— Не реже одного раза в месяц в нем будут публиковаться и другие материалы, включающие ссылки на главы и параграфы учебников федерального перечня Минпросвещения России, уроки Российской электронной школы, задания открытых банков ОГЭ и ЕГЭ, — сообщает Рособрнадзор.
Какие конкретные советы даются выпускникам? Возьмем, к примеру, самый массовый предмет ЕГЭ — русский язык. Здесь разбираются самые частые ошибки, над которыми стоит поработать. Например, ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: «Им двигает чувство сострадания» (норма: движет);
2) неправильное образование временных форм глаголов: «Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно» (следует: …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: «Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (следует: стекавшие);
4) ошибки при образовании деепричастий: «Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: «Автор тута был не прав» (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника».
Грамматико-синтаксические ошибки:
1) употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего: «Чтобы приносить пользу Родине, нужно: …смелость, знания, честность» (вместо: …нужны смелость, знания, честность);
2) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится: «В тексте всего раскрываются две проблемы» (вместо: «… раскрываются всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего: «Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста»;
4) объединение сочинительной связью простого и сложного предложений: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве» (правильно: …но и как вольнодумство);
5) смещение конструкции: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения» (правильно: это художественная сторона произведения).
Орфография: темы, на повторение которых нужно обратить особое внимание:
1) написание гласных в личных окончаниях глаголов (строят, колют, возят);
2) написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов (порожек, серебряный, беседовать);
3) написание двойных согласных (килограмм, галерея, артиллерия);
4) написание твердых и мягких согласных (возьми, бантик);
5) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова (встарь, по-дорожному, красно-белый);
6) ошибки в написании строчных и прописных букв (МХАТ, масленица);
7) -Н-или -НН-в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;
слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов: тоже /то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.
— Не реже одного раза в месяц в нем будут публиковаться и другие материалы, включающие ссылки на главы и параграфы учебников федерального перечня Минпросвещения России, уроки Российской электронной школы, задания открытых банков ОГЭ и ЕГЭ, — сообщает Рособрнадзор.
Какие конкретные советы даются выпускникам? Возьмем, к примеру, самый массовый предмет ЕГЭ — русский язык. Здесь разбираются самые частые ошибки, над которыми стоит поработать. Например, ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: «Им двигает чувство сострадания» (норма: движет);
2) неправильное образование временных форм глаголов: «Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно» (следует: …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: «Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (следует: стекавшие);
4) ошибки при образовании деепричастий: «Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: «Автор тута был не прав» (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника».
Грамматико-синтаксические ошибки:
1) употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего: «Чтобы приносить пользу Родине, нужно: …смелость, знания, честность» (вместо: …нужны смелость, знания, честность);
2) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится: «В тексте всего раскрываются две проблемы» (вместо: «… раскрываются всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего: «Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста»;
4) объединение сочинительной связью простого и сложного предложений: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве» (правильно: …но и как вольнодумство);
5) смещение конструкции: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения» (правильно: это художественная сторона произведения).
Орфография: темы, на повторение которых нужно обратить особое внимание:
1) написание гласных в личных окончаниях глаголов (строят, колют, возят);
2) написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов (порожек, серебряный, беседовать);
3) написание двойных согласных (килограмм, галерея, артиллерия);
4) написание твердых и мягких согласных (возьми, бантик);
5) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова (встарь, по-дорожному, красно-белый);
6) ошибки в написании строчных и прописных букв (МХАТ, масленица);
7) -Н-или -НН-в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;
слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов: тоже /то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.
Федеральный институт педагогических измерений, подведомственный Рособрнадзору, открыл на своем официальном сайте новый раздел «Навигатор подготовки«, в котором публикуются материалы для самостоятельной подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам.
— Не реже одного раза в месяц в нем будут публиковаться и другие материалы, включающие ссылки на главы и параграфы учебников федерального перечня Минпросвещения России, уроки Российской электронной школы, задания открытых банков ОГЭ и ЕГЭ, — сообщает Рособрнадзор.
Какие конкретные советы даются выпускникам? Возьмем, к примеру, самый массовый предмет ЕГЭ — русский язык. Здесь разбираются самые частые ошибки, над которыми стоит поработать. Например, ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: «Им двигает чувство сострадания» (норма: движет);
2) неправильное образование временных форм глаголов: «Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно» (следует: …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: «Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (следует: стекавшие);
4) ошибки при образовании деепричастий: «Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: «Автор тута был не прав» (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника».
Грамматико-синтаксические ошибки:
1) употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего: «Чтобы приносить пользу Родине, нужно: …смелость, знания, честность» (вместо: …нужны смелость, знания, честность);
2) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится: «В тексте всего раскрываются две проблемы» (вместо: «… раскрываются всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего: «Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста»;
4) объединение сочинительной связью простого и сложного предложений: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве» (правильно: …но и как вольнодумство);
5) смещение конструкции: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения» (правильно: это художественная сторона произведения).
