Автор не только осуждает жестокость а также призывает нас делать добро ошибка

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.

Это
задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
русского литературного языка.

Грамматические нормы – это совокупность
морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.

Грамматическая
ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

I.
Предложения с однородными членами.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Однородные ЧП при двух глаголах-сказуемых, требующие разных падеже1 (нарушены
нормы управления)

Во
время войны народ надеялся и верил в победу.

Во
время войны народе надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в
кого? во что?) в неё
.

Каждое
сказуемое управляет нужным падежом зависимого слова.

2.
Пропуск предлога при однородных

На
земле, воде и воздухе
– всюду мы защищены!

На земле,
воде и в воздухе – всюду мы защищены!

3.
Смешение родовых и видовых понятий в ряду ОЧП

В
лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

В
лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

Рыба
– это родовое понятие (обобщающее слово); карась, сазан, лещ – видовые
понятия.

4.
Соединение в одном ряду ОЧП скрещивающихся понятий.

На
собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

На
собрание пришли жильцы дома.

Бабушки
и дети – тоже жильцы дома.

5.
Употребление в одном ряду ОЧП логически несовместимых понятий.

Иван
Петрович пришёл с женой и плохим настроением.

Иван
Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.

с
женой и плохим настроением – логически несовместимые понятия.

6.
Нарушение однородности понятий.

Мы
любим футбол и стрелять.

Мы
любим футбол и стрельбу.

Не
могут быть однородными существительное и инфинитив.

7.
Нарушение падежных форм обобщающего слова и ОЧП

Посетители
музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

Посетители
музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина,
Айвазовского
.

8.
Нарушение норм построений ОЧП, связанных двойными союзами (неправильная пара
союзов):

как
…., так и…

не
только …, но и…

если
не…, то…

Автор
не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать
добро.

Автор
не только осуждает жестокость, но и призывает нас делать добро.

9.
Двойными союзами связаны разные члены предложения, а не ОЧП

Книга
не только имеет познавательную ценность, но и большое
воспитательное значение.

Книга
имеет не только познавательную ценность, но и большое
воспитательное значение.

10.
Нарушение лексической сочетаемости ОЧП с тем словом, с которым они связаны по
смыслу.

Много
критических замечаний и ценных предложений было внесено
в ходе обсуждения вопроса.

Много
ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса,
много было высказано критических замечаний.

Нельзя
«внести замечание»!

11.
Одновременно употребление полного и краткого прилагательных.

Он
был красивый и умён.

Он
был красив и умён.

Он
был красивый и умный.

II.
Предложения с причастным оборотом.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Разрыв причастного оборота определяемым словом.

Приготовленные оладьи
мамой были необыкновенно вкусны.

Оладьи, приготовленные
мамой
, были необыкновенно вкусны.

Приготовленные
мамой

оладьи были необыкновенно вкусны.

Определяемое
слово может стоять либо до причастного оборота, либо – после, но оно не может
стоять внутри причастного оборота.

2.
Нарушение согласования причастия с определяемы словом.

Мы
гордимся нашими футболистами, победивших английскую
командую

Мы
гордимся футболистами (какими?), победившими
английскую команду.

3.
Замена страдательных причастий действительными.

Задание,
выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Задание,
выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

4.
Употребление причастного оборота и придаточного определительного одновременно
(нарушение однородности синтаксических конструкций).

Дождь,
ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

Причастный
оборот и придаточное определительное.

Дождь,
ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

Два
причастных оборота.

5. Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой,
ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Лица,
ходящие по траве, которая растет за решёткой, ограждающей газон, являются
штрафуемыми.

III.
Сложноподчинённые предложения.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность
восприятия.

Лошади
казаков, которые
были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе.

Непонятно,
кто покрыт пеной: лошади или казаки.

Казачьи
лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по
горной тропе.

2.
Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

Весной
вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Весной
вернулись в село юноши (какие?), которые служили в армии.

3.
Нарушение согласования подлежащего и сказуемого в переложениях, придаточная
часть которых начинается с союзного слова КТО

Те,
кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой
набережной.

Кто — ед.
число, бывали – мн. Число

Те, кто
бывал
в Геленджике, не могли

4.
Ошибки в построении СПП с придаточным изъяснительным

Выступающие
заметили о том, что Сочи – прекрасный курортный город.

заметить
что?, а не о чем?

Выступавшие
заметили, что Сочи – прекрасный курортный город.

5.
Нарушение границ предложения.

Автор,
наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие
качества.

Автор,
наверное, очень добрый человек, потому что видит в людях только хорошие
качества.

Высказывание
должно быть оформлено, как СПП.

6.
Одновременное употребление сочинительного и
подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился,
но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

Когда
тяжёлый бой уже закончился, кое-где еще слышны были отдельные выстрелы.

7.
Неоправданное соседство двух подчинительных
союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела
старая черёмуха. 

Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда
наступит весна.

8.
Употребление лишнего указательного слова в
главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное,
но и прекрасное. 

Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и
прекрасное. 

9.
Отсутствие в главном предложении указательного
слова.

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

Мы благодарны им за то, что живём под мирным
небом. 

10.
Неоправданное повторение союза или союзного слова
(тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не
уцелел во время войны. 

Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел
во время войны. 

IV.
Сложносочинённые предложения.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Смысловая несочетаемость простых предложений в
составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.

Внизу
было жарко. Мы поднялись на вершину горы.

2.
Употребление противительного союза вместо
соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт
возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

Автор
выражает свое отношение к проблеме, и он дает возможность…

3.
Тавтология, (повторение) при употреблении
союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и
они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Родители
и дети часто не могут найти общего языка, обижаются друг на друга, и в этом
состоит главная проблема.

V.
Нарушение управления при употреблении предлогов.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Ошибки в употреблении предлогов СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР,
НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО

Благодаря доктора,
больной поправился.

Поезд
прибыл согласно расписания.

Благодаря (КОМУ?)
доктору, больной поправился.

Поезд
прибыл согласно (ЧЕМУ?) расписанию.

Существительные 
после данных предлогов употребляются ТОЛЬКО В Д. п.

2.
Ошибки в употреблении предлога ПО

По завершению
учебного года мы поедем в Крым.

По
приезду
в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По
завершении
учебного года мы поедем в Крым.

По
приезде
в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Если
предлог ПО имеет значение после чего-либо, существительное
ставим в П. п.

Если
предлог ПО имеет значение причины, то существительное ставим в
Д. п.

По
состоянию
здоровья я отложил поездку.

3.
Смешение предлогов С – ИЗ, В – НА, ОТ – С, ИЗ-ЗА — ЧЕРЕЗ

Вернувшись
со школы, он сразу сел за уроки.

От
утра до вечера
он трудился в офисе.

Он
чуть не погиб через предательство друга.

Вернувшись
из школы, он сразу сел за уроки.

С
утра до вечера
он трудился в офисе.

Он
чуть не погиб из-за предательства друга.

4.
Отсутствие предлога

Нельзя
не преклонять его героизмом.

Нельзя
не преклоняться перед его героизмом.

