Дать поддержку лексическая ошибка как исправить

Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Читайте также :

Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.

Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.

Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.

Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

играть значение, уделять значение иметь значение, уделять внимание
не имеет роли не играет роли
постигать навыки приобретать навыки
повысить кругозор расширить кругозор
поднять тост произнести тост, поднять бокал за…
дать поддержку оказать поддержку
одержать первенство одержать победу, завоевать первенство
пристально слушать внимательно слушать
быть в поле внимания быть в поле зрения
стремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускается
дешёвые цены низкие цены
оплатить штраф заплатить, выплатить штраф
повышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджа
повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции
улучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояния
рост экономики рост экономических показателей
оказать заботу проявить заботу
улучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживания
одержать поражение потерпеть поражение
приобрести уважение заслужить уважение
глубокая весна поздняя весна
оказать впечатление произвести впечатление

Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.

Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.

Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.

Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.

В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:

  • Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
  • Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
  • Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.

Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.

Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:

  • удовлетворять требования — отвечать потребностям
  • беседа проведена — лекция прочитана
  • возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
  • принять меры — предпринять шаги
  • повысить уровень — улучшить качество
  • приобрести известность — заслужить уважение
  • играть роль — иметь значение

Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.

В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:

А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:

Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.

Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.

Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.

В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:

Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.

«Это не играет значения»: 15 ошибок в лексической сочетаемости, с которыми вы сталкиваетесь каждый д

Навеяно вот этой темой Внезапные факты, которые перевернут твое сознание в которой народ начал проверять свои знания и упражняться в их совершенствовании ( ваш покорный слуга не исключение и то же там отметился!)
Предлагаю «углУбить» свои знания в плане употребления родного языка!

Нарушение лексической сочетаемости слов — очень распространенная ошибка. Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно.

Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры». «Играть роль» и «иметь значение» — «играть значение».

Казалось бы, в чем проблема, ведь мы понимаем, о чем говорится. Однако в языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать — чтобы оставаться грамотными людьми и сохранять «великий могучий русский язык» для будущих поколений. Поэтому давайте запомним:

Предпринять меры — предпринять шаги, принять меры
Играть значение — играть роль, иметь значение
Не имеет роли — не играет роли, не имеет значения
Дать поддержку — оказать поддержку
Поднять тост — произнести тост, поднять бокал за.
Одержать первенство — одержать победу, завоевать первенство
Быть в поле внимания — быть в поле зрения, быть в центре внимания
Стремительно ползет вверх/вниз — стремительно поднимается/опускается
Оплатить штраф — заплатить, выплатить штраф
Дешевые цены — низкие цены
Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции
Улучшить уровень (например, благосостояния) — повысить уровень (благосостояния)
Рост экономики — рост экономических показателей
Приобрести уважение — заслужить уважение
Оказать заботу — проявить заботу

P.S. На 100% правильности утверждаемого в указанном выше источнике не настаиваю — читайте, критикуйте, поправляйте.

Задание 6 — Теория — ЕГЭ 2022 по русскому языку

Лексическая ошибка — Теория и практика 6-го задания ЕГЭ по русскому языку 2022 года

Задание №6 ЕГЭ по русскому языку — Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Формулировка задания

Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)

Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

Алгоритм выполнения задания 6

  1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;
  2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
  3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
  4. Если это ошибка, исправь ее.

Теория. Типы речевых ошибок.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.


Тип ошибки
Примеры
Плеоназм Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.
Тавтология Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.
Нарушение лексической сочетаемости Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки).
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).
Алогизм (соединение несовместимых понятий) Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).
Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).
Употребление паронимов Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

Плеоназм

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

источники:

http://hodor.lol/post/102919/

http://ege-helper.ru/zadanie-6-teoriya-ege-2022-po-russkomu-yazyku

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • 7 мифов о копирайтерах
  • Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…

  • Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
  • За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…

  • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
  • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

  • Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
  • Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…

  • Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?
  • Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Курсы. Занятие 1.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 6. Лексические нормы

Формулировка
задания

Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее
слово. Выпишите это слово.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки,
когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и
8 10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с
качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные
же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами
вроде «очень», «слишком» и др.)

Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное
слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного
языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в
битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать
победу/ потерпеть поражение)

Алгоритм
выполнения задания 6

1. Прочитайте
предложение, определите значение каждого слова;
2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами
выразительности).
4. Если это ошибка, исправь ее.

