Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены лексическая ошибка

ЕГЭ. Русский язык. Лексические ошибки.

Задание № 6 связано с проверкой умений находить лексические ошибки и исправлять их.

Предлагается 10 вопросов с ответами и пояснениями.

Выполнение данного теста поможет успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.

 Версия для копирования.

1.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно использованное  слово. Выпишите это слово.

Организовала праздник для детей с ограниченными физическими возможностями  одна известная организация.

Ответ:

2.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Бал месяц май, все предчувствовали скорую победу.

Ответ:

3.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Государство импортировало из-за рубежа большое количество сельскохозяйственной продукции.

Ответ:

4.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чистое помещение новой художественной школы производило на присутствующих гостей приятное впечатление чистотой.

Ответ:

5.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Беседа, которую провели учителя с представителями комиссии по делам несовершеннолетних, подошла к своему завершающему концу.

Ответ:

6.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно использованное   слово. Замените это слово.

Все учащиеся выполнили задание, заданное на лето: записали в читательские дневники впечатления о прочитанных книгах.

Ответ:

7.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Основным лейтмотивом творчества Н.А. Некрасова был призыв к борьбе за народное счастье, за изменение положения простых людей.

Ответ:

8.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Начало встречи выпускников вуза было назначено на 19 часов вечера.

Ответ:

9.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Туристы вошли в магазин, где продавались памятные сувениры, и решили приобрести некоторые из них.

Ответ:

10.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно использованное  слово. Запишите это слово.

Благодаря болезни, студент не успел вовремя сдать экзамен

Ответ:

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Нарушение лексических норм русского литературного языка

Словарный состав языка

Словарный состав языка
Раздел языкознания, изучающий значение и употребление слов
Слова, сходные по звучанию, но различные по ЛЗ
Функциональные разновидности речи
Слова, становящиеся синонимами или антонимами только в данном окружении
Слова, не имеющие стилевой окраски
Средство выразительности, состоящее в переносе названия на основе сходства предметов
Слова, ограниченные в употреблении территорией распространения
Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалии, которую они называли
Слова, употребляемые определенной социальной или возрастной группой

Терминологический диктант

Ответы для взаимопроверки:

ЛЕКСИКА
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ПАРОНИМЫ
СТИЛИ
КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ
НЕЙТРАЛЬНЫЕ
МЕТАФОРА
ДИАЛЕКТИЗМЫ
ИСТОРИЗМЫ
ЖАРГОНИЗМЫ

!

Н.В.Шадрина и коллектив соавторов*

или повесть о том, как
«в Индии живут индейки, а в Корее – корейки».

Жалобная книга,

(о чем это мы тут и для чего это нам?)

Цели и задачи:

Знакомимся с лексическими нормами РЛЯ и типичными случаями их нарушения
Учимся «видеть» и исправлять речевые ошибки
Расширяем свой словарный запас
Готовимся к сдаче ЕГЭ

Предисловие …

«Нарушение лексических норм
русского литературного языка»

Тема урока:

Введение.

Предупреждён – значит вооружён!

НОРМА

общепринятое,
обязательное для выполнения
ПРАВИЛО

НЕОБХОДИМО
ЗНАТЬ

НАРУШЕНИЕ
НОРМЫ

НЕОБХОДИМО
ВИДЕТЬ и
ИСПРАВЛЯТЬ

ОШИБКА

Глава 1.

Незнание значения слова не освобождает от ответственности!

Неправильное
употребление слова:

1) Без УЧЁТА ЕГО ЗНАЧЕНИЯ
(чаще всего — иноязычного)

1) Он познакомился с плеядой* компьютеров.
(Плеяда*- группа выдающихся деятелей
одной эпохи)
2) После женитьбы с Тихоном
её жизнь стала невыносимой.*

Неправильное
употребление слова:

2) СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

1) Однако богатые купцы создали в городе
мир хауса.*
2)Наш класс считается экономичным,
то есть мы будущие менеджменты.

Неправильное
употребление слова:

3) Лексические
АНАХРОНИЗМЫ
(нарушение при употреблении слов
определённой исторической эпохи)

1) Печорин получил путёвку
на Кавказ.
2)В Древнем Риме недовольные законами
плебеи устраивали митинги.

Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.
Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
В Древнем Вавилоне было много гастарбайтеров, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга.
В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж.
За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.

Устраните ошибку, связанную
с неправильным употреблением слова,
классифицируйте разновидность:

Достоинством этого произведения является выразительный, колоритный язык. (смешение паронимов)
Наконец-то обнаружены останки царской семьи. (смешение паронимов)
В Древнем Вавилоне было много иноземных рабочих, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга.(анахронизм)
В течение пяти дней все имели возможность посещать выставку.(употребление слова без учета семантики)
За такие деньги украшения с бриллиантами не купишь. (употребление слова без учета семантики)

А можно мне?!.

Глава 2.

Позвольте вас зафрендить!

1) Когда был сдан последний экзамен, сброшен коричневый скафандр, называемый школьной формой, отрезаны косы, Ирина — русская, образование среднее — оказалась удивительно интересной девушкой.

1) Когда был сдан последний экзамен, сброшен коричневый скафандр, называемый школьной формой, отрезаны косы, Ирина — русская, образование среднее — оказалась удивительно интересной девушкой.
2) Над ней постоянно издевалась свекровь, а мужу было все равно на нее*.

Употребление слова
без учёта его стилистической
окраски
(смешение стилей)

Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья.
На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание.
Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором.
В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод.
Началась избирательная фиеста.
Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой берёзкой.

Подчеркните слово,
нарушающее единство стиля,
и замените его синонимом:

Бабушка инкриминировала(обвинила) внуку исчезновение банки варенья.

Бабушка инкриминировала(обвинила) внуку исчезновение банки варенья.
На что внук ответил, что на подобные инсинуации (клевета, несправедливые обвинения)он не собирается обращать внимание.
Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором (сосновой,сосны).
В субботу бутик “Ягуар” учинит (устроит)показ мод.
Началась избирательная фиеста. (кампания)
Для Есенина никакая ( ни одна) пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой (чахлой) берёзкой.

А можно мне?!.

Глава 3.

О вкусах не спорят:
одни уважают урюк в рассоле,
другие любят с горчицей варенье.
но все это не имеет роли
и, кроме того, не играет значенья.

1) Мы потерпели победу и больше не вправе медлить.
2) В глубоком детстве он был похож на мать.
3) Этим поступком она показала протест*.
4) Она сделала самоубийство просто от безысходности*.
5) Жажда правды и свободы делает героиню предметом для подражания*.
6) Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены.
7) Александр Корейко был в последнем приступе молодости – ему было 38 лет.

Нарушение
лексической сочетаемости слов:

Дружба (сильная, крепкая);
Приходить в (ярость, радость);
Зияющий (пропасть, вершина);
Высказать (мнение, вопрос);
Достичь (успех, положение)

Составьте словосочетания,
выбрав правильный вариант
соединения слов:

Дружба крепкая – сильное чувство;

Приходить в ярость — испытывать радость;

Зияющая пропасть (зиять* – обнаруживать глубину);

Высказать мнение – задавать вопрос;

Достичь положения – добиться успеха;
(успех – достижение)

А можно мне?!.

Глава 4.

А масло-то
масляное!

