Заболевания вызываемые головней долгое время были загадочными егэ какая ошибка

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Заболевание, вызываемое головнёй, долгое время было загадочной для учёных, которые считали их то нарушением обмена веществ у растений, то поражением насекомых, то происками инфузорий.
2) парк в старом русле реки Турин, раскинувшиеся под арками древних мостов, является самым большим в Испании.
3) Дорога из Голуэя в Дублин проходит через зеленеющие круглый год поля, простирающиеся до самого горизонта, из-за которых Ирландию прозвали Изумрудным островом.
4) Моя квартирная хозяйка Пилар, которая в свои 50 лет по части темперамента и жизнерадостности полностью совпадает со своим 10-месячным лабрадором, гуляет с ним по Турии ежедневно часа по два и искренне недоумевает, что почему все остальные не делают то же.
5) Странное чувство я испытала в Валенсии, когда, гуляя по Старому городу, натыкаешься на витрину винного магазинчика дона Висенте.
6) С утра узкие улицы Дублина забиты автомобилями, для водителей которых иногда на электронных табло размещают надпись: «Дороги Дубина самые безопасные в ЕС, сохраним их такими!»
7) Массовый спортивный туризм в Советском Союзе, как пишут в газете «Комсомольской правде», был явлением, не имевшим аналогов в мире: ни в одной другой стране он не получал столь масштабной государственной поддержки.
8) Пока Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи, в нём зародилось всё то, что определяет узнаваемый облик современной независимой Финляндской республики.
9) В 2018 году скоростная железнодорожная линия должна связать Сондо с Сеулом, и продолжительность поездки составит 30 минут.

ВАРИАНТ
1 – ЕГЭ 2019   

Прочитайте
текст и выполните задания 1–3.

(1)
Наверняка многие в детстве пробовали, надев коньки, скатиться с ледяной горки.
(2 ) Для кого-то всё заканчивалось более или менее благополучно, а кому-то
везло меньше. (3) …, кто-то из сотрудников компании Red Bull в детстве не
накатался. (4) Иначе как объяснить, что именно там придумали устраивать гонки
на коньках по ледяному жёлобу на скорость. (5) Датой рождения этого вида спорта
считается 20 января 2000 года: тогда в Стокгольме прошли первые состязания. (6)
Сегодня соревнования, получившие название Red Bull Crashed Ice, организованы в
мировую серию. (7) Участники соревнований в защитной экипировке по четверо
спускаются внутри ледяного жёлоба длиной до 500 метров с виражами и
препятствиями и разви- вают скорость до 60–70 км/ч.

1.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)
Сотрудники компании Red Bull в детстве не накатались на коньках, поэтому
придумали соревнования Red Bull Crashed Ice.

2)
Состязания Red Bull Crashed Ice заключаются в том, что четыре члена экипажа
спускаются по ледяному жёлобу вниз.

3)
Датой рождения состязаний Red Bull Crashed Ice считается 20 января 2000 года.

4)
Придуманные на основе детской забавы в компании Red Bull состязания в виде
гонки на коньках по ледяному жёлобу сегодня стали соревнованиями,
организованными в мировую серию.

5)
Соревнования Red Bull Crashed Ice, состоящие в гонках на скорость по ледяному
жёлобу, были придуманы по аналогии с детскими забавами, но быстро стали
международными.

2.
Какое вводное слово должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении
текста? Запишите это слово.

3.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
СЕРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом (6)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в
приведённом фрагменте словарной статьи. СЕРИЯ,      и, ж.

1)
Последовательный ряд чего-нибудь, что обладает общим признаком, объедине  но
общим назначением, составляет одну группу. Серия популярных брошюр.

2)
Разряд, категория ценных бумаг, документов. Серия и номер паспорта.

3)
Одна из относительно самостоятельных частей большого фильма. Фильм в двух сериях.

4)
В спорте — совокупность команд, которая составляется по спортивному принципу,
лига. Играть в одной серии. Ответ:  .

4.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

откУпорить     
пАмятуя   шассИ      газопровОд    плАто

5.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.

 Первосортный
АВАНТЮРИН был украшением коллекции.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ,
необыкновенной красоты голос заворожил слушателей.

Одинокая
собака смотрела на прохожих ЖАЛОСТНЫМИ глазами.

ЗРИТЕЛЬСКОЕ
восприятие пьесы волновало постановщика.

ИРОНИЧНЫЙ
рассказ о путешествии привлёк внимание всех гостей.

6. Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С бодрыми восклицаниями
вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься
вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой
дорожкой.

7. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.

ОБГРЫЗАННЫЙ      
он МОДЕН        не МАШИТЕ руками            ТРЕНЕРЫ           ОТРАЗЯТ нападки

 8. Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения

А)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 Б)
ошибка в построении сложного предложения

В)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 Д)
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1)
Заболевание, вызываемое головнёй, долгое время было загадочной для учёных,
которые считали их то нарушением обмена веществ у растений, то поражением
насекомыми, то происками инфузорий.

 2)
Парк в старом русле реки Турии, раскинувшиеся под арками древних мостов,
является самым большим в Испании.

3)
Дорога из Голуэя в Дублин проходит через зеленеющие круглый год поля,
простирающиеся до самого горизонта, из-за которых Ирландию прозвали Изумрудным
островом.

 4)
Моя квартирная хозяйка Пилар, которая в свои 50 лет по части темперамента и
жизнерадостности полностью совпадает со своим 10 месячным лабрадором, гуляет
с ним по Турии ежедневно часа по два и искренне недоумевает, что почему все
остальные не делают то же.

5)
Странное чувство я испытала в Валенсии, когда, гуляя по Старому городу,
натыкаешься на витрину винного магазинчика дона Висенте.

6)
С утра узкие улицы Дублина забиты автомобилями, для водителей которых иногда
на электронных табло размещают надпись: «Дороги Дублина самые безопасные в
ЕС, сохраним их такими!»

7)
Массовый спортивный туризм в Советском Союзе, как пишут в газете
«Комсомольской правде», был явлением, не имевшим аналогов в мире: ни в одной
другой стране он не получал столь масштабной государственной поддержки.

8)
Пока Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи, в нём
зародилось всё то, что определяет узнаваемый облик современной независимой
Финляндской республики.

9)
В 2018 году скоростная железнодорожная линия должна связать Сондо с Сеулом, и
продолжительность поездки составит 30 минут.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех
словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите
номера ответов.

