Если ученик выполняет задание самостоятельно допускает ошибку то следует спросить нужна ли помощь

Виды помощи для детей
испытывающих трудности в обучении

Активное,
заинтересованное, комфортное состояние ребенка в процессе учебной деятельности
поддерживается в том случае, если возникающие трудности оказываются
преодолимыми, а поставленная цель в итоге достигнутой. 

Самостоятельная
деятельности учащихся в ходе выполнения учебных задач заключается в том, что в
случае, когда ученик не может выполнить задание сам, ему предлагается
необходимая помощь. Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит
по принципу от минимальной к максимальной. Главное, что умственную деятельность
при решении задач ребенок выполняет сам.

Формы
и виды помощи бывают разные.

Стимулирующая
помощь 
используется в ситуации, когда ребенок
не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена
неверно. Предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания,
предложения подумать, проверить результат своей работы. В первом случае
взрослый подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить
на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает,
понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае  — указывает
на наличие ошибки и необходимость проверки решения.
Учитывая
особенности ребенка, можно указать ему на количество ошибок или просто сообщить
об их присутствии.

Например,
ученик допустил ошибку в решении примера, а всего примеров было восемь и
расположены они в два столбика. Можно указать на наличие ошибки в общем виде,
или на ошибку в столбике, или в конкретном примере. Таким образом, мера помощи
может быть различной.

Организующая
помощь
 предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

Направляющая
помощь
  предусмотрена для случаев, когда у
ребенка возникают затруднения в определении средств, способов, планирования
деятельности, в определении первого шага последующих действий. Эти затруднения
могут быть обнаружены в самом процессе работы. В этом случае ребенок может сам
рассказать о своих трудностях: «не знаю, как начать?», «что делать дальше?».
Или же трудности выявляются уже после того, когда работа закончена и сделана не
правильно. П
редусматривается проведение ориентировки в задании, планирование
предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план
умственных действий. Взрослый косвенно или прямо обращает внимание ребенка на
правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или
помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

Когда
указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая
помощь
.
Необходимость оказания обучающей помощи
возникает в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными,
когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для
того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку

образец выполнения задания, подробно описать алгоритм.

Введение
дозированной помощи учащимся как органической части процесса обучения позволяет
обеспечить не только обучающий, но и так же лечебный эффект деятельности.

Ставя
перед ребенком учебные задачи, ориентированные на зону ближайшего развития и
вводя при этом дозированную помощь, взрослый  получает возможность выявить, где
находится эта зона у ребенка, позволяет обеспечить успех.

Взрослый
может непосредственно показать ученику последовательность и
В
этих случаях можно прямо или косвенно направить ребенка на правильный путь:
обратить внимание таблицу, наглядную опору, помочь сделать первый шаг на пути
решения задачи, наметить план действия.

Для
повышения эффективности обучения детей с трудностями в обучении создаются специальные
условия:

1.
Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек.

4. Вариативные
приемы обучения:

·                    
Поэлементная инструкция.

·                    
Повтор инструкции.

·                    
Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

·                    
Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов
правильный)

·                    
Речевой образец

·                    
Демонстрация действий.

·                    
Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной
модальности).

·                    
Опора на рифму.

·                    
Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие,
уточняющие и проблемные)

·                    
Подбор по аналогии.

·                    
Подбор по противопоставлению.

·                    
Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

·                    
Совместные или имитационные действия.

·                    
Начало действия.

·                    
Сопряженная или отраженная речь.

·                    
Начало фразы.

·                    
Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без
грома).

·                    
Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные
детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

·                    
Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого
(рыба без воды).

·                    
Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка
и травинка).

·                    
Многократное усиление функции.

·                    
Создание проблемных ситуаций.

·                    
Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и
обсуждением выполнения задания.

·                    
Обращение к товарищу с вопросами.

·                    
Работа со словарями на время.

·                    
Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

·                    
Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)

·                    
Найди ошибку.

·                    
Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов,
заданий).

·                    
Группировка по общности признаков.

·                    
Исключение лишнего.

·                    
Образец выполнения задания с подроб­ным поэлементным анализом
каждого из производимых действий.

 5.
Введение физминуток через 15-20 минут учебной деятельности.

 6.
Создание ситуации успеха на занятии.

 7.
Благоприятный психологический климат.  Опора на эмоциональное восприятие.

 8.Оптимальная
смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). 

 9.Синхронизация
темпа учебной деятельности с возможно­стями ученика (индивидуализация темпа
выполнения задания).

11. Оптимальное
распределение времени на занятии.

12.Точность
и краткость инструк­ции по выполнению задания.

При выполнении
домашнего задания можно использовать вопросы.

Требования
к вопросам:

•  вопросы
должны быть четкими, без лишних слов, стилистически грамотными;

•  вопросы
не должны быть подсказывающими;

•  вопросы
не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;

•  вопросы
не следует сильно дробить;

•  вопросы
должны побуждать мысль ребенка, заставлять его самого находить ответ;

•  вопросы
ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;

•  вопросы
должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;

•  нельзя
требовать быстрого ответа, надо дать ребенку время подумать. 

что
само по себе является источником желания учиться.

Содержание

  1. Почему ребёнок не делает уроки сам
  2. Основные трудности с домашним заданием
  3. Как научить ребёнка делать уроки
  4. Как правильно выполнять домашнее задание
  5. Делать короткие перерывы

Домашняя работа нужна ученику не только для того, чтобы закрепить знания, но и для тренировки навыков
самостоятельности и самоорганизации, которые просто необходимы во взрослой жизни. Поэтому родителям следует
стремиться к тому, чтобы ребёнок без помощи и напоминаний занимался сам.

Почему ребёнок не делает уроки сам

Избыточная помощь или её отсутствие

Чтобы сэкономить время, некоторые родители делают домашнее задание за детей. Безусловно, хорошая оценка гарантирована, но она не сыграет никакой роли для будущего, потому как у ребёнка сложится впечатление, что ему необязательно слушать учителя — ведь за него всё сделают родители.

Нанимать репетитора, который также будет делать все задания за ученика, — тоже ошибка. Часто такие дети становятся круглыми отличниками, сдают проходные экзамены в вуз, но отчисляются после первой же сессии, так как попросту не умеют учиться сами.

Однако отказывать ребёнку в помощи с уроками нельзя. Школьнику просто необходимы точки контроля и хоть какая-то помощь, чтобы научиться нести ответственность за свои оценки, структурировать свою работу и двигаться в верном направлении.

Есть пробелы в знаниях

Случается так, что у ребёнка есть пробелы в знаниях, которые не дают ему понять новый материал. Их необходимо устранить. Для этого следует заново пройти с ребёнком учебники предыдущих классов. С этой задачей может справиться репетитор, главное — сразу грамотно объяснить свой запрос.

Не развиты психические процессы

Если психические процессы, такие как память, внимание, воображение, логика, не развиты, ребёнок не успевает понять учителя и уловить сложный материал. В этом случае следует начать тренировать память и внимание. Сделать это можно с помощью простых упражнений. Также развить эти навыки помогут дополнительные курсы или секции.

Конфликт с учителем

Может статься и так, что ученик с первого раза не уловил объяснение той или иной формулировки, но побоялся переспросить из-за страха перед учителем. Проблему можно решить, поговорив с преподавателем или объяснив ребёнку непонятные термины самостоятельно.

Неправильная мотивация

Если ребёнок не хочет заниматься, то следует делать акцент на любых его достижениях в учёбе. Например, вместо того чтобы отругать школьника за плохо выполненную домашнюю работу, можно попробовать найти, за что его можно похвалить: за отдельные решённые задачки, за аккуратность, за несколько правильных ответов на вопросы в конце главы… Похвала — секретный ключик к детской мотивации. Как только школьник понимает, что у него получается, он перестаёт саботировать любой процесс.

Основные трудности с домашним заданием

Ошибки

Если ученик допускает много ошибок, необходимо научить его проверять свою работу самостоятельно. Следует
поощрять
его, если задание выполнено на отлично. В качестве поощрения могут быть, например, любимые конфеты: сделал без
ошибок — получил 10 конфет, одна ошибка — 5 конфет, 2 ошибки — увы, но сегодня без сладостей.

Прокрастинация

Не каждый ребёнок сможет самостоятельно отложить джойстик или смартфон и сесть за уроки. В этом случае следует
приучить школьника планировать выполнение домашней работы, засекая время, а затем поощрять. К примеру, вы можете
договориться с ребёнком, предложив посмотреть новый фильм, если он успеет завершить домашнюю работу в
установленный
срок.

Как научить ребёнка делать уроки

Тренировать самостоятельность

Сначала можно делать задания вместе с ребёнком, направлять его и отвечать на вопросы, а затем постепенно
ослаблять
этот контроль. Например, можно вместе разобрать, как делать все задания сразу. Как только ребёнок всё поймёт —
пусть
попробует сделать задание сам. Важно, чтобы школьник научился собирать вопросы и приносить на проверку задание
целиком, а не звал родителей помочь каждую минуту. Постепенно можно расширить границы самостоятельности,
полностью
передав ребёнку ответственность за домашнюю работу, и проверять только результат.

Улучшать концентрацию внимания и усидчивость

Чтобы понять, насколько школьник может сосредоточиться на работе и выполнить её до конца, следует понаблюдать за
тем, как он выполняет домашнюю работу. Если у школьника не получается сконцентрироваться и довести задание до
конца,
стоит проводить занятия в игровой форме или попробовать добавить специальные упражнения на концентрацию
внимания. В
любом случае следует всегда делать небольшие перерывы в течение занятия — это позволит ребёнку немного отвлечься
и
приступить к задаче с новыми силами.

Планировать выполнение домашней работы

Можно взять за правило, что сначала надо делать устные задания — потом письменные, сначала на черновике — потом
на
чистовике, сначала простые — потом сложные. Перед тем, как приступать к домашней работе, следует
проанализировать
все упражнения, чтобы ребёнок понял, как их выполнять. Затем выстроить порядок, чётко спланировать время и
проконтролировать — уложился ли, например, в час. То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом.
Задание
желательно выполнять в тот же день, в который ученик его получил, пока информация, полученная на уроке, ещё не
выветрилась.

Выработать систематичность

Соблюдать регулярность и не нарушать её — важно для закрепления любого навыка. Поэтому существенно, чтобы
выполнение
домашнего задания вошло в привычку. Например, даже если на дом ничего не задали, всё равно необходимо сделать
любое
задание из школьной программы (можно взять учебник за тот же класс, но от другого издательства). Таким образом
ребёнок не только привыкнет к занятиям в одно и то же время, но и поймёт, что может быть несколько решений на
одну и
ту же задачку. Этот метод особенно актуален для математики: бывает, сколько учебников, столько и решений одного
и
того же примера.

Организовать рабочее место

Не секрет, что окружающая обстановка влияет на работоспособность человека. Поэтому в комнате ребёнка должна быть
оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть
достаточно
места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять
стол
ненужными вещами, которые могут отвлечь. Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на
котором должен царить порядок.

Как правильно выполнять домашнее задание

Начинать с простых заданий

Ребёнок может потерять мотивацию делать уроки, когда столкнётся с первым трудным заданием. Чтобы этого избежать, при выполнении домашней работы следует руководствоваться принципом «антибаран». Суть его в том, что задание, которое не получается, надо пропустить и сделать то, что получается легче всего. Так мозг разомнётся на простых заданиях, что позволит ему справиться с более сложными задачами. Этот же принцип можно использовать при выборе предмета, с которого начнётся выполнение домашней работы: начав с лёгкого предмета, ребёнок будет рад, что у него всё получается, и с лёгкостью справится со сложными задачами за счёт мотивации.

Сначала делать все задания устно

Благодаря такому подходу можно сэкономить время на каждом предмете, даже если все задания письменные. Это помогает ребёнку лучше понять суть задачи и сделать её письменно гораздо быстрее.

Сохранять высокую скорость работы

Кроме выполнения работы на высокой скорости, важно успевать переключаться на другой вид деятельности до того, как ребёнок устал: это помогает мозгу перестраиваться и равномерно тратить энергию. После нескольких занятий в таком темпе ребёнок сам научится замечать у себя признаки усталости и будет сразу приступать к другому заданию.

Соблюдать гигиену работы

Следует делать пятиминутные перерывы каждые полчаса. Можно сделать пальчиковую гимнастику, прилечь или съесть что-нибудь питательное. Важно: перерывы должны проходить без гаджетов и интернета, чтобы не сбивать ребёнка с рабочего настроя.

В комнате ребёнка должна быть оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть достаточно места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять стол ненужными вещами, которые могут отвлечь. Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на котором должен царить порядок.

Делать короткие перерывы

Это позволит ученику держать продуктивность на высоком уровне. Например, можно установить правило: каждые 30–50
минут устраивать десятиминутные переменки. Важно сразу договориться с ребёнком, что эти перемены будут проходить
без
гаджетов и Интернета. Следует объяснить школьнику, что навязчивый поток информации из соцсетей не даст мозгу
отдохнуть. Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное.

Родителям не стоит упрекать себя, если у них нет времени или желания делать уроки с ребёнком, и ругаться, если
школьник не выполняет домашнее задание вовремя и прилежно. Домашнее задание даётся детям, а не родителям —
обязанности по его выполнению лежат на учениках. Однако всегда можно всем вместе разобраться в сложном вопросе,
помочь ребёнку организовать рабочий процесс, поддержать в случае плохой оценки и похвалить за успехи.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Как известно, мы растём, падая и вставая. И, кажется, никому ещё не удалось научить малыша ходить, требуя, чтобы он не падал, и наказывая за каждое падение. Но и интеллектуальное развитие человека (не только юного, кстати) происходит примерно так же: через преодоление (неизбежных) ошибок. 

