Занять точку зрения ошибка

Синтаксические ошибки

1.
Очень много ошибок связано с неправильным
управлением глагола или существительного,
постановкой неправильного падежа
существительного после предлога,
употреблением после глагола или
существительного неправильного предлога:
«В письме мать описывает о путешествии»
вместо «описывает путешествие», «Мы
действуем согласно распоряжения
директора» вместо «согласно распоряжению»,
«Заведующий склада отдал распоряжение»
вместо «заведующий складом», «График
нарушен вопреки указания директора»
вместо «вопреки указанию», «Павел пришел
с армии» вместо «из армии».

2.
Нередко в предложении употребляется
общее дополнение при двух управляющих
словах. Ошибка появляется в том случае,
если глаголы управляют разными падежами:
«Любить и наслаждаться природой» (любить
природу и наслаждаться ею), «Смотреть
и любоваться картиной» (смотреть на
картину и любоваться ею), «Ухаживать и
содержать дочь» (ухаживать за дочерью
и содержать ее).

3.
Ошибочным является нагромождение
(нанизывание) в пределах предложения
одних и тех же падежных форм: «Для решения
задачи ускорения подъема уровня сельского
хозяйства следует увеличить вложения
в сельскохозяйственное производство»;
«Степь» – это итог сложных исканий
Чехова своей творческого почерка».
Подобное нанизывание родительных
падежей характерно для канцелярского
стиля.

4.
Неправильно соединять в качестве
однородных членов предложения слова,
выражающие вещественно неоднородные
понятия: «Изучать менеджмент и засолку
огурцов». Иногда этот прием осознанно
используется для создания комического
эффекта: «Лев Саввич Турманов, дюжинный
обыватель, имеющий капиталец, молодую
жену и солидную плешь…» (А. Чехов).

Не всегда слова
разных частей речи могут образовывать
ряд однородных членов, например, не
сочетаются существительные и неопределенная
форма глагола: «Я люблю игру на фортепьяно
и петь в хоре», «Он попросил чаю и
переночевать в доме». Ошибкой является
соединение в качестве однородных
синтаксических конструкций члена
предложения и придаточного предложения:
«Он посмотрел фильм, нашумевший в
кинематографических кругах и который
только что вышел на экран».

5. Иногда в результате
ошибочного построения предложения
возникает двусмысленность. В следующем
предложении, например, двусмысленность
связана с тем, что управляющее слово
может быть соотнесено с разными
однородными членами, входящими в
сочинительный ряд: «Народ требовал
ликвидации преступности и зарплаты».

Ошибочная смысловая
связь слов может возникнуть в результате
того, что местоимение которыйобычно
формально относится к ближайшему
предшествующему существительному:
«Пригнали с поля коров крестьян, которых
срочно надо было доить».

6. Синтаксической
ошибкой является неправильный порядок
слов в предложении: «Раскольников не
только убил старуху-процентщицу, но и
ее сестру»; «Студенты прослушали спецкурс
по фонетике профессора Иванова» (какова,
интересно, была его фонетика?); «Открыта
новая гостиница для командированных
со всеми удобствами». Нарушение порядка
слов может быть и в причастном обороте:
«Приведенные факты в газете свидетельствуют
о коррупции чиновников».

7. Нередко причиной
ошибки является неправильная координация
(согласование) подлежащего со сказуемым:
«Ряд предложений остались нерассмотренными»
(в предложении нужно: формальное
согласование – ряд…остался), «Ряд парт
было придвинуто к стене» (нужно: –
ряд…был придвинут), «Тридцать одна
делегация принимали участие в совещании»
(нужно: принимает), «Женщины, в том числе
Анна Петровна, выразила свое возмущение»
(нужно: женщины…выразили), «Все, кто
видел море, не забывает его» (нужно:
все…не забывают).

8. Ошибки появляются
при смешении прямой и косвенной речи:
«Петя познакомил меня со своей девушкой
и сказал, что я вскоре на ней женюсь»
(нужно: что он вскоре на ней женится);
«Светлана сказала брату, что ты не
придешь вовремя» (нужно: что он не придет
вовремя). В косвенной речи личные и
притяжательные местоимения и лица
глагола употребляются с точки зрения
автора, а не лица говорящего.

9. Часто в устной,
а иногда и в письменной речи после
подлежащего-существитель­ного
появляется незакономерное местоимение
третьего лица ОН, ОНИ, вторично обозначающее
подлежащее: «Ларины, онибыли
представителями поместного дворянства»,
«Чернышевский,онбыл
революционер-разночинец».

10. Весьма
распространены ошибки, связанные с
неправильным употреблением деепричастного
оборота. Общее правило требует, чтобы
обозначаемое деепричастием действие
относилось к подлежащему предложения,
поэтому ошибочным являются следующие
примеры: «Возвращаясь домой, Бориса
застиг дождь»; «Будучи в Москве, меня
пригласили в гости к знакомым».

Не используются
деепричастные обороты в безличных
предложениях типа «Пробежавшись до
околицы, мне стало жарко». При наличии
в данном случае логического подлежащего
МНЕ здесь отсутствует грамматическое
подлежащее, которому можно было бы
приписать действие, выраженное
деепричастием. Возможно употребление
деепричастного оборота лишь в безличном
предложении при неопределенной форме
глагола: «Вставляя пропущенные буквы,
надо вспоминать соответствующие
правила».

Задания тестов,
связанные с определением норм сочетаемости
слов, включают примеры с речевыми
ошибками двух типов: во-первых,
словосочетания, в которых нарушены
нормы
лексической сочетаемости
(нельзя объединять слова с определенным
значением); во-вторых, словосочетания,
в которых нарушены нормы
грамматической
сочетаемости слов. Это прежде всего
примеры неправильного глагольного и
именного управления, т.е. существительные
после глаголов или существительных в
примерах с речевыми ошибками стоят не
в том падеже, неправильно использован
тот или иной предлог. Внимательно
проанализируйте примеры с речевыми
ошибками, распределенные на две группы
в зависимости от характера ошибок.

НОРМЫ лексической
СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ

Упражнение
90.
Найдите ошибки, связанные с лексической
сочетаемостью, в приведенных ниже
словосочетаниях. Исправьте все допущенные
ошибки.

