Благодаря несчастью ошибка лексическая

Благодаря катастрофе лексическая ошибка

Лексические нормы русского языка

Лексические нормы русского языка

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляется в его как письменной, так и устной форме.

Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, средства массовой информации, общепринятое современное употребление.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.

Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из своих функций – культурную.

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления

в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях.

Соблюдение лексических норм достигаются в результате:

1) понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным

2) знания лексической сочетаемости слов;

3) учёта многозначности либо омонимии слов;

4) учёта расслоения лексики на:

– общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

– активно употребляемую и пассивный словарный запас;

– нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке. При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.

Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм

Примеры

Правильный

1. 1. Употребление

слова в несвойственном ему значении

лексической сочетаемости слова

4. 4. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности

выбор одного из синонимов

6. 6. Употребление лишнего слова

необходимого слова, приводящий к искажению мысли

8. 8. Неуместное повторение од– них и тех же либо однокоренных слов

11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании

Вс Всю четвёртую декаду апреля было холодно.

У У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

В В ёлочном

лесу зелёнки обычно

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности.

Ад Адвокат добивался,

чтобы его подзащитного обели-

ли.

Моя бабушка любит народный

В читальный зал в одежде не входить!

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.

Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю.

Пётр Первый снял пиджак,

засучил рукава и принялся за работу.

сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Вс Всю последнюю декаду апреля было холодно.

У У Ирины каштановые волосы и зелёные

В еловом лесу зелёнки обычно не растут.

На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности.

Ад Адвокат добивался,

чтобы его подзащитного

оправдали.

(фольклор – «народное творчество»)

В читальный зал в верх-ней одежде не входить!

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче…

Своевременная и качественная прополка свёклы

способствует хорошему урожаю.

Слово пиджак появилось в руском языке только в 19в.

Профессор сказал, что

предположение ассистента оказалось правильным.

Упражнения

1. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоптур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

2. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.

Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины:

быстро выздоровел благодаря правильному лечению.

1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.

2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.

3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.

4. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

5. Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.

3. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:

— предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввиду предстоящего отпуска;

— предлог вследствие употребляется при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов.

1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радио-слушателей повторяем переда– чу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.

2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водо– провода просим вас запастись водой заблаговременно.

3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.

4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

5. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.

1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.

2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.

3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.

4. В документах допускаются различные ошибки.

5. Мы внимательно прослушали рекомендации врача.

6. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

7. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное слово синонимами.

1. Вот мы и дома, – сказал Николай Петрович. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, – сказал, потягиваясь, Базаров.

2. -Нигилист, – сказал Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. . . ничего не признает?

— Скажи: который ничего не уважает, – сказал Павел Петрович.

— Который ко всему относится с критической точки зрения, – сказал Аркадий.

8. Подчеркните предложения, в которых наблюдается речевая избыточность.

1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2. Заверни детали в промасленную маслом бумагу. – Заверни детали в промасленную бумагу.

3. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4. Сергей настоящий меломан пения и музыки. – Сергей настоящий меломан.

5. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

9. Подчеркните неуместно употреблённые однокоренные слова, замените их синонимами.

1. Писатель писал роман в послевоенные годы.

2. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.

3. Герои-подпольщики вели себя героически.

4. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.

5. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков.

10. Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г. ) в соответствии с нормами русского литературного языка (в высказываниях сохранена

«авторская» орфография и пунктуация).

1. Нужна стиралка LG WD-80157N (голубая).

2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.

3. Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.

4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.

5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.

6. Все на Комсомольское озеро.

Чуваки! Берете своих герлов и на это самое озеро. Я гулял со своей – теперь это мое самое любимое место для прогулок.

7. Помагите пожалуста. Где можно скочять проги для хакеров?

11. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.

1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.

2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.

3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.

4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.

5. Владимир Мономах был мудрым правителем, слав¬ным воином и патриотом земли русской.

12. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.

1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают её.

2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.

