Зачеркните ошибки волейболиста при ударе несвоевременный разбег

О возможных проблемах и ошибках при обучении волейболу.

При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ

При начальном обучении приему мяча снизу целесообразно использовать более мягкие или полуспущенные мячи. Наиболее распространены при изучении приема мяча сверху и верхней передаче следующие ошибки:

 – неточный выход под мяч;

– большие пальцы направлены вперед;

– локти слишком широко разведены или наоборот;

– кисти не образуют «воронку»;

– кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.

Рассмотрим некоторые из названных ошибок подробнее. Например, во время приема мяча над собой после наброса некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить им при приеме мяча направить большие пальцы рук к носу – сделать «стрелку». На это же стоит обратить внимание при широком разведении локтей. Другая распространенная ошибка – отсутствие подседания при приеме мяча. Для исправления этой ошибки можно поупражняться в многократных приемах мяча после предварительного отскока от пола.

Во время передач мяча сверху грубой ошибкой считается касание его ладонями. Чтобы избежать этого, нужно чаще проверять правильность расположения кистей, причем лучше это делать без мяча. Для этого можно использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.

Также для устранения ошибок при верхних передачах можно использовать подвижные игры: «Точно водящему», «Мяч в воздухе», «Волейбол без подач», «Лишний мяч» и т.д.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СНИЗУ

 При выполнении приема и передачи мяча снизу ученики также допускают много ошибок:

– в момент приема руки согнуты в локтях;

 – руки почти параллельны полу;

– резкое встречное движение рук к мячу;

– при приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу;

 – прием мяча кистями;

– туловище отклонено назад.

Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Для устранения этой ошибки можно предложить школьникам выполнить выбивание неподвижного мяча. Ученики делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса, второй, располагаясь в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.

Другая очень распространенная ошибка – прием мяча согнутыми в локтевом суставе руками – следствие недостаточного сгибания ног в коленях или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями. Поможет исправить ситуацию упражнение «Черепаха». И.п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.

Часто при приеме мяча снизу дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на формирование этого навыка:

1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.

2. То же в парах, перебрасывая мячи с отскоком от стены под углом друг другу.

3. То же, но упражнение выполняет один ученик двумя мячами, поочередно бросая их так, чтобы они сначала ударились в стену, а затем в пол. Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока мяча от пола.

4. Броски и ловля мячей в парах под натянутой волейбольной сеткой. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, отрабатывая передачи мяча снизу.

НИЖНЯЯ И ВЕРХНЯЯ ПРЯМЫЕ ПОДАЧИ

Подачи изучают в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. При этом часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбросом мяча и неверным ударным движением по нему:

 – подброс мяча не оптимален по высоте;

– подброс мяча выполняется не в сагиттальной плоскости;

– удар по мячу выполнен неточно;

– скорость бьющей руки незначительна;

– встреча бьющей руки с мячом происходит не на оптимальной высоте;

– неправильное исходное положение подающего.

Только после освоения структуры движения при подбросе мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных частей тела в ударном движении. Для устранения возможных ошибок можно применять следующие упражнения:

1. Принятие правильного исходного положения.

2. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.

3. Из положения руки с мячом внизу подкинуть мяч вперед-вверх, но не заносить за голову; в конце движения отвести руку от мяча и выполнить бросок вперед – для верхних прямых подач.

4. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса выполнить замах для удара и удар по мячу, поддерживая его рукой, – для верхних прямых и боковых подач.

5. В исходном положении после подброса мяча выполнить имитацию ударного движения мимо мяча – для нижних подач.

6. Подача в стенку, партнеру, через сетку с 3 м, 6 м, 9 м.

7. Подвижные игры с метанием мяча в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР

Один из самых сложных в обучении технических элементов – нападающий удар. Главная причина ошибок – это неправильное или недостаточно полное представление о технике выполнения этого движения.

Типичные ошибки:

– несвоевременный и неточный разбег;

– отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;

– недостаточно энергичный мах руками перед прыжком;

– удар по мячу производится над головой или за ней, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.

Избежать перечисленных ошибок помогут следующие упражнения:

1. Один ученик располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Первый много раз подбрасывает мяч двумя руками снизу-вверх на 1 м выше сетки. Второй должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он подпрыгивает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и успел забежать под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начинает, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный момент начала разбега.

2. То же после предварительной передачи, но сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

3. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.

4. То же, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.

5. То же, выполняя в прыжке имитацию нападающего удара.

6. Стоя на опоре, как при стартовом положении пловца – ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, – выпрыгнуть вверх, делая одновременно энергичный мах руками вперед-вверх.

7. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и сразу, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.

8. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Следует обратить внимание ребят на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

 9. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки ученик ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз.

10. Ученики в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед-вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание ребят на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.

11. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Ученики, стоя на полу, располагаются полубоком левым плечом к сетке (для правши) в 60–70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляют над сеткой и ударом правой перебивают через сетку. Кисть хлестким движением накрывает мяч. Правую руку после удара без задержки опустить вниз, сетку не задевать.