Я учитель математики, работающий в физматшколе, то есть имеющий дело только с преподаванием углублённой математики и решением относительно сложных задач. Однако даже мне изредка попадаются ученики, практически никогда не допускающие существенных погрешностей в рассуждениях. Не сомневаюсь, что в «обычных» средних школах таковых детей больше, ибо задания в непрофильных учебниках – чего уж греха таить – по преимуществу примитивны. Уверен – у большинства коллег такие отличники вызывают радость и гордость. А мне страшно за этих детей: они не привыкли правильно падать – значит, не умеют и вставать на ноги после падения. Но ведь без совершения крупных и мелких ошибок не прожить, тем более не достичь чего-то значимого в науке или в других сферах деятельности. Рано или поздно на каждого верблюда найдётся соответствующая соломинка, и нужно быть морально готовым подняться на все четыре копыта, встряхнуться и идти дальше.

Анализируя собственные и чужие ляпы, мы не только проникаем в суть соответствующей проблемы, но и узнаём больше о себе самих, о своих слабостях и недостатках, о том, в каких обстоятельствах мы допускаем просчёты. А это бесценная информация, ведь она позволяет прогнозировать собственное поведение в той или иной ситуации (учебной, научной, производственной, жизненной – неважно) – и, как следствие, подготовиться так, чтобыв дальнейшем добиться наилучшего результата из возможных.

К примеру, человек, теряющийся при нервном возбуждении, должен тренироваться в стрессовых условиях (нехватка времени, отвлекающие моменты, вроде наличия в помещении других людей или посторонних звуков, и т. п.). Либо же применять технические (к примеру, шумоизолирующие наушники) и медикаментозные (это уже в крайнем случае) средства. Тот, кто допускает много ошибок в расчётах, должен перепроверять свои простейшие выкладки. Ну и так далее…

Обобщая, можно сказать, что правильная работа над своими и чужими ошибками делает человека опытнее, изощрённее, сильнее.

Между тем, в российской школе практически не занимаются этим видом деятельности. Мы учим умению рассуждать правильно – но это совсем другое. Если говорить откровенно, то обучение преимущественно сводится к максиме «делай как я». Это не только не помогает приобретать опыт выявления и исправления собственных оплошностей, но и эффективно губит креативность. А ведь ещё Высоцкий некогда пел об опасности постоянного движения по чужой колее…

Кое-что даёт так называемая «работа над ошибками» в контрольных, но и тут собственно анализ не только погрешности, но и причин её возникновения остаётся, так сказать, «за скобками». Фактически школьнику предлагается заменить использованный им способ решения «правильным» – вот и всё. Максимум, чего можно подобным путём добиться – это чтобы в той же самой ситуации ученик не допустил аналогичного ляпа. КПД этого труда ничтожен.

Комментарий «ЯКласс»: Ошибки — неотъемлемая часть роста и рефлексии в процессе получения новых знаний. Ошибаясь, человек в первую очередь учится анализировать собственные действия, чтобы понять, что именно привело к неверному результату. Для того, чтобы обучение было продуктивным, а ошибки становились точками роста, функционал Я+ позволяет ученикам использовать «Шаги решения». Если в процессе выполнения какого-либо задания ребёнок сделал что-то неправильно, система не покажет ему правильный ответ, а предложит объяснение. Ознакомившись с ним, школьник сможет отработать решение ещё раз, но уже на новом примере — не просто подставив новые цифры, но пройдя весь путь ещё раз.
акой формат деятельности будет удобен для домашних работ — предложение исправить ошибки самому оградит ученика от соблазна залезть в ГДЗ и просто выписать ответы. Так, благодаря постепенному подведению ребёнка к привычке осмысливать свои ошибки, и можно дойти до «переворота» в образовательном процессе, о котором говорит автор.

А ведь можно действовать совершенно иначе. Я математик и буду говорить об учебниках математики. Следовало бы включить в них задания на поиск ошибок в приведённых в книге рассуждениях и выкладках, постепенно продвигаясь от достаточно простых к  сложным, а не только содержащих элементарные арифметические промашки. Подобное как раз имеется, по крайней мере, в начальной школе, но этого, конечно, совершенно недостаточно. При этом преимущество должно отдаваться упражнениям «с отягощением», когда требуется именно обнаружить и исправить некорректности в чужом решении в рамках его логики, а не заменить сомнительные умозаключения правильными, но иными. 