3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.

13. Пользуясь таблицей, определите тип речевой ошибки (поставьте соответствующий номер).

Примеры с речевыми ошибками № ошибки
1. С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.

2. Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представ– лен самому себе.

3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Вы– бор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции.

4. 4. На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда.

5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет.

6. 6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.

7. 7. Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.

8. Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

К Л Ю Ч И

1. 1. Этот фильм – настоящий бестселлер (бестселлер – пользующаяся повышенным

спросом книга, издаваемая большими тиражами)

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. (Стагнация – застой в производстве, торговле)

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. (Эмигрант – переселенец из своей страны в какую-либо другую. Иммигрант – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. )

2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.

3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.

4. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

1. Вследствие многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.

2. Уважаемые жильцы! Ввиду предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно.

3. Вследствие отсутствия состава преступления дело было закрыто.

4. Вследствие употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

1. Опереться спиной, заклятый враг, вороной конь, стоимость высокая, цена низкая, играть роль, производить впечатление, отъявленный лодырь, обречён на провал, неминуемый провал, началась война.

2. Утолить жажду (утолить голод), плеяда талантливых учёных, стая ворон (стая волков), глубокая старость (глубокая ночь), ранний вечер (раннее утро), оказать помощь (оказать содействие), одержать победу.

1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.

2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.

3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.

4. В документах допускаются различные ошибки.

1. Продлить абонемент, архитекторский коллектив, будничная одежда, ветреный человек, впечатляющее зрелище, гарантированная зарплата, глиняная ваза, осиное гнездо.

2. Голосовые связки, гречишное поле, двухгодовалый жеребёнок, древесная кора, коренное население, лобовая атака, луковый привкус, луковичная форма куполов, национальный костюм, снискать уважение.

— Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

— Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров.

— Нигилист, – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. . . ничего не признает?

— Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович.

— Который ко всему относится с критической точки зрения, – заметил Аркадий.

Синонимичный ряд к слову сказать:

1) выразиться; изъясниться (уст. );

2) произнести, проговорить, выговорить; вымолвить (разг. ); молвить, промолвить (уст. ); изречь, провещать (уст. , теперь шутл. и ирон. ) / вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг. ) / перебивая чужую речь: вставить; ввернуть (разг. ) / обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг. ) /

что-л. неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бух¬нуть (разг. ); отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост. ).

1. Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2. Заверни детали в промасленную бумагу.

3. От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4. Сергей настоящий меломан.

5. Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

1. Писатель писал роман в послевоенные годы. (создавал)

3. Герои-подпольщики вели себя героически. (мужественно)

4. Илюша говорил, что случился это случай на Варнавицах. (произошёл)

5. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков. (показаны)

1. Нужна стиральная машина LG WD-80157N (голубая).

2. Если есть вопросы, отправь мне личное сообщение или задай их в этой теме.

3. Требуется поставщик мобильных телефонов. Опт. Предложения с прайс-листами направлять на электронный адрес ********.

4. И как это объявление писать, никак не пойму. Кому будет не лень, напишите, пожалуйста, я буду благодарен.

5. Уже год продаются ноутбуки со встроенным GSM/ EDGE.

6. Все на Комсомольское озеро. Ребята! Берёте своих девушек – и на озеро! Я гулял со своей – теперь это моё самое любимое место для прогулок с девушками ф.

7. Помогите, пожалуйста. Где можно скачать программы для хакеров?

1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.

2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.

3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.

4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.

1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают это учебное заведение.

2. Я попросил одноклассника забрать мою куртку из гардероба. – Я попросил одноклассника забрать его куртку из гардероба.

3. Ира сказала Оле, что свою тетрадь оставила дома. – Ира сказала Оле, что её тетрадь оставила дома.

