Его скоропостижный отъезд взволновал всех ошибка

Исправить ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.
1. Вопрос пойдет о том, как реально помочь человеку.
2. Его скоропостижный отъезд взволновал нас.
3. Комиссия решит эту затянувшуюся проблему.
4.Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни.
5.Все, о чем говорил докладчик,- моменты одной концепции.
6. Предполагаемый рост составил более 4 раз.
7.Более глубокое значение стал придавать молодой специалист техник.
8.Не нужно из этого факта строить проблему.
9.Мы еле сошлись к общему решению.
10.В 30 лет он уже защитил степень доктора технических наук.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПАРШАКОВА Н.А.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ

КАЛИНИНГРАД, 2013

1

Учебно-методическое пособие адресовано студентам-нефилологам, изучающим дисциплину «Русский язык и культура речи», и представляет собой сборник упражнений.

Пособие состоит из 3 разделов: «Ортология», «Стилистика» и «Основы риторики» — и соответствует программе курса «Русский язык и культура речи».

Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании кафедры русского языка 18.11.2013 года, протокол №

Рецензент – старший преподаватель Девятова И.И.

2

Раздел 1. Ортология

Ортология – наука о правильности речи. Правильность речи является фундаментом языковой культуры, без нее не может развиваться ни искусство устной и письменной речи, ни литературное художественное мастерство, ни обыденное общение.

1.1 Лексические нормы

Упражнение 1. Знаете ли вы термины родства? Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов.

Невеста, невестка, жених, сватья, сват, зять, золовка, шурин, тётя, дядя, свекровь, свояченица, тесть, тёща, кум, кума, внук, внучка,

Упражнение 2. Составьте максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, существительное + прилагательное) со словами:

Внимание, власть, выборы, дискуссия, значение, интерес, оппозиция, пари, тема, приговор, победа, решение, ущерб.

Упражнение 3.

Уместно ли использованы иноязычные слова в данных предложениях? Проверьте их значения по «Словарю иностранных слов».

1.За инфернальные выражения футболист был оштрафован.

2.Эти замечательные люди видят во всех презумпцию добра, авансируют доверие и положительное отношение.

3.Первой леди кондитерской фабрики стала молодой технолог Надежда Сыромятникова.

4.В этот день мы смогли посмотреть и дефиле свадебных нарядов.

5.Давно зная Игоря, я с уверенностью могу сказать, что он живёт на максимуме человеческих возможностей.

6.Тридцать лет своей биографии она посвятила науке.

7.И с каждым днём всё сильнее ностальгия по прекрасному.

8.Магазины спорттоваров предлагают в большом ассортименте сувениры Олимпиады.

Упражнение 4. Найдите в предложениях ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Предложите варианты исправления.

1. В этом разговоре он допустил сильную ошибку.

3

2.Уставший и замёрзший Володя стал искать дорогу домой, но ещё долго гулял по незнакомому лесу.

3.В отчёте приводятся статистические данные, свидетельствующие о падении количества нераскрытых преступлений.

4.В Калининграде отмечено подорожание цен на молочные продукты.

5.Зал Филармонии едва смог вместить необъятное количество гостей.

6.По сообщениям полиции, грабитель ворвался в магазин с ножом наперевес.

7.Вопрос пойдет о том, как увеличить количество мест в детских садах.

8.Сеть салонов красоты «Семь звёзд» дружит с препаратами немецкой фирмы «Шварцкопф».

Упражнение 5.Составьте словосочетания, выбирая слова из первой и второй группы с учетом их лексической сочетаемости.

а) Караван, отара, табун, косяк, рой, группа, толпа, стая, клин, стадо. б) Демонстрантов, коров, рыбы, журавлей, овец, пчёл, верблюдов,

лошадей, экскурсантов, волков.

Упражнение 6. Используя словарные материалы, определите значение слова «низкий», «короткий» в следующих словосочетаниях.

Низкий поклон, низкий стол, низкий слог, низкая температура, низкий лоб, низкий человек, низкие удары колокола, низкие цены, шёлк низкого качества, низкая клевета, низкое происхождение, низкая нота.

Коротким ударом сбить с ног, бег на короткие дистанции, короткое вступительное слово, коротко знаком со многими известными людьми, короткий обморок, короткий рассказ, короткая стрижка, жизнь коротка, короткие каникулы.

Для справок: Низкий — 1) малый по высоте, росту; небольшого размера от низа до верха; 2) расположенный или происходящий на небольшой высоте от земли, от поверхности чего-либо; 3) не достигающий нормы, среднего или обычного уровня; небольшой, незначительный (по количеству, силе, степени и т.п.); 4) неудовлетворительный по качеству; плохой; 5) бесчестный, подлый; безнравственный; 6) (обычно с сущ. мн.) лишённый духовности, возвышенного содержания; мелкий, обыденный; 7) (устар.) не принадлежащий к привилегированному слою населения, неродовитый. 8) (устар.) не возвышенный; обиходный; простонародный (о языке, стиле и т.п.); 9) характеризующийся небольшим числом колебаний; густой (о звуке, голосе).

