Ение поделиться сообщить об ошибке помощь

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Молодые ребята произвели на рассказчика очень приятное впечатление.

2)  В Эрмитаж некоторые ходят лишь ради того, чтобы похвастаться, что были там.

3)  Ермаков не мог похвастаться высокой начитанностью и любовью к «высокому».

4)  Честнее быть безразличным к искусству, чем фальшиво им восхищаться.

5)  Для того, чтобы человека уважали, недостаточно быть честным тружеником, мастером своего дела и человеком слова, без тяги к прекрасному человек неполноценен.

(1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл?»  — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел ». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

(12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков  — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав…

(19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих

мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.

(По Д. Гранину*)

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Огромная сумка, доверху набитая картофелем, вызывала у прохожих насмешку, и это больно задевало молодого человека.

2)  Рыцари, воспетые пылкими романтиками, всегда боялись огнедышащих драконов.

3)  Девушка чувствовала себя виноватой за то, что стала невольной обузой для молодого человека.

4)  Многие люди совершают благородные поступки не ради выгоды, а чтобы скрыть свою слабость.

5)  Рассказчик попросту сбежал от девушки.

(1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (3)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал…

(6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки  — и только и видели вы этого горе-змееборца.

(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

(11)— Девушка, вам помочь?  — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:

(14)—Куда вам?

(15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!

(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы  — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

(24)— Девушка, там у вас кирпичи?

(25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни…

(27)Господи, эти деревенские чудаки… (28)Картошку в сумке возить… (29)Она на рынке пять рублей стоит… (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (33)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.

(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

(39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес…

(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.

(44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь!  — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с

цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок… (48)А потом пошёл в университет.

(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.

(По М. Худякову*)

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Колька с детства мечтал стать лётчиком, как и его отец.

2)  Все выпускники после школы разъехались поступать в разные места.

3)  Мечта о самолётах живёт в герое и по сей день.

4)  Страх одиночества пересилил желание стать летчиком.

5)  Односельчане сочувствовали мальчику, вернувшемуся обратно в село.

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле  — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь  — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты…

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта  — всё

возвращается назад…

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

(По С. Мизерову*)

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Сисявы жили люди.

2)  После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности  — радоваться каждой минуте жизни.

3)  Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу.

4)  Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда.

5)  Память может противопоставить глухой, холодной вечности.

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело  — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое  — жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал  — мы решили, что это разбойники-грабители.

(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

(20)— Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени  — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше,  — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз  — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок  — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

(По Р. Савинову*)

5.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Предложения 19—20 содержат повествование.

2)  Предложения 10–11 объясняют содержание предложения 9.

3)  В предложении 13 представлено повествование.

4)  Предложения 19–25 включают рассуждение.

5)  Предложение 6 включает элемент описания.

(1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (3)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)«Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл?»  — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел ». (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

(12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков  — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав…

(19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих

мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.

(По Д. Гранину*)

6.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Предложения 33—34 содержат описание.

2)  Предложение 8 раскрывает содержание предложения 7.

3)  Предложения 9−14 включают повествование.

4)  В предложениях 24−29 содержится описание.

5)  В предложениях 4−5 представлено рассуждение.

(1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (3)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал…

(6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки  — и только и видели вы этого горе-змееборца.

(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

(11)— Девушка, вам помочь?  — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:

(14)—Куда вам?

(15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!

(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы  — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

(24)— Девушка, там у вас кирпичи?

(25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни…

(27)Господи, эти деревенские чудаки… (28)Картошку в сумке возить… (29)Она на рынке пять рублей стоит… (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса всё не было. (33)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!» (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.

(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

(39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес…

(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.

(44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь!  — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с

цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок… (48)А потом пошёл в университет.

(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.

(По М. Худякову*)

7.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Предложения 12—13 объясняют содержание предложения 11.

2)  В предложении 20 содержится описание.

3)  В предложениях 1—2 представлено повествование.

4)  Предложение 31 включает описание состояния человека.

5)  В предложении 27 содержится вывод из 26-го.

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле  — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь  — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты…

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта  — всё

возвращается назад…

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

(По С. Мизерову*)

8.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.

2)  В предложениях 26—27 содержится повествование.

3)  В предложении 14 представлено описание действий персонажа.

