Задания на исправление грамматических ошибок степени сравнения прилагательных

Тест «Степени сравнения имен прилагательных»

1 вариант

1. Укажите ошибку в образовании степени сравнения.

  1. ярчайший 2. самый высочайший

3. наиболее лучший 4. звонче

2. Укажите, где форма сравнительной степени образована верно.

  1. звонче 2. хорошее

3. более лучше 4. менее гуще

3. От какого прилагательного нельзя образовать форму сравнительной степени с помощью суффикса –ШЕ (-ЧЕ)?

  1. горький 2. мягкий

3. мелкий 4. тяжелый

4. От какого прилагательного нельзя образовать форму простой сравнительной степени?

  1. большой 2. хороший

3. гигантский 4. сладкий

5. Укажите ошибку в постановке ударения.

  1. удОбнейший 2. свобОднее

3. красивЕе 4. вернЕйший

6. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной степени имени прилагательного.

1. Ученик решил наиболее труднейшую задачу.

2. На этом празднике она выглядела взрослее всех своих одноклассниц.

3. Байкал глубже Ладожского озера.

4. Розы – самые красивейшие из всех цветов в нашем саду.

7. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной степени имени прилагательного.

  1. Туристы выбрали самый короткий маршрут.

  2. Мой чай сладче твоего.

  3. Студенты пятого курса были более активнее, чем первокурсники.

  4. На наших глазах разворачивались величайшие события.

Тест «Степени сравнения имен прилагательных»

2 вариант

1. Укажите ошибку в образовании степени сравнения.

1.самый яркий 2. строже

3. более умный 4. наиболее сильнейший

2. Укажите, где форма сравнительной степени образована неверно.

  1. менее привлекательный 2. более умный

3. строже 4. красивше

3. От какого прилагательного нельзя образовать форму сравнительной степени с помощью суффикса –ШЕ (-ЧЕ)?

  1. яркий 2. легкий

3. мелкий 4. тяжелый

4. От какого прилагательного нельзя образовать форму простой сравнительной степени?

  1. шумный 2. влажный

3. сладкий 4. боевой

5. Укажите ошибку в постановке ударения.

  1. красИвее 2. удОбнейший

3. свободнЕе 4. вернЕйший

6. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной степени имени прилагательного.

1. Татьяна была более образованнее Ольги.

2. Речь оратора произвела на слушателей самое сильнейшее впечатление.

3. Дело принимает самый неожиданный поворот.

4. Это был один из самых талантливых преподавателей.

7. Укажите, в каких примерах допущены ошибки в образовании формы сравнительной степени имени прилагательного.

1. Мой чай слаще твоего.

  1. На наших глазах разворачивались величайшие события.

  2. Туристы выбрали самый кратчайший маршрут.

  3. Студенты пятого курса были более активнее, чем первокурсники.

Ошибки в образовании степеней сравнения

Упражнение 1. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался передовее соседнего.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали более желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

20. Мы выбрали путь к дому самый кратчайший.

Ошибки в образовании степеней сравнения

Упражнение 1. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался передовее соседнего.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали более желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

20. Мы выбрали путь к дому самый кратчайший.

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке.

  1. (На) горячем (песке) — прил.

  2. 1.Н. ф. – горячий.
    2. Пост.: качественное;
    3. Непост.: в полной форме, в ед. ч., м.р., П.п..

  3. На песке (каком?) горячем.

  1. (От) южного (солнца )- прил.

  2. 1.Н. ф. – южный.
    2. Пост.: относительное;
    3. Непост.: в ед.ч., ср. р., Р.п..

  3. От солнца (какого?) южного.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех.

  1. Хороша — прил.

  2. 1.Н. ф. – хороший.
    2. Пост.: качественное;

3. Непост.: в краткой форме, в ед.ч., ж.р..

  1. Страна (какова?) хороша.

  1. Лучше — прил.

  2. 1. Н. ф. – хороший.
    2. Пост.: качественное;
    3. Непост.: в простой сравнительной степени..

  3. Россия (какова?) лучше.

 

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами.

  1. (на) сестрины (слова) – прил.

  2. 1. Н. ф. – сестрин.
    2. Пост.: притяжательное;
    3. Непост.: во мн.ч., В.п..

  3. На слова (чьи?) сестрины.

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке.

  1. (На) горячем (песке) — прил.