5.
Наличие ненужного предлога.

Автор
описывает о событиях послевоенного времени.

Автор
описывает события послевоенного времени.

Запомните!

Предлоги
В МЕРУ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДЛОЖЕНИЕ, В СИЛУ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ВИДЕ, ПО
ПРИЧИНЕ, НАПОДОБИЕ, ПОСРЕДСТВОМ
управляют Р. п.:

Снега
не было в продолжение (чего?)месяца.

VI.
Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1. Основное и добавочное действия относятся к разным
действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали
для меня примером

Герои
очерка, который я прочитал, стали для меня примером.

2.
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления,
ему пришлось проверить всё заново. 

Ему
пришлось все проверить заново, когда он закончил приготовления.

3.
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное
действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый
умный». 

Проявив
острый ум, мальчик стал победителем.

4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный
ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего
себя посвятил науке. 

Он,
оставшись один, отказавшись от личного счастья, всего себя посветил науке.

5. Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут,
осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Став
взрослыми  вырастив собственных детей, они все поймут и осознают ошибочность
своего прежнего поведения.

VII.
Прочие типы ошибок.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Нарушение в построении предложений с несогласованным приложением (это
названия в кавычках).

В
кинофильмЕ «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук
сыграл Пьера Безухова.

В
кинофилмЕ «ВойнА и мир» С. Бондарчук сыграл Пьера
Безухова.

В
«ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук сыграл Пьера
Безухова.

Название
произведений, картин, фильмов, музыкальных произведений и т.п., заключенные в
кавычки, не изменяются по падежам, если рядом стоит нарицательное
существительное – жанровое обозначение или родовое понятие.

Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия
в кавычках могут склоняться.

2.
Неоправданная инверсия (обратный порядок слов).

Глаза его прикрывали стёкла очков.

Стёкла
очков

прикрывали его глаза.

Прямой
порядок слов в предложении:

1.
подлежащее предшествует сказуемому (дождь идет)

2.
согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)

3.
несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)

4.
дополнение стоит после управляющего им слова (вымочил листья)

5.
обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)

Неоправданная
перестановка членов предложения приводит к ошибке.

3.
Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.

Учёный оперировал С точными фактами.

При
выборе предлога необходимо учитывать присущие ему оттенки значения.

Учёный
оперировал не с чем?, а чем?

Учёный
оперировал (чем?) точными фактами.

4.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а
впоследствии он становится эгоистом.

Глаголы
в одном предложении следует употреблять в одинаковой грамматической форме
вида и времени.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, но
впоследствии он вырос эгоистом.

Согласование
подлежащего и сказуемого.

Правило

Примеры

1.
При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд,
большинство, меньшинство, часть и т.д.) и существительного в форме Р. п.
множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа,
если речь идет о предметах одушевленных, и в форме единственного числа, если
речь идет о неодушевленных предметах.

Большинство
зрителей
радостно приветствовали любимую
команду.

Ряд новых постановлений
вызвал недовольство граждан.

2.
Если подлежащее выражено сочетанием количественного числительного или другого
счетного слова (несколько и т.п.) с существительными в форме Р. п.
множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа,
если речь идет о предметах одушевленных, и в форме единственного числа, если
речь идет о неодушевленных предметах.

Несколько
мальчиков сидели
на скамейке и чем-то громко спорили.
Пять человек были свидетелями происшедшего.

 За
оградой 
стояло несколько саней.

ЕГЭ  (Разбор задания 8)

ЕГЭ (Разбор задания 8)

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ВШ, Ш, ЕНН, Т, НН, ЕМ, ОМ, ИМ

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ

  • УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ, ВШ, Ш, ЕНН, Т, НН, ЕМ, ОМ, ИМ

ОШИБКИ В ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ Главное слово не может стоять в середине причастного оборота Пример: Поставленная проблема автором очень актуальна (неправильно) Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом Пример: Под струями свежего ветра, пробежавшим над живым ковром, все поле заиграло золотистыми волнами. (неправильно)

ОШИБКИ В ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ

  • Главное слово не может стоять в середине причастного оборота
  • Пример: Поставленная проблема автором очень актуальна (неправильно)
  • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом
  • Пример: Под струями свежего ветра, пробежавшим над живым ковром, все поле заиграло золотистыми волнами. (неправильно)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ 4. С тех пор как появились первые лазеры, не иссякает лавина, связанная с ними научных открытий и практических изобретений. 5. Творчество – одна из наиболее устойчивых наших способностей, продолжающее существовать в самых неблагоприятных условиях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  • 4. С тех пор как появились первые лазеры, не иссякает лавина, связанная с ними научных открытий и практических изобретений.
  • 5. Творчество – одна из наиболее устойчивых наших способностей, продолжающее существовать в самых неблагоприятных условиях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ 1. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  • 1. Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ 3. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  • 3. Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

СУФФИКСЫ ДЕЕПРИЧАСТИЙ А, Я, ВШИ, ШИ, В

СУФФИКСЫ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

  • А, Я, ВШИ, ШИ, В

ОШИБКИ В ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ ЕСЛИ У ГЛАГОЛА И ДЕЕПРИЧАСТИЯ РАЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ: Пример: Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история

ОШИБКИ В ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ

  • ЕСЛИ У ГЛАГОЛА И ДЕЕПРИЧАСТИЯ РАЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ:
  • Пример: Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ 2) Дельфины быстро обучаются различным цирковым трюкам, с увлечением играют в мяч, гоняя его по поверхности бассейна по поверхности бассейна, а также прыгают через обруч 6) Выполняя это и другие подобные упражнения, привлекает внимание наличие абзацев слов и словосочетаний, которые подсказывают способ распространения темы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

  • 2) Дельфины быстро обучаются различным цирковым трюкам, с увлечением играют в мяч, гоняя его по поверхности бассейна по поверхности бассейна, а также прыгают через обруч
  • 6) Выполняя это и другие подобные упражнения, привлекает внимание наличие абзацев слов и словосочетаний, которые подсказывают способ распространения темы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  • Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Образ Петра Первого появляется во многих произведениях Пушкина, восхищая и оценивая его

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ

  • Образ Петра Первого появляется во многих произведениях Пушкина, восхищая и оценивая его

НАРУШЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ЕСЛИ ГЛАГОЛЫ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СТОЯТ В РАЗНЫХ ВРЕМЕНАХ: Пример: Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом

НАРУШЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ

  • ЕСЛИ ГЛАГОЛЫ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СТОЯТ В РАЗНЫХ ВРЕМЕНАХ:
  • Пример: Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом

ОШИБКИ В ФОРМАХ ГЛАГОЛА 7) Подул сильный ветер, снега потускнели, льды даже на изломе не сверкают, а вода в узких щелях разводий кажется густой и черной.

ОШИБКИ В ФОРМАХ ГЛАГОЛА

  • 7) Подул сильный ветер, снега потускнели, льды даже на изломе не сверкают, а вода в узких щелях разводий кажется густой и черной.

