Ошибки в причастиях
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 888.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 888.
При написании причастий учащиеся зачастую сталкиваются с трудностями правописания гласных и некоторых согласных в суффиксах. Грамотное их использование зависит от залога и времени. В этой статье приведены правила написания причастий с примерами, а также приведены способы определения ошибки в причастном обороте.
В русском языке причастия образуются от глаголов при помощи формообразующих суффиксов и, как и глаголы, имеют грамматические признаки вида, залога, времени, переходности, возвратности. Как правило, ошибки в причастиях связаны с неверным написанием гласных и некоторых согласных в суффиксах. Особенности их правописания в зависимости от их времени и залога приведены в таблице.
Действительные причастия | Страдательные причастия | |||||
Полные формы | Краткие формы | |||||
правило | примеры | правило | примеры | правило | примеры | |
Настоящее время (образуется от основы глаголов настоящего времени) | -ущ-/-ющ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения) | делающий, читающий, несущий | -ем-/-ом- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения) | изменяемый, называемый, ведомый | -ем/-ом | изменяем, называем, ведом |
-ащ-/-ящ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения) | звенящий, видящий, лежащий | -им- (пишется в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения) | слышимый, хранимый, судимый | -им | слышим, храним, судим | |
Прошедшее время (образуется от основы глаголов прошедшего времени или инфинитива) | -вш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на гласный) | сделавший, прочитавший, укусивший | -енн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на -и-)
-нн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на – -ать/-ять/-еть) |
укушенный, принесенный, убаюканный | -ен/-н | укушен, принесен, убаюкан |
-ш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на согласный) | несший, прилегший, везший | -т- (пишется в причастиях, образованных от односложных глаголов) | разбитый, укрытый, выпитый | -т | разбит, укрыт, выпит |
Кроме того, при образовании причастий следует помнить следующие правила:
- При образовании страдательных причастий настоящего времени от глаголов с -ова-, данный суффикс заменяется на суффикс -у- (фаршировать – фаршируемый, копировать – копируемый).
- Причастия с частицей не пишутся слитно только в случаях, если употребляются в полной форме без пояснительных слов либо без не не употребляются (ненавидящий человек, нелетающие птицы, незамеченная ошибка, но не летающие с утра птицы, ошибка не замечена).
- Причастия не образуются от глаголов в форме условного наклонения, у причастий нет будущего времени (сделавший бы, думавший бы – неправильно образованные формы).
Как найти ошибку в причастном обороте?
Ошибки в употреблении причастных оборотов связаны с их неверным их использованием в предложениях:
- Определяемое слово не входит в состав причастного оборота.
Ошибочно: лежащая
подушка
на диване.
Верно: лежащая на диване
подушка
.
- Причастие должно быть согласовано по времени со сказуемым либо другими глаголами в предложении.
Ошибочно: я
разговариваю
с мамой,
готовившей
пирог (сказуемое разговариваю настоящего времени, причастие готовившей прошедшего).
Верно: я
разговариваю
с мамой,
готовящей
пирог.
- Если причастие стоит перед определяемым словом, оно не обособляется. Если оно стоит после определяемого слова, то выделяется с двух сторон запятыми.
Сравните: Мне подарили
написанную известным автором
книгу. – Мне подарили книгу,
написанную известным автором
.
- Нежелательно отделять причастный оборот от определяемого слова другими членами предложения.
Дети играли в мяч, вышедшие во двор – некорректно построенное предложение.
- Возвратные действительные причастия, имеющие в предложении страдательное значение, принято заменять страдательными причастиями.
Письма,
отправляющиеся
по почте – письма,
отправляемые
по почте.
ТОП-2 статьи
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Иван Трухневич
9/10
-
Ибрагим Скотов
8/10
-
Настя Лахтачева
10/10
-
Anna Pupkova
7/10
-
Елена Геннадьевна
10/10
-
Фаяз Ахметов
8/10
-
Алена Логинова
9/10
-
Ариана Синкевич
7/10
-
Кристина Полянская
8/10
-
Сергей Шишкин
9/10
Оценка статьи
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 888.
А какая ваша оценка?
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Вспомним теорию, которая необходима для выполнения задания № 8.
