Бежать куда где правда где ошибка

Pishi-stihi.ru »
Афанасий Фет

«Смерть» А. Фет

«Я жить хочу! – кричит он, дерзновенный. –
Пускай обман! О, дайте мне обман!»
И в мыслях нет, что это лёд мгновенный,
А там, под ним – бездонный океан.

Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка, –
Уже под ними торжествует смерть.

Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь – базар крикливый бога,
То только смерть – его бессмертный храм.

1878 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883).

Анализ стихотворения Фета «Смерть»

Стихотворение «Смерть» написано в 1878 году зрелым человеком, в силу большого жизненного опыта способным к важным философским обобщениям. На склоне жизни утончённый лирик предается размышлениям об изменчивости и конечности любви, красоты и самой жизни, всего того, что он свежо и радостно описывал в своем раннем творчестве, и о посмертной судьбе каждого из нас.

Строгое стихотворение на серьезную тему с пугающим названием содержит, тем не менее, настоящие жемчужины художественной выразительности:

  • следующие друг за другом риторические вопросы – «Бежать?», «Куда?», «Где правда, где ошибка?» «Опора где, чтоб руки к ней простерть?» – отражают нравственные метания, которым подвержен каждый мыслящий человек;
  • риторические восклицания, для усиления впечатления также расположенные рядом – «Я жить хочу!», «Пускай обман!», «О, дайте мне обман!» – отражают накал человеческих эмоций, жажду жизни, удовольствий любой ценой;
  • эллипсис – «И в мыслях (того) нет…», «…под ним – (находится) бездонный океан», «Пускай (будет) обман!» – способствует сокращению объема текста без потери смысла;
  • эпифора – «Пускай обман! О, дайте мне обман!» – выделяет ключевое слово – самообман;
  • авторский неологизм – «простерть»;
  • парцелляция – «Где правда, где ошибка?» «Опора где…?» – позволяет автору четко выделить нравственные ориентиры;
  • синтаксический параллелизм – «Что ни расцвет …, что ни улыбка…» – создает дополнительный акцент на каждом явлении жизни;
  • олицетворение – «торжествует смерть» – позволяет автору зримо изобразить неотвратимость земного конца, морально «встряхнуть» читателя;
  • антонимы – «жизнь – смерть», «храм – базар», «правда – ошибка» – придают речи образность и рисуют жизненные контрасты;
  • удивительно точные метафоры – «поводыри чувств», «базар Бога» – позволяют сделать текст емким и информативным одновременно;
  • эпитеты – «мгновенный лед», «слепые поводыри», «крикливый базар», «бессмертный храм»;
  • инверсия – «лед мгновенный», «опора где», «расцвет живой», «базар крикливый» – обеспечивают ритмику стиха;
  • лексика высокого стиля – «дерзновенный», «храм», «простерть («простереть», то есть «протянуть»)» – позволяет подчеркнуть значимость для поэта темы стихотворения.

В первой строфе поэт рисует образ человека (скрытого за обезличивающим местоимением «он»), страстно желающего обманываться, проживающего свою жизнь бездумно – «здесь и сейчас», без мысли о последствиях своих действий, о воздаянии. Оборот «лед мгновенный» – то есть лед, который образовался быстро и не может быть прочным, толстым, надежным – это метафорическое обозначение краткости бытия, земной человеческой жизни. Оборот «бездонный океан» – это яркая метафора вечной (загробной) жизни, в которую каждый будет погружаться до конца времен.

Во второй строфе поэт констатирует, что не существует четких критериев истинности поступков – «опоры», позволяющих человеку сделать правильный выбор (пресловутая свобода выбора, допускаемая Богом), но смерть, какой бы яркой и веселой не была жизнь, неизбежно заставит каждого подвести личный жизненный итог.

В третьей строфе поэт утверждает, что чувства – плохой советчик, «слепой поводырь», который не поможет принять верное, спасительное решение, и делает важнейший мировоззренческий вывод, актуальный и сегодня: даже для неправедно проживших свою жизнь смерть может стать истинной дорогой к Богу.

Смерть

Стихотворение Афанасия Фета

На этой странице читайти стихи «Смерть» русского поэта Афанасия Фета, написанные в 1878 году.


