Демократ есть человек демократических убеждений исправить ошибку

Skip to content

Главная » Русский язык — 10 — 11 классы

по цвету не отличается от обыкновенного рябчика.
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма.
Демократ есть человек демократических убеждений.
Новые впечатления сопровождаются самыми яркими отрывками из прошлого.
В этом тексте рассказывается о том, что знаменитый космонавт Юрий Гагарин полетел первым из людей в космос.
Он заставлял сыновей работать без устали.

Ответ №1

Клюв лесного рябчика от клюва обыкновенного рябчика.
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм.
Демократ — это человек демократических убеждений.
Новые впечатления сопровождаются самыми яркими воспоминаниями из прошлого.
В этом тексте рассказывается о том, что знаменитый космонавт Юрий Гагарин первым полетел в космос.
Он заставлял сыновей работать не покладая рук.

Определение «Демократ есть человек демократических убеждений» допущена логическая ошибка, связанная с

  • неоправданным расширением понятия
  • двусмысленностью
  • неоправданным сужением понятия
  • наличием круга понятий

Тип вопроса: Вопрос с одним правильными вариантом

Ответ на этот вопрос уже получили: 16 раз(а)

Помогли ответы? Ставь лайк 👍

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 27 Апрель 2022 в 23:52
На вопрос ответил(а): Астафьева Любовь, 27 Апрель 2022 в 23:52

Похожие вопросы

Вопрос № 55269

Ошибка, связанная с неточным пониманием значения слова, допущена в предложении …


Выслушивая, надо поставить в центр внимания говорящего и его интересы.

Чтение обеспечивает пополнение и усвоение новых знаний.

При эксплуатации телевизора проявился существенный недостаток товара.

Эти факторы не могут мотивировать человека на поиск новых решений.

Вопрос № 6335

Ошибка, связанная с неточным пониманием значения слова, допущена в предложении …


Одним из признаков неблагополучия в существовании популяции является её малочисленность.

В настоящее время в различных областях биологической науки широко используют метод моделирования.

В годы войны на территории страны действовало более шести тысяч партизанских отрядов.

В этой ситуации нельзя предаваться беспечности.

Другие вопросы по предмету Логика

Вопрос № 1201365

К какому виду сложного вопроса относится следующий вопрос: «Где и когда было заключено данное соглашение?»


Смешанный вопрос

Соединительный вопрос

Объединительный вопрос

Разделительный вопрос

Вопрос № 1201367

В определении «Закон Российской Федерации не является подзаконным актом» допущены логические ошибки, связанные с…


наличием круга понятий и двусмысленностью определения

наличием круга понятий и несоразмерностью

двусмысленностью определения и использованием в определении отрицания

наличием круга понятий и использованием в определении отрицания

Вопрос № 1201368

Какой из перечисленных вопросов является смешанным?


Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?

Сколько времени нужно ехать от Москвы до Твери?

Где происходили события, описанные в «Детстве» Л. Толстого?

Где можно взять мел и губку и когда в эту аудиторию придут студенты и преподаватели?

Вопрос № 1201370

Не является двусмысленным определение…


Краткость – это сестра таланта

Собака – это друг человека

Математика – это гимнастика ума

Ключ— это инструмент для открывания замка

метки: Неграмотный, Написание, Нередкий, Появляться, Шмелев, Страница, Газета, Речевой

(Ф. Котлер и др. «Основы маркетинга»)

Задание 3.2. В статье А. Шмелева (Приложение 1) прочитайте раздел, озаглавленный «Изменение речевых норм: мифы и реальность», и напишите:

  1. какие виды связи (цепная, параллельная, присоединительная) использованы для соединения предложений в данном разделе; с помощью каких языковых средств обеспечивается структурная соотнесенность между предложениями;
  2. какой способ (или способы) рассуждения (индукция, дедукция) использован (использованы) в данном разделе; приведите примеры.

Задание 3.3. Найдите и исправьте логические ошибки

Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Демократ есть человек демократических убеждений. Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении в нерабочее время не оставались посторонние лица, включенные электроприборы и другие источники огня. Вскоре после окончания военных действий приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы и другие культурные учреждения. Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства.

Задание 3.4. Укажите номера предложений, в которых нарушение порядка слов или нарушение логики являются ошибкой (и исправьте эти ошибки), и номера предложений, в которых эти нарушения являются стилистическим приемом.

3) Руководитель назначил ответственное лицо за радиационную безопасность.

4) Спорт очень хорошо развивает мышцы тела и здоровье.

5) Выводы из всего этого следуют весьма неутешительные.

6) Хотели как лучше, получилось как всегда.

Задание 3.5. Подберите синонимы к предложенным словам иностранного происхождения и составьте словосочетания с каждым словом из синонимического ряда.

Адекватный, альянс, амбициозный, аннулировать, бестселлер, вердикт, депортация, дисплей, имидж, индифферентный, инцидент, камуфляж, коррумпированный, легитимный, лексикон, лимитировать, менталитет, мониторинг, мораторий, перманентный, пиар, презентация, пролонгировать, пунктуальный, реставрация, рецидив, спонтанный, суверенитет, толерантность, шоу.