12. То же, но левой рукой подбрасывать мяч, а правой перебивать его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.

13. Подвижные игры: «По наземной мишени», «Картошка».

БЛОКИРОВАНИЕ

 При изучении техники блокирования ученики допускают следующие ошибки:

– отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка;

– неправильный выбор места для блокирования – неправильная оценка траектории передачи и разбега;

– несвоевременный прыжок на блок из-за неправильной оценки высоты передачи и действий нападающего игрока;

– маховое движение руками перед прыжком;

– пальцы и запястья рук при блокировании не напряжены, пальцы не разведены;

– статическая стойка перед прыжком.

Ниже приведены упражнения, которые помогут исправить данные ошибки:

1. Блокирующий из исходного положения резко выставляет левую ногу вперед на пятку, приставляет правую и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх; выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.

2. Ученик перемещается приставными шагами вправо около сетки, перед выполнением прыжка выставляет правую ногу на шаг вперед-вправо, затормаживая тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.

3. То же, но влево, выставляя вперед-влево левую ногу.

4. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки и одновременно выпрыгивают вверх, стараясь коснуться ладоней партнера над сеткой и, преодолевая сопротивление, перенести кисти рук через сетку.

5. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Находясь в стойке готовности, один перемещается влево или вправо, прыгает около сетки, имитируя блокирование; другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.

6. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один старается перебросить мяч через нее несколько левее или правее блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает мячу путь в свою сторону.

7. Два-четыре ученика с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, остальные выстраиваются в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.

8. То же, но колонна располагается в зоне 2, а учащиеся перемещаются вдоль сетки левым боком.

9. Ученики в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.

10. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание учащихся на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после этого.

11. Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 и 4, 3 и 2. Блокирующий должен успеть переместиться и поставить блок, не задевая руками сетку.

12. Учитель держит мяч малого диаметра над сеткой, ученик выпрыгивает, как при блокировании, и забирает мяч.

В игре в волейбол используются прямой,
боковой нападающие удары и удары с
поворотом кисти и туловища.

Рисунок7Прямой нападающий
удар

5.2.

Нападающие удары — это самый эффективный
способ атакующих действий команды.
Выполняются эти технические приемы в
прыжке с разбега у сетки.  Несмотря
на внешнюю, кажущуюся, простоту игры,
техника волейбола очень сложна. Эта
сложность в первую очередь объясняется
тем, что все технические приемы игры
выполняются при кратковременном
соприкосновении рук и мяча.

5.3. Техника

Техника нападающего удара включает в
себя четыре фазы: разбег, прыжок,
собственно нападающий удар и приземление.

Прямой нападающий удар характеризуется
сочетанием сложных по координации
движений . Подготовка к выполнению
прямого нападающего удара осуществляется
за счет ускоренной ходьбы, переходящей
в бег. Ритм разбега существенно зависит
от скорости и траектории передачи мяча
для выполнения нападающего удара. Длина
разбега составляет 2 3 шага и скачок. В
скачке стопа вынесенной вперед ноги
ставится на пятку (стопорящий шаг),
вторая нога приставляется к первой,
выпрямленные руки отводятся назад.
Отталкивание от опоры начинают с махового
движения руками по дуге сзади вперед
вверх еще до активного разгибания ног.
В волейболе прыжок вверх, как правило,
максимально высокий, поэтому игрок
должен оттолкнуться как можно сильнее.
Одновременно со взлетом игрок выполняет
замах бьющей рукой вверх назад, прогибается
в груди и пояснице, ноги слегка сгибает
в коленных суставах, правое плечо (если
правая рука ударная) отводит назад,
левую руку, незначительно сгибая в
локтевом суставе, отводит вверх в
сторону. В момент удара по мячу бьющая
рука выпрямляется в локтевом суставе,
растянутые при замахе мышцы живота,
груди и руки резко сокращаются. Рука
выпрямляется, кисть накладывается на
мяч в расслабленном состоянии, удар
выполняется в определенном направлений.
После удара по мячу игрок приземляется
на согнутые в коленных суставах ноги и
на переднюю часть стоп.

5.4. Ошибки

Типичными причинами ошибок при обучении
технике нападающего удара являются:

а) недостатки в развитии физических
качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) обучающийся неправильно представляет
движение в техническом приеме;

в) неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для
изучения того или иного приема;

д) нет систематичности , в результате
чего двигательный навык не стабилизируется;

Подводящие упражнения

1. Прыжок вверх толчком двух
ног. Обязателен вертикальный взлет. То
же с поворотом на 90, 180 и 360.

2. Прыжок вверх толчком двух
ног с разбега в один, два, три шага. В
последнем шаге впереди правая нога,
левая к ней приставляется.

3. Броски теннисного мяча
через сетку в прыжке с разбега, выполняя
движения нападающего удара.

4. Подбрасывание мяча на
различную высоту (в том числе очень
высоко) и удар по мячу над головой стоя
на месте и в прыжке.

