Диагностика сформированности произвольного внимания методика исправь ошибки

Известно, что внимание – это общее свойство различных психических процессов. Оно повышает продуктивность памяти, мышления, речи, воображения. Вместе с тем произвольность внимания обусловлена волевым актом и связана с сознательно поставленной целью. Это результат напряжения воли, следствие принятого решения, необходимое условие выполнения этого решения. По мере взросления младшего школьника произвольное внимание становится более устойчивым. Ребенок быстрее и активнее «настраивается» на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе ее выполнения. Однако произвольность внимания – свойство не постоянное, нередко связанное с мотивацией к деятельности.

Педагогам известно, что хуже всего младшие школьники выполняют задания, которые им кажутся скучными, повторяющимися, трудными, которые не приносят удовлетворения, не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание школьника, оно ослабевает, концентрация внимания снижается, и ребенок начинает допускать описки, ошибки или совсем отвлекается от выполнения задания.

Одним из таких нелюбимых занятий школьников является проверка выполненного задания. Проверяя свой диктант, классную работу или домашнее задание, ребенок обычно «скользит» глазами по записям в тетради, не вчитываясь, не вдумываясь. В результате в работе остаются неисправленные ошибки. Кроме того, младшему школьнику сложно относиться к своей работе самокритично, т. к. он заранее убежден в том, что он всё сделал правильно. Напротив, чужие ошибки учащемуся всегда находить легче и интереснее, потому что он растет в собственных глазах. Исправляя ошибки другого, ребенок самоутверждается, рассуждая так: «Я знаю больше…», «Я грамотнее умею писать…» и т. д.

Поэтому для исследования произвольности внимания четвероклассников мы использовали методику «Исправь ошибки» (Тихомирова, 1997). Эта методика поможет узнать, насколько сконцентрировано, устойчиво внимание школьника при проверке работы, вдумчиво ли ребенок читает текст, знает ли элементарные правила орфографии, которые изучались еще в 1–3 классах общеобразовательной школы. Попутно она выявляет уровень развития речи, орфографической зоркости школьников (умения видеть в слове «ошибкоопасные» места).

Описание процедуры диагностики

Вниманию детей предлагаются 10 предложений, в которых допущены ошибки: орфографические, логические, несогласование слов (аграмматизмы), пропуск слов, замена и пропуск букв в словах (Приложение 1, Задание 1.4, с. 51). Ученики за 10 минут должны найти и исправить эти ошибки. О количестве и характере ошибок психолог не говорит. По команде психолога школьники приступают к работе, исправляя ошибки ручкой.

Инструкция

«Представьте себе, что на эти 10 минут вы стали учителями. Вам нужно проверить диктант нерадивого (неуспешного) ученика, исправить у него все ошибки».

Предложения

1. Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

2. Зимой в саду расцвели яблони.

3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.

4. Внизу над ними расстилалась пустыня.

5. В ответ я киваю ему рукой.

6. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

7. Сорняки шыпучи и плодовиты.

8. Настоле лежала карта нашего города.

9. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне на машине.

Один из вариантов правильных ответов

1. Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи.

2. Весной в саду расцвели яблони.

3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.

4. Внизу под ними расстилалась пустыня.

5. В ответ я киваю ему головой.

6. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.

7. Сорняки сыпучи и плодовиты.

8. На столе лежала карта нашего города.

9. Самолет летит сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне уехать на машине.

Обработка результатов

Об уровне внимания судят по количеству правильно исправленных ошибок:

– школьник правильно исправил все ошибки – высокий уровень развития произвольного внимания;

– не заметил 1–2 ошибки – хороший уровень;

– остались незамеченными 3–4 ошибки – удовлетворительный уровень;

– школьник не исправил 5 и более ошибок – низкий уровень.

* * *

Итак, на основании анализа сформированности познавательных процессов младших школьников психолог делает общее заключение об интеллектуальном развитии четвероклассников. Для этого он выводит средний показатель уровня развития всех диагностируемых психических процессов и заносит данные в графу «Общий уровень развития психических процессов» в «Психологическом паспорте класса» (Приложение 4, с. 61).

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Текущая страница: 2 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Процедура диагностики

Вначале учащиеся записывают данные о себе в верхней части бланка для ответов (Приложение 1, с. 49). Психолог сообщает детям цель и условия проведения обследования, а затем предлагает им выполнить задания.

После выполнения всех заданий психолог вносит результаты каждого ребенка в бланк «Индивидуальные результаты диагностики» (Приложение 3, с. 58–60), анализирует, делает выводы и заносит данные в «Психологический паспорт класса» (Приложение 4, с. 61–63).

1. Выявление уровня развития познавательных процессов школьников

1.1. диагностика преобладающего типа памяти (способа запоминания)

Успешность и эффективность обучения во многом зависит от того, насколько быстро и прочно ученики запоминают новые знания, поэтому необходимо выявить у четвероклассников объем кратковременной памяти, а также преобладающий способ запоминания информации. Эти сведения помогут учителю с наименьшими затратами времени и усилий добиваться эффективного усвоения школьниками нового учебного материала.

Информацию люди запоминают по-разному. Визуалам легче запоминать и воспроизводить зрительные образы, схемы, таблицы, рисунки и т. д. Рассказывая стихотворение, визуалы нередко рисуют перед собой картинку или представляют страницу книги, где было напечатано стихотворение. Аудиалы, напротив, легче воспроизводят информацию услышанную, нежели увиденную. Успешность тех и других в учебной деятельности будет зависеть от того, насколько грамотно педагог будет учитывать в своей профессиональной деятельности особенности восприятия школьниками информации.

Для визуалов во время объяснения нового материала учителю следует делать больше записей на доске, сопровождать рассказ опорными конспектами, схемами, яркими иллюстрациями, диаграммами, таблицами, чертежами, демонстрировать компьютерные презентации по теме урока, использовать видеоресурсы Интернета. Важный для запоминания материал, номера домашнего задания лучше не проговаривать, а записывать в верхнем правом углу классной доски (для правшей) или в верхнем левом углу (для левшей).

Аудиалам новую информацию лучше предоставлять в устной форме, прибегая к интересному эмоциональному рассказу, сопровождающемуся яркими примерами, фактами из жизни великих людей, используя в ходе урока элементы дискуссии[1]1

  Дискуссия – это специально организованное коллективное обсуждение спорного вопроса (проблемы), когда высказываются и аргументируются разные мнения с целью нахождения оптимального варианта решения вопроса. Разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание».

[Закрыть]

, дискурсии[2]2

  Дискурсия – это коллективное размышление, раздумье над каким-либо вопросом, проблемой.