4)  В предложении 45 представлено повествование.

5)  В предложениях 11−12 содержится повествование.

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело  — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое  — жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал  — мы решили, что это разбойники-грабители.

(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

(20)— Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени  — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше,  — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз  — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок  — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

(По Р. Савинову*)

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.)  — российский писатель, публицист.

Ответы:

1-1234

2-35

3-34

4-15

5-245

6-235

7-245

8-135

В этой статье Вы узнаете, как получить помощь и пообщаться с менеджером или техподдержкой через различные каналы связи, или даже прямо из приложения оператора.

К сожалению, иногда случается, что приложение оператора работает некорректно. В таком случае Вы можете сообщить о проблемах и узнать их решение одним из представленных ниже способов.

Получить помощь в приложении оператора

Прямо в приложении оператора Вы можете нажать на кнопку «Помощь онлайн», после чего откроется стандартное окно виджета RedHelper:

Отправить отчет об ошибке из программы

В приложении оператора есть возможность не только известить нас об ошибке или некорректной работе программы, но и отправить автоматически сформированный отчет — «лог». Логи формируются во время работы программы, и с их помощью гораздо проще понять, из-за чего произошел сбой. Отправка нам таких сведений значительно ускоряет время устранения ошибки.

Чтобы отправить отчет об ошибке с прикрепленным логом Вам нужно нажать на кнопку «Сообщить об ошибке», описать ситуацию и поставить галочку «Включить сведения об ошибке в отчет», после чего нажать кнопку «Отправить»:

Сообщить о проблеме через личный кабинет на сайте RedHelper

После авторизации в личном кабинете Вы увидите кнопку «Обратиться» в блоке «Ваш персональный менеджер». После нажатия на нее откроется виджет чата, где Вы сможете сообщить о проблеме.

Написать нам на почту

Вы можете изложить суть проблемы в электронном письме, приложить к нему скриншоты и отправить нам на почту по адресу: info@redhelper.ru

Рассказать о проблеме по телефону

Достаточно позвонить на номер +7 (495) 212 92 57 и мы постараемся сделать все, чтобы помочь Вам!

Помощь
Вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Для вас доступны:

  • онлайн-чат и бесплатный обратный звонок на сайте RedHelper.ru
  • телефон +7 (495) 212 92 57
  • почта info@redhelper.ru

Еще есть вопросы? Отправить запрос

*Подключить плагин можно в разделе консоли вашего сайта Плагины.

С помощью данного плагина посетители смогут сообщить об опечатках или ошибках, замеченных на ваших сайтах.

Для того, чтобы отправить сообщение об ошибке, необходимо выделить текст на странице сайта, где замечена ошибка, и нажать сочетание клавиш Ctrl+Enter или специальную ссылку. Появится диалоговое окно, в котором пользователь сможет написать комментарий и отправить сообщение об ошибке.

Уведомления об ошибках приходят на е-мэйлы, указанные в настройках плагина. Информация об опечатках в консоли сайта не хранится.

Для работы плагина нужно настроить 2 важные вещи:

  1. Куда будут приходить сообщения об ошибке.
  2. Рассказать вашим пользователям, что на вашем сайте есть возможность сообщить об опечатке и как этим пользоваться.

1. Добавление e-mail адреса, на который будет отправляться уведомление об опечатке

Для того, чтобы добавить е-мэйл получателя зайдите в раздел консоли «Настройки» — «Сообщение об опечатке».

Введите в поле е-мэйл, на который будут отправляться уведомления об опечатках:

Также вы можете указать несколько адресов, е-мэйлы пишите через запятую:

2. Информирование посетителей о том, каким образом они могут сообщить об опечатке

Вы можете разместить в любом доступном месте вашего сайта информацию о том, как можно сообщить об опечатке на вашем сайте. Можно просто разместить текст в заметном месте

Заметили опечатку?
Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER.

Или вы можете воспользоваться виджетом, с помощью которого можно добавить ссылку, простую кнопку или любое изображение, при нажатии на которое будет срабатывать сочетание клавиш Ctrl+Enter (удобно в частности для мобильных устройств).

Зайдите в раздел консоли «Внешний вид» — «Виджеты», перетащите в нужную область виджет «Сообщение об опечатке».

