Декабрь работа над ошибками



Скачать материал

В ГОСТИ 
К ЗИМЕ



Скачать материал

  • Сейчас обучается 42 человека из 22 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • В ГОСТИ 
К ЗИМЕ

  • Зима – самое холодное время года.
Земля покрывается снежным покровом.Короткие...

    2 слайд

    Зима – самое холодное время года.

    Земля покрывается снежным покровом.
    Короткие дни и длинные ночи.
    Замерзают почвы и водоемы
    Приходят морозы.
    ПРИЗНАКИ ЗИМЫ
    Солнце находится низко на небосводе.

  •  Был ночью иней – днём снег не выпадетНАРОДНЫЕ  ПРИМЕТЫ

    3 слайд

    Был ночью иней –
    днём снег не выпадет
    НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев –к морозу

    4 слайд

    Вороны и галки садятся на вершины деревьев –
    к морозу

  • - году начало, зиме середина.ЯНВАРЬ- год кончает, зиму начинаетДЕКАБРЬГоворят...

    5 слайд

    — году начало, зиме середина.
    ЯНВАРЬ
    — год кончает, зиму начинает
    ДЕКАБРЬ
    Говорят: «вьюги да метели под прилетели».
    ФЕВРАЛЬ

  • Декабрь Один из месяцев зимы, последний в году.
Слово «декабрь» происходит от...

    6 слайд

    Декабрь
    Один из месяцев зимы, последний в году.
    Слово «декабрь» происходит от латинского существительного «deсember» («decet»- десять). Эти слова «декабрь» и «десять» не случайно связаны между собой. У римлян раньше год начинался с марта и декабрь был десятым месяцем в году.
    Слово стало употребляться только с 11 века. В старину на Руси двенадцатый месяц календарного года назывался «студень»

  • Работа с текстомПрочитай отрывок из стихотворения.В какое время года можно ув...

    7 слайд

    Работа с текстом
    Прочитай отрывок из стихотворения.В какое время года можно увидеть такую картину? Почему?

    Спиши .Найди словарные слова, подчеркни буквы,которые нужно запомнить. Поставь ударение.

Краткое описание документа:

Презентация составлена на основе УМК О.В.Гвинджилия к учебнику русский язык Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой 3 класс

Работа со словарным словом ДЕКАБРЬ.

1 СЛАЙД . В гости к зиме.

  • 2 СЛАЙД . Признаки зимы:
  • Зима – самое холодное время года.
  • Солнце находится низко на небосводе.
  • Солнце находится низко на небосводе.
  • Солнце находится низко на небосводе.
  • Солнце находится низко на небосводе.
  • Солнце находится низко на небосводе.

3,4,5 слайд . Народные приметы:

Был ночью иней-днём снег не выпадет.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

Январь-году начало, зиме середина.

Декабрь- год кончает, зиму начинает.

Февраль-Говорят: «вьюги да метели под февраль прилетели».

6слайд. ДЕКАБРЬ

Один из месяцев зимы, последний в году.

Слово «декабрь» происходит от латинского существительного «deсember» («decet»- десять). Эти слова «декабрь» и «десять» не случайно связаны между собой. У римлян раньше год начинался с марта и декабрь был десятым месяцем в году.

Слово стало употребляться только с 11 века. В старину на Руси двенадцатый месяц календарного года назывался «студень»

7 СЛАЙД.

Работа с текстом.

Прочитай отрывок из стихотворения. В какое время года можно увидеть такую картину? Почему?

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес.

Маршак С.Я «Декабрь»

Спиши .Найди словарные слова, подчеркни буквы, которые нужно запомнить. Поставь ударение.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 298 806 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 19.02.2018
  • 853
  • 8
  • 19.02.2018
  • 1707
  • 0

«Русский язык (в 2 частях)», Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С.

«Русский язык (в 2 частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык (в 2 частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

«Русский язык», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку  

 для учащихся 1-4 классов.

В помощь младшему школьнику

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» предназначена для учащихся 1-4 классов, их родителей и учителей. Она состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация». Памятка разбита на пункты правил, что позволит учащимся быстро найти нужную орфограмму и грамотно сделать работу над ошибками.

Систематическое использование данного пособия будет способствовать развитию орфографической зоркости  у учащихся и ликвидации пунктуационных ошибок.

Памятка необходима как при выполнении работы над ошибками, так и при повторении правил, изученных в начальной школе.

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Перед тобой «Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку». Работа над ошибками просто необходима: она позволит тебе закрепить плохо усвоенный материал и избежать подобной ошибки в будущем.

Возьми для себя за правило, что после того, как ты получил тетрадь с проверенной работой, необходимо обратить внимание не только на оценку (как это часто происходит), а на допущенные тобой ошибки. Их обязательно нужно проанализировать. Без лишних напоминаний учителя выполни работу над ошибками:

  1. Определи, на какую орфограмму допущена ошиб-

ка.

  1. Найди её в памятке.
  2. Вспомни правило и сделай работу над ошибкой

по образцу.

         4. Каждую ошибку выписывай с новой строки.

Не ленись выполнять работу над ошибками. Это позволит тебе научиться правильно, без ошибок выражать свои мысли, что очень важно для любого человека.

                         Желаем тебе успехов!        

Составители 

Перечень используемых правил

I. Правила правописания

1. Заглавная буква, точка в конце предложения.

2. Заглавная буква в имени собственном.

3. Гласные и согласные звуки и буквы.

4. Слог.

5. Перенос слов.

6. Приставки в словах.

7. Гласные и согласные в приставках.

8. Предлоги со словами.

9. Ударение.

10. Пропуск буквы.

11. Слово из словаря.

12.Гласные в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

13. Ь на конце и в середине слова.

14. Разделительный Ь знак.

15. Разделительный Ъ знак.

16. Ь на конце существительных после шипящих.

17.Сочетания –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-

18.Суффиксы – ЕК-, -ИК-.

19. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

20. Звонкие и глухие согласные в корне слова.

21. Непроизносимые согласные.

22. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

23. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

24. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

25. Ь в неопределенной форме глагола.

26.Соединительные гласные в сложных словах.

