Двусмысленность это какая ошибка

  • Домашняя страница
  • Статьи
  • Общий
  • Объяснение ошибки двусмысленности с примерами

Объяснение ошибки двусмысленности с примерами


Опубликовано: 2022-07-21

Сколько это несколько?

Как вы, скорее всего, слышали от людей (и, вполне вероятно, говорили сами), несколько может означать три. Или четыре. Или семь. Потому что нет реальной границы того, что составляет «несколько» чего-либо. Не существует и конкретного ограничения для «несколько вещей» или «несколько вещей».

Но если бы кто-то сказал вам, что он отличный ученик, потому что проспал урок всего несколько раз, что бы вы подумали? И что бы вы подумали, если бы попросили их пояснить свои показания и узнали, что они проспали уроки двенадцать раз в течение семестра?

Вы, вероятно, почувствуете себя обманутыми, и вы можете указать, что они намеренно использовали двусмысленность фразы, чтобы скрыть, сколько раз они на самом деле проспали на уроке. Потому что именно это они и сделали. У такого вида обмана есть название: двусмысленность.

Что такое двусмысленная логическая ошибка?

Эквивокация, также известная как «называние двух разных вещей одним и тем же именем», является логической ошибкой использования слова или фразы в аргументе:

  • Неоднозначным образом
  • Для обозначения двух или более вещей

Вот пример:

  • Салат полезен, а тако-салат — это салат. Поэтому салат тако полезен.

Очевидно, тако-салат не является блюдом, которое большинство людей считает полезным. Иногда двусмысленность используется для юмористического эффекта. В других случаях это используется как способ привести недобросовестный аргумент. Например, когда ученика спрашивают о просроченном задании, он может сказать своему учителю, что работал над заданием накануне вечером. Технически это верно, но хотя учащийся предполагает, что учитель думает, что он имеет в виду «законченный», на самом деле он имел в виду, что просто выполнил некоторую работу над еще незаконченным заданием.

Фраза «аргумент недобросовестности» означает утверждение или позицию, которая, как известно спорщику, не является честной или справедливой. Как правило, люди выдвигают недобросовестные аргументы, пытаясь избежать критического осмысления вопросов, которые они обсуждают, и избежать признания позиции их оппонентов хорошо аргументированной и понятной. Уклончивость — не единственная логическая ошибка, которую можно использовать в недобросовестном аргументе или аргументированном эссе . Другие заблуждения, которые часто возникают в такого рода дискуссиях, включают заблуждение о соломенном чучеле и заблуждение отвлекающего маневра .

Двусмысленность — это неформальное заблуждение , означающее, что нелогичная часть аргумента заключается в том, как применяется аргумент, а не в структуре самого аргумента.

Неопределенность часто выражается в таком формате: «Если X — это Y, а Y — это Z, то Z должен быть X». Вот несколько примеров:

  • Почва натуральная. Натуральные вещи полезны для вас. Так что нормально глотать землю.
  • Все люди созданы равными. Женщины не мужчины, поэтому не все женщины созданы равными.
  • Кошки — отличные домашние животные. Тигры — большие кошки. Это означает, что тигры — отличные домашние животные.

Неопределенность легко заметить, когда она написана таким образом. Это может даже казаться комично простым, настолько, что кажется нелепым объединять его с другими логическими ошибками, с которыми вы можете столкнуться при письме .

Но эквивокация не всегда оформляется таким образом. Иногда, как мы обсуждали в нашем примере с учеником, рассказывающим своему учителю, что он работал над своим заданием накануне вечером, это используется как стратегия лгать путем умолчания. Вот несколько примеров:

  • Водитель, которого остановили, говорит офицеру, что они выпили всего несколько бутылок пива, хотя на самом деле они выпили несколько бутылок пива плюс два коктейля.
  • Консультант говорит вам, что он не работал на вашего прямого конкурента, но не упоминает, что работал на других конкурентов.
  • Фармацевтическая компания заявляет, что лекарство может иметь незначительные побочные эффекты, когда они знают, что лекарство действительно может вызывать сердечные приступы.

Какова цель ошибки двусмысленности?