ОШИБКИ В ФОРМАХ ГЛАГОЛА 2) Все, кто был около двери, даже солдаты из комендантского отделения, смотрели на него молча и не двигаются

ОШИБКИ В ФОРМАХ ГЛАГОЛА

  • 2) Все, кто был около двери, даже солдаты из комендантского отделения, смотрели на него молча и не двигаются

ОШИБКИ В ФОРМАХ ГЛАГОЛА 1) Немало было и тех, кто вместо учебы гонял голубей и ни о каком таком великом будущем не помышляет

ОШИБКИ В ФОРМАХ ГЛАГОЛА

  • 1) Немало было и тех, кто вместо учебы гонял голубей и ни о каком таком великом будущем не помышляет

НАРУШЕНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ Неправильное употребление союзов перед однородными членами: Пример: Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро

НАРУШЕНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

  • Неправильное употребление союзов перед однородными членами:
  • Пример: Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро

ОШИБКИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ 3) Издавна реки были не только путями сообщения, а также служили границами государства и верной защитой от нападения врагов

ОШИБКИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

  • 3) Издавна реки были не только путями сообщения, а также служили границами государства и верной защитой от нападения врагов

ОШИБКИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ 3) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура

ОШИБКИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

  • 3) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура

ОШИБКИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ 2) С древних времен не только загадки были веселой игрой ума и воображения, но и серьезным испытанием

ОШИБКИ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

  • 2) С древних времен не только загадки были веселой игрой ума и воображения, но и серьезным испытанием

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Пример: Программу подготовили корреспондент Ольга Петрова.  Пример: Никто из участниц соревнования не получили первое место

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

  • Пример: Программу подготовили корреспондент Ольга Петрова.
  • Пример: Никто из участниц соревнования не получили первое место

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ 9) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ

  • 9) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ 5) Все, кто приезжал в Волгоград, приходил на Мамаев курган

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ

  • 5) Все, кто приезжал в Волгоград, приходил на Мамаев курган

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ 4) Согласно указу Петра Первого все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию.

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ

  • 4) Согласно указу Петра Первого все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию.

Мациенко Лидия Викторовна

МБОУ СОШ № 129

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «ЕГЭ: подготовка к написанию части С. Речевое оформление текста».

Тип урока: урок-практикум.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно находить речевые ошибки в тексте, выработать умение исправлять их, не допускать в своей работе.

Задачи:

Обучающая: актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему.

Развивающая: развивать критическое мышление, обобщать полученный  материал, делать выводы,  развивать устную и письменную речь.

Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.

Ход урока:

Оргмомент.

Слово учителя.  

1)На предыдущем уроке мы писали сочинение по тексту А. Куприна « Чудесный доктор». Сегодня на уроке мы сделаем анализ ваших работ, ещё раз вспомним структуру и компоненты сочинения-рассуждения, выполним работу над речевыми ошибками.

Итак, самое главное в работе над сочинением-рассуждением — определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст. Проблема текста – это предмет рассуждения автора. Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать. Проблему надо прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения. Помним, что писать сочинение – рассуждение лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым его будут проверять:

1) Вступление.

2) Проблема, над которой размышляет автор.

3) Комментарий проблемы.

4)Авторская позиция.

5) Ваше мнение ( согласие/ несогласие с позицией автора)

6)Первый аргумент.

7)Второй аргумент.

8) Вывод ( заключение).

Радует, что вы пользуетесь этим планом, практически все правильно определили проблему, прокомментировали её, сформулировали позицию автора, аргументировали собственное мнение по проблеме. У кого по критериям К1,К2,К3,К4 есть замечания , нужно подойти после уроков для индивидуальной беседы.

2) Проверка ваших работ показала, что теряются баллы по критериям К5,К9,К10, К12 т.е. вы допускаете речевые ошибки. Рассмотрим типичные ошибки, которые встречаются сочинениях.

Типы ошибок: 1) Фактические 2)Грамматические  3)Речевые 4)Логические

Фактические ошибки

Фактические ошибки — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Обычно встречаются следующие виды фактических ошибок:

1)подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, други­ми; искажение фактов, содержащихся в тексте:

В тексте приводятся некоторые факты из биографии писателя  Дюрера (Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса);

2)неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте:

В тексте рассказывается о событиях Великой Отечественной вой­ны, когда Германия напала на Россию(Германия напала на СССР, или Советский Союз);

3)неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), используемые в раз­вёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты,фамилии, авторство называемых произведений и т. п.):

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам.

У известного писателя Лихачёва есть множество статей, в ко­торых осуждается национализм.

Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей личностью. Он мог заехать на коне на второй этаж и спокойно пойти пить чай.

Логические ошибки

Логические ошибки — это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли.

Рассмотрим самые распространённые виды логических ошибок:

подмена понятий: Автор поднимает проблему патриотизма. Этатема очень важна в наше время (тема и проблема — это не одно и то же!);

нарушение причинно-следственных отношений: Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились;

нарушение логики развёртывания мысли: Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживёт себя. Но, пока книг издаётся всё больше и больше, они ещё долго будут радовать читателей;

отсутствие связи между предложениями: Автора возмущает че­ловеческая жестокость. И действительно, сейчас многие роди­тели уже не читают детям книги. Им легче включить мулътики по телевизору;

двусмысленность, неясность высказывания: Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине (люди пропадают или стоят в растерянности?).

Наличие логических ошибок учитывается в критерии К5, по которому оценивается смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения мыслей в сочинении.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки — это ошибки в структуре языковой едини­цы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообра­зовательной, морфологической, синтаксической.

Можно выделить следующие виды грамматических ошибок:

1.Ошибочное словообразование — ошибка в структуре слова: упрямостьвместоупрямство, надсмехаться вместонасмехаться.

2.Ошибочное формообразование — ошибка при образовании формы слова той или иной части речи:

ошибки при образовании форм имён существительных:опытныеслесаря вместослесари; разводить курейвместоразводитькури др.;

ошибки при образовании форм имён прилагательных:более ярчевместоболее яркий, самый важнейший вместоважнейший(са­мый важный) и др.;

ошибки  при образовании  форм  числительных:с семистами руб­лямивместос семьюстами, около шестиставместооколо ше­стисот и др.;

ошибки при образовании форм местоимений:ихней помощи вме­стоих помощи и др.;

ошибки при образовании форм глагола, причастия и дееприча­стия: заказуетвместозаказывает,ездиютвместоездят, накормящийвместокормящийиликормившийи др.

3.Нарушение согласования. При согласовании зависимое слово упо­требляется в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Часто встречаются ошибки при согласовании определений с опреде­ляемым словом:

Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…. Автор рассказывает о человеке незаурядной внешности, немного застенчивым, но всё же сильнымдухом (правильно: о человеке…немного застенчивом, но сильном духом).

4.Нарушение управления. Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога: верить (во что?) в любовь; любоваться (чем?)мореми т. п.

В конструкциях с управлением важно правильно выбрать падеж за­висимого слова и, если это необходимо, предлог:

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример).

Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).

Два управляющих слова должны требовать одинакового падежа и пред­лога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать ста­тью: достать и надеть рубашку и т. п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово на­ходится при словах, требующих разного падежа или предлога: Многие покупают (что?)и забывают (о чём?) о книгах.