Настройки виджета:

Заголовок — введите заголовок виджета (поле можно оставить пустым).

Описание сверху — добавьте описание, которое будет выводиться перед ссылкой или кнопкой. В описании можно использовать следующие html-теги форматирования текста: b,i,u,li,ul,h1,h2,h3,h4,h5,br,center,small.

Например, в этом поле можно вставить информационный текст «Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER или ссылку (картинку, кнопку) ниже.»

Тип — выберите тип ссылки, при нажатии на которую будет срабатывать Ctrl+Enter.

  • Ссылка — простая текстовая ссылка.
  • Изображение — можно будет вывести любую картинку.
  • Кнопка — будет отображаться кнопка с заданным цветом и текстом.

Параметр — Для типа «Ссылка» введите текст (например, «сообщите об ошибке»). Для типа «Изображение» введите путь к изображению (например: http://site.ru/image.jpg). Для типа «Кнопка» введите текст, который будет отображаться на кнопке.

Здесь можно посмотреть где брать ссылку на изображение, загруженное на ваш сайт.

Цвет — в данном поле можно задать цвет ссылки или цвет кнопки (в зависимости от выбранного типа).

Размер — в данном поле можно задать размер текста ссылки на кнопке, а также ширину изображения, если выбрана картинка.

Описание снизу — добавьте описание, которое будет выводиться после ссылки или кнопки. В описании можно использовать следующие теги форматирования текста: b,i,u,li,ul,h1,h2,h3,h4,h5,br,center,small.

Важно! Чтобы верхний текст, кнопка (ссылка, изображение) и нижний текст не сливались в одну массу, используйте тег <br> или просто перенос на новую строку клавишей Enter. В поле «Описание сверху» тег или перенос добавляйте после текста, а в поле «Описание снизу» — перед текстом.

Пример

Виджет с типом «Ссылка»:

На сайте:

Пример отображения виджета с типом «Кнопка»:

Просмотрено (10955) раз

Плагин позволяет получать от посетителей сайта уведомления о ошибках на сайте.

Визуально плагин выглядит так:

Скрипты плагина расположены в директории /javascript/jquery.yapro.Spelling/

Чтобы подключить данный плагин нужно:

1. перед тегом вписать следующее:

<script language=»Javascript» type=»text/javascript» src=»/javascript/jquery.yapro.Spelling/latest.js»></script>
<script language=»Javascript» type=»text/javascript» src=»/javascript/jquery.yapro.alert/latest.js»></script>
<link href=»/javascript/jquery.yapro.alert/latest.css» type=»text/css» rel=»stylesheet»>

2. Завести себе jabber-аккаунт, например на сайте jabber.ru и вписать данные в файл /jabber.php
К примеру, если Вы завели аккаунт sergey@jabber.ru

$jabber = array(‘server’=>’jabber.ru’, ‘port’=>5222, ‘nikname’=>’sergey@jabber.ru’, ‘password’=>’sergey12345’, ‘toJID’=>’sergey@jabber.ru’);

3. Настроить sergey@jabber.ru у себя на ПК (в любом клиенте, например Miranda, QIP и т.п.)
Проверьте работу скрипта на сайте выделив текст и нажав Ctrl + Enter, после чего получите сообщение об ошибке прямо в чат-клиент.

4. В любое место страницы вставить HTML-код подсказки, что на сайте действует такой плагин:

<div style=»line-height:23px»>Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите:
   <span class=»keyButton»>Ctrl</span> + <span class=»keyButton»>Enter</span>
</div>

5. CSS-код советую применять такой:

SPAN.keyButton {
   background:none repeat scroll 0 0 #ECECEC;
   border-color:#FFFFFF #BBB8AB #BBB8AB #FFFFFF;
   border-style:solid;
   border-width:1px;
   padding:1px 4px;
}

Оповещение на E-mail

Если Вы не хотите настраивать Jabber или у вас просто не получается его настроить, Вы можете получать оповещение на электронный ящик. Для этого просто создайте в директории /javascript/jquery.yapro.Spelling/ файл email.php в котором напишите свой E-mail, например так:

<?php
$email = ‘love@mal.ru’;
?>

По своему опыту скажу, очень много людей подсказывают ошибки на сайте, за это большое им спасибо.


12.01.2011 08:38

Задания для подготовки

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  ар..стократ, м..нистерство, д..визион

2)  оз..ряться, просм..треть, м..рячок

3)  выск..чка, д..ревья, выст..лить

4)  при..ритет, г..ризонт, стр..тегия

5)  расст..лается, прик..саться, ум..ротворение


2

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  зап..рать, р..стение, прил..гательное

2)  сп..раль, заст..лить, к..мфорт

3)  б..режок, ф..рмат, затв..рдеть

4)  предв..рительный, прид..рожный, зам..чать

5)  тв..рительный, з.. рница, пл..вец


3

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  доск..нально, нест..бильно, прид..раться

2)  распол..житься, б..лото, сж..гать

3)  получ..совой, л..нейка, зар..дить (телефон)

4)  прик..снуться, м..кать, в..тряная (мельница)

5)  гр..мыхало, тр..вяной, в..здушный


4

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  перекл..каться, подсв..тить, упл..тнить

2)  дост..ваться, задр..жала, многог..лосье

3)  ш..девр, п..тнистый, сч..тать

4)  бл..стательный, зап..реть, ст..кло

5)  водор..сли, подг..реть, над..рёт (уши)


5

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  д..визия, с..лдат, отп..реть

2)  к..сание, передв..жение, ст..пная

3)  нат..реть, р..сток, подр…стает

4)  об..щавший, г..лова, покл..ниться

5)  р..стение, прил..гательное, ск..кать


6

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  н..гилист, приор..тет, упр..жнение

2)  фин..нсист, подв..ротня, укл..ниться

3)  м..ридиан, ап..льсин, прикр..ватный

4)  ош..ломлённый, подл..жить, ур..внение

5)  прот..реть, л..сток, подк..вать


7

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  апл..дировать, шп..онаж, в..стибюль

2)  распроп..гандировать, пл..чо, зап..стись (провизией)

3)  ижд..венец, арист..крат, к..ндуктор

4)  непозв..лительно, выск..чка, пл..вчиха

5)  пол..гать, выр..щенный, л..донь


8

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  закл..нать, р..акция, пол..гать

2)  проф..риентация, д..брота, в..теран

3)  загл..денье, прим..рять (галстук), п..левая (кухня)

4)  вн..мательный, д..пломат, през..дент

5)  г..рода, насм..хаться, скр..пучая


9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  уб..ру, пр..лестный, подб..родок

2)  в..ртуоз, п..триотический, т..релка

3)  в..траж, з..ря, уг..реть

4)  предв..рительный, н..стальгия, фл..мастер

5)  в..нтилятор, св..сток, л..тательный (аппарат)


10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  выч..сление, разоч..рованный, яг..дный

2)  в..рмишель, ж..лание, м..кать (в воду)

3)  зам..реть, обм..кнуть, прил..жение

4)  пол..жение, пл..вец, вытв..рять

5)  оп..раясь, изм..нение, раст..рать


11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  ок..лдовать, г..лерея, д..легировать (полномочия)

2)  скр..пучий, к..лючий, выр..внять (пол)

3)  см..чить (водой), зар..стёт, (мороз) кр..пчал

4)  к..мин, д..ректор, н..тариус

5)  бл..готворительный, анн..тация, заб..ру (домой)


12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  ауд..енция, пр..зидент, пр..вет

2)  ст..ллаж, к..ндидат, к..лач

3)  расст..латься, подг..ревший, ог..рчаться

4)  об..няние, од..ваюсь, ув..жение

5)  поч..нить, т..релка, пол..жение


13

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  тр..петать, б..стион, упл..тнить

2)  макул..тура, запл..тать, выр..щенный

3)  разв..вающийся (флаг), прим..рять (платье), восп..вать

4)  безотл..гательный, зап..раться, выр..с

5)  изл..жение, г..релка, сж..гать


14

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  сж..гать, орб..тальный, пол..мический

2)  вызв..лить, напом..нание, предст..вительный

3)  экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать

4)  разг..реться, укл..ниться, за́р..сли

5)  выб..рающий, з..рница, выл..жить


15

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  выск..чить, непост..жимый, т..атральный

2)  окам..неть, сокр..щать, приг..ревшая

3)  ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4)  прив..заться, скр..пучий, щ..бетать

5)  исст..ри, см..шать (краски), осл..плённый

Задания тренировочных и диагностических работ

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  к..мпонент, л..леять, ш..девр