27.НЕ с глаголом.

28.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

29.Правописание Ы-И после Ц.

30.Правописание О-Ё после шипящих и Ц.

31. Двойная (удвоенная) согласная.

II. Виды разборов

32. Разбор слова по составу. (Морфемный разбор слова)

33. Фонетический разбор слов.

34. Схема разбора имени существительного (морфологический разбор).

35. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).

36. Схема разбора глагола (морфологический разбор).

37. Разбор предложения по частям речи.

38. Разбор по членам предложения.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений( .?! )

41. Однородные члены предложения.

42.Сложное предложение.

43.Предложения с прямой речью.             

1. Правила правописания

1. Заглавная буква, точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку.

Подчеркни заглавную букву и точку.

Делай так: Птицы улетели.

2. Заглавная буква в имени собственном.

Запомни: фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, пишутся с большой буквы.

Например: Аня, Лена, Коля — имена;

                     Мурка, Дружок, Рекс — клички;

                     Москва, Саратов, Энгельс — названия городов;

                     Иванов Сергей Петрович-фамилия, имя, отчество.

Составь и запиши предложение со словом, в котором допущена ошибка.

3. Гласные и согласные звуки и буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём гласные и согласные буквы.

Делай так: ученик, звонок.

4. Слог.

Раздели слово  на  слоги. Обозначь  гласные.

Делай так :уиель – 3 слога

5. Перенос слов.

Раздели  слово чёрточками для переноса.

Запиши ещё два слова и правильно перенеси их, напиши два слова, которые переносить нельзя.

Делай так: оси´-на,  учи´-тель, ма – ши – на, Оля, Юля /переносить нельзя!/

6. Приставки в словах.

Запомни: приставка — часть слова. Она пишется слитно.

Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками.

Делай так: приехал, заехал, уехал.

7. Гласные и согласные в приставках.

 Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Делай так: полетели, побежали, потянули.

8. Предлоги со словами.

Запомни: предлог — это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словами пишется раздельно. Не смешивай приставку с предлогом.

У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега.

Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.

Делай так: у дома, у (какого?) дома, у большого дома.

9. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Делай так: алфави´т, а´збука, портфе´ль, щаве´ль.

10. Пропуск буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Делай так: звонок,  ученик.

11. Слово из словаря.

Напиши слово три раза.

Делай так: морко´вь, морко´вь, морко´вь.

12.Гласные в сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило.

Делай так: чижи, жизнь, машина;

                     туча, чай, чайка.

13. Ь на конце и в середине слова.              

 Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на это правило, подчеркни Ь и согласную перед ним.

Делай так: ель, день, пень;

                     пальто, мальчик, коньки.

14. Разделительный Ь знак.

Запомни: разделительный Ь знак пишется после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни три буквы-согласную, Ь и гласную.

Делай так: платье, деревья, семья;

15. Разделительный Ъ знак.

Запомни: разделительный Ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных  Е, Ё, Ю, Я.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило. Покажи приставку, подчеркни согласную в приставке и гласную, с которой начинается корень.

Делай так:подъезд, объяснил, съёмка.

16. Ь на конце существительных после шипящих.

Запомни: Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Делай так: дочь, ночь, речь (ж. р., 3 скл.);

                    луч ,шалаш , врач (м.р., 2 скл.).

17.Сочетания –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-

Запомни: –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН- пиши без мягкого знака.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели её.

Делай так: дочка, речка, мощный

18.Суффиксы – ЕК-, -ИК-.

Запомни: чтобы правильно писать суффиксы –ЕК- и –ИК-, надо изменить (просклонять) слово. Если гласная выпадает (является беглой), то в суффиксе пишется буква Е; если гласная не выпадает – то И.

Выпиши слово правильно, измени слово, выдели орфограмму.

Делай так:  кусочек– кусочка,

                      мостик – мостика.

19. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Запомни: безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.

Делай таколна´- во´лны.

20. Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Запомни: чтобы проверить парную по глухости-звонкости, подбери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.

Выпиши слово грамотно. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка.

Делай так: зуб-зубы, зубной.

21. Непроизносимые согласные.

  Запомни: в словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется.

Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.                                            

Делай так: грустный — грусть.                              

22. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Запомни: для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному.

Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Выдели окончание. Докажи окончание имени прилагательного.

Делай так: к дальнему лесу, к  лесу (какому?) дальнему (м.р., Д. п.).

23. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Запомни: для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.    

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы (в скобках смысловые)

Предлоги

Именительный падеж

есть

кто?
что?

Родительный падеж

нет

кого?
чего?

(чей?
из чего?
откуда?)

вокруг, около,позади,впереди, возле, после, прежде, у, для, кроме, до, с (со), без, от, из, из-за, из-под

Дательный падеж

дать (рад)

кому?
чему?

(где?)

благодаря,
вопреки,
к (ко),
по

Винительный падеж

вижу

кого?
что?

(куда?)

в (во), на,за,по,под (подо), про,об (обо), сквозь, через,

несмотря на

Творительный падеж

любуюсь

(горжусь)

кем?
чем?

(где?
когда?)

с (со), под, над, за, между, перед,

согласно с, в связи с

Предложный падеж

думаю
(говорю)

о ком?
о чём?

(где?
как?
какая?)

о, об (обо), в (во), на, при

Падеж

Вопросы (в скобках

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

мн.число

смысловые)

ж.р.
м.р.
-а-я

ж.р.
-ия

м.р.
ср.р
-о-е

м.р.

-ий
ср.р

-ие

ж.р.
ь

все склонения

ср.р.
-ие

Именительный падеж

кто?
что?

а
я

я

 о е

ий
е

а я
и ы

я

Родительный падеж

кого?
чего?

(чей?
из чего?
откуда?)

ы
и

и

а
я
о е

я

и

ов
ев
ей

ий

Дательный падеж

кому?
чему?

(где?)

е

и

у
ю

ю

и

ам
ям

ям

Винительный падеж

кого?
что?

(куда?)

у
ю

ю

о е
а я

я
е

а я
и ы
ей
ов ев

я

Творительный падеж

кем?
чем?

