Автор работы не приводит никаких обоснований для своих выводов ошибки

Ответ:

желаемое

обоснований

проверка

пометы

проблематичным

романтические

глиняный)

сытую

Объяснение:

В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными сравнениями (точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и метафоры(горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря эпитетам мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»).

Срочно,пожалуйста!
30 БАЛЛОВ ДАЮ
Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (зачеркните лишнее).

Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.

Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.

В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).

Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).

С героем фильма постоянно происходят какие-то (романтичные, романтические) истории.

Пол почти во всех комнатах был (глинистый, глиняный).

Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание 4.

Прочитайте стихотворение и выполните задание
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы. Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря … мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)

Кафедра теории и практики журналистики

К О Н Т Р О Л
Ь Н А Я Р А Б О Т А

по практической
стилистике русского языка

Выполнила

студентка группы
Жур 04-1

Иванова И.И.

Проверила

доцент кафедры

рекламы и журналистики

Романцова Т.Д.

Иркутск 2009

Упражнения к теме
«Лексическая стилистика русского языка»

Выбор слова

  1. Дополните
    предложения, выбирая из скобок наиболее
    удачный вариант. Мотивируйте свой
    выбор, опираясь на толкование слов.

Образец выполнения:

Оратор
медленно произносил слова, придавая
каждому из них (особенное значение –
особенную значимость – особенную
значительность).

Толковый
словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой (далее
ТСО) (М., 1999) дает следующее объяснение
паронимов:

Значение,
— я, с. 1. Смысл, то, что данный предмет
(слово, знак, жест) обозначает. Определить
значение слова. Значение взгляда. 2.
Важность, значительная роль. Придавать
чему-н. большое значение.

Значимость,
-и, ж. (книжн.). То же, что значение (во 2
знач.) Социальная значимость чего-л.

Значительный,
— ая, -ое; -лен, -льна. 1. Большой по размеру,
силе. Значительный урон. Он значительно
(нареч.) развился. 2. Имеющий большое
значение, важный. Значительные события.
3. Очень выразительный, наполненный
каким-н. значением. Значительный вид.
Значительно (нареч.) посмотрел // сущ.
Значительность, -и, ж.

В предложении более уместно употребить
слово «значимость», т.к. оратор желал
подчеркнуть важность слов, поэтому
произносил их медленно. Употребление
слова «значение» предполагает придание
словам особого, нового смысла; слово
«значительность» сделает речь оратора
торжественной и высокопарной.

Оратор медленно произносил слова,
придавая каждому из них особенную
значимость.

1.
Люди простодушные принимают (желаемое
– желательное) за действительное. 2.
Автор брошюры не приводит никаких
(обоснований –оснований) для своих
выводов. 3. Несколько раз в течение суток
по радио производится (поверка –
проверка) времени. 4. В толковых словарях
даются различного рода стилистические
(пометы – пометки). 5. Многим студентам
нашей группы (представилась –
предоставилась) возможность принять
участие в диалектологической экспедиции.
6. Предложенное в статье решение кажется
(проблемным – проблематичным –
проблематическим). 7. С героем фильма
постоянно происходят какие-то (романические
– романтические – романтичные) истории.
8. Редактор прочитал рукопись и внес в
нее некоторые (стилевые – стилистические)
поправки. 9. Утвержден (статус – статут)
новой организации, объединяющей любителей
природы. 10. Работа написана простым
языком, сразу уясняется (существо –
сущность) вопроса. 11. Идеалом счастья
Обломов считал (сытую – сытную) жизнь.

  1. Укажите
    стилистическую функцию выделенных
    слов. Подберите к ним синонимы.

Образец выполнения:

Я
занялся рассмотрением картинок,
украшавших его смиренную, но опрятную
обитель
(П.).

ТСО:
Обитель, -и, ж. 1. То же, что монастырь
(устар.) Древняя обитель. 2. Место, где
кто-н. живет, жилище (устар. и шутл.) Вот
моя обитель. // прил. обительский, -ая,
-ое (к 1 знач.).

Стилистическая
функция слова – номинативная, эстетическая
(худож. текст). Поскольку слово устаревшее,
высокое, но используется в иностилевом
контексте, то имеет специфическую
эмоционально-экспрессивную окраску,
выполняет ироническую функцию.

Обитель
– жилище (разг.), обиталище, жилье (разг.),
берлога (разг.), логово (прост.), монастырь.

  1. В
    вашем заведении высокий посетитель
    вкусил
    хлеба (Г.). 2. Я другую ночь почти не сплю
    и людям не даю спать: неравно приедет,
    а мы все дрыхнем
    хорошо
    будет (Гонч.)! 3. Клянися мне … от злых
    стяжаний отречься ныне, дай обет
    (Л.). 4. Глаза,темно-серые, с черной каемкой
    вокруг зениц,
    великолепные, торжествующие глаза
    (Т.). 5. И стезею
    благодатною Русь вперед помчится
    вольная (Ог.). 6. Я вам, тятенька, во всю
    жизнь свою ни в одном слове не перечил
    (Остр.). 7.
    Ему почему-то казалось, что суд еще не
    кончился, что проволочка
    еще тянется и что настоящего «решения»
    еще не было (Ч.). 8. Присев на корточки в
    лодке, двое или трое греков быстро, с
    привычной ловкостью хватают правой
    рукой две, а левой три рыбы и швыряют
    их в корзину (Купр.). 9. Григорий Иванович,
    широко улыбаясь, трясся на волглом
    сене (А.Т.). 10. Ведь и я когда-то была
    молодая да пригожая
    (Гл.).

  1. Укажите
    стилистическую функцию антонимов в
    данных предложениях (их употребление
    усиливает речевой контраст или
    противопоставление, придает афористическую
    отточенность речи, способствует
    раскрытию противоречивой сущности
    предмета или явления, придает речи
    повышенную экспрессию или эмоциональность,
    отрицает контрастные признаки у
    предмета, передает оттенки разговорной
    речи, создает новое понятие, показывает
    полноту охвата явления, широту временных
    границ, создает чередование действий,
    указывает на быструю смену явлений,
    создает иронический/комический эффект,
    образует антифразис, т.д.).

