Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом ошибка

1)Руководители предприятия по-прежнему надеются на указания министерства. Руководящие нужно убрать, тк указания и так как бы «руководствуют» людьми и дают им обязанности.

2)Его приезд стал для меня сюрпризом. Неожиданным нужно убрать, тк сюрприз и так является нежданным и случайным событием.

3)Для достижения цели необходимо соединить все усилия. Воедино нужно убрать, тк оно и так обозначает соединение в одно целое.

4)После танковой атаки было принято решение отступать. Назад нужно убрать, тк отступление и так значит, что нужно уйти назад, подальше от вражеских атак.

1.. Укажите предложение, в котором допущена синтаксическая ошибка.

а) Глядя на это, у меня текут слезы.

б) Им руководила жажда деятельности.

в) Обдумывая новую книгу, он не забывал о предыдущих работах.

г) Все взоры были обращены к птице, сидящей на дереве.

2. Укажите предложение, в котором не нарушены синтаксические нормы.

а) Мне подарили много цветов на мое день рождения.

б) По прибытию в столицу состоялось несколько важных встреч.

в) Хочу заверить вас о моем согласии прочитать курс лекций.

г) Вспоминая происшедшее, я до сих пор краснею.

3. . В каком предложении вместо слова сытый  должно употребляться слово сытный ?

а) Сытый голодного не разумеет (Пословица).

б) Обед оказался сытым и вкусным.

в) Сытый человек лучше работает.

г) Сытые волки – те же хищники.

4. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

а) заразительный смех

б) подмосковная здравица

в) отдыхать в пансионате

г) написать обоснование

5. Укажите предложения, в которых не нарушена лексическая норма.

а) Это событие войдет в анналы истории.

б) Это был костный по своим взглядам старик.

в) Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.

г) Его смех был заразительным.

6. Укажите, чем связаны в данном тексте 1‑ое и 2‑ое предложения:

(1) Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где‑то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни Мастеру, чужие огоньки. (2) Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд. (М. Булгаков)

а) лексический повтор

б) лексический повтор и единство временных форм

в) лексический повтор и местоименные наречия

г) лексический повтор и синтаксический параллелизм

7. В каком ряду все слова пишутся слитно?

а) (в) продолжение фильма, (в) виду противника, (в) целях обороны

б) (за) счет организации, (по) мере необходимости, (с) верх плана

в) (в) следствие болезни, (в) место учителя, выяснилось поз (же)

г) (в) течение дня, по (над) Волгой рекой, (по) поводу сказанного

8. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) (в) виде исключения, (в) место меня, что (бы) ни случилось

б) то (же) опоздал; дорого, за (то) качественно; (в) связи с семейными обстоятельствами

в) (в) след за (тем), узнать (на) счет расписания, сделать (таки)

г) иметь (в) виду, след (в) след, медальон (в) виде подковы

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

А.Поле было засея(1)о, скоше(2)ая трава осе(3)его цвета лежала кое‑где неровными рядами.

Б. Неожида(1)о получив отпор, она, ра(2)ее избалова(3)ая вниманием, выглядела испуга(4)ой и растеря(5)ой.

В. Штук сто примерно этих мирных, преда(1)ых человеку и полезных ему животных были застреле(2)ы или истребле(3)ы и(4)ыми способами в разных местах страны. (М. Булгаков)

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н Н

А.Роман, написа(1)ый второпях, совсем неожида(2)о был встречен восторже(3)о и был занесе(4) в каталог лучших книг года.

Б. Мы были увере(1)ы, что эти трудности време(2)ы и, несомне(3)о, легко преодолимы.

В.Например, в Армавире один из ни в чем не пови(1)ых зверей был приведе(2) каким‑то граждани(3)ом в милицию со связа(4)ыми передними лапками. (М. Булгаков

11.На месте каких цифр должны стоять запятые?

1. Единственное средство умственного общения людей есть слово 1 и для того 2 чтобы общение это было возможно 3 нужно употреблять слова так 4 чтобы при каждом слове 5 несомненно 6 вызывались у всех соответствующие 7 и точные понятия.

2. Я не слышал1  о чем говорили мои соседи 2 но мне 3  казалось 4 что речь шла обо мне.

3. Мы приехали в Петровское ночью 1 и я спал так крепко 2  что не видел 3  ни дома 4 ни березовой аллеи 5  и никого из домашних 6 которые уже все разошлись 7  и давно спали.

4. Когда певец закончил свое выступление 1  все стали громко аплодировать 2  и 3 казалось 4  что овации не будет конца.

5. Ехать с отцом мальчику очень хотелось 1 но он еще никогда не выезжал из родной деревни 2 и ему было страшновато от неизвестности 3  что принесет ему дорога.

