Большинство земноводных имеют незаметную окраску ошибка

5583. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Земноводные — позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2)Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3)По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4)Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5)Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6)Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики. (7)К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, гребенчатого тритона.

Ошибки допущены в предложениях 3, 5, 6:

3 — По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар конечностей: передние — четырехпалые, задние — пятипалые
5 — Взрослые земноводные имеют трехкамерное сердце; двухкамерное сердце имеют головастики — личинки лягушки
6 — Оплодотворение у бесхвостых земноводных наружное (у подавляющего большинства), из оплодотворённых икринок развиваются головастики

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 5583.

Класс
Земноводные включает около 2,5 тысяч видов позвоночных животных – это
самый малочисленный класс среди позвоночных.

Земноводные
впервые вышли на сушу, но сохранили тесную связь с водной средой. Они
ведут наземно-водный образ жизни. Распространены повсеместно, но
наиболее широко встречаются в регионах с тёплым и влажным климатом – в
тропиках. Отсутствуют земноводные там, где очень холодно и нет хотя бы
временных водоёмов.

Живут
вблизи пресных вод, морские виды отсутствуют. Земноводные, или амфибии,
являются наиболее примитивными наземными животными, они размножаются
в воде
, где происходят начальные этапы их развития.

Класс
включает в себя три отряда: хвостатые, бесхвостые и безногие,  представители
которых отличаются между собой главным образом внешним строением. К классу
относятся тритоны, лягушки, жабы, квакши и чесночницы. У хвостатых
отчётливо различаются голова, туловище и хвост. У бесхвостых отсутствует хвост,
а у безногих – конечности.

Внешнее
строение земноводных рассмотрим на примере лягушки.

Тело состоит из двух отделов: крупной головы и короткого туловища,
которые слегка уплощены в спинно-брюшном направлении, и опираются на передние и
задние ноги. Хвоста у них нет, он имеется только у хвостатых
земноводных.

Передняя
часть головы, как и у рыб, вытянута. Такое строение тела облегчает движение
животного в воде.

Голова
малоподвижна
, так как шея почти не выражена. На ней
расположены пара выпуклых глаз, которые защищены от высыхания и
повреждения веками.  Чуть ниже глаз на возвышениях находится пара
ноздрей
. По бокам головы виден небольшой кружок, затянутый кожей. Это барабанная
перепонка
, которая улавливает звуковые колебания.

Глаза
и ноздри находятся на верхней части головы
и, когда
лягушка находится в воде, они остаются над поверхностью воды. Это позволяет
лягушке дышать атмосферным воздухом и видеть происходящее над водой.

Рот
широкий
, в нём располагается длинный и липкий язык,
с помощью которого животное захватывает добычу.

Лягушка
имеет по 2 пары пятипалых конечностей. Её задние ноги в несколько раз
длиннее передних
, с их помощью земноводные отталкиваются от земли и
передвигаются прыжками. Во время прыжка лягушка отталкивается задними ногами, а
приземляется на передние, они предохраняют животное от удара.

В
воде лягушка активно плавает с помощью быстрых толчков задних ног. Плаванию
помогают также кожные перепонки, которые натянуты между пальцами.

Тело
амфибий
покрыто тонкой голой кожей, она лишена
каких-либо роговых и костных образований. В коже располагаются многочисленные
железы
, которые выделяют слизь. Она увлажняет кожу, часть её испаряется и
понижает температуру тела примерно на 5°С ниже температуры окружающей среды.
Поэтому земноводные холодные на ощупь.

Кожа
является
важным органом газообмена
, поэтому она всегда сохраняется
влажной – кислород сначала растворяется в жидкости, покрывающей кожу, после
чего он поступает в кровь, то же самое происходит с углекислым газом, но в
обратном направлении.

Выделения
желез не только способствуют газообмену, но и содержат бактерицидные
вещества
, предохраняющие от развития инфекций. Некоторые железы выделяют
ядовитый секрет, который защищает от нападения хищников.

В
нижних слоях кожи располагаются пигментные клетки, которые придают
животным различный цвет. Большинство видов имеет покровительственную окраску,
благодаря которой животное становится незаметным на фоне окружающей обстановки,
что позволяет ему успешнее скрываться от врагов. Цвет
кожи у земноводных, обитающих в умеренных широтах, чаще всего зеленовато-бурый.

В
тропиках встречаются земноводные с очень яркой окраской – жёлтой, красной и
фиолетовой. Такая окраска отпугивает и предупреждает врагов, что животное
несъедобно или ядовито.

Весной
в период размножения амфибии заселяют неглубокие, хорошо прогреваемые водоёмы.
В остальное время года они могут жить вдали от водоёмов.

Земноводные
могут взбираться на деревья, планировать в воздухе. Квакши живут на
деревьях, удерживаясь с помощью небольших присосок на пальцах.

Есть
виды, которые способны быстро закапываться в землю. Например, чесночница ночью
охотится, а днём зарывается в землю. У неё на конечностях есть специальные
ороговевшие мозоли, и ими они могут вырыть себе яму буквально за несколько
минут.

Земноводные
имеют непостоянную температуру тела, она зависит от температуры
окружающей среды – это холоднокровные животные. Поэтому все земноводные активны
в тёплое время суток и года
. При понижении температуры окружающей среды,
они впадают в оцепенение, или анабиоз, – состояние глубокого покоя.

Виды,
живущие в пустынях, в периоды засухи закапываются в песок, и могут оставаться
живыми в течение двух-трёх лет.

Основные
особенности земноводных:

·       
живут
в водоёмах и на суше во влажных местообитаниях;

·       
имеют
влажную кожу;

·       
тело
разделено на голову и туловище;

·       
конечности
пятипалые, обеспечивают опору и передвижение;

·       
температура
тела непостоянная.

Почему лягушки окрашены в разные цвета?

Практически во всех уголках нашей планеты живут лягушки — земноводные создания с выпученными глазами, лишенные хвоста. На сегодняшний день ученым известно о существовании около 2500 разновидностей лягушек, которые отличаются друг от друга размерами, образом жизни и цветом кожи. В природе довольно много лягушек желтого, красного и даже синего цвета, но большинство из них окрашены в зеленый оттенок. Но чем именно обуславливается цвет этих созданий? Поиском ответа на этот вопрос ученые занимаются уже много лет и в целом он уже найден. Однако, в ходе каждой научной работы им становится известно еще больше интересных фактов. Так что, эти квакающие создания только кажутся ничем не примечательными — на самом деле, внутри их организмов происходит много сложных процессов.

Почему лягушки окрашены в разные цвета? Прозрачная лягушка вида Hyalinobatrachium yaku была открыта сравнительно недавно, в 2017 году. Фото.

Прозрачная лягушка вида Hyalinobatrachium yaku была открыта сравнительно недавно, в 2017 году

Цвета животных

Как правило, наружный покров земноводных, насекомых и многих других существ играет важную роль в их жизнях. Некоторые животные при помощи своей окраски умело маскируются в природе и прячутся от хищников. Также есть ярко окрашенные существа, которые всем своим видом предупреждают нападающих о своей опасности — чаще всего, они ядовиты. Лягушки не ходят в список исключений и тоже используют свой кожный покров в двух целях:

  • для отпугивания хищников (предупреждающий окрас);
  • и для маскировки от хищников (защитный окрас).

За окраску кожи лягушек отвечают специальные клетки, именуемые как хроматофоры. Они также имеются у многих рыб, ракообразных и головоногих. Подробнее о работе этих клеток я рассказывал в материале о том, как хамелеоны меняют цвет своей кожи — эти клетки играют в этом процессе ключевую роль. Если говорить коротко, то хроматофоры содержат в себе окрашивающие вещества. Деятельность этих клеток зависит от многих факторов вроде условий окружающей среды и эмоционального состояния хладнокровных животных. Но, в рамках этой статьи, нам нужно знать только то, что именно они отвечают за цвет кожи лягушек.

Цвета животных. Красная лягушка-помидор (Dyscophus antongilii). Фото.

Красная лягушка-помидор (Dyscophus antongilii)

Самая ядовитая лягушка

Самой ядовитой лягушкой в мире считается ужасный листолаз (Phyllobates terribilis). Выше я уже упоминал, что многие ядовитые существа предупреждают о своей опасности своим ярким видом. Ужасный листолаз тоже заботится о своих врагах и сообщает о своей ядовитости при помощи кожи желтого цвета. Наружный покров этой лягушки покрыт ядовитым веществом, известным как батрахотоксин. В одной лягушке содержится достаточное количество яда, чтобы убить 10 взрослых и совершенно здоровых мужчин. Так, по крайней мере, говорится в разных научных источниках.

Самая ядовитая лягушка. Лягушка ужасный листолаз (Phyllobates terribilis). Фото.

Лягушка ужасный листолаз (Phyllobates terribilis)

Батрахотоксин действует на человеческий организм следующим образом:

  • нарушает работу сердца;
  • вмешивается в работу легких;
  • парализует мышцы тела;
  • мешает клеткам передавать нервные импульсы.

Опасность ужасных листолазов повышается тем фактом, что ученых до сих пор не знают, как останавливать разрушающее действие батрахотоксина на организм человека. Зато они уже знают, что при смешивании с ядом скорпионов, батрахотоксин становится опаснее в 12 раз. Да уж, лучше бы им удалось найти метод ослабления яда.

Читайте также: Почему у лягушек такая странная форма черепа?

Прозрачные лягушки

С разноцветными лягушками и их зелеными сородичами, которые в огромном количестве обитают на территории России, все понятно. Первые используют яркую окраску тела для предупреждения врагов, а вторые — для защиты. Кожный покров вполне справляется с наложенными на нее задачами. Ядовитые лягушки хорошо видны издалека, а зеленые практически незаметны. По крайней мере, на поверхности грязной земли вблизи различных водоемов.

Прозрачные лягушки. Еще одна опасная лягушка — Древолаз Циммермана (Ranitomeya variabilis). Фото.

Еще одна опасная лягушка — Древолаз Циммермана (Ranitomeya variabilis)

Но знаете ли вы, что в мире существуют лягушки с прозрачной кожей? так называемые стеклянные лягушки (Centrolenidae) получили свое название потому, что через их кожу можно рассмотреть внутренние органы. Но как же они предупреждают о своей ядовитости и маскируются на фоне природы? Ведь насквозь видные мозг и пищеварительная система не делают ничего полезного — они не отпугивают животных и не дают толком замаскироваться.

Прозрачные лягушки. У стеклянных лягушек видны все внутренности. По крайней мере, снизу. Фото.

У стеклянных лягушек видны все внутренности. По крайней мере, снизу

К счастью, эволюция отлично позаботилась даже о крошечных лягушках. Дело в том, спинки прозрачных лягушек могут окрашиваться в зеленый цвет. Ученые долго не могли понять, как это происходит, но недавно ответ наконец-то был найден и опубликован в научном журнале PNAS. Как оказалось, некоторые лягушки хоть и имеют прозрачную кожу, но могут окрашиваться внутри. И в этом им помогает вещество, именуемое как биливердин.

Прозрачные лягушки. Лягушки обретают зеленый цвет благодаря взаимодействию двух химических веществ. Фото.

Лягушки обретают зеленый цвет благодаря взаимодействию двух химических веществ

Это ядовитое вещество губительно практически для всех живых организмов и, если думать логически, должно убить лягушек. Но нет — внутри их организмов также содержится химическое соединение со сложным названием биливердин-связывающий серпин. Он нейтрализует ядовитый эффект красящего вещества и при этом делает светло-зеленый оттенок биливердина более темным. В результате, прозрачные лягушки безо всяких проблем могут маскироваться, прямо как их ближайшие родственники.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!

О «зеленых пятнышках» на спинах прозрачных лягушек я уже писал в материале про животных с бесцветной кожей. рекомендую почитать, потому что там затрагивается тема прозрачности не только земноводных существ, но и рыб. Приятного чтения!

Для отправки комментария вы должны или

Часть 1

А1 Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначаю­щая ударный гласный звук.

1) кашлянУт 2) трюфЕль 3) пломбируют 4) щавЕль

А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

2) В тишине ночи я вновь услышал Явственный Шёпот.

3) Утюг, оснащённый системой подачи пара, производит Эффект­ное Увлажнение ткани, отпаривание и разглаживание волокон.

4) Во время выступления студент привёл Убедительные Примеры, подтверждающие правильность его исследовательской работы.

5) Слушая классическую музыку, Дина всегда испытывает Душев­ный подъём.

АЗ Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько поленьев 3) у злых колдуний

2) в полуторастах километрах 4) вороха бумаги

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложе­ния.

Написав в XVI веке портрет Моны Лизы,

1) он стал своеобразным символом эпохи Возрождения.

2) до сих пор не разгадана тайна улыбки «Джоконды».

3) о Леонардо да Винчи говорят как о самом гениальном художни­ке всех времён.

4) Леонардо да Винчи создал произведение потрясающей силы и красоты.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с наруше­нием синтаксической нормы).

1) В 1791 году во Франции была изобретена метрическая система измерения, которой мы пользуемся и в наши дни.

2) Украшения могут быть изготовлены из чего угодно.

3) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестре­ли цветами.

4) За яркой вспышкой молнии последовал сильный удар грома.

А6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённо­го предложения нельзя заменить обособленным определени­ем, выраженным причастным оборотом?

1) Откуда-то издали доносились звуки, которые были похожи на жалобный плач маленького ребёнка.

2) По степи, которая заросла густой травой, лошади шли медленно.

3) Скрипка, по струнам которой цыган медленно водил смычком, издавала протяжные звуки.

4) Люди, которые шли в цирк, несли в руках красные и жёлтые фо­нарики.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

(1)…. (2) Около 1438 года он провёл первые опыты печатания с от­дельныхвыпуклыхбукв, изкоторыхделалсянабор.(3)Этодавало возможность по окончании печатания разбирать буквы и затем наби­рать ими другой текст. (4) В изготовлении книг произошёл переворот. (5) … способ книгопечатания быстро распространялся. (6) Типогра­фии появились в Италии, во Франции и Норвегии, в Испании и Анг­лии. (7) В России началом книгопечатания считается 1564 год, так как именно в этот год в Москве была напечатана наборным шриф­том первая книга. (8) Она называлась «Апостол». (9) А типографию вблизи Кремля создали Иван Фёдоров Москвитин и Пётр Тимофее­вич Мстиславец при содействии и с благословения митрополита Ма­кария.

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть Пер­вым (1) в этом тексте?

1) Существовавшие в XV веке рукописные книги были слишком дороги и редки.

2) Иоганн Гуттенберг задался мыслью о печатании книг.

3) Усиление спроса на книгу привело к изобретению книгопеча­тания.

4) Началом книгопечатания одни считают печатанье с деревянных досок, а другие — изобретение наборных литер.

А8 Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропу­ска в Пятом (5) предложении текста?

1) Вот почему 3) Новый

2) Поэтому 4) В связи с этим

А9 Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) .опыты провёл (предложение 2)

2) возможность давало (предложение 3)

3) типографию создали (предложение 9)

4) считается (предложение 7)

А10 Укажите верную характеристику Второго (2) предложения текста.

1) простое осложнённое 3) сложноподчинённое

2) сложносочинённое 4) сложное бессоюзное

АП Укажите предложение, в котором имеется Производный пред­лог.

1) 6 2) 3 3) 9 4)7

А12 Укажите значение слова Начало (началом) В Седьмом (7) предло­жении.

1) исходный пункт 3) основная причина

2) первый момент 4) основные положения

А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на ме­сте которых пишется одна буква Н?

Обществе(1)ый и церков(2)ый деятель Смотрицкий — человек образо­ваний, хорошо знал отечестве(4)ую и европейскую грамматическую на­уку.

1) 2,4 2) 1,3 3) 1,2 4)2

А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяе­мая гласная корня?

1) заг. реть, тр..мвай, с„луэт

2) з..рницы, г..зон, ярмарка

3) извиниться, жестикулировать, изречение

4) выр..внять, л..ндшафт, к..литка

А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) раз..грать, меж..здательский, контр..гра

2) пр..бабушка, разобщить, размышлять

3) во..торжествовать, воспламенение, и..решетить

4) превышать, пр..украсить, просмотр

А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется бук­ва Е?

1) ужина..шь, развиваемый

2) нос..шь, охраняемый

3) беспокоишься, промокаемый

4) глад..шь, выреза„мый

А17 В каком варианте ответа правильно указаны все слова, в кото­рых пропущена буква И?

А. Просматр..вать В. Улетучиваться

Б. Стил..вой Г. Талантливый

1)АБ 2) ВГ 3)АВГ 4) АБГ

А18 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Максим принял крайне (непродуманное Решение.

2) Перед нашим взором простиралась вроде бы (не)настоящая, А сказочная долина.

3) (Не)взирая На ветер и стужу отряд упрямо двигался вперёд.

4) Большинство земноводных имеют (незаметную Окраску.

А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (С)начала юноша (по)доброму посмотрел на меня, а потом тихо заговорил.

2) Третий день (без)устали дует ветер, и на дворе так(же) холодно, как зимой.

3) (Несмотря На поздний час (из)далека Доносилась музыка.

4) В самой чаще леса птицы то(же) щебетали (без)умолку.

А20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Утром из-за туч выглянуло весеннее солнышко ( ) и ярко осветило зе­ленеющее поле.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые?

Стиснутая с двух сторон тёмным лесом(1) и(2) освещённая ярким светом луны(З) дорога напоминала стрелу(4) выпущенную кочевником из лука.

1) 1,2,3 2)2,3 3) 1,2,3,4 4) 3,4

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Одеяло(1) казалось(2) мягким и пушистым. Оно(З) по-видимому(4) было изготовлено из гусиного пуха.

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3)3,4 4) 1,4

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить только Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вода может иметь не только жидкое но твёрдое и газообразное состояние.

2) Свою периодичность имеют и времена года и дожди и появле­ние планет на небе.

3) Викинги были мореплавателями и искателями приключений.

4) Староанглийский или англосакский язык представлял собой смесь наречий и англов и саксов и ютов.

А24Как объяснить постановку Двоеточия В данном предложении?

Издалека ветер донёс загадочный звук: не то глухо ухал филин, не то на ухабах дороги скрипела телега.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие совершения того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставляется по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда облака поднялись вверх(1) и туман рассеялся над морем(2) ког­да солнце взошло(З) и всё засияло в его лучах(4) я увидел вдали корабль.

1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3)2,4 4) 1,2,4

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые?

Вдали синело море(1) и(2) чем ближе мы подходили к нему(З) тем от­чётливее слышался рокот волн(4) которые с силой ударялись о прибреж­ные скалы.

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3)2,3,4 4)3,4

А27 Прочитайте текст.

Научимся делать всё синтетическое: хлеб, ткани, мясо, овощи, даже зелень. Из нефти, из каменного угля. Но и нефть, и каменный уголь рано или поздно кончатся. Даже если превращать в хлеб гранит, то и гранит будет весь съеден. Я хочу сказать, что это есть расходова­ние земли в чистом виде, расходование без отдачи, без восполнения. В то время как выращивание хлеба, винограда, деревьев, льна, хлоп­ка не расходует землю, не обедняет её, но обогащает, год от году при­бавляет к ней.

В каком из приведённых ниже предложений наиболее точно пере­дана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Человек может научиться делать синтетические продукты пита­ния.

2) Человек должен не только расходовать богатства земли, но и восполнять их, выращивая хлеб, виноград, деревья…

3) Нефть и каменный уголь рано или поздно закончатся.

4) Изготовление синтетических продуктов питания — это расходо­вание богатств земли без отдачи.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(I) Народность есть личность народа. (2) Точно так же, как чело­век не может без личности, так и народ без народности. (3) Если же и может встретиться человек без личности, народ без народности, то это явление жалкое, несчастное, бесполезное и себе и другим. (4) Лич­ность не только не мешает, но она одна и даёт возможность понять вполне и свободно другого человека, другие личности. (5) Так точно и народность одна даёт возможность народу понять другие народности. (6) Где исчезает она, там исчезает, материально или нравственно, сам народ. (7) Народность это есть живая, цельная сила, имеющая в себе нечто неуловимое, как жизнь.

(8) И дух, и творчество художественное, и природа человеческая, и даже природа местная, всё принимает участие в этой силе. (9) Народ­ная песня, как бы ни была она доступна всему остальному человече­ству, все-таки отзовётся чем-то особенным в душе того человека, для которого она своя народная песня.

(10) Иные скажут: народность ограничена, в ней может быть ис­ключительность. (11) Но исключительность есть уже злоупотребле­ние. (12) Для того чтобы избавиться от народной исключительности, не нужно уничтожать свою народность, а нужно признать всякую на­родность. (13) Да, нужно признать всякую народность, из совокупно­сти их слагается общечеловеческий хор. (14) Народ, теряющий свою народность, умолкает и исчезает из этого хора. (15) Поэтому нет ни­чего грустнее, чем видеть, когда падает и никнет народность под гнё­том тяжёлых обстоятельств, под давлением другого народа. (16) Но в то же время, какое странное и жалкое зрелище, если люди не знают и не хотят знать своей народности, заменяя её подражанием народностям чуждым, в которых мечтается им только общечеловеческое значение!

(17) Каждый народ пусть сохраняет народный облик (физионо­мию): только тогда будет иметь он и человеческое выражение. (18) Не­ужели же захотят сделать из человечества какое-то отвлечённое явле­ние, где бы не было живых, личных народных черт? (19) Но если от­нять у человечества личные народные краски, то это будет бесцветное явление, до которого можно дойти только через искусственное собра­ние правил, под которые народ должен подводить себя, стирая притом свою народность. (20) Это будет уже своего рода официальное, фор­менное, казённое человечество. (21) По счастью, оно невозможно, и идея его может явиться только как крайняя, и притом нелогичная от­влечённость в уме человеческом.

(22) Нет, пусть свободно и ярко цветут все народности в человече­ском мире. (23) Только они дают действительность и энергию общему труду народов.

(24) Да здравствует каждая народность!

(По К. Аксакову)

Константин Сергеевич Аксаков (1817—1860) — публицист, историк, лингвист и поэт.

А28 О чём говорит высказывание: «Каждый народ пусть сохраняет народный облик (физиономию), только тогда будет он иметь и че­ловеческое выражение»?

1) Народ без народности — явление жалкое и несчастное.

2) Автор считает, что народ потерявший свою народность, исчеза­ет нравственно.

3) Народ, сохраняющий свой народный облик, приобретает обще­человеческое значение.

4) По мнению автора, общемировая культура важнее, чем культура отдельного народа.

А29 Какое из перечисленных утверждений является верным?

1) В предложениях 1—7 представлено повествование.

2) В предложениях 8—9 представлено описание.

3) В предложениях 10—16 представлено рассуждение.

4) В предложениях 17—23 использован художественный стиль.

АЗО Какое слово использовано в прямом значении?

1) жалкое (предложение 3)

2) возможность (предложение 5)

3) никнет (предложение 15)

4) краски (предложение 19)

Часть 2

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1

В2

ВЗ

Из предложений 2—3 выпишите слово, образованное при — ставочным способом.

Из предложений 8—14 выпишите краткое(-ие) причастие(-я).

Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ДАЮТ ЭНЕРГИЮ (предложение 23).

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4

В5

Среди предложений 17—24 найдите сложное(-ые) предложе — ние(-я), имеющее(-ие) в своём составе неопределённо-лич­ное предложение. Напишите номер(-а) этого(-их) предложе- ния(-й).

Среди предложений 14—21 найдите предложения, в которых

Имеются обособленные обстоятельства. Напишите номера

Этоих предложений.

В 6 Среди предложений 1—9 найдите сложное(-ые) предложе — ние(-ия), имеющее(-ие) в своём составе обстоятельственное придаточное предложение места. Напишите номер(-а) это — го(-их) преддожения(-й).

В7 Среди предложений 19—24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи ограничительной частицы. Напи­шите номер этого предложения.

В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тек­ста, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, Bl—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особен­ности текста. Некоторые термины, использованные в рецен­зии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номерам терминов из списка.

Проблема, поднятая К. Аксаковым в XIX веке, актуальна и в наши дни.

В Седьмом предложении текста в качестве средств художественной выразительности автор использует(«цельная», «живая»), а также. Он обращается к(предложение 12) и (предложение 18). Все эти средства речевой и художественной вырази­тельности помогают автору донести до читателя главную мысль текста.

Часть 3

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Часть 1

А1 В каком слове правильно выделена буква, обозначающая удар­ный гласный звук?

1) кОлосс 2) когтЕй 3) вербА 4) пАртер

А2 В каком предложении вместо слова Жилищный Нужно употребить

Жилой?

1) Перед многими молодыми семьями встаёт Жилищная Проблема.

2) Ответ на вопрос о праве собственности на квартиру можно най­ти в жилищном кодексе.

3) Этот жилищный дом был построен быстро.

4) Жилищные условия семьи были весьма неблагоприятными.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в военные годы 3) возле стёкол

2) меткие снайпера 4) весёлый конферансье

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложе­ния.

Написав в XVI веке портрет Моны Лизы,

1) он стал своеобразным символом эпохи Возрождения.

2) до сих пор не разгадана тайна улыбки «Джоконды».

3) о Леонардо да Винчи говорят как о самом гениальном художни­ке всех времён.

4) Леонардо да Винчи создал произведение потрясающей силы и красоты.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с наруше­нием синтаксической нормы).

1) В 1791 году во Франции была изобретена метрическая система измерения, которой мы пользуемся и в наши дни.

2) Украшения могут быть изготовлены из чего угодно.

3) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестре­ли цветами.

4) За яркой вспышкой молнии последовал сильный удар грома.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1) …. (2) Около 1438 года он провёл первые опыты печатания с отдельных выпуклых букв, из которых делался набор. (3) Это давало возможность по окончании печатания разбирать буквы и затем наби­рать ими другой текст. (4) В изготовлении книг произошёл переворот. (5)… способ книгопечатания быстро распространялся. (6) Типографии появились в Италии, во Франции и Норвегии, в Испании, Англии. (7) В России началом книгопечатания считается 1564 год, так как имен­но в этот год в Москве была напечатана наборным шрифтом первая
книга. (8) Она называлась «Апостол». (9) А типографию вблизи Кремля создали Иван Фёдоров Москвитин и Пётр Тимофеевич Мстиславец при содействии и с благословения митрополита Макария.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым (1) в этом тексте?

1) Существовавшие в XV веке рукописные книги были слишком

Дороги и редки.

2) Иоганн Гуттенберг задался мыслью о печатании книг.

3) Усиление спроса на книгу привело к изобретению книгопечата­ния.

4) Началом книгопечатания одни считают печатанье с деревянных досок, а другие — изобретение наборных литер.

А7 Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска

В Пятом (5) предложении текста?

1) Вот почему 3) Новый

2) Поэтому 4) В связи с этим

А8 Какие слова являются грамматической основой в Третьем (3) предложении текста?

1) Это давало

2) Это давало возможность

3) Это давало разбирать, набирать

4) Это давало возможность разбирать, набирать

А9 Укажите верную характеристику Второго (2) предложения текс­

Та.

1) простое осложнённое 3) сложноподчинённое

2) сложносочинённое 4) сложное бессоюзное

А10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова Вблизи Из Девятого (9) предложения текста.

1) союз 3) предлог

2) прилагательное 4) наречие

Al1 Укажите значение слова Началом В Седьмом (7) предложении.

3) Основная причина

4) основные положения

Al 2 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Обществе( 1)ый и церков(2)ый деятель Смотрицкий — человек образо­ваний, хорошо знал отечестве(4)ую и европейскую грамматическую на­уку-

1)2,4 2) 1,3 3) 1,2 4)2

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заг. реть, тр..мвай, с. луэт

2) з..рницы, е. зон, ярмарка

3) извиниться, жестикулировать, изречение

4) выр..внять, ландшафт, к„литка

А14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) разыграть, меж..здательский, контр..гра

2) во..торжествовать, воспламенение, и..топник

3) розыгрышный, разобщить, размышлять

4) превышать, приукрасить, просмотр

А15 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется бук­ва Е?

1) ужина..шь, развива..мый

2) нос..шь, охраняемый

Беспоко..шься, промока..мый

Глад..шь, выреза..мый

В каком варианте ответа правильно указаны все слова, в которых пропущена буква И?

А. Просматривать В. Улетучиваться

Б. Стил..вой Г. Талантливый

1)АБ 2) ВГ 3)АВГ 4)АБГ

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Максим принял крайне (непродуманное Решение.

Перед нашим взором простиралась вроде бы (не)настоящая, А сказочная долина.

3) (Не)взирая на ветер и стужу отряд упрямо двигался вперёд.

4) Большинство земноводных имеют (незаметную Окраску.

А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (С)начала старик (по)доброму посмотрел на испуганного мальчу­гана, а затем дал ему спелое яблоко.

2) Третий день (без)устали дует ветер, и на дворе так(же) холодно, как зимой.

3) (Несмотря На поздний час (из)далека Доносилась музыка.

4) В самой чаще леса птицы То(же) Щебетали (без)умолку.

А19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Утром из-за туч выглянуло весеннее солнышко ( ) и ярко осветило зе­ленеющее поле.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Стиснутая с двух сторон тёмным лесом(1) и(2) освещённая ярким светом луны(З) дорога напоминала стрелу(4) выпущенную кочевником из лука.

1) 1,2,3 2)2,3 3) 1,2,3,4 4)3,4

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Одеяло(1) казалось(2) мягким и пушистым. Оно(З) по-видимому(4) было изготовлено из гусиного пуха.

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3)3,4 4) 1,4

А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить только Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вода может иметь не только жидкое но твёрдое и газообразное состояние.

2) Свою периодичность имеют и времена года и дожди и появле­ние планет на небе.

3) Викинги были мореплавателями и искателями приключений.

4) Староанглийский или англосакский язык представлял собой смесь наречий и англов и саксов и ютов.

А23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Издалека ветер донёс загадочный звук: не то глухо ухал филин, не то на ухабах дороги скрипела телега.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие совершения того, о чём говорится в первой час­ти.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопос­тавляется по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда облака поднялись вверх(1) и туман рассеялся над морем(2) ког­да солнце взошло(З) И всё засияло в его лучах(4) я увидел вдали корабль.

1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3)2,4 4) 1,2,4

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вдали синело море(1) и(2) чем ближе мы подходили к нему(З) тем от­чётливее слышался рокот волн(4) которые с силой ударялись о прибреж­ные скалы.

1)1, 2, 3,4 2) 1,3, 4 3)2, 3,4 4) 3,4

А26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Откуда-то издали доносились звуки, которые были похожи на жалобный плач маленького ребёнка.

2) По степи, которая заросла густой травой, лошади шли медленно.

3) Скрипка, по струнам которой цыган медленно водил смычком, издавала протяжные звуки.

4) Люди, которые шли в цирк, несли в руках красные и жёлтые фо­нарики.

А27 Проч итайте те кст.

Научимся делать всё синтетическое: хлеб, ткани, мясо, овощи, даже зелень. Из нефти, из каменного угля. Но и нефть, и каменный уголь рано или поздно кончатся. Даже если превращать в хлеб гранит, то и гранит будет весь съеден. Я хочу сказать, что это есть расходование земли в чистом виде, расходование без отдачи, без восполнения. В то время как выращивание хлеба, винограда, деревьев, льна, хлопка не расходует землю, не обедняет её, но обогащает, год от году прибавляет к ней.

В каком из приведённых ниже предложений наиболее точно пере­дана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Человек может научиться делать синтетические продукты пита­ния.

2) Человек должен не только расходовать богатства земли, но и восполнять их, выращивая хлеб, виноград, деревья…

3) Нефть и каменный уголь рано или поздно закончатся.

4) Изготовление синтетических продуктов питания — это расходо­вание богатств земли без отдачи.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1) Корабельная слободка основалась в одно время с тем казённым Севастополем, который показывал Екатерине II Потёмкин в 1787 году. (2) Слободку эту заселили корабельные плотники, уроженцы Воро­нежской, Рязанской, Калужской и других губерний, где привился этот промысел с лёгкой руки Петра.

(3) Впоследствии рядом с ними стали селиться отставные матросы, занимавшиеся кто извозом, кто яликами для рыбной ловли, кто ого­родом. (4) Селились тут и матросы старых сроков службы, обзаводив­шиеся семейством.

(5) Таким матросом, кое-как устроившим себе с женой хатёнку, был и отец Даши. (6) Он был убит в Синопском бою, всего год прошёл с тех пор, а мать её умерла раньше.

(7) Даша выросла как дитя бухты и взморья. (8) Плавала она, как дельфин, гребла не хуже самого заправского гребца и ловко ставила па­рус. (9) Её приятелями были приходившие к отцу матросы.

(10) Но вот перед её глазами два батальона этих матросов, по-блес — кивая ружьями в пешем строю и распевая песни, пошли вместе с бата­льонами армейцев встречать неприятеля на Альме.

(11) Долго глядела им вслед Даша и… не могла усидеть дома.

(12) Она продала отцовский ялик и сети, кур и восьмимесячно­го борова — всё, что можно было продать, чтобы купить у водовоза — грека его клячу весьма пожилых лет вместе с двуколкой и упряжью. (13) Двадцативедёрную бочку его она променяла на два крепких бо­чонка, не тяжёлых для клячи, нажарила рыбы, напекла хлеба, собрала у себя и соседей разного тряпья для перевязки ран и задумалась над тем, как же ей появиться на поле сражения в её розовом ситцевом пла­тье. (14) И не допустят, пожалуй, и мало ли что из этого может выйти.

(15) Висевшая на стене отцовская бескозырка дала ей мысль пере­одеться юнгой, каких довольно было во флоте.

(16) Она перешила на свой рост широкую отцовскую матроску и шаровары, спрятала в недрах бескозырки свою золотистую длинную косу и, сделавши всё, что могла, двинулась, наконец, через долины ре­чек Бельбека и Качи к роковой Альме.

(17) Через казачьи пикеты пробралась, лихо держась, как самый за­правский юнга, увязалась в хвост какого-то обоза, чтобы не очень бро­саться в глаза. (18) Но обоз остался около Качи, она же под покровом сумерек двинулась дальше и как раз накануне сражения добралась до войск.

(19) Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами не­приятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму — пороховом от пожаров.

(20) Но вот повалили раненые в тыл, на перевязочные пункты, а иных несли на скрещенных ружьях, покрытых шинелями.

(21) Тогда началась работа Даши.

(22) — Сюда, сюда! — кричала она тем, кто шёл ближе, и махала руками.

(23) Подходили, и таким чудодейственным, воскрешающим напит­ком оказалась для раненых обыкновенная вода в её двух бочонках, что она всей душой жалела, что не взяла третьего.

(24) Очень быстро расхватали и хлеб, и жареную рыбу, и тогда-то она развязала свой узел чистой ветоши, чтобы перевязывать раненых.

(25) Ей никогда не приходилось делать этого раньше, и солдаты сами показывали ей, как надо бинтовать руку, ногу, шею, голову. (26) Перевязывая раны и всячески пряча при этом поглубже свой ужас перед такими, никогда не виденными ею раньше жестокими увечьями человеческих тел, Даша однообразно, но с большой убедительностью повторяла каждому:

— Ничего, заживёт…

(27) И раненым становилось легче от одного певучего голоса юнги, и от его осторожных ловких тонких рук, и от участливых васильковых глаз.

(28) После этого памятного дня Даша не хотела уже расставаться со своими ранеными, которых перевязывала ветошью на Альме. (29) Она продала и кобылу, и двуколку, явилась к начальству и просила, чтобы ей разрешили ходить за ранеными в госпитале.

(По С. Сергееву-Ценскому) Оооооооооооооо

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875—1958) — русский писа­тель, академик АН СССР (1943). Его перу принадлежит историческая эпопея «Преображение России», в том числе роман о Крымской войне «Се­вастопольская страда». В его произведениях сжато, ярко и сильно выра­жено сострадание к людям.

В 1941 году Сергееву-Ценскому присуждена Государственная премия СССР.

ОООООООООООООФ

А28 В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, что помощь Даши была нужна солдатам?

1) Предложение 20: Но вот повалили раненые в тыл, на перевязоч­ные пункты, а иных несли на скрещенных ружьях, покрытых шинелями.

2) Предложение 24: Очень быстро расхватали и хлеб, и жареную рыбу, и тогда-то она развязала свой узел чистой ветоши, чтобы перевязывать раненых.

3) Предложение 25: Ей никогда не приходилось делать этого рань­ше, и солдаты сами показывали ей, как надо бинтовать руку, ногу, шею, голову.

4) Предложение 27: И раненым становилось легче от одного певу­чего голоса юнги, и от его осторожных ловких тонких рук, и от участливых васильковых глаз.

А29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21-27?

1) рассуждение и повествование 3) описание и рассуждение

2) повествование 4) описание

АЗО В каком из перечисленных предложений употребляется фразе­ологизм?

1)8 2) 11 3)20 4)23

Часть 2

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

В1

Укажите способ образования слова двадцативедёрную (предло-

Жение 13).

В2

Из предложений 16—18 выпишите притяжательное прилага-

Тельное.

ВЗ

Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание

Со связью Примыкание.

О

Тветы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4

Среди предложений 12—16 найдите такое, которое имеет в своём составе неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

В5

Среди предложений 7—14 найдите предложение с обособлен — ным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 2—10 найдите сложноподчинённое пред-

Ложение с придаточным определительным. Напишите номер

Этого предложения.

Среди предложений 19—24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза и указатель­ной частицы. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текс­та, который вы анализировали, выполняя задания Л28-А30, Bl—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особен­ности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствую­щие номеру термина из списка.

Автор рассказывает нам о первой русской медицинской сестре с боль­шой теплотой и любовью. Коса у Даши «золотистая», а глаза «василь­ковые». Очевидно, что в данном случае автор использует такое средство художественной выразительности, как (предложения 16, 27). При описании событий жизни героини автор прибегает к (предложе­ния 8, 17) В тексте присутствуют слова «кляча», «тряпьё», что свидетель­ствует об использовании(предложение 13).

Для усиления впечатления автор обращается к(предложения 19, 20).

Список терминов:

1) Книжная лексика

2) метафора

3) антонимы

4) разговорная лексика

5) эпитет

Часть 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Особенности земноводных». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) В связи с выходом на сушу в кровеносной системе земноводных произошли крупные изменения. (2) У взрослых особей лягушек и их личинок трехкамерное сердце. (3) Головастик развивается в водной среде из яйца, скорлуповая оболочка отсутствует. (4) Земноводные – теплокровные животные. (5) Кислород поступает в организм взрослых лягушек через влажную кожу и легкие. (6) Жизнь земноводных в значительной степени зависит от температуры и влажности окружающей среды. (7) К земноводным относят зеленую жабу, гребенчатого тритона, нильского крокодила и травяную лягушку.

Внеурочное экологическое занятие для учащихся начальных классов:

Экология — путь к пониманию природы.

           Младший школьный возраст наиболее
оптимальный этап в  развитии экологической культуры личности. В этом возрасте
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических
позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а
так же в его поведении в природе
. Именно в этот
период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к
природе, окружающему миру.                                                                                                                   Экологическое воспитание следует начинать с раннего
детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить
фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение
к природе.
                                                                                                                      Мало
обучить ребенка законам экологии, важно, чтобы появилось желание и возможность
использовать их в своей жизни. Этому как раз и способствует подача нужной
информации в соответствующий чувствительный период, когда она может быть
усвоена. Такое обучение базируется не столько на запоминании правил, сколько дает
возможность развить у будущего человека экологическое сознание. Воспитание
заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста
закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные и школьные
годы.                                               Чтобы любить и оберегать
по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание
природы
часто служит причиной равнодушия, а порой, и жестокости по отношению ко всему
живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать
жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред
природе.                                                                                         
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры  в начальной
школе нам предоставляют уроки ознакомления с окружающим миром.
В течение нескольких  лет в начальной школе
на уроках окружающего мира  включаю факультативный курс по программе “Экология
для младших школьников”. Заметила, что курс позволяет организовывать с детьми
интересную работу, которая не только расширяет кругозор  учеников, но и
развивает, воспитывает их
. Занятия по экологии не должны быть скучными,
наукообразными. Со временем вижу, как меняется
отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам.

Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредствам самых
разнообразных форм. Приведу  несколько методик,
диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего школьного
возраста.

Тема занятия: «Это все животные»

А
знаешь ли ты, как богат и разнообразен  животный мир нашей планеты? Животные
окружают нас повсюду: это и бабочки, и птицы, парящие высоко в небе, и жители
морских и речных глубин, и обитатели лесов, степей, пустынь, и животные,
живущие с нами под одной крышей. Всех животных делят на несколько классов.

Рекомендации для учителя:

Знакомство
с этим необыкновенным миром можно провести следующим
образом:                                                                                             

 1.
Научная
страничка.                                                                                                              2.
Литературная
страничка.                                                                                 
                            3. Занимательная страничка.

К л а с с   МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Сколько нас                                                                                                                                В наше время на планете Земля насчитывается 4050 видов
млекопитающих животных, из числа которых в пределах нашей страны встречается
360 видов.

Наши размеры                                                                                                     
                      
В этом классе
животных объединены и крохотные зверьки- землеройки, размером тела с желудь и
гиганты морских просторов — киты, длина тела которых достигает несколько
десятков метров при массе более ста тонн.

Наша семья                                                                                                          
                  
В родстве
подземный житель- крот и «хозяин леса» медведь, морской обитатель- калан и
«владыка джунглей»  тигр. Млекопитающие распространены кругосветно.

Как нас отличить                                                                                   
                
Высокий
уровень развития нервной системы, живорождение и выкармливание своего потомства
молоком, что и определило название этой большой группы животных.

Задания для учащихся

Задание
1.
                                                                                                          
   Каких животных этого класса ты знаешь? Назови их.

Задание
2
.                                                                                                   
  Расскажи, как связаны между собой осина, заяц, волк. Покажи эту связь с
помощью схем.

Задание
3. 
Подумай!                                                                                                            В 
одном месте люди уничтожили всех волков за то, что они  охотились на оленей.
Через несколько лет оленей стало так много, что они съели в этом месте весь
корм, стали голодать, болеть.   Множество оленей
погибло.                                                                         
Как ты объяснишь, что произошло?                                                                                 Что
нужно было сделать людям?   

К л а с с   ПТИЦЫ

Сколько
нас                                                                                                   
                              
В
классе современных птиц насчитывается 8600 видов. В нашей стране встречается
760 видов пернатых, из которых примерно 375 видов – птицы перелетные и
кочующие.

Где  мы
живем                                                                           
                 
Распространены
пернатые  кругосветно. На крайнем Севере исследователи наблюдали белы чаек,
пуночек. Птицы буревестники залетают к самому Южному полюсу. Встречаются пернатые
в безводных пустынях и в горах на высоте до 6500м. Но есть среди птиц такие
виды, которые не летают: африканский страус, киви, эму, пингвины.

Наши размеры                                                                                                                 Есть крохи, величиной со шмеля (колибри), есть гиганты. Так,
африканский страус имеет массу до 70 кг и рост более 2,5м.

Как нас
отличить                                                                                        
                 
Тело птицы
покрыто перьями , конечности видоизменены в виде крыльев. Все птицы имеют клюв.
Птицы размножаются яйцами, насиживая их в гнездах. Масса яиц — от нескольких
миллиграммов  до 1,5 кг.

Задание  для  учащихся

Задание
1
.                                                                                                                 
Какие   птицы живут в нашей местности? Назовите.

Задание
2
.                                                                                                   
                    Скворцы, щеглы, воробьи, снегири кормятся в кронах деревьев
и на земле. Славку, пеночку, камышовку можно встретить в нижней части дерева.
Кукушка, иволга, чиж, свиристель обследуют все дерево. На  стволах и ветвях
можно увидеть пищуху, дятла, поползня. Стрижи и ласточки кормятся в воздухе.
Как объяснить такие отличия в поисках пищи? (У каждого вида птиц своя
экологическая ниша, четко распределены  объекты охоты, что исключает
конкуренцию между видами).

Задание
3.                                                                                                      
                    
Был случай,
когда в одной стране стало очень много воробьев. Они клевали зерна на полях. И
люди решили уничтожить всех воробьев. Но когда  они сделали это, на полях 
размножились насекомые и погубили немалую  часть урожая.                                                                          
                                                   Почему это
произошло?                                                                         
                               Как должны были поступить люди?

К л а с с  пресмыкающиеся.

Представителей
этого класса (черепах, змей, ящериц, крокодилов) образно называют «дети
солнца». И это название неслучайно.

Где  мы живем                                                                                                               
Большинство видов
распространено там, где много светит солнце(на Кавказе, в Крыму, на Юге
Дальнего Востока). Образ жизни наземный, за исключением морских змей и морских 
черепах.

Сколько нас                                                                                                      
            
Ныне живущих известно
более7000 видов. В нашей стране встречается 145-150 видов пресмыкающихся.

Как  нас
отличить                                                                                                  
Тело пресмыкающихся покрыто
роговой чешуей или щитками. У этих животных нет постоянной температуры тела.
Она прямо зависит  от температуры окружающей среды. Размножаются все виды
пресмыкающихся яйцами, откладывая их в почву. Пресмыкающиеся, за исключением
крокодилов, никакой заботы о своем потомстве не проявляют.

Задание  для  учащихся

Задание
1
.                                                                                                           
      Чем похожи птицы и
пресмыкающиеся?                                                                                                                 

Задание
2
.                                                                                                                      В
Туркмении живет самая крупная ящерица — серый варан. Живет в пустыне среди 
зарослей саксаула. Цвет кожи желтовато-серый. Но у маленьких варанчиков имеются
темные поперечные полоски. Чем объяснить такую разницу в окраске? (Молодые варанчики
скрываются среди скудной  растительности пустыни, и поперечные полоски делают
их менее заметными).                                                                                            

Задание
3.                                                                                                                        
Кто 
это?                                                                                                                                           
                                                             

             Бегает среди
камней,                                                                                        
                                                                                                                             Не
угонишься за
ней.                                                                                                                                                                             
Ухватил за хвост, но — АХ!                                                                                                                                                        
Удрала, а хвост в руках.

— Какую
особенность ящериц ты узнал из этой загадки?

К л а с с  земноводные.

Следующий
класс животных имеет два названия: первое название — амфибии, второе название —
земноводные.

Где мы живем                                                                                                        
Название говорит нам, что эти
животные живут на суше и в воде. Большинство видов встречается там, где высокая
влажность.

Сколько нас                                                                                                                        Сейчас насчитывается более 1040 видов земноводных.

Как нас отличить                                                                                       
                  
Свою жизнь
земноводные начинают в водной среде. Где из  икринок выводятся в
виде личинок, которые ничего общего по внешнему виду не имеют с портретами
своих родителей. Потом  личинки проходят несколько стадий
превращения, пока не обретут характерные черты взрослых особей своего вида.
Затем молодежь покидает водоемы, выбирается на сушу, где и продолжается ее рост
и развитие. В личиночном состоянии они дышат с помощью жабр, во взрослом
состоянии большинство видов — легкими. Кроме того, газообмен протекает в
значительной степени через кожные покровы. Большинство земноводных  имеет
незаметную окраску. Питаются, в основном, растительной пищей.

Задание для учащихся

Задание
1
.                                                                  
                                                      Одна из сидящих на берегу
реки лягушек заметила приближающегося врага и прыгнула в воду. Другие лягушки
тоже попрыгали в воду, хотя опасности не заметили. Объясни поведение животных.                   
                                                                 (Между особями
в популяции существуют различные виды связи, в том числе информационные. Шлепок
о воду одной из лягушек — звуковой сигнал об опасности для других).

Задание
2
.                                                                                                    
                       Веселая задача.                                                                                                    

                                 Пять зеленых лягушат                                                                                          
На песочке в ряд лежат.                                                                               
Одному из пяти
братцев                                                                               
Захотелось
искупаться,                                                                               
Остальным же неохота                                                                         Возвращаться
вновь в болото.


Сколько лягушат  осталось лежать на
песке?                                                        — — А ты видел
лягушек? Где и когда? Расскажи.

ИТОГ: 
Делается вывод, что природа – источник познания окружающей среды, живых и
неживых предметов и явлений.  Природа-это
растения, животные, горы и реки, воздух и земля, звери  и птицы. Природа – это для всех единый дом, а человек?
Человек – тоже часть природы, но природа – это не беспорядочный набор в котором
все нужны друг другу.
Всё 
это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом — вся Земля. Мы
должны беречь всё это, наводить порядок.
                                                                                         
Экологические знания должны помочь понять
ребёнку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его и его
близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически
ориентированных видах деятельности. Одно дело — провести беседу о правилах
поведения, и совсем другое – создать условия, в которых ребёнок смог бы
реализовать эти знания на практике.
Очень важно заниматься экологией с
самого раннего возраста. Тогда кроме памяти и сознания работают еще и механизмы
раннего запечатления. Это будет способствовать развитию культуры следования
законам природы, без постоянной оглядки на сиюминутные потребности и блага: возможно,
эти действия будут диктоваться, наконец, необходимым, а подчас и единственно
правильным выбором – сохранить среду своего обитания.

Источники:

1.    
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж:
Учитель, 2006.

2.     Захлебный
А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.:
Просвещение, 1984.

3.    
Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе – 2. – Волгоград:
Учитель, 1997.

4.    
Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение
, 1971.

5.    
Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей. –
Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

  • Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов исправить ошибки
  • Большинство времени проходит бесплодно речевая ошибка
  • Большинство времени они потратили впустую лексическая ошибка
  • Большинство времени они потратили впустую вид ошибки
  • Большинство времени он проводит на работе исправить ошибки