Заимствовав греческую систему письма у римлян было несколько вариантов алфавита ошибка

Задания

Версия для печати и копирования в MS Word

Задания Д B7 № 3809

i

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Заимствовав греческую систему письма,

1)  римляне не переняли греческие названия букв.

2)  от римлян она перешла к народам Западной Европы.

3)  начертания букв в латинском алфавите были значительно изменены.

4)  у римлян было несколько вариантов алфавита.

Спрятать пояснение

Пояснение.

Для того чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.

Правильный ответ указан под номером 1.

1) звери…ый,
концентрирова…ый;

2) они наказа…ы,
предшестве…ик;

3) нравстве…ый,
воздержа…ый.

8. Выберите, в
каком ряду верно указано произношение
всех данных слов.

1)
ин [тэ]рвал, а[ф’э]ра, буду[jу]щий;

2) ску[ш]но, кака[о],
стра[т’э]гия;

3) ж[о]ноненавистник,
компроме[н]тировать, [д’э]вальвация.

9. Укажите
словосочетание, где нарушена лексическая
сочетаемость.

1) основываться
на фактах;

2) коренной опыт;

3) автобиография
художника.

10. Выберите, в
каком ряду все слова пишутся с Ь.

1) без…удержный,
из…явление, стекол…щик;

2) разреж..те,
выб…ют, ветош…;

3) навзнич…,
придет…ся подстрич…ся.

11.
Выберите перечень языковых средств,
характерных для официально-делового
стиля.

1)
специальные термины, клишированные
конструкции, канцеляризмы, отглагольные
существительные, инфинитив со значением
предписания, сложноподчиненные
предложения с причинно-следственными
отношениями

2)
терминологическая лексика, повышенное
употребление существительных с
отвлеченным значением, употребление
инфинитива, форм настоящего / будущего
времени с вневременным значением,
сложные (сложноподчиненные) и осложненные
конструкции, логическая последовательность

3)
книжные слова приподнятой стилистической
окраски, специфическая фразеология,
штампы, слова с иноязычными суффиксами
на -ия, -ция, -ация,

-изация
и др., образное употребление слов,
антитезы, инверсии, синтаксический
параллелизм, повторы, градация, ряды
однородных членов, риторические вопросы,
восклицания и др.

12. Выберите, в каком ряду все слова пишутся с и.

1) ун…верситет,
ц…лина, карандаш…к;

2) жалостл…вый,
расст…лать, пр…стегнуть;

3) пр…ступление,
выб…рать, рыж…ватый.

13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1) Президент
попросил доложить все, что сейчас
происходит.

2) Путники медленно
двигались и проклинали трудности дороги.

3) Автор сочувствует
и даже славит Игоря.

14. Определите, какие стилистические фигуры и тропы не использованы в данном отрывке:

Филипп
Август, король французский, перед
сражением Бовинским (1214), надев корону
на себя и указывая на нее, говорил воинам:
«Воины! Вот моя корона! Есть ли кто из
вас более меня достоин носить ее, пусть
явится. Я возложу ее на главу его. Но
если вы почитаете меня достойным
повелевать вами, то не забывайте, что
вы ныне сражаетесь за благосостояние
и честь Франции». Воины пали на колена
и клялись победить или умереть…. (Филипп
Август. Речь перед Бовинским сражением)

1) обращение,
антитеза;

2) эпитеты, инверсия;

3) риторическое
восклицание, возвышенная лексика.

15. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

1)
Дома у себя он читал всегда лежа.

2)
Он правда
никогда не предполагал, что ему придется
когда-нибудь вспоминать об этом.

3)
Обоженный
ударом молнии

старый дуб увидели утомленные путники.

16.
Укажите предложение, в котором
нет
ошибки в употреблении деепричастного
оборота.

1)Заимствовав
греческую систему письма, римляне не
переняли греческие названия букв.

2)
Заимствовав греческую систему письма,
у римлян было несколько вариантов
алфавита.

3)
Заимствовав греческую систему письма,
начертания букв в латинском алфавите
были значительно изменены.

17. Выберите номер,
где во всех словах ряда пишется Ё.

1) пч…лка, волч…нок,
искаж…нный;

2) ухаж…р, ш…рстка,
обреч…н;

3) ож…г руки,
холщ…вый, перч…ный.

18.
Выберите подходящий по смыслу ответ к
следующему высказыванию: «Совокупность
наиболее пригодных («правильных,
предпочитаемых») для обслуживания
общества средств языка, складывающихся
как результат отбора элементов из числа
наличествующих, образуемых вновь или
извлекаемых из пассивного запаса
прошлого в процессе социальной оценки
этих элементов называется…

1)
словарным запасом»;

2) жанрами»;

3) нормами».

19.
Укажите, какими словарями можно
воспользоваться, чтобы узнать значение
слов
дружеский
и дружественный, командированный и
командировочный

1) словарем
иностранных слов, толковым словарем
русского языка;

2) орфоэпическим
словарем, орфографическим словарем;

3) словарем
паронимов, толковым словарем русского
языка.

20. Выберите
перечень черт, характерных для научного
стиля.

1)
отвлеченность, доказательность,
объективность изложения, точность,
скрытая эмоциональность, строгость;

2)
экспрессивность, выразительность,
стандартизированность, клишированность
речи, открытая оценочность, призывность,
доступность, рекламность,
документально-фактологическая точность,
официальность;

3) предписывающий
характер, точность, объективность,
логичность, нормативность.

21.
Выберите речевые жанры, относящиеся к
публицистическому стилю.

1)очерк,
репортаж;

2) расписка,
заявление;

3) учебник, аннотация.

22. Укажите, в
каком ряду оба  утверждения являются
правильными:

А) В заключении
неоходимо суммировать сказанное,
закрепить и усилить впечатление,
произведенное речью.