  1. Я
    царь – я раб, я червь – я Бог! (Держ.). 2.
    Дома новы, да предрассудки стары (Гр.).
    3. Твой взор насмешлив и ужасен, ты
    безобразен, он прекрасен (П.). 4. Ты –
    богат, я – очень беден. Ты прозаик – я
    поэт… (П.). 5. Час разлуки, час свиданья
    им не радость, не печаль (Л.). 6. В толпе
    друг друга мы узнали, сошлись и разойдемся
    вновь. Была без радости любовь – разлука
    будет без печали (Л.). 7. День цветем,
    неделю вянем (М.Г.). 8. Ученье – свет, а
    неученье – тьма (Посл.). 9. Готовь сани
    летом, а телегу зимой (Посл.). 10. Лучше
    смерть в борьбе, чем жизнь в неволе
    (Ф.).

11.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя
ни злобе, ни любви,

И царствует в душе
какой-то холод тайный,

Когда
огонь кипит в крови (Л.)

Стилистические свойства
слов, связанные с их отнесением к
активному или пассивному составу языка

  1. Выделите
    в предложениях архаизмы и историзмы
    (в том числе, архаические элементы на
    уровне словообразования и синтаксиса).
    Укажите функции устарелой лексики в
    отрывке из повести А.К. Толстого «Князь
    Серебряный» (называют реалии прошлых
    лет, рисуют картину прошлого, делают
    описание более конкретным и реалистичным,
    играют роль средств стилизации, дают
    речевую характеристику персонажей,
    придают оттенок торжественности и
    патетичности, выполняют ироническую
    или сатирическую функцию, являются
    средством стилевого столкновения,
    придают речи шутливый характер, т.д.).

Князь
[Вяземский] хотел отвечать, но царь не
дал ему времени. – Раб лукавый! –
произнес он грозно, и по жилам присутствующих
пробежал холод, – раб лукавый! Я приблизил
тебя ко престолу моему; я возвеличил
тебя и осыпал милостями; а ты что учинил?
Ты в смрадном сердце своем, аки аспид,
задумал погубить меня, царя твоего, и
чернокнижием хотел извести меня, и
затем, должно быть, ты в опричнину
просился? Что есть опричнина? – продолжал
Иоанн, озираясь кругом и возвышая голос,
дабы весь народ мог услышать его. – Я,
аки господин винограда, поставлен
Господом Богом над народом моим
возделывати виноград мой. Бояре же мои,
и Дума, и советники, не от них виноград
мой и отдал другим делателям. И се есть
опричнина! Званные мною на пир не пришли,
и я послал на торжища и на исходища путей
и повелел призывать елицех, какие
обретутся. И се опять есть опричнина!

  1. Определите
    уместность использования иноязычной
    лексики в приводимых текстах. Произведите,
    где нужно, синонимические замены,
    причины правки объясните (случайное
    стилевое смешение, нагромождение
    иноязычных слов в предложении,
    неоправданная замена русского слова,
    семантическое несоответствие
    заимствования).

Образец выполнения:

Многие
дореволюционные интеллигенты, считавшие
себя либералами, относились индифферентно
к вопросам религии.

В
предложении 3 группы заимствований: 1)
слова, давно вошедшие в состав русской
лексики и почти не осознающиеся как
заимствования: революция, религия, 2)
слова, достаточно недавно вошедшие в
лексикон, но не имеющие абсолютно точной
замены в русском языке: интеллигенты,
либералы, 3) слово, имеющее эквивалент
в русском языке: индифферентно –
безразлично, нейтрально, равнодушно,
безучастно. По причине наличия русского
эквивалента и потому, что нейтральный
письменный текст «отягощается» редко
употребляемым книжным латинизмом,
необходимо заменить слово «индифферентно»:

Многие революционные интеллигенты,
считавшие себя либералами, равнодушно
(безразлично) относились к вопросам
религии.

1.
Ровный ряд матовых плафонов тускло
освещал коридор госпиталя. 2. Среди
собравшихся превалировали представители
молодежи. 3. Девушка конфиденциально
призналась подругам, что переменила
имя Катя на Кармен, потому что последнее
импонирует ее внешности. 4. Эффективность
режима экономии во многом зависит от
того, насколько лимитируются финансовые
расходы. 5. На последних соревнованиях
заводская футбольная команда потерпела
полное фиаско. 6. Пассажиры отдыхали в
парусиновых шезлонгах на палубе
комфортабельного лайнера. 7. Кардинальный
пункт расхождений между участниками
дискуссии путем компромисса был сведен
на нет. 8. Истинным стимулом деятельности
каждого человека должно быть сознание
долга и ответственности перед обществом.
9. Новый сезон открывает хорошие
перспективы дальнейшей эволюции в
области спортивной работы. 10. Характеризуя
роль отдельных видов искусства в жизни
общества, нельзя игнорировать специфические
их особенности. 11. Идентичное решение
было принято студентами второй группы.
12. В качестве свидетелей на суде
фигурировали самые разнообразные люди.
13. Никакие резоны не действовали на
упрямого спорщика, и никакие аргументы
не могли его переубедить.

Стилистические
свойства слов, связанные со сферой их
употребления

  1. Из
    произведений художественной литературы,
    из прессы выписать по 20 диалектизмов,
    канцеляризмов, профессионализмов/терминов
    в составе предложения. Нужные слова в
    предложении выделить, в скобках после
    предложения указать автора, произведение,
    выходные данные источника.

Образец выполнения:

Канцеляризмы

1.
Прошли трудовые
будни

время праздника настало. (Обществ.-полит.
газета г. Тулуна и Тулунского района
«Наша жизнь в Присаянском крае» //2004. —
№ 40. – С. 1.)

2.
Педагоги высокой
квалификации
,
надежда и
опора коллектива
,
им по плечу
решение
важных задач
,
которые жизнь
ставит
перед
школой. (Обществ.-полит. газета г. Тулуна
и Тулунского района «Наша жизнь в
Присаянском крае» //2004. — № 40. – С. 1.)

Стилистическое
использование фразеологических средств
языка

  1. В
    предложениях вычлените устойчивые
    сочетания слов, дайте их толкование.
    Охарактеризуйте стилистическое
    использование фразеологических оборотов
    (придают эмоциональную окраску речи,
    усиливают экспрессию путем столкновения
    иностилевых единиц, создают градационный
    ряд, служат для воссоздания речевого
    колорита эпохи, создают образ, дают
    оценку явлению, создают стилистическую
    тональность, рисуют ситуацию общения,
    т.д.).

