Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:
Классификация ошибок по ФИПИ
- Грамматические ошибки.
- Речевые ошибки.
- Логические ошибки
- Фактические ошибки.
- Орфографические ошибки.
- Пунктуационные ошибки.
- Графические ошибки.
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Например:
- подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
- без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
- оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
- Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
- Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
- Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Виды грамматических ошибок:
- Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
- Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
- Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
- Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
- Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
- Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
- Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
- Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей. - Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
- Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые. - Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. - Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
- Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
- Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
- Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
- Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Речевые ошибки
Виды речевых ошибок:
- Типичные грамматические ошибки (К9)Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста. - Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
- Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
- Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
- Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
- Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
- Нарушение лексической сочетаемости — Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
- Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
- Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
- Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
- Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
- Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
- Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
- Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует:.даст., научит. или.дает., учит.);
- Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
- Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
- Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма:. нужны смелость, знания, честность);
- Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «. всего две проблемы»);
- Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
- Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Типичные речевые ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
- Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
- Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
- Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
- Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Логические ошибки
Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
- сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
- в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Композиционно-текстовые ошибки
- Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
- Ошибки в основной части.
- Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
- Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
- Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
- Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
Фактические ошибки
Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)
- Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
- Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
- Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
- Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.
Орфографические, пунктуационные, графические ошибки
При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки
- На изученные правила;
- Негрубые (две негрубые считаются за одну):
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
- выступающими в роли сказуемого;
- в написании и и ы после приставок;
- в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
- Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно!
- Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
- Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
- Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)
Орфографические ошибки |
|
Пунктуационные ошибки |
|
Графические ошибки |
Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Распространенные графические ошибки:
|
10.11.2020 20:36
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие записи
Вопрос № 8 в ЕГЭ по русскому языку. Таблица видов грамматических ошибок
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
№ п-п |
Виды ошибок |
Примеры предложений с ошибкой |
1 |
Неправильное построение с деепричастным оборотом |
Ощущая неприязнь одноклассников, моё настроение упало. (Ощущая неприязнь одноклассников, Я расстроился.) |
2 |
… с причастным оборотом |
Эти люди сделали многое, отдавшие жизнь за свободу. (Эти люди, отдавшие жизнь за свободу, сделали многое. |
3 |
Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. |
Не вечно ни юность, ни лето. (ед.ч., мн.ч.) Не вечнЫ ни юность, ни лето. (мн.ч., мн.ч.) |
4 |
…падежная форма существительного или местоимения с предлогом |
Благодаря (согласно, вопреки) расписания… Благодаря (ЧЕМУ?) расписанию… По окончаниИ (используем Пр.п.) – (об) окончаниИ |
5 |
… с несогласованным приложением (название в кавычках) |
В романе «Войне и мире» более 600 героев. В романе «Война и мир»… |
6 |
…с однородными чл. предлож. |
Не только мы, а также соседи были удивлены. Не только мы, но и соседи… Как мы, так и соседи… |
7 |
.. с косвенной речью (это пересказ прямой речи) |
Базаров говорил, что мой дед землю пахал. Базаров говорил, что ЕГО (3 лицо) дед землю пахал. |
8 |
..в сложном предложении |
Родители обещали то, что летом поедем к морю. Родители обещали, что летом поедем к морю. |
9 |
Вид и время глаголов разное |
Писатель считал эту версию ошибкой и изображает… Писатель считал эту версию ошибкой и изображал… |
10 |
…с именем числительным |
В обоих руках (в обеих руках!) но: в обоих глазах |
11 |
Нарушен порядок слов |
И только был кот Васька доволен. И был только кот Васька доволен. (частица усиливает существительное) |
Тест 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1). Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3). Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5). Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки. |
6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи. |
|
7).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих. |
|
8).Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал. |
|
9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост. |
Тест 2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
1) Обычно молодежь является носителями передовых идей. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) Лёд блестит под ногами, тающий на солнце. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3). Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Охотники, заблудившиеся в тайге, застрелили троих волков. |
6)Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, космонавт зачарованно замер. |
|
7) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
|
8).По приезду в Петербург туристы с парома “Анастасия” сразу же отправились в Русский Музей. |
|
9) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. |
Тест 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1).В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни русской деревни середины XX века. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) Окончив с отличием техникум, следующим шагом было поступление в университет, находившейся в нашем городе. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3)ЮЗГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
4). Дождь шёл не переставая и неожиданно заканчивается. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) Когда в солнечный день, то видно ,как по небу плывут паутинки. |
6) Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы. |
|
7). Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. |
|
Страна любила и гордилась поэтом, написавшим поэму. |
|
9). Я очень сожалею за случившееся. |
Тест 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление имени числительного |
1)..По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма. |
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
3) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый. |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4)На обоих сторонах листа .лежавшего на столе, был напечатан текст. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5) Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них. |
6) Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
|
7) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас. |
|
Александр был хорошим партнёром в игре в теннис. |
|
9) Когда ночь была спокойна, но люди не спали. |
Тест 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с косвенной речью |
1).Закаляя характер ,мне помогли в этом родители. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) Трое студенток, сдавших экзамен вовремя, уехали на практику раньше. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5). В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц. |
6) Читательницы мечтают и верят в ту возвышенную любовь, которая описана в женских романах. |
|
7) Н.В. Гоголь в комедии “Ревизор” изобразил уездных чиновников, берущих взятки. |
|
8). Все, кто хоть раз побывали в Сочи, никогда его не забудут. |
|
9). Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. |
Тест 6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Уходя домой, нужно выключать оборудование. |
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
2) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Это был тот самый аргумент, который нам не хватало. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Семён требовал., что подавай ему новый ноутбук. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5) Все с нетерпением ждали победы и когда прогонят врага с родной земли. |
6) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок. |
|
7) Наталья, любившая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни. |
|
Стараясь убедить читателей, часто достигается обратный результат. |
|
9) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно. |
Тест 7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1). Дима признался, что я сегодня не готов к занятию. |
Б) неправильное употребление имени числительного |
2) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
3) .В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Очистив улицы и дворы от мусора, не забудьте потом посадить цветы и деревья. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
5). Около семиста студентов обучаются в колледже |
6).Большинство, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора. |
|
7).Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье. |
|
В “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, написанные Н.В. Гоголем, воссоздан колорит украинской жизни. |
|
9) По завершению концерта участники группы, стоя на сцене, раздавали автографы. |
Тест 8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
1) Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2).Когда брат просыпался, я собираюсь в школу. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
4). Неизвестный осведомился у Ивана, что какие книги он предпочитает. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) В журнале “Юности” опубликована новая повесть известного писателя. |
6) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм “Белое солнца пустыни”, легко узнает цитаты из него. |
|
7) Занятия шли согласно расписанию, составленному в начале сентября. |
|
Бабушка сказала, что не дам вам сладкого, пока не уберёте комнату. |
|
9) Пригласив девушку в кинотеатр, моя галантность не знала границ. |
Тест 9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) По приезде домой, закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
2) Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки, заданные на вторник. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3).Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город/ |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Ученики ухаживали за деревьями так, что это делают садоводы |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5) Кот от радости виляет хвостом и весело мяукал. |
6) Детвора, проснувшаяся рано, с утра резвились во дворе. |
|
7) Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
|
Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра. |
|
9) По приезде в гостиницу “Аврору” спортсмены были быстро поселены. |
Тест 10
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членам |
1) Трое волков, напавших на колхозное стадо, были убиты. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
2) Надо отдавать отчёт в том, что нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы.. |
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Приближался к концу пасмурный день, холодный ветер пронизывает ребят. |
Д) неправильное употребление имени числительного |
5). Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге. |
6) СМИ следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране. |
|
7) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
|
Вопреки нашим ожиданиям паром так и не пришёл в тот вечер. |
|
9) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
Тест 11
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) Но не вечно ни юность, ни лето. |
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
2).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Вопреки распространённому суеверию, женщины приносят удачу на корабле. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Л.Н.Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей. |
6) И послали туда охранять табор с пленными. Который стоял недалеко от леса. |
|
7) Во всём мире Ф.М.Достоевского знают по его роману “Братьям Карамазовым”. |
|
Ощущая неприязненное отношение одноклассников, моё настроение упало. |
|
9) Как успехи, но и неудачи бывают в жизни каждого человека. |
Ответы:
№ |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
5 |
9 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
7 |
3 |
1 |
9 |
3 |
9 |
3 |
2 |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
6 |
5 |
4 |
8 |
5 |
1 |
9 |
6 |
8 |
3 |
2 |
9 |
6 |
7 |
8 |
5 |
7 |
6 |
2 |
8 |
4 |
6 |
5 |
1 |
3 |
9 |
3 |
5 |
1 |
6 |
2 |
10 |
5 |
9 |
7 |
6 |
1 |
11 |
4 |
5 |
7 |
1 |
2 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
2. неправильное построение предложения с причастным оборотом
3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4. неправильное употребление падежной формы сущест. с предлогом
5. нарушение в построении несогласованного приложения
6. ошибка в построении с однородными членами предложения
7. неправильное построение предлож. с косвенной речью
8. нарушение видовременной соотнесённости глаголов
9. неправильное употребление имени числительного
10. ошибка в построении сложного предложения с разной связью
11. нарушение порядка слов в предложении
№ I ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ II ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ III ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ IV ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ V ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ VI ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ VII ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№VIII ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ IX ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ X ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
3 |
6 |
8 |
5 |
1 |
3 |
7 |
9 |
нет |
нет |
б |
7 |
8 |
4 |
3 |
4 |
2 |
6 |
10 |
1 |
5 |
в |
4 |
2 |
3 |
6 |
2 |
1 |
5 |
7 |
3 |
10 |
г |
2 |
10 |
5 |
9 |
10 |
10 |
1 |
8 |
8 |
7 |
д |
8 |
5 |
2 |
1 |
8 |
нет |
9 |
6 |
10 |
6 |
е |
10 |
3 |
1 |
8 |
3 |
нет |
3 |
3 |
7 |
4 |
ж |
5 |
4 |
7 |
7 |
6 |
6 |
10 |
нет |
2 |
нет |
з |
1 |
7 |
6 |
4 |
7 |
4 |
2 |
нет |
6 |
1 |
и |
6 |
1 |
10 |
10 |
5 |
7 |
4 |
1 |
4 |
3 |
6 февраля 2013
В закладки
Обсудить
Жалоба
Типичные ошибки в русском языке
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической (А3-А6).
1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно…: это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо.: …нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): «В тексте всего раскрываются две проблемы», ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы».
3) неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего: Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.
Грамматические ошибки
1. Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
2. Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
3. Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
4. Ошибочное образование формы числительного С пятистами ру
ми
5. Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихи дети
6. Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
7. Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
8. Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.
10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
11. Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
12. … с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
13. … с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
14. Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
15. Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
16. Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Грамматические ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, |
