Автором используются словосочетания характерные публицистическому стилю ошибка

Типологические ошибки при написании публицистической статьи

В наше время многие СМИ общаются на совершенно своём интересном и лаконичном стиле, который называется публицистикой. Она используется не только в газете или телевидении, но и также при написании работ студентами, в которых допускается применение такого стиля. В этом материале вы узнаете, что такое публицистическая статья, а также какие ошибки могут быть допущены в ходе написания.

Заказать курсовые работы, а также написание дипломных или ВКР по оптимальным ценам можно на сайте ДисХелп.

Что такое публицистический стиль?

Публицистический стиль – тот стиль, который используется средствами массовой информации, в том числе при написании репортажей известных людей и очевидцев, статьи, заметки, а также интервью и тому подобное. Подобный стиль используется чаще всего в письменной речи. Если говорить про устную форму, то тогда в основном применяется при репортажах.

Стоит обратить внимание на то, что в подобном стиле часто используется оценочное суждение, позволяющая иметь эмоциональную окраску. Стиль может быть также применим для создания и сохранения политико-идеологических отношений, создания общественного голоса или же быть связанным с культурной частью общества. Информация может быть передана как определенной группе лиц, так и для широкого круга общества. В лексике используется также эмоционально-экспрессивная окраска, в том числе применяются жаргонные, разговорные и другие элементы лексики.

В публицистической статье человек, который является автором, выражает собственное мнение о каких-либо темах, называя это «редакционным комментарием». С использованием таких статей высказывается мнение, преподносятся идеи в нашу жизнь, начиная от оценивания определенных событий и заканчивая спорами на международной арене. Стоит понимать то, что публицистика обладает широким функционалом, о которых пойдет речь ниже.

Каким функциями обладает публицистический стиль?

публицистический стиль

функции публицистического стиля

Основные функции публицистики для людей – передать какую-либо информацию, воздействовать на них, а также сообщать определенные сведения всему обществу в целом.

Информационная функция означает то, что СМИ будет стремиться как можно быстрее сообщить множествам лиц наибольшее количество свежих новостей.

Воздействующая функция направления на то, чтобы повлиять на определенный круг лиц, связанных с той или иной политической или социальной проблемы. Перед тем, как заниматься публицистической деятельностью, следует как можно лучше понять язык, понять ошибки, которые используются людьми в этой области. Именно об ошибках, связанных с публицистическим стилем, и пойдет речь в нашей статье далее.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Основные ошибки, связанные с публицистическим стилем

В наше время СМИ допускают порядка 4 типов речевых типологических ошибок, которые характеризуются совершенно по-разному. К таким ошибкам выделяются такие моменты, как:

  • Морфология текста;
  • Лексика;
  • Фонетика;
  • Синтаксис.

Первый тип типологических ошибок, в котором допускаются некоторые рода ошибки являются морфологическими. Именно с этих погрешностей и пойдет наша речь в статье.

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки

Типологические ошибки данного типа могут объясняться нарушением правил при образовании определенных форм слов. Наибольшее количество определенных ошибок, используемых в речи, встречаются в момент употребления имени числительного. В приведенных примерах некоторые ошибки будут объясняться незнанием склонения имени числительного.

Необходимо рассмотреть некоторые примеры, которые связанные с ошибками имени числительного:

  • «Сегодня здесь было размещено порядка трехста камер» (правильно будет употребить «… порядка трехсот …»);
  • «Все операции проводятся четырехдесятью процентами акций компании» (правильно будет употребить «… с четырехдесятью процентами …»);

Часто ошибками в литературном плане считаются несклонение или неполное склонение как сложных, так и составных числительных. Очень редко журналистами проводится склонение числительного «полтора». В течение полтора суток городское поселение полностью опустело» (правильно: «… полутора суток …»).

Нередко допускается типологическая ошибка при выборе падежной формы составного числительного, который будет оканчиваться на «два», «три», «четыре» сочетаясь с существительными одушевленного типа. В подобных конструкциях не зависит применяемая категория одушевленности, так как винительный падеж всегда будет сохранять изначальную форму именительного, например, «всего за этот месяц было доставлено в госпиталь тридцать два раненых», но многие употребляют словосочетание неправильно, и пишут в статьях «… тридцать двух раненых».

Литературным нормам может не соответствовать и предложение такого характера: «Строительные работы жилого комплекса должны быть завершены к двум тысячам третьем году». Правильно будет «… к две тысячи третьему году». При использовании составного порядкового числительного, нужно понимать то, что склонению будет подлежать только самое последнее из употребляемых слов.

Нередко можно заметить вот такие ошибки: Правительством обещается выплатить пенсионные выплаты к пятому сентябрю. Правильно будет сказать «… к пятому сентября».

Сейчас имеются также некоторые погрешности, которые имеют прямую связь с употреблением числительных собирательного типа. Не рекомендуется использование подобных слов с существительными, которые относятся к деловой лексике в литературе. (особенно, если используются в информационных программах). К примеру, «Неспроста оказались в данном регионе сразу трое сенаторов» (правильно: «…три сенатора…»).

Множество людей также допускают непростительные ошибки при употреблении числительных «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.), к примеру: «Национализирование других валют (кроме рубля) может пагубно повлиять для обоих стран» (правильно: «… для обеих стран»).

Еще одной речевой типологической ошибкой может считаться образование существительных форм, которые относятся к мужскому роду в именительном падеже множественного числа: «Инспекторы в автошколе выполняют свою работу правильно» (правильно будет «Инспектора…» или «Снайперы проводят работу по зачистке населенного пункта от неприятелей» (правильно будет употребления слова «Снайпера…»).

Иногда могут случаться ошибки в эфире во время образования родительного падежа существительного во множественном числе. Например, «в этом году большой урожай дыней», правильное употребление слова «… дынь».

Некоторые типологические ошибки журналистами допускаются и во время склонения существительных, которые обозначают названия определенных национальностей. В целом, нередко ошибаются во время употребления форм родительного падежа во множественном числе, например, «24 мая у башкиров будет праздноваться праздник Ураза-байрам», правильное употребление «… башкир …». Или же другой пример, «обычаи у туркменов схожи с обычаями жителей ирана. В одном слове имеется правильное употребление «… жителей ирана», а в слове туркменов правильнее сказать «… туркмен …».

