Помогите, пожалуйста, нужно найти ошибки и исправить предложения. Объяснить в чем заключаются ошибки:
1. Ученики пристально слушали выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
4. Строительство шоклы не должно замирать на мертвой точке.
5. Нельзя нивелировать оценки ученикам.
Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:
Я так думаю что здесь ошибки в таких словах:
1. Ученики пристально слушали выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
5. Нельзя нивелировать оценки ученикам.
Добавлено спустя 5 минут 1 секунду:
1. Можно пристально смотреть, но не пристально слушать. поэтому здесь можно заменить пристально смотреть на внимательно смотрели.
Верно?
Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд:
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
Покорить можно заменить на захватить.
Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
влияет может заменить словм увеличивает
Добавлено спустя 53 секунды:
4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
не слово замирать , а останавливаться.
Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд:
Нельзя нивелировать оценки ученикам.
нивелировать заменяем завышать
Добавлено спустя 1 минуту 24 секунды:
В итоге получается:
1. Ученики пристально смотрели выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло захватить татаро-монгольское иго.
3. Искусство повышает рост культурности человека.
4. Строительство школы не должно останавливаться на мертвой точке.
5. Нельзя завышать оценки ученикам.
Добавлено спустя 42 секунды:
Правильно ли я рассуждаю?
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
zacharychan447
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Алгеьра 10 класс
-
Ребята помогите мне по математике
-
Задача на подобие треугольников. Помогите решить с нормальным объяснением
-
Информатика
11 минут назад
Помогите с информатикой пожалуйста
-
Математика
11 минут назад
Найти 3/6 от числа 72/17
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Приведите примеры реакций ионного оьмена, при которых выделяются:
А) два осадка
Б) осадок и газ
В) осадок и вода
Помогите пожалуйстаааааа
-
Пожалуйста решите!!!
Отметьте каким образом в Спарте принимались решения и совершались выборы?????
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
22808
-
Sofka
7419
-
zlatikaziatik
5659
-
vov4ik329
5111
-
DobriyChelovek
4625
-
olpopovich
3461
-
TheDenty
3258
-
dobriykaban
2540
-
Udachnick
1867
-
ViktoriaBell0
1740
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
1.2. 1. Подготовьтесь
к выполнению теста: прочитайте и запомните
правила использования слова в связи с
его лексическим значением
Правила
выбора слова
Правило |
Типичные ошибки |
Пример ошибки |
|
1. |
Употребление |
Задуманные |
|
2. |
Нарушение |
— — |
|
3. Многозначные |
-Столкновение
— Небрежное |
Молодая
( Рост
(Слово |
Молодая
Легко |
4.
Но |
Использование |
Не
и |
|
5. |
Многословие
—
—тавтологии |
:
Упал
Часто Мы Необычный |
Правила сочетания
слов
Правила
лексической сочетаемости фактически
базируются на одном условии:
при употреблении слова в речи необходимо
еще учитывать его способность соединяться
с другими словами.
Соединение слов в словосочетания на
основе их лексического значения имеет
ряд ограничений.
1.
Одинаковые по значению слова (синонимы)
могут по-разному соединяться с другими
словами, например: принято говорить
истинный
друг, но
подлинный
документ;
любить
родину,
отечество, отчизну, но
разлучаться
с родиной,
а не
с отчизной, отечеством
2.Сочетанию
слов может препятствовать их смысловая
несовместимость, которая возникает
вследствие того, что одно из слов
употреблено в несвойственном ему
значении, например: нельзя сказать
фиолетовый
апельсин, облокотиться спиной, вода
горит.
3. При
соединении слов может возникнуть
смысловая неточность, из-за того, что
слово было использовано без учета
ограничений в его лексическом значении.
Так, при употреблении глаголов причинять/
причинить,
необходимо помнить, что в их значении
производить
/ произвести, служить / послужить причиной
чего-нибудь
есть ограничение — чего-нибудь
(неприятного),
поэтому правильно говорить причинять
горе, причинять неприятности,
но нельзя сказать причинять
радость, причинять удовольствие.
Нарушение
лексической сочетаемости может быть
продиктовано сознательным стремлением
автора удивить слушателя (читателя)
необычным соединением слов. Тогда
несочетаемость слов становится средством
создания комического эффекта, лежащего
в основе различных шуток, например: Мы
достигли
зияющих вершин.;;
Трудно поощрять
чужие недостатки,
но еще труднее поощрять чужие достоинства.
