Белка зверь которая живет на дереве исправить ошибку

·        
Нарушения в построении предложения с причастным
оборотом

Норма

Пример
нарушения

1. 
Согласование  причастного оборота с главным  словом (проверяется вопросом)

*по столу, привезенном из Италии   (верно = привезённОМУ)

2. Причастный
оборот может относиться к каждому из слов определяемого словосочетания:

*Часть книг, предназначенная  для….- верно

*Часть книг, предназначенных  для….- верно

Но: часть книг, предназначеннЫЕ
для — неверно

3.Определяемое
слово не должно входить в состав оборота

Воспитавшему художнику не одно поколение  учеников
приходилось сталкиваться с интересными ситуациями.

(верно) Художнику, воспитавшему  не одно поколение  учеников, приходилось
сталкиваться с интересными ситуациями

4.
Определяемое слово не должно быть оторвано от оборота

Листья тихо шуршали под ногами, осыпавшиеся
ночью.

·        
Нарушения
в построении предложения с деепричастным оборотом

1.Деепричастие
и глагол-сказуемое должны относиться к одному лицу

Подъезжая к дому,  обнаружились неполадки велосипеда.

(неполадки обнаружились, но подъезжали к дому люди)

·        
Неправильное
употребление существительного с предлогом

1.Речь
идёт о предлогах:

согласно+
Д.П. (чему?)

благодаря+
Д.П. (чему?)

вопреки+
Д.П. (чему?)

наперекор+
Д.П. (чему?)

наперерез+
Д.П. (чему?)

 2. Речь
идёт о предлоге

         
 
по (после)+ П.п.

3. Речь
идёт о предлогах    

         
по (о) в сочетании с местоимениями вы, мы, которые должны быть
в форме П.П

по прибытии, по приезде – верно, т.к. о чём? =П.П.

Скучать, тосковать, заботиться по ВАС = верно (о ком? = П.П.)

·        
Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым

1.  Подлежащее 
кто  согласуется со сказуемым    в форме единственного числа

2. Подлежащее 
те  согласуется со сказуемым    в форме множественного числа

3.
Сказуемое
при подлежащем с собирательным количественным значением  

      большинство, часть, ряд

·       
употребляется
в единственном числе, если  при существительном нет зависимых  слов
или оно (слово)  в единственном числе;

·       
употребляется
во множественном числе, если  между подлежащим и сказуемым есть другие
члены
предложения;

·       
употребляется
во множественном числе, если  при существительном есть однородные  
формы;

·       
употребляется
во множественном числе, если    есть однородные   сказуемые

4. Сказуемое
при словосочетании  со словами     

много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько

·        
во
множественном числе, если об одушевлённых предметах;

·        
в
единственном  числе, если о  неодушевлённых предметах

5.
Сказуемое при подлежащем, включающем числительное,
употребляется во множественном числе.

*глагол было –всегда в единственном числе.

6. Сказуемое
при подлежащем, включающем слова: только,
лишь, около, всего —
 употребляется в единственном числе.

Те, кто  побывал   на море, не забудут его красоты и
величия. =
верно

Те, кто  побывал   на море, не
забудут
его красоты и величия. =
верно

Большинство поддержало  докладчика 

Большинство команды
поддержало  тренера

Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили
работу режиссера. 

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали
директора.  

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились
к экзаменам.   

Много учеников   сидели.

Много парт   стояло.

Три солдата стояли у спуска.

Трое мужчин поднимались.

У него было три сына.

Только пять берёзок принялось.

Около пяти участников сошло с
дистанции.

·        
Нарушение
в построении предложения с несогласованным приложением

1.Видовое
понятие при родовом ставится в И.П.

О романе М. Булгакова «Мастере и Маргарите» написаны
сотни критических статей. = неверно,
т.к.
приложение «Мастере и Маргарите»  при родовом понятии (роман) стоит в П.П.

верно:  О романе М. Булгакова «Мастер
 и Маргарита»…

·        
Ошибка
в построении предложения с однородными членами

1. Не
   могут быть однородными   слова разных   морфологических категорий:

2. Не
   могут быть однородными   разные синтаксические конструкции:

Он худ и высокий (полной и краткой формы)=неверно

Он худой и высокий=верно

Я люблю чистоту и читать (глагол   и существительное)=неверно

Я не люблю войну и когда получаю двойку.

В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире
и который отличался спокойствием= неверно

верно: В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и   отличавшегося
спокойствием.

3.Неверное
использование двойных   союзов

не
только…, но и;

не
столько…, сколько;

как…,
так и;

хотя…,
но и…

Мы осмотрели не только древнюю часть города, но
и побывали в новых районах. = неверно 

верно:   Мы не только  осмотрели
древнюю часть города, но и побывали в новых районах. 

Не только мы, но наши
гости были удивлены.=неверно

верно:  Не только мы, но и наши гости были удивлены.

4. Предлог  при
однородных членах должен относиться к каждому из них.

На заводах и  
научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. = неверно,
т.к.   на заводах, но не     на научно-исследовательских
институтах) 

верно:  На заводах и   в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные
митинги.  

·        
Ошибки
в построении  сложных предложений

1. Использование
излишне громоздких конструкций.

Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот
факт, что торговые отношения, которые в последние годы
неуклонно развивались, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему
заинтересован в  ликвидации  стремления к дружбе, которое охватило
народы Европы и Америки.

2. Обилие
 однотипных синтаксических конструкций.  

Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а
седок   мотал головой, а Герда  глядела вслед другу.

3.«Сбой
структуры
»: предложение начинается как сложноподчинённое, а заканчивается
как сложносочинённое.

Когда Мурке надоедало возиться с
котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.= неверно

верно: Когда Мурке надоедало возиться с котятами,  она уходила
куда-нибудь поспать.

4. Неправильное
употребление союзов и союзных слов.

Мать заболела, но тем не менее, однако, она не
осталась дома. —  использование одновременно нескольких союзов

Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь
опубликовать свои стих – опущено указательное слово
в том:  Ваша ошибка заключается в
том, что

Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне – указательное
слово
то
ошибочно употреблено.

5. В
главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты.

Чтобы написать сочинение, учительница рассказала нам о плане=неверно:
не учительница пишет сочинение

6.  Придаточные
предложения

·      отрываются от
определяемого слова;  

·       согласуются
не с тем существительным;

·      союзное
слово который  переносится в середину придаточного предложения

Тёплый дождик смочил землю, в котором так
нуждались посевы.-  
Землю смочил тёплый дождик,
 в котором так нуждались посевы.

Белка – зверь, которая живёт на дереве. —  Белка – зверь, который  живёт на дереве

Мцыри – это грузинский юноша, в детстве который был
взят в плен русским генералом.-  
Мцыри
– это грузинский юноша,  который в детстве был взят в плен русским
генералом.

·        
Неправильное
построение предложения с  косвенной речью
.

1.Не
может быть местоимения первого лица  в косвенной речи

Сергей сказал, что я вернусь на следующей неделе.=неверно

верно: Сергей сказал, что он вернётся на следующей неделе.

·        
Ошибочное
словообразование

упрямость
= неверно использован суффикс ОСТЬ

верно: упрямство

·        
Ошибки
образования форм разных частей речи

1.Ошибочное
формообразование имени существительного

много куриц=неверно, много кур =верно

токаря= неверно, токари
= верно

2. Ошибочное
формообразование имени прилагательного:
 смешение
степеней сравнения 

Более умнее= неверно,

верно: более
умный = умнее,

самый умнейший= неверно

верно: самый умный = умнейший

3. Ошибочное
формообразование имени числительного

См. материал к заданию № 6 по имени числительному

4. Ошибочное
формообразование местоимения

См. материал к заданию № 6 по местоимению

5.
Ошибочное формообразование глагола, причастия, деепричастия

заказует =неверно,         верно:
заказывает

накормящий = неверно,  верно:
кормящий

делав =неверно,               верно:
делая

·        
Нарушение
границ предложения

Землю смочил тёплый дождик. В котором так нуждались посевы.=неверно

верно:  Землю смочил тёплый дождик,
 в котором так нуждались посевы.

Задание 11 Исправьте ошибки в речи учащихся в соответствии с нормами грамматики.
1 На стене висит его портрет, когда он был молодой.

2 Ребята дали клятву, что не изменим друг другу никогда.

3 Мать призадумалась, как ему плохо тут живется.

4 Писатель понял, что какой преданный друг у него есть.

5 Мальчик ответил маме, что как же я их догоню!

6 Белка – зверь, которая живет на дереве.

7 Мурзик как зарычал и залаял, что Васька бросился бежать.

8 Бритва – предмет, которой бреются.

9 Мы с мамой очень дружим, что даже наш папа обижается, почему мама больше времени проводит со мной, чем с ним.

10 Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне.

11 Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными.

12 После покупки инструмента он сказал, что буду ложить его в сарай. Однако в тот же вечер поклал его в коридоре.