Теория.
Типы речевых ошибок.

Лексические
нормы
 (или
нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора
слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также
употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

Тип
ошибки

Примеры

Плеоназм

Главная
суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.

Тавтология

Проливной
ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.

Нарушение
лексической сочетаемости

Он
выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет
значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность
(приобрел известность/заслужил уважение).

Ошибки
в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений)

Антон
любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые
руки). 

Неправильное
употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов.

Этот
аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт
(до сих пор). 

Алогизм
(соединение несовместимых понятий)

Новый
спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг
(заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк
(благодаря хорошей погоде).

Неточный
подбор синонима

Теннис
культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в
городе). 

Употребление
паронимов

Каменистые
ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). 

Плеоназм 

Плеоназмы —
словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение
другого.

Примеры
плеоназмов:
 май
месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен,
библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные
сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, 
первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный
памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные
аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень
прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее
планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и
поправки. и др.

Тавтология

Тавтология (разновидность
плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры
тавтологии:
 Заданное
задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать
организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок
вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание;
характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести
недостаточное количество иллюстраций.

Нарушение
лексической сочетаемости 

Лексическая
сочетаемость слов
 –
это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение
слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут
не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры
нарушения лексической сочетаемости:
 сделать решение (принять решение);
играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу);
дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или
завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в
поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб);
приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу
(выдвинул) и т.д.

Ошибки
в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически
неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические
ошибки
 —
это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им
значении.

Типичными
ошибками в использовании фразеологизмов являются:

·        
Изменение
лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на
носу»);

·        
Сокращение
или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного
не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по
адресу»);

·        
Употребление
фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры
ошибок
:
Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках
(рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась
львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд)
да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по
правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит
(выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя
рукава или сложа руки).

Неправильное
употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов
иной стилевой окраски, просторечий. 

Устаревшие
слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова,
обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие
неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова,
устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены
синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы
и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом
(художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё
не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с
обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм —
лексическая единица, употребление которой ограничено
определенной территорией.

Заимствованные слова – слова,
пришедшие в язык из других языков.

Примеры
ошибок: 
Она
пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза
была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в
средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая
теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей
(встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков
сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица
(книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время
должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После
окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел
(поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое;
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю
(свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.
(Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с
непониманием значения заимствованного слова «полиглот».
Алогизмы

Алогизм — тип
логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте,
сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры
алогизмов:
 Благодаря
плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного
рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика
по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под
давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно
участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве
художественного приема.

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные
по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и
гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Задания для подготовки, задания
экзаменов

1. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три
обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

2. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на
полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

3. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и
не считал себя вправе это делать.

4. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие,
подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей
темноте.

5. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих
чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

6. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не
доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после
сна щурится спросонья.

7. Отредактируйте предложение:
исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите
это слово. Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе
потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.

8. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Нередко художественные произведения бывают
автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр
Грин писал свою автобиографию.

9. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на
то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась
осенью двухтысячного года.

10. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово
/ сочетание слов. Выпишите это слово. Сроки сдачи военного объекта нарушены,
потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а в
связи с санкциями срочно пришлось решать проблему импортозамещения.

11. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Поддерживает эти процессы и необычный феномен
избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения,
которые соответствуют их представлениям.

12. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены
попросили меня написать все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется,
чтобы я рассказал всю историю с начала до конца.

13. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Не существует существенной разницы в нравственных
приоритетах мировых религий.

14. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из
яблок и пригласила на чай соседей.

15. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень
популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех
рисоводческих хозяйствах района».

16. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж
которыми лишь кое-где видна чернеющая чернота.

17. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно,
которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.

18. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий
зной, а в глухом ельнике было так прохладно.

19. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато
многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

20. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Командир был убит насмерть, и командование взял на себя
молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.

21. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и,
произнося шепотом слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд,
проблему, поэтому я старался им не мешать.

22. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было
выйти.

23. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много
цветущих цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще.

24. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Стало ясно, что мы неверно определили основную суть
эксперимента — теперь нам придётся проводить исследование сначала.

25. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был
нам необходим для завершения ремонта.

26. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется
свободная вакансия менеджера.

27. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Когда совершаешь поступок, за который потом может быть
стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного
бумеранга.

28. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не
преградил путь кораблю.

Задания для подготовки, задания экзаменов

1. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три
обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Ответ:
холодный

2. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на
полу обнаружили совершенно мёртвого человека.

Ответ:
совершенно

3. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и
не считал себя вправе это делать.

Ответ:
истинную

4. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие,
подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в
чернеющей темноте.

Ответ:
чернеющей

5. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих
чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.

Ответ:
безслов|молча

6. Отредактируйте предложение:
исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Орешник
почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а
лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.

Ответ:
спросонья|послесна

7. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили
опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.

Ответ:
опущенные

8. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что,
создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Ответ:
свою

9. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре
уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного
года.

Ответ:
первая

10. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово
/ сочетание слов. Выпишите это слово. Сроки сдачи военного объекта нарушены,
потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а в
связи с санкциями срочно пришлось решать проблему импортозамещения.

Ответ:
из-зарубежа|иззарубежа|импортировались

11. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания,
когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их
представлениям.

Ответ:
необычный

12. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать
все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю
историю с начала до конца.

Ответ:
всю

13. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Не существует существенной разницы в нравственных
приоритетах мировых религий.

Ответ:
существенной

14. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из
яблок и пригласила на чай соседей.

Ответ:
яблочную|изяблок

15. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень
популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех
рисоводческих хозяйствах района».

Ответ:
сегодняшний|этот

16. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж
которыми лишь кое-где видна чернеющая чернота.

Ответ:
чернеющая

17. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило
глубже, и озерная вода становилась черной.

Ответ:
мокрую|мокрая

18. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом
ельнике было так прохладно.

Ответ:
жаркий

19. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея,
бывшего здесь впервые.

Ответ:
богатая

20. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант,
который прибыл в часть неделю назад.

Ответ:
насмерть

21. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом
слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд, проблему, поэтому
я старался им не мешать.

Ответ:
маленькие

22. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.

Ответ:
проливной

23. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что
блюда с закусками терялись в их таинственной чаще.

Ответ:
цветущих

24. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Стало ясно, что мы неверно определили основную суть эксперимента — теперь
нам придётся проводить исследование сначала.

Ответ:
основную

25. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово. В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был
нам необходим для завершения ремонта.

Ответ:
цен

26. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия
менеджера.

Ответ:
свободная

27. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить
о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.

Ответ:
обратного

28. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь
кораблю.

Ответ:
ледяной

Исправить ошибки в глагольно — именных сочетаниях.

Дать помощь ; сделать впечатление ; оказать вред ; предпринять меры ; сделать подвиг ; оказать большую роль.

На этой странице находится вопрос Исправить ошибки в глагольно — именных сочетаниях?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Задание 6. Исправьте лексическую ошибку

При выполнении задания обратите внимание на формулировку. Если сказано «ИСКЛЮЧИВ ЛИШНЕЕ СЛОВО», значит, речь идет о плеоназме или тавтологии

Алгоритм выполнения задания 6

1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова; 2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки). 3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности). 4. Если это ошибка, исправь ее.

Теория. Типы речевых ошибок

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) — это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Тип ошибки

Примеры

Плеоназм

Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.

Тавтология

Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.

Нарушение лексической сочетаемости

Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).

Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений)

Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки).

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов.

Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).

Алогизм (соединение несовместимых понятий)

Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Неточный подбор синонима

Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).

Употребление паронимов

Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

Плеоназм

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Нарушение лексической сочетаемости

Лексическая сочетаемость слов — это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т. д.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм — лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»); Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»); Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело…; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы — слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты — щёки, очи — глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы — новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова — слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот — человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Конец ознакомительного фрагмента.