4

Короткий – 1) небольшой, малый по длине; 2) непродолжительный, малый по времени; 3) (разг.) Низкий, невысокий, небольшого роста; 4) краткий, немногословный; 5) быстрый, решительный; 6) близкий, дружественный, приятельский.

Упражнение 7. Объясните значение омонимов, употребив слова в минимальном контексте (составьте с ними словосочетания или предложения).

Образец: Колоть противника копьём. Колоть дрова.

Брак, хром, кулак, мина, заставить, три, слог, пост, мол, шашка, печь, подножка, разряд, такт.

Упражнение 8. Объясните разницу в значении синонимов.

1)Равнодушный — безразличный — безучастный — бесстрастный — индифферентный;

2)фальшивый — искусственный;

3)недочеты-неполадки — недостатки — дефекты;

4)спор — дискуссия — обсуждение — прения;

5)важный — значительный — первенствующий — знаменательный — великий — капитальный — крупный — высокий — сановный — серьезный;

6)вакантный – незамещенный – незанятый – свободный;

7)малый — неважный – ничтожный – мизерный; безграничный – безмерный – необъятный – безбрежный –всеобъемлющий;

8) книга – сочинение – диссертация — сборник – труд — фолиант;

9)мечта – греза – видение – иллюзия – бредни – утопия – фантазия

10)ум – разум – рассудок – смысл – догадливость – догадка – сметка.

Упражнение 9. Объясните значения книжных слов путем подбора синонимов или по толковому словарю. С выделенными словами составьте предложения.

а) Анахронизм, аксессуар, альтернатива, альтруизм, атрибут, вето, волюнтаризм, демагогия, директива, депрессия, инкогнито, контекст, нюанс, компетенция, лейтмотив, олигарх, горнило, тенденция, меценат, курьез, сонм, реванш, эклектика, статус-кво, филофонист;

б) аналогичный, адекватный, оптимальный, нерациональный, тривиальный, электоральный, уникальный, тоталитарный, реформаторский, мотивированный, неординарный, потенциальный, тщетный, доминантный, стратегический;

в) изречь, ваять, имитировать, интерпретировать, персонифицировать, проецировать, постулировать, радеть, скандировать, фискалить, шифровать.

5

Упражнение 10. Подберите русские синонимы к иностранным словам, Объясните, в каких случаях целесообразнее использовать иностранные слова и в каких – их русские синонимы.

Амбиция, брутальный, буктрейлер, вердикт, гламур, лексикон, мемуары, обструкция, стартап, фауна, флора, фойе, харизма.

Упражнение 11. В следующих примерах все прилагательные должны обозначать высшую степень проявления того, что названо существительным. Перепишите, составляя правильные словосочетания.

Яростная болезнь, суровое изменение, глубокое сопротивление, богатое наказание, упорный опыт, тяжёлый улов.

Упражнение 12. Объясните значения паронимов путем подбора синонимов. При затруднении обратитесь к толковому словарю.

а) Значимость – значение, нагрев — нагревание, освоение – усвоение, отображение – отражение, различие — разница, согласование – согласованность, основа – основание;

б) двойной – двойственный, болотный – болотистый, коллективистский

– коллективный, разный – различный, стеклянный – стекольный; в) встать – стать, надеть – одеть, руководить – руководствоваться.

Упражнение 13. Найдите нарушения лексической нормы. Объясните, с чем они связаны. Исправьте предложения.

1)В СМИ подробно освещалось возвращение мальчика.

2)Речь идёт о полном излечении алкоголиков и других заболеваний.

3)30 лет своей биографии она посвятила любимому театру.

4)В очередной раз открывая «Балтийские сезоны», мы можем с уверенностью утверждать, что Калининграду свойственна театральная экспансия.

5)Скоропостижный отъезд генерального директора взволновал всех.

6)Футболисты нашего клуба, хотя и ушли с поля без голов, показали отличную игру.

7)Несмотря на настроение, я был весёлым.

8) Многие товары, производимые в нашей области, идут на импорт.

9)Юная актриса чудовищно красива!

10)Приветствуя победителя конкурса «Студенческая весна», публика сканировала: «Браво, Роман!»

11)Это и повлекло к созданию заповедников.

6

Упражнение 14. Укажите слова, употребленные ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.

1)Сегодня ребята впервые преступили школьный порог.

2)В пылу ссоры они наговорили друг другу много обидчивых слов.

3)На первой учебно-производственной практике студенты усвоили профессию токаря.

4)Только сегодня девушка одела новые туфли и через полчаса сломала каблук.

5)Масленые краски мы купили в новом магазине, недавно открывшемся рядом с университетом.

6)Какой сытый суп сварила мама!

Упражнение 15. Найдите плеонастические словосочетания и исправьте их, где это необходимо.

1)Мне неприятен напыщенный пафос речей этого политика.

2)В «Донских рассказах» писатель широко употребляет диалектные и областные слова.

3)Каждый герой романа М. Шолохова имеет свои индивидуальные черты.

4)Обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, на письме обособляются запятыми.

5)В правилах указаны габаритные размеры багажа, разрешённого к бесплатному провозу.

6)Экспонатами выставки стали поделки школьников.

7)Выпускники подарили школе библиотеку книг.

8) Юная актриса впервые дебютировала в художественном фильме ещё младенцем.

9)На выставке в Художественной галерее мы долго любовались очень замечательной картиной.

10)Разведчик мысленно подумал, что это провал.

11)Женщина, воспитавшая десять и более человек детей, награждается орденом.

12)Студенту наконец-то надоело слоняться без дела.

Упражнение 16.

Найдите в предложениях ошибки, связанные с речевой недостаточностью (лаконизмом). Перепишите, восполняя недостающий компонент высказывания.

1)Наша строительная компания намерена идти навстречу и развивать сотрудничество.

7

2)Друзья часто, не сговариваясь, начинали одну и ту же мысль.

3)В полиции сразу решили, что палец оставил именно убийца.

4)Вопросы экономического сотрудничества были в центре внимания встречи в Риге.

5)Для закупок современного русского искусства музею недостает средств.

6)По костюмам телеведущих нередко можно догадаться и о самой передаче.

Упражнение 17.

Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны. Перепишите предложения, исправляя ошибки.

1)О чем ты говоришь? – удивленно спросил отец, с удивлением посмотрев на дочь.

2)Бобёр – животное из отряда грызунов.

3)Карл Брюллов рисовал картину А.С. Пушкина.

4)В дороге машина заглохла, и мы оказались в просторном поле, среди сильных сугробов.

5)После прочтения статьи непринужденно начинаешь задумываться над вопросами нравственности.

6)Ведь взгляд на что-то детскими, ничего не знающими еще в этом мире глазами может стать поводом для серьезных размышлений.

7)Многие люди сегодня помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью безвозмездно.

8) В новом магазине проводилась дегустация игривого вина.

9)Благодаря засухе урожай оказался низким.

10)Все отмечают благоустроенность жителей заново отстроенного посёлка.

11)Юношу не устраивала будняя жизнь.

12)Перед выпускниками нашего факультета не стоят дилеммы устройства на работу.

13)Если тебе срочно нужны деньги, то я тебе займу.

14)Он все делает инкогнито, ни с кем не советуется.

15)Для всех очевидна внутренняя подоплёка этих заявлений.

16)В наше время многие молодые люди настолько увлекаются своим хобби, что политика их совершенно не интересует.

17)Уважаемые учителя, примите наши поздравления с вашим нелёгким, но нетрудным праздником.

18)Когда Екатерина Воронцова вышла замуж за Дашкова, в старинную московскую патриаршую семью, ей пришлось учиться говорить на родном языке, так как русского она не знала.

19)Глядя в зерцало, жених подкручивает усы.

8

Упражнение 18. Объясните, на чём основана языковая игра в каждом из предложений.

1)Пожарный всегда работает в огоньком. (Э.Кроткий)

2)Храните деньги в банке. Не в стеклянной.

3)Мне, как и Чацкому, не везёт ни в любви, ни в обществе.

4)Куплю трёхкомнатную квартиру от ДКМ до улицы Багратиона. (Объявление)

5)Молодой человек стремиться войти в историю. Но известно, что в неё можно и влипнуть.

6)Мэр живо интересовался проблемами дворов и старушек.

7)Заместитель министра встретил нас вместе с креслами, кабинетами и делами.

1.2 Фразеологические нормы

Упражнение 19. Используя справочные материалы, объясните значения фразеологизмов.

Кануть в Лету, сизифов труд, прокрустово ложе, китайские церемонии, яблоко раздора, геростратова слава, колосс на глиняных ногах, манна небесная,

Справочные материалы: повод, причина ссоры; желанное, крайне необходимое; бесследно исчезнуть из памяти людей; мерка, под которую насильственно подгоняют; тяжелая, бесплодная работа; позорная известность; излишние условности в отношениях; нечто с виду величественное, но по существу слабое, легко разрушающееся.

Упражнение 20. Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний в речи.

1.А кому хочется набивать шишки на ровном месте?!

2.Каждая неудача приводила к тому, что руки у него опускались все ниже и ниже.

3.Героиня повести живет на черте бедности.

4.У него по душе кошка пробежала.

5.Юноша работает за честь и совесть.

6.На всякий экстренный случай девушка взяла с собой плащ.

7.В конце романа главный герой погибает, одержав поражение.

8.Это событие уже давно кануло в историю.

9.И в жизни певицы всё становится на круги своя.

10.Сейчас эта история уже давно канула в лепту.

9

Упражнение 20. Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются антонимы. Придумайте ситуации, в которых можно употребить эти пословицы.

Упражнение 21.

Знаете ли вы русские пословицы? Проверьте свои знания, ответив на вопросы шуточного теста, составленного студентами первого курса.

1.Какая пословица утверждает, что испытать неземное наслаждение с предметом обожания можно даже в примитивном сооружении из растительных материалов?

2.Какая пословица гласит, что боязнь обладает огромными зеркалами

души?

3.В какой пословице утверждается, что удаче не нужен здравый

смысл?

4.Какой пословице говориться о привлекательности одного из предметов столового обихода во время дневной трапезы?

5.В какой пословице утверждается, что развитие монокулярного зрения у человеческого существа, не достигшего зрелости, связано с количеством заместителей его матери?

6.В какой пословице утверждается, что большое количество научных

иненаучных сведений укорачивает молодость их обладателя?

7.Какая пословица определяет IQ (коэффициент интеллекта) первой половины дня?

8.В какой пословице утверждается, что два пернатых представителя одного вида ни при каких обстоятельствах не нанесут друг другу физических увечий?

9.Какая пословица не рекомендует угощать знакомых собственноручно приготовленной едой?

10.Какая пословица предостерегает от биологического загрязнения грунтовых вод?

11.Какая пословица утверждает, что каждая ячейка общества обязательно хранит в определенном предмете мебели полный набор элементов опорно-двигательного аппарата?

12.Какая пословица ограничивает свободу насекомого?

13.В какой пословице говорится о том, что субстанция, получаемая при выпаривании, не может нанести вреда скелету?

14.Какая пословица устанавливает родственные связи между систематическим возвращением к уже изученному и процессом просвещения?

15.В какой пословице сравниваются внешний вид студента судостроительного факультета и плода его деятельности?

16.Какая пословица предлагает нетрадиционные методы лечения сколиоза при помощи ритуальных услуг?

10

Найдите нарушения лексической нормы. Объясните, с чем они связаны. Исправьте предложения.1)В

Найдите нарушения лексической нормы. Растолкуйте, с чем они связаны. Исправьте предложения.
1)В СМИ досконально освещалось возвращение мальчика.
2)Речь идёт о полном исцелении алкоголиков и иных заболеваний.
3)30 лет собственной биографии она предназначила возлюбленному театру.
4)В очередной раз раскрывая Балтийские сезоны, мы можем с уверенностью утверждать, что Калининграду характерна театральная экспансия.
5)Скоропостижный отъезд генерального начальника встревожил всех.
6)Футболисты нашего клуба, хотя и ушли с поля без голов, проявили отличную забаву.
7)Невзирая на настроение, я был весёлым.
8)Многие продукты, производимые в нашей области, идут на импорт.
9)Юная актриса страшенно красива!
10)Приветствуя фаворита конкурса Студенческая весна, публика сканировала: Смело, Роман!
11)Это и повлекло к созданию заповедников.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Найдите нарушения лексической нормы?

Русский язык | 1 — 4 классы

Найдите нарушения лексической нормы.

Объясните, с чем они связаны.

1)В СМИ подробно освещалось возвращение мальчика.

2)Речь идёт о полном излечении алкоголиков и других заболеваний.

3)30 лет своей биографии она посвятила любимому театру.

4)В очередной раз открывая «Балтийские сезоны», мы можем с уверенностью утверждать, что Калининграду свойственна театральная экспансия.

5)Скоропостижный отъезд генерального директора взволновал всех.

6)Футболисты нашего клуба, хотя и ушли с поля без голов, показали отличную игру.

7)Несмотря на настроение, я был весёлым.

8)Многие товары, производимые в нашей области, идут на импорт.

9)Юная актриса чудовищно красива!

10)Приветствуя победителя конкурса «Студенческая весна», публика сканировала : «Браво, Роман!

» 11)Это и повлекло к созданию заповедников.

Найдите нарушения лексической нормы.

Объясните, с чем они связаны.

1)В СМИ подробно возвращение мальчика.

2)Речь идёт о полном излечении алкоголизма и других заболеваний.

3)30 лет своей жизни она посвятила любимому театру.

4)В очередной раз открывая «Балтийские сезоны», мы можем с уверенностью

утверждать, что Калининграду свойственна театральная жизнь.

5)Неожиданный отъезд генерального директора взволновал всех.

6)Футболисты нашего клуба, хотя и ушли с поля не забив голов, показали отличную игру.

7)Несмотря ни на что, я был весёлым.

8)Многие товары, производимые в нашей области, идут на экспорт.

9)Юная актриса обворожительно красива!

10)Приветствуя победителя конкурса «Студенческая весна», публика выкрикивала : «Браво, Роман!

» 11)Это и привело к созданию заповедников.

В стихах Пушкина выражается уверенность и любовь к будущему России?

В стихах Пушкина выражается уверенность и любовь к будущему России.

Назвать нарушение лексической нормы.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ?

7. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Эта проблема с каждым днем ухудшается.

2) Ссуда на покупку нового оборудования была предоставлена нашими заграничными партнерами.

3) В данном документе упоминаются также придворные постройки, которые умерший завещал своей дочери А.

4) На конференции рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания.

5) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

Укажите предложения, в котором есть нарушение грамматических норм речи?

Укажите предложения, в котором есть нарушение грамматических норм речи.

А Мальчик с нашей школы победил в соревнованиях.

Б Этот роман более интересный, чем тот, который я прочиталараньше.

В Тургенев любил красоту русской природы и скучал по ней, когда жил в Париже.

Назовите и охарактеризуйте типы ошибок, связанных с нарушением лексических норм в речи?

Назовите и охарактеризуйте типы ошибок, связанных с нарушением лексических норм в речи.

Найдите нарушения норм сочетаемости, дайте правильный вариант?

Найдите нарушения норм сочетаемости, дайте правильный вариант.

1) полное ягод ведро 4) уверенность в себе 2) различный от других 5) действовать согласно приказа 3) радоваться победой в конкурсе.

Нарушение лексической нормы В стихах Пушкина выражается уверенность и любовь к будущему России?

Нарушение лексической нормы В стихах Пушкина выражается уверенность и любовь к будущему России.

Предложение «директор лицея скоропостижно сняли с должности» лексическая ошибка классифицируется как?

Предложение «директор лицея скоропостижно сняли с должности» лексическая ошибка классифицируется как.

Задание 3?

Отметьте примеры, в которых нарушены нормы культуры речи.

Разграничьте лексические и грамматические ошибки.

Объясните, с чем связаны те и другие ошибки.

Мы ехали окольными путями до дачи.

Мама сделала значительное замечание сыну.

Кабаева показала шикарную экспозицию.

Прецедент для этого уже был в нашей практике.

Найди и подчеркни однородные члены предложения в нашем парке красиво зимой, весной, летом и осенью?

Найди и подчеркни однородные члены предложения в нашем парке красиво зимой, весной, летом и осенью.

Выпишите однокорнные слова?

Выпишите однокорнные слова.

Скоро откроется футбольный сезон.

На мач приедут юные футболисты.

Футбол это игра смелых.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос Найдите нарушения лексической нормы?. Вопрос соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

У нас в жизни много праздников, и в качестве поздравления мы дарим подарки, мы стараемся что бы он понравился тому, кому мы его дарим. Возникает вопрос, каким должен быть хороший подарок? Самое главное, он должен быть от всего сердца! Дарить нужно..

При открывании дверцы паро — конвекционной печки, будьте внимательны, выходит горячий пар. (Общ. Питание).

1) Книги ( что сделали? ) упали с полки. Книги упали с полки. 2) Занимался (чем? ) играми. Занимался играми. 3) Гулял(где? ) на воздухе. Гулял на воздухе. 4) Жарил шашлыки (где? ) у ручья. Жарил шашлыки у ручья. 5) Разговаривал ( о чём? ..

Навести два реченя з паронімами.

Здравствуй, мой дорогой друг! Я хочу рассказать тебе о моем любимом предмете в школе. Мне очень нравится русский язык! Он очень интересный и познавательный. Русский язык уходит корнями в далекое прошлое. Без национального языка невозможно полноц..

Учение свет, а неучение тьма. Смысл в том, что только знание может дать человеку жизненную энергию, только сознанием человека может жить, а иначе он лишь существует! )).

1) уж 2) не 3) неужели 4) же, не 5) как 6) даже.

1) Вот, уж 2) не, исключительно 3) Неужели 4) Не, же, не 5) Как 6) даже.

Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Сложное предложение с 2 — мя основами. Каштанка — подлежащее оглянулась, увидела — сказуемое полк — подлежащее шел — сказуемое солдат — дополнение по улице — обстоятельство п..

Биография писателя, в тысячи восемьсот девяносто седьмом году, автор повести, печатать в типографии, жить на какой — либо странице, несколько великолепных иллюстраций, орнамент на обложке, благодарить некого, какие — то искусные переплётчики, не разо..

ГДЗ §3 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 19 Прочитайте. Найдите нарушения норм.

Привет, есть варианты, как ответить на вопрос.
Прочитайте. Найдите нарушения норм. Какие нормы нару-
шены в приведённых высказываниях? Исправьте их.
1) На ремонт школы нужны дополнительные средства. 2) Молодёжь, которая будет проживать в XXI в., сможет решить многие задачи. 3) Второй рассказ более смешнее первого. 4) Больной попросил врача налить себе воды. 4) Прочитав повесть И. С. Тургенева, меня прежде всего поразил её сюжет. 6) Ломоносов заметил о том, что богатство России будет произрастать Сибирью. 7) Всюду Печорина поджидает новая трагедия. 8) Раневская отказывается на предложение вырубить сад. 9) Мы узнали много интересных языковых фактов. 10) Я начну ответ изначально. 11) Катерина — протест «тёмному царству».

Прив) В физике есть только один вариант, и он такой;)
1) На ремонт школы нужны дополнительные средства.
(орфоэпическая норма) 2) Молодежь, которая будет жить в
XXI в., сможет решить многие задачи, (лексическая норма)
3) Второй рассказ смешнее первого, (грамматическая норма)
4) Больной попросил врача нать ему воды. (лексическая норма)
5) Когда я прочитал повесть И. С. Тургенева, меня прежде всего
поразил ее сюжет. (грамматическая норма) 6) Ломоносов заме-
тил то, что богатство России будет произрастать из Сибири.
(грамматическая норма) 7) Всюду Печорина поджидает новая
драма. (лексическая норма) 8) Раневская отказывается от пред-
ложения вырубить сад. (грамматическая норма) 9) Мы узнали много интересных языковых фактов. (орфоэпическая норма) 10) Я сначала отвечу. (лексическая норма) 11) Катерина — про-
тивовес «темному царству». (лексическая норма)

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5392174_najdite-narusenia-leksiceskoj-normy/

http://class.rambler.ru/temy-grekov-v-f/gdz-3-russkiy-yazyk-10-11-klass-grekov-v-f-vopros-19-prochitayte-naydite-narusheniya-norm-38281.htm

Семинар 2. Лексические нормы

Необходимо сделать ВСЕ задания (вам понадобится материал сайта www.gramota.ru, для 10, 11, 12 – словари (есть в университетской библиотеке):

1. Берков, Валерий Павлович. Большой словарь крылатых слов русского языка: Ок. 4000 единиц / В.П.Берков, В.М.Мокиенко, С.Г.Шулежкова.—М.: Русские словари и др., 2000.—623с.

2. Бирих А.К. Словарь русской фразеологии: Историко-этимол. справ. / А.К.Бирих, В.М.Мокиенко, Л.И.Степанова; Под ред. В.М.Мокиенко.—СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та: Фолио-пресс, 1999.—700с.)

Задание 1. Устраните ошибки. Опре­делите причины этих ошибок (не учитывается значение слова или его стилистическая характеристика или др.).

1. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий явлений НЛО (не учитывается оттенок значения).

2. На сцену выходит очередная претендентка на звание чемпионки победительницы этого фестиваля.

4. Когда Таня и Вячеслав познакомились, оба были уже женаты в браке.

5. Ради любопытства заглянули в теплицы. На ветках болтались висели, дозре­вая, помидоры.

6. Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена сделана только из японских деталей.

7. Французское трио оставило захватывающее яркое впечатление.

8. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников читателей.

9. Докладчики обычно фигурируют оперируют такими выражениями, как «имеет ме­сто», «оказывать помощь» и т.п.

10.Тренер: «У нас хромают слабые защитники».

11.Недостаток приборов Неточные приборы ставитят под сомнение результаты экспериментов.

12.На костре – на костер собрались лучшие люди нашего села.

Задание 2. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1.После десятимесячного возраста ребёнка перевели на (искусное, искус­ственное) вскармливание.

2.Мы живём в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

3.В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.

4.Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.

5.Всё вокруг привлекательно: и (ближние, близкие), и (далёкие, дальние) холмы.

6.Студент быстро (усвоил, освоил) материал.

7.В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.

8.Беженцам (представили, предоставили) временное жильё.

9. Без вашей (подписи, росписи) документ недействителен.

10.Мне не нужна теория, мне нужен (практичный, практический) результат.

Задание 3. Укажите слова, употреблённые ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.

1. Самолёты значительно укоротили ускорили путь от Камчатки до Москвы.

2.Население страны возросло увеличилось на миллион человек.

3.В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток объем пи­сем о плохой работе энергетиков.

4. Мы были свидетелями поединка хоккеистов нашего факультета и хоккеистов со­трудников коммерческой фирмы.

5.Нас встретили с неподкупной неподдельной теплотой, как самых дорогих гостей.

6.Мне надо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной рекомендованной ли­тературы.

7.Весь иллюстрированный иллюстрационный материал он хранит в специальной папке.

8.Взаимопонимание обобщает сплачивает людей, делает их ближе, добрее, доверчи­вее.

9.Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются не учитываются.

10.В полку царило воинствующее воинственное настроение.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением логической сочетае­мости слов.

1. Большая половина часть игры уже прошла.

2. Уже в 1900 году имя писателя вышло на мировую арену стало известным.

4. Быстро и качественно! Фотографии на документы и памятные фото. (реклама).

5. У нас установились человеческие личные и деловые отношения.

6. Именно при нём расцвела выросла финансовая пирамида.

7. Вода у нас всегда несчитана была Воды у нас всегда было много.

8. Переговоры вошли в более другой виток другое русло.

9. Этот препарат не имеет противопоказаний и передозировок ограничений в дозировке

10.Эта выставка обогатит расширит ваш кругозор (реклама).

11.По нашему мнению, это тупиковый выход путь.

12.Черта бедности Прожиточный минимум московского пенсионера впервые перевалила за тысячу рублей.

Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости:

а) прилагательных и существительных:

1.На улице лил большой сильный дождь.

2.В разговоре он допустил сильную большую ошибку.

3.Никогда не прибегайте к сильным крепким словечкам, даже если окружающие по­зволяют себе это.

4.В этом случае оказывается сильное напряжение давление на сердце.

5.Это так идёт к сочетается с твоей белокурой причёской!

6.Подавляющее количество Большинство заданий было выполнено.

8.Его скоропостижный скорый отъезд взволновал всех.

б) глаголов и существительных:

1.Все сотрудники отдела постоянно наращивают совершенствуют мастерство.

3.Большое внимание благоустройству города будет оказано уделено в следующем году.,

4.В городе много людей, которые осуществляют имеют власть.

5.Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

6.Спикеру было рекомендовано не делать давать напрасных обещаний.

7.Не нужно из этого факта строить делать проблему.

8.Продукт пользуется авторитетом спросом у покупателей.

9. Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели понесли
ущерб.

Задание 6. Найдите примеры лексической избыточности, определите ее вид (тавтология или плеоназм), исправьте ошибки:

Тавтология (риторика) (от др.-греч. ταυτολογία) — риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.

1.Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

2.В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

3.Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю нашего класса.

4.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

5.Депутату приходится встречаться со всеми социальными слоями общества.

6.Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.

8.Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний.

9.Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку.

10.На территории Казанского собора были найдены археологические на­ходки.

11.Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.

12.Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.

13.Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.

14.Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.

Задание 7. Какие из приведённых слов содержат элемент –ман(ия) (страсть)? Объясните значения слов.

Задание 8. Какие слова пишутся через дефис, какие – слитно или раздельно? Что они обозначают?

Де-факто, (де)-юре, (депо, (декольте, (ва)-банк, (а)-конто, (виз(ви), (тет)-а-(тет), (персона) грата, (далай)-лама, дежавю), (донжуан, (метрдотель, рандеву), метранпаж), карт-(бланш), (альма)-матер, (альпари, (ленд)-лиз, кишмиш).

Задание 9. Найдите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.

1. Юноша во всём имитировал подражал старшему брату.

2. В последнем туре соревнований команда нашего института потерпела фиаско.

3. Незабываемый прецедент незабываемое событие произошло во время нашей поездки по Волге.

4. Рецензент отметил, что стихи написаны на некардинальные темы нашей жизни.

5. Преподаватель информировал сообщил о предстоящей контрольной по культуре речи.

6. Среди собравшихся превалировали преобладали студенты старших курсов.

7. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию нега­тивный эффект негативное впечатление.

8. Закон должен надёжно защищать права тинэйджеров молодежи в России.

9. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж коллектив Эрмитажа.

10.Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим
санкциям воздействия.

Задание 10. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины. Исправьте искажения.

1.Отношения России и Германии всегда играли имели важное значение в жизни обоих народов.

2.Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс сыграли роль по всей стране.

3.Пётр 1 придавал особую роль особое значение созданию флота.

4.Медики города оказывают медицинское обслуживание медицинскую помощь морякам.

6.Правительство могло бы оказывать осуществлять большую защиту населения Севера.

7.Сбербанк несёт ответственность и гарантии за гарантирует сохранность наших вкладов.

8.У нас есть компьютерная сеть, которая может нести иметь самое разнообраз­ное применение.

9.Медицина несёт на себе ответственность в случае возникновения эпи­демии.

10. Хозяйства, нарушающие экологическую обстановку, должны быть подвержены штрафным санкциям Нести штрафные санкции.

