Анализ стиха ошибка цветаевой

Pishi-stihi.ru »
Марина Цветаева

«Ошибка» М. Цветаева

Когда снежинку, что легко летает,
Как звёздочка упавшая скользя,
Берёшь рукой – она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,
Её коснёмся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключённый в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грёзу, а земную быль –
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарёй раскрашенная пыль!

Оставь полёт снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, –
Но без любви мы гибнем. Чародей!

Сборник «Вечерний альбом» (1910). Раздел «Любовь».

Анализ стихотворения Цветаевой «Ошибка»

Марина Цветаева никогда не считала себя роковой женщиной, однако к выбору спутника жизни относилась с огромной серьезностью. До того, как познакомиться с Сергеем Эфроном, она успела отказать в предложении о замужестве нескольким молодым людям. Среди них оказался поэт и переводчик Лев Кобылинский, которого в литературных кругах ласково именовали Эллис. История умалчивает о том, как развивались его отношения с Мариной Цветаевой. Известно лишь, что он был хорошо знаком с Гумилевым и входил в число довольно близких друзей Максимилиана Волошина, с которым общалась и Марина Цветаева. Трудно сказать, когда между этой парой произошло финальное объяснение – предположительно, это случилось в 1910-1911 годах. Однако после этого поворотного момента в отношениях было написано стихотворение «Ошибка», которое Марина Цветаева посвятила Эллису.

Первые строчки этого произведения отвечают на вопрос о том, почему юная поэтесса не готова стать супругой человека, который влюблен в нее без памяти. Она сравнивает себя со снежинкой, которая, если возьмешь ее в руки, «слезинкой тает, и возвратить воздушность ей нельзя». Поэтесса осознает, что при всей свое симпатии к Эллису она никогда не будет с ним счастлива. Но ей очень тяжело сделать подобное признание, так как это означает причинить боль человеку, который по-настоящему дорог. Изящный мотылек и скользкая морская медуза – эти сравнения поэтесса приводит лишь с целью свести к минимуму последствия неприятного и очень сложного для себя объяснения с Эллисом. Убеждая его в том, что подобные отношения являются ошибкой, Цветаева одновременно пытается разобраться и в собственных чувствах. Для этого человека она хочет остаться недосягаемой музой, так как только в этом случае чувствует себя по-настоящему счастливой. Ведь вместе с замужеством уходит то ощущение волшебства от взаимоотношений на расстоянии, когда мужчина сходит с ума лишь только от одного взгляда на предмет своего обожания.

Пытаясь развить и конкретизировать эту мысль, поэтесса отмечает: «Нельзя мечту свою хватать руками! Нельзя мечту свою держать в руках!». Это означает, что она попросту не уверена в тех чувствах, которые испытывает к ней Эллис. Поэтому его предложение о браке вызывает у Цветаевой легкую грусть, так как для нее разбивается еще одна красивая иллюзия. Более того, она вынуждена разрушить придуманный мир своего поклонника, который еще не понимает, насколько реальность может отличаться от поэтических и романтических фантазий. По словам поэтессы, между ними никогда не было страсти, и она исключается по различным причинам. А чувства друг к другу Цветаева трактует, как «зыбкую грусть» – весьма сомнительный фундамент для построения гармоничных отношений. «Твоя любовь была такой ошибкой, – но без любви мы гибнем. Чародей!», – отмечает поэтесса, тем самым, благодаря своего воздыхателя за минуты удивительной душевной теплоты, внимания и заботы, которые прочувствовала, общаясь с этим незаурядным человеком.

 Цветаева в юные годы

Полный текст

Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!

1909-1910 год.


Стихотворение «Ошибка» написано между 1909 и 1910 годами и опубликовано в первом сборнике Цветаевой «Вечерний альбом (1910). Стих рисует поэтическую картину неисповедимости пути, когда человеку дано видеть только внешнее, а внутренний мир явлений и предметов скрыт от глаз людских Божьим занавесом.

☝ В произведении Марина Ивановна (странно слышать имя-отчество для поэтессы, которой в момент написания стиха было 17-18 лет) приводит примеры, из которых видно, что не всегда стоит разгадывать загадку мироздания, не на все вопросы человек должен получать ответы. Однако есть исключение (ответ в последней строфе).

