Две запятые это одна ошибка

УЧЕНЫЕ – ШКОЛЕ

«ЛИШНЯЯ» ЗАПЯТАЯ КАК
ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА

Л.Б.ПАРУБЧЕНКО

«Кашу маслом не испортишь», – сказал
ученик,
ставя на всякий случай еще одну запятую.

(Из детского фольклора)

Написал восьмиклассник диктант. И
расставил в нем знаки препинания таким образом,
как это ему подсказывали знания и интуиция.
Учитель диктант проверил, и получилась следующая
картина.

Красив осиновый лес зимой! На фоне
темных елей, переплетается тонкое кружево
оголенных, осиновых ветвей. В дуплах старых,
толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы,
белки-проказницы складывают на зиму свои запасы.
Из толстых бревен, люди выдалбливали легкие
лодочки-челноки, делали корыта. Корою молодых
осинок, кормятся зимой зайцы-беляки. Горькую
кору осин, гложут лоси. Идешь_ бывало_ по лесу_
и вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвется и
полетит тяжелый, тетерев-косач. Почти из-под
ног выскочит и побежит заяц-беляк.
Я люблю северный лес, за строгую красоту его
девственных линий, за бархатную зелень красавиц
пихт, за торжественную тишину, которая всегда
царит, в нем.

Из 10 сделанных учеником
пунктуационных ошибок две представляют собой
отсутствие запятой (при вводном слове и между
частями сложносочиненного предложения),
остальные 8 – так называемая «лишняя» запятая.
При этом только в одном случае – оголенных,
осиновых ветвей
– она может быть объяснена
правилом – это неоднородные определения, в
остальных же семи запрет на запятую ничем
обосновать нельзя – таких пунктуационных правил
в соответствующих сводах просто нет.
Анализ работ других восьмиклассников
подтверждает актуальность для учеников проблемы
«лишней» запятой: из 196 пунктуационных ошибок,
сделанных общими усилиями класса в диктанте,
только 89 представляют собой отсутствие знака
препинания:

1) восклицательного знака в конце
первого предложения;
2) запятых при вводном слове бывало;
3) запятой в сложносочиненном предложении перед
союзом и: идешь по лесу, и вдруг сорвется
и полетит…
;
4) запятой в сложноподчиненном предложении перед
словом который: за торжественную
тишину, которая всегда царит в нем
;
5) между однородными членами при отсутствии
союза: за строгую красоту его девственных
линий, за бархатную зелень красавиц пихт
;
6) дефиса перед приложением: белки-проказницы,
лодочки-челноки, зайцы-беляки, заяц-беляк,
тетерев-косач
.

Остальные 107 ошибок – «лишние»
запятые. Из них 15 – «на правило»:

1) между однородными членами с
одиночным союзом и: гнездятся ночные,
и дневные птицы; с шумом сорвется, и полетит
;
2) между неоднородными определениями: оголенных,
осиновых ветвей
;
3) запятая на месте дефиса в сложном слове: нежданно,
негаданно
.

Заметим, что диктант проведен в так
называемом классе выравнивания, или, как еще их
называют, в «классе компенсации», слабо
успевающем по русскому языку, к тому же в самом
начале III четверти, когда системное изучение
пунктуации в простом предложении, в сущности, еще
не начиналось. Этим объясняется большое
количество ошибок в диктанте. Что касается
характера этих ошибок (имеются в виду в первую
очередь «лишние» запятые), то они типичны для
школьников (и не только школьников) разных
возрастов и разной степени обученности.

Остальные 92 «лишние» запятые,
поставленные учениками, никакими правилами
оспорить нельзя – справочниками и пособиями по
пунктуации такие ошибки не предусмотрены.
Приведем перечень синтаксических позиций
«лишней» запятой, расположив их по мере убывания
количества учеников, сделавших эту ошибку.
«Лишней» запятой дети обозначали:

1. Границу между детерминантом* и
основным составом предложения: На фоне темных
елей
(14), из толстых бревен (9), в дуплах
старых, толстых осин
(8), почти из-под ног (5),
вдруг
(2), с шумом (1), всегда (1) – всего 40
ошибок.

2. Границу между сказуемым и зависимой
от него предложно-падежной формой (= дополнением):
люблю северный лес, за красоту… (12),
корою молодых осинок, кормятся…
(8),
горькую кору осин, гложут…
(6), складывают
на зиму, свои запасы
(1), царит, в нем (1)
– всего 28 ошибок.

3. Границу между подлежащим и
сказуемым: белки-проказницы, складывают…
(4), кормятся зимой, зайцы-беляки (4), сорвется
и полетит, тяжелый тетерев-косач
(4), люди,
выдалбливали…
(2), выскочит и побежит,
заяц-беляк
(1) – всего 15 ошибок.

4. Границу между существительными и
распространенным несогласованным определением: тонкое
кружево, оголенных осиновых ветвей
(5), за
бархатную зелень, красавиц пихт
(2), в
дуплах, старых, толстых осин
(1) – всего 8
ошибок.

5. Границу между существительным и
его согласованным определением: тяжелый,
тетерев-косач
– 1 ошибка.

Как видно из перечней «лишних» запятых
«на правило» и «не на правило», синтаксические
позиции, отмеченные этой ошибкой, достаточно
разнообразны, а если выйти за пределы данного
текста, список окажется намного длиннее. Но мы
ограничимся нашим материалом, который дает
достаточные основания для ответа на вопрос:
случайна или не случайна в тексте «лишняя»
запятая? То, что она не случайна, доказывается
самой возможностью типизации позиций, в которых
она встречается. Добавим к этому, что запятая
после детерминанта, между подлежащим и сказуемым
и дополнением, между именной частью сказуемого и
спрягаемым глаголом – ошибка, типичная не только
для диктантов, где она как бы
«запрограммирована» и заданной синтаксической
конструкцией, и определенным типом интонации при
чтении, – эта ошибка типична и для сочинений.
Сравним примеры из работ десятиклассников и
абитуриентов:

Для Евгения, это все пустое.
После встречи с Онегиным, в душе ее
воскресает любовь к нему.
В момент смерти, Базаров, чувствуя
приближение бреда, хочет видеть Одинцову.
Павел Петрович с первых минут своего знакомства
с Базаровым, невзлюбил его.
И все это, происходит несмотря на его взгляды
на эту проблему.
Главным героем романа, является Базаров.
Способность к истинной любви, Тургенев
всегда считал важной для оценки любого человека.
Должно быть, именно соломой с крыш,
приходится кормить голодную скотину.
Но это нигилистическое отношение ко всему, он
не смог удержать по одной причине: из-за любви к
женщине.
Ни с чем иным, я не согласен.

И т.п.
Возникает вопрос: нельзя ли обнаружить
что-нибудь общее между разными синтаксическими
позициями, отмеченными «лишней» запятой, что
хотя бы в какой-то степени могло объяснить
универсальный характер этой ошибки? Можно, если
при анализе этой ошибки не ограничиваться
рамками школьного, конструктивного синтаксиса.
Дело в том, что «лишней» запятой ученики, и не
только они, но и взрослые, недостаточно хорошо
владеющие пунктуацией, с удивительной
последовательностью обозначают границу
актуального членения – границу темы и ремы.
Чтобы наглядно убедиться в этом, произведем
актуальное членение анализируемого текста,
обозначив границу темы и ремы косой чертой.
Пометим также место ошибки и укажем количество
учеников, допустивших ее. (Общее количество
писавших – 23.)

Красив осиновый лес зимой! На фоне
темных елей,4 / переплетается тонкое
кружево,5 / оголенных,10
осиновых ветвей. В дуплах,1 старых,
толстых осин,8 / гнездятся ночные,1
и дневные птицы, белки-проказницы,4 /
складывают на зиму,1 / свои запасы. Из
толстых бревен,9 / люди,2 /
выдалбливали легкие лодочки-челноки, делали
корыта. Корою молодых осинок,8 /
кормятся зимой,4 / зайцы-беляки. Горькую
кору осин,6 / гложут лоси. Идешь, бывало,
по лесу, и вдруг,2 / нежданно-негаданно,3
/ с шумом,1 сорвется,1 и полетит,4
/ тяжелый тетерев-косач. Почти из-под ног,5
/ выскочит и побежит,1 / заяц-беляк.
Я люблю северный лес,12 / за строгую
красоту его девственных линий, за бархатную
зелень,2 / красавиц пихт, за
торжественную тишину, которая всегда,1 /
царит,1 в нем.

Нетрудно заметить, что «лишняя»
запятая сплошь и рядом совпадает с границей
актуального членения. Более того, в тексте нет ни
одной границы темы и ремы, обозначенной
интонационно учителем при чтении, которой не
заметил бы, т.е. не обозначил «лишней» запятой,
хотя бы один ученик. Из 107 «лишних» запятых, и «на
правило», и «не на правило», 91 – на границе темы и
ремы.

Таким образом, если правила постановки
запятой базируются на синтаксической структуре
предложения (запятые разделяют части сложного
предложения, однородные члены при определенных
отношениях между ними, обособляют
полупредикативные конструкции, сравнительные
обороты, а также слова, не входящие в
синтаксическую структуру предложения, –
обращения, вводные слова и т.п.), – то правила ее
отсутствия в значительном количестве случаев
вытекают из его коммуникативных характеристик:
из отношений между «данным» и «новым»
высказываниями, «между тем, о чем в нем
говорится (исходным пунктом, темой), и тем, что
об этом говорится (ремой)».

Разумеется, далеко не все «лишние»
запятые могут быть объяснены исходя из
коммуникативного членения предложения. Этот
знак встречается и в таких позициях, в которых не
бывает границы темы и ремы: между неоднородными
определениями (см. примеры выше), перед одиночным
союзом и, соединяющим однородные члены,
однородные придаточные, части сложносочиненного
предложения с общим компонентом; на границах
слов с обстоятельственным значением, не имеющих
пояснительного или уточняющего характера; на
границах причастных оборотов при отсутствии
условий обособления и т.п.; пишущие обособляют
множество «псевдовводных» слов, ставят запятую
на месте ритмической паузы в стихотворной и
прозаической речи и во многих других случаях. Для
установления генезиса этих ошибок также
недостаточно опоры только на синтаксическую
структуру предложения. Здесь, как, впрочем, и в
рассмотренном выше случае – «лишней» запятой на
границе темы и ремы, – не последнюю роль в
«провокации» ошибки играет интонация. Но это
составляет предмет отдельного серьезного
исследования, важность которого трудно
переоценить. В заключение хочется обратить
внимание на значимость разработки этой темы:
анализ лингвистической сущности «лишних»
запятых позволит сделать необходимые дополнения
к своду современных пунктуационных правил, даст
основания для методической разработки
соответствующих тем в преподавании правописания
в школе, поможет цели учета этих ошибок – их
типизации при проверке письменных работ – и,
хотелось бы надеяться, позволит добиться больших
успехов в повышении грамотности учеников.

_________________________

* Детерминант – это слово или
словосочетание, относящееся не к какому-либо
отдельному слову предложения, но
распространяющее предложение в целом.
Детерминант может иметь субъектное, объектное
или обстоятельственное значение.

Классификация пунктуационных ошибок

В
письменных работах учащимися могут
быть допущены грубые и негрубые
пунктуационные ошибки. Однотипных
пунктуационных ошибок не бывает,
поскольку в каждом конкретном случае
проблема постановки и выбора знака
препинания решается пишущим с учётом
структуры и смысла записываемого. Среди
пунктуационных ошибок могут быть
повторяющиеся, если предположить, что
одна и та же конструкция, с одним и тем
же лексическим наполнением повторяется
в записываемом тексте несколько раз.

Грубые пунктуационные
ошибки
нарушают структурно-смысловое
членение письменной речи, так как
являются следствием несоблюдения
основных позитивных (регламентирующих
постановку знаков препинания) правил.

Грубые пунктуационные
ошибки:

– пропуск знака препинания
в конце предложения (Каковы молнии_);

– постановка запятой
между подлежащим и сказуемым (Лунной
ночью это дерево
, казалось
сказочным. Каток
, как
зеркало.)
;

– пропуск тире на месте
нулевой связки (Гипербола это
преувеличение
.);

– пропуск запятой между
однородными членами (кроме постановки
запятой между неоднородными определениями)
(Почтальон вовремя доставляет письма
газеты журналы.);

– постановка лишней
запятой между однородными членами
тишине ожидания примешивался
,
не столько слышимый, сколько
угадываемый шум неотвратимого движения
поезда.)
;

– пропуск запятых
при выделении уточняющих обстоятельств
места и времени (Вы проснётесь позже
часов в десять
, когда в поля и
луга нахлынет зной.
Далеко
впереди
справа от дороги я
заметил человеческую фигуру.);

– пропуск двоеточия
или тире при обобщающих словах (Но
здравый
смысл, твёрдость
и
свобода, горячее
участие
в чужих бедах и радостях
словом, все её
достоинства точно родились
с ней.)
;

– ошибки, связанные с
выделением знаками препинания обособленных
членов предложения: обстоятельств,
дополнений, определений, приложений
(кроме оборотов скак)(Науки
чуждые музыке были
постылы мне
.Как бедной
мне не горевать. Нас
русских двое
только было. Он быстро шёл
выставляя
вперёд бороду.);

– пропуск знака для
выделения обращения (Поздравляю
друзья с благополучным
завершением работы
.Дорогие
одноклассники
Приходите
на встречу выпускников школы.)
;

– пропуск знака для
выделения наиболее употребительных
вводных слов, вводных и вставных
предложений (Он видимо
был не доволен случившимся. Как
выражаются моряки
ветер
крепчал.)
;

– пропуск запятой для
разделения частей сложносочинённого
предложения (Все ребята хотели тебя
здесь дожидаться
да
я отговорил.)
;

– пропуск знака препинания
для выделения придаточной части в
сложноподчинённом предложении (Всюду
куда ни бросишь
взгляд
ущелье, обрывы.);

– постановка запятой
перед союзом, соединяющимоднородные
придаточные части в сложноподчинённом
предложении(Я бываю в лесу, когда
солнце светит
, и когда
небо покрыто хмурыми облаками.)
;

– ошибки,
связанные с пропуском знака для разделения
частей бессоюзного сложного предложения
(Статные осины
высоко лепечут над вами

длинные
висячие ветки берез едва шевелятся.
Погода была ужасная

ветер
выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово
скажет_
все
смеются.)
;

– пропуск знаков препинания
для выделения прямой речи (
Согласятся, – сказал
я, –
когда узнают Марью Ивановну
.), для отделения её от слов автора(«Ты здоров?» спросил
он
.), а также знаков препинания в
конце прямой речи (при этом пропуск
одного из сочетающихся знаков или
нескольких считается за одну ошибку)(«Чему усмехаешься
спросил он меня.);

– ошибочный выбор знака
между частями бессоюзного сложного
предложения (Сомнений не было
кто-то осторожно приближался
к нам через заросли. Любишь кататься
:
люби и саночки возить.).

Негрубые
пунктуационные ошибки

являются следствием нарушения
второстепенных, чаще негативных
(отменяющих действие основных) правил,
которые приводятся в примечаниях или
выделяются петитом и регулируют норму,
не имеющую широкого распространения
или представляющую частные случаи
постановки знаков препинания.

Негрубые пунктуационные
ошибки
:

– неправильный выбор
конечного знака препинания (Боже мой,
как весело сверкает всё кругом
.
Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную
команду
?);

– постановка точки в
заглавии текста (Зима_);

– постановка тире на
месте нулевой связки, если подлежащее
выражено личным местоимением, а сказуемое
– существительным в Им. п. или если между
подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в Им. п., стоит частица
(Мы _ весёлые ребята. Бедность _ не порок.);

– пропуск знаков препинания
для выделения сравнительных оборотов
(Луг_ как бархат
зеленеет.), обособленных
приложений, присоединяемых словомкак(Мне как лицу
высокопоставленному
не
подобает ездить на конке.
); постановка
запятой перед словомкак, имеющим
значение ‘в качестве’ (Моё молчание
было истолковано
, как
молчание дипломатическое
.);

– употребление запятой
между неоднородными определениями
(Громкий хохот оглашал снежные,
окрестные поля.);

– неправильный выбор
знака препинания при обращении в случаях,
когда эмоциональность высказывания
подчёркивается лексически (“Надя.
Подойди!” – крикнула
мама
.);

– постановка запятой
после частицы опри обращении(О, мой милый,
мой нежный, прекрасный сад.)
;

– пропуск запятых для
выделения поясняющих слов к обращению
при их расчленении (Дедушка,
поздравляю тебя с днём рождения

дорогой!);

– неправильный выбор
знаков препинания для выделения вводных
и вставных единиц (Алексей,
читатель уже знает его,
пристально глядел на молодую
крестьянку.)
;

– обособление
адвербиализованных (перешедших в
наречия) деепричастий (Он шёл,
не торопясь.);

– отсутствие знаков
препинания для выделения обособленных
обстоятельств, выраженных именами
существительными с предлогами благодаря,
согласно, ввиду, в силу
и др.(Благодаря
массе новых впечатлений
день
прошёл для Каштанки незаметно
.);

– ошибочный выбор знака
препинания при прямой речи (Дети
закричали:
«Гроза начинается!»,
и побежали прятаться от дождя.
Проходя мимо, он сказал: »Не забудь
купить билеты».—«Постараюсь», — ответила
я.)
;

– постановка лишней
запятой в сложносочинённом предложении
с общим второстепенным членом или общим
вводным словом (Сквозь дождь
лучилось солнце
, и
раскидывалась радуга от края и до края.
Одним словом, мы опоздали,
и поездка наша сорвалась.).

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. «Пунктуация в таблицах«, “Перечень пунктограмм“,  “Синтаксический разбор“, вернуться на главную

Негрубые пунктуационные ошибки (н) являются следствием нарушения второстепенных, чаще негативных (отменяющих действие основных) правил, которые приводятся в примечаниях или выделяются петитом и регулируют норму, не имеющую широкого распространения или представляющую частные случаи постановки знаков препинания. Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

Грубые пунктуационные ошибки нарушают структурно-смысловое членение письменной речи, так как являются следствием несоблюдения основных позитивных (регламентирующих постановку знаков препинания) правил.

Сравним:  неправильный выбор конечного знака препинания (Боже мой, как весело сверкает всё кругом.) — негрубая ошибка; пропуск знака препинания в конце предложения (Каковы молнии_) — грубая пунктуационная ошибка.

К грубым ошибкам относятся:
– пропуск знака препинания в конце предложения
– постановка запятой между подлежащим и сказуемым
– пропуск тире на месте нулевой связки
– пропуск запятой между однородными членами (кроме постановки запятой между неоднородными определениями)
– постановка лишней запятой между однородными членами
– пропуск запятых при выделении уточняющих обстоятельств места и времени
– пропуск двоеточия или тире при обобщающих словах
– ошибки, связанные с выделением знаками препинания обособленных членов предложения: обстоятельств, дополнений, определений, приложений (кроме оборотов с как)
– пропуск знака для выделения обращения
– пропуск знака для выделения наиболее употребительных вводных слов, вводных и вставных предложений
– пропуск запятой для разделения частей сложносочинённого предложения
– пропуск знака препинания для выделения придаточной части в сложноподчинённом предложении
– постановка запятой перед союзом, соединяющим однородные придаточные части в сложноподчинённом предложении
– ошибки, связанные с пропуском знака для разделения частей бессоюзного сложного предложения
– пропуск знаков препинания для выделения прямой речи
– ошибочный выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тренажеры
Синтаксис и пунктуация

Тест на тему «Знаки препинания в БСП»

Тест на тему «Употребление знаков препинания»
Знаки препинания при однородных членах предложения

Тренажер «Обособленные член предложения»

Тренажер «Осложненное простое предложение»

Обособление сравнительных оборотов

Уточняющие члены

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. «Пунктуация в таблицах«, “Перечень пунктограмм“,  “Синтаксический разбор“, вернуться на главную

Классификация ошибок

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – ошибка в структуре языковой единицы: словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической и др.

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса

6

Ошибочное образование формы глагола

Они хочут, пиша о жизни

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом

8

Нарушение управления

Повествует читателей. Нужно сделать свою природу более красивую.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея.

Мы были рады, счастливы и веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство …

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочла еще в детстве.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Речевые ошибки

Речевая ошибка – ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только в контексте.  

п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор употребляет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается под своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. Нормы оценки знаний, умений, навыков по русскому языку).

        Среди ошибок выделяются негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

        К негрубым ошибкам относятся:

— в исключениях из правил

— в написании большой буквы в составных собственных наименованиях

— в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого

— в написании И и Ы после приставок

— в трудных случаях различения НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался! Никто иной не… Не кто иной, как  Не что иное, как и др)

в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой

— в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности

Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических (в армии, в роще;  колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило,  в котором для выяснения правильного написания слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, грустить – грусть)

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная считается за самостоятельную. Если в одном непроверяемом  слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Ошибки графические (не учитывается при проверке) – разновидность ошибок, связанных с графикой, описки.

К числу наиболее распространенных   относятся:

— пропуски букв

— перестановки букв

— замены одних буквенных знаков другими

— добавление лишних букв

Орфографические и пунктуационные ошибки,

не влияющие на оценку работы

Орфография

— в переносе слов

— буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта)

— прописная /строчная буквы в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог)

—  прописная /строчная буквы в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, Ван, сент .. (дон Педро и Дон Кихот)

— слитное/раздельное/дефисное написание сложных существительных без соединительной гласной (чаще всего заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, ноу-хау, папье-маше, пресс-папье, перекати-поле, гуляй-город, но портшез, метрдотель)

— на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например, в разлив, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, на ощупь,на подхвате)

Пунктуация

тире в неполном предложении

— обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным

— запятые при ограничительно-выделительных оборотов

— различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение и выделение их запятыми

— в передаче авторской пунктуации

Этические ошибки

Соблюдение этических норм

Этическая ошибка  выносится в случаях, когда в работе содержатся высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие циничное отношение к человеческой личности, проявления речевой агрессии (речевая агрессия может быть внешне выражена, может быть скрытой).

Речевая агрессия связана с словесным выражением негативных эмоций, чувств, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, жаргонизмов и др. 

        Например: «Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами»

Режим учебы и отдыха (7)

Пунктуационные ошибки – неправильная расстановка знаков препинания в предложении. Из-за неверного использования запятых ученики теряют баллы на ОГЭ и ЕГЭ. В статье собраны популярные неточности, допущенные школьниками на экзаменах, а также расположены советы для предотвращения ошибок.