(где?
когда?)

ой
ей
ою
ею

ей

ом
ем
ём

ем

ю

ами
ями

ями

Предложный падеж

о ком?
о чём?

(где?
как?
какая?)

е

и

е

и

и

ая
ях

ях

24. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед — ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах  I спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах  II спряжения — И

Делай так: пишет – писать (I спр.) — е;

                    смотрит — смотреть (II спр) — и (искл.).

Спряжение глаголов

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1-е

У(Ю)

ЕМ

У(Ю)

ИМ

2-е

ЕШЬ

ЕТЕ

ИШЬ

ИТЕ

3-е

ЕТ

УТ(ЮТ)

ИТ

АТ(ЯТ)

Неопр. форма

Все глаголы на ТЬ, ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, кроме исключений, + брить, стелить.

Все глаголы на ИТЬ, кроме исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё  смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.

Запомни: Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

25. Ь в неопределенной форме глагола.

Запомни: Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Делай так: пытаться (что делать?), у´чится (что делает?), беречь, стеречь.

26.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Делай так: водовоз,   самолет.

27.НЕ с глаголом.                                            

Запомни: не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др.

 Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                            гл.                           гл.

Делай так: не_пришел, не_выучил.

28.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Запомни: глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Делай так: пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

29.Правописание Ы-И после Ц.

Запомни:

Часть слова

Ы

И

Корень

Только в исключениях: ЦЫГАН на ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЁНКУ: «ЦЫЦ! «

Во всех случаях, кроме исключений. Например: цИнк, цИфра, акацИя.

Суффикс, окончание

Во всех случаях. Например: куницЫн, птицЫ.

НИКОГДА

Выпиши слово правильно. Определи часть слова, в которой допущена ошибка, выдели орфограмму, запиши ещё два слова.

Делай так: птицы, куницы, улицы.

30.Правописание О-Ё после шипящих и Ц.

Запомни:

Часть слова

О

Е-Ё

Корень

1. Без ударения.
Например: шОколад.
2. Исключения.
Я услышал ШОРОХ на КРЫЖОВНИКЕ и порвал ШОВ на КАПЮШОНЕ и ШОРТАХ. ЧОКНУТЫЙ ЧОПОРНЫЙ ШОРНИК был в ШОКЕ. ОБЖОРА устроил ПОДЖОГ  и получил ОЖОГ. (глаг.-поджЁг)

1. Под ударением.
Например: шЁлк.
2. Однокоренные слова.
Например: шелковистый

Окончания имён сущ. и прилаг.
Суффиксы имён сущ. и прилаг., и нареч., обр. от сущ.

Под ударением.
Например: большо
´го, врачо´м, галчо´нок, камышо´вый, хорошо´.

Без ударения.
Например: бо
´льшего, кры´шей, овра´жек, вещево´й.

Выпиши слово правильно. Определи часть речи и часть слова, в которой допущена ошибка, поставь ударение. Запиши два слова с этой орфограммой.

Делай так: врачо´м(сущ.),

ключо´м(сущ.),мячо´м(сущ.).

31.Двойная (удвоенная) согласная.

Запомни: Двойная согласная может:

— быть в корне: класс, аппетит;

— образовываться при помощи приставки и корня : рассказ;

-образовываться при помощи корня и суффикса: осенний;

-быть в суффиксе: измученный.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему два однокоренных слова, подчеркни двойную согласную.

Делай так: аппетит, аппетитный, аппетитно.

II. Виды разборов

32. Разбор слова по составу (морфемный разбор слова).

Делай так: пришкольный.

1.Прочитай слово. Измени его по подходящим к этому слову вопросам. Выдели окончание и основу.

2.Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

3.Укажи приставку. Назови слова с такой приставкой.

4.Укажи суффикс. Подбери слова с таким суффиксом.

33. Фонетический разбор слов.

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.

Сначала выучи:

а, о, у, ы, э – гласные 1 ряда – перед ними согласные твёрдые;

я, е, ю, и, ё – гласные 2 ряда – перед ними согласные мягкие.

Все остальные, кроме Ь и Ъ знака – согласные.

я, е, ё, и, ю, ь – смягчают согласные, делают их мягкими;

л, м, н, р, й – всегда обозначают звонкие согласные звуки;

б, в, г, д, ж, з – обозначают парные звонкие согласные зв.;

п, ф, к, т, ш, с – обозначают парные глухие согласные зв.;

х, ц, ч, щ– обозначают глухие непарные согласные звуки;

ч, щ, й – обозначают всегда мягкие звуки;

ж, ш, ц – обозначают всегда твёрдые звуки.

я, ё, ю, е- обозначают два звука, если стоят:

— в начале слова;

— после гласной;

— после разделительных Ь, Ъ

и обозначает два звука, если стоит после разделительного Ь

Разбирай слово так:

  коньки/   — конь-ки/, [кан,к,и/]

к  [ к ] – согл., тв., глух.,

о  [ а ] – гласн., безуд.

н  [ н,] – согл., мягк., зв.,

ь  [ — ] ——

к  [ к,] – согл., мягк., глух.

и  [ и ] – гласн., ударн.        

6 б., 5 зв.

мая/к   — ма-я/к ,[май,а/к]

м  [ м ] – согл., тв., зв.

а   [ а ] – гласн., безуд.

     [й, ] – согл., мягк., зв.

я

     [ а ]– гласн., ударн.

к   [ к ] – согл., тв., глух.,

4 б., 5 зв.

я/корь   — я/ — корь ,[й,а/ кар,]

     [й,] – согл., мягк., зв.

я

     [ а]– гласн., ударн.

к   [ к ] – согл., тв., глух.,

о   [ а ] – гласн., безуд.

р   [ р,] – согл., мягк., зв.,

ь   [ — ] ——

5 б., 5 зв.

воробьи/   — во — ро-бьи/, [вараб,й,и/]

в  [ в ] – согл., тв., зв.

о  [ а ] – гласн., безуд.

р  [ р] – согл., тв., зв.

о  [ а ] – гласн., безуд.

б  [ б,] – согл., мягк., зв.,

ь  [ — ] ——

    [й,] – согл., мягк., зв.

