Если больной принимает препарат сила заболевания бывает намного легче исправить ошибку

В предложениях исправьте лексические ошибки с объяснением в каждом случае (рядом с предложением должно быть краткое объяснение).

1. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.
2. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.
3. Мы никогда не найдем двух одинаковых людей: один умнее, другой работоспособнее.
4. Герой мыслит и действует логически, а героиня – эмоционально.
5. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
человек
жизнь
душа
уровень
герой
предложение
мотив
сила
случай
заболевание
ошибка
препарат
объяснение
запал
героиня

Упражнения по стилистике русского языка — Ирина Борисовна Голуб 2001

Лексическая стилистика
Смысловая точность речи
Использование в речи антонимов

Упражнение 52. Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.

1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (Брюс.) 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах (Л.). 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь (П.). 4. А голова ему вослед, как сумасшедшая, хохочет, гремит: «Ай, витязь, ай, герой! Куда ты? тише, тише, стой!» (П.) 5. И любови цыганской короче были страшные ласки твои (Бл.). 6. Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью (Бл.). 7. Я видел: ива молодая Томилась, в озеро клонясь, А девушка, венки сплетая, Все пела, плача и смеясь (Бл.). 8. Ведь тот же огненный желток, что скрылся за борт, он одному сейчас — Восток, другому — Запад (Возн.). 9. Я соловей: я без тенденций и без особой глубины… Но будь то старцы иль младенцы. Поймут меня, певца весны (Сев.). 10. Она была не хороша, не дурна собою (Г.). 11. Не легковесен ты и не тяжел (Марш.). 12. И перекрыты выходы и входы, И путь один — туда, куда толпа (Выс.). 13. Расставанья и встречи — две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Долм.). 14. Пока мы о прошедшем сожалеем, жизнь день грядущий в прошлый превратит (Гамз.). 15. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб (Ок.). 16. Философия — древняя наука, рассуждающая об уме и глупости, о правде и лжи, о жизни и смерти (из газ.). 17. Приходите в любой день — в начале и в конце недели, в первых и в последних числах месяца: я всегда вам рад (из газ.). 18. Меня не то чтоб ругают, но и не то, чтоб хвалят (Дост.). 19. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако и не тонкие (Г.). 20. Золотом платят за подлость, За мужество — только свинцом (Моз.).

Упражнение 53. Разграничьте в тексте антонимы и слова, которые противопоставлены лишь в контексте. Определите их стилистические функции.

1. Я музыка горя, ты музыка лада! Ты музыка счастья, я нота разлада (Возн.). 2. Все летит, летит Земля мильоны верст… Вдруг да в бездорожье улетели? А дорога наша: колыбель — погост, Майский дождь — февральские метели (Марк.). 3. Ищу я выход из ворот, но нет его — есть только вход, и то не тот (Выс.). 4. Все девы издали прелестны, и поэтичны, и милы — вблизи скучны, неинтересны, и меркантильны, и пошлы (Сев.). 5. Меж ежедневных Черных речек я светлую благодарю, меж тыщи похоронных свечек — свечу заздравную твою (Возн.). 6. Поле любимо, но небо возлюбленно (Возн.). 7. Поминают, когда мертвы, забывая, когда живые (Возн.). 8. Встречал беду и радость на дороге я. Смеялся, плакал я, но время мчалось… И горем оборачивалось многое, То, что сначала радостью казалось (Гамз.). 9. Идут — красивые и безобразные. Идут веселые, идут печальные. Такие схожие — такие разные. Такие близкие, такие дальние… (Гип.) 10. Если я богат, как царь морской, Крикни только мне: «Лови блесну!» Мир подводный и надводный свой, Не задумываясь, выплесну! (Выс.) 11. Корабли постоят и ложатся на курс. Но они возвращаются сквозь непогоды. Не пройдет и полгода, и я появлюсь, Чтобы снова уйти на полгода (Выс.). 12. Белый аист московский на белое небо взлетел, Черный аист московский на черную землю спустился (Ок.).

Упражнение 54. Разграничьте антонимы и конверсивы, а также слова, противопоставленные лишь в контексте. Определите их стилистическое использование в следующих предложениях. Различайте при этом антитезу простую и сложную, оксюморон, анти-фразис и каламбур.

I. 1. Кто не успел, тот опоздал. 2. Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится. 3. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти. 4. Поменьше говори, побольше услышишь. 5. Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь. 6. Бери, пока дают. 7. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. 8. Сильнее тот, кто меньше любит. Кто больше любит, тот слабей… Кто больше любит, тот богаче, кто меньше любит, тот бедней (Сол.). 9. Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо (Гете). 10. Время собирать камни и время разбрасывать камни (Библия).

II. 1. Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь — сущее бедствие (Т.). 2. Тогда эта игра светов и теней — комического, трагического, трогательного, прекрасного, ужасного в жизни — потешала меня (Л. Т.). 3. Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжелое дело (Ключ.). 4. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Лих.). 5. Полюбил богатый — бедную, Полюбил ученый — глупую. Полюбил румяный — бледную, Золотой — полушку медную (Цв.). 6. Я глупая, а ты умен. Живой, а я остолбенелая (Цв.). 7. В ту ночь мы сошли друг от друга с ума. Светила нам только зловещая тьма (Ах.). 8. Не веселая, не печальная. Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая (Заб.). 9. Пусть равномерны промежутки. Что разделяют наши сутки. Но, положив их на весы, Находим долгие минутки И очень краткие часы (Марш.). 10. Чую с гибельным восторгом — Пропадаю, пропадаю (Выс.).

III. 1. Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (Ес.) 2. Да, богат я, богат с излишком! Был цилиндр, а теперь его нет… (Ес.) 3. Нет, товарищ, не забудь на войне жестокой: у войны короткий путь, у любви — далекий (Твард.). 4. Я сердце по свету рассеять готов. Везде хочу поспеть. Нужны мне разом юг и север, восток и запад, лес и степь (Твард.). 5. Есть радость ясная в начале, обида темная — в конце (Дуб.). 6. Вот и поезд, вот и — «здравствуй!» Повстречались — разошлись (Молч.). 7. О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ (Евт.). 8. Враг может новым быть, а друг — он только старый (Евт.). 9. Поздней осенью свежий и колкий Бродит ветер, безлюдию рад. В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят (Ахм.). 10. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей? («ЛГ»)

Упражнение 55. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы. Сравните свои варианты с авторскими (слова, которые использовал автор см. в конце упражнения).

1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем …, чаще энергичен, чем …, и наоборот (Л. Т.). 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и … (Л. Т.). 3. Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … (Ч.). 4. Тянулась жизнь — как и у всех, кто живет, — богатая длинными горестями и … … … (Шол.). 5. Каким бы ни был писатель — крупным или …,- он должен изображать человека, а не условную фигуру (Эрен.). 6. Мы называем эгоистом того, кто противоположен … (Лун.).

Примечание. Альтруист, зол, глуп, апатичен, бедный, короткий, глупый, лютый, восторженное, маленький, радость, несправедливость.

Упражнение 56. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.

1. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо. 2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев. 3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу. 4. На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола. 5. Конькобежцы выступят в Дзержинске, где умеют варить «быстрый» лед. 6. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась. 7. Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено. 8. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче. 9. В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных. 10. С опозданиями у нас в группе все благополучно. 11. Журнал «Здоровье» — прекрасный помощник в жизни и смерти («Кр.»). 12. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.

Упражнение 57. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, указывая речевые ошибки, исправленные редактором. В случае несогласия с ним дайте свои варианты правки.

1. Почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем?

1. Почему в феврале надои снижаются с каждым днем?

2. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков.

2. При внимательном обследовании было выявлено много недостатков в работе горняков.

3. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки.

3. На девочке было рваное платье и растоптанные детские ботинки.

4. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место взрыв.

4. В июле прошлого года на Вокзальной площади ночью произошел взрыв.

5. Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой…

5. Жидкость в стенках капилляра опускается до уровня, определяемого формулой…

6. Мы знаем, что еще живы сейчас предки А.С. Пушкина.

6. Мы знаем, что еще живы потомки А.С. Пушкина.

7. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.

7. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно снижается.

8. Старожилами должны стать молодые интеллигенты: врачи, учителя, инженеры, артисты.

8. Закрепиться на новом месте должны молодые интеллигенты: врачи, учителя, инженеры, артисты.

9. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умнее, другой работоспособнее.

9. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а о людях уж и говорить не приходится: кто-то умнее, кто-то глупее, один ленивый, другой работящий.

10. Эти воспоминания устремлены не только в прошлое, но и в будущее.

10. Эти мысли не только обращены в прошлое, но и устремлены в будущее.

Упражнение 58. Назовите ошибки, возникшие при употреблении антонимов, дайте варианты стилистической правки предложений.

1. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 2. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 3. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. 4. Молодые старокраматорцы выступили с инициативой… (имеются в виду рабочие Старокраматорского машиностроительного завода). 5. Как видите, картина преподавания истории у нас оптимистична, но достаточно печальна. 6. Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 7. В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых. 8. Герой мыслит и действует логически, а героиня — эмоционально. 9. К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 10. Петров был наказан по результатам ревизии выговором и премией. 11. Не болтливый, но и не разговорчивый, мой друг всегда найдет для меня слова поддержки. 12. При достаточно высоких минусовых температурах тяжело дышать не только людям, но и животным.

Упражнение 59. Определите стилистические функции антонимов и слов, противопоставленных в контексте.

1. Все «хорошо» и «плохо» уходят в мир иной. Была моя эпоха повернута спиной Ко всем своим кошмарам, пожарам и ветрам, И к красным комиссарам, и к белым юнкерам. Мы все еще в дороге — и люди, и страна. Но где ж лицо эпохи? Кругом одна спина. И как же мы узнаем, куда наш путь ведет, Когда мы отступаем, когда идем вперед (Крив.). 2. Люблю тебя сейчас Не тайно — напоказ. Не «после» и не «до» в лучах сгораю. Навзрыд или смеясь, Но я люблю сейчас, А в прошлом не хочу, а в будущем — не знаю (Выс.). 3. Я не знаю, ты жив или умер. На земле тебя можно искать Или только в вечерней думе По усопшем светло горевать (Ахм.). 4. До чего земля большая, Величайшая земля. И была б она чужая, Чья-нибудь, а то — своя (Твард.). 5. Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом (Гонч.). 6. Передо мной — холодный мрак могилы, Перед тобой — объятия любви (Н.). 7. Сколько раз мы молчали по-разному, но не «против», конечно, а «за»… Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду. А молчальники вышли в начальники, Потому что молчание — золото (Гал.). 8. Бедная богатая Света (заголовок). 9. Эти непростые простые вопросы (заголовок). 10. Наступил матриархат: сильный слабый пол стал командовать слабым сильным полом (из газ).

Упражнение 60. Укажите стилистические ошибки в заметке (при этом особое внимание обратите на употребление слов, имеющих синонимы, антонимы). Отредактируйте текст.

В старом селе новые порядки

Село Лапино — одно из самых далеких сел Ступинского района. В старину Лапино было глухим, темным, ничем не заметным уголком. В нем трудно было найти человека, умеющего подписать свое имя. Крестьянство жило бедно, нищенствовало, голодало. Такова была извечная участь и у других деревенских поселений. После революции лицо села в корне преобразовалось: возник колхоз «Новый путь». Хозяйство его год за годом росло и крепло. В центре села расположился клуб, библиотека, почта, больница, магазин. Большое количество газет и журналов поступало по почте в избу-читальню.

Теперь село снова обезлюдело, средства массовой информации селом не интересуются, престарелые сельские жители, оставшиеся здесь доживать свою старость, не выписывают газет. В этом году колхозные поля остались не засеянными, на них культивируются сорняки. Так долго длиться не может.

Рассказывают, что в Лапине землю продают «новым русским». Если они захотят стать фермерами, крестьянами-единоличниками, арендаторами, село может заново возродиться. Пусть здесь, на старой русской земле, восстановятся новые порядки и жизнь снова забьет другим ключом!

Упражнение 61. Проанализируйте использование лексических средств в отрывках из газетной статьи, отметьте случаи неудачного выбора лексических эквивалентов, синонимов, речевую недостаточность, речевую избыточность. Отредактируйте текст.

Золотая коллекция

I. Рассказывают, что гнездо исключительных по красоте оперения павловских серебристых кур было продано в конце прошлого века в Австралию по весу золота. Увы, этой поистине русской породы в нашей стране сейчас нет. Остались лишь, и то в весьма незначительном числе, павловские золотистые…

А знаете, сколько весит дающая деликатесное мясо и крупные яйца курица породы «брама»? До семи килограмм. Самая же маленькая, декоративная «бен-тамка» — всего 400 грамм. Что имеющая ореховый окрас курица породы «нью-гемпшир» несет того же цвета яйца, которые сохраняются значительно дольше, чем привычные всем нам белые? Слышали ли, что кукареканье петуха измеряется… четвертями: чем больше их умещается в одном аккорде, тем певец считается более голосистее. Чемпионы среди них — петухи «юрловские голосистые».

Все эти и многие другие знания об удивительном разнообразии куриной породы я получил в Московском областном обществе любителей птицеводства и разведения животных. Оно размещается в небольшом флигельке дома № 16 по улице Чехова и насчитывает более ста лет своего существования. Созданное в 1880 году, оно записало в своем уставе, что его целью является поощрение «сельских хозяев и любителей к разведению лучшей и более прибыльной домашней птицы». Эта его цель осталась актуальной и в наш бурный век, и это определяет наши планы на будущее.

II. Теперь немного истории. Считается, что предками наших хохлаток и пеструшек были так называемые банкиевские куры, заселявшие заросшие кустарником и бамбуком леса Индии, Бирмы, Филиппин и Суматры. В диком состоянии они ведут оседлый образ жизни, плохо летают, питаются семенами растений, всевозможными зернами, насекомыми, червями.

