Идите есть пожалуйста гости дорогие где ошибка

Скачать материал

ТРУДНО ЛИ ОБРАЗОВЫВАТЬ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ (2-Й УРОК)Урок родного языка в 4 класс...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 153 человека из 48 регионов

  • Сейчас обучается 126 человек из 49 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ТРУДНО ЛИ ОБРАЗОВЫВАТЬ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ (2-Й УРОК)Урок родного языка в 4 класс...

    1 слайд

    ТРУДНО ЛИ ОБРАЗОВЫВАТЬ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ
    (2-Й УРОК)
    Урок родного языка в 4 классе

    Учитель начальных классов
    МБОУ СШ № 20 г. Дзержинска
    Стрига М. Б.
    2020 г.

  • Образуй от глаголов форму 1 лица единственного числа.
Будить, просить, резат...

    2 слайд

    Образуй от глаголов
    форму 1 лица единственного числа.

    Будить, просить, резать, пахать, выпустить, платить, жечь.
    Определи какие звуки чередуются у этих
    глаголов.
    Запиши формы 1 лица ед. ч. в тетрадь.

  • Проверь:неопред. ф.                      1-е л. ед.ч.
будить...

    3 слайд

    Проверь:
    неопред. ф. 1-е л. ед.ч.
    будить бужу
    просить прошу
    резать режу
    пахать пашу
    выпустить выпущу
    платить плачу
    жечь жгу

  • Когда нужно использовать глагол кушать, а когда глагол есть? 
Можно ли сказа...

    4 слайд

    Когда нужно использовать глагол кушать, а когда глагол есть?
    Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»?
    Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?

    л

    Слова есть и кушать — синонимы. Они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово есть можно употребить в любой ситуации. А вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение.
    «Ты кушал?», «Покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным.

  • Объясните, почему в текстах использовано слово кушать
«Кушай яблочко, мой све...

    5 слайд

    Объясните, почему в текстах использовано слово кушать
    «Кушай яблочко, мой свет,
    Благодарствуй за обед…» —
    Старушоночка сказала,
    Поклонилась и пропала…
    (А. Пушкин)
    Бабочка-красавица,
    Кушайте варенье!
    Или вам не нравится Наше угощенье?
    (К. Чуковский)

  • Определи, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть.

«Кушай...

    6 слайд

    Определи, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть.

    «Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю.
    Обычно я хожу кушать в столовую.
    Но сегодня кушать совсем не хотелось.

  • В русском языке есть глаголы класть и положить, при использовании которых час...

    7 слайд

    В русском языке есть глаголы класть и положить, при использовании которых часто возникают ошибки.
    Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть.
    Правильно говорить:
    Я кладу книги на стол.
    Витя кладёт тетради в папку.

    Корень -лож-, наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и -сь: ложиться, ложусь).
    Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее.
    Я положу карандаш в пенал.
    Я сложила тетрадки в портфель.

  • Обрати внимание на формы глагола класть и
ударение в них:
1-е лицо (я)кладу,...

    8 слайд

    Обрати внимание на формы глагола класть и
    ударение в них:
    1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём,
    2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте,
    3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут;

    клал, клала, клали.

  • Исправь ошибки в предложениях. Я ложу тетради на стол.  
Митя поклал тетради...

    9 слайд

    Исправь ошибки в предложениях.
    Я ложу тетради на стол.
    Митя поклал тетради в папку.
    Обычно я хожу кушать в столовую.
    Идите есть, пожалуйста, гости дорогие!
    Больного нужно класть в больницу.
    Не нужно ложить немытые фрукты на стол.

  • Проверь: Я кладу тетради на стол.  
Митя кладёт тетради в папку.
Обычно я хож...

    10 слайд

    Проверь:
    Я кладу тетради на стол.
    Митя кладёт тетради в папку.
    Обычно я хожу есть в столовую.
    Идите кушать, пожалуйста, гости дорогие!
    Больного нужно положить в больницу.
    Не нужно класть немытые фрукты на стол.

  • Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и...

    11 слайд

    Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить.

    Книги брат обычно (…) на полку.
    Я помню, как утром (…) ключи в сумку.
    Все вещи нужно всегда (…) на место.
    Больного нужно (…) в больницу.
    Куда ты (…) мою тетрадь?
    Не (.,.) локти на стол.
    Я могу (…) твои туфли в шкаф?
    Не нужно (…) немытые яблоки на стол.

  • Из истории языка и культуры

В русском языке есть устойчивое сочетание работа...

    12 слайд

    Из истории языка и культуры

    В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук.
    Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно.
    Слово покладать — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.

Краткое описание документа:

Презентация к уроку родной язык по теме «Трудно ли образовать формы глагола».

Данный материал поможет учителю развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Познакомит с особенностями образования форм глаголов, углубит и расширит знания и представления учащихся о глаголах, научит правильно употреблять глаголы в речи.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 298 895 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
3 из 5

  • 19.11.2020
  • 15136
  • 143
  • 18.11.2020
  • 193
  • 0
  • 18.11.2020
  • 759
  • 6
  • 18.11.2020
  • 110
  • 0

«Татарский язык: учебник для образовательных организаций я с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)», Хайдарова Р.З., Назипова З.Р.

  • 18.11.2020
  • 176
  • 0
  • 18.11.2020
  • 750
  • 32
  • 18.11.2020
  • 163
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Тест по родному русскому языку 4 класс с ответами трудно ли образовать формы глагола

Тоскливый день, золотое кольцо, глухая ночь, золотое сердце, воскресный день, улыбающееся солнце, стальные нервы, летняя ночь, жаркое солнце, волнистые туманы, стальные перекрытия, волнистый попугайчик

Эпитет не эпитет

____________________ __ ________________________

5.В каком словаре можно найти значения заимствованных слов?

А)В толковом словаре

Б) В словаре фразеологизмов

В)В орфографическом словаре

Г) В словаре иностранных слов

6.Разбей данные заимствованные слова по странам, из которых они пришли в русский язык

Штиль, майонез, фортепиано, матрос, батон, яхта, флаг, соната, бульон

Голландия Италия Франция

7. Вспомни и запиши как можно больше русских слов, которые позаимствовали другие языки?

8. Что такое фразеологизмы?

А) Народная мудрость

Б) Устойчивое сочетание слов

В) Пословица такая

Г) Красивое выражение

8. Как ты понимаешь выражения?

А) « С гулькин нос» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) « Белая ворона» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) «Делать из мухи слона» _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Г) « Бить баклуши» __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что такое пословица?

А) Народное изречение в поучительной форме

Б) Выделенное предложение

В) Устное народное творчество

Г) Изречение похожее на загадку

10. Вспомни и запиши пословицу о БЕЗДЕЛЬЕ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест по родному языку по итогам 1 триместра 4 класс тест по русскому языку 4 класс.

Nsportal. ru

06.02.2017 12:50:56

2017-02-06 12:50:56

Источники:

Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/12/13/test-po-rodnomu-yazyku-po-itogam-1-trimestra-4-klass

Тест по родному языку на тему Трудно ли образовывать формы глагола? » /> » /> .keyword { color: red; } Тест по родному русскому языку 4 класс с ответами трудно ли образовать формы глагола

Тест по родному языку на тему Трудно ли образовывать формы глагола

Тест по родному языку на тему «Трудно ли образовывать формы глагола?»

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Онлайн-тест состоит из вопросов по грамматике, к каждому из которых предоставляется несколько вариантов ответа. Задания помогут выяснить, насколько хорошо учащийся овладел данной темой, повторить материал, выявить и быстро восполнить недостаток знаний.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Замени глагол в скобках правильным словом или словосочетанием.

Катя молча ходила по дому, грустная и задумчивая. Завтра я (убедить) её уехать вместе с нами.

Варианты ответов
    убедю постараюсь убедить убежду
Вопрос 2

Замени глагол в скобках правильным словом или словосочетанием.

Мама рассердилась и сказала, что я слишком много (дерзить) последнее время.

Варианты ответов
    стал дерзить дерзю держу
Вопрос 3

Замени глагол в скобках правильным словои или словосочетанием.

Завтра я (пропылесосить) свою комнату, расставлю книги и вытру пыль.

Варианты ответов
    умею пропылесосить пропылесошу постараюсь пропылесосить
Вопрос 4

Проверь, верно ли образована форма 1-го лица единственного числа глаголов. Выбери ответ да или нет.

Варианты ответов
    будить-бужу просить-прошу пахать-пахаю резать — режу
Вопрос 5

Прочитай предложения. Используй на месте пропуска нужную форму слов Класть и Положить.

Вещи всегда нужно (. ) на место.

Варианты ответов
    ложить покласть класть
Вопрос 6

Прочитай предложения. Используй на месте пропуска нужную форму слов Класть и Положить.

Куда ты (. ) мою тетрадь?

Варианты ответов
    поклал положил ложил
Вопрос 7

Прочитай предложения. Используй на месте пропуска нужную форму слов Класть и Положить.

Я могу (. ) твои туфли в шкаф?

Варианты ответов
    положить покласть ложить
Вопрос 8

Прочитай предложения. Используй на месте пропуска нужную форму слов Класть и Положить.

Не (. ) локти на стол!

Варианты ответов
Вопрос 9

Прочитай предложения. Используй на месте пропуска нужную форму слов Класть и Положить.

Не нужно (. ) немытые яблоки на стол!

Варианты ответов
    класть покладать ложить
Вопрос 10

Проверь, верно ли употреблены глаголы Есть и Кушать. Выбери ответ да и нет.

Твои туфли в шкаф.

Videouroki. net

23.08.2018 10:45:21

2018-08-23 10:45:21

Источники:

Https://videouroki. net/tests/tiest-po-rodnomu-iazyku-na-tiemu-trudno-li-obrazovyvat-formy-ghlaghola. html

Родной русский язык Трудно ли образовывать формы глаголов 4 класс УМК Школа России » /> » /> .keyword { color: red; } Тест по родному русскому языку 4 класс с ответами трудно ли образовать формы глагола

Родной русский язык Трудно ли образовывать формы глаголов 4 класс УМК Школа России

Родной русский язык «Трудно ли образовывать формы глаголов» 4 класс УМК «Школа России»

нажмите, чтобы узнать подробности

Будить, просить, резать, пахать, выпустить, платить, жечь.

— Определи какие звуки чередуются у этих

— Запиши формы 1 лица ед. ч. в тетрадь.

проверь: неопред. ф. 1-е л. ед.ч. будить бужу просить прошу резать режу пахать пашу выпустить выпущу платить плачу жечь жгу

когда нужно использовать глагол кушать , а когда глагол есть ? можно ли сказать: «я кушаю», «я покушал»? или нужно говорить: «я ем», «я поел»? слова есть и кушать — синонимы. они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». но слово есть можно употребить в любой ситуации. а вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «идите кушать!», «кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение. «ты кушал?», «покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. говорить о себе «я кушаю», «я покушал» считается неправильным.

Когда нужно использовать глагол Кушать , а когда глагол Есть ?

Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»?

Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?

Слова Есть и Кушать — синонимы. Они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово Есть можно употребить в любой ситуации. А вот в использовании слова Кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение.

«Ты кушал?», «Покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным.

объясните, почему в текстах использовано слово кушать «кушай яблочко, мой свет, благодарствуй за обед. » — старушоночка сказала, поклонилась и пропала. (а. пушкин) бабочка-красавица, кушайте варенье! или вам не нравится наше угощенье? (к. чуковский)

Объясните, почему в текстах использовано слово кушать

    «Кушай яблочко, мой свет,

Благодарствуй за обед. » —

Поклонилась и пропала.

    Бабочка-красавица,

Или вам не нравится

определи, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть . «кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького митю. обычно я хожу кушать в столовую. но сегодня кушать совсем не хотелось.

Определи, в каком примере слово Кушать Следует заменить словом Есть .

    «Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю.
    Обычно я хожу кушать в столовую.

Но сегодня кушать совсем не хотелось.

в русском языке есть глаголы класть и положить , при использовании которых часто возникают ошибки. важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть. правильно говорить: я кладу книги на стол. витя кладёт тетради в папку.

В русском языке есть глаголы Класть и Положить , при использовании которых часто возникают ошибки.

Важно знать, что в современном русском языке Нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола Класть.

Правильно говорить:

Я Кладу книги на стол.

Витя Кладёт тетради В папку.

корень -лож- , наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и - сь: ложиться, ложусь ). мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее. я положу карандаш в пенал. я сложила тетрадки в портфель.

Корень -лож- , наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и Сь: Ложиться, ложусь ).

Мы говорим: Положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее.

Я положу карандаш В пенал.

Я сложила тетрадки в портфель.

обрати внимание на формы глагола класть и ударение в них: 1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём, 2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте, 3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут; клал, клала, клали.

Обрати внимание на формы глагола Класть И ударение в них:

1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём,

2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте,

3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут;

Клал, клала, клали.

исправь ошибки в предложениях. я ложу тетради на стол. митя поклал тетради в папку. обычно я хожу кушать в столовую. идите есть, пожалуйста, гости дорогие! больного нужно класть в больницу. не нужно ложить немытые фрукты на стол.

Исправь ошибки в предложениях.

Я ложу тетради на стол.

Митя поклал тетради в папку.

Обычно я хожу кушать в столовую.

Идите есть, пожалуйста, гости дорогие!

Больного нужно класть в больницу.

Не нужно ложить немытые фрукты на стол.

проверь: я кладу тетради на стол. митя кладёт тетради в папку. обычно я хожу есть в столовую. идите кушать, пожалуйста, гости дорогие! больного нужно положить в больницу. не нужно класть немытые фрукты на стол.

Я кладу тетради на стол.

Митя кладёт тетради в папку.

Обычно я хожу есть в столовую.

Идите кушать, пожалуйста, гости дорогие!

Больного нужно положить в больницу.

Не нужно класть немытые фрукты на стол.

запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить . книги брат обычно (. ) на полку. я помню, как утром (. ) ключи в сумку. все вещи нужно всегда (. ) на место. больного нужно (. ) в больницу. куда ты (. ) мою тетрадь? не (. ) локти на стол. я могу (. ) твои туфли в шкаф? не нужно (. ) немытые яблоки на стол.

Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов Класть И Положить .

Книги брат обычно (. ) на полку.

Я помню, как утром (. ) ключи в сумку.

Все вещи нужно всегда (. ) на место.

Больного нужно (. ) в больницу.

Куда ты (. ) мою тетрадь?

Не (. ) локти на стол.

Я могу (. ) твои туфли в шкаф?

Не нужно (. ) немытые яблоки на стол.

из истории языка и культуры в русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук. обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно. слово покладать — устаревшее. сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.

Из истории языка и культуры

В русском языке есть устойчивое сочетание Работать не покладая рук.

Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно.

Слово Покладать — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола Класть, мы используем его только в составе этого выражения.

Больного нужно.

Multiurok. ru

26.06.2020 13:14:09

2020-06-26 13:14:09

Источники:

Https://multiurok. ru/files/rodnoi-russkii-iazyk-trudno-li-obrazovyvat-formy-g. html

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Символов всего: {{ сharactersFull }}

Язык:

PRO версия:

  • {{ error }}


{{ infoService }}

Основное о сервисе

Текстовод Пунктуация расставляет заглавные буквы, запятые и другие знаки препинания на нескольких языках (выбирайте язык текста под окном ввода).

Для работы без рекламы и в отдельной очереди используйте PRO версию, повышайте удобство и скорость работы с программой.

Результаты хранятся в истории 7 дней.

Разметка результатов:

  • красным цветом обозначаются ненужные знаки препинания,

  • оранжевым цветом выделяются слова, в которых поставлена заглавная буква,

  • желтым цветом указываются новые знаки,

  • зеленый цвет означает, что знаки стоят по правилам и исправление не требуется.

При клике по выделенным знакам препинания, их можно заменить или убрать.

Немного цифр

Вы зашли, не зарегистрировались и хотите расставить знаки. Для вас доступна 1000 знаков.

Вы зашли, прошли быстрый процесс регистрации и теперь можете проверять текст размером в 1500 символов.

Вы зашли, зарегистрировались и приобрели PRO версию. Для вас открыто 100k знаков, а также, отключен просмотр рекламы и выделена отдельная очередь на проверку.

Порядок работы программы.

  1. Введите в рабочее окно проверяемый тест. Не забывайте, что буквы е и ё — это разные буквы русского алфавита.

  2. Если хотите воспользоваться PRO версией, поставьте соответствующую галочку. Язык устанавливается автоматически, либо вы можете скорректировать его сами.

  3. Нажмите «Расставить».

  4. Удалите красные знаки. Для этого просто щёлкните по ним.

  5. Проверьте верно ли добавлены жёлтые.

  6. Оставьте на месте зелёные знаки.

Учтите, что программа автоматически онлайн расставляет 80% знаков препинания, остальные 20% вам придётся поставить вручную.

Важная роль знаков препинания.

Правильно расставленные знаки препинания помогают верно понять вашу письменную речь.

Благодаря пунктуации, мы делаем нужные акценты на важных деталях.   

Если написать текст, совсем не используя знаки препинания, получится каша.

Паузы (запятые, точки, многоточия), эмоции (восклицательный и вопросительный знаки), сомнения    — вот короткий список чувств, выражаемых с помощью пунктуации.

Когда необходимо ставить знаки препинания:

Запятые:

  • Разделение независимых предложений внутри сложного, а также, придаточных в составе главного.

  • Между главным и придаточным предложениями.

  • Для обозначения границ однородных членов.

  • Во время перечня объектов, вещей, процессов, событий, операций или повторяющихся предметов.     

  • Для обозначение сравнительных, определительных и обстоятельственных оборотов.

  • При выделении слов или их групп, ограничивающих, поясняющих или уточняющих другие слова в одном предложении.

  • Для определения границ междометий, обращений, вводных слов.

Двоеточия:

  • Для оформления списков.

  • В начале перечисления однородных слов.

  • Для оформления прямой речи.

  • В других ситуациях.

Тире:

  • В случаях замены «а именно» перед пояснением в конце предложения.

  • Для того, чтобы указать пространственные пределы (в случае замены «от и до»).

  • Когда в предложении отсутствуют союзы, а второе предложение содержит итог первого. Или 1-е предложение имеет значение времени или условия.

  • В прямой речи.

  • Для отделения пояснительных и дополнительных членов.

  • Для связи подлежащего со сказуемым, являющимся существительным.

  • Перед обобщающим словом в конце перечисления однородных членов.

Точка с запятой:

  • Для отделения простых предложений в составе сложносочинённого в случае, когда уже присутствуют другие знаки препинания.

  • В бессоюзном, сложном предложении, содержащим много запятых, внутри простых предложений, не соединённых смысловым значением.

  • Для разделения простых предложений, соединённых союзами, но имеющих различный смысл.

  • При необходимости разделения фрагментов предложения для конкретизации определённой мысли.

На этом сайте мы вспоминаем основные правила правописания и знакомимся с интересными фактами о русском языке. Расскажу, чем слова «кушать» и «есть» отличаются друг от друга, объясню их происхождение и историю.

Содержание статьи

  1. Откуда они произошли.
  2. Слово «кушать» в русском языке: мнение лингвистов и словесников.
  3. Кушаю или ем: что говорит литературная норма
  4. Личное мнение об этих словах.

Откуда они произошли

Глагол «кушать» — общеславянский (наиболее распространённая версия. Промежуточные выводы в конце статьи). Произошёл от основы *kusjati. Исторически родственные слова: кус, кусити (пробовать), кусок, кусать, вкушать, искушать, вкус, покуситься (на что-либо) и др.

Глагол «есть» — тоже общеславянский. Произошёл от *jědti > *jěsti. Исторически родственные слова: еда, обед, яд, яства и т. д.

Слово «кушать» в русском языке: мнение лингвистов и словесников

1. Корней Чуковский: «Очень коробило меня нескромное, заносчивое выражение „я кушаю“. В моё время то была учтивая форма, с которой человек обращался не к себе, а к другим: „Пожалуйте кушать“. Если же он говорил о себе: „я кушаю“ — это ощущалось как забавное важничанье». Известный поэт, публицист и переводчик утверждал это в книге «Живой как жизнь» 1962 года, посвящённой развитию русского языка.

2. Л. И. Скворцов в «Большом толковом словаре правильной русской речи» писал, что глагол «кушать» в литературном языке традиционно отличается оттенком вежливости. Обычно применяется только для того, чтобы деликатно пригласить кого-нибудь к еде, а также ласково по отношению к детям.

Цитируется отрывок из «Руслана и Людмилы» А. С. Пушкина, где «кушать» употребляется в значении «пробовать, насыщаться не торопясь, жеманничая». А ещё глаголы «кушать», «откушать», «выкушать» в XIX в. означали не только «есть», но и «пить»: чай, кофий (старое название кофе) и более крепкие напитки. Барин кушает кофий.

Кроме того, они использовались в обращении низших чинов к высшим особам. «Тётушка, позвольте чай кушать» — из «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Можно было говорить о царских особах: «Его величество кушают». И о других лицах высокого положения: «Его превосходительство кушать изволили фрукты».

3. Л. В. Щерба: «Слово „кушать“ занимает особое место рядом с „есть“. Оно является прекрасным примером сложности системы литературного языка: неупотребительно ни в первых, ни в третьих лицах, а только в повелительном наклонении, где оно заменяет формы „ешь“, „ешьте“, являющиеся уже фамильярными, и с осторожностью в форме вежливости (2-е лицо мн. ч.), где оно легко может получать слащавый оттенок. Форма 3-го лица ед. числа может употребляться лишь как выражение нежности по отношению к ребенку».

Итак, это мы обсудили ситуацию, которая господствовала полтора — два столетия назад. А что же в современном русском языке?

Читать ещё: Пылесошу или пылесосю: как правильно говорить

Кушаю или ем: что говорит литературная норма

  • Основное значение «кушать» — есть, принимать пищу. Однако он стилистически ограничен. В речевом этикете необходим, чтобы вежливо пригласить гостя, гостей к столу. Для этого применяются формулы «кушать подано, прошу к столу». Либо «кушайте, пожалуйста!», «кушайте на здоровье!».
  • «Кушать» не употребляется в первом лице. Фразы вроде «я кушаю», «мы кушаем» — ошибочны. Нужно говорить «я ем», «мы едим». Употребление этого слова в 1-м лице единственного числа настоящего времени (я кушаю) или в прошедшем времени (я кушал) допустимо только в речи детей и женщин.
  • Во 2-м лице множественного тоже нужно говорить осторожно, чтобы не допустить слащавости. Имеются в виду вопросы наподобие «Вы кушаете перец?» и т. п.
  • Допустимо обращаться к женщинам «кушай», «кушайте» (на «вы» или на «ты» в зависимости от обстоятельств и ситуации общения). С вопросами и советами вроде «Ты (по)кушала? Хочешь (по)кушать? Покушай (скушай) что-нибудь».
  • Конечно же, и к детям обращаться при помощи соответствующих формул разрешено. Всё потому, что «кушать» придает речи оттенок нежности.
  • По отношению к мужчинам этот глагол употреблять не рекомендуется. Только слово «есть». Другими словами так: «Ты поел? Хочешь поесть?» и др.
  • Ещё не следует использовать в речи этот глагол мужчине, когда он говорит о себе или от лица семьи: хочу кушать, я кушаю, я (не) кушал, мы (уже) кушали (покушали), мы (не) хотим кушать и др.
  • Глагол «есть» в значении «принимать пищу, питаться, насыщаться» стилистически нейтрален.

Личное мнение об этих словах

Наверняка разное происхождение слов наложило отпечаток и на их дальнейшую судьбу. Основа *kusjati с самого начала содержала лексический компонент «пробовать», «откусывать». Тогда как *jědti восходит к индоевропейскому корню *ed-, от которого и произошли глаголы со значением «есть, питаться» во многих европейских языках, в том числе в латыни.

В одном из этимологических словарей (Н. М. Шанского) есть утверждение, что у слова «кушать» значение «есть» — восточнославянское. Из этого можно предположить, что оно не основное, а дополнительное, возникшее после разделения славян на три ветви.

В той же книге полагается, что «кушать» и «кусить» восходят к одному слову — готскому kausjan (пробовать). К сожалению, это только предположение. Хотя уже по исторически родственным словам можно понять, почему «кушать» и «есть» так и не стали равноправными стилистическими вариантами в русском языке.

Однако это литературная норма. Если учитывать узус — речевую практику и ситуативное применение, то складывается впечатление, что разница между двумя глаголами постепенно стирается. А форма «Кушай» воспринимается как более мягкий вариант слова «Ешь». К тому же в отдельно взятой семье может складываться своя традиция словоупотребления.

А какой глагол предпочитаете вы? Для вас «кушать» — это полноценная замена «есть» или ограниченное в употреблении слово? Как чаще говорят в вашем окружении, регионе?

Читать ещё: Глаголы, обозначающие приём пищи

Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку

Как выделяется запятыми слово Пожалуйста – в каких случаях запятые нужны, в каких нет, и как легко в этом разобраться

Если «пожалуйста» употребляется в предложении со значением просьбы, то его надо выделять запятыми с обеих сторон.

20 201

Как выделяется запятыми Пожалуйста

Общее правило такое. Если это слово используется в предложении со значением вежливой просьбы, то оно всегда выделяется запятыми: «Напишите, пожалуйста, мне в Телеграм».

Если же значения просьбы нет, то запятая ставится после «пожалуйста». Например: «Я знал, что ему нельзя доверять, но доверился. И вот пожалуйста, работа не сделана, трубку он не берет и не перезванивает».

Давайте разберем это правило немного подробнее.

Когда «пожалуйста» надо выделять запятыми с обеих сторон

Смотрите, знаки препинания нужны тогда, когда «пожалуйста» является вводным словом. В абсолютном большинстве предложений оно именно таким и будет. Вводное слово, как известно, можно «выкинуть» из предложения, и предложение от этого ничего не потеряет. Давайте попробуем:

  1. Пожалуйста, перезвоните попозже – Перезвоните попозже.
  2. Андрей, пожалуйста, дай мне отдохнуть – Андрей, дай мне отдохнуть.
  3. Сообщите, пожалуйста, в полицию – Сообщите в полицию.
  4. Подержите дверь, пожалуйста – Подержите дверь.

Вот и всё. Мы выкидываем это слово из предложения, но предложение совершенно ничего не теряет. Плюс, мы его произносим с особой интонацией, как бы выделяем в потоке речи. Вот и получается, что «пожалуйста» – вводное слово, поэтому с обеих сторон выделяется запятыми.

На уроке вам могут задать каверзный вопрос: «А каким членом предложения является “пожалуйста”?» Ответом будет одно слово: «Никаким». Потому что вводное слово никогда членом предложения не является. И вопрос к нему ни от какого другого члена предложения задать невозможно.

Когда «пожалуйста» выделяется запятыми с одной стороны

Мы выделяем его знаками препинания с одной стороны в двух случаях.

Первый – если рядом с «пожалуйста» есть частицы. Например: «Ну и пожалуйста, готовь сам».

Второй – если «пожалуйста» помогает утверждать что-либо. Например: «Спасибо большое – Всегда пожалуйста». То есть человек тут как бы утверждает: «Окей, я всегда готов вам помочь».

Третий – если оно используется в выражении «Скажи пожалуйста», которое не имеет значения просьбы. Сравните:

  1. Скажи пожалуйста, молодец какой выискался!
  2. Скажи, пожалуйста, как пройти в бассейн?

Вот это «Скажи пожалуйста» всегда выражает какое-то раздражение, какие-то негативные эмоции. Его очень легко «почувствовать», отличить от вежливой просьбы.

Пока готовил материал для статьи, нашел такое интересненькое видео. Оно в целом о знаках препинаниях при «вежливых» словах типа «спасибо», «до свидания». Посмотрите для закрепления. Объясняется материал очень хорошо.

Как надо объяснять эту пунктограмму

Когда работаете у доски, подчеркните запятые, которые выделяют слово «пожалуйста», а над ним самим надпишите: «вв. сл.» – вводное слово. Этого будет достаточно для объяснения.

Еще один момент. Если вы будете строить схему предложения, в котором есть слово «пожалуйста», то его на этой схеме рисовать не надо. И запятые при нем тоже показывать не надо. Потому что вводные слова – это осложнители простого предложения, а схема нужна для того, чтобы показывать связи между частями сложных предложений и сложных синтаксических конструкций.

Что еще почитать и посмотреть

Очень вам советую прямо сейчас начать пользоваться бесплатными тренажерами от Викиум по русскому языку. Они находятся в блоке «Способность к работе с текстом». Вы там найдете тренажеры как по орфографии, так и по пунктуации. Они простые, увлекательные, помогают быстро систематизировать знания. И еще раз отмечу – тренажеры бесплатные.

Если вы учитесь в школе, могу вам посоветовать несколько бесплатных электронных книжек по русскому. Напишите вот здесь ваш электронный адрес, я вам их на него скину. Если не получите сразу – проверьте спам, но обычно книги туда не уходят. Эти материалы написаны очень простым языком, вы найдете там хорошие схемы, таблицы для запоминания. Они вам помогут быстро структурировать знания в голове.

Прочитайте также вот эти мои статьи. Я старался делать их максимально практическими, там есть хорошие ссылки на разные полезности:

  1. Как стать грамотным – как научиться писать без ошибок, даже если сейчас у вас уровень русского очень низкий.
  2. Что такое орфография – что изучает эта наука и как быстро разобраться во всех орфографических правилах.
  3. Что такое орфограмма – учу правильно работать со словами, в которых пропущены буквы. Статья поможет вам научиться писать сомнительные гласные и согласные автоматически правильно, не обращаясь к справочникам и не «гугля».
  4. Что такое пунктуация – о знаках препинания и о том, как научиться их правильно ставить.
  5. Курсы по русскому языку для подготовки к ЕГЭ – курсы там описываются очень разные, из разных ценовых сегментов. Есть несколько бесплатных интенсивов. Думаю, вам понравится.

Из платных материалов могу еще порекомендовать небольшой курс «Идеальный русский». Там теория и три программы для самостоятельной ее отработки. Тоже помогает приводить в систему все знания русского и писать грамотно. Стоит 890 рублей. Не особо дорого, учитывая нынешнюю стоимость репетиторства.

Заключение

В общем, в 90 % случаев «пожалуйста» выделяется знаками на письме. И используем мы с вами это слово как раз для выражения просьбы. Случаи, когда «пожалуйста» используется для других целей, чрезвычайно редки.

Разобрались ли вы с этим правилом? Остались ли вопросы? Воспользовались ли вы дополнительными материалами, которые я рекомендовал?

Жду ваших комментариев.

( 3 оценки, среднее 3.33 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Родной язык 4 класс  УМК «Школа России»   ТРУДНО ЛИ ОБРАЗОВЫВАТЬ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ  (2-Й УРОК) Учитель начальных классов  МАОУ СОШ № 5 г. Улан-Удэ Шведова О.А. 2021 г.

Родной язык 4 класс УМК «Школа России»

ТРУДНО ЛИ ОБРАЗОВЫВАТЬ

ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ (2-Й УРОК)

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 5 г. Улан-Удэ

Шведова О.А.

2021 г.

В о с е мна дц ат ое янв а ря. Кла сс ная р а бота. Сижу правильно,  пишу красиво!

В о с е мна дц ат ое янв а ря.

Кла сс ная р а бота.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Коллективная работа Образуй от глаголов  форму 1 лица единственного числа. Будить, просить, резать, пахать, выпустить, платить, жечь. - Определи какие звуки чередуются у этих глаголов. - Запиши формы 1 лица ед. ч. в тетрадь.

Коллективная работа

Образуй от глаголов форму 1 лица единственного числа.

Будить, просить, резать, пахать, выпустить, платить, жечь.

— Определи какие звуки чередуются у этих

глаголов.

— Запиши формы 1 лица ед. ч. в тетрадь.

Проверь: неопред. ф.  1-е л. ед.ч. будить бужу просить прошу резать режу пахать пашу выпустить выпущу платить плачу жечь жгу

Проверь:

неопред. ф. 1-е л. ед.ч.

будить бужу

просить прошу

резать режу

пахать пашу

выпустить выпущу

платить плачу

жечь жгу

 Когда нужно использовать глагол кушать , а когда глагол есть ? Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»? Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?  Слова есть и кушать — синонимы. Они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово есть можно употребить в любой ситуации. А вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение. «Ты кушал?», «Покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным.

Когда нужно использовать глагол кушать , а когда глагол есть ?

Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»?

Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?

Слова есть и кушать — синонимы. Они имеют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово есть можно употребить в любой ситуации. А вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежливо пригласить к столу, предложить попробовать угощение.

«Ты кушал?», «Покушай, пожалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным.

Объясните, почему в текстах использовано слово кушать «Кушай яблочко, мой свет, Благодарствуй за обед...» — Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала...     (А. Пушкин) Бабочка-красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?     (К. Чуковский)

Объясните, почему в текстах использовано слово кушать

  • «Кушай яблочко, мой свет,

Благодарствуй за обед…» —

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала…

(А. Пушкин)

  • Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?

(К. Чуковский)

Определи, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть . «Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю. Обычно я хожу кушать в столовую. Но сегодня кушать совсем не хотелось.

Определи, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть .

  • «Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю.
  • Обычно я хожу кушать в столовую.

Но сегодня кушать совсем не хотелось.

В русском языке есть глаголы класть  и положить , при использовании которых часто возникают ошибки. Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть. Правильно говорить: Я кладу  книги на стол. Витя кладёт  тетради в  папку.

В русском языке есть глаголы класть и положить , при использовании которых часто возникают ошибки.

Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть.

Правильно говорить:

Я кладу книги на стол.

Витя кладёт тетради в папку.

Корень -лож- , наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и - сь:  ложиться, ложусь ).  Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить  и так далее. Я положу карандаш в  пенал. Я сложила тетрадки в портфель.

Корень -лож- , наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и сь: ложиться, ложусь ).

Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее.

Я положу карандаш в пенал.

Я сложила тетрадки в портфель.

Обрати внимание на формы глагола класть и ударение в них: 1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём, 2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте, 3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут; клал, клала, клали.

Обрати внимание на формы глагола класть и ударение в них:

1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём,

2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте,

3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут;

клал, клала, клали.

Исправь ошибки в предложениях. Я ложу тетради на стол. Митя поклал тетради в папку. Обычно я хожу кушать в столовую. Идите есть, пожалуйста, гости дорогие! Больного нужно класть в больницу.  Не нужно ложить немытые фрукты на стол.

Исправь ошибки в предложениях.

Я ложу тетради на стол.

Митя поклал тетради в папку.

Обычно я хожу кушать в столовую.

Идите есть, пожалуйста, гости дорогие!

Больного нужно класть в больницу.

Не нужно ложить немытые фрукты на стол.

Проверь: Я кладу тетради на стол. Митя кладёт тетради в папку. Обычно я хожу есть в столовую. Идите кушать, пожалуйста, гости дорогие! Больного нужно положить в больницу.  Не нужно класть немытые фрукты на стол.

Проверь:

Я кладу тетради на стол.

Митя кладёт тетради в папку.

Обычно я хожу есть в столовую.

Идите кушать, пожалуйста, гости дорогие!

Больного нужно положить в больницу.

Не нужно класть немытые фрукты на стол.

Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить . Книги брат обычно (...) на полку. Я помню, как утром (...) ключи в сумку. Все вещи нужно всегда (...) на место. Больного нужно (...) в больницу. Куда ты (...) мою тетрадь? Не (.,.) локти на стол. Я могу (...) твои туфли в шкаф? Не нужно (...) немытые яблоки на стол.

Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить .

Книги брат обычно (…) на полку.

Я помню, как утром (…) ключи в сумку.

Все вещи нужно всегда (…) на место.

Больного нужно (…) в больницу.

Куда ты (…) мою тетрадь?

Не (.,.) локти на стол.

Я могу (…) твои туфли в шкаф?

Не нужно (…) немытые яблоки на стол.

Из истории языка и культуры В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук. Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно. Слово покладать  — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть,  мы используем его только в составе этого выражения.

Из истории языка и культуры

В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук.

Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно.

Слово покладать — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.

Говори и пиши правильно гордиться — горжусь весить — вешу трусить — трушу Защитить — защищу грустить — грущу висеть — вишу шутить — шучу искать — ищу давать — даю вставать — встаю плескать —плещу Полоскать — полощу

Говори и пиши правильно

гордиться — горжусь

весить — вешу

трусить — трушу

Защитить — защищу

грустить — грущу

висеть — вишу

шутить — шучу

искать — ищу

давать — даю

вставать — встаю

плескать —плещу

Полоскать — полощу

Обновлено: 21.06.2023

Технологическая карта урока по Русскому родному языку
Предметные умения: — употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1 лица единственного числа;
— выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
— редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок;
— правильно употреблять глаголы кушать, есть, класть, положить и глагола ехать в повелительном наклонении.

Оценить 1869 0

Технологическая карта урока русского родного языка

Трудно ли образовывать формы глаголов?

Создать условия для развития умения употреблять особые случаи форм глаголов; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся.

Планируемый результат

Предметные умения

— употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1 лица единственного числа;

— выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

— редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок;

— правильно употреблять глаголы кушать, есть, класть, положить и глагола ехать в повелительном наклонении.

-принимать и сохранять учебную задачу ;

— формирование устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль тату;

— использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;

— развивать потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные:

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями;

— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.

Коммуникативные:

— умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

— развивать умение вести диалог, аргументировать собственную точку зрения;

— учиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения,

Основные понятия

Формы глаголов; синонимические конструкции.

Формы и методы обучения: эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная.

Формы работы: фронтальная,

Александрова О.А., Богданов С.И., Вербицкая Л.А. Родной русский язык, 4 класс, Просвещение, Москва, 2019 год

Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом, выполнение заданий на карточках; исследовательская деятельность в малых группах; подготовка и представление выступления; решение познавательных задач, проблемных ситуаций.

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Содержание учебного материала.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя.

1.Самоопределение к деятельности.

Ученики читают высказывание о красоте русского языка ( слайд)

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью . (на доске)

— О чем мы говорили на прошлом уроке? Сегодня Мы должны составить свой Этимологический словарь.

Проверка д/з

— Русский язык красив в устах грамотного, много читающего человека . Что бы вы сказали о нашем герое?

(необразованные, некультурные, читают мало, окружающих не уважают)

— Чем же вызвана такая оценка людей, ведь мы их вы совсем не знаем?

(мы слышим, как они неправильно разговаривают, это неприятно слуху).

— Чему мы будем учиться на занятии? (как правильно и красиво говорить)

— Ребята, знаете ли вы, что в русском языке насчитывается около 120 тысяч слов. Много ли это? Это целый океан слов ( слайд) . Мы поплывём с вами по морю Глагол ( слайд) .

Составляют свой этимологический словарь

Выдвигают предположения о теме урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Организует включение обучающихся в образовательную деятельность на личностно значимом уровне.

Определяет содержательные рамки занятия. Организует фиксацию образовательной цели.

2. Усвоение нового знания. Образование форм глаголов 1 лица единственного числа.

— Перед нами ОСТРОВ ХВАСТУНИШЕК ( слайд – 2 раза ) . С острова доносятся голоса:

— Я очутюсь, я ощущу, я убедю. Но громче всех звучали слова одного хвастунишки:

— Прочитаем сведения о языке. На с.57

В русском языке есть глаголы, которые не имеют формы 1-го лица единственного числа. К таким глаголам относятся слова победить, убедить, дудеть, галдеть, очутиться, ощутить и некоторые другие.

Слова для справок: могу (смогу), хочу, буду, обязан, стара­юсь (постараюсь), должен, умею (сумею), наде­ юсь, мечтаю, стал .

Карточка 1: Замените глаголы в скобках словосочетаниями со словами могу (смогу), хочу, буду, обязан, стара­юсь (постараюсь), должен, умею (сумею), над е­ юсь, мечтаю, стал. Предложите разные варианты. Вставьте на карточках сочетания слов. ( слайд).

Поезд плавно покачивался, тихо стучали колёса, и я мечтала, как уже очень скоро (очутиться) у бабушки в деревне. Рано утром я выйду на крыльцо, закрою глаза и (ощутить), как солнце согревает землю ласковыми лучами .

Катя молча ходила по дому, грустная и задумчивая. Завтра я (убедить) её уехать вме­сте с нами.

Мама рассердилась и сказала, что я слишком много (дерзить) последнее время.

Завтра я (пропылесосить) свою комнату, расставлю книги и вытру пыль .

— Прочитайте, что у вас получилось.

— Итак мы покидаем остров. Оставим узелок на память. Что мы узнали на острове? ( слайд) .

Ученики читают сведения о языке. Извлекают

Работа в парах

Выполняют задание на карточках.

Предлагают варианты решения задания, фиксируют личное затруднение.

Обобщают полученную информацию.

Ставит перед учениками проблемную ситуацию.

Мотивирует к самостоятельному пробному действию и

Оказывает помощь ученикам по мере необходимости.

3. Усвоение нового знания. Употребление глаголов класть и положить.

— Наш путь продолжается. Что это? Пиратский корабль. (слайд). Только пират что-то грустный. (слайд)

Как-то раз решил пират

Закопать на пляже клад,

Ровно тридцать три рубина,

Каждый весом в сто карат.

Но никак решить не может:

Чтобы кладу не пропасть,

В яму клад ему полОжить,

ПоложИть или поклАсть?

Грусть-печаль пирата гложет,

Отложил пират ножи.

ПоложИть, или полОжить —

Как же правильно, скажи?

— Прочитаем сведения о языке.

В русском языке есть глаголы класть и поло­жить, при использовании которых часто воз­никают ошибки. Важно знать, что в современном русском язы­ке нет глаголов, образованных с помощью при­ставок от глагола класть. Правильно говорить:

Я кладу книги на стол.

Витя кладёт тетради в папку.

Корень -лож-, наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и -сь: ложиться, ложусь). Мы говорим: поло­жить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее.

Я положу карандаш в пенал.

Я сложила тетрадки в портфель.

— Говори правильно: (слайд).

клал, клала, клали.

Карточка 2 . Постройте предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить. Вставьте пропущенные слова в скобках. (слайд)

Книги брат обычно (. ) на полку.

Я помню, как утром (. ) ключи в сумку.

Все вещи нужно всегда (. ) на место.

Больного нужно (. ) в больницу.

Куда ты (. ) мою тетрадь?

Не (. ) локти на стол.

Я могу (. ) твои туфли в шкаф?

8. Не нужно (. ) немытые яблоки на стол.

— Расскажите о результатах выполненной работы.

— Что мы посоветуем пирату? Какой узелок на память завяжем (глагол класть употребляется без приставок, а глагол (по)ложить только с приставками)? ( слайд)

Читают стихотворение. Осознают

Высказывают предположения, осознают необходимость нового знания.

Читают сведения о языке. Извлекают

Читают и запоминают общеупотребительные формы глагола класть.

Выполняют задание на карточках. Применяют полученные знания.

Рассказывают о проделанной работе, фиксируют личное затруднение.

4. Усвоение нового знания. Использование глаголов кушать и есть.

— Мы проплываем мимо города. Это город Сладкоежек. ( слайд) Сходим на берег. Жители этого города поссорились. Они никак не могут решить, когда употреблять слова кушать и есть. ( слайд). А как бы вы сказали? Представьте, что вы жители этого года города. Разделимся на группы: те, кто считает, что надо употреблять слово кушать и те, кто выбирает слово есть.

Задание. Объясните, почему в текстах использовано слово кушать? ( слайд )

«Кушай яблочко, мой свет,

Поклонилась и пропала.

Или вам не нравится Наше угощенье?

Задание: Определи, в каком примере слово кушать следу­ет заменить словом есть. ( слайд )

Обычно я хожу кушать в столовую. Но се­годня кушать совсем не хотелось.

— Что узнали мы в этом городе ( слово есть говорить можно всегда, а кушать только по отношению к другому лицу )?

Ученики читают сведения о языке или смотрят видео.

5. Усвоение нового знания. Употребление глагола ехать в повелительном наклонении.

— Перед нами сказочное государство. Это царство славного царя Долдона. ( слайд)

Чем же славен наш Долдон?

Говорить не может он:

Что ни скажет, ни прикажет,

Сразу всех обескуражит. ( слайд)

— Вот посылает царь гонца с донесением и говорит ему: «Ехай, едь, езжай, поехай!

— Ребята, а как правильно? ПОЕЗЖАЙ! ( слайд)

Задание: Объясни водителю, как доехать до парковки у театра, используя слова поезжайте, переезжайте, съезжайте, объезжайте, подъезжайте. ( слайд )

— Это была наша последняя остановка. Что мы узнали в этом царстве? ( слайд)

Поезжай! Заезжай и приезжай!

Ехай не употребляй!

Работа в группе

Организует работу по отработке умения строить предложения по рисунку на заданную тему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будить, просить, резать, пахать, выпустить, платить, жечь.

— Определи какие звуки чередуются у этих

— Запиши формы 1 лица ед. ч. в тетрадь.

Проверь: неопред. ф. 1-е л. ед.ч. будить бужу просить прошу резать режу пахать пашу выпустить выпущу платить плачу жечь жгу

Когда нужно использовать глагол кушать , а когда глагол есть ?

Объясните, почему в текстах использовано слово кушать

Поклонилась и пропала.

Или вам не нравится

Определи, в каком примере слово кушать следует заменить словом есть .

Но сегодня кушать совсем не хотелось.

В русском языке есть глаголы класть и положить , при использовании которых часто возникают ошибки. Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть. Правильно говорить: Я кладу книги на стол. Витя кладёт тетради в папку.

В русском языке есть глаголы класть и положить , при использовании которых часто возникают ошибки.

Важно знать, что в современном русском языке нет глаголов, образованных с помощью приставок от глагола класть.

Правильно говорить:

Я кладу книги на стол.

Витя кладёт тетради в папку.

Корень -лож- , наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и - сь: ложиться, ложусь ). Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее. Я положу карандаш в пенал. Я сложила тетрадки в портфель.

Корень -лож- , наоборот, используется только в глаголах с приставками (кроме слов на -ся и — сь: ложиться, ложусь ).

Мы говорим: положить, переложить, сложить, уложить, отложить и так далее.

Я положу карандаш в пенал.

Я сложила тетрадки в портфель.

Обрати внимание на формы глагола класть и ударение в них: 1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём, 2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте, 3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут; клал, клала, клали.

Обрати внимание на формы глагола класть и ударение в них:

1-е лицо (я)кладу, (мы)кладём,

2-е лицо (ты)кладёшь, (вы)кладёте,

3-е лицо (он) кладёт, (они) кладут;

клал, клала, клали.

Исправь ошибки в предложениях. Я ложу тетради на стол. Митя поклал тетради в папку. Обычно я хожу кушать в столовую. Идите есть, пожалуйста, гости дорогие! Больного нужно класть в больницу. Не нужно ложить немытые фрукты на стол.

Исправь ошибки в предложениях.

Я ложу тетради на стол.

Митя поклал тетради в папку.

Обычно я хожу кушать в столовую.

Идите есть, пожалуйста, гости дорогие!

Больного нужно класть в больницу.

Не нужно ложить немытые фрукты на стол.

Проверь: Я кладу тетради на стол. Митя кладёт тетради в папку. Обычно я хожу есть в столовую. Идите кушать, пожалуйста, гости дорогие! Больного нужно положить в больницу. Не нужно класть немытые фрукты на стол.

Я кладу тетради на стол.

Митя кладёт тетради в папку.

Обычно я хожу есть в столовую.

Идите кушать, пожалуйста, гости дорогие!

Больного нужно положить в больницу.

Не нужно класть немытые фрукты на стол.

Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить . Книги брат обычно (. ) на полку. Я помню, как утром (. ) ключи в сумку. Все вещи нужно всегда (. ) на место. Больного нужно (. ) в больницу. Куда ты (. ) мою тетрадь? Не (. ) локти на стол. Я могу (. ) твои туфли в шкаф? Не нужно (. ) немытые яблоки на стол.

Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить .

Книги брат обычно (. ) на полку.

Я помню, как утром (. ) ключи в сумку.

Все вещи нужно всегда (. ) на место.

Больного нужно (. ) в больницу.

Куда ты (. ) мою тетрадь?

Не (. ) локти на стол.

Я могу (. ) твои туфли в шкаф?

Не нужно (. ) немытые яблоки на стол.

Из истории языка и культуры В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук. Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно. Слово покладать — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.

Из истории языка и культуры

В русском языке есть устойчивое сочетание работать не покладая рук.

Обычно так говорят о человеке, который работает усердно, старательно.

Слово покладать — устаревшее. Сейчас это единственное слово с приставкой, образованное от глагола класть, мы используем его только в составе этого выражения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: русский родной язык

Учебник стр. 57 — 59

Тема: Трудно ли образовывать формы глагола? (урок 1)

Цель: познакомить с трудными случаями образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

I. Организационный момент

Проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку

II. Актуализация знаний

— Какие части речи вы знаете?

( Имя существительное, имя при­лагательное, местоимение, глагол, предлог, союз, частица. )

— Какие из них называются самостоятельными?

( Имя суще­ствительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.)

— Назовите грамматические признаки имени существительного.

( Имя существительное обозначает пред­мет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род, склонение, изменяется по падежам, числам)

— Назовите грамматические признаки имени прилагательного.

(Имя прилагательное обо­значает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменяется по падежам, по родам, числам)

— Назовите грамматические признаки личных местоимений.

(Личное местоимение указывает на лицо, предмет, но не называет его, имеет лицо, изменяется по числам, ме­стоимение 3-голица единственного числа — по родам.)

— Какие грамматические признаки имеет глагол?

( Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что делаю? что делал? имеет спряжение, изме­няются по временам, числам, лицам, в единственном числе прошедшего времени — по родам.)

В русском языке есть глаголы, которые не имеют формы 1-го лица ед.ч: убедить, галдеть, дудеть, очутиться Когда нужно использовать эти глаголы в форме 1 лица ед.ч, заменяйте их словосочетаниями: попытаюсь победить, надеюсь победить, одержу победу, мечтаю победить

Говори правильно! Ве´сить – ве´шу Висе´ть – вишу´ Защити´ть – защищу´ Плеска´ть – плещу´ Полоска´ть – полощу´ Тру´сить – тру´шу Шути´ть -шучу´

Говори правильно! кладу´ поезжа´й кла´ла поезжа´йте кла´ли не е´зди положу´ не е´здите сложи´ть переложи´ть

Запишите предложения, используя на месте пропусков нужные формы слов класть и положить Книги брат обычно … на полку. Я помню, как утром … ключи в сумку. Все вещи нужно всегда … на место. Больного нужно … в больницу. Куда ты … мою тетрадь? Не … локти на стол. Я могу … твои туфли в шкаф? Не нужно … немытые яблоки на стол.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к курсам «Родной русский язык», «Литературное чтение на родном языке» для 4 класса

Авторская программа для 4 класса.

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н.

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич.

Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература

Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром.

Рабочие программы по предметам «Родной русский язык» и «Литература на родном (русском) языке»

Рабочие программы по курсам для начальной школы.

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой «Русский родной язык»

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой «Русский родной язык».

Читайте также:

      

  • Конспект театрализованной игры в старшей группе кто сказал мяу
  •   

  • Лепка в подготовительной группе пожарная машина конспект
  •   

  • Черепаха конспект средняя группа
  •   

  • Конспект на тему семья и здоровый образ жизни человека
  •   

  • Инженерные сети на строительной площадке конспект

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

  • Идиомы про ошибки английский
  • Иди самой кратчайшей дорогой ошибка
  • Идет хищный отлов ядовитых змей ошибка
  • Идет со школы где ошибка
  • Идет работа над ошибками