2)  од..чать, зан..маться, перекл..каться

3)  энциклоп..дический, одр..хлевший, прис..гать (родине)

4)  ок..лдовали, фил..рмония, д..рижировать

5)  орх..дея, од..колон, м..тинговать


2

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  уб..рать (листья), проз..рливый, оз..рять (всё вокруг)

2)  ур..нить (тарелку), р..стовщический, прит..реться

3)  напом..нание, переск..чить, пл..вучий

4)  заст..лить, прон..кать (в дом), к..сатка (в океанариуме)

5)  возг..рание, к..снуться (рукой), пол..жение


3

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  сод..ржимое, водор..сли, соч..таемость

2)  подн..мая (тяжести), зап..рать (дверь), поч..тать (старших)

3)  переск..чить, запр..сить (документы), т..ребить (платок)

4)  заг..релись (глаза), прир..щение, разж..мать

5)  возвр..щает (долги), оз..рение, к..сые (лучи солнца)


4

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  выск..чка, бл..стательный, зам..рать

2)  п..риод, уб..речь, зам..чательный

3)  распл..влять (металл), зоол..гический, прим..рить (врагов)

4)  пóн..тый (текст), выг..рать, оз..рение

5)  душеразд..рающий, (по) к..сательной, сл..жение (основ)


5

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  (ударился) оз..мь, упр..стить, приг..рюнился

2)  подб..родок, к..стюмер, поч..нить

3)  ув..жение, стр..жайший, см..ренный

4)  расч..ртить, нар..вне, (крепкая) б..чёвка

5)  покл..ниться, пропол..скать (бельё), г..ризонтальный


6

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  од..чать, изд..лека, задр..жать

2)  опл..тить (заказ), осн..щение, сп..собный

3)  ск..сить (траву), пол..мизировать, см..рение

4)  прот..реть, дер..вяшка, бл..городный

5)  ут..шитель, ф..нтастический, перекл..каться


7

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  к..рдинальный, л..минировать, об..няние

2)  п..риодический, г..ризонт, ветер..нар

3)  п..рила, сер..ал, пок..рать

4)  ф..рмализм, сокр..щение, возр..жать

5)  эм..лированный, укр..щать, ижд..венец


8

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  неприк..саемый, ош..ломлённый, ярм..рочный

2)  ск..зание, осн..щение, р..систая (поляна)

3)  сп..собный, повт..рять, ум..лять (значение)

4)  к..стрюля, л..нгвистический, препод..вать

5)  умн..жать, дер..вяшка, расст..гнуть


9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  ре..лизм, прот..реть, (ржавая) л..пата

2)  ск..льзящий, изм..нение (плана), экспр..ссивный

3)  пом..шать (кому-то), м..тив, г..ризонтальный

4)  пл..нительный, сер..ал, г..релка

5)  принадл..жать, разг..дать, т..рминология


10

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  ст..мулировать, сат..рический, предпол..гать

2)  выч..тание, оз..рение, проб..раться

3)  эст..тический, оч..стительный, хр..никальный

4)  г..рделивый, обог..щать, выт..рать

5)  бл..стательный, з..рница, к..сательная (к окружности)


11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит

2)  ол..цетворение, преобр..зовать, выр..сли

3)  с..тевой (шнур), ум..лять (значение), п..тнистый

4)  соб..рёт, аб..туриент, пос..деть (от горя)

5)  отр..хнуть, нав..вать (воспоминания), прил..скать (щенка)


12

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  насл..ждение, анал..гичный, бл..стательный

2)  пр..стоватый, выт..рли, приж..мать

3)  оз..рение, выск..чка, зам..реть

4)  выг..рать, пол..гаться, зап..реться

5)  рассч..тать, предст..вление, ижд..венец


13

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  предст..влять, предназн..чение, уг..сать

2)  предохр..нить, ф..нтазия, выр..сти

3)  пригл..шать, дек..рация, с..реневый

4)  спуск с г..ры, арифм..тический, упр..щать

5)  препод..вать, осн..щение, ст..лизованный


14

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  упр..вляющий, конс..рвированный, напр..жённый

2)  разд..вать (указания), волеизъ..вление, неув..дающая (красота)

