Бернская паутина ошибки прогноза

Документы по данному образовательному мероприятию представлены в Комиссию по оценке учебных мероприятий и материалов для НМО.
Семинар будет интересен врачам стоматологам следующих специальностей:

Стоматология терапевтическая
Стоматология хирургическая
Стоматология общей практики
Стоматология зубным врачам со средним профессиональным образованием
Данный семинар подробно освещает актуальные вопросы комплексного лечения воспалительных заболеваний тканей пародонта: их классификацию, дифференциальную диагностику, ключевые аспекты профилактики, профессиональной гигиены и домашнего ухода, особенности поддерживающего пародонтологического лечения, вопросы тканевой регенерации, хирургии при пародонтите, а также протоколы ведения пародонтологических пациентов.
Участники получат структурированную и научно доказанную информацию, которая основана на международных стандартах лечения пародонтита EFP «Европейской Федерации Пародонтологов» и AAP «Американской Академии Пародонтологии» 2022 года.
Разбирается большое количество клинических случаев из врачебной практики лектора, в формате видео записи демонстрируются отдельные методики и современные принципы лечения заболеваний тканей пародонта.
Программа
10:00 — 11:30 Лекция
Воспалительные заболевания тканей пародонта.

Современная классификация заболеваний пародонта.
Обследование пациентов. Постановка диагноза.
Протокол ведения пациента с пародонтитом: фазы терапии, сроки.
Системная фаза терапии: образ жизни, вредные привычки, диета, гиподинамия.
Планирование — пародонтологическое лечение, удаление зубов, реабилитация.
Протоколы лечения пародонтита.

При 1-3 степени тяжести, стандарты EFP 2020.
Этапы лечения пародонтита, эффективность каждого этапа.
Профилактика. Персонификация рекомендаций и оценка рисков.
Протокол лечения пародонтита 4 степени по стандартам EFP 2022.
Профессиональная гигиена и домашний уход.

Профгигиена как «санпропускник»: кому и когда. Кто выполняет: пародонтолог, терапевт или гигиенист?
Оснащение: ручные инструменты, электрические девайсы (ультразвуковые и магнитостриктивные , аппараты для воздушно абразивной чистки, порошки).
Подходы к реминерализации : доказательная база, методики.
Ключевые аспекты домашнего ухода за полостью рта. Полипрагмазия.
Зубные щетки: ручные и электрические. Обзор и эффективность роторных, ультразвуковых, звуковых и ионных щеток.
Зубная паста: состав и подбор. Обзор зубных паст основных производителей, доступных на РФ рынке.
Нити и ершики: кому, какие, когда. Особенности подбора.
Ирригаторы: обзор и эффективность.
Ополаскиватели: показания к применению. Критерии выбора. Обзор.
Дополнительные средства ухода: пенки, пастилки, жевательные резинки.
Профилактика гингивита, пародонтита, мукозита и периимплантита
11:15 — 11:30 Сессия «вопрос—ответ»
11:30 — 12:00 Кофе-брейк
12:00 — 14:00 Лекция
Консервативная терапия пародонтита.

Понятия Scaling Root planning и Scaling Debridment
Над и поддесневая гигиена, оснащение и особенности проведения.
GBT — Guided Biofilm Therapy — метод удаления биопленки.
Антисептики в клинической практике и в домашнем уходе.
Ведение пациентов в зависимости от тяжести воспалительного процесса.
Адъюванты: антисептики и антибиотики. Лазеры. Мифы. Рефрактерный пародонтит.

Рефрактерный пародонтит — диагностика, особенности ведения пациентов.
Антибиотики — общие и местного действия.
Противовоспалительные препараты.
Адъюванты, влияющие на иммунную систему. Мифы и реальность.
Ингибиторы металлопротеиназ
Бифосфонаты — быть или не быть?
Лазеры в пародонтологии диодный, ирбиевый , ФДТ (Фото Динамическая Терапия)
Витамин D. Пробиотики. Гиалуроновая кислота.
PRF — Platelet Rich Fibrin — богатая фибрином плазма в пародонтологии
Бактериофаги — безопасные антибактериальные препараты.
Поддерживающее пародонтологическое лечение.
13:45 — 14:00 Сессия «вопрос ответ»
14:00 — 15:00 Обед
18:00 Лекция
Хирургия пародонта при пародонтите.

Показания и противопоказания.
Место хирургии в пародонтологическом лечении.
Подготовка пациентов. Лоскуты, разрезы, швы.
Открытый кюретаж — снятие назубных отложений, протокол операции (демонстрация на модели).
НРТ — направленная регенерация тканей. Показания, отбор пациентов, материалы, особенности проведения в зависимости от топографии дефекта.
Пост-хирургическое ведение пародонтологических пациентов.
17:45 — 18:00 Сессия «вопрос ответ».
Выводы и обобщение образовательного материала, оценка полученных знаний.
Вы получаетеСвидетельство НМО после аккредитации мероприятияМетодическое пособие в печатном и эл. видеСсылку на клинические видео и PP-презентацию лектора высылаем на электронную почту участников после семинараКофе-брейк и обедИменной сертификатРозыгрыш подарка среди участников

Бернского опросника способы преодоления критических ситуаций

Billings, R. Moos предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления: оценка ситуации, вмешательство в ситуацию и избегание.

Более развернутую классификацию предложил H. Weber : 1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защиту и отвержение проблем; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональную экспрессию. Данная классификация не предел. Так C. Carver, M. Scheier выделяют 14 модусов психологического преодоления, а H. Thomae, анализируя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления.

Опубликован Бернский вопросник “способы преодоления критических ситуаций” в котором перечислено тридцать следующих стратегий: отвлечение (П1), альтруизм (П2), активное избегание (П3), компенсация (П4), конструктивная деятельность (П5), концентрированное расслабление (П6), самоизоляция (П7), солидарность (П8), поиск выхода из сложившейся ситуации (П9), обращение за поддержкой (П10), переключение (К1), восприятие ситуации в черном цвете (К2), принятие, стоицизм (К3), игнорирование деятельности (К4), сохранение самообладания (К5), юмор, ирония (К6) анализ проблемы (К7), относительность (К8), религиозность (К9), мыслительная жвачка (К10), осмысление (К11), повышение самооценки (К12), возмущение, жалость к себе (Э1), эмоциональная разрядка (Э2), изоляция, подавление (Э3), оптимизм (Э4), пассивное сотрудничество (Э5), безропотное смирение, фатализм (Э6), самообвинение (Э7), поиск виновных, ярость (Э8).

Всего опросник предлагает оценить поведение по 30 возможным вариантам, способам преодоления критических ситуаций. Обозначенные формы преодоления кризиса связаны с одним из трех уровней: с поведением (П), с когнитивными схемами (К) и с эмоциями (Э).

Классификация видов психологического преодоления, как справедливо отмечает С.К. Нартова-Бочавер, дело будущего. Она предлагает следующие возможные основания для классификации:

Источник

Бернского опросника способы преодоления критических ситуаций

6 Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций» – методика Э. Хайма (Heim, 1988) адаптирован в НИПНИ им. В. М. Бехтерева (1998, 2005) и позволяет оценивать 25 способов преодоления трудностей по трем плоскостям копинг-стратегий (поведенческой, когнитивной и эмоциональной), а также выявлять адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные варианты.

7 Опросник процесса стресса и копинга (The Stress and Coping Prosess Questionnaire (SCPQ) – Perrez, Reihertts, 1987; 1992). Стратегии совладающего поведения исследуются применительно к гипотетическим стрессовым ситуациям, включающим когнитивные оценки, эмоции, атрибуции.

8 Опросник «Модели преодолевающего поведения» («Strateg ic Approach to Coping Scale-SACS, Hobfoll et al., 1994, адаптация Водопьяновой, Старченковой, 2001). Опросник выявляет поведенческие модели преодоления в соответствии с многоосевой моделью преодолевающего поведения, предложенной С. Е. Хобфоллом.

9 Опросник ресурсов совладания со стрессом — Coping Resources Inventory for Stress (CRIS) – K. B. Matheny, W. L. Curlett, J. L. Pugh, D. W. Aycock, H. F. Taylor, 1988. Тест, созданный в рамках трансакционального подхода к изучению стресса, позволяет оценивать индивидуальные ресурсы совладания, он адаптирован А. В. Махначом и Ю. В. Постыляковой и соответствует необходимым психометрическим требованиям (Постылякова, 2005).

Оценка процесса совладания и измерение результата преодолевающего поведения – один из самых спорных аспектов психологии совладающего поведения. Данной проблеме посвящено несколько серьезных сообщений российских исследователей (Бодров, 2006; Крюкова, 2007). Помимо традиционных для опросников и тестов ограничений и недостатков (в числе которых возможная социальная желательность ответов и недостаточная надежность полученных результатов, потенциально обременительная продолжительность психодиагностического обследования, трудность интерпретации базисных ответов), нарекания вызывают и свойственные именно для диагностики стратегий совладающего поведения затруднения. Среди них: возможность вариативности ответов о способах совладания, использованных в воспроизводимом периоде (неточность припоминания), ретроспективность сообщения об использованных способах совладающего поведения. Кроме того, репертуар стратегий совладающего поведения, используемый автором опросника, может оказаться гораздо ýже возможного репертуара стратегий совладающего поведения, используемого обследуемым в реальной ситуации.

Опросники, как правило, не учитывают последовательности используемых стратегий совладания, хотя не вызывает сомнений факт того, что изменение последовательности используемых копинг-стратегий может существенно влиять на результат, на эффективность совладающего поведения.

Чтобы выявить специфику совладающего поведения в определенной выборке, нужно, чтобы выборка была обязательно подобрана по соответствующим требованиям, а параметры совладающего поведения измерялись методикой, адекватной поставленной задаче. Например, попытка ответить на вопрос в определенной профессиональной группе: «Какими из предложенных способов вы обычно преодолеваете синдром выгорания?», представители которой не знают, что такое синдром выгорания, не представляют, есть или нет у них проявления этого синдрома, или расценивают этот синдром как стигматизируещее или дискриминирующее их клеймо, может привести к парадоксальным результатам оценки совладающего поведения.

Проводя диагностику совладающего поведения, не следует забывать и мнение создателя теории стресса и копинга Р. Лазаруса о том, что стресс и совладание являются двумя сторонами одной монеты, а стресс является особой связью между личностью и средой. Эти зависимые друг от друга переменные взаимно влияют друг на друга, способствуя либо сохранению здоровья, либо развитию дисфункциональных расстройств. Поэтому вряд ли можно считать адекватными полученные результаты исследования стратегий совладающего поведения в отрыве их от контекста связи стрессовой ситуации, стратегий и ресурсов совладания, личностно-средового взаимодействия.

Оценка ретроспективного сообщения опрашиваемого о способах совладания в напряженной ситуации, произошедшей за последний месяц или тремя-шестью месяцами ранее, вызывает достаточно обоснованную критику и приводит к созданию опросников по изучению стратегии совладания с жизненной проблемой в режиме реального времени (накануне или в этот же день), что позволяет сократить период воспроизведения. Интересные результаты были получены А. Стон с соавт. при сравнении ответов одних и тех же испытуемых об использованных стратегиях совладания при их оценке в режиме реального времени и при ретроспективной оценке. Приблизительно 30 % участников сообщили при ретроспективной оценке о тех способах совладания, которые они не отмечали у себя в режиме реального времени. Примерно столько же обследуемых не смогли дать информацию при ретроспективном сообщении об определенных способах совладания, которые они называли при оценке совладания в режиме реального времени. Обследуемые сообщали разную информацию об используемых ими стратегиях совладания с одной и той же проблемой, когда отвечали на утверждения опросника в режиме реального времени либо ретроспективно. Авторы пришли к заключению, что оценки совладающего поведения в режиме реального времени являются более конкретными, буквальными и менее осмысленными. В то же время ретроспективные оценки совладающего поведения, хотя и имели более высокую прогностическую значимость, были более подвержены искажению из-за попыток обследованных создать последовательную версию их совладающего поведения (Stone et al., 1998).

Источник

Гончарова Светлана Сергеевна

Методы и методики_____________________________

ОПРОСНИК «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ» – МЕТОД ДИАГНОТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Гончарова Светлана Сергеевна

преподаватель кафедры прикладной

психологии БГПУ им,М.Танка

Разработана версия Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» для раннего юношеского возраста (14-17 лет). Версия названа — опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС). Опросник СПНС включает 25 утверждений и 5 шкал: поиск поддержки, поддержание самооценки, анализ проблемы, самообвинение и поиск виновных. Описаны приемы валидизации опросника, приведены психометрические характеристики, осуществлена стандартизация его показателей. Опросник адресован психологам-исследователям, практикам и служит для диагностики способов и стратегий преодоления юношами и девушками негативных событий жизненного пути.

Ключевые слова: психологическое преодоление, опросник, валидность, надежность, стандартизация.

Девяностые годы ХХ столетия характеризовались тем, что в психодиагностике усилилось изучение роли ситуаций в поведении индивидуума. Это относилось как к анализу поведения человека в повседневных негативных ситуациях, так и кризисных (природные бедствия, войны, теракты). В это время все большее значение придается разработке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования человека на сложную ситуацию.

В зарубежных эмпирических исследованиях авторы обычно разрабатывают свои собственные методы диагностики психологического преодоления, по форме представляющие собой, как правило, многошкальные опросники, открытые и полуструктурированные интервью или экспертные оценки. К наиболее известным относятся: «Индикатор стратегий преодоления стресса» (разработан J.H.Amirkhan),«Опросник способов психологического преодоления — The Ways of Coping Questionnaire» (R.Lazarus и S.Folkman),«Копинговый перечень для стрессовых ситуаций» (N.S. Endler, J.D.A.Parker), «Шкала совладания – COPE Scale» (C.S.Carver). Для изучения особенностей совладания у детей, подростков и юношества используют: «Перечень жизненных событий и копинга – LECI» (J.E.Dise – Lewis) и «Перечень копинговых ориентаций подростков при переживании проблем – A-COPE (J.M.Patterson, H.I.McCubbin).

В отечественных исследованиях не существует стандартизированных методов изучения стратегий психологического преодоления, в основном это переводные шкалы и опросники, адаптированные на отечественных выборках (Т.Л.Крюкова, Н.А.Сирота, В.М Ялтонский). Одним из самых популярных и широко используемых считается «Индикатор копинг-стратегий», разработанный А.Амирханом (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты), который позволяет выявить три стратегии преодоления: решения проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Для изучения совладающего поведения в младшем школьном возрасте и у подростков применяют «Опросник копинг-стратегий школьного возраста», созданный американским исследователем П.Джонсом для подростков (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты). Опросник содержит перечень из 26 способов преодоления (копинг-стратегий), которые используют дети, когда в их жизни происходят неприятные события.

На момент проведения исследований по изучению совладающего поведения в раннем юношеском возрасте в литературных источниках мы не встретили ссылок на методики, которые позволили бы нам изучить способы психологического преодоления на исследуемой выборке. Поэтому перед нами встала задача создания или разработки версии уже существующей методики. За основу нами был взят Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций» (А.Блазер, Э.Хайм, Х.Рингер, М.Томмен), работа велась с уже переводным вариантом[4].

Целью нашей работы было создание версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» — опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) для раннего юношеского возраста. Логика представленных материалов в данной статье следующая: охарактеризовать Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций»; описать отличия версии (опросника СПНС) от оригинала (Бернского опросника); представить психометрические характеристики опросника СПНС; предложить опросник для пользователя.

Описание Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций». Бернский опросник разработан в клинической психологии в рамках проблемно-ориентированной психотерапии[4]. Применяется как диагностический инструмент консультативной беседы «Критический инцидент», которая имеет шесть структурированных этапов. На третьем этапе беседы, задачи которого: изучение механизмов преодоления кризиса (обычно применяемых; применяемых в кризисных ситуациях; связанных с ресурсами, которыми располагает клиент, адекватных и неадекватных), психолог-консультант может применить опросник «Способы преодоления критических ситуаций». Цель использования опросника – изучение способов преодоления и выявление копинг-ресурсов (личностных и средовых) клиента, находящегося в кризисной ситуации. Общая же цель «Кризисного инцидента» авторами формулируется как «поддержание процессов копинга и преодоления кризиса, поощрение попыток клиента использовать с этой целью адекватные средства и стимулируя использование новых, обещающих успех форм преодоления» [4, с.231].

В основе методов, в том числе и психодиагностических, используемых в ходе кризисного вмешательства, лежат теории кризиса и стресса, когнитивные теории и теории преодоления трудных жизненных ситуаций (А.Бек, К.Дернер), интраиндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение рассматривается как динамическое явление, соединяющее когнитивную, аффективную и поведенческую сферы (Р.Лазарус, Н.Эндлер). Бернский опросник состоит из 30 утверждений, 5-ти бальной шкалы: «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно», анализ результатов строиться исходя из трех сфер, в которых разворачивается психологическое преодоление: поведенческая, когнитивная и эмоциональная сферы[4,c.262]. Информация по опроснику, который предлагается для решения диагностических задач должна, как минимум включать: детальное описание измерительного инструмента; сведения о процедуре проведения и обработки полученных результатов; описание норм; данные о надежности и валидности [5,с.150]. Переводной вариант Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» представленный и книге «Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход»не отвечает некоторым из перечисленных требований: отсутствует инструкция, процедура расчета суммарных баллов, тестовые нормы. Опубликованный вариант опросника «Способы преодоления критических ситуаций» не защищен от ошибок и произвольного вмешательства в текст при переводе с немецкого языка.