«Я жить хочу!- кричит он, дерзновенный.
Пускай обман! О, дайте мне обман!»
И в мыслях нет, что это лед мгновенный,
А там, под ним — бездонный океан.

Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка,-
Уже под ними торжествует смерть.

Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь — базар крикливый Бога,
То только смерть — его бессмертный храм.

Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.


Другие стихи Афанасия Фета


Афанасий Фет

Афанасий Фет

image
  1. Главная
  2. Литература 19 века
  3. ⭐️Афанасий Фет
  4. 📚«Шепот, робкое дыханье…»
  5. Читать

Старые письма

 

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.

 
 Горя огнем стыда, опять встречаю взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.

 
 Я вами осужден, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

 
 А я доверился предательскому звуку,
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.

 
 Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.

1859 (?)

«Томительно-призывно и напрасно…»

 

Томительно-призывно и напрасно
Твой чистый луч передо мной горел;
Немой восторг будил он самовластно,
Но сумрака кругом не одолел.

 
 Пускай клянут, волнуяся и споря,
Пусть говорят: то бред души больной;
Но я иду по шаткой пене моря
Отважною, нетонущей ногой.

 
 Я пронесу твой свет чрез жизнь земную;
Он мой – и с ним двойное бытие
Вручила ты, и я – я торжествую
Хотя на миг бессмертие твое.

‹1871›

«Ты отстрадала, я еще страдаю…»

 

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.

 
 А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

 
 Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

Самой мучительной страницей в безжалостной судьбе Фета был его роман с Марией Лазич, дочерью небогатого отставного генерала Лазича. Об этом трагическом романе сам Фет рассказал в письмах к своему другу И. П. Борисову и в воспоминаниях «Ранние годы моей жизни». (В воспоминаниях поэт называет Марию Лазич Еленой Лариной.)

Надежды поэта на получение части имения от брата и сестры и выход в отставку, после чего он смог бы соединить свою судьбу с любимой девушкой, не оправдались. Вскоре Лазич погибла от загоревшегося на ней платья. Был ли это несчастный случай или замаскированное самоубийство? Как бы то ни было, история с Марией Лазич не столько подтверждает легенду о черствости и корыстности Фета, сколько говорит о трагической судьбе, превратившей его на 31 году жизни в человека, вынужденного проститься с самым дорогим в своей душе: «Идеальный мир мой разрушен давно…»

Мотив огня, метафорический пожар в стихотворениях Фета… Не связан ли он со жгучими воспоминаниями о реальном огне, в котором сгорела его возлюбленная?

‹…› Казалось, достаточно было бы безмолвно принести на трезвый алтарь жизни самые задушевные стремления и чувства. Оказалось на деле, что этот горький кубок был недостаточно отравлен.

Вскорости по возвращении в Крылов я выпросился на несколько дней в Березовку, и в самый день приезда моего к Бржесским появился Михаил Ильич Петкович и, здороваясь со мною, воскликнул:

– А Лена-то!

– Что? Что? – с испугом спросил я.

– Как! – воскликнул он, дико смотря мне в глаза. – Вы ничего не знаете?

И видя мое коснеющее недоумение, прибавил:

– Да ведь ее уже нет! Она умерла! И, Боже мой, как ужасно!

Когда мы оба немного пришли в себя, он рассказал следующее:

«Гостила она у нас, но так как ко времени сенной и хлебной уборки старый генерал посылал всех дворовых людей, в том числе и кучера, в поле, то прислал за нею карету перед покосом. Пришлось снова биться над уроками упрямой сестры, после которых наставница ложилась на диван с французским романом и папироской, в уверенности, что строгий отец, строго запрещавший дочерям куренье, не войдет.

Так в последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредоточивая внимание на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла спустившееся на пол платье, и девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне. Растерявшись при совершенном безлюдьи, за исключением беспомощной девочки сестры (отец находился в отдаленном кабинете), несчастная, вместо того чтобы, повалившись на пол, стараться хотя бы собственным телом затушить огонь, бросилась по комнатам к балконной двери гостиной, причем горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет, оставляя на нем следы рокового горенья. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. Но при первом ее появлении на воздух пламя поднялось выше ее головы, и она, закрывши руками лицо и крикнув сестре: „Sauvez les lettres[2]“, бросилась по ступеням в сад. Там, пробежав насколько хватило сил, она упала совершенно обгоревшая, и несколько времени спустя на крики сестры прибежали люди и отнесли ее в спальню. Всякая медицинская помощь оказалась излишней, и бедняжка, протомясь четверо суток, спрашивала – можно ли на кресте страдать более, чем она?» ‹…›

А. А. Фет. «Ранние годы моей жизни».

