День народного единства ошибка

Спорный и политизированный. Почему День народного единства не стал по-настоящему массовым праздником?

Как чиновники пытались заменить демонстрации 7 ноября «Русскими маршами» и почему из этого ничего не вышло

03 ноября 2022, 11:35, ИА Амител

Фото: amic.ru

Фото: amic.ru

Отмечаемый 4 ноября День народного единства даже спустя 17 лет после появления в календаре «красных дат» (впервые его отметили в 2005 году) остаётся одним из самых вызывающих споры и политизированных праздников. Таким неоднозначным отношением он обязан создателям и обстоятельствам своего появления. Впрочем, этот день всё чаще становится поводом задуматься над историей своего государства, обсудить её. Именно над ролью самого молодого праздника в перечне российских государственных торжеств и задумался журналист amic.ru Андрей Магас.

Ошибка в датировке

Принято считать, что в этот день в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского взяло штурмом Китай-город, заставив гарнизон Речи Посполитой отступить в Кремль. Спустя несколько дней командование гарнизона подписало капитуляцию и сдалось. Это означало окончание Смутного времени на Руси, что и стало своего рода идеологической основой для учреждения праздника. 29 декабря 2004 года, в соответствие с принятым федеральным законом № 201, эта дата стала в России выходным днём.

Памятник Минину и Пожарскому в Москве / Фото: pixabaycom

Выбор дня для празднования сразу подвергся критике со стороны профессиональных историков. Дело в том, что взятие ополченцами Минина и Пожарского штурмом Китай-города случилось всё-таки не 4-го, а 1 ноября. Дело в том, что соотношение дней прежнего юлианского и нынешнего, григорианского календаря менялось, с каждым новым веком прибавлялся один день. И когда 22 октября 1612 года случилась историческая победа, то в переводе на современный календарь это было именно в первый ноябрьский день.

Странно, что среди поддержавших закон о новом празднике депутатов Госдумы не нашлось ни одного, кто смог бы внимательно разобраться в датировке. Однако на тот момент у думского большинства, видимо, превалировало желание отвлечь общественное внимание от празднования 7 ноября и максимально хронологически приблизить новый «красный день» к прежнему. Столь конфликтная изначально политическая потребность в замене одного торжества на другое практически предопределила его непростую судьбу.

Новая идеология
Именно идею окончания Смутного времени в нашей стране после периода перестройки и лихих 1990-х и закладывал в учреждение нового праздника прежний серый кардинал российской политики Владислав Сурков, в ту пору занимавший должность замглавы администрации президента (АП). В июне 2021 года в интервью проекту WarGonzo он сообщил, что в 2004-м руководство страны занималось сменой «идеологических дат»: «Отменили день празднования социалистической революции и ввели День народного единства».

Владислав Сурков / Фото: kremlin.ru

По словам Суркова, «в России ведь не было ни одного праздника, связанного с событиями до Революции».

«Этот день стал днём русского национализма по сути своей. Была такая задача: как сказать об империи, о нашем желании расширяться, но при этом не оскорбить слух мирового сообщества», — отметил он.

Стоит отметить, что Сурков несколько лукавит, говоря об отсутствии у нас в стране праздничных дат, связанных с дореволюционными событиями — дни 8 марта, 1-2 мая, не говоря уже о Рождестве Христовом, всё-таки берут своё начало до Октябрьской революции.

Марш вместо демонстрации

Как бы то ни было, но с лёгкой руки этого, как ни крути, талантливого госчиновника, день 4 ноября действительно стал праздником — поначалу для многочисленных объединений русских националистов. Не секрет, что именно Владислав Юрьевич стал плотно опекать различные движения этого направления, а подчас и активно содействовал появлению новых. Во всяком случае ниточки целого ряда скандально известных организаций и деятелей тянулись именно к нему. В частности, в этот день национал-патриоты стали проводить «Русские марши» (РМ) — многолюдные шествия, устраиваемые словно в противовес традиционным демонстрациям в честь Красного октября 1917-го.

«Русский марш» на День народного единства в Люблине 4 ноября 2017 года / Кадр из видео
Первый такой марш
4 ноября 2005 года состоялась первая крупная согласованная с властью акция националистов. Чиновники АП поначалу очень надеялись, что шествия смогут заменить для россиян привычные массовые демонстрации в честь Октябрьской революции. Среди организаторов было Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ)* во главе со скандально известным Александром Беловым (Поткиным), а также вполне лояльный власти Евразийский союз молодёжи, что, как полагали в АП, станет гарантией лоялистского характера мероприятия. Однако в московской акции тогда приняло участие несколько тысяч человек — преимущественно оппозиционно настроенной националистической молодёжи, что стало крайне неприятной неожиданностью для чиновников. Тогда чиновники дали федеральным телеканалам пожелание, которое можно было приравнять к жёсткой установке, не выпускать в эфир ни одного видеоматериала о марше. Таким образом, несмотря на обилие телекамер, единственным сюжетом оказался репортаж в дневном выпуске телеканала НТВ.

Один из постоянных участников прежних маршей, писатель, историк, публицист Александр Севастьянов вспоминает, что многочисленность первого РМ поразила даже его участников.

«Помню, мы шли в середине колонны, и не было видно ни „хвоста“ шествия, ни „головы“. Для нас это был праздник русской солидарности. Впервые представители различных партий, движений нашего направления, как ручейки, слились в одну большую реку. Мы прошли тогда от Чистых прудов до памятника Кириллу и Мефодию», — подчеркнул историк.

В последующие годы «Русский марш» в Москве был своеобразным смотром националистических сил и даже индикатором взаимоотношений группировок его участников. Так, случалось, что некоторые участники РМ, испытывая жёсткую неприязнь друг к другу, проводили свои отдельные акции, уменьшая таким образом общее число участников. К примеру, в 2014-м году в столице прошёл «Русский марш за Новороссию» и ещё один «Русский марш», участники которого занимали проукраинскую позицию.

Как считает Александр Севастьянов, именно в 2014 году состоялся «последний настоящий „Русский марш“, после чего русское движение ушло в толщу глубинного народа, как это принято говорить».

Шествие в Барнауле
Упомянутый раскол отразился и в регионах — Центральный оргкомитет РМ, случалось, не признавал «своими» акции национал-патриотов на местах. Так было, к примеру, с маршем 2020 года в Барнауле, организатором которого выступила краевая организация незарегистрированной партии «Другая Россия» и несколько общественных активистов. В Москве назвали шествие в краевой столице «мероприятием самозванцев».

Власть перехватила идеи «марширующих»

В 2022-м оргкомитет объявил о смене формата акции — традиционных шествий не будет, как и митингов с пикетами, — их заменят встречи единомышленников с последующими гуманитарными и культурными мероприятиями. Что это означает — руководитель оргкомитета Владимир Басманов прессе так и не объяснил, но сообщил, что участники РМ на этот раз будут делать «то, что не требует согласования с чиновниками» — «собираться, пить чай, разговаривать, знакомиться, помочь семье русских стариков или съездить вместе в музей». Смену формата он объяснил тем, что во многих регионах движение националистов потеряло до 90% своих сторонников.

По мнению Александра Севастьянова, «Басманов много на себя берёт, поскольку уже несколько лет находится в эмиграции, на Украине, откуда ему вряд ли хорошо видно, что в России может быть, а чего не может». Он называет несколько причин снижения популярности идеи РМ.

«Во-первых, Кремль, безусловно, перехватил инициативу — мы видим, что идея Русского мира взята на щит кремлёвским пулом журналистов. Та повестка, которую мы, представители русского движения, обозначали много лет, включая воссоединение с Крымом, вхождение в состав страны Донбасса, Новороссии — её сегодня осуществляет власть. Эта идея, которую мы отстаивали десятилетиями, сегодня пропагандируется телеканалами и ведущими политиками, пусть даже в искажённом виде. Перехватив во многом, не во всём, конечно, повестку русского движения, она обессмыслила её многие внешние проявления, в том числе „Русский марш“», — указал Севастьянов.

Фото: amic.ru / Екатерина Смолихина

Другим примером реализации идей активистов русского движения Севастьянов считает закрепление в российской конституции тезиса о русских как государствообразующем народе.

Отсутствие крупной акции 4 ноября для многих прежних политических активистов — участников РМ не означает отмену праздника. Один из организаторов барнаульских акций Михаил Варнаков, сегодня работающий врачом, говорит, что «герои вчерашних дней» эту дату постараются отпраздновать вместе.

«Соберёмся, вспомним былые события, те же марши. Вспомним нашу историю, поговорим о ней, обсудим, поспорим, как мы уже делаем несколько последних лет, возможно, в этом сегодняшний смысл этого дня», — сообщил он amic.ru.

Александр Севастьянов считает, что нежелание многих граждан страны участвовать 4 ноября в каких-то массовых акциях объясняется ещё и особенностью национального характера.

«Русские люди, на самом деле, большие прагматики и вовсе не такие идеалисты, как это принято считать. Они рассуждают так: если нет возможности там порешать какие-то важные проблемы, то чего напрягаться, куда-то ходить, когда и так всё движется», — подчеркнул историк.

Фото: amic.ru / Екатерина Смолихина

Фото: amic.ru

*запрещённое националистическое объединение.

Все в России знают о празднике 4 ноября, так как он является внеочередным выходным днём для большинства рабочего населения страны. На этом часто познания и заканчиваются. Редкий человек скажет, что 4 ноября отмечается День народного единства, еще меньшее число опрошенных вспомнят Минина и Пожарского, второе народное ополчение, и освобождение Москвы. Но разве это всё, что нужно знать о данном историческом событии?

Корни торжества уходят в начало семнадцатого века, а именно 22 октября 1612 года — день взятия Китай-города народным ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Формально, штурм продиктован необходимостью освобождения столицы от польского-литовских захватчиков, несмотря на то, что польский королевич Владислав официально был российским царевичем, с полного согласия Семибоярщины, однако, по каким-то причинам он не принял православие в указанный срок, что и явилось формальным поводу для отмены своего предложения со стороны российских управленцев. Так, польские гарнизоны, призванные помочь в борьбе с сопротивлением в Тушино, в одночасье превратились в интервентов, которым не оставалось ничего другого, кроме как бороться за законную власть своего королевича. Конечно, по прошествии четырех сотен лет трудно установить точную хронологию действий и мотивы главных персонажей, но тот факт, что данное событие является, как минимум, неоднозначным со стороны подлинной исторической науки, лишает его права считаться главным объединяющим государственным праздником.

Также, нельзя не упомянуть, что дата 4 ноября была предложена именно межрелигиозным советом России, что заведомо оскорбляет чувства неверующих, и лишает их ощущения сопричастности к государственному торжеству. Позже, после утверждения даты в качестве государственного праздника в 2005 году, обделенными почувствовали себя еще больше людей, так как праздник приобрел альтернативное название — день Казанской иконы Божией Матери. То есть, той самой иконы, с которой Дмитрий Пожарский вошел в освобождённый город. Этот конфуз сопоставим с ситуацией, когда хирург после многочасовой операции выходит к родственникам пациента и говорит: «Жить будет», а ему в ответ, многократно повторяющееся: «Ну слава Богу!».

Последний аргумент, в вопросе восстановления исторической справедливости, можно кратко назвать так — попытка неудачной подмены понятий. Напомним, что введение праздника 4 ноября, было сопряжено с отменой знаменательной для советских людей даты 7 ноября, которая вошла в российскую историю как — День Великой Октябрьской социалистической революции. Такое решение вызвало неоднозначную реакцию, хотя для многих людей, не имеющих идейного представления о главном советском празднике, смещение ежегодного выходного на 3 дня вперед не стало определяющим. Опрос ВЦИОМ, проведенный через 5 лет после реформы показал, что полное название нового праздника знают лишь 12% респондентов, а 40% опрошенных уверены, что единства в стране нет. 4 ноября — это политическая фикция, направленная на незаинтересованные в жизни общества слои населения, с целью не дать им узнать о настоящих идеалах и ценностях уходящего поколения.

В таком случае возникает вполне логичный вопрос, какой же день можно по праву считать объединяющим, для всех жителей России? На самом деле, вариантов не так уж и много. Однако 29 февраля и 7 ноября могут в равной степени претендовать на первенство в иерархии российских праздников. С последним днём зимы всё довольно просто: мало, кто знает, для чего, собственно, такой день существует, но никто не откажется от возможности внепланово не работать — точь-в-точь второе чётно число ноября, не правда ли? 7 ноября в выборе автора никак не ассоциируются с событиями 1917 года, интересующий нас прецедент произошел немного позже. 7 ноября 1902 года открылся первый российский вытрезвитель в Туле, получивший название «Приют для опьяневших». Символичность этого события невозможно передать всеми возможными эпитетами русского языка, настоящий россиянин любой национальности и вероисповедания поймет значимость такого дня без единого слова.

Понравилась статья? Поддержите Издание, мы существуем только благодаря пожертвованиям:

Или поделитесь в социальных сетях, это поможет нам развиваться:

Земская рать Минина и Пожарского, состоявшая главным образом из дворянского ополчения, а также добровольцев от городов и местных стрельцов, прибыла к Москве 20 августа 1612 г. Практически все российские историки единодушно отмечают, что земские ополченцы боялись не столько поляков, сколько своих «союзников» — казаков. Казачье войско и блокировало в Кремле и Китай-городе польский гарнизон и его русских сторонников.

Казаки 1612 года — это в большинстве своем крестьяне, разоренные Смутным временем, или холопы, чаще всего даже не беглые, а отпущенные хозяином по причине невозможности далее их содержать. Вот они и шли казаковать, жить вольно за счет грабежа и поборов.

Князь Пожарский расположил свои силы по черте Белого города (по линии нынешнего Бульварного кольца) от Петровских ворот до Чертольских (на месте ст. метро «Кропоткинская»). В то время как казачьи таборы стояли на Воронцовом поле. 22 августа на горизонте появился отряд гетмана Ходкевича. Он сопровождал обоз с продовольствием для польского гарнизона в Кремле.
Оставив обоз у Новодевичьего монастыря, Ходкевич повел наступление на Земляной вал (нынешнее Садовое кольцо) в районе Остоженки и сумел потеснить войско Пожарского до Чертольских ворот. Трубецкой с казаками, заняв Замоскворечье, весь день наблюдали за боем, не выражая ни малейшего желания вмешаться.
Такое вот народное единство и примирение
В течение следующего дня Ходкевич перегруппировал силы и переместился в район Донского монастыря. 24 августа польская кавалерия, запорожские казаки и венгерская пехота нанесли по валу удар в районе Серпуховских ворот. Ополченцы Пожарского были обращены в бегство, прижаты к Москве-реке и спаслись, лишь переправившись на ее левый берег. Положение было критическим, а казаки и не думали вступать в бой.
Вместе с тем Ходкевич понял, что продовольствие осажденным он не доставит, и ушел на запад. Участь кремлевского гарнизона была решена.

Из дневника полковника Иосифа Будзило, одного из польских начальствующих лиц в Кремле:

«23 сентября русские с гиком бросились на Крым-город (Кремль. — А.М.), но легко были отбиты.
2 октября… Пожарский устроил батареи на Пушкарском дворе (на месте нынешнего ЦУМа. — А.М.).
14 октября… осажденные, не видя возможности выносить далее голода, снова отправили к гетману двух товарищей, Бельского и Вольского, с просьбой подать им помощь на этой неделе, потому что дальше они не могут вынести своего положения, потому что томит невыносимый, неслыханный голод. Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто-либо, сидящий в осаде, терпел такой голод… когда не стало трав, мышей, собак, кошек, падали, то осажденные съели пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли; пехота сама себя съела и ела других, ловя людей…
4 ноября русские пошли на приступ к Китай-городу, но, благодаря Бога, были отбиты.
6 ноября. Когда нас, несчастных осажденных, злополучие охватило со всех сторон, когда мы не могли получить никакой помощи от короля нашего государя, когда колесо нашего счастья опрокинулось и настал иной конец наших дел… мы принуждены были войти с русскими в договор, ничего не выговаривая себе, кроме того, чтобы нас оставили живыми. Русские того же дня дали присягу, что сохранят нам жизнь и будут держать в чести…
7 ноября русские вошли в крепость…».

Согласно польскому источнику, Кремль был сдан 7 ноября (по григорианскому календарю). Получается, что День народного единства выпадает все на то же мистическое 7 ноября, ради отмены которого и затеяли весь этот сыр-бор. (Напомню, что Даты даны по новому стилю)

Путаница в датах

Дневников русские люди тогда не вели, журналов военных действий — тем более. Поэтому с датой освобождения в дальнейшем возникли проблемы. Квартет наиболее выдающихся русских историков определил ее по принципу, кто во что горазд.
В.О. Ключевский был лаконичен: «В октябре 1612 г. казаки взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не решилось штурмовать Кремль; сидевшая там горсть поляков сдалась сама…».
С.М. Соловьев на основе разрядных книг (были такие, куда записывались все вызовы дворян и бояр на службу) вывел заключение: «22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. В Кремле поляки держались еще месяц… 27 ноября войско и народ вошли в Кремль…».
И.Е. Забелин дату будущего «народного единства» определил так: «22—26 октября Кремль был очищен».
С.Ф. Платонов подошел к определению дат основательно. Он обратился к «Новому летописцу», последней по времени русской летописи. Во всех многочисленных списках «Нового летописца» указано, что Китай-город был взят «на память святого Аверкия Иерапольского». А его память празднуется православной церковью 22 октября. В переводе на новый стиль это будет 1 ноября. Что согласовывается с датой штурма в польском источнике. Однако там указывается, что 4 ноября (25-го по старому стилю) русские опять пошли на штурм Китай-города (по их версии, уже взятого ими три дня назад!), но были отбиты.
Касательно Кремля С.Ф. Платонов назвал дату 26 октября и решительно заявил, что у него имеется неопровержимое тому подтверждение — свидетельство самого князя Пожарского. Документ этот — письмо князей Пожарского и Трубецкого, а также земской думы новгородскому митрополиту Исидору с известием об освобождении Москвы от 15 ноября 1612 г.
Однако в этом письме обнаруживается следующий текст: «сентября в 22 день, прося мы у Бога милости, город Китай взяли взятьем… и в город (Кремль. — А.М.) вошли октября в 26 день…»
Получается, что прав Соловьев, когда писал, что после падения Китай-города поляки продержались в Кремле месяц.
Все вышеприведенные коллизии заставляют громко вопросить: а был ли вообще мальчик?!
Не в том, конечно, смысле, было или нет освобождение Москвы? Оно было. Вопрос в том, установилось ли с этого дня долгожданное народное единство? Или же кремлевские политтехнологи в очередной раз вешают лапшу на уши доверчивых россиян?

Бунт против начальства

Всем торжественно возглашающим об освобождении Москвы от поляков следует знать один непреложный факт: поляки, собственно, не захватывали Москву, их гарнизон пригласило в Кремль русское боярское правительство, так называемая Семибоярщина. Персонально: Ф. Мстиславский, И. Воротынский, А. Голицын, Б. Лыков, И. Романов (дядя будущего царя), А. Трубецкой, Ф. Шереметев. Пригласило для собственной безопасности. Ибо это правительство, пренебрегши мнением общества, наплевав на земское представительство, предоставило русский престол польскому королевичу Владиславу.
Но народ не захотел Владислава. Ярчайший в русской истории пример, когда он выступил против собственного начальства. Может быть, в этом увидели кремлевские мечтатели народное единство?
Известно, что боярское начальство больше года сидело в Кремле, осаждаемом казаками и народным ополчением. Но менее известен и откровенно замалчивается тот факт, что в Кремле все это время находился будущий царь всея Руси Михаил Федорович Романов. За день до капитуляции поляки предложили покинуть Кремль женам и детям бояр и других русских сторонников Владислава. По предварительной договоренности с Пожарским они тайно вышли через Троицкие ворота Кремля по Каменному мосту через Неглинку. Это в нынешнем Александровском саду, а тогда в глубоком расположении ополчения Минина и Пожарского, далеко от казаков.

Сама капитуляция Кремля началась с того, что опять через Троицкие ворота на Каменный мост вышли все бояре и их русские сторонники. Для их охраны сюда было стянуто все войско Пожарского. Лишь только после того, как бояре под усиленной охраной ополченцев разъехались по своим имениям, открылись все ворота Кремля и началась сдача гарнизона.
В 1618 г. войска королевича Владислава и запорожские казаки гетмана Сагайдачного огнем и мечом прошлись по России. Захватили большую часть Москвы, осадили русских в Кремле и Белом городе. Осадили Троице-Сергиев монастырь, после чего было заключено перемирие на выгодных для Польши условиях.
А нам, простодушным, подкидывают 4 ноября 1612 г. Для празднования победы над «польскими захватчиками» выбрана дата за шесть лет до прекращения их «захвата»! Это все равно, как если бы победу в Великой Отечественной войне администрация президента повелела нам праздновать 5 декабря 1941 года — в день остановки немецкого наступления на Москву.
Люди из той же администрации, заявляя дату 4 ноября, утверждают, что акцент здесь вовсе не на поляках, а на единстве. Не нашлось среди близких к администрации советчиков исторически образованного человека, который смог бы доходчиво объяснить: было в истории взаимоотношений двух народов еще одно 4 ноября — 1794 года. В этот день русские войска под командованием А.В. Суворова штурмом взяли Варшаву. Это был заключительный аккорд подавления восстания конфедератов во главе с Тадеушем Костюшко.
После чего последовал известный в истории третий раздел Польши.
Александр МЕЛЕНБЕРГ

Все в России знают о празднике 4 ноября, так как он является внеочередным выходным днём для большинства рабочего населения страны. На этом часто познания и заканчиваются. Редкий человек скажет, что 4 ноября отмечается День народного единства, еще меньшее число опрошенных вспомнят Минина и Пожарского, второе народное ополчение, и освобождение Москвы. Но разве это всё, что нужно знать о данном историческом событии?

Корни торжества уходят в начало семнадцатого века, а именно 22 октября 1612 года — день взятия Китай-города народным ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Формально, штурм продиктован необходимостью освобождения столицы от польского-литовских захватчиков, несмотря на то, что польский королевич Владислав официально был российским царевичем, с полного согласия Семибоярщины, однако, по каким-то причинам он не принял православие в указанный срок, что и явилось формальным поводу для отмены своего предложения со стороны российских управленцев. Так, польские гарнизоны, призванные помочь в борьбе с сопротивлением в Тушино, в одночасье превратились в интервентов, которым не оставалось ничего другого, кроме как бороться за законную власть своего королевича. Конечно, по прошествии четырех сотен лет трудно установить точную хронологию действий и мотивы главных персонажей, но тот факт, что данное событие является, как минимум, неоднозначным со стороны подлинной исторической науки, лишает его права считаться главным объединяющим государственным праздником.

Также, нельзя не упомянуть, что дата 4 ноября была предложена именно межрелигиозным советом России, что заведомо оскорбляет чувства неверующих, и лишает их ощущения сопричастности к государственному торжеству. Позже, после утверждения даты в качестве государственного праздника в 2005 году, обделенными почувствовали себя еще больше людей, так как праздник приобрел альтернативное название — день Казанской иконы Божией Матери. То есть, той самой иконы, с которой Дмитрий Пожарский вошел в освобождённый город. Этот конфуз сопоставим с ситуацией, когда хирург после многочасовой операции выходит к родственникам пациента и говорит: «Жить будет», а ему в ответ, многократно повторяющееся: «Ну слава Богу!».

Последний аргумент, в вопросе восстановления исторической справедливости, можно кратко назвать так — попытка неудачной подмены понятий. Напомним, что введение праздника 4 ноября, было сопряжено с отменой знаменательной для советских людей даты 7 ноября, которая вошла в российскую историю как — День Великой Октябрьской социалистической революции. Такое решение вызвало неоднозначную реакцию, хотя для многих людей, не имеющих идейного представления о главном советском празднике, смещение ежегодного выходного на 3 дня вперед не стало определяющим. Опрос ВЦИОМ, проведенный через 5 лет после реформы показал, что полное название нового праздника знают лишь 12% респондентов, а 40% опрошенных уверены, что единства в стране нет. 4 ноября — это политическая фикция, направленная на незаинтересованные в жизни общества слои населения, с целью не дать им узнать о настоящих идеалах и ценностях уходящего поколения.

В таком случае возникает вполне логичный вопрос, какой же день можно по праву считать объединяющим, для всех жителей России? На самом деле, вариантов не так уж и много. Однако 29 февраля и 7 ноября могут в равной степени претендовать на первенство в иерархии российских праздников. С последним днём зимы всё довольно просто: мало, кто знает, для чего, собственно, такой день существует, но никто не откажется от возможности внепланово не работать — точь-в-точь второе чётно число ноября, не правда ли? 7 ноября в выборе автора никак не ассоциируются с событиями 1917 года, интересующий нас прецедент произошел немного позже. 7 ноября 1902 года открылся первый российский вытрезвитель в Туле, получивший название «Приют для опьяневших». Символичность этого события невозможно передать всеми возможными эпитетами русского языка, настоящий россиянин любой национальности и вероисповедания поймет значимость такого дня без единого слова.

Понравилась статья? Поддержите Издание, мы существуем только благодаря пожертвованиям:

Или поделитесь в социальных сетях, это поможет нам развиваться:

МОСКВА, 2 ноя – РИА Новости. Эксперты разошлись во мнениях относительно того, стал ли День народного единства, отмечаемый в России 4 ноября, национальным праздником или воспринимается, как очередной обычный выходной.

По мнению ряда собеседников агентства, для большинства россиян эта дата остается непонятной, так как не сформировались традиция и привычка; другие полагают, что после присоединения Крыма к России, праздник наполнился реальным смыслом.

Праздник без признания

Продажа сувениров на Красной площади в Москве. Архивное фото

В Москве пройдет фестиваль «День народного единства»

Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов полагает, что День народного единства – это просто очередной выходной для большинства граждан.

«Для того, чтобы праздник стал некой составной частью культуры, некой традицией и воспринимался как праздник, необходимо наличие символических ассоциаций у людей, каких-то привязок либо к ощущаемому историческом опыту, либо к глубоким культурным и ментальным традициям. В этом случае праздник воспринимается, как праздник… Ничего подобного про 4 ноября сказать нельзя», — пояснил политолог.

С другой стороны, по словам аналитика, люди рады выходному дню, поэтому позитивно воспринимают 4 ноября. «Но, думаю, если выйти на улицу и спросить людей: «А как называется этот праздник?», то мало, кто вспомнит», — добавил Слатинов.

Такого же мнения придерживается и генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, который отмечает, что этот праздник не завоевал признание россиян.

Люди на Красной площади в Москве. Архивное фото

Больше половины россиян ассоциируют 7 ноября с революцией, показал опрос

«Пока особых подвижек не видно. И, скорее всего, главным мотором, главной движущей силой будет просто смена поколения, потому что сейчас уже постепенно входит в жизнь поколение, которое родилось и взрослеет в ситуации, когда этот праздник существует, его отмечают как-то. Но пока это поколение достаточно небольшое, все-таки основную группу нашего населения составляют те, для кого этот праздник непонятный, чужой. И, я думаю, этот процесс надолго», — сказал социолог.

Федоров уверен, что для восприятия этой даты как праздника необходимо сформировать привычку. «Вспоминаю Александра Сергеевича Пушкина: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Вот у этого нового поколения привычка определенная есть; они тоже не очень понимают, про что этот праздник — но как бы «праздник и праздник»… инерция и привычка должна сформироваться. Сейчас она формируется, но многое еще впереди», — отметил гендиректор ВЦИОМ.

Дата со смыслом

Выступление певца Дениса Майданова. Архивное фото

Звезды российской эстрады выступят на митинге-концерте «Россия объединяет»

Член Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин напротив считает, что если изначально праздник воспринимался как искусственный, то со временем ситуация поменялась. По его мнению, во-первых, сработал фактор привыкания, а во-вторых, переломными в общественном отношении к этому дню стали события, связанные с присоединением Крыма.

«После этого, действительно, праздник приобрел реальную массовость и для многих российских граждан, действительно, наполнился реальным смыслом – именно реальным, а не только декларативным и официальным», — подчеркнул политолог.

Зудин добавил, что самого начала День народного единства конкурирует с 7 ноября.

«При близком соседстве во времени эти праздник различают те ценности, которые с ними ассоциируются. Седьмое ноября даже в официальной советской трактовке и в коммунистической трактовке — это праздник, связанный с разделением, с разрывом, а День народного единства – здесь название говорит само за себя, здесь на лицо позитивные ценности», — сказал эксперт.

По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, 4 ноября — компенсация советского праздника 7 ноября.

«Дата 4 ноября сама по себе имеет глубинный смысл, потому что демонстрирует, что все-таки основой России, как страны, является именно народ, который в отсутствии либо при бессилии верховной власти вполне берет, что называется свою судьбу в свои руки и реализует свое право быть источником власти, что и закреплено в нашей Конституции 1993 года», — отметил он.

Празднование Дня народного единства в России

© РИА Новости / Виталий Аньков | Перейти в медиабанкДень народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы (Козьмы) Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
На фото: празднование Дня народного единства во Владивостоке.

Участники митинга-концерта в честь Дня народного единства на Корабельной набережной во Владивостоке. 4 ноября 2017

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы (Козьмы) Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
На фото: празднование Дня народного единства во Владивостоке.

1 из 17

© РИА Новости | Перейти в медиабанкИсторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
На фото: участники митинга в центре Грозного, посвященного Дню народного единства.

Участники митинга в центре Грозного, посвященного Дню народного единства. 4 ноября 2017

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
На фото: участники митинга в центре Грозного, посвященного Дню народного единства.

2 из 17

В российской столице с 4 по 6 ноября проходит праздничный фестиваль «День народного единства». Работают ярмарки, выставки, проходят выступления фольклорных коллективов со всех уголков России.

3 из 17

Посетители перед началом митинг-концерта Россия объединяет! на большой спортивной арене Лужники в Москве. 4 ноября 2017

На фото: посетители перед началом митинга-концерта «Россия объединяет!» на большой спортивной арене «Лужники» в Москве.

4 из 17

© РИА Новости / Павел Лисицын | Перейти в медиабанкВ Екатеринбурге 4 ноября отметили День народного единства и День иконы Казанской божьей матери. Участники празднования прошли крестным ходом от Свято-Троицкого кафедрального собора до Храма-на-Крови, после чего на площади Труда состоялся митинг-концерт.

Участники на митинге в честь Дня народного единства в Екатеринбурге. 4 ноября 2017

В Екатеринбурге 4 ноября отметили День народного единства и День иконы Казанской божьей матери. Участники празднования прошли крестным ходом от Свято-Троицкого кафедрального собора до Храма-на-Крови, после чего на площади Труда состоялся митинг-концерт.

5 из 17

Участники митинга-концерта в честь Дня народного единства на Корабельной набережной во Владивостоке. 4 ноября 2017

Во Владивостоке несколько тысяч человек собрались на Корабельной набережной, чтобы отметить День народного единства.

6 из 17

Выступление артистов на Ново-Соборной площади Томска во время празднования Дня народного единства. 4 ноября 2017

В Томске праздничный концерт в честь Дня народного единства прошел на Новособорной площади.

7 из 17

Посетители перед началом митинг-концерта Россия объединяет! на большой спортивной арене Лужники в Москве. 4 ноября 2017

Центральным событием празднования Дня народного единства в Москве стал митинг-концерт «Россия объединяет!» на территории спортивного комплекса «Лужники».

8 из 17

Участники театральной постановки с выносом 85 гербов субъектов России на праздновании Дня народного единства в Симферополе. 4 ноября 2017

В Симферополе в рамках празднования Дня народного единства была показана театральная постановка «Вместе мы едины».

9 из 17

Жители Симферополя во время празднования Дня народного единства. 4 ноября 2017

На площади имени Ленина прошла концертная программа с участием профессиональных артистов и творческих коллективов Крыма.

10 из 17

На праздничной площадке в Томске было развернуто десять национальных подворий. По уже сложившейся традиции народные гуляния завершились большим «Хороводом дружбы».

11 из 17

Участниками митинга-концерта «Россия объединяет!» в Лужниках стали Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Полина Гагарина, Наргиз, Нюша, Денис Майданов и многие другие.

12 из 17

Певица Пелагея выступает на митинге-концерте Россия объединяет! на большой спортивной арене Лужники в Москве. 4 ноября 2017

На фото: певица Пелагея выступает на митинге-концерте «Россия объединяет!» на Большой спортивной арене «Лужники».

13 из 17

Зрители на митинг-концерте Россия объединяет! на большой спортивной арене Лужники в Москве. 4 ноября 2017

Митинг-концерт на территории олимпийского комплекса «Лужники» посетили около 130 тысяч человек.

14 из 17

В митинге-концерте в Лужниках также приняла участие группа «Любэ». На фото: лидер группы, народный артист России Николай Расторгуев, во время выступления.

15 из 17

Жителям и гостям Симферополя в рамках празднования Дня народного единства показали театральную постановку с выносом 85 гербов субъектов Российской Федерации.

16 из 17

В Новосибирске основные мероприятия празднования Дня народного единства прошли на главной площади города. Финальным аккордом масштабной концертной программы стал массовый флешмоб #МЫЕДИНЫ.

17 из 17

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы (Козьмы) Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
На фото: празднование Дня народного единства во Владивостоке.

1 из 17

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
На фото: участники митинга в центре Грозного, посвященного Дню народного единства.

2 из 17

В российской столице с 4 по 6 ноября проходит праздничный фестиваль «День народного единства». Работают ярмарки, выставки, проходят выступления фольклорных коллективов со всех уголков России.

3 из 17

На фото: посетители перед началом митинга-концерта «Россия объединяет!» на большой спортивной арене «Лужники» в Москве.

4 из 17

В Екатеринбурге 4 ноября отметили День народного единства и День иконы Казанской божьей матери. Участники празднования прошли крестным ходом от Свято-Троицкого кафедрального собора до Храма-на-Крови, после чего на площади Труда состоялся митинг-концерт.

5 из 17

Во Владивостоке несколько тысяч человек собрались на Корабельной набережной, чтобы отметить День народного единства.

6 из 17

В Томске праздничный концерт в честь Дня народного единства прошел на Новособорной площади.

7 из 17

Центральным событием празднования Дня народного единства в Москве стал митинг-концерт «Россия объединяет!» на территории спортивного комплекса «Лужники».

8 из 17

В Симферополе в рамках празднования Дня народного единства была показана театральная постановка «Вместе мы едины».

9 из 17

На площади имени Ленина прошла концертная программа с участием профессиональных артистов и творческих коллективов Крыма.

10 из 17

На праздничной площадке в Томске было развернуто десять национальных подворий. По уже сложившейся традиции народные гуляния завершились большим «Хороводом дружбы».

11 из 17

Участниками митинга-концерта «Россия объединяет!» в Лужниках стали Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Полина Гагарина, Наргиз, Нюша, Денис Майданов и многие другие.

12 из 17

На фото: певица Пелагея выступает на митинге-концерте «Россия объединяет!» на Большой спортивной арене «Лужники».

13 из 17

Митинг-концерт на территории олимпийского комплекса «Лужники» посетили около 130 тысяч человек.

14 из 17

В митинге-концерте в Лужниках также приняла участие группа «Любэ». На фото: лидер группы, народный артист России Николай Расторгуев, во время выступления.

15 из 17

Жителям и гостям Симферополя в рамках празднования Дня народного единства показали театральную постановку с выносом 85 гербов субъектов Российской Федерации.

16 из 17

В Новосибирске основные мероприятия празднования Дня народного единства прошли на главной площади города. Финальным аккордом масштабной концертной программы стал массовый флешмоб #МЫЕДИНЫ.

17 из 17

Все последние 20 лет либеральные СМИ внушают нам, что в советское время мы якобы не знали подлинной истории России и что только теперь нам  рассказывают «всю правду» о нашем прошлом. Подобные заявления – своего рода «дымовая завеса», под прикрытием которой создаются мифы, не имеющие ничего общего с действительностью. В последнее время появились мифы о невинном мученике Николае II, о белом герое Колчаке. В этом же ряду стоит и  день так называемого «народного единства», каковым назначено 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года.  

На самом деле 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года было ДНЕМ ПОЗОРА. Это помнили правившие Россией цари из династии Романовых. Чтобы как-то затмить тот позор, этот день в 1649 году объявили праздником Казанской иконы Божией Матери, а  спустя двести лет в Москве соорудили памятник народным героям – Минину и Пожарскому. 

Современные мифотворцы в пояснительной записке к проекту закона по поводу нового праздника написали неправду. Вот она: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». 

Что сказать об этом опусе? Все в нем ЛОЖНО от начала и до конца. Наша оценка не порочит упомянутых народных героев. Порочит их неправда. Попробуем разобраться, что же было на самом деле.            

В XVII век Россия вступила в состоянии глубокого раскола. Какое уж тут «народное единство», если век этот прозвали «бунташным» (от слова бунт), а его начало ознаменовала многолетняя Смута, которую современные историки считают гражданской войной. В ней участвовали не только крестьяне, горожане и казаки, но и дворяне, бояре, весь служилый люд. Заметную роль в ней сыграла мятежная армия И.И.Болот­никова, 1-е народное ополчение П.П.Ляпунова и 2-е ополчение К.З.Минина и Д.М.Пожарского, отряды казаков. Отягощала положение в стране военная интервенция Речи Посполитой и Швеции. В Смуте погибли три русских царя: Федор Борисович Годунов (царствовал с 13 апреля по 1 июня 1605 года), Лжедмитрий I (царствовал с 20 июня 1605 года по     17 мая 1606 года), Василий Иванович Шуйский (царствовал с 20 мая 1606 года по 17 июля 1610 года). 

После Шуйского у власти находилась  Семибоярщина – символ    национального предательства. Она состояла из 7–8 бояр от 4  старейших княжеских родов вместе с Иваном Никитичем Романовым (дядей будущего царя Михаила) и двумя его родственниками. Семибоярщина выдала Шуйского польскому королю, которого тот использовал для надругательства над Россией в торжествах по случаю «покорения» Московского государства. Она позвала на русский престол польского королевича Владислава, впустила в Москву польское войско и полностью уступила власть интервентам.  

Упорное сопротивление интервентам оказывал простой служилый люд, рядовое дворянство, крестьяне, православное духовенство. Что же касается аристократии, то от  многих представителей ее исходила готовность найти личную выгоду в сотрудничестве с интервентами. В их числе были и Романовы. В первую очередь это относится к родным братьям – Федору (Филарету) и Ивану Никитичам. Первый из них – отец, а второй – дядя будущего царя Михаила, основателя династии. Оба, как и все их ближайшие родственники, пострадали в царствование Бориса Годунова. Федор был пострижен и стал монахом далекого северного монастыря под именем Филарета. Его жена была пострижена под именем Марфы, а малолетний сын Михаил и дочь сосланы с теткой в монастырь на Белоозере. 

При самозванцах положение Романовых изменилось. Лжедмитрий I поставил простого монаха в митрополиты. Он оказал милости и его сыну, будущему царю Михаилу, которому преподнес подарки. В 1608 году второй самозванец («тушинский вор») произвел Филарета в московские патриархи, хотя в Москве в это время патриарший престол занимал Гермоген, законно поставленный Священным собором. У Филарета в Тушино собралась почти вся его многочисленная родня. Филарет служил самозванцу с усердием, он удостоверил его «царское происхождение» и благословил его войско на осаду Москвы, в которой царский престол занимал Василий Шуйский. Лжедмитрий II осаждал Москву почти два года. Наличие двух царей  (Шуйского – в Москве, Лжедмитрия II – в Тушино) парализовало государственную власть и сделало Россию легкой добычей для иностранных интервентов. 

Тушинский «патриарх» Филарет знал первого самозванца, но его не смущало, что в Тушино он служит проходимцу и обманщику. Чтобы избавиться от царя Василия Шуйского, патриарх Филарет и тушинские бояре (их много тогда переметнулось к  самозванцу ради корысти) после бегства второго самозванца в Калугу предложили Сигизмунду III возвести на царский престол его сына Владислава. Это была зловещая идея. Она провоцировала внутри страны свержение Василия Шуйского, а Речь Посполитую – на интервенцию. 

Когда в марте 1610 года поляки сожгли Тушино, Филарет с последним польским отрядом пытался перебраться под Смоленск, поближе к их королю. После разгрома этого отряда он вместе с семьей вернулся в Москву. Царь Василий не стал судить «воровского» патриарха и разрешил ему остаться в столице. Это была его роковая ошибка. Филарет сыграл важную роль в свержении Шуйского и выдвижении на трон своего сына Михаила.  Гермоген, который прежде осудил Филарета, теперь поспешил объявить его пленником и жертвой Лжедмитрия II и признал его сан митрополита. В последующее время печать подхватила эту версию и создала легенду о Филарете – тушинском «пленнике», а пребывание в Кремле его сына и будущего царя Михаила, старицы Марфы и других родственников как плен у поляков. 

Но мы отклонились от главного. Что же произошло 4 ноября (22 октября старого стиля) 1612 года? Почему Государственная дума решила, что в этот день состоялось «народное единство»? 

В марте 1611 года (в связи с народным восстанием в Москве) Романовы, их родственники и другие приверженцы польского владычества в России  бежали в Кремль под защиту оккупантов. Хотя им было голодно, так как ополчение П.Ляпунова, а затем К.Минина и Д.Пожарского нарушило снабжение оккупантов, зато было безопасно. Осенью следующего года в Кремле оккупанты стали поедать людей, лишние голодные рты были в тягость. 22 октября (4 ноября) 1612 года Семибоярщина и  поляки начали переговоры с руководителями ополчения. Неизвестно, сколько бы они продолжались, если бы не казаки Трубецкого.  Потеряв терпение, они пошли на  штурм и взяли Китай-город. Поляки дрогнули и бежали в Кремль. Это ускорило ход переговоров. Члены Семибоярщины добились гарантии, что им будут сохранены их родовые наследственные земли. В послании к  Пожарскому они умоляли, чтобы ратные люди проявили милость к их семьям. Они знали, что казаки и московский «черный» люд требовали сурово наказать изменников и членов их семей. Теперь казаки готовились исполнить свое намерение, узнав о предстоящем исходе боярынь из Кремля. Пожарский позаботился о том, чтобы принять боярские семьи с честью. Толпу женщин и детей он встретил у крепостных ворот и лично проводил их в ополченский лагерь.

Остальных своих «пленников» поляки выпустили из Кремля 26 октября (7 ноября) 1612 года. С ними были старица Марфа, ее сын и будущий царь Михаил Романов, его дядя, член Cемибоярщины, Иван Никитич Романов  и другие их родственники.  

Защищая Отечество, народ хотел видеть на престоле «законного» царя, каковым мог быть только «хороший» царь. По этой причине в годы Смуты поддерживались самозванцы, выдававшие себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, погибшего в 1591 году, который, как гласила народная легенда, чудом спасся. Первый из самозванцев даже занял престол и венчался на царство. Борьба вокруг престола имела острый социально-политический характер. Это подтверждают все историки. Согласно их данным, в Смутное время не было и не могло быть «народного единства». Отсюда следует, что авторы закона о дне так называемого «народного единства» намеренно исказили историю нашей страны.          

Николай КИРСАНОВ, 
доктор исторических наук, профессор.  [01/11/2008]

В настоящее время 4 ноября у большинства россиян ассоциируется с еще одним выходным. Но нет ощущения действительно всенародного праздника. Почему это происходит? Может быть не надо было подменять празднование 7 ноября, которое многие отмечают до сих пор?

Ну не прижился это праздник и не приживется.С временем может и привыкнут к нему, но он не родной какой то. День народного единства. Кого? С кем? Это триста лет тому назад он был актуален, так как народ встал на защиту страны, а сейчас с кем единиться? Если страна разделена пропастью. Между богатыми и бедными. Да и если тоже углубится в историю, в результате того единения на престол сели Романовы. Тоже народ остался в кабале.

Да и праздник этот навязан. Люди больше привыкли к 7 ноябрю. Он как то роднее был. Хотя тоже идеологией пахнет, но он как то ближе. По мне бы лучше оставили б праздник 7 ноября. Не мешал он никому.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Вениа­миныч 65
[109K]

3 года назад 

День единства, кого с кем простые люди просто не понимают и этот день просто бонус, еще один -е ноября, Красный день календаря, у всех было приподнятое настроение и ни кого не надо было подгонять, сами шли на демонстрацию с транспорантами, флагами и гармошками и веселье продолжалось до вечера, а потом был салют и все простые люди искренне радовались этому празднику и верили в победу коммунизма выходной. Давали премии на производстве, награждали передовиков и это был действительно всенародный праздник, а сейчас американский Хелоуин больше празднуют чем 4-е ноября .Вот поэтому этот праздник и не прижился, потому что он не понятен народу и его выдумали против воли народа, лишь бы забыть Великую Октябрьскую Революцию, но не получается, народ помнит 7-е ноября и празднует его до сих пор хоть и не выходной день.

Ленив­ыйЖир­ныйКо­т
[52.4K]

3 года назад 

По мне, уж больно много развелось всякого рода праздников.

Вероятно, по этой причине они и воспринимаются не как праздник чего-то, а как дополнительный выходной.

Вообще, не считая религиозных, нужно отмечать всего два праздника

Это 9 мая, День Победы, но без парада войск.

1 января, Новый Год, но тоже без последующих каникул для пьянства.

Остальные праздники это «от лукавого».

Но это чисто субъективное мнение.

zanoz­a-1952
[66.8K]

3 года назад 

Вспомним. советские времена. Тогда идеологическая работа была на очень высоком уровне. Помните «руководящая и направляющая роль Партии»? Идеологическая работа проводилась на всех уровнях! В школах- в октябрятских звездочках, пионерских дружинах, комсомольских отрядах, партийных комитетах, на предприятих, заводах, фабриках, студенческих коллективах! К празднику Вликой Октябрьской революции готовились заранее. Подготавливали транспоранты, лучших награждали грамотами и правительственными наградами, детей принимали в октябрята, комсомол, комсомольцев в члены КПСС, все это сопровождалась клятвами, на верность Партии и Народу. На демонстрации выходили массово всеми производственными коллективами, с песнями, гармошкой и водочкой в едином порыве прославляя Партию и ее руководителей, портреты которых были в каждой коллоне… Как только партийные ячейки, комитеты из преприятий убрали, оказалось, что единенния без руководства и управления никакого и нет…

Natus­y 2238
[107K]

3 года назад 

Чтобы праздник прижился его надо больше рекламировать, разъяснять гражданам что к чему, устраивать массовые гулянья, украшать город чем-то таким, чтоб было понятно, что за праздник празднуется. А так, я и забыла, что у нас выходной в понедельник. Да, порадовалась лишнему дню отдыха и все на этом, даже праздничный стол не собирали. А в детстве я помню, 7 ноября — красный день календаря… и в школе стихи учили, и на демонстрацию ходили, и друг к другу в гости на праздничный стол.

Праздник еще не скоро приживется по причине того, что в наше время больше хэллоуины и валентиновы дни приживаются, потому что много атрибутики продается, потому что для молодежи есть возможность повеселиться, а этот праздник тихий такой, скромный, даже плакатиков нигде не видела. И город ничем особо не украшен.

Знаете ответ?

  • Дениска виновато проговорил ваши замечания я прослушал ошибка
  • Демонстративный материал лексическая ошибка
  • Демон тулс ошибка проверки подписи драйвера
  • Демон тулс ошибка проверки лицензии
  • Демон тулс лайт ошибка доступ запрещен