Примеры с речевыми ошибками № ошибки
1. С вами будут беседовать учёные, которые актив
но влияют на положительные позитивные изменения в мире
2. Мать постоянно была на работе, и большую
часть времени мальчик был представлен самому
3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра»,
«Искушение» посвящена послевоенной судьбе
русской интеллигенции.
4. На обложке книги – цитата из вышеназванного
языковеда.
5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему ис-
полнилось тридцать лет.
6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы
7. Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.
8. Составив предложение, ученики определяют,
что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова

Л. В. Морозова, МБОУ СОШ 28, п. Богородское Сергиево-Посадского района, Московская область

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК — бесплатно без регистрации

Типичные ошибки в словоупотреблении (памятка)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Как здорово, что Вы предложили нашему вниманию эту таблицу) Мне думается, что ознакомиться с её содержанием будет полезно всем) СПАСИБО.

Всегда пожалуйста, мне такие таблицы временами попадаются)

Мой любимый пример:

«Благодаря буре наш корабль затонул»

«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа» Антон Чехов

Спасибо, интересные примеры, но скорее для изучающих русский, а не для носителей языка.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Не знаю, думаю, интересно это не только иностранцам)

Ваши стихи? Звучные)

Моя хроническая ошибка — это написание предлога «Несмотря» раздельно с «не», как деепричастие)

У многих) Я со школы помню: «несмотря на» и «невзирая на» слитно, так как исключения.

Полезно, но 8, 10, 12 — неоправданно. Чем плохо слово специфический? 10 — почему нет? 12 — нелогично в обычной ситуации, но если героя сжигают на костре или пытают калёным железом, потерять сознание не так уж и плохо)

Ну, правила, как правило, рассчитаны на обычные ситуации)

Спасибо, посмеялась от души! Хотя, возможно, так же ошибаюсь))) Сохранила картинку)))

Да не за что, обращайтесь!))

Не морочьте людям головы. Многое зависит от стиля изложения и от особенностей персонажа, если текст используется в качестве прямой речи. Когда персонаж с двумя классами образования изъясняется как профессиональный филолог, это выглядит гораздо хуже

По таблице есть возражения: п.6 правильнее и проще было бы «Для обучения студентов в вузе необходимы. «. Поскольку работают в нем не только преподаватели. С другой стороны, вообще где-нибудь преподаватели низкого класса — нужны? п.8 вообще не согласна. Слова «специфический» и «особый» довольно существенно различаются по смыслу. И если уж говорить о прилагательных, то автору явно виднее, какой оттенок смысла он имел в виду. Другой вопрос, что значение слова должно быть правильным.

Хлебинская Г.Ф. Заслуженный учитель РФ (рус.язык и литература) со стажем 50 лет, канд.пед. наук — ещё не мастер слова. Учитель. Методист. Для школьников. Не в вузе, не для филологов, не для журналистов. Не писатель худ.лит.

Просто допускать школьные ошибки в произведениях — нехорошо. Но когда авторам об этом пишут, некоторые весьма резво (и резко) огрызаются.

Презентация по русскому языку «Речевые нормы и речевые ошибки»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевые нормы и речевые ошибки Теория и практика подготовки к ЦТ

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 1. Употребление слова в несвойственном ему значении Всю четвертую декаду апреля было холодно. Всю последнюю декаду апреля было холодно. (Слово декада имеет значение ‘десять дней’.)

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 2. Нарушение лексической сочетаемости слов У Ирины карие волосы и зеленые глаза. У Ирины каштановые волосы и зеленые глаза. (Прилагательное карий имеет значение ‘темно-коричневый’, но сочетается только со словом глаза.)

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 3.Употреб-лениелишнего слова (речеваяизбыточ-ность) Моя бабушка любит народный фольклор. В своем стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А. С. Пушкина. Моя бабушка любит фольклор. (Существительное фольклор имеет значение ‘народное творчество’.) В стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А. С. Пушкина.

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правиль-ныйвариант 4. Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли или подмене понятий (речевая недостаточность) В читальный зал в одежде не входить! В читальный зал в верхней одежде не входить!

