Коммуникативные качества речи. Этические нормы культуры речи.
Цель: Научить
определять причины нарушения
коммуникативных качеств речи и выработать
навыки самоконтроля речи.
Задание 1.
Определите
причину нарушения логичности речи в
данных фразах. Исправьте предложения.
Предложение |
Причина нарушения |
Потерпевший |
|
В море плавали |
|
Столяр сделал |
|
Восьми лет бабушка |
|
Мэрия постановила |
|
Он вернулся домой |
|
Меня обвиняют |
|
Кругом, кроме |
|
В кроссе приняли |
|
Композиция |
|
Я не посещал |
М
етодическая
справка. Логичность речи является
тем коммуникативным качеством, которое
делает нашу речь последовательной,
логически выстроенной, аргументированной.
Причинами нарушения логичности речи
могут быть:
1) Утверждение взаимоисключающих понятий.
В предложении Я совершил убийство,
но я не повинен в убийстве нарушена
логичность речи, так как одно утверждение
противоречит другому.
2) Сопоставление логически неоднородных
понятий. В предложении Сюжет этого
фильма перекликается с фильмом
известного режиссера ошибка допущена
потому, что сопоставляются понятия
сюжет и фильм.
3) Несоответствие действительности. В
предложении Он лежал на диване, читая
книгу и глядя в потолок нарушена
логичность, так как нельзя читать и
одновременно глядеть в потолок.
4) Нарушение порядка слов. В предложении
У печки стояла девушка, она была
жарко натоплена из-за нарушения
порядка слов возникает алогизм.
5) Объединение в качестве однородных
слов, выражающих несоотносимые или
скрещивающиеся понятия. В предложении
Для работы на складе требуются юноши,
девушки, кладовщики нарушено единое
основание для деления.
Задание 2.
Что является
причиной нарушения точности речи в
данных предложениях?
Предложение |
Причина нарушения |
Участники митинга |
|
Невнимательное |
|
Семь действующих |
|
Состоялся новый |
|
Он полный невежа |
|
Здесь же можно |
|
Чтение Маяковского |
|
Преподаватель |
|
Командир приказал |
|
Регламент работы |
|
Прошу обеспечить |
|
Мы широко |
М
етодическая
справка. Точность речи – это такое
коммуникативное качество, которое
необходимо для того, чтобы нас правильно
понимали. Ибо за точность речи всегда
в ответе говорящий. Результатом нарушения
данного качества часто является
двусмысленность фразы. Причинами
нарушения точности речи могут быть:
-
Употребление слова в несвойственном
ему значении. В предложении Не было
форума, поэтому собрание не состоялось
слово форум употреблено вместо
слова кворум, что является
причиной нарушения точности речи. -
Смешение паронимов. В предложении Он
очень дипломатический человек
наблюдается смешение паронимов и вместо
слова дипломатический следует
употребить слово дипломатичный. -
Многозначность слова (полисемия). В
предложении В преддверии Нового
года учителя распустили детей
глагол распустили – многозначное
слово, и предложение без соответствующего
лексического окружения допускает два
смысла: распустили – дали волю или
отправили на каникулы. -
Омонимия. В предложении Коса довольно
длинная слово коса имеет
несколько значений: девичья коса,
коса – инструмент и коса
– узкая полоска вдоль берега. О чем
идет речь в данном предложении –
непонятно. -
Неправильная лексическая сочетаемость.
В предложении Нас ждет неминуемая
победа нарушены правила
сочетаемости слов, так как слово
неминуемая(ое) сочетается
только со словами смерть, гибель,
поражение. -
Смысловая или речевая избыточность
(плеоназм, тавтология), или речевая
недостаточность. В предложении Дом
представлял собой огромную махину
наблюдается плеоназм: слово махина
уже содержит в себе компонент значения
огромный. -
Нарушение порядка слов. В предложении
В универмаге проводится выставка-продажа
для мужчин весенне-летнего сезона
нарушение порядка слов нарушает
точность речи, создает двусмысленность.
Задание 3.
Поберите к
данным словам синонимы.
Слово |
Синонимы |
аморальный |
|
вульгарный |
|
галантный |
|
инцидент |
|
оригинальный |
|
помпезный |
|
абстрактный |
|
нотация |
|
тенденциозный |
|
популярный |
Задание 4.
Употребите
данные слова в прямом и переносном
значениях.
Слово |
Прямое значение |
Переносное |
золотой |
||
черный |
||
тихий |
||
белый |
||
глубокий |
||
тонкий |
||
Наполеон |
Методическая справка. Богатство
языка проявляется прежде всего в
богатстве словарного запаса. Умение
передать одну и ту же мысль разными
словами, разными синтаксическими и
интонационными конструкциями
свидетельствует о богатстве речи.
Выразительность речи определяется
умением использовать слова в переносном
значении. К средствам выразительности
относятся: метафора, метонимия, гипербола,
сравнения и другие тропы.
Задание
5.
Определите причину нарушения
чистоты речи в данных фразах.
Предложение |
Причина нарушения |
Тут началось |
|
Я, как говорится, |
|
Я целиком и |
|
Мне необходимо |
|
Дебит моего |
|
Тамань – самый |
|
В «продуктовую |
|
Я получил |
|
Ехай на поезде. |
|
Ваша фирма несет |
|
Я как бы … помню |
Методическая справка. Чистоту
речи могут нарушать:
-
Диалектные, жаргонные и просторечные
слова, которые находятся за пределами
литературного языка. В предложении Он
владеет бритишовым языком в
совершенстве элементом,
нарушающим чистоту речи, является
жаргонное слово бритишовый.
Такие формы, как ехай, ложат, сохнули,
местов являются просторечными и,
следовательно, тоже нарушают чистоту
речи. -
Иноязычные слова. Обычно они нарушают
чистоту речи, если используются вместо
существующих русских слов, выражающих
те же понятия. Неуместное употребление
иноязычных слов в разговорной речи
часто осложняет понимание. В предложении:
Надо транспортировать вещи
нарушена чистота речи. Лучше сказать:
Надо перевезти вещи. -
Речевые штампы и канцеляризмы. В живой
речи следует избегать их, так они делают
нашу речь сухой, невыразительной. В
предложении Я поставил перед своими
домашними вопрос об оказании помощи в
уборке урожая употребление
канцеляризмов делает фразу неуместной. -
Слова-сорняки. В их роли выступают
слова, которые в языке служат для
выражения различных модальных и прочих
оттенков смысла высказывания: вводные
слова (значит, короче говоря, можно
сказать, так сказать, как говорится, в
общем, в принципе и др.), отдельные
слова (блин), частицы, местоимения,
междометия (ну, вот, это, э…).
Чрезмерное и частое употребление их
не к месту затрудняет понимание, засоряет
речь.
Задание 6. Данные
языковые формулы речевого этикета
распределите по ситуациям, в которых
их использование уместно
Языковые формулы |
В официальной обстановке |
В неофициальной обстановке |
В особых ситуациях |
Формулы приветствия
Здравствуй(те), доброе утро, очень рад |
|||
Формулы прощания
До свидания, пока, до завтра, до встречи, |
|||
Формулы благодарности Спасибо, |
|||
Формулы обращения
Ваше величество, ваше преосвященство, |
|||
Формулы просьбы
Сделай(те) одолжение, если вас (тебя) |
|||
Формулы представления
Разреши (те) представить, представляю, |
Методическая справка. Речевой
этикет определяется ситуацией, в которой
происходит общение. Любое общение имеет
начало, основную часть, заключение.
Общение может начаться с приветствия
или знакомства. По правилам хорошего
тона не принято незнакомому человеку
представляться самому – надо, чтобы
вас представили. Принято мужчину
представлять женщине, младшего –
старшему. Однако бывают случаи, когда
надо представиться самому. В этих случаях
этикет предписывает следующие языковые
формулы: Разреши(те) представиться,
я хотел бы) познакомиться, будем знакомы,
позволь(те) представиться, моя фамилия…
Официальные и неофициальные встречи
всегда начинаются с приветствия. В
русском этикете основная формула
приветствия – здравствуй(те).
Распространенным является приветствие,
указывающее на время встречи: доброе
утро, добрый день, добрый вечер.
Используются и приветствия, которые
выражают чувство радости от встречи,
уважительное отношение, желание общения:
очень рад вас(тебя) видеть, мое
почтение. Начальным формам общения
противостоят формулы, которые используются
в конце общения, при прощании: до
свидания, всего вам доброго, пока, до
вечера, до завтра, прощай(те), не поминай(те)
лихом и др.
В повседневной жизни люди, общаясь,
выражают благодарность. При выражении
благодарности используются языковые
формулы: спасибо, благодарю, я вам
очень признателен, огромное спасибо,
нет слов, чтобы выразить мою благодарность,
как я вам благодарен и др.
В повседневной жизни нам часто
приходится обращаться с той или иной
просьбой. В русском этикете существуют
языковые формулы для выражения просьбы:
прошу вас (тебя), не могли бы вы, не
будете ли вы так любезны, не затруднит
ли вас (тебя), если вам (тебе) нетрудно и
др.
Общение предполагает обязательное
обращение к тому, с кем говорящий
общается. Обращение испокон веков
выполняло несколько функций. Главная
– это привлечь внимание собеседника.
В официальной речи используются
собственные имена, название профессий
и должностей: Иван Иванович, уважаемый
президент. В разговорной речи
обращение может быть экспрессивно
окрашенным: Сонечка, солнышко,
бабулечка.
В русском речевом этикете нет универсального
обращения как по отношению к человеку,
занимающему высокое положение, так и к
рядовому гражданину. Такого, как пан
и пани (как в Польше, Чехии и Словакии),
мистер, миссис и мисс (как в
Англии, США), синьор, синьора, сеньорита
(как в Италии). Поэтому очень часто нам
приходится слышать обращения девушка,
женщина, отец, бабуля, мужчина в шляпе
и др. Данные обращения не являются
нейтральными и поэтому реакция на них
может быть разной: ссора, грубость в
ответ, обида. Лучше начать разговор без
обращения, используя такие формулы
этикета, как будьте так любезны,
будьте добры, простите.
В официальной речи сейчас воспринимается
как норма обращение господин Иванов,
госпожа Хакамада, господа, господин
президент. В армии, в заводской
среде используется в качестве обращения
слово товарищ: товарищ генерал,
товарищ Петров. Ученые, врачи,
преподаватели, юристы используют слова
коллега, коллеги.
Таким образом, вопрос об универсальной
языковой формуле обращения в русском
речевом этикете остается открытым.
Практическое
занятие 3.
Коммуникативные качества речи. Этические нормы культуры речи.
Цель: Научить
определять причины нарушения
коммуникативных качеств речи и выработать
навыки самоконтроля речи.
Задание 1.
Определите
причину нарушения логичности речи в
данных фразах. Исправьте предложения.
Предложение |
Причина нарушения |
Потерпевший |
|
В море плавали |
|
Столяр сделал |
|
Восьми лет бабушка |
|
Мэрия постановила |
|
Он вернулся домой |
|
Меня обвиняют |
|
Кругом, кроме |
|
В кроссе приняли |
|
Композиция |
|
Я не посещал |
М
етодическая
справка. Логичность речи является
тем коммуникативным качеством, которое
делает нашу речь последовательной,
логически выстроенной, аргументированной.
Причинами нарушения логичности речи
могут быть:
1) Утверждение взаимоисключающих понятий.
В предложении Я совершил убийство,
но я не повинен в убийстве нарушена
логичность речи, так как одно утверждение
противоречит другому.
2) Сопоставление логически неоднородных
понятий. В предложении Сюжет этого
фильма перекликается с фильмом
известного режиссера ошибка допущена
потому, что сопоставляются понятия
сюжет и фильм.
3) Несоответствие действительности. В
предложении Он лежал на диване, читая
книгу и глядя в потолок нарушена
логичность, так как нельзя читать и
одновременно глядеть в потолок.
4) Нарушение порядка слов. В предложении
У печки стояла девушка, она была
жарко натоплена из-за нарушения
порядка слов возникает алогизм.
5) Объединение в качестве однородных
слов, выражающих несоотносимые или
скрещивающиеся понятия. В предложении
Для работы на складе требуются юноши,
девушки, кладовщики нарушено единое
основание для деления.
Задание 2.
Что является
причиной нарушения точности речи в
данных предложениях?
Предложение |
Причина нарушения |
Участники митинга |
|
Невнимательное |
|
Семь действующих |
|
Состоялся новый |
|
Он полный невежа |
|
Здесь же можно |
|
Чтение Маяковского |
|
Преподаватель |
|
Командир приказал |
|
Регламент работы |
|
Прошу обеспечить |
|
Мы широко |
М
етодическая
справка. Точность речи – это такое
коммуникативное качество, которое
необходимо для того, чтобы нас правильно
понимали. Ибо за точность речи всегда
в ответе говорящий. Результатом нарушения
данного качества часто является
двусмысленность фразы. Причинами
нарушения точности речи могут быть:
-
Употребление слова в несвойственном
ему значении. В предложении Не было
форума, поэтому собрание не состоялось
слово форум употреблено вместо
слова кворум, что является
причиной нарушения точности речи. -
Смешение паронимов. В предложении Он
очень дипломатический человек
наблюдается смешение паронимов и вместо
слова дипломатический следует
употребить слово дипломатичный. -
Многозначность слова (полисемия). В
предложении В преддверии Нового
года учителя распустили детей
глагол распустили – многозначное
слово, и предложение без соответствующего
лексического окружения допускает два
смысла: распустили – дали волю или
отправили на каникулы. -
Омонимия. В предложении Коса довольно
длинная слово коса имеет
несколько значений: девичья коса,
коса – инструмент и коса
– узкая полоска вдоль берега. О чем
идет речь в данном предложении –
непонятно. -
Неправильная лексическая сочетаемость.
В предложении Нас ждет неминуемая
победа нарушены правила
сочетаемости слов, так как слово
неминуемая(ое) сочетается
только со словами смерть, гибель,
поражение. -
Смысловая или речевая избыточность
(плеоназм, тавтология), или речевая
недостаточность. В предложении Дом
представлял собой огромную махину
наблюдается плеоназм: слово махина
уже содержит в себе компонент значения
огромный. -
Нарушение порядка слов. В предложении
В универмаге проводится выставка-продажа
для мужчин весенне-летнего сезона
нарушение порядка слов нарушает
точность речи, создает двусмысленность.
Задание 3.
Поберите к
данным словам синонимы.
Слово |
Синонимы |
аморальный |
|
вульгарный |
|
галантный |
|
инцидент |
|
оригинальный |
|
помпезный |
|
абстрактный |
|
нотация |
|
тенденциозный |
|
популярный |
Задание 4.
Употребите
данные слова в прямом и переносном
значениях.
Слово |
Прямое значение |
Переносное |
золотой |
||
черный |
||
тихий |
||
белый |
||
глубокий |
||
тонкий |
||
Наполеон |
Методическая справка. Богатство
языка проявляется прежде всего в
богатстве словарного запаса. Умение
передать одну и ту же мысль разными
словами, разными синтаксическими и
интонационными конструкциями
свидетельствует о богатстве речи.
Выразительность речи определяется
умением использовать слова в переносном
значении. К средствам выразительности
относятся: метафора, метонимия, гипербола,
сравнения и другие тропы.
Задание
5.
Определите причину нарушения
чистоты речи в данных фразах.
Предложение |
Причина нарушения |
Тут началось |
|
Я, как говорится, |
|
Я целиком и |
|
Мне необходимо |
|
Дебит моего |
|
Тамань – самый |
|
В «продуктовую |
|
Я получил |
|
Ехай на поезде. |
|
Ваша фирма несет |
|
Я как бы … помню |
Методическая справка. Чистоту
речи могут нарушать:
-
Диалектные, жаргонные и просторечные
слова, которые находятся за пределами
литературного языка. В предложении Он
владеет бритишовым языком в
совершенстве элементом,
нарушающим чистоту речи, является
жаргонное слово бритишовый.
Такие формы, как ехай, ложат, сохнули,
местов являются просторечными и,
следовательно, тоже нарушают чистоту
речи. -
Иноязычные слова. Обычно они нарушают
чистоту речи, если используются вместо
существующих русских слов, выражающих
те же понятия. Неуместное употребление
иноязычных слов в разговорной речи
часто осложняет понимание. В предложении:
Надо транспортировать вещи
нарушена чистота речи. Лучше сказать:
Надо перевезти вещи. -
Речевые штампы и канцеляризмы. В живой
речи следует избегать их, так они делают
нашу речь сухой, невыразительной. В
предложении Я поставил перед своими
домашними вопрос об оказании помощи в
уборке урожая употребление
канцеляризмов делает фразу неуместной. -
Слова-сорняки. В их роли выступают
слова, которые в языке служат для
выражения различных модальных и прочих
оттенков смысла высказывания: вводные
слова (значит, короче говоря, можно
сказать, так сказать, как говорится, в
общем, в принципе и др.), отдельные
слова (блин), частицы, местоимения,
междометия (ну, вот, это, э…).
Чрезмерное и частое употребление их
не к месту затрудняет понимание, засоряет
речь.
Задание 6. Данные
языковые формулы речевого этикета
распределите по ситуациям, в которых
их использование уместно
Языковые формулы |
В официальной обстановке |
В неофициальной обстановке |
В особых ситуациях |
Формулы приветствия
Здравствуй(те), доброе утро, очень рад |
|||
Формулы прощания
До свидания, пока, до завтра, до встречи, |
|||
Формулы благодарности Спасибо, |
|||
Формулы обращения
Ваше величество, ваше преосвященство, |
|||
Формулы просьбы
Сделай(те) одолжение, если вас (тебя) |
|||
Формулы представления
Разреши (те) представить, представляю, |
Методическая справка. Речевой
этикет определяется ситуацией, в которой
происходит общение. Любое общение имеет
начало, основную часть, заключение.
Общение может начаться с приветствия
или знакомства. По правилам хорошего
тона не принято незнакомому человеку
представляться самому – надо, чтобы
вас представили. Принято мужчину
представлять женщине, младшего –
старшему. Однако бывают случаи, когда
надо представиться самому. В этих случаях
этикет предписывает следующие языковые
формулы: Разреши(те) представиться,
я хотел бы) познакомиться, будем знакомы,
позволь(те) представиться, моя фамилия…
Официальные и неофициальные встречи
всегда начинаются с приветствия. В
русском этикете основная формула
приветствия – здравствуй(те).
Распространенным является приветствие,
указывающее на время встречи: доброе
утро, добрый день, добрый вечер.
Используются и приветствия, которые
выражают чувство радости от встречи,
уважительное отношение, желание общения:
очень рад вас(тебя) видеть, мое
почтение. Начальным формам общения
противостоят формулы, которые используются
в конце общения, при прощании: до
свидания, всего вам доброго, пока, до
вечера, до завтра, прощай(те), не поминай(те)
лихом и др.
В повседневной жизни люди, общаясь,
выражают благодарность. При выражении
благодарности используются языковые
формулы: спасибо, благодарю, я вам
очень признателен, огромное спасибо,
нет слов, чтобы выразить мою благодарность,
как я вам благодарен и др.
В повседневной жизни нам часто
приходится обращаться с той или иной
просьбой. В русском этикете существуют
языковые формулы для выражения просьбы:
прошу вас (тебя), не могли бы вы, не
будете ли вы так любезны, не затруднит
ли вас (тебя), если вам (тебе) нетрудно и
др.
Общение предполагает обязательное
обращение к тому, с кем говорящий
общается. Обращение испокон веков
выполняло несколько функций. Главная
– это привлечь внимание собеседника.
В официальной речи используются
собственные имена, название профессий
и должностей: Иван Иванович, уважаемый
президент. В разговорной речи
обращение может быть экспрессивно
окрашенным: Сонечка, солнышко,
бабулечка.
В русском речевом этикете нет универсального
обращения как по отношению к человеку,
занимающему высокое положение, так и к
рядовому гражданину. Такого, как пан
и пани (как в Польше, Чехии и Словакии),
мистер, миссис и мисс (как в
Англии, США), синьор, синьора, сеньорита
(как в Италии). Поэтому очень часто нам
приходится слышать обращения девушка,
женщина, отец, бабуля, мужчина в шляпе
и др. Данные обращения не являются
нейтральными и поэтому реакция на них
может быть разной: ссора, грубость в
ответ, обида. Лучше начать разговор без
обращения, используя такие формулы
этикета, как будьте так любезны,
будьте добры, простите.
В официальной речи сейчас воспринимается
как норма обращение господин Иванов,
госпожа Хакамада, господа, господин
президент. В армии, в заводской
среде используется в качестве обращения
слово товарищ: товарищ генерал,
товарищ Петров. Ученые, врачи,
преподаватели, юристы используют слова
коллега, коллеги.
Таким образом, вопрос об универсальной
языковой формуле обращения в русском
речевом этикете остается открытым.
Практическое
занятие 3.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения. Предложение Причина нарушения нормы
Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.
В море плавали круги, лодки и моряки.
Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.
Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.
Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.
Он вернулся домой с ребенком и насморком.
Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.
Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.
В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики.
Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими.
Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене.
Методическая справка.
Причинами нарушения логичности речи могут быть:
1) Утверждение взаимоисключающих понятий. В предложении Я совершил убийство, но я не повинен в убийстве нарушена логичность речи, так как одно утверждение противоречит другому.
2) Сопоставление логически неоднородных понятий. В предложении Сюжет этого фильма перекликается с фильмом известного режиссера ошибка допущена потому, что сопоставляются понятия сюжет и фильм.
3) Несоответствие действительности. В предложении Он лежал на диване, читая книгу и глядя в потолок нарушена логичность, так как нельзя читать и одновременно глядеть в потолок.
4) Нарушение порядка слов. В предложении У печки стояла девушка, она была жарко натоплена из-за нарушения порядка слов возникает алогизм.
5) Объединение в качестве однородных слов, выражающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия. В предложении Для работы на складе требуются юноши, девушки, кладовщики нарушено единое основание для деления.
Источник
Определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения. Предложение Причина нарушения нормы
Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.
В море плавали круги, лодки и моряки.
Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.
Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.
Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.
Он вернулся домой с ребенком и насморком.
Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.
Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.
В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики.
Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими.
Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене.
Методическая справка.
Причинами нарушения логичности речи могут быть:
1) Утверждение взаимоисключающих понятий. В предложении Я совершил убийство, но я не повинен в убийстве нарушена логичность речи, так как одно утверждение противоречит другому.
2) Сопоставление логически неоднородных понятий. В предложении Сюжет этого фильма перекликается с фильмом известного режиссера ошибка допущена потому, что сопоставляются понятия сюжет и фильм.
3) Несоответствие действительности. В предложении Он лежал на диване, читая книгу и глядя в потолок нарушена логичность, так как нельзя читать и одновременно глядеть в потолок.
4) Нарушение порядка слов. В предложении У печки стояла девушка, она была жарко натоплена из-за нарушения порядка слов возникает алогизм.
5) Объединение в качестве однородных слов, выражающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия. В предложении Для работы на складе требуются юноши, девушки, кладовщики нарушено единое основание для деления.
Источник
«Языковые нормы»
1) Аналитические задания (работа в группах)
Задание для 1 гр.: определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.
Предложение | Причина нарушения нормы |
Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой. | |
В море плавали спасательные круги, лодки и моряки. | |
Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. | |
Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ. | |
Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи. | |
Он вернулся домой с ребенком и насморком. | |
Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт. | |
Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души. | |
В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики. | |
Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими. | |
Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене. |
Задание для 2 гр.: что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?