Человек обратил внимание на этих птиц как на один из источников питания очень давно, когда еще только начал возделывать и обрабатывать землю. Одомашнены куры были в Юго-Восточной Азии, и первое упоминание о них ученые встретили в ведах древних индусов за несколько тысячелетий до нашей эры. Постепенно эти куры покорили Китай, затем Запад. О домашних курах, которых он встречал на островах Тихого океана, упоминает знаменитый мореход Магеллан.

Постепенно куры все больше и больше входили в быт человека. Они отдавали ему мясо, яйца, перья. И не только. В античные времена большой славой стали пользоваться петушиные бои, положившие, как предполагается, начало искусственной селекции этой птицы. Появились бойцовые виды петухов, которые и использовались для петушиных боев.

Задание 27. Выберите из синонимического ряда наиболее подходящее в данном контексте слово. Объясните причину выбора.

1. Его (крупное, большое, объемное) лицо с темными глазами было сурово и неприятно.

2. В гостиной от пола до потолка (светилась, горела, сияла, мерцала, сверкала) елка множеством огней.

3. Дрожащей рукой Лось пошарил рычажки реостатов и повернул их до (конца, отказа, предела, границы), рискуя взорвать аппарат (А.Н. Толстой).

4. Ребята, подгоняя друг друга, суетились у палаток, чтобы (установить, поставить) их, пока не пошел дождь.

Задание 28. В следующих предложениях найдите речевые ошибки и исправьте их, подобрав синонимы.

1. Люди всегда думают о грядущем.

2. Подул сильный ветер, и пришлось запереть окно.

3. Митрофанушка постоянно лаялся со своими учителями.

4. Муж Ниловны вечно приходил домой пьяным.

5. Молчалин подлизывался к Софье.

6. В диктанте второклассник совершил три ошибки.

7. Я приобрела для сына настольную игру.

8. Заводная обезьянка вышла из строя.

Антонимы

Антонимами называются слова с противоположными значениями: работа – отдых, любить – ненавидеть, весело – грустно. Многозначное слово в различных своих значениях может иметь разные антонимы. В своем основном, прямом значении многозначное слово может не иметь антонима, но в переносных значениях вступает в антонимические отношения с другими словами (глухой: глухая / шумная улица и глухой / открытый воротник).

Антонимы бывают разнокорневые (богатство – нищета, зажигать – гасить) и однокорневые, когда противоположные значения создаются приставками или суффиксами (действие – бездействие, одарённый – бездарный).

Различают антонимы градуальные (белый – (серый) – черный) и неградуальные (истинный – ложный, вместе – врозь).

Задание 29. Подберите антонимы к словам и словосочетаниям.

1. Бодрствовать, любить, разрушать, ругать; война, радость, слава, трусость; внутри, всегда, много; гуманный, полезный, научный.

2. Глубокий колодец, глубокий старик, глубокие корни.

3. Мягкий хлеб, мягкий воск, мягкий приговор, мягкий климат, мягкий характер.

4. Худая слава, худое решето, худой человек.

Задание 30. Слова-антонимы далеко не всегда сочетаются с одними и теми же словами. Чтобы проверить это утверждение, составьте сочетания со следующими словами.

1. Порядок – беспорядок (наводить, создавать, производить, устанавливать, обнаруживать, ликвидировать).

2. Легкий – трудный (вопрос, проблема, жизнь, труд, заработок, путь).

3. Сторонник – противник (ярый, активный, возможный, давний, достойный, неожиданный, странный).

Задание 31. Вставьте в предложения подходящие по смыслу антонимы.

1. Добрая слава лежит, а … бежит (пословица).

2. Не отведав горького, не узнаешь и … (пословица).

3. Сытый. не разумеет.

4. Кто сеет ветер, … бурю.

5. Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению, … (Н.Г. Чернышевский).

6. Воспитание нельзя рассматривать как пассивный процесс. Нет, воспитание – это. процесс, и человек – не только объект, но и. воспитания (Г. Медынский).

7. С деньгами связано все самое возвышенное и все самое. (В.Катаев).

8. Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а … (Г. Медынский).

9. Воля людей молодит, неволя – . (пословица).

10. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем., умен, чем., чаще энергичен, чем., и наоборот (Л.Н. Толстой).

Слова для справок: добрый – злой, умный – глупый, энергичный – апатичный, молодить – старить, отсутствие – наличие, недостаток – достоинство, возвышенный – низменный, пассивный – активный, объект – субъект, сеять – жать, сытый – голодный, добрый – худой, истина – заблуждение.

Задание 32. В предложениях исправьте речевые ошибки.

1. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.

2. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.

3. Мы никогда не найдем двух одинаковых людей: один умнее, другой работоспособнее.

4. Герой мыслит и действует логически, а героиня – эмоционально.

5. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.

Речевая недостаточность

К неясности высказывания и искажению его смысла может привести речевая недостаточность, которая часто возникает в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Иногда ошибки такого типа попадают в деловые документы, например в объявления:

Гражданин Калиновский Л.Л. следовал по улице без номерного знака. Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения с целью создания особой выразительности. При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные элементы. Чаще всего в предложении пропускается сказуемое, которое легко восстановить из контекста.

Речевой ошибкой является неполнота высказывания – пропуск необходимого, структурно значимого слова в предложении:

Маяковский любил и гордился своей страной. Правильно: Маяковский любил свою страну и гордился ею.

Задание 33. Исправьте речевые ошибки.

1. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в своих хозяйствах.

2. Студент Белов занял первое место по английскому языку.

3. Однажды в эту комнату втолкнули Дефоржа. Но он не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал. (из изложения).

4. Девушка присматривалась к обстановке, к голосу рабочих.

5. Русский народ свято хранит своих полководцев.

6. Бытовые условия сельского учителя желают лучшего.

Речевая избыточность

Речевая избыточность (многословие) – повторная передача одной и той же мысли:

Этот полиглот знает много языков.

Правильно: Этот человек – полиглот (полиглот – человек, который знает много языков).

Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были.

Правильно: Их потрясло зрелище пожара.

Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. pleonasmos излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов: 16 часов вечера, толпа людей, 20 человек солдат, основной лейтмотив, трудоустройство на работу, прогноз на будущее, предчувствовать заранее и т. д.

К речевым ошибкам часто приводит употребление плеонастических сочетаний, содержащих иноязычные слова: прейскурант цен, свободная вакансия, странный парадокс и т. п. Однако есть немало плеоназмов, содержащих и исконно русские слова: главная суть, падает книзу, несколько побыстрее и т. п.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов: рассказать рассказ, возобновить вновь. Не рекомендуется в одном предложении употреблять однокоренные слова, например:

Книга издана издательством «Дрофа» (Правильно: Книга опубликована издательством «Дрофа» или: Книга вышла в издательстве «Дрофа»).

Или: Отсрочить на более поздний срок (Правильно: Отложить на более поздний срок).

И еще один пример, взятый нами с первой полосы современной газеты: «Как сберечь сбережения?» Правильно: «Как сохранить сбережения?» или: «Как сберечь средства?»