1) ар..стократ, м..нистерство, д..визион 

2) оз..ряться, просм..треть, м..рячок

3) выск..чка, д..ревья, выст..лить

4) при..ритет, г..ризонт, стр..тегия

5) расст..лается, прик..саться, ум..ротворение

10. Укажите варианты ответов, в которых во
всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1)
и…голодавшийся, ни…послать, ни…вергать

2)
верблюж…я (колючка), ар…ергард, под…ячий

3)пр…знание,
пр…входящие (обстоятельства), пр…бывать (на станцию)

4)
воз…мнить, нед..выполнить,
п..молчать

5)
не…бвивающий, ультр…модный, в…зражать

11.
Укажите варианты ответов, в которых
в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера
ответов
.

1) неразборч..вый,
овлад..вать              

2) высме..вающий,
отапл..вать            

3) заботл..вый, заманч..вый

4) запечатл..вать,
милост..вый

5) завистл..вый, коч..вать

12. Укажите варианты ответов, в которых во
всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) 
(мама) постел…т (скатерть), незыбл…мый

 2)  (хорошо) дыш…тся,
(брат) бре…тся

3) 
(пёс) обла…т (прохожего), достигн…шь цели

4) 
(малыш) дрыга…т (ногой), )  обожа…мый (родителями)

5)
(юла) заверт…тся, (никого) не обид…вший

13.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.

Никто
другой меня (НЕ)ДОВОДИТ до безудержного смеха.

Слесарь
(НЕ)ДОВЕРНУЛ гайку.

Ребёнок
чувствовал себя отнюдь (НЕ)ПЛОХО.

Справиться
с задачей помогло (НЕ)ВЕЗЕНИЕ, а упорный труд.

На
улице (НЕ)ХОЛОДНО, но и (НЕ)ЖАРКО..

14.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Имейте
(В)ВИДУ, что контрольную вы будете писать (В)ТЕЧЕНИЕ часа.

 Родители
сходили (НА)ВСТРЕЧУ одноклассников и (ПОЛ)ОДИННАДЦАТОГО были дома.

(ОТ)ЧАСТИ
прав был дед, когда говорил, ЧТО(БЫ) мы не ездили в город.

 В
сумке лежало ЧТО(ТО) (В)РОДЕ теннисного мячика.

ЧТО(БЫ)
вы ни делали, помните: (В)ДВОЕ больше успевает тот, кто умеет пред   видеть
риски.

15.
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Новое
противоуго(1)ое устройство было запатентова(2)о, и последние модели автомобилей
им уже оборудова(3)ы, отчего умере(4)о возросла их стоимость.

16.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно по    ставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)
Квартира Александра хотя и просторна но не изящна и сумрачна. 2) Старец Зосима
был лет шестидесяти пяти происходил из помещиков когда-то в самой ранней юности
был военным и служил на Кавказе обер-офицером.

3)
Старый Харлампий по мере рождения внуков слабел добрел и утратил к концу жизни
вместе с

богатством
даже образ властного жесткого и талантливого купца.

4)
Ты меня манила песней рая и с тобой мы встретимся в раю.

5)
В создавшейся панике даже и посторонний внимательный наблюдатель мог бы
растеряться и не заметить более чем странных взглядов.

17.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предло    жении
должны стоять запятые.

Тихая
(1) звонкая ночь (2) вся золотистая от полумесяца (3) низко стоявшего над
горой, за долиной (4) мешалась с тонким светом зари (5) чуть алевшей (6) на
востоке.

 18.
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предло   жениях
должны стоять запятые.

Из
её дальнейшего рассказа я узнал, что муж ответил ей попреками, угрозами и (1) в
конце концов (2) слезами, и (3) вернее (4) было бы сказать, что не она, а он
выдержал баталию. (А. Ч.) Стало быть (5) если службу и карты я предпочитаю этим
идеям, то (6) вероятно (7) имею на то основание.

19.  Расставьте
знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предло   жении должны
стоять запятые.

Когда же стало
белеть за окнами (1) пожелтели огни светильников (2) и сплошною белизною (3)
окружила дом утренняя мгла (4) шедшая с утихающего моря (5) он лёг (6) и покрыл
лицо своим походным плащом (7) отдавшись участи всех смертных.

20. Расставьте
знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.

Ленивые (1)
объевшиеся рыбой коты (2) с распухнувшими животами валяются поперек тротуаров
(3) и (4) когда их толкнешь ногой (5) то они (6) нехотя (7) приоткрывают один
глаз (8) и опять засыпают.

21. Найдите предложения,
в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом
пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Создавая Сибирь, природа
допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В
Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с
Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно
необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят
многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются
проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных
весенних паводков. 7) Но всё же нельзя забывать о разумном вмешательстве в
природу и почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный
природный баланс?»

Прочитайте
текст и выполните задания 22–26.

1)
Я скажу просто: вдохновение есть награда за взыскующую честность художника. (2)
Верующий уточнил бы — награда Бога. (3) Атеист сказал бы: награда нашей
нравственной природы. (4) На что верующий мог бы спросить: а откуда взялась
ваша нравственная природа? (5) Но этот спор вечен. (6) Когда перед нами истинно
талантливое произведение, это всегда субъективно честно, но охват истины
зависит и от силы таланта, и знания предмета, и того идеала честности, который
выработан данным писателем. (7) Вдохновение вбрасывает писателя на вершину его
идеала. (8) Но вершины идеала Льва Толстого или просто хорошего писателя
Писемского находятся на разном уровне, и тут наша собственная честность в измерении
их достижений должна учитывать это. (9) Толстой со своей высоты видит всех и
потому виден всем. (10) Просто одарённый писатель со своей высоты тоже видит
кое-что и виден каким-то людям. (11) Более того, какие-то части открывающегося ландшафта
одарённый писатель может видеть лучше гения. (12) Только боюсь, что это моё
утешение не остановило бы Сальери. (13) Вдохновение может заблуждаться, но оно
не может лгать. (14) Скажу точнее, всё истинно вдохновенное всегда истинно
правдиво, но адресат может быть ложным. (15) Представим себе поэта, написавшего
гениальное стихотворение о животворной разумности движения светила с востока на
запад. (16) Можем ли мы наслаждаться таким стихотворением, зная, что оно не
соответствует законам астрономии? (17) Безусловно, можем! (18) Мы наслаждаемся
пластикой описания летнего дня, мы даже наслаждаемся очарованием доверчивости
поэта: как видит, так и поёт!