Содержание

Отсутствие знаков препинания всегда вызывает дискомфорт у грамотных людей, а на ОГЭ и ЕГЭ неграмотность чревата потерей баллов. Все ученики сдают экзамен по русскому языку, в котором должны быть соблюдены лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы. Не имеет значения набор школьных предметов, выбранных вами на ОГЭ или ЕГЭ, ведь структурированное изложение мыслей важно всегда и везде.

1. Запятая в словосочетании «не более чем» при отсутствии противопоставления

  • Беседа затянется не более, чем на 10 минут.
  • Беседа затянется не более чем на 10 минут.

2.Запятая в причастном обороте до определяемого слова

  • Приготовленные бабушкой пирожки, стояли на столе.
  • Приготовленные бабушкой пирожки стояли на столе.
  • Выбрав необходимые продукты я отправился на кассу для оплаты покупок.
  • Выбрав необходимые продукты, я отправился на кассу для оплаты покупок.

Деепричастные обороты в русском языке, в отличие от причастных, обособляются и перед главным словом, и после. Запомните, чтобы сдать ЕГЭ на максимальные баллы!

4.Запятая в причастном обороте после определяемого слова

  • Я наблюдал за облаками плывущими по небу.
  • Я наблюдал за облаками, плывущими по небу.

5.Двоеточие при наличии обобщающего слова

  • В комнате находилось множество предметов интерьера, ваза, ажурная настольная лампа, книжный стеллаж и картины.
  • В комнате находилось множество предметов интерьера: ваза, ажурная настольная лампа, книжный стеллаж и картины.
  • «Я завершу написание демонстрационного варианта ЕГЭ в 19:00» — сказала она.
  • «Я завершу написание демонстрационного варианта ЕГЭ в 19:00», — сказала она.

7.Запятая после союза «однако»

После союза «однако» запятая не ставится, если слово используется в качестве
противопоставления «но». На ЕГЭ многие ребята попадаются в эту ловушку и допускают ошибку.

  • На концерте я хотел встать у сцены, однако, опоздал и не успел занять место.
  • На концерте я хотел встать у сцены, однако опоздал и не успел занять место.

8.Тире в предложениях, где обобщение находится после перечислений

  • Обществознание, математика, история, русский: предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ.
  • Обществознание, математика, история, русский – предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ.
  • Ни рыба, ни мясо.
  • Ни рыба ни мясо.

10.Однородные члены с повторяющимся союзом

  • Слухи разлетелись и по школе и по району и по городу.
  • Слухи разлетелись и по школе, и по району, и по городу.

1-3 октября

10-11 классы

Онлайн-пробник ЕГЭ

11.Перечисление неоднородных характеристик

Запятые ставятся при нахождении в предложении однородных прилагательных, например, обозначающих цвет.

Выпускники запустили в небо красные, желтые, зеленые, синие шары.

Но:

  • Царевна предстала перед народом в золотом, парадном одеянии.
  • Царевна предстала перед народом в золотом парадном одеянии.

(Цвет + предназначение одежды).

Вводные слова обособляются запятыми!

  • К счастью я сдал экзамен по русскому языку и обществознанию на высокие баллы.
  • К счастью, я сдал экзамен по русскому языку и обществознанию на высокие баллы.

13.Запятая между предложениями, входящими в 1 сложное предложение

  • Море буйно качалось и волны поднимались до громадной высоты.
  • Море буйно качалось, и волны поднимались до громадной высоты.

14.Придаточные предложения, соединенные одиночным союзом

  • Евгений размышлял о том, как он отправится в путешествие, и какие страны посетит.
  • Евгений размышлял о том, как он отправится в путешествие и какие страны посетит.

Школьники ошибочно полагают, что «ввиду» всегда обособляется. Существуют случаи, когда запятая не нужна. Обязательно запомните это правило перед тем, как сдавать ЕГЭ!

  • Я не пошел на пляж, ввиду плохой погоды.
  • Я не пошел на пляж ввиду (= из-за) плохой погоды.

16.Запятая перед союзом «да»

Перед «да» запятая не ставится, если союз = «и».

  • Федя отправился в лес за грибами, да ягодами.
  • Федя отправился в лес за грибами да ягодами.

17.Обороты «не что иное, как»

  • Одиннадцатиклассники сдают не что иное как ЕГЭ или ГВЭ.
  • Одиннадцатиклассники сдают не что иное, как ЕГЭ или ГВЭ.
  • Его сестра Катерина Ивановна была предметом обожания для многих ухажеров.
  • Его сестра, Катерина Ивановна, была предметом обожания для многих ухажеров.

19.Союз «как», входящий в сказуемое

В предложениях, где «как» можно заменить на тире.

  • Белый снег, как полотно.
  • Белый снег как полотно. (Белый снег – полотно).

20.Приложения, относящиеся к личным местоимениям

  • Я-гуманитарий испытывал трудности при решении задач на уроке математики.
  • Я, гуманитарий, испытывал трудности при решении задач на уроке математики.

Проверьте готовность к ЕГЭ, расставив знаки препинания в предложениях

1. Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

Ответ: 1234

2. Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

Ответ: 14

3. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

Ответ: 13

4. И. Е. Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живёт влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет.

Ответ: 1234

5. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

Ответ: 2

Frame-1 (28)

Список важных правил пунктуации для ОГЭ и ЕГЭ

Вам скоро предстоит сдавать ОГЭ или ЕГЭ? При подготовке приучайте себя к грамотной письменной речи, чтобы на автомате правильно расставлять знаки препинания на экзамене!

  • Во фразеологических оборотах запятые не ставятся.
  • Запятыми разделяются простые предложения в составе одного сложного.
  • Придаточное предложение, находящееся в середине главного, обособляется с двух сторон.
  • Деепричастия выделяются запятыми всегда, за исключением фразеологизмов и деепричастий, близких к наречию. Например, «он слушал молча».
  • Причастия и причастные обороты не обособляются, если стоят перед определяемым словом.
  • После обобщающего слова ставится двоеточие.
  • Точка с запятой располагается между независимыми частями предложений.

Чай, стоявший на столе, остывал; за окном виднелся багряный закат.

  • Запятые ставятся при сравнительных оборотах.
  • Не принимаются за сравнительные обороты части составных сказуемых, присоединенные союзами.
  • Междометия отделяются, но частицы «ну», «ах», ох» не обособляются, так как усиливают какой-либо признак.

Ах ты какой!

Но не хочу, о други, умирать!

Как научиться правильно расставлять знаки препинания? Советы экспертов ЕГЭ

Русский язык невероятно богат и многообразен, поэтому его изучение затруднено. Некоторые предложения вводят в ступор при расстановке знаков препинания. Задания на пунктуацию сложны для учеников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ. Освоить все тонкости
поможет регулярная подготовка к экзамену и соблюдение всех правил языка.

Составляйте схемы предложений

Схемы помогают разбить большое предложение на несколько маленьких кусочков, чтобы отследить взаимосвязь между частями единого целого. Отмечайте основу, вводные слова, обороты, междометия и однородные члены.

Тренируйтесь с помощью выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ

Где найти типовые вопросы по всем предметам экзаменов?

Решу ЕГЭ

Решу ОГЭ

ФИПИ

Сайты предоставляют ответы для самопроверки, поэтому вы с легкостью сможете выявить свои ошибки.

Грамотно общайтесь в социальных сетях

Люди привыкли в спешке набирать сообщения, не расставляя знаки препинания. Предложения начинают выглядеть как несвязный набор слов, из-за чего смысл повествования теряется. Приучите себя грамотно писать, чтобы не забыть о правилах применения пунктуации.

Читайте больше книг

Привыкнуть к сложным предложениям (или к простым, которые осложнены однородными членами) помогут произведения великих авторов, например, Толстого или
Достоевского. При чтении обращайте внимание на пунктуацию и слог написания, чтобы развить грамотность и пополнить словарный запас.

Обратитесь к профессионалам

Курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – прекрасный вариант для освоения материала. Занятия с квалифицированным преподавателем помогут устранить все недочеты и повысят
качество владения русским языком. У вас больше не будут возникать сомнения по поводу расстановки знаков препинания!

Frame-3 (9)

Вывод

Для получения высоких баллов на экзамене по русскому языку необходимо отработать все темы, уделяя пристальное внимание каждому правилу при подготовке. Совершенствуйтесь и повышайте уровень грамотности!

Не забудьте сохранить себе расписание ЕГЭ по предметам, чтобы ничего не упустить!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

нарушения норм пунктуации, которые происходят в результате неиспользования или неправильного использования пишущим необходимого знака препинания. П.о. противопоставляются Пунктуационной норме (см.), отражённой в пунктуационном правиле.
1) Отсутствие нужного знака: Лес, расположенный за рекой — самое грибное место в округе. В этом случае ошибка связана с отсутствием второй запятой, которая ставится после обособленного определения, выраженного причастным оборотом.
2) Лишний знак препинания: Николай рассказал, как началось его знакомство с учителем в школе(,) во время собрания. Между обстоятельствами не должно быть запятой, т.к. они не являются однородными (обстоятельства места и времени); не следует ставить запятую между однородными придаточными, соединёнными союзом и: Такое впечатление, что гуляют во всемирном кабаке богатые купцы или старатели(,) и каждый норовит переплюнуть соседа (Вовремя. № 5. 2010).
3) Употребление не того знака: Легко строить — покупая под заказ. Вместо тире следует ставить запятую, которая обособляет обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; Я — среднестатистический старшеклассник, немного увлекаюсь спортом, читаю классическую литературу (Вовремя. 2010. № 3.). Приложение должно быть выделено не тире, а запятой.
4) Постановка запятой не на том месте, где она требуется: У меня есть подруга отец, которой работает агрономом. Вместо У меня есть подруга, отец которой работает агрономом.
В настоящее время часто встречаются следующие П.о.
1) Нарушения норм пунктуации, связанные с употреблением запятой на стыке двух союзов: Темнота быстро сгущалась, и хотя лошадь спокойно тащила телегу, начало казаться, что каждый шаг становится всё опаснее. Между сочинительным и и подчинительным союзом хотя следует ставить запятую, потому что выделяется придаточная часть хотя лошадь спокойно тащила (придаточная часть может быть переставлена в другое место); После выступления юной солистки зрители почувствовали, что(,) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра, то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта. В этом предложении наоборот не должны разделятся запятой два подчинительных союза что и если (невозможно изъятие или перестановка придаточной части если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра) (см. [Там же: 136—137]).
2) Слова типа наконец, вообще, по крайней мере, прежде всего, скорее всего не выделяются запятыми в случае, если они не являются вводными: В первую очередь(,) человек должен работать над собой, а затем критиковать других. Сочетание в первую очередь не может быть квалифицировано как вводное сочетание слов, т.к. это обстоятельство, о чём свидетельствует возможность его замены наречиями сначала, прежде (см. [Там же: 117—124]).
3) Ошибочная постановка запятой в оборотах с союзом как: Берёзки в осеннем лесу(,) как золотые статуэтки. Перед союзом как запятая не ставится, поскольку он входит в состав сказуемого; Мы знаем Грецию(,) как страну древней античной культуры. В этом случае как употреблено в значении «в качестве», поэтому запятая не нужна (см. [Там же: 141- 145]).
Характер П.о. определяется принципом русской пунктуации. Нарушение грамматического (структурного) принципа ведёт к грубым ошибкам. К такого рода ошибкам относится пропуск тире между подлежащим и сказуемым: Жизнь генерала служение Родине; постановка запятой перед частицей в составе сказуемого: Наш дом, как сад и пр. Смысловой принцип допускает субъективную оценку пишущим пунктуационного случая, поэтому его нарушение имеет следствием негрубые ошибки, напр., правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, т.к. однородность определяется скорее семантически, чем грамматически: Событие глубоко потрясло героиню рассказа: домой вернулась уже слабая, некрасивая хозяйка. В разряд негрубых ошибок можно отнести выделение запятой деепричастий в оборотах типа: Через дорогу, не спеша, шли ребята из соседнего двора. Возможность обособления связана с контекстом (см. [Там же: 110-111]). Негрубой П.о. считается постановка запятой вместо точки с запятой в сложном предложении; а также употребление двоеточия вместо тире в бессоюзном сложном предложении с причинно-следственными отношениями [Там же: 149], напр.: В государственных верхах инициативу ректора не оценили: он схлопотал выговор (Вовремя. 2006. № 9).
К П.о. приводят следующие причины: незнание пунктуационной нормы; коммуникативно-речевая основа постановки знаков препинания, связанная с выделением смыслов, которые необходимо обозначить средствами графики; достаточно сложная грамматика; наличие ограничений в употреблении знаков препинания в одной и той же синтаксической позиции; возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу; незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания; смешение условий выбора знаков препинания, приводящее к созданию пишущим ложных правил и нек. др.
Лит.: Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственной письменной речи // Вестник Омского ун-та, 1998. Вып. 2; Валгина Н.С. Некоторые тенденции в современной русской пунктуации // Активные процессы в современном русском языке. М., 2001; Валгина Н.С, Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1996; Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997; Правила орфографии и пунктуации. М., 1956; Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. М., 1997; Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998; Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., 1997; ЭВСРЯ. М., 2005.
МБ. Веккессер

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Это — люди щедрые такие?

Сравните любой текст, написанный по-русски, с иноязычным. В подавляющем большинстве случаев в русском тексте будет гораздо больше запятых, чем в любом другом. Правил очень много, каждое из них сопровождается особыми случаями. Например, расстановка знаков препинания при вводных словах и оборотах, далеко ходить не надо:

Деепричастия с деепричастные обороты кажутся очень простой темой, но и здесь есть подводные камни:

Пунктуация при пояснительных оборотах способна вынести мозг даже человеку, считающему, что он хорошо знает правила:

Оказывается, достаточно переставить слова местами, чтобы появились или исчезли сразу две запятые.

А ещё бесконечные разговоры об интонации, которая якобы требует постановки запятых. Интонация ничего не требует, она вообще не живёт на бумаге. Зато идея, что в знаках препинания нуждается абсолютно всё, что требует изменения интонации в речи, приводит к тому, что любое подчёркивание голосом ремы предложения провоцирует постановку ненужной закорючки.

Русская пунктуация сложна. В школе ей не уделяют должного внимания.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бабуш­ка Бэтме­на
[143K]

4 года назад 

В вопросе лишних знака два.

Безграмотность? Отнюдь, едва ль.

Наш автор дружит с пунктуацией,

Но нам порой готовит провокации.

Когда человек, который точно не знает, как расставлять знаки препинания, слышит текст, он ориентируется на паузы. Только вот паузы могут быть не только пунктуационные, но и физиологические, то есть те, которые вызваны необходимостью набрать в лёгкие воздуха, чтобы на выдыхаемой струе человек мог бы свободно продолжать произносить предложения. Если ориентироваться на все паузы, а не на правила, тогда знаков в предложении будет значительно больше.

Если текст безграмотный человек не слышит, а создаёт сам, например, когда пишет сочинение или ответ на «Большом вопросе», тогда он ориентируется на интуицию. Ему кажется, что где-то тут нужен знак, а так как он не силён в том, когда и какой знак ставить, то щедрой рукой рассыпает запятые (в основном) там, где, по его мнению, они к месту. Но это не щедрость, а самоуверенная дремучесть. Ведь в наше время, когда есть неограниченный доступ к любой информации, за минуту можно узнать, какой знак необходим, просто многие настолько уверены в себе, что даже не собираются проверять пунктуационную правильность своего текста.

Есть и другая крайность: люди вообще знаков не ставят. Вот такие жадные на знаки. И в этом случае можно объяснить такую пунктуационную экономию. Такие люди считают, что если точно не знаешь, какой знак и куда ставить, лучше вообще этого не делать. Ведь и так поймут.

К сожалению, безграмотных людей немало. И это приносит большой, хоть и не всем заметный вред.

Сейчас можно услышать пламенные речи тех, кто ратует за чистоту языка, но ведь от знака зависит не меньше.

Казнить нельзя…

Irina L
[162K]

7 лет назад 

Из своего учительского опыта могу сказать, что незнание синтаксиса автоматически приводит к незнанию и непониманию пунктуации (раздела грамматики, изучающего знаки препинания и правила их использования).

Иногда людям кажется, что каждая пауза в устной речи должна быть графически обозначена на письме (чаще всего именно запятыми), отсюда лишние пунктуационные знаки.

Поясню на «живом » примере. Возьмём Ваш вопрос и пояснение к нему (допускаю, что пунктуационные ошибки сделаны специально).

Итак, перед нами 2 пунктуационные ошибки:

1) ложное уточнение, выделенное с обеих сторон запятыми, — одна ошибка, а не две, посколько, хоть и ложно, но выделена одна синтаксическая единица,

2) в пояснении к вопросу неоправданно после указательного местоимения «это» поставлено тире, но здесь нет пунктуационного случая его постановки.

Обе ошибки — пример выделения важных, по мнению автора, слов, но, увы, их здесь не нужно выделять, а в случае необходимости — просто заменить синонимичными синтаксическими конструкциями.

Rogne­da
[416K]

7 лет назад 

Я думаю, что лишние запятые люди ставят в тексте, во-первых, от незнания синтаксиса русского языка. Ведь синтаксис изучает словосочетание и предложение. При этом существует в пределах предложении множество оборотов, вводных слов и сложных синтаксических конструкций, требующих выделения знаками препинания. Особая история, когда в сложном предложении одно предложение как бы вложено в другое наподобие матрёшки и рядом оказываются несколько союзов, подчинительных или сочинительных и подчинительных, что-то наподобие вот этого:

Такое длинное предложение невозможно произнести на одном дыхании, делаешь естественные паузы для взятия дыхания, которые принимают за места, в которых якобы нужно поставить запятую. Вот и появляются лишние запятые в месте интонационной паузы, даже вот здесь,например:

Вчера_ после ужина мы собрались на прогулку.

Хотя можно произнести это предложение с уточняющей интонацией:

Вчера, после ужина, мы собрались на прогулку.

Zummy out off
[226K]

4 года назад 

Мне не понятно, зачем ставить лишние запятые, если на это требуется дополнительные движения: на компе нужно лишнюю клавишу нажать, чтоб запятую поставить, на телефоне тоже перейти на другую клавиатуру.

Я, наоборот, в общении в соцсетях и в переписке в мессенджерах перешла на написание без запятых, экономлю время и пишу сплошным текстом без заглавных букв и запятых, ставлю их только в том случае, если думаю, что читающему будет не совсем понятен смысл.

Здесь на Большом Вопросе есть авторы, ставящие много лишних запятых.

У меня создалось впечатление по их ответам, что они то ли знаки добивают до 600, чтобы получить +7 от системы, то ли просто не знают правил и ставят запятые в тех местах, где интонационно есть пауза в предложении. Ну, просто хотят показаться грамотными и стараются быть ими, ставя запятых побольше, лишь бы их было не меньше.

Масте­рКлав­иатур­ы
[202]

7 лет назад 

Ох уж эта грамматика!

У тебя возник вопрос где поставить запятую? Не знаешь сколько их поставить? Грамматика давно забыта?

Ответ есть! Ставь везде запятые, двоеточия и тире. Умный не скажет, а глупый не заметит.

Наверняка многие пользовались этим высказыванием и ставили «СверхОгромноБольшое» количество пунктуационных знаков в предложениях, которые по сути могли быть разбиты на несколько простых. И ведь «прилипла» к нам эта привычка ставить запятые и другие пунктуационные знаки везде, где есть место.

Самое страшное, что в наше время безграмотность стала популярна и «почётна» у молодёжи. Все лидеры-ученики в школьных классах высаживают любое проявление грамотности. В интернете появилось много картинок, пропагандирующие безграмотность. А кто же пустил эти картинки, демотиваторы и многое другое в «тираж»? Да те же, кто в школе спал на уроках русского языка, сдал экзамены на минимальную оценку и радовался жизни с беспечностью. А защитой от насмешек более усердных учеников как раз и стали эти картинки.

Однако, всё же есть дети и взрослые, которые уделяют немало внимания грамотности. И не только в письменной форме, но и в устной: дети пытаются говорить грамотно и красиво, а взрослые оттачивают эти навыки. Существует множество конкурсов ораторского мастерства,школьных (и не только) олимпиад по русскому языку и многое другое.

Нам следует прилагать больше усилий, направленных на привитие любви и уважения к грамотности. Ведь русский язык очень красив, неповторим и интересен!

Галин­а Васил­ьна
[163K]

7 лет назад 

Лишние запятые ставят те, кто не знает грамматики. Они ставят их на всякий случай, так они себе кажутся более значимыми.

Часто не дают себе труда выстроит предложение так, чтобы и без большого количества запятых предложение было правильным и читалось бы на одном дыхании.

За запятые глаз «спотыкается», если их многовато. Нужно стремиться к речи правильной и ровной. Тогда запятых понадобится намного меньше, а читать текст будет приятнее.

Анна Лажев­ская
[12.9K]

7 лет назад 

Я не думаю, что это «любовь» к большому количеству запятых. Такой человек просто неграмотный. И таким образом пытается замаскировать отсутствие грамотности, возможно, намеренно. Начинает ставить запятые где попало, где человеку кажется, что запятые будут просто жизненно необходимы.

Либо человек даже не догадывается о том, что он не знает правил пунктуации. В этом случае лепит запятые, как сам помнит и знает.

Авено­ль
[375K]

4 года назад 

Запятые — это один самых трудных моментов в русском языке. У меня не золотая, а серебряная медаль из-за 2х запятых. И у моей подруги тоже. Причем мои запятые действительно были ошибками, а ее запятые можно было как авторские знаки отметить. И здесь я тоже иногда с запятыми ошибаюсь. Конечно, обороты попроще — и можно свести к нулю ошибки с запятыми. Но мы не ищем легких путей.

секле­та
[252K]

7 лет назад 

в вашем вопросе стоит лишняя запятая. чем вы при этом руководствовались?

я пывтаюсь немного заработать, написанием статей в интернете. комп ставит много лишних запятых. но если есть такие ошибки, как отсутствие запятых в тексте, это уменьшает оплату. поэтому я не ругаюсь с компом, пусть ставит, где хочет.

