Деепричастный оборот обособляется знаками препинания лексическая ошибка

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Здравствуйте,
уважаемая редакция!
Пишет вам учитель из Дубны (Московская область)
Охлопкова Марина Юрьевна. Я работаю в старших
классах средней общеобразовательной школы № 4
и на подготовительных курсах при Международном
университете природы, общества и человека
«Дубна». Приходится много анализировать и
письменных работ старшеклассников, и тестов
абитуриентов. Хотелось бы рассказать об одном
виде речевых ошибок и о том, как я вместе с
ребятами работаю над тем, чтобы их не было.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
школа № 4,
г. Дубна,
Московская обл.


Об одной распространенной ошибке –
неправильном употреблении деепричастных
оборотов

Где можно допустить такую ошибку?

1) В сочинении;
2) в изложении;
3) в тесте (в тестах часто есть задания по культуре
речи).

Для начала нужно ошибку «осознать»,
т.е. понять, почему так сказать нельзя. Я объясняю
это следующим образом. Разберем пример (см.
схему).

Пояснения к схеме

Деепричастие – это особая форма
глагола, которая обозначает добавочное действие.
А если есть добавочное действие – значит, должно
быть слово, которое обозначает основное
действие. Чаще всего таким словом оказывается
сказуемое. Кроме того, подлежащее должно
называть производителя двух действий – и
основного, и добавочного. Если это требование не
соблюдается, то получается ошибочное выражение.

Разберем основные типы ошибок при
употреблении деепричастных оборотов.

1. *Подходя к этой комнате, за
дверью раздались странные звуки.

Основное действие совершают звуки (звуки
раздались)
. Добавочное действие совершает
другой субъект (например, он или я).
Значит, ошибочность предложения в том, что у двух
действий (основного и добавочного) разные
производители. Исправить можно приблизительно
так: Когда я подходил к этой комнате, то услышал,
что за дверью раздались странные звуки
.

2. *Выйдя на улицу, мне стало
холодно
.

Данное предложение безличное, в нем не
может быть подлежащего. А значит, нет и субъекта
действия (на субъект действия указывает
дополнение мне). В таких предложениях нельзя
употреблять деепричастный оборот. Исправить
можно так: Когда я вышел на улицу, мне стало
холодно.

  • В безличных предложениях можно
    употребить деепричастный оборот в том случае,
    если главный член выражен инфинитивом: Устраиваясь
    на ночлег, следует выбрать место посуше
    . В
    данном предложении подлежащего нет. Но у
    основного и добавочного действий («выбрать» и
    «устраиваясь») один и тот же субъект действия («вы
    выбираете» и «вы устраиваетесь»).

3. *Приехав в Москву, машина будет
разгружена
.

Данное предложение – страдательная
конструкция. Значит, производитель действия,
выраженного сказуемым, и производитель действия,
выраженного деепричастием, не совпадают.
Подлежащее называет объект основного
действия и субъект действия, названного
деепричастием. Проще говоря, приедет в Москву
машина, а разгружать ее будет кто-то, а не она сама
себя. Исправить можно так: Когда машина приедет
в Москву, она будет разгружена
.

Деепричастный оборот чаще всего
относится к сказуемому. Но иногда может также
относиться и к другим членам предложения,
выраженным инфинитивом, причастием или другим
деепричастием. Главное условие правильности
построения предложений все то же: основное
действие и дополнительное действие должны иметь
все тот же субъект.

Она просила договориться о встрече,
предварительно позвонив Андрею
.
(Договариваться и звонить будет тот, кого она
просила,– одно и то же лицо.)

Лежа на диване, широко раскинув руки,
он тихонько напевал
.
(Он лежал на диване, и он раскинул руки.)

Говорившая все это время, не повышая
голоса, она вдруг начинала курить
.
(Она говорила, и она не повышала голоса.)

Тренировочные упражнения

Задание 1. Закончите предложение,
выбрав правильное продолжение. Объясните свой
выбор
.

А. Сдав экзамены, …

1) …нас направили сразу же на практику.
2) …нам сразу стало легко.
3) …мы уехали отдыхать.