 (19)
Такие ошибки бывают, но они сравнительно редки, потому что вдохновение вообще
есть одержимость истиной, и в момент вдохновения художник видит истину со всей
доступной ему полнотой. (20) Но одержимость истиной чаще всего приходит к тому,
кто больше всего о ней думает. (21) Я скажу такую вещь: существует жалкий
предрассудок, что, садясь писать, надо писать честно. (22) Если мы садимся
писать с мыслью писать честно, мы поздно задумались о честности: поезд уже
ушёл. (23) Я думаю, что для писателя, как, видимо, для всякого художника,
первым главнейшим актом творчества является сама его жизнь. (24) Таким образом,
писатель, садясь писать, только дописывает уже написанное его жизнью. (25) Написанное
его личной жизнью уже определило сюжет и героя в первом акте его творчества.
(26) Дальше можно только дописывать. (27) Писатель не только, как и всякий
человек, создаёт в своей голове образ своего миропонимания, но неизменно
воспроизводит его на бумаге. (28) Ничего другого он воспроизвести не может.
(29) Все другое — ходули или чужая чернильница. (30) Это сразу видно, и мы
говорим — это не художник. (31) Поэтому настоящий художник интуитивно, а потом
и сознательно строит своё миропонимание, как волю к добру, как бесконечный
процесс самоочищения и очищения окружающей среды. (32) И это есть наращивание
этического пафоса, заработанное собственной жизнью. (33) И другого источника
энергии у писателя просто нет. (Ф.А. Искандер*) *  

Фазиль
Абдулович Искандер (р. 1929) — абхазский писатель, советский и российский
прозаик и поэт.

22. Какие из
высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)
О том, что надо писать честно, следует задумываться тогда, когда садишься
писать.

2) Спор о
происхождении вдохновения вечен.

3) Истинность
талантливого произведения зависит от силы таланта автора, и знания предмета, и
идеала его честности.

 4) Вдохновение не
может лгать и заблуждаться.

5) Источник
творчества — личный жизненный опыт писателя.

23. Какие из
перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 1) Предложения 2,
3 дополняют суждение, высказанное в предложении 1.

2) В предложениях
13–17 представлено рассуждение.

3) Предложения
19–22 включают описание.

 4) Предложения
6–12 содержат повествование.

5) Предложения
24–26 доказывают тезис, сформулированный в предложении 23.

24.
Из предложений 31–33 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25.
Среди предложений 27–33 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при
помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

26.
«Рассуждая о природе таланта и источнике его вдохновения, Ф. Искандер делает
своё высказывание ярким и образным благодаря использованию таких тропов, как
(А)________ (предложения 7, 9, 11, 29) и (Б) ________(взыскующую честность,
животворной разумности, жалкий предрассудок). Текст создан в традициях книжной
речи, но некоторую разговорность ему придаёт (В) _________(предложение 22). Из
синтаксических средств выразительности следует отметить (Г) ________(предложения
16 и 17)».

Список терминов:

1) эпитет                                               6)
диалектизм

2) вопросно-ответное
единство          7) антитеза

3) фразеологизм                                  
8) градация

4) метафора                                        
 9) риторический вопрос

 5) разговорная
лексика

Ответы

Вариант
1

Часть
1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

45
< или > 54

14

отчастичтобы
< или > чтобыотчасти

2

видимо

15

23

3

4

16

.
14 < или > 41

4

плато

17

123456
< или > любая другая последовательность этих цифр

5

гармоничный

18

567

6

вверх

19

1457

7

обгрызенный

20

135
< или > любая другая последовательность этих цифр

8

24715

21

14

9

14

22

235
< или > любая другая последовательность этих цифр

10

234

23

125
< или > любая другая последовательность этих цифр

11

23

24

интуитивносознательно
< или > сознательноинтуитивно

12

1345

25

30

13

недовернул

26

4132

Часть
2

Информация о тексте

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1.
Проблема творческого вдохновения

1. Вдохновение
— награда за честность.

2.
Проблема истинности в творчестве.

2. Охват
истины зависит и от силы таланта писателя, и от знания предмета, и от его
идеала честности.

3.
Проблема источника творческой энергии.

3.
Источником творчества писателя является сама его жизнь.

Заболевание, вызываемое головнёй, долгое время было загадочной для учёных, которые считали их то нарушением обмена веществ у растений, то поражением насекомыми, то происками инфузорий.

Моя квартирная хозяйка Пилар, которая в свои 50 лет по части темперамента и жизнерадостности полностью совпадает со своим 10-месчным лабрадором, гуляет с ним по Турии ежедневно часа по два и искренне недоумевает, что почему все остальные не делают то же.

Странное чувство я испытывала в Валенсии, когда, гуляя по Старому городу, натыкаешься на витрину винного магазинчика дона Висенте.

Массовый спортивный туризм в Советском Союзе, как пишут в газете «Комсомольской правде», был явлением, не имевшим аналогов в мире.

В 2002 году в США вышла книга Алана Аксельрода «Все, что мне известно о бизнесе, я узнал, играя в игру «Монополию».

Перемещаясь с дерева на дерево, от цветка к цветку, насекомыми обеспечивается опыление и размножение многих растений.

Французский язык всё, что сварено в сиропе или меду, называет конфитюром, в том числе и фрукты.

В доме с обычной крышей, построенном в XV веке и служащим резиденцией тирольским правителям, сейчас находятся административные учреждения.

Оказывается, существует некоторая критическая масса, называемая джинсовкой и превышение которой приводит к сжиманию газового облака.

Навруз – это праздник Нового года по солнечному календарю древних иранцев, приходящемуся на весеннее равноденствие, когда пробуждается природа и наступает время сельскохозяйственных работ.

Норвежский прыгун Андрес Бардал на стартовой скамье трамплина «Бергизеля» во время соревнований «Турне четырех трамплинов» в австрийском Инсбруке в январе 2013 года занял третье место.

Хотелось бы подтвердить выводы на данных, полученных экспериментальным путем.

Директор сообщил, что предусмотрели ли разработчики проекта возможные риски и меры их предупреждения.

Ряд лицеев перешли на пятидневную рабочую неделю.

Незадолго до отпуска мы детально изучили предложения туристических фирм, помещенных в рекламные буклеты.

С.А. Есенин писал, что «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть Земли с названьем кратким Русь».

На столе у инженера лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

Те руководители секций, кто выступали с докладами, должны сдать тезисы в печать.

Проходя мимо причала, Артему захотелось сделать несколько фотографий

Историки утверждают, что А.С. Пушкин просил руки Анны Алексеевны Олениной, но ее мать ответила отказом.

Приютив бездомного котенка, нам следовало позаботиться о его прививках.

Чтобы по-настоящему ощутить вкус французской столицы, то нужно свернуть с туристических маршрутов.

Праздничным утром пастухи сажали позади себя на белых лошадей нарядных дам и отправились к древнеримскому амфитеатру.

Победив в открытом чемпионате области по волейболу, нам обеспечен был выход в полуфинал Всероссийского чемпионата.

У многих туристов, кто посещают Кемер весной, есть шанс застать снег на вершине горы Тахталы и даже сочетать пляжный отдых с горнолыжным.

В гостинице «Приокской» есть уютные номера и конференц-зал.

К цепи заснеженных гор, примыкающей плотно друг к дружке, плотно друг к дружке, подкралось черное облако.

Овощи и фрукты служат источником только трех витаминов: С, бета-каротин и фолиевая кислота.

Как писал Иван Андреевич Крылов: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…».

Путешествуя сейчас по идиллической сельской Сицилии, основному поставщику апельсинов и эмигрантов на индустриальный север Италии, с трудом представляешь, что именно она, а не Тоскана настоящая прародина итальянского Возрождения.

Согласно приказа №167 от 3 мая 2014 г. Руководители отделов обязаны сдавать письменный отчет не позднее десятого числа каждого месяца.

Самки королевского пингвина откладывают по одному яйцу в ноябре-феврале, птенец вылуплялся через два месяца.

Вставьте в текст пропущенные словоформы.

Отправляя меня на рынок, мать, кроме всего прочего, велела мне купить пару новых (простыни)___________, праздничных (платья)_________________, резиновых (сапоги)_____________, шерстяных (чулки)_______________ и (носки)__________. По дороге мне встретилось много (грузины)_________________, (туркмены)____________, (узбеки)_______________, (цыгане)_____________, (осетины)______________, (башкиры)____________.

Вставьте пропущенную букву.

Мы не жулики, не воры,

Подписали договор…

Образуйте форму множественного числа

Шофер, торт, инструктор, инженер

Вставьте в текст пропущенные словоформы.

На рынке я не нашла ни (апельсины)_____________, ни (мандарины)___________, ни (баклажаны)________________, но купила 5 (килограммы)_____________(помидоры)______________ и 500 (граммы)___________ (яблоки)_________________. Я возвращалась домой довольной. Вот уже на горизонте показался наш сад, в котором десятки (яблони)__________ и (вишни)____________.

Вставьте пропущенную букву.

Я оставил ей в залог

Пару синеньких чул..

Образуйте форму множественного числа

Адрес, договор, директор, инспектор, тренер, повар

8.3. Согласование сказуемого с подлежащим

ВВЕДЕНИЕ

Подлежащее — главный член предложения, который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

В таких случаях можно говорить о согласовании сказуемого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.

Грамматическая связь главных членов предложения рассматривается как координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В неё могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда род/число подлежащего трудно определить. Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот раздел «Справки».

СОДЕРЖАНИЕ

→В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

→Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

  →В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению

  →В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением типа БОЛЬШИНСТВО/РЯД

  →В роли подлежащего выступает сочетание числительного и существительного

→Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

  →Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

  →Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены

→Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно

  →Координация с аббревиатурами, условными наименованиями.

  →Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

→Координация сказуемого с подлежащим, при котором находится приложение

→Подлежащее выражено однородными членами

→Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

8.3.1. В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

Если в предложении ( и не обязательно в СПП !) в роли подлежащего используется местоимение, то нужно знать ряд правил, предписывающих, как правильно согласовать с ним сказуемое.

А) Если подлежащее выражено местоимениями КТО, ЧТО, НИКТО, НИЧТО, КОЕ-КТО, НЕКТО, КТО БЫ НИ, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Например: [Те, (кто пренебрегает мнением других), рискуют остаться в одиночестве].

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЛИ), [все узнают].

ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знали].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЁЛ, [все узнают].

ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знаЛ].

Б) Если подлежащее выражено местоимением во множественном числе ТЕ, ВСЕ, сказуемое ставится в форме множественного числа. Если подлежащее выражено местоимениями в единственном числе ТОТ, ТА, ТО, сказуемое ставится в форме единственного числа.Например: [ТЕ, (кто закончил школу с отличием), имеЮт больше шансов поступить в ВУЗ на бесплатной основе].

Это предложение построено по такой модели:

[Те, (кто+ сказуемое), …сказуемое…]. И это  — самая распространённая модель, в которой предлагается найти ошибку. Проанализируем строение сложного предложения: в главном предложении местоимение «те» — является подлежащим, мн. ч; «имеют»—сказуемым, мн.ч. Это соответствует правилу Б.

Теперь внимание на придаточное предложение: «кто»—подлежащее, «закончил»— сказуемое а единственном числе. Это соответствует правилу А.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должЕн самостоятельно зарегистрироваться на рейс].

ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не сможЕт забыть это необыкновенное явление].

ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЮт отпуск на лето), покупают билеты весной ].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должНЫ самостоятельно зарегистрироваться на рейс].

ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не смоГУТ забыть это необыкновенное явление].

В примерах 1 и 2 ошибку легко увидеть: достаточно выбросить придаточное предложение. В следующем примере ошибка часто остаётся незамеченной.

ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЕТ отпуск на лето), покупают билеты весной ].

В) Если подлежащее выражено словосочетанием ОДИН ИЗ.., КАЖДЫЙ ИЗ…, НИКТО ИЗ.. то сказуемое ставится в форме единственного числа. Если подлежащее выражено словосочетанием МНОГИЕ ИЗ…, НЕКОТОРЫЕ ИЗ…, ВСЕ ИЗ.. то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: [Никто из тех, (кто занял призовое место), не захотеЛ ехать на республиканский конкурс].

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражаЛся величине старинных усадебных деревьев].

ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думалИ о путях выхода из неё].

ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалИ его преимущества перед другими проектами].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражалИсь величине старинных усадебных деревьев].

ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думал о путях выхода из неё].

ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалА его преимущества перед другими проектами].

Г) Если в предложении имеется оборот КТО, КАК НЕ.., сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода. Например: Кто, как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться?

Данный оборот можно рассматривать как уточняющий, см. другие примеры в пункте 8.3.3, часть Б.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должнЫ беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподал тебе образец выносливости и жизнелюбия?

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должЕн беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподаЛ тебе образец выносливости и жизнелюбия?

НАВЕРХ

8.3.2 Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе.

А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое: ЛИСТВА, ДУБНЯК, ОСИННИК, ДЕТВОРА, СТУДЕНЧЕСТВО, УЧИТЕЛЬСТВО, ПРОФЕССУРА, КРЕСТЬЯНСТВО.Они имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными и со словами, обозначающими единицы меры, но могут сочетаться со словами много/мало или сколько: МАЛО РОДНИ, НЕМНОГО ЛИСТВЫ, МНОГО МОШКАРЫ.

Близким к ним по значению собирательности можно отнести и слова НАРОД, СТАЯ, ВОЙСКО, ГРУППА, ТОЛПА; ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, СОТНЯ; ТРОЙКА, ПАРА; ТЬМА, БЕЗДНА, УЙМА И ДРУГИЕ

Подлежащее, выраженное собирательным существительным, требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Детвора резвилАсь во дворе дома; молодёжь часто проявляЕт инициативу.

Подлежащее, выраженное существительным типа ГРУППА, ТОЛПА также требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Группа участников фестиваля поделилАсь своими впечатлениями; тройка лошадей пронеслась под окнами

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращались с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебетали на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделИ на лавочке.

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращалОсь с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебеталА на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделА на лавочке.

Б) В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением

Существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Например: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток ; Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. Какой же из форм отдать предпочтение?

Подлежащее, имеющее в своём составе собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ требует постановки сказуемого только в форму единственного числа, если :

а) от собирательного существительного нет зависимых слов

Часть ушлА в отпуск, а часть осталАсь; множество разбежалОсь, меньшинство осталОсь

б) у собирательного существительного есть зависимое слово единственного числа

Большинство коллектива проголосовалО за проведение репетиции.Часть класса всталА на сторону девушки. Большинство группы вернулОсь в занятиям.

При подлежащем, имеющем в своём составе слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и множественного, если при существительном есть зависимое слово во множественном числе:

Большинство студентов сдалИ зачёт; ряд участников продемонстрировалИ отличные знания.

Часть книг была закупленА для библиотеки; ряд объектов сдаН раньше срока

Множественное число сказуемого в подобных конструкциях обычно указывает на активность действующих лиц.

Рассмотрим случаи, при которых использование множественного число сказуемого разрешено и допустимо.

Сказуемое ставят
в единственном числе, если во множественном числе, если
Активность одушевлённых лиц не подчёркивается:

Большинство авторов согласилось с замечаниями.

Часть участников конференции не приняла участие в обсуждении

Активность подчёркивается. Подлежащее —одушевлённое.

Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. Большинство учеников хорошо отвечали на уроке.

Активность не подчёркивается, страдательное причастие говорит о том, что предмет сам не выполняет действие.

Ряд работников привлечён к ответственности.

Часть произведений была опубликована.

Активность подчёркивается при наличии причастного или деепричастного оборота.

Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.

Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями.

Активность не подчёркивается, подлежащее — неодушевлённое

Большинство предметов лежало в беспорядке

Ряд мастерских изготавливает детали для нашего цеха.

На активность также указывает ряд однородных членов:

Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.

Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Ряд однородных сказуемых.

Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано. Ошибкой в заданиях ЕГЭ будет необоснованная постановка сказуемого во множественное число.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий былИ выполненЫ недостаточно грамотно.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдУт в Ельце, Воронеже, Орле.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданЫ в серии «Детская библиотека»

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвященЫ истории нашего города

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий было выполнено недостаточно грамотно.Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдЁт в Ельце, Воронеже, Орле. Мероприятия не могут сами действовать, поэтому сказуемое нужно употребить во единственном числе.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора издано в серии «Детская библиотека». Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвящеН истории нашего города.Сказуемое — краткое причастие.

НАВЕРХ

В) В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына. Л. Толстой предпочёл такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства — добра и зла.

Примечание: В заданиях ЕГЭ подобные случаи не встречаются, так как велика возможность неверной классификации типа ошибки — подобные случаи можно отнести к ошибке на употребление имени числительного. Поэтому ограничимся замечаниями общего характера и отметим наиболее грубые ошибки, допускаемые в письменных работах.

При подлежащем, имеющем в своём составе числительное или слово со значением количества, можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и единственного числа:

Прошло пять лет; десять выпускников выбрали наш институт

Употребление разных форм зависит от того значения, которое вносит сказуемое в предложение, активность и общность действия подчёркивается множ. числом.

Сказуемое ставят обычно в единственное число, если

• в подлежащем числительное, оканчивающееся на «один»:

Двадцать один студент нашего института входИт в сборную команду города по волейболу, но Двадцать два (три, четыре, пять…) студента нашего института входЯт в сборную команду города по волейболу

• если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер:

ПроданО двадцать два костюма; В другой класс будет переведенО три или четыре ученика.

• сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве:

Три царства перед ней стоялО. В комнате былО два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилО на север

Ошибочно: Три царства стоялИ. В комнате былИ два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилИ на север

• единственное число, создающее представление о едином целом, употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени:

На покраску крыши потребуЕтся тридцать четыре килограмма олифы. До конца пути оставалОсь двадцать пять километров. ПрошлО сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилО. Пять месяцев истеклО с тех пор

Ошибочно: На покраску крыши потребуЮтся тридцать четыре килограмма олифы; До конца пути оставалИсь двадцать пять километров. ПрошлИ сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилИ. Пять месяцев истеклИ с тех пор.

• при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде, например: полчаса пройдЁт, полгода пролетелО, полгорода участвовалО в демонстрации.

Ошибочно: полкласса участвовалИ в конкурсе, пройдУт полчаса

НАВЕРХ

8.3.3 Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

Между подлежащим и сказуемым могут находиться второстепенные обособленные члены предложения, уточняющие члены, придаточные предложения. В этих случаях нужно чётко соблюдать общее правило: сказуемое и подлежащее должны быть согласованы.

Рассмотрим частные случаи.

А) Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

Примечание для учителя: такой тип ошибки в СПП отмечает в своём пособии «Как получить 100 баллов ЕГЭ» (2015 год) И.П. Цыбулько, при этом в «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Розенталя такая ошибка называется смещением конструкции в сложном предложении.

Именная часть сказуемого в предложении, построенном по модели сущ+сущ., должна стоять в именительном падеже.

Например: [Первое, (чему следует научиться), –это выделениЕ основы предложения].

Грамматическая основа главного предложения состоит из подлежащего первое и сказуемого выделение. Оба слова стоят в именительном падеже.

А вот так выглядит предложение с ошибкой: [Первое, (чему следует научиться), –это выделениЮ основы предложения]. Под влиянием придаточного сказуемое получило родительный падеж, что и является ошибкой.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 [Главное, (чему необходимо уделить внимание), — это идейной стороне произведения]

ПРИМЕР 2 [Последнее, (на чём следует остановиться), — это на композиции книги]

ПРИМЕР 3 [Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это к исполнению мечты]

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 1Главное, (чему необходимо уделить внимание),— это идейнАЯ сторонА произведения]

ПРИМЕР 2[Последнее, (на чём следует остановиться), — это ккомпозициЯ книги]

ПРИМЕР 3[Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это исполнениЕ мечты]

НАВЕРХ

Б). Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены.

Для того, чтобы уточнить подлежащее, иногда употребляют уточняющие (поясняющие обороты), присоединительные члены предложения, обособленные дополнения. Так, в предложении Жюри конкурса, в том числе выбранные из зала представители косметической фирмы, не смогло определить победителя выделенный оборот является присоединительным ( в других пособиях он называется уточняющим).

Наличие в предложении любого члена, уточняющего значение подлежащего, не оказывает влияния на число сказуемого. Такие обороты прикрепляются словами: ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ТОМ ЧИСЛЕ, НАПРИМЕР; КРОМЕ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ и подобными. Например: Редакция журнала, в том числе и редакторы интернет-портала, выступаЕт за проведение реорганизации.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4. Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалИсь за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5. Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалИ приезда дедушки.

ПРИМЕР 6. Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилИ за проведение расширенного родительского собрания.

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 4 Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалСЯ за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5 Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалА приезда дедушки.

ПРИМЕР 6 Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилА за проведение расширенного родительского собрания.

НАВЕРХ

8.3.4 Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно.

Для правильной связи подлежащего со сказуемым очень важно знать род имени существительного.

А) Определённые разряды или группы существительные имеют сложности в определении рода или числа.

Род и число несклоняемых существительных, аббревиатур, слов-условных наименований и ряда других слов определяются особыми правилами. Для правильного согласования таких слов со сказуемым нужно знать их морфологические признаки.

Незнание этих правил вызывают ошибки: Сочи стали столицей Олимпиады; какао остыЛ; шампунь закончилАсь; вуз объявило набор студентов, МИД сообщило

Нужно : Сочи стаЛ столицей Олимпиады; какао остылО; шампунь закончилСЯ, вуз объявил набор студентов, МИД сообщил

Имена существительные, род/число которых трудно определяется, рассматриваются в разделе «Морфологические нормы. Имя существительное». Изучив приведённый материал, вы сможете успешно выполнить не только задание 6, но и 7.

Рассмотрим предложения с ошибками

ПРИМЕР 1. Бандероль был отправлен в начале недели.

В предложении слово «бандероль» является подлежащим, женского рода. Сказуемое «был отправлен» стоит в мужском. Это ошибка. Исправляем: Бандероль былА отправленА в начале недели

ПРИМЕР 2. Тюль прекрасно гармонировала с цветом мягкой мебели.

В предложении слово «тюль» является подлежащим, мужского рода. Сказуемое «подошла» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: Тюль прекрасно гармонироваЛ с цветом мягкой мебели.

ПРИМЕР 3. ООН собралось на очередное заседание.

В предложении слово «ООН» является подлежащим, женского рода (организация). Сказуемое «собралось» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: ООН собралАсь на очередное заседание.

ПРИМЕР 4. МИД сообщило об участии в заседании

В предложении слово «МИД» является подлежащим, оно не изменяется. При расшифровке получаем «Министерство

иностранных дел». При этом вспоминаем, что данное слово относится к мужскому роду. Сказуемое «сообщило» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: МИД сообщиЛ об участии в заседании.

ПРИМЕР 5. «Московский комсомолец» напечатала рейтинг лучших вузов страны.

В предложении словосочетание «Московский комсомолец» является подлежащим, это условное русское наименование, слово мужского рода, как слово «комсомолец». Сказуемое «напечатала» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: «Московский комсомолец» напечатаЛ рейтинг лучших вузов страны.

ПРИМЕР 6. Тбилиси привлекают туристов.

В предложении слово «Тбилиси» является подлежащим, это неизменяемое условное наименование. Это слово мужского рода, как слово «город». Сказуемое «привлекают» стоит во множественном числе. Это ошибка. Исправляем: Тбилиси привлекаЕт туристов . 

Б) Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь. Например: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника

С ошибкой будут предложения, в которых педагог сделала доклад, директор вызвала к себе сотрудника .

Обратите внимание: при наличии собственного имени лица, особенно фамилии, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию. Подробнее об этом пункт ниже, 8.3.5

НАВЕРХ

8.3.5 При подлежащем находится приложение

Приложение — это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: город (какой?) Сочи, птица (какая?) колибри, сайт (какой?) «РешуЕГЭ»

По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование

Например: Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже быЛ кораблем неслыханных размеров Ошибочным будет предложение Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже былА кораблём неслыханных размеров.

Если при подлежащем есть приложение, то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином роде.

Таблица 1. Приложение и подлежащие написаны раздельно. При сочетании родового наименования и видового или видового и индивидуального подлежащим считается слово, обозначающее более широкое понятие, и сказуемое согласуется с ним. Приведём примеры:

Приложение —имя нарицательное:

цветок роза изумительно пах; дерево дуб разрослось; суп харчо сварен

Приложение — имя собственное

река Днепр разлилась; газета «Московский комсомолец» вышла; собака Барбос залаяла

Исключение: фамилии людей. В парах инженер Светлова сообщила, доктор наук Званцева вышла, завуч Марина Сергеевна отметила имена собственные являются подлежащим.

Таблица 2. Подлежащим является сложное существительное, образует термины, в которых одна часть по функции напоминает приложение. В этих случаях ведущим (определяемым) словом является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет.

Сказуемое согласуется с первым словом, оба слова изменяются

кресло-кровать стоялО в углу; завод-лаборатория выполниЛ заказ; счет-фактура выписаН своевременно; театр-студия воспитаЛ немало актеров; внимание привлекалА таблица-плакат; песня­-романс сталА весьма популярной

Сказуемое согласуется со вторым словом, первое слово не изменяется:

кафе-столовая открыта (столовая- более широкое понятие); автомат-закусочная открыта (в этом сочетании носителем конкретного значения выступает часть закусочная); плащ-палатка лежала (палатка в виде плаща, а не плащ в виде палатки); «Роман-газета» вышла большим тиражом (газета более широкое название).

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Торт-мороженое разрезано на равные части.

Сложное существительное «торт-мороженое» по главному, более общему слову «торт» мужского рода, поэтому: Торт-мороженое разрезаН на равные части

ПРИМЕР 2 Повесть «Дети подземелья» написаны В.Г. Короленко..

Условное наименование является приложением, поэтому согласовывать сказуемое нужно со словом «повесть»: Повесть «Дети подземелья» написанА В.Г. Короленко.

ПРИМЕР 3 Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаял..

Подлежащим является слово «собачка», оно женского рода, поэтому: Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаяла.

ПРИМЕР 4 Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. .

Подлежащим является фамилия «Петрова», оно женского рода, поэтому: Вчера прочиталА первую лекцию молодой преподаватель Петрова.

НАВЕРХ

А) В предложении однородные подлежащие и одно сказуемое

Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединённым союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы координации:

Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе:

Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются.

Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них:

В деревне послышался топот и крики

Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе.

Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. Не ты, но судьба виновата.

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделал своё дело..

Два подлежащих, сказуемое стоит после ряда однородных членов, поэтому должно стоять во множественном числе: Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделалИ своё дело.

ПРИМЕР 2 Не разум, а страх вдруг овладели мной..

Два подлежащих, с союзом а, сказуемое поэтому должно стоять в единственном числе: Не разум, а страх вдруг овладеЛ мной.

ПРИМЕР 3 Вдали раздавалИсь привычный шум и громкие голоса. .

Два подлежащих, сказуемое стоит перед рядом однородных членов, поэтому должно стоять в единственном числе: Вдали раздавалСЯ привычный шум и громкие голоса.

НАВЕРХ 

Б) Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

Постановка сказуемого во множественное или единственное число зависит от того, какое значение придаётся словосочетанию: совместного действия или раздельного.

При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой» сказуемое ставится:

во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими);

Паша с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались.

в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением):

Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. Николай с младшей сестрой пришёл позже всех.

Только в единственном числе при наличии слов ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО:

Отец вместе с матерью уехал за город.

Только в единственном числе при подлежащем, выраженном местоимением Я, ТЫ

я с другом приду; ты с мамой поссорился

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Брат вместе с друзьями отправились на пляж..

При слове «вместе» сказуемое не может стоять во множественном числе: Брат вместе с друзьями отправиЛся на пляж.

ПРИМЕР 2 Я с Русланом придём сегодня на занятие..

При подлежащем я (+кто-то ещё ) сказуемое не может стоять во множественном числе: Я с Русланом придУ сегодня на занятие. Или: Мы с Русланом придём сегодня на занятие.

ПРИМЕР 3 Ты с сестрой будете жить в этой комнате..

При подлежащем ты (+ кто-то ещё) сказуемое не может стоять во множественном числе: Ты с сестрой будеШЬ жить в этой комнате.Или: Вы с сестрой будете жить в этой комнате.

НАВЕРХ

9 февраля 2018 года на сайте Педсовета а также в других СМИ была размещена следующая новость:

13 февраля в 18.30 министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева в прямом эфире #VKLIVE ответит на вопросы пользователей социальной сети ВКонтакте о проведении Единого государственного экзамена в 2018 году.

На официальной странице Минобрнауки в ВКонтакте мною был найден пост, посвящённый этому мероприятию, в котором было написано: «А может у вас есть свои актуальные вопросы по теме? Задавайте их в комментариях под постом».

Вот скриншот этого поста. Сохранил, пока не удалили. 

Я решил задать вопрос, посвящённый безобразиям, творящимся в ЕГЭ по биологии.

Чтобы не перегружать фактическим материалом, я задал на данном сайте вопрос министру, проиллюстрировав только четырьмя примерами. Так звучал этот вопрос:

«Уважаемая Ольга Юрьевна. Знаете ли Вы, что в вопросах ЕГЭ по биологии С ЗАВИДНЫМ ПОСТОЯНСТВОМ делаются логические и фактологические ошибки? Считаете ли Вы ошибки самих составителей, причем ОЧЕНЬ ЧАСТЫЕ, допустимыми? 

Приведу для иллюстрации несколько примеров.

Примеры логических ошибок:

1. «Фотосинтез впервые возник у. 1) цианобактерий. 2) псилофитов. 3) одноклеточных водорослей. 4) многоклеточных водорослей»

Наука НЕ ЗНАЕТ, может у галобактерий, может у зелёных бактерий. 

А ведь можно было просто спросить «В какой группе фотосинтез возник РАНЬШЕ». 

2. «Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты».

Масса ДНК зависит от стадии клеточного цикла: она в два раза меньше в предсинтетической стадии по сравнению с постсинтетической. 

В условии реального ЕГЭ НЕ УКАЗЫВАЕТСЯ стадия. Дети не экстрасенсы и не должны угадывать, что здесь «подразумевается». 

Примеры фактологических ошибок. 

1. Из реального ЕГЭ 2016. Задача на сопоставление признаков классов насекомых и паукообразных. Вот два признака на сопоставление.

1) Число простых глазков составляет 2-8. 

Реально у насекомых число простых глазков 0-45, у паукообразных 0-12. 

Как быть тому, кто в отличие от составителей ЕГЭ не только горе-теоретик, но и на самом деле разглядывал в детстве гусениц или блох? Но нужно самым загадочным образом запрещать иметь простые глазки насекомым и приписывать их исключительно паукообразным. 

2) Внекишечное пищеварение. 

У очень многих паукообразных внекишечного пищеварения нет, например, у сенокосцев и многих клещей с грызущим ротовым аппаратом. 

У очень-очень многих насекомых внекишечное пищеварение есть, например, у подавляющего большинства хищных насекомых, у клопов, сетчатокрылых, мух, тлей, медянок, бабочек, мертвоедов и т.д. 

Как быть тому, кто не только «теоретик», но и на самом деле наблюдал, как питается личинка божьей коровки (прокалывая, впрыскивает в жертву пищеварительный сок, который потом высасывает)? Но нужно самым загадочным образом запрещать иметь внекишечное пищеварение насекомым и приписывать их исключительно паукообразным. 

2. Почти каждый год в ЕГЭ по биологии бактериям на полном серьёзе «запрещают» размножаться спорами и иметь мицелий. 

А как же типичные почвенные бактерии актиномицеты, имеющие конидии и мицелий? А как же размножение экзоспорами цианобактерий или спорангиоспорами слизистых бактерий?

Таких ошибок не просто много, их ОЧЕНЬ МНОГО. Но это безобразие ИГНОРИРУЕТСЯ. В том числе на официальном сайте ФИПИ.

Думаю, что это будет и дальше игнорироваться. Только вот допустимо ли это?

Возможно, Ольга Юрьевна, Вы очень далеки от биологии. Но как быть, если других способов изменить это безобразие нет? Не считаете ли Вы что такое безумное количество ошибок по сути ЧП? Боюсь, что вопрос или проигнорируется, или просто сведётся к формальному «взятию под контроль».