  1. Какое
    мне поприще откроется, когда он сломит
    рог боярству родовому (П.). 2. Так,
    понимаете, и слухи о капитане Копейкине
    канули в реку забвения, в какую-нибудь
    эдакую Лету, как называют поэты (Г.). 3.
    Я же им недолго глаза мозолить буду. Не
    за горами смерть-то – за плечами (Т.).
    4. И сыплет щедрою рукой червонцы челяди
    ямской (Н.). 5. Поздоровавшись, папа
    сказал, что будет нам в деревне баклуши
    бить, что мы перестали быть маленькими
    и что пора нам серьезно учиться (Л.Т.).
    6. Обходительность и ласковость были
    не более как средство отвести покупателями
    глаза, заговорить зубы и всучить тем
    временем гнилое, линючее (Усп.). 7. Помни:
    не всегда смелость города берет, особенно
    на службе. Можно и головы не сносить
    (Ст.). 8. Так за каким делом-то приехала?
    Говори уж прямо, не разводи бобов-то
    (М.-С.). 9. «В этой части он собаку съел».
    «Ох, ах, не говорите так, наша мама очень
    брезглива» (Ч.). 10. Я теперь по мачты
    влюблена в серый «Коминтерн», трехтрубный
    крейсер (М.). 11. Провидение последние
    триста лет смотрело сквозь пальцы на
    беды негров (В.М.). 12. Он велик, этот мир
    искусства, в нем найдется предмет
    увлечения для любого. Ищите и обрящете
    (Газ.).

  1. Укажите
    приемы использования (прямая цитата,
    неизмененная пословица, поговорка,
    устойчивый речевой оборот, изменение
    формы слова, замена компонента, расширение
    фразеологизма, перестановка слов, т.д.)
    и функцию (придание новых смысловых
    оттенков, создание индивидуального
    образа, раскрытие внутреннего мира
    героя, характеристика речевой манеры,
    характеристика действий, оценка
    результата действия (процесса), усиление
    выразительности речи, усиление
    политической заостренности, характеристика
    ситуации, т.д.).

  1. Ничего
    не упомяну… о том соусе, который есть
    лебединая песня старинного повара
    (Г.). 2. Где же безопасный проход между
    Сциллой бессистемности и Харибдой
    теории? (Бел.) 3. Антон Иваныч сделал
    полную честь этому гомерическому
    завтраку (Гонч.). 4. Ведь уж мало нас
    остается, брат; ведь мы с тобой последние
    могикане (Т.). 5. Тут-то именно и выказывается
    ахиллесова пята наших прогрессистов
    (С.-Щ.). 6. Выйдя в отставку, я сожгу свои
    корабли. Оставаясь на службе, я ничего
    не потеряю (Л.Т.). 7. Из тех, кто одушевлял
    литературу в сороковых годах, иных уж
    нет, а те далече. Из новых же деятелей
    нет никого, кто бы по своему таланту и
    влиянию равнялся Гоголю или Белинскому
    (Добр.). 8. Говорит чепуху, но с чувством,
    с толком, с расстановкой (Ч.). 9. Да и ночка
    же выдалась! Египетская тьма, прости
    Господи! (Кор.). 10. Мы узнаем «земли родной
    минувшую судьбу» только тогда, когда
    хорошо будем знать условия жизни и
    работы трудового народа (М.Г.). 11. На
    последней стадии перед горами
    столпотворение вавилонское; шум, крики,
    плач… ругань, разрозненные воинские
    части, отдельные группы солдат (Сер.).
    12. А если гора не идет к Магомету, то и
    черт с ней (М.).

  1. Исправьте
    данные тексты, устраняя ошибки в
    словоупотреблении. Укажите характер
    каждой ошибки (непонимание значения
    слова, смешение паронимов, тавтология,
    употребление слова с несоответствующей
    экспрессивно-стилистической окраской,
    разрушение фразеологизма и т.д.).

Образец выполнения:

Стремление к
психологической конкретности изображаемого
человека побуждало художника фиксировать
внимание на отдельных чертах лица и
подчеркивать их.

В
предложении существуют следующие
ошибки: употребление слова без учета
семантики («конкретность» в словаре
толкуется как «реальное существование,
предметная определенность, четкая
обозначенность», следовательно, неверно
употреблено в контексте; скорее всего,
речь идет о точности изображаемого);
тавтология («фиксировать внимание»
означает «отмечая, выделять» и равнозначно
глаголу «подчеркивать», значит, последнее
словосочетание предложения можно убрать
совершенно безболезненно для всего
выражения); неуместное употребление
заимствования при наличии русского
эквивалента («фиксировать» =
«сосредоточивать», «заострять»);
многословие («отдельные черты лица» по
значению равно словосочетанию «черты
лица»); кроме того, выражение «психологическая
конкретность изображаемого человека»
семантически несостоятельно, существует
устойчивое выражение «психологическая
точность изображения». Правка будет
выглядеть примерно так:

Стремление к психологически точному
изображению побуждало художника
заострять внимание на чертах лица.

1.
В театр был приглашен режиссер, обладавший
определенной ярко выраженной программой
и интересными постановочными идеями.
2. Первая работа молодого ученого была
фактически и первым опытом новых
принципов исследования объектов смежных
наук. 3. Вопрос о напечатании этих очерков
усугубляется тем, что большинство из
них уже были напечатаны. 4. Развернутая
в данный период времени работа по
решительной перестройке работы в ряде
предприятий дала положительные
результаты. 5. На пространстве нескольких
километров от станции земельное полотно
дороги уже усеяно ровным слоем гравия
и утрамбовано. 6. В спорте большое значение
играет упорная тренировка, выдержка,
упорство. 7. Комиссия отметила, что
большинство времени уходило на
предоставление излишних отчетов. 8.
Вначале молодым рабочим было трудно,
но, преодолевая силу воли, они на примерах
показали, как надо работать. 9. Строители
дома придавали на всем протяжении
строительства первоочередное внимание
своевременному окончанию работы. 10.
Председатель кооператива не смог
выполнить всех порученных ему вопросов
и недостаточно качественно подготовился
к отчетному докладу. 11. Ясный ум и
руководящие способности помогли молодому
руководителю организовать большую
организацию.

