Как мало пройдено дорог как много сделано ошибок антонимы архаизм историзм жаргонная лексика

Определите,какие лексические явления представлены предложениях. СРОЧНО!!!!

1)
Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел. (Ю. Бондарев)


2)
Багряное солнце, пронизав листву, светило в окна снопами острых красных лучей. (М. Горький)


3)
Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали. (И. Тургенев)


4)
Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (С. Есенин)


5)
У жены твоей — очи, и не губы — уста. (Р. Казакова)


фразеологизм

синонимы

антонимы

метафора

архаизмы

Лексические нормы

Л
ексика

— словарный состав языка. Лексический
состав языка неоднороден. В нем выделяются:

— по сфере
употребления — общеупотребительная
лексика; лексика стилистически
маркированная

(поэтическая, разговорная, просторечная
и др.); лексика, ограниченная
в употреблении
различными факторами: социальными
(профессионализмы,
жаргонизмы), территориальными
(диалектизмы);

— по исторической
перспективе — новейшая
(неологизмы)
и устаревшая
лексика (архаизмы и историзмы);

— по происхождению
исконная
и заимствованная
лексика.

Лексическое
значение слова

— содержание слова, отражающее в сознании
говорящего представление о предмете,
свойстве, процессе и т. п. На основе
лексического значения слова в языке
образуют микросистемы (омонимы, антонимы,
синонимы). Употребляя слово
в речи
,
следует учитывать

значение,
присущее ему в литературном языке;

— его лексическую
сочетаемость
,
обусловленную семантикой, стилистической
принадлежностью, эмоциональной
окрашенностью, грамматическими свойствами
слова и т. д.

Нарушение этого
ведет к речевым
ошибкам
. К
ним, в частности, относятся а) избыточность
выражения, заключающаяся в смысловом
дублировании — неоправданном употреблении
близких по значению слов (плеоназм)
или в повторении однокоренных слов
(тавтология);
б) лексическая недостаточность,
заключающаяся в пропуске необходимого
в предложении слова.

У
пражнение

45.
Найдите в
предложениях и выпишите группами а)
термины и профессионализмы, б)
территориальные диалектизмы, в)
жаргонизмы; выпишите их группами.

1. Задача правительства
— сдержать инфляцию. 2. Инфинитив —
неопределенная форма глагола. 3. Вместо
всякой пузатой мелочи, которая кредитуется
по пустякам, люди будут брать миллионы
баксов (Пелев.). 4. Эхотакардиограф —
прибор для диагностики заболеваний
сердца. 5. Меня кубыть ветром несло
(Шол.). 6. Глухо побрякивая балабоном,
бежал жеребенок (Шол.). 7. Гугол —
символическая математическая величина,
выражаемая единицей со ста нулями. 8.
Мой приятель завалил экзамен, схлопотал
пару, потому что его поймали со шпорами.
9. Гаврила баил, что голосок, мол, у ней
такой тоненький (Тург.). 10. Во как колбасит
тебя (Пелев.). 11. Забор крови производится
в лаборатории с 9. 00 до 12. 00. 12. Причем
требует, чтобы этот клип был круче, чем
у других идиотов (Пелев.).

Упражнение
46.
Поочередно
выпишите из данных
предложений неологизмы и архаизмы. Если
возможно, подберите к архаизмам
современные синонимы. Объясните значение
неологизмов.

1. Учиненный розыск
выявил целую группу стрельцов (Гран.).
2. Как и было обещано, через несколько
минут на поясе у него зазвонил пейджер
(Пелев.). 3. Сергей взял у клиента бланк
с его логотипом (Пелев.). 4. Младшая сестра,
Женя, пока говорили о земстве, молчала
(Чех.). 5. Именно этот клип дал понять
большому количеству прозябавших в
России обезьян, что настала пора
пересаживаться в джипы… (Пелев.). 6.
Чемодан внесли кучер Селифан […] и лакей
Петрушка (Гог.).