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 5. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленно-сти На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности. На олимпиаде по русскому языку я потеря! баллы из-за невнимательности. (Очки — баллы или оптический прибор?)

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 6. Двусмыслен-ностьвысказывания при неудачномиспользова-нииместоимений Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. (Чье предположение: профессора или ассистента?)

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 7. Смешение паронимов В ёлочном лесу зелёнки обычно не растут. В еловом лесу зелёнки обычно не растут. (Ёлочный — относящийся к ёлке, украшенной к празднику: ёлочные игрушки. Еловый — 1) относящийся к ели, состоящий из елей: еловая ветка, еловый лес; 2) сделанный из ели: еловый стол.)

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 8. Неудачный выбор одного из синонимов Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного оправдали. (Слово обелить имеет разговорную окраску.)

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 9. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» рассказывается обИоныче. В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идет речь) о враче.

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 10. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. Расчет за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах. Своевременная и качественная прополка свёклы способствует хорошему урожаю. Расчет за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.

Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 11. Смешение лексики разныхисторичес-ких эпох ПетрIснял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. Слово пиджак появилось в русском языке только вXIXвеке

1. Отметьте слова, лексическое значение которых определено верно. 1. Геральдика — составление, истолкование и изучение гербов. 2. Гипертония — понижение кровяного давления. 3. Индукция — логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу. 4. Фауна — животный мир. 5. Флора — растительный мир. 6. Экстенсивный — связанный с количественным (а не качественным) изменением, увеличением, развитием. 7. Эпиляция — обжалование какого-либо решения, постановления.

2. Найдите слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение данных слов. 1. Этот фильм — настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не бегаю по магазинам и рынкам, чтобы купить разные вещи и продукты, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант — это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

3. Отметьте предложения, в которых предлог «благодаря» употреблен в соответствии с его значением. Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом «благодарить» и употребляется при указании на «положительные» причины. 1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых. 2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо. 3. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая. 4. Благодаря легкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир». 5. Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.

4. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что: предлог «ввиду» употребляется при указании на то, что еще будет; предлог «вследствие» употребляется при указании на уже произошедшее. 1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе. 2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно. 3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто. 4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

5. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов). (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), оказать (помощь, внимание, содействие), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), одержать (победу, поражение, успех, удачу), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, утолить (жажду, голод, печаль, страх), отъявленный (лодырь, умница), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), обречен (на успех, на провал), (наступила, началась) война, стая (ворон, зайцев, волков), неминуемый (успех, провал), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день).

6. Докажите, что в каждом из данных предложений есть речевая ошибка. Определите вид ошибки: а) употребление слова в несвойственном ему значении; б) нарушение лексической сочетаемости слов. 1. Будьте внимательны, впуская в квартиру незнакомых людей; этим вы избежите участия быть потерпевшим от мошенничества. 2. В прошлом году мы оборудовали пляж скамейками, навесами и другими мероприятиями. 3. Большую часть нашего экспорта мы продаем в другие страны. 4. Вся страна праздновала эту знаменательную цифру. 5. Лосиха сидела на солнышке.

6. Докажите, что в каждом из данных предложений есть речевая ошибка. Определите вид ошибки: а) употребление слова в несвойственном ему значении; б) нарушение лексической сочетаемости слов. 6. Андреевич выглянул из-за леса. 7. Зверь замер, растопырив взгляд. 8. Мне в голову пришла такая интуиция. 9. При этом он слегка выздоровел. 10. Каждая книга — это пласт людей, которые украшают землю, страдают, любят, радуются.

7. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова. 1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесет. 2. Анализы крови у детей из Брагина и Минска были отличные. 3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трех учеников. 4. В документах допускаются различные ошибки. 5. Мы внимательно прослушали рекомендации врача.

8. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье), (голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

9. Найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1. Как человек, дельфины не могли жить без воздуха и поднимались, чтобы вздохнуть воздух. 2. Паркет. Высотный потолок. 3. Весьма гневливый и задиристый в отношении старухи тон как-то сразу и пропал. 4. И в то же время горделивый своим происхождением человек имел все привычки мужика. 5. Боль была очень сильной, временами нетерпимой. 6. И тогда в лесистых чащобах рождаются полчища кровожадного гнуса.

10. Замените неуместно употребленные однокоренные слова синонимами. 1. Писатель писал роман в послевоенные годы. 2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце. 3. Герои-подпольщики вели себя героически. 4. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах. 5. В поэме «Мертвые души» изображены образы помещиков.

11. Отметьте предложения, в которых допущено смешение лексики разных исторических эпох. Найдите неуместно употребленные слова, замените их необходимыми. 1. В X веке к июню каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр. 2. В начале XII века с половцами был заключен выгодный для России мир. 3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви. 4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них. 5. Владимир Мономах был мудрым правителем, славным воином и патриотом земли русской.

12. Пользуясь приведенной таблицей «Речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм», определите вид речевой ошибки (поставьте соответствующий номер) 1. С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2. Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе. 3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4. На последней стороне обложки — цитата из вышеназванного языковеда. 5. Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6. Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7. Магазин «Богатырь » я обошел быстро.

13. Найдите речевые ошибки и охарактеризуйте их. 1. Эти команды и вышли в окончательный финал. 2. На территории Замчища были обнаружены останки древнего храма. 3. Наведывались в эту деревню этнографы, изучали местный быт, записывали народный фольклор. 4. С правой стороны дороги — лесистая Налибокская пуща. 5. Услышав звонок в дверь, Ирина стала быстро надеваться. 6. Наша задача — завершить внедрение стандартов в этом текущем году. 7. Мы предприняли областную комплексную программу «Кадры: 2005— 2007 годы». 8. Кирилл вышел во двор, набрал поленницу дров и принес к печке. 9. Экскурсовод сказал что-то водителю по-латвийски.

Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм ескими пятнами — одним словом, кровь с молоком. Вид ошибки Примеры Правильный вариант 1. Употребление фразеологизмов в несвойственном им значении Его лицо было бледное, с красными аллергическими пятнами — одним словом, кровь с молоком. Фразеологизм кровь с молоком имеет значения: 1) здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица (о человеке); 2) свежее, румяное (о лице)

Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 2. Нарушение лексического состава фразеологизма Иванов и Петров — одного поля птицы. 2. Ты такой мечтатель, постоянно витаешь в высоких облаках. Иванов и Петров — одного поля ягоды. 2. Ты такой мечтатель, постоянно витаешь в облаках.

Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 3. Смешение фразеологизмов (чащесинонимич-ных) Нечего всех стричь на один аршин. Нечего всех стричь под одну гребенку. 2. Нечего всех на один аршин мерить. (Синонимичные фразеологизмы: мерить на один аршин, т.е. подходить ко всем одинаково, без различий; стричь под одну гребенку, т.е. уравнивать всех в каком-либо отношении, не учитывать различий между кем-либо.)

Речевые ошибки, обусловленные нарушением фразеологических норм Вид ошибки Примеры Правильный вариант 4. Нарушениеграмматичес-кой устойчивости фразеологизма Дед держал внука в ежовой рукавице. Дед держал внука в ежовых рукавицах.

1. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями: А. Балалайка бесструнная 1. О том, кто причастен к чему-либо неблаговидному, предосудительному Б. Рыльце в пушку 2. Что-то неясное, непонятное, незнакомое В. Китайская грамота 3. Очень болтливый, неделовой человек Г. Развесистая клюква 4. Что-либо до нелепости неправдоподобное Д. От альфы до омеги 5. От начала до конца

2. Отметьте, какие из данных фразеологизмов-синонимов вам известны. Какое общее значение имеют эти фразеологизмы? Не оставить камня на камне, разнести в щепки, стереть в порошок, развеять в прах, стереть с лица земли, разорвать в клочья, вырвать с корнем, выжечь каленым железом, предать огню и мечу, свести на нет, оставить рожки да ножки.