Фоника.
Устранение недочетов звуковой организации
речи

  1. В
    отрывках из научных статей и газетных
    материалов укажите недочеты фоники.
    Устраните их, если звуковая организация
    речи мешает ее восприятию.

Образец выполнения:

Три принципа русской пунктуации и их
единство в языке.

В предложении
отмечаются следующие недостатки фоники:

неблагозвучие,
вызванное внутренним («пунктуации»)
и внешним («пунктуации
и и
х») зиянием
и стечением согласных разного места и
способа производства («пунктуации»);

неблагозвучие в результате употребления
сходных консонантных сочетаний
(аллитерация «три принципа»): слова
становятся похожими друг на друга
вопреки смыслу, это сказывается на
логике восприятия лексем, причем данный
повтор не оправдан стилистическими
задачами;

нарушен
закон ритмического равновесия, поскольку
во фразе пять безударных слогов подряд
(клитики «пунктуáции
и их
едúнство»).

Логическая
основа предложения также может быть
откорректирована: поскольку речь идет
о единстве принципов пунктуации,
следовательно, перед доказательством
единства языковые правила должны быть
перечислены и охарактеризованы. Значит,
вторая часть фразы семантически может
«поглотить» первую.

Правка
будет выглядеть примерно так: Единство
(в языке) трех законов русской пунктуации.

  1. В
    ораторской речи употребляется и ирония
    как один из стилистических приемов. 2.
    Нельзя не отметить и такую яркую черту
    южнорусских говоров, как аканье. 3. Эту
    проблему мы обсуждали с учеными с
    мировым именем. 4. Система «Старт»
    содержит регулирующие, управляющие,
    функциональные и вычислительные
    устройства, приборы контроля,
    регистрирующие и показывающие, – всего
    более тридцати наименований. 5. Все
    устройства построены на элементах
    универсальной системы элементов
    промышленной пневмоавтоматики. 6.
    Журавлев – прирожденный пейзажист,
    последовательно следующий лучшим
    традициям русской художественной
    школы. 7. Вот какие нам заданы задачи в
    части участия в конкурсе. 8. Председатель
    студсовета выражал еще надежду, что
    одежду можно будет вешать хоть на…
    гвоздики. 9. Справки по отправке грузов
    можно получить по телефону.

  1. В
    газетных текстах укажите случайные
    звуковые повторы, определите их типы
    (аллитерация, ассонанс, смежная и
    раздельная анафора, эпифора), обратите
    внимание на неуместную рифму и ритмизацию
    речи. Устраните недостатки фоники, если
    они наносят ущерб стилю письменной
    речи, а также лексические ошибки.

  1. Проблем
    предостаточно, и главная – сюрприз
    капризной природы. 2. Успешно выдержавшие
    экзамены в ГАИ получают удостоверения
    водителя автомобиля-любителя. 3. После
    экспедиции, по традиции, состоится
    отчет любителей подводного транспорта.
    4. Местком принял решение об улучшении
    выдвижения на награждение премиями.
    5. Этот дом надо снести и на месте его
    возвести новый пищеблок. 6. После
    прохождения основного насаждения
    мутность воды уменьшается на 20%. 7. На
    клавиатуре, словно пианисты, работали
    линотиписты. 8. Одетые в национальные
    костюмы алькадессы привлекали внимание
    прессы. 9. Пассажиры, курящие во время
    полета, аннулируются из салона самолета.
    10. Организуем систематически тематические
    выставки. 11. Пользуются успехом
    выступления по радио юристов и других
    специалистов. 12. Обычно распоряжение
    на выполнение задания и распоряжение
    на вознаграждение за затраченный труд
    отдаются одновременно. 13. Увеличение
    объема и усложнение технической
    информации вызвало необходимость ее
    организации и систематизации. 14.
    Отсутствие данных документов служит
    симптомом плохой организации управления,
    функция координирования осуществляется
    интуитивно, в связи с чем координирование
    малоэффективно. 15. Запуск в производство
    насосов перенесен из-за задержки с
    поставкой нержавеющей стали.

  1. Проанализируйте
    фонику газетных заголовков; выделите
    те из них, в которых фоника стала
    источником экспрессии, и те, в которых
    вы находите недочеты в звуковой
    организации; устраните их. При этом
    различайте случайные звуковые повторы,
    неуместную рифму и сознательное
    использование звукописи с целью усиления
    действенности речи.

Образец выполнения:

За
штилем – шторм.

Заголовок
построен на аллитерации (повторе
аналогичных сочетаний согласных) и на
явлении анафоры (единоначатия слов). В
данном случае аллитерация из шипящего
и глухого шумного звуков представляется
слишком искусственной, она мешает
восприятию основной семантики слов,
делает похожими их семантические поля,
затрудняет целостное восприятие фразы.
Неискушенный в теме слушатель в похожих
по звучанию словах, скорее всего, будет
искать разный или сходный смысл, понимание
короткого эллиптического предложения
осложнится, усиления действенности
речи не произойдет.

1.
Урок – впрок. 2. Недостаток внимания
руководства к развитию производства.
3. Магистраль, зовущая вдаль. 4. Медали
за модели. 5. Твои планы, планета? 6.
Полный ход, водоход! 7. Кто за тобой,
горновой? 8. Старая ставка на страх. 9.
Целебное дыхание калины. 10. Грани гранита.
11. Льготы Аэрофлота.

ТЕСТ

по дисциплине
«Стилистика и литературное редактирование»

(V
семестр)

Выберите
один
вариант ответа из пяти предлагаемых и
напишите его
на
отдельном листе бумаги
.
В правом верхнем углу листа укажите
свою фамилию.

Образец:

Иванов
Л.Д.

1. Б

2. В

3.
Г

и
т.д.

Стилистика
– филологическая дисциплина о …,
изучающая наиболее целесообразные
для разных условий языкового общения
принципы отбора, способы организации
языковых единиц в единое смысловое и
композиционное целое, разновидности
употребления языка, определяемые
этими различиями, систему стилей.