Такие предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже:Многие покупают книги и забывают о них.

5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Все,кто совершают подвиги, следуют зову сердца. Относительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто требуют после себя глаголов в единственном числе: кто совершает. В конструкциях типа те, кто ивсе, кто глагол следует употреблять в форме единствен­ного числа: те, кто знает…; все, кто знает…

6.Ошибки в построении предложения с однородными членами.
Авторне только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и);

Многие читают романы, повести, рассказы и художественные книги (в один ряд помещены родовое и видовые понятия; правильно: Многие читают художественные книги: романы, повести и расска­зы).

Автор поднимает проблему, волнующую его и которая известна многим(в качестве однородных ошибочно употреблены причастный обо­рот и придаточное предложение; правильно:проблему, волнующую его и известную многим).

Можно привести в пример многих авторов: Пушкин, Гоголь, Лер­монтов (однородные члены предложения должны стоять в том же па­деже, что и обобщающее слово).

7.Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история(действие, обо­значаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернув­шись домой, я вспомнил эту историю).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном пред­ложении при инфинитиве:Заполняя бланк ответов, следует использо­вать гелевую ручку.

8.Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
Поставленная проблема автором очень актуальна (определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: проблема, поставленная автором илипоставленная автором проблема).

9.Ошибки при построении сложного предложения,например:
Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важ­ная проблема…(Правильно:Втексте Лихачёва поднимается важная проблема…)

10.Смешение прямой и косвенной речи.

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. При переводе прямой речи в косвенную местоимения иглаго­лы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глагола­ми в форме третьего лица: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами. Можно было использовать конструк­цию с прямой речью: Не случайно герой говорит: «Я никогда не прячусь за чужими спинами».

11.Нарушение границ предложения. В сочинениях часто неоправдан­но используется парцелляция — разрыв предложения: Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие ка­
чества 
(высказывание должно быть оформлено как единое сложнопод­чинённое предложение).

Если в исходных текстах парцелляция — это осознанный художест­венный приём авторов, то в ваших сочинениях такое построение предложений, как правило, ничем не оправдано и представляет собой типичную грамматическую ошибку.

Речевые ошибки

Речевые ошибки (речевые недочёты) — это ошибки в использованиислова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм. Рассмотрим основные типы речевых ошибок.

1.Употребление слова в несвойственно ему значении. Эта ошибка связана с непониманием значения слова.

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма (вместо слова происки(«интриги») следовало использовать существительноепримеры).

2.Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость опреде­ляется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а так­ же традицией их употребления.

Книгизанимаюточень важную рольв жизни человека (правильно:играют важную роль илизанимают важное место).

3.Употребление слова сниженной стилистической окраски (просто­речного или жаргонного).

Помните, что в сочинении недопустимы грубые, оскорбительные сло­ва, а также слова ивыражения, использующиеся в просторечии или жар­гонной речи: телек, видак,разборки, зациклиться и т. п.:

Не следует слишком зацикливатьсяна своих проблемах; Многие поначитаютсядешёвых женских романов, а потом ищут себе принца.

4.Плеоназм — сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого:

Коллегипо работе поздравили учёного с получением премии (коллеги и есть товарищи по работе).

Сегодняпрейскурант цен можно увидеть в любом кафе (словопрейс­курантозначает «справочник цен»).

5.Тавтология— стечение в одной фразе однокоренных слов:
Писательмастерскиописываетсвоего героя; В своём рассказеав­торрассказываето событиях войны.

Речевая недостаточность — случайный пропуск слов, необходимыхдля точного выражения мысли: Автор стремится донести до читате­ля, что нельзя быть равнодушным (правильно:…донести до читателя мысль о том, что…).

Ошибки при употреблении фразеологизмов.

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов. Большинство оши­бок связано с изменением состава фразеологизма: заменой слов, смеше­нием двух разных выражений и т.п.:

Тому, кто нуждается в помощи, друзья всегда могут подставить грудь (правильно:подставить плечо, т. е. помочь).

Патриотизм всегда занимал важную рольв истории нашей страны (правильно:играл важную роль илизанимал важное место).

8.Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно ука­зывают на употреблённые ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе, падеже. Местоимения обычно заменяют стоящее рядом существительное.

Русские писатели создали множество произведений. Они учат нас справедливости и добру (второе предложение содержит двусмыслен­ность, непонятно, о чём идёт речь, — о писателях или произведениях).

9.Неоправданное повторение слова.

В прочитанном мною тексте авторомподнимается проблема пат­риотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция авторамне близка и понятна. Неоправданного повто­рения слов можно избежать, используя местоименные замены, синони­мы, родовые или видовые наименования предметов, например: автор — публицист академик Лихачёв он.

10.Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

Впределах одного предложения следует употреблять глаголы одина­кового вида и времени:

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.(Второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени: стал.)

Что проверяет эксперт?

Оценивая речевое оформление сочинения, эксперт выявляет нару­шения орфографических, синтаксических, грамматических и речевых норм. Отдельный критерий (К12) предполагает выявление фактиче­ских ошибок. Очень важно не допускать в работе эти ошибки, так как шкала оценивания грамотности строгая:

ш

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущено не более 2-х ошибок

2

допущены 3-4 ошибки

1

допущено более 4-х ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

допущены 1-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

допущено более 5-ти ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2

допущены 1-2 ошибки

1

допущено более 2-х ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1-ой речевой ошибки

2

допущены 2-3 ошибки

1

допущено более 3-х ошибок

0

К11

Соблюдениеэтическихнорм

этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 иболее) в фоновом материале

0

3)Вспоминаем, читаем текст А .Куприна «Чудесный доктор», затем находим и исправляем фактические, логические, грамматические и речевые ошибки, допущенные в сочинениях. Определяем вид ошибки.

-Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то… Смеётся…Да-а. А во рту-то у него!.. Смотри, смотри… травка во рту, ей-богу, травка!.. Вот штука-то!

И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблок и апельсинов;

стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала… Бесчисленное множество баночек и

коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, — поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно.

Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища.

Он дернул брата за рукав и произнес сурово:

— Ну, Володя, идем, идем… Нечего тут…

Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких,

сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки… Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.

По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры… Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания.

Грамматические ошибки:

1) По моему мнению, мальчишки не хотели возвращаться в свой дом, хотя и привыкли к ихподземелью.

2) Речь идет про маленьких братьев, которые очень бедно живут в каком-то ветхом доме.

3) Автор рассказывает историю о двух братьях и их семье, живущих в тяжёлых условиях.

4)Идя уже назад,  мы проходили мимо деревеньки.

5) Ведь дети – это тот светлый лучик в нашей жизни, они излучают искреннюю радостьи доброту.

6) А что было бы с нами,  оказавшись на месте тех беззащитных детей.

7) Словом, всё то, что нет во взрослом человеке, повидавшего  многое на своем жизненном пути.

8) Проблему, которую ставит писатель А.И. Куприн, о нищих детях.