Б. Увидев этого страшного зверя так
близко, …

1) …мне стало страшно.
2) …я испугался.
3) …раздался ее пронзительный крик.

(Задания подобного типа можно найти в
сборниках для подготовки к ЕГЭ, например:
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
Единому государственному экзамену. Русский язык
/ В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. М.: Интеллект-Центр, 2003.)

Задание 2. Выберите из данных
предложений те, в которых допущены ошибки в
употреблении деепричастных оборотов. Объясните,
почему так нельзя сказать
.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но,
побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором,
работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил,
что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от
мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат
был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую
физическую подготовку, проблем с поступлением в
вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных
условиях, не имея в течение долгих недель ни
одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее
появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору
показалось, что она нуждается в серьезной
доработке.

Задание 3. Отредактируйте данные
предложения
.

1. Познакомившись со стихотворением, в
моем сердце осталась печаль, но в то же время и
надежда.

2. В настоящее время, читая стихи
современных поэтов, в каждом из них есть свой
лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли:
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах, нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев
разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем
вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно
было время, чтобы заново привыкнуть к реальному
миру.

Ответы к заданию 3

1. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия, выраженного деепричастием
(печаль и надежда не знакомились со
стихотворением).

Это стихотворение оставило в моем
сердце печаль, но в то же время и надежду.

2. Подлежащее не называет субъекта
добавочного действия (лирический герой не читал
стихи современных поэтов). Кроме того,
предложение неудачное, даже если деепричастный
оборот будет употреблен правильно, т.к. то, что «в
каждом стихотворении есть свой лирический
герой», и так очевидно.

3. Известно, что от расстановки знаков
препинания зависит смысл предложения
(классический пример: Казнить нельзя
помиловать
). В данном случае с точки зрения
пунктуации все знаки препинания стоят правильно,
но именно такая расстановка знаков приводит к
речевой ошибке: деепричастный оборот употреблен
в безличном предложении. Чтобы исправить ошибку,
достаточно по-другому расставить знаки:

Самое главное, ребята поняли,
занимаясь обустройством общественной жизни в
своих школах: нам нужны активные и
жизнерадостные лидеры
.

4. У основного и добавочного действий
разные субъекты.

Она еще не успела разобраться в своем
избраннике, как лавина чувств захватила ее
.

5. То же самое, что и в предложении № 4.

Он увидел Татьяну. В нем вспыхивают
чувства к ней.

6. Деепричастный оборот в безличном
предложении не употребляется.

Нужно было время, чтобы он вернулся
из мира стихов в реальность
.

Помощь в отработке данной темы могут
оказать следующие книги:

1. Голуб И.Б. Упражнения по
стилистике русского языка. М.: Рольф, 1999.

2. Миловидова И. Проверяем свою
грамотность. Тесты. М.: Айрис, 1995. (Даны примеры
ошибочных предложений, их исправленные варианты,
краткое объяснение.)

3. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и
ответов. Русский язык: Учебное пособие для
поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет»,
1999. (Даны примеры ошибочных предложений,
комментарий к ним.)

Режим учебы и отдыха (7)

Пунктуационные ошибки – неправильная расстановка знаков препинания в предложении. Из-за неверного использования запятых ученики теряют баллы на ОГЭ и ЕГЭ. В статье собраны популярные неточности, допущенные школьниками на экзаменах, а также расположены советы для предотвращения ошибок.

Содержание

Отсутствие знаков препинания всегда вызывает дискомфорт у грамотных людей, а на ОГЭ и ЕГЭ неграмотность чревата потерей баллов. Все ученики сдают экзамен по русскому языку, в котором должны быть соблюдены лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы. Не имеет значения набор школьных предметов, выбранных вами на ОГЭ или ЕГЭ, ведь структурированное изложение мыслей важно всегда и везде.

1. Запятая в словосочетании «не более чем» при отсутствии противопоставления

  • Беседа затянется не более, чем на 10 минут.
  • Беседа затянется не более чем на 10 минут.