2 |
Ошибочное образование |
Многие чуда |
3 |
Ошибочное образование |
Более интереснее, |
4 |
Ошибочное образование |
С пятистами |
5 |
Ошибочное образование |
Ихнего пафоса, |
6 |
Ошибочное образование |
Они ездиют, |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой |
8 |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою Повествует |
9 |
Нарушение связи между |
Большинство возражали |
10 |
Нарушение способа |
Он написал книгу, Все |
11 |
Ошибки в построении |
Страна В |
12 |
Ошибки в построении |
Читая текст, |
13 |
Ошибки в построении |
Узкая |
14 |
Ошибки в построении |
Эта книга Человеку |
15 |
Смешение прямой и |
Автор сказал, что |
16 |
Нарушение границ |
Когда герой опомнился. |
17 |
Нарушение видовременной |
Замирает на |
Речевые ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова |
Мы были шокированы Мысль |
2 |
Неразличение оттенков |
Мое Были |
3 |
Неразличение |
В конечном |
4 |
Употребление слов |
Автор, обращаясь к |
5 |
Неуместное употребление |
Астафьев то |
6 |
Неоправданное |
Таким людям всегда |
7 |
Нарушение лексической |
Автор увеличивает Автор |
8 |
Употребление лишних |
Красоту пейзажа автор Молодой |
9 |
Употребление рядом |
В этом рассказе |
10 |
Неоправданное |
Герой |
11 |
Бедность и однообразие |
Когда писатель |
12 |
Неудачное употребление |
Данный текст написал У |
Одними из
наиболее типичных грамматических
ошибок (К9)
являются ошибки, связанные с употреблением
глагола, глагольных форм, наречий,
частиц:
1)
ошибки в образовании личных форм
глаголов: Им двигает
чувство сострадания
(норма: движет);
2)
неправильное употребление временных
форм глаголов: Эта
книга дает знания об истории календаря,
научит делать календарные расчеты
быстро и точно
(следует: …даст.., научит… или
…дает…, учит…);
3)
ошибки в употреблении действительных
и страдательных причастий:
Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили
автора текста (следует:
стекавшие);
4) ошибки в
образовании деепричастий: Вышев
на сцену, певцы поклонились
(норма: выйдя);
5) неправильное
образование наречий: Автор
тута был не прав
(норма: тут);
6) Эти ошибки связаны
обычно с нарушением закономерностей и
правил грамматики и возникают под
влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того,
к типичным можно отнести и
грамматико-синтаксические
ошибки, также выявленные
в работах экзаменуемых:
1) Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым: Главное,
чему теперь я хочу уделить внимание,
это художественной стороне произведения
(правильно…: это художественная
сторона произведения); Чтобы
приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, честность
(вместо.: …нужны смелость, знания,
честность);
2) ошибки,
связанные с употреблением частиц:
Хорошо было бы, если
бы на картине стояла бы подпись художника;
отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность
часто нарушалась в сочинениях): «В
тексте всего раскрываются две проблемы»,
ограничительная частица «всего»
должна стоять перед подлежащим: «…
всего две проблемы».
3) неоправданный
пропуск (эллипсис) подлежащего: Его
храбрость, (?) постоять за честь и
справедливость привлекают автора
текста;
4) Неправильное
построение сложносочиненного
предложения: Ум
автор текста понимает не только
как просвещенность, интеллигентность,
но и с понятием «умный» связывалось
представление о вольнодумстве.
Анализируя
работы экзаменуемых с точки зрения
речевой грамотности, можно также выявить
типичные речевые
ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью
речи: плеоназм, тавтология, речевые
штампы, немотивированное
использование просторечной лексики,
диалектизмов, жаргонизмов; неудачное
использование экспрессивных средств,
канцелярит, неразличение (смешение)
паронимов, ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не
устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным
ошибкам относятся следующие:
1)
неразличение (смешение) паронимов:
В таких случаях я
взглядываю в «Философский
словарь».
Глагол взглянуть
обычно имеет при себе дополнение с
предлогом «на» (взглянуть на
кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол
заглянуть
(«быстро или украдкой посмотреть
куда-нибудь, взглянуть с целью узнать,
выяснить что-нибудь»), который необходимо
употребить в представленном предложении,
имеет дополнение с предлогом «в»;
2)
ошибки в выборе синонима: Имя
этого поэта знакомо во многих странах.
Вместо слова известно
в предложении ошибочно употреблен
его синоним знакомо.
Теперь в нашей печати
отводится значительное пространство
для рекламы, и это нам не импонирует.
В данном случае вместо слова
пространство
лучше употребить его синоним — место
{Реклама занимает
много места в нашей печати
или Рекламе отводится
значительное место в нашей печати).
Иноязычное слово импонирует
также требует синонимической замены.
3)
ошибки при употреблении антонимов в
построении антитезы: В
третьей части текста не веселый, но
и не мажорный мотив заставляет нас
задуматься. Антитеза
требует четкости и точности в
сопоставлении контрастных слов, а «не
веселый» и «мажорный» не являются даже
контекстуальными антонимами, поскольку
не выражают разнополярных проявлений
одного и того же признака предмета
(явления).
4)
разрушение образной
структуры фразеологизмов, что случается
в неудачно организованном контексте:
Этому, безусловно,
талантливому писателю Зощенко палец в
рот не клади, а дай только посмешить
читателя.
Как и в
предыдущие годы, есть работы, в которых
были допущены грубые
логические ошибки.
Эти логические ошибки можно сгруппировать,
выделив в отдельную группу ошибки,
связанные с нарушением логической
правильности речи, возникающие в
результате нарушения законов логики,
допущенные как в пределах одного
предложения, суждения, так и на уровне
целого текста:
1)
сопоставление (противопоставление)
двух логически неоднородных (различных
по объему и по содержанию) понятий в
предложении;
2) в
результате нарушения логического
закона тождества, подмена одного
суждения другим.
