Благодаря достижениям науки лекарство от оспы было найдено исправить ошибки

Исправьте грамматические ошибки, записав верный вариант, определите вид ошибки
Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.

Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.

Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы.

Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова.

Мне слышалось шорох и звук голосов.

Мы покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году.

Большинство товарищей мне сочувствовали.

В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках.

Знаменитый актер был удостоен орденом «За заслуги перед Отечеством».

Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.

Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности.

На протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков.

В кинотеатр я поеду с двоими подругами.

Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено.

Ответы

Исправьте грамматические ошибки, записав верный вариант, определите вид ошибки.

Часто можно видеть картины×, (какие?) изображающие животных, птиц, людей. — Нарушение согласования.

Человек×, (какой?) закаляющийся с детских лет, всегда здоров и бодр. — Нарушение согласования.

[Зрители пришли поздравить того], {кого?} (кто был их любимым артистом многие годы). — Нарушение в построении СП.

Ученику пришлось разъяснить× (что?) правильность (—) написания слова. — Нарушение управления.

Мне слышались× (мн.ч.)  шорох (—) и звук (—) голосов. — Нарушение управления.

Мы покинем стены родной школы в две тысячи двадцать втором году. — Нарушение управления.

Большинство товарищей мне сочувствовало (ср.род). — Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В комнату вошла (ед.ч.) мать с маленьким сыном на руках. — Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Знаменитый актер был удостоен× (чего?) ордена (Р.п.) «За заслуги перед Отечеством». — Нарушение управления.

Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах, меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.

Нам необходимо было сосредоточить× внимание (на чем?) на том (П.п.), что вызывало наибольшие трудности. — Нарушение управления.

На протяжении столетий крестьянство России боролось (ср.род) против помещиков. — Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В кинотеатр я поеду с двумя подругами.

(Благодаря чему?) Благодаря достижениям (Д.п.) науки лекарство от оспы было найдено. — Нарушение  управления.

****

Виду грамматических ошибок указаны после каждого предложения.

#SPJ3

Интересные вопросы

1.Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
2.Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.
3.Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.
4.Выполнив работу качественно, мне достойно заплатили.
5.Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы.
6.Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова.
7.Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.
8.Мне слышались шорох и звук голосов.
9.Мы покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году.
10.На конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких животных.
11.Большинство товарищей мне сочувствовали.
12.В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках.
13.Знаменитый актер был удостоен орденом «За заслуги перед Отечеством».
14.Около полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи.
15.Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.
16.Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности.
17.На протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков.
18.В кинотеатр я поеду с двоими подругами.
19.Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено.

Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. 2. Часто можно видеть картины, изображающие животных, птиц, людей. 3. Человек, закаляющий с детскими летами, всегда здоров и бодр. 4. Выполнив работу качественно, мужественно бракосочетание. 5. Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы. 6. Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова. 7. Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней. 8. Мне слышались шорох и звук голосов. 9. Мы покинем стены родной школы в две тысячи двадцатом году второго года. 10. На конференции экологов обмен мнений по вопросу защиты редких животных. 11. В комнату приехала мать с маленьким сыном. 12. Знаменитый актер был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством».

                     Урок родного (русского) языка в 5 классе

                Тема урока: «Грамматические нормы русского языка»

                                               На доске эпиграф: Заговори, чтоб я тебя узнал

                                                                                                                  Сократ.

 Вступительное слово учителя.  

— Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

Речь человека — это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы учащихся).

— А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)

— Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры

Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг», «шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

(В.Масс, М.Червинский)

— Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» — ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

  Постановка целей и задач урока.

А какие языковые нормы существуют

Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).

Итак, грамматические нормы

Итак, о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных).

Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

Послушайте :

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

У рыб нет зуб.

— Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.

А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях( на доске)

Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).

Учитель читает. Устная работа.

Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!

-Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)

  Первичное закрепление

А) Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

 «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Н. Греч

 Конечно, это глагол.

Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

Б) Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).

 Расставьте ударение:

  звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

Ед.ч

1 л звонЮ           включУ          вручУ

2 л. звонИшь     включИшь      вручИшь

3 л. звонИм        включИт       вручИт

Мн.ч.    

1 л звонИм         включИм       вручИм    

2 л. звонИте      включИте     вручИте

3 л. звонЯт        включАт       вручАт

В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).

Г) -Ребята, скоро будут каникулы, планирую пойти в театр, а не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

Одеть    КОГО-ТО

Надеть   ЧТО-ТО

Физкультминутка

Давайте встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

4) — Я надела платье

Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

  Самостоятельная работа

А) ЗАДАНИЯ (устно)

1. Почему учитель из кинофильма «Доживем до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту», а они все ложат и ложат»?

2.Кто сказал правильно?

Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».

Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».

3. Из кинофильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»:
Милославский:
— Положь трубку!
Бунша:
— Не положу!
Милославский:
— Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.

Ребята, как правильно нужно было сказать?

Б) Игра «Корректор» (работа в парах).

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат?  Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.

В) Работа в группах— исправить ощибки в данных предложениях (карточки для каждой группы распечатаны).

Исходное предложение

Исправление ошибки

1.

Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

2.

Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.

3.

Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.

4.

Выполнив работу качественно, мне достойно заплатили.

5.

Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы.

6.

Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова.

7.

Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

8.

Мне слышались шорох и звук голосов.

9.

Мы покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году.

10.

На конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких животных.

11.

Большинство товарищей мне сочувствовали.

12.

В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках.

13.

Знаменитый актер был удостоен орденом «За заслуги перед Отечеством».

14.

Около полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи.

15.

Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.

16.

Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности.

17.

На протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков.

18.

В кинотеатр я поеду с двоими подругами.

19.

Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено.

20.

Беседу о здоровом образе жизни волонтеры планируют провести со многими учащимся.

21.

Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

Проверка результатов работы «по цепочке», аргументация ответов, исправление ошибок.

  Обобщение.

Слово учителя: Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня уделили внимание нормам грамматики. Правильность речи- ее соответствие нормам литературного языка. Речь правильна, если не нарушает языковые нормы.

  Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

— Итак, ребята, мы сегодня совершили интересную прогулку, побывали в гостях у волшебников – имени существительного и глагола. Впереди у вас новые путешествия и новые препятствия (пока только в виде домашнего задания…)

Дифференцированное задание.

11. Рефлексия. Итоги. Оценивание.

С какими нормами вы познакомились на уроке?

Как это знание вам пригодится в жизни?

Давайте вспомним, какие цели мы сегодня ставили на урок? Мы их достигли?

Место урока в системе: урок подготовки
к части С1 и (или) С2 экзаменационной работы

Цели урока:

  • образовательная: формировать
    представление о нормах литературного языка;
  • развивающая: развивать умение находить,
    классифицировать и исправлять грамматические
    ошибки;
  • предметно-практическая: развивать умение
    выражать и аргументировать собственную позицию;
  • воспитательная: способствовать воспитанию
    культуры речи и культуры взаимодействия в
    группе.

Тип урока: развитие связной речи.

Форма урока: практикум.

Форма работы: групповая.

Оборудование: карточки с заданиями,
презентация с кадрами из к/ф «Ликвидация»,
строфа XXVI романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
папки-подсказки с классификатором
грамматических ошибок.

Ход урока

I. Вступление

Часто на свои замечания по поводу неграмотной
речи я слышу: «Какая разница, как говорить! Все и
так понятно». Как вы ответите на вопрос,
поставленный в теме урока? (Презентация, слайд №
1)

II. Актуализация знаний

Эпиграф к уроку — слова основателя русского
литературного языка. Кто он? (А.С. Пушкин) Из
какого произведения эти строки? (Презентация,
слайды № 1, 2) Объясните смысл эпиграфа (Для
разговорного русского языка характерны
грамматические ошибки).
В связи с чем А.С.
Пушкин написал эти строки? (Письмо Татьяны). Прочитайте
строфу XXVI романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
сделайте вывод (Вначале XIX века не было
русского литературного языка).

Пользуясь папкой-подсказкой, назовите виды
грамматических ошибок.

III. Закрепление знаний, формирование умений.

Прочитайте отрывок из стихотворения А. С.
Пушкина, вспомните его название. («Пророк») (Презентация,
слайд № 3) Найдите, классифицируйте и исправьте
ошибку (Нарушение согласования). Чем
оправдано такое отступление от нормы? Сделайте
вывод. (Старославянский вариант окончания
соответствует библейской тематике
стихотворения. Отступление от нормы русского
литературного языка возможно, если этого требует
замысел произведения)

Посмотрите фрагмент из кинофильма. Запишите
примеры отступления от грамматических норм.
(Презентация, слайды № 4 — 7) Классифицируйте
ошибки, исправьте их. Чем оправданы эти явления
языка? (Нарушение управления оправдано
диалектными особенностями языка г. Одессы)

А чем отличается литературный язык от языка
художественной литературы? (Литературный язык
— нормативный язык, одинаковый для всех
носителей языка, понятный всем).
В какой форме
речи обязательно соблюдение норм литературного
языка? (В письменной речи) На чьих ошибках
люди охотнее всего учатся? (На чужих)

Для повышения вашей грамотности и в ходе
подготовки к ГИА предлагаю вам поработать
редакторами. (Презентация, слайд № 8; карточка с
заданиями)

Прочитайте предложения, найдите и
классифицируйте ошибки, исправьте их.

Результаты запишите в таблицу.

№ п п Исходное предложение Вид ошибки Исправление ошибки
1. Пастух увидел наш костер, заночевавший
в горах.
   
2. Часто можно видеть картины,
изображающих животных, птиц, людей.
   
3. Человек, закаляющий с детских лет,
всегда здоров и бодр.
   
4. Выполнив работу качественно, мне
достойно заплатили.
   
5. Зрители пришли поздравить, кто был их
любимым артистом многие годы.
   
6. Ученику пришлось разъяснить о
правильности написания слова.
   
7. Рядом стояло дерево, на ветвях которых
серебрился иней.
   
8. Мне слышались шорох и звук голосов.    
9. Мы покинем стены родной школы в двух
тысяча одиннадцатом году.
   