и

    [ и ]  – гласн., ударн.

7 б., 7 зв.

34. Схема разбора имени существительного (морфологический разбор).

I. Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические признаки

  1. Начальная форма (в И.п., в ед.ч.).
  2. Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевлённое или неодушевлённое;

в) род;

г) склонение.

  3. Непостоянные признаки:

       а) падеж;

       б) число.

III. Синтаксическая роль.

Разбирай имя существительное так:

Река протекает с севера на юг.

I. С севера –сущ.

II.1. Н. ф. –север,

2.а)нариц.;

б)неодуш.;

в) м.р.;

г) 2-е скл.

  3.  а) в Р.п.;

       б) в ед.ч..

III. Протекает (откуда?) с севера.

35. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).

I. Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические признаки

  1. Начальная форма (в И.п., в ед.ч., в м.р.).
  2. Постоянные признаки: (пока не знаешь)

  3. Непостоянные признаки:

       а) падеж;

       б) число;

       в) род (в ед.ч.)

III. Синтаксическая роль.

Разбирай имя прилагательное так:

На тонких ветках берёзки сверкал иней.

I.Тонких –прилаг.

II.1. Н. ф. – тонкий,

2. —

  3.  а) в П.п.;

       б) во мн.ч..

III. На ветках (каких?) тонких.

36. Схема разбора глагола (морфологический разбор).

I. Часть речи.

II.Морфологические признаки

  1. Начальная форма (неопределённая форма).
  2. Постоянные признаки:

а) вид,

б) спряжение.

 3. Непостоянные признаки:

       а) число;

       б) время;

       в) лицо (если есть),

       г) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Разбирай глагол так:

Сгущаются сумерки.

I. Сгущаются – глаг.

II.1. Н. ф. – сгущаться,

2.а) несов. вид,

   б) I спр.

  3.  а) во мн.ч..;

       б) в наст.вр.,

       в) в 3-м лице.

III. Сумерки (что делают?) сгущаются.

37. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.

                     пр.  прил.        сущ.      гл.                     прил.

Делай так: С высоких гор побежали звонкие

        сущ.

ручейки.

Запомни:

Часть речи

Обозначает

Отвечает на вопросы

Имя существительное

Самостоятельные части речи

-конкретные предметы (дверь, окно),

— живые существа (человек, птица, зверь),

-явления природы (слякоть, снег, ветер),

-события (праздник, поход),

-процесс действия (бег, рост),

-абстрактные понятия (доброта, дружба)

кто? что?

Имя прилагательное

признак предмета

какой? какая? какое? какие? чей?

Глагол

действие предмета

что делает?

что сделает?

Наречие

признак действия, другого признака

как?

когда?

где?

почему?

Местоимение

предмет,

признак

кто?

что?

какой?

сколько?

Числительное

количество,

порядок при счете

сколько?

какой?

какая?

какое?

какие?

Союз

Служебные части речи

связывает слова и предложения

Предлог

связь с другими словами

Частица

дополнитель-ный смысл в предложении

Междодометие

выражает различные чувства

38. Разбор по членам предложения.

Запомни:

Член предложения

Обозначает/
показывает

Отвечает на вопросы

Подчеркивается

Подлежащее

главные члены предложения

о ком или о чем говорится в предложении

кто?
что?

Сказуемое

называет то, что совершает предмет,
его состояние,
каков он

что делает?
что делал?
что будет делать?
каков?

Определение

второстепенные члены предложения

признак предмета

какой? какая?
какое? какие?
чей? чья?

Дополнение

на какой предмет или явление направлено действие

кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?

Обстоятельство

как совершается действие,
когда совершается действие,
где совершается действие,
по какой причине совершается действие,
с какой целью совершается действие

где? куда?
когда? откуда?
почему? зачем? и как?

Выпиши предложение.

Делай так: С высоких гор побежали звонкие  ручейки.

1.Основа предложения:

        в предложении говорится о ручейках, следовательно,  ручейки— это подлежащее,

        о ручейках говорится, что они побежали, следовательно, побежали – это сказуемое.

2.В предложении есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?-  звонкие– это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? –с  гор – это обстоятельство места.

Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

с гор каких? – высоких – это определение.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид предложения по цели высказывания.

II. Вид предложения по интонации.

III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

V. Второстепенные члены предложения.

Выпиши предложение.

Делай так: С высоких гор побежали звонкие ручейки. (Повеств., невоскл., распр.)

Это предложение

I. Повествовательное.

II. Невосклицательное.

III.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках, следовательно, ручейки — это подлежащее,

о ручейках говорится, что они побежали, следовательно, побежали – это сказуемое.

IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.

V. Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?-  звонкие– это определение.

        Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.

        Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

С гор каких? – высоких – это определение.

Запомни:

Виды предложений

По интонации

По цели

высказывания

Невосклицательные

Восклицательные

Повествовательные

На улице идёт снег.

На улице идёт снег!

Вопросительные

Чья это работа?

Чья это работа?!

Побудительные

Подождите меня.

Подождите меня!

III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений( .?! ).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай так: Слава нашей Родине ! Слава труду !

41. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.

Делай так: Грачи, скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки препинания при однородных членах:

О, О    

О и О

О или О

О да (=и) О

О, а О

О, но О

О, да (= но) О

и О , и О,и О,и О

или О , или О,или О,или О

О , и О,и О,и О

42.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Делай так:

Дремлют  рыбы под водой, почивает  сом седой.

[                  ], [                  ].

43.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Делай так:

     1) Олег успокаивал мать: «Все будет хорошо».

           А: «П».

2) Он крикнул: «Вперёд,  ребята!»

      А: «П !»

3) Он спросил: «Ты откуда, парень?»

          А: «П?».

4) «Я тебя не выдам», — обещал Иван.

  «П»,-а.

5)»Пожар!» – крикнула Таня.

 «П!»-а.

6) «Кто это был?» – спросила Оля.

 «П?»-а.

7) «Я врач, — сказал он,- сегодня дежурю».

 «П, — а, — п».

8) «Наше присутствие необходимо, — закончил Петров.- Выезжаем утром».