13 А. С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

14 Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено.

15 Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию.

16 Если бы наши предложения были бы приняты, можно было бы рассчитывать на сотрудничество.

17 Ясно и просто обычно говорит оратор, который хорошо знает свой предмет и с уважением относящийся к аудитории.

18 Отношение, если не скажу, что совсем другое, то мне кажется, что мои такие впечатления первые… правильные, как всегда бывает, отношение нормальное, деловое, спокойное (В. Черномырдин).

 Задание 12 Прочитайте. Устраните двусмысленность, вызванную нарушением порядка слов в предложениях.
1 В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами.

2 Первокурсники посещали занятия по греко-римской борьбе старшего преподавателя Петрова.

3 На стенах афиши и плакаты о выступлениях В. Маяковского на немецком, французском, чешском и польском языках.

4 Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций.

5 Нужно уметь делать анализ фактов, но и не только правильно строить взаимоотношения.

6 Она пошла в магазин и сняла бигуди.

7 Собачка с девочкой ждала папу.

8 Лекции были не только прочитаны в институте, но и колледже.

9 Также другие причины я отразила в отчёте.

10 В коридоре стоял мальчик с портфелем в руке, который смотрел в окно.

11 Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы.

12 К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден был бывать.

13 Некоторые дурные привычки людей сохранились до наших дней, бороться с которыми помогают сатирические произведения поэта.

 Задание 13 Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки.
1 Он сфотографировал меня в анфас.

2 Предстала перед ними в нигляже.

3 Согласно графика, у мужа отпуск летом.

4 Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей.

5 Я купила три метра красивой тюли.

6 Самый крупнейший город в мире – Мехико.

7 В нашем общежитии живет двое вьетнамских девушек.

8 Он ещё не пришёл с магазина.

9 Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 10 Ряд наших школ будет бастовать.

11 Птица какаду жил в доме у бабушки много лет.

12 Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

13 Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника.

14 Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 15 Промокнутый до нитки, он добежал до дома.

16 Обращаясь к малышу, речь должна быть теснейшим образом связана с окружающими его реальными предметами, с практическими действиями, выполняемый самим ребёнком и взрослым.

17 Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен.

18 Исследуя этот случай и прочтя полностью текст, вполне логично «несмотря на» – это предлог.

19 Но желание донести мысль до адресата портит зачастую весь смысл сказанного 20 В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира, которые спаслись на крышах домов.

21 Портрет написан известным художником, я его недавно видел на выставке.
3.2 Тематика практических работ
Согласно учебному плану дисциплины ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ предусмотрено выполнение практических работ после изучения теоретического курса.

Практические работы представляют собой набор упражнений по определенной теме. Упражнение – деятельность, позволяющая продемонстрировать сформированные умения, навыки.

Упражнение выполняется по заданным параметрам, содержит описание (условие), составленное преподавателем. Выполнение заданий предполагает использование лингвистических словарей.

После каждой практической работы размещен перечень объектов контроля и критерии оценки.
Оценку по практической работе обучающийся получает с учетом срока выполнения работы, если:

  1. работа выполнена правильно и в полном объеме;
  2. работа грамотно орфографически, грамматически, стилистически;
  3. обучающийся может пояснить выполнение любого задания;
  4. работа выполнена в соответствии с предъявляемыми требованиями.

К дифференцированному зачету по учебной дисциплине допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические работы.
Студентам заочного обучения практические работы могут выполняться как на занятиях, так и дома.

Практическая работа № 1 Анализ типичных орфоэпических ошибок
Цель: закрепить навыки литературного произношения с точки зрения акцентологии и орфоэпии.
Время выполнения: 45 мин.

Вариант 1

1 Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений, обращайтесь к словарю.
Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа, спелые арбузы, нет аэросаней, новые аэропорты, новогодние балы, читать Бальзака, красивые банты, много бантов, нет бинта, два блина, стерильные бинты, вкусные блюда, нет болей, взгляд из-под бровей, ритм трудовых будней, два верблюда, многие вёрсты, о вёрстах, нет верфей, из-под ветвей, два воза, из волокон.
2 Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях. Поставьте ударения.
Видение, подвижный – подвижной, характерный, атлас, кирка, ирис, безобразный, клубы, орган, ледник, острота, магистерский, языковая.
3 От страдательных причастий прошедшего времени образуйте краткие формы. Поставьте ударение.
Образец: взятый – взять, взята, взято, взяты.
Витый, данный, изжитый, начатый, отданный, принятый, проданный, прожитый, розданный, раненый, кованый, купленный, битый, выжатый, выпитый.
Вариант 2
1 Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений, обращайтесь к словарю.
Агрономия, алкоголь, баловать, бензопровод, верование, генезис, гербовый, диспансер, добыча, забронировать (покрыть броней), заговор, жестоко, исповедание, исчерпать, каучук, километр, кладовая, маневр, мускулистый, налоговый, оптовый, откупорить, плесневеть, побасенка, таможня, третировать, эксперт, языковая (система), нет гуся, сидеть в тени, без степеней сравнения, понял трудный текст, подала пример, зазвана на вечеринку, вынести золу, опереться на щеку, пересечение плоскостей, разложить по сто штук, дети дружны, заняла денег, пролил на скатерть, запломбированный зуб, приняты в институт, по волнам моей памяти, опасные воры, отказаться от вояжа, нет герба, государственные гербы, нет грабель, много груздей, под звуки гуслей, зажарить гуся, говорить о деньгах, заключить договоры, несколько досок, без дрожжей, нет киселя, без кистей, два когтя, козыри те же, без козырей, нет колец, нет кудрей, стая лебедей,
2 Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях. Поставьте ударения.
Забронировать, замок, запасник, ирис, кругом, лавровый, острота, угольный, сложенный – сложённый, совершенный – совершённый, истекший – истёкший, развитой – развитый, призывной – призывный.
3 От приводимых ниже имён прилагательных образуйте краткие
формы. Поставьте ударение.

Образец: глухой – глуха, глухо, глухи.
Близкий, весёлый, глупый, горький, густой, дешевый, дорогой, жалкий, кроткий, редкий, светлый, тесный, холодный, тупой, сытый.
Вариант 3
1 Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений, обращайтесь к словарю.
Алфавит, анатом, блокирование, вероисповедание, гусеница, гренадер, давнишний, договоренность, закупорить, злоба, задолго, опухоль желез, каталог, коклюш, кремень, кухонный, лубочный, мальчиковый, медикамент, меновая, названый (брат), ненависть, осведомить, острие, эксперт, языковая (колбаса), нет угля, быть в чести, переключение скоростей, начала работу, поднял голову, информированный депутат, продали всю ткани, отняла игрушку, принятый в группу поддержки, дисквалифицированный спортсмен, отбыла в неизвестном направлении, удариться локтем, чувство локтя, опытные маляры, понтонные мосты, выпуск новостей, без ногтя, семь областей, без окон, без очередей, морские порты, много площадей, семь простынь, нет пруда, сельские пруды, трёх родов, нет ружей, нет саней, три серпа, острые серпы, пять скатертей, век высоких скоростей, большие средства.
2 Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях. Поставьте ударения.
Характерный, атлас, кирка, ирис, временный – временной, мелочный, окружный – окружной, видение, мокрота, подвижный – подвижной, ключ, брак, среда.
3 Расставьте ударения в глагольных формах.
Внять, внял, вняла, вняли; гнать, гнал, гнала, гнали; дать, дал, дала, дало, дали; класть, клал, клала, клало, клали; обнять, обнял, обняла, обняло, обняли.
Вариант 4
1 Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений, обращайтесь к словарю.
Апостроф, асбест, безумолчный, бередить, гренки, двоеженец, звонит, избалованный, искра, кожух, некролог, новорожденный, облегчить, одноименный, повременный, поименный, помиренный, похороны, предвосхитить, ремень, рудник, сироты (множественное число именительный падеж), соболезнование, трубопровод, уведомить, углубить, нет зонта, обеспечение, заберусь в нору, по сто раз говорить, учебники новы, копировать документы, меры приняты, призваны в армию, премированный работник, донял разговорами, совсем нет угля, огонёк в ночи, переключение скоростей, нет стебля, без стёкол, два столяра, весёлые столяры, вкусные торты, два торта, произносить тосты, нет туфель, без фарша, брюки узки в шагу, три шага, флоты союзных государств, подземные ходы, мои хозяева, детские хоры, два шарфа, нет шарфов, тёплые шарфы, книжные шкафы, стерильные шприцы, старинные шрифты, военные штабы, нет яслей.
2 Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях. Поставьте ударения.
Безобразный, видение, характерный, забронировать, запасник, ирис, замок, кружки, кругом, мокрота, парить, брак, метить.
3 От следующих глаголов образуйте формы прошедшего времени мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. Поставьте ударение.

Звать, гнать, начать, снять, занять, отнять, собраться, прибыть, сеять, брать, взорвать, взять, взяться, вить, вплыть, всплыть, ворваться.

Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата
У-1 – строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами Соблюдение орфоэпических норм на письме; отсутствие ошибок
У-2 – анализировать свою речь в соответствии с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи Правильный выбор орфоэпических норм на письме; отсутствие ошибок в письменной речи
У-3 – пользоваться словарями русского языка; употреблять выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты деловых и учебно-научных жанров Грамотное пользование словарями русского языка
З-2 – социально-стилистическое расслоение современного русского языка, качества грамотной литературной речи и нормы русского литературного языка, наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка Знание вариантов орфоэпических норм, в какие пластах РЛЯ употребляются разные виды акцентологических норм
З-3 – специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов деловых и основных учебно-научных жанров. Знание орфоэпических норм в устной и письменной речи

Критерии оценки:
«5» – выполнил все задания без ошибок или допустил одну негрубую орфографическую ошибку;
«4» – выполнил 2/3 задания, при этом допустил не более двух орфографических ошибок или допускается до 3-х орфографических, если среди них есть однотипные;

«3» – правильно выполнил только половину части заданий, при этом допустил три-пять орфографических ошибок, допускается до 6ти орфографических ошибках, если среди них есть однотипные;
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем правильных ответов).

Практическое занятие № 2 Анализ трудных случаев формообразования и употребления частей речи.
Цель: закрепить грамматические нормы литературного языка.
Время выполнения: 90 мин.
Вариант 1
1 От существительных единственного числа образуйте форму множественного числа.
Адрес, аптекарь, возраст, вызов, директор, договор, доктор, мастер, менеджер, корпус, округ, паспорт, провизор, пропуск, профессор, череп, эксперт.
2 К данным существительным подберите определенияприлагательные.
Бра, кофе, тюль, кафе, мозоль, табель, такси, пари, жюри, безе, евро, киви, кольраби, колибри, табу, цунами, пони, алоэ, ябеда, плакса, Батуми, Калахари.
3 Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 л. ед. ч. и 3 л. ед. ч. настоящего-будущего времени, соблюдая морфологические нормы.
Дерзить, дожидаться, затмить, сыпать, лебезить, выздороветь, пылесосить, мучить, лазить, простыть.
4 Просклоняйте следующие числительные:
а) 567 кирпичей;

б) 908й;

в) 1,5 стакана.
5 Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы.

  1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами.
  2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.
  3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.
  4. Конькобежные состязания для мужчин проводятся на дистанциях 500, 1500, 5000 и 10 000 метров.
  5. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла.
  6. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.

Среди
ошибок и недочётов, связанных с
употреблением сложных предложений,
прямой и косвенной речи, наиболее
распространёнными являются следующие:
неправильное построение самой конструкции
предложения, использование излишне
громоздких конструкций.

Ср.:
Заявление
представителей иностранных кругов,
игнорирующее тот факт, что торговые
отношения, которые в последние годы
неуклонно развивались и проявляют
тенденцию к дальнейшему росту,
свидетельствует о том, что кто-то
по-прежнему заинтересован в сохранении
атмосферы «холодной войны» и ликвидации
массового стремления к дружбе, которое
охватило народы Европы и Америки, а это
не может не отразиться на действиях
нашего государства, которое продолжает
рассчитывать на успех переговоров, хотя
понимает, что достичь прогресса в таких
переговорах будет нелегко, но мы привыкли
преодолевать трудности.

  • Неуместно
    также нанизывание однотипных
    синтаксических конструкций
    сложносочинённого или сложноподчинённого
    предложения.

Ср.:
Кай старался отцепить
санки, а они точно приросли, а седок
поворачивался и мотал головой, а Герда
только глядела вслед другу.

2.
В ряде случаев одна и та же ситуация
может быть выражена с помощью как
сложносочинённых, так и сложноподчинённых
предложений.

Ср.:
Он вошёл, и
мы встали;
Когда
он вошёл, мы встали.

  • В
    то же время в речи часто наблюдаются
    случаи «сбоя структуры»: предложение,
    начатое как сложноподчинённое,
    заканчивается как сложносочинённое,
    и наоборот. Это недопустимо!

Ср.:
Когда
Мурке надоедало возиться с котятами,
и
она уходила куда-нибудь поспать.

3.
К грамматическим ошибкам относится
также использование разнотипных частей
сложного предложения.

Например:
Представитель нашей
делегации выдвинул два положения: 1) без
России Совет Европы не может полноценно
функционировать; 2) необходимость
стабилизации положения на Кавказе.

В данном бессоюзном предложении при
пояснении в первом случае используется
двусоставное предложение (Совет
не может функционировать
,
во втором – назывное предложение с
одним главным членом – подлежащим
необходимость
(эта часть может быть охарактеризована
и в качестве словосочетания, а не
предложения).

4.
Речевым недочётом при построении
сложного предложения является так
называемое смещение конструкции.

Например:
Последнее, о чём я
скажу, это о перерасходе средств.

В данном случае в главном предложении
(Последнее… это о
перерасходе средств
)
произошло смещение конструкции под
влиянием придаточного предложения (о
чём я скажу
).
Грамматически более корректной была
бы конструкция: Последнее,
о чём я скажу, это перерасход средств
.

5.
Очень распространены в речи ошибки и
недочёты, связанные с неправильным
употреблением союзов и союзных слов:

а)
использование одновременно нескольких
союзов, союзных слов, лишней частицы бы
при союзе чтобы.

Например:

1.
Мать заболела, но
тем не менее, однако,

она не осталась дома.

Корректная конструкция: Мать
заболела,
но тем
не менее
не
осталась дома.

2.
Он подумал, что
кончена
ли
жизнь в тридцать лет.

Корректная конструкция: Он
подумал, кончена
ли
жизнь в тридцать лет.

3.
Надо, чтобы
он зашёл
бы
ко мне.
Корректная
конструкция: Надо,
чтобы он зашёл ко мне;

б)
неуместная вставка или, напротив,
неправомерное опущение указательных
слов: тот, то, такой
и др.

Например:

1.
Ваша ошибка
заключается, что вы слишком торопитесь
опубликовать свои стих

– опущено указательное слово. Корректная
конструкция: заключается
в
том, что…

2.
Необходимо то,
чтобы ты зашёл ко мне

– указательное слово то
ошибочно употребляется при наречии, не
требующем такого распространения;

в)
неуместное использование одного союза
или союзного слова вместо другого:

Нельзя
мириться
с таким
положением, когда

работы выполняются наспех

– следовало бы: Нельзя
мириться
с тем,
что
работы
выполняются наспех
;

г)
неуместное использование одновременно
союза и союзного слова при однородном
подчинении:

Писатель
понял,
что
Булька бежал за ним 20 вёрст и
какой
преданный друг у него есть

– следовало бы: Писатель
понял,
что
Булька, бежавший за ним 20 вёрст, –
преданный друг; Писатель понял, что
Булька бежал за ним 20 вёрст и что пёс –
преданный друг.

6.
В некоторых типах сложноподчинённых
предложений могут использоваться
инфинитивные предложения (сказуемое
выражено в них независимым инфинитивом).
Это возможно только в том случае, если
в главном и в придаточном предложениях
говорится об одном и том же действующем
лице:

Чтобы
не опоздать на поезд, мне пришлось взять
такси.

  • Нельзя
    использовать инфинитивные конструкции
    в тех случаях, когда в главном и в
    придаточном предложениях действуют
    разные субъекты.

Например:
Чтобы написать
сочинение, учительница рассказала нам
о плане
. В данном
случае сочинение будут писать школьники,
а о плане им рассказала учительница!
Поэтому грамматически корректной будет
конструкция: Чтобы
мы смогли написать сочинение, учительница
рассказала нам о плане
.

  • Не
    рекомендуется также использовать
    целевые придаточные с союзом чтобы
    (особенно в позиции – после главного
    предложения!) в том случае, если главное
    предложение выражает не активное
    действие, а пассивное состояние,
    отношение и т.п.:

Лампочки
на катке
горят
ровно, чтобы освещать каток.

7.
Невыраженность существенного звена
мысли, связанного с восприятием
какого-либо явления или его оценкой,
часто приводит к речевым недочётам,
которые выглядят как логические ошибки:

В
библиотеке холодно, потому что на стул
надета шаль.

8.
При использовании определительных
придаточных предложений типичными
являются следующие ошибки и недочеты:

а)
придаточные предложения отрываются от
определяемого слова:

Тёплый
дождик
смочил землю,
в
котором так нуждались посевы
;

б)
союзные слова ошибочно согласуются не
с тем существительным, которое является
определяемым:

Белка
зверь, которая
живёт на дереве;

в)
союзное слово который неправомерно
переносится в середину придаточного
предложения:

Мцыри
– это грузинский юноша, в детстве
который
был взят в плен русским генералом;

г)
неправомерно опускается определяемое
слово в главном предложении.