Задание 11. Укажите, какие значения соответствуют приведенным об­разным выражениям.

(А) Уродливый, безобразный / Восхвалять, прославлять / Вернуться в родной дом / Коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает / Красивая мужская фигура / Восхвалять / Совершить решительный поступок / Женщина, всецело поглощенная книжными, уче­ными интересами / Нависшая, угрожающая опасность / Мерка, под которую насильственно подгоняют что-то / Бесполезная попытка поправить дела / Скряга, жадина / Рослый, богатырского сложения великан / Неудержимый, громкий смех / Сомнительная, не оправдывающая понесенных жертв, победа / Ловелас, распутник, волокита / Необычные приключения, путешествия в одиночку / Добрый, бескорыстный человек

Задание 12. Прочитайте текст и объясните значения заимствованных слов.

Консенсус (соглашение) был достигнут. Хэппи-энд (счастливый конец).

Источник

Неверное употребление слова «триумф». По смыслу триумф — это момент славы, момент торжества, момент победы. То есть к характеристике места из пьесы относиться не могут. Лучше использовать «центральный момент», «центральный эпизод», «высшая точка».

На тройке не гарцуют. Тем более если кучер — лентяй. Гарцевать можно только всаднику и только верхом на лошади.

Произвести можно впечатление, а воздействие оказывают.

«Будничное» не бывает «самым», это прилагательное отноится к относительным.

«На зубок» можно знать. А вот выучить — это наизусть.

«Своя авобиография» — это масло масляное (тавтология). Если «автобиография» — то она по определению своя.

Стоять можно у истоков поэзии. Источников у неё нет, это не марксизм.

Под одну гребёнку нельзя стричь. А вот мерить можно одним метром или одной мерой.

За действительное обычно принимают (или выдают) желаемое, а не желательное.

Опять тавтология. Друг другу — это и есть взаимно.

Обсуждение можно начать только на следующий день.

Опять тавтология — «закопчёное копотью». Либо просто «закопчёное окно», либо «покрытое копотью».

Броситься можно только вниз. Или на кого-то. А ввысь — взмывают.

Тавтология. Полчаса — это и есть времени. Чего ещё может быть полчаса? Пельменей?

Пристально можно вглядываться. А слушать можно только внимательно.

Тавтология. Медвежья услуга никакой другой быть не может — только плохой.

Скоропостижной обычно бывает кончина. Отъезд же — внезапный, неожиданный, стремительный…

Скприпка бывает первой. А важная — роль.

Неудачный повтор «вынужден совержить вынужденную»… Ну ясен пень, что раз вынужден совершить — то посадка вынужденная.

Образ жизни — праздный. Праздничным бывает настроение или наряд.

Понятлив может быть читатель. А произведения — только понятными.

«свои индивидуальные» — опять тавтология.

Поют дифирамбы. А фимиам — курят. Причём «фимиам» обычно употребляется только в единственном числе (ровно как дифирамбы — во множественном).

Слово предоставляют. А представлять можно собсно участника.

«Мировоззрение на жизнь» — это ваще что? На жизнь могут быть взгляды. Может быть отношение к жизни. Мировоззрение «на что-то» быть не может.

⭐⭐⭐⭐⭐ Лучший ответ на вопрос «Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1. Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка. 2. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор. 3. Председательствует на заседании профессор, только что защитивший учёную степень. 4. Это шляпка так идёт к твоей белокурой причёске. 5. Его скоропостижный отъезд взволновал всех. 6. Она была отъявленная красавица. 7. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 8. На собрании уже который раз обсуждался вопрос о повышении дисциплины. 9. В 1918 году началась гражданская интервенция. 10. Мы впервые познакомились с произведениями Сервантеса.» от пользователя ВАЛЕРИЯ ПОРФИРЬЕВА в разделе Русский язык. Задавайте вопросы и делитесь своими знаниями.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1. Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка. 2. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор. 3. Председательствует на заседании профессор, только что защитивший учёную степень. 4. Это шляпка так идёт к твоей белокурой причёске. 5. Его скоропостижный отъезд взволновал всех. 6. Она была отъявленная красавица. 7. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 8. На собрании уже который раз обсуждался вопрос о повышении дисциплины. 9. В 1918 году началась гражданская интервенция. 10. Мы впервые познакомились с произведениями Сервантеса.

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1. Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка. 2. Роль …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Русский язык » Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1. Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка. 2. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор. 3.

  • Европа 4 ошибка 0xc0000142
  • Его речь насыщена обилием книжных слов ошибка
  • Его простые идущие от сердца слова сыграли свое дело речевая ошибка
  • Его приезд стал для меня неожиданным сюрпризом ошибка
  • Его поймали на честном слове ошибка