3. Отметьте фразеологизмы, значение которых определено верно. 1. Гусь лапчатый — бесхитростный, тихий, скромный человек. 2. Куда кривая вывезет — как получится, как выйдет. 3. Прийти к шапочному разбору — прийти к открытию магазина, рынка. 4. Дать от ворот поворот — указать дорогу неправильно. 5. Сума переметная — человеку легко меняющий свои убеждения, быстро переходящий на сторону противника.

4. Отметьте предложения, в которых фразеологизмы употреблены в соответствии с их значением. 1. Не посыпай себе голову пеплом: может, всё еще будет хорошо. 2. Петренко — дальний наш родственник, седьмая вода на киселе. 3. Зачем лезть в бутылку? Причин для возмущения никаких нет. 4. Малыш искренне обиделся, и из его глаз тут же покатились огромные, с горох, крокодиловы слезы. 5. Тут нельзя валить через пень колоду, надо всё делать быстро и качественно.

5. Отметьте конструкции, в которых не нарушен лексический состав фразеологизмов. 1. Подлить жиру в огонь. 2. Пройти сквозь огонь, воду и железные трубы. 3. Буря в целом стакане воды. 4. Ни в медный грош не ставит. 5. Чужими руками жар загребать.

6. Отметьте предложения, в которых нарушен лексический состав фразеологизмов. Исправьте речевые ошибки. 1. Почему ты без настроения, какая мошка тебя укусила? 2. Петю жена здорово под сапогом держит! 3. Эй, рвем подметки: сторож идет! 4. Факты надо не высасывать из чужого пальца, а кропотливо собирать. 5. Эх ты, грибник: в пяти соснах заблудился!

7. Отметьте сочетания, в которых произошло смешение синонимичных фразеологизмов. Запишите эти фразеологизмы, устно объясните их значение. 1. Подрубить под крылья. 2. Не стоит выеденного гроша. 3. Носиться как курица с писаной торбой. 4. Одним тестом мазаны. 5. Травленый воробей.

8. Исправьте ошибки, вызванные нарушением грамматической устойчивости фразеологизмов. 1. Вставлять палку в колесо — 2. Колосс на глиняной ноге — 3. С открывающимся забралом — 4. Заблудившаяся овца — 5. Труд Сизифа —

9. Отметьте предложения без речевых ошибок. 1. Наутро Арсений вскочил ни свет ни заря: часы показывали только половину пятого. 2. Иван ростом больше двух метров, настоящая коломенская верста. 3. Город достаточно большой, на кривой не объедешь. 4. Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды. 5. Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.

10. Отметьте предложения с речевыми ошибками. Исправьте ошибки. 1. Наши ребята не упадут носом в грязь. 2. Отлично сделано! Комар носа не подточит! 3. Прекращай курить фимиам, хватит этой лести. Лучше честно выскажи свое мнение. 4. У нашей хозяйки зимой льда не выпросишь. 5. Фрицев была чертовская дюжина, как раз тринадцать человек.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 746 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

  • Намесникова Наталья ВасильевнаНаписать 2354 26.01.2020

Номер материала: ДБ-955170

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.01.2020 17
    26.01.2020 28
    26.01.2020 7
    26.01.2020 17
    26.01.2020 6
    26.01.2020 23
    26.01.2020 19
    26.01.2020 30

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://author.today/post/137291

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-rechevye-normy-i-rechevye-oshibki-4098062.html

В Вашем примере «благодаря его уму и красноречию»

«благодаря» выступает в роли предлога причины. Можно проверить, заменив на «из-за» или «по причине», смысл фразы не теряется.

В следующих же примерах «благодаря несчастью», «благодаря тупости», «благодаря неурожаю» — наблюдается явная речевая/смысловая/стилистическая ошибка,

так как в значении слова «благодаря» заключен заведомо положительный смысл и оттенок происходящего или высказывания.

А несчастье, тупость или неурожай — события явно НЕ положительные ;).

Правильно будет сказать: по причине/по вине неурожая, из-за/по причине несчастья, из-за своей тупости.

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
  • Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…

  • Что и как писать на главной. Текст, который говорит
  • «Текст, написанный таким простым языком, выглядит непрезентабельно» — считают многие владельцы сайтов. Мы же считаем, что текст должен «разговаривать» с посетителями. Чтобы объяснить, что мы имеем…

  • 7 мифов о копирайтерах
  • Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…

  • Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
  • У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…

  • Как составить ТЗ копирайтеру? 7 ключевых пунктов
  • Текстовый контент на сайте – одна из важных составляющих успешного продвижения. Конечно, желательно писать тексты самостоятельно, но у одних нет времени, у других – желания,…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Тематический практикум ОГЭ 2023

NEW -50%

Проверка сочинения и изложения ОГЭ

2023

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

-30%

ТОП орфографических ошибок в сочинении ЕГЭ

-20%

ТОП пунктуационных ошибок в сочинении ЕГЭ

-20%

ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ

-50%

Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению

-50%

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»

-50%

300+ аргументов к итоговому

-50%

Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение

Интерактивный чек-лист

-50%

Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест

Интерактивный чек-лист

-50%

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

-50%

Исключения и трудности ЕГЭ

-50%

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

300+ заданий 6 ЕГЭ

-50%

ОГЭ-навигатор 2023

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023

СКИДКА

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

-50%

Проверка сочинения ЕГЭ

-50

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

Лексические нормы языка – это нормы словоупотребления. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Игнорирование хотя бы одного из этих критериев может привести к нарушению точности речи.

ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

  1. Смешение слов, близких по значению: крайний и последний, любить и уважать, спать и отдыхать.
  2. Смешение слов, близких по звучанию: индейка – индианка.
  3. Смешение слов, близких по значению и по звучанию (паронимов):командировочный – командированный.
  4. Словосочинительство (словотворчество) – замена «законной» морфемы синонимичной «незаконной»:  благородность(благородство), волнительный(волнующий).
  5. Нарушение правил семантического (смыслового) согласования слов: Я поднимаю тост (поднимать – «перемещать куда-либо наверх», тост – «застольное пожелание чего-либо, здравица»).
  6. Плеоназмы (от греческого pleonasmos – переизбыток) – словосочетания, в которых значение одного компонента (слова) полностью входит в значение другого (смысловое дублирование): март месяц, лично я (ты, он).
  7. Тавтология (от греческих tauto– то же самое и logos – слово) – крайняя форма избыточности, дублирование и на уровне содержания, и на уровне формы: проливной ливень, гостеприимно приняли. Тавтологию не следует смешивать с повторами. Тавтология – это словосочетание, состоящее из двух однокоренных слов (заданное задание), а повторы – это многократное использование на небольшом отрезке речи одного и того же слова, словоформы, фразеологизма: Я записал задание. Придя домой, я стал выполнять задание.
  8. Неустраненная (неснятая) многозначность, порождающая двоякое осмысление высказывания: Ты ужеотходишь? (выздоравливаешь или умираешь?).
  9. Лексические анахронизмы – слова, не соответствующие изображаемой (описываемой) эпохе: Анна Павловна Шерер часто устраивала в своем доме дискотеки;

К лексическим ошибкам следует отнести и употребление в речи слов-сорняков (паразитов), поскольку они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. семантически опустошенных слов, засоряющих речь и затрудняющих ее понимание: как бы, ну, это, это самое, так сказать, как говорится и др.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

  • Благодаря ней какая ошибка
  • Благодаря моих лучших качеств я смог добиться успеха ошибка
  • Благодаря маме я смогла хорошо подготовиться к экзамену грамматические ошибки
  • Благодаря ливням пшеница полегла ошибка
  • Благодаря лечения я быстро поправился грамматические ошибки