5. Нападающий удар через
сетку по подброшенному мячу.

. Нападающий удар с передачи.

Упражнения по технике

1. Нападающий удар по ходу
из зоны №4 с высокой передачи из зоны
№3.

в зону №3 мяч направляется
из зоны №4,6,5.

2. Нападающий удар по ходу
из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в
зону 2 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

3. Нападающий удар из зон
4,3 и 2 со средней по высоте передач.

4. Нападающий удар из зон 4,
3, и 2 с высоких и удаленных от сетки
передач.

5. Нападающий удар с переводом
вправо из зоны 2 с высокой передачи из
зоны 3.

6.Чередование нападающих
ударов из зоны 4 с высоких передач из
зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо,
на точность, рукой.

7. То же из зон 2 и 3, но
нападающие удары выполняются со средних
и низких передач.

8. Чередование нападающих
ударов различными способами с различных
по высоте передач.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.20151.18 Mб20возростная психология.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Несвоевременный и неточный разбег.

Волейболист не согласовывает свой разбег со скоростью и траекторией полета мяча и поэтому выбегает к сетке преждевременно или запаздывает. Спортсмен забегает под мяч или не добегаетдо него — в результате прыгает и бьет по мячу либо над собой, либо за головой, либо не дотягивается до мяча.

Упражнения.

  1. В парах. Один игрок располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Игрок, стоящий около сетки, многократно подбрасывает мяч двумя руками снизу вверх на 1 м выше сетки. Волейболист, выполняющий удар, должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он прыгает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и забежал под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начнет, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом игрок подбирает для себя оптимальный разбег.
  2. То же. что и в упражнении 1, но с передачи, выполненной партнером на 1 м выше сетки; сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

Отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору.
Волейболист после прыжка «улетает» вперед и касается сетки. Нога (ноги) недостаточно выставляется вперед перед постановкой на опору.

Упражнения.

  1. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.
  2. То же, что и в упражнении 1, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.
  3. То же, что и в упражнении 2, но в прыжке выполнить имитацию нападающего удара.

Недостаточно энергичный мах руками перед прыжком.

Игрок выпрыгивает не на максимальную высоту. В этом случае за счет махового движения руками облегчается нагрузка на ноги и при активном их разгибании прыжок будет выше.
Упражнения.

  1. Стоя на опоре как при стартовом положении пловца (ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад), волейболист энергичным махом руками вперед-вверх с последующим отталкиванием от опоры выпрыгивает вверх.
  2. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и незамедлительно, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.
  3. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Обратить внимание волейболиста на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

Удар по мячу производится над или за головой, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.

В результате снижается сила удара и мяч часто летит за пределы площадки. Игрок ударяет рукой по сетке — это происходит за счет близкого отталкивания около сетки.
Упражнения.

  1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки игрок ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз сменив на необходимость выполнения удара именно прямой руки и с последующим опусканием ее вниз.
  2. Игроки в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. следует обратить внимание спортсменов на необходимость  выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.
  3. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему — другой.
    Волейболисты, стоя на полу, располагаются полубоком, левым плечом к сетке (для правши) в 60—70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляется над сеткой (на рис. 1). Ударом правой руки мяч перебивается через сетку. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.
 Ошибки нападения и способы их исправления1
рис 1 рис 2 рис 3
  1. То же, что и в упражнении 3, но игрок левой рукой подбрасывает мяч, а правой перебивает его через сетку. Занимающиеся при выполнении нападающего удара могут подниматься на носки (на рис. 2)
  2. Тренажер закрепляется на сетке так, чтобы мяч был выше ее на 20 см и вынесен на 10 см (рис. 3). Игрок, находясь в 1 м от сетки, выполняет наскок на две ноги под углом 45° к ней и, выпрыгнув вверх, выбивает мяч из тренажера. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после нападающего удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.
  3. То же, что и в упражнении 5, но нападающий удар выполняется после разбега в 2—3 шага под углом 45° к сетке.

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «11» класса

Урок № 7. Прямой нападающий удар

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

В теоретической части представлены:

  • основные правила игры в волейбол;
  • техника прямого нападающего удара.

Урок посвящён технике прямого нападающего удара.

Глоссарий

Блок – защитное действие в волейболе, при котором один или несколько игроков преграждают путь мячу над сеткой.

Волейбол – это спортивная игра с мячом между двумя командами, при которой каждая команда, находясь на своей стороне поля, стремится направить мяч так, чтобы он приземлился на стороне противника.

Нападающий удар – перебрасывание мяча на сторону соперника, нацеленное на затруднение его приема.

Пас – передача мяча игроку своей команды.

Подача – бросок мяча игроком, находящимся у линии подачи в зону соперника, с которого начинается игра в волейбол.

Прием – последовательность действий, направленных на приближение к мячу после нападающего удара или передачи, для дальнейшей передачи мяча или совершения нападающего удара.

Основная литература:

  • Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

В данном уроке мы продолжим говорить о спортивной игре волейбол и рассмотрим нападающие удары.

Но сначала вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Мы уже знаем, что основная задача игры в волейбол с помощью удара добить мяч до пола так, чтобы он упал на стороне противника или заставить противника допустить ошибку. Игроки, разделенные в команды по 6 человек, находятся на специальном прямоугольном поле 18 на 9 метров, разделенном по середине сеткой. Каждый игрок находится в своей зоне, перемещаясь в процессе игры из одной зоны в другую по часовой стрелке. Все действия с мячом производятся только руками, в крайнем случае можно отбить мяч головой, но нельзя задерживать мяч у себя более чем на 2 секунды.

К основным элементам в волейболе относятся: подача, прием, пас (передача), нападающий удар, блок.

На прошлых уроках мы рассмотрели способы подачи и передачи мяча. Давайте поговорим о нападающем ударе.

Нападающие удары – это основной способ получения очков в волейболе.

Нападающий удар заключается в перебрасывании мяча на сторону соперника. Выполняется после разбега в прыжке. При этом игрок должен стремиться найти оптимальную точку для толчка, оценить направление полета мяча и сделать максимально высокий прыжок.

Нападающие удары бывают следующих видов: по ходу разбега и с поворотом туловища, боковые, обманные и удары с переводом.

Нападающий удар выполняется в 4 шага: разбег, толчок, прыжок, удар по мячу. Разбег выполняется энергично в 3-4 шага. Очень важно совершить толчок и максимально высокий прыжок, одновременно помогая взмахом рук и активным разгибанием ног. В прыжке нужно выполнить замах бьющей рукой вверх-назад, прогнувшись назад. При ударе по мячу рука выпрямляется, а тело сгибается на выдохе. Приземляться следует на слегка согнутые колени ног.

Если выполняется удар с поворотом туловища, то выполняется разбег, прыжок и замах, как в обычном ударе, но после производится поворот тела в опорном положении и выполняется нападающий удар в новом направлении.

Какие типичные ошибки бывают при выполнении нападающего удара?

  1. Несвоевременный разбег
  2. Удар согнутой рукой
  3. Плохой зрительный контроль за мячом
  4. Недостаточно акцентированный удар кистью
  5. Жесткое приземление

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

  1. Филворд – английский кроссворд.

Найдите в филворде слова, относящиеся к уроку

Решение.

Слова: волейбол, мяч, игра, команда, удар.

  1. Мозаика

Соберите мозаику.

Решение.

На фотографии изображен спортсмен, выполняющий прямой нападающий удар.

Муниципальное
Общеобразовательное  Бюджетное Учреждение

«
Средняя образовательная школа №5

Лесозаводского
городского округа»

Методическая
разработка

Тема:  
Ошибки в волейболе. Что делать?                                   

                                      
Разработал
:  
 
Суков
Сергей Дмитриевич

Лесозаводск,
2019 г

Тема:
Ошибки в волейболе.  Что делать?

   Составил:
Суков Сергей Дмитриевич, учитель высшей категории, учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования МОБУ СОШ№5 ЛГО.

Данный материал
предназначен для педагогов дополнительного образования занимающихся  данным
видом спорта, учителей физической
культуры.                                                                                                  

    Правильное
обучение технике игры в волейбол — это главная составляющая на начальном этапе
занятий волейболом. На начальном этапе нужно использовать, эффект переноса
механических движений из одного вида спорта в другой. Сейчас во многих странах
мира стали применять при обучению волейболу мульти дисциплинарный спорт,
разноплановая подготовка. Задача обучить базовым навыкам. Применяются
упражнения из гимнастики, раздел акробатика. Легкой атлетики. Элементы хоккея,
упражнения с гимнастической палкой ведения мяча как в хоккее, передачи мяча
другу, удары по воротам волейбольным мячом. Эти упражнения хорошо ставят работу
рук при приеме мяча снизу. Элементы футбола хорошо ставят координацию работы
ног. Упражнения из гандбола хорошо применять для обучения нападающему удару.
Боулинг при обучении подачи снизу. Есть еще много упражнений из других видов
спорта. Параллельно при подборке нужных упражнений происходит обучение основным
элементам игры в волейбол.  Внесение соревновательного  начала (кто лучше?)
должно быть весьма ограничено. В современных условиях нужно использовать
технические средства обучения, просмотр видеороликов с элементами волейбола,
если есть возможность использовать видеозапись. При изучении технических
элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением.
Материал  статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как
исправить, так и предотвратить возможные ошибки.

Стойки
игрока.

Различают высокую, среднюю и низкую статические стойки, которые
различаются положением ног, рук, туловища, углом между бедром и голенью,
расположением общего центра тяжести по отношению к опоре. Высокая стойка применяется
для разбега, выполнения нападающего удара и блокирования; средняя – для
выполнения передач; низкая – для игры в защите.

Ошибки, которые часто выполняют учащиеся.

    1. Ноги выпрямлены или чрезмерно
согнуты в коленях.

    2. Руки опущены.

    3. Чрезмерный наклон туловища вперед.