Как найти причастие и причастный оборот?
Причастие определяется по суффиксам:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, ВШ-,- Ш-, -ЕНН-, — ЯНН-, – АНН-, -ЕМ-, -ИМ-,-Т-,
а также по вопросам: какой? что делающий? что сделавший? что с ним сделали?
Помните!
Сначала найдите причастие, причастный оборот, определяемое слово (это слово, от которого задаётся вопрос к причастному обороту), и только потом определите, верно ли построено предложение.
Рассмотрим случаи неверного построения предложений с причастными оборотами.
Ошибка № 1.
Неправильное согласование причастия с определяемым словом (то есть причастие и определяемое слово стоят в разных падежах).
Пример. |
Комментарий. |
В «Судьбе человека» автор восхищается подвигом русского солдата, сохранившим верность долгу и отчизне. |
В «Судьбе человека» автор восхищается подвигом русского солдата (какого?), сохранившего верность долгу и отчизне. Правильное окончание причастия определяем по вопросу: какого? сохранившего. |
Ошибка № 2.
Неправильное место определяемого слова по отношению к причастному обороту.
Запомните!
Определяемое слов должно находиться ДО или ПОСЛЕ причастного оборота, а не в середине него.
Пример. |
Комментарий. |
Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на татарском языке. |
Меня попросили перевести книгу в библиотеке, написанную на татарском языке. Правильный ответ. Меня попросили перевести в библиотеке книгу, написанную на татарском языке. |
Ошибка № 3.
Причастный оборот относится НЕ к определяемому слову.
Могут быть даны предложения, в которых причастный оборот внешне написан без грамматических ошибок. Однако лексически он не относится к данному определяемому слову.
Пример. |
Комментарий. |
Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием. |
Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием. (Получается, что «компьютер» следит за состоянием). Правильный ответ. За каждым компьютером закреплён программист (какой?), следящий за его состоянием. |
Ошибка № 4.
Причастный оборот должен стоять сразу после определяемого слова, а не отделяться от него другими словами.
Пример. |
Комментарий. |
Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города. |
Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города. Правильный ответ. Монастырь стоял на высоком берегу, вдоль реки (какой?), отделявшей людей от города. |
Ошибка № 5.
Замена страдательных причастий действительными.
Пример. |
Комментарий. |
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений |
Задание не может само себя выполнить, его кто-то выполняет, поэтому причастие должно быть страдательным, а не действительным. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений |
ПРИМЕРЫ.
Задание № 8.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Тип грамматической ошибки: нарушение построения предложения с причастным оборотом.
Пример № 1.
Ему необходимо было написать рецензию на прочитанную книгу им. (Определяемое слово не может находиться внутри причастного оборота).
Верно.
Ему необходимо было написать рецензию на книгу, прочитанную им.
Пример № 2.
Присутствующие не могли подобрать слов, передававшие всю глубину их чувства. (Слов каких? – передававших).
Верно.
Присутствующие не могли подобрать слов, передававших всю глубину их чувства.
Пример № 3.
Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, отправлены в больницу.
(Отрыв причастного оборота от определяемого слова).
Верно.
Лица, допустившие при переходе улицы невнимательность (какую?), приведшую к дорожному происшествию, отправлены в больницу.
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную
«Завод построили за три года вместо предполагаемых двух». Ошибка в употреблении времени причастия. Исправление: Завод построили за три года вместо предполагавшихся двух.
«сын, воспитывающийся отцом». Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами. Исправление: сын, воспитываемый отцом.
«сделающий», «вздумающий». Не образуются формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида со значением будущего времени, так как действие уже завершено. Исправление: который сделает, который вздумает
«выступление, вызвавшее бы возражения». Глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. Исправление: выступление, которое вызвало бы
«лежащая книга на столе». Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного. Исправление: книга, лежащая на столе; лежащая на столе книга
Время причастия должно соответствовать времени глагола, обозначающего основное действие (завод уже построили, т.е. предполагали тоже в прошлом: предполагавшихся а не предполагаемых двух лет.
Если это причастие не имеет собственно-возвратного значения (типа умываться, одеваться, причесываться…) лучше использовать форму страдательного причастия (сын не сам себя воспитывает, поэтому «сын, воспитываемый отцом»).