Речевая избыточность:

1) Плеоназм* — (от греч.pleonasmos — излишество)

Употребление в речи близких по смыслу
и потому ИЗЛИШНИХ СЛОВ
(главная суть, повседневная обыденность)

1)На всю жизнь она сохранила
наиболее прекрасные черты*.
2)Эта проблема заключается во взаимоотношениях
людей друг с другом.*

Речевая избыточность:

2) Тавтология* — (от греч.tavto — то же самое; logos — слово)

ПОВТОРЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ (рассказать рассказ),
а также СОЕДИНЕНИЕ иноязычных и русских слов,
дублирующих значение (первый дебют)

1) Я вручаю вам сувенир на память.
2) Она решительна, потому что
решилась на смерть.*

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук.
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
Позвольте вам вручить этот сувенир на память!
Ностальгия по родине не давала им покоя.
Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета.
Он записал песни коренных аборигенов Севера.
Актёр Гришковец впервые дебютировал в спектакле “Соло”.
Главная суть изложена в начале моего сочинения.

(Устно) объясните ошибку и устраните её:

На строительные объекты бесперебойно доставляются материалы.

На строительные объекты бесперебойно доставляются материалы.
Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями.
Рабочий был уволен за прогул.
Участники творческой экспедиции рассказали о планах на будущее.
Позвольте вам вручить этот сувенир.
Ностальгия не давала им покоя.
Это можно объяснить лишь особенностями менталитета.
Он записал песни аборигенов Севера.
Актёр Гришковец дебютировал в спектакле.
Суть изложена в начале моего сочинения.

А можно мне?!.

Эпилог.

Успехами мы не блистаем…,
мы ими блещем!

1,2,3,4,5,6,7,10.

Правильные ответы:

1. Речевые ошибки

• 1.Ошибки в использовании
речевой единицы
• 2.Нарушение норм
употребления слов
( можно заметить только в
контексте)

2. Речевые ошибки

Вид ошибки
пример
Нарушение
Он придавал большое
лексической внимание дисциплине.
сочетаемости (Значение)
Эта выставка обогатит
наш кругозор.
(расширит)
Повторы
Гениальность гениев
удивляет нас.
Многие люди добивались
многого.

3.

Неправильный Благодаря плохой погоде,
выбор слова
урожай не был собран
вовремя.(из-за)
Их талант ни у кого
не вызывал противоречий.
Смешение
паронимов.
Наши войны совершили
много геройских подвигов.
(героических)

4.

Неудачный
порядок слов.
А могут ли гениями
обыкновенные школьники
стать?
Речевая
избыточность
С помощью труда можно
добиться очень невероятно
многого.
Неразличение Упорство и настойчивость
синонимичных достойны уважения
слов.

5.

Неуместное
использование
эмоционально
окрашенных слов.
Прекраснейший
публицист и на этот раз
не обманул ожидание
читателей.
Я просто ошалел от
Употребление слов такого простого рецепта.
иного
Из простого , никому не
известного парня,
стиля
Плющенко стал
знаменитым не только в
России, но и за рубежом.

6. Найдите речевые ошибки

• Он отступил назад.
• Проливной ливень заставил нас
спрятаться.
• Нам нужно работать не покладая сил.
• Пушкин был великим писателем,
настоящим гением своего дела.
• Заглавной проблемой текста
является понимание себя через
жизнь других героев.

7. Грамматические ошибки

• Ошибка в структуре слова,
словосочетания,
предложения.
• Нарушение грамматической
нормы
словообразовательной
морфологической
синтаксической

8. Грамматические ошибки

Ошибка в
Нет время.
структуре слова
(времени)
Употребление форм нелёгок и
прилагательных сложен
более добрее
Употребление форм
двое подруг
числительных
в двухтысячно первом году

9. Грамматические ошибки

Нарушение границ предложения
Официант сказал. Чтобы ему заплатили.
Неправильное использование союзов.
Парень сомневался, что будет ли хороший
улов.
Смешение прямой и косвенной речи
Мальчик спросил, кто пойдёт со мной в
кино?
Официант сказал, что заплатите мне по
счёту.
Официант сказал, чтобы ему заплатили.
Парень сомневался, будет ли хороший улов.

10. Грамматические ошибки

Грамматические ошибки
Война – самая разрушительная и
уничтожительная сила.
Ситуацию более трагичнее сложно
представить.
Именно для их, жителей, черёмуха
являлась духовным богатством.
К моим словам можно привести
примеры с текста.
Немало гениев вошли в мировую
историю.

11. Найдите ошибки

• Среди генералов царило
воинствующее настроение по
отношению к противнику.
• Вид у нее очень эффективный.
• Остается удивляться его обширной
любви.
• Мальчик сделал подвиг.
• Нравственным проблемам сейчас
уделяется большое значение.
• Совместное сотрудничество

12. Найдите лексические ошибки

• Покупателям предложили новый прейскурант
цен.
• Мокрый дождь льет с утра.
• Благодаря болезни он не успел вовремя
сдать экзамены.
• Писатель пишет так, что хватает за сердце.
• Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

13. . Повтор слов

• . И когда вопрос заходит об их уничтожении мы
не можем не задуматься над вопросом
«стрелять или не стрелять». Именно такой
вопрос поставил автор перед главным героем
рассказа.
• . Я считаю, что одной из проблем, раскрытой в
данном тексте, является проблема
взаимодействия человека с природой. Люди,
оберемененные заботами и проблемами
современной жизни, порой просто забывают о
таких вещах, как отдых на природе или выезд на
дачу.
• . Автор в данном рассказе стремится, на мой
взгляд, сказать всем людям: «Любите природу,
оберегайте ее, защищайте».

14. . Неумение сформулировать собственную мысль

. Неумение сформулировать собственную
Примеры.
мысль
• 1. Человеческое общество имеет свойство
возвышать себя над другими существами
планеты.
• 2. Проблема главного героя – это любовь
к животным, это не проблема, а его
достоинство, которым не каждый человек
может похвастаться.
• 4. Красоту данную нам природой мы
должны видеть глазами своими, а не
глазами других людей, которые видят и
берегут эту красоту. Они понимают что эта
природная красота наше будущее, если
мы будем ее уничтожать, только останется

15. Использование штампов

• 1. Но все же он (сын) сумел остаться в этой
сложной ситуации человеком, личностью с
большой буквы. В глазах отца сын был не
трусом, а героем нашего времени, которых, к
сожалению, в наше время практически не
осталось.
• 2. Таким образом, можно сделать следующий
вывод. Любой человек должен стремиться
оставаться самим собой в любой ситуации,
уважая при этом интересы и ценности
окружающих. Только тогда человек сможет
стать личностью с большой буквы, как автор
данного текста.

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
Комментарий к заданиям по культуре речи

Подготовка к ЕГЭКомментарий к заданиям по культуре речи


Слайд 2О нормах
Главным понятием культуры речи является норма
Нормы бывают орфоэпические, морфологические,

лексические и синтаксические

О нормахГлавным понятием культуры речи является нормаНормы бывают орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические


Слайд 3Орфоэпические нормы
Некоторые закономерности в постановке ударений:
Существительные мужского рода на –лог,

называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог,

некролог (но : аналог)
Называющие лиц по роду занятий- на среднем слоге, то есть не на части –лог: антрополог, физиолог

Орфоэпические нормыНекоторые закономерности в постановке ударений:Существительные мужского рода на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем


Слайд 4Орфоэпические нормы
Сложные существительные с частью –провод произносятся с ударением на

последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод
Ударение у существительных женского

рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. От прилагательных- имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота .От глаголов –на основе: ломота, дремота,острота,зевота

Орфоэпические нормыСложные существительные с частью –провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод Ударение


Слайд 5Орфоэпические нормы
Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение

на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин
Ударение на последний слог

падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин

Орфоэпические нормыСуществительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманинУдарение


Слайд 6Орфоэпические нормы
В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также

в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на

последнем слоге : молода, брала, приняла, принята (НО : крала, клала)