Снежинка и медуза

В первой строфе в качестве примера мы видим снежинку, во второй медузу. Первая летает, как звездочка, но стоит до неё дотронуться рукой и снег превращается в воду. После этого никакой человек не сможет ей вернуть то состояние, которое подарил Бог для полета.

Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Пример №2 – это медуза – она прозрачна и естественна в своем состоянии, но достаточно дотронуться рукой, как она теряет свою прозрачность и становится неестественно грязного цвета, цвета смерти.

Наряд мотылька

Ещё один пример, который выше понимания человека – это мотылек. Человек желает в нём рассмотреть не красоту однодневной жизни, а извлечь практическое понимание существования. Люди нередко тянутся рукой к мотылькам, желая понять их простоту, но на пальцах остается лишь пыль, а жизни насекомого останавливается ранее положенного срока.

Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Потому что нельзя

☝ В предпоследней строфе юная Цветаева делает вывод за снежинку и мотылька – не стоит пытаться схватить необъятное в руки, не надо пытаться удержать мечту в ладонях:

Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Последняя строфа возвращает нас с мира божественного в земное бытие – поэтесса дает совет – не всегда есть смысл плыть против течения, нельзя грусть представить страстью – она будет искусственной.

💕 Завершается стих выводом на тему любви –

Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!

Единственное, где человек может искать и ошибаться – это любовь, ведь без этого чувства, по мнению поэтессы, просто нельзя жить, жизнь без него сера, люди без любви скучают и зевают.  

Анализ коротко

✔ Стихотворение имеет линейную композицию с выраженным выводом в финале, а рифмовка классическая перекрестная (летает – скользя – тает – нельзя).

Из средств выразительности отметим метафоры:

  1. Видать не грезу, а земную быль (в мотыльках-скитальцах).
  2. Зарей раскрашенная пыль.

✔ Сравнения:

  1. Снежинка, как звездочка.
  2. Медуза, как пленник.

✔ Эпитеты «звездочка упавшая» и «раскрашенная пыль».

Стихотворение имеет красивый слог, относительно просто для восприятия и при желании легко учится наизусть.


Читает Натали Миронова



ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Наш центр развития продолжает публикацию материалов, которые нам предоставляет для раздела «Школьникам и выпускникам» А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный. Сотрудничество нашего центра развития с этим прекрасным педагогом дает возможность ученикам и родителям получить исчерпывающую информацию по интересующей их теме. Аналитическое чтение стихотворения М.Цветаевой «Ошибка» предлагается ученикам 8 класса в разделе «Мечты и реальность» и входит в суммативное оценивание как раздела, так и четверти. Данная статья обращена к  вдумчивому читателю, который стремится к глубокому постижению поэтического текста.

М.Волошин, поэт серебряного века, близкий друг М.Цветаевой, после знакомства с ее первым сборником стихотворений «Вечерний альбом» (осень 1910 г.), написал:

  • Согласны ли вы с оценкой первого сборника стихов Цветаевой?
  • На какие особенности поэтического почерка Цветаевой обратил внимание блистательный автор стихотворений, виднейший деятель серебряного века?

Обратите внимание на название стихотворения

Заглавие может быть

  • нейтральным (указывать на образ или тему произведения);
  • художественно значимым, выражающим проблематику

или авторскую позицию.

Нередко заглавие – многозначительный художественный образ, смысл которого раскрывается по ходу произведения.

На что указывает название «Ошибка»? Докажите свою мысль.

  Стихотворение М.Цветаева назвала «Ошибка». Сразу приходит мысль о грамматической ошибке, досадной, может быть, случайной. Прочитав стихотворение несколько раз, мы отбрасываем это мнение как наивное и недостойное.

  • В словаре С.И.Ожегова слово «ошибка»  трактуется (объясняется) как «неправильность в действиях, мыслях»;
  • у В.И.Даля как «ошибочный поступок, … невольное, ненамеренное искажение чего-нибудь»;
  • в словаре синонимов З.А.Александровой синонимический ряд дает широкий взгляд на слово: «ошибаться, заблуждаться, иметь неверное представление о чем-либо, обманываться, идти по ложному пути; составить себе неверное мнение о ком — о чём; неправильность».

Определим тему (о чём?)

