ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Типичные ошибки.
Неверное употребление рода сказуемого.
- Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.
Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.
1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)
2-ая основа – кто приехал (верно).
Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)
Верно.
Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.
- Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.
Неверно.
Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)
Верно.
Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.
Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.
- Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.
Неверно.
Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.
Верно.
Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.
- Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.
Пояснение.
Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.
Верно.
Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.
- Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.
Неверно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.
Верно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.
- Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.
Неверно.
Много лет прошли после нашей встречи.
Верно.
Много лет прошло после нашей встречи.
Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.
1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах нет зависимых слов.
Неверно.
Большинство были согласны с выступающим.
Верно.
Большинство было согласно с выступающим.
- Если подлежащее- неодушевлённое существительное.
Неверно.
Несколько школ были не готовы к началу учебного года.
Верно.
Несколько школ было не готово к началу учебного года.
2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах есть зависимые слова.
Неверно.
Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.
Верно.
Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.
- Если подлежащее- одушевлённое существительное.
Неверно.
Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.
Верно.
Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Неверно.
Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.
Верно.
Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
- Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
- Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
- Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
- Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
- Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.
Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.
Грамматическая ошибка согласование подлежащего и сказуемого
7.3. Согласование сказуемого с подлежащим
Подлежащее — главный член предложения , который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики.
Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.
В таких случаях можно говорить о согласовании сказуемого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.
Грамматическая связь главных членов предложения рассматривается как координация . Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В неё могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.
При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда род/число подлежащего трудно определить. Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот раздел «Справки».
СОДЕРЖАНИЕ
7.3.1. В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения
Если в предложении ( и не обязательно в СПП !) в роли подлежащего используется местоимение, то нужно знать ряд правил, предписывающих, как правильно согласовать с ним сказуемое.
А) Если подлежащее выражено местоимениями КТО, ЧТО, НИКТО, НИЧТО, КОЕ-КТО, НЕКТО, КТО БЫ НИ, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Например: [Те, ( кто пренебрегает мнением других), рискуют остаться в одиночестве].
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЛИ), [все узнают].
ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знали].
Приведём исправленные варианты:
ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЁЛ, [все узнают].
ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знаЛ].
Б) Если подлежащее выражено местоимением во множественном числе ТЕ, ВСЕ, сказуемое ставится в форме множественного числа. Если подлежащее выражено местоимениями в единственном числе ТОТ, ТА, ТО, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: [ ТЕ , ( кто закончил школу с отличием), имеЮт больше шансов поступить в ВУЗ на бесплатной основе].
Это предложение построено по такой модели:
[Те, (кто+ сказуемое), . сказуемое…]. И это — самая распространённая модель, в которой предлагается найти ошибку. Проанализируем строение сложного предложения: в главном предложении местоимение «те» — является подлежащим, мн. ч; «имеют»—сказуемым, мн.ч. Это соответствует правилу Б.
Теперь внимание на придаточное предложение: «кто»—подлежащее, «закончил»— сказуемое а единственном числе. Это соответствует правилу А.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должЕн самостоятельно зарегистрироваться на рейс].
ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не сможЕт забыть это необыкновенное явление].
ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЮт отпуск на лето), покупают билеты весной ].
Приведём исправленные варианты:
ПРИМЕР 1 [ Все , (кто приобрёл билеты в кассах), должНЫ самостоятельно зарегистрироваться на рейс].
ПРИМЕР 2. [ Те , (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не смоГУТ забыть это необыкновенное явление].
В примерах 1 и 2 ошибку легко увидеть: достаточно выбросить придаточное предложение. В следующем примере ошибка часто остаётся незамеченной.
ПРИМЕР 3. [Те, ( кто планируЕТ отпуск на лето), покупают билеты весной ].
В) Если подлежащее выражено словосочетанием ОДИН ИЗ. КАЖДЫЙ ИЗ…, НИКТО ИЗ.. то сказуемое ставится в форме единственного числа. Если подлежащее выражено словосочетанием МНОГИЕ ИЗ…, НЕКОТОРЫЕ ИЗ…, ВСЕ ИЗ.. то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: [Никто из тех, (кто занял призовое место), не захотеЛ ехать на республиканский конкурс].
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражаЛся величине старинных усадебных деревьев].
ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думалИ о путях выхода из неё].
ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалИ его преимущества перед другими проектами].
Приведём исправленные варианты:
ПРИМЕР 4 [ Многие из тех , (кто бывал в парке Михайловского), поражалИсь величине старинных усадебных деревьев].
ПРИМЕР 5 [ Каждый из нас , (кто бывал в подобной ситуации), непременно думал о путях выхода из неё].
ПРИМЕР 6 [ Каждая из сторон , (которая представила свой проект), отстаивалА его преимущества перед другими проектами].
Г) Если в предложении имеется оборот КТО, КАК НЕ. сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода. Например: Кто , как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться?
Данный оборот можно рассматривать как уточняющий, см. другие примеры в пункте 7.3.3, часть Б.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должнЫ беспокоиться о чистоте своих городов?
ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподал тебе образец выносливости и жизнелюбия?
Приведём исправленные варианты:
ПРИМЕР 7 Кто , как не мы, должЕн беспокоиться о чистоте своих городов?
ПРИМЕР 8 Кто , как не мама, преподаЛ тебе образец выносливости и жизнелюбия?
7.3.2 Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества
При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе.
А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое: ЛИСТВА, ДУБНЯК, ОСИННИК, ДЕТВОРА, СТУДЕНЧЕСТВО, УЧИТЕЛЬСТВО, ПРОФЕССУРА, КРЕСТЬЯНСТВО.Они имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными и со словами, обозначающими единицы меры, но могут сочетаться со словами много/мало или сколько: МАЛО РОДНИ, НЕМНОГО ЛИСТВЫ, МНОГО МОШКАРЫ.
Близким к ним по значению собирательности можно отнести и слова НАРОД, СТАЯ, ВОЙСКО, ГРУППА, ТОЛПА; ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, СОТНЯ; ТРОЙКА, ПАРА; ТЬМА, БЕЗДНА, УЙМА И ДРУГИЕ
Подлежащее, выраженное собирательным существительным, требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:
Например: Детвора резвилАсь во дворе дома; молодёжь часто проявляЕт инициативу.
Подлежащее, выраженное существительным типа ГРУППА, ТОЛПА также требует постановки сказуемого только в форму единственного числа :
Например: Группа участников фестиваля поделилАсь своими впечатлениями; тройка лошадей пронеслась под окнами
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращались с жалобами в вышестоящие организации.
ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебетали на лужайке.
ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделИ на лавочке.
Приведём исправленные варианты:
ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращалОсь с жалобами в вышестоящие организации.
ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебеталА на лужайке.
ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделА на лавочке.
Б) В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением
Существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Например: На этом-то пруде. выводилось и держалось бесчисленное множество уток ; Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. Какой же из форм отдать предпочтение?
Подлежащее, имеющее в своём составе собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ требует постановки сказуемого только в форму единственного числа, если :
а) от собирательного существительного нет зависимых слов
Часть ушлА в отпуск, а часть осталАсь; множество разбежалОсь, меньшинство осталОсь
б) у собирательного существительного есть зависимое слово единственного числа
Большинство коллектива проголосовалО за проведение репетиции.Часть класса всталА на сторону девушки. Большинство группы вернулОсь в занятиям.
При подлежащем, имеющем в своём составе слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и множественного, если при существительном есть зависимое слово во множественном числе:
Большинство студентов сдалИ зачёт; ряд участников продемонстрировалИ отличные знания.
Часть книг была закупленА для библиотеки; ряд объектов сдаН раньше срока
Множественное число сказуемого в подобных конструкциях обычно указывает на активность действующих лиц.
Рассмотрим случаи, при которых использование множественного число сказуемого разрешено и допустимо.
Сказуемое ставят
в единственном числе, если
во множественном числе, если
Активность одушевлённых лиц не подчёркивается:
Большинство авторов согласилось с замечаниями.
Часть участников конференции не приняла участие в обсуждении
Активность подчёркивается. Подлежащее —одушевлённое.
Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. Большинство учеников хорошо отвечали на уроке.
Активность не подчёркивается, страдательное причастие говорит о том, что предмет сам не выполняет действие.
Ряд работников привлечён к ответственности.
Часть произведений была опубликована.
Активность подчёркивается при наличии причастного или деепричастного оборота.
Большинство авторов, заключивших договоры с издательством , представили рукописи.
Большинство авторов, заключив договор , работают над рукописями.
Активность не подчёркивается, подлежащее — неодушевлённое
Большинство предметов лежало в беспорядке
Ряд мастерских изготавливает детали для нашего цеха.
На активность также указывает ряд однородных членов:
Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.
Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Ряд однородных сказуемых.
Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано. Ошибкой в заданиях ЕГЭ будет необоснованная постановка сказуемого во множественное число.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
ПРИМЕР 4 Большинство заданий былИ выполненЫ недостаточно грамотно.
ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдУт в Ельце, Воронеже, Орле.
ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданЫ в серии «Детская библиотека»
ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвященЫ истории нашего города
Приведём исправленные варианты:
ПРИМЕР 4 Большинство заданий было выполнено недостаточно грамотно.Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.
ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдЁт в Ельце, Воронеже, Орле. Мероприятия не могут сами действовать, поэтому сказуемое нужно употребить во единственном числе.
ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора издано в серии «Детская библиотека». Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.
ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвящеН истории нашего города.Сказуемое — краткое причастие.
В) В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным
При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына. Л. Толстой предпочёл такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства — добра и зла.
Примечание : В заданиях ЕГЭ подобные случаи не встречаются, так как велика возможность неверной классификации типа ошибки — подобные случаи можно отнести к ошибке на употребление имени числительного. Поэтому ограничимся замечаниями общего характера и отметим наиболее грубые ошибки, допускаемые в письменных работах.
При подлежащем, имеющем в своём составе числительное или слово со значением количества, можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и единственного числа:
Прошло пять лет; десять выпускников выбрали наш институт
Употребление разных форм зависит от того значения, которое вносит сказуемое в предложение, активность и общность действия подчёркивается множ. числом .
Сказуемое ставят обычно в единственное число, если
• в подлежащем числительное, оканчивающееся на «один» :
Двадцать один студент нашего института входИт в сборную команду города по волейболу, но Двадцать два (три, четыре, пять. ) студента нашего института входЯт в сборную команду города по волейболу
• если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер :
ПроданО двадцать два костюма; В другой класс будет переведенО три или четыре ученика.
• сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве:
Три царства перед ней стоялО. В комнате былО два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилО на север
Ошибочно : Три царства стоялИ. В комнате былИ два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилИ на север
• единственное число, создающее представление о едином целом, употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени:
На покраску крыши потребуЕтся тридцать четыре килограмма олифы. До конца пути оставалОсь двадцать пять километров. ПрошлО сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилО. Пять месяцев истеклО с тех пор
Ошибочно : На покраску крыши потребуЮтся тридцать четыре килограмма олифы; До конца пути оставалИсь двадцать пять километров. ПрошлИ сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилИ. Пять месяцев истеклИ с тех пор.
• при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде, например: полчаса пройдЁт, полгода пролетелО, полгорода участвовалО в демонстрации.
Ошибочно : полкласса участвовалИ в конкурсе, пройдУт полчаса
7.3.3 Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга
Между подлежащим и сказуемым могут находиться второстепенные обособленные члены предложения, уточняющие члены, придаточные предложения. В этих случаях нужно чётко соблюдать общее правило: сказуемое и подлежащее должны быть согласованы.
Рассмотрим частные случаи.
А) Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»
Примечание для учителя: такой тип ошибки в СПП отмечает в своём пособии «Как получить 100 баллов ЕГЭ» (2015 год) И.П. Цыбулько, при этом в «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Розенталя такая ошибка называется смещением конструкции в сложном предложении.
Именная часть сказуемого в предложении, построенном по модели сущ+сущ., должна стоять в именительном падеже.
Например: [ Первое , (чему следует научиться), –это выделениЕ основы предложения].
Грамматическая основа главного предложения состоит из подлежащего первое и сказуемого выделение. Оба слова стоят в именительном падеже.
А вот так выглядит предложение с ошибкой : [ Первое , (чему следует научиться), –это выделениЮ основы предложения]. Под влиянием придаточного сказуемое получило родительный падеж, что и является ошибкой.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
ПРИМЕР 1 [Главное, (чему необходимо уделить внимание), — это идейной стороне произведения]
ПРИМЕР 2 [Последнее, (на чём следует остановиться), — это на композиции книги]
ПРИМЕР 3 [Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это к исполнению мечты]
Приведём исправленные варианты:
Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.
ПРИМЕР 1Главное, (чему необходимо уделить внимание),— это идейнАЯ сторонА произведения]
ПРИМЕР 2[Последнее, (на чём следует остановиться), — это к композициЯ книги]
ПРИМЕР 3[Самое важное , (к чему стоит стремиться), — это исполнениЕ мечты]
Б). Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены.
Для того, чтобы уточнить подлежащее, иногда употребляют уточняющие (поясняющие обороты), присоединительные члены предложения, обособленные дополнения. Так, в предложении Жюри конкурса, в том числе выбранные из зала представители косметической фирмы, не смогло определить победителя выделенный оборот является присоединительным ( в других пособиях он называется уточняющим).
Наличие в предложении любого члена, уточняющего значение подлежащего, не оказывает влияния на число сказуемого. Такие обороты прикрепляются словами: ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ТОМ ЧИСЛЕ, НАПРИМЕР; КРОМЕ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ и подобными. Например: Редакция журнала, в том числе и редакторы интернет-портала, выступаЕт за проведение реорганизации.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:
ПРИМЕР 4. Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалИсь за участие в конкурсе.
ПРИМЕР 5. Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалИ приезда дедушки.
ПРИМЕР 6. Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилИ за проведение расширенного родительского собрания.
Приведём исправленные варианты:
Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.
ПРИМЕР 4 Весь коллектив , включая танцоров и жонглёров, высказалСЯ за участие в конкурсе.
ПРИМЕР 5 Вся семья , а особенно младшие дети, с нетерпением ждалА приезда дедушки.
ПРИМЕР 6 Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилА за проведение расширенного родительского собрания.
7.3.4 Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно.
Для правильной связи подлежащего со сказуемым очень важно знать род имени существительного.
А) Определённые разряды или группы существительные имеют сложности в определении рода или числа.
Род и число несклоняемых существительных, аббревиатур, слов-условных наименований и ряда других слов определяются особыми правилами. Для правильного согласования таких слов со сказуемым нужно знать их морфологические признаки.
Незнание этих правил вызывают ошибки : Сочи стали столицей Олимпиады; какао остыЛ; шампунь закончилАсь; вуз объявило набор студентов, МИД сообщило
Нужно : Сочи стаЛ столицей Олимпиады; какао остылО; шампунь закончилСЯ, вуз объявил набор студентов, МИД сообщил
Имена существительные, род/число которых трудно определяется, рассматриваются в разделе «Морфологические нормы. Имя существительное». Изучив приведённый материал, вы сможете успешно выполнить не только задание 6, но и 7.
Рассмотрим предложения с ошибками
ПРИМЕР 1. Бандероль был отправлен в начале недели.
