Железный конь несет вперед истории скок взметать семью трудящихся несет ошибки выявлять

   Пускай индустрии огней
   Трепещет злобный враг.
   Железный конь несет вперед
   Исторьи скок взметать,
   Семью трудящихся несет
   Ошибки выявлять.
   Взвивается последний час.
   Зардел девятый вал,
   Двенадцатый вершится час
   Тебе, Молох-Ваал!
   Б) Восточный вариант
   Цветет урюк под грохот дней,
   Дрожит зарей кишлак.
   А средь арыков и аллей
   Идет гулять ишак.
   Азиатский орнамент
   1. УРЮК (абрикосы)
   2. АРЫК (канал)
   3. ИШАК (осел)
   4. ПЛОВ (пища)
   5. БАЙ (нехороший человек)
   6. БАСМАЧ (нехороший человек)
   7. ШАКАЛ (животное)
   8. КИШЛАК (деревня)
   9. ПИАЛА (чашка)
   10. МЕДРЕСЕ (духовное училище)
   11. ИЧИГИ (обувь)
   12. ШАЙТАН (черт)
   13. АРБА (телега)
   14. ШАЙТАН-АРБА (Средне-Азиатская ж. д. )
   15. ТВОЯ-МОЯ НЕ ПОНИМАЙ
   16. МАЛА-МАЛА / выражения
   Добавление
   При помощи материалов раздела 1-го по методам раздела 2-го сочиняются также: романы, повести, поэмы в прозе, рассказы, бытовые зарисовки, художеств, репортаж, хроника, эпопея, пьесы, политобозрения, игра в политфанты, радиооратории и т. д.
   Когда Ухудшанский ознакомился с содержанием документа, глаза его, доселе мутные, оживились. Ему, пробавлявшемуся до сих пор отчетами о заседаниях, внезапно открылись сверкающие стилистические высоты.
   — И за все-двадцать пять тугриков, двадцать пять монгольских рублей, — нетерпеливо сказал великий комбинатор, томимый голодом.
   — У меня нет монгольских, — молвил сотрудник профоргана, не выпуская из рук «Торжественного комплекта».
   Остап согласился взять обыкновенными рублями, пригласил Гаргантюа, которого называл уже «кум и благодетель», и вместе с ним отправился в вагон-ресторан. Ему принесли блистающий льдом и ртутью графин водки, салат и большую, тяжелую, как подкова, котлету. После водки, которая произвела в его голове легкое кружение, великий комбинатор таинственно сообщил куму и благодетелю, что в Северном укладочном городке он надеется разыскать человечка, который должен ему небольшую сумму. Тогда он созовет всех корреспондентов на пир. На это Гаргантюа ответил длинной убедительной речью, в которой, по обыкновению, нельзя было разобрать ни слова. Остап подозвал буфетчика, расспросил, везет ли тот шампанское, и сколько бутылок везет, и что еще имеется из деликатесов, и в каких количествах имеется, и что все эти сведения ему нужны потому, что дня через два он намерен дать банкет своим собратьям по перу. Буфетчик заявил, что сделано будет все, что возможно.
   — Согласно законов гостеприимства, — добавил он почему-то.
   По мере приближения к месту смычки кочевников становилось все больше. Они спускались с холмов наперерез поезду, в шапках, похожих на китайские пагоды. Литерный, грохоча, с головой уходил в скалистые порфировые выемки, прошел новый трехпролетный мост, последняя ферма которого была надвинута только вчера, и принялся осиливать знаменитый Хрустальный перевал. Знаменитым сделали его строители Магистрали, выполнившие все подрывные и укладочные работы в три месяца вместо восьми, намеченных по плану.
   Поезд постепенно обрастал бытом. Иностранцы, выехавшие из Москвы в твердых, словно бы сделанных из аптекарского фаянса воротничках, в тяжелых шелковых галстуках и суконных костюмах, стали распоясываться. Одолевала жара. Первым изменил форму одежды один из американцев. Стыдливо посмеиваясь, он вышел из своего вагона в странном наряде. На нем были желтые толстые башмаки, чулки и брюки-гольф, роговые очки и русская косоворотка хлебозаготовительного образца, вышитая крестиками. И чем жарче становилось, тем меньше иностранцев оставалось верными идее европейского костюма. Косоворотки, апашки, гейши, сорочки-фантази, толстовки, лжетолстовки и полутолстовки, одесские сандалии и тапочки полностью преобразили работников прессы капиталистического мира. Они приобрели разительное сходство со старинными советскими служащими, и их мучительно хотелось чистить, выпытывать, что они делали до 1917 года, не бюрократы ли они, не головотяпы ли и благополучны ли по родственникам.
   Прилежная «овечка», увешанная флагами и гирляндами, поздней ночью втянула литерный поезд на станцию Гремящий Ключ, место смычки. Кинооператоры жгли римские свечи. В их резком белом свете стоял начальник строительства, взволнованно глядя на поезд. В вагонах не было огней. Все спали. И только правительственный салон светился большими квадратными окнами. Дверь его быстро открылась, и на низкую землю спрыгнул член правительства.
   Начальник Магистрали сделал шаг вперед, взял под козырек и произнес рапорт, которого ждала вся страна. Восточная Магистраль, соединившая прямым путем Сибирь и Среднюю Азию, была закончена на год раньше срока.
   Когда формальность была выполнена, рапорт отдан и принят, два немолодых и несентиментальных человека поцеловались.
   Все корреспонденты, и советские и иностранные, и Лавуазьян, в нетерпении пославший телеграмму о дыме, шедшем из паровозной трубы, и канадская девушка, сломя голову примчавшаяся из-за океана, — все спали. Один только Паламидов метался по свежей насыпи, разыскивая телеграф. Он рассчитал, что если молнию послать немедленно, то она появится еще в утреннем номере. И в черной пустыне он нашел наспех сколоченную избушку телеграфа.
   «Блеске звезд», — писал он, сердясь на карандаш, — отдан рапорт окончании магистрали тчк присутствовал историческом поцелуе начальника магистрали членом правительства паламидов».
   Первую часть телеграммы редакция поместила, а поцелуй выкинула. Редактор сказал, что члену правительства неприлично целоваться.
   ГЛАВА XXIX. ГРЕМЯЩИЙ КЛЮЧ
   Солнце встало над холмистой пустыней в 5 часов 02 минуты 46 секунд. Остап поднялся на минуту позже. Фоторепортер Меньшов уже обвешивал себя сумками и ремнями. Кепку он надел задом наперед, чтобы козырек не мешал смотреть в видоискатель. Фотографу предстоял большой день. Остап тоже надеялся на большой день и, даже не умывшись, выпрыгнул из вагона. Желтую папку он захватил с собой.
   Прибывшие поезда с гостями из Москвы, Сибири и Средней Азии образовали улицы и переулки. Со всех сторон составы подступали к трибуне, сипели паровозы, белый пар задерживался на длинном полотняном лозунге: «Магистраль-первое детище пятилетки».
   Еще все спали и прохладный ветер стучал флагами на пустой трибуне, когда Остап увидел, что чистый горизонт сильно пересеченной местности внезапно омрачился разрывами пыли. Со всех сторон выдвигались из-за холмов остроконечные шапки. Тысячи всадников, сидя в деревянных седлах и понукая волосатых лошадок, торопились к деревянной стреле, находившейся в той самой точке, которая была принята два года назад как место будущей смычки.
   Кочевники ехали целыми аулами. Отцы семейства двигались верхом, верхами, по-мужски, ехали жены, ребята по трое двигались на собственных лошадках, и даже злые тещи и те посылали вперед своих верных коней, ударяя их каблуками под живот. Конные группы вертелись в пыли, носились по полю с красными знаменами, вытягивались на стременах и, повернувшись боком, любопытно озирали чудеса. Чудес было много-поезда, рельсы, молодцеватые фигуры кинооператоров, решетчатая столовая, неожиданно выросшая на голом месте, и радиорепродукторы, из которых несся свежий голос «раз, два, три, четыре, пять, шесть», — проверялась готовность радиоустановки. Два укладочных городка, два строительных предприятия на колесах, с материальными складами, столовыми, канцеляриями, банями и жильем для рабочих, стояли друг против друга, перед трибуной, отделенные только двадцатью метрами шпал, еще не прошитых рельсами. В этом месте ляжет последний рельс и будет забит последний костыль. В голове Южного городка висел плакат: «Даешь Север! «, в голове Северного»Даешь Юг! «.
   Рабочие обоих городков смешались в одну кучу. Они увиделись впервые, хотя знали и помнили друг о друге с самого начала постройки, когда их разделяли полторы тысячи километров пустыни, скал, озер и рек. Соревнование в работе ускорило свидание на год. Последний месяц рельсы укладывали бегом. И Север и Юг стремились опередить друг друга и первыми войти в Гремящий Ключ. Победил Север. Теперь начальники обоих городков, один в графитной толстовке, а другой в белой косоворотке, мирно беседовали у стрелы, причем на лице начальника Севера против воли время от времени появлялась змеиная улыбка. Он спешил ее согнать и хвалил Юг, но улыбка снова подымала его выцветшие на солнце усы.
   Остап побежал к вагонам Северного городка, однако городок был пуст. Все его жители ушли к трибуне, перед которой уже сидели музыканты. Обжигая губы о горячие металлические мундштуки, они играли увертюру.
