Деепричастный оборот генератор грамматических ошибок

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

которые читают вместе с этой

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос ( Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Деепричастный оборот. Грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота.(ЗАДАНИЕ 8)

Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголом. Поэтому тот, кто выполняет действие-глагол, должен выполнять и действие-деепричастие.

Я иду, смотря по сторонам. ( Я иду и я смотрю)

Набрав в легкие побольше воздуха, я глубоко нырнул. ( Я нырнул и я набрал воздуха)

Стало быть, деепричастный оборот не может относиться к безличному глаголу, так как безличный глагол обозначает действие, которое никто не выполняет, оно происходит само по себе.

Типичные грамматические ошибки:

Глядя в окно, с меня слетела шляпа. ( Я глядел, а слетела шляпа.)

Сломав крыло, галка была вылечена. (Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как вылечена – это страдательное причастие.)

Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. ( Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие.)

Замерзнув, мне стало холодно. ( Стало холодно – это безличное сказуемое, к нему не может относиться деепричастие. Хоть это Моё состояние, но Я его не делаю, оно просто происходит со мной.)

Есть несколько случаев, когда деепричастный оборот может относиться к безличному сказуемому:

Готовясь к ЕГЭ, можно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нужно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, необходимо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, надо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, возможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, невозможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нельзя расслабляться.

А4 Найдите предложения с ошибками

1. Приступая к сочинению, трудно будет справиться с вступлением.

2. Приступая к сочинению, надо составить план работы.

3. Приступая к сочинению, я выбрал удачный эпиграф.

4. Приступая к сочинению, определите главную мысль.

5. Приступая к сочинению, хотелось написать на «отлично».

6. Приступая к сочинению, все мысли куда-то подевались.

7. Приступая к сочинению, тема показалась очень трудной.

8. Наклеивая обои, получилось неровно.

9. Наклеивая обои, я работал по инструкции.

10. Наклеивая обои, работайте с отвесом.

11. Наклеивая обои, стена оказалась неровной.

12. Наклеивая обои, пролился клей.

13. Наклеивая обои, пролил клей.

14. Наклеивая обои, нужно учитывать материал, из которого они изготовлены.

15. Перелезая через забор, я зацепился штанами и порвал их.

16. Перелезая через забор, у меня порвались штаны.

17. Перелезая через забор, случилось неприятное происшествие: порвал штаны.

18. Перелезая через забор, высота его меня поразила.

19. Перелезая через забор, постарайтесь не порвать штаны.

20. Перелезая через забор, невозможно порвать штаны.

21. Перелезая через забор, из него торчали гвозди.

Предложения с ошибками: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16, 17, 18, 21

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Petrova Galina NikolaevnaНаписать 12849 16.01.2020

Номер материала: ДБ-926643

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    16.01.2020 24
    16.01.2020 34
    16.01.2020 21
    16.01.2020 99
    16.01.2020 75
    16.01.2020 25
    16.01.2020 172
    16.01.2020 14

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Грамматические ошибки в деепричастиях в русском языке

— Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.

Неправильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Правильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.

— В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.

Неправильно: Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.

Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив)

— Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.

Неправильно: На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.

Правильно: На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

источники:

http://infourok.ru/deeprichastnyj-oborot-grammaticheskie-oshibki-pri-upotreblenii-deeprichastnogo-oborota-zadanie-8-4069536.html

http://reallanguage.club/grammatika-russkogo-yazyka/grammaticheskie-oshibki/grammaticheskie-oshibki-v-deeprichastiyax/

        Деепричастие обозначает добавочное
действие к основному, выраженному глаголом. Поэтому тот, кто выполняет
действие-глагол,  должен выполнять и действие-деепричастие.

Например:

Я иду, смотря по сторонам. ( Я иду и я смотрю)

Набрав в  легкие побольше воздуха, я глубоко нырнул. ( Я
нырнул и я набрал воздуха)

Стало быть, деепричастный оборот не может относиться к
безличному глаголу, так как  безличный глагол обозначает действие,
которое никто не выполняет, оно происходит само по себе.

Типичные грамматические  ошибки:

Глядя в окно, с меня слетела шляпа. ( Я глядел, а слетела шляпа.)

Сломав крыло, галка была вылечена. (Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как
вылечена – это страдательное причастие.)

Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. ( Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может
относиться деепричастие.)

Замерзнув, мне стало холодно. (
 Стало холодно – это безличное сказуемое, к нему не может относиться
деепричастие. Хоть это Моё состояние, но Я его не делаю, оно просто происходит
со мной.)

Есть несколько случаев, когда деепричастный оборот может
относиться к безличному сказуемому:

Готовясь к ЕГЭ, можно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нужно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, необходимо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, надо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, возможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, невозможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нельзя расслабляться.

А4    Найдите предложения с ошибками

1.      Приступая к сочинению, трудно будет справиться с вступлением.

2.      Приступая к сочинению, надо составить план работы.

3.      Приступая к сочинению, я выбрал удачный эпиграф.

4.      Приступая к сочинению, определите главную мысль.

5.      Приступая к сочинению, хотелось написать на «отлично».

6.      Приступая к сочинению, все мысли куда-то подевались.

7.      Приступая к сочинению, тема показалась очень трудной.

8.      Наклеивая обои, получилось неровно.

9.      Наклеивая обои, я работал по инструкции.

10.  Наклеивая обои, работайте
с отвесом.

11.  Наклеивая обои, стена
оказалась неровной.

12.  Наклеивая обои, пролился
клей.

13.  Наклеивая обои, пролил
клей.

14.  Наклеивая обои, нужно
учитывать материал, из которого они изготовлены.

15.  Перелезая через забор, я
зацепился штанами и порвал их.

16.  Перелезая через забор, у
меня порвались штаны.

17.  Перелезая через забор,
случилось неприятное происшествие: порвал штаны.

18.  Перелезая через забор,
высота его меня поразила.

19.  Перелезая через забор,
постарайтесь не порвать штаны.

20.  Перелезая через забор,
невозможно порвать штаны.

21.  Перелезая через забор, из
него торчали гвозди.

Предложения с ошибками: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16, 17, 18, 21

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную

Поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему. Действующее лицо  должно быть одно и то же – и для глагола, и для деепричастия; оба действия должны происходить в одно время.
Попрощавшись с друзьями, один из них сообщает мне важную новость (я прощался, а сообщает кто-то другой; попрощавшись — деепричастие СВ, то есть действие от глагола СВ  «попрощался» в прош. вр., друг «сообщает» — глагол в наст. вр.). Исправление: Когда я прощался с друзьями, один из них сообщил мне важную новость.

— Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Ошибка: Выпив крепкого кофе, мне не спалось. Исправление: Из-за выпитого крепкого кофе мне не спалось.

— По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия. Ошибка: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, дорога очищается спецтехникой. Исправление: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, спецтехника очищает дорогу.

— При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым: Пример: Поставив укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. (Порядок действий не соответствует фактическому). Исправление: Ставя укол, медсестра дезинфицирует место инъекцииДеепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым.

Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. Ошибка: Увидев расставленные по полкам книги, читатель быстро найдет нужную. Исправление: Когда читатель увидит расставленные по полкам книги,  он быстро найдет нужную.

— Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки при использовании причастного и деепричастного оборотов
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную

Чтобы ответить на вопросы, надо вспомнить особенности построения предложений с деепричастным оборотом и уметь правильно их применять.

Для того, чтобы ответить на первый вопрос теста необходимо вспомнить, от какого члена зависит и какую роль оно выполняет. Обычно, думают, что если деепричастие – это добавочное действие, то эта конструкция находится во власти сказуемого. Но это заблуждение.

Так как это подчиняется существительному, то есть подлежащего, значит в безличных данное устройство не употребляется. Также как и у глаголов, конструкции бывают двух типов. Несовершенного вида и совершенного вида. Чтобы употреблять каждое из них, существуют особые правила, которых следует придерживаться. Чтобы определить тип необходимо найти деепричастие и установить от слова какого типа оно образовано. А далее воспользоваться правилами. В этом случае надобно обращать внимание на сказуемое, добавочным действием к которому относится оборот.

Вдобавок данные построения надобно обладать способностью правильно располагать. Время и вид глагола и оборота должны совпадать и нести определённый смысл. Опять же, нужно обращать внимание на то, есть ли подлежащие.
Здесь существуют исключения. Иногда есть ситуации, где деепричастный оборот используется несмотря на то, что безличное или пропущено сказуемое. Такие исключения потребуется просто запомнить и применять в необходимых местах. Ещё надо заметить, где построение применяется не так, как в обычных ситуациях.

Эту тему проходят в конце седьмого класса после того, как уже все члены предложения и части речи пройдены. Она не очень сложная, если помнить правила и качественно их применять. Поэтому ради прохождения теста, просто освежите в памяти правила, которыми мы пользуемся довольно часто, но просто их уже не замечаем.



Пройти тест онлайн

1. К какому члену предложения должно относиться действие, выражаемое деепричастным оборотом?

    Подлежащее;

    Сказуемое;

    Определение;

    Обстоятельство.

2. В предложениях какого типа не употребляются деепричастные обороты?

    В вопросительных предложениях;

    В безличных предложениях;

    В номинативных предложения;

    В простых предложениях.

3. В каком случае обычно употребляется деепричастный оборот НСВ?

    Если действие, выражаемое деепричастием, происходит после действия, называемого глаголом;

    Если действия, выражаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновременно;

    Если деепричастие называет действие, предшествующее действию, которое называет глагол-сказуемое;

    Если глагол-сказуемое употребляется в форме сослагательного наклонения.

4. В каком случае обычно употребляется деепричастный оборот СВ?

    Если действие, выражаемое деепричастием, происходит после действия, называемого глаголом;

    Если действия, выражаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, происходят одновременно;

    Если деепричастие называет действие, предшествующее действию, которое называет глагол-сказуемое;

    Если глагол-сказуемое употребляется в форме сослагательного наклонения.

5. В каком из вариантов приведено верное употребление деепричастного оборота в предложении?

    Добежав до финиша, у спортсменов будет время для отдыха.

    Забрав вещи, в квартире стало пусто.

    Саша читал книгу, но еще вспоминая разговор с другом.

    Подняв руку, ученик ответил на вопрос.

6. В каком из вариантов приведено неверное употребление деепричастного оборота в предложении?

    Приготовив овсянку, у нее был полезный завтрак.

    Решив задачу, Петя получил хорошую оценку.

    Почистив обувь, Катя убрала ее в шкаф.

    Переписав задание, он убрал тетрадь в рюкзак.

7. Какое правило не соблюдено при употреблении деепричастного оборота: «Наблюдая за животными в зоопарке, нам было весело»?

    Действие, выражаемое деепричастным оборотом, может относиться только к подлежащему.

    Деепричастный оборот не употребляется в предложениях со страдательными конструкциями.

    Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении.

    Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения со сказуемым.

8. В каком из вариантов приведено предложение-исключение?

    Мама очень любит завтракать на балконе, сидя в мягком кресле.

    Искупавшись в озере, ребята лежали на теплом песке и пересказывали смешные истории.

    Девочке было холодно, поэтому она надела теплый свитер.

    В детском лагере были студенты, вызвавшиеся помогать воспитателям, придумывая конкурсы.


Может быть интересно


Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.

Написать комментарий

Примеры правильного построения предложений с деепричастным оборотом.

 

Примеры.

Пояснения.

Поднявшись на гору, он увидел море. Находим главные члены.

Он увидел.

Деепричастие «поднявшись» — добавочное действие, можно заменить глаголом.

Он поднялся и увидел.

Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания. Находим главные члены.

Готовлюсь.

Только сказуемое, но подлежащее легко «подставить» — Я (это определённо-личное односоставное предложение).

Заменяем деепричастие глаголом.

Я готовлюсь и выполняю.

Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания! Находим главные члены.

Выполняй.

Определённо-личное предложение, глагол в повелительном наклонении. Если к кому-то обращаются с просьбой, значит есть лицо, совершающее это действие. Легко подставить местоимение ТЫ.

Ты выполняй и готовься.

Готовясь к ЕГЭ, НУЖНО выполнять тренировочные задания. Запомните, какие слова могут быть в безличных односоставных предложениях с деепричастным оборотом:

нужно

можно

должно

следует

следовало, следовало бы

приходится, пришлось приходилось, пришлось бы.

удалось

нельзя

невозможно

не следует

не приходится

не удалось.

В подобных предложениях НЕТ подлежащего, но есть или можно подставить местоимения мне, нам, тебе, вам, ему, ей,  которые обозначают действующее лицо.

Готовясь к ЕГЭ, следует обращаться к словарям. Находим главные члены.

Следует обращаться.

Это безличное, в нём нет и не может быть подлежащего.

НО!!!

Если сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив, то это правильно построенное предложение.

Примеры ошибочного построения предложений с деепричастным оборотом.

 

Примеры. Пояснения.
Поднявшись на гору, стало совсем темно. Находим главные члены.

Стало темно.

Безличное предложение. В нём нет и не может быть подлежащего, то есть предмета (лица), которое может выполнить добавочное действие — «подняться»).

Поднявшись на гору, им был нарисован пейзаж. Находим главные члены.

Был нарисован пейзаж.

Пейзаж не может выполнить добавочное действие, то есть подняться на гору.

Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно. Находим главные члены.

Было трудно.

Это безличное предложение, в нём НЕТ подлежащего и нельзя его подставить.

Понятно, что трудно было НАМ, но это НЕ подлежащее, такие предложения построены неверно.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.

В правильно построенных предложениях с деепричастным оборотом должно быть:

  • Подлежащее, выражающее субъект действия, то есть тот, кто совершает и основное действие, и добавочное, выраженное деепричастием (деепричастие легко заменить глаголом);
  • Если односоставное предложение определённо-личное (легко подставить местоимения Я,МЫ,ТЫ,ВЫ);
  • Если предложение безличное, но есть слова: НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ и др.;
  • Если сказуемое – составное глагольное, то есть состоит из вспомогательного глагола + инфинитива.

Если НЕТ данных случаев, то предложение составлено НЕВЕРНО. Это будет ОТВЕТОМ в задании № 8.

Помните ГЛАВНОЕ:

Находите подлежащее, заменяйте деепричастие глаголом  и определяйте, может ли подлежащее «выполнить» добавочное действие.

Пояснение.

В статье сказуемые подчёркнуты одной линией, так как на сайте, к сожалению, НЕТ функции подчёркивания двумя.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.


Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Вернувшись
домой, мне вспомнилась эта история

(действие,
обо­значаемое деепричастием, должно
относиться к подлежащему: Вернув­шись
домой, я вспомнил эту историю).

Возможно употребление
деепричастного оборота в безличном
пред­ложении при инфинитиве: Заполняя
бланк ответов, следует использо­вать
гелевую ручку.

8. Ошибки
в построении предложения с причастным
оборотом.

Поставленная
проблема автором

очень актуальна
(определяемое

слово должно
находиться перед причастным оборотом
или после него: проблема,
поставленная автором
или
поставленная
автором проблема)-

9. Ошибки
при построении сложного предложения,
например:

Текст
принадлежит перу Лихачёва
,
в котором поднимается важная проблема..
.
(Правильно:
В тексте
Лихачёва поднимается важная проблема…)

10. Смешение прямой и косвенной речи.

Не случайно герой
говорит, что я

никогда не прячусь за чужими спинами.
При переводе
прямой речи в косвенную местоимения и
глаго­лы в форме первого лица следует
заменить местоимениями и глагола­ми
в форме третьего лица: Не
случайно герой говорит, что он никогда
не прячется за чужими спинами.
Можно
было использовать конструк­цию с
прямой речью: Не
случайно герой говорит: «Я никогда не
прячусь за чужими спинами».

11. Нарушение
границ предложения. В
сочинениях
часто неоправдан­

но используется
парцелляция — разрыв предложения:
Автор,
наверное,

очень добрый человек. Потому
что видит в людях только хорошие
ка­

чества (высказывание
должно быть оформлено как единое
сложнопод­

чинённое предложение).

Если в исходных
текстах парцелляция — это осознанный
художест­венный приём авторов, то в
ученических сочинениях такое построение
предложений, как правило, ничем не
оправдано и представляет собой типичную
грамматическую ошибку.

Речевые ошибки

Речевые ошибки
(речевые
недочёты) — это ошибки в использовании
слова или фразеологизма. Чаще всего это
нарушение лексических норм. Рассмотрим
основные типы речевых ошибок.

1. Употребление
слова в несвойственном
ему
значении.
Эта
ошибка

связана с непониманием значения
слова.

Если мы обратимся
к творчеству Толстого, то и там можно
найти происки патриотизма
(вместо
слова происки
(«интриги»)
следовало использовать существительное
примеры).

2. Нарушение
лексической сочетаемости слов.
Сочетаемость
опреде­

ляется смысловыми признаками,
лексическими значениями слов, а так­

же
традицией их употребления.

Книги занимают
очень важную роль в жизни человека
(правильно:
играют важную
роль
или
занимают
важное место).

3. Употребление слова сниженной стилистической окраски (просто­ речного или жаргонного).

Помните, что в
сочинении недопустимы грубые,
оскорбительные слова а также слова и
выражения, использующиеся в просторечии
или жар­гонной речи: телек,
видак, разборки, зациклиться
и
т. п.:

Не следует слишком
зацикливаться
на своих проблемах;
Многие
поначитаются
дешёвых
женских романов, а потом ищут себе
принца.

4. Плеоназм
— сочетание
сходных по значению слов, одно из
которых

дублирует смысл другого:

Коллеги по
работе
поздравили
учёного с получением премии (коллеги

и есть товарищи
по работе).

Сегодня прейскурант
цен
можно
увидеть в любом кафе
(слово
прейс­курант
означает
«справочник цен»).

5. Тавтология
— стечение
в одной фразе однокоренных слов:

Писатель
мастерски
описывает
своего
героя; В своём
рассказе
ав­тор
рассказывает
о событиях
войны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Ошибки в употреблении деепричастного оборота

Avatar

12.09.2022.
Тест. Русский язык, 10 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест-практикум «Ошибки в употреблении деепричастного оборота» направлен на отработку задания 8 ЕГЭ

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите грамматически верное продолжение предложения:

Прислонившись к забору, ….

Варианты ответов
  • парень поджидал соседа.
  • с ним заговорили.
  • его окликнули из-за угла.
Вопрос 2

Укажите грамматически верное продолжение предложения:

Подумав об этом, 

Варианты ответов
  • врач изменил решение.
  • решение врача изменилось.
  • ему захотелось изменить решение.
Вопрос 3

Укажите грамматически верное продолжение предложения: 

Желая убедиться сам,

Варианты ответов
  • он выглянул в окно.
  • его потянуло к окну.
  • ему захотелось поглядеть в окно.
Вопрос 4

Укажите предложение, в котором ЕСТЬ ошибка в употреблении деепричастного оборота:

Варианты ответов
  • Заваривая чай, у него упала чашка.
  • Выйдя на улицу, он ощутил небывалую жару.
  • Наблюдая за облаками, он был спокоен и безмятежен.
Вопрос 5

Укажите предложение, в котором НЕТ ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Варианты ответов
  • Убирая в комнате, у них сломался пылесос.
  • Выходя на улицу, мимо пронесся автомобиль.
  • Рассмотрев эти примеры, мы убеждаемся в справедливости данного предложения.
Вопрос 6