10. На конференции экологов произошел
обмен мнений по вопросу защиты редких животных.
   
11. Большинство товарищей мне
сочувствовали.
   
12. В комнату вошли мать с маленьким сыном
на руках.
   
13. Знаменитый актер был удостоен орденом
«За заслуги перед отечеством».
   
14. Около полторы педели нам понадобится
для выполнения поставленной задачи.
   
15. Мы видим лес, хмурое небо в лохматых
тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная
просинь.
   
16. Нам необходимо было сосредоточить
внимание на то, что вызывало наибольшие
трудности.
   
17. Па протяжении столетий крестьянство
России боролись против помещиков.
   
18. В кинотеатр я поеду с двоими подругами.    
19. Благодаря достижения науки лекарство
от оспы было найдено.
   
20. Беседу о здоровом образе жизни
волонтеры планируют провести с шестьсот
семидесяти пяти учащимися.
   

Проверка результатов работы «по цепочке»,
аргументация ответов, исправление ошибок.

IV. Рефлексия

Решите кроссворд (Презентация, слайды № 9, 10;
карточка с заданиями).

Сделайте вывод, какая грамматическая ошибка
встречается чаще всего? (Ошибка в управлении)

V. Итоги урока

Ответьте аргументировано на вопрос,
сформулированный в теме.

Место урока в системе: урок подготовки
к части С1 и (или) С2 экзаменационной работы

Цели урока:

  • образовательная: формировать
    представление о нормах литературного языка;
  • развивающая: развивать умение находить,
    классифицировать и исправлять грамматические
    ошибки;
  • предметно-практическая: развивать умение
    выражать и аргументировать собственную позицию;
  • воспитательная: способствовать воспитанию
    культуры речи и культуры взаимодействия в
    группе.

Тип урока: развитие связной речи.

Форма урока: практикум.

Форма работы: групповая.

Оборудование: карточки с заданиями,
презентация с кадрами из к/ф «Ликвидация»,
строфа XXVI романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
папки-подсказки с классификатором
грамматических ошибок.

Ход урока

I. Вступление

Часто на свои замечания по поводу неграмотной
речи я слышу: «Какая разница, как говорить! Все и
так понятно». Как вы ответите на вопрос,
поставленный в теме урока? (Презентация, слайд №
1)

II. Актуализация знаний

Эпиграф к уроку — слова основателя русского
литературного языка. Кто он? (А.С. Пушкин) Из
какого произведения эти строки? (Презентация,
слайды № 1, 2) Объясните смысл эпиграфа (Для
разговорного русского языка характерны
грамматические ошибки).
В связи с чем А.С.
Пушкин написал эти строки? (Письмо Татьяны). Прочитайте
строфу XXVI романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
сделайте вывод (Вначале XIX века не было
русского литературного языка).

Пользуясь папкой-подсказкой, назовите виды
грамматических ошибок.

III. Закрепление знаний, формирование умений.

Прочитайте отрывок из стихотворения А. С.
Пушкина, вспомните его название. («Пророк») (Презентация,
слайд № 3) Найдите, классифицируйте и исправьте
ошибку (Нарушение согласования). Чем
оправдано такое отступление от нормы? Сделайте
вывод. (Старославянский вариант окончания
соответствует библейской тематике
стихотворения. Отступление от нормы русского
литературного языка возможно, если этого требует
замысел произведения)

Посмотрите фрагмент из кинофильма. Запишите
примеры отступления от грамматических норм.
(Презентация, слайды № 4 — 7) Классифицируйте
ошибки, исправьте их. Чем оправданы эти явления
языка? (Нарушение управления оправдано
диалектными особенностями языка г. Одессы)

А чем отличается литературный язык от языка
художественной литературы? (Литературный язык
— нормативный язык, одинаковый для всех
носителей языка, понятный всем).
В какой форме
речи обязательно соблюдение норм литературного
языка? (В письменной речи) На чьих ошибках
люди охотнее всего учатся? (На чужих)

Для повышения вашей грамотности и в ходе
подготовки к ГИА предлагаю вам поработать
редакторами. (Презентация, слайд № 8; карточка с
заданиями)

Прочитайте предложения, найдите и
классифицируйте ошибки, исправьте их.

Результаты запишите в таблицу.

№ п п Исходное предложение Вид ошибки Исправление ошибки
1. Пастух увидел наш костер, заночевавший
в горах.
   
2. Часто можно видеть картины,
изображающих животных, птиц, людей.
   
3. Человек, закаляющий с детских лет,
всегда здоров и бодр.
   
4. Выполнив работу качественно, мне
достойно заплатили.
   
5. Зрители пришли поздравить, кто был их
любимым артистом многие годы.
   
6. Ученику пришлось разъяснить о
правильности написания слова.
   
7. Рядом стояло дерево, на ветвях которых
серебрился иней.
   
8. Мне слышались шорох и звук голосов.    
9. Мы покинем стены родной школы в двух
тысяча одиннадцатом году.
   
10. На конференции экологов произошел
обмен мнений по вопросу защиты редких животных.
   