А
средствах речевой выразительности и
закономерностях функционирования
языка

Б типологии
речевых ошибок

В системе
лексико-морфологических средств языка

Г особенностях
индивидуально-авторской речи

Д правилах
употребления лексических и синтаксических
единиц в речи

Стиль
– это свойство языковой единицы …

А сжато передавать
информацию

Б обеспечивать
общение

В
давать представление о языковой
системе

Г
передать информацию наиболее
выразительно и экспрессивно

Д строить текст

… – стилистическая
фигура, основанная на сознательном
пропуске того или иного члена предложения
для создания особой выразительности.

А подмена понятия

Б алогизм

В эллипсис

Г контаминация

Д многословие

В
структуру современной стилистики
входят составляющие – …

А
сопоставительная, диахроническая,
функциональная стилистики, стилистика
ресурсов и текста

Б
только фоника и стилистика частей
речи

В
стилистика композиции и архитектоники

Г
только словообразовательная и
морфологическая стилистики

Д
только морфологическая и синтаксическая
стилистики

… (излишество)
– употребление в речи близких по
смыслу и потому излишних слов.

А плеоназм

Б подмена понятия

В неоправданное
расширение термина

Г алогизм

Д
использование слова без учета семантики

Как
называется стилистический прием
образной речи, созданный на основе
антонимии и использованный во фразе:
«Где начало того конца, которым
оканчивается начало?»

А градация

Б уточнение

В сопоставление

Г разъяснение

Д каламбур

… – совпадение
в звучании и написании слов, различных
по значению, внешне напоминает
многозначность.

А
полисемия

Б омонимия

В
антонимия

Г
синонимия

Д
тавтология

Как
называются выделенные слова, звучащие
одинаково, но пишущиеся по-разному:
луг – лук, столб – столп, пядь – пять?

А омофоны

Б омографы

В омоформы

Г
семантико-стилистические синонимы

Д языковые
антонимы

… – однокоренные
слова, близкие по звучанию, но не
совпадающие в значении, относящиеся
к одной части речи и выполняющие
аналогичные синтаксические функции.

А лексические
омонимы

Б стилистические
синонимы

В паронимы

Г контекстуальные
синонимы

Д омографы

Официально-деловой
стиль речи относится к … стилям

А разговорным

Б профессиональным

В научным

Г книжным

Д ограниченного
употребления

Стилистика
языковых ресурсов и функциональная
стилистика – два … направления в
изучении стилистики русского
литературного языка.

А обособленных

Б взаимоисключающих

В взаимосвязанных

Г факультативных

Д малопродуктивных

Слова
лицо,
препятствие, хороший, умный, плакать,
бояться, прогнать

относятся к …

А стилистически
сниженным

Б стилистически
нейтральным

В высоким

Г просторечиям

Д профессионализмам

Изменение
состава фразеологизма во фразе «пеший
голодному не товарищ»
произошло
вследствие …

А
искажения форм подчинительной
конструкции

Б
неоправданного сокращения конструкции

В обновления
морфологических форм

Г контаминации

Д искажения
образного значения

В
стихотворной строке «…молчалиных
тихоньствующих сонм и многоликость
рожи Скалозуба»
используются
поэтические фигуры …

А эпитет,
синекдоха, антономазия

Б метафора,
метонимия, литота

В перифраза,
олицетворение, сравнение

Г перифраза,
метонимия

Д гипербола,
олицетворение

По
общему правилу несклоняемые одушевленные
существительные типа кенгуру,
шимпанзе

(без контекстуальных указателей)
относятся к … роду.

А женскому

Б мужскому

В среднему

Г общему

Д не согласуются
в роде

Формы
существительных в родительном падеже
мн. ч., не имеющие флексий (апельсин,
носок, помидор, рельс
)
имеют оттенок …

А книжности

Б официальности

В разговорности

Г научности

Д литературности

Собирательные
числительные могут сочетаться с …

А
существительными женского рода на

Б существительными
среднего рода на -е

В существительными
мужского рода на -а

Г
существительными м. р., обозначающими
взрослых животных

Д существительными,
называющими ученые степени

Принадлежность
слова кофе
к мужскому
роду удерживается в соответствии с …

А
общим правилом отнесения его к этой
категории

Б
тенденцией развития морфологической
системы

В
сходством с существительными шоссе,
кашне

Г
историко-культурной традицией

Д стремлением
языка к экономичности

Причиной
вариативности в формах слов меда-меду,
дома-дому, воска-воску, гороха-гороху
является

А
воздействие территориальных диалектов

Б
противоречие между формой и содержанием

В
воздействие профессиональных диалектов

Г
смешение древних типов склонения на
*-о и *-u

Д воздействие
заимствований

Наличие вариантных
форм в языке – это …

А
доказательство слабости языковой
политики

Б
индивидуально-личностные ошибки в
речи

В объективное
следствие языковой эволюции

Г требование
лингвистов-теоретиков

Д веление языковой
моды

… – социально
одобряемое, объективированное реальной
речевой практикой правило, отражающее
закономерности развития языковой
системы и подтверждаемое авторитетными
писателями.

А язык

Б вариант

В синоним

Г речевая практика

Д норма

Слова
банкнот,
ботфорт, занавес, корректив, табель,
толь, рельс
по
современной литературной норме
употребляются … роде

А
в женском

Б
в мужском

В
в мужском или женском (в зависимости
от семантики)

Г
в мужском или женском (в зависимости
от стиля речи)

Д
какие-то в мужском, какие-то в женском

Встречи
с Чарльзом Дарвином; беседы с Владимиром
Путиным; отец и дочь Чарли и Джеральдина
Чаплин; «Фигаро» отказалась от интервью;
изучать Венеру и Марс; отметка бригадира
в табеле.

А
везде разговорный стиль при согласовании
собственных и нарицательных имен сущ.