  • Об ошибке,  заблуждении

Идея (главная мысль)

  • Любовь — ошибка

Художественные образы

Образы из мира природы Лирическая героиня
Образ снежинки, превращающейся в слезинку при соприкосновении с рукой

Образ лирической героини

(тождествен автору), ее легкость и воздушность

Образ медузы, теряющей прозрачность и погибающей от прикосновения рук

Нежность, чувствительность и беззащитность героини. Образ ее мечты

Образ мотыльков-скитальцев
  • Образ влюбленного Чародея
  • Образ ошибки-любви
  • Образ ответа – отказа
  • Символика мечты

Лирическая героиня, как объект мечтаний лирического героя, необыкновенна: нежная, чувствительная, яркая – воплощенная мечта

Стихотворение начинается с описания красоты Божьего мира, который Цветаева воспринимает как чудо.

  • Вот снежинка – легкая, воздушная, сравнивается со звездой.  Мы словно ощущаем скольжение звезды-снежинки по небосклону – невероятно плавное, текучее, неуловимое. Но прикосновение руки (даже слабое) превращает снежинку в слезинку – очень говорящий образ! Утрачены волшебные формы, пропала легкость, воздушность, грациозность движения.

Вернуться к своей первозданности снежинка не в силах; капелька воды, даже из прекрасной снежинки, на холоде превратится только в льдинку, твердую и бесформенную: красота порушена – и вернуть ейвоздушность никому не дано…

Перед нами открывается трепетный внутренний мирлирической героини. Он полностью совпадает с духовным миром юного автора – М.Цветаевой. Потрясает ее чуткость к красоте, зоркостьк окружающему миру. Душа её светлая, тонкая, чистая – хрустальная.

Нам открываются и изящество, и мудрость, и философичность мысли юной поэтессы. Ведь не случайно она изображаетгибель снежинки: всем сердцем чувствует неминуемое разрушение от даже осторожного прикосновенияк чему-то высокому и возвышенному.

  • Во второй строфе Цветаева создает невероятный образ медузы. Строится он по такому же смысловому и композиционному рисунку, как и в 1 строфе.

Пленительная прозрачность вмиг исчезает. Медуза утрачивает свои краски, бледнеет («поблекнет красота») от нечаянного прикосновения («её коснемся мы капризом рук») и «погибнет вдруг». Здесь используется цветопись: прозрачность (чистота, незамутненность) «блекнет», т.е. теряет свежесть и яркость. В очередной раз мы поражаемся точности в выборе слова.

  • В 3 строфе мы видим (!) чудо – мотылька-скитальца. Мотылек – это небольшая бабочка. Он привлекает внимание своими чудными красками, яркими, радостными; узорами неистощимой красоты, подаренными матушкой-природой. Цветопись создает контраст между мечтой, грёзой (живым мотыльком)  — и «земной былью»: на наших пальцах остается от мотылька «раскрашенная пыль», «освещенная зарей».

Как часто в детстве мы гонялись за бабочками! Нас приводили в восторг праздничные краски и необыкновенные узоры этих небесных созданий. Когда сбывались желания и бабочка оказывалась в ладошках, мы понимали, как она хрупка и легко ранима. Возникало чувство вины за то, что она больше не может летать. В стихотворении Цветаевой красота, очарование, сказочное волшебство «скитальца» рушатся от соприкосновения. И вернуть ничего нельзя.

Схема композиции первых трех строф. Проследим заперемещением образов в пространстве и развитием поэтической мысли

Почему Цветаеванастойчиво повторяет из строфы в строфу одну и ту же мысль и одинаково строит первые 3 катрена?

  • Вероятно, эти мысли очень важны для нее. Нарочитые смысловые и композиционные повторы в первых трех строфах, называемые параллелизмом, создают единую картину природы, которая очень напоминает мир людей, человеческих отношений. Думаем, что в плену этих мыслей и душа поэта.

Повторы, таким образом, уточняют, углубляют, укрупняют, усложняют поэтическую мысль.

И возникает поэтический образ мечты. Нам кажется, что мы хорошо знаем значение этого слова. Однако обратимся к словарю В.И.Даля, чтобы глубже и точнее  понять его. К постижению смысла слова пойдем от слова «мечтать»: «играть воображением», «предаваться игре мыслей», «воображать», «думать», «представлять себе то, чего нет в настоящем», «считать звезды» …  «грезить».