‹…›…друг, посмотри на всю мою ложную, труженическую, безотрадную жизнь и скажи мне – что же это такое? за что? и для чего? Да куда же деваться?… ‹…›

‹…› Дело вот в чем: я встретил девушку – прекрасного дома и образования – я не искал ее – она меня; но – судьба, и мы узнали, что были бы очень счастливы после разных житейских бурь, если бы могли жить мирно, без всяких претензий на что-либо; это мы сказали друг другу, но для этого надобно – как-либо и где-либо! Мои средства тебе известны – она тоже ничего не имеет… Я представил этому благородному существу все, на что другие никогда не хотели даже обратить своего эгоистического взгляда; и она, понимая и сочувствуя моим незаслуженным страданиям, – протягивает руку… ‹…›

‹…› Пойду в поход – себя не жаль, потому что черт же во мне, а жаль прекрасного созданья… ‹…›

‹…› Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою действительностью… ‹…›

‹…› Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной чище снега… этот несчастный гордиев узел любви или как хочешь назови, который, чем более распутываю, все туже затягиваю, а разрубить мечом не имею духу и сил.

‹…› Не будем обвинять никого – это ребячество. Все люди одинаково дурны и хороши – одни только более или менее умны – восприимчивы к впечатлениям. Ты говоришь о каком-то «дождался» – я, брат, ждал, ждал и теперь не жду, чего ждал. Я ждал женщины, которая поймет меня – и дождался ее. Она, сгоряча, кричала: «Au nom du ciel sauvez les lettres![3]» – и умерла со словами: он не виноват, – а я. После этого говорить не стоит.

Смерть, брат, хороший пробный камень. Но судьба не могла соединить нас. Ожидать же подобной женщины с условиями ежедневной жизни было бы в мои лета и при моих средствах верх безумия. Итак, идеальный мир мой разрушен давно. Что же прикажешь делать? Служить вечным адъютантом – хуже самого худа; ищу хозяйку, с которой буду жить, не понимая друг друга. Может, это будет еще худшее худо – но выбора нет. ‹…›

А. А. Фет. Из писем И. П. Борисову 1849–1851 гг.

‹…› Оно прекрасно! На нем есть тот особенный характер, который есть в ваших последних – столь редких стихотворениях. Очень они компактны, и сиянье от них очень далекое. Видно, на них тратится ужасно много поэтического запаса. Долго накопляется, пока кристаллизуется. ‹…›

Л. Н. Толстой о стихотворении «Alter ego». Из письма А. А. Фету

27 января 1878 г.

Alter ego[4]

 

Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья,
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

 
 Ты душою младенческой все поняла,
Чтó мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

 
 Та трава, что вдали на могиле твоей,
Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.

 
 У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

Автограф стихотворения «Alter ego». Январь 1878 г.

Смерть

 

«Я жить хочу! – кричит он, дерзновенный.
Пускай обман! О, дайте мне обман!»
И в мыслях нет, что это лед мгновенный,
А там, под ним, – бездонный океан.

 
 Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка,
Уже под ними торжествует смерть.

 
 Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь – базар крикливый Бога,
То только смерть – его бессмертный храм.

‹…› Конечно, никто не предположит, чтобы в отличие от всех людей мы одни не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, тех периодических веяний нелепостей, которые действительно способны исполнить всякого практического деятеля гражданскою скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии. ‹…›

А. А. Фет.

Из предисловия к третьему выпуску «Вечерних огней».

Среди звезд

 

Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу,
Рабы, как я, мне прирожденных числ,
Но лишь взгляну на огненную книгу,
Не численный я в ней читаю смысл.

 
 В венцах, лучах, алмазах, как калифы,
Излишние средь жалких нужд земных,
Незыблемой мечты иероглифы,
Вы говорите: «Вечность – мы, ты – миг.

 
 Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
Ты думы вечной догоняешь тень;
Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
К тебе просился беззакатный день.