Грубая ошибка – образованные формы причастий от глагола СВ со значением будущего времени (действие завершено, форм причастий будущего времени у причастий нет), и формы причастий от глаголов в сослагательном наклонении.
Небрежность в построении предложения порой приводит к расчленению причастного оборота. Любой оборот (определительный, обстоятельственный, сравнительный…) не допускает расчленения, это единый член предложения.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Ошибки при употреблении причастий
Тест на тему Ошибки при использовании оборотов
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную
2.7. Причастие и деепричастие
Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий) и в неверном выборе формообразующего суффикса. Поскольку выбор формообразующей основы является общим для спрягаемых и неспрягаемых форм, то при затруднении следует пользоваться рекомендациями, данными в п. 2.6.
При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
1. Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
писать – писавший, решать – решавший.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
нести – нёсший, везти – вёзший.
2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- ( -н- ), -енн- ( -ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .
3. Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
4. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:
прочитать книгу – прочитанная книга; праздновать юбилей – празднуемый юбилей.
Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.
В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией.
арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.
2) Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов:
При употреблении причастий в речи особое внимание следует обратить на следующие моменты.
1. Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.
Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш- ) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие:
поющая девочка, рисовавший мальчик.
Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- ( -н- ), -енн- ( -ен- ), -т- ) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие:
читаемая книга, купленный журнал.
В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.
Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет, а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.
2. В русском языке страдательное значение может быть выражено как страдательными причастиями, так и действительными причастиями от возвратных глаголов с суффиксом -ся .
В одних случаях в литературном языке употребительны обе возможные формы:
одобряемый всеми проект – одобряющийся всеми проект.
В других случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола.
Ср.: построенный дом – строящийся дом.
Следует помнить, что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.
Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий:ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .
Возвратное причастие обычно используется тогда, когда соответствующего страдательного причастия в языке нет или оно малоупотребительно. Например, не образуются или являются малоупотребительными формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.
Ср.: доклад, написанный студентом в прошлом году; доклад, писавшийся студентом в течение года.
3. Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени. Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:
Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.
При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.
1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :
брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.
Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :
будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.
Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.
Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут):
бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.
Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вя з ать – вя ж ут, пля с ать – пля ш ут):
весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.
Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :
беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.
Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:
арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.
2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в :
купить – купив, решить – решив.
От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).
В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись. Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши.
Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.
3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в ( положив трубку).
Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (полож а руку на сердце, очерт я голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очерти в голову) является ошибкой!
Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя , он вздрагивал).
Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи
статья по русскому языку (6, 7 класс)
В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_normy.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи
Новикова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ СОШ №6 г. Пушкино Московской области
Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи
Аннотация. В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказывания.
Ключевые слова: грамматические ошибки, причастие, деепричастие.
Современная государственная образовательная система предъявляет высокие требования к учителю и ученику, побуждает преподавателей искать эффективные приемы обучения для формирования грамотного человека, умело владеющего своей речью, способного избегать грамматических ошибок, в том числе при употреблении причастий и деепричастий.
Причастие и деепричастие – две самостоятельных части речи, каждая из которых имеет глагольные признаки. Нарушение грамматической языковой нормы у старшеклассников при написании сочинения по русскому языку в рамках единого государственного экзамена – далеко не редкое, к сожалению, явление. Кроме того, задание №8 ЕГЭ предполагает знание выпускниками таких видов ошибок, как:
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
- Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.
Остановимся на каждой из них особо.
Для успешного построения предложения с причастным оборотом необходимо знать:
- правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
- правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
- время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
- залог причастий (действительный или страдательный).
- Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым существительным, нарушение этой связи является ошибкой.
Например: Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт. – Это предложение содержит ошибку в употреблении причастного оборота, здесь причастие уехавшем (предложный падеж) не согласуется в падеже с определяемым именем существительным сына , стоящим в форме родительного падежа. Изменив форму причастия, получим верный вариант: Мать тревожилась за своего сына, уехавшего в город поступать в институт.
В предложении – Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был В.Д. Поленов. – допущена та же самая грамматическая ошибка. Исправим её. Одним из художников, применившим пленэрную живопись, был В.Д. Поленов.