Например:
Офицер пригласил,
кто спас мальчика
.
В данном случае придаточное предложение
должно соотноситься либо с существительным,
либо с местоимением: Офицер
пригласил человека, который спас
мальчика; Офицер пригласил
того,
кто
спас мальчика.

  • Кроме
    того, следует учитывать, что союзные
    слова который, какой,
    чей замещают ближайшее
    к ним существительное. Особенно важно
    учитывать это в том случае, если
    придаточное предложение стоит после
    словосочетания, включающего несколько
    существительных одного рода или стоящих
    во множественном числе.

Например:
Впереди неслись
лошади
казаков,
которые
были
покрыты пеной.
При
таком порядке слов следует сделать
вывод, что казаки, а не их лошади были
покрыты пеной. Чтобы скорректировать
высказывание, можно поставить причастный
оборот перед тем словом, к которому
относится действие причастия (ср.:
Впереди неслись
покрытые пеной лошади казаков
).

  • В
    целом при построении сложного предложения
    необходимо следить за тем, чтобы мысль
    развертывалась логически точно! Иначе
    могут появиться не только логические,
    но и грамматические ошибки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: МР профилактика и предупреждение ООП 25.07.22.pdf, Детские ошибки. Не обращать.doc, Спец.подготовка Тема 9. Предупреждение преступлений.docx, _Видеоурок 14. Речевые техники в работе психолога. Супервизия ка, отчет Морозова (проверка на ошибки).docx, 3 ошибки, из-за которых тебя отправят служить.pdf, 2.Эконометрика для ИМИТ_ Теоретический материал 5_ Стандартные о, РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ИИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.docx, Найдите ошибки.docx, 25. 8 Коррупция в медицине и её предупреждение.doc


§ 5. ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

Можно выделить следующие речевые неправильности, связанные с использованием деепричастных оборотов: 1) употребление деепричастных оборотов, не соотнесенных по смыслу с подлежащим; 2) включение подлежащего в середину деепричастного оборота; 3) включение в состав деепричастного оборота союзов.
1. Употребление деепричастных оборотов, не соотнесенных

по смыслу с подлежащим
Деепричастие, как известно, используется для обозначения действия, сопутствующего основному действию, выраженному глаголом-сказуемым. При этом субъект того и другого действия — один и тот же. В соответствии с нормами современного языка при использовании в предложении деепричастного оборота необходимо, кроме того, еще и соблюдение формального условия, согласно которому субъект действия должен быть непременно выражен подлежащим.

В речи школьников это формальное условие часто не соблюдается: деепричастие обозначает действие лица или предмета, выраженного второстепенным членом предложения: «Падая, из стакана вылилась вода» (соч., 4); «Увидев варенье, у Димы потекли слюнки» (соч., 4); «Наловив рыбу, у нас кончились червяки» (соч., 6). В ряде случаев возникает не предусмотренный автором комический эффект: «Вовка гладил Шарика по шерсти, виляя хвостом-»’, «Подъехав к станции, собаки встретили нас дружным лаем» (оба примера — из рубрики «Привет от Митрофана» газеты «Ленинские искры»). Встречаются случаи употребления деепричастных оборотов в составе неопределенно-личных предложений: «Поужинав, нам читали какую-нибудь интересную книжку» (заметка, 5); «Возмужав, медведей изредка выводили перед окнами Кирилы Петровича» (изл., 5). Распространены также запрещаемые нормой случаи употребления деепричастных оборотов в составе безличных предложений: «Вася приносил свои игрушки, но Мару ре, поиграв с ними, становилось все хуже» (соч., 5). Отмечаются случаи употребления деепричастных оборотов в составе предложений, в которых действующее лицо мыслится обобщенно: «Глядя на картину, становится веселое и бодрое настроение» (соч., 5); «Раздвинувкусты шиповника, виднеется вход в подземелье» (соч., 4); «Проехав по этой тропе с километр, открывается чудесный пейзаж» (соч., 6).
2. Включение подлежащего в середину деепричастного оборота

Иногда встречается нарушение порядка слов, заключающееся в том, что подлежащее оказывается внутри деепричастного оборота: «Встретившись ребята около школы, все вместе пошли в зоопарк» (соч., 4). Нарушение порядка слов связано, вероятнее всего, с изменением первоначального замысла построения предложения, аналогичным рассмотренному выше в предложениях с причастным оборотом. В XIX веке такие конструкции были, очевидно, нормальными: «На ель ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась…» (И. А. Крылов).
3. Включение в состав деепричастного оборота союзов
Это явление аналогично рассмотренному выше в области причастных оборотов. Семантический союз выступает как средство открытого выражения значений условности, причинности, уступки и т. п.: «Если добросовестно подготовившись к уроку, всегда ответишь его хорошо» (устн., 6); «Когда написав последнюю строчку, я с облегчением вздохнул» (соч., 4). Подобные ошибки не имеют «широкого распространения.
§ 6. ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Порядок расположения слов в предложении связан как с его грамматическим членением, так и с коммуникативным. Грамматическое членение диктует выбор определенного, привычного следования компонентов: обстоятельство образа действия, а также меры и степени обычно предшествует сказуемому (весело смеялся), согласованное определение предшествует определяемому слову (голубоглазая девушка), а несогласованное — следует за ним (девушка с голубыми глазами) и т. п. Коммуникативное членение предложения заключается в выделении в нем данного (в другой терминологии — темы) и нового (в другой терминологии — ремы)1. Различаются так называемые объективный2 порядок слов, при котором тема предшествует реме (Ночное

80

81

небо I красиво), и субъективный (эмоционально значимый, экспрессивны»!) порядок слов, при котором тема следует за ремой (Красиво I ночное небо). Огромную роль в выражении коммуникативного членения играет интонация. Особенную значимость она приобретает при субъективном порядке слов: компоненты предложения, обозначающие рему, выделяются с помощью особого логического ударения. В качестве выразителей коммуникативного членения выступают и частицы.

Можно выделить три группы ошибок, связанных с нарушением порядка слов: 1) нарушение объективного порядка слов (т. е. помещение ремы на первое место в предложении); 2) отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она непосредственно относится; 3) нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях, не связанное с коммуникативным членением предложения.
1. Нарушение объективного порядка слов в предложении

Яги речевые нарушения могут быть названы ошибками только в весьма условном смысле этого слова. Изменение объективного порядка слов связано со стремлением особо выделить, подчеркнуть рему. Она помещается в начале предложения, например: «Моряком я хотел бы стать, когда вырасту» (анкета, 3); «Хоть маленький подарок, в нем заключается большая дружба» (соч., 5); «В самых первых рядах шли музыканты. Там очень громко ударял один человек в барабан» (соч., 4). Такие предложения были бы совершенно обычны в устной речи, поскольку субъективный порядок слов поддерживался бы особым интонационным выделением (логическим ударением). В письменной речи, лишенные поддержки интонации, такие предложения представляются не вполне правильными. Это специфический вид ошибок, связанный с трудностями перехода от устной формы речи к письменной.
2. Отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она непосредственно относится
Обычное положение частиц (особенно, и, только, лишь и некоторых других) — непосредственно перед тем членом предложения, который они призваны выделять. В речи школьников распространены случаи, когда частица отрывается от того слова, к которому относится. Чаще всего она помещается в начале предложения. Получается как бы отчасти субъективный порядок слов: частица (элемент ремы) помещается вначале, затем следует тема и после нее — рема: «Особенно на меня сильное впечатление произвел дневник Тани Савичевон» (соч., 3); «С первого дня войны советские люди встали на защиту своей Родины. Была создана и подпольная организация в небольшом шахтерском городке Красно-?оне» (соч., 7); «Веревка была длинная и только не достигала одного угла» (изл., 5).

3. Нарушение нормативного порядка слов в словосочетаниях

Нарушение порядка слов не всегда связано с потребностями коммуникативного членения. Оно может представлять собой изменение обычного порядка следования компонентов в словосочетаниях. Так, несогласованные определения обычно следуют за определяемым словом. Однако в речи учащихся встречаем: «Я набрала букет разноцветной окраски листьев и понесла его домой» (изл., 4) — ср.: листьев разноцветной окраски; «Он оглянулся назад и увидел на голову выше его нарушителя» (изл., 5). В приведенных примерах несогласованное определение предшествует определяемому слову. Нормы языка требуют, кроме того, чтобы несогласованное определение не отделялось от определяемого слова другими словами. Нарушения этого правила могут привести к двусмысленности й иногда — к комическому эффекту: «Индеец ехал на коне с голубыми перьями» (соч., 4). Если к существительному относятся два согласованных определения, одно из которых выражено качественным прилагательным, а другое —относительным, то относительное прилагательное обычно располагается непосредственно перед определяемым существительным, качественное — перед относительным: красный кленовый лист, старый дубовый шкаф. В детской речи эта закономерность иногда нарушается: «Я вам расскажу о кленовом красном листе» (соч., 5); «В углу бабушкиной комнаты стоит дубовый старый шкаф» (соч., 4).