В процессе работы нами был найден еще один русскоязычный вариант Бернского опросника, который апробирован на различных группах больных с получением нормативных данных на здоровой популяции в отделении неврозов и психотерапии института им.В.М.Бехтерева Санкт-Петербурга – опросник Е.Heim (1988)[9]. Опросник состоит из трех шкал, содержащих 26 утверждений, которые определяют способы преодоления трудностей по трем плоскостям копинг-поведения (поведенческой, когнитивной и эмоциональной). Из данной версии исключенными оказались следующие пункты Бернского опросника – из поведенческой шкалы «концентрированное расслабление», «поиск выхода из сложившейся ситуации/ поиск информации и обращение к специалистам», из шкалы когнитивной – «переключение внимания» и «юмор и ирония».

Разработанная нами версия Бернского опросника была названа — опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) (Приложение 1). Полученный опросник СПНС состоит из 25 утверждений, объединенных в 5 шкал; имеет пятипозиционную шкалу, нормативные показатели в «сырых» баллах и стэнах. Сравнительная характеристика Бернского опросника и его вариантов представлена в таблице.1.

Сравнительная характеристика Бернского опросника и

его вариантов (опросника СПНС и опросника Е.Heim)

Параметры Бернский опросник О Опросник Е. Heim Опросник СПНС
Название
Цель Выявляет способы преодоления критических ситуаций Выявляет способы преодоления трудных ситуаций Выявляет способы преодоления негативных ситуаций
Количество шкал, их название поведенческая интеллектуальная эмоциональная поведенческая интеллектуальная эмоциональная поиск поддержки повышение самооценки самообвинение анализ проблемы поиск виновных
Количество пунктов 25 25
Шкала оценки Пятипозиционная «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно» Дихотомическая «да», «нет» Пятипозиционная «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто»
Предназначен Взрослые Взрослые Раннее юношество
Наличие норм В переводном варианте отсутствуют Выявлены на здоровой популяции и различных группах больных Для возраста 14 -17 лет
Использование Индивидуальная работа, клиническая практика Индивидуальная работа, клиническая практика, групповые обследования Индивидуальная работа, групповые обследования

Процесс разработки версии Бернского опросника – опросника СПНС был многоэтапным и сводился к следующему:

1 Этап — этап содержательной валидизации опросника СПНС выполнялся 9-тью специалистами-психологами: психологи Национального института образования, школьные психологи г.Минска и г.Барановичи, опыт работы которых более 7 лет.

2 Этап – пилотажное исследование. На этом этапе был сделан анализ утверждений по результатам, полученным в ходе экспертной оценки и пилотажного исследования. Цель этапа — отбор заданий для окончательной версии опросника СПНС.

3 Этап — психометрическая адаптация опросника «Способы преодоления негативных ситуаций», которая включала в себя проверку надежности, валидности, достоверности (анализ пунктов на социальную желательность ответов).

4 этап – стандартизация опросника и характеристика шкал. Получены нормативные показатели по пяти выделенным шкалам опросника СПНС (в «сырых» баллах) и проведена его стандартизация (осуществлен перевод «сырых» баллов с стэны). Объем выборки стандартизации — 307 человек. Дана содержательная характеристика шкал опросника.

5 этап – издание статьи и руководства по применению опросника СПНС.

Охарактеризуем более подробно процесс разработки версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» — опросника СПНС.

Первоначально опросник СПНС имел ту же структуру и количество пунктов, что и Бернский опросник. Однако, в процессе валидизации были выделены 5 шкал (поиск поддержки, поддержание самооценки, самообвинение, анализ проблемы и поиск виновных), которые не соответствовали структуре Бернского опросника (поведенческая, когнитивная и эмоциональная шкалы). Бланк опросника СПНС, который был получен после проведения психометрической адаптации, представлен в Приложении 1.

В связи с ограничением объема статьи мы не будем касаться промежуточных этапов разработки опросника СПНС, которые будут освещены в руководстве по созданию и применению опросника.

Содержательная валидизация опросника СПНС. Утверждения Бернского опросника были переформулированы группой экспертов с учетом следующих требований, во-первых: максимально сохранить психологический смысл утверждений оригинала. Во-вторых, ясности и простоты формулировок; отражения конкретных, а не общих аспектов изучаемой области; вероятности и возможности предлагаемых вариантов ответа. В-третьих, утверждения должны быть понятны респондентам – юношам и девушкам 14-17 лет.