Улучшить
уровень обслуживания, вышли на субботник
в полном количестве, уровень жизни
уменьшился, поднять тост, одержать
первенство, взаимное уважение друг
друга, занять звание чемпиона, нетерпимая
жизнь, писатель русской классики, кануть
в историю, возрасти в глазах окружающих,
оказать вред, гениальный виртуоз музыки,
превратить мечту в жизнь, написать тему
природы, одержать успехи, лить много
слов, делать привилегии кому-либо, играть
первостепенное значение, выразить свой
ответ, идти один за одним, гостиница для
командировочных, неприглядная темень,
благодаря травме, смотреть в глаза
фактов, основать свою позицию или
концепцию, занять точку зрения
подчиненного, оказать пользу, терпение
переполнилось, в апреле месяце, оказать
впечатление, понятливое объяснение,
освоить дурную привычку, более двух
суток времени, большая половина, делать
жертвы, провести контакты с партнерами,
подорожание цен, подростки занимаются
преступлениями, давать сопротивление,
реалистический подход.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Читайте также :

Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.

Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.

Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.

Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

играть значение, уделять значение иметь значение, уделять внимание
не имеет роли не играет роли
постигать навыки приобретать навыки
повысить кругозор расширить кругозор
поднять тост произнести тост, поднять бокал за…
дать поддержку оказать поддержку
одержать первенство одержать победу, завоевать первенство
пристально слушать внимательно слушать
быть в поле внимания быть в поле зрения
стремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускается
дешёвые цены низкие цены
оплатить штраф заплатить, выплатить штраф
повышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджа
повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции
улучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояния
рост экономики рост экономических показателей
оказать заботу проявить заботу
улучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживания
одержать поражение потерпеть поражение
приобрести уважение заслужить уважение
глубокая весна поздняя весна
оказать впечатление произвести впечатление

Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.

Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.

Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.

Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.

В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:

  • Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
  • Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
  • Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.

Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.

Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:

  • удовлетворять требования — отвечать потребностям
  • беседа проведена — лекция прочитана
  • возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
  • принять меры — предпринять шаги
  • повысить уровень — улучшить качество
  • приобрести известность — заслужить уважение
  • играть роль — иметь значение

Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.

В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:

А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:

Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.

Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.

Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.

В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:

Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?

Русский язык | 10 — 11 классы

Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.

Улучшить уровень обслуживания ; одерживать первенство ; писатель русской классики ; кануть в историю ; одержать успехи ; делать привилегии кому — либо ; играть первостепенное значение ; занять точку зрения подчинённого ; оказать пользу ; терпение переполнилось ; в апреле месяце ; подростки занимаются преступлениями ; давать сопротивление.

Повысить уровень обслуживания ; одерживать победу ; русский классик ; кануть в лету ; добиться успехов ; играть первостепенную роль ; поддержать точку зрения подчиненного ; оказать помощь ; терпение кончилось ; в апреле ; подростки совершают преступления ; оказать сопротивление.

Помогите с заданием, пожалуйста?

Помогите с заданием, пожалуйста.

Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении.

Сильная очередь за билетами, высокое атмосферное давление, проливной дождь, оказать вред, произвести впечатление, делать жертвы во имя прогресса, получить фиаско, одержать успехи, делать привилегии кому — либо, нетерпимая мука, не скрывать сатиры, критичный человек, одеть новые туфли, проводить выборную кампанию, деловое предложение, надеть на палец кольцо, придворный переворот, уплатить билет, основать выводы, усвоить капиталовложения.

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказат?

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказать внимание на вопрос 8) занимать значительную роль 9) взаимные переговоры 10) уверенность в победе.

Найдите в предложении лексическую ошибку?

Найдите в предложении лексическую ошибку!

Большое значение в этой истории сыграл счастливый случай.

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление?

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить?

Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить удовольствие пристально слушать петь фимиам рассыпать дифирамбы дорогие(дешевые)цены одержать первенство причинять пользу поднять тост.

Найдите и исправьте лексические ошибки?

Найдите и исправьте лексические ошибки.

А) Каковы ваши планы на будущее.

Б) В этом заплыве мы одержали поражение.

В) Но чтобы жертва её была действительна, она должна быть полной жертвой.

Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству?

Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству.

2) Я поступил бы на более привилегированный факультет.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ?

Найдите ошибки , объясните и исправьте их .

Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация)?

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация).

1. Благодаря войне, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.

Устраните лексические ошибки?

Устраните лексические ошибки.

Следственные органы расследовали преступление, связанное с нелегальным бизнесом.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Я живу в новом доме не далеко то Волги. Сейчас каникулы, и у меня много свободного времени. Утром я обычно встаю и подбегаю к окну и долго смотрю , как к речному вокзалу подплывают теплоходы . В 8 часов мама и папа уходят на работу , а я иду гулят..

В слове «общение нет приставки. Попробуй употребить слова без приставки.

Ответы для студентов

Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:

Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.

Для подготовки ответов были использованы:

  • толковые словари;
  • юридические словари;
  • этимологические словари;
  • правовые системы (Консультант +, Гарант);
  • учебные пособия и книги;
  • курсы лекций;
  • энциклопедии;
  • личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.

Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:

ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ
ЭКОНОМИКА ЭТИКА
РИМСКОЕ ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ТРУДОВОЕ ПРАВО
УГОЛОВНОЕ ПРАВО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ИНФОРМАТИКА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВА ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.

Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.

Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!

Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/377487_najdite-i-ispravte-osibki-svazannye-s/

http://youranswers.ru/otvety-po-russkomu-yazyku/laboratornye-raboty-po-russkomu-yazyku

Если ты твердо решил апгрейднуть свою речь и знания русского языка, нужно начинать серьезную борьбу с ошибками, которые ты совершаешь практически ежедневно. Мы собрали десяток слов и выражений, которые раздражают абсолютно всех, кто так или иначе разбирается в нормах языка. Чтобы встать на путь исправления и перестать вызывать у собеседников чувство, что они общаются с безграмотным человеком, начни употреблять эти фразы правильно.

1. «Крайний раз»

В последнее время употребление слова «крайний» вместо прилагательного «последний» возросло в несколько раз. Всё дело в том, что люди видят в слове «последний» негативный оттенок. Практически никто не будет задавать вопрос «Кто последний в очереди?» или «Что ты делал в последний день недели?», но оправдана ли такая замена?

Слово «крайний» употребляли люди, чья профессия была связана с высоким риском для жизни, — летчики, альпинисты, подводники. Для людей этих специальностей слово «крайний», можно сказать, профессиональный сленг. Они старались исключить из своей речи слово «последний», чтобы их путешествие и правда не стало последним в жизни.

Но всем остальным филологи советуют не делать такую необоснованную замену и не бояться прилагательного «последний».

2. «Займи мне денег»

Это словосочетание всем сердцем ненавидят те, кто понимает, как нужно говорить правильно. Если ты хочешь взять у кого-то деньги на определенный срок, то есть в долг, нужно сформулировать просьбу так: «Одолжи мне денег» или же «Можно занять у тебя денег?» Нельзя просить кого-то занять тебе деньги, потому что слово «занять» имеет значение «взять взаймы», то есть, говоря максимально упрощенно, ты вкладываешь в эту фразу другой смысл.