[Закрыть]

, а также диспуты[3]3

  Диспут – устный спор, проходящий перед аудиторией между лицами, имеющими разные точки зрения по какому-либо вопросу (проблеме), в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

[Закрыть]

, вебинары, интернет-конференции, другие аудиоресурсы Интернета и т. д. Следует отметить, что четкого разделения между визуалами и аудиалами обычно не существует, можно говорить лишь о преобладании того или иного способа запоминания информации.

Мой многолетний опыт свидетельствует о том, что у большинства младших школьников развивается комбинированная память, то есть в процессе запоминания участвует и слуховое, и зрительное восприятие, и кинестетика. Например, во время словарной работы учащийся слышит, как учитель произносит словарное слово, видит его написание на карточке, сам его записывает с проговариванием, использует различные приемы запоминания. А у подростков и старшеклассников часто лучше развита моторно-слуховая память.

Мы исследовали слуховой, зрительный, моторно-слуховой и комбинированный виды памяти.

Описание процедуры диагностики

Вначале проверяется слуховая память. Психолог говорит ученикам о том, что им надо будет прослушать и постараться запомнить слова, которые он будет произносить, и затем по знаку психолога записать их в первую колонку таблицы в бланке ответов (Приложение 1, Задание 1.1, с. 49) в любом порядке. Записывать слова нужно друг под другом, в столбик, с маленькой буквы, разборчиво. Следует предупредить детей о том, что орфографические ошибки или исправления не повлияют на результаты диагностики.

Затем психолог четко произносит 10 слов (с интервалом в 3 секунды):

машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Слова при необходимости можно заменить, важно, чтобы их значение и написание были знакомы детям. Чтобы исключить проговаривание слов шепотом, можно попросить детей на время запоминания слов аккуратно прикусить кончик языка зубами. Примерно через 10 секунд психолог предлагает детям записать услышанные слова.

Затем устраивается перерыв на 7-10 минут, чтобы исключить смешивание в памяти разных групп слов. Во время перерыва можно выполнить другие задания, например, на исследование развития мышления («Выделение существенных признаков»).

Проверяя зрительную память, психолог последовательно (с интервалом примерно в 5 секунд) демонстрирует детям карточки, на которых крупно написаны слова:

самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Чтобы дети не проговаривали слова, их просят слегка прикусить кончик языка. Затем через 10 секунд психолог предлагает школьникам записать запомнившиеся слова во второй столбик.

По истечении аналогичного перерыва (во время которого дети выполняют «Методику Эббингауза») проводится диагностика моторно-слуховой памяти. В этот раз психолог проговаривает слова вслух с интервалом в 3 секунды, а учащиеся следом за ним повторяют слова про себя, параллельно записывая каждое слово в воздухе, например:

пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Через 10 секунд школьников просят записать слова в третий столбик.

После этого психолог переключает внимание четвероклассников на другое задание, например, на методику «Исправь ошибки». Спустя 7-10 минут проводится четвертый этап исследования кратковременной памяти. При диагностике комбинированного типа памяти детям последовательно зрительно предъявляют 10 слов, напечатанных на карточках. При этом психолог произносит слова, ученики шепотом проговаривают их и прописывают в воздухе. Через 10 секунд дети записывают их в четвертый столбик. Предъявляемые слова:

поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Обработка результатов

Коэффициент памяти считается по формуле:

С = В: А х 100 %,

где А – количество слов (10 слов),

В – количество правильно воспроизведенных слов,

С – коэффициент памяти.

90 % ≤ С = 100 % – высокий уровень развития кратковременной памяти

70 % ≤ С ≥ 80 % – хороший уровень,

60 % ≤ С ≥ 50 % – удовлетворительный уровень,

0% ≤ С ≥ 40 % – низкий уровень.

Оценив уровень развития различных типов памяти (слуховой, зрительной, моторно-слуховой, комбинированной), психолог в «Психологическом паспорте класса» выделяет зеленым цветом те типы памяти, которые развиты у детей лучше всего (высокий или хороший уровень развития), и делает общее заключение о том, как развита память у школьников этого класса (какой тип памяти преобладает при запоминании, общий уровень развития кратковременной памяти). Общая информация по классу поможет учителям при выборе оптимальной формы подачи материала.

1.2. Диагностика способности выделять существенное (методика «Выделение существенных признаков»)

К концу обучения в начальных классах младшие школьники должны уметь:

– проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– проводить синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов);

– делать выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов;

– подводить под понятие и выводить следствия;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить логические цепи рассуждений;

– находить «лишний» предмет в группе;

– делать самостоятельные выводы, умозаключения;

– приводить доказательства;

– выдвигать гипотезы и их обосновывать и т. д. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. С. 30).

Все это свойства абстрактного (словесно-логического) мышления. В основной школе детям приходится читать большие по объему тексты, конспектировать их (а значит, выделять из текста существенное), кратко пересказывать прочитанное. Пересказ или конспект никогда не будет лаконичным, грамотно выстроенным и вместе с тем содержательным, если школьник не умеет выделять главное в тексте.

Исследовать умение вдумчиво читать текст, проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) нам поможет следующая методика (Тихомирова, Белов, 1997).

Описание процедуры диагностики

На бланке напечатаны ряды слов, в каждом из которых пять слов даются в скобках, а одно – перед ними. Дети должны за 20 секунд подчеркнуть ручкой внутри скобок два слова, которые наиболее существенны для слова перед скобками.

Всего в методике 20 рядов слов:

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

Ответы (ключ)

1. Растения, земля.

2. Берег, вода.

3. Здания, улица.

4. Крыша, стены.

5. Углы, сторона.

6. Делимое, делитель.

7. Диаметр, окружность.

8. Глаза, текст.

9. Бумага, редактор.

10. Игроки, правила.

11. Сражения, солдаты.

12. Бумага, текст.

13. Голос, мелодия.

14. Колебания почвы, шум.

15. Книги, читатели.

16. Почва, дерево.

17. Состязания, победа.

18. Врач, больные.

19. Чувства, человек.

20. Родина, человек.

Однако четвероклассникам достаточно предложить пять рядов слов (Приложение 1, Задание 1.2, с. 50). Перед тем как дети начнут работу, психолог на аналогичном примере объясняет им, как выполнять задание.

Инструкция: «Здесь даны ряды слов. В каждой строке перед скобками стоит одно слово, а в скобках – пять слов на выбор. Вам нужно выбрать из пяти слов, помещенных в скобках, два слова наиболее существенных (главных) для первого слова, стоящего перед скобками, определяющих его.

Пример: Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Например, слово перед скобками – “сад”, а в скобках слова: “растения, садовник, собака, забор, земля”. Сад может существовать без собаки, без забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова – “земля” и “растения”».

Затем ученики выполняют задание самостоятельно.

Предлагаемый набор слов для самостоятельной работы (правильные ответы подчеркнуты):

1. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).

3. Больница (укол, врач, градусник, больные).

4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания).

5. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

Обработка результатов

Испытуемые, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять главное (существенное), т. е. способны к абстрагированию. У тех, кто допустил ошибки, умение выделять существенные и несущественные признаки развито недостаточно.

За каждое правильно подчеркнутое слово учащимся начисляется 1 балл. Затем все баллы суммируются и делается вывод:

9-10 баллов – высокий уровень;

7-8 баллов – хороший уровень;

5-6 баллов – удовлетворительный уровень;

0 -4 баллов – низкий уровень.

1.3. Диагностика развития речи (методика Эббингауза)

Речь – отражение мыслительных операций человека. От того, насколько хорошо у человека развита устная и письменная речь, насколько полно, точно, лаконично он умеет выражать свои мысли, как он владеет монологической и диалогической формами речи, точно ли использует выразительные средства родного языка (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы, фразеологические обороты), зависит его успешность почти во всех сферах жизнедеятельности.

Методика Эббингауза (Ануфриев, Костромина, 1998) используется нами для выявления умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также для определения уровня развития речи и продуктивности ассоциаций школьника. Аналогичные задания часто встречаются в учебниках по русскому языку для учащихся 2–4 классов, с одной лишь поправкой – слова, которые необходимо вставлять в текст, уже предлагаются школьнику.

Заметим, что эта методика поможет и логопеду выявить школьников, страдающих общим недоразвитием речи (в частности, у детей с билингвизмом нередко встречается ОНР II или III уровня). Младшие школьники с ОНР нередко заменяют падежные окончания, не согласовывают слова в роде, числе, падеже, допускают дисграфические ошибки (замена, перестановка, пропуск букв, слогов в слове, наращивание слова лишними буквами, недописывание слова, слитное написание двух и более слов и т. д.). Речь такого ребенка отличается скудным словарным запасом, неточным использованием слов в тексте, ему бывает сложно подобрать синонимичные понятия и т. д.

Задание на первый взгляд достаточно простое – нужно вставить в готовый текст пропущенные слова. Но сложность состоит в том, что слова надо придумать детям самостоятельно, а не воспользоваться предлагаемым списком, как обычно это делают ученики начальных классов на уроках русского языка. Таким образом, эта методика позволяет оценить активный словарный запас четвероклассников.

Описание процедуры диагностики

Психолог объясняет, что в задании (Приложение 1, Задание 1.3, с. 50) представлен текст, а значит, в нем все предложения связаны между собой по смыслу. Необходимо прочитать предложения и представить себе то, о чем повествуется в тексте. А потом вместо пропусков разборчиво и грамотно вписать ручкой подходящие по смыслу слова. Орфографические ошибки и исправления в данном задании не учитываются.

Предлагаемый текст

«Над городом низко повисли снеговые ____________________. Вечером началась __________________________. Снег повалил большими ______________________________. Холодный ветер выл, как ________________ дикий ______________. На конце пустынной и глухой ____________________ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с ________________________ пробиралась по ___________________________. Она была худа и бедно __________________________. Она медленно продвигалась вперед, валенки сваливались с ног и ______________________ ей идти».

Один из вариантов правильно выполненного задания

«Над городом низко повисли снеговые тучи. Вечером началась метель. Снег повалил большими хлопьями. Холодный ветер выл, как голодный дикий зверь. На конце пустынной и глухой улицы вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с трудом пробиралась по дороге. Она была худа и бедно одета. Она медленно продвигалась вперед, валенки сваливались с ног и мешали ей идти».

Обработка результатов

За каждое логически правильно вставленное слово школьник получает 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов и делается вывод:

9-10 баллов – высокий уровень развития речи;

7-8 баллов – хороший уровень;

5-6 баллов – удовлетворительный уровень;

0-4 баллов – низкий уровень.

1.4. Диагностика сформированности произвольного внимания (методика «Исправь ошибки»)

Известно, что внимание – это общее свойство различных психических процессов. Оно повышает продуктивность памяти, мышления, речи, воображения. Вместе с тем произвольность внимания обусловлена волевым актом и связана с сознательно поставленной целью. Это результат напряжения воли, следствие принятого решения, необходимое условие выполнения этого решения. По мере взросления младшего школьника произвольное внимание становится более устойчивым. Ребенок быстрее и активнее «настраивается» на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе ее выполнения. Однако произвольность внимания – свойство не постоянное, нередко связанное с мотивацией к деятельности.

Педагогам известно, что хуже всего младшие школьники выполняют задания, которые им кажутся скучными, повторяющимися, трудными, которые не приносят удовлетворения, не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание школьника, оно ослабевает, концентрация внимания снижается, и ребенок начинает допускать описки, ошибки или совсем отвлекается от выполнения задания.

Одним из таких нелюбимых занятий школьников является проверка выполненного задания. Проверяя свой диктант, классную работу или домашнее задание, ребенок обычно «скользит» глазами по записям в тетради, не вчитываясь, не вдумываясь. В результате в работе остаются неисправленные ошибки. Кроме того, младшему школьнику сложно относиться к своей работе самокритично, т. к. он заранее убежден в том, что он всё сделал правильно. Напротив, чужие ошибки учащемуся всегда находить легче и интереснее, потому что он растет в собственных глазах. Исправляя ошибки другого, ребенок самоутверждается, рассуждая так: «Я знаю больше…», «Я грамотнее умею писать…» и т. д.

Поэтому для исследования произвольности внимания четвероклассников мы использовали методику «Исправь ошибки» (Тихомирова, 1997). Эта методика поможет узнать, насколько сконцентрировано, устойчиво внимание школьника при проверке работы, вдумчиво ли ребенок читает текст, знает ли элементарные правила орфографии, которые изучались еще в 1–3 классах общеобразовательной школы. Попутно она выявляет уровень развития речи, орфографической зоркости школьников (умения видеть в слове «ошибкоопасные» места).

Описание процедуры диагностики

Вниманию детей предлагаются 10 предложений, в которых допущены ошибки: орфографические, логические, несогласование слов (аграмматизмы), пропуск слов, замена и пропуск букв в словах (Приложение 1, Задание 1.4, с. 51). Ученики за 10 минут должны найти и исправить эти ошибки. О количестве и характере ошибок психолог не говорит. По команде психолога школьники приступают к работе, исправляя ошибки ручкой.

Инструкция

«Представьте себе, что на эти 10 минут вы стали учителями. Вам нужно проверить диктант нерадивого (неуспешного) ученика, исправить у него все ошибки».

Предложения

1. Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

2. Зимой в саду расцвели яблони.

3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.

4. Внизу над ними расстилалась пустыня.

5. В ответ я киваю ему рукой.

6. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

7. Сорняки шыпучи и плодовиты.

8. Настоле лежала карта нашего города.

9. Самолет сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне на машине.

Один из вариантов правильных ответов

1. Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи.

2. Весной в саду расцвели яблони.

3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.

4. Внизу под ними расстилалась пустыня.