После переформулирования экспертами 30 утверждений и проведения пилотажного исследования (выборка 60 человек) осуществлен анализ пунктов опросника. Утверждения, которые характеризуют такие аспекты психологического преодоления как «активное избегание», «компенсация» и «поиск выхода из ситуации» оказались нерабочими из-за установки на крайние ответы – отсутствовал разброс значений шкалы (у 80% испытуемых были отмечены ответы «очень часто» или «никогда»). Слабость этих пунктов можно объяснить недостаточной репрезентативностью обследуемой выборки. Эти утверждения были заново отредактированы группой экспертов, после чего проведено основное исследование с определением психометрических характеристик опросника СПНС. Определение психометрических характеристик осуществлялось по «лоскутному» плану, то есть не все респонденты участвовали в выявлении каждой психометрической характеристики. В общей сложности в обследовании приняло участие 347 юношей и девушек.

Проверка надежности опросника СПНС. Для проверки надежности опросника СПНС были применены: метод «расщепления», метод «тест-ретест», коэффициент надежности-согласованности (R), коэффициент Кронбаха (α- Кронбаха).

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего об его однородности (гомогенности) использовался метод ««расщепления»: коэффициент корреляции между четными и нечетными пунктами опросника СПНС равен r=0,675, р

Источник

Знаменитая (в пародонтологии) ‘бернская паутина’  позволяет сф | Современная пародонтология

Знаменитая (в пародонтологии) «бернская паутина»  позволяет сформировать индивидуальный прогноз для каждого пародонтологического пациента. Материал на тему в нашей ленте

Предыдущее сообщение

Следующее сообщение

Перейти в канал Современная пародонтология

  • Telegram channel Современная пародонтология logo

    Современная пародонтология

    🙋 5.15K

    Медицина

    Канал для врачей-стоматологов и всех интересующихся современной пародонтологией. По вопросам сотрудничеств…

    Join

    ▲ Vote (1)

Анализ мультифакторного индивидуального пародонтологического профиля риска у пациентов частной стоматологической клиники

Волошина В.С.

соискатель кафедры

терапевтической

стоматологии

ГОУВПО УГМА, врач-

стоматолог ООО МК

«Гелиос», г. Екатеринбург,

vaksa66@e1.ru

Еловикова Т.М.

д.м.н., профессор кафедры

терапевтической

стоматологии

ГОУ ВПО УГМА,

г. Екатеринбург,

ugma-zub@yandex.ru

Резюме

Показана взаимосвязь между определенными факторами и степенью выраженности воспалительных заболеваний пародонта с помощью структурированной наглядно-мотивационной схемы под названием «Бернская паутина».

Ключевые слова: индивидуальный пародонтологический профиль риска, «Бернская паутина», кластеры риска, заболевания тканей пародонта.

the estimation of individual profile of parodontal risk at patients of PRIVET clinic of YEKATERINBURG Voloshina V.S., Elovikova T.M.

The summary

Many patients with their complaints are going to the dentist every day. The hexagon of risk or «bern’s web» was made in bern university (Lang, Tanetti 1996 г., wolf, 2008 and at all). The «bern’s web» consists of six different parts, such as bleeding sickness of gums, decrease of the bone, degree of adentia and others. There are three types of periodontal risk in the «bern’s web», such as high, average and low. The patient grows and the periodontal risk grows too. The «bern’s web» motivates the patients to healthy way of life.

Keywords: periodontal diseases, the «bern’s web», healthy way of life, periodontal risk.

Изучение причин возникновения и развития болезней пародонта, исследование их взаимосвязи с соматической патологией, определение роли местных факторов пародонтологического риска (ФПР) — актуальная задача стоматологии и медицины в целом. Поскольку практикующие врачи-стоматологи, особенно пародонтологи, стремятся оптимизировать лечение и улучшить его результаты, то роль оценки риска и предупреждения развития заболеваний пародонта все более возрастает [7-11].