Подобные ошибки являются основными из раздела морфологии, но не меньше ошибок допускается в употреблении лексики.

Лексические ошибки

Лексические ошибки

Лексические ошибки

Самое основное, что необходимо знать многим людям, которые занимаются написанием статей в таком стиле – понимать значение определенных слов или словосочетаний. Подобное знание позволит употреблять слова в речи корректнее всего. Некоторые примеры типичных ошибок вы сможете прочитать в этом разделе статьи.

В качестве основного примера типологических ошибок можно выделить самую распространенную, когда люди ошибочно употребляют слова «обратно» вместо «снова», «опять».

Нередко журналистам приходится начинать свои предложения с такого словосочетания «в этой связи». Например, «В этой связи необходимо вспомнить и о прошедших событиях». Чаще всего подобное словосочетание будет употреблено, в момент, когда не указано ни на какую-то определенную связь с прошлым предложением. Правильнее будет употребить «В связи с этим…». Словосочетание позволяет установить связь между словами, которые были сказаны, в том числе о чём будет идти подобная речь в дальнейшем.

Не менее распространенной будет считаться следующая ошибка, где происходит употребление слов «роспись» вместо «подпись» и «число» вместо «дата». Например: «Корреспондент: Было получено именно такое письмо, а на конце можно заметить роспись и число». Роспись – вид живописи, которые бывает на стенах или же потолке, а также предметах быта человека (хохломская, гжельская роспись). Некоторые ошибочно её могут путать со словом «расписка», которая обычно дается человеку при получении денежных средств в долг. Подпись – собственноручное написание фамилии на определенных документах. Оно является подтверждением человека с условиями (договора на оказание услуг), правильностью написания (устное заявление в полиции) и так далее.

Если говорить про слова «дата» и «число», то они также не считаются синонимами, так что их взаимозаменять ни в коем случае нельзя. Понятие «дата» относится к пометке, которое указывает время, а «число» является днем календарного месяца. Например: «Премьера полнометражного фильма должна состояться пятнадцатого числа»). Люди, которые составляют документы, фиксируют именно дату, то есть в неё будет входить не только число, но и также месяц и год его оформления. К этому правилу применимо также срок годность на продуктах, так как четко прописывается не только число определенного месяца, но и месяц, а также год в числовом значении.

Кроме этого, к лексико-стилистическим погрешностям можно отнести и незнания конкретных особенностей, связанных с сочетаемостью определенных слов в русской лексике. К примеру: «Ухудшение качества жизни людей, связана с вредными привычками, плохое экологией и неправильным питанием». Правильное употребление в этом случае будет «Снижение… ».

Нередко бывает некорректное употребление таких значимых в наше время слов, как «главный» и «заглавный». Например, «В художественном фильме «Летят журавли» Татьяна Самойлова смогла сыграть заглавную роль». В нашем случае, употребленное слово «заглавный» означало «главный», что является ошибкой. Слово «заглавный» означает «вынесенный в заглавие», что не подразумевалось в нашем предложении.

Если говорить про иностранные слова, то употребления их в современной публицистике является необходимостью, но при этом часть слов, таких как: «конфронтация», «саммит», «раунд», «консенсус», «брейн-ринг» и многие другие не так нужны в нашей речи. Чрезмерное употребление заимствование слово в крупных масштабах приводят к гибели русского литературного языка. Таким образом, для целостности языка следует как можно сильнее ограничивать их употребление, используя только слова из русской лексики. Например, «конфронтация» это «противоборство» или «столкновение», «саммит» – «переговоры высокопоставленных чиновников» или «заседание парламента».

Немалое значение являются ошибки, связанные с фонетикой. Именно поэтому далее мы поговорим именно о таких ошибках.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Фонетические ошибки

Фонетика в современной публицистике составляет наиболее многочисленную группу всей речевых погрешностей, которые связаны с нормами ударений. Чаще всего можно встретить подобные погрешности в таких словоформах, как: бармен – барменом, вёрсты, вёрстам (но: в десяти верстах); возрастов (люди всех возрастов); вручим (награды); (в) госпиталях; девичье поле (но: девичья память); диспансер и так далее.

В большинстве случаев они являются однотипными, поэтому объяснять что-то в фонетике нет смысла. Наибольшую распространенность множеством ошибок может славиться синтаксические нормы языка.

Синтаксические ошибки

Наиболее частой ошибкой считается нарушение норм, которые связаны со связью управления.

  • Человек смог взвесить о том… (правильно «… взвесить (что?) все «за» и «против»);
  • Наше действующее законодательством предусматривает о том… (… предусматривает, что…);
  • Солистка группы утверждает о том…(… утверждает, что…);
  • Яростный болельщик Спартака понимает о том… ( … понимает, что…);
  • Учитель английского показывая на примерах о том… ( … показывая как…).

Очень важные недочеты происходят, когда допускаются ошибки, употребив существительное в родительном падеже, используя предлоги «согласно» и «благодаря». Например, согласно закона предписания или же отличной погоды. Правильно употребить слово таким образом: согласно закону, предписанию, отличной погоде. Как вы можете понять имена при сочетании имён существительных с предлогами «согласно» и «благодаря» должны употребляться только в дательных падежах.

Заключение

Как вы можете понять, ошибки, которые допускаются средствами массовой информации не являются редкостью. Они могут допускаться не только в тех случаях, когда работа происходит на малотиражных изданиях, за счет того, что средства не могут позволить взять к себе на работу надежного корректора, но и при работе на крупных изданиях или же на ТВ. Основным моментом, из-за которого происходит это удешевление затрат на подготовку материала.

Грамотными средствами массовой информации используются только те принципы написания статей, новостей, пресс-релизов и подобных видов текстового и видеоконтента, которые позволяют сохранить чистоту языка. Подобные СМИ тратят деньги на специальных специалистов, которые работают над корректировкой текстов и их цензурированием. Это все делается по той причине, что СМИ считаются основными ресурсами, которые предлагают нам достоверные сведения о происходящих в тех или иных местах. Они являются в основном теми, которые подконтрольны государству, но часть из них считаются коммерческие. Средства массовой информации негосударственного характера не всегда могут предоставить народу достоверную информацию. Государственные структуры постепенно ведут борьбу за то, чтобы информация в сети была только достоверной.