12 самых длинных слов в разных языках мира

3. «Оплатить за проезд»

Одна из самых распространенных ошибок в речи, особенно у людей, которые часто пользуются общественным транспортом. Запомни: проезд можно только оплачивать (ну или платить за него).

«Оплатить» — это переходный глагол, который может сочетаться с существительными в винительном падеже без вспомогательных предлогов. Так что не отягощай свою речь лишними словами и не своди с ума филологов.

4. «Оплата по карте»

Похожая ситуация обстоит и с этой фразой — помнишь про переходный глагол «оплатить»? Так вот, здесь ему тоже не нужны предлоги. Ты же не говоришь «оплатить по деньгам»?

Попробуй задать проверочный вопрос: оплатить что? (товар, услугу, покупку), оплатить чем? (деньгами, бонусами, картой). Так что, если вдруг тебе захочется сказать «оплата по карте», вспомни эту небольшую подсказку.

5. «Присаживайтесь»

«Присаживайтесь» звучит неуклюже, хотя многие из нас даже не задумываются об этом. Просто однажды вдруг возникло негласное правило, что вместо «садитесь» следует употреблять глагол «присаживайтесь». Некоторые объясняют эту тенденцию тем, что слово «садитесь» будто бы вызывает тюремные ассоциации.

Если начать разбираться в значении глагола «присаживайтесь», можно выделить такие определения: присаживаться — значит опускаться на полусогнутых ногах или сесть куда-либо на короткое время (пример: присесть на дорожку). Так что твое предложение присесть собеседник может воспринять не как вежливый жест, а как попытку сократить разговор, быстрее выпроводить его откуда-либо. Запомни: если хочешь вежливо пригласить кого-то сесть — говори «садитесь».

6. «Денежка», «человечек», «днюшка»

А также «винишко», «печалька», «вкусняшка» и другие слова, над которыми знатно поиздевались, прежде чем сказать (написать) их. Это интернет-сленг, который стремительно выходит за пределы Сети. Взываем к твоему здравомыслию: у тебя есть возможность остановить всемирное помешательство на уменьшительно-ласкательных суффиксах! Да, возможно, это неплохой способ показать свою доброту, но излишняя склонность к смягчению слов невероятно раздражает окружающих.

Дома или в компании друзей используй эти слова в тех количествах, которые позволяют тебе поддерживать отношения с близкими. А вот в присутствии знакомых или коллег лучше воздержаться от этого. Литературный язык, конечно, дружелюбен, но уменьшительно-ласкательными формами слов злоупотреблять не стоит. Не переходи границы.

7. «Скучаю за тобой»

Конечно, люди скучают по-разному: кто-то скучает «по вас», кто-то — «по вам», а кто-то и вовсе — «за вами». Но скучать нужно уметь правильно, и мы попробуем научить тебя этому нелегкому искусству.

Во многих словарях фраза «скучаю по вас» отмечена как устаревшая. Чего не скажешь о выражении «скучаю по тебе» — на сегодняшний день это самый бескомпромиссный вариант. К тому же вернемся к излюбленному методу проверки — к вопросам. Ты же скучаешь не за кем-то («за тобой») — скучать можно лишь по кому-то.

9 слов, которые мешают тебе грамотно изъясняться

8. «Закончил школу/университет»

Так повелось, что школу, университет, техникум и другие образовательные организации «заканчивают». На деле же это одна из самых популярных ошибок, не более.

Глаголы «окончить» и «закончить» передают схожий смысл, но только в значении «доводить дело до конца, завершать что-либо». К примеру, ремонт можно и окончить, и закончить. Если же речь идет о завершении обучения, правильно будет говорить «окончил»: «окончил школу», «окончил курсы» и т. д. Если ты боишься запутаться, запомни, что выпускников поздравляют именно с окончанием чего-либо.

9. «Предоставленные неудобства»

«Приносим извинения за предоставленные неудобства» — слышал ли ты хоть раз в жизни эту фразу? Если да, то теперь ты знаешь, что мало просто извиниться — нужно еще и постараться сделать это грамотно.

Словосочетание «предоставленные неудобства» — это обыкновенная речевая ошибка, которую часто допускают из-за неверного употребления паронимов «доставить — предоставить».

Дело в том, что глагол «предоставить» имеет значение «дать какую-либо возможность». Можно предоставить какие-либо услуги или привилегии. Глагол «доставить» имеет сразу несколько значений: привезти/принести что-либо в определенный пункт («доставить пиццу») и оказать влияние на получение чего-либо («доставить неприятности»).

Неудобства нельзя предоставить. Правильно говорить: «Приносим извинения за доставленные (или причиненные) неудобства».

10. «Ты с Ростова?»

Стоит отметить, что никаких претензий к городу мы не имеем — речь идет именно об употреблении предлога «с».

Запомни: предлог «в» употребляется как антоним предлогу «из», а предлог «на» — антоним «с». То есть если кто-то едет «в» Ростов, то возвращаться он будет «из» Ростова. По аналогии: если кто-то уехал «на» Камчатку, то приедет он «с» Камчатки.

Как отстоять свою точку зрения и зачем это нужно?

Как часто вам приходится уступать? И как часто вы это делаете не из уважения к чужому мнению, а просто потому, что не научились отстаивать собственную точку зрения? Мы сейчас не о том, нужно ли отстаивать свою точку зрения по мелочам или вопросам, которые не касаются ваших дел.

Если кто-то считает лучшим футболистом «всех времен и народов» Криштиану Роналду, а вы полагаете, что лучше всех играет Лионель Месси, однако не хотите тратить время на спор по данному поводу, то и не нужно. Тем более что среди многочисленных футбольных рейтингов найдутся как такие, что ставят выше Роналду, так и те, что отдают предпочтение Месси.

А вот если речь зашла о делах, которые касаются непосредственно вас, и уступки могут иметь далеко идущие негативные последствия, тут обязательно нужно уметь отстаивать свою точку зрения. Научиться этому можно на наших программах «Лучшие техники коммуникаций» и «Построение отношений». А некоторые базовые навыки вы получите прямо сейчас, если прочитаете нашу статью.

Почему нужно уметь отстаивать свою точку зрения?

Думается, особых вопросов относительно того, почему нужно отстаивать свою точку зрения, у большинства не возникает. С такой необходимостью сталкивается каждый из нас, начиная с самого раннего детства.

Иначе большинству из нас вряд ли дали бы лишнюю конфету, а в обмен на съеденный суп почти всегда дают. А в школе пришлось бы постоянно слушать упреки из-за каждой плохой оценки, если не прекратить этот балаган учителей и родителей вовремя, твердо сказав, что вы делаете все от вас зависящее, однако способности у всех разные, поэтому ставить вам в пример единственную на параллели отличницу Машу не вполне корректно.