Задание 3.6. Подберите к предложенным словам как можно больше синонимов с различной эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской. Определите, какие из синонимов находятся за пределами литературного языка.

Человек, лицо, глаза, рука, письмо, быстрый, говорить, называть, управлять, строить, препятствие, бояться, бродить, группа, помощник, договор, доход.

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

… назвать тот или иной предмет, действие, так и назовет, какое слово ему больше подходит из синонимического ряда, то и выберет. Обратимся к тексту. В предложении 5 нахожу многозначное слово … синоним «перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве … слов В.Г.Короленко, приведенных в начале сочинения. …

Задание 3.7. Назовите тропы и стилистические фигуры, которые позволяют:

1) расставить в речи смысловые акценты

2) показать многосложность и противоречивость явления

3) продемонстрировать волнение говорящего

4) заставить задуматься над тем, о чем недоговаривает автор

5) подчеркнуть эмоциональность автора

6) выразить ироническое отношение к чему-либо

Задание 3.8. Какие тропы и стилистические фигуры использованы в следующем фрагменте? Какой эффект дает их употребление?

Поэзия никогда не была особенно рентабельна — даже когда собирала стадионы. Сегодня она не востребована прежде всего потому, что именно в поэзии наиболее оперативно, интуитивно, точно дается оценка этому времени и месту. А в такой оценке современная Россия нуждается меньше всего, ибо, погрузив ее в летаргию, власть даже не пытается навеять ей сны золотые. Россия сейчас беспокойно и безрадостно спит, и видеть себя в состоянии крайней умственной лености, деградации и индифферентности ей глубоко неохота. Молодая поэзия, способная поднести к глазам Родины это зеркало, не имеет ни малейшего шанса пробиться в бумажную прессу. (Д.Быков)

Приложение 1.

А. Шмелев «Ложная тревога и подлинная беда»

Мнение о том, что за последнее десятилетие русский язык подвергается серьезным изменениям, широко распространено среди самых разных слоев общества; чаще всего эти изменения оцениваются как «порча языка». В связи с этим говорят о наплыве иноязычных заимствований, о том, что жаргонные и просторечные слова стали активно использоваться в средствах массовой информации, о многочисленных речевых ошибках, проникающих в публичную речь, о постепенном снятии табу на скверноматерную брань. Многие лингвисты, признавая справедливость этих наблюдений, полагают тем не менее, что говорить о «порче языка» и даже просто о радикальных изменениях в языке нет оснований: снижается речевая культура, уровень владения языком, а язык как таковой остается «великим и могучим». Иногда добавляют, что если и в самом деле эти процессы приведут к подлинным языковым изменениям (например, заимствованные слова укоренятся в языке), то и тогда не будет оснований говорить о «порче»: своих богатых возможностей русский язык уже не утратит, а неспособность ими воспользоваться будет характеризовать не язык как инструмент, а тех, кто не умеет пользоваться этим

Однако независимо от того, как квалифицируются происходящие процессы, все согласны в том, что наша речь весьма изменилась по сравнению с шестидесятыми-семидесятыми- восьмидесятыми годами прошлого века, и у большинства любителей родного слова эти изменения вызывают беспокойство. Беспокойство столь велико, что парламентарии даже пытаются защитить язык особым законом. К закону мы еще вернемся, но прежде следует критически рассмотреть утверждения о резком снижении языковой культуры, характерном для последних полутора десятков лет.

21 стр., 10099 слов

По русскому языку «Развитие речи»

… стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность через восприятие речи и говорение. Вот … воспитанию мышления детей. Для обучения языку нужна осмысленная работа над выражением собственной мысли. Образовательные … словам, схемам; — распространение и сокращение предложений, перестройка предложения. Упражнения с текстом: составление рассказов по картинке, серии …

Изменение речевых норм: мифы и реальность

Очень часто за изменения языковых или речевых норм принимают изменение условий функционирования языка, которые нередко влекут за собою социальные катаклизмы. Поясню это на простом примере. Плакаты, украшавшие улицы советских городов, несли лозунги, которые характеризовались определенными языковыми особенностями. Сейчас советские лозунги на улицах давно не висят, а вместо них (нередко на том же самом месте) висят рекламные плакаты, язык которых значительно отличается от языка советских лозунгов. Было бы совершенно неправильно говорить об этом как о резком изменении «языка плаката». Дело не в том, что язык советских лозунгов претерпел серьезные изменения, а в том, что эти лозунги ушли в небытие и сохраняются только в исторической памяти. Соответственно, язык рекламы возник не как трансформация языка советских лозунгов, а как нечто новое, появившееся вместе с новым явлением — рекламными плакатами на русском языке.

Точно так же мы можем поражаться множеству речевых ошибок в публичных выступлениях политических деятелей, значительно превышающему число ошибок, которые допускали в публичных выступлениях советские вожди. Но делать вывод о снижении уровня языковой культуры отечественных политиков нет никаких оснований: ясно, что человек, читающий речь «по бумажке», в большей мере застрахован от ошибок по сравнению с человеком, который вынужден импровизировать.