 
 Вот почему, когда дышать так трудно,
Тебе отрадно так поднять чело
С лица земли, где все темно и скудно,
К нам, в нашу глубь, где пышно и светло».

‹…› Стихотворение это не только достойно вас, но оно особенно и особенно хорошо, с тем самым философски поэтическим характером, которого я ждал от вас. Прекрасно, что это говорят звезды. И особенно хороша последняя строфа.

Хорошо тоже, что заметила жена, что на том же листке, на котором написано это стихотворение, излиты чувства скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек.

Это побочный, но верный признак поэта. ‹…›

Л. Н. Толстой. Из письма А. А. Фету

6…7 декабря 1876 г.

1. «Измучен жизнью, коварством надежды…»

Die Gleichmäßigkeit des Laufes der Zeit in allen Köpfen beweist mehr, als irgend etwas, daß wir Alle in denselben Traum versenkt sind, ja daß es Ein Wesen ist, welches ihn traümt.

Schopenhauer[5]

 

Измучен жизнью, коварством надежды,
Когда им в битве душой уступаю,
И днем и ночью смежаю я вежды
И как-то странно порой прозреваю.

 
 Еще темнее мрак жизни вседневной,
Как после яркой осенней зарницы,
И только в небе, как зов задушевный,
Сверкают звезд золотые ресницы.

 
 И так прозрачна огней бесконечность,
И так доступна вся бездна эфира,
Что прямо смотрю я из времени в вечность
И пламя твое узнаю, солнце мира.

 
 И неподвижно на огненных розах
Живой алтарь мирозданья курится,
В его дыму, как в творческих грезах,
Вся сила дрожит и вся вечность снится.

 
 И все, что мчится по безднам эфира,

Афанасий Афанасьевич Фет

ЭЛЕГИИ И ДУМЫ


                * * *
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,
Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,
Перстам послушную волос густую прядь
Из мыслей изгонять и снова призывать;
Дыша порывисто, один, никем не зримый,
Досады и стыда румянами палимый,
Искать хотя одной загадочной черты
В словах, которые произносила ты;
Шептать и поправлять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьянении, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную тьму.
<1844>

 
             * * *
Когда мои мечты за гранью прошлых дней
Найдут тебя опять за дымкою туманной,
Я плачу сладостно, как первый иудей
    На рубеже земли обетованной.
Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,
Тобой так сладостно и больно возмущенных
В те дни, как постигал я первую любовь
    По бунту чувств неугомонных.
По сжатию руки, по отблеску очей,
Сопровождаемым то вздохами, то смехом,
По ропоту простых, незначащих речей,
    Лишь нам звучащих страсти эхом.
<1844>

            * * *
Когда мечтательно я предан тишине
И вижу кроткую царицу ясной ночи,
Когда созвездия заблещут в вышине
И сном у Аргуса начнут смыкаться очи,
И близок час уже, условленный тобой,
И ожидание с минутой возрастает,
И я стою уже безумный и немой,
И каждый звук ночной смущенного пугает,
И нетерпение сосет больную грудь,
И ты идешь одна, украдкой, озираясь,
И я спешу в лицо прекрасной заглянуть,
И вижу ясное, - и тихо, улыбаясь,
Ты на слова любви мне говоришь "люблю!",
А я бессвязные связать стараюсь речи,
Дыханьем пламенным дыхание ловлю,
Целую волоса душистые и плечи,
И долго слушаю, как ты молчишь, - и мне
Ты предаешься вся для страстного лобзанья, -
О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!
Как жить мне хочется до нового свиданья!
<1847>

               * * *
Постой! здесь хорошо! зубчатой и широкой
Каймою тень легла от сосен в лунный свет...
Какая тишина! Из-за горы высокой
Сюда и доступа мятежным звукам нет.
Я не пойду туда, где камень вероломный,
Скользя из-под пяты с отвесных берегов,
Летит на хрящ морской; где в море вал огромный
Придет - и убежит в объятия валов.
Одна передо мной, под мирными звездами,
Ты здесь, царица чувств, властительница дум...
А там придет волна - и грянет между нами...
Я не пойду туда: там вечный плеск и шум!
<1847>, 1855