Орфоэпические нормыВ кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято


Слайд 7Морфологические нормы
Правильное употребление форм существительных, прилагательных, числительных и глаголов
Искажение

морфологических норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам

Морфологические нормыПравильное употребление форм существительных, прилагательных, числительных и глаголов Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевым


Слайд 8Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) в

две тысячи двадцать втором году
2)несколько помидор
3)старые пропуска
4)совсем озяб
5)поезжай домой
6)килограмм помидоров
7)в

двух тысяч втором году
8)нет грузин

Укажите пример  с ошибкой в образовании формы слова:1) в две тысячи двадцать втором году2)несколько помидор3)старые пропуска4)совсем


Слайд 9Грамматические ошибки
1)Щенок изгрыз мой туфель настолько, что остался целым только

шнурок.
2)Наш театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей
3)нет грузинов
4)новая шампунь
5)красивый платье-халат
6)килограмм

помидор
7)опытные аптекаря

Грамматические ошибки1)Щенок изгрыз мой туфель настолько, что остался целым только шнурок.2)Наш театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей3)нет


Слайд 10Грамматические ошибки

1)Малыши были крепкие и веселы.
2)Я чувствую себя более скромнее

в этой роли
3)Мы подготовили около пятиста специалистов
4) с обоих

сторон
5)с троими ученицами
6)ихнии привычки

Грамматические ошибки 1)Малыши были крепкие и веселы.2)Я чувствую себя более скромнее в этой роли 3)Мы подготовили около


Слайд 11Грамматические ошибки
1)человек метается
2)ложит инструмент
3)буду убираться в классе
4)охотник шел, озирая по

сторонам
5)Пользуясь этим кремом , ваше лицо надолго сохранит молодость
6)Уезжая из

города, мне стало грустно
7)солнечное Сочи

Грамматические ошибки1)человек метается2)ложит инструмент3)буду убираться в классе4)охотник шел, озирая по сторонам5)Пользуясь этим кремом , ваше лицо надолго


Слайд 12Синтаксические нормы

Правильное построение предложений и словосочетаний
Синтаксические ошибки составляют самую большую

группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в

структуре словосочетания.

Синтаксические нормы Правильное построение предложений и словосочетанийСинтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее


Слайд 13
Ошибки в управлении

Описывают о школьном музее
Запорожцы о чем-то смеются
Жажда к

жизни
Мечта к свободе
Больше время уделить на чтение книг
Ему было не

совсем удобно докладывать всего того, что говорили ученые

Ошибки в управлении Описывают о школьном музееЗапорожцы о чем-то смеютсяЖажда к жизниМечта к свободеБольше время уделить


Слайд 14Ошибки в управлении
На совещании было обсуждено ряд важных вопросов
Тютчев тонко

чувствовал и писал о красоте природы
О поэме Блока «Двенадцати» не

утихают споры до сих пор
В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызывавшие серьезный интерес

Ошибки в управленииНа совещании было обсуждено ряд важных вопросовТютчев тонко чувствовал и писал о красоте природыО поэме


Слайд 15Ошибки в управлении
Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с

уважаемыми ими телеведущими
В комедии Чехова «Вишневом саде» главной темой является

судьба России
Те, кто катались в этот день на лыжах, отморозили себе лицо
Мама любит и гордится своим сыном

Ошибки в управленииСлушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с уважаемыми ими телеведущимиВ комедии Чехова «Вишневом саде»


Слайд 16Запомните!
Большинство студентов (одуш. сущ) выступили на семинаре.
Большинство книг (неодуш.сущ) выставлено

на продажу.
Ряд учащихся( книг , аудиторий)представляет
Часть учащихся (книг, аудиторий)

рекомендована

Запомните!Большинство студентов (одуш. сущ) выступили на семинаре.Большинство книг (неодуш.сущ) выставлено на продажу.Ряд учащихся( книг , аудиторий)представляет Часть


Слайд 17Ошибки в построении предложений
В работе я хотел показать значение спорта

и почему я его люблю.
Тема требует не только рассказать об

одной книге, но и что вообще интересного можно найти в других книгах.
На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.
Присутствующие студенты на лекции были очень внимательны.