Б)
В заключении нужно пошутить и, извинившись
за отнятое время, побыстрее уйти.

В)
Оратор должен заключение выдержать в
том же стиле, что вступление и основную
часть, только быть более эмоциональным,
возможно даже, пафосным, афористичным.

Г)
Ортору важно ничего не упустить, и
поэтому в заключении нужно столько раз
возвращаться к сказанному, сколько
нужно, чтобы ничего не забыть сказать
слушателям.

1) А, Г;

2) Б, В;

3) А, В.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова — С. М. Вовк 2020

Задание 1. Теоретическая задача

Определите, верны ли суждения. Рядом напишите «Да» или «Нет».

1. Синтаксис — это раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний, предложений, текста .

2. По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

3. Предложение имеет грамматическую основу.

4. Если грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого, то мы называем такое предложение двусоставным, а если в предложении есть либо только подлежащее, либо только сказуемое, то такое предложение называется неполным.

5. Простое предложение может осложняться однородными членами предложения, вводными словами, вставными конструкциями, обращениями.

6. Обращения не могут обособляться восклицательным знаком внутри предложения.

7. Показателями осложнения в простом предложении являются запятые, тире, скобки или союзы.

8. Вводные слова иногда могут быть членами предложения.

9. Прямая речь — это способ точной передачи чужих слов.

10. Цитировать можно только отрывки из прозаических текстов.

На графике точками отметьте ваши ответы. Соедините точки линией.

Ответ:

Все нечётные ответы — положительные, все чётные — отрицательные, следовательно, график будет в виде ломаной линии.

Задание 2. Орфоэпическая задача

Эти фразы придумали специально, чтобы запомнить орфоэпические нормы. Расставьте ударение в созвучных словах, рядом напишите, почему внутри предложений стоят знаки препинания.

1. Уважаемый наш мэр, посетите диспансер!

2. Долго ели торты, не налезли шорты.

3. Хватит баловаться, петь и улыбаться.

4. У бабы Фёклы ели кашу, свёклу.

5. Был рынок фруктовый, а стал оптовый.

6. То целую, то балую, то зову, а то не чую.

7. «Ура!» — завидев купола, кричала детвора.

8. Молчишь, молчишь и не звонишь.

9. Поэт Минский знал язык и белорусский, и украинский.

10. Ну, это феномен — дворец из соломы!

Ответ:

1. Уважаемый наш мэ́р, посетите диспансе́р! Обращение.

2. Долго ели то́рты, не налезли шо́рты. БСП

3. Хватит баловАться, петь и улыбАться. Однородные члены предложения.

4. У бабы Фё́клы ели кашу, свё́клу. Однородные члены предложения.

5. Был рынок фрукто́вый, а стал опто́вый. Однородные члены предложения.

6. То целу́ю, то балу́ю, то зову́, а то не чу́ю. Однородные члены предложения.

7. «Ура!» — завидев купола́, кричала детвора́. Деепричастный оборот.

8. Молчи́шь, молчи́шь и не звони́шь. Однородные члены предложения.

9. Поэт Ми́нский знал язык и белору́сский, и украи́нский. Однородные члены предложения.

10. Ну, это фено́мен — дворец из соло́мы! Междометие.

Задание 3. В роли учителя

Представьте себя в роли учителя. Проверьте эту работу, исправьте ошибки и напишите ученику, что ему надо повторить, чтобы впредь не допускать подобных ошибок (т. е. сгруппируйте типичные ошибки).

1. Поэма состоит из не завершённых глав. 2. Выроший за столь короткое время город радовал глаз Ивана Петровича. 3. Возвышавшаяся гора над водой стала служить ему надёжным пристанищем. 4. Мать, клеющая обои в коридоре, устала и отправилась на кухню пить чай. 5. Правило по орфографии так и осталось невыучено. 6. Утром по степи, не успевший остыть за ночь, гулял тёплый весенний ветерок. 7. Ветер колеблет стебелёк с ещё невысохшей расой. 8. Кадка с замешанным тестом стояла возле печки. 9. Из-за стелящегося по земле дыма Ольга Николаевна ничего не видела и шла на ощупь. 10. Ненавидивший ложь Иваницкий не мог молчать и всё рассказал учителю. 11. В поттаявшем снегу Оля нашла варежку, потерянную ещё в декабре. 12. Гладь озера, едва тревожемая ветерком, покрывалась разноцветной рябью. 13. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь, колеблимые ветром, вершины сосен поблёскивал на солнце Финский залив. 14. Сторож никак не мог унять неистово лаившую собаку. 15. Подстрелянный зверь не сдавался и ещё пробежал несколько сот шагов, прежде чем бесдыханно упасть на траву.

Ответ:

1. Поэма состоит из незавершённых глав. 2. Выросший за столь короткое время город радовал глаз Ивану Петровичу. 3. Возвышавшаяся над водой гора стала служить ему надёжным пристанищем. 4. Мать, клеящая обои в коридоре, устала и отправилась на кухню пить чай. 5. Правило по орфографии так и осталось не выучено. 6. Утром по степи, не успевшей остыть за ночь, гулял тёплый весенний ветерок. 7. Ветер колеблет стебелёк с ещё не высохшей росой. 8. Кадка с замешенным тестом стояла возле печки. 9. Из-за стелющегося по земле дыма Ольга Николаевна ничего не видела и шла на ощупь. 10. Ненавидевший ложь Иваницкий не мог молчать и всё рассказал учителю. 11. В подтаявшем снегу Оля нашла варежку, потерянную ещё в декабре. 12. Гладь озера, едва тревожимая ветерком, покрывалась разноцветной рябью. 13. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь колеблемые ветром вершины сосен поблёскивал на солнце Финский залив. 14. Сторож никак не мог унять неистово лаявшую собаку. 15. Подстреленный зверь не сдавался и ещё пробежал несколько сот шагов, прежде чем бездыханно упасть на траву.