Эквивокация часто используется как стратегия запутывания. Другой термин, который вы, возможно, знаете, doublespeak относится к двусмысленности. Вот несколько распространенных случаев двусмысленности в английском языке:

  • instead of Опрометчивая вместо instead of Подозреваемый вместо instead of Сокращение затрат вместо Doublespeak часто включает эвфемизмы, но не всегда. Поскольку существует так много способов использовать двусмысленность, это может быть одной из самых сложных логических ошибок, которую можно обнаружить в тексте.

    Вы можете определить двусмысленность в письменном виде, внимательно изучив аргумент, чтобы найти разрыв между первоначальным утверждением спорщика и его окончательным выводом. Это может потребовать некоторого анализа, особенно когда вы сталкиваетесь с аргументом, который не так четко изложен, как в первом наборе примеров, которые мы предоставили. Взгляните на этот пример:

    • На занятиях по самообороне участников учат, как лучше драться, но драться неправильно. Так что нам не следует проводить занятия по самообороне в кампусе.

    Аргументатор начинает с предпосылки, что занятия по самообороне учат своих участников тому, как бороться более эффективно. Верно это или нет, это утверждение спорщика. Помните, что для устранения логической ошибки необходимо указать на изъян в построении аргумента, а не доказать его ошибочность. Является ли утверждение истинным или ложным, не имеет ничего общего с тем, ложно оно или нет.

    Далее, посмотрите на окончательный вывод спорщика: у нас не должно быть занятий по самообороне в кампусе . Они утверждают, что это не потому, что занятия научат участников лучше драться, а потому, что драться неправильно. Это второе утверждение о том, что сражаться неправильно, логически не следует за первым утверждением. Опять же, правда это или нет, здесь не имеет значения — по логике, более разумным утверждением было бы то, что обучение студентов лучшим бойцам приведет к большему межличностному насилию.

    Работа над случаем двусмысленности требует некоторого критического мышления, чтобы отличить факт от мнения автора. Точно так же это требует от вас детального рассмотрения аргумента — хотя вы можете согласиться с тем, что драться в большинстве случаев неправильно, вы, вероятно, также согласитесь с тем, что знание того, как защитить себя от неспровоцированного нападения, может быть важным навыком.

    Когда вы сталкиваетесь с двусмысленностью в письменном обсуждении или дебатах с глазу на глаз, попросите оппонента пояснить свое утверждение. Скажите им, что вы не можете критически реагировать на расплывчатые утверждения, поэтому, чтобы добросовестно продолжить обсуждение, вам нужны конкретные примеры или конкретные цифры. Вы также можете попросить их объяснить, как они пришли к выводам, которые они излагают, что, если они открыты для этого, может привести к тому, что они увидят изъян в своих собственных аргументах.

    Примеры двусмысленной логической ошибки

    Эквивалент может выглядеть так:

    • Я сказал своей семье, что пропущу воссоединение, потому что на этой неделе я возвращаюсь домой из отпуска. Я возвращаюсь домой в четверг, а встреча состоится в пятницу, но я не врал им о том, когда буду дома.
    • Малина — это фрукты, поэтому малиновый щербет считается порцией фруктов.

    Это также может выглядеть так:

    • Наша компания гордится эффективностью, поэтому в этом году мы решили сократить расходы.
    • У меня есть право на свободу слова, поэтому я вправе говорить все, что хочу.

    Часто задаваемые вопросы о логической ошибке Equivocation

    Что такое двусмысленная логическая ошибка?

    Эквивокация — это логическая ошибка, связанная с использованием слова или фразы в аргументе либо двусмысленно, либо для обозначения двух или более вещей.

    Как работает логическая ошибка двусмысленности?

    Ошибка двусмысленности работает, полагаясь на неоднозначное значение слова или разные значения, чтобы сбить с толку и скрыть информацию от читателя или слушателя.

    Как можно определить ошибку двусмысленности?

    Вы можете определить двусмысленность в письменном виде, внимательно изучив аргумент, чтобы найти разрыв между первоначальным утверждением спорщика и его окончательным выводом. В некоторых случаях это требует от вас детального рассмотрения аргумента и отделения мнения автора от фактов.


Двусмысленность: автор сам не замечает, что кроме нужного значения, есть и другое.

Нет таких правил, которые можно выучить, и застраховать свои фразы от ненужной двусмысленности. Некоторые языковые ошибки вызывают её чаще, другие — реже, а иногда двусмысленность и без явных ошибок появляется.