Иногда ошибка при согласовании причастия с существительным может возникнуть при неверном определении слова, к которому относится данное причастие.
Например, В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм . – В этом предложении причастие координирующему согласуется в роде, числе и падеже с существительным градостроительству, но по смыслу относится к слову комиссия , поэтому верный вариант предложения таков: В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующая работу всех строительных фирм .
- Кроме того, при использовании причастного оборота важно учитывать, что определяемое слово может стоять как перед ним, так и после него, но ни в коем случае не разрывать причастный оборот.
Например: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощенной площади серыми плитами. – В этом предложении причастный оборот мощенной серыми плитами разорван определяемым словом площади . Правильных вариантов употребления может быть два: Улица замковых мастеров ведёт к уютной площади, мощенной серыми плитами. Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощенной серыми плитами площади.
В предложении – Разбуженная фантазия чтением развивает пытливость, ум. – та же ошибка. Устраняем её, изменяя порядок слов в предложении: Разбуженная чтением фантазия развивает пытливость, ум. Фантазия, разбуженная чтением, развивает пытливость, ум.
Кроме того, важно учитывать, что причастный оборот должен быть рядом с определяемым словом. Так, в предложении – Ф.И.Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики. – допущена такого рода ошибка. Верный вариант следующий: Ф.И.Тютчев, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики, написал первое стихотворение в одиннадцать лет.
- Неверное словообразование причастий может тоже привести к неверному их употреблению в речи. От глаголов совершенного вида не могут быть образованы причастия, оканчивающиеся на –щий, так как причастия не могут иметь форму будущего времени.
Так, в предложении – Ученик, прочитающий эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны. – употреблено причастие прочитающий, которое необходимо заменить на прочитавший (прош. время) или читающий (наст. время), согласовав время со сказуемым, а также возможна замена причастного оборота определительным придаточным с союзным словом который:
Ученик, читающий эту книгу, узнает много нового из истории нашей страны.
Ученик, прочитавший эту книгу, узнал много нового из истории нашей страны.
Ученик, который прочитает эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны.
- При употреблении причастий важно учитывать форму залога, ошибка возникает при использовании действительного причастия вместо страдательного.
Например, Исследовательские проекты, отправляющиеся на конкурс, необходимо правильно оформлять. – Исследовательские проекты, отправляемые на конкурс, необходимо правильно оформлять.
Таковы основные моменты, которые нужно учитывать в процессе обучения школьников употреблению причастий в речи.
А вот для успешного построения предложения с деепричастным оборотом необходимо знать, что деепричастие всегда обозначает добавочное действие, которое происходит параллельно с основным, выраженным глаголом.
Например, в рассказе А.П.Чехова «Жалобная книга» употреблен так называемый независимый деепричастный оборот, который уже к концу XIX века был ненормативным : Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин . Возможный нормативный вариант: Когда я подъезжал к сей станции и наблюдал из окна природу, с меня слетела шляпа.
Подобные примеры можно встретить в задании №8 ЕГЭ. Например, Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.– В данном случае основное и добавочное действие выполняется разными лицами. Верный вариант: Подъезжая к дому, мы услышали чей-то крик.
Чтобы достичь высоких результатов в обучении школьников нормам употребления причастий и деепричастий в речи, необходимо уделять внимание этим ошибкам на этапе знакомства с этими частями речи.
Программа русского языка под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской предлагает изучение причастия и деепричастия в 7 классе. На какие особенности этих частей речи обращают внимание авторы данного учебно-методического комплекса (УМК)?
Чтобы избежать грамматических ошибок в употреблении причастий, важно правильно согласовать одиночное причастие или причастный оборот с определяемым словом. Этому способствует ряд упражнений УМК. Например, в упражнении 82 необходимо употребить причастия в определенном роде, числе и падеже. Из красивых ваз, (висевший) в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения. В упражнении 134 задание усложнено, надо не только верно согласовать причастие с определяемым словом, но и самостоятельно образовать страдательное причастие прошедшего времени от данного глагола. Владимир ехал полем, (пересечь) глубокими оврагами.