Ошибки в построении предложенийВ работе я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.Тема требует не


Слайд 18Запомните!
Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица ,что

и сказуемое: Закончив школу, я особенно заинтересовалась иностранными языками.

Запомните!Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица ,что и сказуемое: Закончив школу, я особенно заинтересовалась


Слайд 19Ошибки в построении предложения
Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое, которое

раньше не было известно.
Мы увидели премьерный спектакль в новом театре,

от которого осталось незабываемое впечатление.
Автор «Слова» упрекает русских князей, что вы своими крамолами погубили Русь.

Ошибки в построении предложенияЧитая книгу, всегда узнаешь что-то новое, которое раньше не было известно.Мы увидели премьерный спектакль


Слайд 20Нарушения синтаксических норм в словосочетаниях
Оплатить за работу
Играть первостепенное значение
Согласно приказа

директора
Вопреки указания руководителя
Приехать с города
Памятный сувенир
Удивляться способностями ребенка

Нарушения синтаксических норм в словосочетанияхОплатить за работуИграть первостепенное значениеСогласно приказа директораВопреки указания руководителяПриехать с городаПамятный сувенирУдивляться способностями


Слайд 21Запомните некоторые нормы сочетаемости слов
Обращать внимание на что-нибудь
Уделять внимание чему-нибудь
Превосходство

над чем-нибудь
Преимущество перед чем-то
Отзыв о чем и на что
Памятник

чему
Контроль за чем и над чем
Рецензия на что
Аннотация чего
Уплатить за что
Оплатить что
Предел чему и чего

Запомните некоторые нормы сочетаемости словОбращать внимание на что-нибудьУделять внимание чему-нибудьПревосходство над чем-нибудьПреимущество перед чем-то Отзыв о чем


Слайд 22Лексические ошибки
Это ошибки в словоупотреблении, связанные с нарушением лексических норм
Употребление

слова в несвойственном ему значении
Смешение паронимов ( похожие, созвучные однокоренные

слова с разными значениями)
Тавтология
Плеоназм(смысловая избыточность)
Нарушение лексической сочетаемости и т.д.

Лексические ошибкиЭто ошибки в словоупотреблении, связанные с нарушением лексических нормУпотребление слова в несвойственном ему значенииСмешение паронимов (


Слайд 23Примеры лексических ошибок
Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к

противнику.
Вид у нее очень эффективный.
Остается удивляться его обширной любви.
Мальчик сделал

подвиг.
Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение.
Совместное сотрудничество

Примеры лексических ошибокСреди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику.Вид у нее очень эффективный.Остается удивляться его


Слайд 24Найдите лексические ошибки
Покупателям предложили новый прейскурант цен.
Мокрый дождь льет с

утра.
Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены.
Писатель пишет так,

что хватает за сердце.
Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

Найдите лексические ошибкиПокупателям предложили новый прейскурант цен.Мокрый дождь льет с утра.Благодаря болезни он не успел вовремя сдать



1


Подготовка к ЕГЭ Комментарий к заданиям по культуре реч и


2


О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, морфологические, лексические и синтаксические


3


Орфоэпические нормы Некоторые закономерности в постановке ударений: Существительные мужского рода на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог) Называющие лиц по роду занятий- на среднем слоге, то есть не на части –лог: антрополог, физиолог Некоторые закономерности в постановке ударений: Существительные мужского рода на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог) Называющие лиц по роду занятий- на среднем слоге, то есть не на части –лог: антрополог, физиолог


4


Орфоэпические нормы Сложные существительные с частью –провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод Ударение у существительных женского рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. От прилагательных- имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота.От глаголов –на основе: ломота, дремота,острота,зевота Сложные существительные с частью –провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод Ударение у существительных женского рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. От прилагательных- имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота.От глаголов –на основе: ломота, дремота,острота,зевота


5


Орфоэпические нормы Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманин Ударение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин


6


Орфоэпические нормы на последнем слоге В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге : молода, брала, приняла, принята (НО : крала, клала)


7


Морфологические нормы Правильное употребление форм существительных, прилагательных, числительных и глаголов Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам Правильное употребление форм существительных, прилагательных, числительных и глаголов Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам


8


Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1) в две тысячи двадцать втором году 2)несколько помидор 3)старые пропуска 4)совсем озяб 5)поезжай домой 6)килограмм помидоров 7)в двух тысяч втором году 8)нет грузин 1) в две тысячи двадцать втором году 2)несколько помидор 3)старые пропуска 4)совсем озяб 5)поезжай домой 6)килограмм помидоров 7)в двух тысяч втором году 8)нет грузин


9


Грамматические ошибки 1)Щенок изгрыз мой туфель настолько, что остался целым только шнурок. 2)Наш театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей 3)нет грузинов 4)новая шампунь 5)красивый платье-халат 6)килограмм помидор 7)опытные аптекаря 1)Щенок изгрыз мой туфель настолько, что остался целым только шнурок. 2)Наш театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей 3)нет грузинов 4)новая шампунь 5)красивый платье-халат 6)килограмм помидор 7)опытные аптекаря


10


Грамматические ошибки 1)Малыши были крепкие и веселы. 2)Я чувствую себя более скромнее в этой роли 3)Мы подготовили около пятиста специалистов 4) с обоих сторон 5)с троими ученицами 6)ихнии привычки 1)Малыши были крепкие и веселы. 2)Я чувствую себя более скромнее в этой роли 3)Мы подготовили около пятиста специалистов 4) с обоих сторон 5)с троими ученицами 6)ихнии привычки


11


Грамматические ошибки 1)человек метается 2)ложит инструмент 3)буду убираться в классе 4)охотник шел, озирая по сторонам 5)Пользуясь этим кремом, ваше лицо надолго сохранит молодость 6)Уезжая из города, мне стало грустно 7)солнечное Сочи 1)человек метается 2)ложит инструмент 3)буду убираться в классе 4)охотник шел, озирая по сторонам 5)Пользуясь этим кремом, ваше лицо надолго сохранит молодость 6)Уезжая из города, мне стало грустно 7)солнечное Сочи


12


Синтаксические нормы Правильное построение предложений и словосочетаний Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания. Правильное построение предложений и словосочетаний Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.


13


Ошибки в управлении Описывают о школьном музее Запорожцы о чем-то смеются Жажда к жизни Мечта к свободе Больше время уделить на чтение книг Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили ученые Описывают о школьном музее Запорожцы о чем-то смеются Жажда к жизни Мечта к свободе Больше время уделить на чтение книг Ему было не совсем удобно докладывать всего того, что говорили ученые


14


Ошибки в управлении На совещании было обсуждено ряд важных вопросов Тютчев тонко чувствовал и писал о красоте природы О поэме Блока «Двенадцати» не утихают споры до сих пор В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызывавшие серьезный интерес На совещании было обсуждено ряд важных вопросов Тютчев тонко чувствовал и писал о красоте природы О поэме Блока «Двенадцати» не утихают споры до сих пор В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызывавшие серьезный интерес


15


Ошибки в управлении Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с уважаемыми ими телеведущими В комедии Чехова «Вишневом саде» главной темой является судьба России Те, кто катались в этот день на лыжах, отморозили себе лицо Мама любит и гордится своим сыном Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с уважаемыми ими телеведущими В комедии Чехова «Вишневом саде» главной темой является судьба России Те, кто катались в этот день на лыжах, отморозили себе лицо Мама любит и гордится своим сыном