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Тематический практикум ОГЭ 2023

NEW -50%

Проверка сочинения и изложения ОГЭ

2023

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

-30%

ТОП орфографических ошибок в сочинении ЕГЭ

-20%

ТОП пунктуационных ошибок в сочинении ЕГЭ

-20%

ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ

-50%

Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению

-50%

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»

-50%

300+ аргументов к итоговому

-50%

Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение

Интерактивный чек-лист

-50%

Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест

Интерактивный чек-лист

-50%

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

-50%

Исключения и трудности ЕГЭ

-50%

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

300+ заданий 6 ЕГЭ

-50%

ОГЭ-навигатор 2023

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023

СКИДКА

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

-50%

Проверка сочинения ЕГЭ

-50

netology

Подборка заданий 6 ЕГЭ. Лексические нормы.
В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с сочетаемостью слов. Необходимо найти нарушение сочетаемости и ЗАМЕНИТЬ неверно употребленное слово.

!!! Практическое пособие от Рустьюторс: «Исключить и заменить. Задание 6 ЕГЭ»

Содержание:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

  1. Автор трактата поднимает сложную философскую дилемму: в чём смысл и цель существования человека?

  2. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.  
  3. В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция. 
  4. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.  
  5. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.    
  6. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.    
  7. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики.   
  8. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.   
  9. Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом.  
  10. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.   
  11. Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.   
  12. Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком». 
  13. Летом обычно идет дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно ползет вверх.   
  14. Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».   
  15. Если назначить слишком дешевые цены, то организация не сможет покрыть свои издержки и не сумеет выжить.   
  16. «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы». 
  17. Изучая архивные материалы, писатель подчас узнает и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не уделял тот человек, о котором написана книга.   
  18. Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству повысить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства.   
  19. Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.   
  20. Правильная устная и письменная речь поможет приобрести уважение окружающих.   
  21. В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.   
  22. Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.    
  23. Договор между странами о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит условия для реализации совместных экономических проектов. 
  24. В этот день Федор Андреич не выходил из своего кабинета, а на другое утро все в доме были поражены его скоропостижным отъездом.   
  25. Сопоставляя наблюдения, проведенные в разные века, ученые смогли сделать гипотезу о существовании циклов солнечной активности.  
  26. Делая отвары лекарственных растений, нельзя превышать концентрацию и дозировку, так как активные вещества в больших количествах могут оказать вред здоровью.   
  27. Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.   
  28. Если вы не привыкли принимать сами решения, за вас это могут сделать другие, но они будут учитывать свои интересы, ваши интересы никто не будет брать во внимание.   
  29. Рядом с Томом сидел его заядлый друг, так же изнывавший от тоски и так же глубоко и благодарно обрадованный развлечением.   
  30. Добавленное на игру время уже не имело роли в определении победителя.   
  31. В жизни каждого нормального человека наступают такие моменты, когда необходимо оказать решение не с учетом личных интересов и амбиций, а с учетом дела, которому ты служишь.   
  32. После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.   
  33. Приблизившись с ружьями наготове, путешественники увидели, что собаки остановили целый рой лошадей, бежавших, очевидно, к озеру на водопой.   
  34. В июне 1668 года «генерал» флибустьеров Ямайки Генри Морган, имея под своим началом всего 460 человек, решил произвести нападение на один из самых укрепленных портовых городов Панамского перешейка. 
  35. На основе первоначальных наблюдений он сумел выдвинуть догадку о том, что солнце, как правило, появляется с востока.   
  36. Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта — одержать первенство в олимпиадной борьбе.   
  37. Он решил не смыкать взгляд всю ночь, потому что ему не удалось запрятать подальше свои пять фунтов золота, и они так и лежали в патронном ящике у его изголовья.   