Укажите ВСЕ варианты грамматические верного продолжения предложения:

Имея такой характер, 

Варианты ответов
  • он не имел даже трех надежных приятелей.
  • будьте сдержаннее и терпимее.
  • трудно стать душой компании.
  • его редко приглашали в гости.
Вопрос 7

Укажите, ЕСТЬ ли в приведенных предложениях ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Варианты ответов
  • Концентрируясь на внутреннем пространстве, пространство увеличивается.
  • Идя по коридору в ванную комнату, ко мне пришла замечательная мысль.
  • Часть работы он сделал сам, не дожидаясь помощников.
  • Буквы скакали у него перед глазами, не сразу складываясь в слова, пытались сбить его с толку.
  • Попрощавшись с друзьями, один из них сообщает мне важную новость.
Вопрос 8

Укажите, ЕСТЬ ли в приведенных предложениях ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Варианты ответов
  • Предупреждая образование пробки из-за снегопада, спецтехника очищает дорогу.
  • Соблюдая правила этикета, можно даже неудовольствие выразить так, что никто не обидится.
  • Гулко пришлепывая сандалиями, взвилась на дороге пыль.
  • Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.
  • Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.
Вопрос 9

Укажите, в каких из приведенных безличных предложений МОЖНО использовать деепричастный оборот:

Варианты ответов
  • Выйдя из-за угла, мне прилетело камнем по голове.
  • Проводя эксперимент, необходимо соблюдать правила.
  • Переходя дорогу, стоит посмотреть по сторонам.
  • Слушая музыку, мне стало волнительно и радостно.
  • Открыв окно, стало ветрено.
  • Работая над книгой, можно брать иногда творческие паузы.
Вопрос 10

Укажите ВСЕ предложения, в которых ЕСТЬ ошибка в употреблении деепричастного оборота.

Варианты ответов
  • Успешно выдержав выпускные государственные экзамены в университете, страх Чехова перед ними прошёл.
  • Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.
  • Читая сегодня Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Щедрина, Толстого и Достоевского, Тургенева и Чехова, мы, люди совсем иного времени, не можем не задуматься о жизненном пути, который выбираем.
  • Храня и развивая лучшие традиции русского сценического искусства, Станиславский и Немирович-Данченко с группой талантливых молодых актеров создали Московский Художественный театр.
  • Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение.
  • Изменив название пьесы, была подготовлена новая афиша.

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Примеры деепричастного оборота

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие образуется от глагола и обозначает добавочное действие. В предложении с деепричастным оборотом всегда есть глагол в роли сказуемого, который называет основное действие. Действия, названные глаголом и деепричастием, совершаются одним и тем же лицом. Это лицо в предложении выражено существительным или местоимением и является подлежащим. В предложении деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, играет роль обстоятельства.

Обособление деепричастий

Обособление деепричастий Примеры
Предложения, осложнённые деепричастным оборотом.
  • Услышав в лесу подозрительный звук, охотники схватили ружья.
  • Артисты, поклонившись зрителям, не спешили уходить со сцены.
  • Котёнок забился под кровать, испугавшись Шарика.
С двух сторон деепричастный оборот выделяется и в том случае, если следует после союза или союзного слова.
  • Автомобиль начал было разгоняться, но, взвизгнув шинами, резко остановился.
  • Дети понимали, что, сбежав с урока, подведут Марию Ивановну.
Деепричастный оборот употребляется в обобщённо-личных предложениях и безличных (с инфинитивом) предложениях.
  • Замешивая тесто, используют тёплые продукты.
  • Решая задачу, нужно внимательно читать условия.
  • Услышав сигнал пожарной тревоги, нельзя поддаваться панике.
Деепричастный оборот может иметь внутри себя запятые. Сложные деепричастные обороты
  • Дети, разбросав книжки, игрушки и одежду, убежали.
  • Подарив имениннице цветы, конфеты и украшения, гости пошли танцевать

Случаи, когда деепричастный оборот не обособляется

В трёх частных случаях деепричастный оборот не выделяется запятыми.
Не обособленный одиночный деепричастный оборот, примеры:

1. Является фразеологизмом
  • Ваня бежал от собаки сломя голову.
  • Во время субботника школьники трудились не покладая рук;
2. Связан союзом И с однородным необособленным обстоятельством, обычно выраженным наречием.
  • Молодёжь на лавочке смеялась громко иникого не стесняясь.
  • Ловко истараясь не причинить боли медсестра сняла повязку.
3. Перед ним стоит усилительная частица И.
  • Миша поступил в университет ине используя знакомства с деканом.

Несколько деепричастных оборотов в простом предложении

В простом предложении может быть несколько деепричастных оборотов. Они могут относиться с одному сказуемому и быть между собой однородными. Постановка знаков препинания между ними подчиняются правилам пунктуационного оформления однородных членов.

Предложения с однородными деепричастными оборотами, примеры:

  • Ласточки, кружась над берегом, рассекая воздух острыми крыльями, то и дело ныряли в песчаные норки.
  • Задержавшись на работе и опоздав на электричку, Пётр Иванович был вынужден заночевать в кабинете.
  • Налив чай, но не предложив его гостю, Маша ждала объяснений.

Деепричастные обороты в простом предложении являются неоднородными, если относятся к разным сказуемым. Пример:

  • Ветер дул со страшной силой, срывая крыши с домов, завывал в трубах, вселяя ужас в жителей деревни.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Построение предложения с деепричастным оборотом часто вызывает затруднения. Необходимо помнить о распространённых ошибках и уметь их избегать. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов, примеры:

  1. Действие, названное деепричастием, выполняется не подлежащим.
    • Читая книгу, из неё выпала закладка. Использовать сложное предложение или сделать подлежащим другое лицо. Правильно: Когда Миша читал книгу, из неё выпала закладка. Или: Читая книгу, Миша выронил из неё закладку.
    • Сорвав цветы, они сильно пахли. Использовать причастный оборот или сделать подлежащим другое лицо. Правильно: Сорванные цветы сильно пахли. Сорвав цветы, я почувствовал сильный аромат.
  2. Употребление деепричастного оборота в безличном предложении.
    • Увидев подарки, Кате стало весело. Использовать сложное предложение или сделать предложение личным. Правильно: Кате стало весело, когда она увидела подарки. Или: Увидев подарки, Катя
      обрадовалась.
    • Бабушке стало лучше, выпив лекарство. Правильно: Бабушке стало лучше, когда она выпила лекарство. Или: Бабушка почувствовала себя лучше, выпив лекарство.
  3. Деепричастный оборот в сочетании с глаголом в форме будущего времени.
    • Подготовив концерт, ансамбль поедет на гастроли. Использовать сложное предложение.
      Правильно: Ансамбль поедет на гастроли, когда подготовит концерт.
  4. Употребление с причастным оборотом или глаголом в качестве однородного члена.
    • Яблони, покрытые нежно-розовыми цветками и источая лёгкий аромат, привлекали
      пчёл. Использовать 2 причастных или 2 деепричастных оборота (если возможно). Правильно: Яблони, покрытые нежно-розовыми цветками и источающие лёгкий аромат,
      привлекали пчёл.
    • Майский жук грузно опустился на ветку и сложив жёсткие крылья. Использовать 2 глагола или убрать союз И. Правильно: Майский жук грузно опустился на ветку и сложил жёсткие крылья. Или: Майский жук грузно опустился на ветку, сложив жёсткие крылья.

