Занятие типичные ошибки при выборе профессии

План-конспект
урока по профориентации в 9 классе

Тема занятия: «Ошибки в выборе профессии» 

          Тип занятия: урок-сообщение нового
материала.

          Цель занятия: расширение знаний учеников по теме
«Ошибки в выборе профессии», выявление основных причин неправильного выбора.

           Задачи занятия:

·                  
дидактическая – познакомить
учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии;

·                  
развивающая – способствовать
развитию навыков коммуникативности, анализа  ситуаций, саморефлексии;

·                  
воспитательная – воспитывать у
учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.

План занятия:

·                  
Особенности ошибок в выборе
профессии

·                  
Основные виды ошибок, их
подробное рассмотрение

·                  
Анализ ситуаций, выполнение
заданий

        
Ход урока

«   Добрый день, ребята! Давайте для
начала отметим тех, кто сегодня присутствует. [пауза]

    На сегодняшнем уроке мне бы очень
хотелось поговорить с вами об очень важной проблеме в жизни человека, а именно
об ошибке в выборе профессии. Думаю, многие из вас согласятся с тем, что очень
сложно выбрать из множества профессий одну, да ещё и такую, чтобы душа к ней
лежала. Есть вероятность того, что человек ошибётся.

   
Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок хлеба, то никто
не посчитает это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, то у него
могут возникнуть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой
ошибки в работе закройщика. Страшно представить, что случится, если лишнее
отрежет хирург!

  
Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации.
Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда
заниженное, чаще завышенное. Так же, молодые люди слишком мало информированы о
содержании будущей профессии.

            Чаще всего младшие
школьники хотят быть учителями, врачами, знаменитостями, воспитателями,
милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, летчиками.

Ребята, кем же вы хотели
стать в детстве?

Педагог заслушивает
ответы учащихся.

В старших классах
предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о
содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора
играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

Как вы считаете, какие
профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?

Предполагаемые ответы: актер,
музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.

        
 Да, все верно. Действительно, чаще
всего опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно
добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Стоит отметить, что
предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после
революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало
особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с
успехом конкурировала на европейском рынке.

Далее,
мы рассмотрим основные ошибки в выборе профессии.

Итак, одна из
самых распространенных ошибок при выборе профессии-это выбор из
соображений «престижа»
. Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад
профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера.

 Нередко молодые люди, повинуясь стадному
инстинкту, выбирают профессию «за компанию»
, забывая, что не существует
двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания
для пикника.

      У каждого из вас есть любимые учителя,
которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и
свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете
ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю
и его предмету со своей будущей профессией
. Школьные годы пройдут, любимого
учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным,
может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

      Нередко
интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного
фильма. Посмотрел мальчик сериал «Доктор Хаус» -захотел стать врачом, прочитала
девочка книгу Екатерины Вильмонт «Криминальные каникулы» и захотела стать
сыщиком.

       Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила
Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс.
Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь.
Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно
воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее
удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на
вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».

     Люди, подверженные чужому
влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На
них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода.

Давайте
теперь коротко запишем вышесказанное.

Все ошибки,
допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира
профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (табл. 1).

1.                
Типичные ошибки при выборе
профессии

Незнание мира профессий

Незнание
себя

Незнание
правил выбора профессии

Устаревшие представления
о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в
отношении престижности профессии.

Необъективная оценка
своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья.
Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями
профессии.

Отождествление учебного
предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию.
Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Чуть
поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.

Незнание
мира профессий. 
Одна из
главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире
профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что
ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.

Прежде всего,
каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе,
много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они
предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Немало ошибок
при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и
условиях труда по конкретной профессии.

Практически
все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием
скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться
получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.

Реальная
ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Как
вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?

Педагог
заслушивает ответы учащихся.

Незнание
себя. 
Мы уже говорили о том, как
многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой –
неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе.
Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со
стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут
меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются
интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы
малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера,
требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.

Вы уже
знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У
него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.

Как вы
считаете, когда их следует начинать развивать?

Педагог
заслушивает ответы учащихся.

Конечно,
лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например,
если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа,
то у взрослых – только за 50 часов. 

Попытайтесь
познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы
все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать
промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию
в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).

Незнание
правил выбора профессии. 
Некоторые из
вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль
будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию,
историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится
химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с
выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес,
удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело –
любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея
педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея
писательским даром.

Не всегда
любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может
подсказать правильность выбора профессии.

Так же
рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его
профессию.

Часто
говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких
случаях надо проверить согласованность личного желания со своими
индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.

Случается и
такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию».
Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но
сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из
них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и
смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство
разочарования, недовольства.

Задание
1. Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия
имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их
достоинства, а в другую -их недостатки.(табл.2)

2.Плюсы
и минусы профессии.

ПРОФЕССИЯ

«плюсы»

«минусы»

Примечание. Это
задание ребята могут выполнять индивидуально или в командах у доски,
разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое
значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет
ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать
профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл.
Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Можно распределить любые
три профессии по рядам, а «оптимистов» и «скептиков» — по вариантам. Ребята
работают самостоятельно в течение 6–8 минут, а затем по очереди называют
характеристики. В этом случае ученики, предложившие большее число
аргументированных характеристик, поощряются оценкой. В заключение можно
обратиться к ребятам с вопросами: «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию?
Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних
людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше
представление о профессиях, которые вы анализировали?»

         Задание 2.  Упражнение по
профориентации «Основной мотив твоего выбора»

Мотив – (от лат. movere — приводить в движение, толкать)
побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и
определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор
направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется.

 Выделяют
несколько групп мотивов выбора профессии:

1.    
Социальные (желание своим трудом способствовать общественному
процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и
возможностями);

2.    
Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

3.    
Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по
специальности, связанной с прекрасным);

4.    
Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными
знаниями, проникновением в сущность профессио­нальной деятельности);

5.    
Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

6.    
Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

7.    
Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в
обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе,
профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

8.    
Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу»,
близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и
знакомых).

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при
выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список включает 16 фраз:

·       
«Желание быть полезным для общества»

·       
«Занять достойное место в обществе»

·       
«Общение с людьми»

·       
«Помощь людям»

·       
«Желание создавать прекрасное»

·       
«Быть в гармонии со своей работой»

·       
«Желание узнавать новую и полезную информацию»

·       
«Желание уметь то, что многим покажется невозможным»

·       
«Возможность проявить себя как творческую личность»

·       
«Желание создать что либо уникальное»

·       
«Высокая заработная плата»

·       
«Возможные льготы»

·       
«Возможность карьерного роста»

·       
«Одобрение среди близких и друзей»

·       
«Возможность иметь экологически чистую и не вредную работу»

·       
« Лёгкая работа, не доставляющая особых трудностей»

Учитель дает задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше
всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание — зачеркнуть 4
мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2
менее важных из четырех. Потом удаляем ещё один из двух. Подводим  итог этого
упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не
зачеркнутый). Вывод делается учителем исходя из ответов детей. 

Конспект урока по профессиональному самоопределению.

Тема: Типичные  ошибки при выборе профессии.

Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы профессионального самоопределения.

Задачи: 1. Формирование у учащихся представления о типичных ошибках       при выборе профессии.

                 2. Воспитание самостоятельности и ответственности.

                 3. Развитие логического мышления.

  1. Орг. Момент

Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Левитанского «Каждый выбирает для себя».

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже как умею.

Ни к кому претензий не имею

Каждый выбирает для себя.

( Ю.Левитанский)

Вот и перед вами стоит выбор – выбор будущей профессии. Этот выбор является важной, сложной и ответственной задачей, так как от него зависит ваше будущее. И важно не ошибиться, ведь выбирая себе профессию можно допустить ряд ошибок и долго об этом сожалеть. Разобраться с этим нам поможет тема сегодняшнего урока. Но вначале вспомним что мы узнали на прошлом уроке.

Проверка пройденного материала.

Вопрос: вспомните какие факторы могут оказать влияние на выбор профессии?

Ответ:

  1. родители и родственники
  2. радио, телевидение
  3. кино
  4. друзья
  5. газеты, журналы, Интернет
  6. книги
  7. учителя
  8. производственники
  9. активность личности – ведущая роль

Что надо учитывать при выборе профессии?

Ответ: Свои профессиональные интересы «хочу»;

Свои профессиональные возможности «могу»;

Потребности рынка труда в кадрах «надо».

3. Изучение нового материала.

«Человеку трудно с достаточной быстротой ответить «да» или «нет». А почему? Потому, что самое трудное для человека – это сделать выбор»

(М.Анчаров)

А выбор делать рано или поздно придется. Запишем тему урока: «Типичные ошибки при выборе профессии».

Исходя из темы урока, какие вы можете поставить цели.

Наши цели совпадают:

  1. дать представление о возможных ошибках при выборе профессии
  2. развивать логическое мышление, самостоятельность и ответственность

И так под типичными ошибками при выборе профессии понимается результат неправильных действий в процессе выбора профессии, характерных для большинства учащихся.

Ребята, попробуйте назвать эти неправильные действия.

Обобщим ваши ответы:

(запись в тетради)

Мы можем выделить три группы ошибок:

  1. незнание мира профессий.
  2. незнание себя.
  3. незнание правил выбора профессии.

Эти ошибки хорошо раскрыл академик Е.А.Климов. давайте подробнее рассмотрим каждую группу.

1 группа. Незнание мира профессий.

А) устаревшее представление о характере и условиях труда в конкретных профессиях.

Б) предубеждения в отношениях престижности профессий.

Представление о профессиях часто бывают неполными и искаженными, что ведет к переоценке своих способностей и ошибок. Надо учитывать, что содержание труда по профессиям постоянно усложняется, в нем возрастает доля интеллектуальных компонентов. Практически все профессии меняют свой прежний облик, поэтому за старым названием может скрываться совершенно иной характер труда.

Попробуйте привести пример.

(наборщик в типографии работает в белом халате на фотонаборных машинах)

Устаревшие профессии или отмирают, или меняют характер труда. Появляются новые профессии. Вот почему всегда надо стремиться как можно больше узнать о современных профессиях.

Вторая ошибка этой группы связана с тем, что реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о ее престижности.

Как вы думаете, что такое престижность

(запись в тетради)

Престижность профессии – это степень ее ценности для одной личности или группы людей.

Понятие престижности как явление моды приходит и уходит, поэтому при выборе профессии надо учитывать прежде всего свои интересы, способности и возможности. И нельзя увлекаться только внешней стороной профессии.

2 группа: Незнание себя.

А) необъективная оценка своих способностей

Б) неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

Многим людям часто характерна завышенная самооценка своим способностям, а школьникам тем более. Им кажется, что они могут  овладеть любой профессией. Но нельзя полагаться только на субъективные оценки своих свойств и качеств. Надо объективно оценивать себя.

Например, можно переоценить свое здоровье, свои способности с требованиями профессии.

2 группа: Незнание правил выбора профессии.

А) отождествление учебного предмета с профессией.

Б) перенос отношения к человеку на профессию.

В) выбор профессии за компанию.

Г) неумение определить пути приобретения профессии.

Мир профессий значительно шире, чем перечень школьных предметов. Например, кто любит математику. Может работать учителем, инженером. Экономистом, программистом и т. д.

Приведите ваши примеры.

Рискованно переносить свое хорошее отношение к человеку на профессию и наоборот.

Очень распространена ошибка, когда поступают в учебное заведение «за компанию». Часто это связано с боязнью расстаться с друзьями. Последствиями этого могут быть разочарования, недовольства, отставание в учебе и уход из учебного заведения. Не менее важно определить путь получения профессии.

Практическая работа.

Учащиеся разбиваются на группы, каждой из которых раздается карточка с ситуациями выбора профессии.

Карточка 1.

Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных классов, как ее любимая учительница. В тоже время, она по характеру очень замкнута, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли эта девушка стать хорошим педагогом?

Карточка 2

Юноша 17 лет выбрал профессию следователя и собирается и собирается поступать в школу милиции по совету друга, который хочет работать милиционером. Имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимался в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия следователя этому юноше?

Карточка 3

Андрей мечтал военным моряком. Когда его дядя – офицер подводной лодки – приезжал в отпуск, Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы. В школе Андрей учился хорошо, но у него кружилась голова, наблюдалась одышка. О своем недомогании он никому не говорил. С врачами не консультировался. Какую ошибку может допустить Андрей?

Карточка 4.

Витя давно увлекался техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел отличные и хорошие оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания 9 классов его друг уговорил пойти ПУ по профессии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя? К чему она может привести?

Учащиеся выполняют работу и затем один из группы дает ответ.

Заключительная часть урока.

Выставление оценок.

Самоанализ учащимися урока. Добились ли они целей, поставленных в начале урока.

Заключительное слово учителя:

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желание – это максимум возможностей,

А не желание – множество причин

(Э. Асадов)

профессий, связанных с обслуживанием компьютерных сетей

(программист, системный администратор), рекламой

(промоултеры, супервайзеры, руководители битилпроектов и

т.д.), сферой торговли (менеджеры), бизнесом и финансами.

Наладчикоператор станков и аппаратов, меняется характер

работы. Диспетчер на металлургическом заводе и т.д.

Практически все профессии меняют свой прежний облик,

нередко за старым названием скрывается новый характер труда.

Поэтому необходимо получить всю информацию о будущей

профессии.

предубеждения в отношении престижности профессий.

Понятие престижности, как мода, приходит и уходит. «Мода

существует только для тех, кто не умеет сам одеваться»,

Станиславский. Что значит «престижная профессия» для вас?

(Ответы учащихся). Правильнее было бы определить для себя

характер и условия работы.

3. Незнание правил выбора профессии.

отождествление учебного предмета с профессией; Не всегда

любовь к школьному предмету без реальной оценки личных

возможностей может подсказать правильность выбора.

перенос отношения к человеку на профессию; Например: «Буду,

как мама, бухгалтером». Согласованность желания с

индивидуальными способностями и потребностями рынка труда.

выбор профессии «за компанию»;

неумение определить пути получения профессии.

1. Профессиональные пробы на уроках.

2. Поработайте летом в той области, которая вас интересует (больница,

почта, завод, стройка).

3. Дни открытых дверей в учебных заведениях, экскурсии на

производство.

3. Физкультминутка.

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на

носки, одновременно поднимая руки вверх, потянуться вверх, как бы

доставая потолок. Задержать дыхание и напрячь мышцы. Вернуться в

исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4. Закрепление нового материала.

Ребята, сейчас послушайте несколько примеров и попробуйте

определить вид ошибки:

1. Выпускник средней школы собирается в политехнический институт,

так как ему нравятся точные науки. Перебрал все вузы. Сначала хотел

поступать в институт народного хозяйства, но вскоре это решение

отпало: ведь там сдают географию. Затем хотел поступить в военное

училище, но там требуются хорошие знания английского языка.

2. Н. после окончания школы выбрала профессию товароведа. Свой

поступок мотивировала так: «Мне очень хотелось стать художником

Открытый урок по технологии – 9 класс. Провела Суханова Т.В.

15 декабря 2017 года

Тема урока: Типичные ошибки при выборе профессии.

Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать научные основы профессионального самоопределения.

Задачи: 1. Формирование у учащихся представления о типичных ошибках при выборе профессии.

2. Воспитание самостоятельности и ответственности.

3. Развитие логического мышления.

1. Организационный момент. Момент

Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Левитанского

«Каждый выбирает для себя».

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже как умею.

Ни к кому претензий не имею

Каждый выбирает для себя.

( Ю.Левитанский)

Вот и перед вами стоит выбор – выбор будущей профессии. Этот выбор является важной, сложной и ответственной задачей, так как от него зависит ваше будущее. И важно не ошибиться, ведь выбирая себе профессию можно допустить ряд ошибок и долго об этом сожалеть. Разобраться с этим нам поможет тема сегодняшнего урока. Но вначале вспомним что мы узнали на прошлом уроке.

Проверка пройденного материала.

Вопрос: вспомните какие факторы могут оказать влияние на выбор профессии?

Ответ:

  1. родители и родственники

  2. радио, телевидение

  3. кино

  4. друзья

  5. газеты, журналы, Интернет

  6. книги

  7. учителя

  8. производственники

  9. активность личности – ведущая роль

Что надо учитывать при выборе профессии?

Ответ: Свои профессиональные интересы «хочу»;

Свои профессиональные возможности «могу»;

Потребности рынка труда в кадрах «надо».

3. Изучение нового материала.

«Человеку трудно с достаточной быстротой ответить «да» или «нет». А почему? Потому, что самое трудное для человека – это сделать выбор»

(М.Анчаров)

А выбор делать рано или поздно придется. Запишем тему урока: «Типичные ошибки при выборе профессии».

Исходя из темы урока, какие вы можете поставить цели.

Наши цели совпадают:

  1. дать представление о возможных ошибках при выборе профессии

  2. развивать логическое мышление, самостоятельность и ответственность

И так под типичными ошибками при выборе профессии понимается результат неправильных действий в процессе выбора профессии, характерных для большинства учащихся.

Ребята, попробуйте назвать эти неправильные действия.

Обобщим ваши ответы:

(запись в тетради)

Мы можем выделить три группы ошибок:

  1. незнание мира профессий.

  2. незнание себя.

  3. незнание правил выбора профессии.

Эти ошибки хорошо раскрыл академик Е.А.Климов. давайте подробнее рассмотрим каждую группу.

1 группа. Незнание мира профессий.

А) устаревшее представление о характере и условиях труда в конкретных профессиях.

Б) предубеждения в отношениях престижности профессий.

Представление о профессиях часто бывают неполными и искаженными, что ведет к переоценке своих способностей и ошибок. Надо учитывать, что содержание труда по профессиям постоянно усложняется, в нем возрастает доля интеллектуальных компонентов. Практически все профессии меняют свой прежний облик, поэтому за старым названием может скрываться совершенно иной характер труда.

Попробуйте привести пример.

(наборщик в типографии работает в белом халате на фотонаборных машинах)

Устаревшие профессии или отмирают, или меняют характер труда. Появляются новые профессии. Вот почему всегда надо стремиться как можно больше узнать о современных профессиях.

Вторая ошибка этой группы связана с тем, что реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о ее престижности.

Как вы думаете, что такое престижность

(запись в тетради)

Престижность профессии – это степень ее ценности для одной личности или группы людей.

Понятие престижности как явление моды приходит и уходит, поэтому при выборе профессии надо учитывать прежде всего свои интересы, способности и возможности. И нельзя увлекаться только внешней стороной профессии.

2 группа: Незнание себя.

А) необъективная оценка своих способностей

Б) неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

Многим людям часто характерна завышенная самооценка своим способностям, а школьникам тем более. Им кажется, что они могут овладеть любой профессией. Но нельзя полагаться только на субъективные оценки своих свойств и качеств. Надо объективно оценивать себя.

Например, можно переоценить свое здоровье, свои способности с требованиями профессии.

2 группа: Незнание правил выбора профессии.

А) отождествление учебного предмета с профессией.

Б) перенос отношения к человеку на профессию.

В) выбор профессии за компанию.

Г) неумение определить пути приобретения профессии.

Мир профессий значительно шире, чем перечень школьных предметов. Например, кто любит математику. Может работать учителем, инженером. Экономистом, программистом и т. д.

Приведите ваши примеры.

Рискованно переносить свое хорошее отношение к человеку на профессию и наоборот.

Очень распространена ошибка, когда поступают в учебное заведение «за компанию». Часто это связано с боязнью расстаться с друзьями. Последствиями этого могут быть разочарования, недовольства, отставание в учебе и уход из учебного заведения. Не менее важно определить путь получения профессии.

Практическая работа.

Учащиеся разбиваются на группы, каждой из которых раздается карточка с ситуациями выбора профессии.

Карточка 1.

Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных классов, как ее любимая учительница. В тоже время, она по характеру очень замкнута, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли эта девушка стать хорошим педагогом?

Карточка 2

Юноша 17 лет выбрал профессию следователя и собирается и собирается поступать в школу милиции по совету друга, который хочет работать милиционером. Имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимался в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия следователя этому юноше?

Карточка 3

Андрей мечтал военным моряком. Когда его дядя – офицер подводной лодки – приезжал в отпуск, Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы. В школе Андрей учился хорошо, но у него кружилась голова, наблюдалась одышка. О своем недомогании он никому не говорил. С врачами не консультировался. Какую ошибку может допустить Андрей?

Карточка 4.

Витя давно увлекался техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел отличные и хорошие оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания 9 классов его друг уговорил пойти ПУ по профессии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя? К чему она может привести?

Учащиеся выполняют работу и затем один из группы дает ответ.

Заключительная часть урока.

Выставление оценок.

Самоанализ учащимися урока. Добились ли они целей, поставленных в начале урока.

Заключительное слово учителя:

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желание – это максимум возможностей,

А не желание – множество причин

(Э. Асадов)

Есть
профессия – служащий для наказаний. «Вы уволены!» – именно такую фразу в свой
адрес десятки раз в день слышат некоторые люди в американских супермаркетах.
Каждый раз, когда покупателю что-то не понравилось, администратор вызывает специального
служащего для наказаний, от всей души его ругает и публично увольняет. В итоге
все довольны. Ведь его зарплата зависит от количества таких «увольнений».

Часто
можно услышать истории о людях, которые работают не по специальности; о
студентах, которые не могут точно сказать, кем хотят быть, бросают учёбу. Но
самые грустные истории – о тех, кто ходит на нелюбимую работу и каждый день
разочаровывается в своей профессии.

Существует
множество ошибок, которые может совершить выпускник школы при выборе профессии.
Сегодня мы разберём основные и наиболее часто встречающиеся.

Незнание
мира профессий
.

Это
одна из самых распространённых ошибок. Школьники, как правило, слабо
представляют себе какие вообще бывают профессии и что происходит на рынке труда
в настоящее время.

Чтобы
правильно выбрать подходящую профессию необходимо пройти тест на профориентацию
или посетить профконсультанта. Это поможет абитуриенту не ошибиться и правильно
выбрать своё будущее.

Ориентация
на престижность профессии.

Часто
молодые люди при выборе будущей карьеры ориентируются исключительно на престиж
той или иной профессии. В результате появляется большое количество людей,
которые ходят на нелюбимую работу и как праздника ждут выходных. На протяжении
долгого времени престижными считались профессии юриста, банкира, маркетолога.
Это отличные профессии, но подходят не каждому. Ведь существуют такие важные
понятия как востребованность на рынке труда, интерес к профессии, физические и
умственные предрасположенности к той или иной сфере деятельности.

Выбор
под давлением окружающих.

Родители
хотят для своих детей успешного будущего, поэтому пытаются пристроить их в
наилучшую сферу деятельности. К сожалению, в таких случаях может не учитываться
мнение самих детей. Зачастую это приводит к конфликтам и попыткам построить
новую карьеру в уже зрелом возрасте.

Идти
по стопам своего кумира.

Ошибиться
с выбором профессии можно, если пойти по стопам человека, который вам нравится.
Следует помнить, что интерес к человеку и интерес к профессии – это абсолютно
разные понятия. В таких случаях разочарование в сделанном выборе наступает ещё
во время обучения.

Если
есть возможность, необходимо поговорить со своим кумиром, расспросить его о
работе и её требованиях, посоветоваться стоит ли выбрать такую же профессию и
куда лучше пойти учиться. Обязательно необходимо узнать о профессии как можно
больше, возможно она окажется не такой интересной, как казалось со стороны.

Пойти
учиться «за компанию»

Бывают
случаи, когда выпускник так и не смог определиться с выбором профессии, а
поступать куда-то нужно. Тогда начинается история поступления «за компанию» со
своими школьными друзьями. Ведь в уже сложившейся приятной компании учиться
проще и веселее.

К
сожалению, намного чаще получается совсем по-другому: с интересом и успехом
поглощающие новые знания школьные друзья вырываются вперёд и обзаводятся новыми
знакомыми, с которыми можно обсудить услышанное на лекции, организовать
совместный проект или устроить эксперимент в то время, как друг детства, не
обладая соответствующими талантами, плетётся в хвосте без возможности
поучаствовать в совместной деятельности.

Данная
ситуация – типичный пример перекладывания ответственности за своё будущее на
кого-то другого.

Желание
учиться только в определённом месте.

Изучение
информации о понравившихся высших учебных заведениях – похвально. Но
совсем другое дело, когда в учебном заведении нет подходящей и интересной
программы обучения, а вы хотите поступать именно туда, потому что это
престижно.

Есть
университеты, которые охватывают широкий спектр профессий гуманитарных и технических
направленностей, а также владеют отличной материально-технической базой для
обучения. Но и они не могут научить многим узким специальностям, которые, как
правило, преподают отдельные учебные учреждения: врачи, педагоги, юристы и
многие другие специальности окажутся недоступными при таком подходе.

Устаревшая
или неправильная информация о профессии.

Мир
профессий постоянно изменяется. Некоторые специальности уходят в прошлое, в то
время как другие только-только появляются. С развитием науки и появлением новых
методов постоянному изменению подвергаются практически все имеющиеся на
современном рынке труда профессии.

Внимание
только видимой стороне работы.

Многие
мечтают о карьере известного актёра, певца или ведущего. На первый взгляд
представители подобных профессий легко собирают полные залы и получают большие
гонорары. Однако не все знают о настоящем положение дел и огромном количество
закулисной работы. Не будем забывать и о вынужденной публичности, которая
нравится далеко не всем.

Отсутствие
желания разобраться в себе.

Ещё
одна основная ошибка при выборе профессии – это неспособность оценить свои сильные
и слабые стороны. В этом случае результат выбора, скорее всего, будет
неудовлетворительным, сделанным без оглядки на объективную реальность, а работа
не будет приносить радость и удовлетворение. Например, если вы неуверенно
общаетесь с другими людьми и предпочитаете книги общению, то вряд ли стоит
выбирать профессию журналиста или учителя.

Ошибки
выбора профессии также происходят при заниженной или завышенной самооценке,
которая мешает адекватно определить имеющиеся таланты и способности к тому или
иному виду деятельности.

Привязанность
к любимому школьному предмету.

Многие
специальности охватывают сразу несколько предметов. Например, даже если самым
любимым языком в школе был иностранный язык, то выбор профессии не
ограничивается одним лишь переводчиком. Вариантов намного больше: от
экскурсовода и переводчика до дипломата и посредника между отечественной
компанией и иностранными предприятиями.

Незнание
перспектив и требований рынка труда.

При
выборе профессии необходимо провести анализ рынка труда. Можно изучить
имеющиеся вакансии и описания профессий. Может оказаться, что выбранная
профессия по прошествии нескольких лет утратит свою популярность или
престижность, и найти работу по специальности будет затруднительно. Стоит
учитывать тот факт, что очень часто непрестижные рабочие и технические
специальности оплачиваются куда лучше и более востребованы.

Игнорирование
собственных интересов.

Очень
часто при выборе профессии люди сознательно отводят своим интересам
второстепенную роль, выдвигая на первый план исключительно уровень заработной
платы или престижность профессии. Достичь вершин при таком выборе способны
немногие, сложно вкладываться в работу, которая неприятна и вызывает
отторжение. При отсутствии отдушины в свободное время такой человек будет
постоянно несчастлив.

Продолжать
семейные традиции против своей воли.

Семейные
профессиональные династии – это хорошо. Вы получаете богатый опыт, наработки и
секреты профессии из первых рук, а поддержка и совет близких и понимающих людей
при первых шагах совершенно неоценима, полезна и своевременна. Именно из таких
семей выходят талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные. Однако может
случиться так, что дети не хотят продолжать семейное дело. И тогда важно, чтобы
родители спокойно приняли их выбор.

Относиться
к профессии, как к единственно возможной.

Не
стоит думать, что начальный выбор профессии – это единственный шанс, который
определит всю дальнейшую судьбу. Любая сфера деятельности подвержена
постоянному изменению и по мере роста опыта, квалификации и продвижения по
карьерной лестнице будут меняться и ваши обязанности. Будьте готовы к
постоянному повышению квалификации, освоению смежных и похожих профессий или
даже кардинальному изменению направления деятельности. Всё это превратит Вас в
ценного специалиста, который будет всегда востребован и успешен.

Сфокусированность
на зарплате.

Плохой
практикой при выборе профессии является ориентир только на размер будущей
заработной платы. Во-первых указанная в вакансиях
зарплата соответствует специалистам с опытом и до неё ещё нужно дорасти. Во-вторых учиться на нелюбимой или нелёгкой для освоения
специальности будет сложно морально и физически.

Учиться
только ради документа о высшем образовании.

К
сожалению, это очень распространённая ситуация. Наличие высшего образования
является необходимым требованием многих вакансий, даже если объективно оно не
нужно. В
результате из высших учебных заведений выпускаются отлично подготовленные
специалисты с уклоном в научную деятельность и имеющимися диссертациями, но
которые не видят себя и не планируют работать в этой сфере.

Предлагаем
вам ещё один тест, который поможет определить склонность к той или иной
профессии
. На рисунке изображены шесть фигур, выберите ту, которая вам
нравится больше всего.

Если
вы выбрали первую фигуру, стоит обратить внимание на публичные
профессии. Журналист, репортёр, ведущий, организатор праздников – все эти
занятия наиболее полно раскроют типаж вашей личности, которой свойственна жажда
к смене впечатлений и желание получить всё и сразу.

Выбравшим
вторую фигуру подходят профессии врача, юриста, исследователя.
Наблюдательность, живой ум и умение делать верные выводы из минимума информации
позволят реализовать себя в профессии, которая требует логики, ответственности
и аналитического склада ума;

Третью
фигуру
могли выбрать менеджеры, специалисты по пиару,
предприниматели. Умение найти выход из самой безнадёжной ситуации и природная
склонность к манипулированию другими людьми, поможет заработать много средств
для удовлетворения своих амбиций.

Если
вы выбрали четвёртую фигуру, то вполне можете стать каскадёром или
тренером по боевым искусствам.

Пятая
фигура
– выбор учителя, руководителя детского кружка. Вы
обладаете редким даром ощущать вечную молодость.

И
наконец, выбравшие шестую фигуру, вполне могут попробовать себя в
аналитике или финансах. Математический ум, аналитические способности и умение
подвергнуть сомнению любую истину, дадут вам возможность сделать карьеру в
области финансов.

Итак,
можно ли избежать ошибок при выборе профессии? Постарайтесь запомнить следующие
советы. Вам необходимо:

разобраться
в себе: своих способностях, талантах, интересах, физических возможностях;

определить
свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей работе;

пройти
профориентационные тесты и получить развёрнутую
консультацию опытного профконсультанта;

познакомиться
с разнообразным миром профессий, особенное внимание уделить подходящим под
результаты из первых трёх советов;

для
подтверждения правильности выбора познакомиться со специалистами из выбранных
направлений и узнать незаметные на первый взгляд тонкости и особенности
профессии;

на
основе вышеперечисленного выбрать наиболее интересное учебное заведение для
получения высшего образования;

хорошо
подготовиться по выбранным предметам и сдать экзамены на максимально хороший
результат;

поступить
в выбранный вуз и, отучившись, стать отличным специалистом, который получает
удовольствие от работы и движется вверх по карьерной лестнице.

  • Занятие 10 учимся распознавать речевые ошибки
  • Занятая вакансия лексическая ошибка
  • Занусси стирка коды ошибок
  • Занусси стиральная машина ошибка eno
  • Занусси стиралка ошибка е41