В предложении слово «бандероль» является подлежащим, женского рода. Сказуемое «был отправлен» стоит в мужском. Это ошибка. Исправляем: Бандероль былА отправленА в начале недели
ПРИМЕР 2. Тюль прекрасно гармонировала с цветом мягкой мебели.
В предложении слово «тюль» является подлежащим, мужского рода. Сказуемое «подошла» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: Тюль прекрасно гармонироваЛ с цветом мягкой мебели.
ПРИМЕР 3. ООН собралось на очередное заседание.
В предложении слово «ООН» является подлежащим, женского рода (организация). Сказуемое «собралось» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: ООН собралАсь на очередное заседание.
ПРИМЕР 4. МИД сообщило об участии в заседании
В предложении слово «МИД» является подлежащим, оно не изменяется. При расшифровке получаем «Министерство
иностранных дел». При этом вспоминаем, что данное слово относится к мужскому роду. Сказуемое «сообщило» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: МИД сообщиЛ об участии в заседании.
ПРИМЕР 5. «Московский комсомолец» напечатала рейтинг лучших вузов страны.
В предложении словосочетание «Московский комсомолец» является подлежащим, это условное русское наименование, слово мужского рода, как слово «комсомолец». Сказуемое «напечатала» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: «Московский комсомолец» напечатаЛ рейтинг лучших вузов страны.
ПРИМЕР 6. Тбилиси привлекают туристов .
В предложении слово «Тбилиси» является подлежащим, это неизменяемое условное наименование. Это слово мужского рода, как слово «город». Сказуемое «привлекают» стоит во множественном числе. Это ошибка. Исправляем: Тбилиси привлекаЕт туристов .
Б) Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии
При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь. Например: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника
С ошибкой будут предложения , в которых педагог сделала доклад, директор вызвала к себе сотрудника .
Обратите внимание: при наличии собственного имени лица, особенно фамилии, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию. Подробнее об этом пункт ниже, 7.3.5
7.3.5 При подлежащем находится приложение
Приложение — это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже : город (какой?) Сочи, птица (какая?) колибри, сайт (какой?) «РешуЕГЭ»
По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование
Например: Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже быЛ кораблем неслыханных размеров Ошибочным будет предложение Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже былА кораблём неслыханных размеров .
Если при подлежащем есть приложение, то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином роде.
Таблица 1. Приложение и подлежащие написаны раздельно. При сочетании родового наименования и видового или видового и индивидуального подлежащим считается слово, обозначающее более широкое понятие, и сказуемое согласуется с ним. Приведём примеры:
Приложение —имя нарицательное:
цветок роза изумительно пах ; дерево дуб разрослось ; суп харчо сварен
Приложение — имя собственное
река Днепр разлилась ; газета «Московский комсомолец» вышла ; собака Барбос залаяла
Исключение: фамилии людей . В парах инженер Светлова сообщила, доктор наук Званцева вышла, завуч Марина Сергеевна отметила имена собственные являются подлежащим.
Таблица 2. Подлежащим является сложное существительное, образует термины, в которых одна часть по функции напоминает приложение. В этих случаях ведущим (определяемым) словом является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет.
Сказуемое согласуется с первым словом, оба слова изменяются
кресло-кровать стоялО в углу; завод-лаборатория выполниЛ заказ; счет-фактура выписаН своевременно; театр-студия воспитаЛ немало актеров; внимание привлекалА таблица-плакат; песня-романс сталА весьма популярной
Сказуемое согласуется со вторым словом, первое слово не изменяется:
кафе-столовая открыта (столовая- более широкое понятие); автомат-закусочная открыта (в этом сочетании носителем конкретного значения выступает часть закусочная); плащ-палатка лежала (палатка в виде плаща, а не плащ в виде палатки); «Роман-газета» вышла большим тиражом (газета более широкое название).
Рассмотрим предложения с ошибками:
ПРИМЕР 1 Торт-мороженое разрезано на равные части .
Сложное существительное «торт-мороженое» по главному, более общему слову «торт» мужского рода, поэтому: Торт -мороженое разрезаН на равные части
ПРИМЕР 2 Повесть «Дети подземелья» написаны В.Г. Короленко. .
Условное наименование является приложением, поэтому согласовывать сказуемое нужно со словом «повесть»: Повесть «Дети подземелья» написанА В.Г. Короленко.
ПРИМЕР 3 Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаял. .
Подлежащим является слово «собачка», оно женского рода, поэтому: Крохотная собачка , совсем щенок, вдруг громко залаяла .
ПРИМЕР 4 Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. .
Подлежащим является фамилия «Петрова», оно женского рода, поэтому: Вчера прочиталА первую лекцию молодой преподаватель Петрова .
А) В предложении однородные подлежащие и одно сказуемое
Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединённым союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы координации:
• Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе :
Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются.
• Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них:
В деревне послышался топот и крики
• Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе.
Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. Не ты, но судьба виновата.
Рассмотрим предложения с ошибками:
ПРИМЕР 1 Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделал своё дело. .
Два подлежащих, сказуемое стоит после ряда однородных членов, поэтому должно стоять во множественном числе: Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделалИ своё дело.
ПРИМЕР 2 Не разум, а страх вдруг овладели мной. .
Два подлежащих, с союзом а, сказуемое поэтому должно стоять в единственном числе: Не разум , а страх вдруг овладеЛ мной.
ПРИМЕР 3 Вдали раздавалИсь привычный шум и громкие голоса. .
Два подлежащих, сказуемое стоит перед рядом однородных членов, поэтому должно стоять в единственном числе: Вдали раздавалСЯ привычный шум и громкие голоса .
Б) Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»
Постановка сказуемого во множественное или единственное число зависит от того, какое значение придаётся словосочетанию: совместного действия или раздельного.
При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой» сказуемое ставится:
• во множественном числе , если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими);
Паша с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались.
• в единственном числе , если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия ( является дополнением ):
Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. Николай с младшей сестрой пришёл позже всех.
Только в единственном числе при наличии слов ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО:
Отец вместе с матерью уехал за город.
Только в единственном числе при подлежащем, выраженном местоимением Я, ТЫ
я с другом приду; ты с мамой поссорился
Рассмотрим предложения с ошибками:
ПРИМЕР 1 Брат вместе с друзьями отправились на пляж. .
При слове «вместе» сказуемое не может стоять во множественном числе: Брат вместе с друзьями отправиЛся на пляж.
ПРИМЕР 2 Я с Русланом придём сегодня на занятие. .
При подлежащем я (+кто-то ещё ) сказуемое не может стоять во множественном числе: Я с Русланом придУ сегодня на занятие. Или: Мы с Русланом придём сегодня на занятие.
ПРИМЕР 3 Ты с сестрой будете жить в этой комнате. .
При подлежащем ты (+ кто-то ещё) сказуемое не может стоять во множественном числе: Ты с сестрой будеШЬ жить в этой комнате.Или: Вы с сестрой будете жить в этой комнате.
3.3. Некоторые особенности согласования
Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.
1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.
Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.
Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.
Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным. Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.
Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:
Мария Ивановна, учитель математики, заболела.
При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Молодёжь собрались в клубе; Родня его не любили) не допускается. Единственная норма – форма единственного числа: Молодёжь собралась в клубе; Родня его не любила.
Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях кто, что , а также производных от них (кто-то, некто и др.). Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:
Кто-то из нас совершил этот проступок; Это сделал тот, кто побывал здесь раньше; Что-то большое и тёмное стояло в дальнем углу зала.
При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:
Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.
Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: те, что. ; всё, что.
Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.
2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.
При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) – два больших стола, два больших окнa.
При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) – две большие вазы.
Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы).
Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:
большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.
Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным ( целых две недели, полных три месяца), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.
3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.
Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:
Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.
Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:
Большинство сотрудников поддержало директора.
Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:
а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)
Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;
б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:
Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;
в) при подлежащем есть однородные сказуемые:
Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;
г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:
Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .
В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.
Аналогичные правила действуют при подлежащем – количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько. Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего – на людей.
4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:
Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.
Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:
Три дома на вечер зовут (Пушкин).
В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.
Явилась тысяча человек.
В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.
Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем – количественно-именном сочетании – влияют и некоторые специфические условия.
Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:
В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.
Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.
Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.
Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь:
Прошло всего два дня.
Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:
Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.
Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).
Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:
Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры – липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.
Обратите внимание, что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:
К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:
а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:
Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;
б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:
Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;
в) наличие при подлежащем определений все, эти:
Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.
Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:
Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.
5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.
Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.
При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:
Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.
При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:
Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.
Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.
Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.
Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.
В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).
Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):
Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.
Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.
При соединительных союзах (и, да, ни. ни), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.
При разделительных союзах (или, либо, не то. не то, то. то) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:
За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.
Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.
Ср.: Приезжает брат или сестра – Брат или сестра должны были приехать.
При противительных союзах (но, а, однако, зато) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:
Это была не разведка боем , а настоящее сражение.
При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:
Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.
При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как. так и сказуемое ставится во множественном числе:
Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.
При других сопоставительных союзах (не только. но и; не столько. сколько; если не. то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.
Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.
Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу – перед третьим.
Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.
Упражнения к теме «3.3. Некоторые особенности согласования»
► Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:
источники:
http://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=233&print=true&svg=0&num=true
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/783-33_nekotorye_osobennosti_soglasovaniya.html
1. Подавляющее большинство студентов показало хорошее владение английским языком.
2,Часть стульев стояла у стены.
3. Большинство людей, пришедшее на митинг, поддержало оратора.
4. Ряд лиц, виденный мной на митинге, был мне знаком.
5. Большинство школьников не было в Москве.
6. Часть студентов нашей группы, готовившаяся к экзамену, задержалась в библиотеке.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Большинство поддержали докладчика.
Б) Исследуя творчество Державина, обнаруживаются черты классицизма, сентиментализма и романтизма.
В) Железнодорожный состав отправился в путь согласно утверждённого расписания движения.
Г) Одним из самостоятельных видов искусства, существующего с конца XV века, является графика.
Д) Среди главных достижений Карамзина следует назвать его труд «Историю государства Российского».
1) ошибка в употреблении причастного оборота
2) ошибка в употреблении деепричастного оборота
3) нарушение связи подлежащего и сказуемого
4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
7) неправильное построение сложноподчинённого предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Спрятать пояснение
Пояснение.
Разберём ошибки.