 «П, — а. — П».

9) «Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано».

 «П? — а. — П».

10) «Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе».

 «П! — а. — П».

11) «Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!»

 «П, — а. – П!»

УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».

В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.

Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.

Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.

Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит | №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:

№20 Мороз – морозы.

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

— самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;

— самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;

— подбор проверочных слов;

— повторение правил.

Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении  третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.

Перейти к контенту

Внедрение ФОП дошкольного образования

Узнайте о новых требованиях, связанных с Федеральной Образовательной Программой

Перейти

Работа над ошибками.Памятка

Используя Александр АврамовВ Опубликованные материалыОпубликовано 20.12.2022

Автор: Хлонд Татьяна Геннадьевна

В данной разработке собраны все орфограммы по русскому языку для работы над ошибками. Такая памятка поможет ученику быстро и наглядно  определить орфограмму и способ работы с этим правилом.

Скачать статью

На вопросы «ЗАВТРА» отвечает прогнозист и эксперт по стратегиям Сергей ПЕРЕСЛЕГИН.

«ЗАВТРА». Сергей Борисович, аналитики объясняют ряд относительно недавних военных неудач России на Украине тем, что необходимые решения в некоторых случаях были приняты с большим опозданием. Что вы можете сказать по этому поводу?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Конечно, из-за несвоевременного принятия решений были допущены серьёзные ошибки. Я имею в виду не только ситуацию, приведшую к оставлению Херсона.

В критических обстоятельствах решается вопрос, готова ли страна многое вытерпеть, но тем не менее обеспечить свои интересы, хорошо понимая, за что именно ведётся борьба. Сейчас война идёт за грядущую картину мира, за образ будущего. Для Украины оно при любом исходе спецоперации не выглядит радостным. Грядущее Запада не очевидно. Но если Россия проиграет войну, будущего у нас точно не будет.

Именно в такие тяжёлые периоды для страны проявляется качество народа. Речь идёт не об общественном мнении. Я говорю именно о настроении людей, о том, что есть вещи, которые в ключевые моменты зависят от того, на что люди согласны, а на что нет.

«ЗАВТРА». Когда 30 лет назад распадался Советский Союз, большинство граждан приняли этот факт без сопротивления. Считаете, что сегодня из того трагического события извлечены уроки?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Сейчас к людям пришло понимание, насколько ошибочным было то решение, сколько при этом всего потеряно и к каким потрясениям привёл развал страны.

Подписания новых Беловежских соглашений, но уже по распаду России, не стоит ждать. Молчаливого согласия большинства на уничтожение страны, как в 1991 году, больше не будет.

В свете последних событий стоит вспомнить о народной войне, такой, какой была Великая Отечественная и Война 1812 года, – со ставкой на русский народ – тот, за который в 1945-м произносил тост Сталин. «У нашего правительства было немало ошибок, – говорил Генералиссимус, – были у нас моменты отчаянного положения в 1941–1942 годах, когда наша армия отступала… Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошёл на это…» Нужно чётко понимать, что сейчас мы находимся в подобном положении, и в значительной мере многое зависит от каждого из нас.

«ЗАВТРА». С началом Великой Отечественной войны в военкоматы выстраивалась длинная очередь добровольцев. Сегодня дееспособные мужчины иногда бегут от призыва. Персонаж пьесы Виктора Розова «Вечно живые» мог бы сказать такому «герою»: «Ты считаешь, что за твоё благополучие, за твою жизнь кто-то должен терять руки, ноги, глаза, жизни?! А ты – ни за кого и ничто?»

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Серьёзной проблемой российской армии является боязнь потерь и стремление свести их к минимуму. С одной стороны, это совершенно понятно, ибо потери – это люди, обычно в расцвете сил. Их жизни – это страшная цена, но на войне нельзя обойтись без жертв. И стремясь снизить потери в одной конкретной операции, командиры растягивают войну, что в конечном счёте приводит к ещё большему числу убитых и раненых. Сокращение длительности войны является правильным шагом, несмотря на то, что в решающей операции в первые её часы потери будут велики. И нужно быть готовыми заплатить за меньшие суммарные потери в войне локальными потерями в начале такой операции.

«ЗАВТРА». Оставление Херсона некоторые комментаторы склонны считать не поражением России, а некими политическими играми. Как вы относитесь к подобной трактовке событий?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Как бы там ни было, после оставления Херсона возможности российской армии на этом направлении уменьшились, а у ВСУ — увеличились, поэтому спорить здесь не о чём.

Некоторые аналитические статьи вызывают у меня ощущение, что либо авторы статей вообще не читали учебников по военной истории, либо они полагают, что их больше никто не читал. Например, пишут: Западу удалось втянуть Россию в войну на истощение. Но ведь в первые месяцы СВО военная помощь Киеву ещё не успела прийти и развернуться. Лишь к концу марта новая западная техника стала активно применяться ВСУ. К тому времени фронт уже стал позиционным. В феврале-марте российская армия теоретически могла быстро закончить войну. Этому помешали два момента.

Первый: нежелание наносить удары по коммуникациям и системам связи на территории противника. Мы полагали, что Украина достаточно быстро присоединится к России, и сохранённая инфраструктура пригодится. Пока зенитные и прочие ракетные комплексы ещё не пришли на Украину в достаточном количестве, необходимо было пользоваться имеющимся у ВС РФ превосходством в воздухе для того, чтобы не дать возможности свободно перебрасывать технику с Запада. Речь идёт не столько об ударах по энергосистеме, сколько об атаках по логистике. Это решение было принято с большим опозданием: мы начали инфраструктурные удары только осенью. Второй: российской армии физически не хватило сил вести наступление. То есть при планировании операции была допущена серьёзная ошибка. Всё это вкупе с сопротивлением ВСУ привело к позиционной войне и её затягиванию.

«ЗАВТРА». Часть молодёжи перестала считать Украину близкой страной и зачастую говорит, что боевые действия идут на чужой земле…

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Нет, это война не на чужой территории. Сегодняшняя ситуация схожа с положением СССР в конце 1941 года, когда противник уже форсировал Днепр и вёл борьбу за Донбасс. Это означает, что сегодня мы находимся в сложнейшем положении и необходимо наконец начать действовать без оглядки не только на Запад, но и на наших собственных олигархов, и на существующую в России систему законов. То есть, если тот или иной закон препятствует сосредоточению сил для военной операции, то он должен быть объявлен ничтожным – по крайней мере, до конца войны.

Если бы Запад сейчас приложил усилия к созданию условий для компромиссных мирных соглашений: пригласил бы Путина на G20 с настоятельной рекомендацией приехать, прошёл бы его разговор с Байденом о взаимных гарантиях, о линии разграничения по Днепру, о безусловном оставлении за Россией Мариуполя и всей приморской зоны, о признании Донецка, Луганска и Крыма российскими – тогда олигархические элиты вынудили бы армию и президента заключить мир с Украиной. Разумеется, он был бы не долгим и закончился для нас катастрофой: Россия потеряла бы возможность формировать собственный макрорегион, что означает полное и окончательное её обрушение в фазовый кризис.

Но Запад, уже находящийся в фазовом кризисе, хочет большего – полного поражения России и её дальнейшего расчленения. Именно жадность Запада и желание Зеленского получить идеальный, с его точки зрения, мир, то есть возвращение под юрисдикцию Украины территорий на период начала 2014 года, выбивает почву из-под ног желающих немедленного прекращения войны. Поэтому можно сказать спасибо нашим врагам за ценную помощь. Разыграй они эту ситуацию по-другому, называя вещи своими именами, всё бы уже кончилось плачевно. Сейчас – нет. Мы всё ещё значительно сильнее противника – и в воздухе, и по общему числу войск, и по мощи артиллерии, и даже по общей оперативной конфигурации. И теперь весь вопрос заключается в том, сможем ли мы это превосходство превратить в военную победу.

«ЗАВТРА». Но победу уже не скорую, как предполагалось в начале операции. Ведь по срокам мы уже ушли в длительную военную фазу?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Да, ещё месяц назад мы могли рассчитывать на быструю победу с вероятностью в 70%. Хотя теоретически шансы на удачное большое зимнее сражение ещё не потеряны. Теплится надежда, что у военного командования в резерве есть значительная часть сил, полученных в ходе частичной мобилизации, что на проведение операции приготовлено достаточное количество средств. И что всё это разрешат использовать без оглядки на внешний мир – для одного сокрушающего удара.

Будет ли продолжаться война ещё 2,5 года, пока совершенно не очевидно. Нужно иметь в виду наше достаточно сильное воздействие на тыл противника. Уже к весне положение на фронте может поменяться. Кстати, немцы в Первую мировую войну в подобной ситуации начали испытывать всё большие и большие проблемы с логистикой. Если первоначально переброска корпуса с Западного фронта на Восточный занимала четыре дня, то к 1918 году – уже около двух недель. Там не было бомбардировок, действий разведывательных групп, ударов по инфраструктуре. Была просто общая усталость и изношенность этих объектов. У ВС России есть возможность ускорить подобный процесс на Украине за счёт ударов по логистическим центрам. Судя по всему, российские вооружённые силы заканчивают энергетическое наступление и, вероятно, следующими станут уже логистические атаки.

«ЗАВТРА». Как будут сказываться удары по инфраструктуре Украины?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Сопротивление ВСУ это, конечно, будет подрывать. Населению в таких условиях можно просуществовать год, больше – вряд ли. Украину ждёт то, что в Германии в ходе Первой мировой войны называли «брюквенной зимой», когда не было энергоносителей, продовольствия, люди ели брюкву. Ту зиму Германия перенесла, но к концу года всё же капитулировала. Население Украины и так постоянно сокращается, поэтому для них всё складывается не очень позитивно. Но, учитывая гражданский характер этой войны, не скажу, что нас это сильно радует.

«ЗАВТРА». Для разведданных ВСУ активно используют информацию, добытую с помощью западной космической инфраструктуры, и это даёт украинцам определённое превосходство над нами. Возможно ли побеждать при худшей осведомлённости в боевых условиях?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Тут я вижу три возможных выхода. Первый: нарастить свою спутниковую группировку. В наших условиях это сложно, но всё же возможно сделать.

Второй: уничтожить спутниковую группировку противника, поскольку для боевых целей украинскими войсками используются западные «квазигражданские» космические системы. Об этом, кстати, говорил директор департамента МИД России по нераспространению и контролю над вооружениями Владимир Ермаков. Конечно, такой шаг способен вызвать угрозу новой войны, но сейчас поводом к ней может стать всё что угодно, например, недавнее падение ракеты на территорию Польши. Поэтому такой вариант должен обсуждаться как возможный способ ведения боевых действий.

Третий. Воевать в рамках шлиффеновских идей. Прусский генерал-фельдмаршал Шлиффен говорил: если правильно считать операцию, то без разницы, что знает противник о нас, а мы знаем о противнике. Ему ничего не сделать с геометрией операции. Например, шахматы – это стратегическая игра с полной информацией. Тем не менее на доске случаются крайне неожиданные комбинации, когда становится совершенно непонятно, как подобное могло произойти. А гроссмейстер это знает, поскольку готовил стратегию игры с самого начала. Можно воевать и в условиях полностью открытой карты – это тоже техника. И странно, что перед войной вопрос о том, что карта может быть открыта и всё будет просматриваться, не был достаточным образом теоретически разработан. Это ещё одна часть работы над ошибками, которую нам нужно делать.

«ЗАВТРА». Существует мнение, что ВСУ находятся в более выгодном положении, поскольку могут пользоваться операциями по внутренним линиям. У ВС РФ такой возможности нет, поэтому мы зачастую отстаём при переброске войск, что даёт противнику оперативно-тактические выгоды. Это так?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Действия по внутренним линиям – это азы военного искусства. В Первую мировую войну вся Восточно-Прусская операция была блистательно выиграна Людендорфом за счёт красивого манёвра по внутренним линиям. Но операции по внешним линиям имеют свои плюсы, они создают угрозу окружения противника. Например, опоздай Людендорф в том сражение с завершением окружения на полдня, и всё могло обернуться по-другому. Операции по внешним линиям часто и очень прилично строили германская и советская военные школы. И февральское наступление ВС РФ было разработано по внешним операционным линиям с целью окружения и уничтожения противника. Всё было спланировано красиво и абсолютно верно. Но нам реально не хватило сил, что создало риск обходящей операции. Если ты работаешь по внешним линиям, противник, действуя по внутренним, может обогнать тебя. В этом суть сражений. Это темповая война.