                   * * *
Странное чувство какое-то в несколько дней овладело
     Телом моим и душой, целым моим существом:
Радость и светлая грусть, благотворный покой и желанья
     Детские, резвые - сам даже понять не могу.
Вот хоть теперь: посмотрю за окно на веселую зелень
     Вешних деревьев, да вдруг ветер ко мне донесет
Утренний запах цветов и птичек звонкие песни -
Так бы и бросился в сад с кликом: пойдем же, пойдем!
Да как взгляну на тебя, как уселась ты там безмятежно
     Подле окошка, склоня иглы ресниц на канву,
То уж не в силах ничем я шевельнуться, а только
     Всю озираю тебя, всю - от пробора волос
До перекладины пялец, где вольно, легко и уютно,
     Складки раздвинув, прильнул маленькой ножки носок.
Жалко... да нет - хорошо, что никто не видал, как взглянула
     Ты на сестрицу, когда та приходила сюда
Куклу свою показать. Право, мне кажется, всех бы
     Вас мне хотелось обнять. Даже и брат твой, шалун,
Что изучает грамматику в комнате ближней, мне дорог,
     Можно ль так ложно его вещи учить понимать!
Как отворялися двери, расслушать я мог, что учитель
     Каждый отдельный глагол прятал в отдельный залог.
Он говорил, что любить есть действие - не состоянье.
     Нет, достохвальный мудрец, здесь ты не видишь ни зги;
Я говорю, что любить - состоянье, еще и какое!
     Чудное, полное нег!.. Дай бог нам вечно любить!
<1847>

 
        ОДИНОКИЙ ДУБ
Смотри, - синея друг за другом,
Каким широким полукругом
Уходят правнуки твой!
Зачем же тенью благотворной
Всё кружишь ты, старик упорный,
По рубежам родной земли?
Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям
Придёт медлительный конец?
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямо щиплют твой венец?
И под изрытою корою
Ты полон силы молодою.
Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубрённою мечами,
Давно заржавленной бронёй.
Всё дальше, дальше с каждым годом
Вокруг тебя незримым ходом
Ползёт простор твоих корней,
И в их кривые промежутки
Гнездясь, с пригорка незабудки
Глядят смелее в даль степей.
Когда же, вод взломав оковы,
Весенний ветр несёт в дубровы
Твои поблеклые листы,
С ним вести на простор широкий,
Что жив их пращур одинокий,
Ко внукам посылаешь ты.
1856

 
                СМЕРТЬ
"Я жить хочу! - кричит он, дерзновенный, -
Пускай обман! О, дайте мне обман!"
И в мыслях нет, что это лёд мгновенный,
А там, под ним - бездонный океан.
Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка, -
Уже под ними торжествует смерть.
Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь - базар крикливый бога,
То только смерть - его бессмертный храм.
1878

 
            * * *
Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
31 декабря 1883 г.

 
            * * *
Кляните нас: нам дорога свобода,
И буйствует не разум в нас, а кровь,
В нас вопиёт всесильная природа,
И прославлять мы будем век любовь.
В пример себе певцов весенних ставим:
Какой восторг - так говорить уметь!
Как мы живём, так мы поём и славим,
И так живём, что нам нельзя не петь!
2 марта 1891 г.

Урок русского языка. 10 класс. Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Цель: определить уровень изученного материала; совершенствовать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику, определять слова активного и пассивного словарного запаса; воспитывать стремление к овладению речевыми нормами русского языка.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 10 класс. Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».»

Тема: Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».

Цель: определить уровень изученного материала; совершенствовать умение различать исконно русскую и заимствованную лексику, определять слова активного и пассивного словарного запаса; воспитывать стремление к овладению речевыми нормами русского языка.

Тип урока: контроль и оценка знаний.

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, совершенствование усвоенных навыков.

I. Этап активизации субъективного опыта учащихся.

II. Самостоятельная работа учащихся.

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4) Живописный лес тянется вдоль реки.

2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1) Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

2) Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

3) У охотников самым осторожным зверем считается шакал.

4) Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1) Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

2) Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

3) Взошло солнце и осветило всё вокруг.

4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1) Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

2) Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

3) Три года учёбы пролетели незаметно.

4) Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

5. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?

1) Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

2) Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

3) Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

4) Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

6. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1) В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

2) Окна моей комнаты выходят в сад.

3) Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

4) Незнакомец показался ему человеком добрым.

7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1) Он был бойцом не робкого десятка.

2) Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.

3) Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.

4) По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.

8. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

1) По щучьему велению

2) Не всё коту масленица

3) Спустя рукава

4) Сматывать удочки

9. В каком ряду слова не являются антонимами?

1) Громкий — тихий

2) Лидер – аутсайдер

3) Дерзкий – безрассудный

4) Активный – пассивный

10. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

11. В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является

12. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?

13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1) Отец узнал об этом по происшествии двух лет.

2) Набеги кочевником привели к опустению этих земель.

3) Крещение Руси – поворотный момент в её истории.

4) Язык – средоточие и выражение народного духа.

14. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?

1) Верста коломенская – человек очень высокого роста

2) Прикусить язык – испугаться

3) Без царя в голове – не иметь ума

4) Поставить с ног на голову – исказить факты.

15. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно — чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

16. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?

1) Коренной житель – коренной вопрос

2) Человек худой – худой мир

3) Больной заснул – больной ребёнок

4) Спутник Марса – спутник по дороге

5) Пачка газет – пачка балерины

6) Звезда эстрады – звезда на небе

17. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?

1) И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)

2) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)

3) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

4) Мы сёла – в пепел; грады — в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

1. В каком предложении нарушены лексические нормы?

1) Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

2) Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

3) Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.

4) Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

2. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1) Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

2) Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

3) Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

4) И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

3. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1) Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

2) Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

3) Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

4. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1) Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

2) Смелые побеждают – трусливые погибают.

3) Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

4) В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.

5. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?

1) Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

2) Обед как всегда был сытным и вкусным.

3) Царственная красота зимнего леса поразила его.

4) Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

6. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1) Волны моря бились о гранитные камни набережной.

2) Я остановился в густой тени старой сосны.

3) Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

4) Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

7. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1) Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

2) Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

3) Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

4) Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

8. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

9. В каком ряду слова не являются антонимами?

1) Сытый – голодный

3) Типичный – уникальный

4) Хитрый – простодушный

10. Укажите, чем являются слова планировка – планирование?

11. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

12. В каком словаре можно уточнить написание слова?

13. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1) Ей нравилась его прямота и непринуждённость.

2) Это был человек представительской внешности.

3) Марья была искусственная мастерица

4) В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.

14. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) Стоять как вкопанный – не двигаясь

2) Бежать сломя голову – очень быстро

3) Белая ворона – человек в белом

4) Как снег на голову – неожиданно.

15. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5)как по глубокому дорогому ковру, — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

16. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

1) Здравый, мощь, добродетель, чуждый

2) Здоровый, мощь, зима, чужой

3) Здравый, мочь, добродетель, чужой

4) Здоровый, мочь, зима, чуждый

17. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология»
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса по теме: «Лексикология. Фразеология» состоит из двух вариантов по 17 заданий, в конце работы есть ответы.

Скачать:

Вложение Размер
Контрольный тест по лексикологии 10 класс 72.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 1

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
  3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
  4. Живописный лес тянется вдоль реки.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
  3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
  4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
  3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
  2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
  3. Три года учёбы пролетели незаметно.
  4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?
  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
  3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
  4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
  2. Окна моей комнаты выходят в сад.
  3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
  4. Незнакомец показался ему человеком добрым.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Он был бойцом не робкого десятка.
  2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
  3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
  4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
  1. По щучьему велению
  2. Не всё коту масленица
  3. Спустя рукава
  4. Сматывать удочки
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Громкий — тихий
  2. Лидер – аутсайдер
  3. Дерзкий – безрассудный
  4. Активный – пассивный
  1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться ?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1. В предложении « Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1. В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
  2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
  3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
  4. Язык – средоточие и выражение народного духа.
  1. Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
  1. Верста коломенская – человек очень высокого роста
  2. Прикусить язык – испугаться
  3. Без царя в голове – не иметь ума
  4. Поставить с ног на голову – исказить факты.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном (2) тумане , то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3 ) масляно — чёрных (4 ) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа , (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7 ) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9 ) мягко – ласков, и воздух тоже (10 ) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

  1. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
  1. Коренной житель – коренной вопрос
  2. Человек худой – худой мир
  3. Больной заснул – больной ребёнок
  4. Спутник Марса – спутник по дороге
  5. Пачка газет – пачка балерины
  6. Звезда эстрады – звезда на небе
  1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
  1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов)
  2. Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов)
  3. Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
  4. Мы сёла – в пепел; грады — в прах; в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс Вариант 2

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
  2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
  3. Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.
  4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
  2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
  3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
  4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
  2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
  3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
  2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
  3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
  4. В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?
  1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
  2. Обед как всегда был сытным и вкусным.
  3. Царственная красота зимнего леса поразила его.
  4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
  2. Я остановился в густой тени старой сосны.
  3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
  4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
  2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
  3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
  4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
  1. Душа в душу
  2. Задать перцу
  3. Во весь опор
  4. Нога за ногу
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Сытый – голодный
  2. Альянс – союз
  3. Типичный – уникальный
  4. Хитрый – простодушный
  1. Укажите, чем являются слова планировка – планирование ?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт …» подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1. В каком словаре можно уточнить написание слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
  2. Это был человек представительской внешности.
  3. Марья была искусственная мастерица
  4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
  1. Значение какого фразеологизма определено неправильно?
  1. Стоять как вкопанный – не двигаясь
  2. Бежать сломя голову – очень быстро
  3. Белая ворона – человек в белом
  4. Как снег на голову – неожиданно.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1 ) лесного океана . Мещёрские леса (2) величественны, (3 ) как кафедральные соборы . Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру , — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7 ) тают , стоя на месте. Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9 ) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки , спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

  1. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
  1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый
  2. Здоровый, мощь, зима, чужой
  3. Здравый, мочь, добродетель, чужой
  4. Здоровый, мочь, зима, чуждый
  1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
  1. Свеча, солнце, утюг, тулуп
  2. Корзина, кружево, зодчий, невод
  3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик
  1. 2
  2. 1
  3. 2
  4. 1
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 3
  10. 1
  11. 3
  12. 2
  13. 1, 2
  14. 2
  15. 1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
  16. 2, 5

Электронный образовательный ресурс Контрольный тест по тусскому языку по теме «Лексика и фразеология»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»

В каком предложении нарушены лексические нормы?

Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

Ему вспомнились стихи, прочитанные недавно в одном журнале.

Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

Смелые побеждают – трусливые погибают.

Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

В окнах сверкала молния, и стёкла дрожали от грома.

В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?

Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

Обед как всегда был сытным и вкусным.

Царственная красота зимнего леса поразила его.

Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

Волны моря бились о гранитные камни набережной.

Я остановился в густой тени старой сосны.

Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

В каком ряду слова не являются антонимами?

Укажите, чем являются слова планировка – планирование?

В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

В каком словаре можно уточнить написание слова?

Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

Ей нравилась его прямота и непринуждённость.

Это был человек представительской внешности.

Марья была искусственная мастерица

В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.

Значение какого фразеологизма определено неправильно?

Стоять как вкопанный – не двигаясь

Бежать сломя голову – очень быстро

Белая ворона – человек в белом

Как снег на голову – неожиданно.

Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, — на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

Здравый, мощь, добродетель, чуждый

Здоровый, мощь, зима, чужой

Здравый, мочь, добродетель, чужой

Здоровый, мочь, зима, чуждый

Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/10/25/kontrolnyy-test-po-russkomu-yazyku-dlya-10-klassa-po-teme

http://infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-kontrolniy-test-po-tusskomu-yaziku-po-teme-leksika-i-frazeologiya-2562581.html

Из цикла «Элегии и думы». Дата создания: 1878 г.. Источник: А. А. Фет. Лирика. — М.: Художественная литература, 1966. — С. 116.

  • Википроекты
    •  Данные

Смерть

«Я жить хочу! — кричит он, дерзновенный. —
Пускай обман! О, дайте мне обман!»
И в мыслях нет, что это лёд мгновенный,
А там, под ним — бездонный океан.

Бежать? Куда? Где правда, где ошибка?
Опора где, чтоб руки к ней простерть?
Что ни расцвет живой, что ни улыбка, —
Уже под ними торжествует смерть.

Слепцы напрасно ищут, где дорога,
Доверясь чувств слепым поводырям;
Но если жизнь — базар крикливый бога,
То только смерть — его бессмертный храм.

1878


  • Бек а предисловие фриман а девульф р 10 ошибок которые совершают люди
  • Бедная смесь номер ошибки
  • Бежали не чувствуя усталости ошибка
  • Безысходный голод лексическая ошибка
  • Бедная смесь на холостом ходу ошибка р2187