Ошибки
первого типа встречаются чаще: Предметом
повествования являются времена достаточно
отдаленные, что позволяет предположить
не чересчур молодой возраст автора.
Однако темпераментностью, свежестью
страницы привлекают к себе внимание.
Логически не связанные суждения
противопоставлены друг другу необоснованно.
В отдельную
группу логических ошибок следует
выделить композиционно-текстовые
ошибки, связанные с
нарушениями требований к
последовательности и смысловой
связности изложения. Композиционно-текстовые
ошибки выявлялись в начале, в основной
части сочинения и в концовке. Так, в
начале некоторых работ экзаменуемых
отсутствовала логическая связь с
основной частью изложения или эта
связь была очень слабо выражена:
нагромождены лишние факты или неуместные
абстрактные рассуждения; сделаны
неудачные смысловые переходы между
предложениями. В основной части работы
содержались ненужные, не имеющие
отношения к теме сведения, загромождавшие
изложение, делавшие его запутанным и
сумбурным, эта часть иногда была
выстроена непоследовательно и хаотично,
перегружена лишними и утомительными
перечислениями, отвлекающими внимание
от главной мысли, или была неоправданно
растянута, содержала смысловые повторы.
Завершение работы
(концовка) не служило выводом из
сказанного, не подводило итог, часто
было совсем не мотивировано исходным
текстом.
Ошибки
в построении текста:
Текст представляет
собой группу тесно взаимосвязанных
по смыслу и грамматически предложений,
раскрывающих одну микротему. Текст
имеет, как правило, следующую композицию:
зачин (начало мысли, формулировка
темы), средняя часть (развитие мысли,
темы) и концовка (подведение итога).
Следует отметить, что данная композиция
является характерной, типовой, но не
обязательной. В зависимости от
структуры произведения или его фрагментов
возможны тексты без какого-либо из
этих компонентов. Текст, в отличие от
единичного предложения, имеет гибкую
структуру, поэтому при его построении
есть некоторая свобода выбора форм.
Однако она не беспредельна.
А.
Неудачный зачин.
Текст
начинается предложением, содержащим
указание на предыдущий контекст, который
в самом тексте отсутствует. Напр.: С
особенной силой этот эпизод описан в
романе… Наличие
указательных словоформ в данных
предложениях отсылает к предшествующему
тексту, таким образом, сами предложения
не могут служить началом сочинения.
Это логическая ошибка.
Б.
Ошибки в средней части.
а) Сближение
относительно далеких мыслей в одном
предложении – логическая ошибка:
Большую, страстную
любовь она проявляла к сыну Митрофанушке
и исполняла все его прихоти. Она
всячески издевалась над крепостными,
как мать она заботилась о его воспитании
и образовании.
б) Отсутствие
последовательности в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка
предложений – логическая ошибка: Из
Митрофанушки Простакова воспитала
невежественного грубияна. Комедия
«Недоросль» имеет большое значение
в наши дни. В комедии Простакова является
отрицательным типом. Или:
В своем произведении «Недоросль»
Фонвизин показывает помещицу Простакову,
ее брата Скотинина и крепостных.
Простакова — властная и жестокая
помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование
разнотипных по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла,
бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает
суровость и резкость климата. Холодные,
малоснежные зимы, сменяющиеся жарким
летом. Весна коротка с быстрым
переходом к лету. Правильный вариант:
Общее поднятие местности над уровнем
моря обусловливает суровость и
резкость климата. Холодные, малоснежные
зимы сменяются короткой весной, быстро
переходящей в жаркое лето.
В.
Неудачная концовка (дублирование вывода)
– логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо
и страстно любит сына, но своей любовью
вредит ему. Таким образом, Простакова
своей слепой любовью воспитывает в
Митрофанушке лень, распущенность и
бессердечие.
Этическая
ошибка.
Так,
встречались работы, в которых
фиксировались
высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное
и циничное отношение к человеческой
личности, недоброжелательность, проявления
речевой агрессии, жаргонные слова и
обороты.
Этическая
ошибка (исследования
Щербининой Ю., Филиппова О. И др.)
связана с проявлениями речевой агрессии
как внешне выраженными, так и скрытыми.