«Наплыв» «иностранных» слов

Тексты, распространяемые современными средствами массовой информации, изобилуют словами, которые всего лишь двадцать лет тому назад в русской речи не употреблялись: такие слова, как пиар и ньюсмейкер, маркетинг и фьючерс, риелтор и девелопер, ремейк и блокбастер, и сейчас понятны далеко не всем носителям языка. Однако заимствование большинства из них связано с тем, что в нашу жизнь входят новые явления, для которых нет готового русского названия. Как правило, сначала соответствующая реалия бывает знакома относительно узкой группе «посвященных», которым обычно известно ее английское название. В этом случае соблазн пользоваться английским названием часто оказывается слишком велик; а по мере того как явление получает все более широкое распространение, все более широко известным становится и его заимствованное наименование. И множество людей, подающих заявки на получение грантов, уже не помнит, что двадцать лет тому назад само слово грант было мало кому известно.

Дальнейшая судьба заимствованных слов может сложиться по-разному. Когда в начале XX века в России начинали играть в футбол, поклонники новой игры пользовались английской футбольной терминологией. В дальнейшем некоторые слова прижились в русском языке (пенальти, аут), некоторые оказались вытесненными русскими аналогами (сейчас редко услышишь слова голкипер, бек, хавбек — вместо них используются такие наименования, как вратарь, защитник, полузащитник), а в некоторых случаях возникла конкуренция между заимствованным словом и его русским «переводом» (форвард и нападающий, офсайд и вне игры, корнер и угловой).

Именно так входят в русскую речь многие из кажущихся непривычными иноязычных заимствований. Специфика нашего времени лишь в том, что появилось очень много новых областей жизни, активно обсуждаемых в средствах массовой информации. Из-за этого иногда создается впечатление, что без иностранного словаря понять газетную статью простому обывателю почти невозможно.

11 стр., 5471 слов

Ошибки в речи теле- и радиоведущих

… речи, звучащей в эфире, и выявить её соответствие современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, выявить тенденции и проблемы, связанные с произносительными речевыми ошибками, допускаемыми дикторами и ведущими радио и телевидения … не просто множество единиц языка, а система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов одного уровня. Слова объединены в группы по определенным признакам. …

«Низкое» в публичной речи

Публичная речь в наши дни стала весьма неформальной и сниженной, подчас доходящей до прямой грубости. Если сравнить язык современной газетной заметки с «дубовым» языком советских газет, контраст будет очевиден всякому. И нельзя себе представить, чтобы кто-то из позднесоветских вождей употреблял такие выражения, как «замочить в сортире». Но, как уже говорилось, это едва ли может служить основанием для того, чтобы говорить о снижении речевой культуры государственных деятелей: просто в брежневские годы мы не слышали спонтанной речи советских вождей, а наблюдая человека, читающего по бумажке, никаких заключений об уровне его речевой культуры сделать нельзя.

Орфографические ошибки, которые теперь попадаются даже на страницах респектабельных печатных изданий, легко ранимого человека могут привести в ужас. Не свидетельствуют ли они о снижении уровня грамотности пишущей братии? Мне кажется, что нет (хотя здесь я вынужден прибегать к косвенным умозаключениям — достоверный ответ можно было бы получить, дав прежним и нынешним журналистам написать трудный диктант и сравнив результаты).

Скорее они свидетельствуют о том, что в условиях жесткого газетного бюджета приходится экономить на жаловании корректорам, сокращая их число. В результате ошибки остаются неисправленными.

Все сказанное можно выразить и по-другому. Уровень речевой культуры политиков и журналистов остался прежним — просто раньше у нас было меньше возможностей составить о нем адекватное представление.

Точно так же нет оснований говорить о том, что в речи в существенно большей степени присутствует скверноматерная брань. В устной неформальной речи положение мало изменилось: кто раньше не мог связного предложения построить без бляканья, этим искусством по большей части и не овладел, а кто не склонен был к матерщине, как правило, такой склонности и не приобрел. Проникновение скверноматерной брани на полосы печатных изданий свидетельствует не о языковых изменениях, а об упразднении цензурных ограничений.

Зачем нужна грамотность?

Едва ли уровень грамотности в настоящее время серьезно снизился. Количество орфографических и пунктуационных ошибок во вступительных сочинениях было чрезвычайно велико двадцать пять лет тому назад и таким и остается. Но печатные издания выходили практически без ошибок. Конечно, это происходило благодаря внимательной работе профессиональных корректоров. Что же касается жанров письменной речи, в которых корректуры не было (например, частной переписки), то и раньше многие люди писали неграмотно, и сейчас продолжается то же самое.

Однако для общей характеристики языковой ситуации существен не столько уровень грамотности частной переписки, сколько жанры массовой коммуникации. У многих людей развита зрительная память, и при отсутствии специальной орфографической рефлексии, многократно сталкиваясь с неправильным написанием, они к нему привыкают и начинают воспринимать как допустимое.