Конверты для недоношенных, которые спасают жизнь детям в отдалённых населённых пунктах развивающихся стран.

Конверты для недоношенных, спасающие жизнь детям в отдалённых населённых пунктах развивающихся стран.

Оборот с «которые» гибко подцепляется к ближайшему существительному (а не к «конвертам», как хотел бы автор) и создаёт недоношенных супергероев. Правка: использовать причастие, которое согласуется по падежу только с «конверты». 

Если бы всё это делалось на пешеходной дорожке, которая находилась рядом, либо в салоне автомобиля, то трагедии бы не случилось, считает она.

Если бы всё это делалось рядом, на пешеходной дорожке, либо в салоне автомобиля, то трагедии бы не случилось, считает она.

Здесь снова неосторожное сближение: «либо» — ближе к «находилась рядом», чем к «делалось». Это создаёт пространственный парадокс — дорожку, которая или рядом, или в салоне автомобиля. Правка: 1) убрать клейкое «которая» и глагол при нём, 2) передвинуть «рядом» туда, где оно не создаёт проблем.

Уже с самого рождения нужно приучать мужчину к ребёнку.

Как только ребёнок рождается, начинайте приучать к нему мужчину.

Мы говорим о рождении этого самого мужчины (и тогда это временной парадокс)? Или о рождении ребёнка, к которому надо приучать?

Дочь Света родила.

Дочку Света родила.
Света родила дочь.

Совпадение падежных форм (Кто? Дочь. Кого? Дочь) позволяет увидеть два прочтения: 1) некая Света родила, 2) родила Света, дочь героини текста (мистическую третью версию «Дочь Света, противостоящая Тьме» оставим Джорджу Мартину). Правка: меняем на синоним, у которого падежные формы не совпадают. Либо меняем порядок слов.

Подруга показала мне переписку последних месяцев, где муж занял позицию «сама дура».

Подруга показала мне недавнюю переписку, где муж занял позицию «сама дура».

Переписку месяцев [между собой]? Тех, что из старого мультфильма «Двенадцать месяцев»?

Если к «переписке» присоединить существительное во множественном числе, оно автоматически начнёт «присваивать» переписку. Правка: обозначаем время прилагательным.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему согласились пойти на выставку с подругой, хотя она вам совсем не интересна.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему согласились пойти на выставку с подругой, хотя эти картины были вам совсем не интересны.

Один из главных поставщиков двусмысленности, который в Ошибкариуме именуется «блуждающим местоимением». Здесь заблудилось местоимение «она». Читатель склонен приписывать местоимению значение ближайшего подходящего слова. Она → женский род, единственное число → «она» = «подруга». Это озадачивает: как может быть подруга не интересна, почему тогда она стала подругой? Потом понимаешь: «она» — это выставка.

Как побороть ошибку?

  1. Проверяйте фрагменты, которые чаще других обеспечивают двусмысленность: местоимения, способные указывать более чем на одно существительное во фразе; обороты, начинающиеся с «который» и «что».
    Элементы, расположенные близко, могут автоматически восприниматься как связанные по смыслу.
     
  2. Внимательно и без спешки перечитывайте написанное, проверяя, можно ли его понять иначе, не так как вы хотели. Это особенно важно для длинных предложений, где есть несколько действий и действующих лиц (либо предметов/понятий, которые взаимодействуют с глаголами).

Что ещё прочесть?

1. «Многозначность: запутывает или нет?», статья о рисках и возможностях двусмысленного.

2. Омонимия и многозначность: печальные примеры вторжения ошибки.

Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)

Выросли в период застоя, который сменил кризис, а потом снова кризис.

Нашли ошибку? Проверьте

Выросли в период застоя, после которого началась череда кризисов.

Учусь чувствовать людей, понимать их. Узнаю лучше себя.

Нашли ошибку? Проверьте

Учусь чувствовать людей, понимать их. И себя узнаю всё лучше.

Эффективная работа на удалёнке — это прежде всего культура общения в команде, которая сама себя не построит.

Нашли ошибку? Проверьте

Эффективная работа на удалёнке — это прежде всего культура общения в команде, и эта культура сама себя не построит.

Работа с корпоративными клиентами с совокупным уровнем дохода от 40 000 рублей.

Нашли ошибку? Проверьте

Работа с корпоративными клиентами, оплата — от 40 000 рублей.