Орфография: темы, на повторение которых нужно обратить особое внимание:
1) написание гласных в личных окончаниях глаголов (строят, колют, возят);
2) написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов (порожек, серебряный, беседовать);
3) написание двойных согласных (килограмм, галерея, артиллерия);
4) написание твердых и мягких согласных (возьми, бантик);
5) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова (встарь, по-дорожному, красно-белый);
6) ошибки в написании строчных и прописных букв (МХАТ, масленица);
7) -Н-или -НН-в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;
слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов: тоже /то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.
Источник
Федеральный институт педагогических измерений, подведомственный Рособрнадзору, открыл на своем официальном сайте новый раздел «Навигатор подготовки«, в котором публикуются материалы для самостоятельной подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам.
— Не реже одного раза в месяц в нем будут публиковаться и другие материалы, включающие ссылки на главы и параграфы учебников федерального перечня Минпросвещения России, уроки Российской электронной школы, задания открытых банков ОГЭ и ЕГЭ, — сообщает Рособрнадзор.
Какие конкретные советы даются выпускникам? Возьмем, к примеру, самый массовый предмет ЕГЭ — русский язык. Здесь разбираются самые частые ошибки, над которыми стоит поработать. Например, ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: «Им двигает чувство сострадания» (норма: движет);
2) неправильное образование временных форм глаголов: «Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно» (следует: …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: «Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (следует: стекавшие);
4) ошибки при образовании деепричастий: «Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: «Автор тута был не прав» (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника».
Грамматико-синтаксические ошибки:
1) употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего: «Чтобы приносить пользу Родине, нужно: …смелость, знания, честность» (вместо: …нужны смелость, знания, честность);
2) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится: «В тексте всего раскрываются две проблемы» (вместо: «… раскрываются всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего: «Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста»;
4) объединение сочинительной связью простого и сложного предложений: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве» (правильно: …но и как вольнодумство);
5) смещение конструкции: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения» (правильно: это художественная сторона произведения).
Орфография: темы, на повторение которых нужно обратить особое внимание:
1) написание гласных в личных окончаниях глаголов (строят, колют, возят);
2) написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов (порожек, серебряный, беседовать);
3) написание двойных согласных (килограмм, галерея, артиллерия);
4) написание твердых и мягких согласных (возьми, бантик);
5) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова (встарь, по-дорожному, красно-белый);
6) ошибки в написании строчных и прописных букв (МХАТ, масленица);
7) -Н-или -НН-в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;
слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов: тоже /то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.
Источник — Российская газета
Вы можете поделиться этой записью:
Просмотров: 21
Федеральный институт педагогических измерений, подведомственный Рособрнадзору, открыл на своем официальном сайте новый раздел «Навигатор подготовки», в котором публикуются материалы для самостоятельной подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам.
— Не реже одного раза в месяц в нем будут публиковаться и другие материалы, включающие ссылки на главы и параграфы учебников федерального перечня Минпросвещения России, уроки Российской электронной школы, задания открытых банков ОГЭ и ЕГЭ, — сообщает Рособрнадзор.
Какие конкретные советы даются выпускникам? Возьмем, к примеру, самый массовый предмет ЕГЭ — русский язык. Здесь разбираются самые частые ошибки, над которыми стоит поработать. Например, ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: «Им двигает чувство сострадания» (норма: движет);
2) неправильное образование временных форм глаголов: «Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно» (следует: …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: «Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (следует: стекавшие);
4) ошибки при образовании деепричастий: «Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: «Автор тута был не прав» (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника».
Грамматико-синтаксические ошибки:
1) употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего: «Чтобы приносить пользу Родине, нужно: …смелость, знания, честность» (вместо: …нужны смелость, знания, честность);
2) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится: «В тексте всего раскрываются две проблемы» (вместо: «… раскрываются всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего: «Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста»;
4) объединение сочинительной связью простого и сложного предложений: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве» (правильно: …но и как вольнодумство);
5) смещение конструкции: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения» (правильно: это художественная сторона произведения).
Орфография: темы, на повторение которых нужно обратить особое внимание:
1) написание гласных в личных окончаниях глаголов (строят, колют, возят);
2) написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов (порожек, серебряный, беседовать);
3) написание двойных согласных (килограмм, галерея, артиллерия);
4) написание твердых и мягких согласных (возьми, бантик);
5) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова (встарь, по-дорожному, красно-белый);
6) ошибки в написании строчных и прописных букв (МХАТ, масленица);
7) -Н-или -НН-в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;
слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов: тоже /то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.
Текст: Ксения Колесникова/Российская газета
Грамматические ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, |
2 |
Ошибочное образование |
Многие чуда |
3 |
Ошибочное образование |
Более интереснее, |
4 |
Ошибочное образование |
С пятистами |
5 |
Ошибочное образование |
Ихнего пафоса, |
6 |
Ошибочное образование |
Они ездиют, |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой |
8 |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою Повествует |
9 |
Нарушение связи между |
Большинство возражали |
10 |
Нарушение способа |
Он написал книгу, Все |
11 |
Ошибки в построении |
Страна В |
12 |
Ошибки в построении |
Читая текст, |
13 |
Ошибки в построении |
Узкая |
14 |
Ошибки в построении |
Эта книга Человеку |
15 |
Смешение прямой и |
Автор сказал, что |
16 |
Нарушение границ |
Когда герой опомнился. |
17 |
Нарушение видовременной |
Замирает на |
Речевые ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова |
Мы были шокированы Мысль |
2 |
Неразличение оттенков |
Мое Были |
3 |
Неразличение |
В конечном |
4 |
Употребление слов |
Автор, обращаясь к |
5 |
Неуместное употребление |
Астафьев то |
6 |
Неоправданное |
Таким людям всегда |
7 |
Нарушение лексической |
Автор увеличивает Автор |
8 |
Употребление лишних |
Красоту пейзажа автор Молодой |
9 |
Употребление рядом |
В этом рассказе |
10 |
Неоправданное |
Герой |
11 |
Бедность и однообразие |
Когда писатель |
12 |
Неудачное употребление |
Данный текст написал У |
Одними из
наиболее типичных грамматических
ошибок (К9)
являются ошибки, связанные с употреблением
глагола, глагольных форм, наречий,
частиц:
1)
ошибки в образовании личных форм
глаголов: Им двигает
чувство сострадания
(норма: движет);
2)
неправильное употребление временных
форм глаголов: Эта
книга дает знания об истории календаря,
научит делать календарные расчеты
быстро и точно
(следует: …даст.., научит… или
…дает…, учит…);
3)
ошибки в употреблении действительных
и страдательных причастий:
Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили
автора текста (следует:
стекавшие);
4) ошибки в
образовании деепричастий: Вышев
на сцену, певцы поклонились
(норма: выйдя);
5) неправильное
образование наречий: Автор
тута был не прав
(норма: тут);
6) Эти ошибки связаны
обычно с нарушением закономерностей и
правил грамматики и возникают под
влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того,
к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки, также выявленные
в работах экзаменуемых:
1) Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым: Главное,
чему теперь я хочу уделить внимание,
это художественной стороне произведения
(правильно…: это художественная
сторона произведения); Чтобы
приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, честность
(вместо.: …нужны смелость, знания,
честность);
2) ошибки,
связанные с употреблением частиц:
Хорошо было бы, если
бы на картине стояла бы подпись художника;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность
часто нарушалась в сочинениях): «В
тексте всего раскрываются две проблемы»,
ограничительная частица «всего»
должна стоять перед подлежащим: «…
всего две проблемы».
3) неоправданный
пропуск (эллипсис) подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;
4) Неправильное
построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста понимает не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.
Анализируя
работы экзаменуемых с точки зрения
речевой грамотности, можно также выявить
типичные речевые
ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью
речи: плеоназм, тавтология, речевые
штампы, немотивированное
использование просторечной лексики,
диалектизмов, жаргонизмов; неудачное
использование экспрессивных средств,
канцелярит, неразличение (смешение)
паронимов, ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не
устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным
ошибкам относятся следующие:
1)
неразличение (смешение) паронимов:
В таких случаях я
взглядываю в «Философский
словарь».
Глагол взглянуть
обычно имеет при себе дополнение с
предлогом «на» (взглянуть на
кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол
заглянуть
(«быстро или украдкой посмотреть
куда-нибудь, взглянуть с целью узнать,
выяснить что-нибудь»), который необходимо
употребить в представленном предложении,
имеет дополнение с предлогом «в»;
2)
ошибки в выборе синонима: Имя
этого поэта знакомо во многих странах.
Вместо слова известно
в предложении ошибочно употреблен
его синоним знакомо.
Теперь в нашей печати
отводится значительное пространство
для рекламы, и это нам не импонирует.
В данном случае вместо слова
пространство
лучше употребить его синоним — место
{Реклама занимает
много места в нашей печати
или Рекламе отводится
значительное место в нашей печати).
Иноязычное слово импонирует
также требует синонимической замены.
3)
ошибки при употреблении антонимов в
построении антитезы: В
третьей части текста не веселый, но
и не мажорный мотив заставляет нас
задуматься. Антитеза
требует четкости и точности в
сопоставлении контрастных слов, а «не
веселый» и «мажорный» не являются даже
контекстуальными антонимами, поскольку
не выражают разнополярных проявлений
одного и того же признака предмета
(явления).
4)
разрушение образной
структуры фразеологизмов, что случается
в неудачно организованном контексте:
Этому, безусловно,
талантливому писателю Зощенко палец в
рот не клади, а дай только посмешить
читателя.
Как и в
предыдущие годы, есть работы, в которых
были допущены грубые
логические ошибки.
Эти логические ошибки можно сгруппировать,
выделив в отдельную группу ошибки,
связанные с нарушением логической
правильности речи, возникающие в
результате нарушения законов логики,
допущенные как в пределах одного
предложения, суждения, так и на уровне
целого текста:
1)
сопоставление (противопоставление)
двух логически неоднородных (различных
по объему и по содержанию) понятий в
предложении;
2) в
результате нарушения логического
закона тождества, подмена одного
суждения другим.
Ошибки
первого типа встречаются чаще: Предметом
повествования являются времена достаточно
отдаленные, что позволяет предположить
не чересчур молодой возраст автора.
Однако темпераментностью, свежестью
страницы привлекают к себе внимание.
Логически не связанные суждения
противопоставлены друг другу необоснованно.
В отдельную
группу логических ошибок следует
выделить композиционно-текстовые
ошибки, связанные с
нарушениями требований к
последовательности и смысловой
связности изложения. Композиционно-текстовые
ошибки выявлялись в начале, в основной
части сочинения и в концовке. Так, в
начале некоторых работ экзаменуемых
отсутствовала логическая связь с
основной частью изложения или эта
связь была очень слабо выражена:
нагромождены лишние факты или неуместные
абстрактные рассуждения; сделаны
неудачные смысловые переходы между
предложениями. В основной части работы
содержались ненужные, не имеющие
отношения к теме сведения, загромождавшие
изложение, делавшие его запутанным и
сумбурным, эта часть иногда была
выстроена непоследовательно и хаотично,
перегружена лишними и утомительными
перечислениями, отвлекающими внимание
от главной мысли, или была неоправданно
растянута, содержала смысловые повторы.
Завершение работы
(концовка) не служило выводом из
сказанного, не подводило итог, часто
было совсем не мотивировано исходным
текстом.
Ошибки
в построении текста:
Текст представляет
собой группу тесно взаимосвязанных
по смыслу и грамматически предложений,
раскрывающих одну микротему. Текст
имеет, как правило, следующую композицию:
зачин (начало мысли, формулировка
темы), средняя часть (развитие мысли,
темы) и концовка (подведение итога).
Следует отметить, что данная композиция
является характерной, типовой, но не
обязательной. В зависимости от
структуры произведения или его фрагментов
возможны тексты без какого-либо из
этих компонентов. Текст, в отличие от
единичного предложения, имеет гибкую
структуру, поэтому при его построении
есть некоторая свобода выбора форм.
Однако она не беспредельна.
А.
Неудачный зачин.
Текст
начинается предложением, содержащим
указание на предыдущий контекст, который
в самом тексте отсутствует. Напр.: С
особенной силой этот эпизод описан в
романе… Наличие
указательных словоформ в данных
предложениях отсылает к предшествующему
тексту, таким образом, сами предложения
не могут служить началом сочинения.
Это логическая ошибка.
Б.
Ошибки в средней части.
а) Сближение
относительно далеких мыслей в одном
предложении – логическая ошибка:
Большую, страстную
любовь она проявляла к сыну Митрофанушке
и исполняла все его прихоти. Она
всячески издевалась над крепостными,
как мать она заботилась о его воспитании
и образовании.
б) Отсутствие
последовательности в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка
предложений – логическая ошибка: Из
Митрофанушки Простакова воспитала
невежественного грубияна. Комедия
«Недоросль» имеет большое значение
в наши дни. В комедии Простакова является
отрицательным типом. Или:
В своем произведении «Недоросль»
Фонвизин показывает помещицу Простакову,
ее брата Скотинина и крепостных.
Простакова — властная и жестокая
помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование
разнотипных по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла,
бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает
суровость и резкость климата. Холодные,
малоснежные зимы, сменяющиеся жарким
летом. Весна коротка с быстрым
переходом к лету. Правильный вариант:
Общее поднятие местности над уровнем
моря обусловливает суровость и
резкость климата. Холодные, малоснежные
зимы сменяются короткой весной, быстро
переходящей в жаркое лето.
В.
Неудачная концовка (дублирование вывода)
– логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо
и страстно любит сына, но своей любовью
вредит ему. Таким образом, Простакова
своей слепой любовью воспитывает в
Митрофанушке лень, распущенность и
бессердечие.
Этическая
ошибка.
Так,
встречались работы, в которых
фиксировались
высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное
и циничное отношение к человеческой
личности, недоброжелательность, проявления
речевой агрессии, жаргонные слова и
обороты.
Этическая
ошибка (исследования
Щербининой Ю., Филиппова О. И др.)
связана с проявлениями речевой агрессии
как внешне выраженными, так и скрытыми.
Речевая агрессия – грубое, оскорбительное,
обидное общение; словесное выражение
негативных эмоций, чувств или намерений
в неприемлемой в данной речевой ситуации
форме: оскорбление, угроза, грубое
требование, обвинение, насмешка,
употребление бранных слов, вульгаризмов,
жаргонизмов, арго («Этот текст меня
бесит», » Судя по тому, что говорит
автор, он маньяк» и др.).
Например:
«Михалков
в своём репертуаре! Пишет детские книги,
поэтому и требует, чтобы читали именно
в детстве. Это настоящий пиар! Нечего
морочить людям мозги устаревшими
истинами».
Фактические ошибки:
– неверное изложение
фактов, не упоминающихся в исходном
тексте (фактов фонового характера),
которые учащиеся уместно или неуместно
используют в развернутом ответе (факты
биографии автора или героя текста, даты,
фамилии, авторство называемых произведений
и т. п.: «Гете – французский писатель»,
«Даниил Гранин написал «Розу мира»).
Ошибки фактические
(фоновые)
— приводятся
факты, противоречащие действительности,
напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский
вернулся в свое имение из Англии». Ошибки
могут состоять не только в полном
искажении (подмене) факта, но и в его
преувеличении или преуменьшении,
например: «Маяковский — вдохновитель
народа в борьбе с интервенцией»; «Много
сил и энергии отдает детям директор
школы: построена школа, которая каждый
год выпускает около тысячи учеников».
Ошибки отражают низкий
уровень знаний, поэтому исправление и
предупреждение ошибок такого рода
связано с работой над повышением
интеллектуального и культурного
уровня (фоновые знания).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Грамматические ошибки
Справочные материалы
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Грамматические ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
8 |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
К числу наиболее типичных грамматических ошибок (К9) относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или …дает.., учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Тренировочные упражнения
Задание. Найти ошибку, объяснить (в соответствии с таблицей), записать исправленный вариант.
1.Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц.
1) Им двигает чувство сострадания.
2) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
3) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста .
4) Вышев на сцену, певцы поклонились.
5) Автор тута был не прав.
2. Грамматико-синтаксические ошибки.
1) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность.
2) Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.
3) Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста.
4) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
5) Посмотрев спектакль, больше всего мне понравилась главная героиня.
6) Я считаю то, что в нашем драматическом театре прекрасно ставят классику.
7) Пушкин описывает и критически отзывается о пугачевском восстании.
В повести «Капитанской дочке» один из главных героев – Пугачев.
9)Требования к сочинению не выходят за рамки, ограниченными школьной программой.
Грамматические ошибки
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и |
|
— нарушение управления; |
|
— нарушение согласования; |
|
— неудачный порядок слов в предложении, |
|
— нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, |
|
— двойное выражение подлежащего в одном |
|
— употребление глаголов в несоотнесённых |
|
— неумение находить границы предложений. |
|
— |
|
Ошибки в |
|
в словообразовании |
Непоседка, Его |
2. в формообразовании |
|
а) |
С |
б) имени прилагательного |
Красивше, более Мы боремся за более |
в) местоимения |
Ихний, чегой-то, ихи, |
г) |
Ездиет, |
Ошибки в структуре |
|
в согласовании |
Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной |
в управлении |
Удивляюсь |
неправильный выбор |
Люди |
Ошибки в |
|
нарушение границ |
Охотник |
нарушение связи между |
Торжество Но Цвет |
ошибки в построении |
Девушка Эта В |
предложения с причастным оборотом |
Деревья Горная |
предложения с деепричастным оборотом |
На |
в построении сложного |
Колхоз |
нарушение правил употребления анафорических слов |
Из К Несколько |
неоправданное дублирование подлежащего |
Лопухов |
чрезмерно сложная структура предложения |
Павел |
нарушение логико-грамматической связи |
Татьяна |
смешение прямой и косвенной речи |
Князь Отец |
пропуск необходимого слова |
Олег |
Морфологические
ошибки
Ошибки, |
|
употребление неодушевлённых в качестве одушевлённых и наоборот |
|
изменение рода существительных |
пирожки с повидлой, у моей собачки |
не соответствующее норме употребление существительных общего |
Гаврик рос круглой сиротой. |
ошибки в употреблении существительных мужского рода |
Она замечательная директор |
образование несуществующих форм ед. или множественного числа |
Он пришёл весь в тряпьях. |
изменение типа склонения |
Меня посадили рядом с лысым дядьком |
ошибки, связанные неправильным выбором падежного окончания |
Положите мне сахарка. Сейчас хлебу у Листья шелестят на ветре. Мы увидели в траве семь ежов. |
ошибки, связанные со склонением несклоняемых существительных |
|
Ошибки, связанные |
|
полная и краткая форма прилагательных |
Наш город красивый в Он сказал приёмной Встреча старых |
степени сравнения прилагательных — образование несуществующей в |
Старушка стала ещё слепее, Жёлтые сапоги ещё рванее, Я никогда не видел От этого Мцыри |
употребление местоимений себя и свой |
Я застал сестру у Замок был построен в Кирила Петрович |
употребление местоимения он и указательных местоимений |
В доме раздавались Они пытались выломать раму. Я приехал туда впервые. Птица села на Добрыня сидит на своём коне. Он готовится к бою |
Ошибки, связанные |
|
неверное образование |
шептает, дремай, жаждает, скакающий |
несоблюдение чередований в основе настоящего времени |
берегёшь, жгём, не зависю, пронзю |
ненормативное образование форм повелительного наклонения |
почисть, ехай, закончь |
неправильное образование видовых пар |
Надо усилять звук. Выкопали ямы, чтобы Вода набегает и тут же отхлынывает |
использование глаголов одного вида |
Когда мама пришла с |
не соответствующее норме чередование форм наст. и прошед. |
На другой день приходит сосед |
не соответствующее норме образование и употребление причастий |
Васька, У Ветер Одобряющийся всеми У меня |
не соответствующее норме образование и употребление деепричастий |
Троекуров, ходив по Вышев на Спя, он всё вздрагивал и вздрагивал |
— |
|
ошибки в формах согласования и управления |
Я делюсь с мамой обо Преданность к отчизне. Уля не проронила ни |
в том числе отсутствие зависимой формы |
Хомячок спит до вечера, а Он эгоист, всего дороже (кому?) |
ошибки в согласовании сказуемого и подлежащего |
Молодёжь собрались на Группа К нам пришли ещё Я с отцом поехали на Собака Полкан лаял на Мария Петровна, На столе лежал горн |
|
|
объединение сочинительной связью слов, обозначающих логически |
Больше всего я У Марины стройная Я увидел, что мама стояла |
неодинаковое морфологическое оформление однородных членов |
Девочка любит чистоту Они шли по улице быстро |
нарушение правил сочетаемости при подключении второго компонента |
Школа была Художник восхищается и |
не соответствующее норме употребление союзов |
Этот человек Автор говорит не |
чрезмерное удлинение ряда однородных членов |
|
объединение сочинительной |
Я не люблю болеть и Гуляя с утра до |
|
|
нарушение согласования причастия с определяемым словом |
В поэме рассказывается о судьбе |
нарушение порядка расположения причастного оборота и |
Вошедший был одет в Солнечный луч |
Включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов |
Плющ, который Так как кот |
Деепричастные обороты |
|
употребление деепричастных оборотов, не соотнесённых по смыслу с |
Падая, из стакана вылилась вода. Наловив рыбу, Проехав с |
Включение подлежащего в середину деепричастного оборота |
Встретившись ребята около школы, |
Включение союзов в состав деепричастного |
Когда написав последнюю строчку, я |
Порядок слов в предложении |
|
Моряком я хотел бы стать, когда вырасту. Там очень громко ударял один Особенно на меня сильное впечатление произвёл Я вам расскажу о кленовом В углу стоит дубовый |
|
Сложносочинённое |
|
ошибки в употреблении сочинительных союзов |
Ум тогда То озеро |
ошибки в сложносочинённых |
|
Сложноподчинённое предложение |
|
Объединение сочинения и подчинения |
Как только Троекуров велел |
не соответствующее норме употребление инфинитивного придаточного |
Прежде чем начать Он подал прошение |
ошибки в построении предложения с придаточным определительным, |
Тёплый дождик смочил землю, в |
нарушение порядка расположения союзного слова |
Борис, дядя которого решает |
пропуск соотносительного слова — указательного местоимения — в |
Офицер приказал, чтобы к нему |
ошибки в построении предложения с придаточным изъяснительным |
О Хлестакове отзывались, Он понял то, |
— ошибки в словообразовании (детское словотворчество); |
|
— употребление диалектных или просторечных |
|
— пропуск морфем (суффиксов, постфиксов); |
|
— образование формы множественного числа тех существительных, |
Грамматическая
ошибка — это ошибка в структуре
языковой единицы: в структуре слова,
словосочетания или предложения;
это
нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической,
синтаксической.
Например:
— подскользнуться вместо поскользнуться,
благородность вместо благородство — здесь допущена ошибка в
словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот
суффикс;
— без комментарий, едь вместо без
комментариев, поезжай, более легче вместо более легко (или легче) — неверно
образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма;
— заплатить за квартплату, удостоен наградой
— нарушена структура словосочетания, не соблюдены нормы управления;
— (1)Покатавшись на катке, болят ноги; (2)В
сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю —
неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными
членами (2): нарушены синтаксические нормы.
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это
ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или
предложения; это нарушение какой- либо грамматической нормы –
словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Грамматические ошибки
состоят
в ошибочном словообразовании,
ошибочном образовании форм частей речи,
в нарушении согласования, управления,
видовременной соотнесенности
глагольных форм,
в нарушении связи между подлежащим и сказуемым,
ошибочном построении
предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами,
а также сложных предложений,
в смешении прямой и
косвенной речи
в нарушении границ предложения.
Например:
– подскользнуться
вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена
ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или
не тот суффикс);
– без комментарий
вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно
образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за
квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не
соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на
катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его
люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с
однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее
типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением
глагольных форм, наречий, частиц:
1.
ошибки в образовании личных форм глаголов:
Им двигает чувство
сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2.
неправильное употребление временных форм
глаголов:
Эта книга дает знания об
истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно
(следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3. ошибки в
употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды,
стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4. ошибки в образовании
деепричастий:
Вышев на сцену, певцы
поклонились (норма выйдя);
5. неправильное
образование наречий:
Автор тута был не прав
(норма тут);
6. ошибки, связанные с
нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием
просторечия и диалектов.
Кроме того, к
типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1.нарушение
связи между подлежащим и сказуемым:
Главное, чему
теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения
(правильно это художественная сторона произведения);
Чтобы
приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность
(вместо нужны смелость, знания, честность);
2.
ошибки, связанные с употреблением частиц:
Хорошо было бы, если бы на картине
стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами
предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто
нарушается в сочинениях):
В тексте всего
раскрываются две проблемы (ограничительная частица
всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);
3. неоправданный
пропуск подлежащего (эллипсис):
Его храбрость,
(?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4. неправильное
построение сложносочиненного предложения:
Ум автор текста понимает
не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный»
связывалось представление о вольнодумстве.
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок (К9) являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует:.даст., научит. или.дает., учит.);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма:. нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «. всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки (К10). Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»);
2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
3) ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета);
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Подведомственный Рособрнадзору Федеральный институт педагогических измерений завел на своем официальном сайте раздел «Навигатор подготовки» с материалами для самостоятельной подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ.
Там планируется публиковать ссылки на учебники из списка Минпросвещения РФ, уроки РЭШ (Российской электронной школы) и задания из открытых «банков» ЕГЭ и ОГЭ.
Новости СМИ2
Кроме того, в «Навигаторе подготовки» разбираются самые распространенные ошибки, допускаемые экзаменуемыми. В частности, там перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки в тестах по русскому языку:
- Неправильное образование личных форм глагола: «Им двигает чувство сострадания» вместо «Им движет чувство сострадания»
- Неправильное образование временных форм глагола: «Эта книга дает знания… и научит делать расчеты» вместо «Эта книга даст знания и научит» или «Эта книга дает знания и учит«.
- Ошибки в действительном и страдательном залоге причастий: «Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста»
- Ошибки в образовании деепричастий: «Вышев на сцену, певцы поклонились»
- Ошибки в употреблении наречий: «Автор тута был не прав»
- Ошибки в употреблении частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника».
- Ошибки в форме сказуемого: «Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность».
- Нарушение порядка слов при употреблении частиц: «В тексте всего раскрываются две проблемы»
- Пропуск подлежащего: «Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста»
- Объединение простого и сложного предложений сочинительной связью: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве».
- Смещение конструкции: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения».
- Написание гласных в личных окончаниях глаголов.
- Написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов.
- Написание двойных согласных.
- Написание твердых и мягких согласных.
- Ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова.
- Ошибки в написании строчных и прописных букв.
- -Н- или -НН-в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.
- Слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов.
Ранее сообщалось, что Министерство просвещения РФ намерено ввести новое предварительное испытание для школьников перед Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и Основным госэкзаменом (ОГЭ) — обязательную контрольную работу по истории. Она предусмотрена концепцией преподавания курса «История России», утвержденной в октябре 2020 года.
Уже обнародованы даты ЕГЭ и ОГЭ на 2021 год:
- ОГЭ будет проходить в три этапа: досрочный, основной и дополнительный. Досрочный состоится с 20.04 по 14.05, основной — с 21.05 по 1.07, а дополнительный — с 3.09 по 22.09.
- Этапы ЕГЭ состоятся с 22 марта по 17 сентября. Досрочный с 22.03 по 16.04, основной — с 24.05 по 1.07 и дополнительный — с 3.09 по 17.09.
Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:
Классификация ошибок по ФИПИ
- Грамматические ошибки.
- Речевые ошибки.
- Логические ошибки
- Фактические ошибки.
- Орфографические ошибки.
- Пунктуационные ошибки.
- Графические ошибки.
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Например:
- подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
- без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
- оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
- Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
- Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Виды грамматических ошибок:
- Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
- Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
- Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
- Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
- Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
- Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
- Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
- Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей. - Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
- Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые. - Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. - Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
- Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
- Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
- Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
- Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Речевые ошибки
Виды речевых ошибок:
- Типичные грамматические ошибки (К9)Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста. - Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
- Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
- Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
- Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
- Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
- Нарушение лексической сочетаемости — Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
- Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
- Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
- Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
- Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
- Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
- Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
- Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или …дает.., учит…);
- Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
- Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
- Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны смелость, знания, честность);
- Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы»);
- Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
- Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Типичные речевые ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
- Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
- Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
- Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
- Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Логические ошибки
Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
- сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
- в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Композиционно-текстовые ошибки
- Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
- Ошибки в основной части.
- Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
- Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
- Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
- Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
Фактические ошибки
Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)
- Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
- Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
- Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
- Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.
Орфографические, пунктуационные, графические ошибки
При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки
- На изученные правила;
- Негрубые (две негрубые считаются за одну):
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
- выступающими в роли сказуемого;
- в написании и и ы после приставок;
- в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
- Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно!!!
- Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
- Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
- Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)
Орфографические ошибки |
|
Пунктуационные ошибки |
|
Графические ошибки |
Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Распространенные графические ошибки:
|
Смотри также:
- Критерии оценивания сочинения
- Решай задания и варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами.
Федеральный институт педагогических измерений, подведомственный Рособрнадзору, открыл на своем официальном сайте новый раздел «Навигатор подготовки«, в котором публикуются материалы для самостоятельной подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам.
— Не реже одного раза в месяц в нем будут публиковаться и другие материалы, включающие ссылки на главы и параграфы учебников федерального перечня Минпросвещения России, уроки Российской электронной школы, задания открытых банков ОГЭ и ЕГЭ, — сообщает Рособрнадзор.
Какие конкретные советы даются выпускникам? Возьмем, к примеру, самый массовый предмет ЕГЭ — русский язык. Здесь разбираются самые частые ошибки, над которыми стоит поработать. Например, ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: «Им двигает чувство сострадания» (норма: движет);
2) неправильное образование временных форм глаголов: «Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно» (следует: …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: «Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (следует: стекавшие);
4) ошибки при образовании деепричастий: «Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: «Автор тута был не прав» (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника».
Грамматико-синтаксические ошибки:
1) употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего: «Чтобы приносить пользу Родине, нужно: …смелость, знания, честность» (вместо: …нужны смелость, знания, честность);
2) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится: «В тексте всего раскрываются две проблемы» (вместо: «… раскрываются всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего: «Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста»;
4) объединение сочинительной связью простого и сложного предложений: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве» (правильно: …но и как вольнодумство);
5) смещение конструкции: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения» (правильно: это художественная сторона произведения).
Орфография: темы, на повторение которых нужно обратить особое внимание:
1) написание гласных в личных окончаниях глаголов (строят, колют, возят);
2) написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов (порожек, серебряный, беседовать);
3) написание двойных согласных (килограмм, галерея, артиллерия);
4) написание твердых и мягких согласных (возьми, бантик);
5) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова (встарь, по-дорожному, красно-белый);
6) ошибки в написании строчных и прописных букв (МХАТ, масленица);
7) -Н-или -НН-в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;
слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов: тоже /то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.
Источник — Российская газета
Вы можете поделиться этой записью:
Просмотров: 54
Федеральный институт педагогических измерений, подведомственный Рособрнадзору, открыл на своем официальном сайте новый раздел «Навигатор подготовки«, в котором публикуются материалы для самостоятельной подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам.
— Не реже одного раза в месяц в нем будут публиковаться и другие материалы, включающие ссылки на главы и параграфы учебников федерального перечня Минпросвещения России, уроки Российской электронной школы, задания открытых банков ОГЭ и ЕГЭ, — сообщает Рособрнадзор.
Какие конкретные советы даются выпускникам? Возьмем, к примеру, самый массовый предмет ЕГЭ — русский язык. Здесь разбираются самые частые ошибки, над которыми стоит поработать. Например, ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: «Им двигает чувство сострадания» (норма: движет);
2) неправильное образование временных форм глаголов: «Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно» (следует: …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в образовании действительных и страдательных причастий: «Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста» (следует: стекавшие);
4) ошибки при образовании деепричастий: «Вышев на сцену, певцы поклонились» (норма: выйдя);
5) неправильное употребление наречий: «Автор тута был не прав» (норма: тут);
6) ошибки, связанные с употреблением частиц: «Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника».
Грамматико-синтаксические ошибки:
1) употребление сказуемого в форме 3-го лица (или среднего рода) независимо от рода и числа подлежащего: «Чтобы приносить пользу Родине, нужно: …смелость, знания, честность» (вместо: …нужны смелость, знания, честность);
2) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится: «В тексте всего раскрываются две проблемы» (вместо: «… раскрываются всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего: «Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста»;
4) объединение сочинительной связью простого и сложного предложений: «Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве» (правильно: …но и как вольнодумство);
5) смещение конструкции: «Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения» (правильно: это художественная сторона произведения).
Орфография: темы, на повторение которых нужно обратить особое внимание:
1) написание гласных в личных окончаниях глаголов (строят, колют, возят);
2) написание гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов (порожек, серебряный, беседовать);
3) написание двойных согласных (килограмм, галерея, артиллерия);
4) написание твердых и мягких согласных (возьми, бантик);
5) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова (встарь, по-дорожному, красно-белый);
6) ошибки в написании строчных и прописных букв (МХАТ, масленица);
7) -Н-или -НН-в суффиксах прилагательных, причастий, наречий;
слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов: тоже /то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.
Источник
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок (К9) являются ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует:.даст., научит. или.дает., учит.);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма:. нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «. всего две проблемы»);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки (К10). Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»);
2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
3) ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не веселый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета);
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.