Текст книги «Нормы русского литературного языка: учебное пособие»

Автор книги: Коллектив авторов

сообщить о нарушении

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

О заимствованных аббревиатурах

Процесс заимствования стал весьма заметным явлением не только в масштабе современного русского языка в целом, но и на отдельных его участках, в частности, в кругу сокращенных слов. Аббревиатуры, заимствованные русским языком до середины 80-х годов, оформлялись только средствами кириллической графики. Сейчас же появляется много заимствованных аббревиатур, сохраняющих латинскую графику и произношение инициалов по правилам языка-заказчика. Значительная часть таких единиц входят в терминологические системы высокоточных технологий (IBM, PC, CD-ROM, Internet и т. п.), другие – не входят в какие-либо системы (PR, DJ, TV, VIP и V.I.P. и т. п.). Иногда сокращенные слова выступают как имена существительные, иногда – как прилагательные: сравните, например, названия телепередач – «Театр + TV», «ТВ-прогноз».

Наиболее употребительные заимствования осваиваются русским языком, что находит выражение в появлении у них вариантов, оформленных средствами русской графики: РС / ПК – personal computer / персональный компьютер; VIP / V.I.P. / ВИП – very important person / важное лицо.

Несмотря на то, что заимствованные сокращенные слова существуют в русском языке сравнительно недавно, они проявили высокую словообразовательную активность, что свидетельствует о коммуникативной актуальности этих единиц: Internet / Интернет – Интернет-кафе, интернетовский, интернетский; VIP – ВИПовский, VIP-гость, VIP-зал, VIP-турист и т. д.

Запомните! По правилам русского языка точки в сложносокращенных словах не ставятся.

Задание 21. Из словосочетаний образуйте сложносокращенные слова.

Московский государственный университет, Тульский государственный университет, Российская Федерация, Организация Объединенных Наций, высшее учебное заведение, научно-исследовательский институт, автоматическая телефонная станция, неопознанный летающий объект, Клуб веселых и находчивых.

Неологизмы

Неологизмы – слова, созданные для обозначения новых предметов, признаков, действий. Каждая эпоха обогащает язык новыми лексическими единицами. В периоды наибольшей активности общественно-политической и культурной жизни приток новых слов увеличивается.

Неологизмы бывают лексические и семантические. Лексические неологизмы создаются по продуктивным словообразовательным моделям или заимствуются из других языков (земляне, прозападный, проамериканский, прилунение, луноход, омон, спецназ, федерал). Семантические неологизмы возникают на основе переосмысления значений слова (например, в современном русском языке появились новые значения слов: крутой, диагноз (определение основания чего-либо), штрих (паста для исправления ошибок в тексте) и др.

Неологизмы бывают номинативные и стилистические. Первые просто называют новые явления, качества, действия (футурология, доперестроечный, разгосударствление). Вторые, помимо называния, выполняют еще и стилистическую функцию (обвал, крутой, беспредел).

По наблюдениям современных лингвистов, в письменную речь активно вторгаются новообразования, которые прежде были характерны только для устной речи. Так, в современном языке расширили свою первоначальную разговорно-фамильярную сферу употребления образования с суффиксом – к-: оборонка, повременка, сотка, растаможка, самоволка и т. д.

Использование неологизмов в речи вызывает большие трудности. Обращение к ним всегда должно быть стилистически мотивировано. Часто неологизмы могут вызывать неприятие и смех. Прочитайте предложения, записанные И.Б. Голуб и Д.Э. Розента-лем:

Кто не отжеребился, не мешайте спортсменам, участвующим в жеребьевке.

Желающим особачиться: продаются щенки белой масти породы болонка.

Витька стал заниматься моржеванием – купаться зимой. Два автомобиля офарились.

Подобные «неологизмы» напоминают детский язык, они случайны (такие слова называют окказионализмами); пожалуй, из приведенных примеров только слово моржевание осталось в языке. Но разве не засоряют язык такие выражения, как задействовать, отксерить, озвучить, озадачить, «сникерсни» и т. п.?

Задание 22. Замените словосочетания одним словом с суффиксом – к-.

Зачетная книжка, читальный зал, повременная оплата, напряженная работа (ситуация), автомобиль иностранной марки, чрезвычайная ситуация, маршрутное такси.

Задание 23. Попробуйте дать определения следующим словам. Составьте с ними предложения.

Вложить (средства), неформал, яблочники, аифовцы, газпромовский, пиарить, обвальный, перезагрузить.

Синонимы

Синонимия основана на возможности разного называния одного и того же явления объективной действительности. Синонимы важны для реализации таких качеств речи, как точность и богатство. Они дают возможность избежать повторения слов, позволяют выразить самые тонкие оттенки смысла. Увеличение арсенала синонимических средств – один из главных показателей совершенствования языка в целом и высокой речевой культуры каждого индивида.

Синонимы – слова, имеющие одно и то же значение, но различающиеся смысловыми оттенками (например, краткий, сжатый, сокращенный, конспективный) или стилистической окраской (глаза, глазищи, очи, глазоньки).

В лексической системе языка синонимы, как правило, объединяются в синонимические ряды (например: распоряжение – приказ – повеление – директива – предписание – команда). В синонимическом ряду выделяется доминанта – слово, которое является как бы лейтмотивом всего ряда: множество – (из)обилие, масса, море, тьма, пропасть, уйма, вагон, воз, ворох и т. д. Обычно это слово стилистически нейтральное (лечить – врачевать – пользовать; голова – глава – башка). Доминантой выступает такое слово, которое наиболее отчетливо выражает понятие, свойственное всем словам, входящим в синонимический ряд. Например, в синонимическом ряду: храбрый – смелый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, удалой, лихой – доминантой является слово храбрый, оно наиболее емко передает значение, объединяющее все синонимы, и свободно от экспрессивно-стилистических оттенков.

При выборе синонимов необходимо учитывать семантику слова, собственно стилистическую окраску (книжное или разговорное) и эмоционально-экспрессивную окрашенность.

Задание 24. Запишите как можно больше слов, синонимичных глаголу говорить/сказать. При выполнении задания обратитесь к словарям или перелистайте страницы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Задание 25. Какими оттенками значений отличаются друг от друга следующие синонимы? Составьте с ними словосочетания или предложения.

Привычка, обыкновение, обычай;

послушный, покорный, ручной;

актер, артист, лицедей;

активный, деятельный, энергичный, инициативный;

бесцветный, бледный, невыразительный, безликий, тусклый, неяркий.

Задание 26. Запишите следующие синонимы в порядке нарастания признака. Подчеркните доминантные слова в каждом ряду.

1. Огромный, гигантский, большой, громадный, грандиозный, ко лоссальный, исполинский.

2. Добродушный, беззлобный, добрейший, незлобивый.

3. Старший, главный, командный, руководящий, ведущий.

4. Железный, несгибаемый, стойкий, крепкий, непреклонный.

Задание 27. Выберите из синонимического ряда наиболее подходящее в данном контексте слово. Объясните причину выбора.

1. Его (крупное, большое, объемное) лицо с темными глазами было сурово и неприятно.

2. В гостиной от пола до потолка (светилась, горела, сияла, мерцала, сверкала) елка множеством огней.

3. Дрожащей рукой Лось пошарил рычажки реостатов и повернул их до (конца, отказа, предела, границы), рискуя взорвать аппарат (А.Н. Толстой).