   Советские журналисты заняли левое крыло трибуны. Лавуазьян, свесившись вниз, умолял Меньшова заснять его при исполнении служебных обязанностей. Но Меньшову было не до того. Он снимал ударников Магистрали группами и в одиночку, заставляя костыльщиков размахивать молотами, а грабарей-опираться на лопаты. На правом крыле сидели иностранцы. У входов на трибуну красноармейцы проверяли пригласительные билеты. У Остапа билета не было. Комендант поезда выдавал их по списку, где представитель «Черноморской газеты» О. Бендер не значился. Напрасно Гаргантюа манил великого комбинатора наверх, крича: «Ведь верно? Ведь правильно? «-Остап отрицательно мотал головой, водя глазами на трибуну, на которой тесно уместились герои и гости.
   В первом ряду спокойно сидел табельщик Северного укладочного городка Александр Корейко. Для защиты от солнца голова его была прикрыта газетной треуголкой. Он чуть выдвинул ухо, чтобы получше слышать первого оратора, который (уже пробирался к микрофону.
   — Александр Иванович! — крикнул Остап, сложив руки трубой.
   Корейко посмотрел вниз и поднялся. Музыканты заиграли «Интернационал», но богатый табельщик выслушал гимн невнимательно. Вздорная фигура великого комбинатора, бегавшего по площадке, очищенной для последних рельсов, сразу же лишила его душевного спокойствия. Он посмотрел через головы толпы, соображая, куда бы (убежать. Но вокруг была пустыня.
   Пятнадцать тысяч всадников непрестанно шатались взад и вперед, десятки раз переходили вброд холодную речку и только к началу митинга расположились в конном строю позади трибуны. А некоторые, застенчивые и гордые, так и промаячили весь день на вершинах холмов, не решаясь подъехать ближе к гудящему и ревущему митингу.
   Строители Магистрали праздновали свою победу шумно, весело, с криками, музыкой и подбрасыванием на воздух любимцев и героев. На полотно со звоном полетели рельсы. В минуту они были уложены, и рабочие-укладчики, забившие миллионы костылей, уступили право на последние удары своим руководителям.
   — Согласно законов гостеприимства, — сказал буфетчик, сидя с поварами на крыше вагона-ресторана. Инженер-краснознаменец сдвинул на затылок большую фетровую шляпу, схватил молот с длинной ручкой и, сделав плачущее лицо, ударил прямо по земле. Дружелюбный смех костыльщиков, среди которых были силачи, забивающие костыль одним ударом, сопутствовал этой операции. Однако мягкие удары о землю вскоре стали перемежаться звоном, свидетельствовавшим, что молот иногда приходит в соприкосновение с костылем. Размахивали молотами секретарь крайкома, члены правительства, начальник Севера и Юга и гости. Самый последний костыль в каких-нибудь полчаса заколотил в шпалу начальник строительства,
   Начались речи. Они произносились по два раза-на казахском и русском языках.
   — Товарищи, — медленно сказал костыльщик-ударник, стараясь не смотреть на орден Красного Знамени, только что приколотый к его рубашке, — что сделано, то сделано, и говорить тут много не надо. А от всего нашего укладочного коллектива просьба правительству-немедленно отправить нас на новую стройку. Мы хорошо сработались вместе и последние месяцы укладывали по пяти километров рельсов в день. Обязуемся эту норму удержать и повысить. И да здравствует наша мировая революция! Я еще хотел сказать. товарищи, что шпалы поступали с большим браком, приходилось отбрасывать. Это дело надо поставить на высоту.
   Корреспонденты уже не могли пожаловаться на отсутствие событий. Записывались речи. Инженеров хватали за талию и требовали от них сведений с точными цифровыми данными. Стало жарко, пыльно и деловито. Митинг в пустыне задымился, как огромный костер. Лавуазьян, нацарапав десять строчек, бежал на телеграф, отправлял молнию и снова принимался записывать. Ухудшанский ничего не записывал и телеграммы не посылал. В кармане у него лежал «Торжественный комплект», который давал возможность в пять минут составить прекрасную корреспонденцию с азиатским орнаментом. Будущее Ухудшанского было обеспечено, И поэтому он с более высокой, чем обычно, сатирической нотой в голосе говорил собратьям:
   — Стараетесь? Ну, ну!
   Неожиданно в ложе советских журналистов появились отставшие в Москве Лев Рубашкин и Ян Скамейкин. Их взял с собой самолет, прилетевший на смычку рано утром. Он спустился в десяти километрах от Гремящего Ключа, за далеким холмом, на естественном аэродроме, и братья-корреспонденты только сейчас добрались оттуда пешим порядком. Еле поздоровавшись, Лев Рубашкин и Ян Скамейкин выхватили из карманов блокноты и принялись наверстывать (упущенное время.
   Фотоаппараты иностранцев щелкали беспрерывно. Глотки высохли от речей и солнца. Собравшиеся все чаще поглядывали вниз, на холодную речку, на столовую, где полосатые тени навеса лежали на длиннейших банкетных столах, уставленных зелеными нарзанными бутылками. Рядом расположились киоски, куда но временам бегали пить участники митинга. Корейко мучился от жажды, но крепился под своей детской треуголкой. Великий комбинатор издали дразнил его, поднимая над головой бутылку лимонада и желтую папку с ботиночными тесемками.
   На стол, рядом с графином и микрофоном, поставили девочку-пионерку.
   — Ну, девочка, — весело сказал начальник строительства, скажи нам, что ты думаешь о Восточной Магистрали?
   Не удивительно было бы, если бы девочка внезапно топнула ножкой и начала: «Товарищи! Позвольте мне подвести итоги тем достижениям, кои… «— и так далее, потому что встречаются у нас примерные дети, которые с печальной старательностью произносят двухчасовые речи. Однако пионерка Гремящего Ключа своими слабыми ручонками сразу ухватила быка за рога и тонким смешным голосом закричала:
   — Да здравствует пятилетка!
   Паламидов подошел к иностранному профессоруэкономисту, желая получить у него интервью.
   — Я восхищен, — сказал профессор, — все строительство, которое я видел в СССР, грандиозно. Я не сомневаюсь в том, что пятилетка будет выполнена. Я об этом буду писать.
   Об этом через полгода он действительно выпустил книгу, в которой на двухстах страницах доказывал, что пятилетка будет выполнена в намеченные сроки и что СССР станет одной из самых мощных индустриальных стран. А на двухсот первой странице профессор заявил, что именно по этой причине Страну Советов нужно как можно скорее уничтожить, иначе она принесет естественную гибель капиталистическому обществу. Профессор оказался более деловым человеком, чем болтливый Гейнрих.
   Из-за холма поднялся белый самолет. Во все стороны врассыпную кинулись казахи. Большая тень самолета бросилась через трибуну и, выгибаясь, побежала в пустыню. Казахи, крича и поднимая кнуты, погнались за тенью. Кинооператоры встревоженно завертели свои машинки. Стало еще более суматошно и пыльно. Митинг окончился.
   — Вот что, товарищи, — говорил Паламидов, поспешая вместе с братьями по перу в столовую, — давайте условимся — пошлых вещей не писать.
   — Пошлость отвратительна! — поддержал Лавуазьян. — Она ужасна.
   И по дороге в столовую корреспонденты единогласно решили не писать об Узун-Кулаке, что значит Длинное Ухо, что в свою очередь значит-степной телеграф. Об этом писали все, кто только ни был на Востоке, и об этом больше невозможно читать. Не писать очерков под названием «Легенда озера Иссык-Куль». Довольно пошлостей в восточном вкусе!
   На опустевшей трибуне, среди окурков, разорванных записок и нанесенного из пустыни песка, сидел один только Корейко. Он никак не решался сойти вниз.
   — Сойдите, Александр Иванович! — кричал Остап. Пожалейте себя! Глоток холодного нарзана! А? Не хотите? Ну, хоть меня пожалейте! Я хочу есть! Ведь я все равно не уйду! Может быть, вы хотите, чтобы я спел вам серенаду Шуберта «Легкою стопой ты приди, друг мой»? Я могу!
   Но Корейко не стал дожидаться. Ему и без серенады было ясно, что деньги придется отдать. Пригнувшись и останавливаясь на каждой ступеньке, он стал спускаться вниз.
   — На вас треугольная шляпа? — резвился Остап. -А где же серый походный пиджак? Вы не поверите, как я скучал без вас. Ну, здравствуйте, здравствуйте! Может, почеломкаемся? Или пойдем прямо в закрома, в пещеру Лейхтвейса, где вы храните свои тугрики!
   — Сперва обедать, — сказал Корейко, язык которого высох от жажды и царапался, как рашпиль.
   — Можно и пообедать. Только на этот раз без шалопайства. Впрочем, шансов у вас никаких. За холмами залегли мои молодцы, — соврал Остап на всякий случай.
   И, вспомнив о молодцах, он погрустнел. Обед для строителей и гостей был дан в евразийском роде. Казахи расположились на коврах, поджав ноги, как это делают на Востоке все, а на Западе только портные. Казахи ели плов из белых мисочек, запивали его лимонадом. Европейцы засели за столы.
   Много трудов, забот и волнений перенесли строители Магистрали за два года работы. Но и не мало беспокойства причинила им организация парадного обеда в центре пустыни. Долго обсуждалось меню, азиатское и европейское. Вызвал продолжительную дискуссию вопрос о спиртных напитках. На несколько дней управление строительством стало походить на Соединенные Штаты перед выборами президента. Сторонники сухой и мокрой проблемы вступили в единоборство. Наконец, ячейка высказалась против спиртного. Тогда всплыло новое обстоятельство-иностранцы, дипломаты, москвичи! Как их накормить поизящнее? Всетаки они у себя там в Лондонах и Нью-Йорках привыкли к разным кулинарным эксцессам. И вот из Ташкента выписали старого специалиста Ивана Осиповича. Когда-то он был метрдотелем в Москве у известного Мартьяныча и теперь доживал свои дни заведующим нарпитовской столовой у Куриного базара.
   — Так вы смотрите, Иван Осипович, — говорили ему. в управлении, — не подкачайте. Иностранцы будут. Нужно как-нибудь повиднее все сделать, пофасонистее.
   — Верьте слову, — бормотал старик со слезами на глазах, — каких людей кормил! Принца Вюртембергского кормил! Мне и денег платить не нужно. Как же мне напоследок жизни людей не покормить? Покормлю вот — и умру!
   Иван Осипович страшно разволновался. Узнав об окончательном отказе от спиртного, он чуть не заболел, но оставить Европу без обеда не решился. Представленную им смету сильно урезали, и старик, шепча себе под нос: «Накормлю и умру»-добавил шестьдесят рублей из своих сбережений. В день обеда Иван Осипович пришел в нафталиновом фраке. Покуда шел митинг, он нервничал, поглядывал на солнце и покрикивал на кочевников, которые просто из любопытства пытались въехать в столовую верхом. Старик замахивался на них салфеткой и дребезжал:
   — Отойди, Мамай, не видишь, что делается! Ах, господи! Соус пикан перестоится. И консоме с пашотом не готово!
   На столе уже стояла закуска. Все было сервировано чрезвычайно красиво и с большим умением. Торчком стояли твердые салфетки, на стеклянных тарелочках во льду лежало масло, скрученное в бутоны, селедки держали во рту серсо из дука или маслины, были цветы, и даже обыкновенный серый хлеб выглядел весьма презентабельно.
   Наконец, гости явились за стол. Все были запылены, красны от жары и очень голодны. Никто не походил на принца Вюртембергского. Иван Осипович вдруг почувствовал приближение беды.
   — Прошу у гостей извинения, — сказал он искательно, -еще пять минуточек, и начнем обедать! Личная у меня к вам просьба — не трогайте ничего на столе до обеда, чтоб все было, как полагается.
   На минуту он убежал в кухню, светски пританцовывая, а когда вернулся назад, неся на блюде какую-то парадную рыбу, то увидел страшную сцену разграбления стола. Это до такой степени не походило на разработанный Иваном Осиповичем церемониал принятия пищи, что он остановился. Англичанин с теннисной талией беззаботно ел хлеб с маслом, а Гейнрих, перегнувшись через стол, вытаскивал пальцами маслину из селедочного рта. На столе все смешалось. Гости, удовлетворявшие первый голод, весело обменивались впечатлениями.
   — Это что такое? — спросил старик упавшим голосом.
   — Где же суп, папаша? — закричал Гейнрих с набитым ртом.
   Иван Осипович ничего не ответил. Он только махнул салфеткой и пошел прочь. Дальнейшие заботы он бросил на своих подчиненных.
   Когда комбинаторы пробились к столу, толстый человек с висячим, как банан, носом произносил первую застольную речь. К своему крайнему удивлению, Остап узнал в нем инженера Талмудовского.
   — Да! Мы герои! — восклицал Талмудовский, протягивая вперед стакан с нарзаном. — Привет нам, строителям Магистрали! Но каковы условия нашей работы, граждане! Скажу, например, про оклад жалованья. Не спорю, на Магистрали оклад лучше, чем в других местах, но вот культурные удобства! Театра нет! Пустыня! Канализации никакой!.. Нет, я так работать не могу!
   — Кто это такой! — спрашивали друг у друга строители. -Вы не знаете?
   Между тем Талмудовский уже вытащил из-под стола чемоданы.
   — Плевал я на договор! — кричал он, направляясь к выходу. — Что? Подъемные назад? Только судом, только судом!
   И даже толкая обедающих чемоданами, он вместо «пардон» свирепо кричал: «Только судом! «.
   Поздно ночью он уже катил в моторной дрезине, присоединившись к дорожным мастерам, ехавшим по делу к южному истоку Магистрали. Талмудовский сидел верхом на чемоданах и разъяснял мастерам причины, по которым честный специалист не может работать в этой дыре. С ними ехал домой метрдотель Иван Осипович. В горе он не успел даже снять фрака. Он был сильно пьян.
   — Варвары! — кричал он, высовываясь на бреющий ветер и грозя кулаком в сторону Гремящего Ключа. — Всю сервировку к свиньям собачьим!.. Антон Павловича кормил, принца Вюртембергского!.. Приеду домой и умру! Вспомнят тогда Ивана Осиповича. Сервируй, скажут, банкетный стол на восемьдесят четыре персоны, к свиньям собачьим. А ведь некому будет! Нет Ивана Осиповича Трикартова! Скончался! Отбыл в лучший мир, иде же несть ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная… Ве-е-ечная па-ммять!
   И покуда старик отпевал самого себя, хвосты его фрака трещали на ветру, как вымпелы!
   Остап, не дав Корейко доесть компота, поднял его из-за стола и потащил рассчитываться. По приставной лестничке комбинаторы взобрались в товарный вагон, где помещалась канцелярия Северной укладки и стояла складная полотняная кровать табельщика. Здесь они заперлись.
   После обеда, когда литерные пассажиры отдыхали, набираясь сил для участия в вечернем гулянье, фельетонист Гаргантюа поймал братьев-корреспондентов за недозволенным занятием. Лев Рубашкин и Ян Скамейкин несли на телеграф две бумажки. На одной из них было краткое сообщение:
   «Срочная москва степной телеграф тире узун-кулак квч длинное ухо зпт разнес аулам весть состоявшейся смычке магистрали рубашкин».
   Вторая бумажка была исписана сверху донизу. Вот что в ней содержалось:
   ЛЕГЕНДА ОЗЕРА ИССЫК-КУЛЬ
   Старый каракалпак Ухум Бухеев рассказал мне эту легенду, овеянную дыханием веков. Двести тысяч четыреста восемьдесят пять лун тому назад молодая, быстроногая, как джейран (горный баран), жена хана красавица Сумбурун горячо полюбила молодого нукера Ай-Булака. Велико было горе старого хана, когда он узнал об измене горячо любимой жены. Старик двенадцать лун возносил молитвы, а потом со слезами на глазах запечатал красавицу в бочку и, привязав к ней слиток чистого золота весом в семь джасасын (18 кило), бросил драгоценную ношу в горное озеро. С тех пор озеро и получило свое имя — Иссык-Куль, что значит «Сердце красавицы склонно к измене»…
   Ян Скамейкин-Сарматский (Поршень)
   — Ведь верно? — спрашивал Гаргантюа, показывая выхваченные у братьев бумажки. — Ведь правильно?
   — Конечно, возмутительно! — отвечал Паламидов. — Как вы смели написать легенду после всего, что было говорено? По-вашему, Иссык-Куль переводится как «Сердце красавицы склонно к измене и перемене»? Ой ли! Не наврал ли вам липовый кара-калпак Ухум Бухеев? Не звучит ли это название таким образом: «Не бросайте молодых красавиц в озеро, а бросайте в озеро легковерных корреспондентов, поддающихся губительному влиянию экзотики»?
   Писатель в детской курточке покраснел. В его записной книжке уже значились и Узун-Кулак и две душистые легенды, уснащенные восточным орнаментом.
   — А по-моему, — сказал он, — в этом нет ничего страшного. Раз Узун-Кулак существует, должен же кто-нибудь о нем писать?
   — Но ведь уже тысячу раз писали! — сказал Лавуазьян.
   — Узун-Кулак существует, — вздохнул писатель, — и с этим приходится считаться.
   ГЛАВА XXX. АЛЕКСАНДР ИБН-ИВАНОВИЧ
   В нагретом и темном товарном вагоне воздух был плотный и устойчивый, как в старом ботинке. Пахло кожей и ногами. Корейко зажег кондукторский фонарь и полез под кровать. Остап задумчиво смотрел на него, сидя на пустом ящике из-под макарон. Оба комбинатора были утомлены борьбой и отнеслись к событию, которого Корейко чрезвычайно опасался, а Бендер ждал всю жизнь, с каким-то казенным спокойствием. Могло бы показаться даже, что дело происходит в кооперативном магазине: покупатель спрашивает головной убор, а продавец лениво выбрасывает на прилавок лохматую кепку булыжного цвета. Ему все равно-возьмет покупатель кепку или не возьмет. Да и сам покупатель не очень-то горячится, спрашивая только для успокоения совести: «Может, другие есть? «-на что обычно следует ответ: «Берите, берите, а то и этого не будет». И оба смотрят друг на друга с полнейшим равнодушием. Корейко долго возился под кроватью, как видно, отстегивая крышку чемодана и копаясь в нем наугад.

/ Полные произведения / Ильф И., Петров Е. / Золотой теленок

    Ведь ваша специальность-гусь! » Но Паниковский настаивал на

    своем: «Курица, курица, курица! »

     Бендер проснулся. Низко над головой он увидел потолок,

    выгнутый, как крышка бабушкина сундука. У самого носа великого

    комбинатора шевелилась багажная сетка, В купе было очень

    светло. В полуспущенное окно рвался горячий воздух оренбургской

    степи.

     — Курица! — донеслось снизу. — Куда же девалась моя

    курица? Кроме нас, в купе никого нет! Ведь верно? Позвольте, а

    это чьи ноги?

     Остап закрыл глаза рукой и тут же с неудовольствием

    вспомнил, что так делывал и Паниковский, когда ему грозила

    беда. Отняв руку, великий комбинатор увидел головы,

    показавшиеся на уровне его полки.

     — Спите? Ну, ну, — сказала первая голова.

     — Скажите, дорогой, — доброжелательно молвила вторая, —

    это вы съели мою курицу? Ведь верно? Ведь правильно?

     Фоторепортер Меньшов сидел внизу, по локоть засунув обе

    руки в черный фотографический мешок. Он перезаряжал кассеты.

     — Да, — сдержанно сказал Остап, — я ее съел.

     — Вот спасибо! — неожиданно воскликнул Гаргантюа. — А я

    уж и не знал, что с ней делать. Ведь жара, курица могла

    испортиться. Правильно? Выбрасывать жалко! Ведь верно?

     — Разумеется, — сказал Остап осторожно, — я очень рад,

    что смог оказать вам эту маленькую услугу.

     — Вы от какой газеты? — спросил фоторепортер, продолжая

    с томной улыбкой шарить в мешке. — Вы не в Москве сели?

     — Вы, я вижу, фотограф, — сказал Остап, уклоняясь от

    прямого ответа, — знал я одного провинциального фотографа,

    который даже консервы открывал только при красном свете,

    боялся, что иначе они испортятся.

     Меньшов засмеялся. Шутка нового пассажира пришлась ему по

    вкусу. И в это утро никто больше не задавал великому

    комбинатору скользкий вопросов. Он спрыгнул с дивана и,

    погладив свои щеки, на которых за три дня отросла разбойничья

    щетина, вопросительно посмотрел на доброго Гаргантюа.

    Стихотворный фельетонист распаковал чемодан, вынул оттуда

    бритвенный прибор и, протянув его Остапу, долго что-то

    объяснял, клюя невидимый корм и поминутно требуя подтверждения

    своим словам.

     Покуда Остап брился, мылся и чистился, Меньшов, опоясанный

    фотографическими ремнями, распространил по всему вагону

    известие, что в их купе едет новый провинциальный

    корреспондент, догнавший ночью поезд на аэроплане и съевший

    курицу Гаргантюа. Рассказ о курице вызвал большое оживление.

    Почти все корреспонденты захватили с собой в дорогу домашнюю

    снедь: коржики, рубленые котлеты, батоны и крутые яйца. Эту

    снедь никто не ел. Корреспонденты предпочитали ходить в

    ресторан.

     И не успел Бендер закончить свой туалет, как в купе явился

    тучный писатель в мягкой детской курточке. Он положил на стол

    перед Остапом двенадцать яиц и сказал:

     — Съешьте. Это яйца. Раз яйца существуют, то должен же

    кто-нибудь их есть?

     Потом писатель выглянул в окно, посмотрел на бородавчатую

    степь и с горечью молвил:

     — Пустыня — это бездарно! Но она существует. И с этим

    приходится считаться.

     Он был философ. Выслушав благодарность Остапа, писатель

    потряс головой и пошел к себе дописывать рассказ. Будучи

    человеком пунктуальным, он твердо решил каждый день обязательно

    писать по рассказу, Это решение он выполнял с прилежностью

    первого ученика. По-видимому, он вдохновлялся мыслью, что раз

    бумага существует, то должен же на ней кто-нибудь писать.

     Примеру философа последовали другие пассажиры. Навроцкий

    принес фаршированный перец в банке, Лавуазьян-котлеты с

    налипшими на них газетными строчками, Сапегин — селедку и

    коржики, а Днестров-стакан яблочного повидла. Приходили и

    другие, но Остап прекратил прием.

     — Не могу, не могу, друзья мои, — говорил он, — сделай

    одному одолжение, как уже все наваливаются. Корреспонденты ему

    очень понравились. Остап готов был умилиться, но он так наелся,

    что был не в состоянии предаваться каким бы то ни было

    чувствам.

     Он с трудом влез на свой диван и проспал почти весь день.

     Шли третьи сутки пути. В ожидании событий литерный поезд

    томился. До Магистрали было еще далеко, ничего

    достопримечательного не случилось, и все же московские

    корреспонденты, иссушаемые вынужденным бездельем, подозрительно

    косились друг на Друга.

     «Не узнал ли кто-нибудь чего-нибудь и не послал ли об этом

    молнию в свою редакцию? »

     Наконец, Лавуазьян не сдержался и отправил телеграфное

    сообщение:

     «Проехали Оренбург тчк трубы паровоза валит дым тчк

    настроение бодрое зпт делегатских вагонах разговоры только

    восточной магистрали тчк молнируйте инструкции аральское море

    лавуазьян».

     Тайна вскоре раскрылась, и на следующей же станции у

    телеграфного окошечка образовалась очередь. Все послали краткие

    сообщения о бодром настроении и о трубе паровоза, из коей валит

    дым.

     Для иностранцев широкое поле деятельности открылось тотчас

    за Оренбургом, когда они увидели первого верблюда, первую юрту

    и первого казаха в остроконечной меховой шапке и с кнутом в

    руке. На полустанке, где поезд случайно задержался, по меньшей

    мере двадцать фотоаппаратов нацелились на верблюжью морду.

    Началась экзотика, корабли пустыни, вольнолюбивые сыны степей и

    прочее романтическое тягло.

     Американка из старинной семьи вышла из вагона в круглых

    очках с темными стеклами. От солнечного света ее защищал также

    зеленый зонтик. В таком виде ее долго снимал ручной кинокамерой

    «Аймо» седой американец. Сначала она стояла рядом с верблюдом,

    потом впереди него и, на. конец, на нем, уместившись между

    кочками, о которых так тепло рассказывал проводник. Маленький и

    злой Гейнрих шнырял в толпе и всем говорил:

     — Вы за ней присматривайте, а то она случайно застрянет

    на станции, и опять будет сенсация в американской прессе:

    «Отважная корреспондентка в лапах обезумевшего верблюда».

     Японский дипломат стоял в двух шагах от казаха. Оба молча

    смотрели друг на друга. У них были совершенно одинаковые чуть

    сплющенные лица, жесткие усы, желтая лакированная кожа и глаза,

    припухшие и неширокие. Они сошли бы за близнецов, если бы казах

    не был в бараньей шубе, подпоясанной ситцевым кушаком, а

    японец-в сером лондонском костюме, и если бы казах не начал

    читать лишь в прошлом году, а японец не кончил двадцать лет

    назад двух университетов-в Токио и Париже. Дипломат отошел на

    шаг, нагнул голову к зеркалке и щелкнул затвором. Казах

    засмеялся, сел на своего шершавого конька и двинулся в степь.

     Но уже на следующей станции в романтическую повесть вошли

    новые элементы. За станционным зданием лежали красные

    циллиндрические бочки-железная тара для горючего, желтело новое

    деревянное здание, и перед ним, тяжело втиснувшись в землю

    гусеничными цепями, тянулась тракторная шеренга. На решетчатом

    штабеле шпал стояла девушка-трактористка в черных рабочих

    штанах и валенках. Тут советские корреспонденты взяли реванш.

    Держа фотоаппараты на уровне глаз, они стали подбираться к

    девушке. Впереди всех крался Меньшов.

     В зубах он держал алюминиевую кассету и движениями своими

    напоминал стрелка, делающего перебежку в цепи. Но если верблюд

    фотографировался с полным сознанием своего права на

    известность, то трактористка оказалась скромнее. Снимков пять

    она перенесла спокойно, а потом покраснела и ушла. Фотографы

    перекинулись на тракторы. Кстати, на горизонте, позади машин,

    виднелась цепочка верблюдов. Все это — тракторы и

    верблюды-отлично укладывалось в рамку кадра под названием

    «Старое и новое» или «Кто кого? «.

     Остап проснулся перед заходом солнца. Поезд продолжал

    бежать в пустыне. По коридору бродил Лавуазьян, подбивая

    товарищей на издание специальной поездной газеты. Он даже

    придумал название: «На всех парах».

     — Ну, что это за название! — сказал Остап. — Вот я видел

    стенгазету одной пожарной команды, называлась она — «Из огня

    да в полымя». Это было по существу.

     — Вы-профессионал пера! — закричал Лавуазьян. —

    Сознайтесь, что вам просто лень писать для рупора поездной

    общественности.

     Великий комбинатор не отрицал того, что онпрофессионал

    пера. В случае надобности он мог бы без запинки объяснить,

    какой орган печати представляет он в этом поезде —

    «Черноморскую газету». Впрочем, в этом не было особенной нужды,

    потому что поезд был специальный и его не посещали сердитые

    контролеры с никелированными щипцами. Но Лавуазьян уже сидел со

    своей пишущей машиной в вагоне ударников, где его предложение

    вызвало суматоху. Уже старик с Трехгорки писал химическим

    карандашом заметку о необходимости устроить в поезде вечер

    обмена опытом и литературное чтение, уже искали карикатуриста и

    мобилизовали Навроцкого для собирания анкеты о том, какое

    предприятие из числа представленных делегатами лучше выполнило

    промфинплан.

     Вечером в купе Гаргантюа, Меньшова, Ухудшанского и Бендера

    собралось множество газетного народа. Сидели тесно, по шесть

    человек на диванчике. Сверху свешивались головы и ноги.

    Ощутительно свежая ночь остудила журналистов, страдавших весь

    день от жары, а длинные такты колес, не утихавшие уже три дня,

    располагали к дружбе. Говорили о Восточной Магистрали,

    вспоминали своих редакторов и секретарей, рассказывали о

    смешных газетных ляпсусах и всем скопом журили Ухудшанского за

    отсутствие в его характере журналистской жилки. Ухудшанский

    высоко поднимал голову и с превосходством отвечал:

     — Треплетесь? Ну, ну!

     В разгаре веселья явился господин Гейнрих.

     — Позвольте войти наемнику капитала, — бойко сказал он.

     Гейнрих устроился на коленях толстого писателя, отчего

    писатель крякнул и стоически подумал: «Раз у меня есть колени,

    то должен же кто-нибудь на них сидеть? Вот он и сидит».

     — Ну, как строится социализм? — нахально спросил

    представитель свободомыслящей газеты.

     Как-то так случилось, что со всеми поездными иностранцами

    обращались учтиво, добавляя к фамилиям; «мистер», «герр» или

    «синьор», а корреспондента свободомыслящей газеты называли

    просто Гейнрих, считали трепачом и не принимали всерьез.

    Поэтому на прямо поставленный вопрос Паламидов ответил:

     — Гейнрих! Напрасно вы хлопочете! Сейчас вы будете опять

    ругать советскую власть, это скучно и неинтересно. И потом мы

    это можем услышать от злой старушки из очереди.

     — Совсем не то, — сказал Гейнрих, — я хочу рассказать

    библейскую историю про Адама и Еву. Вы позволите?

     — Слушайте, Гейнрих, почему вы так хорошо говорите

    по-русски? — спросил Сапегин.

     — Научился в Одессе, когда в тысяча девятьсот

    восемнадцатом году с армией генерала фон Бельца оккупировал

    этот чудный город. Я состоял тогда в чине лейтенанта. Вы,

    наверно, слышали про фон Бельца?

     — Не только слышали, — сказал Паламидов, — но и видели.

    Ваш фон Бельц лежал в своем золотом кабинете во дворце

    командующего Одесским военным округом с простреленной головой.

    Он застрелился, узнав, что в вашем отечестве произошла

    революция,

     При слове «революция» господин Гейнрих официально

    улыбнулся и сказал:

     — Генерал был верен присяге.

     — А вы почему не застрелились, Гейнрих? — спросили с

    верхней полки. — Как у вас там вышло с присягой?

     — Ну, что, будете слушать библейскую историю? —

    раздраженно сказал представитель свободомыслящей газеты.

     Однако его еще некоторое время пытали расспросами насчет

    присяги и только тогда, когда он совсем уже разобиделся и

    собрался уходить, согласились слушать историю.

     РАССКАЗ ГОСПОДИНА ГЕЙНРИХА ОБ АДАМЕ И ЕВЕ

     — Был, господа, в Москве молодой человек, комсомолец.

    Звали его-Адам. И была в том же городе молодая девушка,

    комсомолка Ева. И вот эти молодые люди отправились однажды

    погулять в московский рай-в Парк культуры и отдыха. Не знаю, о

    чем они там беседовали. У нас обычно молодые люди беседуют о

    любви. Но ваши Адам и Ева были марксисты и, возможно, говорили

    о мировой революции. Во всяком случае, вышло так, что,

    прогуливаясь по бывшему Нескучному саду, они присели на траву

    под деревом, Не знаю, какое это было дерево. Может быть, это

    было древо познания добра и зла. Но марксисты, как вам

    известно, не любят мистики. Им, по всей вероятности,

    показалось, что это простая рябина. Продолжая беседовать, Ева

    сорвала с дерева ветку и подарила ее Адаму. Но тут показался

    человек, которого лишенные воображения молодые марксисты

    приняли за садового сторожа. А между тем это был, по всей

    вероятности, ангел с огненным мечом. Ругаясь и ворча, ангел

    повел Адама и Еву в контору на предмет составления протокола за

    повреждения, нанесенные садовому хозяйству. Это ничтожное

    бытовое происшествие отвлекло молодых людей от высокой

    политики, и Адам увидел, что перед ним стоит нежная Ева, а Ева

    заметила, что перед ней стоит мужественный Адам. И молодые люди

    полюбили друг друга. Через три года у них было уже два сына.

     Дойдя до этого места, господин Гейнрих неожиданно умолк,

    запихивая в рукава мягкие полосатые манжеты.

     — Ну, и что же? — спросил Лавуазьян.

     — А то, — гордо сказал Гейнрих, — что одного сына зовут

    Каин, а другого-Авель и что через известный срок Каин убьет

    Авеля, Авраам родит Исаака, Исаак родит Иакова, и вообще вся

    библейская история начнется сначала, и никакой марксизм этому

    помешать не сможет. Все повторяется. Будет и потоп, будет и Ной

    с тремя сыновьями, и Хам обидит Ноя, будет и Вавилонская башня,

    которая никогда не достроится, господа. И так далее. Ничего

    нового на свете не произойдет. Так что вы напрасно кипятились

    насчет новой жизни.

     И Гейнрих удовлетворенно откинулся назад, придавив узкой

    селедочной спиной толстого добродушного писателя.

     — Все это было бы прекрасно, — сказал Паламидов, — если

    бы. было подкреплено доказательствами. Но доказать вы ничего не

    можете. Вам просто хочется, чтобы было так. Запрещать вам

    верить в чудо нет надобности. Верьте, молитесь.

     — А у вас есть доказательства, что будет иначе? —

    воскликнул представитель свободомыслящей газеты.

     — Есть, — ответил Паламидов, — одно из них вы увидите

    послезавтра, на смычке Восточной Магистрали.

     — Ну-у, начинается! — заворчал Гейнрих. — Строительство!

    Заводы! Пятилетка! Что вы мне тычете в глаза свое железо? Важен

    дух! Все повторится! Будет и тридцатилетняя война, и столетняя

    война, и опять будут сжигать людей, которые посмеют сказать,

    что земля круглая. И опять обманут бедного Иакова, заставив его

    работать семь лет бесплатно и подсунув ему некрасивую

    близорукую жену Лию взамен полногрудой Рахили. Все, все

    повторится. И Вечный Жид попрежнему будет скитаться по земле…

     — Вечный Жид никогда больше не будет скитаться! — сказал

    вдруг великий комбинатор, обводя собравшихся веселым взором.

     — И на это вы тоже можете представить доказательства в

    течение двух дней? — возопил Гейнрих.

     — Хоть сейчас, — любезно ответил Остап. — Если общество

    позволит, я расскажу о том, что произошло с так называемым

    Вечным Жидом.

     Общество охотно позволило. Все приготовились слушать

    рассказ нового пассажира, а Ухудшанский даже промолвил:

    «Рассказываете? Ну, ну». И великий комбинатор начал.

     РАССКАЗ ОСТАПА БЕНДЕРА О ВЕЧНОМ ЖИДЕ

     — Не буду напоминать вам длинной и скучной истории

    Вечного еврея. Скажу только, что около двух тысяч лет этот

    пошлый старик шатался по всему миру, не прописываясь в

    гостиницах и надоедая гражданам своими жалобами на высокие

    железнодорожные тарифы, из-за которых ему приходилось ходить

    пешком. Его видели множество раз. Он присутствовал на

    историческом заседании, где Колумбу так и не удалось отчитаться

    в авансовых суммах, взятых на открытие Америки. Еще совсем

    молодым человеком он видел пожар Рима. Лет полтораста он прожил

    в Индии, необыкновенно поражая йогов своей живучестью и

    сварливым характером. Одним словом, старик мог бы порассказать

    много интересного, если бы к концу каждого столетия писал

    мемуары. Но Вечный Жид был неграмотен и к тому же имел дырявую

    память.

     Не так давно старик проживал в прекрасном городе

    Рио-де-Жанейро, пил прохладительные напитки, глядел на

    океанские пароходы и разгуливал под пальмами в белых штанах.

    Штаны эти он купил по случаю восемьсот лет назад в Палестине у

    какого-то рыцаря, отвоевавшего гроб господень, и они были еще

    совсем как новые. И вдруг старик забеспокоился. Захотелось ему

    в Россию, на Днепр, Он бывал везде: и на Рейне, и на Ганге, и

    на Миссисипи, и на Ян-Цзы, и на Нигере, и на Волге. И не был он

    только на Днепре. Захотелось ему, видите ли, бросить взгляд и

    на эту широкую реку.

     Аккурат в 1919 году Вечный Жид-в своих рыцарских брюках

    нелегально перешел румынскую границу. Стоит ли говорить о том,

    что на животе у него хранились восемь пар шелковых чулок и

    флакон парижских духов, которые одна кишиневская дама просила

    передать киевским родственникам. В то бурное время ношение

    контрабанды на животе называлось «носить в припарку». Этому

    делу старика живо обучили в Кишиневе. Когда Вечный Жид,

    выполнив поручение, стоял на берегу Днепра, свесив неопрятную

    зеленую бороду, к нему подошел человек с желто-голубыми

    лампасами и петлюровскими погонами и строго спросил:

     — Жид?

     — Жид, — ответил старик.

     — Ну, пойдем, — пригласил человек с лампасами. И повел

    его к куренному атаману.

     — Жида поймали, — доложил он, подталкивая старика

    коленом.

     — Жид? — спросил атаман с веселым удивлением.

     — Жид, — ответил скиталец.

     — А вот поставьте его к стенке, — ласково сказал

    куренной.

     — Но ведь я же Вечный! — закричал старик. Две тысячи лет

    он нетерпеливо ждал смерти, а сейчас вдруг ему очень захотелось

    жить.

     — Молчи, жидовская морда! — радостно закричал губатый

    атаман. — Рубай его, хлопцы-молодцы! И Вечного странника не

    стало.

     — Вот и все, — заключил Остап.

     — Думаю, что вам, господин Гейнрих, как бывшему

    лейтенанту австрийской армии, известны повадки ваших

    друзей-петлюровцев? — сказал Паламидов.

     Гейнрих ничего не ответил и сейчас же ушел. Сначала все

    думали, что он обиделся, но уже на другой день выяснилось, что

    из советского вагона корреспондент свободомыслящей газеты

    направился прямо к мистеру Хираму Бурману, которому и продал

    историю о Вечном Жиде за сорок долларов. И Хирам на первой же

    станции передал рассказ Остапа Бендера по телеграфу в свою

    газету.

    ГЛАВА XXVIII. ПОТНЫЙ ВАЛ ВДОХНОВЕНЬЯ

     На утро четвертого дня пути поезд взял на восток. Мимо

    снеговых цепей — Гималайских отрогов, — с грохотом

    перекатываясь через искусственные сооружения (мостики, трубы

    для пропуска весенних вод и др. ), а также бросая трепетную

    тень на горные ручьи/литерный поезд проскочил городок под

    тополями и долго вертелся у самого бока большой снеговой горы.

    Не будучи в силах одолеть перевал сразу, литерный подскакивал к

    горе то справа, то слева, поворачивал назад, пыхтел,

    возвращался снова, терся о гору пыльно-зелеными своими боками,

    всячески хитрил — и выскочил, наконец, на волю. Исправно

    поработав колесами, поезд молодецки осадил на последней станции

    перед началом Восточной Магистрали.

     В клубах удивительного солнечного света, на фоне

    алюминиевых гор, стоял паровоз цвета молодой травы. Это был

    подарок станционных рабочих новой железной дороге.

     В течение довольно долгого времени по линии подарков к

    торжествам и годовщинам у нас не все обстояло благополучно.

    Обычно дарили или очень маленькую, величиной в кошку, модель

    паровоза, или, напротив того, зубило, превосходящее размерами

    телеграфный столб. Такое мучительное превращение маленьких

    предметов в большие и наоборот отнимало много времени и денег.

    Никчемные паровозики пылились на канцелярских шкафах, а

    титаническое зубило, перевезенное на двух фургонах,

    бессмысленно и дико ржавело во дворе юбилейного учреждения.

     Но паровоз ОВ, ударно выпущенный из капитального ремонта,

    был совершенно нормальной величины, и по всему было видно, что

    зубило, которое, несомненно, употребляли при его ремонте, тоже

    было обыкновенного размера. Красивый подарок немедленно впрягли

    в поезд, и «овечка», как принято называть в полосе отчуждения

    паровозы серии ОВ, неся на своем передке плакат «Даешь смычку»,

    покатил к южному истоку Магистрали-станции Горной.

     Ровно два года назад здесь лег на землю первый черно-синий

    рельс, выпущенный уральским заводом. С тех пор из прокатных

    станов завода беспрерывно вылетали огненные полосы рельсов.

    Магистраль требовала их все больше и больше. Укладочные

    городки,, шедшие навстречу друг другу, в довершение всего

    устроили соревнование и взяли такой темп, что всем поставщикам

    материалов пришлось туго.

     Вечер на станции Горной, освещенной розовыми и зелеными

    ракетами, был настолько хорош, что старожилы, если бы они здесь

    имелись, конечно, сказали бы, что такого вечера они не

    запомнят. К счастью, в Горной старожилов не было. Еще в 1928

    году здесь не было не только что старожилов, но и домов, и

    станционных помещений, и рельсового пути, и деревянной

    триумфальной арки с хлопающими на ней лозунгами и флагами,

    неподалеку от которой остановился литерный поезд.

     Пока под керосино-калильными фонарями шел митинг и все

    население столпилось у трибуны, фоторепортер Меньшов с двумя

    аппаратами, штативом и машинкой для магния кружил вокруг арки.

    Арка казалась фотографу подходящей, она получилась бы на снимке

    отлично. Но поезд, стоявший шагах в двадцати от нее, получился

    бы слишком маленьким. Если же снимать со стороны поезда, то

    маленькой вышла бы арка. В таких случаях Магомет обычно шел к

    горе, прекрасно понимая, что гора к нему не пойдет. Но Меньшов

    сделал то, что — показалось ему самым простым. Он попросил

    подать поезд под арку таким же легким тоном, каким просят в

    трамвае немножко подвинуться. Кроме того, он настаивал, чтобы

    из трубы паровоза валил густой белый пар. Еще требовал он,

    чтобы машинист бесстрашно смотрел из окошечка вдаль, держа

    ладонь козырьком над глазами. Железнодорожники растерялись и,

    думая, что так именно и надо, просьбу удовлетворили. Поезд с

    лязгом подтянулся к арке, из трубы валил требуемый пар, и

    машинист, высунувшись в окошечко, сделал зверское лицо. Тогда

    Меньшов произвел такую вспышку магния, что задрожала земля и на

    сто километров вокруг залаяли собаки. Произведя снимок,

    фотограф сухо поблагодарил железнодорожный персонал и поспешно

    удалился в свое купе.

     Поздно ночью литерный поезд шел уже по Восточной

    Магистрали. Когда население поезда укладывалось спать, в

    коридор вагона вышел фотограф Меньшов и, ни к кому не

    обращаясь, скорбно сказал:

     — Странный случай! Оказывается, эту проклятую арку я

    снимал на пустую кассету! Так что ничего не вышло.

     — Не беда, — с участием ответил ему Лавуазьян, — пустое

    дело. Попросите машиниста, и он живо даст задний ход. Всего

    лишь через три часа вы снова будете в Горной и повторите свой

    снимок. А смычку можно будет отложить надень.

     — Черта с два теперь снимешь! — печально молвил

    фоторепортер. — У меня вышел весь магний, а то, конечно,

    пришлось бы вернуться.

     Путешествие по Восточной Магистрали доставляло великому

    комбинатору много радости. Каждый час приближал его к Северному

    укладочному городку, где находился Корейко. Нравились Остапу и

    литерные пассажиры. Это были люди молодые, веселые, без

    бюрократической сумасшедшинки, так отличавшей его

    геркулесовских знакомых. Для полноты счастья не хватало денег.

    Подаренную провизию он съел, а для вагон-ресторана требовались

    наличные. Сперва Остап, когда новые друзья тащили его обедать,

    отговаривался отсутствием аппетита, но вскоре понял, что так

    жить нельзя. Некоторое время он присматривался к Ухудшанскому,

    который весь день проводил у окна в коридоре, глядя на

    телеграфные столбы и на птичек, слетавших с проволоки. При этом

    легкая сатирическая улыбка трогала губы Ухудшанского. Он

    закидывал голову и шептал птицам: «Порхаете? Ну, ну». Остап

    простер свое любопытство вплоть до того, что ознакомилея даже

    со статьей Ухудшанского «Улучшить работу лавочных комиссий».

    После этого Бендер еще оглядел диковинного журналиста с ног до

    головы, нехорошо улыбнулся и, почувствовав знакомое волнение

    стрелка-охотника, заперся в купе,

     Оттуда он вышел только через три часа, держа с руках

    большой разграфленный, как ведомость, лист бумаги.

     — Пишете? — вяло спросил Ухудшанский.

     — Специально для вас, — ответил великий комбинатор. —

    Вы, я замечаю, все время терзаетесь муками творчества. Писать,

    конечно, очень трудно. Я, как старый передовик и ваш собрат по

    перу, могу это засвидетельствовать. Но я изобрел такую штуку,

    которая избавляет от необходимости ждать, покуда вас окатит

    потный вал вдохновения. Вот. Извольте посмотреть.

     И Остап протянул Ухудшанскому лист, на котором было

    написано:

     ТОРЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКТ

     НЕЗАМЕНИМОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ЮБИЛЕЙНЫХ СТАТЕЙ,

    ТАБЕЛЬНЫХ ФЕЛЬЕТОНОВ, А ТАКЖЕ ПАРАДНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ. ОД И

    ТРОПАРЕЙ

     Раздел I. Словарь

     Существительные

     1. Клики 11. Час

     2. Трудящиеся 12. Враг

     3. Заря 13. Поступь

     4. Жизнь 14. Вал

     5. Маяк 15. Пески

     6. Ошибки 16. Скок

     7. Стяг (флаг) 17. Конь

     8. Ваал 18. Сердце

     9. Молох 19. Прошлое

     10. Прислужник

     Прилагательные

     1. Империалистический 5. Индустриальный

     2. Капиталистический 6. Стальной

     3. Исторический 7. Железный

     4. Последний

     Глаголы

     1. Пылить 6. Вершить (ся)

     2. Взметать (ся) 7. Петь

     3. Выявлять 8. Клеветать

     4. Рдеть 9. Скрежетать

     5. Взвивать (ся) 10. Грозить

     Художеств. эпитеты

     1. Злобный 2. Зубовный

     Прочие части речи

     1. Девятый 4. Пускай!

     2. Двенадцатый 5. Вперед!

     3. Пусть!

     (Междометия, предлоги, союзы, запятые, многоточия,

    восклицательные знаки и кавычки и т. п. )

     Примеч. Запятые ставят перед «что», «который» и «если».

    Многоточия, восклиц. знаки и кавычки-где только возможно.

     Раздел II. Творческая часть (Составляется исключительно из

    слов раздела 1-го)

     1. ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ

     Девятый вал

     Восточная Магистраль — это железный конь, который,

    взметая стальным скоком пески прошлого, вершит поступь истории,

    выявляя очередной зубовный скрежет клевещущего врага, на

    которого уже взметается девятый вал, грозящий двенадцатым

    часом, последним часом для прислужников империалистического

    Молоха, этого капиталистического Ваала, но, невзирая на ошибки,

    пусть рдеют, а равно и взвиваются стяги у маяка

    индустриализации, пылающего под клики трудящихся, коими под

    пение сердец выявляется заря новой жизни: вперед!

     2. ХУДОЖЕСТВ. ОЧЕРК-ФЕЛЬЕТОН

     ПУСТЬ!..

     — Вперед!

     Он пылает под клики трудящихся…

     Он выявляет зарю новой жизни…

     — Маяк!

     Индустриализации!

     Пусть отдельные ошибки. Пусть. Но зато как рдеют… как

    несутся… как взвиваются… эти стяги! Эти флаги!..

     — Пусть — Ваал капитализма! Пусть — Молох империализма!

    Пусть!

     Но на прислужников уже взметается:

     — Последний вал!

     — Девятый час!

     — Двенадцатый Ваал!

     Пусть клевещут. Пусть скрежещут. Пусть выявляется злобный

    зубовный враг!

     Вершится историческая поступь. Пески прошлого взметаются

     скоком стали.

     Это-«железный» «конь»!..

     Это:

     — Восточная!

     — Магистраль!

     «Поют сердца»…

     3. ХУДОЖЕСТВ. СТИХОТВОРЕНИЕ

     А) Тринадцатый Ваал

     Поют сердца под грохот дней,

     Дрожит зарей маяк.

     Пускай индустрии огней

     Трепещет злобный враг.

     Железный конь несет вперед

     Исторьи скок взметать,

     Семью трудящихся несет

     Ошибки выявлять.

     Взвивается последний час.

     Зардел девятый вал,

     Двенадцатый вершится час

     Тебе, Молох-Ваал!

     Б) Восточный вариант

     Цветет урюк под грохот дней,

     Дрожит зарей кишлак.

     А средь арыков и аллей

     Идет гулять ишак.

     Азиатский орнамент

     1. УРЮК (абрикосы)

     2. АРЫК (канал)

     3. ИШАК (осел)

     4. ПЛОВ (пища)

     5. БАЙ (нехороший человек)

     6. БАСМАЧ (нехороший человек)

     7. ШАКАЛ (животное)

     8. КИШЛАК (деревня)

     9. ПИАЛА (чашка)

     10. МЕДРЕСЕ (духовное училище)

     11. ИЧИГИ (обувь)

     12. ШАЙТАН (черт)

     13. АРБА (телега)

     14. ШАЙТАН-АРБА (Средне-Азиатская ж. д. )

     15. ТВОЯ-МОЯ НЕ ПОНИМАЙ

     16. МАЛА-МАЛА / выражения

     Добавление

     При помощи материалов раздела 1-го по методам раздела 2-го

    сочиняются также: романы, повести, поэмы в прозе, рассказы,

    бытовые зарисовки, художеств, репортаж, хроника, эпопея, пьесы,

    политобозрения, игра в политфанты, радиооратории и т. д.

     Когда Ухудшанский ознакомился с содержанием документа,

    глаза его, доселе мутные, оживились. Ему, пробавлявшемуся до

    сих пор отчетами о заседаниях, внезапно открылись сверкающие

    стилистические высоты.

     — И за все-двадцать пять тугриков, двадцать пять

    монгольских рублей, — нетерпеливо сказал великий комбинатор,

    томимый голодом.

     — У меня нет монгольских, — молвил сотрудник профоргана,

    не выпуская из рук «Торжественного комплекта».

     Остап согласился взять обыкновенными рублями, пригласил

[ 1 ]
[ 2 ]
[ 3 ]
[ 4 ]
[ 5 ]
[ 6 ]
[ 7 ]
[ 8 ]
[ 9 ]
[ 10 ]
[ 11 ]
[ 12 ]
[ 13 ]
[ 14 ]
[ 15 ]
[ 16 ]
[ 17 ]
[ 18 ]
[ 19 ]
[ 20 ]
[ 21 ]
[ 22 ]
[ 23 ]

sherylin не рабочее!

May 14 2005, 10:20

Listens: палка-палка два струна…….

Categories:

  • Литература
  • Природа
  • Семья
  • Cancel

В книге «Золотой теленок», в одной из последних глав Остап сотавляет список необходимых в работе журналиста слов и из них ваяет всякие произведения, в том числе и одно стихотворение:

Поют cердца под грохот дней
Дрожит зарей маяк
Пускай индустрии огней
Трепещет злобный враг
Железный конь несет вперед
Исторьи скок взметать
Семью трудящихся несет
Ошибки выявлять
Взвивается последний час
Зардел девятый вал
Двенадцатый вершится час
Тебе, Молох – Ваал!
Цветет урюк под грохот дней
Дрожит зарей кишлак
А средь арыков и аллей
Идет гулять ишак.

*************

Посвящение ишаку.

Цветет урюк под грохот дней
Дрожит зарей кишлак.
А средь арыков и аллей
Идет гулять ишак.
Но путь его не был далек:
Где раньше рос трава —
Лежит тропинки поперек
Путь для шайтан-арба.

Куря кальян, и думая о вечном,
Он наблюдал цветенье урюка!
Здесь прорастал младой изюм, среди арыков
Дымил гашиш и лился чай всегда!
Моей арбы дорога не далёка,
крутилось в подсазнанье ишака…
Проснитесь, правоверные, от мыслей
Великого поэта-ишака!

Бум-2012 и ожидание «квантового перехода» среди «просветленных» породили особый тип статей в интернете, их можно часто увидеть на эзотерических и оккультистских порталах. Статьи эти похожи, как близнецы-братья, что впрочем не мешает им каждый раз набирать просмотры и комментарии.

Отличительной их особенностью является частое повторение слов и словосочетаний: биополе, карма, космос, энергия, высокочастотная/низкочастотная энергия, энергетика, вибрации, высокочастотные/низкочастотные вибрации, фотонный пояс Галактики, свет, любовь, огонь, квантовый переход, реинкарнация, четвертое измерение, чакры, аура, трансформация, эра Водолея, вознесение, просветление, гармония, центральное солнце Галактики, шестая раса, новая эра и т.п., ставших своего рода «тэгами» для таких статей в стиле «нью-эйдж».

Засилье подобных материалов напомнило мне эпизод из книги «Золотой теленок», где Остап Бендер продал журналисту в поезде «Торжественный комплект» — «Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей». Каждый раз при знакомстве с подобными материалами у меня возникало чувство, что эти воззвания и ченнелинги тоже пишутся по некоему «торжественному комплекту».

Эпизод из «Золотого теленка»:

«Путешествие по Восточной магистрали доставляло великому комбинатору много радости. Каждый час приближал его к северному укладочному городку, где находился Корейко. Нравились Остапу и литерные пассажиры. Это были люди молодые, веселые, без бюрократической сумасшедшинки, так отличавшей его геркулесовских знакомых. Для полноты счастья не хватало денег. Подаренную провизию он съел, а для вагона-ресторана требовались наличные. Сперва Остап, когда новые друзья тащили его обедать, отговаривался отсутствием аппетита, но вскоре понял, что так жить нельзя. Некоторое время он присматривался к Ухудшанскому, который весь день проводил у окна в коридоре, глядя на телеграфные столбы и на птичек, слетавших с проволоки. При этом легкая сатирическая улыбка трогала губы Ухудшанского, он закидывал голову назад и шептал птицам: «Порхаете? Ну, ну». Остап простер свое любопытство вплоть до того, что ознакомился даже со статьей Ухудшанского «Улучшить работу лавочных комиссий». После этого Бендер еще раз оглядел диковинного журналиста с ног до головы, нехорошо улыбнулся и, почувствовав знакомое волнение стрелка-охотника, заперся в купе.
Оттуда он вышел только через три часа, держа в руках большой, разграфленный, как ведомость, лист бумаги.
— Пишете? — вяло спросил Ухудшанский.
— Специально для вас, — ответил великий комбинатор. — Вы, я замечаю, все время терзаетесь муками творчества. Писать, конечно, очень трудно. Я, как старый передовик и ваш собрат по перу, могу это засвидетельствовать. Но я, мой милый пастушок, изобрел такую штуку, которая избавляет от необходимости ждать, покуда вас охватит потный вал вдохновения. Вот. Извольте посмотреть.
И Остап протянул Ухудшанскому лист, на котором было написано:

Торжественный комплект
Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей

Раздел I. Словарь
Существительные
1. Клики
2. Трудящиеся
3. Заря
4. Жизнь
5. Маяк
6. Ошибки
7. Стяг (флаг)
8. Ваал
9. Молох
10. Прислужник
11. Час
12. Враг
13. Поступь
14. Вал
15. Пески
16. Скок
17. Конь
18. Сердце
19. Прошлое
Прилагательные
1. Империалистический
2. Капиталистический
3. Исторический
4. Последний
5. Индустриальный
6. Стальной
7. Железный
Глаголы
1. Пылать
2. Взметать(ся)
3. Выявлять
4. Рдеть
5. Взвивать(ся)
6. Вершить(ся)
7. Петь
8. Клеветать
9. Скрежетать
10. Грозить
Художеств. эпитеты
1. Злобный
2. Зубовный
Прочие части речи
1. Девятый
2. Двенадцатый
3. Пусть!
4. Пускай!
5. Вперед!
[Междометия, предлоги, союзы, запятые, многоточия, восклицательные знаки, кавычки и т.п.]
П р и м е ч. Запятые ставить перед «что», «который» и «если». Точку с запятой — перед «но». Многоточия, восклиц. знаки и кавычки — где только возможно.

Раздел II. Творческая часть

(Пользоваться материалами раздела I-го )

1. Передовая статья

Девятый вал
Восточная магистраль, этот железный конь, который, взметая стальным скоком пески прошлого, вершит поступь истории, выявляя очередной зубовный скрежет клевещущего врага, на которого уже взметается девятый вал, грозящий двенадцатым часом, последним часом для прислужников империалистического Молоха, этого капиталистического Ваала; но, невзирая на ошибки, пусть рдеют, а равно и взвиваются стяги у маяка индустриализации, пылающего под клики трудящихся, коими под пение сердец выявляется заря новой жизни; вперед!

2. Художеств. очерк-фельетон

Пусть!..
— Вперед!..
Он пылает под клики трудящихся…
Он вызывает зарю новой жизни…
— Маяк!
Индустриализации!
Пусть отдельные ошибки. Пусть. Но зато как рдеют… как несутся… как взвиваются… эти стяги!.. Эти флаги!..
Пусть — Ваал капитализма! Пусть — Молох империализма! Пусть!
Но на прислужников уже взметается:
— Последний вал!
— Девятый час!
— Двенадцатый Ваал!
Пусть клевещут. Пусть скрежещут. Пусть выявляется злобный зубовный враг!
Вершится историческая поступь. Пески прошлого взметаются скоком стали.
Это — «железный конь»!..
Это:
— Восточная
— Магистраль!
«Поют сердца»…

3. Художеств. Стихотворение

А) Тринадцатый вал

Поют сердца под грохот дней,
Дрожит зарей маяк.
Пускай индустрии огней
Трепещет злобный враг.
Железный конь несет вперед
Исторьи скок взметать,
Семью трудящихся несет
Ошибки выявлять.
Взвивается последний час,
Зардел девятый вал,
Двенадцатый вершится час
тебе, Молох-Ваал!

Б) Восточный вариант

Цветет урюк под грохот дней,
Дрожит зарей кишлак,
А средь арыков и аллей
Идет гулять ишак.

Азиатский орнамент

1. Урюк (абрикосы)
2. Арык (канал)
3. Ишак (осел)
4. Плов (пища)
5. Бай (нехороший человек)
6. Басмач (нехороший человек)
7. Шакал (животное)
8. Кишлак (деревня)
9. Пиала (чашка)
10. Медресе (духовное училище)
11. Ичиги (обувь)
12. Шайтан (черт)
13. Арба (телега)
14. Шайтан-Арба (Средне-Азиатск. ж.д.)
15. Твоя-моя не понимай (выражение)
16. Мала-мала

Добавление

При помощи материалов Раздела I-го по методам Раздела II-го сочиняются также: романы, повести, поэмы в прозе, рассказы, бытовые зарисовки, художеств. репортаж, хроника, эпопеи, пьесы, политобозрения, игра в политфанты, радиооратории и т.д.
Когда Ухудшанский ознакомился с содержанием документа, глаза его, доселе мутные, оживились. Ему, пробавлявшемуся до сих пор отчетами о заседаниях, открылись внезапносверкающие стилистические высоты.
— И за все — двадцать пять тугриков, двадцать пять монгольских рублей, — нетерпеливо сказал великий комбинатор, томимый голодом».

Вот так это выглядело бы в современной интерпретации:

Пусть!..
— Вперед!..
Он пылает под мышиные клики …
-Фотонный!
Пояс!
Пусть отдельные ошибки. Пусть. Но зато как несутся… как взвиваются… эти потоки!.. Энергия Света!..Свет Добра!…Путь Любви!…
Пусть — Ваал материализма! Пусть – Молох капитализма! Пусть!
Но на прислужников уже взметается:
— Последний вал!
— Девятый час!
— Двенадцатый Ваал!
Пусть клевещут. Пусть скрежещут. Пусть выявляется злобный зубовный враг!
Вершится историческая поступь. Пыль прошлого взметается скоком мысли.
Это – Испытание Огнем!..
Это:
— Квантовый
-Переход!
«Поют сердца»…

Со времен Ильфа и Петрова прогресс шагнул далеко вперед, и на службе у современных ухудшанских – компьютеры и программы для автоматической генерации текстов. Что позволяет, при желании, клепать пачками нью-эйджевские статьи и манифесты, не затрачивая при этом почти никаких усилий.Поговорим об одной такой программе с многообещающим названием Delirium generator («Бредогенератор).

Загрузив в нее одну статью или набор слов, близких сердцу каждого «просветленного» (существительные я уже назвал, а прилагательные и глаголы вы можете подобрать сами), можно сгенерировать хоть десяток, хоть сотню статей, близких по тематике с исходной, но это будут уже другие статьи. Останется только «причесать» текст – и вперед, покорять эзотерические сайты и мозги доверчивых читателей. Пусть они поищут сокровенный смысл там, где его нет, и самое смешное, кто-то его для себя действительно найдет.

Программа Delirium generator – «первая ласточка», она бесплатная и еще довольно сырая, чаще она, оправдывая свое название, выдает натуральный бред, что впрочем не мешает пользователю раз за разом жать кнопку «продолжить бредогенерацию», до тех пор, пока не будет получен более-менее связный текст. (Не за горами появление и аналогичных платных программ, с автоматической проверкой и исправлением ошибок, со словарями на сотни тысяч слов, с обширной базой уже опубликованных в интернете статей.

Ведь сотни порталов в сети, посвященных оккультизму и эзотерике, требуют наполнения контентом, желательно оригинальным, а раз есть спрос – будет и предложение). В итоге информации становится все больше и больше, а смысла в ней все меньше и меньше. Я далек от мнения, что при написании статей кто-то использует именно эту программу, но иной раз, почитывая очередной «квантовый трип-репорт», думаешь – понимает ли сам автор смысл изложенного, или его такие мелочи не волнуют.

Источник

March 3 2020, 06:26

Categories:

  • История
  • Литература
  • Производство
  • Семья
  • Cancel

Из Золотого теленка

Как гроссмейстер О.Бендер сочинял 

Торжественный комплект
Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей

Поют сердца под грохот дней,
Дрожит зарей маяк.
Пускай индустрии огней
Трепещет злобный враг.
Железный конь несет вперед
Исторьи скок взметать,
Семью трудящихся несет
Ошибки выявлять.
Взвивается последний час,
Зардел девятый вал,
Двенадцатый вершится час
тебе, Молох-Ваал!

Пусть!..
— Вперед!..
Он пылает под клики трудящихся…
Он вызывает зарю новой жизни…
— Маяк!
Индустриализации!
Пусть отдельные ошибки. Пусть. Но зато как рдеют… как несутся… как взвиваются… эти стяги!.. Эти флаги!..
Пусть — Ваал капитализма! Пусть — Молох империализма! Пусть!
Но на прислужников уже взметается:
— Последний вал!
— Девятый час!
— Двенадцатый Ваал!
Пусть клевещут. Пусть скрежещут. Пусть выявляется злобный зубовный враг!
Вершится историческая поступь. Пески прошлого взметаются скоком стали.
Это — «железный конь»!..
Это:
— Восточная
— Магистраль!
«Поют сердца»…

========================================

Вам нравится упоминание 9ки и вал-ваала -баала? В торжественных так сказать одах…

Пылает..рдеет…взвивается….Молох-Ваал-Баал…

9й вал..ага…Заря новой жизни…

А лед это старая жизнь…растопить его…принести жертвы в печах…Ага

  • Железнодорожные билеты были заранее уплачены ошибка
  • Железная дорога не прощает ошибок
  • Желающие соискатели получить работу должны пройти собеседование где ошибка
  • Желаю победы на этой номинации ошибка
  • Желаю всяческих успехов вашему новому начинанию ошибка