4.С
проблемой лексической сочетаемости
связано и правильное использование
фразеологизмов. Фразеологизмы — это
сложные по составу языковые единицы,
имеющие устойчивый характер: ломать
голову, сгущать краски, кот наплакал и
т.д.. Многие фразеологизмы можно заменить
одним словом, например: раскинуть
умом – подумать,
пятое колесо в телеге –
лишний.
Для
фразеологизмов характерно:
—
постоянство лексического состава (т.е.
большинство фразеологизмов не допускают
включения новых слов: нельзя сказать
еще
ниже потупить печальный взор
вместо потупить
взор)/
Не может быть также оправдано и сокращение
фразеологизма, например: Успехи
этого студента желают лучшего
(правильно: …оставляют
желать лучшего).
Нельзя допускать искажение лексического
состава фразеологизма: Не
мудрствуя долго (правильно:
…лукаво)
или замена предлога: ставить
точки на И
(правильно: …над
И),
семи
пядей на лбу
(правильно: …во
лбу);
—
устойчивость грамматического строя
(т.е. в них обычно не меняются формы
слова: нельзя сказать бить
баклушу вместо
бить баклуши).
—
точность и определенность значения
(т.е. фразеологизм обладает цельным
значением, которое не складывается из
значения слов, входящих в него). Для
характеристики фразеологизма используется
термин идиоматичность
(смысловая неразложимость, слитность,
неделимость выражения на отдельные
компоненты) Это значит, что фразеологизм
нельзя понять, исходя из значения его
компонентов. Примером могут служить
выражения, в состав которых входят одни
и те же слова, как то: синий
чулок
(женщина,
всецело поглощенная книжными и научными
интересами)
и
синяя
птица
(прекрасная, но недостижимая мечта,
символ счастья, удачи).
Невнимательное
отношение к правилам использования
фразеологизма ведет к его дефразеологизации
(семантическому распаду), что в свою
очередь формирует ошибку в речи.
1. 2. 2.Выполните
тест
Задания |
Варианты ответа |
1.Речевая |
а) б) в) |
2. |
а) б) в) г) |
3. |
а) б) в) г) |
4.Данное В
(Т. |
а) б) в) г) |
5. |
а) б) в) г) |
6. |
а) б) в) г) |
7.Речевая |
а) б) в) г) |
8.Следующая Океан, |
а) б) в) г) |
9.Нет |
а) б) в) г) |
10.Значение |
а) б) в) г) |
11.Условия, |
а) б) в) г) |
12.Паронимы |
а). б).Мы в).Самоотверженный г).По |
13.Речевая |
а). б). в). г). |
14. |
а) б) в) г) |
15. йОгурт поделка фальшивый ветряной |
а) б) в) г) |
16. |
а) б) в) г) |
17.Нормы |
а) б) в) г) |
1. 2. 3. Проверьте
правильность ответов
1 -а; 2 – б и в; 3 —
б; 4 — а; 5 — г; 6 – б и г; 7 — а; 8 — а; 9 — г; 10 — в;11
– б;12 – а и б; 13 – в;14- б; 15 — б;1 6.в; 17 – в
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Лексико-стилистические (речевые) ошибки
Упражнения
Слайд 2
Плеоназм
Плеоназм – употребление лишних слов.
Дорога каждая минута времени.
Соревнования намечены на апрель месяц.
Всем участникам семинара организаторы подарили памятные сувениры.
РЕЧЬ
Слайд 3
Тавтология
Тавтология – употребление рядом или близко однокоренных слов.
В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения.
РЕЧЬ
Слайд 4
Устраните тавтологию
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
Слайд 5
Устраните тавтологию
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых (плеоназм) конструкций на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
Слайд 6
Фразеологизм
Быть (оставаться, находиться) на мёртвой точке — быть (оставаться, находиться и т.п.) в одном и том же состоянии, без каких-либо признаков движения, изменения, развития.
Слайд 7
Устраните тавтологию. Проверка
1. Строительство школы не должно оставаться на мертвой точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше желающих.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное состояние одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая аналогов на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами нет существенной разницы.
Слайд 8
Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово.
1. Мне возвратили обратно бракованную вещь.
2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке.
3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал.
4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад.
5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен.
6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.
7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна.
9. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
РЕЧЬ
Слайд 9
Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово. ПРОВЕРКА
1. Мне возвратили /обратно/ бракованную вещь.
2. Андрей /впервые/ познакомился с Верой на выставке.
3. Прейскурант /цен/ висел на стене перед входом в зал.
4. Кондратьев написал /свою/ автобиографию год назад.
5. /Первый/ Дебют молодой певицы был весьма удачен.
6. Фирма объявила о /свободной/ вакансии на место главного бухгалтера.
7. Президент фирмы призвал всех к /совместному/ сотрудничеству.
8. Её мимика /на/ /лице/ была чрезвычайно выразительна.
9. Больной был немедленно госпитализирован /в больницу/.
РЕЧЬ
Слайд 10
Нарушение лексической сочетаемости
Они твердо верили в неминуемую победу.
В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.
РЕЧЬ
Слайд 11
Источник
Т. П. Скорикова. Практикум по русскому языку и культуре речи. Москва. 2014. Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана
Разделы презентаций
- Разное
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Медицина
- Менеджмент
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
- Юриспруденция
Презентация на тему Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки»
Содержание
-
1.
Упражнения «Лексико-стилистические (речевые) ошибки» -
2.
ПлеоназмПлеоназм – употребление лишних слов.Дорога каждая минута -
3.
ТавтологияТавтология – употребление рядом или близко однокоренных слов.В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения.РЕЧЬ -
4.
Устраните тавтологию1. Строительство школы не должно замирать -
5.
Устраните тавтологию1. Строительство школы не должно замирать -
6.
Фразеологизм Быть (оставаться, находиться) на мёртвой точке -
7.
Устраните тавтологию. Проверка 1. Строительство школы не -
8.
Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово.1. -
9.
Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово. -
10.
Нарушение лексической сочетаемостиОни твердо верили в неминуемую победу.В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.РЕЧЬ -
11.
Источник Т. П. Скорикова. Практикум по русскому -
12.
Скачать презентанцию
ПлеоназмПлеоназм – употребление лишних слов.Дорога каждая минута времени.Соревнования намечены на апрель месяц.Всем участникам семинара организаторы подарили памятные сувениры.РЕЧЬ
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Лексико-стилистические (речевые) ошибки
Упражнения
Слайд 2Плеоназм
Плеоназм – употребление лишних слов.
Дорога каждая минута времени.
Соревнования намечены на апрель
месяц.
Всем участникам семинара организаторы подарили памятные сувениры.
РЕЧЬ
Слайд 3Тавтология
Тавтология – употребление рядом или близко однокоренных слов.
В области сложилась сложная
ситуация с водоснабжением населения.
РЕЧЬ
Слайд 4Устраните тавтологию
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
2. Расширился
бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
Слайд 5Устраните тавтологию
1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
2. Расширился
бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых (плеоназм) конструкций на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
Слайд 6Фразеологизм
Быть (оставаться, находиться) на мёртвой точке — быть (оставаться, находиться
и т.п.) в одном и том же состоянии, без каких-либо признаков движения, изменения, развития.
Слайд 7Устраните тавтологию. Проверка
1. Строительство школы не должно оставаться на мертвой
точке.
2. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше желающих.
3. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное состояние одиночества.
4. Это новая конструкция двери, не имеющая аналогов на мировом рынке.
5. Между этими тренажерами нет существенной разницы.
Слайд 8Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово.
1. Мне возвратили обратно бракованную
вещь.
2. Андрей впервые познакомился с Верой на выставке.
3. Прейскурант цен висел на стене перед входом в зал.
4. Кондратьев написал свою автобиографию год назад.
5. Первый дебют молодой певицы был весьма удачен.
6. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.
7. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
8. Мимика на ее лице была чрезвычайно выразительна.
9. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
РЕЧЬ
Слайд 9Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Вычеркните лишнее слово. ПРОВЕРКА
1. Мне возвратили
/обратно/ бракованную вещь.
2. Андрей /впервые/ познакомился с Верой на выставке.
3. Прейскурант /цен/ висел на стене перед входом в зал.
4. Кондратьев написал /свою/ автобиографию год назад.
5. /Первый/ Дебют молодой певицы был весьма удачен.
6. Фирма объявила о /свободной/ вакансии на место главного бухгалтера.
7. Президент фирмы призвал всех к /совместному/ сотрудничеству.
8. Её мимика /на/ /лице/ была чрезвычайно выразительна.
9. Больной был немедленно госпитализирован /в больницу/.
РЕЧЬ
Слайд 10Нарушение
лексической сочетаемости
Они твердо верили в неминуемую победу.
В стихах Есенина особую роль
Слайд 11Источник
Т. П. Скорикова. Практикум по русскому языку и культуре речи.
Москва. 2014. Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана
Найдите ошибки ,связанные с многословием. 1. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 2.расширился бюджет центра,что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 6. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
Евангелина Зверякова
Вопрос задан 11 октября 2019 в
1 — 4 классы.
-
Комментариев (0)
Найдите лексические ошибки, сгруппируйте их по типам и объясните. Дайте правильный вариант.
Ученики пристально слушали выступление артиста. Зарисовка – это своенравное объяснение материала. После тяжелого приступа больной начал отходить. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной. Это свойство свойственно всем писателям. Питательная маска подпитывает кожу. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Татьяна противопоказана Онегину и Ленскому. Эту передачу слушали по радио на двух континентах – в Арктике и Антарктике. В течение февраля продолжительность суток возрастет на два часа. При хорошем уходе каждое животное будет давать по 12 литров молока. Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взора синего. Качество продукции комбината удовлетворяет современным требованиям. Мы прослушали все лекции. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет. В ночлежке Костылева на нартах ютятся ее обитатели. Артист рассказал нашему корреспонденту о своих планах на будущее. Долгое время ему приходилось простаивать без дела. После экскурсии гостям вручили памятные сувениры.
Помогите, пожалуйста, нужно найти ошибки и исправить предложения. Объяснить в чем заключаются ошибки:
1. Ученики пристально слушали выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
4. Строительство шоклы не должно замирать на мертвой точке.
5. Нельзя нивелировать оценки ученикам.
Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:
Я так думаю что здесь ошибки в таких словах:
1. Ученики пристально слушали выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
5. Нельзя нивелировать оценки ученикам.
Добавлено спустя 5 минут 1 секунду:
1. Можно пристально смотреть, но не пристально слушать. поэтому здесь можно заменить пристально смотреть на внимательно смотрели.
Верно?
Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд:
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
Покорить можно заменить на захватить.
Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
влияет может заменить словм увеличивает
Добавлено спустя 53 секунды:
4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
не слово замирать , а останавливаться.
Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд:
Нельзя нивелировать оценки ученикам.
нивелировать заменяем завышать
Добавлено спустя 1 минуту 24 секунды:
В итоге получается:
1. Ученики пристально смотрели выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло захватить татаро-монгольское иго.
3. Искусство повышает рост культурности человека.
4. Строительство школы не должно останавливаться на мертвой точке.
5. Нельзя завышать оценки ученикам.
Добавлено спустя 42 секунды:
Правильно ли я рассуждаю?
Помогите пожалуйста) Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте все предложения?
1. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все.
2. Автор «Слово о полку Игореве», считает, что следовать рассказам Бояна не следует.
3. Это свойство свойственно всем писателям.
4. Строительство школы не должно замирать на
мертвой точке.
5. Питательная маска подпитывает кожу.
6. Деятельность фирмы становилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.
7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Помогите пожалуйста) Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте все предложения?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
2. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предложениях. 3. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 6. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 7. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.
1.2. 1. Подготовьтесь
к выполнению теста: прочитайте и запомните
правила использования слова в связи с
его лексическим значением
Правила
выбора слова
Правило |
Типичные ошибки |
Пример ошибки |
|
1. |
Употребление |
Задуманные |
|
2. |
Нарушение |
— — |
|
3. Многозначные |
-Столкновение
— Небрежное |
Молодая
( Рост
(Слово |
Молодая
Легко |
4.
Но |
Использование |
Не
и |
|
5. |
Многословие
—
—тавтологии |
:
Упал
Часто Мы Необычный |
Правила сочетания
слов
Правила
лексической сочетаемости фактически
базируются на одном условии:
при употреблении слова в речи необходимо
еще учитывать его способность соединяться
с другими словами.
Соединение слов в словосочетания на
основе их лексического значения имеет
ряд ограничений.
1.