4. Ребята, подгоняя друг друга, суетились у палаток, чтобы (установить, поставить) их, пока не пошел дождь.

Задание 28. В следующих предложениях найдите речевые ошибки и исправьте их, подобрав синонимы.

1. Люди всегда думают о грядущем.

2. Подул сильный ветер, и пришлось запереть окно.

3. Митрофанушка постоянно лаялся со своими учителями.

4. Муж Ниловны вечно приходил домой пьяным.

5. Молчалин подлизывался к Софье.

6. В диктанте второклассник совершил три ошибки.

7. Я приобрела для сына настольную игру.

8. Заводная обезьянка вышла из строя.

Антонимы

Антонимами называются слова с противоположными значениями: работа – отдых, любить – ненавидеть, весело – грустно. Многозначное слово в различных своих значениях может иметь разные антонимы. В своем основном, прямом значении многозначное слово может не иметь антонима, но в переносных значениях вступает в антонимические отношения с другими словами (глухой: глухая / шумная улица и глухой / открытый воротник).

Антонимы бывают разнокорневые (богатство – нищета, зажигать – гасить) и однокорневые, когда противоположные значения создаются приставками или суффиксами (действие – бездействие, одарённый – бездарный).

Различают антонимы градуальные (белый – (серый) – черный) и неградуальные (истинный – ложный, вместе – врозь).

Задание 29. Подберите антонимы к словам и словосочетаниям.

1. Бодрствовать, любить, разрушать, ругать; война, радость, слава, трусость; внутри, всегда, много; гуманный, полезный, научный.

2. Глубокий колодец, глубокий старик, глубокие корни.

3. Мягкий хлеб, мягкий воск, мягкий приговор, мягкий климат, мягкий характер.

4. Худая слава, худое решето, худой человек.

Задание 30. Слова-антонимы далеко не всегда сочетаются с одними и теми же словами. Чтобы проверить это утверждение, составьте сочетания со следующими словами.

1. Порядок – беспорядок (наводить, создавать, производить, устанавливать, обнаруживать, ликвидировать).

2. Легкий – трудный (вопрос, проблема, жизнь, труд, заработок, путь).

3. Сторонник – противник (ярый, активный, возможный, давний, достойный, неожиданный, странный).

Задание 31. Вставьте в предложения подходящие по смыслу антонимы.

1. Добрая слава лежит, а … бежит (пословица).

2. Не отведав горького, не узнаешь и … (пословица).

3. Сытый. не разумеет.

4. Кто сеет ветер, … бурю.

5. Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению, … (Н.Г. Чернышевский).

6. Воспитание нельзя рассматривать как пассивный процесс. Нет, воспитание – это. процесс, и человек – не только объект, но и. воспитания (Г. Медынский).

7. С деньгами связано все самое возвышенное и все самое. (В.Катаев).

8. Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а … (Г. Медынский).

9. Воля людей молодит, неволя – . (пословица).

10. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем., умен, чем., чаще энергичен, чем., и наоборот (Л.Н. Толстой).

Слова для справок: добрый – злой, умный – глупый, энергичный – апатичный, молодить – старить, отсутствие – наличие, недостаток – достоинство, возвышенный – низменный, пассивный – активный, объект – субъект, сеять – жать, сытый – голодный, добрый – худой, истина – заблуждение.

Задание 32. В предложениях исправьте речевые ошибки.

1. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.

2. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно уменьшается.

3. Мы никогда не найдем двух одинаковых людей: один умнее, другой работоспособнее.

4. Герой мыслит и действует логически, а героиня – эмоционально.

5. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.

Речевая недостаточность

К неясности высказывания и искажению его смысла может привести речевая недостаточность, которая часто возникает в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью высказывания. Иногда ошибки такого типа попадают в деловые документы, например в объявления:

Гражданин Калиновский Л.Л. следовал по улице без номерного знака. Классным руководителям обеспечить явку своих родителей.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения с целью создания особой выразительности. При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные элементы. Чаще всего в предложении пропускается сказуемое, которое легко восстановить из контекста.

Речевой ошибкой является неполнота высказывания – пропуск необходимого, структурно значимого слова в предложении:

Маяковский любил и гордился своей страной. Правильно: Маяковский любил свою страну и гордился ею.

Задание 33. Исправьте речевые ошибки.

1. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в своих хозяйствах.

2. Студент Белов занял первое место по английскому языку.

3. Однажды в эту комнату втолкнули Дефоржа. Но он не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал. (из изложения).

4. Девушка присматривалась к обстановке, к голосу рабочих.

5. Русский народ свято хранит своих полководцев.

6. Бытовые условия сельского учителя желают лучшего.

Речевая избыточность

Речевая избыточность (многословие) – повторная передача одной и той же мысли:

Этот полиглот знает много языков.

Правильно: Этот человек – полиглот (полиглот – человек, который знает много языков).

Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были.

Правильно: Их потрясло зрелище пожара.

Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от греч. pleonasmos излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов: 16 часов вечера, толпа людей, 20 человек солдат, основной лейтмотив, трудоустройство на работу, прогноз на будущее, предчувствовать заранее и т. д.

К речевым ошибкам часто приводит употребление плеонастических сочетаний, содержащих иноязычные слова: прейскурант цен, свободная вакансия, странный парадокс и т. п. Однако есть немало плеоназмов, содержащих и исконно русские слова: главная суть, падает книзу, несколько побыстрее и т. п.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов: рассказать рассказ, возобновить вновь. Не рекомендуется в одном предложении употреблять однокоренные слова, например:

Книга издана издательством «Дрофа» (Правильно: Книга опубликована издательством «Дрофа» или: Книга вышла в издательстве «Дрофа»).

Или: Отсрочить на более поздний срок (Правильно: Отложить на более поздний срок).

И еще один пример, взятый нами с первой полосы современной газеты: «Как сберечь сбережения?» Правильно: «Как сохранить сбережения?» или: «Как сберечь средства?»

Часто возникает тавтология при сочетании русского и иностранного слова (юный вундеркинд, ведущий лидер, букинистическая книга). Сродни тавтологии и другая речевая ошибка – неуместное (и неумеренное) повторение слов:

Я очень люблю лес и понимаю, что леса надо беречь, потому что лес – наше богатство.

Речевая избыточность может проявляться в употреблении слов, ничего не прибавляющих к содержанию высказывания: обмен имеющимся опытом, прожить всю свою жизнь в деревне.

В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно: варить варенье, закрыть крышкой, словарь иностранных слов, болеть базедовой болезнью, следственные органы расследовали; черные чернила, красная краска, белое белье.

Многие неправильные тавтологические сочетания закрепились в языке и уже не воспринимаются как избыточные (период времени, реальная действительность, частная собственность, экспонаты выставки).

Не являются речевыми ошибками выражения фразеологического характера: в конце концов, мал мала меньше, вокруг да около, видеть своими собственными глазами. А смысловая избыточность сочетаний типа один-одинешенек, видимо-невидимо и др. нейтрализуется их поэтичностью и экспрессивностью.