6. . Помнится 1 что 2  когда было начало марта 3  стояла оттепель 4 и извозчики ездили на колесах.

7. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться 1  и 2 когда сядет по горло в воду 3 велит поставить в воду 4 также стол 5 и самовар 6 и очень любит пить чай в такой прохладе.

12. Спиши, расставляя знаки препинания.

 Дорога жизни

Осень 1941 года. Фашистские полчища вышли к Ладожскому озеру но зажатый в кольцо блокады Ленинград продолжал героическую борьбу. Единственный путь оставшийся для связи с Большой землей проходил по Ладожскому озеру. Как только в середине ноября 1941 года озеро покрылось льдом по нему сразу же стали прокладывать дорогу и в ночь на 22 ноября по льду озера прошла первая колонна она состояла из 60 грузовиков и командовал ею майор Порчунов. Зима выдалась суровой над Ладогой часто завывал северный ветер который нес с собой метели и морозы. Образовывались трещины вода заливала лед машины не слушались руля а фашистские самолеты беспрестанно охотились за машинами. И все-таки движение по Дороге жизни продолжалось более 150 суток несмотря на метель пургу бомбежки и Ленинград был обеспечен всем необходимым для битвы для победы. Газета «Правда» писала что история Ладожской трассы это поэма о мужестве и стойкости советских людей. Все дальше уходят в прошлое события тех лет но ни ленинградцы ни весь советский народ никогда не забудут подвига героев легендарной Дороги жизни. (Из газет)

13. Сформулируй и запиши основную мысль текста и напиши 3-5 предложений по данной проблеме

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) эксперт      б) начала         в) алкоголь      г) черпать

       2.     В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?

а)тОрты          б)звОнить        в) дОсуг           г) пОняв

       3.     В каком предложении вместо слова сытый должно употребляться слово сытный?

а) Сытый голодного не разумеет.    б) Обед оказался сытым и вкусным.

в)  Сытый человек лучше работает.    г) Сытые волки – те же хищники.

      4.     Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

а) заразительный смех     б) подмосковная здравица     в) отдыхать в пансионате

г)  написать обоснование

      5.      Укажите предложение, в котором не нарушена лексическая норма.

а) Это событие войдет в анналы истории.     б) Это был костный по своим взглядам старик.

в)  Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.   г) Его смех был заразительным.

      6.      Укажите предложение, в котором не нарушены морфологические нормы.

а)  Мама напекла много оладий.  б) Нужно купить пять килограммов макаронов.

в) Вечером надо позвонить к своему другу.  г) Я симпатизирую к этому человеку.

      7.      Укажите словосочетание с морфологической ошибкой.

а)  несколько пар чулок и носков   б)  килограмм апельсин  в) на обеих сторонах листа

г)  в две тысячи первом году.

      8.     Укажите предложение, в котором допущена синтаксическая ошибка.

а)  Глядя на это, у меня текут слёзы.  б) Им руководила жажда деятельности.  в) Обдумывая новую книгу, он не забывал о предыдущих работах.   г) Все взоры были обращены к птице, сидящей на дереве.

      9.     Укажите предложение, в котором не нарушены синтаксические нормы.

а) Мне подарили много цветов на моё день рождения.      б) По прибытию в столицу состоялось несколько важных встреч.           в) Хочу заверить вас о моём согласии прочитать курс лекций.                 г) Вспоминая происшедшее, я до сих пор краснею.

Лексические нормы

В качестве основного критерия языковой лексической нормы положен принцип целесообразности:

  • в последние годы стал особенно активным процесс включения: образование одного слова из привычного словосочетания (шоссейная дорога — шоссейка);
  • появление новых значений слова при отсутствии в лексической системе языка однословного наименования (то есть отдельного слова, а не словосочетания для обозначения нового предмета или понятия: морж — северное морское животное; новое понятие — любитель зимнего купания);
  • появление новых слов (неологизмов), служащих для обозначения новых понятий: космос;
  • выход из употребления слов, в связи с изменениями, которые происходят в общественной жизни: боярин, ланиты;
  • при выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и стилистическую принадлежность и экспрессивную окрашенность, например недопустимость использования разговорной лексики в научном стиле речи;
  • необходимость различения паронимов (однокоренных слов, близких по звучанию, но имеющих разные лексические значения): будничный — будний.

1. В каком предложении вместо слова сытый должно употребляться слово сытный?

  • а) Сытый голодного не разумеет (Пословица).
  • б) Обед оказался сытым и вкусным.
  • в) Сытый человек лучше работает.
  • г) Сытые волки — те же хищники.

2. Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

  • а) заразительный смех
  • б) подмосковная здравица
  • в) отдыхать в пансионате
  • г) написать обоснование

3. Укажите предложения, в которых не нарушена лексическая норма.

  • а) Это событие войдет в анналы истории.
  • б) Это был костный по своим взглядам старик.
  • в) Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом.
  • г) Его смех был заразительным.

10 самых распространенных лексических ошибок учащихся

Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами

Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.

Условное обозначение Тип ошибки Пояснение Примеры
I Орфографическая Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался).
V Пунктуационная Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.)
Г Грамматическая Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд).
Р Речевая Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены).
С Стилистическая Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся).
Z Нарушение абзацного членения текста Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще.
Ф Фактическая Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее).
Л Логическая Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.)
Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.)

Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются.

Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Задание 5 из ЕГЭ по русскому языку. Страница 9

В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
  2. Окна моей комнаты в…

В каком предложении ошибка вызвана смешением паронимов?

  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу — пе…

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. Труд делает человека счастливым.
  2. Железнодорожный путь здесь пересекала грунтовая дорога.
  3. К матери Олег всег…

В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
  2. Многие птицы способны зап…

Укажите номер предложения, в котором нарушена лексическая сочетаемость.

  1. В подобные ошибки впадали многие европейские народы.
  2. Дикие животные приспосабливаются к усл…

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. Капитан стоял на палубе, держа фонарь высоко над головой.
  2. У Павла захватило дух.
  3. И уже через год состоялась…

Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность.

  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характ…

В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди. …

В каком предложении нарушены лексические нормы?

  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополни…

В какой строке стихотворения А. С. Пушкина употреблена перифраза?

(1)Улыбкой ясною природа

(2)Сквозь сон встречает утро года;

(3)Синея блещут небеса.

(4)Ещё прозрачные леса

В каком варианте ответа верно указан(-ы) номер(-а) строки (строк), в которой(-ых) есть эпитет ?

(1)Слава прабабушек томных,

(2)Домики старой Москвы,

(3)Из переулочков скромных

На каком лексическом средстве выразительности основано изображение осени в стихотворении А. Ахматовой?

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, всё сердца туманит,

В каком примере слово чистый употреблено в переносном значении?

  1. чистая вода
  2. чистая комната
  3. чистое сердце
  4. чистый воздух

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. Идти по тайге напрямик трудно.
  2. В салат нужно порезать два идентичных по размеру спелых помидора.
  3. По чистому…

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. С утра до вечера мальчишки бегали по дворам.
  2. Крестьяне работали на барщине, а бургомистр, заместитель помещика, сле…

В каком предложении нарушено стилевое единство?

  1. Гоголь показывает мелкого чиновника, получающего маленькую зарплату.
  2. Юность — прекрасная пора жизни человека. …

В каком словосочетании лексическая сочетаемость не нарушена?

  1. применять усилия
  2. накренить голову
  3. попасть в беду
  4. выполнить клятву

В каком словосочетании лексическая сочетаемость не нарушена?

  1. изъявить непокорность
  2. предъявить претензии
  3. предпринимать меры
  4. рассадник культуры

Укажите словосочетание без лексической ошибки. Запишите номер этого словосочетания

  1. сыскать уважение товарищей
  2. обидчивые слова
  3. наиболее эффектный способ леч…

Укажите словосочетание, в котором допущена лексическая ошибка.

  1. заразительный смех
  2. подмосковная здравица
  3. отдыхать в пансионате
  4. написать обоснование …

источники:

http://rusresh.ru/10-samyh-rasprostranennyh-leksicheskih-oshibok-uchashhihsya.html

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2022/zadanie_5/?p=9

Итак, нам дано предложение:

Лексическая ошибка представляет собой нарушение норм в употреблении слов и сочетаний. К примеру, ряд слов не может употребляться друг с другом, так как по смыслу обозначает одно и то же. О таком ещё говорят «масло масляное». А по-научному — тавтология. Именно эта форма лексической несочетаемости присутствует в предложенном тексте.

А именно:

Что такое сюрприз? По определению это слово уже обозначает неожиданность (чаще всего употребляется в значении «приятной неожиданности», иногда — в значении подарка). То есть «неожиданный сюрприз» — по сути то же самое,что «неожиданная неожиданность» (и «масляное масло»). И это — тавтология.

Получаем:

Лишнее слово — «неожиданных».

Отредактированное предложение:

Первый тур стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею не принёс никаких сюрпризов.

  • Его первая попытка достичь северного полюса увенчалась неудачей ошибка
  • Его охватило волнение получив письмо от родителей ошибки
  • Его не интересовали житейские мелочи речевая ошибка
  • Его мимика лица притягивала взгляд ошибка
  • Его колеса стучат умеренно ошибки