У романтически настроенной Цветаевой-гимназистки мироощущение связано с мечтами, со стремлением  к идеалу, высшим духовным ценностям, к исключительности. Из биографических материалов мы знаем, что она любит одиночество и предпочитает его общению. Но и мечта у нее воздушная, чистая, прозрачная, хрустальная, кристальная, чистая, как слеза, ясная, высокая, возвышенная, нежная, яркая – и в то же время хрупкая, очень  ранимая. Синонимический ряд указывает на  тончайшие оттенки этого слова.

Именно на хрупкости и ранимости мечты автор сосредоточил свою мысль. Звучит мольба-требование лирической героини:

«Оставь полет снежинкам с мотыльками и не губи медузу на песках». С невероятной страстностью Цветаева предупреждает: мир мечты тоже легко рушится от прикосновения.

 Троекратно повторенное слово «нельзя» — табу! Эмоции поэта «зашкаливают»:

Нельзя мечту свою хватать руками,

Нельзя мечту свою держать в руках!

Ибо утрачивается свет мечты от неверного шага, разрушается возвышенный строй души.

Вы, вероятно, обратили внимание на появление слов, достаточно жестких для поэтического лексикона – «хватать руками» — их невозможность  быть рядом со словом «мечта». Уточним значение слова «хватать» через синонимический ряд: схватывать, ухватывать; цапать, лапать (прост). Контраст тактильных образов – «прикасаться» — дотронуться слегка и  —

хватать, ухватывать и даже цапать – объясняют: нельзя возвышенную мечту низвести до приземленной, разрушить ее, перечеркнуть краски божественной силы. Вот почему произнесенное в третий раз слово «нельзя»  звучит как набат, как тревожный удар колокола, предупреждающий о грозящей опасности: нельзя требовать то, чего нет, нельзя требовать невозможное. Сердцу нельзя приказать – «нельзя грусть зыбкую (колеблющуюся, неустойчивую) превратить по команде в страсть, в безумство.

Любовь Чародея (мы уверены, что речь идет о человеке – слово написано с большой буквы) героиня называет ошибкой: это как раз тот самый  «неверный шаг», заблуждение, губящие мечту, мир душевных переживаний, атмосферу высокого.  Этот духовный строй мыслей, чувств, переживаний, отношений невозвратим.

Желая смягчить ответ-отказ, сочувствуя мыслям Чародея, поддерживая кумира-гения, она выводит формулу своего отношения к миру, к людям: «… но без любви мы гибнем». Нельзя запретить любить…

Всего через два года в Коктебеле у поэта Волошина Марина встретит человека, любовь к которому пронесет через всю последующую трагическую  жизнь. Хотя много будет увлечений, отношений с другими (книжных, романных, реальных), но всегда будет возвращаться  к своему мужу, Сергею Эфрону.

«Увлечений много – любовь одна до конца».

 Через последние строфы несказанной эмоциональности мы увидим новые черты духовного облика лирической героини: открытость, смелость, ясновидение, мудрость, честность, высоту и чистоту, равную, по словам Цветаевой, совести – нравственному эталону, которым будет поверять сделанное; твердость, взрослость (в отличие от Чародея), сочувствие к людям, душевную тонкость и стойкость. А ей всего 16 лет… Безмерность абсолютная…

  • Образ Чародея – человека, несомненно, близкого духовному строю Цветаевой, ее мыслям и переживаниям; захлестывающий лиризм (тройная мольба) убеждают читателя в том, что лирическая героиня, да и любящий ее Чародей ощущают утрату чего-то значимого и важного, внезапно ускользающего.

Откроем «тайну» Чародея.

Посвящение произведения определенному лицу – очень важный факт в понимании смысла.

Это совершенно реальный человек в судьбе Цветаевой. Здесь мы должны сделать оговорку: в стихотворении «Ошибка» описываются факты из жизни героини. Это как будто страничка, выпавшая из дневника. Дневниковость – это характерная черта цветаевской стилистики.  Отважиться на публикацию фактов своей жизни, жизни души и сердца – необыкновенная смелость.

Чародей – это Эллис (Л.Л.Кобылинский), знаток мировой поэзии, историк литературы, значительный поэт, литературный критик и философ символизма, по совместительству еще и гувернер двух осиротевших девочек-сестер Марины и Анастасии Цветаевых. Мама 2 года назад умерла, папа в длительной командировке в Каире.

Образ Чародея встает со страниц юношеской поэмы Цветаевой «Чародей», написанной в 1914 году. Поэма дает ответ на вопрос, чем был Эллис для девочек. Процитируем наиболее значимые строки:

  • «Был нам всем среди людей…»
  • «… мы пламенно его любили»
  • «Наш первый и последний.