Родственные ошибки:

Glossary of Grammatical and Rhetorical Terms

Villiers Steyn/Getty Images

Updated on September 10, 2019

Equivocation is a fallacy by which a specific word or phrase in an argument is used with more than one meaning. It’s also known as semantic equivocation. Compare this with the related term of amphiboly, in which the ambiguity is in the grammatical construction of the sentence rather than just a single word or phrase. Semantic equivocation can also be compared to polysemy, in which a single word has associations with more than one thing and lexical ambiguity, which is when a word is ambiguous due to having more than one meaning.

An Example of Equivocation

«Equivocation is a common fallacy because it often is quite hard to notice that a shift in meaning has taken place,» note «Logic and Contemporary Rhetoric» authors Howard Kahane and Nancy Cavender. «The sugar industry, for instance, once advertised its product with the claim that ‘Sugar is an essential component of the body…a key material in all sorts of metabolic processes,’ neglecting the fact that it is glucose (blood sugar) not ordinary table sugar (sucrose) that is the vital nourishment.»

Recognizing Fallacy

In a broader sense, equivocation refers to the use of vague or unclear language, especially when the intention is to mislead or deceive an audience. To dismantle a fallacy of equivocation, you must first discover the context behind the questionable terminology as it compares to the assertions an argument is attempting to prove. Have particular words or phrases been chosen because they might be relied on to lead to the wrong conclusion? Other areas to scrutinize when you suspect a statement might be fallacious are the vagueness of the claims being made or terms that have been left purposely undefined.

For example, when President Bill Clinton claimed not to have had «sexual relations» with Monica Lewinsky, he was referring to the act of sexual intercourse, however, the way in which he presented his claim inferred denial of all types of sexual contact.

«The fallacy of equivocation occurs particularly in arguments involving words that have a multiplicity of meanings, such as capitalism, government, regulation, inflation, depression, expansion, and progress…To expose the fallacy of equivocation you give accurate and specific definitions of terms and show carefully that in one place the definition of the terms was different from the definition in another.»

(From «Influencing Through Argument» by Robert Huber and Alfred Snider)

Combatting Equivocation

Consider the following example of a ridiculous syllogism taken from «Informal Fallacies: Towards a Theory of Argument Criticisms» by Douglas N. Walton:

«An elephant is an animal. A gray elephant is a gray animal.

Therefore, a small elephant is a small animal.

Here we have a relative term, ‘small,’ that shifts meaning according to the context. A small house may not be taken, in some contexts, as anywhere near the size of a small insect. ‘Small’ is a highly relative term, unlike ‘gray,’ that shifts according to subject. A small elephant is still a relatively large animal.»

Ferreting out equivocation in some arguments won’t likely be as simple a leap of logic as with the example cited above, however, whenever possible, fallacies should be exposed for what they are, especially when social policy is at stake, such as during political campaigns and debates.

Unfortunately, the image-makers who employ the art of the spin as a powerful weapon in political campaigns often rely heavily on equivocation to get their not-always-truthful messages across. Facts and data can be manipulated, either via statements taken out of their original context or by leaving out critical information that modifies a statement. Using such tactics can twist a positive into a negative or vice-versa—or at the very least cast doubt on an opponent’s character.

For instance, say Candidate A claims to have voted for every consumer tax break since he’d been elected to office. That would be viewed by many as a positive thing, right? However, what if there were simply no tax breaks voted on during his term? The candidate’s statement wouldn’t exactly be false, however, it would say something entirely different about his voting record. Not only that, by spinning the information as he did, voters would likely get the impression that he’d actually done something he had not (voted for tax breaks), and that he would likely do the same in the future. Whether or not he would is anyone’s guess.


Ошибки оформления протокола исследований воздуха рабочей зоны.

Видео: Ошибки оформления протокола исследований воздуха рабочей зоны.

Содержание

  • Ошибки двусмысленности
  • Типы заблуждений двусмысленности и примеры
  • 1- Ошибка
  • пример
  • 2- Амфибология
  • пример
  • 3- Состав
  • пример
  • 4- Дивизия
  • пример
  • 5- Акцент или акцент
  • пример
  • Другие примеры
  • Пример 1
  • Пример 2
  • Пример 3
  • Ссылки

В заблуждения двусмысленности это слова и выражения, которые при одном и том же аргументе имеют более одного значения или несколько значений. Слово заблуждение происходит от латинского потерпит неудачу, что означает обман.