3)  расст..лить, вопл..тить, сомн..ваться

4)  заж..гать, обр..мление, нагром..ждение

5)  арт..стический, ог..рчение, оф..рмлять


15

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  зар..внять (яму), ог..рчиться, покл..ниться

2)  к..снуться, соб..рательный, заск..чили

3)  обж..гаться, пок..сившаяся (избушка), поч..татель (таланта)

4)  зам..реть (от испуга), обм..кнуть (хлеб в варенье), прил..жить (усилия)

5)  сб..режения, бл..стящий, (поле) оз..рилось (солнцем)

Когда всё падает — это нормально. Особенно в IT. Даже Марку Цукербергу периодически приходится извиняться, когда сбой в работе соцсетей приводит к миллиардным потерям. Надеемся, что у вас таких потерь не будет, поэтому поговорили с разработчиками, тимлидами и менеджерами. Спросили, что и как нужно делать, когда всё плохо, чтобы не навредить карьере. 

Почему вообще сообщать об ошибках сложно

Рабочий процесс не идеален, ошибки случаются по разным причинам, мы не всегда в этом виноваты, а даже если и виноваты, то и это тоже естественно. Но когда ошибка случается, коммуникация с коллегами затрудняется. 

Так работают наши психологические механизмы. У каждого из нас есть набор представлений о себе, и в этот набор по умолчанию входит установка «я прав». Момент, когда нужно рассказать о неполадках в работе, разрушает эту установку и нам становится неприятно и неловко.

Исследования показывают, что непризнание вины может повысить самооценку.

Хотя исследования психологии правонарушений говорят, что признание в ошибках делают люди, которые готовы изменить поведение. Когда случаются неприятности, мы тратим время на выбор тактики и стратегии поведения, и это может привести к худшим последствиям: сроки исправления затянутся, коллеги обидятся.

Поэтому мы собрали мнения и истории, которые помогут построить свой алгоритм действий в сложных ситуациях, не отвлекаясь на сомнения и выбор линии поведения.

Чем быстрее, тем быстрее

Кевин Риггл, специалист по информационной безопасности и консультант, рекомендует сразу определить, в какой из чатов вы сообщите о проблеме. Причём критерием выбора должна быть скорость: люди, которым важно знать о проблеме, должны максимально быстро отреагировать на сообщение. Но оповещение не должно затрагивать ту часть команды, которую не коснутся перебои в работе. 

Это может быть рабочий чат в мессенджере, соцсетях или сообщение на электронную почту, а скорее всего — всё вместе. Главное — оповестить всех членов команды, кого может затронуть инцидент. В Atlassian также рекомендуют использовать специальную Status page или виджеты и пуши, чтобы сообщать об инцидентах клиентам. В крупных компаниях, как правило, такие механизмы уже отработаны, но не факт, что все знают и помнят, как ими пользоваться.

Назовите проблему сразу же

Сбои в работе — тот случай, когда можно пропустить даже приветствие. Если вы пишете в мессенджер, начните сообщение с заголовка. Если чат большой и активный, привлекайте внимание к сообщению — выделите текст жирным начертанием, поставьте эмодзи. Если вы решили извещать команду по электронной почте, опишите суть в теме письма. Например, «производственный сбой в базе данных». Не нужны общие фразы и оценки, такие как «у нас неприятности», «пишу, чтобы сообщить об ошибке» и так далее. Сразу переходите к делу.

Мне совершенно всё равно, как будет сказано, хоть матом. Главное, чтобы сразу же сказали, что и где упало и что с этим делали. Когда случилась проблема, обычно уже не до процедур. Часто начинают паниковать. Но важно уметь спокойно разбираться и чинить, пока тебя дёргают со всех сторон — это отдельный скилл. Он приходит с опытом.

Кира 2Pizza, ведущий разработчик

Антонина Лебединская, бизнес-тренер, эксперт по менеджменту и личной эффективности и преподаватель Нетологии, предлагает использовать самые простые и короткие формулировки. Чем более далека от технической части аудитория, которая получит письмо, тем проще нужно писать. В детали погружаться не нужно вовсе. Если же в деле есть важные детали, лучше дать ссылку на документ или дашборд, где с ними можно ознакомиться. Ничего объяснять для начала тоже не надо: может быть, вы и сами ещё не понимаете, в чём проблема. Тем более не надо оправданий о том, что «оно само». Вообще ничего не нужно, кроме факта.