Задание 34. Определите, какие из данных словосочетаний закрепились в русском языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, суть дела, свободная вакансия, монументальный памятник, патриот свой родины, частная собственность, взаимные контакты, эмигрировал за границу, прейскурант цен, главная суть, период времени, из-за явного цейтнота времени, система СИ, в апреле месяце, народный фольклор, исключительная прерогатива, информационное сообщение, необычный феномен.

Задание 35. Устраните избыточность выражения в следующих фразах.

1. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

2. Беседа подошла к своему завершающему концу.

3. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем.

4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете ответный бумеранг.

5. Вкусные и изысканные деликатесы могут отведать посетители нашего ресторана.

6. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела».

7. Судя по тем находкам, которые археологи уже нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.

8. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

9. Старик негодовал от возмущения.

10. Попробуем определить нашу будущую перспективу.

11. Это его единственная ахиллесова пята.

Лексическая сочетаемость

При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в языке, но и сочетаемость – способность слова соединяться с другими словами в словосочетании или предложении. Границы лексической сочетаемости определяются смысловыми и стилистическими признаками слов (можно сказать – низкий потолок, но нельзя – низкий старик, если имеется в виду рост старика, а не его нравственные качества). Нередко слова с одинаковым значением имеют разную лексическую сочетаемость (ср.: истинный друг – подлинный документ).

Различают два вида лексической сочетаемости – свободная и несвободная. Есть немало слов, которые могут соединяться только с одним определенным словом (бразды + правления, стрекача + задать и т. д.) или двумя-тремя синонимичными словами (закадычный + друг, товарищ, приятель; щекотливый + вопрос, положение). Наибольшей способностью вступать в сочетания с другими словами обладают служебные слова (предлоги, союзы), вспомогательные глаголы (быть, стать), некоторые прилагательные (хороший, плохой). Между этими крайними группами лежит основная масса слов, сочетаемость которых определенным образом ограничена и подчинена действующим в языке лексическим нормам.

Сочетание слов не должно противоречить прежде всего смыслу соединяемых понятий (нельзя сказать высоченный домик; только в художественной литературе возможны оксюмороны – седая юность (Герцен), радостная печаль (Короленко), ненавидящая любовь (Шолохов), грустный восторг (Бондарев) и др.). В то же время в языке закрепилось немало словосочетаний, которые с точки зрения логики являются неправильными: громоотвод, паровое отопление, профилактика здоровья и т. п. Такие словосочетания употребляются вследствие языковой привычки.

Причиной нарушения лексической сочетаемости часто бывает контаминация – наложение внешне похожих словосочетаний, например, словосочетание удовлетворять современным потребностям является смешением словосочетаний: удовлетворять требованиям и отвечать потребностям.

Другие примеры: С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших. Эти функции поручаются отделам рекламы.

Важно соблюдать те правила сочетания слов, которые основаны не столько на логической целесообразности их соединения, сколько на устойчивости и воспроизводимости всего речевого оборота. Так, например, можно сказать страх берёт, тоска берёт, смех берёт, охота берёт, но нельзя – радость берёт или удовольствие берёт. Или допустимы словосочетания крепкая дружба или крепкая любовь, но нельзя сказать крепкая ненависть.

Нормы сочетаемости слов не могут быть раз и навсегда заданными, так как в языке происходит непрерывный процесс перераспределения связей между словами. Многое из того, что было общепринятым и правильным в языке раньше, постепенно устаревает и становится необычным.

Нарушение норм сочетаемости – типичное явление устной речи, а затем подобные неточности попадают в письменную речь, в периодическую печать.

Задание 36. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов в следующих выражениях. Исправьте словосочетания.

Оплатить за проезд, отзыв на статью, рецензия о спектакле, слушаться сестры, увеличить уровень, распутаться с делами, закон по охране детства, усилить внимание проблеме, неминуемый успех.

Задание 37. Отредактируйте предложения.

1. В глубоком детстве он был похож на мать.

2. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.

3. Необходимо принять меры, не требующие отлагательства.

4. Комиссия окончательного решения пока не дала.

5. Об этом вы можете увидеть из отчета.

6. Нужно, чтобы у каждого была уверенность за свой завтрашний день.

7. Любая организация может обсудить и принять участие в этой программе.

Дата публикации 25 января 2023Обновлено 26 января 2023

Определение болезни. Причины заболевания

Головная боль напряжения (Tension headache) — это двусторонняя сжимающая боль в области висков и лба, которая усиливается после стресса и при долгих умственных нагрузках. Обычно такая боль не очень сильная, многие описывают её как «сжатый обруч вокруг головы или надетая тугая каска».

Головная боль напряжения

 

Синонимы: головная боль напряжённого типа, тензионная головная боль, головная боль при сокращении мышц.

Распространённость

Головная боль напряжения — это самый распространённый вид головной боли, которой страдают от 30 до 78 % людей [2][5][6][7][8].

Пик головной боли напряжения приходится на 30–40 лет [8][9]. В этом возрасте физическая активность часто снижается, люди большую часть дня сидят. Кроме того, к этому возрасту накапливаются хронические заболевания и чаще встречаются тревожные и депрессивные расстройства, что также способствует появлению головной боли [30].

Несмотря на такую широкую распространённость, к врачам с этим видом головной боли обращается мало людей. Это связано с тем, что в основном приступы не сильные и не частые. Некоторые эксперты даже рассматривают эпизодическую головную боль напряжения как естественное явление, которое не требует медицинской помощи [4].

Причины головной боли напряжения

Головная боль напряжения относится к доброкачественной, или первичной, головной боли, т. е. она не вызвана какими-то другими заболеваниями. Основные причины — это периодический стресс, интенсивная умственная работа, сопутствующая депрессия или тревожное расстройство [23][24].

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы головной боли напряжения

Головная боль напряжения проявляется слабой или умеренной сдавливающей болью в висках, области лба или по всей голове. Может возникать ощущение не головной боли, а чувство, словно «голова стянута», некоторые пациенты описывают такое состояние как «надели обруч» и «стянули голову каской».

Обычно головная боль начинается утром после сна или ближе к вечеру после стресса или долгих умственных нагрузок. В очень редких случаях она может усиливаться при обычной физической активности, например при ходьбе или подъёме по лестнице. Но обычно она уменьшается, если пойти прогуляться, сходить в душ, заняться спортом и в крайнем случае выпить алкоголь.

Головные боли напряжения не сопровождаются пульсацией и возникают с двух сторон головы. Пульсация и односторонняя боль чаще вызвана другими видами головной боли, например мигренью. Также у человека при головной боли напряжения может возникнуть один из симптомов (но не два вместе): раздражение от света, раздражение от звуков, тошнота.

Головная боль может сопровождаться болью и напряжением в области шейного отдела позвоночника или напряжением мышц шеи [1][2][5][6].

Патогенез головной боли напряжения

В головном мозге человека существует две системы, которые обеспечивают восприятие боли:

  • Ноцицептивная — передаёт болевые сигналы от тела в центральную нервную систему.
  • Антиноцицептивная — обрабатывает эти сигналы и решает, с какой силой направить боль и как среагировать на неё. Например, обычное нажатие на область мышцы здоровый человек воспринимает как давление, не вызывающее боль. Если же работа анти- и ноцицептивной систем нарушена, это же нажатие будет восприниматься как боль [15][16].

Во время головной боли напряжения, особенно при хронической форме, неболевые раздражители воспринимаются как болевые. Это возникает из-за того, что повторяющийся болевой сигнал повышает чувствительность головного мозга к болевым импульсам — такое повышение чувствительности называют сенситизацией. В результате мышцы шеи и головы напрягаются, из-за чего боль усиливается. Это ещё больше повышает чувствительность головного мозга к боли, что усиливает сжатие мышц головы и шеи. Получается порочный круг: боль приводит к боли [15][17].

Таким образом, во время головных болей напряжения нет механизма повреждения, как при любой другой боли, например от удара, когда повреждаются ткани. По сути, она возникает из-за того, что нервная система неверно воспринимает боль. Именно поэтому она доброкачественная, безопасная и никогда не угрожает здоровью человека, но при этом сильно снижает качество жизни.

Классификация и стадии развития головной боли напряжения

Головную боль напряжения можно поделить на три группы:

  • Нечастая эпизодическая — голова болит не чаще одного дня в месяц или не больше 12 дней в год.
  • Частая эпизодическая — от 1 до 14 дней в месяц или от 12 до 180 дней в год.
  • Хроническая головная боль — чаще 14 дней в месяц в течение 3-х месяцев или от 180 раз в год.

Каждый из видов головной боли можно поделить на сопровождающуюся болью в области перикраниальных мышц (мышц головы, лица и шеи) и без неё [1].

Примеры диагнозов: «Хроническая головная боль напряжённого типа с напряжением перикраниальных мышц», «Эпизодическая нечастая головная боль напряжённого типа, не сочетающаяся с напряжением перикранальных мышц».

Иногда у человека может быть два, три или даже четыре вида головной боли одновременно, например хроническая мигрень без ауры, сочетающаяся с головной болью при избыточном применении триптанов и миофасциальным болевым синдромом с отражённой болью в височную область. При таком количестве разных болей будет ежедневно болеть голова в разных областях и с разной силой и другими характеристиками.

Сначала головные боли напряжения возникают редко, потом медленно переходят в стадию частой боли, а затем — в хроническую головную боль. Переход из эпизодической в хроническую стадию обычно занимает не меньше трёх месяцев. Стать сразу хронической головная боль напряжения не может, в этом случае боль обычно вызвана другими заболеваниями.

Осложнения головной боли напряжения

Приступы со временем могут участиться, а из-за длительной боли может развиться депрессия. Также при частом приёме нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) может появиться кровотечение из желудочно-кишечного тракта.

Ещё одним осложнением головной боли напряжения может стать вторичная головная боль, которая развивается при избыточном приёме лекарств. Такую боль ещё называют лекарственно-индуцированной головной болью. Она возникает, если пациент не обращается к врачу и принимает обезболивающие чаще 10 дней в месяц. В результате приступы учащаются и возникает сразу два вида головной боли [2]. Понять, что головная боль напряжения сопровождается лекарственно-индуцированной болью, можно, если она усилилась, участилась или приобрела новые свойства, например появилась тошнота или раздражение от света. 

Диагностика головной боли напряжения

При любом виде головной боли нужно вести специальный дневник. Он может быть в печатном варианте, например можно использовать дневник, составленный Российским обществом по изучению головной боли. Также дневник может быть электронным, в виде бота или приложения на телефон. В него нужно заносить частоту, силу и другие характеристики головных болей, а также отмечать, насколько помогают препараты для ослабления приступов. Именно благодаря дневнику головной боли врач может точно поставить диагноз даже в тяжёлых случаях. Такой дневник составлен

Российским обществом по изучению головной боли.

Как правило, чтобы поставить верный диагноз, помимо дневника головной боли, достаточно подробного опроса и неврологического осмотра. Хроническую головную боль напряжения в большинстве случаев вызывает депрессия или тревожное расстройство, поэтому при опросе врач обратит внимание на признаки этих заболеваний [23][24].

Окончательный диагноз ставится на основании международной классификации головной боли.

Диагностические критерии головной боли напряжения:

  1. Головная боль длится от 30 минут до 7 дней.
  2. Обладает как минимум двумя из следующих характеристик:
  3. двухсторонняя локализация;
  4. давящий, сжимающий, непульсирующий характер;
  5. лёгкая или умеренная интенсивность;
  6. боль не усиливается от обычной физической активности (ходьбы или подъёма по лестнице).
  7. Присутствуют оба критерия из нижеперечисленных:
  8. нет тошноты или рвоты;
  9. только светобоязнь или только боязнь громких звуков [1].

При неврологическом осмотре нарушения обычно не выявляются, только в некоторых случаях при пальпации бывают болезненными мышцы головы, лица и шеи.

Реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография (ЭЭГ), эхоэнцефалоскопия (ЭхоЭС) не информативны при головных болях напряжения. В большинстве случаев они приводят к ложным результатам и не помогают подобрать лечение [2].

Чем головная боль напряжения отличается от вторичной головной боли

Заподозрить вторичную головную боль, т. е. вызванную другими болезнями, можно при характерных симптомах, которые называют «красными флагами»:

  • головная боль, впервые возникшая после 50 лет или изменившая своё течение;
  • боль очень сильная, невыносимая, нарастающая за 1–2 секунды;
  • строго односторонняя;
  • со временем боль усиливается, нет ремиссий;
  • внезапно возникшая боль, необычная для пациента;
  • есть изменения в сознании (оглушённость, спутанность, потеря памяти),
  • возникают психические нарушения, например изменение личности, появление бреда или галлюцинаций;
  • есть очаговые неврологические знаки, например нарушена речь и чувствительность, появляется слабость в руке или ноге, выпадают поля зрения;
  • присутствуют симптомы системного заболевания (повышение температуры тела, сыпь, перенапряжение мышц шеи, боли в суставах и мышцах);
  • есть признаки внутричерепной гипертензии (усиление боли при кашле, натуживании и физическом напряжении);
  • возникает отёк диска зрительного нерва;
  • выявлена ВИЧ-инфекция, онкологическое, эндокринное либо другое системное заболевание или недавняя травма головы;
  • головная боль впервые возникла во время беременности, сразу или в первые недели после родов;
  • рекомендованное врачом лечение не помогает.

На хроническую головную боль напряжения могут быть похожи вторичные головные боли, связанные с опухолью головного мозга, воспалением пазух и патологией в шейном отделе [1].

Если врач сомневается в постановке диагноза или подозревает вторичную головную боль, он ставит диагноз «возможная головная боль напряжённого типа» и может назначить инструментальные и лабораторные обследования [2][3]. К таким обследованиям относится исследование крови, магнитно-резонансная томография головного мозга и шейного отдела позвоночника, дуплексное или триплексное сканирование сосудов шейного отдела позвоночника, а также консультации смежных специалистов: оториноларинголога, офтальмолога, эндокринолога, ревматолога, нейрохирурга и онколога.

Важно помнить, что неспецифические изменения, выявленные при проведении МРТ головного мозга и шейного отдела позвоночника, дуплексного сканирования сосудов головы и шеи, часто ошибочно расцениваются врачами и пациентами как признаки органического поражения головного мозга или мозговых сосудов. Например, при незначительном снижении линейной скорости кровотока краниовертебральных артерий могут поставить неверный диагноз «ДЭП» (дисциркуляторная энцефалопатия), или «ХИМ» (хроническая ишемия мозга), при незначительном расширении субарахноидальных пространств диагноз «Гидроцефальный синдром с цефалгическим синдромом», при признаках дегенеративных изменений в шейном отделе позвоночника  «Остеохондроз шейного отдела с цефалгическим синдромом» [2]. 

Поэтому в сомнительных случаях можно загрузить полученные результаты обследований в свою электронную медкарту и обратиться за вторым мнением к другому специалисту.

Чем головная боль напряжения отличается от мигрени

В отличие от мигрени головная боль напряжения очень редко усиливается от обычной физической активности, наоборот обычно она уменьшается, если прогуляться или сделать упражнения. Кроме того, при мигрени может возникать одновременно раздражение от света или раздражение от звуков, при головной боли напряжения может присутствовать только один из этих симптомов. Также на мигрень будет указывать пульсация головы и раздражение от резких запахов.

Отличить головную боль от мигрени поможет ведение дневника головной боли [18].

Лечение головной боли напряжения

Уменьшить боль во время приступа помогут обычные анальгетики [2]. Если нет противопоказаний, лучше использовать однокомпонентные обезболивающие (или нестероидные противовоспалительные препараты), такие как Кетопрофен, Напроксен, Ибупрофен, Аспирин и Нимесулид. Обезболивающие препараты, которые содержат несколько анальгетиков, например Пенталгин, Темпалгин, Седальгин и Андипал, не рекомендованы, так как могут привести к развитию лекарственно-индуцированной головной боли.

Пить простые обезболивающие, если нет противопоказаний, можно не чаще 10 дней в месяц. Основные побочные эффекты этих препаратов связаны с желудочно-кишечным трактом (например, кровотечение), сердечно-сосудистой системой и токсическим действием на печень и почки.

Поведенческая терапия

Если головная боль возникает эпизодически или часто, в первую очередь рекомендована поведенческая терапия, которая направлена на изменение образа жизни.

Уменьшить количество дней с головной болью поможет:

  • Полноценный сон — спать не меньше 6–8 часов в сутки, причём ложиться нужно в одно и то же время, даже в выходные.
  • Физическая нагрузка — заниматься спортом не меньше, чем один-два раза в неделю.
  • Правильное питание — не пропускать приёмы пищи, не голодать, кушать в одно и то же время.
  • Когнитивно-поведенческая терапия — пациент учится выявлять, оценивать и лучше реагировать на свои дисфункциональные мысли и убеждения, благодаря чему появляются новые адаптивные способы поведения. Это снижает уровень стресса, что уменьшает частоту головной боли.
  • Расслабление — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация и самогипноз.
  • Биологическая обратная связь . Во время сеанса БОС человек через специальный датчик получает информацию об изменениях какого-либо своего физиологического показателя (например, мышечного напряжения) и старается повлиять на него, что позволяет приобрести и развить навыки саморегуляции. Биологическая обратная связь показала хорошие результаты в лечение головной боли напряжения [19][20][21].

Биологическая обратная связь

 

Медикаментозное лечение

Если приступы головной боли длительные, возникают чаще 15 дней в месяц, снижают работоспособность и не уменьшаются при изменении образа жизни, применяют медикаментозные препараты. Такие лекарства помогают уменьшить количество дней с головной болью, но пить их нужно ежедневно.

Если нет противопоказаний, в первую очередь назначают трициклический антидепрессант Амитриптилин. Он снижает чувствительность нервной системы к боли, тем самым убирает порочный круг, уменьшая напряжение мышц шеи. Похожим действием обладают и другие антидепрессанты, такие как Венлафаксин, Дулоксетин и Миртазапин.

Амитриптилин, Венлафаксин, Дулоксетин и Миртазапин являются антидепрессантами, но оказывают независимое действие на патогенез формирования боли, тем самым обеспечивается именно лечебный эффект. Другие антидепрессанты, например из группы СИОЗС, могут быть эффективны в случае, если головная боль напряжения появилась на фоне тревожного расстройства или депрессии.

Также при хронической головной боли напряжения эффективны противосудорожные препараты: Топирамат или Габапентин[12][31]. Эти лекарства можно принимать только по назначению врача.

Уменьшить частоту головной боли также могут инъекции Лидокаина в триггерные точки трапециевидных мышц [24][25].

Лечение головной боли длительное: после того как голова будет болеть не чаще пяти дней в месяц, лекарства нужно пить ещё три месяца [2][3][4][5][6].

Миорелаксанты, Тизанидин и инъекции ботулинического токсина не показали достаточного эффекта при головной боли напряжения [22][23]. Другие препараты, например сосудистые, метаболические и ноотропные, также не стоит использовать для лечения головной боли напряжения. При лечении этими препаратами головная боль может стать хронической или разовьётся лекарственно-индуцированная головная боль [2].

Немедикаментозное лечение

К немедикаментозным методам относятся иглоукалывание, физиотерапия и мануальная терапия, но но они не обладают достаточной доказательной базой.

Например, эффективность иглоукалывания не вполне доказана, но в некоторых исследованиях показано, что это безопасная методика, которая может использоваться у пациентов, не переносящих другие методы лечения или которые не хотят использовать другую терапию [4][5][6].

Физиотерапия тоже не показала высокую эффективность, но есть небольшое количество исследований, в которых описаны хорошие результаты. В этих исследованиях по отдельности или вместе использовалась электротерапия, электромагнитная терапия, ультразвук и лазер. Эти методы лечения очень редко вызывают серьёзные побочные эффекты, поэтому могут использоваться для лечения головной боли напряжения [26][27].

Также неплохую эффективность показывают массаж и мануальная терапия, хотя пока мало хороших исследований, посвящённых применению этих методов при головной боли. Но всё же эти методы позволяют уменьшить частоту головной боли, поэтому могут быть рекомендованы, особенно пациентам, которые не переносят или не хотят лечиться более эффективными способами [28].

Прогноз. Профилактика

У большинства пациентов приступы головной боли напряжения возникают лишь периодически, не мешают работе и не влияют на продолжительность жизни. Но хронические головные боли могут сильно ухудшить её качество.

При правильно поставленном диагнозе, адекватной терапии и изменении образа жизни головная боль напряжения хорошо поддаётся лечению.

Профилактика заключается в изменении образа жизни человека (описано в разделе «‎Лечение») [19][20][21]. Самое главное — грамотно реагировать на стресс, правильно с ним справляться и при этом не вредить организму: не заглушать боль алкоголем, не злоупотреблять анальгетиками и давать себе возможность отдыхать.

  • Если аттестующий завышает ожидание от нового сотрудника то это психологическая ошибка называется
  • Есет код ошибки 20002
  • Если античит ошибка 30005
  • Если memtest находит ошибки
  • Есенин учил преодолевать различные угрюмые чувства ошибка