Стоит понимать о том, что проблема языка в СМИ имеет собственную специфику и определяется основными коммуникативными особенностями в той или иной ситуации, которую они обслуживают. За последние десятилетия положение, связанное с газетной речью в русском языка, становится все сложнее и сложнее. Язык начинает расширяться всяческими заимствованиями, жаргонами и просторечиями. В ней очень часто можно услышать разговорную речь, которая начинает активно взаимодействовать с жесткими системами книжного стиля. В этом случае стилистика и лексика газетной речи находится под большой угрозой.

Самое важное, что необходимо понимать – появилась одна интересная закономерность, которая вызвана тем, что газетная речь может растягиваться между двумя стилистическим полюсами разной направленности: деловая речь и речь разговорного характера.

Средствами массовой информации в высокой степени определяются нормы языка, а также всего общения, тем самым повышая ответственность за то, чтобы нормы языка отвечали всем культурным традиционным особенностям.

Чем сложнее работа, тем выше вероятность ошибок и больше их цена. Если вы не знаете как провести написание курсовых работ, а также дипломных или ВКР, то тогда можете обратить свой взор на компанию DissHelp, предлагающей услуги по оптимальным ценам.

Публицистический стиль: общая характеристика; лексические, морфологические, синтаксические особенности

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль — это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, — сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

  • 1. газетные — очерк, статья, фельетон, репортаж;
  • 2. телевизионные — аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;
  • 3. ораторские — выступление на митинге, тост, дебаты;
  • 4. коммуникативные — пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;
  • 5. рекламные — очерк, объявление, плакат, лозунг.

Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.

Информационная функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно — прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля — функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Языковые признаки публицистического стиля речи

1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа.

Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.

Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

  • 2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. «Театральная» лексика — вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическоешоу, на политическойарене,закулиснаяборьба,рольлидера,драматическиесобытия, известный в политикетрюк, кошмарныйсценарий и др.
  • 3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.
  • 4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.
  • 5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).
  • 6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса — архаизмы. Например: Доллар иеголекари. Военныебарыширастут.

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

  • 1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человеквсегда отличался выносливостью; Преподавательвсегда знаетстудента;
  • 2) родительный падеж имени существительного: времяперемен, пакетпредложений, реформацен, выход изкризиса и др.;
  • 3) императивные формы глагола: Оставайтесьс нами на первом канале!
  • 4) настоящее время глагола: в Москвеоткрывается, 3 апреляначинается;
  • 5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;
  • 6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

  • 1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?
  • 2) восклицательные предложения: Все на выборы!
  • 3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);
  • 4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима — сезон горячий.

В заголовках часто используется специфический языковой прием — «соединение несоединимого». Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля

Чередование экспрессии и стандарта

Язык публицистических текстов соединяет две противоположные тенденции: тенденцию к информативности, фактографичности, свой­ственную строгим стилям (научному и официально-деловому) – стандарт, и тенденцию к экспрессивности, характерную для разговорной речи и языка художественной литературы – экспрессия. Известный исследователь языка газеты В.Г. Костомаров отмечал в этой связи: «К максимуму информации стремятся научный и деловой стили. К максимуму эмоциональности приближаются некоторые бытовые и по­этические тексты. Газетное изложение не терпит ни той, ни другой крайности: впервом случае не было бы эмоционально воздействующего эффекта (скучно, неинтересно), во втором – необходимой фактографичности (на одних чувствах)».

Чередование экспрессии и стандарта – конструктивный принцип, которому подчиняется публицистический стиль. В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то на первый план выдвигается экспрессия. Публицист в явной форме выражает мнение, отношение к проблеме, присущее определённой социальной группе. Если основной целью является сообщение информации, то преобладает стандарт.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического стиля относятся: неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога, круглый стол переговоров (вспомните такие тексты, как прогноз погоды, спортивные комментарии, сводку чрезвычайных происшествий). Словосочетания в подобных сообщениях «кочуют» из текста в текст и это закономерно, поскольку публицистические тексты создаются в короткие сроки, и это препятствует творческому подходу, без которого немыслим художественный текст.

Стандарты могут превращаться в речевые штампы из-за длительного частотного использования, из-за немотивированного включения в зоны коммуникации Стандартные формулы теряют экспрессивно-оценочные качества, ясное и точное значение: белое золото, черное золото и т.п.

Итак, необходимо отличать речевые стандарты (клише), закрепившиеся в публицистическом стиле, от речевых штампов.

Речевой стандарт, клише – это устойчивое в своём составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает чёткой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации (голевой момент, повышение атмосферного давления, бросок к воротам, приближается атмосферный фронт, атака по левому флангу).

Речевой штамп – это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение. Другое понимание понятия – первоначально выразительное языковое средство, которое в силу частого и однообразного повторения без учёта контекста потеряло оригинальность (работники прилавков, чёрное золото, зелёный часовой). Т. Толстая называет их «дубовыми неловкостями стиля», «натужным притворством», «словесными комками и колтунами» (Т. Толстая Русский человек на рандеву).

Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля

Лексические особенности. Для языка СМИ характерен полистилизм возможность использования языковых средств, различных по стилевой принадлежности: книжных слов, поэтизмов, с одной стороны, и разговорной лексики на грани просторечия и даже за гранью, с другой.

Кроме терминов экономики, законодательства, культуры, спорта, в публицистическом стиле употребляется определенное количество слов и устойчивых выражений метафорического характера (языковые средства, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской), описывающих реалии мировой политики, жизни общест­ва: агрессия, инновация, модернизация, демократия, экспансия, неплатежи, приватизация, национализация, номенклатура, терроризм и т.п.; холодная война, кризис неплатежей, гонка вооружений, мировая закулиса, пленарное заседание, гражданское общество, свобода слова, права человека, новый мировой порядок, свобода совести, ми­ровое сообщество, новые русские, поколение пепси и т.д. Итак, слова и выражения могут быть нейтральны по своей эмоциональной окраске, оценочности, но гораздо чаще СМИ используют слова и выражения с яркой оценочной (чаще отрицательной) окрашенностью: амбиция, пижонство, обывательщина, громила, замкадыш, беспредел, менты, критиканство, политикан, насаждать, военщина / судьбоносный, знамение, победоносный и т.д.. Эта окраска носит социальный характер. Среди оценочных слов много архаизмов: осенит, рукотворный, кормило (власти), преображение.

Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика – именно с ней связано формирование публицистического стиля: президент, депутат, патриот, спикер, общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, консенсус. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не прямом, а в переносном значении (метафора как способ оценки окружающей действительности): атмосфера (дружеская атмосфера, атмосфера доверия), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта, вахта памяти), негатив (в ряде статей отражен негатив), пакет (пакет предложений).

В основе публицистических метафор лежат конкретные образы, способствовавшие переносу. Их можно классифицировать по следующим группам: машины и механизмы; дорога, средства передвижения; растения; война; спорт; театр и цирк; здоровье, состояние организмаи т.п..Например: энергетическая кома, раковая опухоль коррупции и пр.

В последние годы публицистический стиль активно обогащается научнойтерминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: маркетинг, бренд, инвестиция, холдинг, мониторинг. Наблюдается детерминологизация (переосмысление терминов экономики, политики, бизнеса и т.п. и формирование нового значения) терминов: банк данных, дикий рынок, валюта общения, инвестиционный дождь, кредит доверия, девальвация ценностей, импорт латиноамериканских телесериалов.

Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда черпаются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую окраску: дерзать, воздвигать, ознаменовать, самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять, первопрестольнаяи т.п.

Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Оценка, которая содержится в ней, способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть, громила, шумиха, пижонство, амбиция, размалевать, схлопотать.

Многие СМИ игнорируют законы языковой нравственности, используя ненормативную лексику (жаргонизмы и просторечные слова, бранные и вульгарные, матерные слова): одичать, тусовка, чернуха, разборка, забегаловка, небось, запросто, круто. К сожалению, очень активна сегодня в прессе жаргонная лексика, прису­щая маргинальным, асоциальным группам.

Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию. Примеры нейтральной фразеологии: предвыборная кампания, ратификация договора, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут быть позитивно и негативно окрашенными: сокращение вооружений, гарантия безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса. Активна разговорная фразеология.

Морфологические нормы публицистического стиля во многом определяет возможность сочетания книжного и разговорного.

1. Употребление формы единственного числа имён существительных в значении множественного: Жилищно-коммунальная реформа ударила по карману налогоплательщика.

2. Формы множественного числа существительных: отцы, деды, ветераны, народы, власти – употребляются в значении совокупности;

3. Преобладает родительный падеж существительных: обострение обстановки, разрядка напряженности, партия власти, реформа образования, министр здравоохранения;

4. Временные формы глагола употребляются в равной мере;

5. С целью активизации внимания адресата часто используются формы повелительного наклонения: смотрите, вспомните, давайте обсудим и т.п.; Голосуйте за нашего кандидата! Продолжение читайте в следующем номере журнала.

6. Объективности изложения материала способствуют формы страдательные формы глаголов: обстановка накаляется, военная напряженность обостряется;

7. Активны формы страдательных причастий прошедшего времени: весенняя страда завершена, меры по наведению общественного порядка усилены, решение принято;

8. Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имён прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина;

9. Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность отрицательных частиц не и ни, усилительной частицы же, разговорных частиц ведь, вот, даже, лишь.

10. Широко употребляются производные предлоги: на основе, в области, в свете, в духе, с учётом, по линии, по пути.

11. Часто употребляются прилагательные и наречия с оценочным значением: серьёзный, второстепенный, значительный, презрительно, великолепно.

12. Ярко выраженная личностность стиля определяет частотность личных местоимений.

13. Часто используется настоящее время глагола («настоящее репортажа»).

Синтаксические нормы публицистики связаны с необходимостью сочетания экспрессии и информационной насыщенности:

1. В публицистическом стиле употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращениями, повторами; назывные предложения;

2. Используются расчлененные конструкции, т.е. такие конструкции, в которых какая-нибудь структурная часть, будучи связана с основным текстом, вычленяется – позиционно и интонационно – и располагается либо в препозиции, либо в постпозиции: На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара, который не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?

3. Обратный порядок слов в предложении (инверсия): Это политика близорукая.

4. Введение в авторский текст прямой речи.

5. Вопросно-ответные конструкции как действенная форма оживления речи: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов)

6. Важную стилеобразующую функцию выполняют заголовки: от них во многом зависит, обратит ли читатель внимание на данный текст. Поэтому заголовки одновременно являются рекламой. Они могут быть подчеркнуто утвердительными или лозунгово-призывными, содержать вопрос, выражать оценочно-волевое начало, звучать иронически и т.п. («Почему в России женщины живут дольше мужчин?»). С целью привлечения внимания заголовки могут иметь заведомо лживую информацию.

7. Эллиптические предложения (безглагольные фразы): Банки – не только для банкиров;

8. Употребление коротких предложений – рубленая проза;

9. Параллельный способ связи предложений;

10. В стилистических целях используются однородные члены предложения (употребление их парами, повторение, градация), обособленные члены предложения;

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте понятие “публицистический стиль”. Назовите основную сферу функционирования, основную функцию и основную форму речи публицистического стиля.

2. Назовите подстили публицистического стиля, основные жанровые разновидности публицистического стиля, отличительные свойства публицистического стиля.

3. Что понимается под “чередованием экспрессии и стандарта” в публицистическом стиле?

4. Охарактеризуйте лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.

5. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства публицистического стиля.

FЗадание 1. Охарактеризуйте данные словосочетания из публицистических текстов как речевые стандарты и речевые штампы.