  38. Принц произвел на меня уютное впечатление, хотя я с некоторой досадой должен был сознаться, что мое старание быть приятным для него собеседником за столом оказалось бесплодным.   
  39. На чемпионате мира по легкой атлетике было завоевано несколько мировых рекордов.    
  40. Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор.   
  41. Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей.   
  42. Жизнь великого учёного нашей страны И. В. Мичурина — прекрасный пример человека сильной воли, умеющего постигать огромные трудности.   
  43. Скромность и доброжелательность гораздо полезнее высокомерия, трудолюбие значит больше, чем прирожденный талант, а уверенность работает только в паре с компетентностью.   
  44. Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это популярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции.   
  45. Однако недостаточно виртуозное исполнение «Девушки с флейтой» заставило исследователей высказать гипотезу, что полотно принадлежит не Вермееру, а кому-то из его учеников.    
  46. В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.   
  47. Стремление во что бы то ни стало обнаружить законы истории приводило иногда к тому, что явно ошибочные концепции излагались в форме отдельных тезисов, а последние выдавались за исторические законы.   
  48. Поощрять надо не только достигнутые недостатки, но и затраченные на выполнение задания усилия.   
  49. Императрица Юга и император Севера согласились почтить своим вниманием свадьбу монарха Трех ветров.   
  50. П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.   
  51. На месте тропинок укладывается плитка, устанавливаются детские городки, организуются места для отдыха пожилых людей, появятся площадки для выпаса собак, хорошее освещение и много зелени.   
  52. Отважный защитник набросился на ближайшего юношу, и все пошли врассыпную, не ожидав такой свирепости от маленькой собаки.     
  1. Поднимать проблему, решить дилемму, оказаться перед дилеммой
  2. Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело 
  3. Роль – играть роль, но иметь значение 
  4. Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д. 
  5. Значения – иметь значение, играть роль 
  6. Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление. 
  7. Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить 
  8. Взгляд – бросить взгляд 
  9. Победу – одержать победу, завоевать первенство 
  10. Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости , движения 
  11. Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания 
  12. Предшествующих 
  13. Поднимается – нельзя стремительно ползти 
  14. Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль 
  15. Низкие – низкие цены, дешевые товары 
  16. Косяк – косяк рыб, стая птиц 
  17. Придавал – придавать значение, уделять внимание 
  18. Увеличить – увеличить выпуск продукции, повысить уровень качества 
  19. Вину – загладить вину, брать ответственность 
  20. Заслужить – заслужить уважение 
  21. Играли – играть первую скрипку 
  22. Проявить – проявить заботу, оказать внимание 
  23. Создает – создавать условия, творить дела, добро, чудеса 
  24. Неожиданным- неожиданный, внезапный отъезд, скоропостижная смерть 
  25. Выдвинуть – выдвинуть гипотезу 
  26. Нанести – нанести вред, оказать влияние 
  27. Произведений – отрывки из произведений 
  28. Принимать – принимать во внимание 
  29. Закадычный – закадычный друг, заядлый картежник 
  30. Значения – иметь значение, играть роль 
  31. Принимать – принимать/принять решение, оказать воздействие 
  32. Предложил – предложить руку и сердце 
  33. Табун – табун лошадей, рой пчел 
  34. Совершить – совершить нападение, произвести осмотр, замену, впечатление 
  35. Высказать – высказать догадку, выдвинуть гипотезу 
  36. Победу – одержать победу, первенство принадлежит к.-л. 
  37. Глаз – не смыкать глаз 
  38. Приятное – приятное впечатление 
  39. Установлено – установить рекорд, завоевать уважение, доверие, популярность 
  40. Расширить – расширить кругозор, повысить уровень знаний 
  41. Вызвал – вызвать реакцию, создать образ, условия, видимость 
  42. Преодолевать – преодолевать трудности, беда постигла 
  43. Врожденный – врожденный талант, прирожденный ум 
  44. Вызывать – вызывать аллергические реакции, навлекать беду 
  45. Выдвинуть – выдвинуть гипотезу, высказать мнение 
  46. Старом – старый сад, преклонный возраст 
  47. Открыть – открыть закон, обнаружить большое количество, пропажу 
  48. Успехи – достигнутые успехи 
  49. Присутствием – почтить присутствием 
  50. Коллекционером – коллекционер — тот, кто собирает коллекции, селекционер – человек, выводящий и совершенствующий сорта растений, породу животных или штаммы 
  51. Выгула – выгул собак, выпас овец 
  52. Бросились – броситься врассыпную 

Полезные материалы по теме:

  • ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО 
  • ЗАДАНИЕ 6 ЕГЭ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ 
  • Практика ЕГЭ (по заданиям) 
  • Варианты ЕГЭ

  • Дать окончательное решение ошибка
  • Дать значение лексическая ошибка
  • Дать двумстам сотрудникам зарплату исправьте ошибки
  • Датчики ошибок на панели приборов
  • Датчики давления шин киа к5 выдает ошибку