Если заблуждение характеристика то ошибка

Заблуждение
— знание, не соответствующее своему
пред­мету, не совпадающее с ним. Будучи
неадекватной формой знания, оно главным
своим источником имеет ограниченность,
неразвитость или ущербность
общественно-исторической практики и
самого познания. Заблуждение по своей
сути есть иска­женное отражение
действительности, возникающее как
абсо­лютизация результатов познания
отдельных ее Сторон. Заблуждения,
конечно, затрудняют постижение истины,
но они неизбежны, есть необходимый
момент движения познания к ней, одна из
возможных форм этого процесса.

Напри­мер,
в форме такого «грандиозного заблуждения»,
как алхи­мия, происходило формирование
химии как науки о веществе. Заблуждения
многообразны по своим формам. Следует,
например, различать заблуждения научные
и ненаучные, эмпирические и теоретические,
религиозные и философские, и г.д. Так,
среди последних существуют, такие как
эмпиризм, рационализм, софистика,
эклектика, догматизм, релятивизм и др.
Заблуждения следует отличать ото лжи
— преднамеренного искажения истины в
чьих-то корыстных интересах, и связан­ной
с этим передачи заведомо ложного знания
— дезинформа­ции.

Если
заблуждение — характеристика знания,
то ошибка — результат неправильности
действий индивида в любой сфере 1-го
деятельности: ошибки в вычислениях, в
политике, в житейских делах и т.д.

Выделяют
ошибки логические — наруше­ние
принципов и правил логики, и фактические,
обусловлен­ные незнанием предмета,
реального положения дел и т.п. Развитие
практики и самого познания показывает,
что те или иные заблуждения рано или
поздно преодолеваются: либо сходят со
сцены (как, например, учение о «вечном
двигателе»), либо превращаются в истинные
знания (превращение алхимии в химию).
Важнейшие предпосылки преодоления
заблуждений — изменение и совершенствование
породивших их соци­альных условий,
зрелость общественно-исторической
практи­ки, совершенствование наблюдений
и экспериментов, разви­тие и углубление
знаний и методов его получения.

Истина — знание,
соответствующее своему предмету,
совпадающее с ним. Иначе говоря, это
верное, правильное отражение
действительности — в живом созерцании
или в мыш­лении. Поэтому первый и
исходный признак (свойство) исти­ны
— объективность: конечная обусловленность
реальной дей­ствительности, опытом,
практикой и независимость содержа­ния
истинного знания от отдельных людей
(как, например, ут­верждение о том, что
Земля вращается вокруг Солнца). Истина
не есть свойство материальных объектов
(например, «дом есть истина»), а
характеристика знаний о них. Будучи
объективна по своему внешнему материальному
содержанию, истина субъективна по своим
внутренним идеальным содержанию и
форме: истину познают люди, выража­ющие
ее в определенных субъективных формах
(понятиях, за­конах, теориях и т.п.).
Например, всемирное тяготение изна­чально
присуще материальному миру, но в качестве
истины, закона науки оно было открыто
Ньютоном. Истина есть процесс, а не некий
одноразовый акт постижения объекта
сразу, целиком и в полном объеме. Для
харак­теристики объективной истины
как процесса применяются ка­тегории
абсолютного (выражающей устойчивое,
неизменное в явлениях) и относительного
(отражающей изменчивое, прехо­дящее).
Абсолютная истина (точнее, абсолютное
в объективной истине) понимается,
во-первых, как полное, исчерпывающее
зна­ние о действительности в целом —
гносеологический идеал, который никогда
не будет, достигнут, хотя познание все
более приближается к нему. Во-вторых,
как тот элемент знаний, ко­торый не
может быть никогда опровергнут в будущем:
«Птицы имеют клюв», «люди смертны» и
т.д. Это так называемые веч­ные истины,
знания об отдельных сторонах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное
в объективной истине) выражает изменчивость
каждого истинного зна­ния, его
углубление, уточнение по мере развития
практики познания. При этом старые
истины либо заменяются новыми (например,
классическая механика сменилась
квантовой), либо опровергаются и
становятся заблуждениями (например,
исти­на о существовании вечного
двигателя, понятия о теплороде, флогистоне
и т.п.). Относительность истины заключается
в ее неполноте, условности, приблизительности,
незавершенности. Абсолютная истина в
виде целостного фрагмента знания
скла­дывается из суммы относительных,
но не путем механическо­го соединения
готовых истин, а в процессе исторического
раз­вития познания и синтеза его
результатов. Существуют две крайние
позиции в понимании отношения абсолютного
и относительного моментов в истине.
Догматизм преувеличивает значение
устойчивого момента, релятивизм —
изменчивой стороны каждой истины. В
свое время Гегель справедливо подчеркивал,
что абст­рактной истины нет, истина
всегда конкретна. Это значит, что любое
истинное знание всегда определяется в
своем содержа­нии и применении данными
условиями места, времени и мно­гими
другими специфическими обстоятельствами.
Таким образом, объективная, абсолютная,
относительная и конкретная истины —
это не разные сорта истин, а одно и то
же истинное знание с этими своими
характерными призна­ками (свойствами).
Вопрос о том, можно ли отграничить истину
от заблужде­ния, и если можно, то каким
именно образом, всегда интересовал
познающую мысль. Это и есть вопрос о
критерии истины. И истории философии и
науки высказывались различные точки,
и зрения на сей счет. Таким критерием
считались, в частности, ясность и
отчетливость знаний, их общезначимость,
чувственные данные, по­лезность знаний
и т.п. Диалектико-материалистическая
философия соединила всеобщность критерия
истины с непосредственной действительностью
путем введения в теорию познания
общественно-исторической практики.
Последняя во всем своем объеме и полноте,
а также в целостном историческом развитии
(в единстве прошлого, настоящего и
будущего) была представлена решаю­щим
в конечном итоге критерием истины.
История познания подтвердтла этот
вывод. Проверка знания «на истину»
практикой не есть какой-то одноразовый
акт, нечто неизменное или «зеркальное
сличение», а она есть процесс, т.е. носит
исторический, диалектический характер.
А это значит, что критерий практики
одновременно определенен и неопределен,
абсолютен и относителен. Абсолютен в
том смысле, что только развивающаяся
практика во всей полноте ее содержания
может окончательно доказать ка­кие-либо
теоретические или иные положения. В то
же время данный критерий относителен,
так как сама практика развива­ется,
совершенствуется, наполняется новым
содержанием и потому она не может в
каждый данный момент, тотчас и пол­ностью
доказать те или иные выводы, полученные
в процессе познания. Диалектичность
практики как критерия истины является
объективной основой возникновения и
существования иных критериев для
проверки истинности знания в различных
его формах. В качестве таковых выступают
так называемые внеэмпирические,
внутринаучные критерии обоснования
знания (про­стота, красота, внутреннее
совершенство и т.п.). Важное зна­чение
среди них имеют теоретические формы
доказательства, логический критерий
истины, опосредованно выведенный из
практики, производный от нее и потому
могущий быть вспо­могательным критерием
истины. Он дополняет критерий прак­тики
как решающий, а не отменяет или заменяет
его полнос­тью. В конечном итоге
практика, и только она, может оконча­тельно
доказать истинность тех или иных знаний.

Соседние файлы в папке 02.3

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ФИЛОСОФИЯ: Заблуждение: кратко

Заблуждение

Заблуждение можно передать как искаженное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение следует отличать отолжи (сознательного искажения истины) и от возникающих вследствие неправильных действий индивида ошибок. Если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д.

Являясь неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как безусловность результатов познания отдельных ее сторон.

То или иное понимание заблуждения связано с исходными принципами теории познания.

Домарксистские философы, например, отождествляли заблуждение с ошибкой, порожденной недостатком познавательных способностей человека. Догадки о природе заблуждения, о соотношении истины и заблуждения возникают лишь по мере формирования диалектического подхода к познанию. Так, Гегель, рассматривая истину как процесс, считал заблуждение не абстрактной противоположностью истине, а лишь ее моментом, исторически ограниченной (конечной) формой движения сознания к истине.

В марксистской философии заблуждение рассматривается как результат ограниченности практики или ее понимания. Т. е. процесс познания выглядит как абсолютизация результатов изучения отдельных сторон действительности, моментов истины. Поэтому заблуждение – не просто иллюзия; в нем фиксируется то, что лежит на поверхности явлений, исторически – ограниченные характеристики этих явлений превращаются в «естественные», а потому – вечные и абсолютные.

Заблуждения затрудняют освоение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса.

Заблуждения многообразны по форме. Следует например различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские (эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм) и др.

Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются либо превращаются в истинные знания. Преодолеть заблуждения возможно, изменив и усовершенствовав породившие их социальные условия, усовершенствовав наблюдения и эксперименты, развивая и углубляя знания и методы его получения.

В философских учениях понятие «заблуждение» рассматривается в совокупности с истиной. Часто это единство рассматривают на основе изучения шкалы истинности. Знание, информация как совокупность сведений постоянно возрастают. Рост знания означает, что человечество перемещается по шкале истинности слева направо (противоположностью истины является заблуждение; ложь – это преднамеренное искажение истины). Следовательно, установление истины или заблуждения требует другой трактовки. Теории сменяют друг друга, но они иначе трактуют истину. Абсолютная истина оказывается недостижимой.

>  
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:

 
1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
2. Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5. Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22. Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40. Философия Нового времени
41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в
42. Философия эпохи Просвещения
43. Философия Канта
44. Философия Гегеля
45. Антропологический материализм Фейербаха
46. Философская концепция марксизма
47. Философия позитивизма: этапы развития
48. Философия прагматизма
49. Герменевтика как философское направление
50. Сциентизм и антисциентизм
51. Человек в «философии жизни»
52. Учения психоанализа и неофрейдизма
53. Проблема свободы в экзистенциализме
54. Значение творчества
55. Философские дискуссии западников и славянофилов
56. Философские идеи Достоевского и Толстого
57. Философская система Соловьева
58. Русский космизм
59. Диалектика. Структура диалектики
60. Особенности философской и религиозной картин мира
61. Понятие культуры в философии
62. Этапы исторического развития этических представлений
63. Эволюция эстетических идей
64. Категориальный аппарат эстетической теории
65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 
       ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ

Самая фундаментальная проблема туризма (гносеологическая), остававшаяся неразрешённой в течение ста лет из-за сложности, решена. 

Предлагаем вашему вниманию научную работу, автором которой является независимый исследователь Ефим Рейтблат.

Понятия экскурсии и туризма

Заблуждения в туризме

Общество напряжённо движется от одного заблуждения в туризме к другому. В туризме долго господствуют представления о том, что человек, посещающий другие города и страны с ознакомительными целями, является туристом. Корни этого заблуждения уходят в некритическое мышление. Мнение о том, что существуют виды туризма: рекреационный, медицинский, деловой, паломничество, событийный и др. – очередное заблуждение в туризме. Логический анализ опровергает это заблуждение.

Одно и то же путешествие разные люди называют по-разному, одни – туризмом, другие – экскурсией. Одну и ту же поездку разные люди называют по-разному, одни – туристической поездкой, другие – экскурсионной. Налицо противоречие. Произошло смешение понятий. В литературе можно встретить термин экскурсионный туризм. Сказать экскурсионный туризм всё равно, что сказать коньковые лыжи. Туризм и экскурсия – это не синонимы. Между этими понятиями существуют принципиальные различия. Понятия экскурсии и туризма являются пересекающимися. Объём понятия экскурсия частично совпадает с объёмом понятия туризм. Признак – досуговая коллективная деятельность, связанная с познанием окружающего мира – характерен и для экскурсии, и для туризма.

Заблуждения в туризме есть искажённое отражение действительности, возникшее как абсолютизация результатов познания. Если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильности действий.

Крупная афера ХХ века

Результатом перестройки в СССР стало появление туристических фирм. В 1988 году появились фирмы с гордым названием «Туристическое агентство». Они продавали путёвки советским гражданам на экскурсии в страны Европы, так называемые туры. Первоначально название организации, продававшей путёвки на отдых, было «Бюро экскурсий и путешествий». Логично было бы сохранить название для новых агентств. Но предприниматели поступили иначе. Слово экскурсант не воспринимается так благозвучно, как слово турист. А раз так, то надо всех путешественников отныне называть туристами. Что и было сделано быстро без шума и пыли. С точки зрения логики предприниматели допустили логическую ошибку ignoratio elenchi – подмена тезиса, состоящую в том, что в качестве главного признака они приняли «передвижение по маршруту». В действительности же главным признаком экскурсии является «посещение объектов и мероприятий».  Опасность этой ошибки заключается в том, что из-за сходства признаков создаётся иллюзия истинности принятого названия.

Определения туризма и экскурсии, отражающие их сущность

Одни ребята подсуетились и в России появились институты туризма и туристика – наука о туризме. Туристика не может считаться самостоятельной наукой по той причине, что объект туристики (индустрия туризма) и предмет туристики (туристский продукт) определены неверно. Объект науки – это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки – это элементы, аспекты, свойства объекта. Не сделано главное, не приведена онтологическая схема туристики. На вопрос, почему нет  одного единственного определения понятия туризма, истинно отражающего сущность, великие учёные-туристики ответили: «Вам надо, вы и формулируйте. Лично нам оно не надо. Нам итак хорошо». Другие ребята подсуетились и в России появились академии туризма. Великие академики-туристы просто не захотели дать одно единственное определение понятия экскурсии, истинно отражающее сущность.

Науке неизвестно ни понятие туризма, ни понятие экскурсии. О непонимании туризма свидетельствует множество разноречивых определений, описанных в литературе.

Определение туризма

С точки зрения логики один и тот же предмет – туризм – не может быть одновременно:

– временным перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или в местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия, отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте;

– активным отдыхом, влияющим на укрепление здоровья, физическим развитием человека, связанным с передвижением за пределы постоянного места жительства;

– деятельностью лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями;

– совокупностью отношений и явлений, которые имеют место во время путешествий в определённую местность при условии непродолжительного поселения и неосуществления деятельности с целью получения дохода (К. Крапф и В. Гунзикер).

Определение экскурсии

С точки зрения логики один и тот же предмет – экскурсия – не может быть одновременно:

– передвижением в пространстве, направленном на изучение конкретной темы по заранее подобранным объектам с экскурсоводом, продолжительностью менее 24 часов без ночёвки;

– посещением достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев, предприятий);

– особой формой учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и школьников-экскурсантов;

– суммой знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определённой системой действий по их передаче.

Умиляет критерий отличия туризма от экскурсии, указанный многочисленными исследователями – 24 часа. По мнению исследователей, прогулка менее 24 часов – это экскурсия, более 24 часов – это уже туризм. Представьте себе такую ситуацию. Бабушка поехала навестить свою внучку. Она говорит дочке: «Пожалуй, я останусь на ночлег, и тогда я буду туристкой. Мне неприятно, когда соседи злословят: «Смотри, вон, экскурсантка приехала». В действительности точки бифуркации нет. Экскурсия – это не куколка, превращающаяся через 24 часа в бабочку.

Налицо путаница с понятийным аппаратом туризма. Мы приходим к выводу о том, что исследователи так запутали представления о туризме, что только сейчас, через сто лет приходится вычищать Авгиевы конюшни.

Ложность определений туризма и экскурсии

Все существующие определения туризма и экскурсии ложные. Я хочу бросить упрёк многочисленным авторам, давшим свои собственные определения туризма и экскурсии. Ложные определения туризма и экскурсии стали следствием путаницы в умах исследователей и произвола в составлении определения туризма и экскурсии. С понятиями туризма и экскурсии царит хаос и неразбериха. Ещё Декарт говорил: «Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Давайте же осмыслим и переосмыслим понятия туризма и экскурсии, да и саму проблему туризма и экскурсии. Определение понятий туризма и экскурсии важно в практическом отношении.

Авторы определения понятий «туризм» и «экскурсия» допустили принципиальную, методологическую ошибку – проигнорировали требования, предъявляемые к составлению формулы явления. Такие требования записаны в инструкции МААНОИ (Международной Академии Авторов Открытий и Изобретений). Структура формулы явления включает характеристику явления, отражение причинно-следственной связи и описание условий, при которых наблюдается явление туризма  и явление экскурсии.

Явление туризма

Характеристика явления – передвижение людей по маршруту.

Условия, при которых наблюдается явление – походные.

Причинно-следственная связь – стремление сблизиться с природой.

Привожу определение туризма, истинно отражающее его сущность.

Туризм – явление, характеризующееся передвижением людей по маршруту в походных условиях, обусловленное стремлением сблизиться с природой

Явление экскурсии

Характеристика явления – посещение объектов или мероприятий.

Условия, при которых наблюдается явление – зрелищность.

Причинно-следственная связь – потребность человека в новых впечатлениях.

Привожу определение экскурсии, истинно отражающее её сущность.

Экскурсия – явление, характеризующееся посещением объектов или мероприятий, обладающих зрелищностью, обусловленное потребностью человека в новых впечатлениях

Потребность в новых впечатлениях – это фундаментальная потребность. Это хорошо понимали древние римляне, сформулировавшие принцип «хлеба и зрелищ». Развитие человечества происходит по спирали. Вначале экскурсии проводились на мероприятия (гладиаторские бои), потом – на объекты (достопримечательности) и, спустя 20 веков – вновь на мероприятия (фестивали, карнавалы, чемпионаты).

Виды туризма

Ошибочная родо-видовая классификация туризма

Стоп, туризм! Давайте осмыслим и переосмыслим положение, в котором очутился туризм.

Согласно сложившимся научным представлениям принята следующая родо-видовая классификация туризма.

1. Спортивный (экстремальный) туризм

– горный туризм (альпинизм, скалолазание, горный треккинг)

– пешеходный туризм

– водный туризм  (виндсерфинг, каякинг, рафтинг, водные лыжи, дайвинг)

– парусный туризм

– спелеотуризм

– конный туризм

– воздушный туризм  (полеты на аэростатах, дельтапланеризм, парашютизм)

– велотуризм

– зимний туризм (лыжи, сани, снегоходы и т.д.).

2. Рекреационный туризм

3. Познавательный (экскурсионный) туризм

4. Лечебный (медицинский) туризм

5. Деловой туризм

6. Событийный туризм

7. Паломничество (религиозный туризм)

8. Шопинг туризм

9. Круизный туризм

10. Экотуризм (сельский туризм)

11. Гастроэнтерологический, ой, гастрономический туризм

12. Учебный туризм

13. Экзотический туризм

14. Приключенческий туризм (рыбалка, охота, ловля бабочек)

15. Космический туризм

Логический анализ родо-видовой классификации туризма

Давайте проведём логический анализ родо-видовой классификации туризма. Логика, если её держаться до конца, приводит к результатам, в которые не верят ни глаза, ни уши (Ю. Медведев).

Лечебный туризм

Человек заболел. Для лечения он едет в лечебное учреждение. От того, что он потратил на езду не час, а несколько часов, от того, что он поехал в больницу не на трамвае, а полетел на самолёте в другую страну, он в туриста не превратился. Он как был больным, так больным и остался. Поездка на лечение никак не может быть туризмом.

Деловой туризм

От того, что бизнесмен потратил на езду не час, а несколько часов, от того, что он полетел на самолёте на деловую встречу, на конгресс, на симпозиум в другую страну, он в туриста не превратился. Он как был бизнесменом, так бизнесменом и остался. Поездка на деловую встречу никак не может быть туризмом.

Рекреационный туризм

Человек решил отдохнуть на пляже. Он и не собирается путешествовать. От того, что отдыхающий стал загорать не на своей даче, не на речке по соседству, а на море, да ещё в другой стране,  он в туриста не превратился. Он как был отдыхающим, так отдыхающим и остался. Поездка на морской курорт никак не может быть туризмом.

Паломничество (религиозный туризм)

Человек решил посетить святые места. Посещение святых мест – это экскурсия, но никак не туризм.

Познавательный (экскурсионный) туризм

Человек решил посетить другой город, другую страну. Он решил ознакомиться с достопримечательностями. Посещение других городов, других стран, ознакомление с  достопримечательностями, музеями – это экскурсия, но – никак не туризм. Термин экскурсионный туризм – это ложный термин, это софизм – термин, кажущийся правильным, но содержащий скрытую логическую ошибку. Путешествие может быть либо туризмом, либо экскурсией. С точки зрения логики два противоположных понятия не являются тождественными.

Событийный туризм

Человек решил посетить мероприятие в другом городе, в другой стране. Посещение фестивалей, спортивных соревнований и т. п. мероприятий в другом городе, в другой стране – это экскурсия, но никак не туризм.

Шопинг туризм

Человек решил купить товары. От того, что покупатель потратил на езду, несколько часов, а не час, от того, что он полетел на самолёте в другую страну, он в туриста не превратился. Он как был покупателем, так покупателем и остался. Поездка с целью покупки товаров никак не может быть туризмом.

Круизный туризм

Человек решил посетить другие города-порты, другие страны. От того, что он использовал в качестве транспорта корабль, он туристом не стал. Посещение других городов, других стран, ознакомление с  достопримечательностями, музеями – это экскурсия, но никак не туризм. Человек, путешествующий на корабле – экскурсант, но не турист.

Экотуризм (сельский) туризм

Человек решил поехать в деревню. Это путешествие наиболее близко к туризму. Цель – приобщение к сельской жизни. Но и в данном случае условия, в которых находится путешественник – не походные. Он не ночует в палатке. А, следовательно, он – экскурсант, а не турист. Поездка в деревню – это экскурсия.

Гастрономический туризм

Человек решил вкусно покушать в другом городе, в другой стране. Понятие гастрономический туризм – это абсурд.  От того, что гурман приехал/прилетел на обед в другой город, в другую страну, он туристом не стал. Не ровен час, когда по улицам Москвы, Парижа, Нью-Йорка пройдут марши протеста бакалейщиков. Возмущённые бакалейщики будут скандировать: «Почему гастрономический туризм есть, а бакалейного – нет? Чем мы хуже? Требуем создать бакалейный туризм!»

Рыбалку и охоту неправомерно зачислили в виды туризма. Рыбак целый день сидит с удочкой на берегу и не собирается путешествовать. Охотник в гробу, в белых тапочках видел путешествие. Гоняться за дичью – это не то же самое, что путешествовать.

Прочие виды туризма

Хочется спросить хитрых деятелей туризма, почему они до сих пор не ввели в оборот студенческий туризм? Тысячи студентов приезжают на учёбу в другую страну. Оплошали ребята. Нужно срочно издать приказ: «Иностранные студенты, запрещаем вам называть себя студентами. Отныне вы должны называть себя иностранными туристами».

Есть ещё много белых пятен. Предлагаю назвать туристами любовников, заключённых и бомжей и, соответственно ввести в оборот новые, перспективные виды туризма: любвеобильный, тюремный и бомжовский.

Принятая деятелями туризма система видов туризма представляет собой классификацию. Классификация всегда устанавливает определённый порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать её хорошо обозримой. Но принятая деятелями туризма классификация нарушает требования к составлению классификации. Основание классификации должно быть определено признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации. Деятелями туризма было выбрано ложное основание классификации «поездка на дальнее расстояние».

Кризис в туризме

Заблуждения в туризме и ошибочная родо-видовая классификация свидетельствуют о глубоком кризисе в туризме. Симптомом кризиса является наличие множества разноречивых определений туризма и экскурсии. Симптомом кризиса является устойчивый стереотип научных представлений о туризме, об экскурсии, о видах туризма. Выявлена ошибка используемой методологии туристического познания. Выявленные догмы резко ограничивают когнитивную функцию туризма. В кризисные моменты своего развития ни одна отрасль, в том числе туристская не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки. Требуется сторонний взгляд.

Въездной туризм

Понимание важнее знания. Мы знаем, что есть въездной туризм, но понимаем ли мы это явление? Давайте называть вещи своими именами: не въездной туризм, а въездная экскурсия. Строго говоря, к въездному туризму относится приезд иностранцев: горных туристов, водных туристов, конных туристов, воздухоплавателей, спелеологов, велотуристов, парусных туристов, туристов зимних видов спорта. Посещение иностранцами достопримечательностей в городах, посещение ими мероприятий составляет въездную экскурсию. Традиционно, приезжающих иностранцев называли туристами. Разумеется, традиция должна быть сохранена. Важно другое. Нужна иная постановка проблемы при создании инновационных объектов. Это должны быть не туристские, а экскурсионные объекты рационализаторского и изобретательского уровня. Такая постановка проблемы обеспечит успех.

Въездная экскурсия

Движущей силой явления въездная экскурсия, импульсом, стимулом к развитию выступают инновации. Причинно-следственная связь въездной экскурсии определяется уровнем этих инноваций. Можно назвать инновацию кластером, но, если это лаборантский уровень экскурсионного объекта, то на выходе будем иметь мизер клиентов. Если инновация характеризуется рационализаторским или изобретательским уровнем, то коммерческий и имиджевый успех гарантирован.

Почему у отелей есть рейтинг (количество звёзд), а у экскурсионных объектов нет? Чем экскурсионные объекты хуже отелей? Логично было бы создать рейтинг экскурсионных объектов, например, следующий: унылый уровень зрелищности, чарующий уровень зрелищности, захватывающий уровень зрелищности, фантастический уровень зрелищности.

Туристская мысль через призму философии

Туристская мысль недооценила философский аспект явления въездная экскурсия, в частности, диалектическую пару «форма – содержание». Кто сказал, что экскурсия должна проходить только в форме созерцания?! Наибольший эффект будет достигнут в комбинированной форме: зритель – участник. Второй этап экскурсии может проходить в разнообразных формах: марш экскурсантов, экскурсантское братство, экскурсантская квазидокументация, экскурсантский карнавал, чемпионат мира среди экскурсантов, пародийный импровизационный спектакль экскурсантов и т. п. Тем самым будет сформирована атмосфера братства, атмосфера непринуждённости, атмосфера настоящего праздника. Комбинированная форма является конкурентным преимуществом.

Туристская мысль через призму психологии

Туристская мысль недооценила последние достижения психологии. Человеку присущ не только био-психический детерминизм поведения, но и эвристико-психический (см. «Эвристическая теория мотивации»). Вновь открытый эвристико-психический детерминизм поведения можно будет в успехом использовать на практике. На этапе продвижения экскурсионного продукта эвристики усилят мотивацию и станут побудительным мотивом для принятия решения, куда ехать экскурсанту. На этапе экскурсии эвристики сделают экскурсию более интересной.

Научно-практическое значение

Изменилась научная туристическая картина мира. В действительности наблюдаются две картины: собственно научная туристическая картина мира и научная экскурсионная картина мира.

Изменились сложившиеся научные представления о туризме и экскурсии. Впервые в мире дано определение понятия туризма и определение понятия экскурсии, истинно отражающих сущность.

Изменились сложившиеся научные представления о видах туризма.

Найденное решение представляет большой интерес для Всемирно туристской организации ООН (ЮНВТО), для Всемирного совета по путешествиям и туризму (ВТТС), для Международной ассоциации мирового туризма (МТ), для Международного туристского союза (ТУИ), для Международного туристского альянса (АИТ), для Всемирной ассоциации по вопросам досуга и отдыха (ВЛРА).

Существующая туристическая практика должна быть приведена в соответствие с новыми воззрениями на туризм и экскурсию. Слово за Ростуризмом.

Автор статьи — независимый исследователь Ефим Рейтблат

Связанные статьи:

Идеология туризма будущего

Фантастическая передвижная выставка географических объектов

Организация туристического похода

Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Уже в начале истории зарождаются две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда.

Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его служить человеку, в практике человек постоянно связывает мир вещей и свои субъективные устремления.

Практика имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь через усилия индивида, она объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности не только живущих современников, но и достижения предшествующих поколений. Именно в практике реализуется активное начало человеческой личности, ее свобода и относительная независимость от природы. Практика человека основывается на его разуме, она является целесообразной деятельностью.

Целый ряд интересных мыслей о взаимосвязи знания (мышления) и «практической жизни», о необходимости «практизации» философии и др. Высказал Вл. Соловьев. Он считал, что человек прежде всего должен жить, а для этого необходим «материальный, экономический труд», обеспечивающий его существование и являющийся основой всех других форм деятельности — в т.ч. познавательной, теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, не может остаться только в теоретической сфере, оно должно практически осуществляться. И хотя жизнь и знание единосущны и нераздельны, их нельзя отождествлять, ибо всегда сохраняются различия практического и теоретического отношения к предмету. Это два особых способа существования и деятельности.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной философии. Так, К. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики или (как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов. Он подчеркивает, что практика — не враг теоретического знания, а «наиболее значимый стимул к нему». Однако для ученого существенно сохранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неизбежно впадает в схоластику.

Важнейшие формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие — преобразование общественного бытия. Изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.); научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения0 деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерить земельные участки, вычислить площади, объемы, исчислять время и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала до его конца. Весь познавательный процесс ( начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями) обуславливается — в конечном счете — задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны, и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

3. практика является опосредственно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к более полному, более точному и глубокому, совершенному.

3. Истина и заблуждение.

Непосредственная цель познания в любой его форме — истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Вопрос в том, что есть истина? и каковы способы избавления от заблуждений, всегда интересовало людей — и не только в сфере науки.

Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, которую мы и рассмотрим.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразрывность или ущербность общественно — исторической практики и самого познания. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются.

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент достижения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения» как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д.

Заблуждение следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности — в живом созерцании или мышлении. Достижение истины — непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно — художественной и др.). Каковы основные свойства, признаки истины ? Первый и исходный из них — объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей. Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Абсолютная и относительная истины — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается во — первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во — вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями ( например, «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина — это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

В качестве критерия истины выдвигались общезначемость ( то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т.д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины, содержались отдельные рациональные истины, требования ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм, значений и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы самого знания. Проверка знания «на истину» практикой, не есть какой то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т.е. носит исторический диалектический характер. А это значит , что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это есть такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше, вечнее познания, и, как уже было показано ранее, исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

  • Если живьем присмотреться к этим людям станут заметны их нелицеприятные черты речевые ошибки
  • Если допущены технические ошибки при оформлении документа
  • Если допущена счетная ошибка при начислении заработной платы
  • Если допущена ошибка колокол цветения может созвать мостовые семена обратно
  • Если допустить ошибки во время сдачи нормативов гто то попытка не засчитывается