Рекомендуемые упражнения.

1.     Поочередное
выполнение стоек на месте.

2.     Принятие
той или иной стойки по сигналу учителя.

3.     Принятие
различных стоек после выполнения каких-либо заданий.

4.     Подвижные
игры, где исходными положениями являются стойки волейболиста. Пример. Игра в
салки. Учащиеся стоят в парах друг перед другом, задача осалить соперника за
коленки при этом не дать осалить себя. Хорошая игра «Защита укрепления»

5.     Имитация
различных стоек у зеркала.

                                            
Перемещения.

При
обучении игре в волейбол особое внимание уделяется перемещению.

Нужно сразу учить
динамичной стойке, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, вес тела
на передней части стопы, руки должны быть не сцеплены. После приема ученик
должен уметь стартовать вправо, лево, вперед, назад. В зависимости от ситуации.
Ученик должен хорошо владеть всеми видами перемещений с крестным шагом,
приставным шагом, бегом на короткие дистанции, челночным бегом.

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

1.  
При приеме мяча ученик стоит на пятках, в результате не может
перейти к следующему действию и включится в игру. Пример, доигровщик после
приема не может перейти к нападению.

2.  
Неправильно выбирают технику перемещения. Пример, нужно двигаться
при выполнении блока центральным защитником с крестным шагом к крайнему
блокирующему, а ученик двигается приставным шагом, как результат не успевает на
блок. И таких примеров много.

                          
Рекомендуемые упражнения.

1.  
В парах, стоя друг перед другом, быстро перемещаться влево —
вправо, взад – вперед, при этом сохраняя среднюю стойку.

2.  
Применение в подготовительной части занятий перемещения
приставными шагами, с крестными шагами.

3.   Упражнение 
«Крест»

Два
шага вперед, касается руками пола, два шага назад, касается руками пола, два
шага влево, касается руками пола, два шага вправо, касается руками пола и так
далее.  Серии по 10-15 секунд. Спина прямая.

4.     Всевозможные
челночные бега.

5.     Перемещения
через гимнастические палки, различные варианты.

6.     Перемещения
на координационной  лесенке, различные варианты.

7.     «Восьмерка»

Перемещения
по восьмерке вокруг конусов, 3 серии по 10-12 секунд.

      8. «Ручеек»

Перемещения
два шага в лево вперед касание пола, два шага в право вперед касание пола и так
далее.

Спина
прямая, смотрим вперед (главное, чтобы приседал, а не наклонялся).

Передача сверху.

Если правильно
использовать подводящие упражнения при обучении то ошибок можно избежать в
принципе. При обучении нужно создать представление о правильном положении
кистей на мяче. Первое упражнение подойти к стене положить руки на мяч на
уровне чуть выше лба и покатать мяч вверх, в вниз. При этом все пальцы касаются
мяча, между большими и указательными пальцами образуется треугольник. Так же
для создания представления о правильности положения рук хорошо использовать
упражнение
«Шлем» – приставить большие пальцы рук к
вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения
пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для
передачи мяча положение.

 Передача мяча об пол с отскока в
наклоне или стоя на коленях. Нужно следить, чтобы  ребенок правильно ставил
кисти рук, большие пальцы не выставлял вперед. Передача мяча лёжа на спине. 
Контроль за постановкой рук, особое внимание уделяем большим пальцам. Это
упражнение хорошо ставит на место большие пальцы.

 Передача
мяча у стены. Руки слегка согнуты, игра ногами.  Контроль за постановкой рук (чашечка,
вижу – не вижу, чем играю? Ногами!)

 Передача
мяча над собой (кисти образуют чашечку, игра ногами)

 Передача
мяча над собой стоя на коленях.

Выполняя
передачи над собой, ложимся на спину, затем встаем 10 раз.

Во
всех упражнениях обращается внимание на постановку кистей рук, положение
больших пальцев. После этих упражнений мы  избегаем ошибок связанных с
постановкой рук. Большие пальцы стоят правильно, локти широко не разводятся,
кисти образуют воронку, локтевые суставы работают правильно, прихват мяча
отсутствует,
несимметричное положение
кистей
отсутствует. Все эти упражнения нужно периодически
применять для профилактики ошибок.
Так же хорошо использовать утяжеленные
мячи
MVT-500
для тренировок, выполняя передачи у стены как стоя так и сидя.

Затем
переходим к передачам в парах.

Передача
мяча в парах сверху.

Передача
мяча над собой 2-3 раза, затем передача партнеру.

Передача
мяча партнеру + касание партнера рукой затем касающийся возвращается на свое
место, партнер передает мяч над собой давая время вернуться партнеру а место,
затем передает ему мяч  (8-10 касаний, меняются ролями, ключевое упражнение).

Передал
– присел (мяч посылается вверх)

Передачи
сидя.

Передача
над собой, поворот, передача спиной.

 «Волчок»

Один
передает партнеру и затем бежит ему за спину, партнер делает 2-3 передачи над
собой и отдает мяч за спину и т.д. (8-10 раз, смена партнеров).