Источник

Построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастия – одна из сложнейших тем в русском языке. Многие даже не могут увидеть ошибку в построении предложения с деепричастным оборотом и деепричастием.

Скажу по секрету, даже великие писатели допускали эти ошибки в деепричастиях; вернее, ошибки употребления деепричастия в предложении. Хотите писать грамотнее, чем некоторые известные писатели? Тогда читайте эту статью.

Для начала немного определений

Это не официальные определения, они даются лишь для того, чтобы вы понимали, что я имею в виду под тем или иным словом. Что есть член предложения, что – часть речи, а что – ни то, ни другое, сейчас неважно.

  • Глагол (сказуемое) – выражает основное действие. Отвечает на вопрос: Что делает? (делал, будет делать и т.д.).
  • Субъект (подлежащее) – совершает это основное действие. Отвечает на вопрос: Кто? Или Что?
  • Деепричастие – обозначает добавочное действие, которое совершает (внимание!) ТОТ ЖЕ САМЫЙ СУБЪЕКТ. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Деепричастие образуется от глаголов, поэтому мы всегда легко можем превратить его обратно в глагол. Например, шагая – шагает, улыбаясь – улыбается.

Обратите внимание! Это крайне важно: один и тот же субъект совершает и основное (глагол) и добавочное (деепричастие) действие в рамках одного простого предложения.

И правило, которое поможет вам увидеть нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом и деепричастием:

Глагол и деепричастие в одном предложении должны относится к одному субъекту.

Понимаете? Если уж сидит лягушка, то она же и подмигивает:

Хитро подмигивая , на тропинке сидела лягушка.

Это всё. Если вы это понимаете, урок окончен. Но, всё-таки, проверьте себя предложениями ниже.

Тем, кто не понимает, хочу помочь услышать музыку предложений, в которых используется деепричастие. Тогда вы увидите. Тогда вас начнет коробить от неправильно составленных фраз, как от фальшивых нот.

Чаще всего ошибки совершаются, когда автор сам нечетко понимает, что или кто является субъектом действий. Поэтому начнем тренировать это понимание. Предлагаю потренироваться так: ниже я дам предложения с деепричастными оборотами и попрошу разобрать их по следующей схеме:

Еще примеры разбора:
ВООБРАЗИВ СЕБЯ ПОЭТОМ, Я ПЕЛА ПЕСНИ НЕСКЛАДНЫЕ (Tasha Sun).

2. Кто пел? – Я.
3. Добавочное действие: вообразив. Что еще я сделала? – вообразила.

4. 1) Я пела и 2) я вообразила

«ПОДЪЕЗЖАЯ К СИЕЙ СТАНЦИИ И ГЛЯДЯ НА ПРИРОДУ В ОКНО, У МЕНЯ СЛЕТЕЛА ШЛЯПА. И. Ярмонкин» (А.П.Чехов)

1. Основное действие: слетела.

3. Добавочное действие: Подъезжая и глядя. Что еще делала шляпа? – подъезжала и глядела.

4. Два простых предложения с одним субъектом : 1) Шляпа слетела. 2) Шляпа подъезжала и глядела.

Надеюсь, это повеселит вас.

А вот и примеры предложений с деепричастным оборотом и деепричастием:

1. Сказав это, он вышел.
2. Машина, промчавшись, оставила много дыма.
3. Войдя в комнату, мы можем увидеть роскошный кабинет.
4. Читая много текстов, стала замечать…
5. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу…
6. Преодолев сопротивление, вас ждёт невероятный прорыв во всех областях.
7. Купив билет, у вас есть шанс выиграть путевку на море!
8. (Никак не могла записаться на прием.) А наконец-то записавшись, мне перезвонили.
9. Желая увеличения притока денег, это делается в ущерб другим составляющим этой энергии, как-то: везение, удача и здоровье.
10. Надев платье, оно село, словно сшитое по лекалам.
11. Нарушая инструкции, эффективность вашей работы падает в разы.

В комментариях напишите, пожалуйста, сколько в упражнении предложений построено правильно, а сколько с ошибками употребления деепричастий. И какие предложения вызвали затруднение.

PS: когда разберете все примеры сами, проверьте себя здесь!

Источник

Что такое деепричастный оборот? Примеры

Деепричастный обо­рот — это дее­при­ча­стие с зави­си­мы­ми словами.

Чтобы понять, что такое дее­при­част­ный обо­рот в пред­ло­же­нии, сна­ча­ла вспом­ним, что обо­зна­ча­ет деепричастие.

В рус­ском син­так­си­се дее­при­ча­стие, как осо­бая неиз­ме­ня­е­мая гла­голь­ная фор­ма, обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет под­ле­жа­щее по отно­ше­нию к глаголу-сказуемому, например:

А над лесом мча­лось, не отста­вая от поез­да , осен­нее полу­ноч­ное небо.

Небо (что дела­ло?) мча­лось, в то же вре­мя не отставая.

Слово «не отста­вая» отве­ча­ет на вопрос что делая?

Это дее­при­ча­стие несо­вер­шен­но­го вида, кото­рое обо­зна­ча­ет доба­воч­ное одно­вре­мен­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глаголу-сказуемому. Оно обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­са от осно­вы неопре­де­лён­ной фор­мы глагола:

Не отста­вая (от чего?) от поезда.

У дее­при­ча­стия «отста­вая» име­ет­ся зави­си­мое сло­во — «от поез­да».

В таком слу­чае эту син­так­си­че­скую кон­струк­цию «не отста­вая от поез­да» назо­вем дее­при­част­ным оборотом.

Деепричастный обо­рот явля­ет­ся в пред­ло­же­нии одним чле­ном пред­ло­же­ния — обсто­я­тель­ством, кото­рое под­чер­ки­ва­ет­ся спе­ци­аль­ной лини­ей «штрих-точка-штрих-точка» ( ).