А вот упражнений, формирующих умение видеть грамматическую ошибку в употреблении деепричастий, в данном УМК для 7 класса нет.
Зато в УМК П.А. Леканта, М.М. Разумовской этот материал представлен в программе 6 класса. В качестве грамматического материала взяты пословицы и поговорки, а также фразеологизмы, включающие деепричастные обороты. Кроме того, упражнение № 542 предлагает исправить ошибку в построении предложений с деепричастными оборотами: 1) Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. 2) Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. 3) Возвращаясь домой, пошёл дождь. 4) Придя в магазин, он оказался закрыт. 5) Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт.
Учителю необходимо учитывать разные подходы авторов УМК в подаче норм употребления причастия и деепричастия, чтобы сориентировать обучающихся в необходимости грамотного использования этих частей речи.
Формирование навыка правильного употребления причастий и деепричастий в речи – процесс длительный, работа по изучению норм современного русского языка и овладению ими должна иметь систематический и целенаправленный характер на протяжении всего периода обучения русскому языку.
- Русский язык. 6 класс. Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: 2013 — 336с.
- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.]: 2013. – 223с.
- ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: 2019. – 384с.
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота
Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.
Ошибки в употреблении деепричастных оборотов
Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:
- Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.
Неправильное употребление причастных оборотов
Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.
К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:
которые читают вместе с этой
- Неверное согласование причастия с определяемым словом.
Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.
Как определить, какой оборот употребляется в предложении?
Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:
- Найти причастие или деепричастие;
- Поставить к обороту вопрос ( Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
- Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
- Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).
источники:
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/09/14/grammaticheskie-normy-upotrebleniya-prichastiy-i
http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/oshibki-v-upotreblenii-deeprichastnyh-oborotov
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.
Это
задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
русского литературного языка.
Грамматические нормы – это совокупность
морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.
Грамматическая
ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
I.
Предложения с однородными членами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Во |
Во Каждое |
2. |
На |
На земле, |
3. |
В |
В Рыба |
4. |
На |
На Бабушки |
5. |
Иван |
Иван с |
6. |
Мы |
Мы Не |
7. |
Посетители |
Посетители |
8. как не если |
Автор |
Автор |
9. |
Книга |
Книга |
10. |
Много |
Много Нельзя |
11. |
Он |
Он Он |
II.
Предложения с причастным оборотом.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Приготовленные оладьи |
Оладьи, приготовленные Приготовленные Определяемое |
2. |
Мы |
Мы |
3. |
Задание, |
Задание, |
4. |
Дождь, Причастный |
Дождь, Два |
5. Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, |
Лица, |
III.
Сложноподчинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Лошади |
Непонятно, Казачьи |
2. |
Весной |
Весной |
3. |
Те, |
Кто — ед. Те, кто |
4. |
Выступающие |
заметить Выступавшие |
5. |
Автор, |
Автор, Высказывание |
6. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, |
Когда |
7. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела |
Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда |
8. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, |
Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и |
9. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
Мы благодарны им за то, что живём под мирным |
10. |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не |
Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел |
IV.
Сложносочинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
Внизу |
2. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт |
Автор |
3. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и |
Родители |
V.
Нарушение управления при употреблении предлогов.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Благодаря доктора, Поезд |
Благодаря (КОМУ?) Поезд Существительные |
2. |
По завершению По |
По По Если Если По |
3. |
Вернувшись От Он |
Вернувшись С Он |
4. |
Нельзя |
Нельзя |
5. |
Автор |
Автор |
Запомните! Предлоги Снега |
VI.
Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. Основное и добавочное действия относятся к разным |
Прочитав очерк, его герои стали |
Герои |
2. |
Закончив приготовления, |
Ему |
3. |
Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый |
Проявив |
4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего |
Он, |
5. Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, |
Став |
VII.
Прочие типы ошибок.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
В |
В В Название Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия |
2. |
Глаза его прикрывали стёкла очков. |
Стёкла Прямой 1. 2. 3. 4. 5. Неоправданная |
3. |
Учёный оперировал С точными фактами. |
При Учёный Учёный |
4. |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, а |
Глаголы |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, но |
Согласование
подлежащего и сказуемого.
Правило |
Примеры |
1. |
Большинство Ряд новых постановлений |
2. |
Несколько За |