Задание 4. Поиск закономерностей

Распределите номера предложений на две группы:

1) причастный оборот не обособляется — …, …, …, …, …;

2) причастный оборот обособляется — …, …, …, …, … .

1. Зелёный холм с недавно посаженными тополями был усеян домиками.

2. Долина засыпанная обломками разрушающихся скал была похожа на сказочную.

3. Ванька бежит, и его босые ноги чуть покалывает трава скошенная позавчера дедушкой.

4. Дальше шла песчаная дорога кое-где пересыпанная щебнем.

5. Из тьмы выступали гружённые углём товарные вагоны.

6. Граница горной страны прочерченная резко изрубленной линией была видна издали.

7. Окружающее нас пространство было загромождено переломанными кем-то ящиками.

8. Однако я упорно не хотела открывать зажмуренных от мыльной пены глаз.

9. Узенькая степная тропа влилась в мягкую пыль наезженной телегами дороги.

10. Блестели рельсы отшлифованные росой.

Суммируйте выписанные числа.

Вычтите из большей суммы меньшую.

Думается, именно такого результата вы и добивались!

Ответ:

Причастный оборот не обособляется — 1, 5, 7, 8, 9.

Причастный оборот обособляется — 2, 3, 4, 6, 10.

1 + 5 + 7 + 8 + 9 = 30

2 + 3 + 4 + 6 + 10 = 25

30 — 25 = 5.

Задание 5. Пунктуационная задача

Существует такая легенда. Один купец во время шторма взмолился о помощи к богу моря Посейдону и пообещал, что за спасение щедро отблагодарит богов. Когда же опасность миновала, купец пожалел о сказанном слове. Но обет перед богами нарушать было нельзя, и предприимчивый купец нашёл выход: он и обещание сдержал, и со своим богатством не расстался.

Посмотрите и ответьте на вопросы: «Какое обещание было дано купцом сначала? Что помогло купцу выйти из затруднительного положения?»

«Поставлю статую, золотую пику держащую».

«Поставлю статую золотую, пику держащую».

Попробуйте составить самостоятельно несколько таких фраз, как например: Реконструировать, нельзя сносить. — Реконструировать нельзя, сносить.

Ответ:

Вместо золотой статуи, которая бы держала пику, хитрый купец поставил обычную с золотой лишь пикой. Так он сэкономил приличную сумму денег и обещание выполнил. И дело всего лишь в запятой.

Примеры:

Копить, нельзя тратить. — Копить нельзя, тратить.

Смеяться, нельзя плакать. — Смеяться нельзя, плакать. И т. д.

Задание 6. Графическая задача

Прочтите стихотворение В. Фёдорова «Слепой». Объясните графически причину постановки каждого пунктуационного знака.

Людей не видя пред собой, (1) …

Не замечая в сквере лавочки, (2) …

По улице идёт слепой, (3) …

Потрагивая землю палочкой. …

Его толкнув, (4) пройдут вперёд, (5) …

И тотчас, (6) торопясь вмешаться, (7) …

Какой-то зрячий призовёт

Быть чуткими и не толкаться.

Но слышу голос я его, (8) …

Негромкий в человечьем гуле: (9) …

— Толкайтесь, (10) это ничего…

Я буду знать, (11) что рядом люди.

Ответ:

(1), (2), (3), (4), (6), (7) — выделен деепричастный оборот

(5) — запятая между частями сложносочинённого предложения

(8), (9) — обособление определения

(9) — двоеточие при прямой речи

(10) — запятая между частями бессоюзного сложного предложения

(11) — запятая между частями сложноподчинённого предложения

Задание 7. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки. Сгруппируйте предложения по типу ошибок:

1. Выделение / невыделение обращения: …

2. Выделение / невыделение обособленных членов предложения: …

3. Знаки препинания при однородных членах предложения: …

4. Знаки препинания при вводных словах: …

Ответ:

1. Спасибо, Галина, что не забываете!

2. Я всё могу, но иногда стесняюсь.

3. С открытым сердцем и любовью желаю счастья и здоровья!

4. Ловись, рыбка, большая и очень большая!

5. Успехи в делах пусть множатся, и жизнь, словно песня, сложится!

6. Пусть будет всё, как в сказке!

7. Дорогой Дедушка Мороз, не клади мне подарок под ёлку, загоняй его сразу в гараж.

8. Спасибо за тепло твоей души!

9. Самый красивый наряд женщины — это счастье. Желаю вам носить его, не снимая.

10. Мечтай, улыбайся, наслаждайся каждым мгновением!

11. День рождения — это первый из следующих 365 дней твоего путешествия вокруг Солнца. Наслаждайся поездкой!

12. Утром, вечером и днём пусть тебе везёт во всём!

1. Выделение / невыделение обращения: 1, 4, 7

2. Выделение / невыделение обособленных членов предложения: 5, 6, 9, 12

3. Знаки препинания при однородных членах предложения: 2, 3, 7, 9, 10, 12

4. Знаки препинания при вводных словах: 7

Задание 8. Грамматическая задача

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы запишите в таблицу.

Предложения

Грамматические ошибки

A. Приготовленные пирожные бабушкой понравились всем гостям.

Б. Художник интересовался и посвятил природе родного края своё творчество.

B. Заимствовав греческую систему письма, у римлян было несколько вариантов алфавита.

Г. Согласно древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.

1. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

2. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

3. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

5. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

6. Ошибка в построении сложного предложения.

Ответ:

Задание 9. Криптограмма

Составьте единичный код. Если утверждение верно, ставим 1; если утверждение неправильное — 0.

1. Слова, характеризующие состояние человека или окружающей среды, составляют особую группу — категорию состояния.

2. Иду на вы! Это определённо-личное односоставное предложение.

3. Теперь рассветает рано. Это предложение двусоставное.

4. Единицы синтаксиса: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст.

5. Береги честь смолоду. Это двусоставное предложение.

6. Мне нравится гулять под дождём. Это предложение односоставное, безличное.

7. И буду славен я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (А. С. Пушкин)

В этом предложении первое сказуемое — простое глагольное, второе — составное именное.

8. Красная площадь — сердце Москвы! В этом предложении подлежащее — «площадь».

9. Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М. Лермонтов)

В этом предложении следует ставить дефис при приложении.

10. Ночь тиха. Это предложение назывное.

Ответ: 1 1 0 1 0 1 0 0 1 0

Задание 10. Пунктуационная задача

Найдите обращения, выделите их запятыми. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Что же ты моя старушка приумолкла у окна? («Зимний вечер»)

2. Скажи мне кудесник любимец богов, что сбудется в жизни со мною? («Песнь о вещем Олеге»)

3. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. («К Чаадаеву»)

4. Но знаешь не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? («Зимнее утро»)

5. Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо. («Евгений Онегин»)

6. Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня и навестим поля пустые леса недавно столь густые и берег милый для меня. («Зимнее утро»)

7. Пушки с берега палят кораблю пристать велят. («Сказка о царе Салтане»)

8. Восстань пророк и виждь и внемли исполнись волею моей и обходя моря и земли глаголом жги сердца людей. («Пророк»)

9. Здравствуй племя младое незнакомое!

Узнали ли вы автора этих строк? Напишите ему слова благодарности, используя обращение.

Ответ:

1. моя старушка; 2. кудесник, любимец богов; 3. Мой друг; 4. —; 5. —; 6. друг милый; 7. —; 8. пророк; 9. племя младое, незнакомое.

Задание 11. Работа с текстом

Прочтите текст и выполните задания к нему.

Василий Андреевич Жуковский (1) — поэт, друг и наставник Пушкина. Он первый обратил внимание на незаурядный талант поэта (2)-лицеиста. «Это надежда нашей словесности, (3) — пишет он Вяземскому (4) — одному из ярких представителей созвездия поэтов того времени (5) — в 1815 году. (6) — Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищённый творением молодого поэта, дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». «Ты имеешь не дарование, а гений… Ты рождён быть великим поэтом», (7) — напишет позже Жуковский Пушкину, выражая общее мнение.

Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением (8)-хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…

(По И. Черновой)

Задания для анализа текста.

1. Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нём.

2. Найдите в тексте синоним слова «учитель».

3. Подберите синоним к слову «незаурядный».

4. В тексте пронумерованы тире и дефисы. Сгруппируйте их в зависимости от выполняемой ими функции:

1) …

2) …

3) …

5. Выпишите грамматические основы всех предложений: …

Ответ:

1. Средства связи предложений в тексте — личные и указательные местоимения, контекстные синонимы, наречие.

2. учитель — наставник.

3. незаурядный — особенный.

4. Тире между подлежащим и сказуемым — 1; дефис при приложении — 2, 8; тире при приложении — 4, 5; тире между частями прямой речи — 3, 6, 7.

Задание 12. Итоговый тест

1. Укажите верную характеристику предложения «Солнце взошло (?) и незаметно позолотило верхушки прекрасных вековых деревьев».

а) Простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая.

б) Простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая не нужна.

в) Сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая.

г) Сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая не нужна.

2. В каком предложении необходимо поставить тире?

а) Он хороший опытный хирург.

б) Метро самый удобный вид городского транспорта.

в) Лесные ягоды не только вкусные но и самые полезные.

г) Читать лёжа вредно.

3. В каком предложении следует поставить дефис при приложении?

а) Журнал «Разгадай (?) ка» скучать не даст.

б) Кремль вырос на берегу Москвы (?) реки.

в) Врач (?) Иванова заболела.

г) Москва (?) столица нашей Родины.

4. В каком предложении запятую ставить не надо?

а) Вопреки ожиданиям ночь была тёплой.

б) Несмотря на позднее время в доме никто не спал.

в) Желая укрыться от дождя мы спрятались под навес.

г) В течение нашего путешествия с нами произошло много приключений.

5. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

а) Чтобы развить память, шахматисты иногда играют вслепую, то есть (не)смотря на доску.

б) Кит продолжал двигаться прямо навстречу судну, (не)смотря на крики и пальбу.

в) (в)течение нескольких суток не было никакой связи с городом.

г) Люди всегда пытались изобрести летательный аппарат и подняться (на)встречу с небом.

6. Чем осложнено предложение «По ночам мы любовались звёздами, зарницей и вспыхивающими, как бенгальские огни, метеорами»?

а) Однородными членами и обособленными определениями.

б) Однородными членами и сравнительным оборотом.

в) Обособленными определениями и сравнительным оборотом.

г) Однородными членами, обособленным определением и вводными словами.

7. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

а) Не все, кто был в зале, заметили, что произошло на сцене.

б) Преобразуя прямую речь в косвенную, часто требуется замена личных местоимений.

в) Учиться — всегда пригодиться.

г) На совещании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с предстоящим субботником.

8. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

а) Митю увлекали всякие необыкновенные путешествия, открытия, приключения — одним словом романтика.

б) Я читаю английских писателей, но конечно, со словарём.

в) Трудно передать одним словом моё впечатление от выставки.

г) Марк Твен (настоящее имя писателя, Сэмюэл Клеменс) считается классиком американской литературы.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

б) В трудные дни он работал с нами, стараясь не отлучаться надолго.

в) К великой моей досаде, Швабрин, обычно снисходительный, заявил, что песня моя нехороша. (А. Пушкин)

г) Пожелтевшие листья мы находили в карманах плащей, в кепках, в волосах, — всюду.

10. Укажите правильное объяснение расстановки знаков препинания в предложении: «Мои товарищи, уверяю вас, ничего не знали ни о моей находке, ни о моих планах самостоятельно заняться расследованием дела».

а) Выделяется обращение, отделяются однородные члены.

б) Отделяются простые предложения в составе сложного, отделяются однородные члены.

в) Выделяется вводное предложение, отделяются однородные члены.

г) Выделяется вводное предложение, отделяются простые предложения в составе сложного.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

б

г

б

б

б

в

г

в

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Адресуя свою книгу детям,
1) учёный сумел занимательно рассказать о сложных явлениях.
2) главной целью учёного было воспитать думающее молодое поколение.
3) язык, которым автор описывает сложные явления, приближается к разговорному.
4) она написана живым и образным языком.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвратившись из поездки,
1) произошёл интересный случай.
2) мне не спалось.
3) мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.
4) надолго запомнились интересные случаи в пути.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая собеседнику,
1) я привёл свои аргументы.
2) часто не учитываются законы психологии.
3) у нас возникло взаимопонимание.
4) ему позвонили.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбирая профессию,
1) иногда нет никакого представления о ней.
2) у школьников иногда есть только поверхностное представление о ней.
3) не всегда учитываются способности и возможности человека.
4) молодые люди не всегда учитывают свои способности и возможности.
5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Заимствовав греческую систему письма,
1) римляне не переняли греческие названия букв.
2) у римлян было несколько вариантов алфавита.
3) начертания букв в латинском алфавите были значительно изменены.
4) от римлян она перешла к народам Западной Европы.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Закрыв книгу,
1) всё сразу забылось.
2) персонажи остаются в нашей памяти.
3) попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения.
4) мне вспомнилось вчерашнее утро.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Знакомясь с научным текстом,
1) меня удивляли открытия учёных.
2) составляйте подробный план.
3) обращается внимание на термины.
4) часто теряются логические связи.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исполняя эту пьесу,
1) было чувство радости.
2) должен учитываться авторский замысел.
3) зал хорошо слушал пианиста.
4) я старался передать своё настроение.
9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю,
1) понадобилось много времени.
2) наши современники усваивают уроки прошлого.
3) есть возможность гордиться её прошлым.
4) это помогает лучше понять настоящее.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Нарушив средневековую традицию,
1) у латинского языка долгое время не было соперников.
2) это была пора засилия латинского языка.
3) поэт Данте первым пренебрег латынью и стихи своей возлюбленной написал на итальянском языке.
4) для всех обязательным правилом было знание латыни.

Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова — С. М. Вовк 2020

Задание 1. Теоретическая задача

Определите, верны ли суждения. Рядом напишите «Да» или «Нет».

1. Синтаксис — это раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний, предложений, текста .

2. По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

3. Предложение имеет грамматическую основу.

4. Если грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого, то мы называем такое предложение двусоставным, а если в предложении есть либо только подлежащее, либо только сказуемое, то такое предложение называется неполным.

5. Простое предложение может осложняться однородными членами предложения, вводными словами, вставными конструкциями, обращениями.

6. Обращения не могут обособляться восклицательным знаком внутри предложения.

7. Показателями осложнения в простом предложении являются запятые, тире, скобки или союзы.

8. Вводные слова иногда могут быть членами предложения.

9. Прямая речь — это способ точной передачи чужих слов.

10. Цитировать можно только отрывки из прозаических текстов.

На графике точками отметьте ваши ответы. Соедините точки линией.

Ответ:

Все нечётные ответы — положительные, все чётные — отрицательные, следовательно, график будет в виде ломаной линии.

Задание 2. Орфоэпическая задача

Эти фразы придумали специально, чтобы запомнить орфоэпические нормы. Расставьте ударение в созвучных словах, рядом напишите, почему внутри предложений стоят знаки препинания.

1. Уважаемый наш мэр, посетите диспансер!

2. Долго ели торты, не налезли шорты.

3. Хватит баловаться, петь и улыбаться.

4. У бабы Фёклы ели кашу, свёклу.

5. Был рынок фруктовый, а стал оптовый.

6. То целую, то балую, то зову, а то не чую.

7. «Ура!» — завидев купола, кричала детвора.

8. Молчишь, молчишь и не звонишь.

9. Поэт Минский знал язык и белорусский, и украинский.

10. Ну, это феномен — дворец из соломы!

Ответ:

1. Уважаемый наш мэ́р, посетите диспансе́р! Обращение.

2. Долго ели то́рты, не налезли шо́рты. БСП

3. Хватит баловАться, петь и улыбАться. Однородные члены предложения.

4. У бабы Фё́клы ели кашу, свё́клу. Однородные члены предложения.

5. Был рынок фрукто́вый, а стал опто́вый. Однородные члены предложения.

6. То целу́ю, то балу́ю, то зову́, а то не чу́ю. Однородные члены предложения.

7. «Ура!» — завидев купола́, кричала детвора́. Деепричастный оборот.

8. Молчи́шь, молчи́шь и не звони́шь. Однородные члены предложения.

9. Поэт Ми́нский знал язык и белору́сский, и украи́нский. Однородные члены предложения.

10. Ну, это фено́мен — дворец из соло́мы! Междометие.

Задание 3. В роли учителя

Представьте себя в роли учителя. Проверьте эту работу, исправьте ошибки и напишите ученику, что ему надо повторить, чтобы впредь не допускать подобных ошибок (т. е. сгруппируйте типичные ошибки).

1. Поэма состоит из не завершённых глав. 2. Выроший за столь короткое время город радовал глаз Ивана Петровича. 3. Возвышавшаяся гора над водой стала служить ему надёжным пристанищем. 4. Мать, клеющая обои в коридоре, устала и отправилась на кухню пить чай. 5. Правило по орфографии так и осталось невыучено. 6. Утром по степи, не успевший остыть за ночь, гулял тёплый весенний ветерок. 7. Ветер колеблет стебелёк с ещё невысохшей расой. 8. Кадка с замешанным тестом стояла возле печки. 9. Из-за стелящегося по земле дыма Ольга Николаевна ничего не видела и шла на ощупь. 10. Ненавидивший ложь Иваницкий не мог молчать и всё рассказал учителю. 11. В поттаявшем снегу Оля нашла варежку, потерянную ещё в декабре. 12. Гладь озера, едва тревожемая ветерком, покрывалась разноцветной рябью. 13. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь, колеблимые ветром, вершины сосен поблёскивал на солнце Финский залив. 14. Сторож никак не мог унять неистово лаившую собаку. 15. Подстрелянный зверь не сдавался и ещё пробежал несколько сот шагов, прежде чем бесдыханно упасть на траву.

Ответ:

1. Поэма состоит из незавершённых глав. 2. Выросший за столь короткое время город радовал глаз Ивану Петровичу. 3. Возвышавшаяся над водой гора стала служить ему надёжным пристанищем. 4. Мать, клеящая обои в коридоре, устала и отправилась на кухню пить чай. 5. Правило по орфографии так и осталось не выучено. 6. Утром по степи, не успевшей остыть за ночь, гулял тёплый весенний ветерок. 7. Ветер колеблет стебелёк с ещё не высохшей росой. 8. Кадка с замешенным тестом стояла возле печки. 9. Из-за стелющегося по земле дыма Ольга Николаевна ничего не видела и шла на ощупь. 10. Ненавидевший ложь Иваницкий не мог молчать и всё рассказал учителю. 11. В подтаявшем снегу Оля нашла варежку, потерянную ещё в декабре. 12. Гладь озера, едва тревожимая ветерком, покрывалась разноцветной рябью. 13. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь колеблемые ветром вершины сосен поблёскивал на солнце Финский залив. 14. Сторож никак не мог унять неистово лаявшую собаку. 15. Подстреленный зверь не сдавался и ещё пробежал несколько сот шагов, прежде чем бездыханно упасть на траву.

Задание 4. Поиск закономерностей

Распределите номера предложений на две группы:

1) причастный оборот не обособляется — …, …, …, …, …;

2) причастный оборот обособляется — …, …, …, …, … .

1. Зелёный холм с недавно посаженными тополями был усеян домиками.

2. Долина засыпанная обломками разрушающихся скал была похожа на сказочную.

3. Ванька бежит, и его босые ноги чуть покалывает трава скошенная позавчера дедушкой.

4. Дальше шла песчаная дорога кое-где пересыпанная щебнем.

5. Из тьмы выступали гружённые углём товарные вагоны.

6. Граница горной страны прочерченная резко изрубленной линией была видна издали.

7. Окружающее нас пространство было загромождено переломанными кем-то ящиками.

8. Однако я упорно не хотела открывать зажмуренных от мыльной пены глаз.

9. Узенькая степная тропа влилась в мягкую пыль наезженной телегами дороги.

10. Блестели рельсы отшлифованные росой.

Суммируйте выписанные числа.

Вычтите из большей суммы меньшую.

Думается, именно такого результата вы и добивались!

Ответ:

Причастный оборот не обособляется — 1, 5, 7, 8, 9.

Причастный оборот обособляется — 2, 3, 4, 6, 10.

1 + 5 + 7 + 8 + 9 = 30

2 + 3 + 4 + 6 + 10 = 25

30 — 25 = 5.

Задание 5. Пунктуационная задача

Существует такая легенда. Один купец во время шторма взмолился о помощи к богу моря Посейдону и пообещал, что за спасение щедро отблагодарит богов. Когда же опасность миновала, купец пожалел о сказанном слове. Но обет перед богами нарушать было нельзя, и предприимчивый купец нашёл выход: он и обещание сдержал, и со своим богатством не расстался.

Посмотрите и ответьте на вопросы: «Какое обещание было дано купцом сначала? Что помогло купцу выйти из затруднительного положения?»

«Поставлю статую, золотую пику держащую».

«Поставлю статую золотую, пику держащую».

Попробуйте составить самостоятельно несколько таких фраз, как например: Реконструировать, нельзя сносить. — Реконструировать нельзя, сносить.

Ответ:

Вместо золотой статуи, которая бы держала пику, хитрый купец поставил обычную с золотой лишь пикой. Так он сэкономил приличную сумму денег и обещание выполнил. И дело всего лишь в запятой.

Примеры:

Копить, нельзя тратить. — Копить нельзя, тратить.

Смеяться, нельзя плакать. — Смеяться нельзя, плакать. И т. д.

Задание 6. Графическая задача

Прочтите стихотворение В. Фёдорова «Слепой». Объясните графически причину постановки каждого пунктуационного знака.

Людей не видя пред собой, (1) …

Не замечая в сквере лавочки, (2) …

По улице идёт слепой, (3) …

Потрагивая землю палочкой. …

Его толкнув, (4) пройдут вперёд, (5) …

И тотчас, (6) торопясь вмешаться, (7) …

Какой-то зрячий призовёт

Быть чуткими и не толкаться.

Но слышу голос я его, (8) …

Негромкий в человечьем гуле: (9) …

— Толкайтесь, (10) это ничего…

Я буду знать, (11) что рядом люди.

Ответ:

(1), (2), (3), (4), (6), (7) — выделен деепричастный оборот

(5) — запятая между частями сложносочинённого предложения

(8), (9) — обособление определения

(9) — двоеточие при прямой речи

(10) — запятая между частями бессоюзного сложного предложения

(11) — запятая между частями сложноподчинённого предложения

Задание 7. Исправляем ошибки

Найдите и исправьте ошибки. Сгруппируйте предложения по типу ошибок:

1. Выделение / невыделение обращения: …

2. Выделение / невыделение обособленных членов предложения: …

3. Знаки препинания при однородных членах предложения: …

4. Знаки препинания при вводных словах: …

Ответ:

1. Спасибо, Галина, что не забываете!

2. Я всё могу, но иногда стесняюсь.

3. С открытым сердцем и любовью желаю счастья и здоровья!

4. Ловись, рыбка, большая и очень большая!

5. Успехи в делах пусть множатся, и жизнь, словно песня, сложится!

6. Пусть будет всё, как в сказке!

7. Дорогой Дедушка Мороз, не клади мне подарок под ёлку, загоняй его сразу в гараж.

8. Спасибо за тепло твоей души!

9. Самый красивый наряд женщины — это счастье. Желаю вам носить его, не снимая.

10. Мечтай, улыбайся, наслаждайся каждым мгновением!

11. День рождения — это первый из следующих 365 дней твоего путешествия вокруг Солнца. Наслаждайся поездкой!

12. Утром, вечером и днём пусть тебе везёт во всём!

1. Выделение / невыделение обращения: 1, 4, 7

2. Выделение / невыделение обособленных членов предложения: 5, 6, 9, 12

3. Знаки препинания при однородных членах предложения: 2, 3, 7, 9, 10, 12

4. Знаки препинания при вводных словах: 7

Задание 8. Грамматическая задача

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответы запишите в таблицу.

Предложения

Грамматические ошибки

A. Приготовленные пирожные бабушкой понравились всем гостям.

Б. Художник интересовался и посвятил природе родного края своё творчество.

B. Заимствовав греческую систему письма, у римлян было несколько вариантов алфавита.

Г. Согласно древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.

1. Ошибка в построении предложения с однородными членами.

2. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

3. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

5. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

6. Ошибка в построении сложного предложения.

Ответ:

Задание 9. Криптограмма

Составьте единичный код. Если утверждение верно, ставим 1; если утверждение неправильное — 0.

1. Слова, характеризующие состояние человека или окружающей среды, составляют особую группу — категорию состояния.

2. Иду на вы! Это определённо-личное односоставное предложение.

3. Теперь рассветает рано. Это предложение двусоставное.

4. Единицы синтаксиса: словосочетание, простое предложение, сложное предложение, текст.

5. Береги честь смолоду. Это двусоставное предложение.

6. Мне нравится гулять под дождём. Это предложение односоставное, безличное.

7. И буду славен я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (А. С. Пушкин)

В этом предложении первое сказуемое — простое глагольное, второе — составное именное.

8. Красная площадь — сердце Москвы! В этом предложении подлежащее — «площадь».

9. Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана. (М. Лермонтов)

В этом предложении следует ставить дефис при приложении.

10. Ночь тиха. Это предложение назывное.

Ответ: 1 1 0 1 0 1 0 0 1 0

Задание 10. Пунктуационная задача

Найдите обращения, выделите их запятыми. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Что же ты моя старушка приумолкла у окна? («Зимний вечер»)

2. Скажи мне кудесник любимец богов, что сбудется в жизни со мною? («Песнь о вещем Олеге»)

3. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. («К Чаадаеву»)

4. Но знаешь не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? («Зимнее утро»)

5. Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо. («Евгений Онегин»)

6. Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня и навестим поля пустые леса недавно столь густые и берег милый для меня. («Зимнее утро»)

7. Пушки с берега палят кораблю пристать велят. («Сказка о царе Салтане»)

8. Восстань пророк и виждь и внемли исполнись волею моей и обходя моря и земли глаголом жги сердца людей. («Пророк»)

9. Здравствуй племя младое незнакомое!

Узнали ли вы автора этих строк? Напишите ему слова благодарности, используя обращение.

Ответ:

1. моя старушка; 2. кудесник, любимец богов; 3. Мой друг; 4. —; 5. —; 6. друг милый; 7. —; 8. пророк; 9. племя младое, незнакомое.

Задание 11. Работа с текстом

Прочтите текст и выполните задания к нему.

Василий Андреевич Жуковский (1) — поэт, друг и наставник Пушкина. Он первый обратил внимание на незаурядный талант поэта (2)-лицеиста. «Это надежда нашей словесности, (3) — пишет он Вяземскому (4) — одному из ярких представителей созвездия поэтов того времени (5) — в 1815 году. (6) — Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

Прочитав поэму «Руслан и Людмила», Жуковский, восхищённый творением молодого поэта, дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». «Ты имеешь не дарование, а гений… Ты рождён быть великим поэтом», (7) — напишет позже Жуковский Пушкину, выражая общее мнение.

Пушкин дорожил дружбой с Жуковским, называл его своим «гением (8)-хранителем». В стихотворении «К портрету Жуковского» он предсказывает:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль…

(По И. Черновой)

Задания для анализа текста.

1. Докажите, что это текст. Укажите средства связи предложений в нём.

2. Найдите в тексте синоним слова «учитель».

3. Подберите синоним к слову «незаурядный».

4. В тексте пронумерованы тире и дефисы. Сгруппируйте их в зависимости от выполняемой ими функции:

1) …

2) …

3) …

5. Выпишите грамматические основы всех предложений: …

Ответ:

1. Средства связи предложений в тексте — личные и указательные местоимения, контекстные синонимы, наречие.

2. учитель — наставник.

3. незаурядный — особенный.

4. Тире между подлежащим и сказуемым — 1; дефис при приложении — 2, 8; тире при приложении — 4, 5; тире между частями прямой речи — 3, 6, 7.

Задание 12. Итоговый тест

1. Укажите верную характеристику предложения «Солнце взошло (?) и незаметно позолотило верхушки прекрасных вековых деревьев».

а) Простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая.

б) Простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая не нужна.

в) Сложное предложение с союзом, на месте скобок нужна запятая.

г) Сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая не нужна.

2. В каком предложении необходимо поставить тире?

а) Он хороший опытный хирург.

б) Метро самый удобный вид городского транспорта.

в) Лесные ягоды не только вкусные но и самые полезные.

г) Читать лёжа вредно.

3. В каком предложении следует поставить дефис при приложении?

а) Журнал «Разгадай (?) ка» скучать не даст.

б) Кремль вырос на берегу Москвы (?) реки.

в) Врач (?) Иванова заболела.

г) Москва (?) столица нашей Родины.

4. В каком предложении запятую ставить не надо?

а) Вопреки ожиданиям ночь была тёплой.

б) Несмотря на позднее время в доме никто не спал.

в) Желая укрыться от дождя мы спрятались под навес.

г) В течение нашего путешествия с нами произошло много приключений.

5. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

а) Чтобы развить память, шахматисты иногда играют вслепую, то есть (не)смотря на доску.

б) Кит продолжал двигаться прямо навстречу судну, (не)смотря на крики и пальбу.

в) (в)течение нескольких суток не было никакой связи с городом.

г) Люди всегда пытались изобрести летательный аппарат и подняться (на)встречу с небом.

6. Чем осложнено предложение «По ночам мы любовались звёздами, зарницей и вспыхивающими, как бенгальские огни, метеорами»?

а) Однородными членами и обособленными определениями.

б) Однородными членами и сравнительным оборотом.

в) Обособленными определениями и сравнительным оборотом.

г) Однородными членами, обособленным определением и вводными словами.

7. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

а) Не все, кто был в зале, заметили, что произошло на сцене.

б) Преобразуя прямую речь в косвенную, часто требуется замена личных местоимений.

в) Учиться — всегда пригодиться.

г) На совещании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с предстоящим субботником.

8. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

а) Митю увлекали всякие необыкновенные путешествия, открытия, приключения — одним словом романтика.

б) Я читаю английских писателей, но конечно, со словарём.

в) Трудно передать одним словом моё впечатление от выставки.

г) Марк Твен (настоящее имя писателя, Сэмюэл Клеменс) считается классиком американской литературы.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

б) В трудные дни он работал с нами, стараясь не отлучаться надолго.

в) К великой моей досаде, Швабрин, обычно снисходительный, заявил, что песня моя нехороша. (А. Пушкин)

г) Пожелтевшие листья мы находили в карманах плащей, в кепках, в волосах, — всюду.

10. Укажите правильное объяснение расстановки знаков препинания в предложении: «Мои товарищи, уверяю вас, ничего не знали ни о моей находке, ни о моих планах самостоятельно заняться расследованием дела».

а) Выделяется обращение, отделяются однородные члены.

б) Отделяются простые предложения в составе сложного, отделяются однородные члены.

в) Выделяется вводное предложение, отделяются однородные члены.

г) Выделяется вводное предложение, отделяются простые предложения в составе сложного.

Ответы впишите в таблицу

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

б

г

б

б

б

в

г

в

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) сОгнутый 2) загодЯ 3) шОфер 4) облИлась
А2. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ?
1) Музыкальный и АРТИСТИЧЕСКИЙ, Андрей предпочёл науку театру.
2) Ему казалось, что у него тонкая, АРТИСТИЧЕСКАЯ организация, и его всегда
тянуло к искусству.
3) АРТИСТИЧЕСКАЯ карьера Петра Алейникова была удивительной.
4) Актёр обладал редким АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) жёстче дерева 2) пара носков
3) ляжьте на пол 4) ста тридцати ученикам
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Заимствовав греческую систему письма,
1) от римлян она перешла к народам Западной Европы.
2) римляне не переняли греческие названия букв.
3) у римлян было несколько вариантов алфавита.
4) начертания букв в латинском алфавите были значительно изменены.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)А.П.Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад.

2)Те, кто любовался портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.

3)Стационному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот подал ему лошадей.

4)Многие уже посмотрели фильм, который только что вышел на экраны и стал сенсацией.
Прочитайте текст и выполните задания A6–A8.
(1)… (2) Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции: китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. (3) А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? (4) В древнем ассирийском календаре времён Александра Македонского север называется чёрной страной, юг – красной, восток – зелёной и запад – белой. (5) Городские ворота также окрашивались в соответствии с расположением в красный, чёрный, зелёный и белый цвета. (6)… такое обозначение стран света (красным, чёрным, зелёным и белым) было в то время общепринятым, и отголоском этого являются названия Чёрного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального – Средиземного.

A6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – черный?

2)Повседневная жизнь человека наполнена разнообразными символами.

3)То, что основано на традиции, называют обычно традиционным.

4)Учение о сущности и видах символов (в том числе и цветовых) называется символикой.

А7 какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1)наоборот 2)вероятно 3)Вопреки этому 4)Далее

А8 Какое слово или сочетание слов является сказуемым в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) также окрашивались (предложение 5)

2) здесь следуем (предложение 2)

3) было общепринятым (предложение 6)

4) названия (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКЖЕ из пятого (5) предложения текста.
1) наречие

2) предлог
3) союз

4) частица

А11Укажите значение слова ОТГОЛОСОК в предложении 6.

1) то. в чём обнаруживаются следы чего-либо.

2) отражение звука, эхо.

3) ответное чувство

4)Звук, доносящийся издалека

  • Закрывай глаза на ошибки других а на собственные смотри
  • Заземление вентилятора приора ошибка
  • Закрывается консоль при ошибке visual studio
  • Заз шанс ошибка 1607
  • Закрыв книгу я задумался где ошибка