Упражнение
47.
Поочередно выпишите
в столбик:

а) бывшие неологизмы,
ставшие общеупотребительными словами;

б) неологизмы, еще
не получившие широкого распространения
в языке;

в) индивидуально-авторские
образования.

Проанализируйте
новую лексику с точки зрения ее
происхождения.

1. По аллее олуненной
вы проходите морево (Сев.). 2. На сайте
можно найти основную информацию о фирме.
3. Председатель исполкома был назначен
приказом. 4. Еще в комнате было несколько
компьютеров попроще, сканеры и какой-то
сложный видеомагнитофон со множеством
индикаторов. 5. Вот и вечер в ночную жуть
ушел от окон, хмурый, декабрый (Маяк.).
6. Пионеры выполнили план сбора макулатуры.
7. Интернет-кафе начало свою работу. 8.
Работа уходила в агентства, которые
имели в своем штате своих собственных
копирайтеров и так называемых криэйторов
(Пелев.).

Упражнение
48.
Определите
уместность использования устаревших
слов в следующих предложениях. Если
необходимо, отредактируйте фразы.
Укажите архаизмы, «вернувшиеся» в
активный словарный запас.

1. После изъятия
составлен сей акт. В оном указано
количество изъятого. 2. По результатам
проверки учинен иск в адрес виновных.
3. На ее устах была печать молчания. 4.
Наш приятель работает в чине экономиста.
5. Депутаты всё привыкли мерить на свой
аршин. 6. На заседании думы принят важный
закон. 7. Недавно в гимназии прошел
замечательный праздник. 8. В области
состоялись выборы губернатора.

Упражнение
49.
Объясните значение
заимствованных слов, используя словари.

Абстрактный,
стимул, адаптация, альтернатива, аргумент,
брифинг, прецедент, экстраполяция,
нивелировать, имитировать, лимит,
санкция, дебют, амплуа, игнорировать,
менеджер, доктрина, постулат, автономия,
вакансия, локальный, директива, эволюция,
аналогия, синтез, анализ, конференция,
симпозиум, тотальный, легитимный,
меценат, регресс.

Упражнение
50.
Спишите иноязычные
слова, вставляя, где необходимо,
пропущенные буквы. Подберите к ним
синонимы.

I.
Дилем?а, им?итация, дискус?ия, рес?урс,
сам?ит, гум?анный, гум?анизм, кол?ектив,
ком?ерция, дес?ерт, гал?ерея, эф?ективность,
прогрес?, компромис?, ан?отация, ком?юнике,
индиф?ерентно, кол?оквиум, дис?ертация,
ас?оциация, кол?егиальный, гал?юцинация,
ап?робация, пес?имизм, дес?ант, бизне?,
тер?ор, кол?екция.

II.
Сув…р…нитет, пр…зидент, пр…амбула,
пр…оритет, пр…стижный, пр…валировать,
п…риод, пр…нтер, пр…тензия.

Упражнение
51. Определите
уместность использования иноязычной
лексики. Если нужно, исправьте предложения.

1. Нельзя индифферентно
относится к проблеме роста преступности.
2. На митинге превалировало старшее
поколение. 3. Идентичный диспут прошел
в соседней аудитории. 4. Представительный
форум начал свою работу, так как собрался
кворум. 5. Открылись новые перспективы
для эволюции культурной работы. 6.
Конфиденциальное признание игнорировать
не стоит, оно импонирует присутствующим.
7. Амплуа актрисы изменилось. 8. Эффективность
режима экономии зависит от того, насколько
лимитируются финансовые расходы. 9.
Нельзя игнорировать специфические
особенности каждого вида искусства.
10. Констатация нарушения регламента
работы фирмы ведет к искажению ее имиджа.
11. Представление продукции нашей
индустрии и сельского хозяйства —
основная задача выставки.

Упражнение
52.
Раскройте
лексическое значение данных слов с
помощью толковых словарей. Выпишите
сначала однозначные, затем многозначные
слова. Употребляя последние в разных
значениях, составьте с ними словосочетания.