11. Большинство товарищей мне
сочувствовали.
   
12. В комнату вошли мать с маленьким сыном
на руках.
   
13. Знаменитый актер был удостоен орденом
«За заслуги перед отечеством».
   
14. Около полторы педели нам понадобится
для выполнения поставленной задачи.
   
15. Мы видим лес, хмурое небо в лохматых
тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная
просинь.
   
16. Нам необходимо было сосредоточить
внимание на то, что вызывало наибольшие
трудности.
   
17. Па протяжении столетий крестьянство
России боролись против помещиков.
   
18. В кинотеатр я поеду с двоими подругами.    
19. Благодаря достижения науки лекарство
от оспы было найдено.
   
20. Беседу о здоровом образе жизни
волонтеры планируют провести с шестьсот
семидесяти пяти учащимися.
   

Проверка результатов работы «по цепочке»,
аргументация ответов, исправление ошибок.

IV. Рефлексия

Решите кроссворд (Презентация, слайды № 9, 10;
карточка с заданиями).

Сделайте вывод, какая грамматическая ошибка
встречается чаще всего? (Ошибка в управлении)

V. Итоги урока

Ответьте аргументировано на вопрос,
сформулированный в теме.

Ответьте на тесты по русскому

5.

Определите типы придаточных обстоятельственных в данных ниже сложноподчинённых предложениях и выберите правильный вариант ответа :

1) Алексей пополз туда, куда ушёл самолёт.

(Б. Полевой.

) ;

2) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было (Л.

Толстой.

) ;

3) Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

(Д. Мамин — Сибиряк.

) ;

4) Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти (С.

Аксаков.

)

а) следствия ; б) причины ; в) места ; г) уступки

А 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 — б ;

Б 1 — г, 2 — в, 3 — б, 4 — а ;

В 1 — б, 2 — а, 3 – в, 4 – г ;

Г 1 — в, 2 — г, 3 — б, 4 – а.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с грамматической ошибкой, вызванной неправильным употреблением указательных слов :

А И если придется сделать выбор, следует сказать : пусть миллионы людей живут в той вере, в которой родились.

Б Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.

В Зрители пришли поздравить артиста, который многие годы был их любимцем.

Г У того, кто придумал беречь сердце, было оно спокойное, от чужой радости оно не трепетало, от чужого горя кровью не обливалось.

7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно :

А Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

Б Что (бы) подарить тебе на память?

В Что (бы) вы ни говорили, а я все равно сделаю по — своему.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Ответьте на тесты по русскому5?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)

5 класс

Тема: «Речь правильная. Основные грамматические нормы».

Цели урока:

  • образовательная: формировать представление о нормах литературного языка; формировать умение находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки;

  • развивающая: развивать умение выражать и аргументировать собственную позицию;

  • воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.

Тип урока. Урок развития речи

  • Задачи урока:

  • Образовательные: 1.Продолжить формирование умения обнаруживать и исправлять ошибки, организовать деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание грамматических норм.

  • 2.Формировать язык предмета.

  • 3. Формировать речевые умения.

  • Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

  • 2. Развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

  • Воспитательные:

  • 1.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микро-группе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности, способности к открытому взаимодействию, толерантности.

Оборудование: задания для каждой группы, индивидуальные задания, таблица-памятка «Грамматические нормы», карточки для рефлексии.

План урока

1.Оргмомент.

2.Мотивационный этап.

3.Проверка домашнего задания

4. Актуализация опорных знаний.

5. Постановка цели и задач урока.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа.

9. Обобщение.

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия. Итоги.

12. Оценивание

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

2. Мотивационный этап. На доске эпиграф:

Заговори, чтоб я тебя узнал

Сократ.

— Слово учителя. Беседа:

— Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы учащихся).

— А всегда ли можем слышать грамматически правильную речь? (нет)

— Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры

Да, ребята, к сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так:

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг», «шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

(В.Масс, М.Червинский)

(Ответы учащихся.)

— Скажите, какие нормы нарушил герой?

3. Проверка домашнего задания

Кроме прочего, всегда ли нужно осознавать, в какой речевой ситуации ты находишься?

(реализация домашнего задания проблемно-поискового характера)

4. Актуализация опорных знаний

— Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской речи?

— Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

(предполагаемый ответ-правильная речь; культура речи).

— Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» — ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же такое норма применительно к языку?

(Возможны ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

5. Постановка целей и задач урока.

А какие языковые нормы существуют? (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)

А какие из названных вами мы уже изучили?

Значит, сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).

(Оформление тетрадей: запись темы занятия; постановка цели и задачи)

(ответы учеников).

(Сегодня на уроке мы вспомним, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, их виды).

6. Усвоение новых знаний.

Итак, грамматические нормы

  • Грамматические нормы русского языка (общая характеристика; анализ таблицы)

Ребята, у вас на партах лежат памятки «Грамматические нормы». Изучите их, пожалуйста.

Итак, о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических, синтаксических, словообразовательных).

Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

Послушайте :

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

У рыб нет зуб.

— Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А какие нормы нарушены? (грамматические)..А какие именно?

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то есть-морфологические.