             И нам принадлежащий весь».

  • «За него себя погубим,

  А он за нас…»

  • «О всем, что в мире несказанно,

    Он говорит…»

  • «Как жизнь прелестна и проста!

          Нам ровно 30 лет обеим:

           Его лета…»

  •  «14+16 лет!»
  • «Без думы о насущном хлебе,

Живущий – чем и как, — Бог весть!

Не знаю, есть ли Бог на небе?

 Но, если есть –

Уже сейчас, на этом свете,

Все до единого грехи

 Тебе отпущены за эти

 Мои стихи».

«С тобою раздвигались стены

В иную жизнь…»

В финале поэмы «Чародей» звучат особенно трогательные строки:

Где б ни сомкнулись наши веки,

В безлюдии каких пустынь –

Ты – наш и мы – твои. Во веки

Веков. Аминь.

В поэме образ Чародея получил свою законченность.

Материалы Феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых подтверждают, что именно Чародей первым открыл и оценил поэтический талант Марины. Именно он, по  ее словам,  «один из самых страстных символистов, гениальный человек», открыл сестрам мир современной поэзии, с ее идеями и спорам

поэтов-символистов, ввел Марину, еще гимназистку, в «московский  литературный круг, в самом центре которого протекала его жизнь». Эллис познакомил ее с поэтами серебряного века – Брюсовым, Волошиным, Белым, помог в подготовке первого сборника стихов «Вечерний альбом». Марина смогла печататься в издательстве «Мусагет» — центре литературной и умственной жизни Москвы; участвовать в семинарах Брюсова и Волошина. Иными словами, он  открыл ей двери в поэтический космос, который поглотил ее всю.

 Поэтому-то он и стал Чародеем, близким другом, которому можно поведать обо всем.

«Чары» – по В.И.Далю – волшебство, колдовство, обаяние, кудесничество. Словарь синонимов Александровой дополняют наше понимание через синонимический ряд слова «очаровать»: зачаровать, околдовать, заворожить, пленить, покорить, свести с ума. Сравните: «восхитить» — «увлечь».

Таким образом, Чародей – «волшебник и маг», «чудодей», «волхв» и «кудесник».

О Чародее мы теперь знаем достаточно. Осталось понять, о какой ошибке идет речь в стихотворении.

Дружба Эллиса и Марины оборвалась неожиданно. Чародея обвинили в том, что он вырезал страницы из книг в читальном зале Румянцевского музея. Разразился скандал. Марина и Ася были уверены, как и А.Белый, в том, что в «творческой лихорадке» Эллис перепутал свои книги с казенными. В знак поддержки своего друга  она пишет стихотворение «Бывшему Чародею», считая, что такому человеку «можно раскрасть хоть полмузея».

Она так страстно и горячо заступалась за  Эллиса, что он принял ее защиту за признание в любви. Он сделал Марине предложение. Ответом послужило стихотворение «Ошибка»: — грустный и отрицательный ответ.

В 1914 году Эллис за границей печатает свой сборник «Арго», в котором стихи, посвященные Марине и Асе, стоят рядом со стихами Блоку.

Марине Цветаевой в период создания сборника «Вечерний альбом» — 15-17 лет. Стих еще незрелый, но какой искренний, открытый, свежий, девический – и по-девически сентиментальный, с неповторимой интонацией, ритмом – «фортепианный», как назвал И. Бродский. Нет подражательности. Самобытность во всем. Стихи – пока! – «льются», а не «рвутся». В них – вся ее душа, не знающая меры. 

Она на пороге поэтического взлета: душа-то «родилась крылатой», она «жаждет сразу всех дорог». «Тайный жар» души увлек ее за собой.  1914 – рубежный год в судьбе М.Цветаевой.  Закончатся счастливые и относительно благополучные годы жизни. Начнется суровая жизнь. И стихи станут по-взрослому суровы.

Каким образом литературные приёмы и художественные средства

позволяют  Цветаевой раскрыть  идею стихотворения «Ошибка»?