Работники бюджетной сферы, нефтяной король, автор гола, гамма переживаний, парламентский корабль, служба занятости, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры, подчеркнул со всей остротой, на сегодняшний день, по данным из информированных источников, социальные язвы, имеет место быть, насущная проблема, масса вопросов, силовые ведомства, мирное сосуществование, понижение уровня жизни, государственное регулирование цен, потребительская корзина, зелёный часовой, флагман индустрии, эстафета поколений, чёрное золото, работники прилавка, труженики полей, дух времени, правовая проблема, получить прописку, люди в белых халатах, горячая поддержка, живой отклик, резкая критика прозвучала в адрес, в целях распространения, рентабельность предприятий, наведение элементарного порядка, лесной массив.

Задание 2. Проведите стилистический анализ текста.

Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности.

1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»
2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля
3. Развитие умений анализировать текст и видеть характерные особенности реализации авторского замысла.
4. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ

Описание слайда:

Задания ЕГЭ
А29 – Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
А30 – Стили и функционально-смысловые типы речи. Умение определять стиль речи
В8 – Анализ средств выразительности
С – Сочинение по прочитанному тексту

Описание слайда:

Стиль — фр.stele – гр.stylos – палочка (для письма у древних греков)
Совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт, проявляющихся в творчестве писателя, художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д.
Слог писателя (авторский стиль)
Прием, способ, метод работы

Описание слайда:

Publicus (лат.)- «общественный, государственный»
Публицистика -общественно-политическая литература на современные, актуальные темы
Публицист –автор произведений на общественно-политические темы
Публика -1)посетители, зрители, слушатели 2)люди, народ

Описание слайда:

Цель публицистического стиля-
Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Описание слайда:

Что делает публицист ?
Информирует (о чем?)
Воздействует ( на что?)
Убеждает ( в чем?)
Внушает (что?)
Побуждает (к чему?)

Описание слайда:

Сфера употребления публицистического стиля —
Общественно-экономические
политические
культурные отношения.

Описание слайда:

Жанры публицистики
Статья в газете, журнале
Очерк (путевой, портретный, проблемный)
Репортаж
Интервью
Фельетон
Ораторская речь
Судебная речь
Выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад, дискуссия

Описание слайда:

Характерные черты публицистического стиля

Описание слайда:

Публицистический текст строится как научное рассуждение:
1)выдвигается важная общественная проблема
2)анализируются пути ее решения
3)делаются обобщения и выводы
Строгая логическая последовательность
Используется общенаучная терминология

Описание слайда:

Вам вопрос:
Какие черты сближают публицистический стиль с научным ?

Описание слайда:

Ответ:
Текст публицистического стиля строится как научное рассуждение
(тезис –доказательства -вывод)

Используется общенаучная терминология
Достоверность
Точность
Конкретность
Обоснованность

Описание слайда:

Вам вопрос :
Что общего у публицистического стиля с художественным ?

Описание слайда:

Ответ:
В тексте публицистического стиля используются средства художественной выразительности, присущие художественному стилю речи
Образность с целью усиления воздействия на разум и чувства
Эмоциональность, страстность
Использование разговорных, просторечных слов и оборотов
Использование фразеологизмов

Описание слайда:

Лексические особенности публицистического стиля
Общественно-политическая лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры
Слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека
Слова с приставками а-, анти-, де-, меж-. раз(с)-
Слова с суффиксами
— и(я), — ци(я), — изаци(я), — изм, — ист
Слова с корнями, близкими по значению к приставкам: все- , обще- , сверх- ,

Описание слайда:

Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Риторические вопросы
Обращения
Лексические повторы
Градация
Гиперболы
Фразеологизмы
Пословицы и поговорки
Разговорные обороты речи и просторечия
Использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов
Языковых средств юмора, сатиры, иронии

Описание слайда:

Синтаксические особенности публицистического стиля
Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Вводные слова и предложения
Обратный порядок слов в предложениях (инверсия)
Синтаксический параллелизм предложений
Построение по законам градации предложений с однородными членами
Использование причастных и деепричастных оборотов
Существительные в Р.п.в роли несогласованного определения (голос мира)
В роли сказуемого глаголы в повелительном наклонении или возвратные
Однородные члены
Сложные синтаксические конструкции

Описание слайда:

Основные проблемы текста:
В погоне за престижем мы теряем основу образования — обычные школы.
Школе недостает стабильности.
Школа не должна забывать о «вековых исторических традициях и богатейшем национальном опыте».
Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства.
Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия. соборности.

Описание слайда:

Художественно- изобразительные средства – В8
7-риторический вопрос -не требует ответа, он нужен автору, чтобы привлечь внимание читателя к определенному предмету.
1-развернутая метафора –неожиданное, иносказательное значение, которое используется в качестве переноса с одного понятия на другое на основании условного сходства (скрытое сравнение)
8-эпитет –образное, необычное определение
4-градация –употребление подряд нескольких однородных членов(синонимичных чаще) для усиления или ослабления значения предыдущего.

Описание слайда:

Художественно-изобразительные средства-В8
7-Риторический вопрос — предложение 16
1-Развернутая метафора — «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности».
8-Эпитеты — «вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»
4-Градация — предложения 9, 11.

Описание слайда:

Краткий ответ на вопрос:

В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 346 человек из 67 регионов

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 86 человек из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 171 человек из 47 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Изучение двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я

Обобщение знаний о синтаксисе и пунктуации

Фразеологизмы и их происхождение

Знаки препинания при однородных членах

Повторение изученного об имени существительном с использованием групповой технологии

Спряжение глаголов в заданиях

Готовимся к ГИА. Задание В7. Запятые в сложноподчиненном предложении

Тестирование знаний об имени числительном

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5270674 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку

Время чтения: 0 минут

Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://lektsii.org/10-17288.html

http://infourok.ru/publicisticheskij-stil-rechi-leksicheskie-i-sintaksicheskie-osobennosti-4737840.html

Исправьте грамматические ошибки. Запишите отредактированные предложения.

1. Обладаю знаниями и теорией в химической промышленности. 2. Цель текста – передать эмоции и мысли от автора к читателю. 3. Автором используются словосочетания, характерные публицистическому стилю. 4. Учёные использовали практичный метод по достижению цели. 5. Благодаря допущенным и исправленным ошибкам мы совершенствуем орфографические навыки. 6. Необходимо корректно и точно выражать свое мнение на окружающую действительность.