Когда у противника есть преимущество в войне по внутренним линиям, существуют две основных техники противостояния этому: либо удары по логистике, либо сосредоточение больших сил на крайних флангах. Таким образом, неверно считать, что начертание фронта даёт украинцам явное преимущество в сражении. Правильнее сказать: ВСУ пока лучше используют козыри операций по внутренним линиям, чем мы – по внешним. И это тоже тема для работы над ошибками высшим офицерам, планирующим операции на фронте.

«ЗАВТРА». Украина постоянно муссирует разговоры о переносе войны на российскую территорию. Насколько реален такой шаг?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Сейчас ситуация на фронте непростая. В новых условиях нашим военным нужна значительная концентрация сил на крайних флангах. Неясно, станет ли ВСУ стягивать туда же свои части. Для них это стратегически опасное решение – здесь как раз и могут проявиться недостатки операции по внутренним линиям. Дело в том, что ты либо наступаешь на флангах, либо пытаешься действовать в центре, но тогда твоё продвижение вперёд, например, на Донецк и Луганск, проигрывает. Это слабость внутренних линий: операции в центре не выигрывают темпа. Поэтому наступать ни на Белгород, ни на Воронеж, ни форсировать Днепр Украина сейчас не может. Поэтому я не вижу никакой другой стратегии для ВСУ, кроме как сосредоточиться на том, чтобы отбить следующее и неизбежное российское наступление.

«ЗАВТРА». Запад продолжит склонять Россию к подписанию невыгодного для неё мирного договора?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Думаю, будет ещё много таких попыток. После потери Херсона был риск подписания мирного договора на невыгодных для нас условиях: ограничительная линия по Днепру, замораживание ситуации Донецка, Луганска и Крыма на нынешнем положении при непризнании этих территорий российскими. Если бы это произошло, то Украина после 9 месяцев войны сохранила бы почти все территории, что имела до начала СВО, и могла бы считаться победителем, да ещё с правом начать следующий такт войны, чего Россия после переговоров уже не имела бы. Желающих заключить мир на подобных условиях достаточно.

«ЗАВТРА». В том числе и среди нашей элиты?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Дело в том, что наши элиты сформировались в условиях единого глобального мира, поэтому жизнь вне его для многих из них является самым большим несчастьем, которое только может случиться.

Быстрый мир на любых условиях является безусловной мечтой некоторых представителей экономического блока, для которых исключение из глобального рынка эквивалентно катастрофе. Правда, в мировой экономике сейчас происходит то, что не оправдывает их расчётов. В России, конечно, много проблем, но и в странах Европы всё не так хорошо. Только Польша демонстрирует приличный уровень экономического роста, а локомотивы европейской экономики – Германия, Франция, Италия – находятся либо на спаде, либо на нулевом росте. Страны Прибалтики имеют инфляцию ужасающего масштаба – свыше 20% в год. Довольно серьёзный кризис наблюдается в Великобритании.

То есть с начала СВО на Украине Европа довольно сильно пострадала. Интересно, что трудности России выглядят даже меньшими, чем проблемы Запада. Мы контрсанкциями ликвидируем вторичные возможности Запада – например, для перераспределения тех же углеводородов, зерна и удобрений.

Сторонниками скорого мира также являются некоторые российские офицеры, не верящие в победу России в нынешних политических реалиях. Заключение мирного договора позволило бы им окончательные результаты операции свалить на политиков, которые «не дали армии выполнить свою задачу».

«ЗАВТРА». Какие российские ведомства категорически против мира любой ценой?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. К этому не готов военно-промышленный комплекс. Во-первых, прервутся многие важные контракты, во-вторых его станут обвинять в неудачах на фронте из-за недостаточного количества выпущенных вооружений – не хватило беспилотников, артиллерийских систем дальности свыше 30 км и прочего. Хотя ВПК с начала СВО сделал много: военное обеспечение российской армии по масштабам сравнимо с поставками оружия на Украину всеми западными странами, а чаще и превосходит их. С этой точки зрения, ВПК только начал развёртываться и готов предложить гораздо больше продукции военного назначения.

Есть ещё один игрок на этом поле – МИД. Российское дипломатическое ведомство сейчас обеспокоено тем, что реноме нашей страны ухудшается. И здесь дело не в Западе, с которым, судя по всему, отношения испорчены надолго, а в Востоке, который не приемлет проявления слабости. Ситуация в Закавказье и Центральной Азии уже сейчас является для России сложной. Особенно с учётом того, что Пашинян пригласил американцев для подготовки армянских военных, хотя формально Армения всё ещё член ОДКБ. Для МИДа любой страны даже самый плохой мир всегда лучше войны. Но сейчас российский дипломатический корпус не готов к заключению мирного договора, поскольку после оставления Херсона это будет рассмотрено нейтральными восточными странами как свидетельство поражения нашей страны – со всеми вытекающими отсюда для России негативными последствиями.

«ЗАВТРА». Какие западные страны расходятся во мнении о необходимости скорейшего прекращения военных действий на Украине?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Если, исходя из стратегических циклов, мы вступили в долгосрочную фазу войны, то в этом случае она не завершится до президентских выборов в США 2024 года. Это означает, что американские политики, которые сейчас расколоты по всем возможным направлениям, одним из обсуждаемых вопросов непременно выберут российско-украинский фронт. Надо понимать, что республиканцы ни в коей мере не могут быть нашими союзниками, они так же, как и их оппоненты, стоят за проигрыш России в войне, но в условиях предвыборной кампании они будут жёсткими критиками демократов, стремящихся к продолжению этого конфликта. Чем больше демократы станут помогать Украине, тем сильнее республиканцы будут их за это критиковать. Но чем больше обвинений обрушится со стороны республиканцев, тем настойчивее демократы будут помогать Украине. Им важны эти политические манёвры, а значит, заключение российско-украинского мира сейчас для США крайне нежелательно. Конечно, кроме варианта неоспоримой победы Украины.