Я уже упоминал о том, что неграмотные написания стали нередко появляться на страницах газет; что еще хуже, грубые орфографические ошибки встречаются и в телевизионных субтитрах, воздействуя тем самым на еще более массовую аудиторию.

5 стр., 2175 слов

Искусство и культура арабо-мусульманского мира

… в иудаизме, но не в христианстве, поскольку христиане считают, сто Бог, явившись в этот мир в человеческом обличье (богоявление), разрешил изображать себя. Идолопоклонство и многобожие категорически запрещены в исламе … в ходе завоеваний столкнулись с культурой соседних стран. Помимо доисламской культуры арабов, на мусульманское искусство … этом, что в зависимости от эпохи и уровня культурного развития …

Однако, с точки зрения уровня грамотности в обществе, главную тревогу могут вызывать различного рода интернет-форумы, на которых за грамотностью, как правило, никто не следит, но которые, в отличие от частной переписки, доступны массовой аудитории и оказывают на нее определенное воз действие. Именно с распространенностью массовой интернет-коммуникации связано, на мой взгляд, наблюдаемое в настоящее время падение престижности грамотности. Относиться к этому можно по-разному. Еще в 1915 году известный педагог К. Г. Житомирский в своей книге «Молох XX века» высказывал мнение, что излишнее значение, которое придается в российском обществе (в частности, в гимназическом обучении) безошибочному письму, ведет к «бесполезным затратам» и потому от него, как от любого излишества, следовало бы отказаться. Еще в большей мере это можно отнести к «орфографическому режиму», установившемуся в Советском Союзе. С другой стороны, неграмотно написанный текст значительно хуже воспринимается, на его прочтение нужно больше времени. Да и вообще грамотное письмо традиционно считается частью культуры. Поэтому меня лично падение престижности умения грамотно писать огорчает; но изменить эту тенденцию не так просто.

Изменения «языковой картины мира»

Однако тревога, связанная с языковыми изменениями, «порчей языка», не совсем беспочвенна. Дело в том, что язык отражает определенный способ восприятия и устройства мира — «языковую картину мира». Совокупность представлений о мире, заключенных в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в некую единую систему взглядов и предписаний, которая навязывается всем носителям языка.

Главная

страница 1страница 2страница 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Институт иностранных языков

Кафедра русского языка

Стилистика русского языка и культура речи

Задания для контрольных работ

студентов недневных форм обучения

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2012

СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ: задания для контрольных работ студентов недневных форм обучения / сост. Е.В.Калачинская. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. – с.

Задания для контрольных работ по дисциплине «Стилистика русского языка и культура речи» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Предназначены для студентов всех направлений подготовки недневных форм обучения.

Составитель: Калачинская Е.В., кандидат филол. наук, доцент кафедры русского языка ВГУЭС

Рецензенты:

Коновалова Ю.О, кандидат филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка института международного образования ВГУЭС;

Стрельцова М.Ю., кандидат филол. наук;

Утверждены на заседании кафедры

Печатается по решению РИСО ВГУЭС

введение

Целью освоения дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» является развитие языковой и речевой компетенции студентов для эффективной коммуникации в устной и письменной формах. Изучение дисциплины завершается зачетом. Студент получает зачет при условии выполнения всех 3 контрольных работ и успешной сдачи теста.

Все задания контрольных работ выполняются письменно. Сами задания, а также исходные тексты переписывать не нужно, необходимо записывать только правильный вариант. Контрольные работы можно выполнять как на компьютере (предпочтительный вариант), так и от руки.

В приложения к контрольным работам включены статья А.Шмелева, по которой выполняются несколько заданий, а также орфографический, орфоэпический и акцентологический минимумы, список рекомендуемой литературы. Для самоконтроля качества усвоения теоретического и практического материала предлагается выполнить тренировочный тест и проверить правильность ответов по имеющимся ключам.

Для подготовки к тестированию необходимо изучить литературу, указанную в списке, а также курс электронных презентаций лекций и текстовой файл с изложением основного теоретического материала. Электронный тест включает 30 вопросов. Ниже предлагается список тем, включенных в вопросы теста.

1. Цели, задачи и содержание дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи»; функции языка; язык и речь; понятия правильности, точности и уместности речи; характеристики письменной и устной форм речи; национальный язык; современный русский литературный язык и его характеристики; исторические границы современного русского литературного языка; характеристики книжной и разговорной речи; нелитературные явления в языке (просторечие, жаргон, диалект); виды словарей.

2. Понятие языковой нормы; критерии нормативности языковых единиц; вариативность нормы; род несклоняемых существительных; склонение фамилий и географических названий иностранного происхождения; варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода; варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных; варианты форм глаголов.

3. Орфографические нормы: гласные е (ё) и о после шипящих; гласные и, ы после приставок; гласные после буквы ц; чередующиеся гласные; употребление ь и ъ; двойные согласные; правописание приставок, сложных слов, существительных, прилагательных, глаголов, причастий, числительных, наречий, предлогов, союзов, частиц; слитное и раздельное написание НЕ и НИ, употребление дефисов, правописание имен собственных.