Трудно было бы перечислить все другие разнообразные случаи нарушения привычного порядка слов. Значительная часть ошибок связана с размещением слов в сложных (т. е. включающих два или более слов) словосочетаниях. «Синтаксическая глубина», сложность и разветвленность связей в словосочетаниях приходит в противоречие с линейной организацией предложения, требующей расположения одного слова за другим независимо от внутренней иерархии синтаксических связей в предложении. Некоторые ошибки могут быть объяснены изменением первоначального композиционного замысла, например: «За животными ухаживал матрос Коноплев. Его внимание привлек поросенок своим умом» (изл., 4)—очевидно, сначала предполагалось закончить предложения после слова поросенок; «Игорь решил пойти на половцев не летом, а весной со своим братом Всеволодом» (соч., 8) —очевидно, первоначально предполагалось закончить предложение после слова весной. Иногда неверный порядок слов порождает двусмысленность: «Репину рассказали про ответ на письмо казаков турецкому султану» (соч., 6).
§ 7. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Следует разграничить ошибки в сложносочиненных предложениях минимальной структуры и в усложненных сложносочиненных предложениях, представляющих собой различные комбинации минимальных структур.

аз

1. Мнимо логические ошибки в построении сложносочиненных предложений
Многие ошибки в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях можно определить как мнимо логические. На первый взгляд они представляют собой нарушения логики. Однако квалифицировать любую ошибку следует с позиций «грамматики говорящего», т. е. учитывать в первую очередь не то, как то или иное высказывание может быть воспринято слушающим (читающим), но прежде всего то, что имел в виду говорящий. Как показывают наблюдения, чаще всего мы имеем дело не с нарушениями логики, а с неумением точно и правильно облечь мысль в словесные формы. Обычно речевая ошибка заключается в том, что остается невысказанным какое-то важное, очевидное для говорящего, но неизвестное адресату речи звено мысли, например: «На потолке у бабушки старинная люстра, и поэтому вечером в комнате мрачно» (соч., 5) — установление причинно-следственных отношений между частями оказалось возможным потому, что старинные люстры, по наблюдениям автора сочинения, дают мало света; «В коробке лежали пуговицы, сломанные брошки, иглы, булавки, но на дне ее лежал старый металлический «флажок» (изл., 5) — имеется в виду: в коробке хранилась всякая ерунда, но на дне находилось нечто важное и интересное. Использование союза но, имеющего противительно-ограничительное значение, представляется вполне мотивированным, если учесть то содержание, которое вкладывается автором в каждую из частей. Лишенным логики кажется на первый взгляд предложение: «С одного дерева на другое перелетают бойкие синицы, но с каждым днем все ближе весна» (соч., 6) — однако синицы, перелетающие с дерева на дерево, представляют здесь приметы зимы; «В шесть часов командир пришел проверить Ко-робицына, но Коробицын выполнял задание» (изл., 5) — ощущается пропуск звена — «обнаружил, что Коробицын…» —если учесть мысль, которая должна быть выражена, то использование противительно-ограничительного союза но представляется вполне мотивированным; «Домой Мурзик возвращался со всеми вместе, но все-таки с опаской поглядывал на клапан» (изл., 5) —в предложении выражены уступительно-противительные отношения между частями (хотя он был теперь не один, и бояться не следовало, но…). Рассмотренные выше ошибки являются не логическими, а речевыми, причина их заключается в неумении точно выразить мысль, а также учесть возможную реакцию слушателя (читателя).
2. Ошибки в употреблении сочинительных союзов
Если союз не только… но и употребляется для связи простых предложений в составе сложносочиненного, то части его должны располагаться перед началом каждого из простых предложений: «Не только люди устали, но и лошади нуждались в отдыхе». В речи учащихся встречаются разнообразные нарушения этого правила, объясняемые, главным образом, нечеткостью композиционного замысла. Начиная предложение, учащийся предполагал продолжить его как простое с однородными членами (перед первым из них ставится начальная часть союза не только…), но затем решил продолжить его как сложное, и начинает вторую часть с но или но и. Возникает структура, представляющая собой объединение простого и сложного предложения: «Ум тогда понимали не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве» (соч., 8); «На собрании речь шла не только об успеваемости в этой четверти, но мы говорили об отношении к учебе и к своим обязанностям» (заметка, 7).

Недочеты в употреблении двойных повторяющихся разделительных союзов заключаются в том, что, будучи использованы при первой части, они опускаются или заменяются другими средствами связи при других: «Вообще озера Литвы — это восьмое чудо света. Как они меняют свою окраску! То озеро становится черным, вздувается, но вот оно тихое, ласковое, нежное» (соч., 6).

3. Ошибки в сложносочиненных предложениях усложненной

структуры

Правила комбинации сложносочиненных предложений минимальной структуры изучены еще мало. Норма допускает чрезвычайно сложные по структуре предложения, если части их сочленены в соответствии с определенными закономерностями. В то же время представляются не соответствующими норме иногда состоящие всего из трех простых предложений структуры, если части в них соединены не по правилам. Не допускается комбинация одноименных структур закрытого типа с использованием одного союза, например: «Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой» (изл., 4). Схема этого предложения:
Первый из союзов а выражает противительно-ограничительные отношения между первым и вторым простыми предложениями (он синонимичен в этой функции союзу но), второй союз а имеет сопоставительно-присоединительное значение и связывает всю первую часть с последним предложением. Не соответствующую норме комбинацию сложносочиненных предложений представляет собой и следующая структура: «Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувств» (соч., 7). Схема:
но

Оба союза но употребляются в противительно-ограничительном значении. Ненормативная комбинация структур с результативным значением представлена в следующем предложении: «Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идет спокойно» (соч., 3).
§ 8. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Среди сложноподчиненных предложений также выделяются предложения минимальной структуры, являющиеся объединением двух простых — главного и придаточного, и предложения усложненной структуры, представляющие собой различные комбинации сложноподчиненных предложений минимальной структуры.

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений минимальной структуры разнообразны. Некоторые из них не связаны (или связаны в незначительной степени) с определенными типами придаточных, т. е. являются общими для разных типов сложноподчиненных предложении, другие характерны для конкретного типа придаточного.
1. Объединение сочинения и подчинения
Известно, что в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, несмотря на их существенное формальное различие, могут выражаться одни и те же или чрезвычайно близкие грамматические значения. Это позволяет говорить в ряде случаев об их синонимичности. Так, значение временного следования может быть выражено как сложносочиненным, так и сложноподчиненным предложением. Ср.: Я поступая, и мне сразу открыли и Когда я постучал, мне сразу открыли. Синонимичные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения могут быть использованы для выражения значений сопоставления, следствия, обусловленности и ряда других. В речи школьников встречаются ошибки, которые можно было бы охарактеризовать как случаи «сбоя структуры»: предложение, начатое как сложносочиненное, заканчивается как сложноподчиненное (при сохранении того же общего грамматического значения) и, наоборот, предложение, начатое как сложноподчиненное, заканчивается как сложносочиненное. Объединяются всегда структуры, являющиеся грамматическими синонимами. Сбой происходит на границе между предикативными единицами. Примеры первого типа (с переходом от подчинения к сочинению): «Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать» (соч., 4) (ср.: «Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать» и «Мурке надоедало возиться, и она уходила куда-нибудь поспать»); «Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином» (соч., 5); «Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло» (соч., 5). Примеры второго типа (с переходом от сочинения к подчинению): «Мы с мамой очень дружим, что даже наш папа обижается, почему мама больше времени проводит со мной, чем с ним» (соч., 6) (ср.: «Мы с мамой очень дружим, и папа обижается…» и «Мы с мамой так дружим, что папа обижается…»). Предложений такого рода, в которых выражается значение следствия, совмещенное со значением степени, в речи детей чрезвычайно много: «Мурзнк как зарычал и залаял, что Васька бросился бежать» (изл., 5). Встречаются они даже у старшеклассников: «Володе больше всех достается, что даже Вера Матвеевна говорит, что не знает, как он выдержал» (соч., 9).
2. Не соответствующее норме употребление инфинитивного

придаточного предложения
В ряде сложноподчиненных предложений (с придаточными цели, условия, времени и некоторыми другими)*в качестве придаточных могут употребляться инфинитивные предложения. Эго возможно только в тех случаях, если в главном и придаточном предложениях говорится об одном и том же действующем лице: «Прежде чем взяться за топор, он засучивал рукава рубахи»; «Он поехал в экспедицию, чтобы лучше узнать жизнь». В речи учащихся встречаются ошибки, связанные с нарушением этой закономерности: «Прежде чем начать писать сочинение, учительница рассказала нам о плане» (соч., 7); «Родители послали его в экспедицию, чтобы лучше узнать жизнь» (соч., 8); «Он подал прошение генералу Р., чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости» (соч., 7).
3. Мнимо логические ошибки в построении сложноподчиненных

предложений
Иевыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-нибудь явления или его оценкой, часто приводит к речевым ошибкам, которые выглядят как логические, например: «Хозяйка этой комнаты не очень аккуратная, потому что школьная форма девочки лежит не очень хорошо» (соч., 5). Можно ли по этому предложению заключить, что автор сочинения считает небрежно сложенное платье причиной неаккуратности хозяйки комнаты? Разумеется, нет. При логическом развертывании предложение выглядело бы так: «Мы можем сделать вывод о том, что хозяйка этой комнаты не очень аккуратная,, потому что школьная форма девочки лежит не очень хорошо». Аналогичные примеры: «Утро было холодным, потому что земля подернута инеем» (изл., 5); «В библиотеке холодно, потому что на стул надета шаль» (соч., 4). Случаи пропуска «звена восприятия» известны и нормативному языку, но там такие предложения, отражая типичные ситуации.