Одинаковые по значению слова (синонимы)
могут по-разному соединяться с другими
словами, например: принято говорить
истинный
друг, но
подлинный
документ;
любить
родину,
отечество, отчизну, но
разлучаться
с родиной,
а не
с отчизной, отечеством
2.Сочетанию
слов может препятствовать их смысловая
несовместимость, которая возникает
вследствие того, что одно из слов
употреблено в несвойственном ему
значении, например: нельзя сказать
фиолетовый
апельсин, облокотиться спиной, вода
горит.
3. При
соединении слов может возникнуть
смысловая неточность, из-за того, что
слово было использовано без учета
ограничений в его лексическом значении.
Так, при употреблении глаголов причинять/
причинить,
необходимо помнить, что в их значении
производить
/ произвести, служить / послужить причиной
чего-нибудь
есть ограничение — чего-нибудь
(неприятного),
поэтому правильно говорить причинять
горе, причинять неприятности,
но нельзя сказать причинять
радость, причинять удовольствие.
Нарушение
лексической сочетаемости может быть
продиктовано сознательным стремлением
автора удивить слушателя (читателя)
необычным соединением слов. Тогда
несочетаемость слов становится средством
создания комического эффекта, лежащего
в основе различных шуток, например: Мы
достигли
зияющих вершин.;;
Трудно поощрять
чужие недостатки,
но еще труднее поощрять чужие достоинства.
4.С
проблемой лексической сочетаемости
связано и правильное использование
фразеологизмов. Фразеологизмы — это
сложные по составу языковые единицы,
имеющие устойчивый характер: ломать
голову, сгущать краски, кот наплакал и
т.д.. Многие фразеологизмы можно заменить
одним словом, например: раскинуть
умом – подумать,
пятое колесо в телеге –
лишний.
Для
фразеологизмов характерно:
—
постоянство лексического состава (т.е.
большинство фразеологизмов не допускают
включения новых слов: нельзя сказать
еще
ниже потупить печальный взор
вместо потупить
взор)/
Не может быть также оправдано и сокращение
фразеологизма, например: Успехи
этого студента желают лучшего
(правильно: …оставляют
желать лучшего).
Нельзя допускать искажение лексического
состава фразеологизма: Не
мудрствуя долго (правильно:
…лукаво)
или замена предлога: ставить
точки на И
(правильно: …над
И),
семи
пядей на лбу
(правильно: …во
лбу);
—
устойчивость грамматического строя
(т.е. в них обычно не меняются формы
слова: нельзя сказать бить
баклушу вместо
бить баклуши).
—
точность и определенность значения
(т.е. фразеологизм обладает цельным
значением, которое не складывается из
значения слов, входящих в него). Для
характеристики фразеологизма используется
термин идиоматичность
(смысловая неразложимость, слитность,
неделимость выражения на отдельные
компоненты) Это значит, что фразеологизм
нельзя понять, исходя из значения его
компонентов. Примером могут служить
выражения, в состав которых входят одни
и те же слова, как то: синий
чулок
(женщина,
всецело поглощенная книжными и научными
интересами)
и
синяя
птица
(прекрасная, но недостижимая мечта,
символ счастья, удачи).
Невнимательное
отношение к правилам использования
фразеологизма ведет к его дефразеологизации
(семантическому распаду), что в свою
очередь формирует ошибку в речи.
1. 2. 2.Выполните
тест
Задания |
Варианты ответа |
1.Речевая |
а) б) в) |
2. |
а) б) в) г) |
3. |
а) б) в) г) |
4.Данное В
(Т. |
а) б) в) г) |
5. |
а) б) в) г) |
6. |
а) б) в) г) |
7.Речевая |
а) б) в) г) |
8.Следующая Океан, |
а) б) в) г) |
9.Нет |
а) б) в) г) |
10.Значение |
а) б) в) г) |
11.Условия, |
а) б) в) г) |
12.Паронимы |
а). б).Мы в).Самоотверженный г).По |
13.Речевая |
а). б). в). г). |
14. |
а) б) в) г) |
15. йОгурт поделка фальшивый ветряной |
а) б) в) г) |
16. |
а) б) в) г) |
17.Нормы |
а) б) в) г) |
1. 2. 3. Проверьте
правильность ответов
1 -а; 2 – б и в; 3 —
б; 4 — а; 5 — г; 6 – б и г; 7 — а; 8 — а; 9 — г; 10 — в;11
– б;12 – а и б; 13 – в;14- б; 15 — б;1 6.в; 17 – в
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #