физминутка «Зайцы»:

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек.
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали,
На носочках поскакали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

— Продолжим наш разговор за столом.

Дети садятся за стол. Перед ними бумага и карандаши.

Чтобы лучше нам запомнилась басня, давайте нарисуем к ней иллюстрацию: заяц с клыками убегает от лисы.

Обсуждаем, как выглядит заяц и лиса.

— Но перед тем как начать рисовать, мы подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим, 
Мы морковку трем, трем. 
Мы капусту солим, солим, 
Мы капусту мнем, мнем. 

Дети рисуют.

Итог.

— Ребята, давайте вспомним, что такое басня. Как называлась басня, которую мы прочитали? Почему она так называется? Что высмеивает наша басня? Какие пословицы и поговорки вы запомнили про трусливость?

  • Анализ базы 1с на наличие ошибок
  • Анализ английского текста на ошибки
  • Анализ html кода на наличие ошибок
  • Анаграмма к слову ошибка
  • Анабиоз сон разума ошибка physx