16


Запомните! Большинство студентов (одуш. сущ) выступили на семинаре. Большинство книг (неодуш.сущ) выставлено на продажу. Ряд учащихся( книг, аудиторий)представляет Часть учащихся (книг, аудиторий) рекомендована Большинство студентов (одуш. сущ) выступили на семинаре. Большинство книг (неодуш.сущ) выставлено на продажу. Ряд учащихся( книг, аудиторий)представляет Часть учащихся (книг, аудиторий) рекомендована


17


Ошибки в построении предложений В работе я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. Тема требует не только рассказать об одной книге, но и что вообще интересного можно найти в других книгах. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. Присутствующие студенты на лекции были очень внимательны. В работе я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. Тема требует не только рассказать об одной книге, но и что вообще интересного можно найти в других книгах. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. Присутствующие студенты на лекции были очень внимательны.


18


Запомните! Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица,что и сказуемое: Закончив школу, я особенно заинтересовалась иностранными языками.


19


Ошибки в построении предложения Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое, которое раньше не было известно. Мы увидели премьерный спектакль в новом театре, от которого осталось незабываемое впечатление. Автор «Слова» упрекает русских князей, что вы своими крамолами погубили Русь. Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое, которое раньше не было известно. Мы увидели премьерный спектакль в новом театре, от которого осталось незабываемое впечатление. Автор «Слова» упрекает русских князей, что вы своими крамолами погубили Русь.


20


Нарушения синтаксических норм в словосочетаниях Оплатить за работу Играть первостепенное значение Согласно приказа директора Вопреки указания руководителя Приехать с города Памятный сувенир Удивляться способностями ребенка Оплатить за работу Играть первостепенное значение Согласно приказа директора Вопреки указания руководителя Приехать с города Памятный сувенир Удивляться способностями ребенка


21


Запомните некоторые нормы сочетаемости слов Обращать внимание на что-нибудь Уделять внимание чему-нибудь Превосходство над чем-нибудь Преимущество перед чем-то Отзыв о чем и на что Памятник чему Контроль за чем и над чем Рецензия на что Аннотация чего Уплатить за что Оплатить что Предел чему и чего Обращать внимание на что-нибудь Уделять внимание чему-нибудь Превосходство над чем-нибудь Преимущество перед чем-то Отзыв о чем и на что Памятник чему Контроль за чем и над чем Рецензия на что Аннотация чего Уплатить за что Оплатить что Предел чему и чего


22


Лексические ошибки Это ошибки в словоупотреблении, связанные с нарушением лексических норм Употребление слова в несвойственном ему значении Смешение паронимов ( похожие, созвучные однокоренные слова с разными значениями) Тавтология Плеоназм(смысловая избыточность) Нарушение лексической сочетаемости и т.д. Это ошибки в словоупотреблении, связанные с нарушением лексических норм Употребление слова в несвойственном ему значении Смешение паронимов ( похожие, созвучные однокоренные слова с разными значениями) Тавтология Плеоназм(смысловая избыточность) Нарушение лексической сочетаемости и т.д.


23


Примеры лексических ошибок Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику. Вид у нее очень эффективный. Остается удивляться его обширной любви. Мальчик сделал подвиг. Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение. Совместное сотрудничество Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику. Вид у нее очень эффективный. Остается удивляться его обширной любви. Мальчик сделал подвиг. Нравственным проблемам сейчас уделяется большое значение. Совместное сотрудничество


24


Найдите лексические ошибки Покупателям предложили новый прейскурант цен. Мокрый дождь льет с утра. Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены. Писатель пишет так, что хватает за сердце. Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль. Покупателям предложили новый прейскурант цен. Мокрый дождь льет с утра. Благодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены. Писатель пишет так, что хватает за сердце. Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

  • Бку 099 ошибка а 1
  • Бку 07м ошибка а 1
  • Бкс ошибка проверки данных
  • Бкс ошибка при открытии счета
  • Бкс код ошибки 2