Передача,
два шага назад, касание пола (для старших).

Передача снизу.

Используется при приеме подач, при
игре в защите, при перебивании мячей через сетку. Очень часто дети принимают
мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в
которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно
кистями. Как и в предыдущем разделе особое внимание уделяем обучению на раннем
этапе. Это упражнения из мульти спорта раздел хоккей и конкретные упражнения из
раздела волейбол. При обучении создаем представление о
правильном положении рук.
Руки в локтях выпрямлены, кисти отведены
вперед, предплечья образуют платформу, играем ногами, руки высоко не поднимаем,
мяч ложится на предплечья. Главная задача на этом этапе выпрямить и расслабить
руки.  Хорошее упражнение «Черепаха». И. п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая
голову, попытаться достать плечами мочек ушей.

 Ученикам нужно объяснить, что передача
снизу это игра прямых рук и согнутых ног. При показе задается вопрос. Чем я
играю? Ногами. При обучении приема с подачи особое внимание уделяется динамической
стойке. Как только соперник подкинул мяч для подачи принимающий принимает
низкую стойку и начинает перебирать ногами, это позволяет легко перейти к
движению и как следствие легко выйти под мяч.

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

1.     В
момент приема руки согнуты в локтях.

2.      Резкое
встречное движение рук к мячу.

3.     При
приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу.

4.     Прием
мяча кистями.

5.     Туловище
отклонено назад.

Рекомендуемые
упражнения.

1.    
Передачи мяча снизу, так называемое
жонглирование. 

2.    
Передачи мяча у стены.

3.    
Упражнение  на прием мяча снизу. Стоя
спиной к стене, ноги врозь. Бросок мяча в пол между ног, отскок мяча от стенки,
поворот, прием мяча снизу.

4.    
Передачи мяча снизу с отскоком об пол.
Ученик выполняет 3-4 передачи снизу, следующая – высокая. В это время мяч
падает на пол, ученик должен успеть коснуться пола и подбежать под мяч и
продолжает выполнять то же самое, что делал. Со временем это упражнение
усложняем можно касаться 2 раза, делать при этом шаги вправо, лево.  Так же
садится, ложится, выполнять кувырок назад. Это упражнение хорошо ставит выход
под мяч.

5.    
Передача мяча у стены, касания руками
пола.

6.    
3передачи сверху над собой+3 передачи
снизу.

При приеме мяча, летящего с большой скоростью, важно
амортизировать удар, одновременно снижая свой центр тяжести.

Верхняя прямая подача.

В своей практике я отошел от изучения нижней прямой подачи,
обучаю  сразу детей верхней прямой подаче. Наибольшие сложности при обучении
этому элементу вызывают исходное положение, подбрасывание и удар по мячу.
Исходная стойка левая нога впереди мяч находится напротив глаз на ладони левой
руки, правая рука находится вверху за головой готовая нанести удар по мячу.
Подкидывая мяч,  на высоту примерно 80 сантиметров наносим удар правой рукой.
Часто встречающейся ошибкой бывает подброс мяча. Ученики часто высоко
подбрасывают мяч в следствии тяжело попасть по мячу. Вторая ошибка опуская
левую руку низко подбрасывают мяч высоко и на голову  в результате бьющая рука не
имеет разгона, нет силы удара. Чтобы избежать этой ошибки в исходном положении
подбрасываем мяч, но не наносим удар. Мяч должен упасть на пол возле носка
левой ноги, чуть правее под правую руку. После определенного количества
повторений, когда мяч будет падать в нужном месте можно пробовать выполнять
подачу. Хорошим подводящим упражнением является выполнение замаха и удара по
подвешенному мячу, поролону, высоту которого регулирую для каждого занимающего,
чтобы удар выполнялся прямой рукой.
Затем
переходим к подаче подача мяча в стену с расстояния 4–9 м, подача мяча через
сетку с увеличением расстояния с 4 до 9 м, подача мяча на точность, на силу.

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

1.    
 Неправильное исходное положение.

2.    
 Неточное подбрасывание мяча.

3.    
 Недостаточный замах рукой для удара.

4.    
 Кисть бьющей руки слишком расслаблена.

5.    
 Сгибание левой ноги при ударе по мячу.

6.    
 Удар согнутой рукой.

7.    
 Опускание левой руки при подбрасывании мяча.

Рекомендуемые
упражнения.

1.Подача
мяча в стенку стоя на одном колене расстояние 3-7метров.   Хорошо ставит
положение рук и правильное подбрасывание.

2.Имитация
подачи с применением бинт резины, хорошо выпрямляет руку.

3.
Подача мяча в мишень находящуюся на стене.

                           
Нападающий удар.

Основным атакующим элементом волейбола
является нападающий удар. Техника его выполнения состоит из разгона, прыжка,
замаха и удара. Существуют несколько разновидностей нападающего удара. Прямой
нападающий удар, удар по диагонали, удар по линии, скидка, удар на точность так
называемый накат. Эти удары применяются в зонах нападения 2 и 4. В зоне
нападения 3 применяется метр или его называют удар с одного шага. Удары первого
темпа взлет, зона, взлет за головой, вы бегания  из зоны 2 и другие. Также
применяются удары с задней линии. Задача игры первым темпом скрыть истинное
направление атаки. Мы рассмотрим обучение прямому нападающему удару. Первое
упражнение  из исходного положения сидя на коленях взмахом рук прыжком встать с
колен. В этом упражнении отрабатывается работа рук. Далее учим разбегу и
отталкиванию. Эти элементы хорошо отрабатывать на подвешенном в держателе мяче.
Ученик выполняет три шага, начинает с шага левой ногой, затем правой с
отведением рук назад, затем широкий шаг (напрыжка) взмах руками и удар по мячу,
также можно делать разбег и более длинным. Чтобы последний шаг был широким
используем небольшое препятствие узкий коврик через который выполняется
напрыжка. Высоту мяча регулирую для каждого занимающего, чтобы удар выполнялся
прямой рукой. У меня просто несколько таких станков разной высоты. В этом
упражнении нужно много внимания уделять замаху рук. Когда сформировался навык,
переходим к броскам теннисных мячей через сетку. Очень хорошо формирует технику
нападения игра «Волейбольная перестрелка».
Для
отработки правильной работы руки используем удары об пол с отскоком от стены,
старое доброе упражнение. Когда у нас сформировался навык переходим к
нападающим ударам с собственного набрасывания, затем к нападающим ударам по
мячу подброшенному учителем или партнером. И как итог переходим к нападающим
ударам.

      Ошибки,
которые часто совершают учащиеся.

1.    
Несвоевременный и неточный разбег и прыжок, отсутствие стопорящего
шага при напрыгивании.

2.    
 Слабый замах при совершении нападающего удара.

3.    
 Рука согнута в локтевом суставе.

4.    
Кисть не накрывает мяч сверху.

Рекомендуемые
упражнения.

1.     Нужно
объяснить ученику, чтобы он выбегал позже на нападающий удар, дети часто спешат
в этом элементе. Можно придержать руками, чтобы ученик раньше не бежал на удар,
а в нужный момент отпустить.

2.      Слабый
замах исправляется на тренажере, где отрабатывали напрыжку, там же
отрабатывается стопорящий шаг.

3.      Имитация
подачи или удара с применением бинт резины, хорошо выпрямляет руку.

4.      Положить
мяч на пол и легкими ударами примерно как ведение мяча в баскетболе поднять
мяч, это упражнение для работы кисти.

5.     Удары
об пол с отскоком от стены.

6.      Броски
теннисных мячей через сетку по мишеням.

При обучении нападающему удару нельзя
спешить, дети часто не сходятся с мячом по причине слабо развитого глазомера.
Это, тот случай когда нужно потерпеть и количество ударов перейдет в качество.

Блокирование.

 В разделе блокирование важно научить детей правильному принятию
исходного положения для блокирования, перемещению, выбору места и времени для
прыжка на блок, а также постановке рук при блокировании. Существуют два вида
блокирования одиночный и коллективный. Коллективный блок  один из труднейших
приемов для исполнения. При обучении блокированию важно уделить много времени
перемещениям вдоль сетки, отработке стопорящего шага, именно на блоке игроки
получают больше всего травм. Причины травм. Это перенос ног на сторону
соперника, приземление на ногу своего партнера  из за не умения делать
стопорящий шаг. Поэтому элементы блокирования часто отрабатывают на стенке,
ученик автоматически привыкает не переходить среднюю линию.

Ошибки, которые часто совершают учащиеся.

1.    
Отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка.

2.      Неправильный выбор
места для блокирования.

3.      Несвоевременный
прыжок на блок.

4.      Маховое движение
руками перед прыжком.

5.      Неправильная
постановка рук и кистей при блокировании.

6.     
 Касание руками сетки.

Рекомендуемые
упражнения.

1.     Выполнение
прыжков для блокирования с места и в движении после приставного шага влево и
вправо, после с крестных шагов.

2.     Ученик
стоит с набивным мячом возле сетки, мяч находится в согнутых руках в районе груди,
ученик выпрыгивает, руки над сеткой выпрямляются как при блоке и кистевым
броском отправляет мяч на сторону соперника, желательно чтобы мяч упал ближе к
сетке.

3.     Перемещение
у сетки, остановка и прыжок вверх с касанием ладонями подвешенного над сеткой
мяча.

4.      Ученики
располагаются в зонах 4, 3, 2; по команде учителя игрок из зоны 3 перемещается
к игроку в зоне 2 и вместе с ним имитирует блокирование, то же с игроком зоны
4.

5.      В
парах у сетки: один игрок подбрасывает мяч и выполняет нападающий удар, другой
блокирует его.

6.     Одиночное
и групповое блокирование нападающих ударов.