5. В ответ я киваю ему головой.

6. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.

7. Сорняки сыпучи и плодовиты.

8. На столе лежала карта нашего города.

9. Самолет летит сюда, чтобы помочь людям.

10. Скоро удалось мне уехать на машине.

Обработка результатов

Об уровне внимания судят по количеству правильно исправленных ошибок:

– школьник правильно исправил все ошибки – высокий уровень развития произвольного внимания;

– не заметил 1–2 ошибки – хороший уровень;

– остались незамеченными 3–4 ошибки – удовлетворительный уровень;

– школьник не исправил 5 и более ошибок – низкий уровень.

* * *

Итак, на основании анализа сформированности познавательных процессов младших школьников психолог делает общее заключение об интеллектуальном развитии четвероклассников. Для этого он выводит средний показатель уровня развития всех диагностируемых психических процессов и заносит данные в графу «Общий уровень развития психических процессов» в «Психологическом паспорте класса» (Приложение 4, с. 61).

2. Диагностика школьной мотивации

2.1. Методика «Расскажи о школе»

Удовольствие, удовлетворение своей деятельностью и ее результатами являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывая на нее стимулирующее влияние. Положительное отношение ребенка к школе, к процессу обучения непосредственно влияет на успешность его учебы.

Случается, что у школьника хорошо развиты психические процессы (внимание, память, воображение, мышление, речь), но нет желания учиться. Он не понимает, зачем ему нужны знания, которые он получает в школе, и обычно не получает удовольствия от процесса обучения и удовлетворения от результатов учебной деятельности. Мотивация учения у такого ребенка постепенно снижается. Учебе он предпочитает общение с друзьями, развлечения и в результате не может в полной мере реализовать свои учебные способности. Обучение в школе для него становится тягостным, он воспринимает школу как наказание, негативно относится к учителям и их требованиям. И напротив, если у ребенка нет выдающихся учебных способностей, но он отличается любознательностью, упорством, целеустремленностью, правильным отношением к собственным неудачам («сегодняшний неуспех – это отсроченный успех, главное, не опускать руки, продолжать делать свою работу, учитывая свои прошлые ошибки»), он может постепенно в корне изменить свою учебную ситуацию к лучшему. Невозможно дать знания тому, кто в этом не нуждается.

Таким образом, низкая мотивация к учению является одним из факторов риска, может приводить к неуспеваемости, неуспешности ребенка в школе.

Учебная мотивация у детей в период обучения в школе может меняться, поэтому важно хотя бы 1–2 раза в год отслеживать эти изменения.

Оценить уровень школьной мотивации поможет методика «Расскажи о школе» (Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования, 2003).

Описание процедуры диагностики

Младшим школьникам предлагается самостоятельно прочитать вопросы и варианты ответов на них анкеты для школьников «Расскажи о школе» (Приложение 1, Задание 2.1, с. 52). Дети должны выбрать только одно утверждение, которое больше всего отвечает их ощущениям, желаниям, отражает их мнение, и подчеркнуть его ручкой.

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе?

а) да;

б) не очень;

в) нет.

2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома?

а) иду с радостью;

б) бывает по-разному;

в) чаще хочется остаться дома.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) пошел бы в школу;

б) не знаю;

в) остался бы дома.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится;

б) не знаю;

в) нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

а) не хотел бы;

б) не знаю;

в) хотел бы.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) нет;

б) не знаю;

в) хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?

а) часто;

б) редко;

в) не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

а) нет, мне нравится наш учитель;

б) точно не знаю;

в) хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

а) много;

б) мало;

в) нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся;

б) не очень;

в) не нравятся.

Обработка результатов

За каждый первый ответ (а) начисляются 3 балла, за каждый второй ответ (б) школьники получают 1 балл, а за каждый третий ответ (в) – 0 баллов. Баллы суммируются.

Для удобства анализа данных по классу можно свести результаты в таблицу.

Результаты анализа анкеты «Расскажи о школе»

25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность (5);

20-24 балла – хорошая школьная мотивация (4);

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (3);

10-14 баллов – низкая школьная мотивация (2);

0-9 баллов – негативное отношение к школе (1).

Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. Результаты заносятся в «Паспорт» в графу «Школьная мотивация» (см. с. 62).

Методы
диагностики особенностей внимания
младших школьников

Настоле
лежала карта нашего города. Самолет
сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось
мне на машине.

1.
Методика «ИСПРАВЬ
ОШИБКИ».

Цель:
установить уровень устойчивости внимания
учащихся при выполнении и проверке
выполнения работ.

Ход
эксперимента:

для диагностики можно ис­пользовать
письменные работы учащихся по русскому
языку, математике, содержащие еще не
исправленные ошибки. Можно использовать
и специально приго­товленные тексты,
содержащие определенное число ошибок.

Учащиеся
за 5 минут должны найти все ошибки и
подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы
ошибки дети не только нашли, но и
исправили.

Готовый
текст задания:

Старые
лебеди склонили горые шеи. Зимой в саду
расцвели яблони. Взрослые и дети толпились
на берегу. Внизу над ними расстилалась
пустыня. В ответ я киваю ему рукой.

Солнце
доходило до верхушек деревьев и тряталось
за ним.

Сорняки
шыпучи и плодовиты.

ОБРАБОТКА
ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Надо
найти частное от деления разности между
числами правильно найденных ошибок и
числом неверно подчеркнутых ошибок на
общее число дей­ствительно содержащихся
в тексте ошибок. Если это частное близко
к 1, то уровень развития устойчивости
внимания ученика достаточно высок. Если
частное ниже 0,5 — внимание очень
неустойчиво, требуется развитие этого
качества.

Оценить
выполнение предложенного задания мож­но
и по абсолютным цифрам:


не заметили 2 ошибки
— хорошее внимание;


не заметили 3—4
ошибки — средний уровень внимания;


не заметили 5 и
более ошибок — низкий уровень внимания.

2.
Методика «СЧЕТ».

Цель:
исследовать внимание и работоспособность
учащихся.

Инструкция:
Учащимся предлагается быстро и правильно
складывать два однозначных числа,
на­писанных одно под другим. Эта работа
продолжается 5 минут с учащимися 3—4
классов и 10 минут с учащимися среднего
звена. За это время каждый ученик должен
произвести сложение заданных чисел
двумя различными способами.

1-й
способ: сумму чисел ставят в верхнюю
строку, а под ней в нижнюю строчку ставят
предыдущее верхнее слагаемое. Если
сумма больше 10, то десяток отбрасывают,
пишут только число единиц.

2-й
способ: сумму ставят в нижнюю строку, а

Надо
объяснить и показать сначала эти способы
сложения. Затем сказать, что в течение
одной минуты учащиеся должны действовать
по 1-му способу, а потом (по сигналу) по
2-му способу, поставив вер­тикальную
черту, затем через минуту опять по
сигналу перейти к 1-му способу.

ОЦЕНКА
ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Необходимо
найти среднее число сложений, кото­рые
произвел ученик за одну минуту. Если
результат близок к 20, то это свидетельствует
о достаточной

работоспособности
и хорошем уровне внимания. Если число
менее 8, то работоспособность очень
мала, уровень внимания очень низкий,
требуется развитие внимания.

Успешное
выполнение этого экспериментального
задания требует от учащихся определенного
развития памяти, т. к. им надо не только
понять инструкцию, но и удержать ее в
памяти в течение некоторого времени.

3.
Отыскивание чисел по
таблицам Шульте.

Эту
методику применяют при обследовании
детей, которые хорошо знают цифры.
Поэтому ее можно использовать и при
обследовании детей 6—7-летнего возраста.

Испытуемому
поочередно предлагают 5 таблиц, в кптпти,™
в ппоизвольном порядке расположены
числа

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6

Ребенок
должен отыскать числа по порядку,
по­казывая и называя их вслух. Время
выполнения заданий регистрируется в
протоколе.

Для
детей 6—7 лет нормой считается от 1 до
1,5 минут на одну таблицу. У учащихся
среднего звена норма 45 секунд — 1 минута.

4.
Для диагностики переключения и
распределения внимания у младших
школьников можно использовать следующую
методику (видоизмененная
методика Немова Р. С.):

Перед
началом работы школьнику показывают
таблицу, в которой находятся геометрические
фигуры:

квадраты,
ромбы, круги и треугольники, затем
объ­ясняют, что в квадраты ребенку
придется ставить значок плюс (+), в
треугольники он будет ставить точку
(.), в ромб будет ставить черточку (—), а
в круг — галочку (V).

Ребенок
работает 2 минуты.

Общий
показатель переключения и распределения
внимания определяется по формуле:

8
— показатель переключения и распределения
внимания;

N
— количество фигур, которые просмотрел
ре­бенок;

п
— количество ошибок.

ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ:

0,75
< 8 ^ 1,0 — высокий уровень;

0,5
< 8 ^ 0,75 — средний уровень;

8
< 0,5 — низкий уровень.

8

0,5М—2.8п
120

В
® Д<$>

5. Корректурная
проба.

С
помощью этой диагностической методики
изу­чают устойчивость, сосредоточенность,
объем, пере­ключение и распределение
внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

ж

Ф

с

я

а

б

Ц

У

и

к

е

н

г

ш

Щ

3

х

Ф

м

о

ы

в

а

и

Р

о

о

л

д

ж

3

я

ч

м

и

т

ь

с

т

в

о

б

ю

е

а

в

ы

Р

е

н

о

л

б

ж

Д

л

о

Р

У

к

ц

У

^

е

н

г

ш

Щ

3

х

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

Д

ж

я

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

э

ж

д

л

о

Р

п

а

в

в

ы

е

а

е

ы

Ф

я

ч

с

м

и

т

б

ю

Ф

ы

в

а

к

и

Ц

э

л

д

ж

э

ц

У

к

е

н

г

ш

Щ

н

е

к

Ц

Ф

У

к

и

м

с

ч

я

а

х

о

х

Р

3

х

о

Щ

н

е

к

У

ы

в

ц

к

э

д

ж

л

о

н

с

а

в

и

Ф

ю

в

м

б

ю

и

м

е

к

У

ц

3

Щ

ш

г

н

е

к

У

ц

и

м

с

ч

ю

т

и

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

д

ж

3

Щ

ш

г

н

е

к

У

н

г

ж

д

л

о

Р

п

Ф

ы

в

а

п

Р

о

л

д

ж

ю

б

и

м

Ф

ы

в

к

У

Ц

е

н

г

ш

Щ

л

о

Р

п

и

т

м

с

ч

Р

п

а

о

л

Д

и

м

с

ч

и

т

б

л

о

Д

ш

е

н

г

а

п

Р

о

н

е

г

к

У

в

а

п

л

д

ж

и

т

б

м

с

п

а

е

к

н

г

о

л

п

Д

ж

ш

н

г

к

У

в

м

с

и

э

л

д

ш

г

н

Щ

У

к

е

н

д

о

Р

г

с

и

т

п

Р

к

У

е

н

г

ш

л

о

Р

д

ж

в

а

п

Р

н

д

и

т

в

в

а

п

Р

н

г

о

л

д

и

т

ж

3

х

к

У

п

Р

н

е

с

и

т

Р

н

г

е

ц

ы

в

с

и

м

п

Р

о

н

е

г

б

инструкция:
По сигналу
«Начали» надо зачерк­нуть все
встречающиеся буквы «с» и «м». Через
каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик
должен поставить вертикальную черту у
той буквы, у которой его застал сигнал.
Общая продолжительность рабо­ты — 3
минуты.

Работоспособность
учащихся можно определить по формуле:


(количество
строк)

работоспособность
= -—————————^-—

количество
ошибок

Чем
больше работоспособность и чем меньше
число ошибок, тем более учтойчивым
является внимание.

Для
исследования переключения внимания
можно использовать эту же корректурную
пробу, но за­дание
школьникам должно даваться несколько
по-другому: например, на двух строчках
вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке
вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на
двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а
на третьей «к» и «ч» и т. д.

ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТА:


.. ЮОХколичество
строк, неверно отмеченных

Поопент
ошибки = ——-——————————с——————-——————————

^
общее количество просмотренных
строк

Данную
корректурную пробу можно использовать
и как упражнение для тренировки внимания
уча­щихся начального звена школы.
Задания
можно давать самые разнообразные: и
вычеркивать буквы, и подчеркивать одни,
и вычеркивать другие, и обводить в кружок
и т. д.

6. Упражнение
для развития внимания младших школьников,
может быть использовано как ди­агностический
тест.

инструкция
ребенку:

Я буду
задавать вопросы. Запрещается говорить:
«да» и «нет», а также называть цвета:
голубой, зеленый, желтый и крас­ный.

Вопросы:

1.
Ты любить лето?

2.
Тебе нравится зелень парков и скверов?

3.
Какого цвета небо летом?

4.
Какие цвета летом основные?

5.
Вы любите солнце?

6.
Какого цвета солнце?

7.
Какого цвета песок у реки?

8.
Могут быть огурцы только зеленого цвета?

9.
Какого цвета абрикос? 10. Какого цвета
вода в озере?

Если
ребенок внимателен, он при выполнении
данного задания может набрать 10 баллов.
Каждое нарушение запрета — вычитание
1 балла. Отвечать на вопрос следует
немедленно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Введение.

        Поток  информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.

        Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям.

        Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и  у педагогов, и  у психологов, работающих с детьми. Многие учителя отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающихся, как правило, с гиперактивностью.

        В настоящее время, стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми.

        Меня заинтересовала эта тема, так как проблема нарушения внимания актуальна для нашей школы. Нередко ребенок, находящийся на достаточно высоком уровне развития интеллекта, обладающий широким кругозором, при поступлении в школу не может хорошо учиться т.к. имеет нарушения внимания.

Внимание – как психический процесс. Развитие и нарушение внимания у младших школьников.

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства, переживания.

Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно – исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И. П. Павлов назвал их рефлексами  «Что такое?». К. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.»[1]

Виды внимания.

        Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).

        Непроизвольным – называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Оно возникает без волевых усилий.

        Причины возникновения непроизвольного внимания:

-объективные особенности предметов и явлений;

-структурная организация;

-интенсивность объекта;

-новизна, необычность объекта;

-резкая смена объектов;

-субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему.

Непроизвольное внимание характеризуется следующими особенностями:

-человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию;

-интенсивность непроизвольного внимания обусловливается особенностями раздражителей;

-непродолжительно по времени.

Эти особенности непроизвольного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.

        Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Основная функция произвольного внимания – активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

        Характеристики произвольного внимания:

-целенаправленность – определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;

-организованный характер деятельности – человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;

-устойчивость – внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы. Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.

        Причины, обуславливающие произвольное внимание:

-интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;

-осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К. К.Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях,  когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

Свойства внимания.

Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет деятельность. С возрастом объем внимания расширяется. Для ребенка младшего школьного возраста каждая буква является отдельным объектом  Объем внимания, начинающего читать ребенка, очень мал, но по мере овладения техникой чтения, приобретения опыта, увеличивается, и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала. Объем внимания у школьников от 2 до 5 объектов, в зависимости от возраста.

        Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:

-усложнение объекта;

-активность личности;

-эмоциональное состояние;

-отношение к деятельности;

-темп деятельности.

        Устойчивым называют такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе, что это, прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете.

        Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии  при выполнении данного вида деятельности.

        Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой либо один объект или вид деятельности и не распространяющиеся на другие. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосретодоченность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой  интенсивностью, что необходимо  для выполнения важных видов деятельности. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.

        Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать учителя и записывать, доставать, открывать, запоминать.… Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно. Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не стоит заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.

        Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость. Переключение бывает полным и неполным – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще не полностью не отвлечен. Успешность переключения зависит:

-от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;

-от завершенности  предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

-от отношения субъекта к той или иной деятельности;

-от индивидуальных особенностей субъекта;

-от значимости цели деятельности для человека, ее ясности и четкости.

Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.

        Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании

Развитие внимания.

        Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается – увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

        На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и школьного, ребёнок ещё в недостаточной степени владеет своим вниманием.

        В младшем школьном возрасте происходят существенные преобразования характеристик внимания, идёт интенсивное развитие всех его свойств.

        Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей. Сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости  и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребёнка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание – как непроизвольное, так и произвольное – интенсивно развивается.

        Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребёнком, — возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

        Детский интерес приобретает важное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчёркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребёнка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

        Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза Оно связано с формированием у ребёнка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим  умственным развитием.

        Внимание развивается постепенно и на определённый момент становится свойством личности, её постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

        Подчёркивая педагогическое значение внимание, Л. С. Выготский указывает на него интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, — писал Л. С. Выготский, — мы берём в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера».

Нарушения внимания.

Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.

        Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающееся  при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

        К нарушениям внимания относятся:

-неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

-снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточится на предмете;

-повышенная отвлекаемость: при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

-снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

        Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение объёма внимания, неустойчивость внимания.

        Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

        Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса.

        Причины отвлечения внимания у ребёнка:

-недостаточная сформированность волевых качеств;

-привычка быть невнимательным;

-повышенная утомляемость;

-плохое самочувствие;

-наличие психотравмы;

-монотонная, неинтересная деятельность;

-неподходящий темп деятельности;

-наличие интенсивных посторонних раздражителей.

        Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточится на чём-либо определённом в течение длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание.

        Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете или переживании.

        Причины рассеянного внимания:

-общее ослабление нервной системы;

-ухудшение состояния здоровья;

-физическое и умственное переутомление;

-наличие тяжёлых переживаний, травм;

-эмоциональная перегрузка как следствие большого количества впечатлений;

-недостатки воспитания;

-нарушение режима труда и отдыха;

-нарушения дыхания;

-чрезмерная подвижность.

        Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая её фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Диагностика внимания у младших школьников.

Психодиагностика свойств внимания детей должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

        Для диагностики внимания были отобраны и использованы следующие методики:

-найди и вычеркни;

-запомни и расставь точки;

-корректурная проба;

-треугольники;

-треугольники 2.

Найди и вычеркни.

        Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у младших школьников.

        Описание: ребёнок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачёркивать две неодинаковые фигуры, например: звёздочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребёнок работает 2,5 минуты, в течении которых пять раз подряд ему говорят «начинай» и»стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребёнка то место, где даются соответствующие команды.

        Оборудование: рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

        Инструкция: «Сейчас я покажу вам картинку, на которой нарисовано много знакомых предметов. Когда я скажу «начинайте», вы начнёте зачёркивать названные мной фигуры. Это нужно будет делать, пока я не скажу «стоп». Вы остановитесь и поставите вертикальную черту у последнего просмотренного рисунка.  После этого по моей команде вы продолжите работу. Так будет несколько раз , пока я не скажу слово «конец».

        Фиксируемые параметры: t – время выполнения задания; N – количество изображений предметов, просмотренных за всё время работы, а также  отдельно за каждый 30 – секундный интервал; n – количество допущенных ошибок.

        Обработка результатов: вначале подсчитывается количество предметов на рисунке, просмотренных ребёнком за всё время выполнения задания, а также отдельно за каждые 30 – секундный интервал. Полученные значения подставляют в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребёнка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.

S= (0,5 – 2,8n)/t

        Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребёнка; N – количество просмотренных предметов; t – время выполнения задания; n – количество допущенных ошибок.

        Показатели продуктивности и устойчивости оцениваются по 10 – бальной системе.

БАЛЛЫ

ПОКАЗАТЕЛЬ S

10

Выше 1,25

8 — 9

1 — 1,25

6 — 7

0,75 — 1

4 – 5

0,50 – 0,75

2 – 3

0,24 – 0,50

0 – 1

0 – 0,2

Запомни и расставь точки.

        Цель: определение объёма внимания.

        Описание: ребёнок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9 ).Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1 – 2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

        Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения , часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

        Инструкция: «Я буду показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом вы сами будите ставить точки у себя на листочке так, как вы это видели на карточках.

        Фиксируемые параметры:

t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек. Объём внимания оценивается по 10 – бальной системе:

Баллы

Воспроизведённые точки

10

6 и более

8-9

4-5

6-7

3-4

0-3

1

Нормативы:

Баллы

Уровень развития

объёма внимания

10

Очень высокий

8-9

Высокий

6-7

Средний

4-5

Низкий

0-3

Очень низкий

Корректурная проба.

Цель: диагностика распределения внимания.

Описание: проверить уровень развития способности к распределению внимания можно на простой модели, представленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы)

        Ребёнок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачёркивать разными способами тир каких-либо различных элемента матрицы. Например: ёлочку – поперечной чертой, мяч вертикальной, а звёздочку – крестиком. Необходимо, фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребёнка, поиска заданных знаков).

        Оборудование: различного вида изображения – фигурные, буквенные, силуэтные; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.

        Инструкция: «Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачёркивай карандашом только три буквы – А, К, Х. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания».

        Фиксируемые параметры: время выполнения задания

        Нормативы:

-высокий темп – менее 2,5 минут;

-средний темп – 2,5-3 минуты;

Низкий темп – 3-5 минут

Треугольники.

        Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

        Описание: по указанию взрослого ребёнок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.

        Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.

        Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам вам одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать образец на доске)

        Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки.

        Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.

        Нормативы:

Результат и его интерпретация

БАЛЛ

1. Ребёнок правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности.

5

2.Ошибки при рисовании первых трёх фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость.

4

3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания – нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии)

3

4. Первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчётливые нарушения переключаемости внимания)

2

5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости ( «застревание» на предыдущем действии

1

Треугольники – 2.

        Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

        Описание: ребёнку предлагают нарисовать в ряд определённое количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребёнок не запомнил, пусть делает по-своему.

        Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

        Инструкция: «Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники»

        Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

        Нормативы:

-высокий уровень – задание выполнено правильно;

-средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке;

-низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции.

        В ходе эксперимента были обследованы учащиеся начальной школы второго класса.

        В ходе констатирующего эксперимента, обработки проведённых тестов, были получены следующие результаты:

-у большинства детей в классе средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, 10% детей имеет высокий уровень, 55% — средний уровень, 25% — низкий уровень и 10% — очень низкий.

-переключаемость произвольного внимания у большинства учащихся находится на среднем уровне, у 10% на низком уровне и 5% — на очень низком.

-более низкий результат показало обследование объёма внимания: лишь у 5% детей высокий уровень, у 45% — средний и у 40% — низкий и 10% — очень низкий уровень.

-распределение внимания ( в силу возрастных особенностей ) находятся на среднем уровне у 25% учащихся, у 55% на низком уровне и у 20% — на очень низком.

-уровень развития произвольного внимания находится на среднем уровне у большинства учащихся класса (60%), на низком уровне – 30% и очень низком – 10%.

        Подведя итоги констатирующего эксперимента можно сделать вывод: в классе нужно проводить работу по развитию внимания, включая в систему уроков специально подобранные игры и упражнения.

Свойства внимания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Очень низкий уровень

Продуктивность и устойчивость внимания

10%

55%

25%

10%

Переключаемость внимания

—————

85%

10%

5%

Объём внимания

5%

45%

40%

10%

Распределение внимания

—————

25%

55%

20%

Уровень развития произвольного внимания

—————

60%

30%

10%

Игры и упражнения для развития внимания у младших школьников.

Исключение лишнего.

Цель: развитие мышления и объёма внимания.

Оборудование: карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание: Ребёнку предлагается найти из пяти изображённых на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.(эту игру можно проводить со словами, цифрами, понятиями)

Инструкция: « Посмотрите внимательно на изображённые предметы, и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажите найденный предмет и объясните, почему он не похож на другие.»

Найди отличия.

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: ребёнку предлагается карточка, на которой изображены картинки, надо найти пять отличий.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту карточку. НА ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинайте искать»

Бисероплетение.

        Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики пальцев.

        Оборудование: образец, бисер, проволока.

Игра проводилась на уроках трудового обучения.

Найди букву.

        Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

        Оборудование: Лист с изображением наложенных букв.

        Инструкция: «Посмотрите, на этом листе изображены замаскированные буквы. Найдите все буквы, которые спрятались.

Срисовывание по клеткам.

        Цель: развитие концентрации внимания, объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

        Оборудование: чистый лист бумаги в клетку, образец, остро отточенный карандаш.

        Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам. Будь внимателен.

Танграм.

        Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменениях путём составления новых геометрических фигур из двух-трёх имеющихся по образцу.

        Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры, образцы фигур-силуэтов.

        Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую же фигуру»

Найди тень.

        Цель: развитие наблюдательности.

        Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.

        Инструкция: «Посмотри на картинку внимательно. На нём изображены фигуры и их тени. Необходимо соединить фигуру и её тень»

Сравни, назови и сосчитай.

        Цель: развитие наблюдательности.

        Оборудование: рисунки с предметами, листы с буквами или цифрами.

        Инструкция: «Посмотрите на лист бумаги внимательно. Найдите одинаковые предметы.»

Строители.

        Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

        Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш.

        Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображение полное, на других есть недостающие детали. Вам надо сделать так, чтобы рисунки стали одинаковыми»

Найди дорожку.

        Цель: развитие произвольного внимания.

        Оборудование: любые лабиринты.

        Инструкция: Посмотрите на лабиринт, помогите герою пройти его. Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель, за путём следить глазами.

Найди двух одинаковых животных.

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных .

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нём изображены животные (мыши, слоны, жирафы, петухи). Найди двух одинаковых животных.

Воспроизведение геометрических фигур.

        Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

        Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, рисунки с геометрическими фигурами

        Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры, постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу их, а вы на листе бумаги по памяти нарисуете геометрические фигуры так, как это было у меня.

Построй дорожку. Кто быстрее.

        Цель: развитие устойчивости внимания: способности обобщать предметы по признаку формы, величины; закрепление представлений о геометрических формах.

        Оборудование: таблица с разным расположением фигур по строчкам, фишки.

        Описание: нужно построить дорожку . Для этого необходимо закрывать фишками названные учителем фигуры.

        Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту таблицу. Помогите герою добраться к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева на право:

а) все треугольники (круги, квадраты)

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты)

Нарисуй круг и треугольник.

        Цель: тренировка распределения внимания.

        Оборудование: два простых остро заточенных карандаша и по ½ альбомного листа для каждого ребёнка.

        Инструкция: « Сейчас вы будите рисовать сразу двумя руками. Возьмите два карандаша. На листе бумаги попробуй одновременно двумя руками рисовать одной рукой круг, а другой рукой треугольник. Начинать и заканчивать рисование нужно одновременно.

Найди слова.

        Цель: развитие концентрации внимания.

        Оборудование: карточки со словами.

        Инструкция: «Посмотрите на доске слова (смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель). В каждом из этих слов нужно найти другое спрятавшееся слово.

Перепиши шифр.

        Цель: развитие концентрации внимания.

        Оборудование: плакат с цифрами, таблица у каждого ученика.

        Инструкция: «Посмотрите на цифры от 1 до 40, вам нужно переписать эти цифры в порядке возрастания в свою таблицу.

12

4

34

11

20

7

31

21

37

2

28

1

16

25

33

40

19

20

39

9

13

35

6

17

24

Методика Мюнстерберга.

        Цель: развитие концентрации внимания.

        Оборудование: лист с буквами у каждого ученика, простой карандаш.

        Инструкция: « В этой таблице спрятано 10 названий животных. Вам надо отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Вариант 1.

К

Ш

Л

И

С

А

В

Ч

О

Р

В

А

Р

Я

С

О

Н

Б

У

Ь

К

П

К

А

Н

У

Ж

З

В

Ю

П

Д

Г

Ё

Г

Р

Х

Н

О

Ч

Ы

Б

Р

У

Ф

Т

О

Л

Е

В

К

Ф

Ь

И

К

Р

С

Л

О

Н

Ш

З

Ю

К

Щ

Ъ

Н

Г

Р

У

С

Ц

А

Д

К

Ж

М

У

П

Б

А

Р

С

У

К

З

В

Р

Е

Д

Н

С

Ь

Ж

Т

К

А

Р

Ю

Б

Т

Ф

М

Т

В

Ф

Ж

О

В

А

П

Ь

Б

У

З

Т

М

Ы

Ш

Ь

Н

Б

Ы

К

С

Д

К

Т

Ю

Р

М

А

У

Д

Ы

Х

Ч

О

Н

Т

К

И

Т

З

А

Н

П

Р

У

С

Щ

Ы

Л

К

Ф

Ю

Я

Ъ

М

В

Р

У

О

З

К

Ф

У

Н

К

А

Р

П

О

С

Т

И

Г

Р

Н

Я

Вариант 2.

Ребёнку дают лист бумаги с беспорядочно написанными буквами. Нужно найти десять слов.

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Перепутанные линии.

        Цель: развитие концентрации внимания.

        Оборудование: карточки с переплетёнными линиями.

        Инструкция: «Посмотрите на карточки. Найдите, какие предметы соединяют линии. Смотреть можно только глазами»

Муха.

        Цель: развитие концентрации внимания.

        Оборудование: Лист бумаги с начерченным полем, с крестиком в центре; фишки.

        Инструкция: «Посмотрите на игровое поле, в центре поля сидит муха. Вам надо следить глазами за направлением движения мухи»

Каждой руке — своё дело.

        Цель: тренировка распределения внимания.

        Оборудование: лист бумаги и карандаш.

        Описание: детям предлагается медленно перелистывать в течении минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой рукой чертить геометрические фигуры.

Счёт с помехой.

        Цель: тренировка распределения внимания.

        Оборудование: лист бумаги.

        Описание: Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20.

Чтение с помехой.

        Цель: тренировка распределения внимания.

        Оборудование: книги для чтения, простые карандаши.

        Описание: учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.

Констатирующий эксперимент. Диагностика внимания младших школьников.

        Цель данного эксперимента: Сравнить результаты исследования после проведения формирующего эксперимента с первоначальными данными.

        Для проведения констатирующего эксперимента использовались те же методики.

Получены следующие результаты:

Свойства

внимания

До проведения формирующего эксперимента

После проведения формирующего эксперимента

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

очень низкий уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

очень низкий уровень

Продуктивность и устойчивость

10%

55%

25%

10%

20%

70%

10%

——-

переключаемость

——-

85%

10%

5%

10%

85%

5%

——

Объём

внимания

5%

45%

40%

10%

25%

50%

25%

—-

Распределение внимания

———

25%

55%

20%

15%

40%

45%

—-

Уровень развития произвольного внимания

—-

60%

30%

10%

20%

60%

20%

——

        После проведения формирующего эксперимента продуктивность и устойчивость внимания на высоком уровне выросла на 10%, на среднем уровне – на 15%, на низком уровне уменьшилась на 15%, на низком уровне не осталось ни одного ученика.

        Хорошие результаты показали учащиеся при обследовании переключаемости внимания: Если до проведения эксперимента на высоком уровне развития переключаемости не было ни одного ученика, то после эксперимента – 10% учащихся имеют высокий уровень переключаемости.

        При обследовании объёма внимания выявлено, что после эксперимента, 25% учащихся имеют высокий уровень объёма внимания, 50% — средний, 25% — низкий, и ни одного ученика – очень низкий.

        Говоря о распределении внимания можно отметить, что 15% учащихся имеют высокий уровень, 40% — средний, 45% — низкий.

        Исследуя уровень развития произвольного внимания можно отметить:20% учащихся имеют высокий уровень развития, 60% — средний уровень и 20% низкий.

        Сравнивая результаты, полученные до проведения формирующего эксперимента и после него, можно сделать вывод, что введение в систему уроков игр и упражнений на развитие внимания способствует развитию всех свойств внимания.

Заключение.

В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература, изучены основные свойства внимания, нарушения внимания у младших школьников, подобраны и включены в систему уроков игры на внимание. Была проведена диагностика внимания у младших школьников.

        Были выявлены следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Можно отметить следующие свойства внимания: объём, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, переключение, колебания. Были изучены следующие виды нарушений внимания у младших школьников: отвлекаемость (внутренняя и внешняя), рассеянность (мнимая и подлинная), инертность. Были диагностированы следующие свойства внимания: продуктивность и устойчивость, переключаемость, объём внимания, распределение внимания, уровень развития произвольного внимания. Были использованы методики диагностики: найди и вычеркни, запомни и расставь точки, корректурная проба, треугольники 1 и 2.

        Сравнивая результаты диагностики, можно сделать вывод, что после проведения игр, уровень развития основных свойств внимания значительно увеличился.

        Беседуя с родителями учеников страдающих нарушениями внимания можно дать следующие советы:

-чаще хвалите ребёнка, это вселит в него уверенность.

-избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»

-говорите сдержанно, спокойно и мягко.

-давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени.

-поддерживайте дома строгий распорядок дня.

-оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля.

-полезна ежедневная физическая нагрузка

        Завершая исследование можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась. Введение в систему уроков игр на внимание, способствует его развитию, что в свою очередь приводит к повышению качества знаний.

Литература.

1. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. — М., 2006
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991

3.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. — М.: Академия, 1999. – 320 с.

4.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 500 с.

5.Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992. – 233 с.

6.Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.

7.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. – СПб.: Питер, 2006. – 583

  • Диагностика ошибок мазда вернадского
  • Диагностика ошибок киа сид
  • Диагностика ошибок двигателя цена
  • Диагностика ошибок ваз 2114 на панели приборов
  • Диагностика ошибок автомобиля через телефон андроид