не осознаются в качестве какой бы то ни было аномалии и представляют собой особую разновидность сложноподчиненных предложений с придаточным причины — предложения со значением логического обоснования1.

Пропуск «звена восприятия» возможен и в предложениях другого типа: «Он был так расстроен, что даже курица клевала его червяков» (соч., 4) —т. е. «так расстроен, что не замечал, что…»; «Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий» (соч., 7) и т. п.71.
4. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточным определительным

а) Отрыв придаточного предложения от
определяемого слова. Известно, что основным пра-
вилом построения сложноподчиненных предложений с определи-
тельными придаточными является следующее: придаточное пред-
ложение должно располагаться непосредственно за тем сущест-
вительным главной части, которое является определяемым словом.
Между тем это правило в речи учащихся нарушается очень часто.
Отрыв придаточного предложения от опре-
деляемого слова связан с трудностями композиционного
характера: нужно либо поместить определяемое слово на послед-
нее место в главном предложении (что требует достаточно высоко
развитой способности «упреждения»), либо расчленить главное
предложение, введя придаточное внутрь его (что связано с достаточ-
но развитым композиционным мастерством). Поэтому часто встре-
чаются предложения такого типа: «Теплый дождик смочил землю,
в котором так нуждались посевы» (соч., 4); «Ребята глядели в окно
и увидели фашистов, которое было заклеено крест-накрест» (соч.,
5). Аналогичные примеры распространены и в речи старшеклассни-
ков: «К светскому обществу князь Андрей относится с презрением,
в котором принужден бывать» (соч., 9). Если в главном предложе-
нии есть еще одно существительное, имеющее ту же форму рода
и числа, что и определяемое слово, может возникнуть двусмыслен-
ность: «Собака гуляла с тетей Валей, у которой был надет наморд-
ник» (из рубрики «Привет от Митрофана» газеты «Ленинские
искры»)72.

б) Союзные слова (относительные местоимения), при-
соединяющие придаточное предложение, могут быть ошибочно
согласованы в роде и числе не с тем существи-
тельным главного предложения, которое
является определяемым. Особенно часто это происходит в тех случаях, когда главное предложение представляет собой двусоставное предложение тождества: «Белка —зверь, которая живет на дереве» (анкета, 3); «Бритва — предмет, которой бреются» (анкета, 5). Такие ошибки могут встречаться и в речи старшеклассников: «Пьеса «На дне» — это произведение, в которой содержится обвинение капитализму» (соч., 10). Наблюдается определенная закономерность — союзное слово согласуется с сущест-ительным, обозначающим не родовое (как требовалось), а видовое понятие.

в) В соответствии с нормами современного языка относи-
тельное местоимение который должно распо-
лагаться на первом месте в придаточном предло-
жении1. Между тем это правило в речи учащихся может нарушать-
ся: «Мцыри — это грузинский юноша, в детстве который был взят
в плен русским генералом» (соч., 7); «Он видит парк из тонких чах-
лых деревьев, в газете о котором писалось, что благодаря заботам
городничего город украсился великолепным садом» (соч., 8); «Бо-
рис, дядя которого реишет отослать в Сибирь, приходит простить-
ся» (соч., 9).

г) Пропуск соотносительного с лова — ука-
зательного местоимения — в главном предложении
встречается в особой разновидности определительных придаточных—
местоименно-определительных предложениях. В роли определяе-
мого слова, конкретизируемого придаточным предложением, высту-
пает не существительное, а местоимение: «Он разбил то, что стояло
на столе», «Пригласите того, кто спас ребенка». В речи учащих-
ся распространены случаи пропуска местоимения, являющегося
определяемым словом: «Он разбил, что стояло на столе» (соч.,
4); «Офицер приказал, чтобы к нему пригласили, кто спас ребенка»
(изл., 4). Пропуск указательных местоимений распространен в раз-
говорной речи и в ее рамках, видимо, не представляет собой на-
рушения нормы, однако применительно к речи письменной такой
пропуск должен рассматриваться как существенный недочет.
5. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным

а) Как известно, в роли опорных слов в главном предложении употребляются глаголы, существительные, прилагательные, наречия, имеющие значение речи, мысли, чувства, оценки, бытия, обнаружения. Однако не все слова, обладающие данными значениями, могут выполнять эту функцию. Кроме того, некоторые опорные слова проявляют избирательность по отношению к придаточному предложению: одни сочетаются только с придаточным предложением, содержащим вопрос, другие —только с придаточным, не содержащим вопроса.

В речи учащихся можно обнаружить различные случаи нарушения закономерностей, диктуемых языковой нормой: «О Хлестакове отзывались, что у него ученая голова» (соч., 7) — ср. говорили, чпо… «Султан написал письмо, чтобы казаки сдались» (соч., 6); «Он замучил сестру и мать, чтобы они в десятый раз выслушали Торжественное обещание» (изл., 4); «Мне даже страшно стало, что мне сейчас будет от мамы» (соч., 4) — при слове страшно возможно только придаточное, не содержащее вопроса, например: «Мне стало страшно, что она сейчас уйдет».

б) Указательное местоимение то не употре-
бляется в составе главного предложения, если придаточное пред-
ложение занимает позицию винительного падежа при переходных
глаголах (например, таких, как видеть, понимать и т. п.). Упо-
требление то при подобного рода глаголах является ошибкой:
«Он понял то, что хорошо иметь такого преданного друга» (изл., 4).
Не сочетаются с то и некоторые другие опорные слова (нужно,
необходимо, требуется и др.). Поэтому ошибочными являются
предложения: «Необходимо то, чтобы ты ко мне зашел » (устн., 5);
«Требуется то, чтобы все мы жили дружно и не ссорились» (за-
метка, 4).

Вместе с тем указательное слово является обязательным элементом конструкции в тех случаях, когда придаточное предложение выступает в позиции однородности по отношению к члену предложения. Ср. соответствующее норме предложение «Мне вспомнился поход и то, как мы пели у костра» и расходящееся с нею «Мне вспомнился поход и как мы пели у костра» (соч., б)1.

Использование местоимения то расширяет синтаксические возможности многих слов, позволяя им употребляться в качестве опорных. Ср. не соответствующее норме предложение «Володя заинтересовался, что написал Саша» (изл., 4) и вполне правильное «Володя заинтересовался тем, что написал Саша». Пропуск указательного местоимения то можно видеть и в предложениях: «Мать призадумалась, как ему плохо тут живется» (соч., 3); «По дороге мы рассказывали, что случилось с нами за лето» (соч., 4); «Мы восхищались, что море такое красивое» (заметка, 5).

в) В речевой практике часто возникает необходимость пере-
вести прямую речь в косвенную. При этом пря-
мая речь подвергается преобразованиям, связанным главным об-
разом с глагольными формами и личными местоимениями. В речи
учащихся широко распространены ошибки, заключающиеся в том,
что прямая речь занимает позицию придаточного изъяснительного
предложения, не претерпевая какой бы то ни было перестройки:
«Ребята дали клятву, что не отдадим знамя фашистам» (соч., 5);
«Когда Гринев поправился, он сказал Маше, что я посылаю письмо
и жду родительского благословения» (соч., 7); «Тарас сказал, что завтра же едем на Запорожье, чего откладывать» (соч., 6).