7.     Два
ученика стоят на тумбах за сеткой, расстояние между тумбами примерно 2-3 метра
и поочередно выполняют нападающие удары с собственного подбрасывания. Задача
блокирующего поставить блок переместится и опять поставить блок. Упражнение
выполняется сериями 8-10 касаний в серии.

При обучении блокированию обязательно нужно учить детей страховать
блокирующих: выбрать место и стойку при страховке, выполнять само страховку.

В данных рекомендациях я обратил внимание на обучение, ошибки и
пути устранения ошибок. Я взял раздел программы волейбол в школе. Я сознательно
не стал показывать ошибки и пути их устранения в игре первым темпом, силовой и
планирующей подачи в прыжке, тактико — техническим действиям, взаимодействиям в
защите и нападении, это уже область тренеров ДЮСШ. Упражнения показал основные,
которые ближе к моему опыту. Хочется обратить внимание на обучение, если
правильно, последовательно, без спешки обучать детей, то проблем с технической
подготовкой не будет. А следовательно отпадает надобность их устранять. Все
прекрасно знают легче научить, чем переучивать. Обучение процесс творческий в
современном мире появилось очень много учебного материала в том числе
видеоматериала, совершенствуйтесь не останавливайтесь на достигнутом.

Типичные ошибки. Техника блокирования в волейболе

Типичные ошибки

Несвоевременный разбег, бьющий под мячом, удар согнутой рукой, нет акцентированного удара кистью, плохой зрительный контроль за мячом в момент удара, жесткое приземление, отсутствие разнообразия в технике выполнения ударов.

Каждому игроку необходимо наработать и сформировать навык наиболее типичных ударов (удара «по ходу»), развивать свои физические способности (скорость, прыгучесть, ловкость), усовершенствовать и довести до автоматизма техники простых элементов атакующих действий (приземления, прыжки, маховые движения рук, кистевые движения, короткие разбеги). Все тренировки проводятся с учетом индивидуальных особенностей и физических данных волейболистов. Но, отработав и усовершенствовав широко распространённые техники, нападающему предстоит в игре ежесекундно принимать тактические решения наиболее целесообразные и эффективные для данной ситуации.

Техника блокирования в волейболе

Блокирование — эффективное средство борьбы против нападающих ударов непосредственно над сеткой. Изменения в правилах соревнований по волейболу, вступившие в силу в 1965 г., открыли большие возможности в усилении оборонительной мощи команды. Ведь сейчас можно встречать удар даже на стороне противника! Надо лишь помнить, что при блокировании нельзя касаться мяча раньше, чем это сделает нападающий игрок.

Совершенные навыки одиночного блокирования служат основой для успешного овладения навыками группового блокирования.

Одиночное блокирование. Ориентируясь по направлению передачи, блокирующий выходит в зону предполагаемой атаки и наблюдает за действиями нападающего игрока. Момент начала прыжка при блокировании зависит от действий нападающего игрока. При ударах с высоких передач блокирующий прыгает немного позднее нападающего.

В момент блока руки должны находиться как можно ближе к сетке, кисти рук слегка отведены назад, и располагаться на таком расстоянии друг от друга, чтобы мяч не проскочил между ними. Пальцы при блокировании расставлены и слегка напряжены.
В момент удара по мячу нападающего игрока блокирующий переносит руки через сетку, стремясь встретить удар на стороне противника.

Успех в блокировании зависит главным образом от выбора места для блокирования, своевременного прыжка и постановки рук в момент удара (собственно блокирования).

В игре команд-новичков определить зону, откуда будет произведен нападающий удар, не представляет большой сложности. Игра ведется в основном в три касания, а для завершающего удара мяч направляется сильнейшему («угловому») нападающему. Перед прыжком на блок надо занять устойчивое положение вблизи сетки на таком расстоянии, чтобы не задеть ее при прыжке.

Главное при блокировании — «закрыть» основное направление полета мяча при прямом нападающем ударе: при ударе из зоны 4 — это зона 5 на своей площадке, и при ударе из зоны 2—это зона 1. При ударе из зоны 3 чаще мяч посылают в зоны 1—2, что и надо учитывать при блокировании.

Для того чтобы преградить путь мячу в основном направлении, место отталкивания блокирующего при прыжке должно находиться на пути разбега нападающего при прямом ударе, т. е. если бы нападающий после приземления продолжал двигаться в том же направлении, то он на своем пути встретил бы блокирующего. И еще одно условие. При нападающем ударе из зоны 4 блокирующий находится немного слева от мяча и руки располагает слегка влево, при ударе из зоны 2 блокирующий выполняет то же условие, располагаясь справа от мяча. Вот основные положения для начального обучения. Блокирующий не должен все время смотреть на мяч. Определив направление второй передачи, надо посмотреть на нападающего, чтобы определить направление разбега и возможное направление удара. В момент прыжка надо снова смотреть на мяч.


  • Зачем формула если ошибка
  • Зачем учиться на своих ошибках
  • Зачем стирать ошибки на автомобиле
  • Зачем скидывать ошибки на авто
  • Зачем сбрасывать ошибки на авто