Добрый, год, идти,
круглый, лететь, март, дом, ветер, дорога,
молоко, лес, язык, глубокий, черный,
свежий, говорить.

Упражнение
53.
Выпишите из
предложений:

а) слова, употребленные
в прямом значении;

б) слова, употребленные
в переносном значении. Укажите способ
переноса значения.

Для справок.
У многозначного
слова разграничивают основное
(главное, прямое) и производное
(переносное) значения, которые связаны
между собой на основании сходства
или смежности,
в соответствии с чем различают способы
переноса значений — метафору
и метонимию.

1. Кругом безмолвие,
в глубоком смирении с неба смотрели
звезды… (Чех.). 2. Розе дремлется, не
спится, серебрится в ней роса (Бальм.).
3. Хороводы звезд чудными узорами
сплетались на далеком небосклоне
(Лерм.). 4. Окружающая нас мгла осенней
ночи вздрагивала (Горьк.). 5. Уйдет ночью
далеко в степь Лойко, и плачет до утра
его скрипка (Горьк.). 6. Луна тихо смотрела
на беспокойную, но покорную ей стихию
(Лерм.). 7. …Мелкая роса высыпала на
листьях и травах, блистала серебром на
паутинках; влажная, темная земля,
казалось, еще хранила румяный след зари;
со всего неба сыпались песни жаворонков
(Тург.).

Упражнение
54. Подберите
ряды синонимов к данным словам, учитывая
их многозначность.

Для справок.
Каждому значению многозначного слова
соответствует свой синонимический ряд.

Старый, горячий,
короткий, круглый.

Упражнение
55.
Составьте
синонимические ряды к словам. Объясните
различия между синонимами в одном ряду
(оттенок значения, эмоционально-стилистическая
окраска, частота употребления).

Грусть, злой,
шагать, напрасно; глаза, уродливый,
блестеть, хорошо; храбрец, далекий,
кричать, очень.

Упражнение
56.
Исключите из
синонимического ряда слова, не являющиеся
синонимами по отношению к другим.
Мотивируйте свой выбор.

1. Доктор, лекарь,
врач, медработник, педиатр, кардиолог.

2. Дождь, шторм,
град, снег, вьюга.

3. Метель, буря,
ураган, ветер.

4. Случайно, нарочно,
невзначай, спонтанно, слишком.

5. Аплодировать,
восхищаться, хлопать, стучать, рукоплескать.

6. Смелый, мужественный,
герой, храбрый, отважный, лихой.

Упражнение
57.
Составьте
словосочетания с каждым из данных
синонимов, используя данные в скобках
слова и не нарушая лексическую
сочетаемость.

1. Частный,
индивидуальный, личный, персональный
(свобода, владения, проект, транспорт,
право).

2. Громадный,
большой, огромный, крупный (труд, ребенок,
город, взнос, участок).

3. Наклониться,
нагнуться, накрениться (вперед, к воде,
на бок, вправо, ниже).

Упражнение
58.
С учетом
стилистической окрашенности синонимов
продолжите заполнение таблицы
своими примерами.

книжное

нейтральное

разговорное

почивать

спать

дрыхнуть

Упражнение
59.
Вспомните и
запишите пять пословиц, в которых
использованы антонимы.

Упражнение
60.
Подберите антонимы
к словам.

День, черный, идти,
радость, брать, легко, открыть, большой,
помнить, далеко.

Упражнение
61.
Выпишите антонимы
и проанализируйте их стилистическую
функцию.

1. Крик разлук и
встреч — ты, окно в ночи! (Цв.). 2. Мне
грустно потому, что весело тебе (Лерм.).
3. Как мало пройдено дорог, как много
сделано ошибок! (Ес.). 4. У счастливого
недруги мрут, у несчастного друг умирает
(Некр.). 5. Радость ползет улиткой, у горя
— бешеный бег (Маяк.). 6. Полюбил богатый
— бедную, полюбил ученый — глупую,
полюбил румяный — бледную, полюбил
хороший — вредную, золотой — полушку
медную (Цв.). 7. Они сошлись. Вода и камень,
стихи и проза, лед и пламень не столь
различны меж собой (Пушк.). 8. В жизни —
смерть, и в смерти — жизнь (Бальм.). 9.
Делить веселье — все готовы, никто не
хочет грусть делить (Лерм.). 10. Гляжу на
будущность с боязнью, гляжу на прошлое
с тоской (Лерм.). 11. За шепот и за крик,
за вечность и за миг, за отгоревшую зарю,
за смех и за печаль, за тихое «прощай»
— за все тебя благодарю (Рожд.).

Упражнение
62.
Выпишите
поочередно слова, имеющие омонимы и
многозначные слова. Обоснуйте свою
точку зрения.

Для справок.
Между разными значениями многозначного
слова существует связь, а слова-омонимы
по смыслу друг с другом не связаны.

Лук, земля, ток,
ключ, золотой, месяц, знать, волна, пасть,
мягкий, коса.

Упражнение
63.
Составьте
словосочетания с паронимами.

Для справок.
Паронимы
— слова, по смыслу и по звучанию
(написанию) сходные, но не тождественные.

Длинный — длительный,
злой — злостный, обидный — обидчивый,
одеть — надеть, командированный —
командировочный, исполнительный —
исполнительский, проблемный —
проблематичный, тяготится — тяготеет,
хозяйский — хозяйственный, тактичный
— тактический, соседний — соседский,
бережный — бережливый, туристский ­—
туристический.

Упражнение
64.
Объясните
различия в значениях данных словосочетаний:

Опасный человек
— опасливый человек; усвоить материал
— освоить материал; осудить действие
— обсудить действие.

Упражнение
65.
Подберите к данным
паронимам синонимы из скобок.

Запасный —
запасливый (предусмотрительный,
резервный);

нестерпимый —
нетерпимый (недопустимый, невыносимый);

удачный — удачливый
(везучий, успешный);

понятный —
понятливый (способный, ясный);

скрытый — скрытный
(неискренний, тайный).

Упражнение
66.
Составьте
словосочетания с данными словами.

Для справок.
Парономазы
— слова, похожие лишь по звучанию.

Эскалатор —
экскаватор, адресат — адресант, континент
— контингент, ордер — орден, форум —
кворум.

Упражнение
67.
Составьте
словосочетания, не нарушая лексической
сочетаемости.

Для справок.
Лексическая
сочетаемость

— способность слова сочетаться не со
всеми, а только с некоторыми словами из
определенного семантического класса.

Одержать, потерпеть
(поражение, победу, верх, немного). Играть,
иметь (роль, значение, вещь, успех, вес,
в волейбол). Придавать, уделять (значение,
время, внимание). Приобрести, снискать
(уважение, известность, авторитет, славу,
вещь, любовь). Заслужить, пользоваться
(победа, уважение, результаты, авторитет,
одобрение).

Упражнение
68.
Отредактируйте
фразы. Какая лексическая ошибка в них
допущена?

1. Формирование
разных форм собственности — насущная
необходимость времени. 2. Пришлось
согласиться с подписанием нового
варианта соглашения. 3. Необычное явление
вызвало интерес ученых и явилось поводом
для начала научных исследований. 4.
Строители бесперебойно получают
строительные материалы. 5. Для успешного
руководства необходимо повышение
квалификации руководителей. 6. Возможно,
наши возможности будут ограничены.

Упражнение
69.
Выпишите сначала
номера предложений с тавтологическими
сочетаниями, а затем — с плеонастическими.
Запишите отредактированные фразы.
Номера каких предложений и почему Вы
выписали дважды?

1. Работа полностью
закончена и завершена. 2. Повседневная
обыденность губительна для творческой
личности. 3. С нового года снова возобновятся
парламентские слушания. 4. Администрация
вправе уволить работника за прогул без
уважительной причины. 5. Швейная фабрика
приступила к пошиву новых швейных
изделий. 6. Жители города довольны работой
систем жизнеобеспечения. 7. Основной
аргумент автора основывается на анализе
многочисленных фактов. 8. Одновременное
сосуществование старого и нового —
яркая примета времени. 9. Обычно и чаще
всего по традиции учитываются только
традиционные формы.

Упражнение
70.
Исправьте
предложения. Чем обусловлена в них
речевая избыточность?

1. Не стоит
оборачиваться назад. 2. Можно гипотетически
предположить, что ситуация изменится
к лучшему. 3. Последним остатком
социалистической системы считалась
Куба. 4. Первый дебют начинающей певицы
оказался удачным. 5. Победителям были
вручены памятные сувениры. 6. Мнение
старейшин не просто игнорируется, а не
принимается во внимание. 7. Над городом
повисла грозовая туча, и все вокруг
погрузилось в темный мрак. 8. Неправильные
и ошибочные выводы затмевают главную
суть работы.

Упражнение
71.
Отредактируйте
фразы, устранив возникающие из-за
речевой недостаточности алогизмы.

1. Сравните результаты
первой таблицы со второй. 2. Герои Чехова
отличаются от произведений других
писателей. 3. Наши выводы не совпадают
с остальными исследователями. 4. Одна
часть студентов не согласна с другими.
5. Стены лаборатории украшают таблицы,
схемы, формулы и великие физики. 6. Среди
экспонатов выставки — изделия из золота,
серебра, янтаря, а также известные
мастера резьбы по дереву.

Упражнение 72
(контрольно-повторительное).
Выпишите из
текста иноязычную лексику. Подчеркните
заимствования-неологизмы. Объясните
значения заимствованных слов и
прокомментируйте возможности их
употребления. Поставьте ударение в
выделенных словах и прокомментируйте
их произношение.

1. Человек берет
кредит.
На этот кредит он снимает офис, покупает
джип «чероки» и восемь ящиков «Смирновской».
2. В нем просыпается чувство безграничного
величия, и он заказывает себе рекламный
клип. 3. В час двадцать я тебе на пейджер
позвоню. 4. В сценарии не было конкретного
сюжета — он состоял из чередования
исторических реминисценций
и метафор. 5. Татарский попытался
запрыгнуть ступенькой выше в рекламной
иерархии и стал разрабатывать рекламные
концепции. 6. Ситуация больше напоминала
дымящийся пейзаж после атомного
взрыва. 7. Какие ассоциации вызывает у
тебя слово «парламент»?

(В.Пелевин)

Упражнение 73
(контрольно-повторительное).
Отредактируйте
предложения, устранив лексические
ошибки. Объясните, в чем они заключаются.

1. Собранный материал
позволяет автору основать выводы. 2. В
монографии изложены моменты одной
концепции. 3. В конце книги дан список
рекомендательной литературы. 4. Это
человек не воспринимает критику, а
встречает ее с большой раздражительностью.
5. Было предложено повысить существующие
заниженные расценки. 6. Необходимо
мотивировать исполнителей для достижения
оптимальных результатов. 7. Праздничный
вечер состоится в субботу утром. 8.
Директор прослушал высказанные
предложения по улучшению работы фирмы.
9. К марту постепенно увеличивается
протяженность суток.

Упражнение 74
(контрольно-повторительное).Проанализируйте
текст объемом 
500-700 слов из региональных печатных СМИ,
обращая внимание на точность и ясность
изложения, образность, выразительность,
богатство языка, уместность употребления
в тексте иноязычной лексики, жаргонизмов,
диалектизмов, архаизмов, неологизмов,
профессионализмов и т. д. Квалифицируйте
и исправьте, если они есть, лексические
ошибки.


Предмет: Русский язык,


автор: krispiponchik

Все члены семьи духовно преломились после той новости, и каждый по-своему зализывал раны
Фразеологизм
Диалектная лексика
окказионализ
синонимы
Как много пройдено дорог, как много сделано ошибок
жаргонная лексика
антонимы
архаизм
историзм

Ответы

Автор ответа: demkaemka11





0

Відповідь:ФразеологизмФразеологизмФразеологизмФразеологизм

Пояснення:

Автор ответа: ariasan





0

Ответ:

а что здесь собственно нужно сделать??

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Русский язык,
автор: jjjjjjjgiyfffffffff

чередование слова жгу -ж…ешь (какую букву надо ставить чтобы получилось чередование )

1 месяц назад

Предмет: Русский язык,
автор: ksluzhina04mail

Дам 350 балов решите

1 месяц назад

Предмет: Қазақ тiлi,
автор: 123vfjncffhnn

ару Астана такырыбына есымдыгы бар 5 матын

1 месяц назад

Предмет: Математика,
автор: Svetoshad

Обрзначь порядок действий в выражениях .Найди их значения (48-16)+(79-71); 7+(68-15)-2

6 лет назад

Предмет: Английский язык,
автор: kozibaeva96

Пожалуйста помагите мне на английском языке

6 лет назад

Как мало пройдено дорог как много сделано ошибок антоним

Сергей Есенин — Мне грустно на тебя смотреть: Стих

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Анализ стихотворения «Мне грустно на тебя смотреть» Есенина

Очень часто вдохновение приходит к поэтам вместе с влюбленностью. В 1923 году прославленный поэт Сергей Есенин познакомился с популярной актрисой Августой Миклашевской. Он тут же без оглядки в нее влюбился, хотя она была его на четыре года старше. Об их отношениях общественность узнала уже после смерти поэта, из воспоминаний самой Миклашевской. Согласно этим воспоминаниям, любовь их носила исключительно платонический характер, они даже ни разу не целовались. Эта встреча очень сильно повлияла на творчество Есенина, из-под его пера выходят самые проникновенные и нежные стихи, которые позже вошли в цикл «Любовь хулигана». Некоторые биографы считают роман с Миклашевской последней настоящей любовью Есенина. Также отмечается, что отношения с актрисой могли спасти Есенина от трагической участи, которая настигла его двумя годами позднее. Главный мотив его творчества в это время – отказ от пьянства, распутства, от прежней разгульной жизни. В этот цикл входит и стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…».

Главная тема этого сочинения – конец жизни, ее финал. Эта тема явственнее подчеркивается образом осени, неизбежным приходом зимы которая олицетворяет собой смерть. Однако сам Есенин оценивает происходящее как самое начало осени, сентябрь. Но, возможно, автор таким образом делает тонкую отсылку к имени своей возлюбленной. В этом стихотворении поэт дает оценку своему прошлому: «Так мало пройдено дорог Так много сделано ошибок», при этом он отрицательно оценивает и прошлое своей возлюбленной: «Чужие губы разнесли Твое тепло и трепет тела». Возможно, Есенину была неприятна популярность возлюбленной. Возможно, он ревновал ее к многочисленным поклонникам.

Автор сожалеет о расставании, при этом прекрасно понимает его неизбежность. Он видит, что продолжаться так эти отношения не могут, что уже больше невозможно терпеть бесконечных почитателей актрисы. Но, при этом, Есенин не боится этих людей (или человека). Поэт знает, что у него самого не осталось ничего «как только желтый тлен и сырость». Здесь он продолжает тему осени, тему увядания всего живого. Автор показывает, что и сам он прожил далеко не благочестивую жизнь. И жизнь эта, и расставание с любимой кажутся ему смешными по сравнению с течением времени. За осенью последует зима и Есенин, сравнивая себя и возлюбленную с цветами, замечает, что зимой цветы не цветут, поэтому не нужно жалеть о том, что они увяли. Как не нужно жалеть и об этом расставании.