4. Орфоэпические нормы: произношение гласных (в том числе в словах иноязычного происхождения); произношение согласных (в том числе нескольких); основные правила постановки ударений.

5. Синтаксические и пунктуационные нормы: тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с однородными членами, с обособленными членами предложения, с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения, при вводных словах и предложениях, при обращениях, в сравнительных оборотах, прямой речи, в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

6. Нарушения норм литературного языка: лексические, морфологические и синтаксические ошибки.

7. Система стилей в современном русском литературном языке; функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический (стиль СМИ), разговорный, литературно-художественный стиль (стиль художественной литературы) и их языковые признаки; понятие эмоционально-экспрессивной и функциональной окраски слов; работа с научным текстом: понимание, анализ, трансформация; основы конспектирования, аннотирования и реферирования; письменная и устная формы реализации научного стиля; структура научной работы; курсовая и бакалаврская работы как жанры научного стиля; научный доклад.

8. Официально-деловой стиль речи; правила и принципы письменной и устной деловой коммуникации; составление внутренней деловой документации компаний (приказ, распоряжение, протокол, заявка, докладная записка, объяснительная записка, отчет, справка, заявление, ходатайство); внешняя переписка (приглашение, извещение, запрос, просьба, напоминание, сопроводительное письмо, гарантийное письмо, благодарственное письмо, письмо-коммерческое предложение, письмо-отказ на коммерческое предложение, претензия); правила и законы устного делового общения (телефонный разговор, деловая беседа, совещание, переговоры и т.д.); правила речевого этикета; этикетные формулы приветствия, знакомства, выражения просьбы, благодарности, несогласия, отказа, убеждения;

9. Подготовка и речевое оформление публичного выступления; речевые требования к публичным выступлениям; особенности устного выступления с использованием электронной презентации; языковые приемы и средства выразительности в письменной и устной речи; многозначность, образность, фразеологизмы, основные тропы, фигуры, риторические приемы, их функции в тексте; виды и способы связи между предложениями в тексте; основные законы логики; логические ошибки; использование аргументации в ходе выступления; виды аргументов; основные приемы аргументации; логические уловки; ведение дискуссии и полемики;

Контрольная работа № 1

Темы: Основные понятия культуры речи. Правильность, точность и уместность речи. Устная и письменная формы речи. Понятие современного литературного языка. Нелитературные языковые явления. Система норм литературного языка. Вариативность нормы. Нарушения норм литературного языка.

Задание 1.1. Дайте письменную характеристику собственной речевой культуре по следующим параметрам: знание правил русского языка; умение грамотно писать и говорить; умение слушать; владение речевым этикетом; умение дифференцированно использовать языковые средства в разных ситуациях общения; навыки выступлений перед аудиторией; наличие в речи слов-паразитов, просторечных, вульгарных оборотов. Составьте программу повышения личной речевой культуры.

Задание 1.2. Приведите речевые формулы приветствия, прощания, извинения, обращения с просьбой, предложения чего-либо, отказа от чего-либо, уместные:

1) в письменной речи;

2) в устной речи.

Задание 1.3. Прочитайте статью А. Шмелева «Ложная тревога и подлинная беда»

(см. Приложение 1) и письменно ответьте на следующие вопросы:

1) Каким образом социально-политические и культурные факторы повлияли на состояние речевой культуры современного российского общества?

2) Почему происходит активное проникновение в современный русский язык иноязычных слов?

3) Что думает автор статьи о состоянии грамотности носителей русского языка?

4) В чем, по мнению автора, проявляется изменение языковой картины мира?

Задание 1.4. Какие элементы языка относятся к нелитературным? Можно ли использовать их в своей речи? Почему и для чего?

Задание 1.5. Приведите пример стихотворения А.С.Пушкина, в котором используется разговорная, просторечная лексика. Для чего поэт использовал именно эти слова?

Задание 1.6. В каждой приведенной паре найдите и выпишите правильный вариант употребления слова или словосочетания.

Бежи – беги, рельс – рельса, зажжется – зажгется, обоих сторон – обеих сторон, слабее –слабже, афёра – афера, намерЕния – намЕрения, сымите – снимите, хочет – хотит, положи – поклади, положи – положь, езжай — ехай, лакированный туфель – лакированная туфля, лечебный шампунь – лечебная шампунь, поздравить с Восьмым мартом – поздравить с Восьмым марта.

Задание 1.7. Употребите существительные в словосочетаниях с прилагательными. Например: сочное манго.

ООО, кенгуру, капучино, Сочи, картофель, зевака, фламенко, суши, леди, Чили, Онтарио, бренди, ООН, аэрозоль.

Задание 1.8. Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных. Например: том – тома.

Слесарь, крем, округ, директор, отпуск, профессор, инженер, борт, протектор, аккумулятор.

Задание 1.9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Например: чулки – чулок.