А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе. Корректно: Большинство поддержалО докладчика.
Б) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом: нарушена связь между деепричастным оборотом и глаголом-сказуемым. Корректно: Исследуя творчество Державина, мы обнаруживаем черты классицизма, сентиментализма и романтизма.
В) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: с производным предлогом СОГЛАСНО существительное должно стоять в дательном падеже, а не в родительном, как в данном предложении. Корректно: Железнодорожный состав отправился в путь согласно утверждённоМУ расписаниЮ движения.
Г) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Корректно: Одним из самостоятельных видов искусства, существующИМ с конца XV века, является графика.
Д) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением: в предложении с несогласованным приложением приложение употребляется в именительном падеже, если стоит с определяемым словом. Корректно: Среди главных достижений Карамзина следует назвать его труд «ИсториЯ государства Российского».
Ответ:32416.
Вопрос № 8 в ЕГЭ по русскому языку. Таблица видов грамматических ошибок
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
№ п-п |
Виды ошибок |
Примеры предложений с ошибкой |
1 |
Неправильное построение с деепричастным оборотом |
Ощущая неприязнь одноклассников, моё настроение упало. (Ощущая неприязнь одноклассников, Я расстроился.) |
2 |
… с причастным оборотом |
Эти люди сделали многое, отдавшие жизнь за свободу. (Эти люди, отдавшие жизнь за свободу, сделали многое. |
3 |
Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. |
Не вечно ни юность, ни лето. (ед.ч., мн.ч.) Не вечнЫ ни юность, ни лето. (мн.ч., мн.ч.) |
4 |
…падежная форма существительного или местоимения с предлогом |
Благодаря (согласно, вопреки) расписания… Благодаря (ЧЕМУ?) расписанию… По окончаниИ (используем Пр.п.) – (об) окончаниИ |
5 |
… с несогласованным приложением (название в кавычках) |
В романе «Войне и мире» более 600 героев. В романе «Война и мир»… |
6 |
…с однородными чл. предлож. |
Не только мы, а также соседи были удивлены. Не только мы, но и соседи… Как мы, так и соседи… |
7 |
.. с косвенной речью (это пересказ прямой речи) |
Базаров говорил, что мой дед землю пахал. Базаров говорил, что ЕГО (3 лицо) дед землю пахал. |
8 |
..в сложном предложении |
Родители обещали то, что летом поедем к морю. Родители обещали, что летом поедем к морю. |
9 |
Вид и время глаголов разное |
Писатель считал эту версию ошибкой и изображает… Писатель считал эту версию ошибкой и изображал… |
10 |
…с именем числительным |
В обоих руках (в обеих руках!) но: в обоих глазах |
11 |
Нарушен порядок слов |
И только был кот Васька доволен. И был только кот Васька доволен. (частица усиливает существительное) |
Тест 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1). Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3). Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5). Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки. |
6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи. |
|
7).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих. |
|
8).Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал. |
|
9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост. |
Тест 2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
1) Обычно молодежь является носителями передовых идей. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) Лёд блестит под ногами, тающий на солнце. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3). Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Охотники, заблудившиеся в тайге, застрелили троих волков. |
6)Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, космонавт зачарованно замер. |
|
7) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
|
8).По приезду в Петербург туристы с парома “Анастасия” сразу же отправились в Русский Музей. |
|
9) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. |
Тест 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1).В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни русской деревни середины XX века. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) Окончив с отличием техникум, следующим шагом было поступление в университет, находившейся в нашем городе. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3)ЮЗГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
4). Дождь шёл не переставая и неожиданно заканчивается. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) Когда в солнечный день, то видно ,как по небу плывут паутинки. |
6) Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы. |
|
7). Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. |
|
Страна любила и гордилась поэтом, написавшим поэму. |
|
9). Я очень сожалею за случившееся. |
Тест 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление имени числительного |
1)..По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма. |
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
3) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый. |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4)На обоих сторонах листа .лежавшего на столе, был напечатан текст. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5) Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них. |
6) Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
|
7) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас. |
|
Александр был хорошим партнёром в игре в теннис. |
|
9) Когда ночь была спокойна, но люди не спали. |
Тест 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с косвенной речью |
1).Закаляя характер ,мне помогли в этом родители. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) Трое студенток, сдавших экзамен вовремя, уехали на практику раньше. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5). В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц. |
6) Читательницы мечтают и верят в ту возвышенную любовь, которая описана в женских романах. |
|
7) Н.В. Гоголь в комедии “Ревизор” изобразил уездных чиновников, берущих взятки. |
|
8). Все, кто хоть раз побывали в Сочи, никогда его не забудут. |
|
9). Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. |
Тест 6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Уходя домой, нужно выключать оборудование. |
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
2) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Это был тот самый аргумент, который нам не хватало. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Семён требовал., что подавай ему новый ноутбук. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5) Все с нетерпением ждали победы и когда прогонят врага с родной земли. |
6) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок. |
|
7) Наталья, любившая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни. |
|
Стараясь убедить читателей, часто достигается обратный результат. |
|
9) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно. |