Сергей Есенин Стихотворения Часть 2

* * *
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада.
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

* * *
Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах, какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать –
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

* * *
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящим
Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

* * *
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

* * *
Не ругайтесь. Такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.

Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я ее донести?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.

Позабуду поэмы и книги,
Перекину за плечи суму,
Оттого что в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому.

Провоняю я редькой и луком
И, тревожа вечернюю гладь,
Буду громко сморкаться в руку
И во всем дурака валять.

И не нужно мне лучшей удачи,
Лишь забыться и слушать пургу,
Оттого что без этих чудачеств
Я прожить на земле не могу.
(1922)

* * *
Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году –
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

* * *
Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,-
Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес.
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною.
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных колес.

* * *
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

низкий дом
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

* * *
Опять раскинулся узорно
Над белым полем багрянец,
И заливается задорно
Нижегородский бубенец.

Под затуманенною дымкой
Ты кажешь девичью красу,
И треплет ветер под косынкой
Рыжеволосую косу.

Дуга, раскалываясь, пляшет,
То выныряя, то пропав
Не заворожит, не обмашет
Твой разукрашенный рукав.

Уже давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь,
Тебе – высокая светлица,
А мне – далекий монастырь.

Там синь и полымя воздушней
И легкодымней пелена.
я буду ласковый послушник,
А ты – разгульная жена.

И знаю я, мы оба станем
Грустить в упругой тишине:
я по тебе – в глуxом тумане,
А ты заплачешь обо мне.

Но и поняв, я не приемлю
Ни тиxиx ласк, ни глубины –
Глаза, увидевшие землю,
В иную землю влюблены.
1916

* * *
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.

ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать.
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.

* * *
Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году –
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

* * *
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

* * *
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 25.10.2015. Снежно-красный сонет Шляпа Дурака
  • 24.10.2015. Есть люди как звёзды. Дмитр Свиридов
  • 23.10.2015. Считать копейки вымученных слов.
  • 04.10.2015. Сергей Есенин Поэмы. Анна Снегина
  • 03.10.2015. Сергей Есенин Стихотворения Часть 3
  • 02.10.2015. Сергей Есенин Стихотворения Часть 2
  • 01.10.2015. Сергей Есенин Стихотворения Часть 1

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Ответка

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.

Задать вопрос

  • Подготовка к ЕГЭ

  • Подготовка к ОГЭ

  • Подготовка к олимпиаде

  • Сочинение

  • Грамматика

  • Для взрослых

    Задать вопрос

    • Все вопросы

    Яна





    Русский язык


    10 — 11 классы




    13.11.2020 13:11

    Определи, какое лексическое явление встречается в предложении.

    Мне стало немного жутко и холодно, и я запахнулся дохой, как будто это подо мной была эта тёмная, холодная глубина —

    фразеологизм
    синонимы
    окказионализм
    диалектная лексика

    Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок —

    жаргонная лексика
    архаизм
    историзм
    антонимы

    Ответы на вопрос

    Записаться

    Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!

    Смотреть

    Репетиторы в городах:

    • Репетитор в Симферополе
    • Репетитор в Мензелинске
    • Репетитор в Жукове
    • Репетитор в Александрии
    • Репетитор в Солнечногорске
    • Репетитор в Моздоке
    • Репетитор в Зеленогорске
    • Репетитор в Аниве
    • Репетитор в Сринагаре
    • Репетитор в Мюнхене
    • Репетитор в Измире

      Репетиторы по предметам:

      • Репетитор по русскому языку
      • Репетитор по английскому языку
      • Репетитор по немецкому языку
      • Репетитор по математике
      • Репетитор по биологии
      • Репетитор по физике
      • Репетитор по химии
      • Репетитор по французскому языку
      • Репетитор по итальянскому языку
      • Репетитор по китайскому языку

      • Как мало пройденных дорог как много сделанных ошибок
      • Как мало прожито лет как много сделано ошибок
      • Как маленькие математические ошибки обернулись катастрофами
      • Как ловить ошибки python
      • Как лечить ошибку диска