В логике аргументы состоят из утверждений или предпосылок, которые приводят к заключению. Итак, заблуждения — это аргументы, которые, хотя на первый взгляд кажутся обоснованными, на самом деле это не так.

Однако это не обязательно означает, что ваши посылки или выводы верны или ложны. Например:

— Предпосылка 1: Если идет снег, значит, холодно.

— Предпосылка 2: холодно.

— Вывод: Если холодно, идет снег.

В этом смысле аргумент может иметь истинный вывод, исходя из ошибочных предпосылок, и наоборот.

Ошибки двусмысленности

Также называемые ясностью или вербальными заблуждениями, они соответствуют классификации неформальных заблуждений. Они возникают, когда вывод делается из неправильного использования слов, обманчивого манипулирования ими.

Неоднозначность используемых терминов приводит к тому, что их значения тонко меняются в ходе рассуждений, делая их ошибочными.

Типы заблуждений двусмысленности и примеры

1- Ошибка

Это вызвано путаницей, вызванной разными значениями слова или фразы, используемых в одном и том же контексте.

пример

— Предпосылка 1: героин вреден для здоровья.

— Предпосылка 2: Мария — герой.

— Вывод: Мария вредит здоровью.

2- Амфибология

Он состоит из аргументации двусмысленных посылок из-за своей грамматической структуры. Другими словами, имеется в виду отсутствие ясности в заявлениях.

пример

— Предпосылка 1: мы пройдем через парк и зоопарк.

— Предпосылка 2: ждем вас там.

— Вывод: где вас ждут, в парке или в зоопарке?

3- Состав

В этом выражается, что целое также должно иметь ту же природу, что и его части. То есть то, что верно для целого, верно для частей.

пример

— Предпосылка 1: лимоны очень кислые.

— Предпосылка 2: в лимонном пироге есть лимоны.

— Вывод: так как в лимонном пироге есть лимоны, то он очень кислый.

4- Дивизия

Вопреки ошибкам композиции, ошибки разделения предполагают, что то, что верно по отношению к целому, также верно для любой из его частей.

пример

— Предпосылка 1: университет севера первого уровня.

— Предпосылка 2: все студенты северного университета первого уровня.

— Вывод: все студенты северного университета относятся к первому уровню, потому что северный университет — это первый уровень.

5- Акцент или акцент

Эти заблуждения совершаются в тот момент, когда аргумент произносится его автором с неподходящим акцентом.

Это также называется ошибкой фонетической двусмысленности, и она возникает из-за неправильной интонации или произношения, которые вызывают неправильное понимание со стороны собеседника.

пример

— Физическое насилие наносит большой ущерб.

Когда самая высокая интонация встречается в слове «физическое», собеседник может заключить, что другие средства насилия, такие как словесное и психологическое, не вредны.

Другие примеры

Пример 1

Пример 2

В следующем разговоре происходит амфибология.

-У моего мужа свинья больна.

-Кто болен? Ваш муж или свинья?

Пример 3

Следующее размышление является ошибкой по композиции.

Если соус хумус вкусный. Чеснок, перец, нут или тмин, из которых готовится соус, также будут восхитительными.

Ссылки

  1. Двусмысленность. Получено 30 ноября 2017 г. с сайта fallacyfiles.org.
  2. Заблуждение. Получено 30 ноября 2017 г. с сайта es.wikipedia.org.
  3. Заблуждения. (29 мая 2015 г.). В: plato.stanford.edu
  4. Логические ошибки. Получено 30 ноября 2017 г. с: logicalfallacies.info.
  5. Щагрин М. (29 августа 2013 г.). Заблуждение. В: britannica.com

Памятка
эксперту «Классификация ошибок»

К
7. Орфографические ошибки

Орфографические ошибки-
неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой
фонетической позиции.

Однотипные и неоднотипные орфографические
ошибки:

·        
Однотипные- ошибки
на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при
подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая
последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются
однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.

·        
Повторяющиеся-
ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти
ошибки также считаются за одну.

Грубые и негрубые орфографические ошибки:

К негрубым орфографическим ошибкам
относятся:

·        
исключения из правил;

·        
строчная и прописная буквы в собственных
наименованиях;

·        
не регулируемые правилами слитные и
раздельные написания наречий;

·        
слитное и раздельное написание НЕ  с
прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;

·        
различение НЕ и Ни в оборотах никто
иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…,
а также во
фразах  типа: Куда только он не обращался! Куда только  он ни обращался, никто
не мог дать ему ответ;

·        
написание собственных имен нерусского
происхождения;

·        
написание И и Ы после приставок.

Другие виды ошибок:

·        
Графические ошибки ( пи проверке не
учитываются)-
разновидность ошибок, связанных с
графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между
словами, различные подчеркивания, шрифтовые  выделения).

·        
Описки-ошибки,
вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются,
но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам
относятся:

ü  пропуски
букв;

ü  перестановка
букв;

ü  замена
одних букв другими;

ü  добавление
лишних букв.

            К
8. Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки-ошибки,
связанные с нарушением пунктуационных правил.     2 негрубые пунктуационные
ошибки считаются за 1.

К негрубым пунктуационным ошибкам
относятся :

ü  употребление
одного знака препинания вместо другого;

ü  пропуск
одного из двойных знаков препинания;

ü  нарушение
последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся
знаков;

ü  не
относится к ошибкам авторская пунктуация.

Понятие об однотипных ошибках НЕ
распространяется на пунктуационные ошибки.

К
9. Классификация грамматических ошибок

·        
ошибки  в образовании слов,
связанных с нарушением словообразовательных форм;

·        
ошибки в образовании форм различных частей
речи,
связанные  с нарушением морфологических
норм;

·        
ошибки в построении словосочетаний, связанные
с нарушением синтаксических норм;

·        
ошибки в построении простого предложения, связанные
с нарушением синтаксических норм;

·        
ошибки в построении сложного предложения, связанные
с нарушением синтаксических норм.

I.                  
Ошибки
в образовании отдельных слов и форм различных частей речи

1.

Неправильное
использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали).

2.

Неправильное
использование суффиксов:  одеяло мокнуло ( вм. мокло).

3.

Ошибки
при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный).

4.

Неправильное
образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры).

5.

Неправильная
форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ).

6.

Неправильная
форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки).

7.

Нарушение
норм склонения  иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер

 ( вм.
Вайнеров).

8.

Неправильное
образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов),

много
грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми).

9.

Ошибки в
категории одушевленных и неодушевленных существительных:

  Я
забрал его ферзь (вм. ферьзя).

10.

 Склонение
несклоняемого существительного:  Мы побывали на горном плате (вм. плато).

11.

Неверное
образование форм кратких прилагательных:

Вывод
беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен).

12.

Ошибки
при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт

( вм.
самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело).

13.

Неправильное
образование местоимений  3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их).

14.

Ошибки в
образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет).

15

Ошибки в
образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг).

16.

Неверное
образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы
(вм. организует).

17.

Неправильное
образование действительных и страдательных причастий:

Изделия,
выпускающиеся в России (вм. выпускаемые).

18.

Ошибки
при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет
литературной формы деепричастия).

19.

Ошибки
при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной):
тута, здеся (вм. тут, здесь).

II.               
Ошибки
в согласовании

1.

Неправильное
использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными
существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников
собрания проголосовали ( вм. проголосовало).

2.

Неправильное
употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили).

3.

Согласование
обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты
из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы).

III.            
Ошибки
в управлении

1.

Употребление
неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий
кафедры (вм. кафедрой).

IV.            
Ошибки
в построении простого несложного предложения

1.

Личное
местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые
вопросы.

2.

Расположение
слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка:
Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить).

V.               
Ошибки 
в построении предложения, осложненного однородными членами

1.

Рассогласование
времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит).

2.

Объединение
в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий:  Он принес
плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.

3.

Парное
сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети.

4.

Не
сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов:

Проявление
заботы и помощи радовали всех  (нельзя проявлять помощь).

5.

Объединение
в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната
просторная и светла (вм. просторна и светла).

VI.            
Ошибки
в построении сложносочиненного предложения

1.

Употребление
противительных союзов вместо соединительных:

Тигр
вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2.

Употребление
лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял.

VII.         
Ошибки
в построении сложноподчиненного предложения

1.

Одновременное
употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал
дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились
домой).

2.

Пропуск
указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?),
где опаснее.

3.

Тавтологическое
употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда
утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет
Андрия.

v  При
вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника
подробную запись, например: Г
VII
. 3

К
9. Классификация речевых ошибок

1.     
Лексические
анахронизмы (
ошибки, связанные с перенесением современного слова 
в действительность прошлого или, наоборот, немотивированное  использование
архаизмов в современной речи): Уходя от войск Наполеона, помещики
эвакуировали свои семьи.

2.     
Вульгаризация
речи ( этико-речевые ошибки):

·        
Использование
стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий),
а также инвектив (оскорблений): Политические ворюги и шестерки . Да
он просто придурок.

·        
Использование 
слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм
индивидуального и социального мышления:  жмурик           (о покойнике),
пушечное мясо (о солдатах).

·        
Использование
слов-паразитов: Они, так сказать, решили…. Раскольников типа
раскаялся… Мы как бы умные люди.

3.     
Двусмысленность,
неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи:
Учителю
надо многое сказать (Учитель должен многое сказать или учителю должны многое
сказать).

4.     
Канцелярские
штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование
канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте:

Катериной было принято решение утопиться.

5.     
Нарушение
лексической сочетаемости
(нарушение говорящим правил соединения
слов в словосочетание): одержать поражение (вм. победу), обильное общение
(вм. обильный полив грядок).

6.     
Ошибки
в употреблении синонимов:
неверный выбор одного из близких

по
значению слов.

7.     
Ошибки
в употреблении паронимов:
не различение паронимов: Вы уже
ходили вешаться  (вм. взвешиваться); одень пальто (вм. надень).

8.     
Ошибки
в употреблении антонимов:
неправильный подбор антонима: не
только смех, но и сострадание (вм. смех-слезы).

9.     
Плеоназм
(
немотивированное  многословие, избыточность языковых средств для выражения
данного содержания): в апреле –месяце, моя автобиография.

10. 
Тавтология:
неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и
тех же слов, однокоренных или созвучных слов:

 Следует сказать
следующее.

11. 
Ошибки
в выборе слов:
неоправданное использование похожего слова:

А. Блок-мастер звукозаписи.

v  При
вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника
подробную запись, например: Р2

Классификация
фактических ошибок

Ф1.
Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование,
неудачный подбор примеров:
Счастьем для Обломова было одиночество и
равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и
поэтому убил старуху топором.

Ф2.
Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный
автор цитаты:
Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал:

 «Век
живи-век учись!»

Ф3.
Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение:

Великая
Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк.

Ф4
Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в
названиях литературных произведений, их жанров:
Тургеньев,
«Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание».

v  При
вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы
выпускника подробную запись, например: Ф2

Этические
ошибки:

Речевая
некорректность.

Проявление
речевой агрессии:

грубое,
оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств
или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое
требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов,
жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее
высокомерие и циничное отношение к человеческой личности.

Мне
хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.

Этот
текст меня бесит.

Это
старье, именуемое классикой.

Логические
ошибки

Л1. Сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по
содержанию) понятий в предложении, тексте.

На уроке
присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна
Петрова. Он облокотился спиною на батарею.

Л2.Нарушение
причинно-следственных отношений.

В
последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако
педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо.

Л3. Пропуск
звена в объяснении, «логический скачок».

Людской
поток через наш двор перекрыть вряд ли  возможно. (?)А как хочется, чтобы
двор был украшением школы.

Л4. Перестановка
частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению).

Пора
вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5.

Неоправданная
подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от
первого, затем от третьего лица).

Автор
пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин.

Л6.Сопоставление
логически несопоставимых понятий.

Синтаксис энциклопедических статей
отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7.Неудачный
зачин.

В
этом
тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью
указательных словоформ).

Л8. Ошибка в
основной части:

·        
Сближение
относительно далеких мыслей в одном предложении;

·        
Отсутствие
последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

·        
Использование
разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9. Неудачная
концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее
мысли.

v  При
вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы
выпускника подробную запись, например: Л2

  • Двузначные коды ошибок тойота
  • Двигатель 2lte ошибка 12
  • Двое подруг любовались закатом исправить ошибку
  • Двузначные коды ошибок митсубиси
  • Двигатель 2 лте ошибка 12