Тест 7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1). Дима признался, что я сегодня не готов к занятию. |
Б) неправильное употребление имени числительного |
2) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
3) .В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Очистив улицы и дворы от мусора, не забудьте потом посадить цветы и деревья. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
5). Около семиста студентов обучаются в колледже |
6).Большинство, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора. |
|
7).Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье. |
|
В “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, написанные Н.В. Гоголем, воссоздан колорит украинской жизни. |
|
9) По завершению концерта участники группы, стоя на сцене, раздавали автографы. |
Тест 8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
1) Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2).Когда брат просыпался, я собираюсь в школу. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
4). Неизвестный осведомился у Ивана, что какие книги он предпочитает. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) В журнале “Юности” опубликована новая повесть известного писателя. |
6) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм “Белое солнца пустыни”, легко узнает цитаты из него. |
|
7) Занятия шли согласно расписанию, составленному в начале сентября. |
|
Бабушка сказала, что не дам вам сладкого, пока не уберёте комнату. |
|
9) Пригласив девушку в кинотеатр, моя галантность не знала границ. |
Тест 9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) По приезде домой, закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
2) Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки, заданные на вторник. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3).Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город/ |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Ученики ухаживали за деревьями так, что это делают садоводы |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5) Кот от радости виляет хвостом и весело мяукал. |
6) Детвора, проснувшаяся рано, с утра резвились во дворе. |
|
7) Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
|
Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра. |
|
9) По приезде в гостиницу “Аврору” спортсмены были быстро поселены. |
Тест 10
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членам |
1) Трое волков, напавших на колхозное стадо, были убиты. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
2) Надо отдавать отчёт в том, что нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы.. |
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Приближался к концу пасмурный день, холодный ветер пронизывает ребят. |
Д) неправильное употребление имени числительного |
5). Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге. |
6) СМИ следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране. |
|
7) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
|
Вопреки нашим ожиданиям паром так и не пришёл в тот вечер. |
|
9) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
Тест 11
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) Но не вечно ни юность, ни лето. |
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
2).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Вопреки распространённому суеверию, женщины приносят удачу на корабле. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Л.Н.Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей. |
6) И послали туда охранять табор с пленными. Который стоял недалеко от леса. |
|
7) Во всём мире Ф.М.Достоевского знают по его роману “Братьям Карамазовым”. |
|
Ощущая неприязненное отношение одноклассников, моё настроение упало. |
|
9) Как успехи, но и неудачи бывают в жизни каждого человека. |
Ответы:
№ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
5 |
9 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
7 |
3 |
1 |
9 |
3 |
9 |
3 |
2 |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
5 |
4 |
8 |
5 |
1 |
9 |
6 |
8 |
3 |
2 |
9 |
6 |
7 |
8 |
5 |
7 |
6 |
2 |
8 |
4 |
6 |
5 |
1 |
3 |
9 |
3 |
5 |
1 |
6 |
2 |
10 |
5 |
9 |
7 |
6 |
1 |
11 |
4 |
5 |
7 |
1 |
2 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2. неправильное построение предложения с причастным оборотом
3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4. неправильное употребление падежной формы сущест. с предлогом
5. нарушение в построении несогласованного приложения
6. ошибка в построении с однородными членами предложения
7. неправильное построение предлож. с косвенной речью
8. нарушение видовременной соотнесённости глаголов
9. неправильное употребление имени числительного
10. ошибка в построении сложного предложения с разной связью
11. нарушение порядка слов в предложении
№ I ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ II ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ III ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ IV ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ V ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ VI ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ VII ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№VIII ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ IX ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ X ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
3 |
6 |
8 |
5 |
1 |
3 |
7 |
9 |
нет |
нет |
б |
7 |
8 |
4 |
3 |
4 |
2 |
6 |
10 |
1 |
5 |
в |
4 |
2 |
3 |
6 |
2 |
1 |
5 |
7 |
3 |
10 |
г |
2 |
10 |
5 |
9 |
10 |
10 |
1 |
8 |
8 |
7 |
д |
8 |
5 |
2 |
1 |
8 |
нет |
9 |
6 |
10 |
6 |
е |
10 |
3 |
1 |
8 |
3 |
нет |
3 |
3 |
7 |
4 |
ж |
5 |
4 |
7 |
7 |
6 |
6 |
10 |
нет |
2 |
нет |
з |
1 |
7 |
6 |
4 |
7 |
4 |
2 |
нет |
6 |
1 |
и |
6 |
1 |
10 |
10 |
5 |
7 |
4 |
1 |
4 |
3 |
Грамматические ошибки
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Мы любим и гордимся нашими боксёрами.
- Действия отца Серёжа всегда принимал за образец.
- Благодаря доброте и взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
- Кто бы ни изучал биографию А.С.Пушкина, все знали о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Лучшие из русских народных сказок, переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.
- В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники.
- По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей.
- Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.
- Благодаря слаженной работе трудового коллектива завод перевыполнил план.
- Кондуктор попросил оплатить проезд.
- В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Участник областной олимпиады был удостоен звания лауреата.
- Вопреки распространённому суеверию женщины приносят удачу на корабле.
- Зрители телепередачи ожидали и надеялись на встречу с известным артистом.
- Пусть те, кто никогда не бывал в Самаре, приедут и убедятся, что этот город не уступает по красоте никакому другому волжскому городу.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
- Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.
- В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.
- Докладчик привёл новые данные, которые частично были уже опубликованы.
6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Многие из тех, кто находился в самолёте, были знакомы друг с другом.
- Работу на плотине решено было вести вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
- Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”.
- Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся к переизданию, о том, где она будет издана.
7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Те, кто не сдал чертежи вовремя, не будут допущены к экзамену.
- Занятия шли согласно расписанию.
- Довольно скоро с гоголевской пьесой “Ревизором” познакомились все его друзья.
- Одним из упрямцев, умевших отстоять своё мнение перед преподавателем, был В.В.Маяковский.
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- С мнением историка соглашались теперь и те, кто недавно критиковал его позицию.
- С первого июня автобусы будут ходить согласно летнего расписания.
- В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни российской деревни середины 20 века.
- Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.
9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Лирический герой – один из центральных персонажей романа “Евгений Онегин”.
- На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив.
- Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
- Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.
- Я не заметил, находится ли он в комнате.
- Мне было поручено уничтожить засевшего в деревне снайпера.
- Толпы людей были повсюду : на улицах, площадях, в скверах.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Все, кто интересуется театром, знают имя Олега Табакова.
- В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
- Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.
- Как успехи, так и неудачи бывают в жизни каждого человека.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора.
- Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.
- Каждый день я поливал и любовался этими удивительными и необычными цветами.
- Все пятнадцать учеников, посещавших курсы, успешно сдали экзамен.
13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Прошло много лет, Владимир понял и простил брата.
- Вопреки нашим ожиданиям, паром так и не пришёл в тот вечер.
- Те из нас, кто ждали разрешения на выезд из страны, почти потеряли надежду.
- По приезде в столицу нас разместили в хорошем отеле.
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В романе “Война и мир” более сотни действующих лиц.
- Елена, читавшая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни.
- Все, кто хоть раз побывал в Сочи, никогда его не забудут.
- Борис понимает, что обманул ожидания Катерины и которая верила ему.
15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Один из наших студентов, с отличием защитивший диплом, уехал работать на Север.
- Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру.
- За мной зашёл мой партнёр по игре в теннис.
- Надо поощрять студентов, стремящихся к знаниям и участвующих в жизни техникума.
16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Любой, кто обладает минимальными знаниями и техническими навыками, в состоянии собрать радиоприёмник.
- Доклады могут быть представлены не только в устной, но и в письменной форме.
- Этот человек стал для меня образцом героизма, у которого я многому научился.
- Пациент обратился к этому врачу и лечился у него.
17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В журнале “Наука и жизнь” напечатана статья В.М. Пескова.
- Мы оплатили за покупки и вышли из магазина.
- Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
- В помещении нового цирка в Курске можно проводить не только цирковые представления, но и эстрадные концерты.
18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Туристы поражались красоте вида, открывавшегося со смотровой площадки.
- Ученики хотели вникнуть в тайны природы и познать их.
- По истечении депутатского срока назначаются новые выборы.
- Одной из тем сочинения была рецензия по одному из новых рассказов.
19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Стороны подтвердили готовность соблюдать график работы согласно расписанию.
- Нашим олимпийцам помогла уверенность в победе
- Заплатите за проезд в течение одной остановки.
- Среди книг, прочитанным в последнее время, остановлюсь на одной особенно интересной, по моему мнению.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Во второй круг соревнований не прошли те, кто проиграли первые три матча.
- Благодаря мобильной связи многие вопросы сейчас решаются очень быстро.
- Сеня познакомил маму со своей девушкой и сказал, что скоро женится.
- Президент попросил доложить обо всем, что происходит в стране.
21. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- На собрании был поставлен вопрос об улучшении условий труда.
- Те, кто двадцать лет назад был школьником, сейчас вершат судьбу страны.
- Не только мать, но и отец осудил твой поступок.
- Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
22. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Подруга поделилась впечатлениями о поездке в Москву.
- В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.
- Родители заботятся о взрослых детях и переживают за них.
- Те, кто отстал, не теряли надежды догнать передовой отряд.
23. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
- За нашей командой с отрывом в два очка следует команда “Динамо”.
- Три часа прошли незаметно.
- Согласование имеет большое значение для правильного построения фразы.
24.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.
- Жители микрорайона просили обратить внимание властей на состояние детской площадки.
- Тарас сказал сыновьям, что завтра же едем в Запорожье.
- Главная задача пейзажиста – создать образ, пахнущий не красками, а цветами.
25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
- Благодаря сообразительности студенту удалось решить трудную задачу.
- В журнале “Новый мир” были напечатаны стихи молодого поэта.
- К светскому обществу князь Андрей относился с презрением, в котором принуждён был бывать.
- Среди вопросов, заданных на пресс-конференции, были и очень острые.
Ответы:
1 – 1; 2 – 3; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 3; 6 – 2; 7 – 3; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 1; 11 – 2; 12 – 3; 13 – 3; |
14 – 4; 15 – 2; 16 – 3; 17 – 2; 18 – 4; 19 – 4; 20 – 1; 21 – 4; 22 – 2; 23 – 1; 24 – 3; |
08.05.2017 17:49