Носки, гектары, килограммы, погоны, вафли, сапоги, башкиры, гусары, эполеты, рельсы, осетины, болгары, туфли, томаты, ясли.

Задание 1.10. Образуйте форму родительного падежа от следующих имен и фамилий:

Зураб Соткилава, Анна Митта, Антонио Буэно, Олег Белых, Александр Грин, доктор Живаго, леди Макбет, Карел Чапек, Галина Луценко, Юрий Пак.

Задание 1.11. Запишите словами цифры:

Порывы ветра достигали 15-20 метров в секунду; к 850-летию Москвы; во всех 479 томах этого дела; проголосовало «за» 370 депутатов при 63 «против»; в 284 выпуске программы; в 2012 году.

Задание 1.12. Исправьте ошибки в предложениях.

1) Этот центр расположен в тридцати-сорока минут езды от города

2) Шторм бушевал в течение полтора суток.

3) В городе зарегистрировано более восьмиста семидесяти тысяч жителей.

4) Двое кошек бежали по улице.

5) На столе лежал кошелек с девяностами рублями.

Задание 1.13. Запишите предложения, расставив необходимые знаки препинания.

1) Тут открылась картина довольно занимательная широкая сакля крыша которой опиралась на два законченных столба была полна народа.

2) Этот по словам Аркадия Павловича государственный человек был роста небольшого.

3) Федя принес цветы однако Маше это не понравилось.

4) Назвался груздем полезай в кузов.

5) Кто виноват из них кто прав судить не нам.

6) Романтизм вот первое слово огласившее пушкинский период народность  вот альфа и омега нового периода.

7) Государственное предприятие «Общение» именуемое в дальнейшем «Предприятие» в лице генерального директора Поповича Александра Михайловича действующего на основании Устава с одной стороны и гражданин Российской Федерации Бабкин Иван Васильевич именуемый в дальнейшем «Работник» с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем… 

Задание 1.14. Найдите и исправьте лексические ошибки.

Все зрители отмечали замечательную акустику. Нужно инвестировать в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу. Сегодня днем температура воздуха будет очень холодной. Администрация метро объявила о подорожании цен. Это решение будет нести негативные последствия. Одевайте наушники и слушайте музыку. Нам придется предпринять срочные меры. Не выдавай желательное за действительное. Внезапно вспыхнула нетерпимая боль. В компании появилась свободная вакансия. Вадим растоптал ногами макет, который так старательно клеили ребята. В реальной действительности такого случиться не могло.

Задание 1.15. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях.

Расскажем более подробнее о погоде. Есть озабоченности, на которые мы не всегда адекватно отвечаем. Я еще не в курсе об этой информации. Мы уже получаем предложения с наших областей. Много негативных слов высказано в сторону компании.

Зрители выразили свое восхищение уровню профессионализма режиссера. Согласно неписаных законов они являются героями. В качестве примера приведу визит боливийской делегации, в ходе которой мы подписали договор по сотрудничеству. Я думаю, что не только я, но и вы не верите о том, что это может быть. Он несет не меньшую ответственность в том, что сейчас происходит. Никому не секрет, что главные виновники в развале отрасли не понесли наказания. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. Читая эту статью, возникает много вопросов к ее автору.

Контрольная работа № 2

Темы: Система стилей в современном русском литературном языке. Научный стиль речи. Основы аннотирования и реферирования. Официально-деловой стиль речи. Основные письменные жанры официально-делового стиля. Устные формы делового общения. Основы речевого этикета в деловой сфере.

Задание 2.1. Определите стилевую принадлежность каждого фрагмента текста. Аргументируйте свое решение: назовите основные функции и языковые признаки стиля, к которому относится каждый текст, и приведите из этих текстов примеры, подтверждающие наличие в них таких признаков.

1) Аргументом мы будем называть словесно выраженную мысль, содержащую обоснование выдвинутого положения, которое тем самым может рассматриваться как приемлемое или неприемлемое на определенном основании. Аргумент состоит из положения (вывода) — мысли, которая утверждается и подлежит обоснованию, представляющему собой совокупность доводов; и основания, которое представляет собой обосновывающее знание об условиях приемлемости вывода. … Задача эристической аргументации — достижение победы в споре независимо от того, приведет такой спор к изменению взглядов оппонента или нет. Эристическая аргументация рассчитана не столько на переубеждение оппонента, сколько на убеждение тех, кто присутствует при споре и за чье присоединение к своей позиции борются полемические противники. Эристическая аргументация состоит в защите принятых положений или в опровержении положений, противоположных принятым, всеми уместными и этически приемлемыми средствами убеждения.

2) Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

3) Выступлениями балета из Милана в Москве завершается культурный год Италии в России. Балетная труппа театра «Ла Скала» уже станцевала «Эксельсиор» – первый из двух балетов гастрольной программы. Впереди – «Сон в летнюю ночь».

Сначала о том, что будет. Шекспировский балет стоит смотреть – его поставил Джордж Баланчин, маг и волшебник мирового балета, русский американец, родившийся в Петербурге и учившийся в Императорском балетном училище. Потом было бегство из революционной страны, работа в антрепризе Дягилева – и приглашение в США, где на Баланчина возложили задачу: ни много ни мало создать американский классический балет. И он создал, да так, что балеты Мистера Би и спустя много лет после его смерти идут по миру.

Задание 2.2. К статье А. Шмелева «Ложная тревога и подлинная беда» напишите:


  1. аннотацию;

  2. реферат объемом 3000-3500 знаков с пробелами.

Задание 2.3.

1) Укажите характерные для официально-делового стиля варианты сочетаемости глаголов и существительных. Например: вносить – вносить предложение; претензия – предъявить претензию.

Возложить, высказать, достигать, заключить, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить, оказывать, предъявлять, погашать, продлить, принять, предпринять, рассмотреть, расторгнуть, составить.

Благодарность, виза, выговор, договор, договоренность, документ, задолженность, заявка, иск, кредит, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление, предложение, претензия, приказ, расписка, резолюция, резюме, рекомендация, решение, санкция, содействие, справка, счет, требование, учет, характеристика, цена.

2) Составьте словосочетания существительных с прилагательными, свойственные официально-деловому стилю. Например: доводы – убедительные доводы.

Действия, лицо, необходимость, обстоятельства, организация, ответственность, отношения, порядок, пособие, рассмотрение, расчеты, рентабельность, сотрудничество, срок, скидки, цены.

3) Составьте со следующими предлогами словосочетания в правильном падеже. Например: по мере – по мере продвижения.

Благодаря, ввиду, во избежание, вопреки, в отношении, вследствие, в соответствии, в течение, в целях, по причине, применительно к, согласно, соответственно, со стороны.

Задание 2.4. Напишите резюме; заявление о приеме работу; докладную записку руководителю о необходимости командировки.

Задание 2.5. Сформулируйте основные этические правила составления деловых писем.

Задание 2.6. В приведенном тексте, представляющем собой деловое письмо, изменена последовательность предложений. Восстановите исходный текст и составьте правильный цифровой ряд из пронумерованных предложений.

1) Одновременно сообщаю Вам, что выбор компании по оказанию юридических и консультационных услуг осуществляется нами по результатам конкурса. 2) С наилучшими пожеланиями 3) В настоящий момент мы уже заключили договор на аналогичные услуги с другой компанией. 4) Уважаемый Николай Петрович!

5) По истечении срока этого договора (через 6 месяцев) в соответствии с установленным порядком будет объявлен конкурс на оказание юридических услуг. 6) Высокая квалификация специалистов компании и оптимальные тарифы, несомненно, представляют для нас большой интерес. 7) Приглашаем Вашу компанию также принять участие в нем. 8) Информация о проведении конкурса и условиях участия в нем будет размещена на нашем интернет-сайте. 9) Благодарю Вас за письмо от 20 декабря т.г., в котором Вы предлагаете воспользоваться услугами юридического сопровождения нашей деятельности.

Задание 2.7. Напишите следующие деловые письма: приглашение (или извещение), запрос (или благодарственное письмо), коммерческое предложение (или отказ на коммерческое предложение).

Задание 2.8. Сформулируйте 5 основных правил ведения деловых телефонных разговоров.

Задание 2.9. Письменно проанализируйте телефонный разговор с точки зрения соблюдения языковых, этических и психологических требований делового общения. Напишите собственный вариант грамотного разговора на аналогичную тему.

А: Алло…, алло, вы меня слышите? Мы как-то договаривались, что я позвоню вам по поводу размещения рекламы на нашей радиостанции.

Б: Да? А какая это радиостанция?

А: «Волна». Помните? Вы еще опаздывали на совещание. Это было в прошлом месяце.

Б: Да, что-то вспоминаю. И что?

А: Вспомнили? Хорошо. У меня сейчас есть время, я мог бы приехать к вам, поговорить о рекламном ролике. Мы можем сделать для вас, и разместим в хорошее время.

Б: Но я сейчас тоже занят…

А: Опять заняты? А когда можно приехать?

Б: Узнайте у моего секретаря. Всего доброго.

Задание 2.10. Письменно проанализируйте предлагаемую беседу с точки зрения соблюдения языковых, этических и психологических требований делового общения. Напишите собственный вариант деловой беседы на аналогичную тему.

А: Здравствуйте, вы меня вызывали?

Б: Да, заходите, Игорь …. Как ваше отчество?

А: Петрович.

Б: Игорь Петрович, я вас вызвал по такому поводу… Вы же у нас недавно работаете?

А: Пятый месяц.

Б: У нас есть филиал в пригороде, там нам срочно нужен специалист вашего профиля. Надо помочь с установкой нового оборудования. Вот хотим вас туда направить на месяц поработать. Если хорошо себя проявите, будем думать о вашем повышении.

А: Да я вообще-то не ожидал…

Б: Вот и хорошо, что не возражаете. Будем оформлять приказ на ваш перевод. А с начальником вашего отдела мы тоже договоримся, он вас отпустит.

Задание 2.11. Иногда в деловом общении приходится отказывать в чем-либо клиентам, партнерам и т.д. Сформулируйте 3 основных правила речевого поведения в таких случаях.

Контрольная работа № 3

Темы: Подготовка и речевое оформление публичного выступления. Связность и логичность текста. Система аргументации в устной и письменной речи. Средства речевой выразительности. Риторические приемы в публичном выступлении.

Задание 3.1. Напишите последовательность цифр, соответствующую логичной связи данных

предложений.

(1) Для того чтобы обмен мог состояться, необходимо выполнить несколько условий. (2) Каждая из сторон должна также испытывать желание совершить обмен с другой стороной, но каждая должна иметь возможность свободно, без принуждения принять или отвергнуть предложение противоположной стороны. (3) Обмен – это основное понятие маркетинга. (4) Наконец, обе стороны должны быть в состоянии понимать друг друга и осуществить доставку своих товаров. (5) Естественно, для совершения обмена требуется участие как минимум двух сторон, каждая из которых обладает товаром, представляющим ценность для другой стороны.

(Ф. Котлер и др. «Основы маркетинга»)

Задание 3.2. В статье А. Шмелева (Приложение 1) прочитайте раздел, озаглавленный «Изменение речевых норм: мифы и реальность», и напишите:


  1. какие виды связи (цепная, параллельная, присоединительная) использованы для соединения предложений в данном разделе; с помощью каких языковых средств обеспечивается структурная соотнесенность между предложениями;

  2. какой способ (или способы) рассуждения (индукция, дедукция) использован (использованы) в данном разделе; приведите примеры.

Задание 3.3. Найдите и исправьте логические ошибки

Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Демократ есть человек демократи­ческих убеждений. Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении в нерабочее время не оставались посторонние лица, включенные электроприборы и другие источники огня. Вскоре после окончания военных действий приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы и другие культурные учреждения. Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства.

Задание 3.4. Укажите номера предложений, в которых нарушение порядка слов или нарушение логики являются ошибкой (и исправьте эти ошибки), и номера предложений, в которых эти нарушения являются стилистическим приемом.

3) Руководитель назначил ответственное лицо за радиационную безопасность.

4) Спорт очень хорошо развивает мышцы тела и здоровье.

5) Выводы из всего этого следуют весьма неутешительные.

6) Хотели как лучше, получилось как всегда.

Задание 3.5. Подберите синонимы к предложенным словам иностранного происхождения и составьте словосочетания с каждым словом из синонимического ряда.

Адекватный, альянс, амбициозный, аннулировать, бестселлер, вердикт, депортация, дисплей, имидж, индифферентный, инцидент, камуфляж, коррумпированный, легитимный, лексикон, лимитировать, менталитет, мониторинг, мораторий, перманентный, пиар, презентация, пролонгировать, пунктуальный, реставрация, рецидив, спонтанный, суверенитет, толерантность, шоу.

Задание 3.6. Подберите к предложенным словам как можно больше синонимов с различной эмоционально-экспрессивной и стилистической окраской. Определите, какие из синонимов находятся за пределами литературного языка.

Человек, лицо, глаза, рука, письмо, быстрый, говорить, называть, управлять, строить, препятствие, бояться, бродить, группа, помощник, договор, доход.

следующая страница >>
Смотрите также:

Стилистика русского языка и культура речи: задания для контрольных работ студентов недневных форм обучения / сост. Е. В. Калачинская. Владивосток: Изд-во вгуэс, 2012. с

465.96kb.

3 стр.

Методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения

441.08kb.

2 стр.

Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 13

454.05kb.

3 стр.

Стп 005–2004 Система вузовской учебной документации Общие требования к оформлению текстовой части дипломных, курсовых работ (проектов), рефератов, контрольных работ, отчетов по практикам, лабораторным работам Структура и правила оформления

485.87kb.

5 стр.

Тематика курсовых работ для студентов всех форм обучения/ темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению 10

484.26kb.

8 стр.

Учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей, форм и технологий обучения / И. В. Алексеева, И. П. Беляева, В. А. Полупанова. 2-е изд., испр и доп. Владивосток : Изд-во тгэу, 2008. 102 с

1300.34kb.

12 стр.

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

925.04kb.

6 стр.

Задания для контрольных работ по римскому праву для студентов дистанционной формы обучения

31.19kb.

1 стр.

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

331.05kb.

1 стр.

Прошина З. Г. П 78 теория перевода (с английского языка на русский и с русского языка на английский)

1774.82kb.

39 стр.

Сборник практических заданий Великий Новгород 2001 Печатается по решению рис новгу рецензент

1281.83kb.

8 стр.

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения

446.71kb.

3 стр.

  • Демобилизоваться осенью лексическая ошибка
  • Демир докум ошибка f04
  • Демидова методические рекомендации для учителей подготовленные на основе анализа типичных ошибок
  • Дестини 2 ошибка marmot
  • Дестини 2 ошибка cat