«ЗАВТРА». Эксперты до последнего времени считали Великобританию главным игроком против России. Если это положение изменилось, какие западные антироссийские сценарии выходят на первый план?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Действительно, много говорилось о том, что именно Великобритания будет основным актором борьбы с РФ. Но смерть Елизаветы II, крайняя политическая нестабильность, экономическая неустойчивость и внутренние социальные проблемы привели к тому, что Англия теперь неспособна конструировать макрорегионы и решать украинскую проблему. США постепенно заменяют Великобританию как сторону конфликта.

Германия сегодня перестала быть «Европой больших скоростей», Франция тоже сдаёт позиции. Вариант новой Австро-Венгрии начинает буксовать, поскольку Польша и Венгрия сейчас находятся на разных позициях и по вопросам энергетики, и по отношению к конфликту между Россией и Украиной. В результате начинает формироваться самый неудачный из европейских проектов – Речь Посполитая. Я не вижу, как можно помешать созданию гораздо более тесного, в том числе военного, союза между Польшей и прибалтийскими странами. Образование такой ударной структуры в рамках НАТО крайне невыгодно не только для России, но и для Европы, которая получает Польшу как фактически единственную точку своего политического развития. И это для европейцев не лучшее предзнаменование. Польша имеет сильный когнитивный код и очень слабый культурный. Это означает, что Речь Посполитая будет весьма неустойчивой конструкцией.

Для ЕС заключение быстрого российско-украинского мира – это манна небесная. Если такое случится, произойдёт резкий подъём престижа Европы при значительном падении авторитета России. Появится возможность отказаться от части санкций, чем европейцы снимут многие экономические вопросы. Поэтому именно они, а не англичане и американцы, будут прилагать усилия к скорейшему заключению мира – желательно до конца года.

Нет никаких сомнений, что мир движется в направлении, когда откровенно террористические решения, организованные на уровне спецслужб: покушения, теракты – становятся приемлемыми. Они рассматриваются не в качестве военной необходимости, а как элемент политического давления. Например, ситуация с упавшей на территории Польши ракетой явно была сценарным триггером. Он не сработал, вероятно, потому, что Европе сейчас нужен мир, а не втягивание в ещё более серьёзную войну.

«ЗАВТРА». Считается, что во время боевых действий критика военного руководства недопустима, тем более со стороны экспертов без специального военного образования. Что вы думаете по этому поводу?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Для этого не нужно иметь спецобразование. Есть накопленный исторический опыт. Можно не знать тонкостей управления войсками, особенно в условиях современной высокоинформационной войны, но давать оценку результатам этого управления мы не только можем, но в создавшейся ситуации просто обязаны. Конструктивная критика пойдёт только на пользу.

Отмечу, что на данный момент времени наши солдаты, сержанты и находящиеся на передовой офицеры получили боевой опыт, и многие ошибки, которые совершались в первые недели и месяцы войны, на тактическом уровне уже не делаются. Сегодня работу над ошибками должны проводить высшие военные звенья. Россия отлично выиграла один этап украинской кампании, проиграла другой, сейчас начинает третий. И давайте честно говорить, что происходит на войне. Конечно, успех легче признать, чем поражение. Но признавать нужно и то, и другое. Неуспех в конечном счёте учит.

«ЗАВТРА». Сергей Борисович, что-то из происходящего в России может дать надежду на исправление ситуации?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Хотя мы многое делаем пока с опозданием, но в целом – в нужном направлении. Подвижки есть. Были приняты решения о частичной мобилизации, о переходе с малой на большую войну, о трёхсменной, а иногда и четырёхсменной работе военных предприятий. Несмотря на то, что война продолжается уже 9 месяцев, мы, хотя бы частично, смогли избежать дефолта по военным поставкам, то есть кризиса военного снаряжения нет. В отличие от Украины, которая получает его практически со всего мира, мы ухитряемся обходиться своими собственными возможностями. Это означает, что в управлении промышленностью сделано меньше ошибок, чем в управлении Вооружёнными силами. Ракетные удары по неприятелю наносятся, значит, острой нехватки боеприпасов, включая высокотехнологичные, нет. Это определённый плюс.

Важно, что, наконец, было принято окончательное решение по производству двигателей на Пермском моторном заводе, выделены средства. Судя по всему, у нас наладится выпуск не только ПД-8 (Перспективный Двигатель тягой 8 тонн) для Суперджетов, но и ПД-14 для самолёта МС-21. И самое существенное, что впервые официально в качестве приоритетной цели объявлен проект российского перспективного двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35. Правда, первые образцы получится собрать только к концу 2024 года. Тем не менее они будут существовать уже в виде опытных экземпляров, готовых к государственной сертификации. Этот двигатель – самый мощный и самый экономичный в мире, он превосходит не только всё то, что есть у нас в данной области, но и то, что имеется и даже проектируется на Западе. Безусловно, это сильное решение, хотя и опять несколько запоздалое. Будь оно принято года два назад, то готовый к сертификации двигатель мы бы имели уже к концу 2022 года. С учётом его значения как для гражданской, так и для военной авиации, у нас сейчас была бы несколько иная ситуация, нежели та, которая сложилась.

Да, мы многое умеем делать, в том числе и хорошие авиадвигатели, и дроны, и ракеты: «Калибры» и «Цирконы». На уровне внедрения новых технологий мы хоть и опаздываем с решениями, но не критично. Это вселяет оптимизм, что ситуация выровняется повсеместно.

«ЗАВТРА». Сергей Борисович, спасибо за многоплановую беседу!

Беседовала Наталья Луковникова

  • Декабристы историческая ошибка или подвиг
  • Делегация направлялась к дому известного ученого находившийся недалеко от главной площади ошибка
  • Действую не боюсь делаю ошибки учусь новому
  • Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами ошибка
  • Действуйте согласно полученных указаний ошибка