   
   
Детали файла
Имя файла: 1343.01.01;МТ.01;1
Размер: 105 Kb
Дата публикации: 2015-03-09 03:37:50
Описание:
Культура речи и деловое общение — Модульный тест

Список вопросов теста (скачайте файл для отображения ответов):

Верны ли утверждения?
А) Авторская речь, отражающая внешнюю по отношению к автору действительность, строится с преобладанием книжно-письменных элементов
В) Эмоциональностью и экспрессивностью разговорной речи обусловлено широкое использование вопросительных и восклицательных предложений
Верны ли утверждения?
А) В несобственно-авторской и несобственно-прямой речи в различных пропорциях сочетаются собственно авторская речь и речь персонажей
В) Специфическими чертами научного стиля принято считать подчеркнутую логичность изложения, отвлеченность, обобщенность, а также смысловую точность, объективность изложения
Верны ли утверждения?
А) В прямой речи наиболее активно проявляется разговорный стиль
В) В разговорном синтаксисе преобладают простые предложения, причем в них часто отсутствует глагол-сказуемое, что придает высказыванию динамичность
Верны ли утверждения?
А) В художественной речи существуют свои законы восприятия слова, значение которого в большей степени определяется целевой установкой автора
В) Неполнота конструкций, эллиптичность – это одно из средств речевой экономии и одно из наиболее ярких отличий разговорной речи от других разновидностей литературного языка
Верны ли утверждения?
А) Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской
В) В публицистике употребляется только высокая книжная лексика
Верны ли утверждения?
А) Жанр дискуссии — это тот тип разговора, в котором, при различ­ных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласие
В) Беседа — это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит обмен мнениями по каким-либо вопросам
Верны ли утверждения?
А) Изменения в обществе всегда отражаются в языке и, прежде всего, в лексике
В) Наиболее часто в языке изменяется грамматика
Верны ли утверждения?
А) Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи
В) Наиболее часто метафоризация слов наблюдается в официально-деловом стиле
Верны ли утверждения?
А) Монолог — это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины
В) По целям обще­ния различаются: а) информативный разговор; б) предписываю­щий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекоменда­ции, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяс­нение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, об­винения)
Верны ли утверждения?
А) Особую трудность для правильного употребления представляют собой паронимы — слова близкие по звучанию, но различные по значению
В) Паронимы – это слова с противоположным значением
Верны ли утверждения?
А) Присущая художественной речи динамика, в отличие от статики научной и официально-деловой речи, проявляется в высокой частотности употребления глаголов
В) Академический подстиль научного стиля составляет его ядро, ту основу, вокруг которой группируются другие подстили, в частности научно-технический и научно-учебный
Верны ли утверждения?
А) Самыми яркими штампами являются фразеологические единицы и метафоры
В) Штампы не следует смешивать с клише – положительными конструктивными единицами, которые представляют собой не претендующие на образность и экспрессивность обороты, служащие для экономии мыслительных усилий
Верны ли утверждения?
А) Характерным признаком языка публицистики является использование синонимов в целях избежания повтора, усиления эмоциональности высказывания или же уточнения наименования явления
В) Использование синонимов недопустимо в письменной речи
Данная пара слов является паронимической?
А) Демократический — демократичный
В) Свобода — порядок
Данная пара слов является паронимической?
А) Криминальный — криминогенный
В) Общество — государство
Есть ли ошибки и неточности в суждениях?
А) Главная логико-смысловая особенность цитаты заключается в том, что она является смысловым фрагментом, который организует и логико-смысловой и коммуникативный фон текста
В) Публицистика играет особую роль — она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности
Есть ли ошибки и неточности в суждениях?
А) Используя одну или несколько цитат, автор тем самым переадресует читателя к определенному множеству текстов, которые самым тесным образом связаны с тем новым текстом, создаваемым автором
В) Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических
Есть ли ошибки и неточности в суждениях?
А) Композиционная структура реферата такова: она содержит описание (либо повествование) и умозаключение обобщающего характера
В) Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей
Есть ли ошибки и неточности в суждениях?
А) Реферат содержит развернутую информацию (по сравнению с аннотацией) о каком-либо тексте (монографии, диссертации, статье)
В) Основной целью дискурса в СМИ, в том числе в периодической печати, является передача (или ретранслирование) информации различных типов
Есть ли ошибки и неточности в суждениях?
А) Цитация в рамках научного текста выполняет и еще одну чрезвычайно важную функцию: она включает данный текст в общий контекст научных текстов данной тематики
В) Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь — на ее эмоциональное отражение
Академический подстиль является разновидностью стиля
Вариативность грамматических и лексических средств выражения, представленных в синонимии форм, слов и синтаксических конструкций, – это признак языка
Выберите пары слов – паронимов
Выберите пары слов – паронимов
Выберите письменный жанр разговорной речи
Выберите речевой жанр, который не относится к письменной разновидности языка
Выберите речевой жанр, который не относится к письменной разновидности языка
Выберите речевой жанр, который относится к письменной разновидности языка
Выберите речевой жанр, который относится к письменной разновидности языка
Выберите синонимы, которые различаются оттенками в значении
Выберите синонимы, которые различаются оттенками в значении
Выберите устный жанр книжной речи
Выберите устный жанр книжной речи
Диктуют правила произношения звуков, слов и высказываний нормы
Дипломатический подстиль относится к стилю
Допускает любые отклонения от норм литературного языка, если эти отступления эстетически оправданы
Замена глаголов отглагольным существительными действия, высокая частотность форм родительного падежа существительных, тенденция к неупотреблению личных и указательных местоимений, так как они не являются однозначными, отличает стиль
Использование терминов, абстрактной лексики, отсутствие эмоционально окрашенной и экспрессивной лексики является признаком стиля
Используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии) стиль
К императивным нормам относится
К императивным нормам относится
К императивным нормам относится
К императивным нормам относится
К речевым стилистическим средствам следует отнести
Научный, официально-деловой, публицистический стили изучаются в стилистике
Не имеет определенного лексического набора и грамматического инструментария, которые отличают, обычно, одну разновидность языка от другой
Неофициальные письма, записки, дневники, реплики персонажей в пьесах относятся к
Неполнота конструкций, эллиптичность – это одно из средств речевой экономии и одно из наиболее ярких отличий
Непринужденность, непосредственность и неподготовленность являются признаками
Неприятие всяких новшеств и изменений в языке или прямое их запрещение — это
Определяют правила и порядок использования слов и устойчивых выражений языка в соответствии с их значением и экспрессивно-стилистическими свойствами нормы
Официально-деловой стиль наиболее близок к стилю
Постоянное стремление к новизне выражения, нацеленное на привлечение аудитории отличает тексты стиля
Построение разных типов авторского повествования, речи персонажей, диалога изучаются в стилистике
Представляет собой неоднородную по составу и размытую в своих границах сферу, в которой взаимодействует нелитературная речь необразованных людей, лишь частично владеющих нормами русского литературного языка
Представляют собой готовые формуляры с неизменным текстом и пропусками, которые заполняются в зависимости от конкретной ситуации, тексты стиля
Проблемы «образа автора» как идейно-композиционного стержня художественного произведения изучаются в стилистике
Разветвленная многофункциональная система стилей и стилистическая дифференциация языковых средств – это признак языка ________
Речевые жанры и их построение изучаются в стилистике
Речевые и стилистические нормы изучаются в стилистике
Складываются в результате сознательного отбора языковых средств в процессе коммуникации и возводятся в ранг правильных, общеобязательных
Слова, которые не имеют стилистической окраски, стилистически _________
Слова: ручонка, домище, злющий, хвастун, воображала, беготня, предобрый, нашептывать, модничать, толкануть – характерны для
Совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, предложений, называется
Создаются с целью описания предмета, явления, системы знаний тексты стиля
Социальная оценочность языковых средств и призывность отличает стиль
Социально-культурное назначение литературного языка — быть
Тенденция к использованию нейтральных элементов и штампов характеризует стиль
Точность (однозначность) формулировок; логичность, непротиворечивость, аргументированность, последовательность и краткость изложения – это свойства стиля
Узкие сферы речевой деятельности людей, прежде всего научно-технические, представлены в речи
Уместными в любых формах и стилях речи являются единицы языка
Унификация и стандартизация характеризуют стиль
Употребляются как стандартные, клишированные средства языка, так и экспрессивные, выразительные в стиле
Устанавливают правила образования форм слов, правильность построения словосочетаний и предложений, рекомендации по их употреблению в тех или иных сферах коммуникации нормы
Характерная для письменной речи усложненность конструкций, сложноподчиненных предложений со значением причины, следствия, условия, уступки, употребление сложных предлогов: вопреки тому, что…, на основании того, что…отличают стиль
Характерно совмещение высокой книжной лексики с разговорной, сниженной для стиля
Широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики характерны для
Широко используется общественно-политическая лексика, заимствованная лексика, семантически переосмысленные слова в стиле
Широкое использование местоимений, не только заменяющих существительные и прилагательные, но и употребляющихся без опоры на контекст, характерно для
Является открытой системой и не ограничен(а) в использовании любых языковых возможностей