Речевая агрессия – грубое, оскорбительное,
обидное общение; словесное выражение
негативных эмоций, чувств или намерений
в неприемлемой в данной речевой ситуации
форме: оскорбление, угроза, грубое
требование, обвинение, насмешка,
употребление бранных слов, вульгаризмов,
жаргонизмов, арго («Этот текст меня
бесит», » Судя по тому, что говорит
автор, он маньяк» и др.).
Например:
«Михалков
в своём репертуаре! Пишет детские книги,
поэтому и требует, чтобы читали именно
в детстве. Это настоящий пиар! Нечего
морочить людям мозги устаревшими
истинами».
Фактические ошибки:
– неверное изложение
фактов, не упоминающихся в исходном
тексте (фактов фонового характера),
которые учащиеся уместно или неуместно
используют в развернутом ответе (факты
биографии автора или героя текста, даты,
фамилии, авторство называемых произведений
и т. п.: «Гете – французский писатель»,
«Даниил Гранин написал «Розу мира»).
Ошибки фактические
(фоновые)
— приводятся
факты, противоречащие действительности,
напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский
вернулся в свое имение из Англии». Ошибки
могут состоять не только в полном
искажении (подмене) факта, но и в его
преувеличении или преуменьшении,
например: «Маяковский — вдохновитель
народа в борьбе с интервенцией»; «Много
сил и энергии отдает детям директор
школы: построена школа, которая каждый
год выпускает около тысячи учеников».
Ошибки отражают низкий
уровень знаний, поэтому исправление и
предупреждение ошибок такого рода
связано с работой над повышением
интеллектуального и культурного
уровня (фоновые знания).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.
Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
Словообразовательные |
||
1 | Нарушение норм русского литературного словообразования: Ошибочное Искажение слов |
Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм разночинская интеллигенция; полность |
2 | “Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы. |
Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить); |
3 | Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную) |
мотовщик, рецензист, не оглядаемая. |
Морфологические
Неправильное формообразование, |
||
4 | Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
5 | образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного |
Я попросила ветерка (вместо: ветерок); |
6 | образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного |
Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей); |
7 | изменение рода при образовании падежных форм: |
пирожок с повидлой, февральский лазурь; |
8 | склонение несклоняемых существительных |
играть на пианине; |
9 | образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот |
поднос чаев, небо затянулось облаком. |
Ошибочное |
||
10 | Неправильный выбор полной и краткой форм |
Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон |
11 | Неправильное образование форм степеней сравнения: |
новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше |
12 | Нарушение норм формообразования глагола |
Человек метается по комнате; |
13 | Нарушение образования деепричастий и причастий |
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам |
14 | Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
15 | Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться |
16 | Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
|
||
17 | Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом, Базаров не может побороть По обоим сторонам дороги тянулись холмы; Базаров говорит Аркадию, что твой отец — |
18 | Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона, он особое внимание было уделено на составление |
19 |
Ошибки в структуре простого нарушение связи между подлежащим и |
Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; |
20 |
Нарушение границы |
Собаки напали на след зайца. И |
21 | Неудачное употребление местоимений | Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону. Манилов попросил Собакевич потребовал у Чичикова написать себе |
22 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Обычно молодежь является Произошло еще ряд событий.
Чтобы приносить пользу Родине, нужно |
23 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. |
24 | Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры |
В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов. Порфирий был Она уговорила отдать подводы для раненых, на |
25 | Ошибки, связанные с употреблением частиц |
Хорошо было бы, если бы на В тексте всего раскрываются две |
26 | Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
27 |
Разрушение ряда однородных |
Настоящий учитель верен |
28 |
Ошибки в построении |
Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени. |
29 | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу. |
30 |
Местоименное дублирование |
Кусты, они покрывали берег реки. |
31 |
Пропуски необходимых слов. |
Владик прибил доску и побежал |
32 |
Ошибки в структуре сложного смешение сочинительной и |
Эта книга научила меня ценить Ум автор текста понимает не только как |
33 |
Отрыв придаточного от |
Сыновья Тараса только что |
34 | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
35 |
Разрушение |
Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная. |
36 |
Неоправданный пропуск |
Его храбрость — постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. |
37 | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |