Зайтись легким детским смехом ошибка

укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намерено:

1. три единственные дочери
2.зайтись лёгким детским смехом
3. пернатые птицы
4.обыкновенное чудо

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

1. Три дочери.
Единственной может быть одна дочь, а не три.
2. Зайтись детским смехом.
Лёгкий смех — это хихиханье, а заходятся достаточно продолжительным и громким.
3. Пернатые. Птицы.
Или пернатые, или птицы. Потому что пернатые (покрытые перьями) птицы — семантический плеоназм (нежелательное повторение близких по смыслу слов).
4. Чудо.
Обыкновенным чудо быть не может, так как означает нечто необыкновенное, волшебное, сказочное.
Обыкновенное чудо — оксюморон (типа живой труп, горячий снег), то есть сочетание несочетаемого, может употребляться в художественных произведениях для выразительности: сказка Е. Шварца «Обыкновенное чудо».

Ответы для студентов

Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:

Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.

Для подготовки ответов были использованы:

  • толковые словари;
  • юридические словари;
  • этимологические словари;
  • правовые системы (Консультант +, Гарант);
  • учебные пособия и книги;
  • курсы лекций;
  • энциклопедии;
  • личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.

Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:

ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ
ЭКОНОМИКА ЭТИКА
РИМСКОЕ ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ТРУДОВОЕ ПРАВО
УГОЛОВНОЕ ПРАВО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ИНФОРМАТИКА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВА ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.

Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.

Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!

Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!

Рассмотрим примеры нарушения лексических норм русского литературного языка.

Лексические нормы русского литературного языка

Лексические нормы русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие правильности речи. Правильный выбор слова и употребление его в нужном значении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл высказывания. К примеру, если абитуриент в сочинении пишет: «Катерина — героиня с тонкой архитектурой души», — то о подлинном смысле этого высказывания мы можем только догадываться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строительное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в

несвойственном ему переносном значении нарушает норму словоупотребления, приводит к

Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо поддается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребления, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способствуют расширению вашего лексического запаса, развитию языкового чутья.

Рассмотрим примеры нарушения лексических норм русского литературного языка.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость.

Примеры из сочинений абитуриентов: «производить особый интерес на читателя»

(вместо «производить впечатление» или «вызывать интерес»), «применять в своих

произведениях народное творчество» (вместо «обращаться в своих произведениях к народном

творчеству»), «носить символический образ» (вместо «иметь символическое значение»).

В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается

закрепление слова в устойчивых выражениях. Устойчивые сочетания (потому они так и

называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять

внимание или придавать значение, а не «уделять значение»; играть роль или иметь значение, а

не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Вот почему ошибочны

Роман сыграл большое значение в жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству.

Черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка).

2. Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик).

3. Здоровый, сильный (крепкий организм).

4. Надежный (крепкая дружба, любовь).

5. Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть. Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность. Но невозможно сочетание крепкая жара.

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо. Это один из видов тропов – оксюморон.

2. Смешение паронимов. Следует учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma — имя), то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов, то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономия (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сходства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно.

Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как монограмма вместо монография в

следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы»

(монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное исследование,

посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм употребил даже слово

пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к

толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное,

бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения

любимой девушки. Скорее всего, подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти».

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения

обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам

эквивалентом. Абитуриент, написавший в сочинении: «Он прозябал вечерами в театре», — явно

не знал точного значения слова «прозябать» — вести жалкую, бессодержательную, бесцельную

Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с

неразличением оттенков значения синонимов, то есть слов близких, но не одинаковых по

смыслу. К примеру, употребление слова обширный в контексте: «Остается удивляться его

обширной (вместо большой) любви» является неправильным, так как прилагательное

«обширный» синонимично прилагательному «большой» при обозначении размера, величины

(большая территория, обширная территория), но не при обозначении силы чувства.

Полезно обращаться к специальным словарям синонимов. Так, в «Словаре синонимов

русского языка» З.Е. Александровой слово обширный приводится в качестве синонима к

прилагательному большой с соответствующими уточнениями: обширный – большой по

Неправильно Правильно
Эти функции поручаются классному руководителю Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют Эти функции возлагаются на классного руководителя
Он одел пальто и вышел на улицу Одеть можно кого-то, например ребёнка Он надел пальто и вышел на улицу
Необходимо повысить подготовку специалистов Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить Необходимо улучшить подготовку специалистов
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях Половина не может быть большей или меньшей Более половины группы занимается в спортивных секциях

Различные примеры нарушения лексических норм

Лексическая ошибка Лексическая норма
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм) 1. За истекший период нами были проведены осушительные работы
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов) 2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить) 3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов

Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия.

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку).

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели русские писатели).

источники:

http://youranswers.ru/otvety-po-russkomu-yazyku/laboratornye-raboty-po-russkomu-yazyku

http://poisk-ru.ru/s7539t23.html

Лексическая неполнота высказывания.

Этой ошибкой
считается случайный пропуск слов,
необходимых для точного выражения
мысли.

Картины
акварелью

помещают в рамы.
(Пропущено
написанные.)

Чаще всего
речевая недостаточность возникает в
устной речи, когда нарушаются грамматические
и логические связи слов в предложении.
Пропуск слов может исказить мысль
автора.

Ввиду холода
делаем только срочные переломы.
(объявление
на двери рентгенкабинета) (Имеются в
виду рентгенологические
снимки переломов.
)

Многословие (речевая избыточность).

Плеоназм
речевое
излишество с точки зрения смысловой
полноты высказывания, стилистической
выразительности, выражающееся в скоплении
близких или идентичных по значению
слов.

Все гости
получили
памятные
сувениры
.
(Сувенир –
«подарок на память», поэтому слово
памятные в
этом предложении – лишнее.)

Разновидностью
плеоназмов являются выражения типа
очень огромный,
очень малюсенький, очень прекрасный и
т. п.
Прилагательные,
обозначающие признак в его предельно
сильном или предельно слабом проявлении,
не нуждаются в уточнении степени
признака.

Этот человек
оставил о себе
очень
прекрасное

впечатление.

Тавтология

повторение
однокоренных слов или одинаковых морфем.

Тавтология –
сложное, противоречивое по содержанию
и разнообразное по структуре явление.
Роль ее в языке определяется принятым
употреблением, необходимостью в
контексте, а также индивидуальным вкусом
и мастерством автора.

Неоправданное
же повторение слов и форм – это недостаток,
снижающий культуру устной и письменной
речи. Причем тавтологические ошибки
встречаются не только в сочинениях
учеников, но и на страницах газет и
журналов. Исправить такие ошибки не
сложно, если заменить тавтологическое
слово на синоним в одном случае или
вообще исключить его – в другом.

Расщепление
сказуемого

это замена
глагольного сказуемого синонимичным
глагольно-именным сочетанием. Такие
выражения уместны только в официально-деловом
стиле, а в остальных случаях их надо
избегать.

Ученики приняли
решение произвести уборку

классных комнат. (вместо:
Ученики
решили убрать классные комнаты.
)

Задания

1. Определите, в
каких случаях лексическая сочетаемость
нарушена намеренно, а в каких – в
результате незнания истинного значения
слова.

Живой труп, три
единственные дочери, обыкновенное чудо,
очевидное-невероятное, большая или
меньшая половина, зайтись легким детским
смехом, облокотиться спиной, страшная
красавица, сломать стеклянную вазу,
отменный негодяй, ужасно интересная
книга, страшно удобная обувь.

2. Запишите
словосочетания, из смешения которых
появились новые ненормированные
выражения.

Например: тратить
нервы = трепать, портить нервы + тратить
здоровье, силы.

1) Одержать успехи
=

2) Оказать внимание
=

3) Поставить вечер,
концерт =

4) Потерпеть потери
=

5) Играть значение
=

6) Оказать вред =

7) Занять звание
чемпионов =

3. Найдите ошибки,
связанные с речевой недостаточностью.
Исправьте предложения.

1) Москвичи
обеспечены жильем лучше, чем в целом по
стране. 2) У них вся концентрация вокруг
личности президента. 3) Нам нужно найти
точки соприкосновения и довести до
результата.

4) Для закупок
современного искусства у музеев недостает
средств.

4. Найдите
«расщепленные сказуемые», замените их
синонимичными глаголами. Определите,
изменился ли при этом смысл и стилистическая
окраска высказывания.

1) Вчера я нес
дежурство в школьной столовой. 2) Учитель
провел опрос всех учеников. 3) Дважды в
день производят осмотр больных. 4) Мы
ежедневно производим уборку класса. 5)
В библиотеке наблюдается нехватка
учебной литературы.

5. Найдите ошибки
в предложениях и исправьте их.

1) Она поборола
боязнь и страх. 2) Манилов долго думал и
размышлял. 3) Он негодовал от возмущения.
4) Они проявили свою инициативу. 5) Она с
очень великой любовью полюбили Бориса.
6) Островский решил изменить образ
молодого человека, своего современника.
7) Какие ошибки допустил Толстой в
изображении образа Платона Каратаева?
8) Большую роль в показе образа князя
Андрея играет показ его любви к Наташе.
9) Даже среди выдающихся романов Гончарова
«Обломов» занимает выдающееся место.

6. Найдите ошибки,
связанные с многословием, определите
их вид и исправьте.

1) О моей
автобиографии я уже рассказывал во
вступительной статье. 2) В институте
разработаны новые методики и разработки
по этой проблеме. 3) Больной был немедленно
госпитализирован в больницу.4) Фирма
объявила о свободной вакансии на место
главного бухгалтера. 5) До сих пор
неизвестно, кто же творец этого уникального
творения. 6) Между природой и человеком
уже не существует существенной разницы.
7) Роман Пушкина «Евгений Онегин» является
одним из самых сложных пушкинских
произведений. 8) У нее были очень огромные
глаза. 9) Президент фирмы призвал всех
к совместному сотрудничеству.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Автор:
Кирякова Любовь Васильевна

Аннотация:

Речевые   ошибки, допускаемые учащимися, носят, в
основном, индивидуальный характер, в отличие от орфографических или
грамматических они  зачастую не могут
быть типизированы для дальнейшей проработки в классе. Одна из причин
речевых  ошибок заключается в
несформированности  речевого
самоконтроля, который, как и другие психические процессы, недоступен
непосредственному наблюдению. Процесс формирования и реализации речевого
самоконтроля в условиях письменной речи учащихся в рамках традиционных форм и
методов обучения, организации самостоятельной работы, даже с применением уже
получивших распространение технических средств обучения, осуществить
невозможно.  Технология  модульного обучения   позволяет совместить управление познавательной
деятельностью ученика  с широкими  возможностями для самоуправления, выступает
как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, уровню
самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика1.
Содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых
осуществляется в соответствии с поставленной целью.2

Статья:

      Модульная технология в речевом развитии реализуется
через развитие самоконтроля.  Предметом
специального обучения являются такие разновидности речевого контроля, как
лексический самоконтроль (отбор слов, наиболее подходящих для данного
контекста), стилистический самоконтроль (уместное использование языковых
средств на уровне микроструктуры  текста    Наличие модулей с печатной основой
позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.

       Цели и задачи представляемой инновации —
сформировать комплексную программу, включающую два уровня:

    1)
уровень усвоения учебного содержания, необходимого для выработки умения находить
нарушения  словоупотребления;  

    2)
уровень использования  выбора необходимых
лексических средств в соответствии с лексическими  нормами.

 Ожидаемые результаты инновации

     Добиться автоматизма в правильном употреблении
языковых единиц,  выработать умение
своевременно замечать и устранять ошибки и недочёты как в содержании, так и в
языковом оформлении в соответствии с нормами 
языка, развить навыки связного изложения мыслей, в предупреждении
ошибок, которые возникают в процессе мысленной подготовки текста при переходе
внутренней речи в развёрнутую внешнюю.

Технологическая карта по теме «Лексическая
сочетаемость слов»

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Цель:
знакомство с задачей занятия. С критериями полного усвоения темы.

Определите,
что необходимо усвоить вам на уроке

УЭ-1

 Цель: сформировать умение  сравнивать и обосновывать языковые факты.

I Уродливые достоинства;
два единственных сына; три единственных (единственный – только один) дочери;
неправомерное искажение; облокотиться спиной; отменный негодяй ( отменный
–очень хороший)

 II Просёлочный (просёлочная дорога); торный (торная дорога,
торный путь); окладистый (окладистая борода); писчий (писчая бумага);
кромешный ( кромешный мрак, кромешная тьма); закадычный (друг); заклятый
(враг); вперить (глаза, взгляд, взор, очи); воздеть ( руки); вменить (в вину,
в заслугу, в обязанность);смежить (глаза, очи, веки);слезно (просить, молить,
умолять); земно (кланяться); скоропостижно (умереть, скончаться); впросак
(попасть, попасться); наотрез (отказать, отказаться)

Ответьте на
вопрос:

Что лежит в
основе лексической избирательности?

  Большинство слов проявляет лексическую
избирательность,  В основе лексической
избирательности –предметно-логические отношения слов в языке Алогизмы
образуются в результате незнания истинного значения слов или словосочетаний.

Взаимопроверка.

1.Материалы
словаря-справочника «Правильность русской речи».

2.Шмелёв Д.Н.
Современный русский язык: Лексика, с.313

 Слова в речи употребляются в составе
словосочетаний, которые образуются по существующим в языке правилам лексической
и синтаксической сочетаемости

Сравните
словосочетания.

 Докажите, что в основе сочетаемости слов
  семантические соответствия их друг
другу.

Обобщите свои
наблюдения,

УЭ-2

Цель:
формировать умение подбирать слова в соответствии с надлежащей смысловой и
стилистической сочетаемостью.

Некоторые
слова употребляются в ограниченных словосочетаниях.

 1.Можно оказать  помощь, поддержку ,  а внимание?

2.Закоренелый предрассудок, преступник,  а москвич?

3.Меры  принимают,        а шаги предпринимают.

4.Перевод с
немецкого на русский  проводится  или производится?

5.Первый шаг
предостеречь или предотвратить?

Ответьте на
вопрос:

Чем
определяется  лексическая сочетаемость
в таких случаях? 

Проверка  в режиме полилога.

Сделай выводы
на основе следующих фактов.

Сравни свои
суждения

Лексическая
сочетаемость слов определяется не только предметно-логическими отношениями в
языке, но и внутренними закономерностями лексической системы русского языка.
(2)

УЭ-3

Цель:
формировать умение распознавать нарушения лексической сочетаемости.

1.Руки зашлись
от холода. 2.Сердце зашлось от страха. 3.Ребёнок зашёлся от плача

4.Он оглянулся
вокруг и неожиданно для себя самого зашёлся лёгким детским смехом и
по-детски  зажмурился.

Найдите
нарушения лексической сочетаемости

Противоречие
возникло ввиду осмысления значения слова зайтись
и словосочетанием лёгким детским смехом

Глагол зайтись
означает «потерять чувство, прийти в
состояние оцепенения
), «лёгким
смехом зайтись нельзя».

5. Неуклонно
добивайтесь выполнения своей мечты. (Слово выполнение традиционно связано со словом задание

Выполните
задания, используя ООД

1.Возникло ли
при первоначальном восприятии затруднение, побуждающее повторно прочитать
написанное.

2. Найди
противоречие

3. Верно ли
осмыслена начальная часть фразы, нет ли противоречия между каким-то словом в
уже прочитанной части фразы и последующим правее стоящим словосочетанием?

4. Можно ли
соединить 2 части фразы в осмысленное непротиворечивое единство.

5.Если это
нарушения лексической сочетаемости, проанализируй предметно-логические отношения
слов.

УЭ-4

Цель:  закрепить умение распознавать и  исправлять

нарушения
лексической сочетаемости.

 1.Соня («Преступление и наказание») –
девушка с обиженной судьбой.

2 Своим  проступком Катерина Ивановна (Пр.и нак.) протестует против законов, царящих
в обществе.

3.Павел
Кирсанов — воинствующий аристократ.

Взаимопроверка.

Найдите и
исправьте ошибки в нарушении сочетаемости слов.

УЭ-5

Цель: оценить
полноту усвоения  учебного материала.

Рефлексия в
соответствии с целями и задачами.

1.Удалось ли
тебе обнаружить и исправить нарушения лексической сочетаемости.?

2. Почему
удалось?

3. Почему не
удалось? Ещё раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не
выполнил или выполнил неверно. С учётом 
этого повторно выполни задание, которое ты не выполнил или выполнил
неверно.

Сверяясь с
целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту усвоения
учебного материала.

Найдите ошибки
подобного рода в сочинениях других учеников.

Технологическая карта
по теме «Употребление слова в несвойственном ему значении»

УЭ

Учебные материалы

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ -О

Цель:
знакомство с задачей занятия,  с критериями
полного усвоения темы.

Определите,
что необходимо вам усвоить на уроке.

УЭ -1

Цель:
выработать умение находить ошибки, связанные с употреблением слов в
несвойственном им значении.

Чтение и
анализ предложений.

1.В толковом
словаре Даля слова даются квадратно-гнездовым способом.(Уч.)

2. Своим
романом «Евгений Онегин» Пушкин воздвиг себе глубокий пьедестал.(Уч.)

3.Произведения
Твардовского – это признак
жизнеутверждающего оптимизма.(Уч)

4. Пушкин обнародовал свою речь тем, что вносил
в неё народные слова

Ответьте на
вопрос:

 С чем связаны ошибки в употреблении слов?

Ошибки связаны
с непониманием значения слов: «квадратно-гнездовой-сельскохозяйственный
термин, «гнездовой»-
лингвистический. Искажен смысл заимствованного слова « пьедестал». У слова «признак» нет ничего общего со словами» образец,
пример
. Слово обнародовать обозначает    «объявить,
опубликовать для всеобщего сведения.

  Пушкин стремился сблизить свою поэтическую
речь с народной.

Выполните задания, используя ООД.

1.Возникло ли
при первоначальном восприятии затруднение, побуждающее повторно прочитать
написанное.

2. Найди
противоречие

3. Верно ли
осмыслена начальная часть фразы, нет ли противоречия между каким-то словом в
уже прочитанной части фразы и последующим правее стоящим словосочетанием?

4. Можно ли
соединить 2 части фразы в осмысленное непротиворечивое единство.

УЭ -2

 Цель: формировать умение устранять речевые
ошибки, связанные с расширением или сужением слова.

 1.Сколько раз встану и одену Алёшку:
разденется, одеяло на пол и лежит.(Уч.)

2. Горький
показывает в актёре человека, который не может найти удел своему таланту.(Уч

Ответьте на
вопросы:

    2) В каких примерах ошибка связана с
непониманием значения слова?

    3) В каких – с неправомерным расширением
или сужением значения слова?

Глагол одеть употребляется как синоним укрыть, а раздеться как синоним раскрыться.
Расширение смыслового значения глагола одеть
привело к сужению лексического значения слова раздеться. Слово «удел»устар.)участь, судьба употреблено в
несвойственном ему значении. Горьковский актёр не смог найти применения
своему таланту.

Найдите и
устраните ошибки в употреблении слов в несвойственных им значениях.

Проверка в
форме полилога.

УЭ -3

Цель:
формировать умение  исправлять ошибки в
употреблении слов с отвлечённым или конкретным лексическим значением.

1.Лучшие умы того времени были сосланы на каторгу, сидели
в тюрьмах, были казнены. (Речь идёт о декабристах)

2. Хочет
Венька приобрести свою мечту. (Герой рассказа В.Шукшина «Мой
зять украл машину дров» хочет купить кожаное пальто).

Ответьте на
вопрос:

  С чем связана ошибка в употреблении слов ?

 Противоречие возникло ввиду осмысления
значения слова умы и словосочетания
были сосланы, сидели. Слово с
отвлечённым значением  умы 
должно быть заменено словом люди,
так как связанные с ним глагольные формы «были
сосланы , сидели
» обозначают вполне конкретные действия. Отвлечённое
значение глагола приобрести соответствует
значению слова мечта.

 Хочет Венька осуществить свою мечту.

Проверка в
режиме диалога.

Выполните
задания, используя ООД

1.Возникло ли
при первоначальном восприятии затруднение, побуждающее повторно прочитать
написанное.

2. Найди
противоречие

3. Верно ли
осмыслена начальная часть фразы, нет ли противоречия между каким-то словом в
уже прочитанной части фразы и последующим правее стоящим словосочетанием?

4. Можно ли
соединить 2 части фразы в осмысленное непротиворечивое единство.

УЭ -4

Цель:
совершенствовать умение распознавать и устранять ошибки употребления слов в
несвойственных им значениях.

   1.Поездки Чичикова за покупкой мертвецов
можно назвать «Похождениями Чичикова».

   2.В душе князя Андрея накапливается
противоречие к войне. 

    3.Мы надеемся, что наша школа обратно
станет победителем.(Уч.)

 Исправьте нарушения языковой нормы.

Порядок  записи предложений:

1) Непонимание
значения слова.

2)
Неправомерное расширение значения слова.

3)Ошибки в
употреблении слов с отвлечённым или конкретным лексическим значением.

Взаимопроверка.

 Определите, с чем связано употребление слов
в несвойственном  им значении.

Запишите в
определённом порядке.

УЭ -5

Цель:
формировать умение сопоставлять языковые явления на основе лингвистической
информации, связанной с нормативным аспектом культуры речи.

изумитися
(ст.-сл.)- лишиться ума, изумлять, изумить- сводить с ума, лишить рассудка.
(1) –изумительный человек; обаяние
(др.рус.) – колдовство словами, состояние околдованного словами)– обаятельная улыбка;

знаменитый-
известный – небезызвестный – пресловутый;

скиталец –
странник – бродяга – бомж;

когорта –
группа –компания –шайка

Агрессивные
скидки! Экстримальное удовольствие! Крутой экстрим!

Словари
фиксируют написание экстремальный-
крайний, необычный по трудности, сложности.

Слово ксерокс (от греческого слова xeros сухой, grapho пишу)означало название фирмы и изделия
этой фирмы. В настоящее время словом ксерокс
называют любой копировальный аппарат любой фирмы, употребляют слово ксерокс и в значении копия.

   
Прочитайте суждения и вывод, сделанный на основе суждений. Каких
суждений, по вашему мнению, недостаёт? Предложите свой вариант суждений
.

 -Многие слова развивают в своём значении
дополнительные оттенки различного характера.

— Язык=это
общественное явление, в употреблении могут быть факты не только устоявшиеся,
но и нарождающиеся

       
Дополнительные оттенки мешают  
употреблению слова в строгом, терминологическом значении

Сопоставьте
языковые явления

1.Н.М.Шанский,
В.В.Иванов,

Т.В.Шанская
«Краткий этимологический словарь русского языка».

2.Эрудит:
Толково –этимологический словарь иностранных слов. И.Н.Андреева и др.- М.

Провести
самостоятельные наблюдения за изменением 
лексики.

Приготовьтесь
представить материалы.

УЭ -6

Цель: оценить
полноту усвоения  учебного материала.

Рефлексия в
соответствии с целями и задачами.

1.Удалось ли
тебе обнаружить и исправить ошибку в употреблении слов в несвойственных им
значениях?

2. Почему
удалось?

3. Почему не
удалось? Ещё раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не
выполнил или выполнил неверно. С учётом 
этого повторно выполни задание, которое ты не выполнил или выполнил
неверно.

Сверяясь с
целеполагающей картой урока, оцените полноту усвоения Оцени свою работу по
критериям:

УЭ-7

1) Правильно
определил, с чем связано употребление слова в несвойственном ему значении,
смог отредактировать данные предложения («5») баллов.

2) Смог
правильно объяснить причину появления ошибок в употреблении слова в
несвойственном ему значении, но не сумел отредактировать данное предложение
(«4») балла

3) Смог
правильно объяснить причину появления ошибок в употреблении слова в
несвойственном ему значении, но допустил неточности при редактировании («3»)
балла.

4) Нашёл  речевую ошибку, но  не смог объяснить, с чем связано
употребление слова в несвойственном ему значении, не смог отредактировать.
(«2») балла.

Критерии
самооценки

Технологическая карта по теме « Ошибки в
употреблении паронимов»

Учебные элементы (УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного
материала

УЭ -0

Цель: знакомство с задачей
занятия, с критериями полного усвоения темы.

Определите, что необходимо вам
усвоить на уроке.

УЭ -1

Цель:
формировать умение выделять существенные признаки  понятия.

 Проанализируйте определения понятия.

Паронимы – это слова, которые
вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава
могут ошибочно или каламбурно использоваться в речи .

Паронимы – однокоренные слова, близкие
по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.

Паронимы – близкие по звучанию
однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одному
логико-грамматическому ряду – к одной части речи, одному виду – и обозначающие
различные понятия

Паронимы – это близкие, но не
тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической
категории и обозначающие различные понятия.

Обобщение по
вопросам:

1) Какие из
суждений отрицают друг друга?

2) Укажите степень полноты и
точности каждого определения паронимов.

Проверка в режиме диалога.

1.О.С.Ахманова
«Словарь лингвистических терминов».

2.Д.Э.Розенталь,М.А.Теленкова  «Справочник лингвистических терминов».

Обобщите свои
наблюдения, отвечая на вопросы.

УЭ -2

Цель: развить
навыки нахождения паронимов.

1.Длинный–длительный (протяжный,
долговременный);злой – злостный (недобрый,

запасный-запасливый
(предусмотрительный, резервный, дополнительный); злой-злостный  (недобрый, вредный, злонамеренный,
свирепый); комический – комичный( смехотворный, комедийный);
нестерпимый-нетерпимый (недопустимый,невыносимый); оборотливый-оборотный (предприимчивый,
противоположный)

  1.Это наказание носит чисто
(воспитательский, воспитательный) характер. 2) Он дал нам настолько
(дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него.
3) Он дал мне (дружественный, 
дружеский) совет.

Ответьте на
вопрос:

Почему
возникают ошибки в употреблении паронимов?

 
Случайные смешения паронимов приводят 
к искажению смысла., к речевым ошибкам.

Выполните  следующие задания.

1
Подберите  синонимы и антонимы к данным
паронимам.

1.Ю.А.Бельчиков,  М.С.Панюшева.  «Словарь паронимов современного   русского языка».

2.
О.В.Вишнякова. « Словарь паронимов русского языка»

Обобщите свои наблюдения, отвечая
на  вопрос.

УЭ -3

Цель:
формировать умение устранять ошибки в употреблении паронимов

Найдите ошибки
в употреблении паронимов, обоснуйте свои действия.

1.Молодая
девушка надевает на тоненький нежный
пальчик огромный перстень, который уместно было бы одеть пожилой женщине.

2.Машина лейтенанта стала достигать беглецов, когда раздалась автоматная
очередь. (достигать можно берега, успеха, глубокой старости, а беглецов
настигать)

Проверка  в режиме диалога.

Ввиду осмысления  семантики первой части фразы и
словосочетанием одеть перстень
возникло  противоречие. Глагол одеть обозначает облечь в какую – нибудь одежду,. надеть – натянуть, надвинуть. Смысловые различия слов  очень существенны. Вместо одеть нужно употребить надеть

Используйте  основу ориентировочной деятельности (ООД)

1) Возникло ли
при первоначальном восприятии затруднение, побуждающее повторно прочитать
написанное?

2) Найди
противоречие,.

3) Подчеркни
оба его элемента одной чертой.

3) Верно ли
осмыслена первая часть фразы, нет ли противоречия между каким-либо словом в
уже прочитанной фразе и последующим правее стоящим словосочетанием.

4) Можно ли
соединить 2 части фразы в осмысленное непротиворечивое единство.

5) Если ошибка
есть, опираясь на общий приём нахождения паронимов, исправь её.

УЭ -4

Цель:
совершенствовать умение находить ошибки в употреблении паронимов.

1.Над чем бы
ни работал Шукшин – рассказом, сценарием, фильмом – он был экономичен в средствах
выражения, избегал излишеств и украшений, чуждался красивости.

2.Идеалом
счастья Обломов считал сытную жизнь.

3.Их
(советских воинов) дорога домой пролегла через безводную пустыню, через
смертные бои с Квантунской армией.

4.С героем
фильма постоянно происходят какие-то романические истории

Найдите ошибки
в употреблении паронимов.

Приготовьтесь представить
отредактированный вариант.

УЭ -5

Цель: оценить
полноту усвоения учебного материала, формировать умение осуществлять речевой
контроль.

Рефлексия в
соответствии с целями и задачами.

1.Удалось ли
тебе обнаружить и устранить ошибки в употреблении паронимов?

2.Почему
удалось?

3.Почему не
удалось? Ещё раз просмотри ООД и определи, задания какого этапа ты не
выполнил или выполнил неверно. С учётом этого повторно выполни задание,
которое ты не выполнил или выполнил неверно.

Сверяясь с целеполагающей частью технологической карты, оцените полноту
усвоения учебного материала.

Отыщите в сочинениях
товарищей ошибки в употреблении паронимов и

исправьте их.

          Литература

1. Юцивичене
П.Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989. – С. 10

2. Беспалько
В.П. Элементы теории управления процессом обучения.- М., 1971;  Сенковский И.Б. Технология модульного
обучения в школе.- М., 1997; Селевко Г.К.Современные образовательные
технологии.- М.- 1998

Приложения

Найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная обувь.

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Русский язык » Найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намерено:

1. три единственные дочери
2.зайтись лёгким детским смехом
3. пернатые птицы
4.обыкновенное чудо

1. Три дочери.
Единственной может быть одна дочь, а не три.
2. Зайтись детским смехом.
Лёгкий смех — это хихиханье, а заходятся достаточно продолжительным и громким.
3. Пернатые. Птицы.
Или пернатые, или птицы. Потому что пернатые (покрытые перьями) птицы — семантический плеоназм (нежелательное повторение близких по смыслу слов).
4. Чудо.
Обыкновенным чудо быть не может, так как означает нечто необыкновенное, волшебное, сказочное.
Обыкновенное чудо — оксюморон (типа живой труп, горячий снег), то есть сочетание несочетаемого, может употребляться в художественных произведениях для выразительности: сказка Е. Шварца «Обыкновенное чудо».

Ответы для студентов

Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:

Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.

Для подготовки ответов были использованы:

  • толковые словари;
  • юридические словари;
  • этимологические словари;
  • правовые системы (Консультант +, Гарант);
  • учебные пособия и книги;
  • курсы лекций;
  • энциклопедии;
  • личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.

Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:

ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ
ЭКОНОМИКА ЭТИКА
РИМСКОЕ ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ТРУДОВОЕ ПРАВО
УГОЛОВНОЕ ПРАВО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ИНФОРМАТИКА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВА ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.

Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.

Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!

Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!

Рассмотрим примеры нарушения лексических норм русского литературного языка.

Лексические нормы русского литературного языка

Лексические нормы русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие правильности речи. Правильный выбор слова и употребление его в нужном значении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл высказывания. К примеру, если абитуриент в сочинении пишет: «Катерина — героиня с тонкой архитектурой души», — то о подлинном смысле этого высказывания мы можем только догадываться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строительное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в

несвойственном ему переносном значении нарушает норму словоупотребления, приводит к

Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо поддается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребления, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способствуют расширению вашего лексического запаса, развитию языкового чутья.

Рассмотрим примеры нарушения лексических норм русского литературного языка.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость.

Примеры из сочинений абитуриентов: «производить особый интерес на читателя»

(вместо «производить впечатление» или «вызывать интерес»), «применять в своих

произведениях народное творчество» (вместо «обращаться в своих произведениях к народном

творчеству»), «носить символический образ» (вместо «иметь символическое значение»).

В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается

закрепление слова в устойчивых выражениях. Устойчивые сочетания (потому они так и

называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять

внимание или придавать значение, а не «уделять значение»; играть роль или иметь значение, а

не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Вот почему ошибочны

Роман сыграл большое значение в жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству.

Черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка).

2. Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик).

3. Здоровый, сильный (крепкий организм).

4. Надежный (крепкая дружба, любовь).

5. Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть. Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность. Но невозможно сочетание крепкая жара.

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо. Это один из видов тропов – оксюморон.

2. Смешение паронимов. Следует учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma — имя), то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов, то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономия (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сходства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно.

Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как монограмма вместо монография в

следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы»

(монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное исследование,

посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм употребил даже слово

пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к

толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное,

бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения

любимой девушки. Скорее всего, подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти».

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения

обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам

эквивалентом. Абитуриент, написавший в сочинении: «Он прозябал вечерами в театре», — явно

не знал точного значения слова «прозябать» — вести жалкую, бессодержательную, бесцельную

Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с

неразличением оттенков значения синонимов, то есть слов близких, но не одинаковых по

смыслу. К примеру, употребление слова обширный в контексте: «Остается удивляться его

обширной (вместо большой) любви» является неправильным, так как прилагательное

«обширный» синонимично прилагательному «большой» при обозначении размера, величины

(большая территория, обширная территория), но не при обозначении силы чувства.

Полезно обращаться к специальным словарям синонимов. Так, в «Словаре синонимов

русского языка» З.Е. Александровой слово обширный приводится в качестве синонима к

прилагательному большой с соответствующими уточнениями: обширный – большой по

Неправильно Правильно
Эти функции поручаются классному руководителю Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют Эти функции возлагаются на классного руководителя
Он одел пальто и вышел на улицу Одеть можно кого-то, например ребёнка Он надел пальто и вышел на улицу
Необходимо повысить подготовку специалистов Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить Необходимо улучшить подготовку специалистов
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях Половина не может быть большей или меньшей Более половины группы занимается в спортивных секциях

Различные примеры нарушения лексических норм

Лексическая ошибка Лексическая норма
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм) 1. За истекший период нами были проведены осушительные работы
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов) 2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить) 3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов

Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия.

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку).

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели русские писатели).

источники:

http://youranswers.ru/otvety-po-russkomu-yazyku/laboratornye-raboty-po-russkomu-yazyku

http://poisk-ru.ru/s7539t23.html

Машенька Толкачева

Машенька Толкачева

1. Три дочери.
Единственной может быть одна дочь, а не три.
2. Зайтись детским смехом.
Лёгкий смех — это хихиханье, а заходятся достаточно продолжительным и громким.
3. Пернатые. Птицы.
Или пернатые, или птицы. Потому что пернатые (покрытые перьями) птицы — семантический плеоназм (нежелательное повторение близких по смыслу слов).
4. Чудо.
Обыкновенным чудо быть не может, так как означает нечто необыкновенное, волшебное, сказочное.
Обыкновенное чудо — оксюморон (типа живой труп, горячий снег), то есть сочетание несочетаемого, может употребляться в художественных произведениях для выразительности: сказка Е. Шварца «Обыкновенное чудо».

  • Заканчивая чертеж у меня сломался карандаш где ошибка
  • Задержка ошибка дота 2 что делать
  • Задержка месячных тест положительный может ли быть ошибка
  • Задачи стоящие перед выступающим способы изложения материала типичные ошибки
  • Задачи определение ошибки выборочной средней