Для скачивания этого файла Вы должны ввести код указаный на картинке справа в поле под этой картинкой —>
ВНИМАНИЕ:
Нажимая на кнопку «Скачать бесплатно» Вы подтверждаете свое полное и безоговорочное согласие с «Правилами сервиса»

Слова, характерные для публицистического стиля: акциони­ рование предприятий, астральные мысли, астрологический прогноз, бизнес-тур, галопирующая инфляция, всеобщая гласность, демократизация обще­ства, общественное сознание, дикий рынок, парафировать договор, кризис власти, инвестиции, либерализация цен, лига брокеров, народная дипломатия, парламентские слушания,    обвальная    приватизация,    думский   комитет, народные избранники, принято единогласно, приоритет общечеловеческих ценностей,   псевдорынок,   разгосударствление,   маркетинговая   служба,   ре­ форма  политической  системы,  рублевое  пространство,   руководящие   указа­   ния,  труженики  полей,  утверждение  социальной  справедливости,  хищниче­ский рынок, человеческий фактор.
Общеупотребительные  слова:  народная  медицина,  Евангельские   чтения,   акт милосердия, пестициды, православная гимназия, цивилизованный,  се­ минарист, лицейский классы, шоковая терапия
Брокер — посредник (лицо  или  фирма)  при  заключении  различных  сде­  лок, действующий по поручению и за счет клиентов.
Парафировать  —   подписывать   международный   договор   инициалами   лиц, участвовавших в его разработке, в подтверждение предварительной договоренности, до официального подписания.
Астральный — связанный с обожествлением небесных светил.

стилистические ошибки

Многие начинающие писатели, копирайтеры, журналисты, пиарщики сталкиваются с проблемой стилистических ошибок. Бывает так: написал текст, прочитал, проверил, и все кажется логичным, более того – читается легко и интересно. Но стоит дать оценить написанное другим людям, и возникают некоторые сложности. В одном месте тематический разрыв и не совсем понятно, что автор хотел сказать; в другом – произошло сильное увлечение деталями и отход от основной темы; в третьем – при попытках придать тексту художественную красоту употребляются сложные обороты, в связи с чем теряется логичность и последовательность. Часто эти и другие стилистические ошибки возникают по невнимательности и незнанию отдельных правил.

В тренинге по писательскому мастерству мы предложили характеристику типичных стилистических ошибок: речевых, связанных с лексической сочетаемостью и избыточностью. В этой статье мы более детально изучим природу этих ошибок, приведем конкретные примеры и на основе этого постараемся научиться выявлять и вовремя исправлять недочеты при письме.

Стилистика

Стилистика – это раздел языкознания, филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему. Другими словами, стилистика имеет дело с подбором лексики для максимально эффективной реализации задач текста. Существуют различные стили изложения: разговорный, публицистический, деловой, научный, художественный. Каждому из них соответствуют свои лексические приемы и средства воздействия на целевую аудиторию.

Стилистические ошибки – это примеры нарушения законов употребления лексических единиц в речи или недочеты в построении синтаксических конструкций. Чаще всего это неправильное употребление слова или неверное построение предложения. Нередко ошибки обусловлены использованием лексики одного стиля в другом, например, разговорного в научном или официально-деловом.  Смешение разных стилей в одном тексте допустимо только для достижения специального художественного эффекта.