владс­андро­вич
[770K]

4 года назад 

Потому что людям кажется, что текст написанный на бумаге, уж очень динамичный и неплохо было бы для того, что бы глубже понять его смысл, побольше притормаживать и некуда не спеша, глубже вдумываться в каждый минимальный отрезок предложения.

Знаете ответ?

Классификация пунктуационных ошибок

В
письменных работах учащимися могут
быть допущены грубые и негрубые
пунктуационные ошибки. Однотипных
пунктуационных ошибок не бывает,
поскольку в каждом конкретном случае
проблема постановки и выбора знака
препинания решается пишущим с учётом
структуры и смысла записываемого. Среди
пунктуационных ошибок могут быть
повторяющиеся, если предположить, что
одна и та же конструкция, с одним и тем
же лексическим наполнением повторяется
в записываемом тексте несколько раз.

Грубые пунктуационные
ошибки
нарушают структурно-смысловое
членение письменной речи, так как
являются следствием несоблюдения
основных позитивных (регламентирующих
постановку знаков препинания) правил.

Грубые пунктуационные
ошибки:

– пропуск знака препинания
в конце предложения (Каковы молнии_);

– постановка запятой
между подлежащим и сказуемым (Лунной
ночью это дерево
, казалось
сказочным. Каток
, как
зеркало.)
;

– пропуск тире на месте
нулевой связки (Гипербола это
преувеличение
.);

– пропуск запятой между
однородными членами (кроме постановки
запятой между неоднородными определениями)
(Почтальон вовремя доставляет письма
газеты журналы.);

– постановка лишней
запятой между однородными членами
тишине ожидания примешивался
,
не столько слышимый, сколько
угадываемый шум неотвратимого движения
поезда.)
;

– пропуск запятых
при выделении уточняющих обстоятельств
места и времени (Вы проснётесь позже
часов в десять
, когда в поля и
луга нахлынет зной.
Далеко
впереди
справа от дороги я
заметил человеческую фигуру.);

– пропуск двоеточия
или тире при обобщающих словах (Но
здравый
смысл, твёрдость
и
свобода, горячее
участие
в чужих бедах и радостях
словом, все её
достоинства точно родились
с ней.)
;

– ошибки, связанные с
выделением знаками препинания обособленных
членов предложения: обстоятельств,
дополнений, определений, приложений
(кроме оборотов скак)(Науки
чуждые музыке были
постылы мне
.Как бедной
мне не горевать. Нас
русских двое
только было. Он быстро шёл
выставляя
вперёд бороду.);

– пропуск знака для
выделения обращения (Поздравляю
друзья с благополучным
завершением работы
.Дорогие
одноклассники
Приходите
на встречу выпускников школы.)
;

– пропуск знака для
выделения наиболее употребительных
вводных слов, вводных и вставных
предложений (Он видимо
был не доволен случившимся. Как
выражаются моряки
ветер
крепчал.)
;

– пропуск запятой для
разделения частей сложносочинённого
предложения (Все ребята хотели тебя
здесь дожидаться
да
я отговорил.)
;

– пропуск знака препинания
для выделения придаточной части в
сложноподчинённом предложении (Всюду
куда ни бросишь
взгляд
ущелье, обрывы.);

– постановка запятой
перед союзом, соединяющимоднородные
придаточные части в сложноподчинённом
предложении(Я бываю в лесу, когда
солнце светит
, и когда
небо покрыто хмурыми облаками.)
;

– ошибки,
связанные с пропуском знака для разделения
частей бессоюзного сложного предложения
(Статные осины
высоко лепечут над вами

длинные
висячие ветки берез едва шевелятся.
Погода была ужасная

ветер
выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово
скажет_
все
смеются.)
;

– пропуск знаков препинания
для выделения прямой речи (
Согласятся, – сказал
я, –
когда узнают Марью Ивановну
.), для отделения её от слов автора(«Ты здоров?» спросил
он
.), а также знаков препинания в
конце прямой речи (при этом пропуск
одного из сочетающихся знаков или
нескольких считается за одну ошибку)(«Чему усмехаешься
спросил он меня.);

– ошибочный выбор знака
между частями бессоюзного сложного
предложения (Сомнений не было
кто-то осторожно приближался
к нам через заросли. Любишь кататься
:
люби и саночки возить.).

Негрубые
пунктуационные ошибки

являются следствием нарушения
второстепенных, чаще негативных
(отменяющих действие основных) правил,
которые приводятся в примечаниях или
выделяются петитом и регулируют норму,
не имеющую широкого распространения
или представляющую частные случаи
постановки знаков препинания.

Негрубые пунктуационные
ошибки
:

– неправильный выбор
конечного знака препинания (Боже мой,
как весело сверкает всё кругом
.
Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную
команду
?);

– постановка точки в
заглавии текста (Зима_);

– постановка тире на
месте нулевой связки, если подлежащее
выражено личным местоимением, а сказуемое
– существительным в Им. п. или если между
подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в Им. п., стоит частица
(Мы _ весёлые ребята. Бедность _ не порок.);

– пропуск знаков препинания
для выделения сравнительных оборотов
(Луг_ как бархат
зеленеет.), обособленных
приложений, присоединяемых словомкак(Мне как лицу
высокопоставленному
не
подобает ездить на конке.
); постановка
запятой перед словомкак, имеющим
значение ‘в качестве’ (Моё молчание
было истолковано
, как
молчание дипломатическое
.);

– употребление запятой
между неоднородными определениями
(Громкий хохот оглашал снежные,
окрестные поля.);

– неправильный выбор
знака препинания при обращении в случаях,
когда эмоциональность высказывания
подчёркивается лексически (“Надя.
Подойди!” – крикнула
мама
.);

– постановка запятой
после частицы опри обращении(О, мой милый,
мой нежный, прекрасный сад.)
;

– пропуск запятых для
выделения поясняющих слов к обращению
при их расчленении (Дедушка,
поздравляю тебя с днём рождения

дорогой!);

– неправильный выбор
знаков препинания для выделения вводных
и вставных единиц (Алексей,
читатель уже знает его,
пристально глядел на молодую
крестьянку.)
;

– обособление
адвербиализованных (перешедших в
наречия) деепричастий (Он шёл,
не торопясь.);

– отсутствие знаков
препинания для выделения обособленных
обстоятельств, выраженных именами
существительными с предлогами благодаря,
согласно, ввиду, в силу
и др.(Благодаря
массе новых впечатлений
день
прошёл для Каштанки незаметно
.);

– ошибочный выбор знака
препинания при прямой речи (Дети
закричали:
«Гроза начинается!»,
и побежали прятаться от дождя.
Проходя мимо, он сказал: »Не забудь
купить билеты».—«Постараюсь», — ответила
я.)
;

– постановка лишней
запятой в сложносочинённом предложении
с общим второстепенным членом или общим
вводным словом (Сквозь дождь
лучилось солнце
, и
раскидывалась радуга от края и до края.
Одним словом, мы опоздали,
и поездка наша сорвалась.).

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Русский язык

 Оценка орфографической, пунктуационной и коммуникативной грамотности абитуриентов (диктант, изложение, сочинение)

 Общие положения

 Оценивая орфографическую, пунктуационную и коммуникативную  грамотность, необходимо исходить их общего правила: предъявлять абитуриентам требования в рамках действующих учебных программ по предметам. При проверке письменных работ (диктант, изложение, сочинение) исправляются все допущенные ошибки, но при оценке учитываются не все.

Не учитываются и не выносятся на поля следующие ошибки:

— описки, искажающие звуковой облик слова, и отдельные неправильные написания которые появляются под влиянием графики другого языка (дулпо вместо дупло, бом вместо дом и др.; і – и);

 несохранение авторских знаков препинания.

При проверке:

1. Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки; повторяющиеся ошибки (сколько б их ни было) считаются за одну.

2. Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

3. Если в одном непроверяемом слове допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну.

При подсчете слов в диктанте и изложении принимаются во внимание заглавия, самостоятельные и служебные части речи. Союз и учитывается в тексте один раз.

По мере необходимости экзаменатор сопровождает отметку  соответствующей письменной рецензией.

Диктант, изложение, сочинение оцениваются на вступительных испытаниях одной отметкой.

 Классификация ошибок

Во время проверки необходимо отличать:

         орфографические и грамматические ошибки;

         орфографические и фактические ошибки;

         орфографические ошибки и описки;

         грубые и негрубые ошибки;

         ошибки, которые повторяются;

         однотипные и неоднотипные ошибки.

Грамматическими являются ошибки в образовании и употреблении форм слов.

Наболее распространенные грамматические ошибки:

1. Ошибочное образование слова: распылильщик.

2.Ошибочное образование формы слова:

а) ошибки в падежных окончаниях существительных: мы купили сахара.

б) ошибки в использовании несклоняемых существительных в форме какого-нибудь падежа: до депа оставалось несколько метров.

в) ошибки в образовании форм числа: малины.

г) ошибки в употреблении слов в другом роде: его наградили медалем.

д) ошибки в образовании форм прилагательного: он был молодее на пять лет.

е) ошибки в образовании местоимений: кажный (каждый).

ж) ошибки в образовании форм глагола: мельканёт (мелькнёт).

3. Ошибки в согласовании: У берегов реки, кустами и деревьями поросшими, попадались небольшие заводи.

4. Ошибки в управлении: Он пробрался в науку путем подделанным документом.

5. Нарушение соотнесенности вида и времени глагольных форм: Когда началась война, его мобилизовывают в армию.

6. Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым: Вокруг костра сидели и разговаривали группа студентов.

7. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами: Читая роман “Война и мир”, меня очень заинтересовала судьба Наташи Ростовой.

8. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами: За расставленными партами в три ряда сидели мальчики и девочки.

9. Ошибки в построении предложений с однородными членами: На заседании совета класса говорили о сборе макулатуры, металлолома и о помощи подшефным хозяйствам.

10. Ошибки в построении сложных предложений: В образе литературного героя автор показывает растраченную молодость, и в этом нужно винить самодержавие.

11. Смешение прямой и косвенной речи: Уже как-то под осень сказала Аленка Степке, что я хочу продолжать учебу.

12. Пропуск необходимых слов: Можно услышать, как поют птицы, как встает солнце.

13. Нарушение границ предложения: Нам радостно видеть. Как хорошеет родной Минск.

К фактическим ошибкам относятся все нарушения информационной (смысловой) точности при изложении материала: искажение фактов, имен, отступление от использованных источников, жизненной правды, несоответствие сформулированных положений и трактовок описанной реальности.

Описки – это неправильные написания, которые искажают звуковой и графический облик слова (дулпо вместо дупло, бом вместо дом и т.п.).

Негрубыми орфографическими ошибками являются:

а) ошибки в переносе слов;

б) неправильное употребление большой буквы в сложных собственных наименованиях;

в) ошибки в написании собственных имен неславянского происхождения;

г) слитное или раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и прилагательных с предлогом;

д) механическое недописывание последних букв в словах.

Негрубыми пунктуационными ошибками являются:

а) постановка одного знака препинания вместо другого (аналогичного);

б) наличие запятой между неоднородными определениями;

в) пропуск одного из сдвоенных знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знаков).

К подсчету пунктуационных ошибок следует подходить дифференцированно. Например, за однотипную ошибку считается отсутствие выделения обращения запятой, если оно стоит в начале предложения. Но отсутствие запятых при обращении, когда оно стоит в середине или в конце предложения, в одной работе необходимо считать за отдельные ошибки. Отсутствие запятой перед союзом а при однородных членах предложения можно считать за однотипную ошибку. Отсутствие запятой перед а в сложносочиненном предложени необходимо учитывать в каждом отдельном случае как самостоятельную ошибку. Однотипными будут, например, ошибки в постановке знака препинания в сложноподчиненном предложении определенного вида с тем же союзом.

Повторяющимися считаются ошибки, допущенные в одном и том же слове несколько раз или в однокоренных словах.

К однотипным относятся ошибки на одно правило. Однако ошибки на каждое исключение из этого правила следует учитывать как самостоятельные.

Основные речевые ошибки:

1. Употребление слова в нехарактерном для него значении: Петров владеет авторитетом у сотрудников института.

2. Нарушение лексической сочетаемости: На охотника накинулся пожилой медведь.

3. Употребление лишнего слова (плеоназм): Народные песни пели молодые молодицы и две старенькие бабушки.

4. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология): Много детских произведений создал Сергей Михалков для детей.

5. Повторение одного и того же слова: Он приехал из Парижа. Ему нужно было пройти между рядами. Как только он открыл дверь, люди бросились к нему.

6. Употребление слова или выражения другой стилевой окраски: Утомленные и голодные, мы медленно шагали домой.

7. Неудачное использование экспрессивного, эмоционально окрашенного слова: Школьники бросились вручать букеты цветов любимым учителям.

8. Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений.

9. Смешение лексики разных исторических эпох.

10. Неудачное употребление личных и указательных местоимений: Мать предложила сыну налить себе чаю (матери или сыну?).

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций: Мы жили в палатке. Палатка стояла на берегу. Берег был обрывистый. На берегу росли сосны. Сосны были высокие.

12. Неудачный порядок слов: Я внимательно слушал, с волнением всматривался в его просветленное лицо вдохновением.

 диктант

 Для диктантов целесообразно использовать связные тексты (отрывки) из художественной и публицистической литературы. Тексты должны быть доступными по содержанию и соответствовать нормам современного литературного языка.

Объем диктанта на основе общего базового образования – 160 — 170 слов, на основе общего среднего образования – 190 — 210 слов.

При оценивании диктанта нужно руководствоваться следующими показателями:  

Баллы

Количество ошибок

1

Более, чем на 2 балла

2

0/10, 0/9, 1/9, 1/8, 2/8, 2/7, 3/7, 3/6, 4/6, 4/5, 5/5, 5/4, 6/4, 6/3, 7/2, 8/2, 8/1, 9/1, 9/0, 10/0

3

0/8, 0/7, 1/7, 1/6, 2/6, 2/5, 3/5, 3/4, 4/4, 4/3, 5/3, 5/2, 6/2, 6/1, 6/0, 7/1, 7/0, 8/0

4

0/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/1, 5/0

5

0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/1, 4/0

6

0/4, 1/3, 2/2, 3/1, 3/0

7

0/3, 0/2, 1/2, 1/1, 2/1, 2/0 или 4 исправления на месте орфограммы (пунктограммы)

8

0/1, 1/0 или 3 исправления на месте орфограммы (пунктограммы)

9

1 негрубая орфографическая ошибка, или 1 негрубая пунктуационная ошибка, или 1-2 исправления на месте орфограммы (пунктограммы)

10

0/0, без исправлений

Примечания.

1. “0” баллов ставится, когда абитуриент присутствовал на испытаниях, но диктант не писал.

2. При проверке диктанта 2 исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за одну ошибку.

Грамматические ошибки, допущенные в написании форм слов в диктанте, при подсчете добавляются к орфографическим ошибкам.  

  • Две грамматические ошибки какая оценка
  • Две больших комнаты речевая ошибка
  • Двач dashchan ошибка расширения
  • Дважды дублировать лексическая ошибка какая
  • Двадцать работа над ошибками