А)Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных словосочетаниях. ( на доске)

Пойти (лес), спросить (сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь (хор).

Учитель читает. Устная работа.

Что мы учитывали при выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!

-Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии – целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов)

7. Первичное закрепление

А) Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

 «Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Н. Греч

 Конечно, это глагол.

Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

Б) Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).

 Расставьте ударение:

  звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

Ед.ч

1 л звонЮ           включУ          вручУ

2 л. звонИшь     включИшь      вручИшь

3 л. звонИм        включИт       вручИт

Мн.ч.    

1 л звонИм         включИм       вручИм    

2 л. звонИте      включИте     вручИте

3 л. звонЯт        включАт       вручАт

В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить).

Г) -Ребята, скоро будут каникулы, планирую пойти в театр, а не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

Одеть    КОГО-ТО

Надеть   ЧТО-ТО

Физкультминутка

Давайте встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

4) — Я надела платье

Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

8. Самостоятельная работа

А) ЗАДАНИЯ (устно)

1. Почему учитель из кинофильма «Доживем до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту», а они все ложат и ложат»?

2.Кто сказал правильно?

Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».

Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».

3. Из кинофильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»:
Милославский:
— Положь трубку!
Бунша:
— Не положу!
Милославский:
— Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.

Ребята, как правильно нужно было сказать?

Б) Игра «Корректор» (работа в парах).

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Куда это все они бежат?  Я бежу себе помочь. Вы хочете, чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни.

В) Работа в группах— исправить ощибки в данных предложениях (карточки для каждой группы распечатаны).

№ п п

Исходное предложение

Исправление ошибки

1.

Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

2.

Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.

3.

Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.

4.

Выполнив работу качественно, мне достойно заплатили.

5.

Зрители пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы.

6.

Ученику пришлось разъяснить о правильности написания слова.

7.

Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

8.

Мне слышались шорох и звук голосов.

9.

Мы покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году.

10.

На конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких животных.

11.

Большинство товарищей мне сочувствовали.

12.

В комнату вошли мать с маленьким сыном на руках.

13.

Знаменитый актер был удостоен орденом «За заслуги перед Отечеством».

14.

Около полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи.

15.

Мы видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.

16.

Нам необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие трудности.

17.

На протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков.

18.

В кинотеатр я поеду с двоими подругами.

19.

Благодаря достижения науки лекарство от оспы было найдено.

20.

Беседу о здоровом образе жизни волонтеры планируют провести со многими учащимся.

21.

Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

Проверка результатов работы «по цепочке», аргументация ответов, исправление ошибок.

9. Обобщение.

Слово учителя: Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня уделили внимание нормам грамматики. Правильность речи- ее соответствие нормам литературного языка. Речь правильна, если не нарушает языковые нормы.

10. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

— Итак, ребята, мы сегодня совершили интересную прогулку, побывали в гостях у волшебников – имени существительного и глагола. Впереди у вас новые путешествия и новые препятствия (пока только в виде домашнего задания…)

Дифференцированное задание.

11. Рефлексия. Итоги. Оценивание.

С какими нормами вы познакомились на уроке?

Как это знание вам пригодится в жизни?

Давайте вспомним, какие цели мы сегодня ставили на урок? Мы их достигли?

Продолжите предложения…

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

12. Оценивание.

MB

Murat Bakiev

Найдите и справьте ошибки, укажите их виды

1. Плащ — палатка была уже сложена
2. Детвора благодарны шефам за подарок.
3. Зрители удивлялись и восхищались мастерством артистов.
4. В этом ей должны были помочь двое подруг
5. базаров — молодой человек с захудалым лицом

Рустам

Рустам

1. Плащ — палатка была уже сложена
2. Детвора благодарна шефам за подарок.
3. Зрители удивлялись и восхищались мастерством артистов.
4. В этом ей должны были помочь две подруги
5. Базаров — молодой человек с захудалым лицом

Ег

Егор

1. Плащ-палатка была уже сложена. (нет ошибки; плащ-палатка ж. р. )
2. Детвора благодарна шефам за подарок.
3. Зрители удивлялись и восхищались мастерством артистов. (пожалуй, нет ошибки; «удивлялись» здесь без дополнения)
Или: Зрители удивлялись мастерству артистов и восхищались им.
4. В этом ей должны были помочь две подруги.
5. Базаров — молодой человек с худощавым лицом.

Co

Constantin

1.Плащ-палатка был уже сложен. ( Род сложных сущ. , пишущихся через дефис, определяется по ПЕРВОЙ части, если изменяются обе части. автомобиль-цистерна м. р, кресло-кровать ср. р. )
3. Зрители удивлялись (чему? ) и восхищались ( чем?)… синтаксическая ошибка: не могут быть однородными глаголы, управляющие разными падежами сущ.
Зрители удивлялись мастерству артистов и восхищались им.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
(РУССКОМУ)

Класс:
5
. Дата проведения:  
14.03.2019

Тема:
«Речь правильная. Основные грамматические нормы».

Цели урока:

·                    
образовательная: формировать
представление о нормах литературного языка; формировать умение находить,
классифицировать и исправлять грамматические ошибки;

·                    
развивающая: развивать умение
выражать и аргументировать собственную позицию;

·                    
воспитательная: способствовать
воспитанию культуры речи и культуры взаимодействия в группе.

Тип урока. Урок
развития речи

·                    
Задачи урока:

·                    
 Образовательные:
1.Продолжить формирование  умения  обнаруживать и исправлять ошибки, организовать
деятельность учащихся по формированию речевого мастерства через восприятие,
осмысление и первичное запоминание грамматических норм.

·                    
2.Формировать   язык предмета.

·                    
3. Формировать речеведческие умения.

·                    
Развивающие:
1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

·                    
2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию,
расширять словарный запас, кругозор учащихся.

·                    
3. Развивать память и внимание.

·                    
4. Развивать умения анализировать,
систематизировать, делать выводы.

·                    
Воспитательные:
1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь к   
русскому языку,  к окружающему миру; вызвать интерес к изучению норм
литературного языка.

·                    
2.Воспитывать умение дружно, согласованно
работать в микрогруппе, способствовать развитию у учащихся эффективного общения
с одноклассниками через формирование нравственных качеств: общительности,
способности к открытому взаимодействию, толерантности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

— Осознание  себя носителем родного языка, проявлять интерес
к истории своего языка.

— Формировать самооценку школьника  на основе успешности,
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные результаты

Умение:

— сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

— обобщать полученную информацию,

— прогнозировать учебную ситуацию,

— выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий
(алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

— выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида
в соответствии с поставленной целью,

— формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения
и их причины,

— осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной
деятельности.

Коммуникативные результаты

Умение:

— участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с
учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять
роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

— аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного
диалога,

— формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой
жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в
сетевом пространстве.

Предметные результаты

Умения
определять и исправлять ошибки

Формы работы: индивидуальная,
коллективная, групповая

Оборудование: задания для каждой
группы, индивидуальные задания, таблица-памятка «Грамматические нормы»,
карточки для рефлексии.

                                                           
План урока

1.Оргмомент.

2.Мотивационный этап.

3.Проверка домашнего задания

4. Актуализация опорных знаний.

5. Постановка цели и задач урока.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичное закрепление.

8. Самостоятельная работа.

9. Обобщение.

10. Домашнее задание.

11. Рефлексия. Итоги.

12. Оценивание

Ход урока

1.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка
готовности к уроку, настрой на работу.

2.
Мотивационный этап.                
На доске эпиграф:

                                                                                     Заговори,
чтоб я тебя узнал

                                                 
                                                                                          Сократ.

    
— Слово учителя. Беседа:

— Рассказывают, что,
когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать
свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же
ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

    И действительно, как
много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

     Речь человека- это
его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется
впечатление о человеке.  Ребята, вы согласны со мной? Аргументируйте (ответы
учащихся).

— А всегда ли можем
слышать грамматически правильную речь?   (нет)


Где чаще всего мы встречаем речевые ошибки? Приведите примеры

Да, ребята, к сожалению,
чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы
подумаем о человеке, который говорит так:

                   Между
прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так
хочем»,

«Досуг», «шофер, процент,
заем,

Квартал, портфель,
билютень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

                   (В.Масс,
М.Червинский)

         (Ответы
учащихся.)

— Скажите, какие нормы
нарушил герой?

3.
Проверка домашнего задания

Кроме
прочего, всегда ли нужно осознавать, в какой речевой ситуации ты находишься?

 (реализация
домашнего задания проблемно-поискового характера)

4.
Актуализация опорных знаний


Итак, актуальна ли на сегодняшний день проблема чистоты и правильности русской
речи?

    
— Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова
тема нашего урока сегодня?

(предполагаемый
ответ-правильная речь; культура речи).


Слово учителя: Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура
речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и
выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная)
норма» — ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык –
язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам. Что же
такое норма применительно к языку?

(Возможны
ответы учащихся, так как материал им уже известен)

Норма
это социально одобряемое правило, т.е.
общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций,
закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

5.  Постановка целей и задач урока.

А
какие языковые нормы существуют?                  (ОТВЕТ УЧЕНИКОВ)

А
какие из названных вами мы уже изучили?

Значит,
сегодня мы будем изучать…(грамматические нормы).

 (Оформление
тетрадей: запись темы занятия;  постановка цели и задачи)

(ответы учеников).

(Сегодня на уроке мы
вспомним, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного
языка, их виды).

6. Усвоение новых знаний.

Итак,
грамматические нормы

    
Грамматические нормы русского языка (общая
характеристика; анализ таблицы)

Ребята,
у вас на партах лежат памятки «Грамматические нормы». Изучите их, пожалуйста.

Итак,
о каких именно грамматических нормах вы узнали? (морфологических,
синтаксических, словообразовательных).

Недавно прочитала
стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

       Послушайте :

             У рыбов
нет зубов,

             У рыбей нет
зубей,

             У рыб нет
зуб
.

— Смешно? Почему? А что
неправильно? А как правильно?

А какие нормы нарушены?
(грамматические)..А какие именно?

В этом стихотворении
неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п., то
есть-морфологические.

А)Соблюдение
грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данных
словосочетаниях
.    (
на доске)

Пойти (лес), спросить
(сестра), дать (отец), предложить (книга), сообщить ( радостная новость), петь
(хор).

 Учитель читает. Устная
работа.

Что мы учитывали при
выполнении этого задания? Какую грамматическую категорию? Правильно-падеж!

-Сколько же падежей в русском языке?

-Правильно, всего 6, а вот школьники Эстонии, изучая родной язык,
должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15, в грамматике Венгрии –
целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут получить некоторые
языки народов Дагестана. У них – свыше 50 падежей. А вот у китайцев
существительные совсем не склоняются (отношения между словами передаются при
помощи служебных слов и особых правил порядка слов)

7.
Первичное закрепление

А)
Послушайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века
Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

 «Придает
речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Н.
Греч

 Конечно,
это глагол.

Сегодня
мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а
как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую
«животворящую силу».

Б)
Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам (слова-на доске).

 Расставьте
ударение:

  звонить,
включить, вручить.

Задание
выполняем по рядам.

Ед.ч

1
л звонЮ           включУ        
 вручУ

2
л. звонИшь     включИшь      вручИшь

3
л. звонИм        включИт        вручИт

Мн.ч.
   

1
л звонИм         включИм       вручИм  
 

2
л. звонИте      включИте     вручИте

3
л. звонЯт        включАт       вручАт

В) Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего
или будущего времени от следующих глаголов: (на доске)

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться,
выкопать, ощутить.

От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы (победить – одержу победу, убедить – хочу
убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться,
ощутить – пытаюсь ощутить).

Г)
-Ребята, скоро будут каникулы, планирую пойти в театр, а не знаю, какой наряд
ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как
правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие
нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Глагол
надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе предлог на (или его
можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным
существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово
одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным
одушевленным существительным.

Одеть
   КОГО-ТО

Надеть
  ЧТО-ТО

Физкультминутка

Давайте
встанем, потянемся хорошенько. Молодцы! А теперь давайте выполним такое
задание- если я правильно говорю-хлопните, если неправильно-топните!

1)
Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2)
Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти
улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3)
Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

4)
— Я надела платье

Хорошо!
Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И
сможете правильно составить предложение.

8. Самостоятельная работа

А) ЗАДАНИЯ (устно)

1. Почему учитель из кинофильма «Доживем до понедельника»
возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту», а
они все ложат и ложат»?

2.Кто сказал правильно?

Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».

Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».

3. Из кинофильма Гайдая
«Иван Васильевич меняет профессию»:

Милославский:
— Положь трубку!
Бунша:
— Не положу!
Милославский:
— Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет.

Ребята, как правильно нужно было сказать?

Б)
Игра «Корректор» (работа в парах).

Если
вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того
захотит говорящий. Куда это все они бежат?  Я бежу себе помочь. Вы хочете,
чтобы я вам по мог? Мы хочем сжечь старые листья. Я хотел закричать, но язык
мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль
поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение
играет большое значение в нашей жизни.

В) 
Работа в группах
— исправить ощибки в данных
предложениях (карточки для каждой группы распечатаны).


п п

Исходное
предложение

Исправление
ошибки

1.

Пастух
увидел наш костер, заночевавший в горах.

2.

Часто
можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.

3.

Человек,
закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.

4.

Выполнив
работу качественно, мне достойно заплатили.

5.

Зрители
пришли поздравить, кто был их любимым артистом многие годы.

6.

Ученику
пришлось разъяснить о правильности написания слова.

7.

Рядом
стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

8.

Мне
слышались шорох и звук голосов.

9.

Мы
покинем стены родной школы в двух тысяча двадцать вторых году.

10.

На
конференции экологов произошел обмен мнений по вопросу защиты редких
животных.

11.

Большинство
товарищей мне сочувствовали.

12.

В
комнату вошли мать с маленьким сыном на руках.

13.

Знаменитый
актер был удостоен орденом «За заслуги перед Отечеством».

14.

Около
полторы недели нам понадобится для выполнения поставленной задачи.

15.

Мы
видим лес, хмурое небо в лохматых тучах. Меж которыми лишь кое-где видна
бледная просинь.

16.

Нам
необходимо было сосредоточить внимание на то, что вызывало наибольшие
трудности.

17.

На
протяжении столетий крестьянство России боролись против помещиков.

18.

В
кинотеатр я поеду с двоими подругами.

19.

Благодаря
достижения науки лекарство от оспы было найдено.

20.

Беседу
о здоровом образе жизни волонтеры планируют провести со многими учащимся.

21.

Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя
учеником
Баздеева.

Проверка результатов работы «по цепочке», аргументация
ответов, исправление ошибок.

9.
Обобщение.

Слово учителя: Владение
нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего.
Обобщая и систематизируя изученный материал, мы сегодня  уделили внимание
нормам грамматики.
Правильность речи- ее соответствие
нормам литературного языка. Речь правильна, если не нарушает языковые нормы.

10.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
.


Итак, ребята, мы сегодня совершили интересную прогулку, побывали в гостях у
волшебников – имени существительного и глагола. Впереди у вас  новые
путешествия и новые препятствия (пока только в виде домашнего задания…)

Дифференцированное
задание.

11.
Рефлексия. Итоги. Оценивание.

С
какими нормами вы познакомились на уроке?

Как
это знание вам пригодится в жизни?

Давайте
вспомним, какие цели мы сегодня ставили на урок? Мы их достигли?

Продолжите
предложения…

1.                
сегодня я узнал…

2.                
было интересно…

3.                
было трудно…

4.                
я выполнял задания…

5.                
я понял, что…

6.                
теперь я могу…

7.                
я почувствовал, что…

8.                
я приобрел…

9.                
я научился…

10.           
у меня получилось …

11.           
я смог…

12.           
я попробую…

13.           
меня удивило…

14.           
урок дал мне для жизни…

15.           
мне захотелось…

12.
Оценивание.

  1. Актуализация изученного материала.

  1. Выделение ключевых слов по теме «Сложноподчиненное предложение». Монологическое высказывание по опорным словам (работа в паре)

  2. Практическое упражнение (разноуровневое) конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях

1 уровень. Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.

  1. Николай и не заметил,

  2. Скучен день до вечера,

  3. Чтобы получить хорошую профессию,

  4. Которая бывает в начале сентября,

  5. Воздух пропитан ароматом трав,

  1. надо прилежно учиться.

  2. установилась теплая, солнечная погода.

  3. тихо шелестящих под ветром.

  4. что стало светать.

  5.  коли (если) делать нечего.

2 уровень. Составьте сложноподчиненные предложения по данному нача­лу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рас­сказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Мы живем в городе Усть-Каменогорске, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, … .

  1. Тренировочные предложения.

  1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.

  1. Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые кры­лья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что дума­ла Травка глядя на маленького человека в елани можно легко дога­даться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Поле­вой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего силь­ней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).

  1. Актуализация изученного материала.

  1. Выделение ключевых слов по теме «Сложноподчиненное предложение». Монологическое высказывание по опорным словам (работа в паре)

  2. Практическое упражнение (разноуровневое) конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях

1 уровень. Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.

  1. Николай и не заметил,

  2. Скучен день до вечера,

  3. Чтобы получить хорошую профессию,

  4. Которая бывает в начале сентября,

  5. Воздух пропитан ароматом трав,

  1. надо прилежно учиться.

  2. установилась теплая, солнечная погода.

  3. тихо шелестящих под ветром.

  4. что стало светать.

  5.  коли (если) делать нечего.

2 уровень. Составьте сложноподчиненные предложения по данному нача­лу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рас­сказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Мы живем в городе Усть-Каменогорске, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, … .

  1. Тренировочные предложения.

  1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.

  1. Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые кры­лья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что дума­ла Травка глядя на маленького человека в елани можно легко дога­даться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Поле­вой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего силь­ней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).

  1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчи­нённые предложения с указательными словами. Объясните, почему в одних предложениях слова так, такой, тогда и другие являются указательными, а в других случаях не являются.

1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Ку­прин). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и ост..новилась (К. Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не)давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвиж-н..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободри­лись (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заст..вляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..ву­ешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).

  1. Творческая работа: усовершенствование написанного

Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Ис­правленные предложения запишите.

1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.

2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.

3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча.

4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса.

5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия «Микрофон»

Аргументированные ответы на один из вопросов:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

  3. В чем вы видите собственное приращение?

  4. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

  5. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

  1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчи­нённые предложения с указательными словами. Объясните, почему в одних предложениях слова так, такой, тогда и другие являются указательными, а в других случаях не являются.

1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Ку­прин). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и ост..новилась (К. Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не)давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвиж-н..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободри­лись (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заст..вляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..ву­ешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).

  1. Творческая работа: усовершенствование написанного

Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Ис­правленные предложения запишите.

1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.

2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.

3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча.

4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса.

5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия «Микрофон»

Аргументированные ответы на один из вопросов:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

  3. В чем вы видите собственное приращение?

  4. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

  5. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

Всего ответов: 2

Ответ:

В кинотеатр я поеду с двумя подругами. благодаря достижениям науки лекарство было найдено. нам необходимо было сосредоточить внимание на то,что вызывало наибольшие трудности.

Объяснение:









daryaaa11_zn


Ответ:

нам необходимо было сосредоточить внимание на ТОМ, что вызывало наибольшие трудности

в кинотеатр я поеду с ДВУМЯ подругами

благодаря достижению науки,лекарство от оспы было найдено









dasenkapetrova6_zn


  • Благодаря дождю наша прогулка не состоялась ошибка
  • Благодаря двигателя снегоходы преодолевают любую снежную целину найдите грамматическую ошибку
  • Благодаря всеобщих усилий мы были спасены грамматические ошибки
  • Благодаря войне какая ошибка
  • Благодаря вниманию общества к этой проблеме на сегодняшний день она самая актуальная ошибка