  2. 1.Н. ф. – горячий.
    2. Пост.: качественное;
    3. Непост.: в полной форме, в ед. ч., м.р., П.п..

  3. На песке (каком?) горячем.

  1. (От) южного (солнца )- прил.

  2. 1.Н. ф. – южный.
    2. Пост.: относительное;
    3. Непост.: в ед.ч., ср. р., Р.п..

  3. От солнца (какого?) южного.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех.

  1. Хороша — прил.

  2. 1.Н. ф. – хороший.
    2. Пост.: качественное;

3. Непост.: в краткой форме, в ед.ч., ж.р..

  1. Страна (какова?) хороша.

  1. Лучше — прил.

  2. 1. Н. ф. – хороший.
    2. Пост.: качественное;
    3. Непост.: в простой сравнительной степени..

  3. Россия (какова?) лучше.

 

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами.

  1. (на) сестрины (слова) – прил.

  2. 1. Н. ф. – сестрин.
    2. Пост.: притяжательное;
    3. Непост.: во мн.ч., В.п..

  3. На слова (чьи?) сестрины.

Практическая работа

«Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных».

Инструкция для студентов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На «5» студент должен получить 10-9 баллов; на «4» — 8-7 баллов; на «3» — 6-5 баллов. Менее 4 баллов – работа выполнена неудовлетворительно. Время выполнения 30 минут.

При выполнении работы можно использовать таблицу предыдущего занятия

«Грамматические ошибки имен прилагательных».

Вариант 1.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Третий рассказ показался ему наиболее смешней.

2) Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.

3) Отношение к людям должно быть мягче, а взгляд на жизнь — ширше.

4) Вчера ты был менее весел.

5) Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете.

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Я (сыт / сытый) по горло.

2) Сегодня он (сердит / сердитый).

3) Преподаватель (доволен / довольный) успехами студентов.

4) Больной еще (слаб / слабый).

5) Вода в реке (темна / темная) и (холодна / холодная).

Примечание.

В русском литературном языке не употребляются формы слов более лучший, более худший и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как, правило, быть управляемые слова, а при краткой форме — могут. Ср.: он болен ангиной — он больной ангиной.

Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного. Ср.: он богатый и умный — он богатый и умен.

Практическая работа

«Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления имен прилагательных».

Инструкция для студентов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. На «5» студент должен получить 10-9 баллов; на «4» — 8-7 баллов; на «3» — 6-5 баллов. Менее 4 баллов – работа выполнена неудовлетворительно. Время выполнения 30 минут.

При выполнении работы можно использовать таблицу предыдущего занятия

«Грамматические ошибки имен прилагательных».

Вариант 2.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Этот костюм мне менее велик, чем тот.

2) Алена гораздо красившее Татьяны.

3) Такой зонт более женский, чем мужской.

4) Надо вести себя скромнейше и простее.

5) Первее всего нужно делать то, что мы начали.

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Константин Сергеевич очень (умен / умный).

2) Эти многоугольники (симметричны / симметричные).

3) Он слишком (застенчив / застенчивый).

4) Эти ошибки легко (исправимы / исправимые).

5) Эта река слишком (мелководна / мелководная).

Примечание.

В русском литературном языке не употребляются формы слов более лучший, более худший и т. п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.

При полной форме имени прилагательного, употребленной в Именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как, правило, быть управляемые слова, а при краткой форме — могут. Ср.: он болен ангиной — он больной ангиной.

Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного. Ср.: он богатый и умный — он богатый и умен.

Эталоны ответов к практической работе.

Вариант 1.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Третий рассказ показался ему смешней (более смешным.)

2) Моя работа оказалась худшей из всех. (Моя работа оказалась хуже остальных. Моя работа оказалась хуже всех.)

3) Отношение к людям должно быть мягче, а взгляд на жизнь — шире.

4) Вчера ты был не такой веселый.

5) Мой дядя – лучший и добрейший человек на свете.

(Мой дядя самый лучший и самый добрый человек на свете.)

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Я сыт по горло.

2) Сегодня он сердитый. (Сердит на кого-то…)

3) Преподаватель доволен успехами студентов.

4) Больной еще слаб.

5) Вода в реке темная и холодная. 

Вариант 2.

1. Найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Этот костюм мне не так велик, чем тот. (Не такой большой, как тот.)

2) Алена гораздо красивее Татьяны.

3) Такой зонт женский, а не мужской. (Этот зонт женский, а не мужской. Такой зонт больше женский, чем мужской.)

4) Надо вести себя скромнее и проще.

5) В первую очередь нужно делать то, что мы начали. (Сначала нужно делать то, что мы начали. В первую очередь нужно делать то, что мы начали.)

2. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм.

1) Константин Сергеевич очень умен.

2) Эти многоугольники симметричны. ( Эти многоугольники симметричные между собой.)

3) Он слишком застенчив. (Он застенчивый.)

4) Эти ошибки легко исправимы. (Эти ошибки исправимые.)

5) Эта река слишком мелководна. (Эта река мелководная.

ПРАКТИКА

Употребление имен прилагательных

Употребление кратких форм

Только краткая
форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые
слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при
наличии зависимого слова ведет к ошибке: Мой ребенок больной ангиной. Следует
употреблять: Мой ребенок болен ангиной.

Тест 1. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.

1. Мы готовы к
отъезду.

2. Мой ребенок
склонный к простуде.

3. Наш край богатый
талантами.

4. Мальчик способен к
математике.

5. Она была слаба
здоровьем.                                         Ответы: 23

Употребление степеней сравнения
прилагательных и наречий

Смешение простых
и составных форм

сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке:
более худшее, менее дороже, самый наибольший.

Следует
употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой
или наибольший.

Запомните
формы
сравнительной степени:

звонче,
слаще, хлестче.

Формы сравнительной
степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с
чем сравнивается. Ср. Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению
с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 2. Отметьте
нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

  1. Нина бойчее Зои.
  2. На этом вопросе
    стоит остановиться несколько подробнее.
  3. Желаю всего
    самого хорошего.
  4. Фраза на этот
    раз звучит звонче.
  5. Указанный
    признак здесь более сильнее.                 Ответы: 5

Тест 3.  Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.

  1. Этот дом более
    высок.
  2. Поступок имел
    самые тяжелейшие последствия.
  3. Отец  у Коли
    более строже.
  4. На темном фоне
    этот рисунок выглядит менее красивым.
  5. Чаще, чем
    прежде, встречаются здесь архаизмы.          Ответы: 1234

Обобщающие тесты

Тест 4. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Что может быть
    яснее и проще этого дела?
  2. Разработка
    морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.
  3. Этот учитель
    более строгий.
  4. Комната низкая
    для такой мебели.
  5. Молодой фермер
    ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.
  6. Этот удар
    оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.
  7. У мамы характер
    мягче, чем у бабушки.                          Ответы: 234

Тест 5. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Показатели у
    первой группы более выше, чем у второй.
  2. Наиболее
    распространенной классификацией является классификация, разработанная
    чешскими учеными.
  3. Дипломная работа
    должна быть переплетенная.
  4. Поведение его
    было далеко не безупречно.
  5. По счастливой
    случайности потерпевшая тогда осталась жива.
  6. Любой объект
    частной собственности неприкосновенен.
  7. Не слишком ли
    велики материальные потери?
  8. Такие объяснения
    в корне ошибочны.                                      Ответы: 13
  • Главная
  • Учебные предметы
  • Русский язык

Урок 53. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень имён прилагательных

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень

Представьте, что Вы идёте на день рождения к другу или подруге. Вы очень цените Вашу дружбу, поэтому хотите выбрать самый лучший подарок. Что Вы скажете продавцу в книжном магазине? Наверное, что Вам нужна самая интересная и необычная книга. В этой ситуации Вам помогут особые формы прилагательных.

Цели и задачи

Цель:

  • научиться правильно образовывать сравнительную степень прилагательного и использовать её в речи.

Задачи:

  • правильно использовать суффиксы сравнительной степени прилагательного;
  • научиться определять синтаксическую роль прилагательного в сравнительной степени.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • о способах выражения сравнения в русском языке;
  • о способах образования сравнительной степени прилагательного;
  • о нормах употребления сравнительной степени прилагательных;
  • о синтаксической роли прилагательных в сравнительной степени;

мы научимся:

  • распознавать простую и составную формы сравнительной степени прилагательных;
  • правильно образовывать простую форму сравнительной степени прилагательных;

мы сможем:

  • обнаруживать и исправлять грамматические ошибки, связанные с употреблением сравнительной степени прилагательных.
Роль прилагательного в обозначении признака предмета

Расставьте прилагательные-синонимы в нужной последовательности по мере возрастания признака. 

большой

гигантский

огромный

колоссальный


  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

Упражнения по теме «Употребление прилагательных в речи»

Упражнение 1.
 
Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям).
 
1) Дом как бы спит, но я знаю — внутри что-то делается, и от этого дом сразу становится таинствен (Э. Казакевич).
2) И вечер явно не про нас таинственен и черномаз (Б. Пастернак).
3) Левин не мог спокойно смотреть на брата, не мог быть сам естествен и спокоен в его присутствии (Л. Н. Толстой).
4) Он был прост и естественен в речах и движениях (К. Паустовский).
5) Он ветрен, как ветер (Б. Пастернак)
6) День был ярок и, пожалуй, немного ветренен (П. Павленко).
7) И все, чем: незабвенен и дорог, и все, чем единственен тот человек (С. Антонов).
8) Помогало чувство, что ты не единствен (Из газет).
Упражнение 2.
 
В отрывках из текстов, принадлежащих к разным стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, объясняя свой выбор.
 
1) Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный, непринужденнее) формы, чем в письменной (Учебное пособие).
2) Если утверждается, что А (более сильный, сильнее) Б и (более сильный, сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же время А является (самый сильный, сильнейший), предельно сильным относительно этих трех носителей признака (Монография).
3) Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее), если рассматривать признак в динамике и в статике (Монография).
4) Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона… (Самый благодатный, благодатнейший) край! (Из газет).
5) Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее) из довоенного прошлого (Повесть).
6) С того вечера она стала еще (более веселый, веселее, повеселее), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (Повесть).
7) Он привязался к Анюте, как к (самый молодой, младший) сестре, а может, даже и больше (Повесть). 8. Твардовский был (самый образованный, образованнейший) человеком и читателем (Критическая статья).
Упражнение 3.
 
Укажите ошибки в употреблении прилагательных, исправьте их.
 
1) Оценка знаний абитуриентов должна быть гибче, чем сейчас.
2) Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми по отношению к детям.
3) Писатель показывает, как человек с самыми человеческими задатками теряет их.
4) Решение этой проблемы является наиболее важнейшей задачей.
5) Наши наблюдения показали, что все это требует наиболее серьезного подхода к делу.
6) Цифры — самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.
7) Пушкин сыграл очень выдающуюся роль в развитии русской литературы.
8) Моя сестра была бойчее меня.
9) Герой Шолохова не согласный с новой жизнью.
10) Герой повести всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
Упражнение 4.
 
Прочитайте примеры и объясните смысловые отличия кратких и полных прилагательных. Приведите свои подобные примеры их употребления.
 
1) Я веселый — я весел.
2) Мать больна — мать больная.
3) Лицо его спокойно — он всегда спокойный — я спокоен за своих друзей — спокойный характер.
4) Туфли тесны и малы мне — маленькие туфли.
5) Проход узок — проход узкий: рояль не пройдет.
6) Счастливый человек — я счастлив.

Тест по теме «Употребление имен прилагательных»

1. В каком предложении нарушены грамматические нормы?

А) В старших классах необходимо более глубокое изучение литературы.

Б) Зимой путь через горы был значительно опаснее.

В) Дорога будет отрементирована в самое ближайшее время.

Г) При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче.

2. В каком предложении нарушены грамматические нормы?

А) Анна в игре ловчее своих подруг.

Б) Вкус приготовленного блюда горше из-за переизбытка перца.

В) В России нет озера глубже Байкала.

Г) Палитру на картинах начинающего художника следует признать более богаче, чем на полотнах его учителя.

3. В каком предложении не нарушены грамматические нормы?

А) Самый кратчайший путь к озеру пролегал мимо леса.

Б) В самое ближайшее время необходимо заняться текущими делами.

В) Самый чистый воздух в горах Кавказа.

Г) Самые красивейшие фотографии были сняты на берегу Тихого океана.

4. В каком ряду все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными, т. е. не содержат ошибок?

А) более шире — более широкий — шире — ширее

Б) короче — более короткий — кратчайший — самый короткий

В) хуже — более плохой — худший — самый худший

Г) лучший — самый хороший — очень хороший — лучше всех

5. Найдите вариант, где форма сравнительной степени сравнения прилагательного образована неправильно.

А) хороший — лучше

Б) чистый — чище

В) красивый — красивее

Г) богатый — богатее

6. Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно.

А) чистый — чистейший

Б) твердый — наиболее твердый

В) глубокий — глубочайший

Г) умный — очень умный

                                                 Ответы:

  • Главная
  • ЕГЭ. Социальная сфера
  • Первый — последний
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.Морфологические ошибки. Образование форм степеней сравнения имён прилагательных.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.Морфологические ошибки.

Образование форм степеней сравнения имён прилагательных.

 

Качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, — сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень.

Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красивый — красивее (красивей)

мудрый — мудрее (мудрей)

сладкий — слащ-е

низкий — ниж-е

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.

сладкий — более (менее) сладкий

низкий — более (менее) низкий

Запомните!

Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа более слаще, менее ниже: надо или более сладко, менее низко, или слаще, ниже.

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку.

Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).

мудрый — мудр-ейш-ий

тихий — тиш-айш-ий

Составная превосходная степень образуется двумя способами.

  • К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый — самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.
  • К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе.

Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.

Запомните!

Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа самый высочайший, наиболее глубочайший: надо или самый высокий, наиболее глубокий, или высочайший, глубочайший.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния

Прилагательное. Наречие. Категория состояния.
В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже — в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

E-mail

ПРАКТИКА

Употребление имен прилагательных

Употребление кратких форм

Только краткая
форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые
слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при
наличии зависимого слова ведет к ошибке: Мой ребенок больной ангиной. Следует
употреблять: Мой ребенок болен ангиной.

Тест 1. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.

1. Мы готовы к
отъезду.

2. Мой ребенок
склонный к простуде.

3. Наш край богатый
талантами.

4. Мальчик способен к
математике.

5. Она была слаба
здоровьем.                                         Ответы: 23

Употребление степеней сравнения
прилагательных и наречий

Смешение простых
и составных форм

сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке:
более худшее, менее дороже, самый наибольший.

Следует
употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой
или наибольший.

Запомните
формы
сравнительной степени:

звонче,
слаще, хлестче.

Формы сравнительной
степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с
чем сравнивается. Ср. Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению
с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 2. Отметьте
нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

  1. Нина бойчее Зои.
  2. На этом вопросе
    стоит остановиться несколько подробнее.
  3. Желаю всего
    самого хорошего.
  4. Фраза на этот
    раз звучит звонче.
  5. Указанный
    признак здесь более сильнее.                 Ответы: 5

Тест 3.  Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.

  1. Этот дом более
    высок.
  2. Поступок имел
    самые тяжелейшие последствия.
  3. Отец  у Коли
    более строже.
  4. На темном фоне
    этот рисунок выглядит менее красивым.
  5. Чаще, чем
    прежде, встречаются здесь архаизмы.          Ответы: 1234

Обобщающие тесты

Тест 4. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Что может быть
    яснее и проще этого дела?
  2. Разработка
    морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.
  3. Этот учитель
    более строгий.
  4. Комната низкая
    для такой мебели.
  5. Молодой фермер
    ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.
  6. Этот удар
    оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.
  7. У мамы характер
    мягче, чем у бабушки.                          Ответы: 234

Тест 5. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Показатели у
    первой группы более выше, чем у второй.
  2. Наиболее
    распространенной классификацией является классификация, разработанная
    чешскими учеными.
  3. Дипломная работа
    должна быть переплетенная.
  4. Поведение его
    было далеко не безупречно.
  5. По счастливой
    случайности потерпевшая тогда осталась жива.
  6. Любой объект
    частной собственности неприкосновенен.
  7. Не слишком ли
    велики материальные потери?
  8. Такие объяснения
    в корне ошибочны.                                      Ответы: 13

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

1.Недопустимоупотребление в одном ряду полной и краткой форм прилагательных: Один брат шумный, другой — тих (правильно: тихий). Девушка была высокая, красива и весела (правильно: красивая и весёлая).

2. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной или превосходной степени: Дальнейшие опыты были более сложнее, чем предыдущие (правильно: более сложными или сложнее). Самый храбрейший из нас — Александр (правильно: самый храбрый или храбрейший).

3. При форме сравнительной степени должен указываться предмет сравнения (более интересный, чем. )

4. В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения: Эта книга более интересна и увлекательнее, чем та (правильно: интереснее).

3.

Задание 1:исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.

1. Двухстам выпускникам были выданы аттестаты. 2. Директор доволен семидесятью учениками, которые приняли участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. 3. В одной тысячи девятьсот пятом году фашистская Германия потерпела поражение. 4. На строительство нового медицинского центра ушло около восьмиста миллионов рублей. 5. Этот экипаж сошёл со ста первого километра гонки. 6. Крепче держись! Обоими руками! 7. Троим ученицам нашей школы вручены почётные дипломы. 8. По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья. 9.

Ответы: 1. Двумстам 2. Семьюдесятью 3. В тысяча девятьсот пятом 4. Около восьмисот 5. Со сто первого 6. Обеими руками 7. Трём ученицам 8. По обеим сторонам

Пяснение:

1. Собирательные числительные используются ограниченно, а именно:

— с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот. Следует отметить, что в некоторых случаях собирательные числительные вносят сниженный стилистический оттенок (двое генералов; следует сказать: два генерала);

— с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, четверо суток (при дальнейшем счёте предпочитаются формы с количественными числительными: пять суток);

— с существительными дети, ребята, люди, а также с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое незнакомых лиц;

— с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;

— с субстантивированными (имеющими значение существительных) числительными и прилагательными, обозначающими лица: вошли двое, трое больных.

2.Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: трое работниц (правильно: три работницы), а также с существительными, обозначающими названия животных: двое медведей (правильно: два медведя).

3. Употребляя собирательные числительные оба, обе, следует учитывать, что

— с существительными мужского пола сочетается числительное оба: обоим студентам выдали книги;

— с существительными женского пола сочетается числительное обе: обеим подругам приходилось рано вставать;

— с существительными женского и мужского пола — числительное оба: брат и сестра вошли в аудиторию. Оба опоздали.

4.Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот (нет формы именительного падежа: оба — обе ворота), нужно: у тех и у других ворот.

5. Иногда с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать три, тридцать четыре и т.п.) необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, не имеющими форму единственного числа (ножницы, сутки, сани и др.). В таких случаях следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки — день, двадцать четыре дня) или с заменой падежа (в течение двадцати двух суток).

6.В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова.

В сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части слова.

Падеж 50-80 200-400 500-900
И.п пятьдесят двести пятьсот
Р.п пятидесяти двухсот пятисот
Д.п пятидесяти двумстам пятистам
В.п пятьдесят двести пятьсот
Т.п пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П.п о пятидесяти о двухстах о пятистах

Склонение числительных 40, 90, 100.

Падеж
И.п сорок девяносто сто
Р.п сорока девяноста ста
Д.п сорока девяноста ста
В.п сорок девяносто сто
Т.п сорока девяноста ста
П.п о сорока о девяноста о ста

Склонение составных количественных числительных (на примере 5764).

падеж число
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. пять тысяч семьсот шестьдесят четыре пяти тысяч семисот шестидесяти четырёх пяти тысячам семистам шестидесяти четырём пять тысяч семьсот шестьдесят четыре пятью тысячами семьюстами шестьюдесятью четырьмя о пяти тысячах семистах шестидесяти четырёх

7.Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –А-.

8. Слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9.При смешанном числе существительным управляет дробная часть, а не целое число. Существительное при этом употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 и 2/3 кг. (семь и две третьих килограмма, НО: семь килограммов).

10. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительном полтора (полторы) ставится во множественном числе (полтора ведра; НО: более полутора вёдер).

11. Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей (полтора, полтораста) и для всех остальных (полутора, полутораста).

Задание 2: определите, в каких случаях собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните, почему.

1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков, 6. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь.

Задание 3: найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.

1.Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.
Это самый новейший проект.
Завод оказался более передовым.
Гоголь изображает помещиков более реалистичнее.
Вариант заместителя оказался более худшим.
В комнате теперь более светлее.
Самая высочайшая гора Земли – Эверест.
Сегодня спортсмены в наилучшей форме.
Посетителей в ресторане вчера было несколько поменьше

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

источники:

https://mydocx.ru/11-77821.html

https://znanija.site/russkii-yazyk/23800860.html

  • Загрузка файла ошибка не работает загрузка файла больше 4мб ошибка не работает
  • Заготовки 6 класс информатика босова ошибка
  • Задания на исправление грамматических ошибок 6 класс
  • Загрузка файла ошибка не работает bitrix
  • Загорелся чек ошибки двигателя