г) В предложениях с косвенной речью учащиеся иногда используют одновременно два средства присоединения придаточных предложений — изъяснительный союз что и относительное местоимение или частицу ли: «Писатель понял, что какой преданный друг у него есть» (изл., 4); «Он подумал, что кончена ли жизнь в тридцать один год» (соч., 9); «Вожатый спросил, что где же наша макулатура» (заметка, 5).
6. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

с придаточным времени
Самой распространенной ошибкой в данной области является неверный выбор союза. Очень часто союз как заменяет более уместные с точки зрения современной языковой нормы союзы когда, как вдруг и др.: «Как мы приехали домой, мама сразу же начала варить уху» (соч., 4) — ср.: Когда мы приехали … или Как только мы приехали…; «Коротыш хотел уже спрятаться за брата, как вспомнил, что брата у него больше нет» (соч., 4). Неверно используются некоторые составные союзы, например: «И это продолжалось до того, пока у разъяренного зверя не отнимали бочку» (изл., 5).
7. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

с придаточным цели
В главной части сложноподчиненных предложений с придаточным цели обычно выражается активное произвольное действие или необходимость какого-нибудь действия или состояния. Самая распространенная речевая ошибка школьников состоит в том, что в качестве главного используется предложение, в котором выражается пассивное состояние, отношение и т. п.: «Гринев любил Машу от чистой души, а Швабрип — чтобы замучить» (соч., 7); «Лампочки на катке горят ровно, чтобы освещать каток» (соч., 4); «Ваня преклоняется перед Володиным стремлением к археологии, чтобы человек поверил в свои силы и возможности» (соч., 9).
8. Случаи отнесения придаточного обстоятельственного
предложения не ко всему главному предложению в целом,

а к одному из его членов
Это явление известно и нормативному языку, но в нем оно встречается гораздо реже. В речи школьников такие предложения распространены достаточно широко: «На стене висит его портрет, когда он был молодой» (соч., 5) — придаточное предложение относится к слову портрет’, «Это подтверждают слова Тихона,

91когда он видит труп Катерины» (соч., 9) — «слова, когда…»; «Один из грехов — порка унтер-офицерши, хотя телесные наказания были запрещены» (соч., 7) — «порка, хотя…».

9. Ошибки в конструировании сложноподчиненных предложений

усложненной структуры
а) Последовательное подчинение опреде-
лительных придаточных предложений с ме-
стоимением который. Хотя теоретически ряд включенных
одно в другое однофункциональных предложений может быть
неограниченно длинным («Дом, который построил Джек…»), одна-
ко наше эстетическое чувство запрещает повторение однотипных
придаточных. Этот речевой недочет чрезвычайно широко распрост-
ранен как в детской речи, так и за ее пределами: «Подбородок
у меня закругленный, после которого идет тонкая длинная шея,
которую каждый раз натирает белая рубашка» (соч., 6); «Воробь-
ев, которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, ко-
торые стоят на врытом в землю столике» (изл., 4).

б) Соподчинение изъяснительных прида-
точных предложений, связанных с главным
разными способами.

В соответствии с нормами языка к одному и тому же слову главного предложения не могут присоединяться два изъяснительных придаточных, одно из которых присоединяется союзом, а другое — относительным местоимением. В речи, однако, это правило нарушается: «Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений и голода, какой он смелый, какой обладает несокрушимой волей» (соч., 7); «Писатель понял, что Булька бежал двадцать верст и какой преданный друг у него есть» (изл., 4).

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Представляется возможным выделить три основных типа лексических неправильностей: 1) ненормативные значения- слов (семантические ошибки); 2) ненормативная сочетаемость слов; 3) тавтологические ошибки и повторы73. Особую группу составляют фразеологические ошибки.

Подробное описание лексических неправильностей, основанное на анализе богатого фактического материала, представлено в статье: С у л и м е н к о Н. Е. О критериях однотипности речевых недочетов. — В сб.: Оценка знаний, умений н навыков учащихся по русскому языку. М.: Просвещение, 1978.

Задание 93. Исправьте ошибки в речи учащихся в соответствии с нормами грамматики.

1. На стене висит его портрет, когда он был молодой. 2. Ребята дали клятву, что не изменим друг другу никогда. 3. Мать призадумалась, как ему плохо тут живется. 4. Писатель понял, что какой преданный друг у него есть. 5. Мальчик ответил маме, что как же я их догоню! 6. Белка — зверь, которая живет на дереве. 7. Мурзик как зарычал и залаял, что Васька бросился бежать. 8. Бритва — предмет, которой бреются. 9. Мы с мамой очень дружим, что даже наш папа обижается, почему мама больше времени проводит со мной, чем с нИ. 10. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 11. Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными. 12. После покупки инструмента он сказал, что буду ложить его в сарай. Однако в тот же вечер поклал его в коридоре. 13. А. С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу». 14. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 15. Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию. 16. Если бы наши предложения были бы приняты, можно было бы рассчитывать на сотрудничество. 17. Ясно и просто обычно говорит оратор, который хорошо знает свой предмет и с уважением относящийся к аудитории. 18. Отношение, если не скажу, что совсем другое, то мне кажется, что мои такие впечатления первые… правильные, как всегда бывает, отношение нормальное, деловое, спокойное (В. Черномырдин).

Справочные материалы

При построении сложных предложений нужно учитывать, что:

1) В сложном предложении необходим правильный подбор союзных средств, наиболее точно выражающих смысл высказывания. Нужно избегать: а) неподходящих стилистически или по смыслу союзов и союзных слов: *Можно согласиться с теми положениями устава, где не содержится противоречий; б) плеонастического употребления союзных средств, дублирующих по значению друг друга:*Были созданы, однако, тем не менее, условия для этого;

2) В сложноподчиненном предложении не следует использовать однотипные союзы и союзные слова, многократно повторять одну и ту же частицу, — они оказываются избыточными и делают предложение многословным: *Компания считает, что положение настолько стабильно, что не стоит опасаться каких-либо потрясений. *У меня пожелание, чтобы наши контакты получили бы дальнейшее развитие;

3) Ошибочно смешение прямой и косвенной речи в одной фразе: *Собеседник спросил, что как же вы достигли таких результатов.
Задание 94. Прочитайте. Устраните двусмысленность, вызванную нарушением порядка слов в предложениях.

1. В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Первокурсники посещали занятия по греко-римской борьбе старшего преподавателя Петрова. 3. На стенах афиши и плакаты о выступлениях В. Маяковского на немецком, французском, чешском и польском языках. 4. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций. 5. Нужно уметь делать анализ фактов, но и не только правильно строить взаимоотношения. 6. Она пошла в магазин и сняла бигуди. 7. Собачка с девочкой ждала папу. 8. Лекции были не только прочитаны в институте, но и колледже. 9. Также другие причины я отразила в отчёте. 10. В коридоре стоял мальчик с портфелем в руке, который смотрел в окно. 11. Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. 12. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден был бывать. 13. Некоторые дурные привычки людей сохранились до наших дней, бороться с которыми помогают сатирические произведения поэта.

Справочные материалы

В предложении важен порядок расположения слов и других его компонентов, например, придаточное определительное в сложноподчиненном предложении должно располагаться за тем словом главной части, к которому оно относится. Это предотвращает ошибки в согласовании союзного слова с определяемым словом и позволяет избежать искажения смысла фразы, подобного следующему: *Посетители рассматривали изделия мастеров, которые были представлены на выставке.
Задание 95. Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки.

    1. Он сфотографировал меня в анфас. 2. Предстала перед ними в нигляже. 3. Согласно графика, у мужа отпуск летом. 4. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 5. Я купила три метра красивой тюли. 6. Самый крупнейший город в мире — Мехико. 7. В нашем общежитии живет двое вьетнамских девушек. 8. Он ещё не пришёл с магазина. 9. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 10. Ряд наших школ будет бастовать. 11. Птица какаду жил в доме у бабушки много лет. 12. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 13. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 14. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 15. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 16. Обращаясь к малышу, речь должна быть теснейшим образом связана с окружающими его реальными предметами, с практическими действиями, выполняемый самим ребёнком и взрослым. 17. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 18. Исследуя этот случай и прочтя полностью текст, вполне логично «несмотря на» — это предлог. 19. Но желание донести мысль до адресата портит зачастую весь смысл сказанного 20. В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира, которые спаслись на крышах домов. 21. Портрет написан известным художником, я его недавно видел на выставке. 22. Сейчас я учусь в медучилище медсестрой. А потом я хочу поступить на высшее образование (Из телепередачи «Моя семья»).

1.6. Лексические и фразеологические нормы.

Точность речи
Задание 96. Составьте предложения с многозначными словами, иллюстрируя различные значения данных слов.

Брать, высокий, действие, глубокий, извлечение, перевод, переход, печать, подъём, приём, речь, светлый, ставить, тяжесть.

Справочные материалы

О значении того или иного слова можно узнать в толковых словарях: «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, четырёхтомном «Словаре русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой, словарях иностранных слов.
Задание 97. Определите значения следующих заимствованных из других языков слов, при необходимости пользуясь толковыми словарями.

Адекватный, аннексировать, аннотация, апологет, вето, вербальный, вотум, дилемма, дилетант, дискриминация, дислокация, диссонанс, конъюнктура, котироваться, лимитировать, меморандум, помпезный, прейскурант, протокол, респектабельный, спонтанный, тривиальный, ультиматум, экстравагантный, эксцентричный.
Задание 98. К данным словам иноязычного происхождения подберите синонимы из предлагаемых вариантов.

1. Индифферентный — а) равнодушный, б) слабый, в) безразличный, г) неостроумный, е) единичный.

2. Амбиция — а) самолюбие, б) самомнение, в) уверенность, г) безволие, д) обидчивость.

3. Аморальный — а) самонадеянный, б) безнравственный, в) бессовестный, г) лживый, д) недобрый.

4. Инфернальный — а) непонятный, б) адский, в) непостижимый, г) потусторонний, д) недоступный, е) трудный.
Задание 99. Составьте словосочетания, выбрав соответствующий вариант.

Образец: живые, насыщенные (цвета, цветы) — живые цветы, насыщенные цвета.

Кожаные, климатические (пояса, поясы). Детские, политические (лагеря, лагери). Испечённые, зреющие (хлеба, хлебы). Яркие, сердечные (тоны, тона). Наши любимые (учители, учителя). Отечества достойные (сыны, сыновья). За проезд (оплатите, заплатите, уплатите). Плащ не забудь (одеть, надеть).

Справочные материалы

О сочетаемости с другими словами можно справиться в «Словаре сочетаемости слов русского языка» под ред. П. Н. Денисова и В. В. Морковкина.
Задание 100. Объясните значения слов-паронимов, составьте с ними словосочетания или предложения.

1. Абонент — абонемент, бережный — бережливый, гнездо — гнездовье, дипломант — дипломат, командированный — командировочный, континент — контингент, костный — костистый — костяной, масленый — масляный, одеть — надеть, оплатить — заплатить, осудить — обсудить, представить — предоставить, сокрушённо — сокрушительно, удачный — удачливый, эффектный — эффективный, болезненный — больной, жилищные — жилые, классный — классовый — классический, понятливый — понятный, пребывать — прибывать, скрытный — скрытый, человеческий — человечный.

Справочные материалы

Чтобы избежать неточности выражения мысли, следует различать близкие по звучанию, но отличающиеся друг от друга по значению слова — паронимы, например: надеть и одеть: а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антоним к надеть — глагол снять: снять пальто, сапоги, перчатку с руки, комбинезон с ребенка, снять шапку с головы; б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного, одеть пледом, одеялом; антоним к нему — глагол раздеть: раздеть ребенка (больного).
Задание 101. Лингвистическая задача. Найдите одну и ту же лексическую ошибку в следующих двух текстах.

1. Мальчик принёс домой грязную собаку и с трудом упросил маму её не выгонять. Для начала собаку решили вымыть… Вода в ванной была вся чёрная, а собачонка оказалась белой, не красавица, но вполне нормальная. (Э. Поляновский. Шла собака по шоссе…)

2. Некоторое время назад администрация «Клуба ДС» сделала сенсационное открытие, установив, что своё знаменитое «Эврика!» (в переводе с древнегреческого «Я нашел!») Архимед воскликнул, не вылезая из ванной, как полагали раньше, а влезая в неё.
Задание 102. Проанализируйте высказывания. Найдите элементы фактической (предметной, понятийной) неточности и неточности словоупотребления (лексической неточности), объясните их суть. Исправьте предложения.

1. Когда мы делили яблоко, ему досталась большая половина. 2. Герасим был двенадцать верст в высоту. 3. Начертите круг произвольной формы с заданным радиусом. 4. Они прислали нам благодарственную рекламацию. 5. Мне купили шубу из искусственной лисы. 6. Данная рейтинговая система далека от совершенствования. 7. Спортсменка обошла напарницу на финише. 8. Всё, о чём мы сегодня говорили, было страшно интересно. До свидания (Из телепередачи). 9. Можете ли вы дать портрет близких вам людей? 10. Новое произведение композитора вызвало обширный восторг публики. 11. После обеда в больнице каждому выдали его долю лекарств. 12. Я одела ребенку шапку, чтобы пойти погулять. 13. Мы не попали вовремя на выставку из-за большого инцидента на улице. 14. — Какую букву мы произносим в слове «разносчик»? — Букву «ще»? 15. Из объявления: «В среду состоится встреча кандидата в депутаты с избирателями. Приглашаются все близлежащие жители». 16. Сегодня мы пройдём тему «Синтаксис». Синтаксис — это наука языка… 17. Цель урока — развивать умение говорить на грамматическую тему, развивать речь. 18. Можно было бы провести ещё множество методик. 19. Пойду покушаю немного. 20. Онемев от страха, она закричала. 21. Информаторы всегда отвечают положительно о роли перечисленных приёмов в аспекте повышения ритмизированности. 22. В городе производились демонстрации. 23. Дядюшка взял костистыми руками гитару, сдунул пыль и стукнул полюбовно по крышке. 24. Собрал все нажИтое своим трудом. 25. Извиняюсь, где здесь булочная? 26. На выставке были представлены вещи лицеистов: их книги, рисунки, воспоминания. 27. И вот наконец трибуна была представлена молодым учёным.

Справочные материалы

Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых неточность словоупотребления, вызванная незнанием значений слов, неумением говорящего (пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее передаваемому содержанию, т. е.: а) употребление слова в несвойственном для него или неподходящем к данному контексту значении: Врачи апеллируют свои действия недостаточным финансированием; б) неразличение разных значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную новость матери; в) неразличение слов-омонимов — одинаково звучащих, но различных по значению слов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой: место зАнято) — занятОй (постоянно обременённый делами: занятОй человек; нАлитый (полный) — налитОй (сочный);

г) неразличение паронимов: Она одела на плечи платок; д) семантическая несочетаемость слов: В душе Наташи и Николая запел мотив русской песни.

При употреблении слов нужно учитывать их смысловые и стилистические различия, например:

кушать и есть: а) глагол есть стилистически нейтрален, употребляется без ограничений; б) глагол кушать употребляется в формулах официального приглашения к еде, а также в обращении к детям. Не рекомендуется употреблять его в форме 1-го лица единственного числа;

  • простить, извинить и извиняться, извиниться: при выражении просьбы о прощении, извинении рекомендуется употреблять глаголы прости(те), извини(те) но не: извиняюсь, т. к. -ся/-сь в данном случае имеет значение «себя», в результате слово извиняюсь содержит иной смысловой оттенок — «извиняю себя».

Задание 103. Вставьте в предложения на месте пропусков один из предлагаемых синонимов. Объясните разницу в значении синонимичных слов.

1. Костя Шишкин не мог без дела … из угла в угол.

2. Неутомимый охотник … по полям и лесам.

3. И страна берёзового ситца не заманит … босиком (С. Есенин).

а) бродить, шляться, слоняться.

4. Разведчики … незаметно подползать к укрытию.

5. Лётчик к концу боя … неимоверную усталость.

6. Спортсмен … горечь поражений и радость побед.

б) изведывать, пробовать, испытывать.
Задание 104. Определите смысловые и стилистические различия словосочетаний в следующих парах. Употребите словосочетания в своих высказываниях.

Звуки музыки — музыкальные звуки, работа ученика — ученическая работа, совет друга — дружеский совет, работа художника — художественная работа, собрание класса — классное собрание, нападение зверя — зверское нападение, песня лебедя — лебединая песня, шапка из меха — меховая шапка, наказ отца — отцов наказ — отцовский наказ, походка старика — стариковская походка, островок леса — лесной островок, роспись стены — стенная роспись, дар памяти — памятный дар, сын генерала — генеральский сын, юмор Чехова — чеховский юмор.
Задание 105. Из слов, заключённых в скобки, выберите те, которые наиболее точно выражают мысль.

    1. В нашу библиотеку поступили (свежие — новые) книги. 2. По утрам отец читал (свежие — новые) газеты. 3. Между тем (надвигались — приближались) радостные события. 4. Пока ещё не найдено достаточно (эффектное — эффективное) средство против укусов клещей. 5. «Правильно!» — послышались (возгласы — отзывы) из толпы. 6. Дуэлянта за его недисциплинированность (произвели — разжаловали) в солдаты. 7. Я (тружусь — работаю) на заводе слесарем. 8. Мы столкнулись с (фактором — фактом) незаконной продажи спиртного. 9. Врач (приписал — прописал) больному снотворное. 10. Преподаватель физкультуры познакомил нас с новым (комплектом — комплексом) упражнений. 11. (Выношу — приношу) благодарность моему научному руководителю. 12. Выполнил — исполнил (обещание, долг, песню). 13. Освоить — усвоить (профессию, капиталовложения, информацию). 14. Помириться — примириться (с другом, с обстоятельствами). 15. Посмотреть — осмотреть (в глаза, достопримечательности, окрестности). 16. Принять — предпринять (меры, попытку). 17. Заплатить — оплатить — уплатить (за проезд, аванс, услуги, счет, труд, налог, штраф, за квартиру). 18. Представить — предоставить (отчет, к награде, слово, трибуну, возможность).

  • Безопасным естественным укрытием на улице во время урагана являются найдите ошибки
  • Белинвестбанк ошибка при переводе
  • Безопасность полетов может быть повышена выполняя предъявляемые к перевозкам требования ошибка
  • Безопасность охраняют многочисленные телохранители ошибка
  • Белесые бровки удивительно приподнялись ошибка