На старте профессиональной карьеры вам наверняка приходилось убеждать работодателей, что вы справитесь с поставленными задачами, хотя у вас и нет опыта. И те из вас, кто сумел аргументировано отстоять свою точку зрения, получили работу и, скорее всего, таки да, справились с поставленными задачами. Просто потому, что люди, которые заранее обдумывают аргументы для будущей беседы, обычно в состоянии заранее изучить нюансы своих будущих профессиональных обязанностей и понять, что от них требуется на работе.

Ничуть не менее важно правильно отстоять свою точку зрения в личных отношениях и семейной жизни. Под словом «правильно» подразумевается, как минимум не поссориться, а в идеале – получить от своей второй половинки все, что нужно, при этом сохранив свои личные границы и не превращаясь в «подкаблучника» или домохозяйку, безвылазно сидящую в четырех стенах.

А когда вы стали совсем взрослыми и уже ваши дети понесли вам «двойки» по разным предметам и предъявили свои «хотелки», начиная от игрушек и заканчивая безлимитными посещениями ночных клубов, вам снова пригодилось умение отстоять свою точку зрения. Хотя бы для того чтобы объяснить детям, почему не всегда есть возможность купить все, что захочется, зачем нужно хорошо учиться и каким образом будет взаимосвязана их успеваемость с разрешением потусоваться в клубе.

Если все вышеперечисленное не всегда получалось и не получается до сих пор, самое время разобраться и научиться, как отстоять свою точку зрения.

Как научиться отстаивать свою точку зрения: советы психологов

Советов психологов, как аргументированно отстаивать свою точку зрения, сегодня превеликое множество. Мы выбрали для вас самые простые, понятные и легко исполнимые в повседневной жизни. Разумеется, у разных психологов могут встречаться сходные рекомендации ввиду того, что есть базовые моменты, эффективность которых подтверждена самой жизнью. Итак, начнем!

И начнем мы с «5 советов, которые помогут отстоять свою точку зрения» [Р. Махов, 2021]. Думается, 5 советов запомнить и применить не очень сложно, а польза от них заметная.

Топ-5 основных советов, как отстоять свою точку зрения:

  1. Критиковать позицию, а не человека – следует воздержаться от «перехода на личности», и, если вы обсуждаете проект, говорить о проблемах проекта, а не о том, «какой дурак этот автор проекта».
  2. Использовать достоверные данные – любое мнение выглядит более авторитетным, если подкреплено цифрами и фактами из компетентных источников.
  3. Цитировать дозированно – подумать, насколько та или иная цитата усилит вашу аргументацию. Если цитата никак не усиливает вашу аргументацию, лучше воздержаться.
  4. Подавать информацию простым понятным языком – это особенно важно, если в качестве зрителей или слушателей присутствуют не специалисты по теме или же люди, которые не застали, с чего началась дискуссия.
  5. Быть вежливым – грубость еще никого не украшала, зато часто служила переходной фазой между дискуссией и дракой. Это лишнее, потому что драка опасна не только потенциальным травматизмом, но и проблемами с законом.

В некоторых ситуациях нужно не просто умение отстаивать свою точку зрения, но и способность убедить в своей правоте собеседника. Например, если вам необходимы именно его помощь и содействие, а он не слишком желает участвовать в ваших делах и помогать реализации ваших планов. Вам в помощь подборка советов «Научиться убеждать: как правильно отстаивать свою точку зрения» [Elle Girl, 2020].

Как убедить в своей правоте:

  • До начала беседы изучить оппонента, его привычки, цели, ценности и идеалы. В этом случае будет проще найти нужные аргументы.
  • До начала разговора определиться, чего именно нужно достичь в ходе беседы, и сформулировать цель максимально четко и кратко. Так больше шансов, что собеседник в принципе станет обдумывать ваши аргументы.
  • Сохранять спокойствие и вежливый тон. Скандал не только плохо выглядит со стороны, но и отдаляет от желаемой цели, потому что обиженный и разозленный человек вряд ли захочет вам помогать и принимать вашу точку зрения.
  • Следить за речью, потому что важен не только вежливый тон, но и логическое построение мысли, четкость формулировок, адекватный теме беседы тон и тембр голоса. Над постановкой голоса можно поработать с помощью нашего курса «Развитие голоса и речи».
  • Отвечать за себя и воздержаться от выражений наподобие «А вот там-то давно так делают, и все нормально». Вы не «там» и вы не можете знать полностью всю ситуацию, которая сложилась «там» и почему «там» поступили так, а не иначе.

Очень часто люди отстаивают свою точку зрения, суть своей позиции вовсе не потому, что хотят кого-то в чем-то убедить, а потому, что предложение собеседника категорически неприемлемо. Тут могут помочь советы когнитивного психолога, автора и ведущего тренинга ассертивности Сергея Харитонова, изложенные в его статье «Не согласны? Так и скажите!» [С. Харитонов, 2019]. Поясним, что ассертивность в двух словах можно определить как «вежливую настойчивость». А теперь – собственно к советам когнитивного психолога.

Как сказать «нет»:

  • Техника «заезженной пластинки» – повторять настойчиво, на разные лады, ту мысль, которую вы хотите донести до человека. Например, если вы хотите сказать «нет» бесконечным опозданиям сотрудника, говорите, что его опоздания мешают нормальному рабочему процессу, что вы понимаете, как далеко он живет, поэтому рекомендуете выезжать заранее и т.д.
  • Подбирать слова так, чтобы не цеплять самолюбие собеседника – например, вместо «это глупо звучит» сказать «мне кажется это не вполне уместным». Или в магазине вместо «Вы не дали мне сдачу» сказать «По-моему, здесь меньше, чем должно быть».
  • Использовать вводные обороты речи, которые смягчают удар по самолюбию – например, «Не хочу показаться излишне назойливым, но я вам уже говорил, что так оформлять документы нельзя».
  • Запасаться аргументами – если вам трудно отказать коллеге в помощи, однако вы сами «зашиваетесь» со своей работой, дайте развернутый ответ, что вы «Не сможете помочь, потому что сейчас готовите срочный отчет для начальства, а дальше нужно будет разобраться с большим количеством документов, и сейчас непонятно, сколько времени это может занять».

Эти советы полезны не только, когда вы хотите сказать нет, но и тогда, когда желаете о чем-то попросить. В этом случае аналогично следует воздержаться от жестких категоричных формулировок. Например, вместо «Вы должны повысить мне зарплату» поинтересоваться, при каких условиях возможно повышение зарплаты, что для этого нужно сделать, что в компании является основанием для повышения зарплаты.

И, конечно, запастись аргументами, почему начальство в принципе должно рассматривать вопрос повышения вашей зарплаты. Например, вы долго работаете на эту организацию, вы достигли формальных показателей, при которых предполагается повышение зарплаты, или возросла среднестатистическая зарплата для вашей должности в среднем по отрасли.

В контексте советов на тему, как вежливо отказать и как отстоять свою точку зрения, весьма интересны рекомендации, разработанные НИУ «Высшая школа экономики» [НИУ ВШЭ, 2018]. Специфика вуза такова, что там учатся студенты, нацеленные на карьеру, и их учат тому, что каждый человек имеет право на свое мнение и на то, чтобы его отстаивать. Следовательно, такое право есть и у вас.

Кроме того, несогласие кого-то с кем-то вовсе не обязано быть причиной или поводом для конфликта. Более того, мнения не обязательно делятся на правильные или неправильные, они просто могут быть разными. Для начала посмотрим, как в НИУ ВШЭ учат выражать несогласие:

  • Утверждать свое несогласие прямым текстом: «Нет, я не согласен».
  • Выражать свое сомнение в конструктивной форме и пояснять причины своего несогласия: вместо «Это не сработает» усомниться, приведет ли предлагаемое решение к вашей общей цели.
  • Разграничивать факты и свое видение ситуации с помощью оборотов «Мой опыт показывает», «Я полагаю» и прочих подобных выражений.
  • Менять свое мнение только в контексте новой информации, которая ранее не была известна, но никак не под давлением эмоций.
  • Выражать частичное согласие, если это возможно, в формате «изменения, конечно, нужны, но не такие радикальные, как предлагаете вы».

Теперь советы для случаев, когда необходимо кому-то в чем-то отказать:

  • Отказ должен быть кратким без пространных объяснений.
  • Пояснения, если таковые необходимы, должны быть краткими и по существу.
  • Оправдания не нужны, поэтому не нужно их придумывать.
  • Слишком усердные извинения наподобие «Мне ужасно жаль» в деловой среде неуместны.
  • Для отказа лучше использовать более медленный темп речи и говорить с расстановкой, потому что быстрая резкая речь в этой ситуации звучит грубо и невежливо.

Если вы сомневаетесь, отказать или нет, и вам для этого нужно проверить наличие времени и прочих ресурсов для выполнения просьбы, так и скажите, что сможете ответить, например, завтра, когда будете знать свою загрузку на день.

Для тех, кому сфера применения этих методов кажется слишком ограниченной и пригодной только для общения интеллигентных воспитанных людей, напомним, что выпускники НИУ ВШЭ, как правило, именно в такой среде и работают после окончания вуза. Если же вы волею обстоятельств оказались в среде, где логику и компромиссы не приемлют, а вежливость является синонимом слабости, лучшее, что вы можете сделать, это подумать, как покинуть такую среду обитания.

Кроме того, для представителей деловой сферы можно порекомендовать материал «Как научиться спорить с максимальной пользой и решать в споре проблемы компании» [Ведомости, 2019]. Тут базовые постулаты следующие:

  • Все участники дискуссии являются соратниками, а не противниками.
  • Общей целью является поиск общего решения.
  • Все мнения, высказанные с этой целью, подлежат обсуждению.
  • В дискуссии нет победителей, потому что победителями могут быть лишь все и в случае, если компания добьется успеха.
  • Все участники дискуссии равны.

Кроме того, любая компания выиграет, если заранее утвердит правила любых дискуссий и обсуждений:

  • Обсуждать тему и изъясняться по существу, без витиеватых формулировок.
  • Воздержаться от дискуссий на тему, кто больше всех переживает за результат, кто умнее, круче, влиятельнее и т.д.
  • Не переходить на личности.
  • Применять на практике «презумпцию невиновности» и исходить из того, что все участники обсуждения действуют с хорошими намерениями в интересах компании.
  • Разграничивать факты и их возможную интерпретацию.
  • Проверять достоверность фактов и любой информации, используемой для принятия решений.
  • Останавливать обсуждение, если участники отвлеклись от изначальной темы, и возвращаться к заданной теме.
  • Поощрять участников дискуссии за то, что их идеи продвигают компанию к цели, а не за то, что они «правы».

Отметим, что за основу материала взяты принципы, изложенные в книге Dream Teams: Working Together Without Falling Apart («Команда мечты: работать вместе, не разваливаясь») [S. Snow, 2018]. Разумеется, в этой книге намного больше умных полезных мыслей. В материале использованы лишь те, что отвечают обсуждаемой тематике.

Часто конструктивное обсуждение с защитой своей точки зрения не происходит потому, что люди боятся «выделиться» и стремятся «присоединиться к большинству» и к мнению большинства. Этот эффект называется «групповым подкреплением», и групповое подкрепление вовсе не безобидное явление.

Вплоть до того, что вы рискуете неправильно истолковать мнение большинства, пока будете больше озабочены тем, как его «угадать», нежели тем, как будет лучше для общего дела. К слову, неверная трактовка общественного мнения случается достаточно часто и даже имеет свое название: «парадокс Абилина».

Под «парадоксом Абилина» понимается ситуация, когда группа людей может принять решение, которое противоречит индивидуальному выбору любого из членов группы. Теперь поясним подробнее.

Абилин – это небольшой городок в Техасе, и именно туда вдруг решила отправиться на обед группа туристов. Обед оказался невкусным, дорога туда и назад – утомительной, а в конце путешествия выяснилось, что никто из группы ехать туда не хотел и поддержал идею «за компанию», потому что посчитал, что все остальные хотят туда ехать.

Избежать таких накладок поможет техника D.E.S.C., где буквы расшифровываются следующим образом:

  • Describe (описывать) – всегда следует описать и пояснить свои сомнения, если они у вас есть. Как минимум, сообщить, что они у вас есть и в чем их суть, и часто этого оказывается достаточно, чтобы к вам «подтянулись» единомышленники.
  • Express (выражать) – выразите заинтересованность в успехе мероприятия и обеспокоенность, что предлагаемые действия могут не привести к успеху.
  • Specify (указывать) – укажите на возможные альтернативы, которые с большей вероятностью помогут добиться успеха.
  • Come to an agreement (прийти к согласию) – чтобы прийти к единому мнению, следует стимулировать остальных участников обсуждения высказаться. Например, «А что по этому поводу думают все остальные/ Вася / Петя / начальник транспортного цеха?»

Кто не совсем понял, причем тут начальник транспортного цеха, рекомендуем посмотреть знаменитый монолог Романа Карцева «Транспортный цех», посвященный обсуждению производственных проблем на ликеро-водочном заводе. Там, кстати, вы найдете немало примеров, как нужно и как не нужно отстаивать свое мнение.

И, конечно, обзор будет неполным, если мы не расскажем, как же отстаивать свою точку зрения в общении с начальником. Далеко не все компании практикуют общение и обсуждение рабочих моментов, что называется, «на равных», как нам расписывают модные заморские коучи. Итак, как же общаться в случае, когда «субординация превыше всего»?

Как отстаивать свою точку зрения в общении с начальником?

Выше мы уже затронули вскользь тему общения с начальником. Конечно же, круг тем для общения с начальством может быть заметно шире, чем повышение зарплаты. Чем выше ваша должность в иерархии компании, тем больше общих тем для обсуждения с руководством и тем чаще вам приходится этим заниматься.

Разумеется, ваши мнения не могут совпадать постоянно. И часто в интересах дела отстоять свою точку зрения, а не потакать начальнику, который занят множеством административных забот и не всегда может держать в фокусе внимания все нюансы и аспекты проекта. Тут вам может помочь материал «Как правильно отстаивать свою точку зрения, когда начальник не прав» [FinExecutive, 2019].

Для начала эксперты советуют задаться следующими вопросами:

  • Действительно ли вы правы настолько, чтобы спорить с начальством?
  • Поможет ли ваша точка зрения достичь целей компании?
  • Точно ли вы желаете принести пользу компании или просто хотите потешить свое самолюбие, настояв на своем?
  • Будут ли вас слушать, или любое мнение, отличное от руководящего, это традиционно пустая трата времени?

Если вы, озадачившись этими вопросами, пришли к выводу, что нужно отстаивать собственную точку зрения, действовать лучше следующим образом:

  • Еще раз подумайте, насколько ваш начальник адекватен и готов воспринимать альтернативное мнение. Если он нетерпим и не желает никого слушать, разговор априори обречен на неудачу.
  • Удостоверьтесь, что вы более компетентны и информированы по обсуждаемому вопросу, чем начальник. Иначе вас не будут слушать с полным к тому основанием, и еще потом упрекнут в неподготовленности.
  • Подумайте, насколько ваши идеи приближают начальника к его истинным целям. Помните, что истинные цели начальника могут существенно отличаться от задекларированных целей компании.
  • Не соглашайтесь, если вы не согласны. Как именно сказать «нет», мы уже обсудили ранее.
  • Приготовьтесь внимательно выслушать начальника. Если окажется, что он информирован по обсуждаемому вопросу лучше, чем вы, не настаивайте на своей точке зрения. Как минимум, возьмите паузу для анализа новой информации.
  • Воздержитесь от жестких формулировок и заранее продумайте более мягкие варианты. Фраза «Вы не правы» в отношении начальника будет воспринята как невежливость, и это отчасти так и есть.
  • Зафиксируйте договоренности и проговорите вслух тезисно все, к чему вы придете в ходе обсуждения. Это позволит избежать взаимного непонимания и разных трактовок достигнутых договоренностей.

Больше практических рекомендаций и теоретических знаний о видах полемики можно почерпнуть из статьи специалиста по «жестким» переговорам и ведущего тренингов ораторского мастерства Дмитрия Устинова «Как отстаивать свою точку зрения» [Д. Устинов, 2020].

Для тех, кому сподручнее смотреть и слушать, нежели сидеть и читать, можем предложить видео «9 способов убеждать людей и отстаивать свою точку зрения» от канала IFO, который специализируется на темах психологии и развития личности:

Чтобы оценить, стоит ли вам смотреть это видео, предлагаем краткое содержание основных тезисов:

  1. Избегать споров.
  2. Признавать ошибки.
  3. Быть дружелюбным.
  4. Использовать «Метод Сократа», поставив в начале разговора собеседнику вопросы, на которые априори будут утвердительные ответы.
  5. Позволить собеседнику выговориться.
  6. Попытаться понять позицию и мотивацию собеседника.
  7. Проявлять сочувствие.
  8. Презентовать свои мысли максимально наглядно.
  9. Бросать вызов.

Расшифровывать не будем, а заинтересовавшимся скажем, что за основу взяты советы из многократно переизданной в разных странах книги Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» [Д. Карнеги, 2006].

И отдельным бонусом темы хотелось бы рассказать о том, как отстаивать свою точку зрения детям в общении со взрослыми. В начале статьи мы уже привели некоторые примеры, когда это может потребоваться. И это совершенно нормальный процесс.

Как отстаивать свою точку зрения детям?

Детство – тяжелая пора. Всем от ребенка что-то нужно. То нужно, чтобы он научился ходить и говорить, то нужно, чтобы научился сидеть и молчать, то эти взрослые недовольны, когда их просят купить игрушку или мороженное, то не дают погладить бродячую собаку. Иногда вообще непонятно, зачем они заводят детей, если для ребенка уготованы лишь сплошные «нельзя».

В школе и того хуже: утром вставай ни свет, ни заря, на уроках сиди и не вертись, дома делай уроки, и это в то время, как на улице хорошая погода, в прихожей ждет скейт, а во дворе друзья. Короче, никакого житья от этих взрослых нет и, похоже, не предвидится. И это реально так, пока дети не научатся отстаивать свое мнение.

В идеале научить детей грамотно спорить и отстаивать свое мнение должны сами взрослые. Хотя бы для того, чтобы быть спокойными за детей и за то, что они не попадут в плохую компанию и не приобщатся к плохому.

Есть весьма красноречивые данные, что тинейджеры, которые научились дома обсуждать разногласия со своими родителями, на 40% чаще отвечают отказом на предложение попробовать запрещенные вещества [Телеканал «О», 2021]. А вот тихие домашние дети, которых приучили «сидеть и молчать», почти всегда соглашаются на подобные эксперименты, потому что боятся перечить мнению большинства и как-то «выделяться» в толпе сверстников.

Разумеется, чтобы научить ребенка аргументированно отстаивать свою точку зрения, нужно уметь это делать самому, а не разбрасываться приказами типа «Надень шапку, потому что я сказала!» Если сказать ребенку, что на улице похолодало и вам не хочется, чтобы он простудился и пропустил день рождения друга, это, во-первых, с большей вероятностью возымеет действие, во-вторых, так вы покажете пример аргументированной дискуссии [Телеканал «О», 2021]. Есть и еще несколько несложных правил.

Как научить ребенка спорить:

  • Остановить разговор, если ребенок злится, и пояснить, что разговор будет продолжен после того, как он успокоится.
  • Всегда требовать от ребенка уважительного отношения к вам и ко всем участникам беседы. Объяснять правила хорошего тона и придерживаться их самим.
  • Всегда спрашивать ребенка, почему он считает, что нужно купить эту игрушку (торт, мороженное, платье). Так он научится аргументировать свою позицию.
  • Выслушивать аргументы ребенка и повторять их вслух, чтобы ребенок мог услышать их как бы «со стороны» и, соответственно, оценить их чуть иначе.
  • Указать на отсутствие логики в аргументах ребенка, если таковые есть, и предложить поискать более логичные аргументы.
  • Учить ребенка понимать точку зрения другого человека и смотреть на ситуацию с другой позиции.
  • Практиковать совместный просмотр телепередач, а в рекламную паузу интересоваться, насколько убедительными показались аргументы в рекламе, чтобы купить ту или иную вещь.

Вроде ничего сложного нет, однако правда жизни такова, что в повседневной жизни взрослым не выгодно, чтобы ребенок умел отстаивать свое мнение. Послушный «детеныш-овощ» намного выгоднее, с ним меньше хлопот, его легче подчинить и навязать все, что угодно, начиная от занятий по английскому и заканчивая выбором невесты.

Так что в наших реалиях учиться отстаивать свою точку детям придется самостоятельно. Можем предложить в помощь материал «Как спорить с родителями, чтобы не поругаться» [Elle Girl, 2020]. Вот основные идеи:

  • Обсуждать, но не спорить. Когда затевается спор, люди инстинктивно хотят победить, и родители тоже.
  • Четко формулировать цель разговора и что именно нужно от родителей. Не отвлекаться по ходу разговора на другие темы.
  • Не начинать разговор, если аргументов не хватает или они откровенно слабы.
  • Воздержаться от обвинений и использования отрицательных частиц. Вместо фраз наподобие «Вечно ты не пускаешь меня к подругам» использовать «Я хотела бы чаще общаться с подругами, потому что у нас много общих тем и интересов».
  • Стремиться к цели, а не к тому, чтобы доказать свою правоту. Если родители делают одолжение и «Так и быть, можешь идти», лучше идти, пока отпускают, а не пытаться доказать еще что-то.
  • Доказывать свою «взрослость» делами, а не словами. Например, продемонстрировать свою надежность и способность заниматься «взрослыми» делами, такими, как уборка и приготовление ужина, если мама устала или занята.
  • Учиться смотреть на ситуацию глазами родителей и предупреждать их страхи и беспокойства. Например, не просто «Я хочу заниматься танцами», а «Не волнуйся, танцы не скажутся на моей успеваемости, я буду успевать делать уроки».
  • Признавать свое несовершенство. Не просто «Я хочу заниматься танцами», а «Ты же видишь, учеба мне дается тяжело, в университет я вряд ли поступлю, и мне на всякий случай нужна профессия, не требующая высшего образования».

Итак, мы, в целом, разобрались, как научиться отстаивать свою точку зрения и зачем это нужно уметь делать. Вы будете уметь гораздо больше, если пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Построение отношений». Мы желаем вам взаимопонимания и конструктивного взаимодействия, и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Гость:

Повысить уровень обслуживания; одерживать победу; русский классик; кануть в лету; добиться успехов; играть первостепенную роль; поддержать точку зрения подчиненного; оказать помощь; терпение кончилось; в апреле; подростки совершают преступления; оказать сопротивление

Гость:

Улучшить обслуживание, удержать первенство, русский писатель, кануть в лету, добиться успехов, оказывать привилегии кому-либо, играть первостепенную роль, понять точку зрения подчиненного, оказать помощь,терпение кончилось,в апреле, подростки совершают преступления, оказывать сопротивление

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от Nanya7

пожалуйста, срочно!Нужно исправить ошибки в лексической сочетаемости слов

основать свою позицию,

занять точку зрения подчиненного,

оказать пользу,

терпение переполнилось,

в апреле месяце,

оказать впечатление,

понятливое объяснение.

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    nibarskix

    Ответ:

    обосновать позицию

    занять сторону подчинённого

    приности пользу

    лопнувшее терпение

    в апреле; апрель месяц

    произвести впечатление

    внятно изложить; понятно объяснить

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Стремительно ползём: что вы знаете о лексической несочетаемости?

Если вы предпринимаете меры, уделяете значение и улучшаете свой уровень, вам стоит прочитать эту статью и избавиться наконец от речевых ошибок.

Посмотрите, пожалуйста, ролик и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет эти фрагменты?

Да, действительно, мы снова столкнулись с довольно распространенной речевой ошибкой — нарушением лексической сочетаемости слов.

Предпринять меры. Что не так с этим словосочетанием? Почему нельзя так говорить? Ведь мы же поняли суть зашифрованной в нем информации. Оказывается, этого недостаточно, чтобы считаться речевым явлением, не выходящим за границы языковой нормы. Мы же не должны переходить пешеходный переход во время красного сигнала светофора только потому, что в поле зрения нет ни одного автомобиля. В языке тоже есть свои чётко обозначенные нормы, которые не уступают по своей строгости правилам дорожного движения.

Слово предпринять сочетается со словами шаги, попытки. А слово меры требует постановки рядом глагола принять.

Предпринять шаги, принять меры — только в таких вариантах сочетание двух слов не противоречит нормам русского языка. В противном случае мы имеем дело с речевой ошибкой.

Лексическая сочетаемость — это способность слова употребляться вместе с другим словом в речевом отрезке. Давайте вместе познакомимся с этим языковым явлением поближе, а в конце вас, как обычно, ждёт тест на внимательность.

С первого взгляда может показаться, что закрепление той или иной нормы лексической сочетаемости происходит стихийно и не имеет логического объяснения. Особенно это касается синонимичных слов, как в нашем примере. На самом же деле этот единичный пример подтверждает очень интересную и важную мысль о том, что язык — это живая материя.

Читайте также :

Живёт себе слово в абстрактном языковом поле, а потом мы его вставляем в контекст, и с ним происходят удивительные метаморфозы: оно оживает и начинает проявлять свой характер и индивидуальные черты поведения, как любое живое существо.

Мы не зря сгруппировали ролики с ошибками по сходной тематике. Непростые взаимоотношения людей и животных, описанные в новостных текстах, вполне созвучны проблемам лексической сочетаемости некоторых слов в языковом потоке.

Ну не хотят некоторые слова стоять рядом в словосочетании или предложении, и ничего мы с ними не поделаем — язык учёл их пожелания и закрепил это как норму.

Потрясающе, правда? Вот и вынуждены мы все стараться учитывать эти «капризы», чтоб не прослыть невеждами.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся ошибок:

играть значение, уделять значение иметь значение, уделять внимание
не имеет роли не играет роли
постигать навыки приобретать навыки
повысить кругозор расширить кругозор
поднять тост произнести тост, поднять бокал за…
дать поддержку оказать поддержку
одержать первенство одержать победу, завоевать первенство
пристально слушать внимательно слушать
быть в поле внимания быть в поле зрения
стремительно ползёт вверх/вниз стремительно поднимается/опускается
дешёвые цены низкие цены
оплатить штраф заплатить, выплатить штраф
повышение имиджа повышение престижа, формирование положительного имиджа
повысить выпуск продукции увеличить выпуск продукции
улучшить уровень благосостояния повысить уровень благосостояния
рост экономики рост экономических показателей
оказать заботу проявить заботу
улучшился уровень обслуживания улучшилось качество обслуживания
одержать поражение потерпеть поражение
приобрести уважение заслужить уважение
глубокая весна поздняя весна
оказать впечатление произвести впечатление

Откуда мы узнаем о способности слова к сочетаемости? В науке это называется валентность (от лат. valentia — сила, способность). Слово «карие», например, может сочетаться только с существительным «глаза», а «закадычным» может быть только друг.

Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Это слова с низкой валентностью. Почему можно сказать «глубокая осень», а вот «глубокая весна» — это уже ошибка? Причины уходят корнями в далёкое прошлое.

Вся информация о валентности, помимо лексического значения, заложена в каждом слове изначально. Фактически каждое слово в языке имеет свой запрограммированный индивидуальный код лексической сочетаемости. У одних слов способность к сочетаемости высокая, а у других — минимальная.

Носители языка считывают эту информацию интуитивно. Возраст и уровень речевой культуры всё дальше отдаляют нас от лексических ошибок. Это нарабатывается годами, именно поэтому работники СМИ должны пристально следить за своей речью, так как они в ответе за формирование и закрепление речевых норм у своих слушателей и зрителей.

В школьных сочинениях порой можно встретить такие «перлы»:

  • Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
  • Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
  • Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
  • Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
  • Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…

Кстати, нарушение лексической сочетаемости — это бич не только детей. Эта лингвистическая тонкость является буквально проклятьем для тех, кто изучает иностранные языки. Представляете, сколько должно пройти времени, чтобы иностранцу научиться тому, что проезд можно оплатить, а штраф — нет? Штраф можно уплатить.

Здесь мы столкнулись с паронимами. О них есть смысл подробно поговорить в следующей статье.

Если вы хотите наглядно увидеть, как иностранные студенты буквально тонут в лексических ошибках при написании сочинений и изложений на русском языке, советуем почитать работы ставшего уже по-настоящему легендарным вьетнамского студента Ли Вон Яна.

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Вот часто встречаемые пары:

  • удовлетворять требования — отвечать потребностям
  • беседа проведена — лекция прочитана
  • возместить ущерб — взыскать деньги, штраф
  • принять меры — предпринять шаги
  • повысить уровень — улучшить качество
  • приобрести известность — заслужить уважение
  • играть роль — иметь значение

Бывают ли случаи, когда семантическая или лексическая сочетаемость оправдана? Конечно. Любое исключение из правил в руках истинного мастера слова превращается в настоящую жемчужину. Оцените сами.

В романе «Золотой телёнок» авторы придумали чудесное выражение «резиновая мысль» для описания изобретения чиновника Полыхаева:

А в романе «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров употребляют дивное по своей образности выражение «табунчик девушек»:

Лексическая сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.

Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества.

Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки. Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию.

В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки:

Если количество правильных ответов стремительно ползёт вверх увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?

Русский язык | 10 — 11 классы

Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.

Улучшить уровень обслуживания ; одерживать первенство ; писатель русской классики ; кануть в историю ; одержать успехи ; делать привилегии кому — либо ; играть первостепенное значение ; занять точку зрения подчинённого ; оказать пользу ; терпение переполнилось ; в апреле месяце ; подростки занимаются преступлениями ; давать сопротивление.

Повысить уровень обслуживания ; одерживать победу ; русский классик ; кануть в лету ; добиться успехов ; играть первостепенную роль ; поддержать точку зрения подчиненного ; оказать помощь ; терпение кончилось ; в апреле ; подростки совершают преступления ; оказать сопротивление.

Помогите с заданием, пожалуйста?

Помогите с заданием, пожалуйста.

Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении.

Сильная очередь за билетами, высокое атмосферное давление, проливной дождь, оказать вред, произвести впечатление, делать жертвы во имя прогресса, получить фиаско, одержать успехи, делать привилегии кому — либо, нетерпимая мука, не скрывать сатиры, критичный человек, одеть новые туфли, проводить выборную кампанию, деловое предложение, надеть на палец кольцо, придворный переворот, уплатить билет, основать выводы, усвоить капиталовложения.

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказат?

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказать внимание на вопрос 8) занимать значительную роль 9) взаимные переговоры 10) уверенность в победе.

Найдите в предложении лексическую ошибку?

Найдите в предложении лексическую ошибку!

Большое значение в этой истории сыграл счастливый случай.

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление?

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить?

Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить удовольствие пристально слушать петь фимиам рассыпать дифирамбы дорогие(дешевые)цены одержать первенство причинять пользу поднять тост.

Найдите и исправьте лексические ошибки?

Найдите и исправьте лексические ошибки.

А) Каковы ваши планы на будущее.

Б) В этом заплыве мы одержали поражение.

В) Но чтобы жертва её была действительна, она должна быть полной жертвой.

Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству?

Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству.

2) Я поступил бы на более привилегированный факультет.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ?

Найдите ошибки , объясните и исправьте их .

Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация)?

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация).

1. Благодаря войне, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.

Устраните лексические ошибки?

Устраните лексические ошибки.

Следственные органы расследовали преступление, связанное с нелегальным бизнесом.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Я живу в новом доме не далеко то Волги. Сейчас каникулы, и у меня много свободного времени. Утром я обычно встаю и подбегаю к окну и долго смотрю , как к речному вокзалу подплывают теплоходы . В 8 часов мама и папа уходят на работу , а я иду гулят..

В слове «общение нет приставки. Попробуй употребить слова без приставки.

Ответы для студентов

Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:

Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.

Для подготовки ответов были использованы:

  • толковые словари;
  • юридические словари;
  • этимологические словари;
  • правовые системы (Консультант +, Гарант);
  • учебные пособия и книги;
  • курсы лекций;
  • энциклопедии;
  • личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.

Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:

ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ
ЭКОНОМИКА ЭТИКА
РИМСКОЕ ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ТРУДОВОЕ ПРАВО
УГОЛОВНОЕ ПРАВО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ИНФОРМАТИКА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВА ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.

Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.

Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!

Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/377487_najdite-i-ispravte-osibki-svazannye-s/

http://youranswers.ru/otvety-po-russkomu-yazyku/laboratornye-raboty-po-russkomu-yazyku

  • Занять звание чемпиона речевая ошибка
  • Занять звание чемпиона лексическая ошибка
  • Занятость позиций штатного расписания 1с ошибка
  • Занятия шли согласно расписания какая ошибка
  • Занятия ведут опытные лектора ошибка