ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Теория и практика к заданию №7 .
ТЕОРИЯ
↑
Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа
Ы, И |
А, Я |
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер |
|
инструкторы |
директора |
Слова на –лЯ |
|
грифели |
векселя |
Остальные слова |
|
слесари |
адреса |
Форма зависит от значения |
|
адреса (новоселов) |
адресы (поздравительные) |
↑
Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.
ОВ, ЕВ |
Нулевое окончание |
Растительный мир |
|
Всё на –ов |
Исключения |
апельсинов |
яблок |
Названия национальностей |
|
Остальные окончания |
Слова на –н,-р |
казахов |
армян |
Единицы измерения |
|
Наиболее употребляемые |
Редко употребляются |
байтов |
ампер |
Парные предметы |
|
носков |
ботинок |
Военная тематика (все на -ов) |
|
Солдат Гусар |
Существительные на -ня |
|
Ь |
Н |
Если перед -ня стоит гласная |
Если перед -ня согласная |
богинь |
басен |
Существительные на -це |
|
-ЕВ |
-ЕЦ |
болотцев |
блюдец |
Существительные на –ье, -ья |
|||
Без ударения в И.п. |
С ударением в И.п. |
||
-ИЙ |
-ЕЙ |
||
(гулянье) гуляний снадобий |
армий |
Исключения: |
ружьё) ружей |
Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов |
||||
-ЕЙ |
Нулевое |
-ОВ |
||
распрей |
дровней много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий |
вафель барж басен башен блюдец копён петель |
каникул невзгод нянь серёг сирот зраз |
выборов |
Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто
Употребление несклоняемых имён собственных:
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко
↑
Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.
Степени сравнения прилагательных |
||
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
|
простая |
Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше |
Начальная форма + -айш-, -ейш- |
составная |
Более/менее + |
Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма |
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения
Например: Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший
просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.
↑
Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)
1) Склонение колич. числит. (отвечают на вопрос Сколько?) |
Как склоняются |
Примеры |
5-20, |
Склоняются как существительное степь |
Р.п. чего? Пяти |
40, 90, |
Имеют только две падежные формы: |
И. сорок, девяносто, сто |
50, 60, |
Меняются обе части, |
И. пятьдесят |
200, |
Меняются обе части. |
И. двести |
500-900 |
Меняются обе части. |
И. пятьсот |
2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)
3) Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.
Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.
Один
Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик – м.р., одна девочка – ж.р., одно государство – ср. р., одни – мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.
Два
Числительное два изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).
Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:
одна восьмая, две третьих.
Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.
5) Склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:
И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)
Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом
6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба, у которого есть формы рода: оба брата, обе сестры, оба государства (Формы м. и ср.р. совпадают)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числ.)
Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями Их было трое, нас четверо
7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода. Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода. По обеим сторонам, обе девушки
Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными
У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.
В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:
восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.
При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные – во мн. ч.
Примеры:
Два окна – пять окон, три розы – тридцать роз, четыре мальчика – сорок мальчиков.
Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.
Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.
Примеры:
Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах
Исключение составляет числительное один. Оно во всех падежах согласуется с существительным.
У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).
Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.
Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.
Вспомни: в составных числительных изменяется только конечное слово:
сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.), второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.).
↑ Местоимение
Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников
* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Формы глагола. Образование личных форм:
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю,
хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
2. Образование возвратных форм:
Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините
употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
3. Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь,
ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
Совет:
Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:
Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите
4. Образование форм прошедшего времени:
Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.
Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма |
Повелительное наклонение |
||
Лечь |
Выверить |
Ляг(те) Вывери(те) |
Вывеси(те) |
3) Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)
3) Образование формы прошедшего времени
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Сохнуть |
Сох |
4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
5)Образование формы настоящего времени
ездить |
ездим |
Причастие
Образование причастий:
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения);
сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
Деепричастие
Образование деепричастий:
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.
Наречие
1. Образование наречий:
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий:
Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее
Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому 2020:
«В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ «
Правильный ответ: ОБЕИМ
↑
Алгоритм выполнения:
1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.
ПРАКТИКА
К заданию 7 Морфологические нормы
1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) в две тысячи восьмом году
Б) в двух тысяч восьмом году
В) с восьмьюдесятью одной розой
Г) более семисот участников
2. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) около семиста человек
Б) профессора
В) редакторы
Г) инженеры
3 Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) две пары чулок
Б) наикрасивейший
В) две пары носок
Г) очень смелый
4. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) пять абрикосов
Б) мало отметок
В) десять амперов
Г) согласно расписанию
5. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) более глубочайший
Б) лягте на пол
В) шофёры
Г) в трёхстах метрах
6. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) больше шестиста рублей
Б) шесть апельсинов
В) красивый тюль
Г) много ботинок
7. С каким падежом употребляется предлог БЛАГОДАРЯ?
А) родительный
Б) творительный
В) предложный
Г) дательный
8. В каком предложении выделенное слово – наречие?
А) Сестре нужно ЛУЧШЕ учиться
Б) Курсовая работа ВАЖНЕЕ реферата.
В) В Карпатах маршрут СЛОЖНЕЕ, чем на Урале.
Г) Роман в книге ИНТЕРЕСНЕЕ экранизации.
9. В каком предложении выделенное слово – краткое прилагательное?
А) КРАСИВО ты вошла в мою жизнь.
Б) И хозяйка танцевала по-прежнему КРАСИВО.
В) В долине всё было КРАСИВО.
Г) КРАСИВО жить не запретишь.
10. Какие местоимения используются в сложноподчинённых предложениях в качестве союзных слов?
А) притяжательные
Б) относительные
В) определительные
Г) указательные
11. В каком предложении КАК — частица?
А) Как воспитанный человек, брат обязан был объясниться.
Б) Как только вернётся дедушка, пойдёшь гулять.
В) Как вихрь, налетела монгольская конница.
Г) Как хороши, как свежи были розы в моём саду!
12. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) тремястами пятидесятью рублями.
Б) две тысячи тринадцатого года
В) к обоим ученицам
Г) в полуторастах километрах
13. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) несколько яблок
Б) лежит на шкафе
В) до тысяча восемьсот двенадцатого года
Г) богатейший выбор
14. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) кожаные пояса
Б) гарантия успеха
В) возле поместьев
Г) первые два месяца
15. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) коллективные договоры
Б) более пятисот человек
В) возле селений
Г) два больших портрета
16. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) белые воротнички платий
Б) опытные доктора
В) новые сорта помидоров
Г) пропуски занятий
17. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) за исключением них
Б)) предстоящие выборы
В) пренебречь опасностью
Г) в военные годы
18. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) пара туфлей
Б) несколько полотенец
В) ихние письма
Г) в обоих руках
19. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) дешевле
Б) вопреки прогнозу
В) по их указанию
Г) ехай быстрее
20. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) лажу по крышам
Б) разожгёт костёр
В) часовые пояса
Г) с семьюстами метрами
21. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) их тетради
Б) самый молодой
В) из полтора метров материи
Г) несколько полотенец
22. В каком варианте ответа выделенное слово – предлог?
А) не сможет В СИЛУ обстоятельств
Б) не было ВБЛИЗИ никого
В) посмотрел ВОКРУГ
Г) в доме НАПРОТИВ их нет
23. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) двое подружек
Б) в полутора часах
В) положьте на полку
Г) одень тёплые носки
24. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) выздоравливай скорее
Б) много носок
В) у новых туфлей
Г) у обоих подруг
25. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.
А) очень прекрасно
Б) солдатские ордены
В) пирожки с повидлой
Г) строгие директора
26. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) памятник поэта
Б) с обеих сторон
В) скучать за вами
Г) несколько зеркальцев
27. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) вопреки желанию
Б) золотые куполы
В) согласно предсказания
Г) у обоих сестёр
28. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) четыре пары чулков
Б) старше него
В) меткие снайперы
Г) неоплаченные счёты
29. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) опытные бухгалтеры
Б) более интереснее
В) трое в сером пальто
Г) из трёхсот восьмидесяти страниц
30. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) он метается по комнате
Б) вкусные торты
В) четверо суток
Г) ответственные редакторы
Ответы
зад. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
отв. |
Б |
А |
В |
В |
А |
А |
Г |
А |
В |
Б |
зад. |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
отв. |
Г |
Б |
Б |
В |
Г |
А |
А |
Б |
Г |
Б |
зад. |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
отв. |
В |
А |
Б |
А |
Г |
Б |
А |
В |
Б |
А |
Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 7 № 649
i
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
ОДЕНЬТЕСЬ теплее
ВЫСОХЛА шапка
спелых АБРИКОСОВ
две пары ЧУЛОК
Спрятать пояснение
Пояснение.
Неверно: с пятидесятью рублями. Корректно: с пятьюдесятью рублями.
Ответ: пятьюдесятью
Раздел кодификатора ФИПИ: Грамматические нормы (морфологические нормы)
Спрятать пояснение
·
Помощь
Из подготовительных ЕГЭ по русскому языку
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Русские ПОВАРА
несколько БАНАНОВ
ПРОБУЕТ делать
в САДУ
ПЯТЬЮСТАМИ ПЯТИ инженерами.
Вы открыли страницу вопроса Из подготовительных ЕГЭ по русскому языкуВ одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образованииформы слова?. Он относится к категории
Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 — 11 классов.
Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие
ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ,
можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык,
воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других
пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя
ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.
44 Исправьте ошибки, связанные с употреблением имён
существительных.
Несколько помидор,
семь килограмм яблок, несколько гектар, у грузинов,
небольшие трактора,
претензиев, без комментариев, длинные очередя,
опытные аптекаря, без золотых погонов, шесть пар носок, заключить договора,
опытные шофера, замечательные лектора, семь апельсин, мое день рождения,
Несколько Пар чулков, две банки консерв, строгие инспектора, опытные
бухгалтера, в плену у турков, без снадобьев, много народа, морских побережьев,
без валенков, много вишень, горячее кофе, гостеприимное Сухуми, хрустальная
бра, лечебная шампунь, малосолёный иваси, полноводный Миссури, черная
лебедь, большая кенгуру, отдыхать в Афине, фонтан брызгов, десять кегль,
болезненный мозоль, мешок мандарин, пыль на шкафе, цветастая какаду, опытные
боцмана, красивый кашпо, хорошие инструктора.
Две пары чулок или чулков?
Мода, она так изменчива. Кажется, что совсем недавно, каких-то 20-30 лет назад, чулки были обязательной частью одежды женщин, а сегодня они надёжно заменились колготками. Но всё-таки чулки не хотят сдавать своих позиций. Они преобразились, стали красивыми, ажурными, разноцветными. И их уже воспринимают не как часть одежды, а как своего рода украшение. Как прекрасна невеста в белоснежных ажурных чулках!
Две пары чулок или две пары чулков? Как правильно?
Запомните подсказку, которую, возможно, вы знает с детства: чулки большие, а слово маленькое. Носки маленькие, а слово большое.
Поэтому мы говорим: две пары чулков.
Пример
Лёгкая промышленность сегодня предлагает огромный выбор чулок на все случаи жизни: от повседневности до праздника.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна