Конспект урока по русскому языку на тему «Обобщение и повторение материала, изученного о деепричастии» (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.
Лукина Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи урока:
повторить сведения о деепричастии;
закрепить полученные на уроках орфографические и пунктуационные умения и навыки;
отработать умение образовывать различные формы деепричастий;
Р/р уметь конструировать предложения с деепричастными оборотами;
проверить усвоение учениками материала.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент:
1)приветствие;
2) запись в тетрадях даты и вида работы.
Ребята, обратите внимание на доску. Здесь записаны слова К.Д.Ушинского, которые являются эпиграфом к нашему уроку:
Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего.
К.Д.Ушинский
-Как вы думаете, какова тема нашего с вами урока?- Правильно, мы будем повторять и обобщать материал, который изучили по теме « Деепричастие»
4) Возьмите карточку с таблицей. Вы видите,что в таблице записаны (внесены)темы, которые мы изучили, знакомясь с деепричастием, отметьте знаком + те, которые вам хорошо знакомы, вы можете дать ответ на эти вопросы, а знаком – те вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Таким образом, мы с вами ставим целью сегодняшней своей работы выяснить ответы на непонятные вам вопросы. А те учащиеся, которые считают, что знают все, занимаются закреплением и углублением знаний.
2. Орфографическая разминка с элементами развития речи.
-Начинаем мы наш урок с орфографической разминки. Я диктую вам словарные слова, с которыми мы знакомились в ходе изучения темы «Деепричастие». Вы должны составить словосочетания, используя эти слова и деепричастия.( 1 человек работает у доски, остальные в тетради)
слов.сл.+деепричастие
бассейн — тренируясь в бассейне
галерея – посетив галерею
дистанция – пробежав дистанцию
комбинация – придумывая комбинацию
эффективно – эффективно выполняя
— А теперь давайте сделаем морфемный разбор двух деепричастий
3.Давайте сейчас вспомним все известные нам теоретические сведения о деепричастии.
— что такое деепричастие?
— признаки каких частей речи совмещены в деепричастии ?
что общего у деепричастия и наречия? (неизменяемость и синтаксическая роль)
— что общего у деепричастия и глагола? (видовая принадлежность)
-какое слово в предложении является определяемым словом для деепричастия? (глагол)
-каким членом предложения является деепричастие?
4. Мы с вами сказали , что деепричастия бывают сов. и несов. видов, а как они образуются, с помощью каких суффиксов:
Деепричастия несов. вида –а(-я)
Деепричастия сов. вида –в, -ши, -а, (-вши чаще встречается в разговорной речи)
-Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида. От каких глаголов такие деепричастия не образуются? Почему?( работают в парах, потом проверяем ). Обратить внимание на ударение.
опаздывать – опаздывая
торопиться – торопясь
черпать – черпая
нарисовать –
баловать – балуя
пробежать –
ржаветь – ржавея
научиться–
подкинуть–
оглядываться –
сверкать —
— Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов нарисовать, пробежать, научиться, подкинуть (нарисовав, пробежав, научившись, подкинув)
5. А теперь давайте вспомним, что такое деепричастный оборот?
— Выделяется ли деепричастный оборот на письме?
-Спишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите обороты.( несколько учеников по очереди работают у доски, остальные в тетрадях).
1. Я, п..вернувшись, тихо вышел из комнаты.
2. Том продолжал работать ,не обращая на пар..ход никакого внимания.
3. Каштанка вошла в маленькую комнату, ворча и оглядываясь.
4. В саду, не ум..лкая ни на минуту, пели птиц…
5.Вороб…и, объединившись в стаи, устроили настоящее побоище.
— Последнее предложение разобрать синтаксически.(делаем вместе ).
— «Объединившись» разобрать морфологически.
6. Мы с вами в начале урока говорили, что деепричастия обозначают доб. действие при основном, т.е. и гл. и деепр. должны относиться к одному и тому же лицу.
— Исправьте ошибки в предложениях устно:
Совершая велосипедную прогулку, у меня спустила шина.