Lang, Tanetti в Бернском университете разработали шестиугольник пародонтального риска, или «Бернскую паутину» [1]. Данная модель включает шесть так называемых кластеров риска, связанных с зубами, их поверхностями, а также индивидуальными особенностями пациента. Использование инструмента оценки ФПР должно помочь стоматологам в выявлении пациентов с повышенным риском развития заболеваний пародонта (ЗП), мотивации пациента поддержания здоровья полости рта, минимизации воздействия факторов, вызывающих патологические процессы в пародонте [1-4]. Именно врач-стоматолог первым может заметить негативные влияния разнообразных факторов, особенно курения табака, на организм, предотвращая развитие заболеваний, опасных для жизни. Распространенность различных заболеваний постоянно растет по ряду причин [5]. Одна из основных — это

наличие факторов риска, интенсивность воздействия которых увеличивается с каждым годом. Немаловажную роль играют вредные привычки, особенно курение. Профилактика заболеваний полости рта куряшдх людей имеет свои особенности в связи с изменениями в зубном налете и ротовой жидкости, возникающими при курении [6].

Цель исследования — оценка факторов риска пациентов, обратившихся в частную клинику Екатеринбурга.

Материалы и методы

Нами обследовано 60 пациентов, обратившихся в частную стоматологическую клинику Екатеринбурга на прием к врачу стоматологу-терапевту, в возрасте от 23 до 77 лет (36 женщин и 24 мужчины).

Обследование всех испытуемых включало оценку стоматологического и соматического статуса. Для оценки стоматологического статуса использовались индексы: КПУ зубов, кровоточивости десны (ВОР, Ашто Вау, 1975 г), нуждаемости в пародонтологическом лечении (СР1Т^ ВОЗ, 1978 г.), а также рентгенологические методы (внутри- и внеротовые). Соматический статус оценивался по данным анамнеза с выявлением интенсивности курения.

При составлении шестиугольника применялись факторы: четыре местных (А — кровоточивость десен при зондировании, В — число карманов глубиной 5 мм и более, С — число отсутствующих зубов, D — степень резорбции костной ткани в соответствии с возрастом) и два системных (Е — системные заболевания, в т.ч. наследственность, и F — количество выкуренных сигарет в день). По результатам обследования каждому пациенту выстраивалась многопараметрическая диаграмма ФПР. Полигональные линии соединяют умеренную, среднюю и высокую степени риска. Результаты обследования обработаны с помощью методов математической статистики (пакет прикладных программ на персональном компьютере с расчетом обычных математических параметров).

Результаты и их обсуждение

Выявлены статистически достоверные показатели (М±т) степени выраженности каждого ФПР, определяющие

WWW.DENTAL-PRESS.COM АКТУАЛЬНЫЕ вопросы СТОМАТОЛОГИИ

29

их прямую корреляцию с тяжестью заболеваний пародонта (р<0,05) (табл. №1).

Таблица №1

Влияние степени выраженности факторов пародонтологического риска на тяжесть заболеваний пародонта

М±т Факторы пародонтологического риска

A, % B, ед. C, ед. D, ед. E F, ед.

Гингивит 10,6 ±1,31 0 0,8 ±0,07 0 нет 4,4 ±1,45

Пародонтит легкой степени 33,83 ±0,85 0 1 0,3 ±0,023 да 7,5 ±0,85

Пародонтит средней тяжести 23,3 ±1,54 5,67 ±0,08 3,67 ±0,29 0,6 ±0,08 да 0,67 ±0,15

Тяжелый пародонтит 31,8 ±1,24 11,3 ±1,06 7 ±1,06 1,22 ±0,07 да 9 ±2,3

На выраженность заболеваний пародонта влияет интенсивность воздействия одного или группы обозначенных факторов. При гингивите «проблемная зона» находится в области минимальной степени пародонтологического риска, что свидетельствует о негативном влиянии и прямой зависимости курения и разнообразных факторов, определяющих кровоточивость десен, на степень выраженности поражения тканей пародонта (рис. 1).

При легком пародонтите «проблемная зона» расположена в средней и центральной областях. Это свидетельствует о низкой степени пародонтологического риска (рис. 2). При данном заболевании высокую значимость в развитии патологического процесса приобретает влияние сте-

А

Кровоточивость при зондировании

наследственность

Р

Резорбция костной ткани (%)

1ГТТП Низкая степень пародонтологического риска Средняя степень пародонтологического риска Высокая степень пародонтологического риска

пени кровоточивости, внешних факторов (в т. ч. курения) в совокупности с появляющимися признаками резорбции костной ткани.

При пародонтите средней степени тяжести «проблемная зона» находится преимущественно в области средней степени пародонтологического риска (рис. 3). Увеличение интенсивности воздействия группы факторов приводит к неуклонному усугублению патологической ситуации в полости рта пациента.