Мчалось (как?) не отста­вая от поез­да — это обсто­я­тель­ство обра­за действия.

Особенности постановки знаков препинания с деепричастным оборотом

В пись­мен­ной речи обыч­но оди­ноч­ное дее­при­ча­стие и дее­при­част­ный обо­рот выде­ля­ют­ся запятыми.

В пред­ло­же­нии может быть два дее­при­част­ных обо­ро­та, соеди­нен­ные сою­зом «и», отно­ся­щи­е­ся к одно­му и тому же ска­зу­е­мо­му. Эти одно­род­ные обсто­я­тель­ства соеди­не­ны оди­ноч­ным сою­зом «и». Тогда запя­тая ста­вит­ся перед пер­вым обо­ро­том и после вто­ро­го, например:

С вер­ши­ны дере­ва , взмах­нув кры­лья­ми _ и гром­ко закар­кав , взле­те­ла серая ворона.

Обратим вни­ма­ние, что дее­при­част­ный обо­рот отде­ля­ют­ся запя­той от пред­ше­ству­ю­ще­го союза:

И, тяже­ло вздох­нув, мать про­дол­жа­ла жало­вать­ся на быто­вые неурядицы.

Исключением явля­ет­ся кон­струк­ция с сою­зом «а», кото­рый нель­зя отде­лить от дее­при­част­но­го оборота:

Прочитайте пра­ви­ло, а разо­брав­шись в нем, выпол­ни­те упражнение.

Не выде­ля­ет­ся запя­той дее­при­част­ный обо­рот, соеди­нен­ный сою­зом «и» с одно­род­ным обсто­я­тель­ством, кото­рое выра­же­но наречием:

Она гово­ри­ла со мной насмеш­ли­во и немно­го рас­тя­ги­вая сло­ва .

Не обособ­ля­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот с союз­ным сло­вом «кото­рый» в каче­стве зави­си­мо­го слова.

У самой доро­ги рос­ла рас­ки­ди­стая ива, прой­дя мимо кото­рой мы спу­сти­лись на берег озера.

Если дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся фра­зео­ло­гиз­мом, его не сле­ду­ет выде­лять зна­ка­ми препинания.

Андрей стре­ми­тель­но бежал не раз­би­рая дороги.

Деепричастный обо­рот может вхо­дить в состав ска­зу­е­мо­го и тогда не тре­бу­ет обособления.

В деревне Агафья жила ни с кем не обща­ясь .

Примеры деепричастных оборотов в предложениях

Все замол­ча­ли, пере­гля­нув­шись меж­ду собой , и уже не воз­вра­ща­лись к этой теме.

Немного опом­нив­шись , он вер­нул­ся, но дверь была уже закрыта.

По небу полз­ли тяжё­лые серые тучи, с кры­вая про­гля­ды­ва­ю­щее вре­мя от вре­ме­ни солн­це .

Оленёнок, ощи­пы­вая листоч­ки и при­слу­ши­ва­ясь к малей­ше­му шоро­ху , ходил воз­ле куста.

Тропка была неза­мет­ной и, меняя направ­ле­ние , изви­ва­ми вела по тайге.

На том бере­гу, и зред­ка вспы­хи­вая , мель­ка­ли огни.

Не разо­брав это сло­во по соста­ву , не пой­мешь, какой в нем корень.

Она сиде­ла, гор­де­ли­во отки­нув голо­ву , и иско­са посмат­ри­ва­ла на меня.

Снег, лени­во падая с тем­но­го неба , посте­пен­но зано­сил дорогу.

Рогатые улит­ки мед­лен­но пол­зут , бороз­дя пес­ча­ное дно реч­ки .

Как при­зра­ки, в зер­ка­ле вод отра­жа­ясь , зелё­ные ивы сто­ят (И. Никитин).

И наш чел­нок плыл, мед­лен­но кача­ясь , меж топ­ких бере­гов изви­ли­стой реки (Я. Полонский).

Расправив бурые лов­кие и чут­кие кры­лья , лишь изред­ка тро­гая ими воз­дух , орлы нача­ли стре­ми­тель­но выпи­сы­вать в раз­доль­ном под­не­бе­сье огром­ные кру­ги. Под вечер, вдо­воль налю­бо­вав­шись степ­ным при­во­льем , орлы попар­но опу­сти­лись на зем­лю. (М. Бубеннов).

Дым, осты­вая, сте­лет­ся туманом,
Прохлада, сырость в воз­ду­хе ночном,
И сос­ны, зяб­ко ёжась , на поляне,
Столпившись, гре­ют лапы над костром.

Видеоурок

Источник

Об одной распространенной ошибке – неправильном употреблении деепричастных оборотов

Где можно допустить такую ошибку?

1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре речи).

Для начала нужно ошибку «осознать», т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю это следующим образом. Разберем пример (см. схему).

Деепричастие – это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. А если есть добавочное действие – значит, должно быть слово, которое обозначает основное действие. Чаще всего таким словом оказывается сказуемое. Кроме того, подлежащее должно называть производителя двух действий – и основного, и добавочного. Если это требование не соблюдается, то получается ошибочное выражение.

Разберем основные типы ошибок при употреблении деепричастных оборотов.

1. *Подходя к этой комнате, за дверью раздались странные звуки.

Основное действие совершают звуки (звуки раздались). Добавочное действие совершает другой субъект (например, он или я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные производители. Исправить можно приблизительно так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал, что за дверью раздались странные звуки.

2. *Выйдя на улицу, мне стало холодно.

Данное предложение безличное, в нем не может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта действия (на субъект действия указывает дополнение мне). В таких предложениях нельзя употреблять деепричастный оборот. Исправить можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало холодно.

В безличных предложениях можно употребить деепричастный оборот в том случае, если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь на ночлег, следует выбрать место посуше. В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («выбрать» и «устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы выбираете» и «вы устраиваетесь»).

3. *Приехав в Москву, машина будет разгружена.

Данное предложение – страдательная конструкция. Значит, производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают. Подлежащее называет объект основного действия и субъект действия, названного деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама себя. Исправить можно так: Когда машина приедет в Москву, она будет разгружена.

Деепричастный оборот чаще всего относится к сказуемому. Но иногда может также относиться и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Главное условие правильности построения предложений все то же: основное действие и дополнительное действие должны иметь все тот же субъект.

Она просила договориться о встрече, предварительно позвонив Андрею.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она просила,– одно и то же лицо.)

Лежа на диване, широко раскинув руки, он тихонько напевал.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)

Говорившая все это время, не повышая голоса, она вдруг начинала курить.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложение, выбрав правильное продолжение. Объясните свой выбор.

А. Сдав экзамены, .

1) . нас направили сразу же на практику.
2) . нам сразу стало легко.
3) . мы уехали отдыхать.

Б. Увидев этого страшного зверя так близко, .

1) . мне стало страшно.
2) . я испугался.
3) . раздался ее пронзительный крик.

(Задания подобного типа можно найти в сборниках для подготовки к ЕГЭ, например: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Русский язык / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)

Задание 2. Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, почему так нельзя сказать.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

Задание 3. Отредактируйте данные предложения.

1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.

2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Ответы к заданию 3

1. Подлежащее не называет субъекта добавочного действия, выраженного деепричастием (печаль и надежда не знакомились со стихотворением).

Это стихотворение оставило в моем сердце печаль, но в то же время и надежду.

2. Подлежащее не называет субъекта добавочного действия (лирический герой не читал стихи современных поэтов). Кроме того, предложение неудачное, даже если деепричастный оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в каждом стихотворении есть свой лирический герой», и так очевидно.

3. Известно, что от расстановки знаков препинания зависит смысл предложения (классический пример: Казнить нельзя помиловать). В данном случае с точки зрения пунктуации все знаки препинания стоят правильно, но именно такая расстановка знаков приводит к речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку, достаточно по-другому расставить знаки:

Самое главное, ребята поняли, занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах: нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. У основного и добавочного действий разные субъекты.

Она еще не успела разобраться в своем избраннике, как лавина чувств захватила ее.

5. То же самое, что и в предложении № 4.

Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают чувства к ней.

6. Деепричастный оборот в безличном предложении не употребляется.

Нужно было время, чтобы он вернулся из мира стихов в реальность.

Помощь в отработке данной темы могут оказать следующие книги:

1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.

2. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры ошибочных предложений, их исправленные варианты, краткое объяснение.)

3. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. (Даны примеры ошибочных предложений, комментарий к ним.)

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

которые читают вместе с этой

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос ( Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Исправить ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов

7.8.УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ. ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастие всегда обозначает добавочное действие, которое происходит параллельно с основным, например: мужчина шёл (основное действие), размахивая руками (добавочное, что при этом делая); кошка заснула (основное действие), поджав лапки (добавочное действие, что при этом сделав ?)

Деепричастия отвечают на вопрос что делая? (несовершенный вид) и что сделав? (совершенный вид). Одновременно с этим вопросом можно спросить и вопросами как? каким образом? с какой целью? и подобными. Деепричастие всегда обозначает признак действия, то есть описывает, как происходит основное действие.

Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении деепричастного оборота.

7.8.1 Деепричастный оборот в предложении с подлежащим

Общее правило употребления деепричастного оборота звучит так: деепричастие и сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица, то есть подлежащего. Это лицо выполняет два действия: одно основное, второе добавочное. Деепричастие легко должно заменяться на второй глагол: сел, разложив учебники — сел и разложил; смотрел, улыбаясь — смотрел и улыбался.

ТИП 1. Деепричастие и глагольное сказуемое, выраженное глаголом без постфикса -ся

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Поскользнувшись на льду , меня подхватил оказавшийся рядом парень .

Проходя под домом , на меня чуть не свалилась сосулька .

В каждом из предложений действующих лиц было два: в первом кто-то поскользнулся и кто-то подхватил; во втором: кто-то проходил и кто-то чуть не свалился. Но из-за ошибки в построении получается, что парень подхватил , поскользнувшис ь; сосулька чуть не свалилась , проходя .

При таком построении деепричастие ошибочно отнесено к одному действующему лицу, а сказуемое — к другому, что нарушает основное правило. Чтобы избежать ошибки, нужно следить за тем,чтобы деепричастие и сказуемое относились к одному лицу.

Приведём варианты исправленных предложений:

Когда я поскользнулась на льду, меня подхватил оказавшийся рядом парень.

Когда я проходил(а) под домом, на меня чуть не свалилась сосулька.

ТИП 2. Деепричастие относится к сказуемому в форме краткого страдательного причастия

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Написав стихотворение «Смерть поэта» , судьба Лермонтова была определена .

Проанализировав стихотворный текст , мной был совершенно верно определён его размер .

Как и в типе 1, деепричастие и сказуемое относятся к разным лицам. Из-за ошибки в построении получается, что судьба была определена , написав ; размер определён , проанализировав . Сказуемое представляет собой краткое страдательное причастие.

Если сказуемое выражено кратким причастием, значит, подлежащее само не выполняет действие, с ним что-то делают. При такой форме сказуемого деепричастия не может быть .

Приведём варианты исправленных предложений:

Когда Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», судьба его была определена .

Когда я проанализировал стихотворный текст, мною был совершенно верно определён его размер .

ТИП 3. Деепричастный оборот прикреплён к сказуемому- возвратному глаголу в страдательном значении, имеющему постфикс ся

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Обыкновенно, создавая своё произведение , в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.

Получив образование , студенты направляются старшим мастером на практику.

Как и в типе 2, подлежащее в таком предложении само фактически действия не выполняет: отношение выражается (кем-то); отображается (кем-то); направляются (кем-то). Но а если нет действия, то не может быть и дополнительного, добавочного, выраженного деепричастием . Заменяем деепричастный оборот на придаточное предложение.

Приведём варианты исправленных предложений:

Обыкновенно, когда создаётся произведение , в нём выражается авторское отношение к жизни и людям. Или: Создавая произведение , автор всегда выражает своё отношение к жизни и людям.

Когда студенты получают образование, они направляются старшим мастером на практику.

7.8.2. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего

Очень часто бывает так , что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен, то есть в предложении подлежащего нет. Речь в данном случае идет об односоставных предложениях. Именно эти типы вызывают наибольшие затруднения при нахождении ошибки.

ТИП 4. Деепричастный оборот в безличном предложении (кроме типа 7)

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Отправляя довольно важную телеграмму , мне не хватило денег.

Отказываясь от проведения эксперимента , ему было грустно .

Подлежащего нет, действующего лица выражено местоимением мне (это дательный падеж). Использование деепричастного оборота в безличных предложениях недопустимо . Можно: или сделать из деепричастного придаточное предложение, или из безличного сделать обычное, с подлежащим.

Исключение составляют предложения с глаголом -инфинитивом, см. тип 7 .

Приведём варианты исправленных предложений:

Когда я отправлял довольно важную телеграмму, мне не хватило денег.

