Занятия ведут опытные лектора ошибка

Выпишите номера предложений с ошибкой и исправьте ее:
1. В сумке оказалось пять крупных ярко-оранжевых апельсин.
2. Организована продажа апельсинов, бананов, гранатов, лимонов, яблоков и других фруктов.
3. Икра из баклажан мне нравится больше, чем из кабачков.
4. В нашем районе много детских садов и ясель.
5. Она переменила несколько пар туфлей.
6. Девочки на сцене были в одинаковых платьях и гольфах, и только Даша – без гольф.
7. Утром я пью горячее кофе со сливками.
8. Некоторым пассажирам не хватало полотенцев.
9. Многие жители района не пришли на выбора.
10. Занятие ведут опытные лектора.
11. Новая шампунь содержит особые лечебные вещества.
12. Анна обратила внимание на необычную тюль, закрывшую половину окна.
13. Дыню разделили на пять доль.
14. Из Африки в зоопарк привезена человекообразная обезьяна – взрослая шимпанзе.
15. Мы выбрали для отдыха один из прекраснейших островов Тирренского моря – живописную Капри.
16. В кабинете висит очень красивый живописный бра.
17. Андрей – большая умница; думаю, он сможет поступить в престижный московский вуз.​

Выпишите номера предложений с ошибкой и исправьте ее:

1. В сумке оказалось пять крупных ярко-оранжевых апельсинов.

2. Организована продажа апельсинов, бананов, гранатов, лимонов, яблок и других фруктов.

3. Икра из баклажанов мне нравится больше, чем из кабачков.

4. В нашем районе много детских садов и яслей.

5. Она переменила несколько пар туфель.

6. Девочки на сцене были в одинаковых платьях и гольфах, и только Даша – без гольфов.

7. Утром я пью горячий кофе со сливками.

8. Некоторым пассажирам не хватало полотенец.

9. Многие жители района не пришли на выборы.

10. Занятие ведут опытные лекторы.

11. Новый шампунь содержит особые лечебные вещества.

12. Анна обратила внимание на необычный тюль, закрывший половину окна.

13. Дыню разделили на пять долей.

14. Из Африки в зоопарк привезена человекообразная обезьяна – взрослый шимпанзе.

15. Мы выбрали для отдыха один из прекраснейших островов Тирренского моря – живописный Капри.

16. В кабинете висит очень красивое живописное бра.

17. Андрей – большой умница; думаю, он сможет поступить в престижный московский вуз.​

Ответ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Морфологическая
норма (прилагательное, числительное,
местоимение)

прилагательное

нельзя употреблять
в одном ряду прилагательные полные и
краткие

Девушка
была высокая,
красива и весела
.

нельзя употреблять
сразу простую и составную форму
сравнительной или превосходной степени

Мой
брат более
старше
.
(правильно – старше)

Озеро
Байкал – самое
красивейшее

в Сибири. (правильно самое красивое
или красивейшее)

хороший – лучший

плохой
— хуже

Он хорошее меня.
(правильно – он лучше меня)

полная форма

в разговорной
форме

Лекция интересная
и поучительная

указывает на
постоянный признак

Девочка красивая.

краткая форма

употребляется
в книжной форме, звучит более категорично,

Лекция интересна
и поучительна.

указывает на
временный признак

Девочка красива.
(в данный момент)

при
образовании краткой формы прилагательных
с безударным –енный
(искусственный)

искусственен –
искусствен

торжественен
– торжествен

вторая
форма более употребительна

числительное

при склонении
составных количественных числительных
(сколько?) изменяются все слова

пятьюдесятью
тремя рублями,

о
тысяче девятистах сорока семи рабочих

при склонении
составных порядковых числительных
(который?) изменяется только последнее
слово

в тысяча девятьсот
сорок седьмом году.

пятьдесят
третьим человеком

оба — употребляется
с сущ. м. и ср. рода или муж. и жен. вместе
(обоих, обоим…)

оба рукава, оба
окна, Дед и бабка, оба были рады гостям.

обе – употребляется
только с сущ. женского рода (обеих,
обеим..)

Обе девочки
приготовили подарки .

собирательные
числительные (двое, трое, четверо,
пятеро, шестеро, семеро…) употребляются:

  • с
    сущ. муж. и общего рода

  • с
    сущ, имеющим только форму мн. ч. двое
    суток

  • с
    сущ. дети, ребята, люди, (лицо в значении
    «человек») четверо незнакомых
    лиц

  • с
    названием детёнышей животных (а не
    взрослых животных)

  • с
    названиями парных предметов (трое
    рукавиц)

И. В. п.- полтора

Р,Д,Т,П.п.
-полутора

сочетается с
существительными муж. и среднего рода
(полутора дней)

И.В. п – полтораста

Р,Д,Т,П.
п. — полутораста

сочетается с
существительными женского рода —

полутораста
рек

местоимение

ошибка –
употребление ненормированных
местоимений типа ихний,

нагромождение
местоимений

Туго
приходилось ему,
когда он с
ним
вступил
в борьбу.

дублирование
подлежащего

Эта студентка,
она всегда посещает занятия. ( она –
лишнее слово)

Морфологическая
норма глагола, причастия, деепричастия,
наречия

глагол

повелительное
наклонение

разговорная
норма

уведоми, закупори

книжная форма

уведомь, закупорь

при образовании
форм прошедшего времени с суфф. — НУ

норма – выпадение
-НУ- промокнуть – промок

в
бесприставочных – сохраняется :
мокнуть — мокнул

при образовании
деепричастий

суффикс – В-
общеупотребительный – забыв

суффикс
– ВШИ – просторечный — забывши

Правильно
употребляйте глаголы

положи
(не
положь), клади (не
ложи), заезжай, отъезжай, поезжай,
подъезжай, промок, замёрз, исчез, окреп
(без суфф. НУ), машет (не махает), плещется,
мурлычет, мяукает, сыплет, кудахчет

Ошибочны
формы с суффиксом СЯ от глаголов

Играть, стирать,
полоскать, постилать

Не допускайте
нарушения видо-временной соотнесённости
глагола

Чацкий выступает
с резким обличением пороков фамусовского
общества и развернул целую политическую
программу.

Не путайте вид
глагола

Несовершенный
(что делать?)

Совершенный (что
сделать?)

Организовывать
– организовывает

Реализовывать

Конфисковывать

Организовать
–организует

Реализовать

конфисковать

Причастие

Нельзя смешивать
действительные и страдательные
причастия, возвратные и невозвратные

Неправильно:
Мост через
реку, недавно построившийся, украсил
наш город.

У причастий не
может быть формы будущего времени и
условного (сослагательного) наклонения

Неправильно:
сделающий, , сделавший бы.

Нельзя смешивать
видо-временные формы глагола и причастия

Неправильно: На
дереве, стоявшем у дороги, сидят
воробьи.

Деепричастие

Суффикс СЬ в
деепричастиях пишется после суффиксов
— А/Я,

-ВШИ

умываЯСЬ,
двигаЯСЬ, улыбнувшись

Невозвратные (
без суффика –СЬ) деепричастия
совершенного вида (что сделав?)
заканчиваются на –В

Устаревшие
формы сохраняются только в пословицах
и фразеологических оборотах

Сняв,
сломив,
сложив

Не
давши
слова, крепись, а давши,
держись

Наречие

Правильный
вариант

Ошибочный (или
возможный, но менее желательный)неправильно

внутрь

вовнутрь

вправду

взаправду

заодно

заодним

зря

зазря

красивее

Красившее

наглухо

наглухую

пополам

напополам

Тест
№ 1 Морфологическая норма. Отметьте
предложения с ошибками в форме
существительных и прилагательных.

  1. В
    сумке оказалось пять крупных ярко-красных
    апельсин.

  2. Организована
    продажа апельсинов, мандаринов, бананов,
    лимонов и яблок.

  3. Икра
    из баклажанов мне нравится больше, чем
    из кабачков.

  4. В
    нашем районе много детских садов и
    ясель.

  5. Потерялась
    правая туфля.

  6. Она
    перемерила несколько пар туфлей.

  7. Нет
    ли у тебя лишней пары носок?

  8. Мы
    выполнили четыре тренировочных теста
    и две контрольные работы.

  9. Утром
    я пью горячий кофе со сливками.

  10. Из
    крепких напитков капитан предпочитал
    шотландское виски.

  11. У
    Вари богатая коллекция брелоков.

  12. До
    Москвы доедем плацкартом.

  13. Многие
    жители не пришли на выбора.

  14. Нужно
    воспитывать у детей бережные отношения
    к природе.

  15. Занятия
    ведут опытные лектора.

  16. Импортная
    шампунь помогла избавиться от перхоти.

  17. Аня
    обратила внимание на необычную тюль,
    закрывавшую окна гостиной.

  18. Дыню
    разрезали на пять доль.

  19. Она
    очень умна и воспитанная.

  20. Наш
    сын больной гриппом.

  21. Для
    занятий эта комната мала.

Тест
№ 2. Морфологическая норма. Отметьте
предложения, в которых неправильно
образованы формы степеней сравнения
прилагательных и наречий.

  1. Двадцать
    – это самый наивысший балл на экзамене
    по русскому языку.

  2. Постепенно
    я более лучше узнал его характер.

  3. Учёные
    уверены, что новый сорт пшеницы будет
    отличаться более высокой урожайностью.

  4. К
    удивлению болельщиков, в соревнованиях
    победил самый молодой и малоизвестный
    спортсмен.

  5. Сегодня
    русский язык изучается в школе гораздо
    менее серьёзнее, чем того требует время.

  6. Самыми
    интереснейшими оказались сочинения
    на свободную тему.

  7. Из
    всех участников конкурса она выглядела
    наименее привлекательнее.

  8. На
    окраинах города воздух менее загрязнен,
    чем в центре.

Тест
№ 3. Морфологическая норма. Отметьте
предложения с нарушением норм употребления
наречий.

  1. Ящик
    заколочен наглухую.

  2. Вряд
    ли удастся уехать утром.

  3. Ты
    стараешься зазря.

  4. Концы
    трубы запаяны наглухо.

  5. Она
    не будет работать забесплатно.

  6. Ольга
    сгоряча наговорила лишнего.

  7. Принеси
    глобус и захвати заодним журнал.

Тест
№ 4. Морфологическая норма. Отметь
нарушения в употреблении глагола.

  1. Дети
    любят играться с котенком.

  2. Положи
    вилку на место.

  3. Возьмемтеся
    за руки.

  4. Мой
    тебе совет: летом едь отдыхать на море.

  5. Кто-то
    махает нам рукой.

Тест
№ 5. Морфологическая норма. Отметьте
предложения с нарушением норм употребления
причастий.

  1. В
    письмах, получающихся автором книги,
    много теплых слов.

  2. Широко
    разливаются наполняемые талой водой
    реки.

  3. Он
    старался не совершать поступков,
    приведших бы к осуждению со стороны
    коллег.

  4. Ученики,
    выполнившие контрольную работу без
    ошибок, получат зачет по теме.

  5. Студенты,
    учащиеся на филологическом факультете,
    хорошо сдали сессию.

  6. В
    следующем году в олимпиаде будут
    участвовать школьники, набирающие в
    первом туре не менее двадцати баллов.

  7. Мерцающая
    в небе луна отражается в реке крупным
    медным диском.

Тест №
6. Морфологическая норма. Отметьте
предложения с нарушением употребления
деепричастий.

  1. Определивши
    направление и силу ветра, можно
    прогнозировать изменения погоды.

  2. Сломив
    сопротивление противника, батальон
    занял село.

  3. Мальчики
    бежали сломив голову.

  4. Снявши
    голову, по волосам не плачут.

  5. Что
    имеем – не храним, потерявши — плачем.

  6. Потерявши
    книгу, принесите в библиотеку другую.

  7. Заговорив
    о делах, мы забываем о времени.

Тест №
7. Морфологическая норма .Отметьте
предложения с нарушением употребления
числительных.

  1. Самолёт
    с восьмидесятью пассажирами на боту
    совершил посадку.

  2. Мы
    думаем ограничиться двумястами тысячами
    рублей.

  3. Вода
    течёт из обоих кранов.

  4. Рассказы
    писателя публиковались с тысяча
    восьмисот девяносто пятого года.

  5. Я
    дочитал книгу до двухсот одиннадцатой
    страницы.

  6. С
    обоих сторон реки густой лес.

  7. Выпишите
    два первых предложения из трёхсот
    девятого упражнения.

  8. Мы
    прожили в гостинице полторы суток.

  9. Санаторий
    находится в полутораста километрах от
    города.

  10. Покупатель
    обнаружил дефекты у обоих брюк.

  11. Собрание
    абитуриентов перенесли в триста двадцать
    четвёртую аудиторию.

  12. В
    этом году наше хозяйство собрало по
    восемьдесят центнеров пшеницы с гектара.

  13. На
    арене четверо медвежат и три взрослых
    медведя.

  14. На
    факультативные занятия пришло только
    двое пятиклассниц.

  15. Главные
    герои последних репортажей – трое
    похищенных журналистов.

  16. В
    этой заброшенной норе жили, оказывается,
    трое лисят.

  17. К
    семи целым двум пятым прибавьте три
    пятых.

  18. Две
    трети участка заняты ягодными и
    фруктовыми деревьями.

  19. В
    конкурсе приняли участие двадцать
    четыре юноши и девушки.

  20. Остров
    находится от нас в полуторастах часах
    лёту.

  21. На
    эту работу уйдёт не более полутора
    часов.

Тест №
8. Морфологическая норма. Найдите
предложения с нарушениями в употреблении
местоимений.

  1. У
    её не было той книги, которую я просила.

  2. Благодаря
    ей, мы прослушали интересную лекцию.

  3. Все
    ихние конспекты лежали на столе.

  4. Он
    появился со своим секундантом. У него
    был прекрасный вид.

  5. Мне
    очень нравится своя подруга.

  6. Поезд
    останавливался на каждой станции.

  7. Я
    приехал к ней, но у неё её не было.

  8. Онегин,
    он играет роль великосветского человека.

  9. Мальчик
    со своей собакой возвратился домой.

  10. Она
    вежливая, добрая, всё, о чём её попросишь,
    она делает.

  11. Вокруг
    их всегда было много народу.

  1. Поставить
    существительные в ед. числе И. п и
    определить род.

Жирафы,
яблоки, мозоли, рельсы, ботинки, мочала,
туфли, манжеты, плацкарты

  1. Подберите
    к данным существительным прилагательные
    в И. п.

Кофе, леди, такси,
Тбилиси, какаду, кенгуру

  1. Определите
    род данных аббревиатур.

ООН, МГУ, ТЭЦ

  1. Выберите
    подходящий вариант и запишите его.

  1. Для
    проведения бесед и докладов были
    подобраны квалифицированные (лектора
    – лекторы).

  2. Крупные
    (лоскуты – лоскутья) разноцветной кожи
    лежали в углу мастерской.

  3. Водить
    автобусы по горным дорогам могут только
    опытные (шофера – шофёры).

  4. Радостно
    встретились после долгой разлуки (два
    друга – двое друзей)

  5. Дом
    был украшен резными (дверьми – дверями).

  6. Лектор
    (известен — известный) своими выступлениями.

  7. Благодаря
    (ей, ней) мы посетили интересную лекцию.

  8. С
    докладом выступили (четыре – четверо)
    профессора.

  9. Вид
    этого юноши был (легкомысленен —
    легкомыслен).

  10. (Обоим,
    обеим ) ученицам дали дополнительные
    задания.

5. Найдите , исправьте ошибку и объясните её характер.

  1. На
    занятиях не было обоих сестёр.

  2. Насыпь
    возводилась с помощью двоих бульдозеров.

  3. К
    триста сорока пяти прибавить пятьдесят
    семь.

  4. Он
    был горяч, полный жизни.

  5. Не
    стремлюсь быть лучше, оригинальной,
    хочу оставаться сама собой.

  6. Более
    быстрее развивается машиностроение.

  7. Прочитайте
    текст и выправьте ошибки.

  8. Нога
    провалилась в снег почти до колена. Их
    трудно было вытаскивать.

  9. Я
    поехал к ней, но у неё её не было.

  10. Совсем
    недавно я купила очень красивую бра.

  11. Промокшувший
    до нитки мальчик добежал наконец до
    дому.

  12. Погода
    было чудесна, прекрасна, солнечная,
    ясная, совсем без дождей, без ветра.

Проверочная работа. Вариант 2

  1. Поставить
    существительные в ед. числе И. п и
    определить род.

Овощи,
мыши, шампуни, заусеницы, щупальцы,
погоны, расценки, коленки, бакенбарды.

  1. Подберите
    к данным существительным прилагательные
    в И. п.

Какао, атташе,
бренди, Чили, крупье, шимпанзе

  1. Определите
    род данных аббревиатур.

АТС, КГБ, СПИД

  1. Выберите
    подходящий вариант и запишите его.

  1. Из
    ворот выехали грузовики, (кузова –
    кузовы) их до краёв были наполнены
    мешками и ящиками.

  2. Пастух
    заиграл на дудочке, и медленно разлились
    в воздухе переливчатые (тона – тоны)
    свирели.

  3. Многочисленные
    (прожекторы – прожектора) ярок освещали
    площади и улицы города.

  4. При
    больном неотлучно находились (три слуги
    – трое слуг).

  5. Одноклассник
    пригласил к (себе — нему) в гости.

  6. Этот
    момент был для всех (торжестенен –
    торжествен).

  7. Пропуск
    занятий (не желательный, нежелателен).

  8. На
    столе лежало несколько (килограмм,
    килограммов) фруктов: (апельсин,
    апельсинов), (мандарин, мандаринов),
    (яблок, яблоков).

  9. У
    (её, неё) не было книги.

  10. К
    (обоим, обеим) комнатам надо подобрать
    шторы в тон обоев.

5. Найдите , исправьте ошибку и объясните её характер.

  1. Из
    школы вышли семеро девочек и пятеро
    мальчиков.

  2. Пароход
    жали только четверо женщин.

  3. Трое
    работниц не смогли выйти на работу.

  4. Деревня
    находилась в сто шестидесяти километров
    от города.

  5. Тепло
    в основном уходит через окно, поэтому
    определите его оптимальные размеры.

  6. Спортивные
    лагери расположены недалеко от города.

  7. Многие
    ученики говорят, что новый учитель
    более добрее, чем прежний.

  8. Актёры
    играли на подмостке, установленной на
    центральной площади.

  9. Костюм
    был элегантен, современен, красивый.

  10. Я
    сказал это, не подумавши.

  11. Витя
    с Сашей завели разговор, и он обещал
    еще прийти.

  12. Обои
    студентки получили стипендию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Перейти к контенту

Содержание

  1. Как правильно пишется
  2. Какое правило применяется
  3. Примеры предложений
  4. Как неправильно писать

Чтобы выяснить, как писать «лекторы» или «лектора», следует вспомнить особенности образования формы множественного числа существительного. Давайте вместе обратимся к справочникам по орфографии и выясним, как пишется это слово.

Как правильно пишется

В соответствии с нормой, в форме мн.ч. мы пишем окончание «ы», а в ед.ч. род.п. «а» – лекторы и лектора.

Какое правило применяется

Если мы откроем орфографический словарь, то обнаружим, что данное существительного во мн.ч. имеет окончание «ы», а в форме род.п. ед.ч. – «а». Сомнения возникают, потому что некоторые существительные в лексике русского языка в форме мн.ч. имеют окончание «ы/и», другие – «а/я».

Но у нас нет правила, которое предписывало бы правильно писать эту форму. В большинстве спорных случаев нужно обращаться к словарю.

Стоит отметить что окончание «а/я» более разговорное, но оно постепенно вытесняет литературную флексию «ы/и». Сравните: шоферы, инструкторы, договоры, но доктора, директора, учителя.

Примеры предложений

  • Мы ждали лектора целый час, а он так и не пришел.
  • У нас в университете потрясающие лекторы.

Проверь себя: «Грошовый» или «грошевый» как пишется?

Как неправильно писать

Во множественном числе недопустимо использовать данную форму – лектора.

( 8 оценок, среднее 2.5 из 5 )

Задание 1.

От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

мандаринов, гектаров, ботинок, граммов, комментариев, носков, осетинов, помидоров, сапог, туфель, яблок, яблонь.

От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа:

бухгалтеры, конструкторы, лекторы, ректоры, редакторы, джемперы, инспекторы, свитеры, слесари, токари, торты, шницели, шофёры, отпуски, секторы, штормы, ястребы.

Задание 2.

Исправьте грамматические ошибки:

1) Малыши были крепкие и веселые.

2) Я чувствую себя более скромным в этой роли.

3) Мы подготовили около пятисот специалистов.

4) C обеих сторон.

5) C тремя ученицами.

6) Их привычки.

Задание 3.

Исправьте ошибки в управлении:

1) Мать рассказывает о путешествии.

2) Действуем согласно распоряжению.

3) Заведующий складом отдал распоряжение.

4) График нарушен вопреки указанию директора.

5) Больше время уделить  чтению книг.

6) Павел пришёл из армии.

7) Студенты уделяют внимание  записям во время лекций.

Задание 4.

Исправьте синтаксические ошибки:

1) Любить природу и наслаждаться ею.

2) Смотреть на картину и любоваться ею.

3) О поэме Блока «Двенадцать» не утихают споры до сих пор.

4) Я люблю играть на фортепиано и петь в хоре.

5) Он посмотрел только что вышедший на экраны фильм, уже нашумевший в кинематографических кругах .

6) Некоторые  предложения остались не рассмотренными.

7) Ряд парт был придвинут к стене.

8) Тридцать одна делегация принимала участие в совещании.

9) Женщины, в том числе Анна Петровна, выразили своё возмущение.

10) Все, кто видел море, не забывают его.

т:

Объяснение:

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      elizabethkent266

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • Помогите с геометрией

  • Математика

    2 минуты назад

    Помогите решить…Площадь треугольника вычисляется по…

  • Другие предметы

    3 минуты назад

    Что означает эта палочка?

  • даю 40баллов плиз помогите​

  • Литература

    3 минуты назад

    аоаошашашаашшашашсшсшсша

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • Помогите плиз с самостоятельной

    В задании 6 нужна скобка перед 9

  • Нужно решить все задания с решением. Ответить на контрольные вопросы.

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    23118

  • avatar

    Sofka

    7419

  • avatar

    zlatikaziatik

    5776

  • avatar

    vov4ik329

    5111

  • avatar

    DobriyChelovek

    4625

  • avatar

    olpopovich

    3461

  • avatar

    TheDenty

    3258

  • avatar

    dobriykaban

    2540

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    ViktoriaBell0

    1740

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Лекция призвана увлечь студентов в мир удивительных исследований и открытий, а может и навсегда отбить любое желание учиться. «ЛаЛаЛань» разбирает распространенные ошибки лекторов.

Лекция — один из эффективнейших инструментов образовательного процесса в вузах. Слово «лекция» происходит от латинского lectio (чтение) и означает устное систематическое последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме, по какому-нибудь вопросу.

Лекционные занятия, наряду с семинарами и практикумами, занимают значительное место в программах высшего образования, но порой становятся обязательной рутиной как для преподавателей, так и для студентов. Лекторы допускают ошибки при подготовке занятий, а студенты прогуливают лекции, которые кажутся скучными и малоинформативными.

Разберемся, как подготовить лекцию, которая сделает учебный процесс увлекательным и интересным, рассмотрев не очень удачные, но, к сожалению, довольно распространенные примеры из вузовской практики.

1. Лекция под диктовку

Едва ли кто-то станет сомневаться в том, что однообразная речь не способна вызвать у слушателей интерес, тем паче интерес к учебе. Тем не менее, некоторые преподаватели имеют привычку читать на своих парах заранее подготовленные тексты лекций с листа или монотонно пересказывают материалы учебников 40 минут.

Проблема включает в себя два аспекта, которые нужно рассмотреть по отдельности. Во-первых, подача лекционного материала с листа вызывает только острые приступы скуки и желание открыть смартфон и под аккомпанемент лектора заняться серфингом в социальных сетях. Во-вторых, и это важно, содержание таких лекций нередко соответствует форме подачи материала.

Учебники и хорошо известные факты — вещь, безусловно, полезная, но студенты ожидают услышать на лекции не только информацию, к которой легко получить доступ в библиотеке или в одной из ЭБС вуза. Высокую ценность для студентов имеет уникальный опыт преподавателя, в котором выкристаллизовывается подлинный научный интерес ученого, но ни форма, ни содержание подобных лекций не отражают опыта, а значит и пользы, по мнению студентов, не приносят.

Как правильно

Не репетируйте лекции, а вместо выхолощенного подробного сложного текста подготовьте тезисный план. Хорошо ориентируясь в своем предмете, вы без труда сможете рассказать материал в более свободной форме, время от времени обращая свое внимания на тезисы, которые помогут вовремя переходить от одного вопроса к другому. Если работа без шпаргалок и объемных текстов представляется проблематичной — запишитесь на курсы ораторского мастерства.

2. «А вот у нас был такой случай…»

Другая крайность — преобладание в лекционных материалах фактов, никак не связанных с темой занятия. В разработку преподавателей-любителей веселых историй и памятных случаев, которые, видимо, считают свой подход уникальным, современным и креативным, нередко попадают анекдоты, байки, сообщения из социальных сетей, сюжеты теленовостей и другой развлекательный контент.

В результате кропотливого «креативного» труда такое занятие напоминает стендапы Дениса Чужого, авторскую программу Романа Трахтенберга, видеоблог Ильи Варламова или презентацию развлекательного портала «Пикабу». Лекция проходит «с огоньком», но без пользы для образовательного процесса.

Случаи, конечно же, могут стать неплохим иллюстративным материалом, но использовать их нужно умеренно, чтобы вспомогательная веселая пятиминутка не затмевала собой важные академические сведения, результаты исследований, факты, события, исследовательские методы и подходы. В противном случае студенты запомнят веселую историю, но не смогут впоследствии связать ее с определенной темой.

Как правильно

Подумайте, все ли истории, которые вы хотели бы рассказать, принесут пользу студентам. «Креативные» лекторы часто забывают, что байки и случаи, рассказанные в кругу профессионалов, могут показаться студентам неуместными и непонятными. Попытайтесь представить материал лекции без веселых историй: какова его ценность для студентов? Отвечая на этот вопрос, вы сможете переработать план занятия и текст своей лекции.

3. Лекция в слишком свободной форме

Еще один творческий метод подготовки занятий — проведение лекций в слишком свободной форме. Лектор в этом случае быстро переходит от темы к теме, погружая свою аудиторию в перипетии нарратива, суть которого ясна только автору. Преподаватель стремится рассказать обо всем понемногу, но в итоге распыляет внимание аудитории на множество фактов, цифр, мнений.

Впечатление такие лекции (без ясного плана и строгой структуры) производят необычное: некоторым студентам (особенно первокурсникам) и вовсе кажется, что запутанный рассказ является признаком высокого интеллекта преподавателя. Поспешим огорчить преподавателей, практикующих подобные занятия, это не так.

3. Лекция в слишком свободной форме

Как правильно

Каждая лекция должна иметь определенную структуру. Во-первых, хорошим тоном считается введение (обзорная часть), из которого слушатель должен понять предмет лекции, ее тему. Во-вторых, в начале каждого занятия лектор должен познакомить слушателей с планом работы. План призван структурировать знания, разложить информацию по полочкам. В-третьих, необходимо строго следовать плану, по возможности, исключая случайные факты и замечания, чтобы не отклоняться от заявленной темы. Наконец, в-четвертых, любая хорошая лекция заканчивается подведением итогов и обсуждением темы с аудиторией.

Заключение

Надеемся, что никто из читателей не узнал себя в приведенных выше примерах, но и расстраиваться, если это все же произошло, не стоит. Первый и самый важный шаг на пути перемен сделать не так уж сложно: помните, что лекционное занятие в вузе — эффективный инструмент вовлечения студентов в образовательный процесс. Соответственно, и начинать подготовку следует с вопроса о том, будут ли понятны и полезны ваши занятия слушателям. Задавайте себе этот вопрос и тогда вы сможете изменить ситуацию к лучшему.

Понравился ли Вам материал?

 Списать, исправить ошибки.

1. В сумке оказалось пять крупных ярко-оранжевых апельсин.

2. Организована продажа апельсинов, бананов, гранатов,
лимонов, яблоков и других фруктов.

3. Икра из баклажан мне нравится больше, чем из кабачков.

4. В нашем районе много детских садов и ясель.

5. Она переменила несколько пар туфлей.

6. Девочки на сцене были в одинаковых платьях и гольфах, и
только Даша – без гольф.

7. Утром я пью горячее кофе со сливками.

8. Некоторым пассажирам не хватало полотенцев.

9. Многие жители района не пришли на выбора.

10. Занятие ведут опытные лектора.

11. Новая шампунь содержит особые лечебные вещества.

12. Анна обратила внимание на необычную тюль, закрывшую
половину окна.

13. Дыню разделили на пять доль.

Морфологическая
норма (прилагательное, числительное,
местоимение)

прилагательное

нельзя употреблять
в одном ряду прилагательные полные и
краткие

Девушка
была высокая,
красива и весела
.

нельзя употреблять
сразу простую и составную форму
сравнительной или превосходной степени

Мой
брат более
старше
.
(правильно – старше)

Озеро
Байкал – самое
красивейшее

в Сибири. (правильно самое красивое
или красивейшее)

хороший – лучший

плохой
— хуже

Он хорошее меня.
(правильно – он лучше меня)

полная форма

в разговорной
форме

Лекция интересная
и поучительная

указывает на
постоянный признак

Девочка красивая.

краткая форма

употребляется
в книжной форме, звучит более категорично,

Лекция интересна
и поучительна.

указывает на
временный признак

Девочка красива.
(в данный момент)

при
образовании краткой формы прилагательных
с безударным –енный
(искусственный)

искусственен –
искусствен

торжественен
– торжествен

вторая
форма более употребительна

числительное

при склонении
составных количественных числительных
(сколько?) изменяются все слова

пятьюдесятью
тремя рублями,

о
тысяче девятистах сорока семи рабочих

при склонении
составных порядковых числительных
(который?) изменяется только последнее
слово

в тысяча девятьсот
сорок седьмом году.

пятьдесят
третьим человеком

оба — употребляется
с сущ. м. и ср. рода или муж. и жен. вместе
(обоих, обоим…)

оба рукава, оба
окна, Дед и бабка, оба были рады гостям.

обе – употребляется
только с сущ. женского рода (обеих,
обеим..)

Обе девочки
приготовили подарки .

собирательные
числительные (двое, трое, четверо,
пятеро, шестеро, семеро…) употребляются:

  • с
    сущ. муж. и общего рода

  • с
    сущ, имеющим только форму мн. ч. двое
    суток

  • с
    сущ. дети, ребята, люди, (лицо в значении
    «человек») четверо незнакомых
    лиц

  • с
    названием детёнышей животных (а не
    взрослых животных)

  • с
    названиями парных предметов (трое
    рукавиц)

И. В. п.- полтора

Р,Д,Т,П.п.
-полутора

сочетается с
существительными муж. и среднего рода
(полутора дней)

И.В. п – полтораста

Р,Д,Т,П.
п. — полутораста

сочетается с
существительными женского рода —

полутораста
рек

местоимение

ошибка –
употребление ненормированных
местоимений типа ихний,

нагромождение
местоимений

Туго
приходилось ему,
когда он с
ним
вступил
в борьбу.

дублирование
подлежащего

Эта студентка,
она всегда посещает занятия. ( она –
лишнее слово)

Морфологическая
норма глагола, причастия, деепричастия,
наречия

глагол

повелительное
наклонение

разговорная
норма

уведоми, закупори

книжная форма

уведомь, закупорь

при образовании
форм прошедшего времени с суфф. — НУ

норма – выпадение
-НУ- промокнуть – промок

в
бесприставочных – сохраняется :
мокнуть — мокнул

при образовании
деепричастий

суффикс – В-
общеупотребительный – забыв

суффикс
– ВШИ – просторечный — забывши

Правильно
употребляйте глаголы

положи
(не
положь), клади (не
ложи), заезжай, отъезжай, поезжай,
подъезжай, промок, замёрз, исчез, окреп
(без суфф. НУ), машет (не махает), плещется,
мурлычет, мяукает, сыплет, кудахчет

Ошибочны
формы с суффиксом СЯ от глаголов

Играть, стирать,
полоскать, постилать

Не допускайте
нарушения видо-временной соотнесённости
глагола

Чацкий выступает
с резким обличением пороков фамусовского
общества и развернул целую политическую
программу.

Не путайте вид
глагола

Несовершенный
(что делать?)

Совершенный (что
сделать?)

Организовывать
– организовывает

Реализовывать

Конфисковывать

Организовать
–организует

Реализовать

конфисковать

Причастие

Нельзя смешивать
действительные и страдательные
причастия, возвратные и невозвратные

Неправильно:
Мост через
реку, недавно построившийся, украсил
наш город.

У причастий не
может быть формы будущего времени и
условного (сослагательного) наклонения

Неправильно:
сделающий, , сделавший бы.

Нельзя смешивать
видо-временные формы глагола и причастия

Неправильно: На
дереве, стоявшем у дороги, сидят
воробьи.

Деепричастие

Суффикс СЬ в
деепричастиях пишется после суффиксов
— А/Я,

-ВШИ

умываЯСЬ,
двигаЯСЬ, улыбнувшись

Невозвратные (
без суффика –СЬ) деепричастия
совершенного вида (что сделав?)
заканчиваются на –В

Устаревшие
формы сохраняются только в пословицах
и фразеологических оборотах

Сняв,
сломив,
сложив

Не
давши
слова, крепись, а давши,
держись

Наречие

Правильный
вариант

Ошибочный (или
возможный, но менее желательный)неправильно

внутрь

вовнутрь

вправду

взаправду

заодно

заодним

зря

зазря

красивее

Красившее

наглухо

наглухую

пополам

напополам

Тест
№ 1 Морфологическая норма. Отметьте
предложения с ошибками в форме
существительных и прилагательных.

  1. В
    сумке оказалось пять крупных ярко-красных
    апельсин.

  2. Организована
    продажа апельсинов, мандаринов, бананов,
    лимонов и яблок.

  3. Икра
    из баклажанов мне нравится больше, чем
    из кабачков.

  4. В
    нашем районе много детских садов и
    ясель.

  5. Потерялась
    правая туфля.

  6. Она
    перемерила несколько пар туфлей.

  7. Нет
    ли у тебя лишней пары носок?

  8. Мы
    выполнили четыре тренировочных теста
    и две контрольные работы.

  9. Утром
    я пью горячий кофе со сливками.

  10. Из
    крепких напитков капитан предпочитал
    шотландское виски.

  11. У
    Вари богатая коллекция брелоков.

  12. До
    Москвы доедем плацкартом.

  13. Многие
    жители не пришли на выбора.

  14. Нужно
    воспитывать у детей бережные отношения
    к природе.

  15. Занятия
    ведут опытные лектора.

  16. Импортная
    шампунь помогла избавиться от перхоти.

  17. Аня
    обратила внимание на необычную тюль,
    закрывавшую окна гостиной.

  18. Дыню
    разрезали на пять доль.

  19. Она
    очень умна и воспитанная.

  20. Наш
    сын больной гриппом.

  21. Для
    занятий эта комната мала.

Тест
№ 2. Морфологическая норма. Отметьте
предложения, в которых неправильно
образованы формы степеней сравнения
прилагательных и наречий.

  1. Двадцать
    – это самый наивысший балл на экзамене
    по русскому языку.

  2. Постепенно
    я более лучше узнал его характер.

  3. Учёные
    уверены, что новый сорт пшеницы будет
    отличаться более высокой урожайностью.

  4. К
    удивлению болельщиков, в соревнованиях
    победил самый молодой и малоизвестный
    спортсмен.

  5. Сегодня
    русский язык изучается в школе гораздо
    менее серьёзнее, чем того требует время.

  6. Самыми
    интереснейшими оказались сочинения
    на свободную тему.

  7. Из
    всех участников конкурса она выглядела
    наименее привлекательнее.

  8. На
    окраинах города воздух менее загрязнен,
    чем в центре.

Тест
№ 3. Морфологическая норма. Отметьте
предложения с нарушением норм употребления
наречий.

  1. Ящик
    заколочен наглухую.

  2. Вряд
    ли удастся уехать утром.

  3. Ты
    стараешься зазря.

  4. Концы
    трубы запаяны наглухо.

  5. Она
    не будет работать забесплатно.

  6. Ольга
    сгоряча наговорила лишнего.

  7. Принеси
    глобус и захвати заодним журнал.

Тест
№ 4. Морфологическая норма. Отметь
нарушения в употреблении глагола.

  1. Дети
    любят играться с котенком.

  2. Положи
    вилку на место.

  3. Возьмемтеся
    за руки.

  4. Мой
    тебе совет: летом едь отдыхать на море.

  5. Кто-то
    махает нам рукой.

Тест
№ 5. Морфологическая норма. Отметьте
предложения с нарушением норм употребления
причастий.

  1. В
    письмах, получающихся автором книги,
    много теплых слов.

  2. Широко
    разливаются наполняемые талой водой
    реки.

  3. Он
    старался не совершать поступков,
    приведших бы к осуждению со стороны
    коллег.

  4. Ученики,
    выполнившие контрольную работу без
    ошибок, получат зачет по теме.

  5. Студенты,
    учащиеся на филологическом факультете,
    хорошо сдали сессию.

  6. В
    следующем году в олимпиаде будут
    участвовать школьники, набирающие в
    первом туре не менее двадцати баллов.

  7. Мерцающая
    в небе луна отражается в реке крупным
    медным диском.

Тест №
6. Морфологическая норма. Отметьте
предложения с нарушением употребления
деепричастий.

  1. Определивши
    направление и силу ветра, можно
    прогнозировать изменения погоды.

  2. Сломив
    сопротивление противника, батальон
    занял село.

  3. Мальчики
    бежали сломив голову.

  4. Снявши
    голову, по волосам не плачут.

  5. Что
    имеем – не храним, потерявши — плачем.

  6. Потерявши
    книгу, принесите в библиотеку другую.

  7. Заговорив
    о делах, мы забываем о времени.

Тест №
7. Морфологическая норма .Отметьте
предложения с нарушением употребления
числительных.

  1. Самолёт
    с восьмидесятью пассажирами на боту
    совершил посадку.

  2. Мы
    думаем ограничиться двумястами тысячами
    рублей.

  3. Вода
    течёт из обоих кранов.

  4. Рассказы
    писателя публиковались с тысяча
    восьмисот девяносто пятого года.

  5. Я
    дочитал книгу до двухсот одиннадцатой
    страницы.

  6. С
    обоих сторон реки густой лес.

  7. Выпишите
    два первых предложения из трёхсот
    девятого упражнения.

  8. Мы
    прожили в гостинице полторы суток.

  9. Санаторий
    находится в полутораста километрах от
    города.

  10. Покупатель
    обнаружил дефекты у обоих брюк.

  11. Собрание
    абитуриентов перенесли в триста двадцать
    четвёртую аудиторию.

  12. В
    этом году наше хозяйство собрало по
    восемьдесят центнеров пшеницы с гектара.

  13. На
    арене четверо медвежат и три взрослых
    медведя.

  14. На
    факультативные занятия пришло только
    двое пятиклассниц.

  15. Главные
    герои последних репортажей – трое
    похищенных журналистов.

  16. В
    этой заброшенной норе жили, оказывается,
    трое лисят.

  17. К
    семи целым двум пятым прибавьте три
    пятых.

  18. Две
    трети участка заняты ягодными и
    фруктовыми деревьями.

  19. В
    конкурсе приняли участие двадцать
    четыре юноши и девушки.

  20. Остров
    находится от нас в полуторастах часах
    лёту.

  21. На
    эту работу уйдёт не более полутора
    часов.

Тест №
8. Морфологическая норма. Найдите
предложения с нарушениями в употреблении
местоимений.

  1. У
    её не было той книги, которую я просила.

  2. Благодаря
    ей, мы прослушали интересную лекцию.

  3. Все
    ихние конспекты лежали на столе.

  4. Он
    появился со своим секундантом. У него
    был прекрасный вид.

  5. Мне
    очень нравится своя подруга.

  6. Поезд
    останавливался на каждой станции.

  7. Я
    приехал к ней, но у неё её не было.

  8. Онегин,
    он играет роль великосветского человека.

  9. Мальчик
    со своей собакой возвратился домой.

  10. Она
    вежливая, добрая, всё, о чём её попросишь,
    она делает.

  11. Вокруг
    их всегда было много народу.

  1. Поставить
    существительные в ед. числе И. п и
    определить род.

Жирафы,
яблоки, мозоли, рельсы, ботинки, мочала,
туфли, манжеты, плацкарты

  1. Подберите
    к данным существительным прилагательные
    в И. п.

Кофе, леди, такси,
Тбилиси, какаду, кенгуру

  1. Определите
    род данных аббревиатур.

ООН, МГУ, ТЭЦ

  1. Выберите
    подходящий вариант и запишите его.

  1. Для
    проведения бесед и докладов были
    подобраны квалифицированные (лектора
    – лекторы).

  2. Крупные
    (лоскуты – лоскутья) разноцветной кожи
    лежали в углу мастерской.

  3. Водить
    автобусы по горным дорогам могут только
    опытные (шофера – шофёры).

  4. Радостно
    встретились после долгой разлуки (два
    друга – двое друзей)

  5. Дом
    был украшен резными (дверьми – дверями).

  6. Лектор
    (известен — известный) своими выступлениями.

  7. Благодаря
    (ей, ней) мы посетили интересную лекцию.

  8. С
    докладом выступили (четыре – четверо)
    профессора.

  9. Вид
    этого юноши был (легкомысленен —
    легкомыслен).

  10. (Обоим,
    обеим ) ученицам дали дополнительные
    задания.

5. Найдите , исправьте ошибку и объясните её характер.

  1. На
    занятиях не было обоих сестёр.

  2. Насыпь
    возводилась с помощью двоих бульдозеров.

  3. К
    триста сорока пяти прибавить пятьдесят
    семь.

  4. Он
    был горяч, полный жизни.

  5. Не
    стремлюсь быть лучше, оригинальной,
    хочу оставаться сама собой.

  6. Более
    быстрее развивается машиностроение.

  7. Прочитайте
    текст и выправьте ошибки.

  8. Нога
    провалилась в снег почти до колена. Их
    трудно было вытаскивать.

  9. Я
    поехал к ней, но у неё её не было.

  10. Совсем
    недавно я купила очень красивую бра.

  11. Промокшувший
    до нитки мальчик добежал наконец до
    дому.

  12. Погода
    было чудесна, прекрасна, солнечная,
    ясная, совсем без дождей, без ветра.

Проверочная работа. Вариант 2

  1. Поставить
    существительные в ед. числе И. п и
    определить род.

Овощи,
мыши, шампуни, заусеницы, щупальцы,
погоны, расценки, коленки, бакенбарды.

  1. Подберите
    к данным существительным прилагательные
    в И. п.

Какао, атташе,
бренди, Чили, крупье, шимпанзе

  1. Определите
    род данных аббревиатур.

АТС, КГБ, СПИД

  1. Выберите
    подходящий вариант и запишите его.

  1. Из
    ворот выехали грузовики, (кузова –
    кузовы) их до краёв были наполнены
    мешками и ящиками.

  2. Пастух
    заиграл на дудочке, и медленно разлились
    в воздухе переливчатые (тона – тоны)
    свирели.

  3. Многочисленные
    (прожекторы – прожектора) ярок освещали
    площади и улицы города.

  4. При
    больном неотлучно находились (три слуги
    – трое слуг).

  5. Одноклассник
    пригласил к (себе — нему) в гости.

  6. Этот
    момент был для всех (торжестенен –
    торжествен).

  7. Пропуск
    занятий (не желательный, нежелателен).

  8. На
    столе лежало несколько (килограмм,
    килограммов) фруктов: (апельсин,
    апельсинов), (мандарин, мандаринов),
    (яблок, яблоков).

  9. У
    (её, неё) не было книги.

  10. К
    (обоим, обеим) комнатам надо подобрать
    шторы в тон обоев.

5. Найдите , исправьте ошибку и объясните её характер.

  1. Из
    школы вышли семеро девочек и пятеро
    мальчиков.

  2. Пароход
    жали только четверо женщин.

  3. Трое
    работниц не смогли выйти на работу.

  4. Деревня
    находилась в сто шестидесяти километров
    от города.

  5. Тепло
    в основном уходит через окно, поэтому
    определите его оптимальные размеры.

  6. Спортивные
    лагери расположены недалеко от города.

  7. Многие
    ученики говорят, что новый учитель
    более добрее, чем прежний.

  8. Актёры
    играли на подмостке, установленной на
    центральной площади.

  9. Костюм
    был элегантен, современен, красивый.

  10. Я
    сказал это, не подумавши.

  11. Витя
    с Сашей завели разговор, и он обещал
    еще прийти.

  12. Обои
    студентки получили стипендию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

  • Занятие 10 учимся распознавать речевые ошибки
  • Занятая вакансия лексическая ошибка
  • Занусси стирка коды ошибок
  • Занусси стиральная машина ошибка eno
  • Занусси стиралка ошибка е41