Предложение | Причина нарушения нормы |
Участники митинга строго обсудили террористов. | |
Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров. | |
Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. | |
Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели. | |
Он полный невежа в вопросах искусства. | |
Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары. | |
Чтение Маяковского продолжалось весь вечер. | |
Преподаватель привел пример, и он всех удивил. | |
Регламент работы библиотеки меня устраивает. | |
Прошу обеспечить моих престарелых родителей сеном и кормами. | |
Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина. |
Задание для 3 гр.: определите причину нарушения чистоты речи в данных фразах.
Предложение | Причина нарушения нормы |
Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии. | |
Я, как говорится, на вашей стороне, вы понимаете, но мне, как говорится, не к чему афишировать это. | |
Я целиком и полностью в вашем распоряжении. В общем и целом вы меня понимаете. | |
Мне необходимо достичь прежде всего консенсуса со своими детьми. | |
Дебит моего семейного бюджета превышает кредит. | |
Тамань – самый отстойный городишко из всех приморских таунов. | |
В «продуктовую корзину» входят те продукты, которые ложат на стол. | |
Я получил ассигнования в виде субвенций и трансфертов. | |
Ехай на поезде. Самолетом опасно. | |
Ваша фирма несет ответственность за то, что произошел облом в поставке товаров. |
2) Р.р. Монологическое высказывание
Задание: вспомните особенности речевого поведения своего друга/ знакомого/одноклассника. Какие слова-паразиты он использует? В каких условиях общения повышается частотность их употребления? Составьте список этих слов. Подумайте и составьте рекомендации для тех, кто хотел бы избавиться от этого речевого недостатка.
3) Р.р. Творческая работа
= Подберите и проанализируйте рекламный текст, в котором есть нарушения точности речи.
Дополнительное задание: объясните, почему были признаны неудачными следующие рекламные слоганы:
1. Наше пиво – пиво, от которого не толстеют. 2. Наше лекарство поможет даже самым безнадёжным больным. 3. Полный перечень похоронных услуг без посредников. 4. Пельмени «Добрые». Съежь свою удачу! 5. Покупайте нашу обувь – цены первого импортёра. 6. Цены сумасшедшие! 7. Требуется мужчина на мясо. 8. Похудение – 100 %. 9. Похудейте у нас – раз и навсегда. 10. Мы обставим вас и ваш дом. 11. Такие бабки мне давно не снились (реклама «Сбербанка» в клиентском зале пенсионного фонда).
4) Редактирование предложений
= Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением точности. Назовите причины неточности речи в каждом примере.
Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. Были представлены все условия для развития малого бизнеса. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. Мы поем на английском, чтобы нас поняла Европа, а также Англия и Америка. Введены ограничения для рыболовов на период нереста.
= Измените порядок слов так, чтобы исчезла двусмысленность высказывания.
Спортсмены желали избавиться от негативных эмоций и высоких результатов. Студенты требовали отмены межсессионной аттестации и ремонта интерната. Администрация пожелала работникам избавления от неудач и счастливой жизни.
= Исправьте грамматические ошибки
Прийдя в кино, был уже выключен свет. Сев на чужое место, произошёл конфликт с незнакомцем. Оставшись в одиночестве, женщину осветили лучи света. Войдя в вагон, он тронулся. У вошедшего в аудиторию студента сырел от пота лоб. На берегу лежал песок, хорошо упитанный влагой. Надо же было так обезуметься этой женщине.
5) Работа с текстом
= Выделите языковые средства выразительности в поэтическом тексте. Определите их функции.
лей на землю жизнерадостные лучи.
Звени, знойный, краснощекий,
Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля!
Побегу я на веселые поля.
Звени, знойный, черноземный,
Сердце радуйся и пояс развяжись!
Эй, душа моя, пошире распахнись!
Звени, знойный, кумачовый,
Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна,
лучезарная, бегучая волна.
Звени, знойный, разудалый,
Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.
Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.
Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.
Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.
Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.
Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.
Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.
Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.
Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.
Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.
Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.
Задание для 1 гр.: определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.
Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.
Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.
Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.
Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.
Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.
Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.
Задание для 2 гр.: что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?
Предложение | Причина нарушения нормы |
Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой. | |
В море плавали спасательные круги, лодки и моряки. | |
Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. | |
Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ. | |
Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи. | |
Он вернулся домой с ребенком и насморком. | |
Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт. | |
Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души. | |
В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики. | |
Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими. | |
Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене. |
Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.
Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.
Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.
Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.
Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.
Источник
Занятие по теме «Коммуникативные качества речи»
Коммуникативные качества речи
Цели: знакомство с понятием «коммуникативные качества речи», особенностями коммуникативного поведения человека в различных речевых ситуациях;
развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы; исправлять речевые ошибки; работать в группе/ паре;
воспитание языковой культуры.
1. Оргмомент. Мотивация
2. Актуализация знаний
1) Учебный диалог по теме «Языковые нормы».
2)Р.р. Конструирование словосочетаний/ предложений
= Употребите данные слова в прямом и переносном значениях: золотой, черный, тихий, тонкий, глубокий.
3. Работа по теме занятия
1. Работа в группах по изучению темы «Коммуникативные качества речи» (Приложение1)
Задание : изучите теоретический материал и п одготовьте сообщение об одном из коммуникативных качеств речи.
2) Консультации учителя (по мере необходимости)
1) Аналитические задания (работа в группах)
Задание для 1 гр.: о пределите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.
Задание для 2 гр.: что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях? Задание для 3 гр.: определите причину нарушения чистоты речи в данных фразах. 2) Р.р. Монологическое высказывание
Задание : вспомните особенности речевого поведения своего друга/ знакомого/одноклассника. Какие слова-паразиты он использует? В каких условиях общения повышается частотность их употребления? Составьте список этих слов. Подумайте и составьте рекомендации для тех, кто хотел бы избавиться от этого речевого недостатка.
3) Р.р. Творческая работа
= Подберите и проанализируйте рекламный текст, в котором есть нарушения точности речи.
Дополнительное задание : об ъясните, почему были признаны неудачными следующие рекламные слоганы:
1. Наше пиво – пиво, от которого не толстеют. 2. Наше лекарство поможет даже самым безнадёжным больным. 3. Полный перечень похоронных услуг без посредников. 4. Пельмени «Добрые». Съежь свою удачу! 5. Покупайте нашу обувь – цены первого импортёра. 6. Цены сумасшедшие! 7. Требуется мужчина на мясо. 8. Похудение – 100 %. 9. Похудейте у нас – раз и навсегда. 10. Мы обставим вас и ваш дом. 11. Такие бабки мне давно не снились (реклама «Сбербанка» в клиентском зале пенсионного фонда).
4) Редактирование предложений
= Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением точности. Назовите причины неточности речи в каждом примере.
Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. Были представлены все условия для развития малого бизнеса. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. Мы поем на английском, чтобы нас поняла Европа, а также Англия и Америка. Введены ограничения для рыболовов на период нереста.
= Измените порядок слов так, чтобы исчезла двусмысленность высказывания .
Спортсмены желали избавиться от негативных эмоций и высоких результатов. Студенты требовали отмены межсессионной аттестации и ремонта интерната. Администрация пожелала работникам избавления от неудач и счастливой жизни.
= Исправьте грамматические ошибки
Прийдя в кино, был уже выключен свет. Сев на чужое место, произошёл конфликт с незнакомцем. Оставшись в одиночестве, женщину осветили лучи света. Войдя в вагон, он тронулся. У вошедшего в аудиторию студента сырел от пота лоб. На берегу лежал песок, хорошо упитанный влагой. Надо же было так обезуметься этой женщине.
5) Работа с текстом
= Выделите языковые средства выразительности в поэтическом тексте. Определите их функции.
Звени, Солнце! Копья светлые мечи,
лей на землю жизнерадостные лучи.
Звени, знойный, краснощекий,
Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля!
Побегу я на веселые поля.
Звени, знойный, черноземный,
Сердце радуйся и пояс развяжись!
Эй, душа моя, пошире распахнись!
Звени, знойный, кумачовый,
Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна,
лучезарная, бегучая волна.
Звени, знойный, разудалый,
Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.
Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.
Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.
Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.
Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.
Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.
Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.
Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.
Задание для 1 гр.: о пределите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.
Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.
Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.
Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.
Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.
Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.
Задание для 2 гр.: что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?
Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.
Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.
Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.
Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.
Задание для 3 гр.: определите причину нарушения чистоты речи в данных фразах.
Источник
Предложение | Причина нарушения нормы |
Участники митинга строго обсудили террористов. | |
Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров. | |
Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. | |
Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели. | |
Он полный невежа в вопросах искусства. | |
Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары. | |
Чтение Маяковского продолжалось весь вечер. | |
Преподаватель привел пример, и он всех удивил. | |
Регламент работы библиотеки меня устраивает. | |
Прошу обеспечить моих престарелых родителей сеном и кормами. | |
Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина. |
Е. Т. Стрекалова Русский язык и культура речи Учебно-методическое пособие
Подобный материал:
- «Русский язык и культура речи», 479.57kb.
- Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность, 1867.83kb.
- И культура речи, 2068.88kb.
- Методическое пособие в помощь студентам вечернего факультета (специальность «тележурналистика»), 1028.16kb.
- Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей. Благовещенск:, 1278.83kb.
- Горобец е. Г., Карлина о. А., Нарушевич а. Г., Нечепуренко м. Ю. Русский язык и культура, 1353.94kb.
- Содержание разделов и тем дисциплины Русский язык и культура речи, 73.06kb.
- Русский язык и культура речи список литературы, 234.16kb.
- Программа курса «Русский язык и культура речи», 51.61kb.
- К примерной рабочей программе по дисциплине «Русский язык и культура речи», 45kb.
Задание 9. Проанализируйте данные предложения и укажите причину синтаксических ошибок. Дайте верный вариант.
Согласно распоряжения мэра внутриквартальное строительство запрещено.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Надо различать добро от зла.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Автор не только славит, но и сочувствует Игорю.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Вследствие предстоящего отъезда возлагаю на вас свои обязанности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою Родину.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Группа студентов написали письмо в профком.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Дети любовались то на море, то на картину.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Три соседние здания были построены в прошлом году.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть работ направлены нами на экспертизу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
В школе организована выставка, на которой представлены работы детей и родителей из пластилина.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Факты говорят за возможность использования резервов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическая справка. Причиной синтаксических ошибок могут быть:
- Нарушение правил управления. В предложении Я тревожусь о своих близких нарушено управление, так как слово тревожусь управляет винительным падежом с предлогом за, а не предложным.
- Нарушение правил согласования определения с определяемым словом или сказуемого с подлежащим. В предложении Он забил красивое пенальти нарушено согласование определения с определяемым словом, так как слово пенальти является словом мужского рода, а не среднего. В предложении Много сил ушли на выполнение данного проекта нарушено согласование сказуемого с подлежащим, так как при подлежащих, выраженных сочетаниями родительного падежа неодушевленных существительных со словами много, мало, несколько, множество, немного сказуемое употребляется только в единственном числе.
- Нарушение правил употребления однородных сказуемых с общим второстепенным членом. В предложении Подбор и наблюдение над фактами – необходимое условие исследовательской работы нарушена норма, так как слово подбор требует после себя родительного падежа, а творительного падежа требует только слово наблюдение. Правильно будет сказать: Подбор фактов и наблюдение над ними – необходимое условие исследовательской работы.
- Нарушение правил употребления производных предлогов, сохранивших свое лексическое значение и потому ограниченных в плане сочетаемости. В предложении Ввиду прошедших дождей уборка хлеба затянулась нарушена данная норма, так как предлог ввиду употребляется в том случае, когда речь идет о том, что предстоит. Правильнее употребить в этом предложении предлог вследствие.