При пародонтите тяжелой степени «проблемная зона» расположена в области высокой степени пародонтологиче-ского риска (рис. 4). Критическая степень влияния выраженности пяти факторов из шести на состояние органов и тканей полости рта пациентов приводит к тяжелым последствиям и ухудшению качества жизни в целом.

«Заядлыми курильщиками» (более 10 сигарет выкуренных в день) оказались 18 человек различного возраста, что говорит о социальной значимости решения проблемы табакокурения среди населения.

Выявлена прямо пропорциональная зависимость между возрастом пациента и степенью выраженности его индивидуальных ФПР.

Выводы

Совокупность выделенных факторов (кровоточивость десен при зондировании, число карманов глубиной 5 мм и более, число отсутствующих зубов, степень резорбции костной ткани в соответствии с возрастом, системные заболевания, в т.ч. наследственность, и количество выкуренных сигарет в день) и их выраженность способствует возникновению и развитию заболеваний тканей пародонта.

А

Кровоточивость при зондировании

D

Резорбция костной ткани (%)

ІЇТТТ1 Низкая степень пародонтологического риска Средняя степень пародонтологического риска ХМЇЛ Высокая степень пародонтологического риска

Рис. 1. «Бернская паутина» при гингивите Рис. 2. «Бернская паутина» при легком пародонтите

30

проблеми стоматологии. 2011. № з

А

Кровоточивость при зондировании

Резорбция костной ткани (%)

ПТШ Низкая степень пародонтологического риска Средняя степень пародонтологического риска Высокая степень пародонтологического риска

Рис. 3. «Бернская паутина» при пародонтите средней степени тяжести

Наиболее значимыми факторами при гингивите являются: кровоточивость десен и табакокурение, при пародонтите легкой степени тяжести — кровоточивость десен и выраженность системных заболеваний в сочетании с курением, при пародонтите средней степени тяжести

— все обозначенные факторы, повышение интенсивности воздействия которых приводит к развитию тяжелого пародонтита.

«Бернская паутина» способствует визуализации ФПР, облегчению коммуникации с пациентом: мотивации к улучшению гигиены полости рта и в конечном итоге отказу от курения.

С увеличением возраста пациента увеличивается степень ФПР.

Курение табака усугубляет динамику течения хронических воспалительных заболеваний пародонта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольф Г.Ф., Ратейцхак Э.М., Ратейцхак К. Пародонто-логия. М., 2008. — 548 с.

2. Дмитриева Л.А., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология: национальное руководство. М., 2009. — 912 с.

3. Ковалевский А.М. Лечение пародонтита: Практическое руководство. М., 2010. — 160 с.

А

Кровоточивость при зондировании

Резорбция костной ткани (%)

ПТШ Низкая степень пародонтологического риска Средняя степень пародонтологического риска ^/// Высокая степень пародонтологического риска

Рис. 4. «Бернская паутина» при тяжелом пародонтите

4. Латышев О.Ю. Стоматологический статус организма как отражение состояния его внутреннего здоровья // Стоматология детского возраста и профилактика. М., 2005. №1-2.

— С. 29-34.

5. Мюллер Х-П., Ратайчак К.Х. Пародонтология. Львов, 2004. — 256 с.

6. Мамедов РБ., Волошина B.C. Оценка морфологической картины ротовой жидкости у курильщиков при интактном пародонте и пародонтите// Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. Екатеринбург, 2011. — С. 485-487.

7. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний. М., 2003. — С. 292.

8. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта в пародонтологии. М., 2006. — С.267.

9. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиена полости рта. М., 2005. — С.192.

10. Axelsson P. Diagnosis and risk prediction of periodontal disease. Vol. 3. Chicago: Quintessence, 2002. — Р. 95-119.

11. Axelsson P., Nystrom B., Lindhe J. The long-term effect of a plaque control program on tooth mortality, caries, and periodontal disease in adults: results after 30 years of maintenance. //J. Clin. Periodontol. 2004, № 31(9). — P. 749-757.

WWW.DENTAL-PRESS.COM актуальные вопросы стоматологии

31



Бернская паутина при тяжелом пародонтите — Справочник по медицине PRO7

  • Белые воротнички платий исправьте ошибку
  • Бесплатно посмотреть дораму лучшая ошибка
  • Бернард нетерпеливо ерзал на дубовой скамье 4 ошибки
  • Бесплатно исправить ошибки реестра windows 7 бесплатно
  • Белтелеком ошибка 1305 как исправить