2.Запятая в причастном обороте до определяемого слова

  • Приготовленные бабушкой пирожки, стояли на столе.
  • Приготовленные бабушкой пирожки стояли на столе.
  • Выбрав необходимые продукты я отправился на кассу для оплаты покупок.
  • Выбрав необходимые продукты, я отправился на кассу для оплаты покупок.

Деепричастные обороты в русском языке, в отличие от причастных, обособляются и перед главным словом, и после. Запомните, чтобы сдать ЕГЭ на максимальные баллы!

4.Запятая в причастном обороте после определяемого слова

  • Я наблюдал за облаками плывущими по небу.
  • Я наблюдал за облаками, плывущими по небу.

5.Двоеточие при наличии обобщающего слова

  • В комнате находилось множество предметов интерьера, ваза, ажурная настольная лампа, книжный стеллаж и картины.
  • В комнате находилось множество предметов интерьера: ваза, ажурная настольная лампа, книжный стеллаж и картины.
  • «Я завершу написание демонстрационного варианта ЕГЭ в 19:00» — сказала она.
  • «Я завершу написание демонстрационного варианта ЕГЭ в 19:00», — сказала она.

7.Запятая после союза «однако»

После союза «однако» запятая не ставится, если слово используется в качестве
противопоставления «но». На ЕГЭ многие ребята попадаются в эту ловушку и допускают ошибку.

  • На концерте я хотел встать у сцены, однако, опоздал и не успел занять место.
  • На концерте я хотел встать у сцены, однако опоздал и не успел занять место.

8.Тире в предложениях, где обобщение находится после перечислений

  • Обществознание, математика, история, русский: предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ.
  • Обществознание, математика, история, русский – предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ.
  • Ни рыба, ни мясо.
  • Ни рыба ни мясо.

10.Однородные члены с повторяющимся союзом

  • Слухи разлетелись и по школе и по району и по городу.
  • Слухи разлетелись и по школе, и по району, и по городу.

1-3 октября

10-11 классы

Онлайн-пробник ЕГЭ

11.Перечисление неоднородных характеристик

Запятые ставятся при нахождении в предложении однородных прилагательных, например, обозначающих цвет.

Выпускники запустили в небо красные, желтые, зеленые, синие шары.

Но:

  • Царевна предстала перед народом в золотом, парадном одеянии.
  • Царевна предстала перед народом в золотом парадном одеянии.

(Цвет + предназначение одежды).

Вводные слова обособляются запятыми!

  • К счастью я сдал экзамен по русскому языку и обществознанию на высокие баллы.
  • К счастью, я сдал экзамен по русскому языку и обществознанию на высокие баллы.

13.Запятая между предложениями, входящими в 1 сложное предложение

  • Море буйно качалось и волны поднимались до громадной высоты.
  • Море буйно качалось, и волны поднимались до громадной высоты.

14.Придаточные предложения, соединенные одиночным союзом

  • Евгений размышлял о том, как он отправится в путешествие, и какие страны посетит.
  • Евгений размышлял о том, как он отправится в путешествие и какие страны посетит.

Школьники ошибочно полагают, что «ввиду» всегда обособляется. Существуют случаи, когда запятая не нужна. Обязательно запомните это правило перед тем, как сдавать ЕГЭ!

  • Я не пошел на пляж, ввиду плохой погоды.
  • Я не пошел на пляж ввиду (= из-за) плохой погоды.

16.Запятая перед союзом «да»

Перед «да» запятая не ставится, если союз = «и».

  • Федя отправился в лес за грибами, да ягодами.
  • Федя отправился в лес за грибами да ягодами.

17.Обороты «не что иное, как»

  • Одиннадцатиклассники сдают не что иное как ЕГЭ или ГВЭ.
  • Одиннадцатиклассники сдают не что иное, как ЕГЭ или ГВЭ.
  • Его сестра Катерина Ивановна была предметом обожания для многих ухажеров.
  • Его сестра, Катерина Ивановна, была предметом обожания для многих ухажеров.

19.Союз «как», входящий в сказуемое

В предложениях, где «как» можно заменить на тире.

  • Белый снег, как полотно.
  • Белый снег как полотно. (Белый снег – полотно).