Изучив схему прибора, у нас появились вопросы.
-А теперь выберите правильное продолжение предложения и запишите правильный ответ( учащиеся работают самостоятельно, выполненное задание сдают учителю на проверку)
1 вариант
1.Гуляя по улице,
а) весь сад был в снегу;
б) я любовался заснеженным садом.
2.Выйдя на улицу,
а) дети попали под снегопад;
б) начался снег.
3.Подойдя к квартире,
а) за дверью послышались шорохи;
б) я услышал шорохи.
2 вариант
1.Играя в снежки,
а) ему стало холодно;
б) он почувствовал холод.
2.Увидев страшного зверя так близко,
а) я испугался;
б) раздался его пронзительный крик.
3. Удивляясь миру,
а) расцветает человеческая красота;
б) человек наполняет душу радостью жизни.
7. При изучении темы « Деепричастие» мы изучили орфографическое правило, что это за правило? Не с дееприч.
— Слова даются под диктовку, уч-ся записывают , выделяют орфограмму , комментируют:
(Не)зная расписания
(не)разбирая дороги
(не)страшась неудач
(не)меняя направления
(не)здороваясь ни с кем
(не)покладая рук
(не)продумав маршрут
(не)навидя ложь
(не)добравшись до дома
-
Подведение итогов урока. Возьмите карточки с целями на урок и отметьте знаком + те, которые вам стали понятны. Если еще есть непонятые вами вопросы, запишите в задании на дом еще раз просмотреть нужные параграфы и выучить то, что еще не выучили.
Закончите предложения
-
На этом уроке я понял(а) …
-
На этом уроке я вспомнил(а) …
-
На этом уроке я запомнил(а)
-
Оцениваю свою работу на …
Дом.задание: Высокий уровень: составить 5 предложений с деепричастными оборотами и сделать синтаксический разбор 2 предложений.
Средний уровень: подобрать 5 пословиц с деепричастиями или деепричастными оборотами.
Низкий уровень: образовать деепричастия от глаголов:
Проверить, разогнать, думать, задевать, окрасить, извиниться, выбирать, изучить, приступить, иметь. Любые два деепричастие разобрать морфологически.
barshe314
Вопрос по русскому языку:
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучив схему работы прибора, …
1) это поможет правильно его эксплуатировать.
2) он дольше не выйдет из строя.
3) приступайте к практическим занятиям.
4) у нас появились вопросы.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 2
xinshe141
Изучив схему работы прибора, приступайте к практическим занятиям.
ouretildenth
Он дольше не выйдет из строя.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучив схему работы прибора, …
1) это поможет правильно его эксплуатировать.
2) он дольше не выйдет из строя.
3) приступайте к практическим занятиям.
4) у нас появились вопросы.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
Предмет: Русский язык,
автор: kismarkiza99
Ответы
Автор ответа: skorelskaya
7
Изучив схему работы прибора, приступайте к практическим занятиям.
Автор ответа: Islom36
4
Он дольше не выйдет из строя.
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Другие предметы,
автор: crowemcei10
Резьбу в отверстиях нарезаю 1) плашкой 2) метчиком 3) шпилькой
4 года назад
Предмет: Английский язык,
автор: tytytyty27
Помогите пожалуйста даю 10 баллов
4 года назад
Предмет: Окружающий мир,
автор: lizavrik85
что не относится к понятию окружающая среда :природная среда, социальная среда или Инженерная среда
4 года назад
Предмет: Литература,
автор: олег336
герои рассказа тимур и его команда
7 лет назад
Предмет: История,
автор: DanchckGrecha
Ребят, не могу написать рассказ на тему:,, Отправка Марфы Борецкой и новгородского вечевого колокола в Москву в 1478 году,,(есть такая картина)
7 лет назад
-
- 0
-
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучив схему работы прибора, …
1) это поможет правильно его эксплуатировать.
2) он дольше не выйдет из строя.
3) приступайте к практическим занятиям.
4) у нас появились вопросы.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
Он дольше не выйдет из строя.
-
Комментариев (0)