9) Александр Иванович Куприн в своем тексте показывает, как два мальчугана, живущие в подвале покосившегося ветхого дома, у ихнего дома закоптелые и сырые стены, живут в страдании от нищеты.

10) Ведь в современном мире большое количество людей не имеют достойную жизнь

Фактические ошибки:

В произведении «Преступление и наказание», автор которого Гончаров, тоже встречаемся с этой ошибкой.

Похожая ситуация описывается в пьесе Островского « На дне».

В знаменитом произведении Короленко «Дети подземелья» автор описывает, как девочке- беспризорнице нужна была  помощь  и ей смогли помочь, нашли врача, который смог её вылечить.

4) 5) В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» можно увидеть картину нищеты главного героя Раскольникова. Да, он жил небогато, снимал комнату  у старухи. Но он хотел убить её и забрать деньги. Он считал, что она уже старая и ей деньги не нужны. Ночью он её убил.

6) Подробно эту проблему рассмотрел Достоевский в романе «Отцы и дети».

7) В пьесе «Война и мир» была девочка Наташа и её мать. Фамилии одинаковые, а внутренне они совершенно разные.

8) В пример теме можно привести повесть Чехова «Вишнёвый сад»

9) « Старуха из Юрги» — одна из лучших повестей Горького.

10) Сто лет назад радио принесло нам печальную весть: от руки наемного убийцы погиб Пушкин.

Речевые ошибки:

1) Во время чтения этого текста мне в голову сразу пришло произведение Платонова «Юшка».

2) Они жили в бедном покосившемся доме, у них не было денег, чтобы купить еду, они не ходили в школу, поэтому шатались допоздна на улице.

3) Александр Иванович Куприн в своем тексте показывает, как два мальчугана, живущие в подвале покосившегося ветхого дома, у ихнего дома были закоптелые и сырые стены, живут в страдании от нищеты.

4) В жизни мне встречалось много подобных ситуаций, так как моя семья почувствовала вкус горя.

5) Авторнаталкивает нас на то, чтобы мы помогали нищим людям.

6)К вышесказанному можно сказать, что такое детство их озлобит.

7) Как в наше время бедные дети в бедных странах умирают с такой чудовищной скоростью.

8) Есть знакомая семья, живущая дальше по улице, они редко празднуют разныепраздники, так как не хватает денег.

9) В данном тексте автор задеваетпроблему нищеты.

10) Писатель завоевал мировую признательность.

Логические ошибки:

1) В данном тексте поставлена острая проблема социального устройства. Литературным примером, я считаю, может послужить произведение Ф. М. Достоевского.

2) Этот фильм вызвал много эмоций, не сказать что отрицательных ,скорее, положительных, но со знаком минус.

3)Округ славиться своими студиями, хотя кое-где они работают ещё плохо.

4) В этом тексте говориться о проблемах нравственности ( начало текста).

5) Размышляя о проблеме, сказанной автором текста, Александром Ивановичем Куприным, что неважно, где ты живешь и какая еда в магазине, ты всегда будешь в кругу внимания.

IIIСамостоятельная работа.

Тренинг по квалификации ошибок

Речевые ошибки: лексические, фразеологические, стилистические.

Грамматические ошибки: морфологические, синтаксические.

Логические ошибки.

Предложения для анализа

Тип ошибки

1

Необходимо замерить хронометраж времени.

2

Депутаты демонстрационно покинули зал.

3

В потусторонний отдел чеки не выбиваем.

4

Благодаря болезни он отстал от своих друзей.

5

Люди надеялись и верили в возможность улучшения жизни.

6

И вот Чацкий вернулся из командировки.

7

Успехи этого ученика желают лучшего.

8

Они получали хорошие образования.

9

Эта работа выеденного гроша не стоит.

10

Вовка гладил Шарика по шерсти, виляя хвостом.

11

Большие и красивые на окраине города здания быстро вырас­тали.

12

Вросло целое поколение, для которых война — история.

13

Онегин приударивал за светскими дамочками.

14

В столовую нужны блюдоноски, блюдомойки и женщина на вешалку.

15

Одинцова некоторое время мурыжила Базарова, но в конце концов отвергла его.

16

Этот плащ тебя не лимитирует ?

17

Яспросил родителей, что знаете ли вы стихи Есенина.

18

Через год он закончил факультет и возвращается на долж­ность начальника штаба.

19

Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им лю­бовь к живописи, литературе, музыке.

20

Я очень конспективно говорю.

21

Нам предстоит решить большую программу.

22

Я закругляю свою речь.

23

Увеличение рождаемости в последние годы резко сократи­лось.

24

Она принимает всё на веру только после тщательной провер­ки и оценки.

25

По идее, лекция состоится где-то в районе пяти часов.

IV.Домашняя работа:Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста и позицию автора. Про­читайте фрагменты сочинений по тексту Виктора Астафьева. Найдите и ис­правьте все виды ошибок.

КОСТЁР ВОЗЛЕ РЕЧКИ

Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Нет, не на родине встретил, не в Сибири. В Подмосковье встретил.

Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел се­дого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку муж­ского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, вре­мя от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскис­шие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё — всё, чем сорит вокруг себя человек.

— Видал чокнутых? — почему-то со злобой воскликнул шофёр-так­сист, вёзший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. — Ака­демик с бабой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-и-о-оты-ы. Да разве за нами, за поганцами, всё приберешь? И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы!..

Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворо­том.

Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костер­ка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую ус­тавшей земле.

(По В.Астафьеву)

ФРАГМЕНТЫ СОЧИНЕНИЙ

1)В произведении «Костёр возле речки» писатель Валентин Астафь­ев поднимает проблему чистоты окружающей среды и что каждый человек может сделать для этого.

Автор раскрывает проблему на примере пожелого академика и его супруги, которые: «Как идут на прогулку, прихватывают с собой меш­ки и лопату». Люди относятся к ним с непониманием, считают чокну­тыми, а Астафьев «красной нитью» проводит через весь текст вопрос: «Почему бы всем людям не вносить посильную лепту в дело сохранения природы?»

В своём произведение Виктор Астафьев поднемает вопрос о непо­нимании окружающего мира тех людей, которые делают добровольную работу, помогающую сделать мир вокруг хоть немного лучше. Ведь сей­час, в нашем мире, так тяжело найти таких терпеливых и трудолю­бивых людей, но жизнь такова, что другие люди понимая, что сами губят этот мир, призирают таких «ценных» людей, всегда готовых внести свой вклад в становление более лучшего и чистого места своего существования.

В центре внимания автора супружеская пара олицетворяющая людей, которые заботятся о чистоте вокруг себя. Им противопостав­лен таксист, который показывает нам мировозрение большенства людей: беспочвенная злость по отношению к благородным поступкам. Это и не нравится автору. Посредством монолога водителя с акцен­тированием на грубых словах он показует отношение окружающих к даной проблеме.

Астафьев приходит к следующему выводу, что нельзя быть рав­нодушным к загрязнению природы, нужно вносить свою хотя бы. неболь­шую лепту в востановление разрушаемого во круг нас зелёного мира.

Представим на минуту, что таких людей просто не будет. Все начнут мусорить, а убирать некому. Во что привратится наша пла­нета с её непостижимой красотой? И что мы оставим своим детям? Помойку, в которой куда не наступи везде мусор. Врятли это кому-нибудь понравится.

Мы часто можем встретить людей, которые кидают мусор на землю, даже когда рядом находится урна. Эти люди думают, что от одной бумажки, выкинутой на дорогу, ничего страшного не произой­дёт. Но это не так. Если каждый будет поступать также, в скором времени возникнуть проблемы глобального масштаба.

7)Древняя поговорка «Не плюй в колодец, может, из него пить при­дётся» гласит о том, что не следует сорить там, где сам не живёшь.Так как это может приносить вред другим, а возможно, и нам в будущем.

8)Вспомним рассказ А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Он говорил, что: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Если бы все жили поэтому принципу, то на нашей планете не осталось бы не одной соринки.

9)Через это произведение Астафьев показывает нам, что надо це­нить и дорожить природой, и призывает к действиям направленным на улучшение её состояния.

10)Итак мы приходим к выводу: пусть не все люди понимают это, но прийдёт час и они поймут, а пока нужно делать посильную добро­вольную работу, для спасения природы.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/30884-egje-podgotovka-k-napisaniju-chasti-s-rechevo

1. 7

Грамматические ошибки Грамматическая
ошибка — нарушение норм образования
слов и их грамматических форм,
нарушение синтаксической связи между
словами в словосочетании и предложении.

2. ЧТО ПОВТОРЯЕМ

/ Типичные грамматические ошибки.
/ Виды подчинительной связи согласование и
управление (в том числе координация подлежащего и
сказуемого; связь несогласованного приложения и
определяемого слова).
/ Построение предложения с однородными членами.
/ Построение предложения с причастным оборотом.
/ Построение предложения с деепричастным
оборотом.
/ Построение сложного предложения.
/ Построение предложения с прямой и косвенной
речью.

3.


п/п
1
2
Вид ошибки
Примеры
Нарушение согласования
Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант
доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…).
Я хочу привести к примеру Петра I (правильно:
привести в пример).
Нарушение управления
Многие люди не имеют своё мнете (правильно: не
имеют своего мнения).
3
Нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
4
Нарушение способа
сказуемого
в
конструкциях
5
Ошибки в построении предложения Автор не только осуждает жестокость, а также
призывает нас делать добро (неправильная пара
с однородными членами
союзов; правильно: не только… но и).
Ошибки в построении предложения
Вернувшись домой, мне вспомнилась эта
с деепричастным оборотом
история (действие, обозначаемое деепричастием,
должно относиться к подлежащему: Вернувшись
домой, я вспомнил эту историю).
6
7
Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца
(правильно: Все, кто совершает…)
выражения Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: …и
отдельных веселы).
Поставленная проблема автором очень актуальна
Ошибки в построении предложения
(правильно: проблема, поставленная автором или
с причастным оборотом
поставленная автором проблема).

4.


п/п
8
9
10
11
Вид ошибки
Примеры
Ошибки
в
построении Текст принадлежит перу Лихачёва, в косложного предложения
тором поднимается важная проблема…
(правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…)
Смешение прямой и кос- Неслучайно герой говорит, что я никогда
не прячусь за чужими спинами (правильвенной речи
но: Неслучайно герой говорит, что он
никогда не прячется за чужими
спинами).
Нарушение границ предло- Автор, наверное, очень добрый человек.
Потому что видит в людях только хожения
рошие качества (высказывание должно
быть оформлено как сложноподчинённое предложение).
Нарушение видовременной Митрофанушку родители воспитывали в
соотнесённости глагольных любви, а впоследствии он становится
форм
эгоистом (второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени).

5. Построение предложения с приложением

Приложение — это определение, которое выражено
именем существительным.
Несогласованные приложения — собственные имена
существительные, представляющие собой названия
(пишутся в кавычках). Если несогласованные
приложения употребляются без определяемого
существительного, то они склоняются: В «Новом
мире» опубликовали новый роман Ю. Полякова.
Если несогласованные приложения употребляются с
определяемым существительным, то они не
склоняются:
В журнале «Новый мир» опубликовали новый роман
Ю. Полякова.

6. Построение предложения с однородными членами

1.
Нельзя употреблять в качестве однородных членов
одновременно и полное, и краткое прилагательное: Он был
красивый и умён.
2.
Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не
заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять
союзы только непосредственно перед однородными членами:
Богатство русской лексики позволяет назвать не только все
предметы, но и выразить оттенки значений.
3.
Нельзя использовать один предлог для однородных
членов, если какой-то из них требует другого предлога: Цветы
можно видеть повсюду: на улицах, площадях, скверах.
4.
Нельзя использовать в одном однородном ряду
разнооформленные компоненты, например существительное и
инфинитив: Он любил поэзию и петь романсы.

7. Построение предложения с причастным оборотом

1.
Причастный оборот должен быть
согласован с определяемым словом.
2.
Определяемое слово может занимать
всего две позиции относительно причастного
оборота: либо до него, либо после.

8. Построение предложения с деепричастным оборотом

Если деепричастный оборот обозначает
действие того же субъекта, что и глагол, к
которому деепричастный оборот относится,
использование деепричастного оборота
корректно. В остальных случаях (если у
глагола-сказуемого и деепричастия разные
деятели) использовать деепричастный оборот
нельзя: Приходя на концерт симфонической
музыки, она завораживает меня.

9. Построение предложения с прямой и косвенной речью

Косвенная речь — это способ передачи чужой
речи в виде сложноподчинённого
предложения. В предложениях с косвенной
речью следует употреблять местоимения
только 3-го лица. Употребление местоимений
1 -го и 2-го лица является нарушением: Чехов
когда-то сказал, что Таганрога я никогда
не миную.

10. Как выполняем

1.
При выполнении этого задания вы должны применить известные вам
правила и нормы на практике. Прочитайте первую колонку, в которой
перечислены пять типов грамматических ошибок. На каждый тип ошибки
вспомните правильные и ошибочные примеры.
2.
Найдите грамматическую(-ие) основу(-ы) каждого предложения второй
колонки и определите его тип: простое неосложнённое, простое осложнённое,
сложное. Этот шаг поможет вам в дальнейшем сориентироваться при
определении типа ошибки. Нелишним будет также и нахождение второстепенных
членов предложения (часто ошибки связаны именно с ними).
3.
Исключите из примеров второй колонки предложения без ошибок.
4.
Затем проанализируйте каждое из оставшихся предложений, вспомните
нормы построения данного вида предложения, найдите ошибку и установите её
тип.
5.
Если вы установили соответствие, запишите в таблицу номер
предложения под соответствующей буквой (А, Б, В, Г, Д), а затем переходите к
анализу следующего предложения.

Содержание

  • Слайд №1
  • Слайд №2
  • РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
    Это любые случаи отклонения от…
  • УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ…
  • НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ
    Пример с…
  • УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕОНАЗМ)
    Пример с…
  • УПОТРЕБЛЕНИЕ РЯДОМ (ИЛИ БЛИЗКО) ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ…
  • ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ…
  • УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА (ИЛИ ВЫРАЖЕНИЯ) ИНОЙ СТИЛЕВОЙ…
  • НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ И…
  • НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ…
  • СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ
    Пример с ошибкой: Детство…
  • ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
    Пример с…
  • УПРАЖНЕНИЯ
    Найдите речевые ошибки и исправьте…
  • ОТВЕТЫ
    1. Повесть написана калорийным…
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Грамматическими называют…
  • ОШИБОЧНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
    Пример с ошибкой:…
  • ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ…
  • ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
    Пример…
  • ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ГЛАГОЛА, ПРИЧАСТИЯ,…
  • НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ
    Пример с ошибкой: Он…
  • НАРУШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
    Пример с ошибкой: удивляюсь…
  • НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И…
  • ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ МЕСТОИМЕНИЙ
    Пример с…
  • ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ…
  • ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ…
  • ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ…
  • ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    Пример…
  • СМЕШЕНИЕ ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ
    Пример с…
  • НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    Пример с ошибкой:…
  • УПРАЖНЕНИЕ
    Найдите грамматические ошибки и…
  • ОТВЕТЫ
    1) тревожиться об исходе сражения;
    2)…
  • Скачать
  • Похожие презентации

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на
тему Речевые и грамматические ошибки.
Доклад-сообщение содержит 32 слайдов.
Презентации для любого класса можно скачать бесплатно.
Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь
им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем
браузере.

Слайды и текст этой презентации


Слайд 1

Речевые и грамматические ошибки, слайд №1


Слайд 2

Речевые и грамматические ошибки, слайд №2


Слайд 3




РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Это любые случаи отклонения от языковых норм, которые являются действующими
Существуют разновидности речевых ошибок

Описание слайда:

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Это любые случаи отклонения от языковых норм, которые являются действующими
Существуют разновидности речевых ошибок


Слайд 4




УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ
Пример с ошибкой: Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, нужно много читать
Исправленный пример: Чтобы быть грамотным и с большим запасом слов, нужно много читать

Описание слайда:

УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ
Пример с ошибкой: Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, нужно много читать
Исправленный пример: Чтобы быть грамотным и с большим запасом слов, нужно много читать


Слайд 5




НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ
Пример с ошибкой: дешевые цены, коричневые глаза
Исправленный пример: низкие цены, карие глаза

Описание слайда:

НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ
Пример с ошибкой: дешевые цены, коричневые глаза
Исправленный пример: низкие цены, карие глаза


Слайд 6




УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕОНАЗМ)
Пример с ошибкой: Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени
Исправленный пример: Иван Денисович привык беречь каждую минуту

Описание слайда:

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕОНАЗМ)
Пример с ошибкой: Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени
Исправленный пример: Иван Денисович привык беречь каждую минуту


Слайд 7




УПОТРЕБЛЕНИЕ РЯДОМ (ИЛИ БЛИЗКО) ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ (ТАВТОЛОГИЯ)
Пример с ошибкой: В рассказе «Муму» рассказывается …
Исправленный пример: В рассказе «Муму» говорится …

Описание слайда:

УПОТРЕБЛЕНИЕ РЯДОМ (ИЛИ БЛИЗКО) ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ (ТАВТОЛОГИЯ)
Пример с ошибкой: В рассказе «Муму» рассказывается …
Исправленный пример: В рассказе «Муму» говорится …


Слайд 8




ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР)
Пример с ошибкой: Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется «Молодая гвардия». В этой книге рассказывается …
Исправленный пример: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется «Молодая гвардия». В ней рассказывается …

Описание слайда:

ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР)
Пример с ошибкой: Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется «Молодая гвардия». В этой книге рассказывается …
Исправленный пример: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется «Молодая гвардия». В ней рассказывается …


Слайд 9




УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА (ИЛИ ВЫРАЖЕНИЯ) ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ
Пример с ошибкой: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору
Исправленный пример: Попечитель богоугодных заведений пытается угодить ревизору

Описание слайда:

УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА (ИЛИ ВЫРАЖЕНИЯ) ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ
Пример с ошибкой: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору
Исправленный пример: Попечитель богоугодных заведений пытается угодить ревизору


Слайд 10




НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ И ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ
Пример с ошибкой: На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки
Исправленный пример: На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, свеклу

Описание слайда:

НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ И ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ
Пример с ошибкой: На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки
Исправленный пример: На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, свеклу


Слайд 11




НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
Пример с ошибкой: Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол (книгу или сумку?)
Исправленный пример: Я вынула книгу из сумки и положила последнюю на стол

Описание слайда:

НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
Пример с ошибкой: Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол (книгу или сумку?)
Исправленный пример: Я вынула книгу из сумки и положила последнюю на стол


Слайд 12




СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ
Пример с ошибкой: Детство Максима Горького прошло в бедноте 
Исправленный пример: Детство Максима Горького прошло в бедности

Описание слайда:

СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ
Пример с ошибкой: Детство Максима Горького прошло в бедноте
Исправленный пример: Детство Максима Горького прошло в бедности


Слайд 13




ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Пример с ошибкой: Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа
Исправленный пример: Глава «Сон Обломова» имеет большое значение/играет большую роль в художественной структуре романа

Описание слайда:

ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Пример с ошибкой: Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа
Исправленный пример: Глава «Сон Обломова» имеет большое значение/играет большую роль в художественной структуре романа


Слайд 14




УПРАЖНЕНИЯ
Найдите речевые ошибки и исправьте их.
1. Повесть написана калорийным языком. 
2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 
3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 
4. Большое значение в романе играют женские образы. 
5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 
6. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 
7. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 
8. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 
9. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным.

Описание слайда:

УПРАЖНЕНИЯ
Найдите речевые ошибки и исправьте их.
1. Повесть написана калорийным языком.
2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов.
3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология.
4. Большое значение в романе играют женские образы.
5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта.
6. Друзья, попробуем оглянуться в будущее.
7. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.
8. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком.
9. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным.


Слайд 15




ОТВЕТЫ
1. Повесть написана калорийным (колоритным) языком. 
2. Среди соучастников (участников) соревнований было много молодых спортсменов. 
3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная (эффективная) технология. 
4. Большое значение в романе играют (имеют) женские образы. 
5. Критики оказали (дали) высокую оценку новым стихам поэта. 
6. Друзья, попробуем оглянуться (заглянуть) в будущее. 
7. Очень рано я понял, что биология – завлекательная (увлекательная) наука. 
8. С первого момента (с первого взгляда) он может показаться даже очень прекрасным человеком. 
9. Нельзя без гневного возмущения (возмущения) относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным.

Описание слайда:

ОТВЕТЫ
1. Повесть написана калорийным (колоритным) языком.
2. Среди соучастников (участников) соревнований было много молодых спортсменов.
3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная (эффективная) технология.
4. Большое значение в романе играют (имеют) женские образы.
5. Критики оказали (дали) высокую оценку новым стихам поэта.
6. Друзья, попробуем оглянуться (заглянуть) в будущее.
7. Очень рано я понял, что биология – завлекательная (увлекательная) наука.
8. С первого момента (с первого взгляда) он может показаться даже очень прекрасным человеком.
9. Нельзя без гневного возмущения (возмущения) относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным.


Слайд 16




ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматическими называют любые ошибки, касающиеся словообразования (например, для образования слова использован не тот суффикс), морфологии (например, неправильное склонение глагола), синтаксиса (например, несогласованный с основным предложением деепричастный оборот).

Описание слайда:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматическими называют любые ошибки, касающиеся словообразования (например, для образования слова использован не тот суффикс), морфологии (например, неправильное склонение глагола), синтаксиса (например, несогласованный с основным предложением деепричастный оборот).


Слайд 17




ОШИБОЧНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Пример с ошибкой: завпечатлеть, ветелинар, упрямость, надсмехаться
Исправленный пример: запечатлеть, ветеринар, упрямство, насмехаться

Описание слайда:

ОШИБОЧНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Пример с ошибкой: завпечатлеть, ветелинар, упрямость, надсмехаться
Исправленный пример: запечатлеть, ветеринар, упрямство, насмехаться


Слайд 18




ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Пример с ошибкой: облаки, нет время, выбора, недры, шофера
Исправленный пример: облака, нет времени, выборы, недра, шоферы

Описание слайда:

ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Пример с ошибкой: облаки, нет время, выбора, недры, шофера
Исправленный пример: облака, нет времени, выборы, недра, шоферы


Слайд 19




ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Пример с ошибкой: более интереснее, самый важнейший
Исправленный пример: более интересный/интереснее, самый важный/важнейший

Описание слайда:

ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Пример с ошибкой: более интереснее, самый важнейший
Исправленный пример: более интересный/интереснее, самый важный/важнейший


Слайд 20




ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ГЛАГОЛА, ПРИЧАСТИЯ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Пример с ошибкой: ездиют, накормящий, ждя, исследоваемый
Исправленный пример: ездят, накормивший/кормящий, ожидая, исследуемый

Описание слайда:

ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ГЛАГОЛА, ПРИЧАСТИЯ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Пример с ошибкой: ездиют, накормящий, ждя, исследоваемый
Исправленный пример: ездят, накормивший/кормящий, ожидая, исследуемый


Слайд 21




НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ
Пример с ошибкой: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской
Исправленный пример: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской

Описание слайда:

НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ
Пример с ошибкой: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской
Исправленный пример: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской


Слайд 22




НАРУШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Пример с ошибкой: удивляюсь его силой, жажда к славе, мечта к свободе
Исправленный пример: удивляюсь силе, жажда славы, мечта о свободе

Описание слайда:

НАРУШЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Пример с ошибкой: удивляюсь его силой, жажда к славе, мечта к свободе
Исправленный пример: удивляюсь силе, жажда славы, мечта о свободе


Слайд 23




НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Пример с ошибкой: Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца
Исправленный пример: Все, кто совершает подвиги, следуют зову сердца

Описание слайда:

НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Пример с ошибкой: Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца
Исправленный пример: Все, кто совершает подвиги, следуют зову сердца


Слайд 24




ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ МЕСТОИМЕНИЙ
Пример с ошибкой: ихний, ихи, около его
Исправленный пример: их, их, около него

Описание слайда:

ОШИБКИ В ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ МЕСТОИМЕНИЙ
Пример с ошибкой: ихний, ихи, около его
Исправленный пример: их, их, около него


Слайд 25




ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Пример с ошибкой: Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история
Исправленный пример: Вернувшись домой, я вспомнила эту историю

Описание слайда:

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Пример с ошибкой: Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история
Исправленный пример: Вернувшись домой, я вспомнила эту историю


Слайд 26




ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Пример с ошибкой: Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов
Исправленный пример: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад

Описание слайда:

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Пример с ошибкой: Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов
Исправленный пример: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад


Слайд 27




ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Пример с ошибкой: Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро
Исправленный пример: Автор не только осуждает жестокость, но и призывает нас делать добро

Описание слайда:

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Пример с ошибкой: Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро
Исправленный пример: Автор не только осуждает жестокость, но и призывает нас делать добро


Слайд 28




ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Пример с ошибкой: Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема 
Исправленный пример: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема

Описание слайда:

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Пример с ошибкой: Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема
Исправленный пример: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема


Слайд 29




СМЕШЕНИЕ ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ
Пример с ошибкой: Герой говорит, что «я никогда не прячусь за чужими спинами»
Исправленный пример: Герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами

Описание слайда:

СМЕШЕНИЕ ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ
Пример с ошибкой: Герой говорит, что «я никогда не прячусь за чужими спинами»
Исправленный пример: Герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами


Слайд 30




НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Пример с ошибкой: Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю
Исправленный пример: Охотник положил ружье, привязал собаку и пошел к зверю

Описание слайда:

НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Пример с ошибкой: Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю
Исправленный пример: Охотник положил ружье, привязал собаку и пошел к зверю


Слайд 31




УПРАЖНЕНИЕ
Найдите грамматические ошибки и исправьте их
1) тревожиться за исход сражения; 
2) уверенность в победу российских футболистов; 
3) уделяем внимание на учебу; 
4) обрадоваться приездом друга; 
5) рецензия дипломной работы; 
6) отзыв на статью; 
7) препятствовать продвижение по службе; 
8) оплатить за проезд; 
9) встретить по окончанию лекции; 
10) заверил о готовности участвовать;

Описание слайда:

УПРАЖНЕНИЕ
Найдите грамматические ошибки и исправьте их
1) тревожиться за исход сражения;
2) уверенность в победу российских футболистов;
3) уделяем внимание на учебу;
4) обрадоваться приездом друга;
5) рецензия дипломной работы;
6) отзыв на статью;
7) препятствовать продвижение по службе;
8) оплатить за проезд;
9) встретить по окончанию лекции;
10) заверил о готовности участвовать;


Слайд 32




ОТВЕТЫ
1) тревожиться об исходе сражения; 
2) уверенность в победе российских футболистов; 
3) уделяем внимание учебе; 
4) обрадоваться приезду друга; 
5) рецензия на дипломную работу; 
6) отзыв о статье; 
7) препятствовать продвижению по службе; 
8) оплатить проезд; 
9) встретить по окончании лекции; 
10) заверил в готовности участвовать

Описание слайда:

ОТВЕТЫ
1) тревожиться об исходе сражения;
2) уверенность в победе российских футболистов;
3) уделяем внимание учебе;
4) обрадоваться приезду друга;
5) рецензия на дипломную работу;
6) отзыв о статье;
7) препятствовать продвижению по службе;
8) оплатить проезд;
9) встретить по окончании лекции;
10) заверил в готовности участвовать


  • Автор монографии пытается вникнуть осознать суть проблемы ошибка
  • Автор может подчеркнуть основную мысль повторяя какое либо слово или фразу речевая ошибка
  • Автор концерта лексическая ошибка
  • Автор книги врачебная ошибка
  • Автор использует художественные особенности лексическая ошибка