Б везде просторечные
формы

В в отдельных
предложениях соблюдены книжные нормы

Г нигде не
соблюдены книжные нормы

Д все формы
литературные (книжная речь)

В
сложных словах дроссель-эффект,
луна-парк, плащ-палатка, кресло-капсула,
комедия-буфф, чулки-эластик,
национал-либералы, кварц-лампа,
штаб-офицер, кварц-песок…

А изменяется
первая либо вторая, либо обе части

Б изменяется
только вторая часть

В изменяется
только первая часть

Г не изменяются
обе части

Д изменяются обе
части

В
словосочетаниях купить
немного табака/-у, съесть супа/-у, стакан
кваса/-у, ложка риса/-у, капля воска/-у,
ведро гороха/-у, килограмм сахара/-у,
достать чеснока/-у

при согласовании

А вариативность
недопустима

Б
выбираем только форму на -а

В
выбираем только форму на -у

Г вариативность
связана с оттенком смысла

Д возможны оба
варианта в зависимости от стиля фразы

В
предложениях В
сумке шесть абрикос. По комнате
разносился запах апельсин. В Азии жило
племя курыкан. У аварцев красивые
танцы.

у
сущ. мн. ч. род. пад. использована

А
просторечная форма флексии во всех
значениях

Б
«национальность» – литер. (кн.) норма,
«фрукты» – разговорная норма

В
«национальность» – разговорная норма,
«фрукты» – литер. (кн.) норма

Г везде литературная
(книжная) форма флексий

Д
везде литературная (разговорная) форма
флексий

В
сочетаниях птицы
искали корм в снегу, он знает толк в
лесе, речь идет о Новом годе, она приедет
в Новом году, искать грибы в саду,
пирсинг в носу, в «Носе» Гоголя
флексии

А
-е имеют объектное значение, -у –
обстоятельственное

Б везде употреблены
без учета значения

В
на -е дают разговорный оттенок речи

Г
на -е дают книжную характеристику речи

Д
допускают вариативность (-у/-е)

Флексии
существительных за
домишком/-ой, пылали огромные пожарищи/-а,
от села остались только пожарища/-и,
взяли в дом уличную/-ого собачонку/-а
имеют

А
вариативность в употреблении (с учетом
значения)

Б в первом случае
литературную (книжн.) форму

В
во втором случае литературную (книжную)
форму

Г разговорный
оттенок в том и в другом случае

Д
во втором случае – диалектное
употребление

В
выражениях лекция
очень удачная по содержанию; он всегда
подтянутый, всегда одетый по форме;
лицо его было бескровное;
форма
прилагательного

А придает
разговорный оттенок речи

Б употреблена в
соответствии с нормой книжной речи

В имеет равноправный
краткий вариант в любом стиле

Г придает речи
категоричность

Д
придает речи оттенок смягченного
выражения

Библиотека
пополняется пятьюстами книг/книгами;
учебник насчитывает 4,5 тысяч/тысячи
слов; с полутора десятком /десятками;
в полуторастах/полутораста метрах.

А вторые варианты
– книжная норма

Б первые варианты
– книжная норма

В обе формы
считаются литературными (книжными)

Г в обеих формах
допущена ошибка

Д обе формы
считаются литературными (разговорными)

В
семье их пять/пятеро; три/ трое вышли
из леса; пятеро/пять одиноких женщин;
четверо/четыре тигра; две/двое сани/-ей;
пара /двое ножниц; около двоих/двух
суток.

А
первый вариант – литературная (книжная)
форма

Б нет разницы в
выборе варианта

В
второй вариант – литературная (книжная)
форма

Г
второй вариант – литературная
(разговорная) форма

Д
выбор формы зависит от значения
существительного

Лоскутья/лоскуты
кашемира пригодны для пошива юбки.
Синие тоны/тона картины. Хлебы/хлеба
еще стояли на корню. Мехи/меха с молодым
вином. Токи/тока совхоза.

А
формы на -а/-я разговорные

Б
формы на -и/-ы разговорные

В обе формы
разговорные

Г
выбор формы зависит от семантики
существительного

Д
выбор формы зависит от стиля предложения

К
основным причинам изменения и колебания
ударения в русском литературном языке
относятся …

А
остатки древней акцентологической
системы

Б территориальные
диалекты

В
социально-профессиональные диалекты

Г
воздействие иноязычной среды и
заимствования

Д формальная
аналогия, ассоциации по смежности и
сходству

Акцентологическое
развитие в группах акцентных вариантов

в
русском языке является прогрессивным
или регрессивным в зависимости от …

А характера
перемещения ударения (к началу или
концу слова)

Б семантики
слова

В морфологической
принадлежности слова

Г
словообразовательной структуры слова

Д наличия
определенной падежной формы слова

В
силу тенденции к ритмическому равновесию
наиболее употребительные слова в
русском языке не имеют более …
неударяемых слогов подряд.

А одного

Б двух

В пяти

Г шести

Д трех-четырех

Слова
бакенбарда,
консоль, мозоль, парафраза, плацкарта
по современной
литературной норме употребляются …
роде

А в женском

Б в мужском

В
в мужском или женском (в зависимости
от семантики)

Г
в мужском или женском (в зависимости
от стиля речи)

Д
какие-то в мужском, какие-то в женском

В
субстантивированных прилагательных
и причастиях при обозначении женщины
по профессии формы заведующий
сектором тов. Иванова, управляющий
делами тов. Широкова

допустимы

А в устной речи

Б в любом стиле
речи

В
в обиходной письменной и устной речи

Г
в строгом деловом стиле речи (письменная
форма)

Д в нейтральной
речи

В
образцовом литературном стиле (сцена,
ТВ, РВ) географические наименования
на –ово, -ево, -ино, -ыно (при отсутствии
кавычек и параллелей в мужском роде)
в предложных сочетаниях до
Клушин(о), из Бабкин(о), от Поронин(о),
около Усов(о)
изменять…

А не следует

Б следует

В
следует или не следует в зависимости
от семантики текста

Г
следует или не следует в зависимости
от типа сказуемого

Д
следует или не следует в зависимости
от падежа предлога

Наличие
в глаголах II
спр. в 3 л. мн. ч. флексии -ут/-ют
слыш[ут],
ход[‘ут]
;
в первом предударном слоге после Ж и
Ш вместо звука [а] произнесение звука,
среднего между [ы] и [э] [жыэра]
– черта …
произношения.