- Нарушение правил употребления деепричастных оборотов. В предложении Играя в нашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть крупную сумму нарушением является то, что действие, обозначенное деепричастием, относится к слову шанс. По правилам русского языка действие, обозначенное деепричастием, и действие, обозначенное глаголом-сказуемым, должны совершаться одним лицом. Правильно будет сказать: Играя в нашем казино, вы имеете каждый день шанс выиграть крупную сумму.
- Нарушение порядка слов, что часто приводит к двусмысленности и комичности ситуации. В предложении В продажу поступила одежда для детей российского производства наблюдается двусмысленность фразы из-за нарушения порядка слов. Надо: В продажу поступила одежда российского производства для детей.
Практическое занятие 2.
Коммуникативные качества речи.
Этические нормы культуры речи.
Цель: Научить определять причины нарушения коммуникативных качеств речи и выработать навыки самоконтроля речи.
Задание 1. Определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.
Предложение | Причина нарушения нормы |
Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой. | |
В море плавали спасательные круги, лодки и моряки. | |
Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. | |
Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ. | |
Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи. | |
Он вернулся домой с ребенком и насморком. | |
Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт. | |
Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души. | |
В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики. | |
Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими. | |
Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене. |
Методическая справка. Логичность речи является тем коммуникативным качеством, которое делает нашу речь последовательной, логически выстроенной, аргументированной. Причинами нарушения логичности речи могут быть:
1) Утверждение взаимоисключающих понятий. В предложении Я совершил убийство, но я не повинен в убийстве нарушена логичность речи, так как одно утверждение противоречит другому.
2) Сопоставление логически неоднородных понятий. В предложении Сюжет этого фильма перекликается с фильмом известного режиссера ошибка допущена потому, что сопоставляются понятия сюжет и фильм.
3) Несоответствие действительности. В предложении Он лежал на диване, читая книгу и глядя в потолок нарушена логичность, так как нельзя читать и одновременно глядеть в потолок.
4) Нарушение порядка слов. В предложении У печки стояла девушка, она была жарко натоплена из-за нарушения порядка слов возникает алогизм.
5) Объединение в качестве однородных слов, выражающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия. В предложении Для работы на складе требуются юноши, девушки, кладовщики нарушено единое основание для деления.
Задание 2. Что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?
Предложение | Причина нарушения нормы |
Участники митинга строго обсудили террористов. | |
Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров. | |
Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек. | |
Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели. | |
Он полный невежа в вопросах искусства. | |
Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары. | |
Чтение Маяковского продолжалось весь вечер. | |
Преподаватель привел пример, и он всех удивил. | |
Командир приказал солдату почистить свое оружие. | |
Регламент работы библиотеки меня устраивает. | |
Прошу обеспечить моих престарелых родителей сеном и кормами. | |
Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина. |
Методическая справка. Точность речи – это такое коммуникативное качество, которое необходимо для того, чтобы нас правильно понимали. Ибо за точность речи всегда в ответе говорящий. Результатом нарушения данного качества часто является двусмысленность фразы. Причинами нарушения точности речи могут быть:
- Употребление слова в несвойственном ему значении. В предложении Не было форума, поэтому собрание не состоялось слово форум употреблено вместо слова кворум, что является причиной нарушения точности речи.
- Смешение паронимов. В предложении Он очень дипломатический человек наблюдается смешение паронимов и вместо слова дипломатический следует употребить слово дипломатичный.
- Многозначность слова (полисемия). В предложении В преддверии Нового года учителя распустили детей глагол распустили – многозначное слово, и предложение без соответствующего лексического окружения допускает два смысла: распустили – дали волю или отправили на каникулы.
- Омонимия. В предложении Коса довольно длинная слово коса имеет несколько значений: девичья коса, коса – инструмент и коса – узкая полоска вдоль берега. О чем идет речь в данном предложении – непонятно.
- Неправильная лексическая сочетаемость. В предложении Нас ждет неминуемая победа нарушены правила сочетаемости слов, так как слово неминуемая(ое) сочетается только со словами смерть, гибель, поражение.
- Смысловая или речевая избыточность (плеоназм, тавтология), или речевая недостаточность. В предложении Дом представлял собой огромную махину наблюдается плеоназм: слово махина уже содержит в себе компонент значения огромный.
- Нарушение порядка слов. В предложении В универмаге проводится выставка-продажа для мужчин весенне-летнего сезона нарушение порядка слов нарушает точность речи, создает двусмысленность.
Задание 3. Поберите к данным словам синонимы.
Слово | Синонимы |
аморальный | |
вульгарный | |
галантный | |
инцидент | |
оригинальный | |
помпезный | |
абстрактный | |
нотация | |
тенденциозный | |
популярный |
Задание 4. Употребите данные слова в прямом и переносном значениях.
Слово | Прямое значение | Переносное значение |
золотой | ||
черный | ||
тихий | ||
белый | ||
глубокий | ||
тонкий | ||
Наполеон |
Методическая справка. Богатство языка проявляется прежде всего в богатстве словарного запаса. Умение передать одну и ту же мысль разными словами, разными синтаксическими и интонационными конструкциями свидетельствует о богатстве речи. Выразительность речи определяется умением использовать слова в переносном значении. К средствам выразительности относятся: метафора, метонимия, гипербола, сравнения и другие тропы.
Задание 5. Определите причину нарушения чистоты речи в данных фразах.
Предложение | Причина нарушения нормы |
Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии. | |
Я, как говорится, на вашей стороне, вы понимаете, но мне, как говорится, не к чему афишировать это. | |
Я целиком и полностью в вашем распоряжении. В общем и целом вы меня понимаете. | |
Мне необходимо достичь прежде всего консенсуса со своими детьми. | |
Дебит моего семейного бюджета превышает кредит. | |
Тамань – самый отстойный городишко из всех приморских таунов. | |
В «продуктовую корзину» входят те продукты, которые ложат на стол. | |
Я получил ассигнования в виде субвенций и трансфертов. | |
Ехай на поезде. Самолетом опасно. | |
Ваша фирма несет ответственность за то, что произошел облом в поставке товаров. | |
Я как бы … помню о своем обещании…и , как бы, обещаю типа выполнить… |
Методическая справка. Чистоту речи могут нарушать:
- Диалектные, жаргонные и просторечные слова, которые находятся за пределами литературного языка. В предложении Он владеет бритишовым языком в совершенстве элементом, нарушающим чистоту речи, является жаргонное слово бритишовый. Такие формы, как ехай, ложат, сохнули, местов являются просторечными и, следовательно, тоже нарушают чистоту речи.
- Иноязычные слова. Обычно они нарушают чистоту речи, если используются вместо существующих русских слов, выражающих те же понятия. Неуместное употребление иноязычных слов в разговорной речи часто осложняет понимание. В предложении Надо транспортировать вещи нарушена чистота речи. Лучше сказать: Надо перевезти вещи.
- Речевые штампы и канцеляризмы. В живой речи следует избегать их, так они делают нашу речь сухой, невыразительной. В предложении Я поставил перед своими домашними вопрос об оказании помощи в уборке урожая употребление канцеляризмов делает фразу неуместной.
- Слова-сорняки. В их роли выступают слова, которые в языке служат для выражения различных модальных и прочих оттенков смысла высказывания: вводные слова (значит, короче говоря, можно сказать, так сказать, как говорится, в общем, в принципе и др.), отдельные слова (блин), частицы, местоимения, междометия (ну, вот, это, э…). Чрезмерное и частое употребление их не к месту затрудняет понимание, засоряет речь.
Задание 6. Данные языковые формулы речевого этикета распределите по ситуациям, в которых их использование уместно
Языковые формулы | В официальной обстановке | В неофициальной обстановке | В особых ситуациях |
Формулы приветствия
Здравствуй(те), доброе утро, очень рад видеть тебя (Вас), приветствую, привет, здравия желаю, салют, мое почтение. |
|||
Формулы прощания
До свидания, пока, до завтра, до встречи, желаю всего хорошего, спокойной ночи, всего вам (тебе) доброго, ну бывай(те), прощай(те), не поминай(те) лихом, салют. |
|||
Формулы благодарности
Спасибо, благодарю, позволь(те) вас (тебя) поблагодарить, я очень признателен тебе (вам), моя благодарность не знает границ, нет слов выразить свою благодарность. |
|||
Формулы обращения
Ваше величество, ваше преосвященство, сударь, сударыня, товарищ, брат, Иван Иванович, господин, господа, эй, Вань, гражданин, коллега, друзья, красавица, будьте так любезны |
|||
Формулы просьбы
Сделай(те) одолжение, если вас (тебя) не затруднит, не сочти(те) за труд, не могли бы вы, пожалуйста, прошу, будьте так любезны, извини(те), прости(те). |
|||
Формулы представления
Разреши (те) представить, представляю, позволь(те) познакомить, позволь(те) представиться, будем знакомы, я хочу познакомить Вас (тебя), познакомьтесь. |
Методическая справка. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Любое общение имеет начало, основную часть, заключение. Общение может начаться с приветствия или знакомства. По правилам хорошего тона не принято незнакомому человеку представляться самому – надо, чтобы вас представили. Принято мужчину представлять женщине, младшего – старшему. Однако бывают случаи, когда надо представиться самому. В этих случаях этикет предписывает следующие языковые формулы: Разреши(те) представиться, я хотел бы) познакомиться, будем знакомы, позволь(те) представиться, моя фамилия… Официальные и неофициальные встречи всегда начинаются с приветствия. В русском этикете основная формула приветствия – здравствуй(те). Распространенным является приветствие, указывающее на время встречи: доброе утро, добрый день, добрый вечер. Используются и приветствия, которые выражают чувство радости от встречи, уважительное отношение, желание общения: очень рад вас(тебя) видеть, мое почтение. Начальным формам общения противостоят формулы, которые используются в конце общения, при прощании: до свидания, всего вам доброго, пока, до вечера, до завтра, прощай(те), не поминай(те) лихом и др.
В повседневной жизни люди, общаясь, выражают благодарность. При выражении благодарности используются языковые формулы: спасибо, благодарю, я вам очень признателен, огромное спасибо, нет слов, чтобы выразить мою благодарность, как я вам благодарен и др. В повседневной жизни нам часто приходится обращаться с той или иной просьбой. В русском этикете существуют языковые формулы для выражения просьбы: прошу вас (тебя), не могли бы вы, не будете ли вы так любезны, не затруднит ли вас (тебя), если вам (тебе) нетрудно и др.
Общение предполагает обязательное обращение к тому, с кем говорящий общается. Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная – это привлечь внимание собеседника. В официальной речи используются собственные имена, название профессий и должностей: Иван Иванович, уважаемый президент. В разговорной речи обращение может быть экспрессивно окрашенным: Сонечка, солнышко, бабулечка.
В русском речевом этикете нет универсального обращения как по отношению к человеку, занимающему высокое положение, так и к рядовому гражданину. Такого, как пан и пани (как в Польше, Чехии и Словакии), мистер, миссис и мисс (как в Англии, США), синьор, синьора, сеньорита (как в Италии). Поэтому очень часто нам приходится слышать обращения девушка, женщина, отец, бабуля, мужчина в шляпе и др. Данные обращения не являются нейтральными и поэтому реакция на них может быть разной: ссора, грубость в ответ, обида. Лучше начать разговор без обращения, используя такие формулы этикета, как будьте так любезны, будьте добры, простите.
В официальной речи сейчас воспринимается как норма обращение господин Иванов, госпожа Хакамада, господа, господин президент. В армии, в заводской среде используется в качестве обращения слово товарищ: товарищ генерал, товарищ Петров. Ученые, врачи, преподаватели, юристы используют слова коллега, коллеги.
Таким образом, вопрос об универсальной языковой формуле обращения в русском речевом этикете остается открытым.
Ехать, лететь самолетом, поездом.
Говорить, работать старательно, правильно.
Танец, вальс танцевать, исполнять.
Погода, одежда сырая, мокрая образовать слово сочетание.
Перед вами страница с вопросом Ехать, лететь самолетом, поездом?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.