Отказываясь от проведения эксперимента , он испытал грусть.

ТИП 5. Деепричастный оборот в неопределённо-личном предложении

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Получив хорошее образование , Грибоедова направили секретарём дипломатической миссии в Персию.

Не закончив отчёт , начальнику отдела предложили уехать в командировку.

Не может быть деепричастного оборота при подлежащем, если оно не определено . Такая ситуация возникает в неопределённо-личных предложениях с глаголом в форме прошедшего времени множественного числа.

Кто направил? кто получил? кто предложил? кто отчёт не закончил? Непонятно. Заменяем оборот на придаточное предложение или перестраиваем так, чтобы было понятно, кто получил образование, а кто закончил отчёт.

Приведём варианты исправленных предложений:

Когда Грибоедов получил хорошее образование, его направили секретарём дипломатической миссии в Персию.

Не закончив отчёт, начальник отдела получил предложение уехать в командировку.

7.8.3. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего. Разрешённые приёмы.

В связи с тем, что в заданиях могут быть и правильные предложения с деепричастным оборотом, считаем важным разместить таблицу с такими примерами и на такие правила, что не встречаются в ошибочных. Всё, что в этой таблице разрешено.

ТИП 6. Деепричастный оборот относится к глаголу в повелительном наклонении

Рассмотрим предложения без ошибок.

Переходя улицу, внимательно следите за движением транспорта.

Получив задание на деепричастный оборот , проверьте , есть ли в нём просьба, приказ или совет.

В предложениях подлежащего нет. Но разрешается употреблять деепричастные обороты в таких предложениях, где используется глагол в повелительном наклонении : следите, идите, пиши, ищи и так далее. Получается, что и оборот, и сказуемое относится с одному лицу, которому мы что-то советуем сделать. Легко подставить местоимение вы: вы следите, переходя; вы проверьте, получив.

ТИП 7. Деепричастный оборот относится к инфинитиву

Рассмотрим предложения без ошибок .

Гуляя по осеннему лесу , приятно вдыхать дурманящий аромат опавшей листвы.

Сдавая работу , следует её тщательно проверить .

При том, что подлежащего нет (безличное предложение) допустимо употреблять деепричастный оборот, если он относится к инфинитиву : гуляя, вдыхать; читая, сидеть; мечтая, дремать; дремая, мечтать.

Не все пособия допускают это правило: в некоторых из них к инфинитиву обязательно требуются надо, можно, нужно, следует и другие (так называемые модальные слова ). В любом случае предложения типа: переписывая, следует отмечать; начав, надо закончить; получив, необходимо сделать, будут БЕЗОШИБОЧНЫМИ.

ТИП 8. Деепричастный оборот в определённо-личном или обобщенно-личном предложении

Рассмотрим предложения без ошибок.

Собираясь за семейным столом в доме у родителей , всегда вспоминаем бабушкины пироги и чай с калиной и мятой.

Планируя предстоящий отпуск , тщательно рассчитываем семейный бюджет.

Подлежащего нет, но предложение определённо-личное , легко подставить местоимение мы. Можно оборот! Он относится к подразумеваемому лицу: мы вспоминаем, собираясь; мы рассчитываем, планируя.

источники:

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/oshibki-v-upotreblenii-deeprichastnyh-oborotov

http://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=238&print=true&svg=0&num=true

  • Главная
  • ЕГЭ. Познание
  • Первый — последний
  • Русский язык. 7 класс. ОРФОГРАММЫ, изучаемые в 7 классе.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

Вспомним теорию, которая необходима для выполнения задания № 8.

 Деепричастие обозначает добавочное действие. Основное действие выражает глагол- сказуемое.

И основное, и добавочное действие должен кто-то выполнить. Его выполняет «предмет», который является в предложении подлежащим.

Запоминаем основные правила!

  • Если предмет, являющийся в предложении подлежащим, не может выполнить добавочное действие, то построение такого предложения неверное.
  • Если же в предложении вообще нет подлежащего (некому выполнить действие), то это тоже ошибка.
  • Ест исключения в обоих случаях.

Случаи верного употребления деепричастного оборота.

Примеры.

Пояснения.

Поднявшись на гору, он увидел море.

Находим главные члены.

Он увидел.

Деепричастие «поднявшись» обозначает добавочное действие; его можно заменить глаголом.

Он поднялся и увидел.

Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания.

Находим главные члены.

Готовлюсь.

Только сказуемое, но подлежащее легко «подставить» — Я (это определённо-личное односоставное предложение).

Заменяем деепричастие глаголом.

Я готовлюсь и выполняю.

Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания!

Находим главные члены.

Выполняй.

Определённо-личное предложение, глагол в повелительном наклонении. Если к кому-то обращаются с просьбой, значит есть лицо, совершающее это действие. Легко подставить местоимение ТЫ.

Ты выполняй и готовься.

Готовясь к ЕГЭ, следует обращаться к словарям.

Находим главные члены.

Следует обращаться.

Это безличное, в нём нет и не может быть подлежащего.

НО!!!

Если сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив, то это правильно построенное предложение.

Запомните! Если есть слова НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ – это верное употребление деепричастного оборота.

Готовясь к ЕГЭ, нужно учить теорию.

  ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.

  • В правильно построенных предложениях с деепричастным оборотом должно быть подлежащее, выражающее субъект действия, то есть тот, кто совершает и основное действие, и добавочное, выраженное деепричастием (деепричастие легко заменить глаголом);
  • если односоставное предложение определённо-личное(легко подставить местоимения Я, МЫ, ТЫ , ВЫ);
  • если предложение безличное, но есть слова: НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ и др.;
  • если сказуемое – составное глагольное, то есть состоит из вспомогательного глагола + инфинитива.

Помните ГЛАВНОЕ:

Находите подлежащее, заменяйте деепричастие глаголом и определяйте, может ли подлежащее «выполнить» добавочное действие.

ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

Пример № 1.

деепричастный оборот Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

Подлежащее – материал. Материл не может создавать прогноз.

ОШИБКА.

Пример № 2.

Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, деепричастный оборот находясь за рулём автомобиля.

Подлежащее – дорога. Дорога не может находиться за рулём.

ОШИБКА.

Пример № 3.

деепричастный оборот. Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.

Подлежащее – красота. Красота не может создавать зарисовки.

ОШИБКА.

E-mail

  • Деепричастие ошибка 8 задание
  • Деепричастие грамматические ошибки упражнения
  • Дедушка был невыносимой брюзгой ошибка
  • Дедукция шерлока холмса ошибка
  • Дедуктивные умозаключения менее вероятно приведут к ошибке чем индуктивные