А старомосковского

Б петербургского

В южно-великорусского

Г сибирского

Д приближенного
к написанию

Редуцирование
постук[ъ]вать,
размах[ъ]вать, отпуг[ъ]вать;
ассимилятивное
смягчение (мягкое произнесение
согласных) пе[т’л’]я,
[д’в’]ерь
характерно
для …

А старомосковского
произношения

Б петербургского
произношения

В восточно-сибирских
диалектов

Г произношения,
близкого к написанию

Д западно-сибирских
диалектов

КОНТРОЛЬНЫЕ
ЗАДАНИЯ

ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО
ЯЗЫКА

(VI семестр,
повторение пройденного материала)

Инструкции по
выполнению.

В правом верхнем
углу листа укажите свою фамилию.

При
выполнении теста в табличной форме
выберите
один
вариант ответа из пяти предлагаемых и
запишите его.

Образец:

Иванов
Л.Д.

1.
1

2.
4

Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык

1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Столько нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Какое это нервное занятие — читать письма ветеранов.

2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик.

Заказанный металл не поступил на завод.
Вышеуказанный (вышеозначенный) металл не поступил на завод-заказчик.

3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи.

К моменту обмена квартиры в ней все еще были прописаны жена с дочерью и находились личные вещи.

4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества.

Горе не сломило эту женщину, не лишило её мужества и даже не сказалось на её любви к работе.

5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом.

Есть люди, которые, сделав много хорошего и полезного, скромно молчат об этом.

6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам.

Учитель должен давать советы и делать замечания своим ученикам.

7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.

Ударил мороз и сильно прихватил кукурузу.
С первыми заморозками сильно прихватило кукурузу.

8. С заданием мы справились уверенно.

С заданием мы справились легко.

9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.

Спонсоры подарили школьной библиотеке книги, а детям настольные игры

10. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы.

Наставник в сердцах отругал меня за сломанную фрезу.
Наставник гневно выругал меня за поломку фрезы.

11. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака.

Не думаю, что найдутся люди, которые всерьез разделят мнение этого чудака.

12. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?

Когда пилот садится в кабину нового самолета, он думает: кто, если не я, впервые поднимет его в воздух? (поднимет первым его в воздух)

13. Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный венок.

Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» спешно покинуло место происшествия, оставив после себя только колышущийся на волнах траурный венок.

14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.

Прошу Вас (вашего разрешения) выписать мне четверть тонны угля.

Упражнение 3. В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, которые стали причиной речевых ошибок.

1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества. 5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 8. С заданием мы справились уверенно. 9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.

Пояснительная записка (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает, откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами. Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молний…

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал.

Занятие 24. Лексическая сочетаемость. Теория.

Цели: дать понятие лексической сочетаемости

Задачи: объяснить, что при построении предложения слова должны подбираться в соответствии с присущей им в литературном языке семантикой и стилистическими особенностями; научить разграничивать смысловые оттенки или грамматические особенности близких по звучанию однокоренных слов.

1. Вступительное слово учителя. Теоретический материал

Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости, то есть их способность соединяться друг с другом. Так, «похожие» прилагательные длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный по-разному «притягиваются» к существительным: длительный период, продолжительный период (но не длинный, долгий, долговременный период); долгий путь, длинный путь, продолжительные сборы, долговременный кредит. Нередко слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость (истинный друг — подлинный документ).

Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. Во-первых, слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости. Нельзя сказать фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит. Во-вторых, объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой — плыть, близко — веселый). В-третьих, объединению слов могут препятствовать их лексические особенности. Так, принято говорить причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, удовольствие.

В зависимости от ограничений, регулирующих соединение слов, различают три типа сочетаемости: семантическую (от термина семантика — значение слова), грамматическую (точнее, синтаксическую) и лексическую.

Семантическая сочетаемость нарушена, например, в таком случае: Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. При нарушении сочетаемости в иных случаях возникает нежелательный подспудный смысл: Например: Необходимо ускорить урегулирование кровопролития; Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни народа.

В выступлениях ораторов часто наблюдается нарушение лексической сочетаемости: Голос цифр неутешителен; В недалеком прошлом (в недавнем) у нас всем зажимали языки.

Нарушение лексической сочетаемости может быть продиктовано сознательным стремлением говорящего (пишущего) удивить слушателей (читателей) необычным соединением слов. Тогда несочетаемость становится средством создания комического звучания речи. Множество ярких примеров сознательного нарушения лексической сочетаемости находим у Ильфа и Петрова: Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости — ему было 38 лет; Комиссия, увешанная бородами, прибыла в артель «Реванш».

Нарушение лексической сочетаемости как яркий стилистический прием создания комического эффекта лежит в основе различных шуток: Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Достигли зияющих вершин; Гения признали заживо; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

2. Развитие умений видеть и исправлять ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Упражнение 1. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный

мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит.

2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить.

гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал.

Упражнение 2. В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, ставшие причиной речевых ошибок.

1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества; 5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 8. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 9. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 10. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я?

3. Итог занятия. Создание синквейна. Лексическая сочетаемость.

Занятие 25. Речевая культура и нарушение лексической и стилистической сочетаемости. Практика.

Цели: научить определять и исправлять ошибки, связанные с нарушением лексической, семантической и грамматической сочетаемости слов в предложениях.

Задачи: отработка навыков по стилистическому отбору лексических средств; развитие культуры письменной и устной речи

1. Актуализация теоретического материала предыдущего занятия.

2. Практическая самостоятельная работа с последующей проверкой.

Упражнение 1. Раскрывая скобки, выберите подходящие слова; свой выбор мотивируйте, при наличии вариантов укажите различия.

1. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них /особое значение, особенную значимость, особенную значительность/. 2. Люди простодушные принимают /желаемое, желательное/, за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких /обоснований, оснований/ для своих выводов. 4. Несколько раз в течение суток по радио производится /поверка, проверка/ времени. 5. В толковых словарях даются различного рода стилистические, /пометы, пометки/. 6. Многим студентам нашей группы /представилась, предоставилась/ возможность принять участие в диалектологической экспедиции. 7. Предложенное в статье решение кажется /проблемным, проблематичным/. 8. С героем фильма постоянно происходят какие-то /романические, романтические/ истории. 9. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые /стилевые, стилистические/ поправки. 10. Утвержден /статус, статут/ новой организации, объединяющей любителей природы. 11. Работа написана простым языком, сразу уясняется /существо, сущность/ вопроса. 12. Идеалом счастья Обломов считал /сытую, сытную/ жизнь.

В предложениях устранить нарушение лексической сочетаемости слов. Обосновать свой вариант правки.

1. В нашем ПТУ мы традиционно изготовляем ювелирные тиски, ножовки. Можем выполнять и другую продукцию. 2. Эта книга состоит из пяти частей, в которых даются предварительные понятия о мире, Боге, молитвах, грехе, святых иконах. 3. То, что видят люди, не бывшие в нашей стране год, потрясает. 4. Олег Васильев, уже второй год обучающийся в Нотр-Дамском университете, является там признанным лидером. 5. Всего за шесть лет моего «директорства» в детском доме взяли в семьи всего шесть детей. И желающих много, приезжают часто, но «смотрины», по большей мере, заканчиваются безрезультатно. 6. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в районе является подготовка к зиме.

Упражнение 3. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения. 1. Большинство времени проходит бесплодно.2. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 3. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 4. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 5. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 6. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 7. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». 8. Рекорды продолжаются. 9. В нашем городе появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 10. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

Упражнение 4. Оцените нарушение лексической сочетаемости в художественных произведениях. С какой целью писатели используют этот стилистический прием в каждом конкретном случае?

1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Вол.). 2. Я сам не люблю старичков-ворчунов И все-таки истово рад, Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград (Гал.). 3. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг.). 4. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 5. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 6. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина (И. и П.). 7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 8. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скропостижное решение (Из газет).

Сделайте стилистическую правку, текста. Назовите характерные ошибки, допущенные в нем.

Детьми заниматься нужно.

Растущей преступностью в наши дни, пожалуй, никого уже не удивишь. Сегодня она захлебнула наше общество и достигла того рубежа, когда становится страшно за собственную жизнь, за жизнь своих детей. Не обошла она и Удельную. Два года назад из числа народных депутатов удельнинского поссовета и просто неравнодушных людей была создана рабочая группа, которая составила план анализа досуга подростков в поселке, считая, что именно здесь кроется история многих бед.

В сферу анализа вошли: ЖЭК поселка, школы, Дом пионеров, ДК «Победа» и другие организации. Из бесед с сотрудниками этих организаций выявили основные причины преступности среди несовершеннолетних. Это сложная обстановка в семьях, пагубное влияние видеосалонов, слабая материальная база досуга, отсутствие методической помощи организаторам досуга, отсутствие координации, творческого общения педагогов-организаторов.

Практически все опрошенные говорили о неудовлетворении организацией досуга детей и подростков. Проведенный анализ показал, что причины сложившейся ситуации кроются в порочной организации этой работы. Как известно, педагог ЖЭКа, если таковой имеется, представлен самому себе, бьется один на один со своими проблемами. Все держится на голом энтузиазме. Часто приходится слышать: у нас столько-то кружков, секций, клубов. Но почему же они не влияют на изменение ситуации к лучшему? Да потому, что цель влиять на что-либо не ставится изначально.

источники:

http://urokam.net/russkij-jazyk/251695.html

http://pandia.ru/text/80/554/1364-4.php

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

RFpro.ru: ������ �� �������� �����

  • �������
  • ����������

RusFAQ.ru: ������� ����

����� ����������� ������� RusFAQ.ru:
MosHoster.ru — ���������������� �������

�������� ������� RUSFAQ.RU

/ ����� � ����������� / ������� ���� / ������� ����

������ № 142
�� 30.12.2007, 12:05


������ № 115791: 1. ���� ������������ ��������� (��������, �����������) �� ��������������.
2. ����� ������� �� �������� ������� (�����������, ���������) ��� ����� �������.
3. ��������� ��� � ������� ����� �� ����� ������������ (������� , ��������)�������. …


������ № 115.791
1. ���� ������������ ��������� (��������, �����������) �� ��������������.
2. ����� ������� �� �������� ������� (�����������, ���������) ��� ����� �������.
3. ��������� ��� � ������� ����� �� ����� ������������ (������� , ��������)�������.
4. � �������� �������� ������ ���������� ���� ��������������(������, �������).
5. ������ ��������� ����� ������ (�������������, ��������������) ����������� ������� ������� � �������������� ����������.
6. ����������� � ������ ������� ������� (����������, ��������������).

����������:

���������: 24.12.2007, 20:53
������ �����: ������ ����� ��������� (������: ����������)
����� �������: 2
����-����� ������� >>> (���������: 0)

��������: ����� �����������
������������, ������ ����� ���������!
����� ���������� � ����������� «�������������� ����������», �� ���� ����� ������� ������ ����� �� ������, �� ��� ���������:
1) ��������
2) ���������
3) ��������
4) ������
5) �������������
6) �������������� (������������ � ������ �������…)

———
����� ������ ��������� � ����� ������!
����� ���������: ����� ����������� (������: �������)
����� ���������: 25.12.2007, 07:34
������ �� �����: 5
����������� ������:
������� �������

��������: Zlyoha
������������, ������ ����� ���������!
1.��������
2.���������
3.�������
4.������
5.��������������
6.��������������
����� ��������: Zlyoha (������: 2-�� �����)
����� ���������: 25.12.2007, 11:58
������ �� �����: 5
����������� ������:
������� �������

�� ������ ����������� ������� ���� ������ ��������.
��� ����� ����� ���� ������!
������� ���� ������ �������� >>

��������� ������ ��������� ���� ��������

���������� (���� ����������):

* ��� ���������, �������� �� ������ � �.�. ���������� � �������.
��� ���������� ����� ���������� � ����������� ���� ��� ����.

�������� ��������!
������ ����� ��������� ���� ��������� ������ ��������!

��� ����, ����� ��������� ������ ��������� ��������� ���� �������� ���
��������� ������ �������� ������� RusFAQ.ru, ������� ��������������� �� RusFAQ.ru.

����� �� �������� � �������� ���������� The BAT! � MS Outlook (����� ������ 2003+)!
����� ��������� ������, �������� ��� ������ � �������� ��� ������� �� ���� RusFAQ.ru.



  • Автор пытается сказать тип ошибки
  • Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству ошибка
  • Автоответчик кадрового агентства ии ошибка 3026
  • Автообновление ошибка 312 терминал
  • Автономный установщик обновлений обнаружил ошибку 0x800f0905