20.Приложения, относящиеся к личным местоимениям

  • Я-гуманитарий испытывал трудности при решении задач на уроке математики.
  • Я, гуманитарий, испытывал трудности при решении задач на уроке математики.

Проверьте готовность к ЕГЭ, расставив знаки препинания в предложениях

1. Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

Ответ: 1234

2. Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

Ответ: 14

3. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

Ответ: 13

4. И. Е. Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живёт влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет.

Ответ: 1234

5. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

Ответ: 2

Frame-1 (28)

Список важных правил пунктуации для ОГЭ и ЕГЭ

Вам скоро предстоит сдавать ОГЭ или ЕГЭ? При подготовке приучайте себя к грамотной письменной речи, чтобы на автомате правильно расставлять знаки препинания на экзамене!

  • Во фразеологических оборотах запятые не ставятся.
  • Запятыми разделяются простые предложения в составе одного сложного.
  • Придаточное предложение, находящееся в середине главного, обособляется с двух сторон.
  • Деепричастия выделяются запятыми всегда, за исключением фразеологизмов и деепричастий, близких к наречию. Например, «он слушал молча».
  • Причастия и причастные обороты не обособляются, если стоят перед определяемым словом.
  • После обобщающего слова ставится двоеточие.
  • Точка с запятой располагается между независимыми частями предложений.

Чай, стоявший на столе, остывал; за окном виднелся багряный закат.

  • Запятые ставятся при сравнительных оборотах.
  • Не принимаются за сравнительные обороты части составных сказуемых, присоединенные союзами.
  • Междометия отделяются, но частицы «ну», «ах», ох» не обособляются, так как усиливают какой-либо признак.

Ах ты какой!

Но не хочу, о други, умирать!

5 лайфхаков,

чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на максимум

Как научиться правильно расставлять знаки препинания? Советы экспертов ЕГЭ

Русский язык невероятно богат и многообразен, поэтому его изучение затруднено. Некоторые предложения вводят в ступор при расстановке знаков препинания. Задания на пунктуацию сложны для учеников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ. Освоить все тонкости
поможет регулярная подготовка к экзамену и соблюдение всех правил языка.

Составляйте схемы предложений

Схемы помогают разбить большое предложение на несколько маленьких кусочков, чтобы отследить взаимосвязь между частями единого целого. Отмечайте основу, вводные слова, обороты, междометия и однородные члены.

Тренируйтесь с помощью выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ

Где найти типовые вопросы по всем предметам экзаменов?

Решу ЕГЭ

Решу ОГЭ

ФИПИ

Сайты предоставляют ответы для самопроверки, поэтому вы с легкостью сможете выявить свои ошибки.

Грамотно общайтесь в социальных сетях

Люди привыкли в спешке набирать сообщения, не расставляя знаки препинания. Предложения начинают выглядеть как несвязный набор слов, из-за чего смысл повествования теряется. Приучите себя грамотно писать, чтобы не забыть о правилах применения пунктуации.

Читайте больше книг

Привыкнуть к сложным предложениям (или к простым, которые осложнены однородными членами) помогут произведения великих авторов, например, Толстого или
Достоевского. При чтении обращайте внимание на пунктуацию и слог написания, чтобы развить грамотность и пополнить словарный запас.

Обратитесь к профессионалам

Курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – прекрасный вариант для освоения материала. Занятия с квалифицированным преподавателем помогут устранить все недочеты и повысят
качество владения русским языком. У вас больше не будут возникать сомнения по поводу расстановки знаков препинания!

Frame-3 (9)

Вывод

Для получения высоких баллов на экзамене по русскому языку необходимо отработать все темы, уделяя пристальное внимание каждому правилу при подготовке. Совершенствуйтесь и повышайте уровень грамотности!

Не забудьте сохранить себе расписание ЕГЭ по предметам, чтобы ничего не упустить!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

  • Деепричастный оборот обособляется запятыми исправить ошибку
  • Деепричастный оборот нужно обособить запятой исправьте речевые ошибки
  • Деепричастный оборот какие могут быть ошибки
  • Деепричастный оборот как найти ошибку
  • Деепричастный оборот исправить ошибки