Добрый день, коллеги.

Сегодня стала недоступна функция Х.

Проявить эмпатию, если это уместно

Этот пункт зависит от того, кому вы сообщаете об ошибке. Как правило, конечным пользователям и клиентам принято сообщать, что вы сожалеете, что поставили их в неловкую ситуацию.

Приносим извинения за этот инцидент. 

Мы понимаем, что эта функция крайне важна для вашей работы в системе. 

Эта формулировка нейтральная и подходит для широкой аудитории: разных клиентов, руководителей, бизнес-отделов, бухгалтерии. 

Конечно, это нужно далеко не всегда. Допустим, у вас неформальные отношения в команде и вы пишете в соседний отдел, где принято общаться на сленге и в целом царит суровая атмосфера. Формальный подход вызовет недоумение, зато можно сказать: «Понимаю, как мы все влипли, будем выбираться».

Рассказать, как и когда все исправите 

Даже если вы пока не знаете, как и что сделаете, хотя бы сообщите, что уже работаете над вопросом. Ну а если вы пишете руководству, можете указать подробности в теле письма или  в сообщении в чате. 

Михаил Корнеев, тимлид, автор YouTube-канала «Хитрый питон»

На мой взгляд, важно уведомлять команду оперативно, но при этом сообщить достаточно подробную информацию о том, что произошло, какие могут быть последствия и что делается для исправления. Недавно мы нашли проблему в безопасности, довольно заметную. Конечно, сразу об этом сообщили. Я удалил конкретику из письма, а то, что осталось, можно использовать как шаблон:

Макс, привет!

У нас случился security-провал, ставлю тебя в известность. У нас xxx, и из-за этого yyy (описание ситуации и вероятных последствий). 

Что делаем, чтобы исправить:

  1. Я запросил у Васи информацию, которая нам поможет информировать NNN.

  2. Завёл тикет, в рамках которого поправим ZZZ.

  3. Договорился с Петей, что теперь в чек листе будет отдельная задача на проверку xxx.

 Лучше всего рассказать, когда вы сможете восстановить нормальную работу, хотя бы приблизительно. Ваши коллеги тоже планируют день, и им нужно знать, как долго какие-то функции будут недоступны. Иногда вместо описания шагов вам потребуется запросить обратную связь или ресурсы. Пишите об этом сразу же, в одном сообщении с обозначением проблемы. Список ресурсов или действий, которые вам нужны, укажите тоже сразу. 

Специалисты работают над исправлением ситуации.

Мы рассчитываем вернуть функцию до конца дня. Если вы заметили ошибку в своей работе, пришлите описание или скриншот мне. Если хотите помочь, принесите кофе на второй этаж.

Опция для продвинутых — рассказать, что случится, если вы НЕ почините то, что сломалось. Может понадобится, когда требуются дополнительные ресурсы и вы просите их у руководства.

Назначить ответственного

Елена Степанова, разработчик и product owner из Nokia, считает, что нужно назначить человека, который будет координировать весь процесс, пока проблема не решится. Это должен быть сотрудник, который достаточно компетентен, чтобы разобраться с технической проблемой. К тому же, с хорошоими коммуникационными навыками. Если у вас в команде есть проджект-менеджер — то вам повезло, эту ответственность можете смело делегировать ему.

Елена Степанова, разработчик и product owner из Nokia

Внутри команды у нас сообщения предельно прямолинейные и простые: сломали вот это, коллега N занимается анализом, выглядит не очень сложно, починим в течение суток. Главное — указать:

— какие компоненты задействованы и на что влияет поломка

— кто отвечает за решение проблемы 

— какой примерный срок починки

Все понимают, что ошибиться может любой, и надо прийти помочь коллеге разобраться, если проблема уже знакома.

Ответственного и его контакт можно и нужно указывать всем, кого коснулась ошибка. Именно этот человек должен собирать обратную связь: репорты о новых багах, отчёты о старых. Кто-то должен аккумулировать всю информацию в одном месте, работать копилкой идей и решений, чтобы координировать информационные потоки. Для этого можно выделить даже отдельный канал в мессенджере.

Контакт ответственного нужно дать всем заинтересованным лицам. Возмущение сотрудников тоже придётся принимать на себя ответственному — негативные реакции были, есть и будут, но на них, как правило, некогда отвлекаться.

Не искать виноватых

Каждый сбой — это повод проверить, что не так в рабочем процессе. Но нужно чувствовать разницу: искать причину ошибки, а не кого-то, на кого свалить неудачу. Когда инцидент уже произошёл, велик риск начать поиск виноватых, погрязнуть во взаимных обвинениях и конфликте, считает Product Adviser Александр Дученчук. Но это то, чего делать как раз не нужно. Проблему вы решите, а отношения испортятся. 

 Александр Дученчук, Product Adviser 

Наша команда подхватила стартап, которые вышел с инвестраунда, у них были мобильное приложение и сайт. Оба костыльно написанные, с двумя разными базами, которые также костыльно синхронизировали. Нам поставили задачу переписать оба продукта, начиная с API. Идея была в том, чтобы сделать общий бэкенд для сайта и приложения. Мы посчитали, назвали сроки и начали пилить. 

Приходит срок релиза API, бэкенд готов, всё круто. Но! Сайт-то висит старый, со старым бэком, и там сотни тысяч юзеров, и никто не подумал, что мы не сможем релизить продукты с разными и рассинхронизипованными базами. А сроки-то названы, под них подвязан инвестраунд следующий. Перед нами два варианта: либо мы строим синхронизацию между старой и новой базой на время, пока делаем сайт, либо ничего не релизим и уходим в разработку сайта. Приходим к инвесторам, объясняем честно ситуацию, признаёмся, что не спланировали полностью миграцию, предлагаем оба варианта решения. 

Закончилось всё не фатально, продукт полностью релизнули и мигрировали на новые базы, но пришлось посидеть какое-то время без выплат, потому что с отложенным релизом отложился и раунд инвестиций.

Мораль сей басни такова: планируйте до конца весь флоу, проговаривайте честно свои ошибки, давайте сразу варианты решений, и если уже ошиблись, то несите ответственность за ошибки и принимайте их спокойно, не ссорясь с заказчиком. Главный тезис — сначала проверяешь, можно ли решить проблему и за какое время. Идёшь и честно объясняешь ситуацию. Никого не винишь, это тоже очень важно, даже если где-то были со стороны заказчика недосказанности.

Правда, бывают случаи, когда причина ошибки всё-таки в конкретном человеке, допустим, злостном нарушителе техники безопасности. Если есть такие истории — рассказывайте в комментариях.

Сообщить, когда всё наладится

Когда все восстановите, обязательно напишите ещё одно письмо — оно будет короче и приятнее. Пишите в те же чаты и тем же адресатам на почту, даже если на первое сообщение никто из них не отреагировал. Схема та же: заголовок с важным фактом, коротко — раскрыть суть.

Функция х снова работает

Добрый день

Работа приложения восстановлена в полном объёме

Если заметите сбои — пишите ххх

Пример большого и подробного письма

В стрессовых ситуациях, а ошибки — это стресс, лучше всего работают понятные алгоритмы и наработанные решения. Мы нашли пример письма с сообщением об инциденте от консультанта Кевина Риггла, которое можно использовать для работы.

Тема: Производственный сбой в базе данных

Кластер первичной базы данных перестал отвечать на запросы в 0:02 UTC — 17:02 по тихоокеанскому времени. Через тридцать секунд производство переключилось на вторичную базу данных и предупредило об инциденте. 

Сайт по-прежнему функционирует, но, если из-за сбоя отключится вторичный кластер базы данных, сайт выйдет из строя.

Я куратор инцидента. Координация через канал отработки отказа # 2021-03-15-production-failover в Slack.

Представитель по связям с клиентами: Джейла М.

Специалисты в данной области: Алисия С., Дэйв Д.

В письме обозначено, когда произошёл инцидент, в чём суть проблемы, какие у неё последствия, кто ей занимается и в каком чате команда может обсудить решение. Это самые важные детали, которые позволят в любой момент вернуться к письму и увидеть, что произошло и кто за что отвечает, пока инцидент не исчерпан.

  • Ему стало легко узнав что занятий сегодня не будет какая ошибка
  • Ему пришлось проглотить эту горькую пилюлю ошибка
  • Ему нужно кардинальное изменение ситуации ошибка
  • Ему мало на подготовку полчаса времени ошибка
  • Ему захотелось заглянуть на небо ошибка