Примерно в том же направлении «работает» использование элементов оппонирования при устных ответах. При этом назначенный оппонент особо внимательно выслушивает решение, имеет право (но не обязан) задавать докладчику вопросы, проверяет записанный на доске текст и – если, с его точки зрения, в решении имеются недостатки – корректирует их, помечая исправления галочками (дабы эти изменения не терялись). Лишь после этого в дело вступает учитель, который завершает разбор задачи и оценивает работу обоих участников. Изначальная, базовая отметка за оппонирование – 5; за каждую пропущенную ошибку и за каждое исправление правильных выкладок докладчика на неправильные эта отметка снижается на 1 балл (но не ниже, чем до «двойки», естественно). Таким образом, вполне может случиться (и нередко случается), что оппонент, протестировав абсолютно правильное решение, констатирует, что всё верно, – и получает «пятёрку», формально не сделав ничего. Конечно, насчёт «ничего» – это некорректная точка зрения. В данном случае оппонент полностью реализовал свою функцию: всё проверил и взял на себя равную с докладчиком ответственность. За что и получает высший балл. Разумеется, всё вышеизложенное имеет смысл только для достаточно заковыристых, интересных заданий.

Полезно увеличить долю упражнений типа «Верно или нет?», причём они должны быть куда глубже и сложнее, чем сейчас – нынешние примитивны.

Вообще желательно почаще ставить учащихся в ситуацию неопределённости – это способствует формированию способностей к анализу и  самоанализу, в конечном счёте – самостоятельности мышления. 

Проблемы с некорректным условием (в том числе, те, в которых недостаточно данных для нахождения искомого) учат детей не только анализу «входящей» информации – они исподволь помогают сформировать у них необходимые современному человеку основы критического мышления.

Хорошо «работают» также задачи с наличием специфических частных случаев, умение «увидеть» которые требует глубокого понимания теории (и, соответственно, анализ «дыр» в их решении углубляет такое понимание).

Замечательно помогает формировать мужество осознать и принять ошибки, упорство, чтобы их полностью проанализировать и учесть в дальнейшей работе, а также умение выходить из интеллектуальных кризисов такой труд, в котором успех не гарантирован и решение вообще может быть не достигнуто. Впрочем, это уже вообще не для учебников и уроков, это относится к научно-исследовательской деятельности школьников, к тем самым пресловутым «проектам».

При этом педагогам придётся в корне пересмотреть «чёрно-белое» мышление, то есть такой подход к оцениванию, когда задача считается или решённой, или нерешённой — без промежуточных вариантов. Придётся научиться «взвешивать» ошибки, то есть научиться определять, на сколько процентов выполнена задача. Понадобиться разработать банк соответствующих упражнений. Необходимо научиться анализировать ляпы и просчёты вместе с допустившими школьниками — и обосновывать свои оценки в диалоге с ними. Работа предстоит большая — но очень полезная. 

И необходимо учитывать: школьник, владеющий глубокой рефлексией, умеющий выявлять свои и чужие ошибки, анализировать их и использовать результаты размышлений для более эффективной работы, знающий собственные слабости и недостатки и способный превращать их в достоинства — это сильная, самостоятельно и свободно мыслящая личность. Гораздо более свободно, чем мы привыкли. И не склонная поступаться личным мнением. 

Готовы ли мы к такому? Оно нам нужно? Как вы считаете, коллеги? Или так перебьёмся как-нибудь, потихоньку да полегоньку?..

Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс

Процесс обучения неразрывно связан с преодолением трудностей. Если ученик справляется с ними, учебная деятельность вызывает у него интерес. Но иногда самостоятельное освоение программы невозможно из-за особенностей развития ребёнка. В таких случаях необходима педагогическая поддержка. Различные виды помощи детям стимулируют умственную деятельность, развивают самостоятельность, создают мотивацию к учёбе.

Причины затруднений в учебной деятельности

Существует два вида факторов, порождающих трудности обучения — внешние и внутренние. Последние связаны с особенностями личности обучающегося, включая:

  • врождённые заболевания;
  • психологические отклонения;
  • слабое развитие эмоционально-волевой сферы;
  • недостатки воспитания;
  • отсутствие мотивации к учёбе;
  • проблемы с социализацией.

Внешние причины не зависят от здоровья и поведения ребёнка. К ним относятся:

  • негативное влияние семьи, социального окружения;
  • пробелы в знаниях;
  • отсутствие учебных навыков;
  • недостатки учебного и воспитательного процесса.

Один или несколько факторов создают трудности в решении учебных задач, отставание от программы,  а впоследствии — хроническую неуспеваемость.

Виды помощи при обучении детей

Чтобы оказать ученику необходимую поддержку, педагогу необходимо выявить, какими причинами вызваны трудности. Соответственно подбирается комплекс методов, направленных на устранение затруднений.

В психолого-педагогической литературе выделяют 5 видов помощи детям при  обучении:

  • стимулирующая;
  • эмоционально-регулирующая;
  • направляющая;
  • организующая;
  • обучающая.

Выбор конкретного вида помощи зависит от уровня психического развития ребёнка, качества мыслительной деятельности, отношения к учёбе. Рассмотрим каждый вид поддержки детально.

Стимулирующая помощь

Стимулирующая помощь

Она предусматривает активизацию собственных возможностей ученика. Применяется, если ребёнок не начинает самостоятельную работу над заданием или выполняет их неправильно. Задача педагога в такой ситуации — создать позитивный эмоциональный настрой с помощью ряда приёмов:

  • ободрение;
  • успокаивание;
  • внушение уверенности в положительном результате;
  • разъяснение задания.

В случае, когда ребёнок пробует сделать задание, но не справляется, педагог показывает ошибку, предлагает проверить решение. В зависимости от характера ученика, говорится о наличии ошибок, их количестве, способах проверки. Можно использовать побуждающие фразы: «Посмотри внимательно! Сосредоточься! Подумай ещё!».

Эмоционально-регулирующая помощь

В её основе лежит оценка детской работы в ходе обучения. Педагог выражает своё отношение к деятельности учащихся путём положительной или отрицательной оценки.  Используется обращение к эмоциям и жизненному опыту, вовлекающему детей в решение учебных задач.

Педагог применяет следующие приёмы:

  • Выражение убеждённости в будущем успехе. «Я уверена, ты справишься!», «У нас с тобой всё получится!».
  • Пожелание. «Давай начнём вот с этого…».
  • Преодоление страхов. Ободряющие высказывания, устраняющие сомнения и неуверенность в себе. « Как хорошо ты с этим справился!».
  • Мотивация действий. Педагог разъясняет, для кого или чего выполняется деятельность. Например: «Мы покажем этот рисунок твоей маме, и она обрадуется».
  • Подчёркивание личной исключительности. Показывает значимость способностей ученика. «Это я могу поручить только тебе».

 Одобрение педагога особенно важно для ребят, в поведении которых преобладает тревожность, робость или агрессивность.

 Направляющая помощь детям

Она необходима, если ребёнок не может самостоятельно планировать учебную деятельность, выбирать способы и порядок выполнения заданий. Проблемы возникают прямо в ходе работы. Ученик сигнализирует о затруднениях фразами: «Как надо начинать?», «А что дальше делать?». Иногда сложности обнаруживаются, как результат — работа выполнена неправильно.

Педагог оказывает поддержку, объясняя порядок действий. Хорошим подспорьем служит наглядность — схемы, планы, опоры. Важно научить ребёнка ставить цель: «Давай вспомним, что нужно сделать». Инструкции и планы следует повторять несколько раз.

Организующая помощь

Этот вид поддержки необходим детям, испытывающим затруднения в мыслительной деятельности. Педагог помогает планировать действия и контролирует их выполнение. Используются фразы, программирующие порядок работы: «Что делаем сначала? Как это называется?».

Важное условие организующей поддержки — пошаговое объяснение инструкций и алгоритмов действий ученика.

Обучающая помощь

Она применяется в ситуациях, когда не срабатывают стимулирующие, направляющие и эмоционально-регулирующие методы. Педагог показывает, как выполняется конкретный тип задания, даёт образцы работы и детальные планы действий.

Обучающая помощь должна быть чётко дозированной. Он включает в себя задачи, направленные на зону ближайшего развития — ступень, которой ребёнок достигает в ходе взаимодействия со взрослым.

Эффективность обучающей помощи повышается при создании ряда условий. В их числе:

  • многократное повторение;
  • активное использование наглядности (схемы, карточки, иллюстрации);
  • индивидуальная помощь при возникновении затруднений.

Разработано множество вариативных приёмов для преодоления трудностей в обучении. В зависимости от уровня развития ребёнка, педагог может использовать планы, речевые образцы, рифмовки, проблемные ситуации.

Правильно подобранный вид помощи даёт положительные результаты обучения при поведенческих проблемах, СДВГ, ЗПР различного происхождения и лёгкой умственной отсталости.

Доклад на родительское собрание  на тему: «Как помочь первокласснику с выполнением домашнего задания.  Методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку»

   В начале, хотелось бы сказать, что главный этап у детей в этом возрасте – это развитие. Главный труд это учеба в школе учение. Мозг сейчас активно готов впитывать информацию более сложного характера.

Игра «Разброс мнений».

  • Наш ребенок выполняет домашнее задание…
  • Самостоятельно справляется с…
  • Готовит с трудом…
  • Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в…
  • Когда ребенок учит уроки, мы…
  • Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то …
  • Мы думаем, что на выходные  …
  • Ребенок начинает приготовление домашнего задания с …
  • При приготовлении домашнего задания необходимо …
  • Если ребенок включается в работу медленно, то …
  • Если ребенок допускает ошибки мы……

2. Сообщение

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во вторых – формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

    Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

     С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая  функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Вот некоторые советы, как помочь ребёнку в обучении:

– возьмите на себя только, то, что он не может выполнить;

– по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их.

Часто возникает проблема, когда ребенок не хочет что-то делать. Заставлять его или нет? Все зависит от причины отказа, чаще всего она кроется в отношениях между вами и ребенком. Если ваш тон теплый, дружественный, ладится и совместная работа, как только появляются руководящие указания, исчезает желание работать на равных.

Необходимо вовремя перестать делать за ребенка то, что он уже способен делать сам.

Процесс передачи ответственности начинайте с мелочей, понимая, что ваш ребенок нуждается и в отрицательном опыте.

1. Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понят но, что ему надо сделать и как, — тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

2. Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

•   на строчку, где допущена ошибка;

•   на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

3. Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как посту пить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

4. Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет — постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится.

В каком порядке следует учить уроки?

Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

до 1 часа – в первом классе;

ВЫВОД: Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие.

Как приучить к самостоятельности?

Кл. рук: Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его. Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос. Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите.

hello_html_505e97a7.jpghello_html_70a41309.jpg

  • Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.
  • Замок (родители).
  • Правильно, замок. Какой это замок?
  • Замок — как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).
  • Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?
  • Ключ (родители).
  • Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?
  • Нет (родители).
  • Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.
  • Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы оказания помощи ребенку. (родители).
  • Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно, ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?
  • Да, возможно (родители).
  • Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

НЕ ХОЧУ ИДТИ В ШКОЛУ!

Причина первая: неадекватные ожидания

Праздник оказался слишком коротким, за ним последовали будни, и оказалось, что в школе надо не только веселиться, но и трудиться и привыкать к новым правилам. Неоправданные ожидания порождают разочарование, обиду, нежелание смириться с реальностью, и в результате могут привести к стойкому отвращению к объекту, которые эти ожидания вызвал, в данном случае — к школе.

Очевидно, что избежать риска снижения мотивации по первой причине можно, если формировать у ребенка представления о школе, близкие к реальности. Подробно рассказывайте ему, как будут проходить уроки и перемены, что ждет его в школьной столовой, библиотеке и других местах. Поиграйте в школу, это самый лучший способ для ребенка заранее потренироваться быть учеником. Вашими помощниками также станут книги, мультики и кинофильмы о школе.

Обсуждайте с ребенком его школьные дела и после 1 сентября, до тех пор, пока вы не убедитесь, что в голове у него сложилась правильная картинка школьной жизни. Первоклассник должен быть в курсе и ближайших событий, и более отдаленных: знать, что может произойти на уроках, когда вы встретите его после школы, чем будете заниматься в выходные, как планируете провести каникулы. Объясняйте в деталях разные моменты, особенно те, с которыми ребенок еще не сталкивался. А если в обычной программе дня предстоят какие-то изменения, не забудьте предупредить своего первоклашку.

Причина вторая: усиленная подготовка перед школой

Как ни странно, подготовка к школе не должна быть избыточной. «Разве может быть слишком много знаний?» — спросите вы. Оказывается, может. Многие родители отдают детей на курсы подготовки, программа которых часто во многом дублирует программу первого класса. Придя в школу, дети не получают почти ничего нового, особенно в начале учебного года, а это как раз важный период для развития мотивации. Они не чувствуют движения вперед в своем развитии и переключают внимание на другие, более увлекательные вещи, а школа отходит на второй план.

Если ваш ребенок оказался в такой ситуации, то важно разными способами показывать ему актуальность тех знаний, которые он получает на уроках. Основная ошибка, которую могут сделать родители, если первоклассник жалуется на то, что ему скучно в школе, это найти ему множество разных дополнительных занятий, чтобы он «работал головой». Тем самым они переключают интересы ребенка на внешкольную жизнь и еще больше отвлекают его от процесса обучения.

Причина третья: несоответствие требований взрослых возможностям ребенка

Она в каком-то смысле является противоположностью второй. Если детям с высоким уровнем подготовки становится скучно от того, что им все слишком легко, то первоклассники, которые не могут справиться с заданиями, теряют интерес из-за того, что не достигают успеха. А быть все время неуспешным никому не нравится, не только детям. При этом совсем не обязательно, чтобы уровень развития ребенка был низким. Бывает, что взрослые предъявляют к детям завышенные требования, идя на поводу своих амбиций. В роли таких взрослых могут оказаться и родители, и учителя.

Что делать? Прежде всего, «снизить планку», не ждать от ребенка, что у него все сразу будет получаться хорошо. Помнить о том, что он еще только учится быть школьником. Тем более что, по разным оценкам, до 60% детей приходят в школу не вполне готовыми к обучению, и это не всегда касается умственного развития. Незрелость эмоциональной сферы, несформированность навыков общения, даже недостаточный уровень физического развития — все это (и не только) может мешать первокласснику успешно учиться.

Причина четвертая: возрастной «разрыв»

По существующим сегодня правилам в первый класс можно записывать детей от 6,5 до 8 лет. В этом возрасте разница в год означает довольно серьезные отличия в уровне развития. Если ребенок окажется существенно старше или младше основной массы своих одноклассников, он может «выпадать» из общего процесса обучения, т. к. учитель поневоле будет ориентироваться на большинство.

Детям постарше может быть скучно, а детям помладше — сложно учиться в одном темпе с одноклассниками. И то, и другое также может привести к снижению мотивации

Младшим детям необходимо избегать перегрузки и стрессов, здесь нужны щадящий режим, своевременный отдых, поддержка родителей. Для старших, которым поначалу программа обучения покажется слишком легкой, подойдут способы поддержки мотивации, приведенные в описании второй причины.

Причина пятая: низкая познавательная активность

Однако современные дети, как и взрослые, находятся в перенасыщенной информационной среде. Информация не просто легко доступна, они нам активно навязывается. Ребенок тоже получает избыточный поток контента, поданного красиво и увлекательно. Школьные знания на этом фоне «теряются», особенно если их актуальность не очевидна для ребенка. К тому же для их усвоения надо еще потрудиться.

Первый шаг, который стоит сделать, чтобы исправить ситуацию — ограничить информационный поток и создать хотя бы небольшой дефицит впечатлений.

Современным школьникам не всегда понятно, зачем учиться писать и считать, если все уже активно пользуются голосовыми помощниками, банковскими картами и прочими достижениями цивилизации. И все же для первоклассников еще можно придумать какие-то привлекательные стимулы.

Причина шестая: инфантильность

Ученик — это новая социальная роль, ступенька взросления, которая предполагает новый статус, новый стиль взаимоотношений со взрослыми, расширение возможностей и обязанностей. Не все первоклассники оказываются готовы к этой роли, а в последние годы число таких детей увеличивается. С одной стороны, это происходит потому, что дошкольное детство современных детей в большинстве случаев очень комфортное. Желания принять на себя другую роль у ребенка не возникает, ведь у него в жизни и так все хорошо, зачем же что-то менять? С другой, сегодня видна тенденция к обеднению игры у дошкольников, да и времени на игры у них все меньше. В результате в первый класс нередко приходят дети, которые не доиграли и не очень понимают, почему они теперь должны соответствовать более высоким требованиям, чем раньше.

Для таких детей особенно важно как можно скорее подружиться с одноклассниками.

Безусловно, на игровой мотивации далеко не уедешь, постепенно нужно менять ее на учебную. Начать можно с внешних изменений — сделать перестановку, привлекательно оформить рабочее место первоклассника дома, выделить дополнительную полку для учебников, купить новые часы и тому подобное. При каждом удобном случае подчеркивайте новый статус ребенка, давайте ему понять, что вы рады его взрослению, гордитесь его успехами и готовы принимать его в новой роли. От слов переходите к делу: поменяйте распределение обязанностей в семье, поручите ребенку какие-то более «взрослые» дела, привлеките к принятию семейных решений, доступных его уровню. Демонстрируйте новые возможности, которых у него не было в дошкольном возрасте. Через какое-то время внешние изменения перейдут во внутренние, ребенок примет себя как ученика. Следующая задача — разбудить интерес к тем знаниям, которые даются в школе, для этого подойдут рекомендации, данные в предыдущих пунктах.

  • Ехай спокойно все что нужно я исполню найти ошибки
  • Если упал вставай сделал ошибку исправь картинки
  • Ехай сам исправить ошибку
  • Если увидели ошибку на сайте нажмите
  • Ехай на поезде самолетом опасно ошибка