Умение писать стилистически грамотно является показателем не только профессиональной компетенции людей определенной сферы занятости, но и общей грамотности и образованности человека. Поэтому старайтесь не допускать ошибок, в том числе и стилистических.

Плеоназм

Плеоназм – это смысловая избыточность, проявляющаяся в дублировании смыслов слов в пределах высказывания. Данную ошибку часто совершают начинающие копирайтеры, стремящиеся разнообразить и обогатить свою речь. Плеонастический текст, как правило, имеет целью детальное описание предмета или явления, но множественные подробности и уточнения затрудняют понимание смысла высказывания или лишают его вовсе.

Примеры:

Он любил играть в футбол футбольным мячом. В футбол, исходя из правил этой игры, можно играть только футбольным мячом и никак иначе.

На счету была каждая минута времени. Минута и так является единицей времени.

Часто стилистическая ошибка плеоназм возникает в результате объединения синонимов:

Он оглянулся, посмотрел назад и пошел дальше. Оглянуться уже значит посмотреть назад.

Как избежать? Перечитывая свой текст, особое внимание уделяйте фрагментам с детальным описанием чего-либо, остерегайтесь избыточности в суждениях, проверяйте синонимы. Помните также, что плеоназм может использоваться как художественный эффект для придания эмоциональной окраски или комичности.

Клише

Клише – это стандартные формы словоупотребления, типичные схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях. Клише являются стилистической ошибкой в случае, если они употребляются в несоответствующем стиле речи (к примеру, клише, характерные для делового стиля, в разговорном тексте), а также при их избыточном использовании в речи.

Примеры: золотая осень, проходит красной нитью, подавляющее большинство, принятые меры, играть роль, привлекать внимание, представлять интерес, одержать победу, довести до сведения и многие другие.

Как избежать? Очевидно, что совсем отказаться от клише не удастся, к тому же официально-деловой стиль полностью основан на использовании клишированных конструкций, и ни один документ не может быть оформлен без них. Такие устоявшиеся выражения могут разнообразить ваш текст, но их избыток легко испортит впечатление от всего написанного. Следует помнить, что большинство клише «застираны до дыр» (также клише!), поэтому старайтесь реже их употреблять и расширяйте свой словарный запас.

Тавтология (тождесловие)

Тавтология – смысловая избыточность, проявляющаяся в дублировании в пределах высказывания одних и тех же или родственных слов. Это случаи употребления лишних слов и целых предложений, которые не сообщают ничего нового о предмете текста, а лишь повторяют уже сказанное.

Примеры:

В своих рассказах Н. Носов рассказывал о школьной жизни.

Он шел навстречу и улыбался широкой улыбкой.

В отделе антикварной мебели продавался отличный деревянный стол из красного дерева.

Как избежать? Прочитайте написанный текст вслух, дайте послушать другим людям, поскольку одинаково звучащие слова легче выявить именно на слух. Проверяйте себя внимательно, стараясь исключать повторы или заменять их синонимами.

Нарушение лексической сочетаемости

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова «подходят» друг другу. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами.

Примеры:

На воскресной распродаже были дешевые цены. Цена определяется прилагательными «высокий», «низкий», тогда как только товар может быть охарактеризован как «дорогой» или «дешевый».

Он уделял ей заботу. Уделять можно внимание, а заботу проявляют.

Саша читал материалы сайта 4brain.ru и повышал свой кругозор. Кругозор можно расширить, но не повысить.

Неправильное употребление многозначных слов

Еще один вид ошибок лексической сочетаемости – неправильное употребление многозначных слов. Несмотря на то, что, благодаря контексту, они в основном понимаются верно, в отдельных случаях могут образовать неправильные конструкции.

Примеры:

Глубоко за полночь – правильно. Но нельзя сказать глубоко за полдень.

Глухая стена – правильно. Глухая дверь – нет.

Как избежать? Чтобы не совершать ошибок лексической сочетаемости нужно пользоваться «Словарем сочетаемости слов русского языка».

Бедность и однообразность в построении предложений и выборе конструкций

Так часто бывает, когда начинающий автор, стремящийся не наделать ошибок в сложных предложениях, пишет текст максимально простыми предложениями. Полноценной ошибкой такой случай не назовешь, но, сколько людей захочет прочитать это бедное изложение?

Пример:

Обычная квартира. Слева от входа окно. Справа – шкаф. В центре стол и пара стульев. В дальнем углу тумбочка, на ней – телевизор.

Как избежать?  В случае если это не авторский прием, «украсить» текст можно путем употребления различных художественных средств – эпитетов, аллегорий, сравнений, метафор, гипербол и др.

Нелогичный порядок слов

Порядок слов в русском языке зависит от положения подлежащего и сказуемого в предложении и бывает прямым или обратным. Второстепенные члены и служебные слова согласовываются с теми словами, от которых они зависят по смыслу. Если этому правилу не следовать, нарушится порядок слов и предложение станет либо труднее для понимания, либо изменит смысл.

Примеры:

Я прогулялся по центральной улице и по еще парочке маленьких переулков. Создается неверный смысл фразой «по еще парочке», нужно «еще по парочке», ведь речь идет о продолжении действия.

Нелегкая судьба и жизненные перипетии здесь описываются. Возможный, но не лучший вариант построения текста. Лучше: Здесь описываются нелегкая судьба и жизненные перипетии.

Как избежать? Следовать правилам построения предложений. Для интонационного выделения лучше использовать другие художественные средства, так как неправильный порядок слов не всегда гарантирует верное понимание написанного.

Будьте внимательны и пишите грамотно!

Отзывы и комментарии

Нам очень важно ваше мнение. Помогите сделать сайт лучше – оставьте комментарий с оценкой материала. А если вам интересно развиваться дальше, то обратите внимание на наш курс по повышению грамотности.

  • Авторизуйтесь чтобы продолжить код ошибки auth refresh required write
  • Автор произведения работа над ошибками
  • Автор произведения ошибки рип
  • Автор приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок
  • Автор поднимает проблему речевая ошибка