Цитаты Средства изобразительности Смысл их использования
Первые три строфы

Метафора, параллелизм

(смысловой и композиционный)

Нарисовать целостную картину мира природы по аналогии с миром людей. Усилить эмоциональную напряженность
«Нельзя мечту свою хватать руками, нельзя мечту свою держать в руках» Риторическое обращение Эмоциональное усиление мысли лирической героини
Чародей Метафора Раскрыть  качества поэта-гения и его роль в жизни Цветаевой
«притронуться» — «хватать» Контраст двух тактильных образов Как нечто несовместимое, невозможное
  Цветопись Глубже и полнее охарактеризовать образы медузы и мотылька
Мотылек-скиталец Эпитет

Эмоциональность.

Углубление художественного образа

Снежинка … как звездочка, упавшая слезинкой;

Медуза, как пленник, «капризом рук»

Сравнение Тонко, точно, поэтично рисует образ из мира природы
Ошибка Название Помогает понять идею стихотворения и авторскую позицию
Эллису Посвящение Помогает понять идею

Компоненты художественного мира

А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный»


Подборка по базе: Русский язык и культура речи «Синергия». Сборник ответов на тест, Статистический сборник 2019-1.pdf, Методичка — сборник заданий (2).docx, Научная статья в сборник Учимся учить.docx, 0. Сборник терминов по ВЭ и ВГ 23.05.docx, ФАРМАКОЛОГИЯ сборник тестовых заданий.doc, Документационное обеспечение управления. Сборник ответов на тест, Документационное обеспечение управления. Сборник ответов на тест, Методический сборник _Мониторинг универсальных учебных действий , Весняк Ю. Благодарение. сборник фортепианных пьес для старших кл


Анализ стихотворения

  1. Автор и название стихотворения. Марина Цветаева «Ошибка»
  2. История создания стихотворения. В 1910 г. был издан первый сборник стихотворений М. Цветаевой «Вечерний альбом». В него вошло стихотворение «Ошибка», в котором юная поэтесса излагает свои взгляды на любовные отношения. Стихотворение посвящено Эллису. Так звали в кругу друзей Льва Кобылинского. Это был поэт, влюбленный в Цветаеву. Марина присматривалась к нему, но многое её смущало. Какое-то событие, о котором точно не известно критикам, послужило разрывом дружбы. Цветаева отказала Льву в том, чтобы быть его супругой. Так и было написано стихотворение «Ошибка». Марина Ивановна посвятила свой шедевр Эллису. Она уважала его, но не рассматривала больше как потенциального супруга. Всё же Марина Ивановна хотела любви. Но она не испытывала этого чувства по отношению к Эллису.
  3. Жанр стихотворения. Произведение можно отнести к лирике. Оно является посвящением, в котором Марина Ивановна высказалась о своём отношении к чувствам влюбленного в неё мужчины.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения. Любовь как ошибка – тема стихотворения Марины Цветаевой. Однако поэтесса называет чародеем своего несостоявшегося мужа. Автор доносит до читателя идею, что самая высокая и неземная любовь, самые горячие и страстные чувства, самые красивые и трепетные отношения может разрушить быт, повседневная рутина и обыденность. Но главная мысль стихотворения в том, что не надо удерживать ушедшие чувства. Когда страсть угасла и любовь ушла, не надо наперекор всему удерживать в руках то, чего уже нет. Если чистые и светлые чувства уже омрачены темными пятнами, у такой любви нет будущего.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы. Стихотворение строится в рамках линейной композиции. В нём отчётливо звучат мотивы расставания, которое было предрешенным исходом.

• Вот снежинка – легкая, воздушная, сравнивается со звездой. Мы словно ощущаем скольжение звезды-снежинки по небосклону – невероятно плавное, текучее, неуловимое. Но прикосновение руки (даже слабое) превращает снежинку в слезинку – очень говорящий образ! Утрачены волшебные формы, пропала легкость, воздушность, грациозность движения.

• Во второй строфе Цветаева создает невероятный образ медузы. Строится он по такому же смысловому и композиционному рисунку, как и в 1 строфе.

• В 3 строфе мы видим (!) чудо – мотылька-скитальца. Мотылек – это небольшая бабочка. Он привлекает внимание своими чудными красками, яркими, радостными; узорами неистощимой красоты, подаренными матушкой-природой. Цветопись создает контраст между мечтой, грёзой (живым мотыльком) — и «земной былью»: на наших пальцах остается от мотылька «раскрашенная пыль», «освещенная зарей».

  1. Образ лирического героя, авторское “Я” в стихотворении. Лирическая героиня, как объект мечтаний лирического героя, необыкновенна: нежная, чувствительная, яркая – воплощенная мечта.
  2. Художественные средства выразительности. Интересна система образов. Например, в первом катрене Цветаева показывает таяние снежинки, указывая на то, что уже «воздушность» не получится вернуть.

• Эпитет — Звёздочка упавшая; мотылёк – скиталец.

• Метафоры — Зарёй раскрашенная пыль, в мотыльках-скитальцах видать не грёзу.

• Сравнения — Снежинка … как звездочка, упавшая слезинкой; Медуза, как пленник, «капризом рук».

  1. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифма – перекрестная.
  2. Мое восприятие стихотворения. Мне кажется, что этим произведением Цветаева хочет доказать, что мечту нельзя держать в руках, что идеал может стать противоположностью, и многое не так, как представляется в воображении. Наш мир обычен и невзрачен, и все в нем имеет свой конец, а надежду и красоту можно сломать и изуродовать. Мечту никогда нельзя будет достигнуть и исполнить, иначе она перестанет быть мечтой, она может упасть и разбиться, и не вернуть себе воздушность и не стать заново мечтой. Поэтому грустью не станет страстью, и этот мир не изменится. Но любовь может обернуться ошибкой, но она останется любовью, может быть только станет прекрасней, и поэтому люди без любви не смогут жить.
  3. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Попытка человека перенести предмет своего обожания из идеального в реальный мир и присвоить его себе станет роковой ошибкой. Для Цветаевой такой ошибкой стала любовь. Произведение «Ошибка» подтверждает, что уже в молодости для Цветаевой на первый план выходила духовная, а не физическая близость между влюбленными.

Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!

Анализ стихотворения «Ошибка» Цветаевой

В 1910 г. был издан первый сборник стихотворений М. Цветаевой «Вечерний альбом». В него вошло стихотворение «Ошибка», в котором юная поэтесса излагает свои взгляды на любовные отношения. Некоторые исследователи считают, что Цветаева написала его под впечатлением от своего недолгого романа с поэтом Л. Кобылинским.

В первой части произведения поэтесса перечисляет различные мимолетные образы, их хрупкость и «воздушность». Крохотная снежинка прекрасна в своем полете, но поймать ее невозможно. Она просто растает, превратившись в «слезинку». Не менее прекрасна медуза, которая также «побледнеет и погибнет» в человеческих руках. Еще один образ — «мотыльки-скитальцы», порхающие вокруг человека и оставляющие на пальцах лишь «раскрашенную пыль».

С помощью этих символов-образов Цветаева хочет показать полную противоположность физического и духовного миров, «земной были» и «грезы». Все возвышенное и прекрасное находится в совершенно другом измерении. Поэтесса заявляет: «Нельзя мечту… хватать руками». Попытка человека перенести предмет своего обожания из идеального в реальный мир и присвоить его себе станет роковой ошибкой. Для Цветаевой такой ошибкой стала любовь.

Произведение «Ошибка» подтверждает, что уже в молодости для Цветаевой на первый план выходила духовная, а не физическая близость между влюбленными. Поэтесса на протяжении всей жизни искала человека, который бы видел в ней не реальную женщину, а неземное божество. Причем влюбленный мужчина был обязан преклоняться перед нею и приносить определенные жертвы. Неудивительно, что многочисленные романы Цветаевой угасали так же быстро, как и вспыхивали. Разочарование было обоюдное. Мужчины понимали, что вместо верной и заботливой жены встретили женщину, живущую в своих мечтах и считающую себя богиней. Цветаева же в очередной раз осознавала, что для продолжения отношений ей надо спуститься с небес и начать обычную жизнь.

Но все это будет впереди. Испытав разочарование в мужском идеале впервые, поэтесса не отчаивается и стремится продолжить свои поиски: «без любви мы гибнем». «Ошибка» Цветаевой стала первым звеном в длинной цепи разочарований от столкновений с реальной жизнью.

  • Следующий стих → Марина Цветаева — Пленница
  • Предыдущий стих → Марина Цветаева — Берлину

Читать стих поэта Марина Цветаева — Ошибка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

  • Анализ сайта на ошибки программа
  • Анализ сайта на ошибки кода
  • Анализ сайта на ошибки 404
  • Анализ речи жириновского речевые ошибки
  • Анализ результатов тестирования студентов выявил частоту допущенных ошибок