Вопрос не просто был проигнорирован, он ЗАГАДОЧНО ИСЧЕЗ из сайта министерства через несколько дней после его помещения на сайт, хотя многие другие вопросы сохранились.  

История продолжается. 

Не так давно в СМИ было объявлено о том, что министр образования и науки России Ольга Васильева открыла в социальной сети ВКонтакте  официальную группу, посвященную Единому государственному экзамену (ЕГЭ). 

«При наличии новой группы, посвященной ЕГЭ, мы сможем ответить на те важные вопросы, которые перед вами стоят»,— пояснила госпожа Васильева (цитата по ТАСС).

Ответы на вопросы? Прекрасно. Я тут же подал в качестве новости этот же свой вопрос. Новость оказалась в итоге так и не опубликованной. Скриншот этой новости прилагаю. 

Кроме того, в данной официальной группе под постом, посвящённом ЕГЭ по биологии, я также сделал целый ряд комментариев, где отметил ряд критических ошибок в заданиях ЕГЭ. Эти комментарии пока не удалены.  Комментарии есть не только под видео, но и под самим постом – там приведено большее количество конкретных примеров. 

Очень важно отметить, что об этих безобразиях в ЕГЭ говорят сотни учителей биологии, есть несколько публикаций по этой теме, хотя на мой взгляд, этих публикаций явно мало и они остаются незамеченными. Тем не менее, об ошибках в заданиях ЕГЭ пишут многие опытные учителя, биологи, репетиторы, учёные. В качестве примера приведу 3 ссылки: 1, 2  (см. раздел «Ошибки в ЕГЭ по биологии») и 3.

Об этих ошибках писал и я на данном сайте, хотя мой топик «Ошибки составителей ЕГЭ по биологии» сейчас уже здесь не существует. Немало об ошибках я писал в своём блоге «Школьное естествознание и современная наука». 

Особенно много ошибок допускается составителями по молекулярной биологии и биохимии. 

В частности, вот задание из демоверсии 2015.

«Энергия запасается в 36 молекулах АТФ в процессе:
1) Биосинтеза белка на рибосомах
2) Окисления молекул пировиноградной кислоты
3) Подготовительного этапа энергетического обмена
4) Синтеза жиров на гладкой эндоплазматической сети».

Предполагаемый ответ — окисления молекул ПВК.

Проблема только в том, при окислении ПВК МАКСИМУМ образуется 30 молекул АТФ. Дело в том, что в том, что после гликолиза (второго — бескислородного — этапа) образуются 2 молекулы ПВК и 2 молекулы НАДН. При окислении двух молекул ПВК синтезируется 30 молекул АТФ из АДФ, а при окислении НАДН (его превращении в НАД+) — ещё 6 молекул.

Не могу не упомянуть и о другой часто встречающейся ошибке: ошибочном и логически противоречивом алгоритме нахождения комплементарной цепи ДНК и РНК. На Педсовете есть публикация в виде презентации, в которой обсуждается использование в ЕГЭ неверного алгоритма нахождения комплементарной цепи (задание встречается почти каждый год в ЕГЭ(!)), приводящее  к резкому обеднению круга задач по этой теме, не выходящих за рамки школьной программы.  

В своём сборнике задач по молекулярной биологии я пишу:

«Прежде всего, нужно фиксировать запись одноцепочечной последовательности в нуклеиновой кислоте. Отсутствие чёткой фиксации записи приводит к явным логическим противоречиям, которые могут быть завуалированы резким ограничением круга решаемых задач.

Это — как если бы в школьной математике мы путали запись числа 156 и 651, обосновывая фиксацию записи «сложностью материала». Для очень узкого круга задач это может быть некритично, как, например, при анализе делимости чисел на 3. Однако в большинстве случаев это приводит к противоречиям. Именно поэтому задачи по молекулярной биологии, представленные в различных сборниках задач и в ЕГЭ, довольно однообразны, а их общепринятое решение очень часто оказывается просто неверным. Вероятно поэтому в последние 2 года (имеется в виду 2015 и 2016 годы) в демоверсиях ЕГЭ задачи, связанные с нахождением комплементарных последовательностей и первичных структур кодируемых белков просто перестали выставляться в качестве образцов…

Конечно, составители заданий для школьников не обязаны прямо следовать требованиям записи первичных структур нуклеиновых кислот по общепринятым правилам. Но в данной ситуации более важным является другой нюанс – способы записи не должны приводить к недоразумениям и логическим противоречиям. Это недопустимо, но, к сожалению, является фактом. Можно было бы предположить, что это игнорирование делается для «упрощения» школьного материала — мы просто «не замечаем» 5’- и 3’-концы, чтобы не «перегружать» материал. Не будем обсуждать, как этот учет может так сильно «перегрузить» материал, просто представим, что мы решили игнорировать полярность цепей и антипараллельность цепей в дуплексах. Тогда, следуя такой «логике», и в ответах ЕГЭ мы его тоже обязаны «не замечать». 

Другими словами, если мы договариваемся «не замечать» полярность нуклеиновых кислот, то формально должны принимать в качестве правильного ответа для задачи, где, например, нужно найти комплементарную цепь АГГГГЦЦ не только ТЦЦЦЦГГ, но и «перевёрнутую» запись, то есть ГГЦЦЦЦТ, чего конечно в реальности не происходит». 

Фактически составители ЕГЭ сами себе противоречат. То они «не замечают» полярности ДНК и РНК, то внезапно «замечают», то есть мы имеем дело с явным логическим противоречием. 

Множество задач, где явно всплывает это логическое противоречие и которые просто невозможно решить ошибочным алгоритмом нахождения комплементарной цепи ДНК или РНК, можно скачать здесь. Пытаться решить  эти задачи ошибочным алгоритмом от составителей ЕГЭ – это означает не замечать, что ДНК «имеет направление». Это как если бы в математике мы всерьёз считали, что в записи числа не важно, в каком направлении мы записываем число, и мы не различаем числа 4321 и 1234. Тогда по логике от составителей ЕГЭ по биологии разница между этими числами была бы равна нулю. 

Об ошибках в заданиях ЕГЭ можно написать целую книгу.  Это уже отдельный труд, который при желании можно продолжать и продолжать. В заключение приведу скришот из сообщества «Решу ЕГЭ» в сети ВКонтакте, где в 2017 году перед сдачей ЕГЭ честно предупреждали: 

  • Журнал ошибок приложений самсунг как очистить
  • Заблуждение об отсутствии ошибок это
  • Журнал ошибок приложений windows 7
  • Забила тесто мукой как исправить ошибку
  • Журнал ошибок виндовс команда